Святой император юстиниан и его эпоха. Византийский император Юстиниан I Великий

Юстиниан I Великий (лат. Flavius Petrus Sabbatius Justinianus) правил Византией с 527 по 565 г. При Юстиниане Великом территория Византии увеличилась почти вдвое. Историки считают, что Юстиниан был одним из величайших монархов поздней античности и раннего средневековья.
Юстиниан родился около 483 г. в крестьянской семье захолустного селения в горной Македонии, близ Скупи . Долгое время господствовало мнение о том, что он был славянского происхождения и носил первоначально имя Управды, эта легенда была очень распространенной среди славян Балканского полуострова.

Юстиниан отличался строгим православием , был реформатором и военным стратегом, совершившим переход от античности к средневековью. Выходец из тёмной массы провинциального крестьянства Юстиниан сумел прочно и твердо усвоить себе две грандиозные идеи: римскую идею всемирной монархии и христианскую идею царства Божия. Объединение обеих идей и проведение их в действие с помощью власти в светском государстве, принявшем эти две идеи в качестве политической доктрины Византийской империи.

При императоре Юстиниане Византийская империя достигла своего рассвета, после долгого периода упадка, монарх пытался реставрировать империю и вернуть ей былое величие. Считается, что Юстиниан подпадал под влияние сильного характера своей жены Феодоры, которую он торжественно короновал в 527 г.

Историки считают, что главной целью внешней политики Юстиниана было возрождение Римской империи в её прежних границах, империя должна была превратиться в единое христианское государство. Вследствие этого, все войны проводимые императором были направлены на расширение своих территорий, особенно на запад, на территории павшей Западной Римской империи.

Главным полководцем Юстиниана, мечтавшиго о возрождении Римской империи, был Велизарий, ставший полководцем в 30-летнем возрасте.

В 533 году Юстиниан отправил армию Велизария в северную Африку на покорение королевства вандалов. Война с вандалами проходила успешно для Византии и уже в 534 году полководец Юстиниана одержал решительную победу. Как и в африканской кампании, полководец Велизарий держал в византийской армии множество наёмников — диких варваров.

Даже заклятые враги могли помочь Византийской империи — достаточно было им заплатить. Так, гунны составляли значительную часть армии Велизария , которая на 500 кораблях отправилась из Константинополя в Северную Африку. Кавалерия гуннов , служившая наёмниками в византийской армии Велизария, сыграла решающую роль в войне против Вандальского королевства в северной Африке. Во время генерального сражения противники бежали от дикой орды гуннов и скрылись в нумидийской пустыне.Затем полководец Велизарий занял Карфаген.

После присоединения Северной Африки в Византийском Константинополе обратили взоры на Италию, на территории которой существовало королевство остготов. Император Юстиниан Великий решил объявить войну германским королевствам , которые вели между собой постоянные войны и были ослаблены накануне вторжения армии Византии.

Война с остготами шла успешно, и королю остготов пришлось обратиться за помощью к Персии. Юстиниан обезопасил себя на Востоке от удара с тыла, заключив мир с Персией и развернул кампанию для вторжения в Западную Европу.

Первым делом полководец Велизарий занял Сицилию, где он не встретил особого сопротивления. Итальянские города также сдавались один за другим, пока византийцы не подошли к Неаполю.

Belisarius (505-565), Byzantine general under Justinian I, 540 (1830). Belasarius refusing the crown of their kingdom in Italy offered to him by the Goths in 540. Belisarius was a brilliant general who defeated a range of enemies of the Byzantine Empire, virtually doubling its territory in the process. (Photo by Ann Ronan Pictures/Print Collector/Getty Images)

После падения Неаполя папа римский Сильверий предложил Велизарию войти в священный город. Готы покинули Рим , и вскоре Велизарий занял Рим столицу империи. Византийский военачальник Велизарий, однако, понимал, что противник лишь собирается с силами, поэтому сразу же принялся укреплять стены Рима. Последовавшая затем осада Рима готами продолжалась один год и девять дней (537 — 538 гг.). Византийская армия, оборонявшая Рим, не только выдержала атаки готов, но и продолжила своё наступление вглубь Апеннинского полуострова.

Победы Велизария позволили Византийской империи установить контроль над северо-восточной частью Италии. Уже после смерти Велизария был создан экзархат (провинция) со столицей в Равенне . Хотя Рим в дальнейшем был потерян для Византии, так как Рим фактически попал под управление папы, Византия сохраняла владения в Италии вплоть до середины VIII века.

При Юстиниане территория Византийской империи достигла своих самых огромных размеров за все время существования империи. Юстиниану удалось практически полностью восстановить прежние границы Римской империи.

Византийский император Юстиниан захватил всю Италию и практически всё побережье Северной Африки, и юго-восточную часть Испании. Таким образом, территория Византии увеличивается вдвое, но не достигает прежних границ Римской империи.

Уже в 540 году новоперсидское царство Сасанидов расторгло мирный договор с Византией и активно готовилось к войне. Юстиниан оказался в трудном положении, ведь Византия не могла выдержать войны на два фронта.

Внутренняя политика Юстиниана Великого

Кроме активной внешней политики, Юстиниан также вёл разумную внутреннюю политику. При нём была отменена римская система управления государством, которою заменила новая - византийская. Юстиниан активно занялся укреплением государственного аппарата, а также пытался усовершенствовать налогообложение . При императоре были соединены гражданские и военные должности, были предприняты попытки уменьшить коррупцию путём повышения платы чиновникам.

В народе Юстиниана прозвали «бессонным императором», так как он работал и днём и ночью над реформированием государства.

Историки считают, что военные успехи Юстиниана были его главной заслугой, однако внутренняя политика, особенно во второй половине его правления, опустошила государственную казну.

Император Юстиниан Великий оставил после себя знаменитый архитектурный памятник, который существует и сегодня - Собор Святой Софии . Это здание считают символом «золотого века» в Византийской империи. Этот собор является вторым по величине христианским храмом в мире и уступает только Собору Святого Павла в Ватикане . Сооружением Собора Святой Софии император Юстиниан добился расположение Папы Римского и всего христианского мира.

Во время правления Юстиниана вспыхнула первая в мире пандемия чумы, которая охватила всю Византийскую империю. Наибольшее количество жертв было зафиксировано в столице империи Константинополе, здесь погибло 40% всего населения. За подсчётами историков, общее число жертв чумы достигло около 30 млн. человек, а возможно и больше.

Достижения Византийской империи при Юстиниане

Наибольшим достижением Юстиниана Великого считается активная внешняя политика, которая расширила территории Византии в два раза, практически вернув все утраченные земли после падения Рима в 476 году.

Вследствие многочисленных войн казна государства истощалась, и это привело к народным бунтам и восстаниям. Однако восстание побудило Юстиниана издать новые законы для граждан всей империи. Император упразднил римское право, отменил устаревшие римские законы и ввёл новые законы. Свод этих законов получил название «Свод гражданского права».

Царствование Юстиниана Великого действительно называли «золотым веком», сам он говорил: «Никогда до времени нашего правления Бог не даровал римлянам таких побед… Возблагодарите небо, жители всего мира: в ваши дни осуществилось великое дело, которого Бог признавал недостойным весь древний мир» Вознаменования величия христианства был построен Собор Святой Софии в Константинополе.

Огромный прорыв произошёл в военном деле. Юстиниану удалось создать самую большую профессиональную наёмную армию того периода. Византийская армия под предводительством Велизария принесла Византийскому императору множество побед и расширила границы Византийской империи. Однако содержание огромной наёмной армии и бесконечные воины истощили государственную казну Византийской империи.

Первую половину правления императора Юстиниана называют «золотым веком Византии», вторая же вызывала только недовольство со стороны народа. Окраины империи охватиливосстания мавров и готов. А в 548 году во время второй итальянской кампании Юстиниан Великий уже не мог откликнуться на просьбы Велизария прислать деньги для армии и на оплату наёмникам.

В последний раз полководец Велизарий возглавил войска в 559 году, когда во Фракию вторглось племя котригуров. Полководец одержал победу в бою и мог бы полностью уничтожить нападавших, но Юстиниан в последний момент решил откупиться от беспокойных соседей. Однако самым удивительным стало то, что творца византийской победы даже не позвали на праздничные торжества. После этого эпизода полководец Велизарий окончательно впал в немилость и перестал играть заметную роль при дворе.

В 562 году несколько знатных жителей Константинополя обвинили прославленного полководца Велизария в подготовке заговора против императора Юстиниана. На несколько месяцев Велизарий был лишен своего имущества и положения. Вскоре Юстиниан убедился в невиновности обвиняемого и помирился с ним. Велизарий умер в покое и уединении в 565 году н.э. В тот же год испустил дух император Юстиниан Великий.

Последний конфликт между императором и полководцем послужил источником легенды о нищем, немощном и слепом военачальнике Велизарии, просившем милостыню у стен храма. Таким — попавшим в немилость — его изображает на своей знаменитой картине французский художник Жак Луи Давид.

Всемирное государство, создаваемое волей самодержавного государя — такова была мечта, которую лелеял император Юстиниан с самого начала царствования. Силой оружия возвращал он утерянные старые римские территории, затем давал им общий гражданский закон, обеспечивающий благосостояние жителей, наконец — он утверждал единую христианскую веру, призванную соединить все народы в поклонении единому истинному христианскому Богу. Таковы три незыблемых основания, на которых Юстиниан строил могущество своей империи. Юстиниан Великий верил, что «нет ничего выше и святее императорского величества»; «сами создатели права сказали, что воля монарха имеет силу закона «; «он один способен проводить дни и ночи в труде и бодрствовании, чтобы думать думу о благе народа «.

Юстиниан Великий утверждал, что благодать власти императора, как «помазанника Божьего», стоящего над государством и над церковью, получена им прямо от Бога. Император «равен апостолам» (греч. ίσαπόστολος), Бог помогает ему побеждать врагов, издавать справедливые законы. Войны Юстиниана получили характер крестовых походов — везде, где византийский император будет господином, воссияет православная вера. Его благочестие превращалось в религиозную нетерпимость и воплощалось в жестоких преследованиях за уклонение от признанной им веры. Всякий законодательный акт Юстиниан ставит «под покровительство святой Троицы».

Первым замечательным государем Византийской империи и родоначальником внутренних её порядков был Юстиниан I Великий (527‑565), который прославил свое царствование удачными войнами и завоеваниями на Западе (см. Вандальская война 533-534) и доставил окончательное торжество христианству в своем государстве. Преемники Феодосия Великого на Востоке за немногими исключениями были люди малоспособные. Императорский престол достался Юстиниану после его дяди Юстина, который в юности пришел в столицу простым деревенским мальчиком и поступил в военную службу, дослужился на ней до самых высших чинов, а потом сделался императором. Юстин был человек грубый и необразованный, но бережливый и энергичный, так что передал своему племяннику империю в сравнительно хорошем состоянии.

Происходя сам из простого звания (и даже из славянской семьи), Юстиниан женился на дочери одного смотрителя над дикими зверями в цирке, Феодоре , которая прежде была танцовщицей и вела легкомысленный образ жизни. Она оказывала впоследствии большое влияние на своего мужа, отличаясь выдающимся умом, но вместе с тем и ненасытным властолюбием. Сам Юстиниан тоже был человек властолюбивый и энергичный, любил славу и роскошь, стремился к грандиозным целям. Оба они отличались большим внешним благочестием, но Юстиниан склонялся несколько к монофизитству. При них придворная пышность достигла наивысшего развития; Феодора, коронованная императрицей и даже сделавшаяся соправительницей своего мужа, требовала, чтобы в торжественных случаях высшие должностные лица империи прикладывались губами к её ноге.

Юстиниан украсил Константинополь многими великолепными постройками, из которых громкую известность получил храм святой Софии с небывалым дотоле по громадности своей куполом и замечательными мозаичными изображениями. (В 1453 г. турки обратили этот храм в мечеть). Во внутренней политике Юстиниан держался того взгляда, что в империи должна быть одна власть, одна вера, один закон. Нуждаясь в больших денежных средствах для своих войн, построек и придворной роскоши, он ввел множество разных способов увеличения государственных доходов ,напр., создавал казенные монополии, устанавливал налоги на жизненные припасы, устраивал принудительные займы и охотно прибегал к конфискации имуществ (особенно у еретиков). Все это истощало силы империи и подрывало материальное благосостояние её населения.

Император Юстиниан со свитой

42. Синие и зелёные

Юстиниан не сразу утвердился на престоле. В начале царствования ему пришлось даже выдержать серьезное народное восстание в самой столице. Население Константинополя давно уже увлекалось конскими бегами, как прежде римляне – гладиаторскими играми. В столичный ипподром стекались десятки тысяч зрителей посмотреть на состязания колесниц, и нередко многотысячная толпа пользовалась присутствием императора в ипподроме, чтобы делать настоящие политические демонстрации в форме жалоб или требований, которые тут же и предъявлялись императору. Наиболее популярные кучера на конских ристаниях цирка имели своих поклонников, распадавшихся на партии, которые различались между собою цветами одежды своих любимцев. Двумя главными партиями ипподрома были синие и зеленые, которые враждовали не только из-за кучеров, но и из-за политических вопросов . Юстиниан и особенно Феодора покровительствовали синим; когда-то раньше зеленые отказали ей в просьбе отдать место её отца при цирке второму мужу её матери, и сделавшись императрицею, она мстила за это зеленым. Разные должности как высшие, так и низшие раздавались только синим; синие всячески награждались; им все сходило с рук, что бы они ни сделали.

Однажды зеленые обратились в ипподроме к Юстиниану с очень настойчивыми представлениями, и когда император отказал, то подняли в городе настоящее восстание, получившее название «Ника» , от боевого крика (Νίκα, т. е. побеждай), с которым восставшие, производили нападение на приверженцев правительства. Целая половина города сгорела во время этого возмущения, и восставшие, к которым примкнула также часть синих, даже провозгласили нового императора. Юстиниан собирался спасаться бегством, но был остановлен Феодорой, проявившею большую твердость духа. Она посоветовала мужу бороться и поручить усмирение восставших Велизарию . С готами и герулами, находившимися под его начальством, знаменитый полководец напал на восставших, когда они собрались в ипподроме, и изрубил их около тридцати тысяч человек. Вслед за этим правительство утвердило свое положение многочисленными казнями, ссылками и конфискациями.

Императрица Феодора, жена Юстиниана I

43. Corpus juris

Главным делом внутреннего правления Юстиниана было собрание воедино всего римского права, т. е. всех законов, применявшихся судьями, и всех теорий, излагавшихся юристами (juris prudentes) за все времена римской истории. Это громадное дело было совершено целой комиссией юристов, во главе которой был поставлен Трибониан. Уже раньше делались попытки подобного рода, но только Corpus juris Юстиниана, составлявшийся несколько лет, явился действительным сводом римского права, вырабатывавшегося целыми поколениями римского народа. В Corpus juris вошли: 1) систематизированные по содержание постановления прежних императоров («Юстинианов кодекс »), 2) руководство к изучению нрава («Институции ») и 3) систематически же изложенные мнения авторитетных юристов, излеченные из их сочинений («Дигесты » или «Пандекты»). К этим трем частям потом прибавился 4) Сборник новых постановлений Юстиниана («Новеллы»), уже большею частью на греческом языке, с латинским переводом. Эта работа, которою завершилось вековое развитие римского права, имеет историческое значение первостепенной важности. Во‑первых, Юстинианово право послужило основою, на которой развилось все византийское законодательство, оказавшее свое влияние и на право народов, которые заимствовали из Византии начала своей гражданственности. Само римское право стало изменяться в Византии под влиянием новых условий жизни, как об этом свидетельствует большое количество новых законов, изданных самим Юстинианом и издававшихся его преемниками. С другой стороны, это измененное римское право начало восприниматься славянами, которые принимали от греков христианство. Во‑вторых, временное обладание Италией после падения в ней остготского владычества дало возможность Юстиниану утвердить и здесь свое законодательство. Оно тем легче могло здесь привиться, что было, так сказать, только перенесено на родную почву, на которой само первоначально возникло. Позднее на Западе римское право в том виде, какой оно получило при Юстиниане, стало изучаться в высших школах и проводиться в жизнь, что и здесь повлекло за собою целый ряд разнообразных следствий.

44. Византия в VII веке

Юстиниан придал своему царствованию большой блеск, но при его преемниках снова начались внутренние распри (особенно церковные раздоры) и внешние нашествия. В начале VII в. особою жестокостью прославился император Фока, занявший престол посредством мятежа и начавший царствование умерщвлением своего предшественника (Маврикия) и всего его семейства. После кратковременного правления он сам подвергся подобной же участи, когда против него произошло восстание под начальством Ираклия, которого провозгласили императором возмутившиеся солдаты. Это было временем упадка и правительственной деятельности в Византии. Только блестяще одаренный и энергичный Ираклий (610‑641) некоторыми реформами в управлении и войске на время несколько улучшил внутреннее положение государства, хотя и не все предприятия оказывались удачными (напр., его попытка помирить православных и монофизитов на монофелитстве). Новый период в истории Византии начался лишь с вступлением на престол в начале VIII в. малоазиатской или исаврийской династии.

Вопрос об этническом происхождении императоров Юстина I и его племянника Юстиниана I весьма долгое время занимал историков. Скорее всего, их родина Северная Македония. Особенностью этого региона стало то, что уже в V веке сюда проникают славянские племена и постепенно оседают. Однако утверждать о славянском происхождении новой династии нет исторических оснований. Как верно заметил Ф.И.Успенский, «Юстиниан принадлежал по культуре и по идеалам, проводимым в государственной деятельности, к римскому миру, то находим во всех отношениях праздным вопрос о том, текла ли в его жилах славянская кровь».

Стремительный взлет Юстиниана к олимпу власти видимо начинается с той поры, когда его дядя Юстин, будущий император, становится приближенным Анастасия I. Юстин выполняет ответственные поручения и, в конце концов, его назначают одним из высших офицеров в полку экскувиторов, дворцовой стражи. Источники не сохранили для нас конкретные сведения об этом периоде жизни Юстиниана, но надо полагать, он уже находился при дяде и обладая острым умом, помогал ему советами и пользовался полным доверием своего высокопоставленного родственника. Вот что пишет о времени правления Юстина I Прокопий: «Племянник же Юстиниан, будучи еще молодым, стал заправлять всеми государственными делами и явился для римлян источником несчастий, таких и стольких, о подобных которым от века никто никогда и не слыхивал».

Основным источником для характеристики личности Юстиниана является «Тайная история» Прокопия Кесарийского, в которой он дает обширную характеристику Юстиниана не только как политика и правителя, но и человека.

На всем протяжении повествования «Тайной истории» Прокопий не дает Юстиниану ни одной действительно положительной характеристики. Здесь есть обвинения весьма огульного свойства, как например, сравнение его то с Сарданапалом, то с Нероном, и общее с Домицианом, «что ему оказалось пустячным делом разрушить Римскую державу..» или «ему ничего не стоило погубить многие мириады людей, хотя они не дали ему для этого ни малейшего повода». Но Прокопий приводит множество других уже конкретных примеров необузданности в расточительности Юстиниана, в коварстве по отношению как к конкретным личностям, так и огромным массам людей, подвергшихся репрессиям, ограблению или истреблению. Конечно, сама «Тайная история» носит черты памфлета, где все преувеличено до трагических для Римской державы масштабов. В более ранних произведениях того же Прокопия мы видим мудрого василевса, лично занимающегося кодификацией римского права, проектированием городов и храма Св. Софии. В «Истории» же, нам представляется человек совершенно не чтящий законов собственного государства.

Личные качества Юстиниана характеризуются Прокопием не иначе как, «неверный друг, неумолимый враг, страстно жаждущий убийств и грабежа, склонный к распрям, большой любитель нововведений и переворотов, легко податливый на зло, никакими советами не склоняемый к добру, скорый на замысел и исполнение дурного, о хорошем же даже слушать почитающий за неприятное занятие»

Как сочетать великое творение его эпохи - храм Святой Софии, который не смог быть построенным без гения и смелости архитектора, и умения Юстиниана найти нужных людей и организовать дело с ужасными вещами описанными Прокопием? Безусловно, Юстиниан владел искусством определять дарования его окружающих и использовать согласно способностям в государственных делах.

Каким образом увязать важнейшие реформы, задуманные и проведенные с дальновидной мудростью, с ханжеством и цинизмом государственного деятеля их осуществивших!? Энергичный и честолюбивый император не знал ни преград, ни усталости при достижении своих целей с невероятной настойчивостью издавал указы за указами или в равной степени посылал войско за войском в Италию, пока она окончательно не была освобождена от власти готов.

Со страниц «Тайной истории» на нас смотрит совершенно невероятная личность, кажется, в нем сочетается не сочетаемое, он терпит вокруг себя талантливых мошенников, закрывая глаза на их пороки, разлагающие административный аппарат государства. И Прокопий и Агафий Миринейский одинаково критикуют разгул коррупции, вымогательства и воровства среди чиновников.

Религиозная нетерпимость обернулась гонениями против подданных сохранивших верность культу языческих богов. Так в 132 новелле он прямо говорит о себе: «Мы питаем ненависть к еретикам». Жертвой его нетерпимости пала последний интеллектуальный оплот античности - Афинская академия, на которую у предыдущих христианских императоров не поднималась рука. И религиозная нетерпимость на протяжении всего правления дополнялась чрезмерной пристрастием к богословию, особенно после смерти Феодоры. Богословские размышления каждый день и до глубокой ночи с «допотопными старцами из духовенства» окончательно отдали императора от насущных государственных дел. С этого времени он словно живет в ином мире и реальный мир погружается в хаос и начинает разрушаться.

Но оставалась одна область административной власти в государстве, которая продолжала работать - это налоговые чиновники. Однако этому есть разумное обоснование. Те налоговые сборы, которые исправно собирались, отчасти разворовывались. Налоги же не собранные фиксировались в списках, еще больше утяжеляя налоговый гнет. Впоследствии преемник Юстиниана,

Юстин II горько воскликнет: «Мы нашли казну разоренной долгами и доведенной до крайней нищеты, и армию до такой степени расстроенной, что государство предоставлено беспрерывным нашествиям и набегам варваров».

Огромный константинопольский двор, воплощение интриг, зависти, коварства и жестокости послужил негативным фоном и средой вокруг старого императора. Не был он достаточно мудр, когда не выбрал себе соправителя и преемника, поставив государство, как он верил, врученное ему Божьей волей, под угрозой гражданской войны между двумя своими племянниками. Только прозорливость одного из претендентов, позволила тому стать новым императором и без лишней крови устранить другого.

Юстиниана I часто нарекают «Великим». Но насколько верно это утверждение? Много полезного и значительного он сделал в первые годы своего правления. Здесь и покорение Африки с Италией, кодификация права и строительство, безусловно, очередного чуда света - храма Святой Софии. Но провидение подарило императору долгую жизнь, он не ушел во время с исторической сцены. Его жизнь без Феодоры, некой его противоположности с которой он, вместе с тем, был един, обрекла на унылое и безнадежное угасание. Слава и величие Юстиниана тускнело и таяло вместе с ним самим.

Конечно, никак нельзя при размышлении о личности Юстиниана пройти мимо Феодоры.

Образ Феодоры, так ярко описанный Прокопием, поражает своей порочностью и коварством. Однако относится к его инсинуациям, особенно тех, которые рассказывают о молодых годах будущей супруги Юстиниана, нужно крайне осторожно. Во-первых, свидетелем того образа жизни о котором пишет сам историк, он не был, тем более, не входил в тот круг о котором писал. В то время Прокопий жил далеко от столицы и не состоял на службе у Велизария, ближайшего сподвижника Юстиниана. По ему одному известной причине, он, разочарованный советник полководца, изложил в своей «Тайной истории» те базарные или ипподромные сплетни, которые не стоило не только записывать, но и даже прислушиваться к ним.

Во-вторых, надо отметить, что Прокопий, не находит у царицы ни одной искупающей черты. Хотя многое она сделала в благотворительных целях, что особо подчеркивалось Церковью, канонизировавшей раскаявшуюся грешницу.

Очень достоверную картину жизни Феодоры описал Ш. Диль. Автор в отличие от Прокопия, опираясь на другие источники VI века, это, прежде всего Иоанн Эфесский с его малоизвестной «Церковной историей», да и Иоанн Малала видит другую Феодору. Диль проводит некую границу ее жизни - до и после ее жизни в Александрии, где она, видимо, прониклась истинной христианской верой через общение с монофизитами, которых поддерживала до конца своих дней.

Брошенная любовником грешница, скитаясь по Египту и Ближнему Востоку, преображается. И именно такой ее встречает уже немолодой Юстиниан. Умная и остроумная, изящная и не лишенная обаяния она пленяет его и остается его верной помощницей, более того надежной опорой. Как не вспомнить ее мужественное поведение, ее слова, «царская власть - лучший саван», вдохновляет супруга к решительным действиям и спасает их положение во время восстания Ника. Вот какой ее видит Ш.Диль, описывая ее во второй половине жизни «другая Феодора, менее известная, но гораздо более интересная: великая императрица, занимавшая значительное место возле Юстиниана и часто игравшая в делах правления решающую роль, женщина ума выдающегося, редкой сообразительности, энергичная, существо деспотическое и высокомерное, неистовое и страстное, настолько сложное, что часто могла всякого сбить с толку, но всегда бесконечно пленительная». Именно такой мы ее видим на знаменитой фреске базилики Сан-Витале в Равенне. Красива и величественна в окружении придворных, достойная жена и римская императрица.

Придворная жизнь наполнена интригами, борьбою с соперниками. Ее интрига, направленная против Амаласунты, якобы способной пленить своей красотой Юстиниана, закончилась ее смертью, могла быть одной из многочисленных сплетен, которые счел нужным вставить в свой памфлет- пасквиль Прокопий. Церковь признала Феодору святой - святой раскаявшейся грешницей. Святая императрица не мало сотворила благотворительных дел и надо полагать много людей были ей благодарны. Впрочем, надо признать, что ни у одного из авторов, мы не находим у Юстиниана и Феодоры таких черт как, человечность и порядочность, хотя себя они считали подлинными христианами.

Жизнь Юстиниана и Феодоры до сегодняшнего дня вызывает интерес у исследователей. Выходят новые книги, посвященные их жизни.

Юстиниан I Великий, полное имя которого звучит как Юстиниан Флавий Петр Саббатий, – византийский император (т.е. правитель Восточной Римской империи), один из крупнейших императоров поздней античности, при котором эта эпоха начала сменяться Средневековьем, а римский стиль правления уступил место византийскому. Остался в истории как крупный реформатор.

Родился примерно в 483 г., был уроженцем Македонии, крестьянским сыном. Решающую роль в биографии Юстиниана сыграл его дядя, который стал императором Юстином I. Бездетный монарх, любивший племянника, приблизил его к себе, способствовал образованию, продвижению в обществе. Исследователи предполагают, что в Рим Юстиниан мог прибыть ориентировочно в 25-летнем возрасте, изучал в столице право и богословие и начал свое восхождение к вершине политического Олимпа со звания личного императорского телохранителя, начальника корпуса стражи.

В 521 г. Юстиниан дослужился до консула и стал весьма популярной личностью, не в последнюю очередь благодаря организации роскошных цирковых представлений. Сенат неоднократно предлагал Юстину сделать племянника соправителем, однако император пошел на этот шаг только в апреле 527 г., когда его самочувствие значительно ухудшилось. 1 августа того же года, после кончины дяди Юстиниан стал полновластным правителем.

Новоиспеченный император, питая честолюбивые замыслы, сразу же взялся за укрепление могущества страны. Во внутренней политике это проявилось, в частности, в проведении юридической реформы. Выпущенные 12 книг «Кодекса Юстиниана» и 50 – «Дигеста» сохраняли актуальность на протяжении более чем тысячелетия. Законы Юстиниана способствовали централизации, расширению полномочий монарха, усилению госаппарата и армии, усилению контроля в отдельных сферах, в частности, в торговле.

Приход к власти ознаменовался наступлением периода масштабного строительства. Ставший жертвой пожара константинопольский храм св. Софии был перестроен таким образом, что среди христианских церквей многие века ему не было равных.

Юстиниан I Великий проводил достаточно агрессивную внешнюю политику, направленную на завоевание новых территорий. Его военачальникам (сам император не имел обыкновения лично участвовать в военных действиях) удалось завоевать часть Северной Африки, Пиренейского полуострова, значительную часть территории Западной Римской империи.

Правление этого императора ознаменовалось целым рядом бунтов, в т.ч. крупнейшим в византийской истории восстанием Ника: так население реагировало на жесткость принимаемых мер. В 529 г. Юстинианом была закрыта Академия Платона , в 542 г. – отменена консульская должность. Ему оказывали все больше и больше почестей, уподобляя святому. Сам же Юстиниан ближе к концу жизненного пути постепенно терял интерес к государственным заботам, отдавая предпочтение теологии, диалогам с философами и священнослужителями. Скончался он в Константинополе осенью 565 г.

Однако, Юстиниан не отступился. После кончины Евфимии в или году император Юстин не противился приёмному сыну. Он издал указ о браке, позволявший, в частности, раскаявшейся лицедейке, бросившей своё прежнее занятие, вступать в законный брак даже с высокородными лицами. Таким образом свадьба состоялась.

С начала правления Юстиниана Фракия стала подвергаться все более разрушительным набегам «гуннов »-булгар и «скифов »-славян . В году полководец Мунд успешно отразил натиск булгар во Фракии.

Со времён Юстина Юстиниан унаследовал политику преследования монофизитских монастырей и духовенства в северной Сирии . Однако, повсеместное гонение на монофизитство в империи не предпринималось – слишком велико было число его приверженцев. Египет , оплот монофизитов, постоянно держал под угрозой срыва поставки хлеба в столицу, почему Юстиниан приказал даже выстроить специальную крепость в Египте для охраны собранного в государственную житницу зерна. Уже в начале 530-х годов императрица Феодора использовала своё влияние на супруга чтобы начать переговоры и попытки примирить позицию монофизитов и православных. В году делегация монофизитов прибыла в Константинополь и была укрыта царской четой во дворце Ормизда. С тех пор здесь, под покровительством Феодоры и при молчаливом согласии Юстиниана, находилось пристанище для монофизитов.

Восстание «Ника»

Однако, это соглашение было на деле победой монофизитов и святитель папа Римский Агапит , отправленный остготским королём Теодахадом в Константинополь как политический посол, убедил Юстиниана отвернуться от ложного мира с монофизитством и встать на сторону халкидонских решений. На место смещенного Анфима был возведён православный святитель Мина . Юстиниан составил исповедание веры, которое святитель Агапит признал вполне православным. Около того же времени император и составил православное молитвословие «Единородный Сыне и Слове Божий», вошедшее в чин Божественной литургии . 2 мая года в Константинополе открылся Собор в присутствии императора для окончательного разбирательства дела об Анфиме. В ходе Собора были осуждены ряд монофизитских вождей, среди них Анфим и Севир.

Однако, в то же время Феодора склонила императора согласиться на поставление в наследники скончавшемуся папе Агапиту показавшего готовность к компромиссу диакона Вигилия . Его возведение по императорской воле на папский престол состоялось 29 марта года, несмотря на то что в году в Риме уже был избран на первосвятительскую кафедру Сильверий . Считая Рим – своим городом, а себя – высшим авторитетом, Юстиниан легко признал главенство Римских пап над Константинопольскими патриархами, и также легко ставил пап по своему усмотрению.

Беды 540 года и их последствия

Во внутреннем управлении Юстиниан придерживался прежней линии, но куда меньше уделял внимания попыткам законодательных реформ – после смерти юриста Трибониана в году император издал лишь 18 документов. В году Юстиниан упразднил консулат в Константинополе, объявив себя пожизненным консулом, заодно прекратив дорогостоящие консульские игры. Царь не отступался от своих строительных начинаний – так, в году была достроена огромная «Новая церковь» во имя Пресвятой Богородицы на развалинах Иерусалимского храма.

Богословские диспуты 540-х и 550-х

С начала 540-х Юстиниан стал глубже входить в вопросы богословия. Стремление к преодолению монофизитства и прекращению раздора в Церкви не оставляло его. Между тем императрица Феодора продолжала покровительствовать монофизитам и в году, по просьбе шейха арабов -Гассанидов аль-Харита (al-Harith) , способствовала становлению монофизитской иерархии через поставление странствующего епископа-монофизита Иакова Барадея . Юстиниан поначалу старался поймать его, но это не удалось, и императору впоследствии пришлось смириться с деятельностью Барадея на окраинах империи. Хотя императрица Феодора скончалась в году примирившись с Православной Церковью, существует версия согласно которой она завещала императору не преследовать видных монофизитов, всё это время укрывавшихся в Константинопольском дворце Ормизда. Так или иначе, православный император не усилил гонения на монофизитов, а старался собрать верующих в единой Церкви путём осуждения иных ложных учений.

Около начала 540-х император поднял вопрос о формальном осуждении Оригена . Обвенив его в 10 ересях в послании к святителю Мине , в году император созвал в столице Собор , который осудил Оригена и его учение.

Одновременно, императорский богословский советник Феодор Аскида предложил осудить некоторые сочинения блаженного Феодорита Киррского , Ивы Эдесского и Феодора Мопсуетского , в которых выражались несторианские заблуждения. Хотя сами, уже давно скончавшиеся, авторы пользовались уважением в Церкви, соборное осуждение их ошибочных взглядов лишило бы монофизитов возможности клеветать на православных обвиняя их в несторианстве. В году Юстиниан обнародовал эдикт против т.н. «Трех Глав » – неправославных сочинений трех вышеназванных учителей. Однако, вместо примирения монофизитов с Церковью, это вызвало протест на Западе, где в осуждении «Трех Глав» увидели покушение на Православие. Патриарх Константинопольский святитель Мина подписал императорский указ, но папа Римский Вигилий долго не соглашался и даже пошел на разрыв общения с Константинопольской Церковью.

Империя долго вела борьбу со взбунтовавшимися в Африке войсками, которые надеялись на передел вновь покорённых земель между собой. Лишь в году удалось успешно подавить мятеж, после чего Северная Африка прочно вошла в состав империи.

В конце 540-х годов Италия казалась потерянной, но просьбы папы Римского Вигилия и других знатных римских беженцев в Константинополе убедили Юстиниана не бросать дела и он вновь решил послать туда экспедицию в году. Собранные для похода многочисленные войска вначале двинулись во Фракию , откуда благодаря этому ушли бесчинствовавшие славяне . Затем, в году большие силы ромеев наконец прибыли в Италию под началом Нарсеса и разгромили остготов. Вскоре полуостров был очищен от очагов сопротивления, а в году были также заняты некоторые земли к северу от реки По. После многолетней истощающей борьбы обескровленная Италия , с административным центром в Равенне , всё-же была возвращена империи. В году Юстиниан издал «Прагматическую санкцию», отменявшую все нововведения Тотилы – земля возвращалась прежним хозяевам, равно как и освобожденные королем рабы и колоны. Император, не доверяя компетентности имперских администраторов, поручил управление общественной, финансовой и образовательной системами в Италии епископам, т. к. Церковь оставалась единственной моральной и экономической силой в разрушенной стране . В Италии, как и в Африке, арианство подверглось гонению.

Немалым успехом был ввоз около года яиц шелкопряда из Китая , до этого строго хранившего секрет производства шелка. По преданию император сам уговорил персидских монахов-несториан доставить ему драгоценный груз. С этого времени в Константинополе стали изготовлять свой шелк, на который была установлена государственная монополия, приносившая казне большие доходы.

Наследие

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Красоту́ возжеле́в сла́вы Бо́жия,/ в земне́й [жи́зни ] Тому́ благоугоди́л еси́/ и, поруче́нный ти́ тала́нт до́бре возде́лав, усугу́бил еси́,/ о не́мже и подвиза́вся пра́ведно./ Отону́дуже и мзду́ дея́ний твои́х,/ я́ко пра́ведник, прия́л еси́ от Христа́ Бо́га:// Его́же моли́ спасти́ся пою́щим тя́, Юстиниа́не.

Кондак, глас 8

Возбра́нника благоче́стия всеизря́дна/ и побо́рника о и́стине непосты́дна,/ че́стне и по до́лгу восхваля́ют тя́ лю́дие, Богому́дре,/ но я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу,/ тебе́ сла́вящим смире́ние испроси́, да зове́м ти́:// ра́дуйся, Юстиниа́не приснопа́мятне.

Источники, литература

  • Прокопий Кесарийский , М., 1884., Chronographia , , Bonnae, 1831:
    • см. малую часть на http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/M.phtml?id=2053
  • Дьяконов, А., «Известия Иоанна Эфесского и сирийских хроник о славянах в VI-VII вв.», ВДИ , 1946, № 1.
  • Рыжов, Константин, Все монархи мира: т. 2 - Древняя Греция, Древний Рим, Византия , М.: "Вече," 1999, 629-637.
  • Allen, Pauline, "The "Justinianic" Plague," Byzantion , № 49, 1979, 5-20.
  • Athanassiadi, Polymnia, “Persecution and Response in Late Paganism,” JHS , № 113, 1993, 1-29.
  • Barker, John E., Justinian and the Later Roman Empire , Madison, Wisc., 1966.
  • Browning, Robert, Justinian and Theodora , 2nd ed., London, 1987.
  • Bundy, D. D, “Jacob Baradaeus: The State of Research,” Muséon , № 91, 1978, 45-86.
  • Bury, J. B., "The Nika riot," JHS , № 17, 1897, 92-119.
  • Cameron, Alan, "Heresies and Factions," Byzantion , № 44, 1974, 92-120.
  • Cameron, Alan, Circus Factions. Blues and Greens at Rome and Byzantium , Oxford, 1976.
  • Cameron, Averil, Agathias , Oxford, 1970.
  • Cameron, Averil, Procopius and the Sixth Century , Berkeley, 1985.
  • Cameron, Averil, The Mediterranean World in Late Antiquity , London and New York, 1993.
  • Capizzi, Giustiniano I tra politica e reliogione , Messina, 1994.
  • Chuvin, Pierre, Archer, B. A., trans., A Chronicle of the Last Pagans , Cambridge, 1990.
  • Diehl, Charles, Justinien et la civilisation byzantine au VIe siècle , I-II, Paris, 1901.
  • Diehl, Charles, Theodora, impératrice de Byzance , Paris, 1904.
  • Downey, Glanville, "Justinian as Builder," Art Bulletin , № 32, 1950, 262-66.
  • Downey, Glanville, Constantinople in the Age of Justinian , Norman, Okla., 1960.
  • Evans, J. A. S., "Procopius and the Emperor Justinian," Historical Papers, The Canadian Historical Association , 1968, 126-39.
  • Evans, J. A. S., "The "Niká Rebellion and the Empress Theodora," Byzantion , № 54, 1984, 380-82.
  • Evans, J. A. S., "The dates of Procopius" works: a Recapitulation of the Evidence," GRBS , № 37, 1996, 301-13.
  • Evans, J. A. S., Procopius , New York, 1972.
  • Evans, J. A. S., The Age of Justinian. The Circumstances of Imperial Power , London and New York, 1996.
  • Fotiou, A., "Recruitment Shortages in the VIth Century," Byzantion , № 58, 1988, 65-77.
  • Fowden, Garth, Empire to Commonwealth: Consequences of Monotheism in Late Antiquity , Princeton, 1993.
  • Frend, W. H. C., The Rise of the Monophysite Movement: Chapters on the History of the Church in the Fifth and Sixth Centuries , Cambridge, 1972.
  • Gerostergios, Asterios, Justinian the Great: The Emperor and Saint , Belmont, 1982.
    • рус. перевод: Геростергиос, А., Юстиниан Великий - император и святой [пер. с англ. прот. М. Козлова], М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.
  • Gordon, C. D., "Procopius and Justinian"s Financial Policies," Phoenix , № 13, 1959, 23-30.
  • Grabar, André, The Golden Age of Justinian, from the Death of Theodosius to the Rise of Islam , New York, 1967.
  • Greatrex, Geoffrey, "The Nika Riot: A Reappraisal," JHS , 117, 1997, 60-86.
  • Greatrex, Geoffrey, Rome and Persia at War , 502-532, Leeds, 1998.
  • Harrison, R. M., A Temple for Byzantium , London, 1989.
  • Harvey, Susan Ashbrook, "Remembering Pain: Syriac Historiography and the Separation of the Churches," Byzantion , № 58, 1988, 295-308.
  • Harvey, Susan Ashbrook, Asceticism and Society in Crisis: John of Ephesus and "The Lives of the Eastern Saints" , Berkeley, 1990.
  • Herrin, Judith, The Formation of Christendom , Oxford, 1987.
  • Herrin, Judith, "Byzance: le palais et la ville," Byzantion , № 61, 1991, 213-230.
  • Holmes, William G., The Age of Justinian and Theodora: A History of the Sixth Century AD , 2nd ed., London, 1912.
  • Honoré, Tony, Tribonian , London, 1978.
  • Myendorff, J., “Justinian, the Empire, and the Church,” DOP , № 22, 1968, 43-60.
  • Moorhead, John, Justinian , London and New York, 1994.
  • Shahîd, I., Byzantium and the Arabs in the Sixth Century , Washington, D.C., 1995.
  • Thurman, W. S., “How Justinian I Sought to Handle the Problem of Religious Dissidents,” GOTR , № 13, 1968, 15-40.
  • Ure, P. N., Justinian and his Reign , Harmondsworth, 1951.
  • Vasiliev, A. A., History of the Byzantine Empire , Madison, 1928, repr. 1964:
    • см. русский перевод т. 1, гл. 3 «Юстиниан Великий и его ближайшие преемники (518-610 гг.)» на http://www.hrono.ru/biograf/bio_yu/yustinian1.php
  • Watson, Alan, trans. The Digest of Justinian, with Latin text edited by T. Mommsen with the aid of Paul Krueger , I-IV, Philadelphia, 1985.
  • Wescke, Kenneth P., On the Person of Christ: The Christology of the Emperor Justinian , Crestwood, 1991.

Использованные материалы

  • Страница исторического портала Хронос :
    • http://www.hrono.ru/biograf/bio_yu/yustinian1.php - использованы стт. БСЭ; энциклопедии Мир вокруг нас ; из книги Дашков, С. Б., Императоры Византии , М., 1997; исторического календаря-альманаха Святая Русь .
  • Evans, James Allan, "Justinian (527-565 A.D.)," An Online Encyclopedia of Roman Emperors :
  • Свт. Димитрий Ростовский, Жития святых :
  • Свт. Филарет (Гумилёвский), архиеп. Черниговский, Жития святых , М.: Изд-во Эксмо, 2005, 783-784.
  • Андреев, А. Р., История Крыма , Глава 4: «Готы и гунны на Крымском полуострове. Херсонес – провинция Византии. Чуфут-Кале и Эски-Кермен. Аварский каганат, тюрки и проболгары. III - VIII век.»:
    • Who was a Christian in the Holy Land Юстина и Савве Освященном The Challenge of Our Past: Studies in Orthodox Canon Law and Church History

      В оригинале слово отсутствует. Вероятно, пропущено по ошибке.