Василий Семёнович Сварог: биография. Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь Сварог картины

) - русский и советский художник.

Василий Семёнович Сварог

Имя при рождении Василий Семёнович Корочкин
Дата рождения 5 (17) марта (1883-03-17 )
Место рождения Старая Русса , Новгородская губерния
Дата смерти 31 декабря (1946-12-31 ) (63 года)
Место смерти Москва
Жанр портрет , пейзаж
Учёба ЦУТР Штиглица , Петербург
Стиль реализм
Награды
Медиафайлы на Викискладе

Биография

Василий Семёнович Корочкин родился 5 (15) марта в городе Старая Русса Новгородской губернии (ныне Новгородская область) в семье крестьянина Семёна и прачки Ольги Васильевны Корочкиных. У Василия было две сестры: Анна (позднее - сельская учительница) и Надежда (в будущем - швея). В два года лишился отца, воспитанием детей занималась мать.

Стремление к рисованию наблюдалось у Василия Семёновича с ранних лет. Заметив его, учитель рисования старорусского городского училища Чистяков собрал среди жителей города по подписке деньги, чтобы талантливый ребёнок после окончания училища мог продолжить художественное образование.

  • С 1900 года Сварог сотрудничает с петербургскими иллюстрированными журналами «Живописное обозрение», «Волшебный фонарь», «Солнце России».
  • В 1911 году В. С. Сварогу была присуждена первая премия на конкурсе, организованном редакцией журнала «Солнце России», за серию рисунков к произведению Льва Толстого «Живой труп».
  • В 1915 году В. С. Сварог знакомится с Юрием Репиным и пишет его портрет, который привёл в восторг его отца, известного художника Илью Репина . Эта работа позволяет Сварогу сблизиться с мастером, присутствовать на его портретных сеансах.
  • В 1916 году по рекомендации Репина он вступает в Товарищество передвижников и выставляет свои работы на передвижных выставках.
  • В 1916 году Сварог пишет «Портрет матери» (холст, масло). Картина была удостоена первой премии на весенней Передвижной выставке.
  • В 1918 году Сварог принимает активное участие в украшении Петрограда к празднованию первой годовщины Октябрьской революции . Сам художник говорил, что он «работал особенно интенсивно, так как великие события требовали от каждого большого напряжения сил». В это время он создаёт портреты Карла Маркса , Фридриха Энгельса , В. И. Ленина , М. С. Урицкого , В. В. Володарского .
  • С по 1922 годы в связи с тяжёлой болезнью матери Сварог проводит в Старой Руссе. Здесь он организует Народный дом, создаёт художественную студию, самодеятельные хоровые и оркестровые кружки, любительский оперный театр, где были поставлены «Русалка» Даргомыжского, «Алеко» Рахманинова, «Фауст» Гуно и др. В этот период Сварог создает много картин, посвящённых городу и его жителям - «Портрет Васи Ушакова», «Дети» (экспонировалась в Третьяковской галерее), «Портрет Валентины Казариной», «Рогачёвка» и другие.
  • В 1923 году вступил в Ассоциацию художников революционной России .
  • В 1925 году В. С. Сварог получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом «9 января», для которого он выполнил 11 больших рисунков.
  • После Великой Октябрьской революции творчество Сварога приобретает яркую политическую направленность. Сам художник называет свой жанр «политической композиции». Одни картины выполнялись на основе личных впечатлений, другие на основе газетных сообщений:
«Герои-летчицы в Кремле перед полётом» (1934) «Встреча челюскинцев на Красной площади» (1934) «Портрет В. В. Куйбышева на трибуне» (1935) «Первое мая - пионеры» (1937) «Седовцы на Красной площади» (1940) «Портрет Чайковского» (1940) «Портрет Маяковского» (1940) «Товарищи К. Е Ворошилов и А. М. Горький в тире ЦДКА» (1932) «Волховстрой» «Кузнецкстрой» «Днепрострой» и другие
  • Увлекаясь музыкой, В. Сварог создал ряд работ, объединённых этой темой:
«Натюрморт с гитарой» (1934) «Торбан» (1939) портрет гитариста Шаумяна(1928) акварельный портрет испанского гитариста Андреса Сеговии (1927)
  • Писал Сварог и портреты руководителей партии и правительства - В. И. Ленина , И. В. Сталина , К. Е. Ворошилова , В. В. Куйбышева .
  • В 1940 году Политуправление МВО объединило профессиональных военных художников в Студию военных художников имени М. Б. Грекова на базе Изомастерских самодеятельного красноармейского искусства. Перед студией поставили задачи культурного и политического воспитания воинов, отображения героического боевого пути армии. Руководителем был назначен В. Сварог, который создал ряд картин на военную тематику:
«Совет командиров» «Смольный в Октябре» «Взятие Зимнего» «Шлюпочный поход жён командиров»
  • С 1941 года - в эвакуации. Сначала в Нальчике , потом в Тбилиси . 25 мая 1942 года в Тбилиси состоялась выставка картин. Газета «Заря Востока » писала:

    Творческие рапорты художников. В понедельник, 25 мая, в 12 час. дня в Картинной галерее художников Грузии выступят с творческими рапортами лауреат Сталинской премии, заслуженный деятель искусств И.Э Грабарь и художник В. С. Сварог. В помещении галереи в этот день откроется выставка их картин, выполненных в Тбилиси и Нальчике в 1941 и 1942 годах.

  • В 1942 году Сварог закончил свою последнюю картину - многофигурную композицию «Степан Разин».
  • В октябре 1942 года , возвращяясь из эвакуации в Москву , на Самаркандском вокзале, переходя пути с чемоданами, В. Сварог споткнулся и ударился левым виском об рельс. 10 октября в тяжёлом состоянии он был доставлен в Москву. В. Сварог поправился, но вернуться к живописи уже не смог.

В 1948 году усилиями друзей художника и его жены Ларисы Семёновны Сварог была проведена посмертная выставка его произведений. На ней были представлены картины, портреты, этюды из экспозиций

); Е. Столица. Река потемнела (№39, с.); К. Маковский. Головка (№40, с.); К. Горбатов. Рыбный базар на Пскове-реке (№40, с.); С. Иванов. «Немец!» (№49, с.); Я. Бровар. Лес в зимнем уборе. Рыбный северный завод (№49, с.); С. Девяткин. В трамвае (№50, с.) // Нива. СПб., А.Ф. Маркс, 1912

В.М. Арнольд. Всех скорбящих радости (обл .); К.А. Вещилов. Рождественская встреча. – Прежняя зазноба. – (XVII век) (с.); В. Сварог. Илл. к рассказу А.Н. Будищева «Бунт ангелов» (с., ); Н.С. Самокиш. 25-е декабря 1812 года в Петербурге. Чтение в присутствии Александра I Высочайшего приказа войскам об изгнании неприятеля из пределов России (с.5); П.М. Шкарин. Рисунок (с.7); В.И. Зарубин. Рождество в монастыре (с.9); С. Животовский. Рисунок (с.10); А.В. Маковский. На праздниках (с.11); Е. Самокиш-Судковская. Илл. к новелле Т.Л. Щепкин-Куперник «Предание о драгоценном даре» (с.); Мисс. Илл. к рассказу А.М. Оссендовского «Тайна старого театрального дома» (с., ); Ст.Ф. Колесников. В Рождественскую ночь (с.15); Реклама страхового общества «Русский Лойд» (СПБ., Адмиралтейская наб., собств. дом, №8) (с.) // Огонек. Вып.52. СПБ., С.М. Проппер, 25 декабря 1912 (7 января 1913)

Иллюстрированный каталог XХ выставки в Москве, в залах Императорского Исторического музея. СПб. С.-Петербургское Общество Художников. 1912

С.Ф. Колесников. Домой ранним утром! (с.); А.В. Маковский. «Схватился крестный, зовет крестницу, а она уже мертвая…» (с.5); В. Сварог. Илл. к рассказу И.И. Ясинского «Мечта о золоте» (с., ); А.Б. Лаховский. Пасхальная процессия на «Страстном Пути» в Иерусалиме (с.10); А. Мартынов. Илл. к рассказу А.Н. Будищева «Она» (с., ); А. Скрягин. Пасхальная ночь на палубе военного корабля (с.16) // Огонек. Вып.13. СПБ., С.М. Проппер, 25 марта (7 апреля) 1912

Аргус. Вып.9. СПб.; Спб., Улица Гоголя, д.4. Телеф.: редакции – 495-52, конторы – 615-62, 615-63; 1913 (Обл., содержание ) (Илл.: И. Гранди, В. Сварог, С. Большаков, В. Белкин, А. Радаков)

Влад. Арнольд. Рождество Христово (обл.); Е.П. Самокиш-Судковская. Тридцать сребренников (с.1); В. Сварог. Илл. к рассказу Ал. Будищева «Бред зеркал» (с., ); А.В. Маковский. Смертная казнь при Иоанне Грозном; А.Ф. Афанасьев. Испугались! (с.); Ю.Ю. Клевер. Дорожные страхи; Н.К. Колмаков. Демоны огня (с.); Мисс. Земная любовь (с.6); С. Лодыгин. Илл. к рассказу А. Кондратьева «Эрот в западне» (с.7); О. Клевер. Старые портреты (с.8); С.Ф. Колесников. Самум в Туркестане; Н.С. Самокиш. На поле брани (с.); И.Я. Билибин. Красная девица и Змей Горыныч (с.11); Ю. Клевер-сын. На дне океана (с.12); В.И. Зарубин. Ночные страхи (с.13); К.А. Вещилов. Померещилось! (с.14); Ф.И. Шаляпин. Возобновление «Псковитянки» в Императорском Мариинском Театре (с.17) // Огонек. Вып.51. СПб.; Главная Контора и Редакция. С.-Петербург, Галерная, 40 ; Типография С.М. Проппера. Спб., Галерная ул., с. д. № 40; 5 коп. в СПБ. и провинции; 22 декабря 1913 (4 января 1914)

Каталог выставки картин, этюдов и эскизов в Петрограде. Мал. Конюшенная ул. № 3, д. Шведской церкви. [Пг.] Петроградское Общество Художников. 1914

Сварог, В.С. (Петроград, Б. Монетная, д. 13/9, кв. 27, тел. 429 – 98). №340. Ноябрь. №341. Болото. №342 Вырубка. №343. Близ Одессы. №344. Черное море. №345. В мансарде. №346. Этюд // Дополнение к каталогу Внепартийного Общества Художников. III [выставка]. 1914 – 1915. Петроград. . С.6

А. Чимкентский. Задетые струны. [Стихи]. Пг.; Рубикон. Петроград, Троицкая, 36, кв.11. Тел. 569-03; Тип. Акц. Общ. Тип. Дела в Петрограде. Изм. п., 7-я рота, 26; 80 к., 1915 (Обл .: В. Сварог; тит .)

Аргус. Вып.10. Пг., 50 коп., 1915 (Обл ., содержание ) (Илл.: П. Бучкин, В. Сварог, Л.К., И. Мозалевский, С. Лодыгин, П. Мазинг, В. Лебедев)

В.М. и рисунков Первого Салона Юмористов. Петроград. Тип. Т-ва «Екатеринг. Печ. Дело», Екатеринг., 7. 1915. С.27. ([Каталог посвящён]… союзу «Артист-Солдату», приносящему такую энергичную помощь раненым: до лазарета [– на поле брани – своим санитарным поездом] и после лазарета [– выдачей пособий выходящим из лазарета]. С.5

В.С. Сварог. Встреча на разведке (обл.) // Огонек. Вып.45. Пг.; 7 коп. в Петрограде и провинции; 8 (21) ноября 1915

И.В. Лебедев (Дядя Ваня). Гладиаторы наших дней. [Рассказы]. Рисунки художников С. Колесникова, С. Лебедева, И. Милицына, А. Рено, В. Сварога и М. Столярова. Пг.; Рубикон. Петроград, Троицкая, 36, кв.11. Тел. 569-03, 257-64; Тип. Акц. Общ. Тип. Дела в Петрограде. 7-я рота, 26; 1 р. 25 к., 1915 (В. Сварог (обл .); тит .; С.Ф. Колесников. Илл. к рассказам «Старый атлет» (с., ), «Реванш» (с., , ); С.П. Лебедев. Илл. к рассказам «Убийца» (с.), «Негр» (с.), «Дама из ложи» (с.), «Бенефис» (с., , ); М. Столяров. Илл. к рассказам «Мишура» (с., , ); А. Рено. Илл. к рассказу «Страшный Савояр» (с., ); И. Милицын. Илл. к рассказу «Зверь из бездны» (с., ))

М. Авилов. Сторожевое охранение (№7, с.). Из действующей армии (рисунки) (№11, с.); М. Иванов. «Жду ответа» (№9, с.); А. Максимов. Невский проспект в С.-Петербурге (XVIII в.) (№9, с.); А. Сезько. Георгиевский кавалер в деревне (№9, с.); В. Мазуровский. Германцы в Польше (№9, с.); И. Владимиров. Казаки над Вислой (№10, с.). На родину (с.). Разведка (№13, с.). Жатва смерти (№21, с.). Бой с сухопутным броненосцем (№22, с.). Оба ранены (№46, с.); В. Добржанский. Кавалерийская атака (№11, с.); Г. Попов. Воскресение Христово (№12, с.); С. Колесников. На Пасхе в Галиции (№12, с.). Раздача пасхальных подарков в действующей армии (№13, с.). Квартирмейстер. Курд-доброволец (турецкая армия) (№21, с.). Сибиряки на разведке (№50, с.); А. Новоскольцев. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на брань с Мамаем (№21, с.). Последние минуты митрополита Филиппа (№50, с.); Г. Лукомский. Город Казимир, Люблинская губерния. Дом Епископов на Сенаторской улице; Город Полоцк. Соборная колокольня (№26, с.); З. Марина. Война (№27, с.); Е.М. Чепцов. Слушают вести с войны (типы Курской губернии) (№30, с.); Е.Е. Лансере. Выставка рисунков и этюдов с кавказского фронта (№31, с.; №36, с., , , , , ; №44, с.); П.А. Селиванов. С позиции (№33, с.); Г. Старк. Боевые товарищи (№47, с.); В. Новодворский. Перед наступлением неприятеля (№45, с.); В.Е. Маковский. Немцы отошли (№46, с.); В. Сварог. Письмо в окопы (№48, с.); П. Бучкин. Илл. к рассказу И. Островного «Подарок» (№51, с., , , , ); П. Першин. В. Рождественскую ночь. На кавказском фронте. Метель в Чорохском ущелье (№51, с.); С. Лодыгин. Илл. к рассказу А.А. Дунина «Наказание» (№52, с., , , ) // Нива. Пг., А.Ф. Маркс, 1915

Н. Самокиш. С налету (обл.); В. Сварог. Илл. рассказу А.И. Куприна «Неизяснимое» (с., ); Е.П. Самокиш-Судковская. Илл. к стих.Т.Л. Щепкиной-Куперник «Мать» (с.); М. Рошковский. Илл. к рассказу В. Воинова «Сцевола» (с.); С.В. Животовский. Илл. к рассказу Тэффи «В Рождество» (с.); С.П. Лодыгин. Илл. к стих. Г. Иванова «Волхвы» (с.); И. Мясоедов. Илл. (с.); В. Дени. Илл. к стих. Н. Агнивцева «Чорт и Дантист» (с.) // Огонек. Вып.52. Пг.; Редакция: Петроград, Адмиралтейский кан., №17, соб. д.; Типография С.М. Проппера. Петроград, Галерная ул., соб. д., № 40; 8 коп. в Петрограде и в провинции, на станциях жел. дор. 10 коп.; 27 декабря 1915 (9 января 1916)

Сварог // Аннибал Л. (составитель). Каталог выставки иллюстрированных изданий. [Пг]. 1915. №№ 77 – 112, 218, 219

В. Сварог. Полковой любимец (обл .); О. Амосова. Илл. к рассказу М.К. Первухина «Алая кровь» (с., ); Выставка передвижников в Петрограде (с., . Илл.: 1. В.Е. Маковский. Последние известия с войны. 2. В.Е. Маковский. Ресторан. 3. Н.П. Богданов-Бельский. У перевоза. 4. В.И. Зарубин. Последние тучи. 5. А.В. Маковский. На облаву. 6. Н.К. Бодаревский. Артистка Императорских театров Л.Я. Липковская. 7. А.Ф. Афанасьев. Солоха и дьячек); Выставка произведений искусства в Петрограде в пользу инвалидов-поляков (с., Илл.: 1. Г. Макс. Святая Юлия. 2. Г. Семирадский. Купальщицы. 3. Ст. Бакалович. Св. Петр, благословляющий Лигию и Виниция в тюрьме. 4. Август III (саксонский фарфор XVIII в.) // В. Бонди (ред.). Огонек. Вып.11. Пг., С.М. Проппер; Тип. С.М. Проппера. Петроград, Галерная ул., соб. д. №40; 10 коп. в Петрограде, 12 коп. на ст. жел. дор.; 13 (26 марта) 1916

В. Сварог. Немецкие мародёры в лучах прожектора (с.1); И. Мясоедов. Илл. к рассказу А.А. Измайлова «Альфонс III» (с., ); [Н.] Смажук. На мушку (с.7); Выставка картина Императорского Общества Русских Акварелистов в Петрограде (с.. Илл.: В.Б. Берингер. [Русь поднялась?]; И.С. Горюшкин-Сорокопудов. В монастырях далекого тыла; Ф.В. Сычков. Зимой в деревне; А.О. [А.Ф.] Максимов. Суд во времена «Русской Правды»); В. Дени. А.И. Куприн , шарж (с.14); В. Дени. А.А. Измайлов , шарж (с.14) // Огонек. Вып.4. Пг., С.М. Проппер, 24 января (6 февраля) 1916

В.С. Сварог. №285. Портрет Ю.И. Репина / Картины экспонентов // XLIV Передвижная Выставка картин. Товарищество Передвижных Художественных Выставок. 1916. [Пг. Илл. каталог]. Пг. Издание Художественно-графического заведения «Унион». Петроград, Б. Казачий пер., 11. . С.60

Сварог, Василий Семенович. (Невский 147). №445. Портрет // Весенняя выставка в залах Императорской Академии Художеств 1916 г. 2-е издание. [Каталог]. Петроград. Типография «Родник». Невский, 88. 1916. С.25, 38

Художественный аукцион на устроенной в пользу Татьяниского Комитета «Выставке иллюстрированных изданий». Петроград.

В. Тихов. Бретань (№4, с.); Д. Кардовский. Бал в Москве в двадцатых годах (№7, с.). Генерал-лейтенант А.А. Мосолов, состоящий послом при румынском дворе (№7, с.). Портрет А.В. Кривошеина (№7, с.); О. Делла-Вос-Кардовская. Портрет Д.Н. Кардовского (№7, с.); Е.И. Праведников. Дама с пудреницей (№7, с.); П. Нерадовский. Портрет графини Л.Е. Комаровской (№8, с.); Н.К. Рерих. Зарево (№9, с.). Никола (№22, с.); Ф. Сычков. Из школы (№9, с.). Опять на родине (№41 – 43, с.); П. Бучкин. Портрет певца народных песен Мезенцева, награждённого за боевые заслуги солдатским Георгием (№10, с.). Митинг на кухне (№16, с.); Н. Бажин. В портерной за газетой (№10, с.). Ранняя весна. Сад Плюшкина (№10, с.). Илья Муромец и гроб Святогора (с.); В. Мазуровский. Под прикрытием крестов (№26, с.); И. Репин. Портрет художника В.С. Сварога (№27, с.). Поэт-футурист (№39, с.); Ап. Васнецов. Илл. к собственным рассказам: «Супостат» (№28, с.), «Планида» (№29, с.), «Полуночный вихрь» (№30, с.). На праздниках в старину. В гости приехали (№51 – 52, с.); Л. Сологуб. Наступление. Перебежка (№28, с.); А. Семёнов. Заём Свободы (№30, с.); В. Суреньянц. Шах слушает (№30, с.); И. Ижакевич. Видение воина Пелгусия. Свв. Борис и Глеб являются ночному стражу Александра Невского (№30, с.); М. Авилов. Солдаты уходят из окопов, предавая родину врагу (№31, с.); И. Колесников. Коровы (№31, с.). Базар (№46 – 47, с.); В. Зарубин. После грозы (№31, с.); С. Колесников. Отдых (№31, с.); Н. Дубовской. Закат (№39, с.); В. Беляшин. Сатана. Песнь о золотом тельце (№41 – 43, с.); А. Исупов. В лазарете. Интересная статья (№41 – 43, с.); С. Васильковский. Весна. В ожидании парома. В Галиции. К вечерне. Храмовый праздник в Восточной Галиции. Богатырь-камень. Сковородинские псалмы (№44, с., , , ); Д. Жудин. Портрет (№46 – 47, с.); Н. Фешин. Профессор Н.И. Кареев, автор «Истории Великой Француской Революции» (№48, с.); Л. Пастернак. Вести с родины. Перед экзаменом (Люксембургский Музей в Париже). Этюд. Портрет Манфреда К. Л.Н. Толстой среди семьи в Ясной Поляне. За ужином. Автопортрет. Совет художников в Училище Живописи, Ваяния и Зодчества в Москве. На ассамблее. (№48, с., , , , , , ); С. Лодыгин. Илл. к рассказу В. Келера «Слуга дракона» (№51 – 52, с., , ) // Нива. Пг., А.Ф. Маркс, 1917

Сварог, В.С. (Невский, 147). №455. В городе // Весенняя выставка в залах Императорской Академии Художеств 1917 года. [Каталог]. Пг. Худож. – Графическое Ателье и Печатня. М. Пивоварский. Петроград, Моховая [ул.]. . С.25, 38

В. Лебедев. Рабочий и крестьянин (Вып.1, с.9). Военное судно (Вып.34, с.13); [Д.] Штеренберг. За работой (Вып.1, с.12); С. Чехонин. Илл. к драме Луначарского «Фауст и Город» (Вып.1, с.14). [Женский портрет с ребёнком] (Вып.9, с.8); Н. Гадд. Жатва (Вып.2, с.4). К. Богуславская. Прачки (Вып.8, с. 11). [П.] Митурич. Рисунок (Вып.9, с.8). [К.] Кирсанов. На заводе (Вып.12, с.9). В. Сварог. Китайцы-красноармейцы (Вып.26, с.7). Н. Альтман. Кто был ничем, тот станет всем (Вып.27, с.1). И. Бродский. «Чтобы победить врагов нужна смелость, смелость и только смелость». (Вып.27, с.13). Б. Григорьев. «…К борьбе – за священное право народа! На бой! Без раздумья, скорей, все – туда!..» (Вып.33, с.1) // А. Луначарский (ред.). Пламя. Пг.; Петроградский Совет Рабочих и Красноармейских Депутатов; Типография «Петроградского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов». Петроград, Галерная, д. №40; 1918

Каталог XXXVIII выставки картин Общества Русских Акварелистов в залах Российского Общества Поощрения Художеств (Морская, 38). 1918 [г.]. Петроград. 1918

Л. Дитрих. Забытый (№4, с.). Сфинкс ХХ века (№32, с.); Н. Протопопов. Элегия (№4, с.). Этюд (№7, с.); В. Сварог. Портрет матери художника (№6, с.). Портрет жены художника (№6, с.). Рыжеватый (№14, с.); И. Репин. Портрет карикатуриста Ре-ми (№7, с.). Портрет брата художника (№29, с.); С. Лодыгин. Илл. к рассказу В. Келера «Гашиш» (№8, с., ; №9, с., ); С. Светославский. Коровы весной (№11, с.); Альберт Бенуа. Весна. «Слёзы России» (№13, с.). Зимующие барки на Малой Неве (№14, с.); А. Архипов. В весенний праздник (№13, с.); С. Жуковский. Весной. Бурлит ручей (№13, с.). Пасхальный стол в старинной усадьбе (№16, с.). Май (№19, с.); П. Бучкин. Портрет художника В. Кузнецова (№7, с.). Москвич (№14, с.). «Парламент» (№14, с.). Ф. Шаляпин. Портреты (№36, с., , , ; №37, с., , , ). Л.М. Добронравов (шарж) (№37, с.); С. Васильковский. Страстной Четверг (№15, с.); В. Шухаев. Карусель (№17, с.). Портрет Е.Н. Шухаевой (№17, с.); К. Петров-Водкин. Две (№17, с.); С. Чехонин. Скорбь (№17, с.); М. Добужинский. Чернигов (№17, с.). Воронеж (№17, с.); Б. Григорьев. Портрет художника Б.М. Кустодиева (№17, с.). Дама (№17, с.); А. Остроумова-Лебедева. Вид из моей мастерской (№17, с.); И. Грабовский. Зимний день в Петрограде (№22, с.); А. Шильдер. На Чёрном море (№24, с.); Ф. Сычков. Троицын день в деревне (№25, с.); В. Зверев. Портрет художника Ив. Колесникова (№27, с.); И. Колесников. Базар (№28, с.); К. Горбатов. Углич (№30, с.). Древний Псков (№30, с.); Г. Верейский. Первая в России женщина-доктор истории О.А. Добиаш-Рождественская (№30, с.); Н. Альтман. Поэтесса Анна Ахматова (№31, с.); М. Бобышев. Пьеро (№32, с.). Прачечный мост в Петрограде (№32, с.). Портрет артистки Е.А. Орловой (№32, с.); А. Рылов. Лебеди (№35, с.); И.И. Бродский. Портрет В.Г. Короленко (№37, с.); Ап. Васнецов. «У лукоморья дуб зелёный…» (№37, с.); К. Сомов. Галантный разговор (№39, с.) // Нива. Пг., А.Ф. Маркс, 1918

Каталог первой государственной свободной выставки произведений искусства. Петербург. Дворец Искусств (бывш. Зимний дворец). 1919. [Пг.] 1919

Сварог, В.С. №№ 644 – 650 // Каталог выставки картин петроградских художников всех направлений. 1918 – 1923. [Пг.] Петрогубсорабис. Секция ИЗО. Тип. При. В.П. им. Т.И.Р.В.Ц. . С.17

Сварог, В.С. (Ленинград, О-во Куинджи). №399. Страна с великим будущим // Каталог VI-й выставки картин «Революция, быт и труд». Москва. Ассоциация Художников Революционной России при Российской Академии художеств. наук. Российский Историческ. Музей. 1924. С.24. (… идеологическое обоснование… в искусстве мы и считаем признаком истинности художественного произведения… Декларация АХРР. С.3).

Ю. Горенко. Театр и искусство. «Продукты дореволюционного качества». (На весенней выставке картин) // Красная Газета. Вып. 108(1853). Л., Ленинградский Совет Раб., Крест. и Красноарм. Депут.; Тип. им. Володарского. Фонтанка, 57; 100 000 экз., 5 коп., 14 мая 1924, с.8

Михаил Андреев. Аника-воин. [Сказка в стихах]. Рисунки В. Сварога. [Л.-М.], Радуга; [Л.], Литография Госуд. Худож.-Промышлен. Техникума, Тел. 169-77; 10 000 экз., 85 коп., 1925

П. Арский и Ал. Дмитриев (авт.), В.М. Андерсон (предисл.). Володарский. (Материалы для биографии и характеристики). Л., Губкомпом при Ленинградском губисполкоме, Вожди и деятели революции (серия), 1925 (Обл.: П. Бучкин, Рис. в тексте: В. Сварог)

Восьмая выставка картин и скульптуры АХРР «Жизнь и быт народов СССР»: Справочник-каталог / сост.: А.М. Скворцов; Алфавитный указатель экспонентов с биографическими данными основной группы АХРР (С. 72–85). – М. : АХРР; 1-я Образцовая тип. Госиздата (Пятницкая, 71), 1926. – Изд.2. – 500 экз. – Обл ., тит .

Восьмая выставка картин и скульптуры АХРР «Жизнь и быт народов СССР»: Справочник-каталог с иллюстрациями / А.В. Луначарский. VIII выставка АХРР (С. 9–21); Алфавитный указатель экспонентов с биографическими данными основной группы АХРР (С. 109–121). – Л. : АХРР; Тип. Академии Художеств (В.О., Тучков пер., 1), 1926. – 3 100 экз. – Обл .: С. Павлов; тит .

В.С. Сварог. (Ул. Рогова, 4/5). №342. Портрет Л.С.В. №343. Портрет Е.А.Б. №344. Вечером. №345. Interieur // Каталог выставки картин Общества имени А.И. Куинджи в залах Общества Поощрения Художеств. Ленинград. Типография Академии Худож. Ленинград. В.О. Тучков пер., 1. 1927. С.19

Сварог, В.С. (Ленинград, Ул. Ракова, д.4-5 ). №55. Атака на Кронштадт английских быстроходных моторных катеров в ночь с 17 на 18 августа 1919 г. (…Нападение было осуществлено одновременно с налётом <…> гидросамолётов… С.57) // Десятая выставка АХРР при участии художников объединений, посвящённая десятилетию Рабоче-Крестьянской Красной Армии: . – М. : АХРР; 7-я типография «Искра Революции» Мосполиграфа (Арбат, Филипповск., 13), 1928, С.57, 135, 180 (илл) . – Указатель иллюстраций (С. 239–243); 4 200 экз. – Обл ., тит . – …В конце 1926 г. была образована специальная комиссия <…> отпущены средства, выписаны из-за границы художественные материалы… С.34.

Ин. Грязнов. Искатели мозолей. Повесть о делах и приключениях красноборских ребят. Рисунки [и обложка] В. Сварога. Л., Красная Газета; Типогр. «Красной Газеты» им. Володарского, Ленинград, Фонтанка, 57; 10 000 экз., 1 руб. 50 коп., 1928

Каталог выставки картин Общества им. А.И. Куинджи в залах Академии Художеств. Ленинград. 1928

Сварог, В.С. Робинзон («Бесприданница»); Пренебрежение к бедняку («Гроза»); Помещичьи слуги из крепостных («Волки и овцы») // Ю.М. Юрьев, С.А. Островский (сын писателя), Г.Т. Синюхаев. (Редакционная Коллегия). Старый быт в произведениях А.Н. Островского. [Альбом картин]. Ленинград. Издание Всероссийского литературно-драматического и музыкального общества имени А.Н. Островского. Ленинградский отдел. Типография «Гознак», Москва и тип. им. Евгении Соколовой, Ленинград, пр. Кр. Командиров, 29. 1929. (…Весь альбом живописует быт при царизме… [С.5])

Сварог, Василий Семёнович. №№ 207 – 214. [в т.ч. №207. Портрет поэта В.В. Воинова. №208. Портрет гитариста А. Сеговия. №209. Портрет художника Ф. Шольтэ.] // Каталог выставки картин секции акварелистов Общества Поощрения Художеств. Ленинград. 1929. С.12

В.С. Сварог. №111. Убийство политссыльного конвоем // Каталог художественных открытых писем . – М. : Музей Революции С.С.С.Р. (Москва, Тверская, 59) ; «Мосполиграф», 13 типо-цинк. (Петровка, 17), 1930, С.6. – 8 000 экз. – Обл .

Василий Семёнович Сварог (род. в 1883 г.). №242. Зерносовхоз «Гигант». Б. акв. №243. Комбайны. 1930. Х. 93х150. №244. 1905 г. Чёрная сотня. 1930 г. Х. 40х61. №245. 1-я Конная. 1930 г. Х. 94х181. №246. Город. 1930 г. Х. 62х100. №247. Портретный этюд. 1930 г. 56х106. №248. Мастерская. Фанера. 51х61 (овал). №249. Сожжение интервентами партизана Сергея Лазо в топке паравоза, 4 апреля 1920 г. во Владивостоке. 1930 г. Х. 62х100. №250. Баррикады. Б. // Каталог I выставки О-ва «Союза Советских Художников» с 15 апреля 1931 г. Четвёртая выставка [ВСЕКОХУДОЖНИКа]. М. Всероссийское кооперативное товарищество «Художник». Москва. Кузнецкий Мост, д.11. Тип. Изд-ва ВЦСПС. Москва, Крутицкий Вал, 18. . С.63 – 64

Сварог, В.С. Живопись и графика: №122. Ночная запашка. Х. 71х108. Плакат: №11. Товарищ, приготовься по-большевистски к ударному севу / / Каталог передвижной выставки: Живопись, рисунок, графика, плакат, текстиль: Свердловск, Магнитогорск, Омск, Новосибирск, Кузбасс, Семипалатинск, Алма-Ата, Ташкент, Самарканд, Ростов н/Дону, Краснодар, Грозный, Новороссийск, Совхоз «Гигант», Минск, Смоленск / вст. ст.: Н. Маслеников. Третья передвижная (С. 3–12). – [М.] : В.К.Т-во «Художник» (Москва, Кузнецкий мост, 11) ; Тип. газ. «Правда» (Москва, Тверская, 48), 1931, С.26, 30. – В надзаг.: Сектор искусств Наркомпроса РСФСР и Всероссийское кооперативное т-во «Художник»; 6 000 экз., 50 коп. – Обл ., тит .

Сварог, Василий Семёнович. (Москва, Мясницкая, д.21, кв.34.). №1939. Чёрная сотня. 1930. – х.м. Муз. Рев. №1940. Портрет Куйбышева. 1932. – х.м. // Художники РСФСР за 15 лет: Каталог юбилейной выставки: Живопись, графика и скульптура : / вст. статьи: М.П. Аркадьев, Игорь Грабарь, Н. Пунин. – Л. : Гос. Русский Музей; Тип. им. Володарского (Ленинград, Фонтанка, 57), 1932, С.85 . – 10 000 экз. – Обл ., тит .

Сварог, В.С. №409. Бойцы (Групповой портрет калмыков – героев гражданской войны). №410. М. Горький и К. Ворошилов в тире ЦДКА. №411. Гибель т. Каландарашвили в Якутии // Художественная выставка XV лет РККА: Живопись, скульптура, графика : [Каталог; 517 №№]. – Л. : ЛОССХИЗО; 21 тип. ОГИЗ РСФСР им. Ив. Фёдорова (Ленинград, Звенигородская, 11), 1933, С. 50 . – На обл.: Русский Музей. 1933–1934; Марка выставки (на обложке) раб. Б.В. Щуко; Председатель выст.: А.И. Угаров; Архит.-дек. оформление выст.: Е.И. Кршижановский, В.Н. Талепоровский, Б.В. Щуко; 2 000 экз. – Обл ., тит .; афиша .

В. Сварог. №496. Гибель т. Каландаришвили в Якутии. (Смерть Каландарашвили. Якутия. 1920 г.) ([С.320] илл.). №497. Бойцы. (Групповой портрет калмыков [–] героев гражданской войны). №498. М. Горький и К. Ворошилов в тире ЦДКА // Художественная выставка «15 лет РККА»: Живопись, графика, скульптура, текстиль, декоративное искусство, искусство Палеха и Мстёры: [Изд.1: Каталог; 674 №№] / редкол.: Трофимов В.К., Енчелик И.И., Славинский Ю.М., Перельман В.Н., Ряжский Г.Г.; ст.: Художественная выставка «15 лет РККА» (С. XIX–XXIX ). – М. : Всекохудожник; Тип. газ. «Правда» (Москва, ул. Горького, 48), 1933, С.208. – В надзаг.: Выставочный комитет РВС СССР; На контртитуле: Каталоги художественных выставок. Выпуск 35. Всероссийский кооперативный союз работников изобразительных искусств; 4 000 экз, 7 руб. – Обл ., спинка : А.Д. Гончаров; контртитул-тит .

В.С. Сварог. №48. Каляев бросает бомбу в карету вел. князя Сергея Романова в Москве в 1905 г. №111. Убийство политссыльного конвоем // Каталог художественных открытых писем и художественных изданий. М. Музей Революции СССР. Москва, ул. Горького, 59. 13 типо-цинкография Мособлполиграфа, Петровка, 17. 1933. С.6, 7. (…Выпускаемые Музеем Революции СССР художественные открытки являются одним из самых легко воспринимаемых и доступных широким массам приёмов пропаганды политических знаний. Отсюда понятно, что задачей всех политпросветорганизаций как в городе, так и в деревне является распространение среди широких рабочих и трудящихся масс наших иллюстративных изданий… С.2)

Худ. В.С. Сварог. №18. Военизированная конюшня. […Осоавиахимовцы активно борются за боевую «Лошадь для РККА»…] // Оборонная выставка Осоавиахима, посвящённая XV годовщине Красной Армии. Каталог выставки живописи, графики и скульптуры. Москва. Центральный Совет Осоавиахима. Тип. Международного Аграрного Института. 1933. С.14

В.С. Сварог. «М. Горький и К.Е. Ворошилов в тире ЦДКА» [илл. в альбоме] // В.К. Трофимов (авт. вст. ст.). Художественная выставка – XV лет РККА. [Альбом]. Москва. ОГИЗ. ИЗОГИЗ. Тип. «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7. 1934. (На изофронте достигнута величайшая победа: организована «Художественная выставка – 15 лет Красной армии» [...Выставка] знаменует наступившую полосу расцвета, величия, торжества социалистической культуры, [...для чего созданы] необозримые просторы для работников искусства… В то время, когда […] буржуазные идеологи бродят, как тени, запутавшись в противоречиях, у нас […] создаются величайшие произведения искусства… под непосредственным руководством вождя Красной армии, друга художников К.Е. Ворошилова…. В.Трофимов, начальник Центрального музея РККА. Искусство – на службу обороны СССР). (Сдано в производство 8/XI–33 г. Подписано к печати 10/XI–33 г.)

Сварог В.С. Тов. Ворошилов привёз рабочим оружие из Финляндии в Луганск; Штаб Октября (заседание военно-революционного центра – тт. Сталин, Свердлов, Дзержинский, Бубнов, Урицкий); Бойцы (групповой портрет калмыков – героев гражданской войны); Гибель т. Каландаришвили в Якутии; Подвиг калмычки Нормы Шапшуковой в бою с белыми; Совхоз «Гигант»; Тт. Ворошилов и Грький в тире ЦДКА; Шмидт О.Ю. – начальник экспедиции на «Челюскине»; Бобров А.П. – пом. начальника экспедиции на «Челюскине»; Встреча героев Арктики и Советского Союза в Москве; Куйбышев В.В. // Красная Армия в изобразительном искусстве. Выставки художественных репродукций. [Проспект]. Ленинград. Московский и Ленинградский Союзы Советских художников. . С.34, 38, 46, 53, 57, 69, 75, 89, 90. ([В целях]… активного обслуживания зрителя… 270 [репродукций] картин… передвижной многотиражной выставки… вполне заменяют оригиналы…. С.93, 94, 95)

Сварог, Василий Семёнович, р. 1883 г. – Москва. №775. Рисунки из серии «Декабристы» (МР). №776. Рисунки из серии «1905 год» (МР) / Каталог выставки. Графика // Бубнов А.С. (Председатель Правительственной Комиссии выставки, вст. ст.). (Члены жюри: Л.А. Бруни, Е.А. Кацман, В.В. Лебедев, Д.И. Митрохин, И.И. Нивинский, А.Д. Чегодаев, А.М. Эфрос и др.). Художники РСФСР за XV лет (1917 – 1933). Живопись. Скульптура. Плакат. Каррикатура . Графика. Москва. Всекохудожник. 1934. С.60. (…«Движение к социализму» в области искусства происходит неравномерно… Выставка… свидетельствует о повороте к позициям рабочего класса со стороны громадного большинства художников… Громадным импульсом для этого является историческое решение ЦК партии 23 апреля 1932 г… Советские художники твёрдо становятся на обслуживание важнейших задач развёрнутого социалистического наступления… С.6, 7, 8)

Сварог. «Турксиб» / Участники 1-го рейса и представленные ими работы // А. Халатов, Викт. Перельман (авторы вст. статей). Художники на транспорте. (Сборник статей по 1-му и 2-му рейсам). Москва. НКПС. Всекохудожник. 1934. С.15. (Примерно год тому назад НКПС, поддержанный «Гудком» и МОССХ`ом, положили начало привлечению художников к работе […] над транспортной тематикой. […] Недостаточно отражена социалистическая реконструкция ж.-д. транспорта, – тягового и вагонного хозяйства; недостаточно отражены темы ж.-д. кадров – учёба, кружки и пр… С.3, 4)

Сварог, В.С. №323. Бойцы (групповой портрет калмыков – героев гражданской войны). №324. К.Е. Ворошилов и А.М. Горький в тире ЦДКА. №325. Гибель т. Каландарашвили в Якутии // Художественная выставка: 15 лет РККА: Живопись, скульптура, графика : [Каталог; 421 №№] / отв. ред.: Е.А. Звиногродская. – Харьков: Дом Красной Армии им. К.Е. Ворошилова; Лабор. УНПК (Харьков, ул.1-го Мая, №19), 1935, С.26 . – 2 000 экз. – Обл .: А.Д. Гончаров; тит .

С. Могилевская. Лагерь на льдине. [О челюскинцах детям. М.], Детиздат, Образцовая тип. и фабрика книги Издательства детской литературы ЦК ВЛКСМ, 25 000 экз., 3 р. 60 к., 1935 (Портреты: Сварог и Кацман)

[Список участников, работы (с., , )] // Советская Арктика и советский Север в изо-искусстве. М., МССХ; Тип. ЦО НКО СССР «Красная звезда». М. Дмитровка, 16; 1 000 экз., 2 р. 50 к., 1935 (Обл ., тит .; Илл.: М.М. Берингов. Начало Кольского залива ; Н.С. Бом-Григорьева. Хибинское опытное поле . Вешала для просушки сетей ; Н.М. Григорьев. У руля ; Ф.П. Решетников. Собрание на льдине ; А.А. Рыбников. Бухта Тикси в пургу )

Выставка произведений московских художников : [В пользу Фонда общественной помощи детям и женщинам героической Испании: Буклет]. – М. : Оргбюро жён художников и скульпторов: Московский областной Союз советских художников: Всероссийский кооперативный союз работников изобразительных искусств; Тип. « Москомпромпечать » (Рождественский бульвар , 22), 1936. – 1 500 экз . Обл .

В. Сварог. Серго Орджоникидзе у Ленина в Разливе в 1917 году (рис., с.2) // Н. Венгров (отв. ред.), А. Барто, С. Маршак, Л. Кассиль, В. Смирнова, А. Степанова, Н. Шифрин (редкол.). Мурзилка. Вып.4. М.; Детиздат ЦК ВЛКСМ. Москва. М. Черкасский, 1. Тел.1-5-42; тип. «Гудок». Москва, ул. Станкевича, 7; 200 000 экз., 1937 (Обл.: Р. Барто. Товарищ Орджоникидзе с ребятами )

В. Сварог. Максим Горький и Клим Ворошилов в тире Центрального дома Красной армии // Л. Кассиль (отв. ред.), А. Барто, С. Маршак, Л. Кассиль, В. Смирнова, А. Степанова, Н. Шифрин (редкол.). Мурзилка. Вып.6. М.; Детиздат ЦК ВЛКСМ. Москва. М. Черкасский, 1. Тел.1-5-42; тип. «Гудок». Москва, ул. Станкевича, 7; 200 000 экз., 50 коп., 1937, с.10 (Обл .: Е. Афанасьева)

Л.В. Розенталь (сост.). Первая выставка акварельной живописи московских художников [в зале Всекохудожника. Кузнецкий мост, 11]. Каталог. М.-Л., Искусство, Всесоюзный комитет по делам искусств; Типо-литография им. Воровского, ул. Дзержинского, 18; 1 200 экз., 1 руб., 1937 (Обл .)

В.С. Сварог. «К.Е. Ворошилов и А.М. Горький в тире ЦДКА». Масло, 1933 г. [Илл. в издании] // А. Тихомиров. Красная Армия и Военно-Морской флот в советской живописи. М.-Л. Искусство. Тип. изд-ва «Искусство» «Красный печатник», Москва, ул. 25 Октября, д. 5. 1938. (…Героизм и сталинская бдительность делают нашу армию непобедимой… Постановление ЦК ВКП(б) о перестройке […] от 23 апреля 1932 года…создало единое русло […] для формирования стиля социалистического реализма. […] После постановления […] стало ясно, разделение художников на десятки […групп…] являлось препятствием. […] Стало ясно, что здоровый актив советских художников уже сплочён… С.3, 10)

В. Костин (вст. ст.). Всесоюзная выставка молодых художников[, посвящённая двадцатилетию ВЛКСМ]. Каталог выставки. М., Комитет по делам искусств при СНК СССР, Государственная Третьяковская Галлерея , 1939 [Галушкина, 1965, с.279]

Е. Меликадзе, П. Сысоев. Советская живопись. [Краткие биографии художников и репродукции картин. М.], Искусство; 21-я тип. ОГИЗ’а треста «Полиграфкнига» им. Ив. Фёдорова. Ленинград, Звенигородская, 11; 5 000 экз., 30 р. в пер., 1939 (Обл ., тит .: Илл.: М.И. Авилов. Поимка диверсанта . 1938; С.Я. Адливанкин. Танец в степи . 1934; Ф.В. Антонов. Отдых колхозной молодёжи . 1935; К.Ф. Богаевский. Днепрострой. 1930; Побережье Крыма. 1935 ; Ф.С. Богородский. Нашли товарища . 1932 – 1933; И.И. Бродский. Портрет И.В. Сталина . 1932; А.П. Бубнов. Белые в городе . 1934; П.В. Вильямс. Портрет народного артиста Л.М. Леонидова . 1933; Т.Г. Гапоненко. Татарский дворик. Бахчисарай . 1928; К.Ф. Юон. Парашютистка . 1936; Б.Н. Яковлев. Сплав . 1937; В.Н. Яковлев. Купанье краснофлотцев . 1938; О.Д. Яновская. Ложа ударников в Большом театре . 1937; содержание )

Тихомиров А.Н. Красная Армия в изобразительном искусстве. Москва – Ленинград. Искусство. 1939

Худ. Сварог. №607. Встреча В.И. Ленина и И.В. Сталина после нелегального возвращения В.И. Ленина в Птрограде в первых числах октября. №365. Николай Щорс в бою. №565. Народный Комиссар обороны СССР – маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов. №577. Доклад И.В. Сталина на Чрезвычайном VIII съезде Советов о проекте Конституции Союза ССР // Каталог фоторепродукций с исторических картин. Историческая фототека института. М. Наркомпрос РСФСР. Научно-исследовательский институт краеведческой и музейной работы. Москва, уг. Псковского и Елецкого пер., д. № 4/12. Типо-лит. Центросоюза. 1939. С.34, 38, 54, 55. (…[Методический кабинет института собрал] 650 негативов с лучших картин и скульптур исторического содержания [...для рассылки] отпечатков […] на белом или сером паспарту, или без [оного]… C.3.)

Сварог В.С. К.Е. Ворошилов на отдыхе в Сочи. 1935, х.м. // И.Ф. Титов (ред.). Советские художники ко дню шестидесятилетия К.Е. Ворошилова. Выставка живописи, графики и скульптуры. 4 февраля 1941 г. [Каталог. М.], Оргкомитет Союза Советских художников СССР; Тип. «Красный печатник» Гос. изд-ва «Искусство». Москва, ул. 25 Октября, 5; тираж 400 экз., , с.24 (…Настоящая выставка – скромная дань любви, преданности и благодарности К.Е. Ворошилову – чуткому товарищу художников, другу советского реалистического искусства… с.8)

М. Сокольников (предисловие), Е.А. Вишняк, Е.П. Макарова (составители). Василий Семёнович Сварог. 1883 – 1946. Каталог выставки. М. Советский художник. Главное управление учреждениями изобразительных искусств Комитета по делам искусств при Совете министров СССР, Оргкомитет Союза советских художников СССР и др. 1948

Сысоев П.М., Шквариков В.А. (составители). Мастера советского изобразительного искусства. Произведения и автобиографические очерки. Москва. Искусство. 1951. С.495 – 502

Вл. Зейдан (сост.). Каталог выставки произведений Василия Сварога (1883 – 1946). Рига, Государственный музей латышского и русского искусства, Управление по делам искусств при Совете министров Латвийской ССР, оргкомитет Союза советских художников СССР, типография «Советская Латвия», 1952 (Vaslija Svaroga. Darbu izstādes. Katalogs. Riga, Valsts Latviešu un krievu mākslas muzejs, tipografija «Sovetskaja Latvija», 1952)

Климова М. Василий Семёнович Сварог. 1883 – 1946. М. Искусство. Массовая библиотека. 1952

Игорь Грабарь (авт. вст. ст.), Ю.Б. Васильев (худ. книги), И.Н. Матвеева (редактор). В.С. Сварог. Москва. Советский художник. 1955

Соколова Н.И. (ред.), Сопоцинский О.И., Толстой В.П., Колпинский Ю.Д., Чегодаев А.Д. (авторы). Советское искусство 1917 – 1957. Живопись. Скульптура. Графика. [Юбилейный альбом]. М. Искусство. 1957

А. Бородуля. Художник искромётного таланта [Сварог В.С.] // Новгород. Вып.7. [Новгород]. 1958. С. 120(121) – 125

Галушкина А.С., Коровкевич С.В., Смирнов И.А. (науч. ред.) и др. Выставки советского изобразительного искусства. 1917 – 1932 гг. Справочник. Т.1. Москва. Советский художник. 1965

А.С. Галушкина, Е.А. Сперанская (науч. ред.), Л.В. Андреева, Е.А. Сперанская, И.М. Бибикова, А.И. Болотова, О.И. Гапонова, Ю.М. Забродина, О.П. Лазарева, Х.М. Райхенштейн, И.Т. Ростовцева (авт.-сост.). Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской револоюции. Каталог выставки. М., Советский художник, Союз художников СССР, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Музей Великой Октябрьской социалистической революции, Институт искусств Министерства культуры СССР, 5 000 экз., 89 к., 1967

Галушкина А.С., Смирнов И.А., Сперанская Е.А. (науч. ред.) и др. Выставки советского изобразительного искусства. 1933 – 1940 гг. Справочник. Т.2. Москва. Советский художник. 1967

Галушкина А.С., Смирнов И.А. (науч. ред.) и др. Выставки советского изобразительного искусства. 1941 – 1947 гг. Справочник. Т.3. Москва. Советский художник. 1973

Сварог В.С. №458. Группа солдат 10-го Малороссийского полка в штыковом бою под Ново-Александрией 11 октября 1914 г. (1916). №478. Орудие 29-й артиллерийской бригады ведёт огонь прямой наводкой у деревни Гросс-Иодуб. 23 октября 1914 г. (1914). №620. Солдаты 14-го Сибирского стрелкового полка идут в атаку на австрийцев у деревни Подолье через реку Оржец 11 февраля 1915 г. (1915). №738. Солдаты 22-го Сибирского стрелкового полка идут в штыковую атаку на германские окопы. Май 1915 г. (1916). №876. Группа улан 1-го Уланского Петроградского полка обращает в бегство неприятеля и захватывает оставленные им документы. Сентябрь 1915 г. (1916) // Абольская Т.И. (авт. вст. ст., составитель), Сотников А.А. (полковник, общий редактор). Каталог рисунков [ленинградского] Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Книга II. Л. 1973. С.232, 237, 274, 306, 343, 746

Болотова А.И., Галушкина А.С., Захарова Д.В. (науч. ред.) и др. Выставки советского изобразительного искусства. 1948 – 1953 гг. Справочник. Т.4. Москва. Советский художник. 1975

Манин В.С., Антонова К.Ф., Ацаркина Э.Н., Володарский В.М., Гольдштейн С.Н., Немировская М.А., Ростовцева И.Т. (редакторы), Гофман И.М. (автор вст. статьи). Автопортрет в русском и советском искусстве. Каталог выставки. Москва. Советский художник. 1977

Болотова А.И., Галушкина А.С., Ростовцева И.Т., Савелова Е.В. (науч. ред.) и др. Выставки советского изобразительного искусства. 1954 – 1958 гг. Справочник. Т.5. Москва. Советский художник. 1981

М. Фельдман. Дружба, скреплённая творчеством. [Воспоминания о дружбе В.С. Сварога и В.В. Куйбышева] // Искусство. Вып.6. Москва. 1982. С.45 – 48

Сварог, Василий Семёнович. К.Е. Ворошилов и А.М. Горький в тире // Рисунок и акварель // А.Д. Фатьянов (сост.). Иркутский областной художественный музей. Советское искусство. Живопись, скульптура, рисунок и акварель. Каталог. Иркутск. 1982. С.264 11 .: Г. Орлова. Гобелен «Салют» (1985))

Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. (составители). Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. Санкт-Петербург. Издательство Чернышёва. 1992

Хубертус Гасснер . [Альбом-каталог]. Дюссельдорф – Бремен, Интерартекс – Эдицион Теммен , 1994

Баренбаум И.Е. (авт. вст. статьи), Соскин Л.М. Издательские марки Петрограда – Ленинграда. Москва. Новый Свет, Книга. 1995

Сварог (Корочкин) В.С. // Е.К. Ресина (научн. ред.), Р.Г. Бадин, Т.И. Карандашева, Т.А. Резник, Е.К. Ресина (сост.). Русская дореволюционная и советская живопись в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь. Каталог. В 2-х т. Т.2: К – Я. Минск, Издательство Беларусь, тир. 1 000 экз., 1997, с.260 – 261

Matthew Cullerne Bown. A Dictionary of Twentieth Century Russian And Soviet Painters. 1900 – 1980s. Izomar Limited. London. 1998

Романов Г.Б. Товарищество Передвижных Художественных Выставок. 1871 – 1923 гг. Энциклопедия. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург Оркестр. 2003

Vern G. Swanson. Soviet Impressionist Painting. Woodbridge (Suffolk, England), Antique collectors’ club, 2nd ed., 2008

Рубинчик А.Л. Живопись соцреализма в советских открытках. Альбом-каталог. Москва. Магма. 2008

Гоголицин Ю. (автор вст. статьи), Березовская К. (составитель). Город, знакомый до слёз… Городской пейзаж из частных собраний (Васильева А.А., Кантина Б.Е., Шабтая фон Калмановича, Магитсона В.А., Рыбаковой Ж.Б., Палеевых, Русаковых, Чудновских и др.). Каталог. Санкт-Петербург. K Gallery. 2009

В.С. Сварог (Корочкин). Живописец, график // В. Леняшин (науч. ред. тома). Живопись. Первая половина XX века. Каталог. Т.13. С – Я. [СПб.], Palace Edition, Русский музей, Альманах (Вып.463), , с.27 – 28 (Обл ., тит .)

Светлана Лучкина

Двойные рисунки - двойные стандарты…


Обладает ли художник способностью оценивать и анализировать увиденное точнее и вернее, нежели простой обыватель?.. Дано ли Мастеру умение схватывать профессиональным оком характерные черты и детали?.. Скорее всего, Вы ответите утвердительно. Ведь именно визуально полученный образ преображается на бумаге в произведение искусства. А иногда и в… непреложное доказательство.
Русский художник Василий Семенович Курочкин, более известный под псевдонимом «Сварог» (- имя бога неба и небесного огня в славяно-русской мифологии), как и любой состоявшийся мастер, знал цену своей наблюдательности и верности линий.
Сварогу довелось жить в такое время, когда от точности линий и общего видения мастера зависели не только его профессиональная репутация и признание публики, но и сама жизнь. После окончания училища, в 1900-е гг. Сварог много работал в жанре пейзажа и портрета. Однако самые известные его произведения дореволюционного периода связаны с плакатами и журнальной сатирической графикой, публиковавшейся в таких петербургских изданиях, как «Живописное обозрение», «Пулемет», «Зритель», «Нива», «Солнце России». В сатирических рисунках и карикатурах еще совсем молодого человека ощущалась рука проницательного мастера психологического портрета. Первым признанием стала премия на конкурсе, организованном редакцией журнала «Солнце России» за серию иллюстраций к роману «Живой труп» Льва Толстого. В 1920-1930-е Сварог публиковал многочисленные рисунки в крупнейших органах печати: «Ленинградской правде», «Красной газете», затем в «Правде», «Известиях», «Комсомольской правде» и других изданиях. Сухие факты официальной биографии вполне красноречиво говорят о блестящей карьере Василия Семеновича Сварога в качестве художника, идеологически созвучного революционной России. Он исполняет портреты В. И. Ленина, И. В. Сталина, их ближайших соратников. Вот некоторые названия его произведений: «Красногвардейцы с пулеметами у Смольного» (1918), «Волховстрой» (1924), «Ленинград» (1925), «К. Е. Ворошилов и А. М. Горький в тире ЦДКА» (1933), «Встреча челюскинцев у Белорусского вокзала» (1934), «Чапаев в бою» (1936), «Ворошилов на байдарке» (1940), «И. В. Сталин и дети» (1937), «И. В. Сталин и члены Политбюро среди детей в ЦПКиО им. М. Горького» (1939), «Штаб Октября» (1940). «Степан Разин» (1941) и т.д.



И. В. Сталин и члены Политбюро ЦК ВКП(б) среди детей в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Москве. 1939 год.


Однако, обладая истинным дарованием, Сварог, как и многие другие мастера того времени, которых сейчас можно было бы назвать «ангажированными», с вдохновением творил и в официально не поощряемых жанрах…
Мы выбрали для демонстрации профессиональной зоркости художника произведение, которое вряд ли можно назвать самым популярным из его полотен с точки зрения академического искусства... Сложно описать эстетически выдержанным языком, что конкретно мы видим перед собой и какую гамму чувств должны испытывать. И все же смотрите!


Чтобы нарисовать это свое произведение, 42-летний художник, прибежал ранним декабрьским утром 1925 года в гостиницу «Интернационал» (быв. «Англетер»). К сожалению, нет точных сведений кто, зачем и при каких обстоятельств вызвал художника в гостиницу и каким образом ему стало известно о происшедшей трагедии. В Пятом номере он и сделал несколько рисунков-портретов Сергея Есенина, лежащего на полу, у ног участкового надзирателя, карябающего огрызком карандаша безграмотный Протокол, который он окрестил «актом».


В отличие от новичка-участкого Василий Семенович на тот момент был уже известным мастером с солидной художественной практикой. В том же 1925 году он получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом «9 января», для которого выполнил 11 больших рисунков. Помимо партийной элиты, его дар высоко ценило художественное сообщество. К тому времени за его плечами было благословление великого русского художника Ильи Ефимовича Репина и его рекомендация в Объединение передвижников. За 10 лет до трагического рисунка в «Англетере» Сварогу посчастливилось услышать восторженный возглас Ильи Ефимовича Репина: «Какие богатыри у нас появляются!» Знаменитый русский художник пришел в полный восторг, когда увидел портрет своего сына, Юрия Репина, написанный Сварогом. Вряд ли Николай Горбов, прихотью случай оказавшийся в Пятом номере в роли участкового надзирателя, слышал подобные отзывы в свой адрес. А вот не признававший дилетантства Сварог свою миссию в «Англетере», скорее всего, осознавал предельно ясно.
Чем же нам следует считать набросок из «Англетера»?.. Фактом? Доказательством? Документальным свидетельством? Сложно отмахнуться от некоторых подробностей рисунка, которые нет оснований трактовать как буйную фантазию автора. Мы говорим о скрещенных ногах, которые вряд ли могли оказаться в подобном положении у тела, только что вынутого из петли; о разорванной, расхристанной одежде, которая носит следы жестокой борьбы… Однозначное понимание того, что рисунок слабо вяжется с официальной версией гибели Сергея Есенина, появилось сразу же. И не только у тех, кто догадывался об убийстве, но и у тех, кто знал истинное положение вещей. И как следствие «официальной версии гибели поэта» появилась «официальная версия рисунка Сварога». Именно эту «приглаженную», «застегнутую» версию и знали до определенного момента многие читатели и поклонники творчества Есенина. Вот она:


Подобная вариативность прослеживается и на втором наброске Василия Семеновича, сделанном при тех же обстоятельствах. Речь идет о рисунке головы Сергея Есенина. До недавнего времени мы могли видеть только такой вариант наброска:

И лишь совсем недавно, в 2008 году, Московскому Государственному Музею С.А. Есенина был подарен подлинный посмертный рисунок-портрет Сергея Есенина, выполненный художником Сварогом 28 декабря 1925 года. Рисунок подарил музею профессор Брюссельского университета, академик Жан Бланков. По словам бельгийского ученого, Сварог передал рисунок французскому писателю Анри Барбюсу, который был горячим поклонником СССР.
Под рисунком сохранилась подпись на французском языке: «Сергей Есенин. Первый набросок, сделанный после его смерти».


Рисунок отличается от советского варианта тем, что на виске поэта изображены черные пятна округлой формы - либо запекшаяся кровь, либо следы ран. На оригинале рисунка пятна носят явный характер и не являются ни дефектом изображения, ни случайными «кляксами».
Значение рисунков Сварога трудно переоценить, ведь это уникальные документы, показывающие состояние тела Сергея Есенина сразу после его обнаружения. Именно Сварог отразил то, как выглядел поэт до растиражированных снимков, фотохудожника Моисея Наппельбаума. На снимках «короля ретуши» одежда Есенина уже приведена в порядок, кровь смыта, тело перенесено на кушетку и т.д.
К сожалению, для официального следствия рисунки художника - это всего лишь рисунки художника. Они не могут считаться носителями информации, пригодной для дознания или следственных выводов. «Официальная версия» сделала всё, чтобы живые, кричащие, жуткие наброски Василия Сварога стали молчаливыми, обезличенными свидетельствами присутствия некоего рисовальщика в некоем номере. И у «официальной версии» был бы блестящий шанс объяснить все эти пятна на висках, рваные рукава, расстегнутые брюки, скрещенные ноги просто… художественным вымыслом. Графической метафорой. Эмоциональным восприятием действительности впечатлительным человеком «от искусства». Блестящий был бы шанс, если бы Василий Семенович не объяснил всё сам!
Свои впечатления о том утре, свои заключения о том, что именно он увидел в номере «Англетера» он поведал своему другу, журналисту И. С. Хейсину:
«Мне кажется, что этот Эрлих что-то ему подсыпал на ночь, ну... может быть, и не яд, но сильное снотворное. Не зря же он «забыл» свой портфель в номере Есенина. И домой он «спать» не ходил - с запиской Есенина в кармане. Он крутился не зря все время неподалеку, наверное, вся их компания сидела и выжидала свой час в соседних номерах. Обстановка была нервозная, в Москве шел съезд, в «Англетере» всю ночь ходили люди в кожанках. Есенина спешили убрать, поэтому все было так неуклюже, и осталось много следов. Перепуганный дворник, который нес дрова и не вошел в номер, услышал, что происходит, кинулся звонить коменданту Назарову... А где теперь этот дворник? Сначала была «удавка» - правой рукой Есенин пытался ослабить ее, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана. Потом его закатали в ковер и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина. Легче было похитить. Но балконная дверь не открывалась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили, вся эта грязь осталась... Почему я думаю, что закатали в ковер? Когда рисовал, заметил множество мельчайших соринок на брюках и несколько в волосах... пытались выпрямить руку и полоснули бритвой «Жиллет» по сухожилию правой руки, эти порезы были видны... Сняли пиджак, помятый и порезанный, сунули ценные вещи в карманы и все потом унесли... Очень спешили... «Вешали» второпях, уже глубокой ночью, и это было непросто на вертикальном стояке. Когда разбежались, остался Эрлих, чтобы что-то проверить и подготовить для версии о самоубийстве... Он же и положил на стол, на видное место, это стихотворение: «До свиданья, друг мой, до свиданья»... Очень странное стихотворение...» (Опубликовано в газете «Вечерний Ленинград», 28.12.90 г.).
После этого рассказа хотелось бы привести только одну цитату историка искусства И. Э. Грабаря. Цитату, довольно исчерпывающе отвечающую на наш вопрос, заданный в начале статьи об адекватности восприятия художником увиденного.

«Сварогу свойственна «особая исключительная любовь к сегодняшнему дню, зоркость к его явлениям, фактам, людям. На протяжении всей жизни он не пропускал ни одного сколько-нибудь значительного события, откликаясь на него немедленно, молниеносно своими картинами».

Он откликнулся на смерть поэта. Вы верите его отклику?..

Журнал «Н.Л.О. Невероятное. Легендарное. Очевидное», март, 2010 г.

В Россию вернулся знаменитый рисунок Василия Сварога, сделанный им в Англетере в ту самую трагическую ночь.

Художник Сварог (В.С. Корочкин), делавший в номере гостиницы рисунок погибшего Есенина, рассказывал своему другу, журналисту И.С. Хейсину, следующее: «Мне кажется, что этот Эрлих что-то ему подсыпал на ночь, ну... может быть, и не яд, но сильное снотворное. Не зря же он «забыл» свой портфель в номере Есенина. И домой он «спать» не ходил - с запиской Есенина в кармане. Он крутился не зря все время неподалеку, наверное, вся их компания сидела и выжидала свой час в соседних номерах. Обстановка была нервозная, в Москве шел съезд, в «Англетере» всю ночь ходили люди в кожанках. Есенина спешили убрать, поэтому все было так неуклюже, и осталось много следов. Перепуганный дворник, который нес дрова и не вошел в номер, услышал, что происходит, кинулся звонить коменданту Назарову... А где теперь этот дворник? Сначала была «удавка» - правой рукой Есенин пытался ослабить ее, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана. Потом его закатали в ковер и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина. Легче было похитить. Но балконная дверь не открывалась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили, вся эта грязь осталась... Почему я думаю, что закатали в ковер? Когда рисовал, заметил множество мельчайших соринок на брюках и несколько в волосах... пытались выпрямить руку и полоснули бритвой «Жиллет» по сухожилию правой руки, эти порезы были видны... Сняли пиджак, помятый и порезанный, сунули ценные вещи в карманы и все потом унесли... Очень спешили... «Вешали» второпях, уже глубокой ночью, и это было непросто на вертикальном стояке. Когда разбежались, остался Эрлих, чтобы что-то проверить и подготовить для версии о самоубийстве... Он же и положил на стол, на видное место, это стихотворение: «До свиданья, друг мой, до свиданья»... Очень странное стихотворение...» (Опубликовано в газете «Вечерний Ленинград», 28.12.90 г.).

Существует еще одна загадочная личность в этом деле, некто Л.Сосновский, приятель Троцкого, фельетонист. Именно по его обвинению возникло дело 4-х поэтов, обвиненных в антисемитизме (Есенин, Клычков, Орешин, Ганин). Все поэты умерли насильственной смертью, также, как, впрочем, и Сосновский (именно его имя фигурирует в деле расстрела царской семьи), расстрелян в 1937. Еще одна жертва, А.Соболь, который заступился за поэтов-"антисемитов". Вскоре после похорон С.А.Есенина он был найден возле памятника Достоевскому с простреленной головой.
Темное было время.

Василий Семёнович Корочкин родился в семье крестьянина Семёна и прачки Ольги Васильевны Корочкиных, в которой кроме него было ещё две сестры Анна (позднее - сельская учительница) и Надежда (в будущем - швея). В два года лишился отца, воспитанием детей занималась мать.
Стремление к рисованию наблюдалось у Василия Семёновича с ранних лет. Заметив его, учитель рисования старорусского городского училища Чистяков собрал среди жителей города по подписке деньги, чтобы талантливый ребёнок после окончания училища мог продолжить художественное образование.
В 1896 году, в тринадцатилетнем возрасте, Василий Семёнович поступает в Петербургское художественное училище технического рисования Штиглица и через четыре года успешно заканчивает его. Именно во время обучения и появился псевдоним художника - «Сварог».

  • С 1900 года Сварог сотрудничает с петербургскими иллюстрированными журналами «Живописное обозрение», «Волшебный фонарь», «Солнце России».
  • В 1911 году В. С. Сварогу была присуждена первая премия на конкурсе, организованном редакцией журнала «Солнце России», за серию рисунков к произведению Льва Толстого «Живой труп».
  • В 1915 году В. С. Сварог знакомится с Юрием Репиным и пишет его портрет, который привёл в восторг его отца, известного художника Илью Репина . Эта работа позволяет Сварогу сблизиться с мастером, присутствовать на его портретных сеансах.
  • В 1916 году по рекомендации Репина он вступает в Товарищество передвижников и выставляет свои работы на передвижных выставках.
  • В 1916 году Сварог пишет «Портрет матери» (холст, масло). Картина была удостоена первой премии на весенней Передвижной выставке.
  • В 1918 году Сварог принимает активное участие в украшении Петрограда к празднованию первой годовщины Октябрьской революции. Сам художник говорил, что он «работал особенно интенсивно, так как великие события требовали от каждого большого напряжения сил». В это время он создаёт портреты Карла Маркса , Фридриха Энгельса , В. И. Ленина , М. С. Урицкого , В. В. Володарского .
  • С 1919 по 1922 годы в связи с тяжёлой болезнью матери Сварог проводит в Старой Руссе. Здесь он организует Народный дом, создаёт самодеятельные хоровые и оркестровые кружки, художественную студию. В этот период Сварог создает много картин, посвящённых городу и его жителям - «Портрет Васи Ушакова», «Дети» (экспонировалась в Третьяковской галерее), «Портрет Валентины Казариной», «Рогачёвка» и другие.
  • В 1923 году вступил в Ассоциацию художников революционной России.
  • В 1925 году В. С. Сварог получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом «9 января», для которого он выполнил 11 больших рисунков.
  • После Великой Октябрьской революции творчество Сварога приобретает яркую политическую направленность. Сам художник называет свой жанр «политической композиции». Одни картины выполнялись на основе личных впечатлений, другие на основе газетных сообщений:
  • Увлекаясь музыкой, В.Сварог создал ряд работ, объединённых этой темой:
Андреса Сеговии
  • Писал Сварог и портреты руководителей партии и правительства - В. И. Ленина, И. В. Сталина , К. Е. Ворошилова , В. В. Куйбышева .
  • В 1940 году Политуправление МВО объединило профессиональных военных художников в Cтудию военных художников имени М. Б. Грекова на базе Изомастерских самодеятельного красноармейского искусства. Перед студией поставили задачи культурного и политического воспитания воинов, отображения героического боевого пути армии. Руководителем был назначен В. Сварог, который создал ряд картин на военную тематику: