Программа летнего чтения на год. Отдыхаем с книжкой: летнее чтение

Программа летнего чтения «Книжная радуга» реализуется в Минусинском районе на протяжении многих лет. Она является одним из мероприятий подпрограммы «Библиотечное обслуживание населения книгой и развитие интереса к чтению», реализуемой в рамках муниципальной программы Минусинского района «Развитие культуры» на 2016 -2018 годы.

Цель программы - привлечь как можно больше детей, независимо от возраста, к чтению литературы, организовать познавательный досуг детей в летнее время, развить творческие способности. Для привлечения внимания детей и их информирования о летних мероприятиях, библиотеки распространяли информационные листовки и буклеты с логотипом летней программы.

С библиотекарями района был проведенсеминар по организации летнего чтения и отдыха детей, на котором они были ознакомлены с различными моделями работы библиотеки с читателями - детьми летом. Программа летнего чтения детей «Книжная радуга» профинансирована за счет местного бюджета на сумму 15700 рублей. На эти деньги закуплены призыучастникам и победителям.

Каждой библиотекой составлена собственная программа летнего чтения с условиями и заданиями для детей.

8 сентября в Кавказской поселенческой библиотекепрошёл семинар по итогам программы летнего чтения «Книжная радуга», на котором каждая библиотека представила свой отчет по проведению программы летнего чтения (презентации, раздаточный материал). По итогам отчетов определены победители программы летнего чтения:

1 место - «ЭКОлето ВО! круг книг» (с. Знаменка);

2 место - «Книжная радуга» (п.Сухое Озеро);

3 место - «Летняя мозаика» (с. Лугавское);

Поощрительные призы получили библиотекисел Малая Минуса и Восточное за программы «Девчонки и мальчишки! Читайте летом книжки», «Наш общий друг-природа».

В Знаменской межпоселенческой библиотекепрограмма летнего чтения называлась «ЭКОлето Во! круг книг» , каждый участник программы совершил путешествие по эко - площадкам: эко - полка, эко - полянка, эко - мастерская, эко - кинозал, эко - кафе. Условие программы: побывать в библиотеке, принять участие в мероприятиях и выполнить задания. Выполнив задание, за каждый правильный ответ и посещение эко - площадок участник получал жетон в виде символа программы - «Зеленый мешочек». Результаты размещены на стенде в читальном зале библиотеки, а фото победителя программы размещено на первой странице библиотечной газеты «Встреча добрых друзей».

В Лугавской поселенческой библиотеке фойе на летнеевремя превратилось в уютную гостиную, где ребята стали активными участниками мастер-классов по прикладному творчеству, фотолаборатории, где ребята стали фотоохотниками «Интересный кадр». Результаты работы программы «Летняя мозаика» опубликованы на стенде, в библиотечной газете. Ребята сами добавляли новости, в которых смогли высказываться о прочитанных книгах, рекомендовать прочитать произведения, рассказать о летнем приключении, поздравить с праздником или днем рождения, разместить объявления. В летний период работал эко- десант. Чтобы стать участником программы нужно было заполнить билет, красочно его оформить, составить план чтения книг на лето.

В 25 библиотеках Минусинского района были организованы творческие мастерские, игротеки, видеотеки, библиотечные лужайки, на которых побывало более 1500 человек.

В летний период в библиотеках плодотворно велась работа кружков и клубов по интересам. В с. Большая Иня был открыт клуб летнего общения «Читай - компания», ребята выбрали актив, придумали эмблему и девиз: «Читай, играй, познавай!». В работе клубов было задействовано не менее 320 человек.

В Знаменке реализован проект ПИР - 2 (переулок игровых развлечений). Теперь можно поиграть в игры прямо на полу в библиотеке или на улице! Благодаря ребятам Щербакову Никите, Ткачевой Виктории, Дресвянкиной Софьи, участникам весенней сессии «Территория 2020», появилось игровое пространство. Это уже 5-ый молодежный проект, который запущен в нашу жизнь. Настоящими игроками на поле битвы себя почувствовали молодежь и взрослые, принимавшие участие в шашечном турнире прямо на улице, во времяпразднования 280 - летнего юбилея села Знаменка. Площадка, которая была размещена для игры в шашки, привлекла многих желающих.

Мастер-классы по развитию детского творчества в библиотеках становятся всё более популярными в читательской среде. Мастер-класс в библиотеке - явление полезное и уникальное. Ведь, именно, в библиотеке, на таких занятиях одновременно происходит урок труда, урок художественного мастерства, в то же время подростки создают свои творения. Примером всему этому является реализация проекта Творческая студия “Ладошки”, который стал победителем весенней сессии «Территория 2020», в Сухоозерской поселенческой библиотеки. На протяжении всего лета посетители библиотеки проводили и участвовали в следующих мастер - классах: «Подарки из природного материала», «Забавный бумажный цветочек», «Изготовление букетов из нитей», «Летние фантазии в технике квилинга» и т.д.

В рамках реализации проекта «Книжная кругосветка» читатели Верхнекойской поселенческой библиотеки во время путешествия по Японии посетили мастер - класс по изготовлению японских бумажных вееров. Японские веера являются настоящим произведением искусства, требующим много сил и времени на создание. Именно веера стали настоящей изюминкой Японии и ее отличительной чертой. Создание японских вееров было и остается отдельным ремеслом, которое могут постичь далеко не все. Японские веера высоко ценятся по всему миру, ведь они раскрывают истинную красоту и яркость этой прекрасной страны.

На базе Прихолмской поселенческой библиотеки силами волонтеров создан театр - кукол «Филиппок» для детей из числа представителей различных национальностей, проживающих в селе. В рамках проекта прошли громкие чтения «Десятиминутки», мастер - классы по актерскому мастерству, Неделя «Театр и дети». Будут организованы выездные кукольные спектакли в села Малая и Большая Иня, пос. Притубинский.

В селе Городок появился Астафьевский уголок «Читаем Астафьева вместе» с целью сохранения и пропаганды творчества нашего земляка Виктора Петровича Астафьева. Реализация проекта способствует распространению произведений В.П. Астафьева, как лучших образцов отечественной литературы, приобщению детей к чтению, к культурным ценностям своего народа, занятости детей, уменьшению количества правонарушений среди детей и подростков, развитию творческого потенциала детей села.

В течении лето библиотеки приняли участие в различных районных праздниках, акциях. Праздник «Золотой подсолнух», посвященный Дню Минусинского района, прошел в рамках 100 - летия революции в 1917 года. Библиотечной системой был организован проспект «По страницам Октябрьской революции». На проспекте гости праздника смогла познакомиться с фактами и фотографиями времен Октябрьской революции, посмотреть, полистать, почитать книги, рассказывающие о революции, заказать их доставку в любое село Минусинского района, принять участие в мастер - классе «Красная революция» по изготовлению революционных атрибутов, сфотографироваться в фотоателье на фоне баннера «100 лет революции» и атрибутов Советской России, проверить и пополнить свои знания о революции, взяв вопрос из знаменитой кепки Ильича, поучаствовать в фотовикторине «Кто есть кто?» по теме «Деятели революционного движения».

Библиотеки района - участники сетевой акции «Россия - это мы». 12 июня детиотвечали на вопросы викторины «Россия», просмотрели слайд - презентацию «История Россия» и нарисовали символы России (на асфальте, на ватмане, из цветного песка).

Библиотеки приняли участие в организации и проведении районной акции «Зажги свечу», посвященной Дню памяти и скорби. Был проведен мастер - класс «Нарисуй символ мира», состоялась презентация «А завтра была война», а в вечернее время был проведен митинг и зажжены свечи памяти.

В библиотеках с. Жерлык, с. Знаменка, с. Лугавское, с. Большая Иня, с. Верхняя Коя была организована акция «Мы за чистоту села». Библиотекари с читателями распространили листовки среди жителей, провели беседы «Чтобы наше село было всегда чистое» и собрали мусор с прилегающих территорий. В акции были задействовано свыше 80 человек.

В Пушкинский день во всех библиотеках прошли круглые столы, литературные викторины «В гостях у Пушкинских сказок», «Эти сказки знаем с детства», были оформлены книжные выставки «Там на неведомых дорожках», а также была проведена познавательно-игровая программа, день релаксации -книготерапия «Послушаем сказки и стихи А. С. Пушкина», анкетирование «Кто родился в этот день?»

Одним из направлений работы библиотек в летний период являлась пропаганда здорового образа жизни. Прошли экскурсии в лес и к водоемам, которые сопровождалисьвикторинами, загадками и конкурсами (с.Б.Иня, с.Жерлык).

Участие в молодежном районном празднике "ДеньМ". Библиотекари А. Вознесенская, О. Ханакова, Е. Голубничная организовали площадку "Книжный бульвар", которая включала "Эко - полку», «Эко - мастерскую", эко - викторину "Угадай писателя". На "Эко - полке" все желающие могли познакомиться с растения и информационными стикерами о их лечебных и полезных свойствах, в "Эко - мастерской" смастерить из природных материалов сувениры и поделки.Посетители «Книжного бульвара» смогли угадать имена современных писателей, затрагивающих в своем творчестве тему экологии, а за правильно угаданные ответы отведать «молодильное яблочко».

5 июня во Всемирный день окружающей среды Красноярская краевая детская библиотека провела краевую акцию «День чтения вслух «Читай со мной!». Акция посвящена Году Экологии. Девиз дня чтения вслух: «Природа - это увлекательнейшая книга. Только начни её читать, не оторвёшься»,- Николай Сладков.Для участия в акции зарегистрировалось более 350 учреждений со всего Красноярского края, в том числе 15 библиотек Минусинского района. В течение дня в библиотеках, школах, детских садах, детских домах, Домах культуры читали вслух художественные и научно-популярные книги о природе, таких авторов как В. Драгунский, В.В. Чаплина, В.П. Астафьев, В. Бианки, Р. Киплинг, К. Паустовский, Е. Чарушина.

С 15 августа началась межведомственная акция «Помоги пойти учиться», заведующие библиотек и библиотекари организовали: обзор книжно-иллюстративных выставок «В помощь школьной программе», «Путешествие в страну знаний». Библиотечные уроки: «Родная речь», «Такие разные книги...», «Книги - наши верные друзья!». Экскурсии (для будущих первоклассников) «Книжный храм», «А мы вам рады!» с вручением памятки «Ты - читатель!». Сбор вещей, школьных принадлежностей для детей из малообеспеченных и неблагополучных семей по всем библиотекам района.

23 филиала приняли участие межрегиональной акция «Книжка на ладошке». Организатором акции является муниципальное бюджетное учреждение культуры г. Самара «Централизованная система детских библиотек». 28 августа одновременно во всех учреждениях-участниках акций детям были прочитаны вслух лучшие литературные художественные произведения современных детских писателей.

Ежегодно в селах Минусинского района проходят традиционные «Праздники урожая». Это означает встречу осени, прощание с летним теплом и ожидание холодов. С этого времени народ мог отдохнуть от трудов, а сама природа готовится к зимнему сну. 26 августа на площади СДК с. Малая Минуса прошёл «Праздник урожая». Библиотека на детской площадке «Детские руки творят чудеса!» провела конкурс на лучшую поделку из «даров лета», так как это пора изобилия свежих овощей и фруктов. Односельчане и гости праздника могли посидеть с детьми за столиком, посмотреть и почитать красочные детские книжки Г. Остера «38 попугаев», С. Козлова «Львенок и черепаха», А. Усачева «Зимняя сказка», С. Михалкова «Сказки и про кошек, и про мышек» т.д. Для любителей живописи был оформлен столик для рисования и настольных игр. Библиотекарь Ксения Долгих провела мастер - класс «Игрушки из ранетки», где из-под детских пальчиков оживали животные, птицы и различные сказочные персонажи.

Малоничкинская и Большеничкинская поселенческие библиотеки приняли участие в конкурсе -празднике «Грибной фестиваль». Была оформлена площадка «На лесной полянке» с обзором выставки, детской викториной-раскраской, конкурсом рисунков.

27 августа Федеральная акция «Ночь кино» в России прошла во второй раз. В рамках акции зрители увидели картины-победители, избранные в ходе интернет-голосования. Это «Время первых», «Кухня. Последняя битва» и «28 панфиловцев». В детской программе финалистом стал мультфильм «Снежная королева — 3: Огонь и лед».Библиотеки сёл Селиваниха, Тесь, Большая Иня, Знаменка подключились к этой акции и организовали для сельчан выставки «С книжных страниц на экран», «Человек. Вселенная. Космос», фотосушку, волшебные билеты с вопросами об освоении космоса в 60-х годах, ответив на которые можно было показать свою эрудицию, а также насладиться просмотром фильмов.

Библиотечные мероприятия не ограничивались стенами библиотек. Многие подвижные игры и конкурсы проходили на лужайке возле библиотеки.

Деятельность библиотек была направлена на продвижение чтения среди детей и подростков, активизацию их творческих и познавательных способностей.

ИТОГО за 3 месяца (июнь, июль, август) 2017 г. было проведено 551 мероприятия для детей, их посетило 13476 человек.

На сайте http://okstimp.ru/ ОКСТиМП АМР, МБУК «МБС» Минусинского района, группа ВК

Организация летнего отдыха детей и подростков – традиционное направление деятельности библиотек. Летом главная задача всех библиотек заключается в том, чтобы охватить содержательным отдыхом как можно больше школьников, расширить их кругозор, научить творчеству, общению, бережному отношению к природе, привить любовь к книге.

Библиотеки сотрудничают со школами, детскими садами, с лагерями труда и отдыха, спортивными лагерями, чтобы организовать летний отдых.

Чем заполнить свободное время детей и подростков? Как сделать, чтобы летом им было интересно с книгой? На решение этих вопросов направлены летние программы . Они включают в себя:

· привлечение детей и подростков в библиотеку,

·организацию их летнего досуга;

·развитие интеллекта школьника через игру и книгу;

·совместное творчество детей и их родителей

На смену отдельным мероприятиям приходят комплексные и профильные летние программы, в которых отражается все многообразие тематических направлений работы, составляются с учетом специфики различных возрастных категорий, что повышает интерес детей ко всем проводимым мероприятиям. Вот примеры летних программ , по которым библиотеки могут работать: «Удивительные каникулы», «Летний калейдоскоп», «Лето, книга, я – друзья», «Лето с книгой», «Путешествие по книжной Вселенной», «Каникулы с книгой», «Тайна в книге, книга – тайна».



Эти программы интересны тем, что позволяют сочетать чтение с творческой и игровой деятельностью, обсуждение книг с просмотрами кинофильмов и мультфильмов.

В летний период целесообразно проводить работу, применяя такие формы работы, как путешествия, турниры, экологические часы и уроки, творческие мастерские.

Но лето – это не только чтение книг. Это и большая перемена, которая дана ребятам для укрепления их здоровья, физической закалки. Поэтому с ними необходимо проводить подвижные игры, спортивные праздники, олимпиады.

Мероприятия следует проводить как с организованными детьми (посещающими летние детские площадки при школах, домах культуры, спортивных учреждениях), так и с неорганизованными детьми – теми, кто по ряду причин не выехал на отдых и был предоставлен сам себе.


Для того чтобы заинтересовать детей в летние каникулы, попробуйте создать игровую ситуацию. Можно подобрать подходящую ролевую игру или придумать свою. Наиболее распространена игра-путешествие. Рисуем большую карту путешествия «По морям, по волнам». Читатель садится на корабль и берет с собою библиотечку. Летнее чтение можно сравнить с морским погружением. «Нырните в вашу библиотеку этим летом и присоединяйтесь к морским приключениям, к летней литературной игре. Зарабатывайте очки, читая книги, отвечая на вопросы, участвуя в библиотечных мероприятиях. Каким ты будешь ныряльщиком? С маской, с аквалангом, глубоководным?». Помещение библиотеки можно оформить деталями морских глубин: рыбы, кораллы, водолазы, ныряльщики.

Можно предложить читателям и такую игру: «Если тебе интересно стать современным Робинзоном и провести лето с книжкой на собственном необитаемом острове, библиотека приглашает тебя принять участие в летней программе «Робинзон – 2012» . В ходе игры дети должны заполнить «Дневник Робинзона», выполненный в виде буклета.

Мероприятия, проводимые библиотеками в летний период, отличает большое тематическое разнообразие, охватывающее различные области знаний: литературоведение, экология, география, история, краеведение и т.д., так как здесь, кроме заполнения досуга детей и привлечение к чтению, еще и ставится задача получения новых знаний по различным темам.

Помимо программной, можно предложить досуговую и познавательную литературу, с которыми можно познакомиться на красочно оформленных выставках:

- «Секреты летнего чтения»

-«Лето – это маленькая жизнь»

-«Король – оранжевое лето»

Непременные атрибутами этих выставок могут быть закладки, памятки, рекомендательные аннотированные списки литературы.

Особой популярностью пользуются такие формы библиотечной работы как: театрализованные представления, игры-обзоры, литературные круизы, географические информжурналы, искусствоведческие расследования. Словом, не только чтением ограничивается досуг детей и подростков летом в библиотеке. Некоторые ребята стремятся блеснуть эрудицией, разгадывая кроссворды и шарады, отвечая на вопросы викторин. Другие предпочитают проявить себя в литературном творчестве – пишут стихи, рассказы, письма любимым героям. Третьи пробуют себя в качестве художников-иллюстраторов, воплощая образы книжных героев в рисунках.


Несмотря на подвижные летние забавы, ребятам можно предложить с увлечением посещать занятия «Школы нравственности», «Школы юного пешехода», «Волшебной школы вежливости» , которые открываются в летний период при библиотеках.

Цикл уроков компьютерной грамотности помогает ребятам общаться с этой умной техникой на «ты».

Особое внимание необходимо уделять выставкам, ориентированным на определенную читательскую аудиторию. Подросткам можно предложить выставку-кроссворд «Ищу читающего друга». Чтобы решить этот кроссворд и найти правильные ответы, они должны были прочесть книги, представленные на выставке.

Для любителей интеллектуального досуга в работу библиотек можно внедрить новую форму «Эрудит-кафе». Это цикл познавательных занятий с детьми не только в стенах библиотеки, но и выход за ее пределы: экскурсии в краеведческий музей, в парк культуры и отдыха. Темы встреч в кафе самые разнообразные: беседы о любви и дружбе, товариществе, краеведческие викторины о родном крае и знаменитых земляках, литературные конкурсы и интеллектуальные поединки.

Многие библиотеки могут активно использовать свои технические возможности для создания видеосалонов, видеоклубов, организовать показ мультипликационных фильмов и слайдов, караоке-турниры, шахматно-шашечные турниры.

Интересна такая форма работы, как организация летнего читального зала. Целью этой работы является продвижение чтения средствами книг и периодики через читальный зал под открытым небом. Немаловажным аспектом его функционирования является информационно-просветительская и досуговая деятельность. Рассчитанная на детскую и подростковую аудиторию, эта работа включает в себя проведение веселых игр, познавательных викторин, интересных конкурсов.

Библиотеки открывают передвижные пункты в летних оздоровительных лагерях и школьных лагерях дневного пребывания. Отдыхающих там ребят можно пригласить в стены «книжного царства», где их знакомят с новинками литературы, детскими газетами и журналами.

Во время летних каникул многие библиотеки могут приобщать детей к библиотечной деятельности. Можно организовать школу «Юного библиотекаря», «Уголок книжного Айболита», кружки по ремонту книг «Книжкина больница», провести акцию «Живи долго, книга!». Также возможно привлечь детей к редактированию каталогов и картотек.

Традиционно все мероприятия, проводимые в период летних каникул, отражают несколько приоритетных направлений:

Экологическое воспитание

Краеведение

Нравственно-эстетическое воспитание

Привитие интереса к чтению

Творческое развитие детей

Такое разнообразие является несомненным достоинством библиотек и залогом успешной реализации летней кампании.Остановимся подробнее на каждом из указанных направлений.

Экологическое воспитание

Его цель - воспитание у детей экологической грамотности через знакомство с творчеством писателей-натуралистов: Сладкова, Пришвина, Паустовского и др.

Формы работы самые разнообразные: громкие чтения, игры, интеллектуальное лото, викторины и загадки, обсуждение произведений. Ребята с большим удовольствием могут принимать участие в заседании круглого стола «Земля – наш дом», можно предложить создать свою «Декларацию природы», принять активное участие в создании экологической книги.

Чтобы повысить интерес к родному краю, его природе, увидеть и попытаться решить его проблемы, библиотеки проводят мероприятия с выходом на природу:

·«Мы идем в поход» - экологическая игра

Можно организовать «Экологический десант» по очистке лесопарковой зоны от мусора.

Неизменным успехом у детей и подростков пользуется игра-воображение «Лесная книга жалоб и предложений» , День здоровья , на котором составляется «Дерево здоровых привычек» , заочная экскурсия в лес, для чего по всем правилам необходимо снарядить экологическую экспедицию юных краеведов «На лесных тропах».

Неизменный интерес вызывает литературно-биологический КВН в лесу «Медвежьи игры», который закончился уборкой леса от бытового мусора и приготовлением угощения для лесных жителей; акция по озеленению «Цветущая планета детства», в которой принимают участие самые активные читатели библиотек.

Краеведение

Без этого направления работы нельзя представить деятельность библиотеки сегодня, особенно детской. Работники библиотек находятся в постоянном поиске наиболее эффективных форм работы с краеведческой книгой, пропаганды краеведческих знаний.

Летние чтения могут пройти под девизом «Помни: мира не узнаешь, не зная края своего». Программу можно назвать «Мой край родной – частица Родины большой» . Работа библиотек по краеведческому просвещению включает в себя три основных направления:

·«Наш общий друг – природа» (природа, экология края)

·«Писатели и поэты родного края»

·«По родной сторонке»

В рамках программы летнего отдыха детей необходимо организовать разнообразные мероприятия:

· «Родная улица моя» - познавательный час,

·«Край чудес» - краеведческая игра-викторина,

·«Лучше один раз увидеть» - краеведческое путешествие.

Символ программы «Мой край родной – частица Родины большой»– Дедушка-краеведушка. Именно от его лица необходимо разработать буклет-вкладыш с заданиями.

Вот с какими словами обращается Дедушка-краеведушка к участникам чтений: «Дорогой друг! Рад с тобой познакомиться. Я – Дедушка-краеведушка, поведу тебя с помощью карт, книг, загадок, конкурсов в удивительный мир природы, познакомлю с историей и литературой края, подскажу, как увидеть необычное в обычном. В конце летних каникул, возможно, именно ты получишь один из призов в номинациях: лидер краеведческого чтения, читатель-художник, читатель-писатель, читатель-фантазер».

Итоги подводятся на общем библиотечном празднике, где пройдет награждение победителей летних чтений.

Нравственно-эстетическое воспитание, привитие интереса к чтению

Организация досуга детей, привлечение их к чтению, расширение кругозора и формирование эстетического восприятия детьми окружающего мира всегда были приоритетными направлениями в работе библиотек в летний период.

Помимо традиционной недели детского чтения, которая проходит во время весенних каникул, особенно много внимания детскому чтению «не по учебной программе» уделяют библиотеки летом. «Необыкновенные приключения»: литературная викторина

Традиционно во многих библиотеках кампания по организации работы в летний период начинается с Пушкинских дней. Библиотеки проводят блицтурниры, литературные марафоны, викторины, посвященные наследию великого поэта.

«Литературная беседка» - под таким названием можно организовать программу летних чтений в библиотеке. Участники программы имеют возможность проявить в ней свои литературные способности, развить фантазию, приобрести навыки общения.

Подобные мероприятия имеют не просто развлекательный характер, а несут в себе насыщенную информацию, очарование книгой, пробуждают фантазию. Создание игровой ситуации снимает болезненный для детей мотив «проверки способностей», и их наклонности и привычки раскрываются более полно.

Библиотеки могут организовать целый город со своей «Площадью развлечений», «Перекрестком увлечений», «Бульваром здоровья», «Улицей добрых дел», и собственным издательским домом.

Мероприятия, проводимые в библиотеках в летний период, разрабатываются с учетом интересов детей и подростков, их возрастных особенностей и отличаются многоплановостью: это часы затей, кукольные спектакли, театрализованные представления, ролевые и литературные игры, конкурсы «Книга дарит вдохновение», рисунков «Моя любимая сказка », сочинений «Любимая книга моей семьи».

Творческая и плодотворная работа библиотек в летний период еще раз подтверждает востребованность библиотек, повышает их престиж в обществе. С уверенностью можно сказать, что лето - это самый активный сезон в работе с читателями, время творчества, фантазии, активизации всех форм индивидуальной и массовой работы.

http://nenuda.ru/методические-рекомендации-по-организации-работы-библиотек.html
http://veidbibl.ucoz.ru/leto_2013_metod-rek..doc
http://blagovarcbs.ru/wp-content/uploads/2013/11/metod.-po-letnim-chteniyam.docx
http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/lib/search.php?id=2168&r=4

Организация летнего отдыха детей и подростков – традиционное направление деятельности библиотек. Летом главная задача всех библиотек заключается в том, чтобы охватить содержательным отдыхом как можно больше школьников, расширить их кругозор, научить творчеству, общению, бережному отношению к природе, привить любовь к книге.

Библиотеки сотрудничают со школами, детскими садами, с лагерями труда и отдыха, спортивными лагерями, чтобы организовать летний отдых.

Чем заполнить свободное время детей и подростков? Как сделать, чтобы летом им было интересно с книгой? На решение этих вопросов направлены летние программы . Они включают в себя:

· привлечение детей и подростков в библиотеку,

·организацию их летнего досуга;

·развитие интеллекта школьника через игру и книгу;

·совместное творчество детей и их родителей

На смену отдельным мероприятиям приходят комплексные и профильные летние программы, в которых отражается все многообразие тематических направлений работы, составляются с учетом специфики различных возрастных категорий, что повышает интерес детей ко всем проводимым мероприятиям. Вот примеры летних программ , по которым библиотеки могут работать: «Удивительные каникулы», «Летний калейдоскоп», «Лето, книга, я – друзья», «Лето с книгой», «Путешествие по книжной Вселенной», «Каникулы с книгой», «Тайна в книге, книга – тайна».



Эти программы интересны тем, что позволяют сочетать чтение с творческой и игровой деятельностью, обсуждение книг с просмотрами кинофильмов и мультфильмов.

В летний период целесообразно проводить работу, применяя такие формы работы, как путешествия, турниры, экологические часы и уроки, творческие мастерские.

Но лето – это не только чтение книг. Это и большая перемена, которая дана ребятам для укрепления их здоровья, физической закалки. Поэтому с ними необходимо проводить подвижные игры, спортивные праздники, олимпиады.

Мероприятия следует проводить как с организованными детьми (посещающими летние детские площадки при школах, домах культуры, спортивных учреждениях), так и с неорганизованными детьми – теми, кто по ряду причин не выехал на отдых и был предоставлен сам себе.


Для того чтобы заинтересовать детей в летние каникулы, попробуйте создать игровую ситуацию. Можно подобрать подходящую ролевую игру или придумать свою. Наиболее распространена игра-путешествие. Рисуем большую карту путешествия «По морям, по волнам». Читатель садится на корабль и берет с собою библиотечку. Летнее чтение можно сравнить с морским погружением. «Нырните в вашу библиотеку этим летом и присоединяйтесь к морским приключениям, к летней литературной игре. Зарабатывайте очки, читая книги, отвечая на вопросы, участвуя в библиотечных мероприятиях. Каким ты будешь ныряльщиком? С маской, с аквалангом, глубоководным?». Помещение библиотеки можно оформить деталями морских глубин: рыбы, кораллы, водолазы, ныряльщики.

Можно предложить читателям и такую игру: «Если тебе интересно стать современным Робинзоном и провести лето с книжкой на собственном необитаемом острове, библиотека приглашает тебя принять участие в летней программе «Робинзон – 2012» . В ходе игры дети должны заполнить «Дневник Робинзона», выполненный в виде буклета.

Мероприятия, проводимые библиотеками в летний период, отличает большое тематическое разнообразие, охватывающее различные области знаний: литературоведение, экология, география, история, краеведение и т.д., так как здесь, кроме заполнения досуга детей и привлечение к чтению, еще и ставится задача получения новых знаний по различным темам.

Помимо программной, можно предложить досуговую и познавательную литературу, с которыми можно познакомиться на красочно оформленных выставках:

- «Секреты летнего чтения»

-«Лето – это маленькая жизнь»

-«Король – оранжевое лето»

Непременные атрибутами этих выставок могут быть закладки, памятки, рекомендательные аннотированные списки литературы.

Особой популярностью пользуются такие формы библиотечной работы как: театрализованные представления, игры-обзоры, литературные круизы, географические информжурналы, искусствоведческие расследования. Словом, не только чтением ограничивается досуг детей и подростков летом в библиотеке. Некоторые ребята стремятся блеснуть эрудицией, разгадывая кроссворды и шарады, отвечая на вопросы викторин. Другие предпочитают проявить себя в литературном творчестве – пишут стихи, рассказы, письма любимым героям. Третьи пробуют себя в качестве художников-иллюстраторов, воплощая образы книжных героев в рисунках.


Несмотря на подвижные летние забавы, ребятам можно предложить с увлечением посещать занятия «Школы нравственности», «Школы юного пешехода», «Волшебной школы вежливости» , которые открываются в летний период при библиотеках.

Цикл уроков компьютерной грамотности помогает ребятам общаться с этой умной техникой на «ты».

Особое внимание необходимо уделять выставкам, ориентированным на определенную читательскую аудиторию. Подросткам можно предложить выставку-кроссворд «Ищу читающего друга». Чтобы решить этот кроссворд и найти правильные ответы, они должны были прочесть книги, представленные на выставке.

Для любителей интеллектуального досуга в работу библиотек можно внедрить новую форму «Эрудит-кафе». Это цикл познавательных занятий с детьми не только в стенах библиотеки, но и выход за ее пределы: экскурсии в краеведческий музей, в парк культуры и отдыха. Темы встреч в кафе самые разнообразные: беседы о любви и дружбе, товариществе, краеведческие викторины о родном крае и знаменитых земляках, литературные конкурсы и интеллектуальные поединки.

Многие библиотеки могут активно использовать свои технические возможности для создания видеосалонов, видеоклубов, организовать показ мультипликационных фильмов и слайдов, караоке-турниры, шахматно-шашечные турниры.

Интересна такая форма работы, как организация летнего читального зала. Целью этой работы является продвижение чтения средствами книг и периодики через читальный зал под открытым небом. Немаловажным аспектом его функционирования является информационно-просветительская и досуговая деятельность. Рассчитанная на детскую и подростковую аудиторию, эта работа включает в себя проведение веселых игр, познавательных викторин, интересных конкурсов.

Библиотеки открывают передвижные пункты в летних оздоровительных лагерях и школьных лагерях дневного пребывания. Отдыхающих там ребят можно пригласить в стены «книжного царства», где их знакомят с новинками литературы, детскими газетами и журналами.

Во время летних каникул многие библиотеки могут приобщать детей к библиотечной деятельности. Можно организовать школу «Юного библиотекаря», «Уголок книжного Айболита», кружки по ремонту книг «Книжкина больница», провести акцию «Живи долго, книга!». Также возможно привлечь детей к редактированию каталогов и картотек.

Традиционно все мероприятия, проводимые в период летних каникул, отражают несколько приоритетных направлений:

Экологическое воспитание

Краеведение

Нравственно-эстетическое воспитание

Привитие интереса к чтению

Творческое развитие детей

Такое разнообразие является несомненным достоинством библиотек и залогом успешной реализации летней кампании.Остановимся подробнее на каждом из указанных направлений.

Экологическое воспитание

Его цель - воспитание у детей экологической грамотности через знакомство с творчеством писателей-натуралистов: Сладкова, Пришвина, Паустовского и др.

Формы работы самые разнообразные: громкие чтения, игры, интеллектуальное лото, викторины и загадки, обсуждение произведений. Ребята с большим удовольствием могут принимать участие в заседании круглого стола «Земля – наш дом», можно предложить создать свою «Декларацию природы», принять активное участие в создании экологической книги.

Чтобы повысить интерес к родному краю, его природе, увидеть и попытаться решить его проблемы, библиотеки проводят мероприятия с выходом на природу:

·«Мы идем в поход» - экологическая игра

Можно организовать «Экологический десант» по очистке лесопарковой зоны от мусора.

Неизменным успехом у детей и подростков пользуется игра-воображение «Лесная книга жалоб и предложений» , День здоровья , на котором составляется «Дерево здоровых привычек» , заочная экскурсия в лес, для чего по всем правилам необходимо снарядить экологическую экспедицию юных краеведов «На лесных тропах».

Неизменный интерес вызывает литературно-биологический КВН в лесу «Медвежьи игры», который закончился уборкой леса от бытового мусора и приготовлением угощения для лесных жителей; акция по озеленению «Цветущая планета детства», в которой принимают участие самые активные читатели библиотек.

Краеведение

Без этого направления работы нельзя представить деятельность библиотеки сегодня, особенно детской. Работники библиотек находятся в постоянном поиске наиболее эффективных форм работы с краеведческой книгой, пропаганды краеведческих знаний.

Летние чтения могут пройти под девизом «Помни: мира не узнаешь, не зная края своего». Программу можно назвать «Мой край родной – частица Родины большой» . Работа библиотек по краеведческому просвещению включает в себя три основных направления:

·«Наш общий друг – природа» (природа, экология края)

·«Писатели и поэты родного края»

·«По родной сторонке»

В рамках программы летнего отдыха детей необходимо организовать разнообразные мероприятия:

· «Родная улица моя» - познавательный час,

·«Край чудес» - краеведческая игра-викторина,

·«Лучше один раз увидеть» - краеведческое путешествие.

Символ программы «Мой край родной – частица Родины большой»– Дедушка-краеведушка. Именно от его лица необходимо разработать буклет-вкладыш с заданиями.

Вот с какими словами обращается Дедушка-краеведушка к участникам чтений: «Дорогой друг! Рад с тобой познакомиться. Я – Дедушка-краеведушка, поведу тебя с помощью карт, книг, загадок, конкурсов в удивительный мир природы, познакомлю с историей и литературой края, подскажу, как увидеть необычное в обычном. В конце летних каникул, возможно, именно ты получишь один из призов в номинациях: лидер краеведческого чтения, читатель-художник, читатель-писатель, читатель-фантазер».

Итоги подводятся на общем библиотечном празднике, где пройдет награждение победителей летних чтений.

Нравственно-эстетическое воспитание, привитие интереса к чтению

Организация досуга детей, привлечение их к чтению, расширение кругозора и формирование эстетического восприятия детьми окружающего мира всегда были приоритетными направлениями в работе библиотек в летний период.

Помимо традиционной недели детского чтения, которая проходит во время весенних каникул, особенно много внимания детскому чтению «не по учебной программе» уделяют библиотеки летом. «Необыкновенные приключения»: литературная викторина

Традиционно во многих библиотеках кампания по организации работы в летний период начинается с Пушкинских дней. Библиотеки проводят блицтурниры, литературные марафоны, викторины, посвященные наследию великого поэта.

«Литературная беседка» - под таким названием можно организовать программу летних чтений в библиотеке. Участники программы имеют возможность проявить в ней свои литературные способности, развить фантазию, приобрести навыки общения.

Подобные мероприятия имеют не просто развлекательный характер, а несут в себе насыщенную информацию, очарование книгой, пробуждают фантазию. Создание игровой ситуации снимает болезненный для детей мотив «проверки способностей», и их наклонности и привычки раскрываются более полно.

Библиотеки могут организовать целый город со своей «Площадью развлечений», «Перекрестком увлечений», «Бульваром здоровья», «Улицей добрых дел», и собственным издательским домом.

Мероприятия, проводимые в библиотеках в летний период, разрабатываются с учетом интересов детей и подростков, их возрастных особенностей и отличаются многоплановостью: это часы затей, кукольные спектакли, театрализованные представления, ролевые и литературные игры, конкурсы «Книга дарит вдохновение», рисунков «Моя любимая сказка », сочинений «Любимая книга моей семьи».

Творческая и плодотворная работа библиотек в летний период еще раз подтверждает востребованность библиотек, повышает их престиж в обществе. С уверенностью можно сказать, что лето - это самый активный сезон в работе с читателями, время творчества, фантазии, активизации всех форм индивидуальной и массовой работы.

http://nenuda.ru/методические-рекомендации-по-организации-работы-библиотек.html
http://veidbibl.ucoz.ru/leto_2013_metod-rek..doc
http://blagovarcbs.ru/wp-content/uploads/2013/11/metod.-po-letnim-chteniyam.docx
http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/lib/search.php?id=2168&r=4

Представлена выставка одной книги Т. Рыжовой «Чудесные истории о Печорской земле».
Вместе с героями книги – близнецами Машей и Мишей, читатели библиотеки совершают увлекательное путешествие: поднимаются на Святую гору, узнают легенду о возникновении пещер, слушают удивительные истории Говорящих Башен, а так же принимают участие в творческом задании: подбирают к картинкам с изображением башен Псково-Печерского монастыря их названия.


Книжная выставка-эстафета
«Увлеченные чтением передают впечатления»

На книжной выставке-эстафете «Увлечённые чтением передают впечатления» Библиотека семейного чтения представила книги для детей младшего школьного возраста и подростков. Книги серий «Прикольный детектив», «Смешные истории», «Весёлая компания», «Сказочные повести» ребята оценивают сами «читайликами», которые кладут в кармашек книги, таким образом сами рекомендуют прочитать их своим сверстникам.

Книги трилогии Андрея Усачёва и Антона Березина «Дракоша и компания» и Натальи Филимоновой «Каникулы Теши Закроватного» передаются от одного читателя к другому.

Подростки проявляют особый интерес к книгам из серий «Перекрёсток», «Шляпа волшебника», «Современная фантастика». Особой популярностью пользуются книги Екатерины Вильмонт, Дмитрия Соболевского, Светланы Лубинец, Екатерины Каретниковой и других современных авторов.
Как стать самой популярной в школе? Как не потерять себя среди не детских проблем? Ответы на эти и многие другие вопросы ищут читатели нашей библиотеки вместе с героями книг серии «Только для девочек».


В течение лета читатели Детской библиотеки «ЛиК» активно принимают участие в выставке-эстафете «Увлеченные чтением передают впечатления». Ребята, прочитав выбранную ими книгу, пишут отзывы, делятся впечатлениями: понравилась ли им книга? почему? Затем размещают книги на выставке, тем самым рекомендуют прочитать их своим сверстникам. Это книги Екатерины Болдиновой, Ирины Костевич, Елены Габовой, Ольги Громовой, Марии Парр, Джеймса Кервуда и др.

25 августа будут подведены итоги выставки-эстафеты, состоится встреча с читателями за круглым столом и будут выбраны лучшие книги лета.

Самые яркие впечатления о прочитанных книгах:

Жилина Мария (9 класс, 47 школа):
«Мне эта книга – «Предатели» Ирина Костевич – очень понравилась, она действительно заставляет думать. Знаем ли мы своих самых близких родных людей? Умеем ли быть внимательными к ним? Умеем ли быть благодарными? Самый яркий образ – бабушка, яркая неоднозначная личность. То притягивающая, то отталкивающая и незабываемая. Думаю, «Предатели» стоит прочитать».

Трофимова Анна (7 класс, 13 школа):
«Я без ума от книги Екатерины Болдиновой «По-настоящему». Я прожила вместе с Мариной все, что с ней происходило. Это превосходно. Может, когда-нибудь, и я напишу свою книгу, которую будут читать мои сегодняшние ровесники».

Дубровин Максим (6 класс, 11 школа):
«Мне очень понравилась книга «Казан, благородный волк» Джеймса Кервуда. В этой книге автор смог подробно рассказать о тяжелой жизни в лесах Северной Америки. Казан нашел здесь свою верную любовь, серую волчицу. С ней он преодолел многие трудности».

Читатель библиотеки «ЛиК» (не указал имя):
«Вафельное сердце» Марии Парр оставило после себя очень теплый след. Время за прочтением прошло незаметно, книга поглотила целиком и полностью, заставляя жить жизнью героев. Я смогла испытать полный букет эмоций, были как забавные/смешные, так и грустные/печальные моменты. История шла довольно-таки непринужденно, на целый день я смогла отвлечься, уйти в мир Щепки-Матильды, появилось желание приготовить те самые вафли бабы-тети, что и сделаю. Ничуть не жалею о прочтении и всем советую».

В рамках выставки-эстафеты «Увлеченные чтением передают впечатления» читателям Детской экологической библиотеки «Радуга» предлагается написать отзыв на прочитанную книгу, который размещается в специальном кармашке радом с представленной на выставке книгой, или оценить книгу при помощи смайликов.

На старшем абонементе представлены серии книг современных авторов: Е. Соболь «Дарители», Т. Сазерленд «Драконья сага», Н. Щерба «Лунастры», М. Дробкова «Имперский марш», Р. Рик «Греческие Боги» и «Наследники богов», С. Готти «Влада», а также серия «Современная проза для подростков», которая в ходе читательского марафона становится лидером эстафеты.

Аналогичным способом организована и выставка современных книг для детей младшего школьного возраста. Здесь лидируют серии книг Х. Вебб «История о зверятах» и книги о юном сыщике Мейзи Хитчинс, книги О. Роя о Джингликах, также признание среди младших школьников заслужила серия С. Бёз «Жили-были Тролли».

В Библиотеке - Центре общения и информации им. И.Н. Григорьева на книжной выставке-эстафете представлены книги, которые интересны детям и которые они рекомендуют другим читателям - это и книги современных авторов и классика. К книгам прикреплены "бабочки" с отзывами ребят, которые уже прочли эти произведения.

Первый день лета в Библиотеке - Центре детского чтения начался с большого события. Ребята разных возрастов собрались на открытие необычной книжной выставки-эстафеты «Увлеченные чтением передают впечатления».

Чем необычна эта выставка? Прежде всего книгами! На выставке представлены новые, но уже зарекомендовавшие себя книги, которые будут интересны как детям, так и родителям.

В эстафете на двух абонементах участвуют по 10 книг, на каждую из которых читатель оставляет свой отзыв. Эта книга смешная? В ней интересный герой? Она вызвала у тебя сильные переживания? Расскажи об этом!

Не знаешь какую книгу выбрать? Почитай, что пишут о ней другие!