Презентация нетрадиционные техники рисования в детском саду. Презентация - нетрадиционная техника рисования

Татьяна Ласковец
Презентация «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ»

Рисование нетрадиционными способами в детском саду.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Одним из основных видов деятельности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, во всех возрастных группах является рисование .

Мой опыт работы с детьми в детском саду показал : именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности на занятиях.

Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать . Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что- нибудь придумывать.

Итак, что же относится к нетрадиционным техникам рисования : рисование крупами , рисование по сырому , ниткография, монотипия, кляксография, рисунок с капустным листом, рисование зубной щеткой , рисование пальчиками и ладошками, рисование штампами (оттиск, граттаж и многое другое.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала в младшей группе с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге.

Работу начинала с одного цвета, давала возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки,

а затем давала два – три цвета («Виноград» , «Козлёнок» , «Осенние кусты» , «Укрась ёлочку» и др.).

Позднее учила рисовать детей ладошкой . Детям очень нравится этот способ рисования («Петушок» , «Солнышко» ).

С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками и печатками из картошки, моркови, яблока. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д.

Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.

Мы рисовали : «Цветочки радуются солнышку»

«Яблоки»

«Цветы»

«Бабочки» и мн. др.

Рисование ватной палочкой и карандашом

Малышу очень трудно правильно в руке держать карандаш. Кроме того, на него надо давить, чтобы на бумаге оставался след. Проще начинать обучение рисованию ватными палочками . Маленьким пальчикам будет удобнее держать легкую палочку, а рисунок получится сам собой. Такой вид рисования относится к нетрадиционной технике , которая идеально подходит для деток, делающих в рисовании первые шаги , то есть штрихи.

В целом, процесс рисования ватными палочками сводится к тому, что ребенку предлагают лист бумаги с уже готовым контурным рисунком. На первых порах лучше использовать краску только одного цвета, чтобы у крохи не было соблазна устраивать разноцветные брызги или смешать все цвета воедино. Точечками можно рисовать все , что пожелаете – стрекозу, рыбу, бабочку, змею, дерево, яблоко и др.

Не менее интересна для ребенка техника рисования пенопластом или губкой ребенок прижимает пенопласт, поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

Здесь мы рисуем на тему «Осень золотая»

Интересна детям техника рисования мятой бумагой .

Способ получения изображения : ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Вот такие оригинальные кошечка и ежик у нас получились.

Также при рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.

Учила детей рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью» . Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику используем , если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее.

Например, мы рисовали на темы : «Мои любимые домашние животные» , «Елочка пушистая, нарядная» , «Веселый снеговик»

Очень интересно рисовать отпечатками листьев . Гуляя с детьми на участке детского сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске.

Листья покрываем краской, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения.

Вот такие рисунки у нас получились.

Рисование акварелью по свечке или по восковым мелкам

Понадобится : восковые мелки или свечка, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения : ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Со старшей группы мы учимся рисовать техникой «Монотипия» .

Она в свою очередь подразделяется на 2 вида. Монотипия предметная и монотипия пейзажная. Монотипия предметная как правило начинает использоваться с детьми старшей группы. Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам.

В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно были выполнены работы на следующие темы : «Чудесные бабочки» , «Волшебное дерево» , «Чудесный букет» .

В подготовительной группе дети знакомятся уже с более сложной техникой

монотипия пейзажная.

Ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток) . Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные) . Понадобится : жидкая краска (акварель или гуашь, кисточка, белая бумага.

Методика рисования : ребенок, набрав краски на кисточку, с некоторой высоты капает на середину листа, потом бумагу наклоняет в разные сторону или дует на полученную каплю. Фантазия потом подскажет, на кого стала похожа полученная клякса.

После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс . В результате может получиться целый сюжет.

Одной из разновидностей кляксографии является кляксография трубочкой.

Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на лист, делая небольшое пятно (капельку) . Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются .

Еще один интересный прием Ниткография

Понадобится : нитка, кисточка, мисочка, краски гуашь, белая бумага.

Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на одной половине сложенного вдвое листа бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик.

Когда лист раскрывается, там получается какое-то изображение, которое можно дорисовать до задуманного образа.

Техника «Набрызг»

Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Рисование расческой и зубной щеткой»

Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам она позволяет быстро и легко тонировать бумагу или наносить элементы рисунка с разной плотностью густоты краски.

Щетку нельзя сильно мочить, то есть полусухую зубную щетку окунаем в гуашь, консистенции кашицы и можно приступать к работе.

Техника «Цветной граттаж»

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом.

После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Рисование капустным листом .

Ребенок покрывает капустный лист красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка.

Каждый раз берется новый лист. Недостающие детали дорисовываются кистью .

Техника «фроттаж»

Правильно говорят, что все новое - это забытое старое. Помню, как в детстве подкладывали под лист бумаги монеты, а затем заштриховывали бумагу в этом месте, получая вполне приличные "деньги "для игры в магазин.

фроттаж -значит- «натирать» . Ребенок покрывает трафарет или рельефную картинку чистым листом бумаги, и заштриховывает бумагу в этом месте карандашом. Недостающие детали дорисовываются .

Пластилинография

Интересной техникой , является пластилинография. То есть рисунок с помощью пластилина. Для детей младшего дошкольного возраста такая техника работы с пластилином может показаться сложной, это связано с недостаточным развитием костно-мышечной ткани, а так же с неспособностью концентрировать внимание и быть усидчивыми длительное время. Поэтому привлекать к данной технике лучше детей подготовительной группы.

Как вариант пластинографии, идея раскрашивания черно белых картинок с помощью пластилина. За основу берется любой рисунок или контур из раскраски и вместо фломастеров и карандашей, ребенок использует пластилин нужных цветов. В результате картинка получается очень оригинальная и рельефная. Это приводит детей в неописуемый восторг.

И в заключение хотелось бы сказать : способов и приемов нетрадиционного рисования еще очень много , но при выборе той или иной техники рисования , необходимо прежде всего учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Конечно, из присутствующих здесь, не только педагоги дошкольного образования, но ведь у каждого из вас есть дети, внуки. И я надеюсь, что моя презентация будет полезна вам не только как педагогам, а как мамам, бабушкам.

Желаю вам успехов. Спасибо за внимание.

    Африканская роспись

    Она заключается в том, что детей делать обычные точки, разноцветными красками. Идеально подходят для этой техники деревянные китайские палочки. Такой необычной техникой мы создавали узоры на тарелках, салфетках и т.д. В результате своей работы дети проявляют фантазию, включают воображение.

    Метод волшебного рисунка.

    Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуем изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, наносим сверху краску на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой.

    Разрисовка маленьких камешков.

    Чаще всего ребенок изображает на плоскости, на бумаге, реже на асфальте. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи мы используем морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать. Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносим яркую густую краска - и образ готов. После того, как камешек высохнет, я покрываю их бесцветным лаком. В результате получается объемная яркая игрушка - объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками.

    Метод ниткографии.

    Существует этот метод в основном для девочек, но иногда и мальчики охотно присоединяются к такому виду рисования. А заключается он в следующем. Экран размером 25х25 см сделанный из бархатной бумаги, мешочки с набором шерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Для начала ребенок учится выкладывать простейшие по форме предметы - цветы, овощи, фрукты и прочее. Постепенно фигуры усложняются, используются несколько ниток и получаются интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса.

    Метод монотипии.

    Он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на плотных файлах или папках, которое переносится потом на бумагу. На гладкой поверхности ребята рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают файл изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. После того как полученный рисунок высохнет, я предлагаю детям дополнить образ деталями с помощью карандашей или фломастеров. Плюс этой техники заключается в том, что каждый рисунок получается совсем не похожим на другой.

    Рисуем с помощью открыток.

    В каждом доме хранится масса старых открыток. Ребята приносят их в детский сад, я вырезаю нужные образы, когда они станут постарше, будут это делать уже сами, и наклеиваем к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Например, если наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то ребята, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

    Творческий процесс - это настоящее чудо. Мне интересно наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности, и наблюдать за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь"

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей дошкольного возраста »

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида

Нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей дошкольного возраста


«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский.


Цель: научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

Задачи:

  • развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
  • формировать и совершенствовать технические умения и навыки рисования;
  • воспитывать художественный вкус и чувство гармонии

  • наглядный (рассматривание предмета, использование картин, использование образца, показ приёмов работы, анализ детских работ);
  • словесный (беседа, указания и пояснения в процессе совместной деятельности, художественное слово)
  • практический методы
  • игровой (использование разных персонажей, сказочные путешествия)

  • цветные карандаши; восковые мелки,
  • акварельные краски, гуашь;
  • листы бумаги различной формы;
  • щетинные кисти, ватные палочки, щетки;
  • поролон, штампы, печати;
  • трафареты, вырезанные картинки;
  • природный материал и т.д.

Творчество – это деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.


  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Мышления;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.






Младший возраст

Средний возраст

рисование пальчиками;

Старший возраст

тычок жесткой полусухой кистью

оттиск печатками из картофеля;

рисование песком, солью

рисование ладошками.

Печать поролоном, пробками

рисование мыльными пузырями

восковые мелки + акварель; свеча + акварель

рисование мятой бумагой

Отпечатки листьев;

монотипия пейзажная, предметная

Монотипия предметная, пейзажная

печать по трафарету

Выдувание воздуха через трубочку

пластилинография

Рисование ватными палочками;

с помощью ватных дисков;


Африканская роспись

материал: разноцветная гуашь, бумага плотная, китайские палочки


Рисование акварелью + восковые мелки

Материал: восковый мелки, акварель, вода, кисти.


Разрисовка мелких камешков

Материал: морские камешки различной формы, яркая гуашь, кисти, вода, салфетки.


Метод ниткографии

Материал: экран сделанный из бархатной бумаги, мешочек с набором шерстяных ниток разных цветов.


Монотипия предметная и пейзажная

Материал: плотная бумага, кисти, гуашь, вода.


Рисование с помощью открыток

Материал: открытки разной тематики, кисти клеевые, клей, гуашь, кисти для рисования, вода, салфетка.


  • Т. Н. Доронова, «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников».
  • Р.Г. Казакова, «Изобразительная деятельность в детском саду».
  • Г. Н. Давыдова, «Нетрадиционные техники в детском саду». – Ч.1, Ч.2.
  • А.В. Никитина, «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
  • И.А. Лыкова, «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»».
  • Т.Н. Доронова - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно педагогических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов дошкольных учреждений. Для этого необходимо наряду с традиционными методами и способами изображения включать и нетрадиционные техники рисования.

Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.

Возможности работы с детьми в технике нетрадиционного рисования, основаны на применении различных печаток. Этот вид рисования не требует никаких специальных навыков: понадобятся лишь оттиски готовых форм, смазанных краской.
Печатку можно просто обмакивать в краску или прижимать к окрашенной «штемпельной подушечке», плоскому кусочку поролона или смазывать краской либо красками, специально подбирая их сочетание. Печатку можно изготовить из ватной палочки, пробки, сырой картофелины, ластика, кусочка поролона, смятой бумаги, древесного листа и т.д.

Для того, чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка).

Монотипия - это одна из простейших техник отпечатывания. При помощи монотипии выполняется симметричное изображение предмета или объекта. Для этого лист бумаги складывается пополам вертикально или горизонтально, с учетом изображаемого предмета. На одной половине листа наносятся цветовые пятна (абстрактное рисование) или половину симметричного предмета (конкретное рисование). Краски подбираются яркие, сочные, чтобы отпечаток получился четким. После нанесения красочного изображения на первой половине листа, вторая часть листа накладывается, чтобы получился отпечаток на другой половине листа. Развернув, вы увидите симметричное изображение целиком - бабочка расправила крылья, цветок распустился полностью, и крона дерева стала пышнее. Готовый отпечаток можно доработать или украсить дополни-тельными деталями. Техника монотипия доставляет удовольствие детям разных возрастов, особенно младшим дошкольникам.

В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Овладение нетрадиционными для дошкольного образования художественными техниками способствует повышению выразительности художественных образов в рисунках дошкольников, поддержанию их положительного отношения к изобразительной деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества. Отбор и последовательность введения нетрадиционных художественных техник в практику дошкольного образования основывается на том, что овладение каждой предыдущей техникой является и выступает, как пропедевтический этап в освоении более сложных художественных задач и направлено на развитие детского изобразительного творчества.

Обучать нетрадиционной технике рисования необходимо соблюдая возрастные особенности детей.

Педагогу необходимо помочь ребенку найти себя, предложить ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей.

Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Поэтому особое внимание необходимо уделять обсуждению детских работ, обязательно вводить в практику анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараться оценивать достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.

Каждый ребенок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", - утверждал В.А.Сухомлинский.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду

Презентация воспитателя МКДОУ д\с № 64 Дирконос М.Н.


Нетрадиционные техники

Опираются на необычное сочетание материалов и инструментов. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная деятельность,которая удивляет и восхищает детей.

Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.


Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Работая нетрадиционными техниками , мы учитываем

  • 1. Сензитивном возрасте детей при обращении к той или иной нетрадиционной технике выполнения изображения;
  • 2. Средствах выразительности, обеспечивающих изображению художественные качества.
  • 3. Материалах и инструментах, используемых для выполнения изображений на плоскости с применением нетрадиционных техник;
  • 4. Способах получения изображений на основе использования нетрадиционных техник выполнения изображений на плоскости.

младший дошкольный возраст

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля; пробкой
  • рисование ладошками.

средний дошкольный возраст

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пенопластом
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • оттиск смятой бумагой
  • волшебные веревочки.

старший дошкольный возраст

  • рисование солью, песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • набрызг
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Рисование пальчиками («пальчики-палитра»)

1. Сензитивный возраст детей: от 2-х лет.

2. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

3. Материалы и инструменты: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки.

4. Способы получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла - рисование ягод, гроздей; хаотичное заполнение листа цветными пятнами - рисование настроения). После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Вставка рисунка


Рисование ладошкой

1Сензитивный возраст: от двух лет.

2. Средства выразительности: пятно, цвет.

3. Материалы и инструменты: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, салфетки.

4. Способы получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения (птицы, деревья). После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.


Оттиск картошкой,пробкой

1. Сензитивный возраст: от лет.

2. Средства выразительности: фактура, пятно, цвет.

3. Материалы и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печати из картошки или пробки от бутылок.

4. Способы получения изображения: ребенок прижимает пробку или печать из картошки к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются мисочка и поролон.


Скатывание бумаги

Вставка рисунка

2. Средства выразительности: фактура, объем.

3. Материалы и инструменты: салфетки или цветная двухсто-ронняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

4. Способы получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.


Рисование пластиковой бутылкой

  • Сензитивный возраст от 4 лет.
  • Средства выразительности: пятно, цвет, фактура.
  • Материалы и инструменты: гуашь, вода, пластиковая бутылка.
  • Способы получения изображения: развести гуашь нужного цвета в мисочке, ребенок макает дном бутылки в краску, делая отпечатки на бумаге. Потом можно дорисовать детали.

«Свеча и акварель»

1. Сензитивный возраст: от четырех лет.

2. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

3. Материалы и инструменты: свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти.

4. Способы получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается незакрашенным.


Кляксография обычная

2. Средства выразительности: пятно.

3. Материалы и инструменты: бумага, т жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

4. Способы получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу или набирает толстой кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, а изображение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.


Отпечатки листьев

1. Сензитивный возраст: от пяти лет.

3. Материалы и инструменты: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисть.

Способы получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки можно дорисовать кистью.


Техника рисования набрызгом

1. Сензитивный возраст: от пяти лет.

2. Средства выразительности: точка, фактура.

3. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, жесткая кисть или расческа, зубная щетка, трафареты., картон 5*5

Способы получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и легонько ударяет ею о картон, который держит над бумагой, - краска разбрызгивается на бумагу. Для разбрызгивания краски можно также использовать зубную щетку или расческу.


Монотипия предметная

1. Сензитивный возраст: от пяти лет.

2. Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

3. Материалы и инструменты: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

4. Способы получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (объекты для рисования выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, прорабатывая детали каждый раз так же складывая лист.


КЛЯКСОГРАФИЯ С НИТОЧКОЙ

Вставка рисунка

1.Сензитивный возраст: с 5 лет

2.Средства выразительности: пятно.

3.Материалы: бумага, тушь или гуашь жидко разведенная в мисочке, пластиковая ложечка, х/б нитка средней толщины.

4.Способ получения изображения: опускаем нитку в краску, отжимаем её, затем на листе бумаги выкладываем из нитки изображение. После этого сверху накладываем другой лист, прижимаем, придерживая рукой, и вытягиваем нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.


Рисование солью и гуашью

Вставка рисунка

Сензитивный возраст: от 5 лет

Средства выразительности: цвет, фактура.

Материал: бумага, гуашь, клей ПВА, соль, кисточки.

Способ получения изображения: рисуем изображение простым карандашом, наносим клей ПВА, высыхает, раскрашиваем гуашью.


Цветной граттаж

1. Сензитивный возраст: от шести лет.

2. Средства выразительности: линия, штрих, контраст, цвет.

3. Материалы и инструменты: цветной картон или плотная бумага, предварительно затонированные акварельными красками либо гуашью, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенным концом или пустой стержень, жидкое мыло.

4. Способы получения изображения: ребенок натирает свечой лист бумаги так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист тонируется слоем гуаши (контрастным по цвету) с добавлением жидкого мыла. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможна доработка недостающих деталей гуашью.


Вставка рисунка

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

Сензитивный возраст:от 6 лет

Средства выразительности: пятно, контраст, цвет.

Материалы и инструменты: жидкое мыло, вода, гуашь, стаканчики, трубочки.

Способы получения изображения: разводим гуашь в стаканчике с водой, добавляем жидкое мыло, дуем через трубочку пока не образуется цветная мыльная пена, подносим лист, делается отпечаток, высыхает, дорисовываем детали.








Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МКДОУ «Октябрьский детский сад «Светлячок» Мошковского района НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

«И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что его интересует….» Валентин Берестов

важнейшее средство эстетического воспитания. важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться. Рисование Нетрадиционные техники рисования

Применение нетрадиционных техник в изодеятельности способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения; стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования; дает возможность экспериментировать; развивает тактильную чувствительность, цветоразличие; способствует развитию зрительно-моторной координации; не утомляет дошкольников, повышает работоспособность; развивает нестандартность мышления, раскрепощенность, индивидуальность.

Способы изображения Нетрадиционные способы изображения в рисовании Рисунок своими руками (пальцами, ладошкой) Рисование штампом(тычковое рисование, оттиск) Рисование свечой Раздувание краски Рисование с помощью изоленты Монотопия И многое другое Пластилинография Граттаж Рисование расчёской Кляксография

Рисунок своими руками (пальцами, ладошкой) Возраст: от двух лет. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (палец)или окрашивает с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск поролоном Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта. Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт, поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и поролон.

Отпечатки листьев Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тампонирование ватными палочками Возраст: от 2 лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок ватными палочками (методом тычка) наносит краску на бумагу.

Восковые мелки (свеча) + акварель Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Кляксография обычная Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. Затем на это пятно дует из трубочки так, что бы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Рисование крупой (солью) Возраст: от шести лет. Средства выразительности: объем. Материалы: соль, чистый песок или манная крупа, клей ПВА, картон, кисти для клея, простой карандаш. Способ получения: Ребенок готовит картон нужного цвета, простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет по очереди намазывает клеем и посыпает аккуратно солью(крупой), лишнее ссыпает на поднос.

Граттаж (грунтованный лист) Возраст: от 5 лет Средства выразительности: линия, штрих, контраст. Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Рисование по мокрому Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: 1. рисование на определенную тему: пейзаж, прогулка, животные, цветы и пр., - когда рисунок создается на мокром листе, 2. рисование фона для будущего рисунка, когда краски растекаются, соединяясь и переливаясь между собой, создают узор, который и определяет тематику дальнейшего рисования « по-сухому »

Рисование с помощью изоленты Возраст: от 5 лет Средства выразительности: линия, контраст. Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, гуашь, изолентас. Способ получения изображения: ребёнок наклеивает элементы рисунка с помощь изоленты. Закрашивает лист бумаги. После полного высыхания, аккуратно убирается изолета.

Пластилинография Возраст: любой. Средства выразительности: объем, цвет, фактура. Материалы: картон с контурным рисунком, стекло; набор пластилина; салфетка для рук; стеки; бросовый и природный материалы. Способ получения изображения: 1. Нанесение пластилина на картон. Можно сделать поверхность немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.

2. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком, а рисунок процарапывается стеком или палочкой.

3. Рисовать пластилином “горошками”, «капельками» и “жгутиками”. Из пластилина катаются горошинки или капельки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.

4. На картон наносится рисунок, скатываются жгутики, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками

Различные техники прекрасно сочетаются между собой Рисование с помощью соли и целофана

Рекомендации педагогам используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения; в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей; повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения.

Пусть дети рисуют, творят, фантазируют! Не каждый из них станет художником, но рисование доставит им удовольствие, они познают радость творчества, научаться видеть прекрасное в обычном. Пусть они растут с душой художника!

Подготовила воспитатель I квалификационной категории Никульченкова Галина Викторовна Спасибо за внимание!