Автобиография куприна для детей краткое содержание. А.И

Александр Куприн – величайший российский писатель, известный своими романами, переводами и рассказами.

Александр Иванович Куприн появился на свет в маленьком городке Наровчате 7 сентября 1870 года в дворянской семье. В раннем возрасте переехал вместе с матерью в Москву по причине смерти отца мальчика. Среднее образование он получил в обычном пансионе, который по совместительству являлся интернатом для беспризорников. Спустя 4 года обучения его переводят во кадетский корпус, также располагающийся в Москве. Юноша решает осваивать военную карьеру и после выпуска становится студентом Александровского военного училища.

Получив диплом, Куприн отправляется служить в Днепропетровский пехотный полк в качестве подпоручика. Но спустя 4 года он бросает службу и посещает несколько городов в западных губерниях Российской Империи. Ему было проблематично найти постоянную работу из-за отсутствия квалификации. Из тяжёлого финансового положения его вытаскивает Иван Бунин, с которым писатель познакомился совсем недавно. Бунин отправляет Куприна в столицу и устраивает его на работу в большую типографию. Александр остаётся жить в Гатчине вплоть до событий 1917 года. В течение Первой Мировой войны он по собственному желанию обустраивает госпиталь и помогает вылечивать раненых военных. За весь период начала 20 века Куприн создал несколько повестей и рассказов, самыми известными из которых были “Белый пудель” и “Гранатовый браслет”.

В последние годы существования Российской Империи Куприн придерживался коммунистических взглядов, яро поддерживая партию большевиков. Он положительно отреагировал на отречение царя Николая 2 и в хорошем тоне воспринял приход новой власти. Спустя несколько лет классик очень сильно разочаровывается в новом правительстве и начинает выступать с речами, критикующими новый политический строй Советской России. В связи с этим, ему пришлось взять в руки оружие и примкнуть к Белому движению.

Но после победы красных Александр немедленно мигрирует заграницу, чтобы избежать преследований. В качестве места проживания он выбирает Францию. В эмиграции он активно занимается литературной деятельностью и пишет свои очередные шедевры: “Колесо времени”, “Юнкера”, “Жанета”. Его произведения пользуются огромным спросом серди читателей. К сожалению, огромная популярность его творчества не принесла писателю огромного количества финансовых средств. В итоге, за 15 лет он смог набрать неимоверный перечень долгов и кредитов. “Денежная яма” и невозможность прокормить собственную семью заставили его пристраститься к алкоголю, который заметно подкосил его жизнь.

Спустя несколько лет его здоровье стремительно начинает ухудшаться. Внезапно в конце 30-ых годов прошлого столетия Куприна приглашают обратно в Россию. Александр возвращается. Но из-за алкоголизма и обострившихся болезней организм классика уже не мог творить или работать. Поэтому 25 августа 1938 года Александр Куприн умирает в Ленинграде по естественным причинам.

Жизнь и творчество писателя Александра Куприна

Александр Иванович Куприн является известным русским писателем и переводчиком. Его произведения были реалистичны, тем и приобрели известность во многих слоях общества.

Детство и родители

Детские года Куприна проходят в Москве, куда они с мамой переехали после смерти отца.

Обучение

В 1887 г. Куприн поступает в Александровское военное училище.

Он начинает переживать разные трудные моменты, о которых пишет первые произведения.

Куприн неплохо писал стихи, но не пытался публиковать их или не хотел.

В 1890 году служит в пехоте, где пишет произведения «Дознание», «Впотьмах».

Расцвет творчества

Через 4 года Куприн уходит из полка и начинает свое путешествие по разным городам России, смотря на природу, людей и приобретая новые знания для своих дальнейших произведений и рассказов.

Произведения Куприна интересны тем, что он свои переживания и чувства описывал в них или они становились основой для новых рассказов.

Самый рассвет творчества писателя был вначале 20 века. В 1905 году публикуется повесть “Поединок”, получившая огромное признание общества. Затем на свет появляется самый главный труд “Гранатовый браслет”, сделавший Куприна известным.

Нельзя не выделить такое произведение, как повесть “Яма”, которое стало скандальным и не опубликовано из-за порнографических сцен в книге.

Эмиграция

Во время Октябрьской революции Куприн эмигрирует во Францию, потому что не хотел поддерживать коммунизм.

Там он продолжает свою деятельность писателя, без которой он не мог представить свою жизнь.

Возвращение в Россию

Постепенно Куприн начинает тосковать по Родине, на которую вернулся с плохим здоровьем. После возвращения он начинает работу над своим последним произведением под названием “Москва родная”.

Личная жизнь

У Куприна было две жены: с первой Марией Давыдовой брак завершился спустя 5 лет, но этот брак дал ему дочь Лидию. Второй женой была Елизавета Морицовна Гейнрих, которая подарила ему двое дочерей – Ксению и Зинаиду. Супруга покончила жизнь самоубийством во время блокады Ленинграда, не сумев пережить такое жуткое время.

Потомков у Куприна не осталось, потому что единственный внук погиб во Второй мировой войне.

Последние годы жизни и смерть

Правительству было на руку возвращение Куприна на Родину, потому что из него хотели создать образ человека, который сожалел о своем поступке, что он покинул родную землю.

Однако пошли слухи, что Куприн сильно болен, поэтому прошла информация, что его произведение “Москва родная” вовсе написал не он.

Сообщение 3

Рождение писателя произошло 7 сентября 1870 г. в Пензенской губернии в городе Наровчат. Очень рано, из-за холеры ушел из жизни отец. В 1874г. мать совершила переезд в Москву, и отдала Александра в училище, в котором обучались сироты. С 1880 по 1888г. проходит путь до военного Александровского училища.

Увлекаться литературой начал в период обучения в кадетах. Рассказ «Последний дебют» появился в 1889г. и писатель был наказан выговором. Получив звание подпоручика в 1890-1894гг. был отправлен на несение службы в Каменец-Подольский. В 1901г. вышел в отставку. Проживал в Киеве, Петрограде, затем в Севастополе. Все это время, писателя преследовала бедность, нищета, у него не было постоянной работы. Эти тяготы и способствовали развитию Куприна, как выдающегося литератора. Подружился с Чеховым А. П., Буниным И.А. , эти писатели оставили неизгладимый отпечаток на творчестве писателя. В свет выходят рассказы и повести: «Поединок», «Яма», «Гранатовый браслет».

Наступил 1909г., год признания. Александр Куприн получает Пушкинскую премию. Помимо писательской деятельности, помогает сбежать матросам-мятежникам от полиции. 1914г. наступает одно из самых страшных событий в истории человечества – Первая мировая война. Александр Иванович Куприн уходит на фронт добровольцем, но там находится не долго. Его комиссуют по здоровью. Чтобы участвовать хоть как – то в судьбе страны, открывает в своем доме, солдатский госпиталь. Но просуществовал он не долго. В стране начались перемены.

1917г. время революции. Куприн сближается с эсерами, и с радостью встречает революцию. Но ее последствия не оправдали его надежд. Гражданская война, которая началась следом за революцией, повергли его в депрессию. Принимает решение вступить в армию Юденича Н.Н..

Наступает 1920г. Время перемен. Куприн переезжает во Францию, и пишет свою автобиографию. Свет увидел ее под названием «Юнкера». В 1937 году, желание увидеть Родину, заставляет его вернуться домой. Новая страна, СССР, приняла Александра Ивановича спокойно, без последствий. Но прожить великому писателю оставалось недолго.

Умер писатель в возрасте 68 лет, от рака пищевода в 1938г. 25 августа, в Санкт-Петербурге, в то время Ленинград. Был захоронен на Волковском кладбище, возле могилы И.С.Тургенева, сейчас это Фрунзенский район Санкт-Петербурга.

Доклад 4

Александр Иванович Куприн - человек с интересной судьбой, писатель-реалист, чьи образы взяты из самой жизни. Время его творений пришлись на не легкие для русской истории период. Окончание XIX и начало XX столетия отразились на судьбе и и произведениях автора.

Александр Иванович, родившийся в 1870г., был уроженцем Пензенской губернии г. Наровчате. Мама будущего писателя имела татарские корни, чем впоследствии очень гордился Куприн. Иногда он наряжался в татарский халат и носил тюбетейку, выходя в такой одежде в свет.

Мальчику не было еще и года, когда ушел из жизни его отец, мать была вынуждена отдать сына в сиротский приют, переехав в Москву, уроженкой которой она являлась. Для маленького Александра пансионат явился местом уныния и угнетения.

Окончив училище, Куприн поступает в военную гимназию, по окончании которой в 1887 г. продолжил учебу в Александровском военном училище. События периода жизни писатель описал в произведении «Юнкера». Именно в период обучения Александр Иванович пробует писать. Первый опубликованный рассказ «Последний дебют» был написан в 1889г.

По окончании училища с 1890г. Куприн четыре года отслужил в пехотном полку. Богатейший жизненный опыт, приобретенный на службе, не раз становился темой его произведений. Параллельно писатель публикует свои произведения в журнале «Русское богатство». В этот период увидели свет: «Дознание», «Впотьмах», «Лунный свет», «Поход», «Ночная смена» и многие другие.

Закончив военную службу, Куприн живет в Киеве и пытается определиться с будущей профессией. Множество работ испробовал писатель. Он был рабочим на заводах, борцом в цирке, мелким журналистом, землемером, псаломщиком, актером, летчиком. Всего испробовал более 20 профессий. Везде ему было интересно, везде его окружали люди, ставшие героями купринских произведений. Скитания привели Александра Ивановича в Петербург, где устраивается по рекомендации Ивана Бунина на постоянное место работы в в редакцию « Журнал для всех».

Первой супругой писателя была Мария Карловна, свадьба с которой состоялась в зимой 1902г. Через год в семье появилась дочь Лидия, подарившая впоследствии Куприну внука Алексея.

Повесть «Поединок», вышедший в свет в 1905г., принес огромный успех Александру Ивановичу. Гуляка, авантюрист по натуре, был всегда в центре внимания. Возможно, это стало причиной развода с первой супругой в 1909г. В этом же году писатель вступил в повторный брак с Елизаветой Морицовной, в браке с которой родилось две девочки, младшая из которых умерла в раннем возрасте. Ни дочь, ни внук не оставили детей, поэтому прямых потомков писателя нет.

Предреволюционный период отличался изданием большинства произведений Куприна. Среди написанных произведений: «Гранатовый браслет», « Жидкое солнце», «Гамбринус».

В 1911г. переезжает в Гатчину, где во время Первой мировой войны открывает в своем доме госпиталь для раненных военных. В 1914г. был мобилизован и направлен на прохождение службы в Финляндию, но по состоянию здоровья был уволен.

Первоначально Куприн с радостью встретил известие об отречении царя Николая II от престола. Однако столкнувшись с диктатурой власти, был разочарован. Во время Гражданской войны примкнул к белогвардейцам и после поражения был вынужден уехать в Париж.

Бедность, склонность к употреблению алкоголизма вынудили Куприна вернуться в 1937г. на Родину. К этому периоду писатель был уже сильно болен и не мог заниматься творчеством. Умер Александр Иванович в 1938г.

Сообщение про Куприна

Популярные российские авторы отличаются от любых других авторов, так как они обычно являются приверженцами классического направления литературы. Эти писатели не зря стали одними из самых узнаваемых лиц, как и на своей родине, так и далеко за рубежом. Обычно это писатели, которые с самого детства всю свою жизнь развивали свой писательский талант, при этом знакомясь с ключевыми персонами своего времени, что также приносило им немалую популярность, отчего они становились ещё более успешными. Таким образом, подобные люди и становились известными и успешными, однако также в их развитии сыграл немаловажную роль их безмерный талант. Прекрасным примером подобного автора послужит писатель Куприн.

Александр Куприн – очень известный автор, которого в своё время читали очень активно, как и на России, так и далеко за рубежом. Этот автор писал достаточно уникальные и интересные произведения, в которых автор раскрывал самые интереснейшие темы, через которые автор также доносил свою точку зрения, которой делился со своими читателями. В произведениях Куприна также присутствовали различные художественные приёмы, которые поражали своих читателей своей гениальностью, ведь Куприн был настоящим мастером слова, который писал так, как ни мог писать, ни один автор, классический автор, если быть точнее. Даже его классические произведения были наполнены достаточно интересным сюжетом.

Александр Куприн 7 сентября в городе Наровчате. Родился он, как и большинство известных классических писателей в дворянской семье, в которой мальчика с самого детства очень сильно любили и заботились о нём. И с самого детства в мальчике была замечена его сильная склонность к литературе. С самого детства он начал проявлять достаточно хорошие навыки в литературе, а также в написании различных произведений и стихов. Позже он отправился получать образование, которое успешно получил и начал работать над собой и своим творчеством. Работая над ним, он смог выработать свой собственный стиль написания произведений, и таким образом он стал одним из самых читаемых авторов своего времени, если не самым читаемым. Он прожил хорошую жизнь, написав огромное количество произведений, он закончил её в Ленинграде 25 августа 1938 года. Вся его семья скорбела об утрате, однако умер он от естественных причин, или проще говоря, от старости.

  • Деревенская ласточка (ласточка-касатка) сообщение доклад

    Ласточка-касатка - небольшая птица семейства ласточковых подотряда певчих воробьиных.

  • 1. Годы учебы.
    2. Отставка, начало литературной деятельности.
    3. Эмиграция и возвращение на родину.

    А. И. Куприн родился в 1870 году в уездном городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, секретаря мирового съезда. Его отец Иван Иванович Куприн умер от холеры в августе 1871 года. Вдова Любовь Алексеевна почти через три года переехала с тремя детьми в Москву, отдала дочерей в закрытые учебные заведения, Александр жил с матерью до шестилетнего возраста в Кудринском вдовьем доме. Следующие четыре года Куприн учился в Разумовском сиротском пансионе, где с 1877 года начинает писать стихи. Об этом периоде его жизни — рассказ «Храбрые беглецы» (1917).

    Окончив пансион, поступает в Московскую военную гимназию (кадетский корпус). Учится он в кадетском корпусе восемь лет, там пишет лирические и шуточные стихотворения, переводит с французского и немецкого. Этот период жизни отражен в повести «На переломе» («Кадеты») (1900). Поступает в Военное Александровское училище, в 1890 году заканчивая его подпоручиком. В 1889 году журнал «Русский сатирический листок» напечатал первый рассказ Куприна «Последний дебют». Автор считал рассказ не удавшимся. За публикацию Куприн получил двое суток карцера — юнкерам запрещали выступать в печати. Это описано в романе «Юнкера» (1928—1932), в рассказе «Типографская краска» (1929).

    Служба в пехотном Днепровском полку в 1890— 1894 годах была подготовкой Куприна к военной карьере, но из-за буйного во хмелю нрава его не приняли в Академию Генштаба (силач Куприн сбросил в воду полицейского).

    Поручик ушел в отставку. Жизнь его была бурной, ему довелось попробовать себя в самых разных сферах, от странничества до грузчика и дантиста. Он был завзятым авантюристом и исследователем — спускался под воду как водолаз, летал на аэроплане, создал атлетическое общество. Многие жизненные впечатления он положил в основу своих произведений. Годы службы отразились в военных рассказах «Дознание» (1894), «Куст сирени» (1894), «Ночная смена» (1899), «Поход» (1901), «Ночлег» (1895), в повести «Поединок» (1904—1905), рассказе «Свадьба» (1908).

    В 1892 году Куприн начал работу над повестью «Впотьмах». В 1893 рукопись передана в редакцию «Русского богатства», альманаха, который издавали В. Г. Короленко, Н. К. Михайловский, И. Ф. Анненский. Повесть опубликована летом, а уже в конце осени в том же альманахе напечатан рассказ «Лунной ночью».

    В ранних произведениях Куприна видно, как росло его мастерство. Все меньше подражания, склонность к психологическому анализу. Рассказы армейской тематики отличает симпатия к простому человеку, острая социальная направленность. Фельетоны и очерки сочными красками рисуют жизнь большого города.

    После отставки Куприн переезжает в Киев, работает в газетах. Киевский период — плодотворное время в жизни Куприна. Он знакомится с жизнью горожан и самое интересное рассказывает в сборнике «Киевские типы». Эти очерки появляются в конце 1895 года в газете «Киевское слово», а в следующем году выходят отдельной книгой. Куприн работает учетчиком на сталелитейном заводе в Донбассе, пишет повесть «Молох», рассказ «Чудесный доктор», книгу «Миниатюры: очерки и рассказы», странствует, знакомится с И. А. Буниным. В 1898 году он живет в семье своей сестры и зятя, лесничего, в Рязанской губернии. В этих чудесных местах он начал работу над повестью «Олеся». Жители полесских лесов, такие как богатая внутренней и внешней красотой Олеся, продолжают и позже интересовать Куприна как объект для изображения — в рассказе «Конокрады» он рисует образ конокрада Бузыги, сильного, смелого героя. В этих произведениях Куприн создает свой «идеал естественного человека».

    В 1899 году опубликован рассказ «Ночная смена». Куприн продолжает сотрудничество в газетах Киева, Ростова-на-Дону, в 1900 году публикует в киевской газете «Жизнь и искусство» первый вариант повести «Кадеты». Уезжает в Одессу, Ялту, где встречается с Чеховым, работает над рассказом «В цирке». Осенью снова уезжает в Рязанскую губернию, взяв подряд обмерить шестьсот десятин крестьянского леса. Вернувшись в Москву, в том же году входит в литературный кружок Н. Д. Телешова «Среда», знакомится с Л. Н. Андреевым, Ф. И. Шаляпиным.

    В конце года Куприн переезжает в Петербург, чтобы заведовать отделом беллетристики в «Журнале для всех». Представленный И. А. Буниным издательнице журнала «Мир Божий» А. Давыдовой он публикует там рассказ «В цирке». Рассказ проникнут настроением гибели всего прекрасного. Куприн пересматривает «идеал естественного человека». Человек по природе своей прекрасен, способен вдохновить художника, но в жизни красота принижена, поэтому вызывает чувство сожаления, считает Куприн, Чехов оценивал рассказ таким образом: «"Осенью" Бунина сделано несвободной, напряженной рукой, во всяком случае купринское "В цирке" гораздо выше. "В цирке" — это свободная, наивная, талантливая вещь, притом написанная, несомненно, знающим человеком». Также он поставил в известность Куприна, что Л. Н. Толстой тоже читал произведение, и оно ему понравилось. В семейной жизни Куприна происходят перемены — он женится на М. Давыдовой, рождается дочь Лидия. Теперь он соредактор журнала вместе с А. И. Богдановичем и Ф. Д. Батюшковым. Его представляют Л. Н. Толстому, М. Горькому. В 1903 году в печати появляется рассказ «Болото», выходит первый том произведений.

    В Крыму писатель делает первые наброски повести «Поединок», но уничтожает рукопись. По впечатлениям от встречи с бродячим цирком пишет рассказ «Белый пудель». В начале 1904 года Куприн отказывается от редакторства в журнале. Опубликован рассказ Куприна «Мирное житие». Он уезжает в Одессу, потом в Балаклаву.

    Куприн был далек от революционного движения, но приближение революции отразилось в его творчестве — оно приобрело критическое разоблачительное начало. Очерк «Угар» (1904), в котором выражена идейная позиция Куприна, сатирически изображает «хозяев жизни», контрастом среди тихой лирической южной ночи изображено веселье праздной публики. В рассказах «Корь», «Хорошее общество» и «Жрец» отображен конфликт между «хорошим обществом» и демократической интеллигенцией. На поверку «хорошее общество» оказывается погрязшим в махинациях, это гнилые люди с мнимой добродетелью и показным благородством.

    Куприн долго работает над рукописью «поединка», читает отрывки Горькому и получает его одобрение, но во время обыска жандармы изъяли часть рукописи. Выйдя в печать, повесть принесла автору славу и вызвала большой резонанс в критике. Своими глазами писатель наблюдает восстание на крейсере «Очаков», для этого он каждый день ездит из Балаклавы в Севастополь. Он стал очевидцем расстрела крейсера и укрывал спасшихся матросов. Петербургская газета «Наша жизнь» публикует очерк Куприна «События в Севастополе». В декабре Куприна выслали из Балаклавы и запретили жить там впредь. Этому городу он посвятил цикл очерков «Листригоны» (1907—1911). В 1906 году вышел второй том рассказов Куприна. В журнале «Мир Божий» — рассказ «Штабс-капитан Рыбников». Куприн говорил, что первой своей настоящей вещью считает «Поединок», а лучшей — «Штабс-капитана Рыбникова».

    В 1907 году писатель разводится и женится на Е. Гейнрих, в этом браке рождается дочь Ксения. Куприн пишет «Изумруд» и «Суламифь», выпускает очередной том рассказов. В 1909 году получает Пушкинскую премию. За это время он создает «Реку жизни», «Яму», «Гамбринус», «Гранатовый браслет», «Жидкое солнце» (научная фантастика с элементами антиутопии).

    В 1918 году Куприн выступает с критикой нового времени, его арестовывают. После освобождения он уезжает в Хельсинки и затем в Париж, где активно печатается. Но это не помогает семье жить в достатке. В 1924 году ему предлагают вернуться, и только спустя тринадцать лет тяжело больной писатель приезжает в Москву, а потом в Ленинград и в Гатчину. У Куприна обостряется болезнь пищевода и в августе 1938 года он умирает.


    Куприн Александр Иванович (1870 - 1938) - русский писатель. Социальным критицизмом отмечены повесть «Молох» (1896), в которой индустриализация предстает в образе завода-монстра, порабощающего человека нравственно и физически, повесть «Поединок» (1905) - о гибели душевно чистого героя в мертвящей атмосфере армейского быта и повесть «Яма» (1909 - 15) - о проституции. Многообразие тонко очерченных типов, лирических ситуаций в повестях и рассказах «Олеся» (1898), «Гамбринус» (1907), «Гранатовый браслет» (1911). Циклы очерков («Листригоны», 1907 - 11). В 1919 - 37 в эмиграции, в 1937 вернулся на родину. Автобиографический роман «Юнкера» (1928 - 32).

    Большой энциклопедический словарь, М.-СПб., 1998

    Биография

    Куприн Александр Иванович (1870), прозаик.

    Родился 26 августа (7 сентября н.с.) в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.

    После окончания учения продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище (1888 - 90). Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера». Уже тогда мечтал стать «поэтом или романистом».

    Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, - рассказ «Последний дебют» (1889).

    В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 - 1894 в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах» и рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». Жизни русской армии посвящена серия рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход». В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. В 1890-е опубликовал очерк «Юзовский завод» и повесть «Молох», рассказы «Лесная глушь», «Оборотень», повести «Олеся» и «Кэт» («Прапорщик армейский»). В эти годы Куприн познакомился с Буниным, Чеховым и Горьким. В 1901 переехал в Петербург, начал работать «Журнала для всех», женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902); «Конокрады» (1903); «Белый пудель» (1904). В 1905 вышло наиболее значительное его произведение - повесть «Поединок», имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк «События в Севастополе» (1905), рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907). В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения. Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907 - 11), рассказы о животных, рассказы «Суламифь», «Гранатовый браслет» (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века. После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, «красный террор», он испытал страх за судьбу русской культуры. В 1918 пришел к Ленину с предложением издавать газету для деревни - «Земля». Одно время работал в издательстве «Всемирная литература», основанного Горьким. Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк «Москва родная». Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. В августе 1938 Куприн умер в Ленинграде от рака

    Краткая биография А.И. Куприна — вариант 2

    Александ Иванович Куприн (1870-1938) — известный русский писатель. Его отец – маленький чиновник, умер спустя год после рождения сына. Мать, родом из татарских князей Куланчаковых, после смерти мужа перебралась в столицу России, где и прошли детство и юность Куприна. В свои 6 лет Александр был отдан в сиротский пансион, где пробыл до 1880. И сразу по выходу поступил в Московскую военную академию.

    После — обучался в Александровском училище(1888-90). В 1889 свет увидел его первое произведение – «Последний дебют». В 1890 Куприн причислен к пехотному полку в Подольской губернии, жизнь в котором стала основой его многих произведений.

    В 1894 писатель уходит в отставку и переезжает в Киев. Последующие года были посвящены странствованию Россией.

    В 1890 представляет читателям множество изданий – «Молох», «Юзовский завод», «Оборотень», «Олеся», «Кэт».

    В 1901 Куприн переезжает в Петербург и работает секретарём «Журнала для всех». В этом же году он женится на Давыдовой М. и жизнь дарит ему дочь.

    Двумся годами позже Куприн женится второй раз. Его избранница – сестра милосердия Е. Гейнрих, которая родила писателю дочь.

    В 1918, Куприн приходит к Ленину и предлагает издавать газету для жителей деревень – «Земля». В 1919 автор эмигрирует за границу. Но период, когда он пребывал в Париже – 17 лет, были непродуктивными. Причина этому – материальная сторона, тоска за родиной. И как итог – решение вернуться в Россию.

    Уже 1937 Куприн возвращается в Россию, издаёт очерк «Москва родная». Смерть от рака настигает автора в 1938 году.

    Биография А.И. Куприн |

    Статья рассказывает о краткой биографии Куприна - известного русского писателя, признанного мастера прозы.

    Биография Куприна: ранние годы

    Александр Иванович Куприн родился в 1870 г. в небольшом провинциальном городе. Его отец был потомственным дворянином, что должно было предвещать успешную жизнь. Но вскоре после рождения Саши отец умер, и мать в поисках средств к существованию переехала с детьми в Москву, где после долгих просьб и унижений смогла пристроиться в специальном заведении - вдовьем доме. Саша научился читать в раннем детстве и отдавал этому занятию все свободное время.

    Мальчик рано был помещен в пансион, затем в кадетский корпус и юнкерское училище. Таким образом Куприн практически не испытал радости домашнего очага и нормальной семейной жизни. Детские годы наложили отпечаток на формирование личности писателя, остро чувствующего страдания и унижение простых людей.
    Особое значение для Куприна имели годы, проведенные в корпусе и училище. В этих заведениях царила атмосфера замкнутости и суровой военной дисциплины. Все время воспитанников было подчинено строгому распорядку, за малейшее нарушение полагалось суровое наказание. Куприн с особой болью вспоминал о том, как подвергся порке за незначительный проступок.

    В училище Куприн написал свой первый рассказ "Последний дебют". Его издание стало причиной помещения юнкера в карцер.

    После окончания училища будущий писатель прослужил четыре года в полку. За это время он в тонкости изучил бытовую жизнь царских офицеров, ее ничтожество и грязь. Провозглашаемые высшие идеалы оказались иллюзией, в армии процветала грубость и всевозможные пороки. Впечатления Куприна от армейской службы легли в основание многих последующих произведений. Наиболее известным и ярким из них является повесть "Поединок" (1905 г.), где нравы и поведение офицеров царской армии подвергнуты острой критике.

    После увольнения со службы Куприн принимает решение посвятить свою жизнь профессии писателя. Поначалу это занятие не приносило дохода, и писатель сменил невероятное количество профессий от актера до летчика, пробуя свои силы в самых разнообразных видах деятельности. К тому же это давало писателю богатый опыт в наблюдении различных ситуаций и человеческих характеров.

    Биография Куприна: расцвет творчества

    90-е гг. оказались наиболее плодотворными в творчестве писателя. В это время им было написано одно из самых известных своих произведений - повесть "Молох". В повести Куприн с особой силой изобразил порочность и лживость нового общества, члены которого озабочены только личной выгодой и стремятся любыми средствами добиться этого. Личные чувства человека будут растоптаны, если встанут на пути таких устремлений. Особое место в повести занимает образ завода - "Молоха", всесокрушающей силы, олицетворяющей собой полное подчинение и ничтожество обычного человека.

    В 90-е гг. Куприн знакомится с выдающимися русскими литераторами, которые высоко оценили его творчество. Издание повестей "Поединок", "Яма" и др. принесли писателю всенародную славу. Его творчество становится одной из главных и неразрывных частей русского реализма.
    В своем творчестве Куприн уделял большое внимание детям, особенно тем, у кого было трудное детство, схожее с судьбой писателя. Им было написано несколько прекрасных рассказов о детях, основанных на историях реальных людей.

    Куприн отнесся резко отрицательно к Октябрьской революции и в 1920 г. уехал во Францию. За рубежом писатель практически не занимался творческой деятельностью. Его, как и многих эмигрантов, тянуло на родину, но существовала опасность подвергнуться политическим репрессиям.
    Куприн долгое время прожил за границей, но в конце концов любовь к России пересилила в душе писателя возможный риск. В 1937 г. в разгар сталинских чисток он вернулся на родину, мечтая написать еще множество произведений.

    Мечте не суждено было сбыться, силы писателя уже были значительно подорваны. Куприн умер в 1938 г., оставив после себя огромное литературное наследство. Творчество писателя входит в золотой фонд русской литературы. Он является одним из величайших писателей-реалистов.

    Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность.

    Биография Куприна похожа на роман приключений. По обилию встреч с людьми, жизненных наблюдений она напоминала биографию Горького. Куприн много странствовал, выполнял разнообразную работу: служил на заводе, работал грузчиком, играл на сцене, пел в церковном хоре.

    На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека. В некоторых рассказах того периода говорится о том, что человеческая воля беспомощна перед стихийной случайностью, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеком. Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от Достоевского, сыграло непосредственное знакомство с жизнью людей, с реальной русской действительностью.

    Он начинает писать очерки. Их особенность в том, что писатель обычно вел неспешную беседу с читателем. В них были хорошо видны четкие сюжетные линии, простое и детализированное изображение действительности. Наибольшее влияние на Куприна-очеркиста оказал Г. Успенский.

    Первые творческие искания Куприна завершились наиболее крупной вещью, которая отражала реальность. Это была повесть “Молох”. В ней писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала - все это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса. После очерков и рассказов повесть была важным этапом в творчестве писателя.

    В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” - в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.



    В 1898 году Куприн пишет повесть “Олеся”. Схема повести традиционна: интеллигент, человек обыкновенный и городской, в глухом углу Полесья встречает девушку, которая выросла вне общества и цивилизации. Олеся отличается непосредственностью, цельностью натуры, душевным богатством. Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками. Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе.

    В 1901 году Куприн приезжает в Петербург, где сближается со многими писателями. В этот период появляется его рассказ “Ночная смена”, где главный герой - простой солдат. Герой - не отстраненная личность, не лесная Олеся, а вполне реальный человек. От образа этого солдата тянутся нити к другим героям. Именно в это время в его творчестве появляется новый жанр: новелла.

    В 1902 году Куприн задумывает повесть “Поединок”. В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия - военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя. В повести нашли отражение прогрессивные стороны творчества Куприна. Основа сюжета - судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить неправомерность социальных отношений людей. Вновь Куприн говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере Ромашове. Полковая атмосфера томит его, он не желает находиться в армейском гарнизоне. Он разочаровался в армейской службе. Он начинает бороться за себя и свою любовь. И гибель Ромашова - протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.

    С наступлением реакции и обострением общественной жизни в обществе меняются и творческие концепции Куприна. В эти годы усиливается его интерес к миру древних легенд, к истории, античности. В творчестве возникает интересный сплав поэзии и прозы, реального и легендарного, действительного и романтики чувств. Куприн тяготеет к экзотике, разрабатывает фантастические сюжеты. Он возвращается к темам своей ранней новеллы. Вновь звучат мотивы неотвратимости случая в судьбе человека.

    В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть “Яма”. Здесь Куприн отдает дань натурализму. Он показывает обитательниц публичного дома. Вся повесть состоит из сцен, портретов и отчетливо распадается на отдельные детали быта.

    Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет” - рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых “благоуханных” рассказов о любви.

    В 1919 году Куприн эмигрирует. В эмиграции он пишет роман “Жанет”. Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке - дочери уличной газетчицы.

    Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода - роман “Юнкера”.

    В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.

    Военная карьера

    Родился в семье мелкого чиновника, умершего, когда сыну шел второй год. Мать из татарского княжеского рода, после смерти мужа бедствовала и вынуждена была отдать сына в сиротское училище для малолетних (1876), затем военная гимназия, позже преобразованная в кадетский корпус, который окончил в 1888. В 1890 окончил Александровское военное училище. Затем служил в 46-м пехотном Днепровском полку, подготовка к военной карьере. Не поступив в Академию Генштаба (этому помешал скандал, связанный с буйным, особенно во хмелю, нравом юнкера, сбросившего в воду полицейского), поручик Куприн в 1894 подал в отставку.

    Стиль жизни

    Фигурой Куприн был чрезвычайно колоритной. Жадный до впечатлений, он вел страннический образ жизни, пробуя разные профессии - от грузчика до дантиста. Автобиографический жизненный материал лег в основу многих его произведений.

    О его бурной жизни ходили легенды. Обладая недюжинной физической силой и взрывным темпераментом, Куприн жадно устремлялся навстречу любому новому жизненному опыту: спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане (полет этот закончился катастрофой, едва не стоившей Куприну жизни), организовывал атлетическое общество... Во время Первой мировой войны в его гатчинском доме был устроен им и его женой частный лазарет.

    Писателя интересовали люди самых разных профессий: инженеры, шарманщики, рыбаки, карточные шулера, нищие, монахи, коммерсанты, шпики... Чтобы достоверней узнать заинтересовавшего его человека, почувствовать воздух, которым тот дышит, он готов был, не щадя себя, пуститься в самую немыслимую авантюру. К жизни он, по свидетельству современников, подходил как настоящий исследователь, добиваясь как можно более полного и подробного знания.

    Охотно занимался Куприн и журналистикой, публикуя статьи и репортажи в разных газетах, много разъезжал, живя то в Москве, то под Рязанью, то в Балаклаве, то в Гатчине.

    Писатель и революция

    Неудовлетворенность существующим социальным порядком влекла писателя к революции, так что Куприн, как и многие другие писатели, его современники, отдал дань революционным настроениям. Однако к большевистскому перевороту и к власти большевиков отнесся резко негативно. Поначалу он все-таки пытался сотрудничать с большевистской властью и даже собирался издавать крестьянскую газету «Земля», для чего встречался с Лениным.

    Но вскоре неожиданно перешел на сторону Белого движения, а после его поражения уезжает сначала в Финляндию, а затем во Францию, где обосновывается в Париже (до 1937). Там он активно участвовал в антибольшевистской прессе, продолжал литературную деятельность (романы «Колесо времени», 1929; «Юнкера», 1928-32; «Жанета», 1932-33; статьи и рассказы). Но живя в эмиграции, писатель страшно бедствовал, страдая как от невостребованности, так и оторванности от родной почвы, а незадолго до смерти, поверив советской пропаганде, в мае 1937 возвратился вместе с женой в Россию. К этому времени он уже был серьезно болен.

    Сочувствие простому человеку

    Почти все творчество Куприна проникнуто традиционным для русской литературы пафосом сочувствия «маленькому» человеку, обреченному влачить жалкую участь в косной, убогой среде. У Куприна это сочувствие выразилось не только в изображении «дна» общества (роман о жизни проституток «Яма», 1909-15 и др.), но и в образах его интеллигентных, страдающих героев. Куприн был склонен именно к таким рефлектирующим, нервным до истеричности, не лишенным сентиментальности персонажам. Инженер Бобров (повесть «Молох»,1896), наделенный трепетной, отзывчивой на чужую боль душой, переживает за растрачивающих свою жизнь в непосильном заводском труде рабочих, в то время как богатые жируют на неправедно нажитые деньги. Даже персонажи из военной среды вроде Ромашова или Назанского (повесть «Поединок», 1905) обладают очень высоким болевым порогом и малым запасом душевной прочности, чтобы противостоять пошлости и цинизму окружающей их среды. Ромашова мучают тупость военной службы, разврат офицерства, забитость солдат. Пожалуй, никто из писателей не бросил такого страстного обвинения армейской среде, как Куприн. Правда, в изображении простых людей Куприн отличался от склонных к народопоклонству литераторов народнической ориентации (хотя и получил одобрение маститого критика-народника Н. Михайловского). Его демократизм не сводился только к слезливой демонстрации их «униженности и оскорбленности». Простой человек у Куприна оказывался не только слабым, но и способным постоять за себя, обладающим завидной внутренней крепостью. Народная жизнь представала в его произведениях в своем вольном, стихийном, естественном течении, со своим кругом обычных забот - не только горестями, но также радостями и утешениями («Листригоны», 1908-11).

    Вместе с тем писатель видел не только ее светлые стороны и здоровые начала, но и выплески агрессивности, жестокости, легко направляемые темными инстинктами (знаменитое описание еврейского погрома в рассказе «Гамбринус», 1907).

    Радость бытия Во многих произведениях Куприна отчетливо ощутимо присутствие идеального, романтического начала: оно и в его тяге к героическим сюжетам, и в его стремлении увидеть высшие проявления человеческого духа - в любви, творчестве, доброте... Не случайно героев он часто выбирал выпадающих, выламывающихся из привычной колеи жизни, ищущих истину и взыскующих какого-то иного, более полного и живого бытия, свободы, красоты, изящества... ало кто в литературе того времени, столь поэтично, подобно Куприну, писал о любви, пытался вернуть ей человечность и романтику. «Гранатовый браслет» (1911) стал для многих читателей именно таким произведением, где воспевается чистое, бескорыстное, идеальное чувство.

    Блестящий изобразитель нравов самых разных слоев общества, Куприн рельефно, с особой пристальностью описывал среду, быт (за что ему не раз доставалось от критики). В его творчестве присутствовала и натуралистическая тенденция.

    Вместе с тем писатель как никто умел изнутри почувствовать течение естественной, природной жизни - его рассказы «Барбос и Жулька» (1897), «Изумруд» (1907) вошли в золотой фонд произведений о животных. Идеал естественной жизни (повесть «Олеся», 1898) для Куприна очень важен как некая желанная норма, он часто подсвечивает им современную жизнь, находя в ней печальные уклонения от этого идеала.

    Для многих критиков именно такое естественное, органичное восприятие жизни Куприна, здоровая радость бытия были главным отличительным качеством его прозы с ее гармоничным сплавом лирики и романтики, сюжетно-композиционной соразмерности, драматизма действия и точности в описаниях.

    Литературное мастерство Куприн - превосходный мастер не только литературного пейзажа и всего, что связано с внешним, визуальным и обонятельным восприятием жизни (Бунин и Куприн состязались, кто более точно определит запах того или иного явления), но и литературного характера: портрет, психология, речь - все проработано до мельчайших нюансов. Даже животные, о которых любил писать Куприн, обнаруживают у него сложность и глубину.

    Повествование в купринских произведениях, как правило, очень зрелищно и часто обращено - ненавязчиво и без ложной умозрительности - именно к экзистенциальным проблемам. Он размышляет о любви, ненависти, воле к жизни, отчаянии, силе и слабости человека, воссоздает сложный духовный мир человека на сломе эпох.