Значение фольклора в жизни человека. Феномен фольклора и его воспитательное значение

Надежда Смольянинова
Эссе «Мои представления о значении фольклора в современной жизни»

Мы живем в сложное перестроечное время, когда каждый заботится о том, как прожить спокойно день. Поэтому с годами на многое начинаешь смотреть по-другому, заново что-то открываешь и переоцениваешь. В первую очередь, это относится к нашему прошлому, которое знаем очень поверхностно. Восстановить связь времен поможет фольклор . Именно он рассказывает нам : как жили люди, работали; раскрывает духовный мир русского человека.

Я ничего не знала о фольклоре , когда «познакомилась» с ним в раннем возрасте, и этому способствовала моя бабушка. Именно она мне рассказывала сказку «Курочка Ряба» и пела колыбельную песню «Про волка» . Слушая ежедневно сказку, я сама быстро выучила ее. Колыбельную пела кукле-голышу. И только потом, спустя двадцать лет, я поняла, что мне тогда было всего один год. В подростковом возрасте услышала от бабушки много русских народных песен, которые она раньше пела в деревне. Самой ее любимой была «Уж ты, сад, ты, мой сад» . А еще массу частушек и пословиц. Все эти знания непроизвольно отложились в моей голове до поры до времени. Родились мои дети – вот тогда все это доброе и полезное я вспомнила. Работая почти тридцать лет воспитателем, я постоянно обращалась к русскому народному творчеству : то собирала русские народные игры, то потешки, то кропотливо изучала быт людей, их одежду и т. д. Все это пригодилось мне в моей работе.

Дети в отличие от взрослых умеют радоваться всей душой. В минуты общения с ними, находясь в русской избе детского сада, всегда хочется очень много рассказать, показать, объяснить, дать потрогать вещи, сделанные старинными мастерами : сундук и самовар, прялку и кочергу, зыбку и вышитые одеяла. Здесь же водим хороводы, поем, разучиваем и показываем драматизации и сценки из театра Петрушки. Все дети, без исключения, бывают заинтересованы.

Если Вы хотите знать о значении фольклора в современной жизни , то могу ответить однозначно : он нужен! Нужен каждому ребенку, так как от соприкосновения с ним маленький человечек становится добрее, лучше, умнее, учится адекватно мыслить, сравнивать добро и зло, делать хорошие поступки.

Фольклор – это основа нашего уклада жизни , он – как воздух, которым мы дышим. Это то, без чего не может жить каждый русский человек.

Задача педагогов дошкольных и школьных учреждений состоит в том, чтобы на протяжении нескольких лет (пока ребенок находится в детском саду и школе) знакомить детей с русским фольклором и дать им знания , которые потом им пригодятся в жизни .

Публикации по теме:

Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение - в доступной форме.

Беседа о значении почтовой открытки Конспект занятия на тему: «Беседа о назначении почтовой открытки» Для детей подготовительной группы. Цель: Формирование знаний о почтовых.

Консультация для педагогов «О значении обучения детей правилам дорожного движения» Консультация для педагогов. О значении обучения детей правилам дорожного движения. Подготовила: воспитатель Богданова Е. Д. Ребенок попал.

Родителям – о творчестве и значении рисования для развития детей. Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых.

Педагогическое эссе «От культуры и спорта к здоровому образу жизни» Самая главная проблема нашего общества – это сохранение и укрепление здоровья детей. Потому что современная жизнь предъявляет весьма высокие.

«Пластмасса в современной жизни. Ее качества и свойства». Занятие для детей старшего дошкольного возраста Занятие Для детей старшего дошкольного возраста. Пластмасса в современной жизни. Её качества и свойства. Цель: Учить детей распознавать.

Разделы: Работа с дошкольниками

Человек нравственный, духовно богатый... Множество книг, статей, диспутов посвящено этой теме.

Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения.

Самый ответственный период в жизни любого человека – дошкольный возраст. Именно здесь закладываются все базовые понятия и основы для дальнейшего становления личности. Для ребенка важно, чтобы его не только оберегали и поддерживали, но и показывали, куда идти, к чему стремиться. Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, когда он говорил: “От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Таким идеалом-ориентиром для ребенка всегда является взрослый человек: родители, педагоги .

Все начинается с малого: от любви и сострадания к птичке, бережного отношения к цветку – до уважения, заботливого отношения к своим родным, старшим, и, в конечном счете, – преданности своей Родине.

Каждый народ имеет свои культурные традиции, которые необходимо передавать и уважать, как драгоценность, из поколения в поколение.

Воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам.

Русский фольклор глубоко патриотичен. Как важно это в настоящее время социальной нестабильности.

Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора .

В своей педагогической деятельности я определяю главную задачу – воспитать личность ребенка, сформировать его культурные потребности.

Более конкретно можно сформулировать эту задачу так:

Прививать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, людям труда;

Воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;

Учить понимать роль семьи, свою роль в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену) .

Это можно более успешно осуществить через приобщение детей к народной культуре. Воспитывая детей на народных традициях, можно развить у них национальное самосознание, уважение к своему народу. Опять уместно вспомнить слова В.А. Сухомлинского, что основной путь воспитания общечеловеческих качеств – это приобщение ребенка к своей национальной культуре, в основе которой лежит огромный жизненный опыт, мудрость, которые передавались от поколения к поколению, в том числе и в художественной форме.

Фольклор – благодатнейшая почва для воспитания и развития духовно-нравственных качеств в личности ребенка.

Ребенок-дошкольник с огромным интересом изучает окружающий его мир. Но в последнее время педагоги, родители все чаще с тревогой отмечают проблемы общения у дошкольников. Дети не могут поддерживать контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в себе. В тоже время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека. Формирование этой способности – одна из основных задач подготовки его к совместной жизни.

Общение осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств: целой системой несловесных сигналов, внешних телесных движений. Это и мимика, жесты, интонации голоса, осанка и т.д. Все выше перечисленное – язык выразительных движений. Очень многим современным детям требуется специальное обучение общению. В дошкольном возрасте это очень успешно осуществляется через игру – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника

В своей педагогической деятельности я основываюсь на следующих принципах:

1. Систематичность и последовательность.

2. Культуросообразность (воспитание основывается на общечеловеческих культурных ценностях.

3. Интеграция (синтез разнообразных видов деятельности).

4. Природосообразность и доступность материала.

5. Наглядность (пособия, атрибуты народного быта) .

А.М. Горький писал: “Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой”. Этим требование забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука . Известный советский психолог Б.М. Теплов говорит о том, что вовлечение детей (и не только одаренных) в творческую деятельность “очень полезно для общего художественного развития, вполне естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям” .

Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать радостные эмоции. Главное назначение малых форм фольклора, с которыми знакомятся дети раннего возраста – приготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной педагогики, нравственного и эстетического воспитания.

Первое знакомство детей с фольклором начинается с малых форм: потешек, прибауток, пестушек. С их помощью прививаем детям навыки правильной грамотной речи, эмоционально-окрашенной (“Ладушки”, “Сорока”, “Заинька”, и т.д.).

В более старшем возрасте на музыкальных занятиях дети знакомятся с прибаутками. Прибаутка – смешной небольшой рассказ или смешное выражение, которые потешают детей. Сопровождаются они определенными игровыми действиями, например “Коза”:

– Идет коза рогатая

– За малыми ребятами.

– Кто кашу не ест, молоко не пьет,

– Того забодает.

В среднем дошкольном возрасте начинаю знакомить детей с русскими народными песнями. Детские песенки очень разнообразны по содержанию, музыкальному строю и характеру исполнения. Через одни песни дети знакомятся с разными жизненными и природными явлениями (осенние, весенние хороводы), другие песни несут в себе забаву, игру и являются более любимыми детьми, например “Бабка Ёжка”.

Песня – более сложный фольклорный жанр. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, воспитывать эстетический вкус. Современные физиологи, психологи однозначно доказали благотворное влияние хорошей музыки, а особенно народной на физическое и психическое состояние человека, ребенка. Народные песни чаще исполняем с детьми в хороводе, обыгрывая различными движениями. Разучив песню, предлагаем детям творчески импровизировать в движениях – “как душа просит”. Дети всегда с радостью подхватывают это.

В старшем дошкольном возрасте знакомлю с жанром частушки. Этот жанр очень любим детьми. Через частушку дети учатся понимать шутку, юмор. Исполнение часто сопровождается игрой на народных инструментах: трещотках, ложках и др. Знакомство с устным народным творчеством осуществляется также через сказку, пословицы, поговорки, загадки. Через сказку дети усваивают нравственные законы народа, примеры истинного поведения человека. Через сказочные образы ребенок впитывает в себя представления о красоте человеческой души. Через пословицы дети усваивают коллективное мнение народа о разных сторонах жизни: “Любишь кататься, люби и саночки возить”, “Делу – время, потехе – час”. Загадки очень любимы детьми. Они развивают мышление дошколят, приучают анализировать различные явления, предметы из разных областей окружающей действительности. (Мягкие лапки, а в лапках царапки. Кошка).

Еще одним важным жанром фольклора является игра. Детская игра – одно из величайших достижений народа. В играх отражаются национальные черты, бытовой уклад народа, его мировоззрение, общественная жизнь.

Надо помнить, что народные игры как жанр устного, музыкального народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. В веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережном отношении к природе.

Ребенок живет чувствами, что эмоционально окрашивает его жизнь. Это является важным фактором в развитии эстетического чувства ребенка. В игре формируются его ум, чувства, способность к творчеству. В игре развивается способность к морально-этическим оценкам себя и других, эстетические вкусы, предпочтения.

Мы планируем проведение фольклорных праздников согласно народному календарю. Осенью – “Кузьминки”, “Синичкин праздник”, “Капустные посиделки”, зимой – “Масленица”, весной – “Встреча птиц”, “Пасха”, “Красная горка”. Например, праздник “Встреча птиц” предвосхищает большая работа по ознакомлению с птицами родного края. На занятиях и праздниках используем народные инструменты: свистульки (окарины) разной формы и звучания, с помощью свистулек дети учатся имитировать пение различных птиц: кукушки, воробья, соловья и др., трещотки, ложки и т.д.

Вся работа с детьми по изучению музыкального фольклора подводит детей к занятиям в фольклорном кружке. Детей наряжаем в народные костюмы, кокошники. Ни один праздник не обходится без игр, где дети учатся общаться друг с другом. В процессе игры развиваются уважение, реакция, терпение, ловкость, находчивость. Через игру дети знакомятся с бытом и нравами русского народа (“Никонориха”, “Как у нашей Дуни”, “Веселая ткачиха”). Часто на музыкальных фольклорных праздниках родители принимают непосредственное участие. Так, праздник “День Матери” проводим как фольклорный. Занятия по фольклору не ограничиваются рамками дошкольного учреждения. Ежегодно принимаем участие в различных конкурсах, фестивалях, где дети занимают призовые места.

Музыкальный фольклор – уникальное явление. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов заключается большая сила педагогического воздействия. Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческого начала ребенка, раскрытию лучших качеств его личности. В дошкольном учреждении должны иметь место народные игры. Надо помнить, что народные игры как жанр устного, музыкального народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. В веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережном отношении к природе.

Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому русские народные песни и игры помогают посеять в детской душе такие зерна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле. Пение в сочетании с танцем и игрой – очень увлекательное занятие, позволяющее не только весело и с пользой провести время, но и увести ребенка в необыкновенный мир добра, радости, творчества.

В результате своей работы мы видим как дети становятся добрее, внимательнее друг к другу, что также отмечают и родители.

Интерес к детскому фольклору возрастает с каждым годом. Изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимо.

Детский фольклор – это ценное средство воспитания человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.

Народное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота.

Список литературы

  1. “Сердце отдаю детям”, Сухомлинский В.А., издательство “Радяньска школа”, 1974.
  2. “Русский детский фольклор”, М.Н. Мельников, “Рус.яз. и лит.” - М.: Просвещение, 1987.
  3. Народная культура и традиции” Косарева В.Н., Волгоград, издательство “Учитель”, 2011.
  4. “Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду” под ред. Ветлугиной Н.А., Казаковой Т.Г., М., 1989.
  5. “Психологические вопросы художественного воспитания” №11, - “Известия АПН РСФСР”, 1947.

Что такое современный фольклор и что включает в себя это понятие? Сказки, былины, сказания, исторические песни и многое-многое другое - это наследие культуры наших далеких предков. Современный фольклор должен иметь другое обличие и жить в новых жанрах.

Цель нашей работы - доказать, что фольклор существует и в наше время, указать современные фольклорные жанры и предоставить составленный нами сборник современного фольклора.

Для того чтобы искать признаки устного народного творчества в современности, нужно четко представлять себе, что это за явление - фольклор.

Фольклор -- народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, песни, а также прикладные промыслы, изобразительное искусство, но эти аспекты в работе рассмотрены не будут.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности и является исторической основой всей мировой художественной культуры, источником национальных художественных традиций, выразителем народного самосознания. Произведения фольклора (сказки, легенды, былины) помогают воссоздавать характерные черты народной речи.

Народное творчество повсеместно предшествовало литературе, а у многих народов, в том числе и у нас, продолжало развиваться по ее возникновении наряду и рядом с ней. Литература не была простым перенесением и закреплением фольклора посредством письменности. Она развивалась по своим законам и вырабатывала новые формы, отличные от фольклорных. Но связь ее с фольклором очевидна по всем направлениям и каналам. Нельзя назвать ни одного литературного явления, корни которого не уходили бы в вековые толщи народного творчества.

Отличительной чертой любого произведения устного народного творчества является вариативность. Так как на протяжении столетий произведения фольклора передавались в устной форме, то большинство фольклорных произведений имеет несколько вариантов.

Традиционный фольклор, создаваемый веками и дошедший до нас, делится на две группы -- обрядовый и необрядовый.

К обрядовому фольклору относятся: календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни и т.д.), окказиональный (заговоры, заклички, заклинания).

Необрядовый же фольклор делится на четыре группы: фольклорная драма (театр Петрушки, ветепная драма), поэзия (частушки, песни), фольклор речевых ситуаций (пословицы, поговорки, дразнилки, прозвища, проклятия) и проза. Фольклорная проза опять же делится на две группы: сказочную (сказка, анекдот) и несказочную (легенда, предание, быличка, рассказ о сне).

Что такое «фольклор» для современного человека? Это народные песни, сказки, пословицы, былины и прочее творчество наших предков, которое создавалось и передавалось из уст в уста когда-то очень давно, а до нас дошло только виде красивых книг для детей или уроков по литературе. Современные люди не рассказывают друг другу сказок, не поют за работой песен, не плачут и не причитают на свадьбах. А если уж что-то сочиняют «для души», то сразу же это записывают. Все произведения фольклора кажутся невероятно далекими от современной жизни. Так ли это? И да, и нет.

Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание». Таким образом, фольклор должен существовать во все времена, как воплощение сознания народа, его жизни, представлений о мире. И если мы не сталкиваемся с традиционным фольклором ежедневно, то должно быть что-то другое, близкое и понятное нам, то, что будет называться современным фольклором.

Фольклор не является неизменной и закостенелой формой народного творчества. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции: Частушки могут исполняться под аккомпанемент современных музыкальных инструментов на современные темы, народная музыка может подвергнуться влиянию рок-музыки, а сама современная музыка может включать элементы фольклора.

Часто тот материал, который кажется несерьезным, и есть «новый фольклор». Более того он живет везде и повсюду.

Современный фольклор не взял почти ничего из жанров фольклора классического, а то, что взял, изменил до неузнаваемости. «Уходят в прошлое почти все старые устные жанры - от обрядовой лирики до сказки», - пишет профессор Сергей Неклюдов (крупнейший российский фольклорист, руководителя Центра семиотики и типологии фольклора РГГУ).

Дело в том, что жизнь современного человека не связана с календарем и сезоном, таким в современном мире практически нет обрядового фольклора, нам остались разве только приметы.

Сегодня большое место занимают необрядовые фольклорные жанры. И здесь не только измененные старые жанры (загадки, пословицы), не только относительно молодые формы («уличные» песни, анекдоты), но и тексты, которые вообще трудно отнести к какому-либо определенному жанру. Например, городские легенды (о заброшенных больницах, заводах), фантастические «историко-краеведческие очерки» (о происхождении названия города или его частей, о геофизических и мистических аномалиях, о посещавших его знаменитостях и т. д.), рассказы о невероятных происшествиях,юридических казусах и т. д. В понятие фольклора можно включить и слухи.

Порой прямо на наших глазах формируются новые приметы и поверья - в том числе и в самых продвинутых и образованных группах общества. Кто не слыхал про кактусы, якобы «поглощающие вредное излучение» от компьютерных мониторов? Более того, эта примета имеет развитие: «излучение поглощает не всякий кактус, а только со звездообразными иголками».

Помимо структуры самого фольклора изменилась структура его распределения в обществе. Современный фольклор уже не несет функции самосознания народа в целом. Чаще всего носителями фольклорных текстов являются не жители определенных территорий, а члены одних социокультурных групп. У туристов, у готов, у парашютистов, пациентов одной больницы или учащихся одной школы есть свои приметы, легенды, анекдоты и т.д. Каждая, даже самая небольшая группа людей, едва осознав свою общность и отличие от всех прочих, немедленно обзаводилась собственным фольклором. Причем элементы группы могут меняться, а фольклорные тексты будут оставаться.

Как пример. Во время похода у костра шутят, что если девушки сушат волосы у костра - быть плохой погоде. Весь поход девушек от костра отгоняют. Попав в поход с этим же туристическим агентством, но с совершенно другими людьми и даже инструкторами через год, можно обнаружить, что примета жива и в нее верят. Девушек все также отгоняют от костра. Более того, появляется противодействие: надо посушить нижнее белье, и тогда погода наладится, даже если кто-то из дам все-таки прорвался с мокрыми волосами к огню. Здесь не только на лицо зарождение нового фольклорного текста в определенной группе людей, но и его развитие.

Самыми ярким и парадоксальным явлением современного фольклора можно назвать сетевой фольклор. Главнейшая и универсальная черта всех фольклорных явлений - существование в устной форме, в то время как все сетевые тексты - по определению письменные.

Однако, как отмечает заместитель директора Государственного республиканского центра русского фольклора Анна Костина, многим из них присущи все основные черты фольклорных текстов: анонимность и коллективность авторства, вариативность, традиционность. Более того: сетевые тексты явно стремятся к «преодолению письменности» - отсюда и широкое использование смайликов (позволяющих обозначить интонацию), и популярность «падонской» (намеренно неправильной) орфографии. В сети уже широко гуляют веселые безымянные тексты абсолютно фольклорные по духу и поэтике, но неспособные жить в чисто устной передаче.

Таким образом, в современном информационном обществе фольклор не только многое теряет, но и кое-что приобретает.

Мы выяснили, что в современном фольклоре мало что осталось от традиционного фольклора. А те жанры, которые остались, изменились почти до неузнаваемости. Также появляются новые жанры.

Так, сегодня уже нет фольклора обрядового. И причина его исчезновения очевидна: жизнь современного общества не зависит от календаря, все обрядовые действия, являющиеся неотъемлемой частью жизни наших предков, сошли на нет. Необрядовый фольклор также выделяет поэтические жанры. Здесь и городской романс, и дворовые песни, и частушки на современные темы, а также такие совершенно новые жанры, как речовки, кричалки и садистские стишки.

Прозаический фольклор потерял сказки. Современное общество обходится уже созданными произведениями. Но остаются анекдоты и многое новые несказочные жанры: городские легенды, фантастические очерки, рассказы о невероятных происшествиях и т.д.

Фольклор речевых ситуаций изменился до неузнаваемости, и сегодня он напоминает скорее пародию. Пример: «Кто рано встает - тот далеко от работы живет», «Не имей сто процентов, а имей сто клиентов».

В отдельную группу необходимо выделить совершенно новое и уникальное явление - сетевой фольклор. Здесь и «падонский язык», и сетевые анонимные истории, и «письма счастья» и многое другое.

Проделав эту работу, мы с уверенностью можем сказать, что фольклор не прекратил свое существование столетия назад и не превратился в музейный экспонат. Просто исчезли многие жанры, те же которые остались изменились или поменяли свое функциональное назначение.

Может быть, через сто-двести лет, современные фольклорные тексты и не станут изучать на уроках литературы, а многие из них, возможно, исчезнут значительно раньше, но, тем не менее, новый фольклор - это представление современного человека об обществе и о жизни этого общества, его самосознание и культурный уровень. Замечательную по богатству этнографических деталей характеристику различных социальных групп трудящегося населения России середины XIX века оставил В. В. Берви-Флеровский в своей книге «Положение рабочего класса в России». Его внимание к своеобразным чертам быта и культуры каждой из этих групп обнаруживается даже в самих названиях отдельных глав: «Работник-бродяга», «Сибирский земледелец», «Зауральский рабочий», «Работник-приискатель», «Горный рабочий», «Русский пролетарий». Все это - разные социальные типы, представляющие русский народ в конкретной исторической обстановке. Не случайно Берви-Флеровский счел необходимым выделить характеристику «нравственного настроения рабочих в промышленных губерниях», понимая, что в этом «настроении» есть немало специфических признаков, отличающих его от «нравственного настроения» <работника на севере», а строй мыслей и чувств «земледельца на помещичьих землях» не тот, что у земледельца-переселенца в Сибири.

Эпоха капитализма и особенно империализма приносит новые существенные преобразования в социальной структуре народа. Самым важным фактором, оказывающим огромное воздействие на весь ход общественного развития, на судьбу всего народа в целом, оказывается появление нового, самого революционного в истории человечества класса - рабочего класса, вся культура которого, в том числе и фольклор, представляет собой качественно новое явление. Но и культура рабочего класса должна изучаться конкретно исторически, в своем развитии, должны учитываться национальные, региональные и профессиональные ее особенности. В самом рабочем классе есть разные слои, разные группы, различающиеся уровнем классового сознания, культурными традициями. Большое методологическое значение в связи с этим сохраняет труд В. И. Иванова «Развитие капитализма в России», где конкретно исследуются различные условия, в которых происходило формирование отрядов рабочего класса в индустриальных центрах, на промышленном юге, в обстановке «особого быта» на Урале.

Развитие капиталистических отношений в деревне ломает сельскую общину, раскалывает крестьянство на два класса - мелких производителей, часть которых постоянно пролетаризуется, и сельскую буржуазную - кулачество. Представление о единой якобы крестьянской культуре в условиях капитализма - дань мелкобуржуазным иллюзиям и предрассудкам, а недифференцированное, некритическое изучение крестьянского творчества этой эпохи может лишь укрепить такие иллюзии и предрассудки. Социальную неоднородность народа в условиях борьбы всех демократических сил России против царского самодержавия и крепостнических пережитков за политическую свободу подчеркнул В. И. Иванов: «... народ, борющийся с самодержавием, состоит из буржуазии и пролетариата». Из истории общества известно, что столь же неоднородной была социальная структура народа, совершившего антифеодальную революцию в Англии, Франции, Нидерландах, Германии, Италии. Известно также, что, воспользовавшись общенародными завоеваниями, буржуазия, придя к власти, изменяет народу и сама становится антинародной. Но то обстоятельство, что на определенном этапе исторического развития она являлась одним из составных элементов народа, не могло не отразиться на характере народной культуры соответствующей эпохи.

Признание сложной, постоянно меняющейся социальной структуры народа означает не только то, что меняется классовый состав народа, но и то, что развиваются и меняются взаимоотношения между классами и группами внутри народа. Разумеется, поскольку народ составляют прежде всего трудящиеся и эксплуатируемые массы, это определяет общность их классовых интересов и взглядов, единство их культуры. Но, признавая принципиальную общность народа и видя прежде всего основное противоречие между эксплуатируемыми массами и господствующим классом, как подчеркнул В.И. Иванов, «требует, чтобы этим словом (народ) не прикрывалось непонимание классовых антагонизмов внутри народа».

Следовательно, культура и искусство народа в классовом обществе, «народное творчество» является классовым по своей природе не только в том смысле, что оно противостоит идеологии господствующего класса в целом, но и в том, что само оно является сложным, а подчас и противоречивым по своему классовому, идеологическому содержанию. Наш подход к фольклору поэтому предполагает исследование выражения в нем как общенародных идеалов и стремлений, так и не во всем совпадающих интересов и представлений отдельных классов и групп, составляющих народ на разных этапах истории общества, изучение отражения в фольклоре как противоречий между всем народом и господствующим классом, так и возможных противоречий «внутри народа». Только такой подход является условием подлинно научного изучения истории фольклора, охвата всех его явлений и понимания их, какими бы противоречивыми они ни были, какими бы несовместимыми они ни казались с «идеальными» представлениями о народном творчестве. Такой подход служит надежной гарантией и против ложноромантической идеализации фольклора и против произвольного исключения из области фольклора целых жанров или произведений, как это бывало не раз в пору господства догматических концепций в фольклористике. Важно уметь судить о фольклоре на основании не умозрительных априорных представлений о народном творчестве, а с учетом реальной истории народных масс и общества.

Значение фольклора

в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

1. Вступление.

2. Значение фольклора в нравственном воспитании.

3.Особенности восприятия детьми фольклорных произведений.

4.Требования к отбору фольклорных произведений для детей дошкольного возраста.

5.Литература

Красоту, чистоту мы у старших берём,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остаётся добром

В прошлом, будущем и настоящем.

В. Высоцкий

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем.

В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим внукам и детям? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Поэтому знакомство детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства - действительно актуальная задача педагогов дошкольных учреждений.

Процесс познания и усвоения духовного богатства своего народа должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство этот незамутнённый источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из этих функций - воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности.

Одним из механизмов роста личности является идентификация себя с нравственно значимым другим, и, знакомя детей с фольклором, со свидетельствами прошлых эпох документами, подлинными предметами старины, - мы тем самым помогаем ребятам усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками. Тем самым мы расставляем эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом в нашей жизни утраченные.

Требования к отбору фольклорных произведений

для детей дошкольного возраста .

Работа по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста и развитию их художественно-творческих способностей средствами народного искусства строится на таких принципах, как:

  1. интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитием речи, различными играми);
  2. активное включение детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную:
  3. индивидуальный подход к детям, учёт их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребёнком в процессе коллективных занятий с детьми;
  4. бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;
  5. и, конечно же, тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор фольклорного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи и между собой, и с классическим искусством.

Предложенный художественный материал должен быть понятен и доступен детям. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и мелодике родной речи. Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют их в играх-драматизациях, при придумывании сказок.

Вот примеры пословиц и поговорок, которые можно использовать на занятиях и в повседневной жизни в разных возрастных группах детского сада.

Младший дошкольный возраст.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Вода с гор потекла , весну принесла.

Поспешишь - людей насмешишь.

Окончил дело - гуляй смело.

Маленький, да удаленький

И другие.

Средний дошкольный возраст.

Чаще мойся, воды не бойся.

Береги нос в большой мороз.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

У матери дитя, а у кошки котя, всякому мило своё дитя.

И другие.

Старший дошкольный возраст

Птица сильна крыламн, а человек друзьями.

Человек без друзей, что дуб без корней.

Не мил свет, коль друга нет.

По платью встречают, по уму провожают

Когда хочется много знать, не надобно много спать.

Родители трудолюбивы - дети не ленивы.

Труд человека кормит, а лень портит.

Зима красна снегом, а осень хлебом.

Процесс отгадывания и загадывания загадок, удачно подобранных для детей, вызовет положительные эмоции, сформирует у ребёнка познавательный интерес к миру вещей и явлений, так как загадки заключают в себе широкий круг сведений о различных предметах и явлениях, событиях окружающей жизни. Соприкосновение с загадкой вызывает определённые эстетические чувства: восхищение яркостью и лаконичностью созданных в ней образов, например:

Я как песчинка мал,

А землю покрываю;

Я из воды, а с воздуха летаю;

Как пух лежу я на полях,

Как алмаз, блещу при солнечных лучах.

(Снег)

Тонкий юмор загадок также вызывает восхищение:

Выпуча глаза сидит,

По-французски говорит,

По-блошьи прыгает,

По-человечьи плавает.

(Лягушка)

Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слов.

При отборе фольклорных произведений необходимо учитывать доступность восприятия материала, и здесь уместно вспомнить о такой форме народного творчества, как колыбельная песня.

Колыбельная песня, по мнению народа, - спутник детства. Она, как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества, не только русского, но и всех народов мира.

В процессе ознакомления с колыбельной дети знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, в частности, с местом, где дети спали, с теми атрибутами, которые связаны были с укладыванием ребёнка на сон и т.п., то есть приобщаются к культуре собственного народа.

Колыбельные песни благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям типа: «люли-люли- люленьки», «баю-баю-баеньки» и т.п., напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию, использованию приёма уменьшения), что тоже отвечает требованиям к отбору фольклорных произведений для детей дошкольного возраста, способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родною языка, а через это воздействуют на воспитание эстетических чувств дошкольников. Например:

Спи-ка, Маша - солнышко,

Спи-ка, житно зёрнышко.

Спи, моя родная,

Рыбка золотая.

Колыбельные песни наряду с другими жанрами словесного творчества народа заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, заинька.

Невзирая на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. В колыбельных песнях используются образы, хорошо знакомые детям.

Oй люлепьки, люленьки,

К нам летели гуленьки.

К нам они летели,

Мы на них глядели.

Летели, летели.

На берёзку сели.

А берёзка скрип, скрип,

А мой Вася спит, спит.

Ах ты, котик серенький.

Хвостик у тебя беленький

Брысь, котик, не ходи

Мою детку не буди.

Баю, баю, баюшок.

Ляжет дочка на пушок.

На пуховую кровать.

Будет дочка крепко спать.

Будет дочка крепко спать,

А я буду напевать, колыбелечку качать.

Не меньшую роль в воспитательно-образовательном процессе детского сада могут играть русские народные песенки, пестушки, потешки, которые развлекают ребёнка, создают у него бодрое, радостное настроение, то есть вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности. Эти жанры фольклора созданы специально для детей и являются средствами народной педагогики.

Народные песенки, пестушки, потешки, колыбельные песни созданы на материале, который хорошо известен детям с первых дней жизни, близок их миропониманию и конкретен, отражают действия ребёнка, приобретённые через опыт.

Ненавязчиво, без грубого дидактизма они учат ребёнка тому, что от него ожидают:

На кота потягушки , на дитя подрастушки.

Вот такая расти , ко мне в гости ходи, вот такая расти , да не пакости.

Расти коса до пояса , не вырони не волоса.

Расти коса не путайся , дочка маму слушайся.

Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке.

Народные музыкальные произведения в весёлой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике дошкольных учреждений осуществляется на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Оно вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги словом, обеспечивает эмоционально- психологическое благополучие.

Наиболее распространённое и доступное средство - песня. Народная песня как одно из ярких произведений музыкального фольклора входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребёнка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы - характерные черты русскою песенною народного творчества. Названные особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придаёт им особую привлекательность. («Дождик», «Солнышко», «Петушок», «Зайчик ты, зайчик» и др.)

Знакомя детей с песней, следует стремиться раскрыть художественный образ народной песни, добиваться того, чтобы он дошёл до каждого ребёнка, увлёк его. Эмоционально исполненная песня - это залог того, что дети полюбят её, будут петь охотно и выразительно.

Для работы с дошкольниками должен быть подобран специальный репертуар, отвечающий следующим требованиям:

  1. в произведения фольклора должны быть включены доступные детям явления,
  2. выражены разнообразные эмоции,
  3. использованы различные средства выразительности, передающие образ фольклорного произведения.

Литература

Аникин В.П. Русская народная сказка. Москва “Просвещение”, 1977 г.

Аникин В.П. К мудрости ступенька.М.,1988

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. Москва “ТЦ Сфера”, 2003 г.

Шорохова О.А., Играем в сказку. Москва “Творческий центр”, 2006г.




Какую роль фольклор играет в жизни человека?

  • Презентацию выполнил

  • учащийся МОУ СОШ с. Черемхово

  • учащиеся 5 класса

  • Коленченко Дмитрий

  • Тулупов Владислав

  • Маринина Анастасия

Цель работы: изучить литературу по теме, выявить, какую роль играет фольклор в жизни человека

  • Оказывается:

  • Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине


  • Гипотеза: мы предполагаем,что фольклор служил для проведения досуга человека


Задачи для группы:

  • Выявить тематику малых жанров фольклора

  • Взять интервью у старожил села о фольклорных традициях села;

  • Создать буклет по собранному материалу

  • Изучить теоретическую литературу по данной проблеме;


Методы исследования:

  • изучение литературы

  • интервью


Пестушки

  • Пестушки получили свое название от слова пестовать - «нянчить, растить, ходить;за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихо­творные

  • приговоры, которыми сопровождают движения младен­ца в первые месяцы.жизни.

  • Проснувшегося ребенка, когда он потягивается, гладят:

  • Потягунушки, потягунушки! Поперек толстунушки,

  • А в ножки ходунушки, А в ручки хватунушки,

  • А в роток говорок, А в головку разумок.

  • Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках име­ет ритм. Веселая,затейливая песенка с отчетливым скандировани­ем стихотворных строк вызывает у

  • ребенка радостное настроение.


Потешки

  • Потешки - песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Соро­ка»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» настав­ление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя...


Заклички

    Очень рано дети обучаются на улице у своих детский фольклор сверстников разным закличкам (от слова закликать –«звать, просить, приглашать,обращаться»). Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. Закличка наполня­ладетское сердце той же, что и у взрослых, надеждой на обиль­ный урожай, радости, труд и заботы взрослых. В фольклоре последнего времени песенныезаклички стали игрой, в них внесено много занимательного и забавного.

  • Уж дождь дождем,

  • Поливай ковшом!


Заговоры и заклинания

  • Заговоры и заклинания – прозаические произведения магического характера и практического назначения, в них отчетливые представления о действенном слове как слове точном и сильном. Древняя поэзия заговоров свидетельствует, что верования живут дольше той действительности, в которой они возникли.


Выводы:

  • Как показало наше исследование, русский фольклор прошел громадный путь развития. Он вошел в историю как активный участник всей нашей жизни, каждого человека, начиная с рождения и до самой смерти.

  • Наша гипотеза не подтвердилась . В течение всей жизни фольклор помогает работать, отдыхать, помогает принимать решения, бороться с врагами.


Ресурсы:

  • 1,Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина /Русское народное творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа, 1983. - с. 20.