Золотая маска балет. Объявлены лауреаты премии «Золотая маска

19 апреля закончился ежегодный фестиваль «Золотая маска». Итогом фестиваля стала торжественная церемония вручения Российской национальной театральной премии. На сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича‑Данченко огласили результаты, которые отчасти повергли в шок, отчасти были предсказуемы и не предугадывались разве что людьми, не связанными никак с театральным миром. Кратко опишем результаты «Золотой маски» 2017 года.

«В опере больше всего наград собрал пермский Театр оперы и балета им. П. И. Чайковского и московский Большой театр»

И если большое количество наград в коллекции Большого является почти традицией любой премии, то пермский театр вырвался в лидеры относительно недавно. Так на Урал отправились сразу несколько наград. Скандальная опера «Травиата», которую из-за акустических моментов не смогли привезти в Москву (в рамках конкурса все конкурсанты из разных городов России привозят свои постановки на московские сцены) и которую в итоге жюри оценивало в стенах родного театра, принесла заслуженные плоды. Теодор Курентзис – дирижер-экспериментатор– стал благодаря этой постановке победителем в номинации опера/работа дирижера, исполнительница главной партии Виолетты Валери – Надежда Павлова –одержала победу в номинации опера/женская роль. За пермскую «Травиату» лучшей работой художника по свету в музыкальном театре был признан Роберт Уилсон.

Второй оперой, заслуженно получившей звание лучшей и одержавшей победу в номинации опера/спектакль, стала «Роделинда» – совместная постановка двух крупнейших театров: Большого театра и Английской национальной оперы, премьера Большого 2015 года. Барочная музыка под управлением чуткого и проницательного дирижера Кристофера Мулдса смогла не только очаровать зрителей Большого театра, но и оставить неравнодушными жюри конкурса. За постановку этой оперы в номинации опера/работа режиссера награду получил Ричард Джонс.

Не оставили без наград и другие оперные премьеры прошлого года: Липарит Аветисян стал лучшим в номинации опера/мужская роль за партию Шевалье де Грие в опере «Манон» Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича‑Данченко, Этель Иошпа стал победителем в номинации работа художника в музыкальном театре за оперу «Саломея», включенной в репертуар московской «Новой оперы».

«В сфере балета блистал другой уральский город – Екатеринбург в паре с Санкт-Петербургом»

Лучшим балетом стал екатеринбургский балет Вячеслава Самодурова «Ромео и Джульетта», по-новому переосмысливший шекспировскую драму. Игорь Булыцын за партию Меркуцио в этой постановке был удостоен звания лучшего мужского танцовщика. Произведения В. Самодурова дважды оценили на фестивале: за управление вторым балетом «Ундина», поставленном на сложную для восприятия и исполнения музыку Ханса Вернера Хенце, в номинации балет/работа дирижера премия досталась Павлу Клиничеву (единственным номинантом в этой категории, интрига сохранялась только в названии балета, за который дирижер получен награду).

Если бы фестиваль не отменил в этом году Приз прессы, я бы высказал своё мнение в анкете для голосования. Теперь придется сделать то же самое в более пространной форме. Разбив текст для удобства восприятия на пять глав. С предисловием.

За подробной декорацией Сергея Бархина, построившего ностальгический барачный район, я как-то не заметил особого светового рисунка.

КОНКУРС «ЭКСПЕРИМЕНТ»

«СНЕГУРОЧКА» , театр «Старый дом» , Новосибирск

Красивый спектакль о русском язычестве. Но жаль, что сериал Дмитрия Волкострелова «Как мы не получили «Золотую маску» продолжился. Видимо, активно выступило музыкальное жюри – в номинации «Эксперимент» решение драматическое и музыкальное жюри принимают совместно.

ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА

Андрей МОГУЧИЙ, «Гроза» , БДТ им. Г.А. Товстоногова , Санкт-Петербург

Могучий – могуч; понимаю, что каламбур той еще свежести, но так оно и есть. Режиссер-перфекционист, работающий с ницшеанским размахом. И добро пожаловать в кинотеатры !

ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Евгения СИМОНОВА , Софья Толстая, «Русский роман» , Театр им. Вл. Маяковского , Москва

Спектакля не видел. Надо посмотреть. То, что Симонова – артистка превосходная, никому объяснять не нужно. Может, только самым молодым зрителям, которые про советское кино знают только понаслышке.

ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ

Данила КОЗЛОВСКИЙ , Гамлет, «Гамлет» , Малый драматический театр – Театр Европы , Санкт-Петербург

ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Елена НЕМЗЕР , Панталона, «Ворон»

Ведущая актриса Александринского театра, только что азартно сыгравшая мамашу Кураж у Терзопулоса, органична и в уникальном мире Рощина.

ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Хольгер МЮНЦЕНМАЙЕР , Дьякон, «Жили-были» , Драматический театр, Шарыпово

Артист колоритный. Возможно, так жюри решило выделить очень короткий и совсем не характерный для провинциального театра эскизный спектакль о смерти. Впрочем, логику экспертов, определяющих номинантов в актерской «второплановой» номинации, я никогда не мог понять.

ДРАМА/РАБОТА ДРАМАТУРГА

Марюс ИВАШКЯВИЧЮС, «Русский роман» , Театр им. Вл. Маяковского, Москва

Новая номинация «Маски» принесла победу маститому литовскому драматургу. Своих не нашлось, о чем, собственно, мне уже пришлось сказать выше.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ ЖЮРИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ТЕАТРА КУКОЛ

Ансамбль актеров в спектакле «Три сестры» , театр «Красный факел» , Новосибирск

Игорь Волков, Виталий Коваленко, Елена Вожакина – актеры в спектакле «По ту сторону занавеса» , Александринский театр, Санкт-Петербург

Вот так жюри отметило две выдающиеся версии «Трёх сестер». Значит ли это, что главные награды достанутся другим спектаклям? Да, именно это и значит. И почему у Кулябина отметили всех актеров, а у Жолдака – только троих? Вот уж вопиющая несправедливость.

ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ

«РУССКИЙ РОМАН» , Театр им. Вл. Маяковского, Москва

Занятно, что, кажется, никто из критиков не прочил победы «Русскому роману». Теперь точно надо посмотреть. Почему не сделал этого раньше? Из-за, скажем так, кардинального несовпадения с режиссерским темпераментом Миндаугаса Карбаускиса. После «Канта» решил, что можно, наверное, и завязать с его спектаклями. Но «Маска» не позволяет.

ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ МАЛОЙ ФОРМЫ

«МАГАДАН/КАБАРЕ» , театр «Около дома Станиславского» , Москва

Все остальные победители – но уже без комментариев.
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ БИНДЮЖНИК И КОРОЛЬ, Театр юного зрителя, Красноярск
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Андрей АЛЕКСЕЕВ, «Белый. Петербург», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Роман ФЕОДОРИ, «Биндюжник и Король», Театр юного зрителя, Красноярск
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Мария БИОРК, Соня, «Преступление и наказание», Театр мюзикла, Москва
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Виктор КРИВОНОС, Аполлон Аполлонович Аблеухов, «Белый. Петербург», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург
ОПЕРЕТТА-МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Владимир ГАЛЬЧЕНКО, Князь Серпуховской, «История лошади», Театр драмы им. М. Горького, Самара
БАЛЕТ/СПЕКТАКЛЬ РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ ВСЕ ПУТИ ВЕДУТ НА СЕВЕР, Театр «Балет Москва», Москва
БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ундина», Большой театр, Москва
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Антон ПИМОНОВ, «Скрипичный концерт №2», Мариинский театр, Санкт-Петербург
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Виктория ТЕРЕШКИНА, «Скрипичный концерт №2», Мариинский театр, Санкт-Петербург
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь БУЛЫЦЫН, Меркуцио, «Ромео и Джульетта» , Театр оперы и балета, Екатеринбург
ОПЕРА/СПЕКТАКЛЬ РОДЕЛИНДА, Большой театр, Москва
ОПЕРА/РАБОТА ДИРИЖЕРА Теодор КУРЕНТЗИС, «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
ОПЕРА/РАБОТА РЕЖИСCЕРА Ричард ДЖОНС, «Роделинда», Большой театр, Москва
ОПЕРА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Надежда ПАВЛОВА, Виолетта Валери, «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
ОПЕРА/МУЖСКАЯ РОЛЬ Липарит АВЕТИСЯН, Шевалье де Грие, «Манон», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
РАБОТА КОМПОЗИТОРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ Эдуард АРТЕМЬЕВ, «Преступление и наказание», Театр мюзикла, Москва
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ ЖЮРИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА Спектакль «the_Marusya», Компания «Диалог Данс», Кострома
Спектакль «Геракл», Башкирский театр оперы и балета, Уфа
РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ Этель ИОШПА, «Саломея», театр «Новая опера», Москва
РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ Елена ТУРЧАНИНОВА, «Снегурочка», театр «Старый дом», Новосибирск
РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ Роберт УИЛСОН, «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
КУКЛЫ/СПЕКТАКЛЬ КОЛИНО СОЧИНЕНИЕ, Продюсерский центр «КонтАрт», Санкт-Петербург
КУКЛЫ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Наталья ПАХОМОВА, «Сказка с закрытыми глазами “Ёжик в тумане”», Московский театр кукол
КУКЛЫ/РАБОТА ХУДОЖНИКА Виктор АНТОНОВ, «Железо», Театр кукол Республики Карелия, Петрозаводск
КУКЛЫ/РАБОТА АКТЕРА Анна СОМКИНА, Александр БАЛСАНОВ, «Колино сочинение», Продюсерский центр «КонтАрт», Санкт-Петербург

На сцене Академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) началась церемония вручения театральной премии «Золотая маска». В итоговый список номинантов в этом сезоне вошли 28 драматических спектаклей «большой» и «малой» формы, 13 опер, пять балетов и девять спектаклей современного танца, четыре спектакля в жанре «оперетта/мюзикл», а также восемь кукольных спектаклей.

Лауреатом премии в номинации «Лучший спектакль в оперетте-мюзикле» стал «Биндюжник и король» (Театр юного зрителя, Красноярск). Лучшую женскую роль в оперетте-мюзикле сыграла Мария Биорк - она награждена за роль Сони в спектакле «Преступление и наказание» (Театр мюзикла). Премию за лучшую мужскую роль в этой категории получил Виктор Кривонос за роль в спектакле «Белый. Петербург» (Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург). Лучшую роль второго плана в оперетте-мюзикле сыграл Владимир Гальченко из Театра драмы в Самаре. Лучшим режиссером в этой категории стал Роман Феодори из Театра юного зрителя в Красноярске, а дирижером - Андрей Алексеев из Театра музыкальной комедии в Санкт-Петербурге.

Лучшим спектаклем в балете назван «Ромео и Джульетта», поставленный в Театре оперы и балета Екатеринбурга. Награду «лучшая мужская роль» получил Игорь, сыгравший Меркуцио в этой постановке. Лучшим дирижером стал Павел Клиничев - он удостоился премии за работу «Ундина» на музыку Ханса Вернера Хенце (Большой театр, Москва). Виктория Терешкина сыграла лучшую женскую роль в спектакле «Скрипичный концерт № 2» (Мариинский театр, Санкт-Петербург), Антон Пимонов получил награду за этот же спектакль в номинации «Лучшая работа балетмейстера/хореографа». Премию в номинации «Лучший спектакль в современном танце» получила работа «Все пути ведут на Север» (театр «Балет Москва»).

Награду как лучший дирижер в опере получил Теодор Курентзис за спектакль «Травиата» в Театре оперы и балета имени Чайковского в Перми. Лучшим режиссером стал Ричард Джонс (опера «Роделинда», Большой театр»). Награда в номинации «Лучший спектакль в опере» также досталась «Роделинде». Премию за лучшую женскую роль в опере получила Надежда Павлова (Виолетта Валери в «Травиате» Театра оперы и балета имени Чайковского в Перми), а за лучшую мужскую роль - Липарит Аветисян за (Шевалье де Грие в оперетте «Манон» Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве). В номинации «Лучшая работа композитора в музыкальном театре» награду завоевал Эдуард Артемьев.

Лучшим драматическим актером был признан Данила Козловский за роль Гамлета в Малом драматическом театре Санкт-Петербурга. Лучшей драматической актрисой стала Евгения Симонова, сыгравшая Софью Толстую в спектакле «Русский роман» Театра имени Маяковского Лучшим режиссером второй год подряд стал Андрей Могучий - он награжден за спектакль «Гроза» в Большом драматическом театре имени Товстоногова. Приз за лучшую женскую роль второго плана в драме получила Елена Немзер из Александринского театра за роль Панталоны в постановке «Ворон», а за лучшую мужскую - Хольген Мюнценмайер (Дьякон в спектакле «Жили-были» Драматического театра Шарыпово).

Президент России Владимир Путин направил приветствие участникам, организаторам и гостям церемонии вручения премии. Глава государства отметил вклад «Золотой маски» в поддержку театров, выразил уверенность, что вручение премии предоставит участникам возможность обсудить актуальные проблемы и обменяться накопленным опытом. Также господин Путин поздравил лауреатов с заслуженным успехом и пожелал всем присутствующим удачи и вдохновения для воплощения в жизнь намеченных планов и замыслов.

19 апреля 2017 в Москве были объявлены лауреаты премии “Золотая маска” 2017 года. Официальный вердикт жюри мы дополнили неофициальным голосованием и готовы подвести итоги.

В целом предсказать официальные результаты очередной “Маски” можно было сравнительно легко. Тем не менее, результаты зрительского голосования, с нашей точки зрения, могли дополнить картину интересными подробностями.

Нас, разумеется, интересовали только номинации, связанные с музыкальным театром – их оказалось 11.

Голосование началось довольно поздно, в ночь на 17 апреля 2017, что, возможно, стало нашей ошибкой: стоило запустить процесс на несколько дней раньше, чтобы о нём наверняка узнали все интересующиеся итогами “Золотой маски”. Тогда голосов было бы больше, а результаты оказались бы более легитимными. С другой стороны, поздний старт позволил не предпринимать сверхъестественных усилий для защиты от накруток.

Результаты этого голосования могут представлять некоторый интерес с одной поправкой: Астраханский театр оперы и балета поделился нашей публикацией на своей странице ВКонтакте, в связи с чем почти все первые места в оперных номинациях нашего голосования оказались отданы астраханцам. Единственное, о чем можно пожалеть в этой связи – примеру Астрахани не последовали другие театры: в таком случае наше голосование оказалось бы еще и конкурсом на количество подписчиков в соцсетях.

В номинации “Опера – спектакль” первое место зрительского голосования заняла постановка “Осуждение Фауста” астраханского театра, получившая 701 голос, а второе – “Орлеанская дева” Башкирского театра (395 голосов). “Травиата” Пермского театра, которую многие считали фаворитом гонки, получила только 289 голосов от зрителей.

Но жюри “Маски” признало лучшим спектаклем в опере “Роделинду” из Большого театра (которая была перенесена на сцену Большого из Английской национальной оперы). В зрительском голосовании “Роделинда” набрала 54 голоса, обогнав лишь другие спектакли Большого театра – “Осуждение Фауста” (46 голосов) и “Катерину Измайлову” (44 голоса).

В номинации “Опера – работа дирижера” у зрителей первым стал Валерий Воронин из Астрахани за спектакль “Осуждение Фауста” (530 голосов), а вторым – официальный лауреат “Золотой маски” Теодор Курентзис с 315 голосами.

Лучшей работой режиссера в опере зрители сочли Константина Балакина (Астрахань, “Осуждение Фауста”) – 432 голоса, вторым оказался Роберт Уилсон (210 голосов) за его спектакль “Травиата”. Официальную “Маску” в этой номинации получил Ричард Джонс за “Роделинду” в Большом театре, а Роберт Уилсон неожиданно для многих оказался лучшим художником по свету.

Наверное, только этот итог нынешней “Золотой маски” вызвал оживление при обсуждениях. Юлия Бедерова в статье об итогах конкурса обозначила этот момент, как “игривое решение жюри”, а Вадим Журавлев (постоянный автор сайт и некогда член жюри “Золотой маски”) в своём посте на Facebook попросту назвал это “оплеухой” Роберту Уилсону.

В номинации “Опера – женская роль” у зрителей первой стала Евгения Афанасьева из МАМТ за роль Манон в одноименной опере Массне (383 голоса). Официальное жюри признало лучшей Надежду Павлову из Пермского театра за роль Травиаты в спектакле Роберта Уилсона. В зрительском голосовании Надежда Павлова получила за эту роль 221 голос.

Зрительские симпатии за лучшую мужскую роль в опере были отданы Валерию Фомину (Молодой Гааз, «Доктор Гааз», театр «Геликон-опера» – 120 голосов). Настоящую же “Маску” в этой номинации получил Липарит Аветисян за Шевалье де Грие в оперетте “Манон” Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В зрительском голосовании этот певец оказался на четвертом месте в списке с 78 голосами.

Лучшим спектаклем в балете зрители признали “Ромео и Джульетту” из Екатеринбурга (366 голосов), и зрители оказались солидарны с жюри “Золотой маски”.

Лучшей работой дирижера в балете стала работа Павла Клиничева над спектаклем “Ундина” в Большом театре. Он был единственным номинантом в этом году, а зрители посчитали, что его работа в Екатеринбурге над “Ромео и Джульеттой” заслуживает “Маски” больше: Клиничев с “Ромео” получил 204 зрительских голоса, а Клиничев с “Ундиной” – 41.

Лучшим хореографом по мнению зрителей стал Вячеслав Самодуров (“Ромео и Джульетта, Екатеринбург – 248 голосов), а вот жюри признало лучшей работой балетмейстера/хореографа в балете и современном танце спектакль “Скрипичный концерт №2” Антона Пимонова в Мариинском театре. Зрители проголосовали за эту постановку 25 раз.

Лучшей балериной зрители посчитали Екатерину Сапогову (“Ромео и Джульетта, Екатеринбург – 214 голосов), а жюри – Викторию Терешкину (“Скрипичный концерт №2”, Мариинский театр). Зрители же поставили Терешкину на третье место (48 голосов).

Лучшим танцовщиком по мнению зрителей был Игор Булыцын (Меркуцио, “Ромео и Джульетта, Екатеринбург – 759 голосов), и это второй случай в этом году, когда мнение зрителей совпало с мнением жюри “Золотой Маски”.

В номинации “Работа композитора в музыкальном театре” у зрителей первым стал Георгий Фиртич (спектакль “Белый. Петербург – 84 голоса), но жюри признало первым Эдуарда Артемьева за работу над спектаклем “Преступление и наказание” в Московском театре мюзикла. Зрители проголосовали за эту работу 66 раз.

Около 50 наград вручили на торжественной церемонии театральной премии “Золотая маска”, которая прошла в среду в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в Москве.

Без наград не ушли дирижёр Теодор Курентзис, актёр Данила Козловский и режиссёр Андрей Могучий - лучший режиссёр уже второй год подряд.

В фестивале “Золотая маска 2017” были показаны 74 спектакля из 25 городов России. Число номинантов на национальную театральную премию было рекордным - 213 режиссеров, актеров, художников, композиторов, драматургов.

В числе получивших наибольшее число номинаций - столичный Большой театр, Театр оперы и балета Екатеринбурга, Малый драматический и Большой драматический театры Петербурга, Театр Моссовета и “Красный факел” (Новосибирск).

На торжественной церемонии присутствовали директор Большого театра Владимир Урин, известный театральный режиссёр Роберт Стуруа, главный режиссёр РАМТ Алексей Бородин, Марина и Дмитрий Брусникины, глава Союза театральных деятелей Александр Калягин, актриса Театра Моссовета народная артистка России Нина Дробышева.

Перед началом вручения наград директор “Золотой маски” Мария Ревякина попросила зал помянуть минутой молчания Георгия Тараторкина, который более 20 лет возглавлял премию и скончался в 2017 году.

Драма

Главный приз премии за лучший драматический спектакль большой формы получил “Русский роман” Театра имени Маяковского. А лучшим режиссёром жюри второй год подряд признает Андрея Могучего, поставившего спектакль “Гроза” в Большом драматическом театре имени Товстоногова. Также жюри премии наградило “Магадан/Кабаре” театра “Около дома Станиславского” - как лучший драматический спектакль малой формы.

“Я хотел бы воспользоваться возможностью отблагодарить дорогих моих людей. Прежде всего, это мой учитель, режиссёр Малого драматического театра Лев Додин, который обладает какой то мощью, силой, внутренней драмой не ставить “Гамлет” в комфортной форме, а задать в нем вопросы, которые сегодня нельзя не задать…

Я хочу сказать спасибо семье, родителям и маме, которая меня часто спрашивала, где её маска, и вот теперь она у неё есть”,

Сказал Козловский на вручении премии.

Лучшей драматической актрисой стала Евгения Симонова, сыгравшая Софью Толстую в спектакле “Русский роман” Театра имени Маяковского. Награда за лучшую женскую роль второго плана в драме ушла Елене Немзер из Александринского театра за роль Панталоны в постановке “Ворон”, а мужскую - Хольгену Мюнценмайеру, исполнившему роль Дьякона в спектакле “Жили-были” Драматического театра Шарыпово.

Опера

“Я счастливый человек, потому что музыкант, и я стремлюсь быть лучшим и музыкантом, и человеком… Цель творчества - нести счастье людям”,

Сказал Курентзис на церемонии вручения.

Лучшим режиссером в опере, по мнению жюри, стал Ричард Джонс, поставивший оперу “Роделинда” в Большом театре. Лучшим спектаклем в опере также признали “Роделинду”.

Приз за лучшую женскую роль в опере получила Надежда Павлова, сыгравшая Виолетту Валери в “Травиате” Театра оперы и балета имени Чайковского в Перми, а за лучшую мужскую роль в опере - Липарит Аветисян за Шевалье де Грие в оперетте “Манон” Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Оперетта и мюзикл

Лауреатом премии в номинации “Лучший спектакль в оперетте/мюзикле” стал “Биндюжник и король” Театра юного зрителя в Красноярске. В номинации “Лучшая женская роль в оперетте-мюзикле” победительницей стала Мария Биорк за роль Сони в спектакле “Преступление и наказание” Театра мюзикла, режиссером которого выступил Андрей Кончаловский. Также за работу в этом спектакле присудили приз композитору Эдуарду Артемьеву.

“Золотую маску” за лучшую мужскую роль в этой категории получил Виктор Кривонос за роль в спектакле “Белый. Петербург” Театра музыкальной комедии в Санкт-Петербурге.

Награда за лучшую роль второго плана в оперетте/мюзикле ушла Владимиру Гальченко из Театра драмы имени Горького в Самаре. Лучшим режиссером в оперетте/мюзикле стал Роман Феодори из Театра юного зрителя в Красноярске, а дирижером - Андрей Алексеев из Театра музыкальной комедии в Санкт-Петербурге.

Балет

Приз за лучшую женскую роль в балете и современном танце получила Виктория Терешкина за роль в спектакле “Скрипичный концерт #2” Мариинского театра, а за лучшую мужскую роль в балете - Игорь Булицын, сыгравший Меркуцио в “Ромео и Джельетте” в Театре оперы и балета в Екатеринбурге.

Лучшим дирижером в балете стал Павел Клиничев за спектакль “Ундина” Большого театра, что, впрочем, не было интригой, так как он был единственным претендентом на награду в этой номинации за три разных спектакля.

Лучшей работой балетмейстера/хореографа в балете и современном танце жюри признало спектакль “Скрипичный концерт #2” Антона Пимонова в Мариинском театре.

Лучшим спектаклем в современном танце была названа постановка “Все пути ведут на север” Театра “Балет Москва”. При этом приз за лучший спектакль в балете присудили Театру оперы и балета в Екатеринбурге за “Ромео и Джульетту”.

Спецпризы

Премией “За выдающийся вклад в развитие театрального искусства” были награждены худрук Дагестанского кумыкского музыкально-драматического театра Айгум Айгумов, солистка Мариинского театра Ирина Богачева, народный артист России и Якутии Андрей Борисов, грузинский режиссер, сценарист, драматург, художник, худрук Тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе, актер и режиссер Омского музыкального театра Георгий Котов, актер Александринского театра Николай Мартон, худрук МХТ им. Чехова и “Табакерки” Олег Табаков и актер Вахтанговского театра Владимир Этуш.

Почетной премией в “За поддержку театрального искусства России” был награжден благотворительный фонд “Искусство, наука и спорт”, основанный в 2006 году российским предпринимателем и меценатом Алишером Усмановым.