Почему на Пасху пекут кулич.

Уже много столетий подряд все христиане встречают радостный и светлый праздник Пасхи с такими неизменными атрибутами, как пасхальные яйца и пасхальные куличи. Именно с ними, а также с ярким солнцем и полной надежд весной ассоциируется у многих из нас и сам праздник Воскрешения Иисуса Христа.

Но все-таки, почему на Пасху пекут куличи, и откуда пошла эта вкусная традиция? Узнать ответ на этот вопрос вы можете, прочитав нашу статью.

Святая традиция

Истоки традиции печь на Пасху куличи (равно как и ) уходят еще во времена апостолов, которые, согласно древним писаниям, и стали прародителями этого ритуала. А началось все с того, что каждый раз во время еды они оставляли своему воскресшему Учителю место за столом и кусочек хлеба, поскольку он являлся к ним и делил с ними трапезу.

Церковный ритуал

Спустя некоторое время традиция печь куличи перекочевала под своды церкви, где такой хлеб для Христа стали называть по-гречески «артос» и оставлять его на отдельном столике. Во время праздничных крестных ходов в Седмицу артос обносили вокруг храма, а после утренней субботней службы раздавали прихожанам.

Церковный ритуал — кулич к Пасхе

Семейное чудо

Поскольку семья у христиан считается Малой Церковью, вскоре артос вошел в каждый дом и стал называться привычным для нас куличом. Но не потому, что стал «домашним» пасхальным хлебом, а благодаря своей новой круглой цилиндрической форме – такой, в какой мы знаем его сейчас. Именно поэтому его начали называть опять-таки по-гречески kollikion, то есть круглый хлеб. А уже в европейском варианте он зазвучал, как мелодичный для наших ушей кулич (kulich — на испанском, koulitch – на французском). Он уже выпекался из сдобного теста, а сверху украшался крестом.

Народное поверье

Есть и другая история у пасхального кулича. Есть у древних преданий и объяснение тому, почему пекут именно из сдобного дрожжевого теста и именно круглой формы с украшением в виде креста. Причиной последнего называют саван Иисуса Христа, который по поверьям тоже был круглым, а теперь символизирует форму пасхальных куличей. А вот в отношении теста роль Иисуса не первоначальна — здесь люди «подхватили» инициативу его учеников, которые после воскрешения своего Учителя Христоса перешли с пресного хлеба на хлеб из квашеного теста.

Таким образом, украшая свой праздничный стол пасхальным куличом из сдобного теста, мы вправе надеяться, что эту трапезу разделит с нами и сам Иисус Христос.

Пасхальный кулич: традиции и приметы

Если вы уже знаете, что на Пасху едят куличи и красят яйца, а не только ходят в храм, то должны следовать и определенным обычаям при приготовлении сдобы и подготовке к трапезе. Есть несколько примет или правил, которых следует придерживаться как при выпечке пасхи, так и при ее употреблении:

  1. Если вы решитесь сотворить такую символическую пасхальную сдобу своими руками, то делать это нужно в Чистый четверг, в чистоте, тишине и душевном спокойствии. Вымешиванию теста для этого хлеба должно сопутствовать благостное настроение и положительные мысли. Именно этот процесс считался одним из наиболее действенных способов донести свои молитвы до небес. Вот почему христиане пекут куличи на Пасху без нервов, спешки и суеты, в том числе в голове. Раньше считалось, что удачный кулич – это гарант благополучия семьи на весь год;

  1. Пасхальные куличи, как и крашеные яйца – это первое, с чего нужно начинать разговение. При этом пасху разрезать нужно не вертикально, как делают многие, а горизонтально, поперек, срезая сначала аппетитную верхушку. Причем верхушка эта съедается самой последней, поскольку она все равно выполняет свою «накрывающую» роль, пока весь кулич не разойдется.

Безусловно, сегодня гораздо проще купить вкусный красивый пасхальный кулич в магазине, или готовое тесто, но у вас получится простая «бездушная» сдоба, которая совсем не считается праздничной. Поэтому у истинно верующих не принято лишать себя и своих близких радости встретить светлую Пасху, Воскресение Иисуса Христа, такой же пасхальной выпечкой – хлебом, наполненным вашими надеждами, молитвами и добром.
Еще много интересной и полезной информации о русских пасхальных традициях будет рассказано в видео.

Приятного аппетита вам за столом на этот святой праздник! Иисус Воскресе!

Другие рецепты

Пасха для христиан является самым большим религиозным праздником, с которым связано много традиций. Одна из них – готовить творожные пасхи, печь куличи и красить яйца. Без этих пасхальных атрибутов не проходит ни одно Светлое Воскресенье. А ведь куличи и пасхи не всегда готовили на Христово Воскресенье. Как появился обычай и зачем на Пасху пекут куличи ?

Пасхальный кулич

Пасхальный кулич, как и творожная пасха, и крашеные яйца, являются обязательными обрядовыми атрибутами христианской Пасхи. Кулич представляет собой славянский сдобный обрядовый хлеб круглой или овальной формы, который перед подачей к пасхальному столу освящают в церкви.

Слово «кулич» (с греч. - «крендель») имеет церковное происхождение. Пасхальную выпечку готовят из дрожжевого теста. Величина и форма куличей бывает разная, в основном, цилиндрическая, но обязательно изделие должно быть высоким. Католики, кроме дрожжевых куличей, готявят песочные «бабы». В пасхальные куличи добавляют изюм, специи (ваниль, мускатный орех или кардамон), цукаты, орехи или просто фрукты, сверху украшают глазурью из взбитого с сахаром белка, сахарной пудрой или изображают буквы «ХВ».

Приготовление куличей начинается с Чистого четверга, а в Великую субботу, перед Светлым Воскресеньем, готовые куличи освящают в церкви. У православных христиан это самый важный, почитаемый и непременный обряд. После богослужения кулич разговляли за пасхальной трапезой, разделяя между всеми присутствующими.

Ритуальное значение

Прообразом пасхального кулича является церковный квасной хлеб (артос), который символизировал победу Христа над смертью, торжество жизни, замену Ветхого Завета Новым. Верующие считают, что тот, кто вкушает ритуальный артос, приближается к Христу и побеждает болезни.

Зачем на Пасху пекут куличи ? Согласно библейскому преданию, апостолы после смерти Христа всегда собирались за трапезным столом, оставляя свободным центральное место, где когда-то с ними сидел Иисус. Чтобы показать, что после смерти и воскрешения Христос незримо присутствует среди них, в центр стола стали укладывать украшенный крестом и терновым венком артос. Отсюда и пошла традиция нести в церковь особый хлеб, символизирующий Пасху.

Цилиндрическая форма пасхального пирога представляет собой форму савана, в который после распятия был завернут Христос.

Со временем высокие украшенные глазурью куличи цилиндрической формы стали традиционным пасхальным хлебом в каждой семье, символизируя собою незримое присутствие Христа.

Библейское предание гласит, что после распятия Христа апостолы вкушали пресный хлеб, после его воскрешения – дрожжевой (квасной). Традиционные пасхальные куличи сегодня готовят из сдобного теста с добавлением большого количества яиц и масла. Нарезать куличи принято горизонтально кругами. Верхушку кулича сохраняли до тех пор, пока кулич не был доеден.

Сегодня перед Пасхой продают очень много готовых куличей, однако важно, чтобы этот ритуальный хлеб хозяйки готовили самостоятельно. Ведь только теплый аромат домашней сдобы, приготовленной с любовью и молитвами, может создать хорошее и благостное пасхальное настроение.

Готовые куличи ели на протяжении всей Пасхальной недели, а затем на поминальное воскресенье несли на кладбище.

Пасхальные приметы

С пасхальным куличом связано много примет. Считается, если кулич удался, то в течение года дом ждут счастье и процветание.

Если он потрескался или развалился – жди неприятностей.

Другие атрибуты пасхального стола

Кроме куличей, традиционный пасхальный стол никогда не обходится без крашеных яиц и творожной пасхи. Ее изготавливали из протертого творога с сахаром и яйцами с добавлением сливочного масла, сметаны или сливок. Традиционная форма творожной пасхи – усеченная четырехгранная пирамида, которая символизирует Голгофу или гроб, из которого воскрес Христос. Для приготовления творожной пасхи используют специальную пасочницу. Подготовленную творожную массу укладывают в форму и оставляют на сутки в холодном месте, чтобы стекла сыворотка. На внутренней стороне граней формы обычно изображены крест, копья или трости, буквы приветствия «Христос Воскрес!» («ХВ»), виноградные гроздья и цветы, символизирующие страдания Христа и его воскресение. Все эти изображения отпечатываются на готовой пасхе.

Творожную пасху принято вкушать, намазанной на ломоть кулича.

Крашенные яйца, которыми христиане по традиции обмениваются или просто дарят друг другу, произнося радостное восклицание «Христос Воскрес!», также служат символом гроба и возрождения жизни.

Славянская обрядовая традиция

История пасхального кулича древнее самого христианства, его история уходит глубоко корнями в языческое прошлое.

У славян, как и у многих народов, существовал обычай выпекать весной обрядовый хлеб и приносить его в жертву земле. Так язычники проводили ритуал, посвященный богам плодородия, в надежде получить богатый урожай. Поклоняясь своим богам, древние славяне пекли куличи по нескольку раз в год на самые большие праздники, связанные со сменой сезонов – Новый год, приход весны или осенний сбор урожая.

Славянский обрядовый хлеб – кулич, обычно изготавливался из заквашенного теста и выпекался перед посевными работами. Хлеб приносили в жертву предкам, земле и стихиям, чтобы земля была плодородной, а урожай богатым.

С приходом христианства, традиция выпекать куличи, как и множество других языческих традиций, в народном сознании объединились и воспринимаются нами уже христианские традиции и активно используются в религиозных обрядах.

Почему на Пасху пекут кулич?

Кулич - главное пасхальное блюдо, символическая отметка нового времени, начавшегося после Великого поста и Воскресения Христова. Именно кулич является первой пищей для разговления. В течение всего года хлеб сопровождает трапезу мирянина, и только единожды за это время он становится праздничным, пасхальным. Ни свадебный, ни именинный каравай не может сравниться с ним по своему статусу: пасхальный кулич не просто служит разговлению, но символизирует собой Великдень и освящается в церкви. По сути, кулич является младшим братом артоса, священного хлеба, который освящается и кладется на аналой в первый день Воскресения на всю Светлую седмицу. Артосу же кулич подобен и формой. Словом артос «квасной хлеб» в Евангелии обозначен хлеб, который Христос благословил на Тайной Вечере. Кулич - это также метафора того хлеба, который разделил с учениками Христос после Своего Воскресения.

Кроме того, кулич служит одной из формальных различительных черт между христианской и иудейской Пасхой. Во время празднования последней употребляется пресный хлеб, а квасной (взошедший) есть запрещено.

Сила традиции вкушать особую пасхальную выпечку столь велика, что в советской России даже во время войны верующие, за неимением большего, на Пасху приносили в храм для освящения черный хлеб. В мирное время куличи не исчезали и с торговых прилавков, ежегодно незадолго до Пасхи они появлялись в магазинах, замаскированные под «весенние кексы».

Пасхальный хлеб, с точки зрения кулинара, отличается от хлеба повседневного тем, что в тесто закладывается сдоба, а уже готовая выпечка украшается. Количество сдобы традиционно определялось суммой накопленных в хозяйстве за время Великого поста скоромных продуктов: яиц, масла, молока и т. д. Именно поэтому можно встретить рецепты кулича, в состав которых входит до 100 яиц на 2 килограмма муки. Угодить в тесто может также и алкоголь (водка).

Выделенный таким образом из категории будничных блюд, кулич, оставаясь хлебом, а следовательно, «головой стола», возглавляет и пасхальную трапезу. Его сдобность и вместе с тем легкость как нельзя лучше способствует мягкому переходу от строгого поста к скоромным блюдам.

В этом плане русский кулич - уникальный продукт. В общехристианской традиции тоже есть разновидности пасхального хлеба, однако именно кулич является беспрецедентно легким и по структуре, и по усвояемости. Так, пасхальный австрийский райндлинг, выпекаемый на католическую Пасху, представляет собой весьма калорийное и тяжелое блюдо в силу технологии приготовления его теста и сытной ореховой прослойки. То же можно сказать об английском кексе, тесто которого вполне соответствует обычной плотной сдобе.

Безусловно, проблемой при приготовлении теста для пасхального хлеба являются дрожжи. Традиционно кулич готовился опарным способом на специально выращенной закваске, которая обеспечивала оптимальную всхожесть теста, придавала ему воздушность и особый вкусовой оттенок. Кроме того, велика роль муки, качество которой должно быть высоким, но не подразумевать обработку химикатами, практикуемую ныне в промышленности. Необходимо также просеять муку перед использованием хотя бы дважды, чтобы максимально обогатить её кислородом. Классическое тесто для кулича настолько нежное, что, дабы оберечь его от проседания, ёмкость обкладывалась подушками, а в комнате, где происходила его расстойка, действовал запрет на ношение тяжелой обуви и даже на громкие разговоры, что заодно благоприятствовало и созерцательному настроению хозяев. Перепад температур для куличного теста тоже опасен, и потому помещение, где оно подходит, по своим условиям должно напоминать комнату для новорожденного. Поэтому и остывать кулич в идеале должен на пуховой подушке - пока не остыл, осесть ему немудрено.

Соблюдение всех предосторожностей и строгое следование рецептуре гарантирует минимум двукратное увеличение кулича в процессе выпечки. Чтобы это произошло наверняка, важно обеспечить равномерную подачу жара во время выпекания.

Настоящий русский кулич высокий, имеет цилиндрическую форму. В тесто добавляются изюм или цукаты, верх украшается глазурью, цветным пшеном и буквами ХВ, символизирующими Христово Воскресение (белоснежная глазурь, покрывающая верхушку пасхального хлеба, одновременно является и «холстом» для росписи).

Особым считался шафранный кулич, в составе которого были перетертые рыльца шафрана. Цвет и аромат готовой выпечки приобретали золотистый, царственный оттенок.

Традиционно часть куличей хозяйки отдавали в церковь и бедным. Здесь важно учесть, что отдельное выпекание для этой цели маленьких куличей подразумевает скупой дар не столько потому, что они малы (пожертвовать их можно и несколько), а потому что маленький кулич всегда более сухой и менее воздушный. Размер его определяется и количеством членов семьи: традиционно кулич должен быть съеден в течение Светлой седмицы, что предполагает ломоть ежедневно для каждого члена семьи. Кулич важно правильно разделить и разрезать.

Недопустимо продольное его разрезание, но лишь поперечное, причём верхушка не съедается до последнего ломтя и всю неделю защищает мякиш от обветривания. Таким образом, отрезав нужное количество ломтей, кулич вновь накрывают макушкой.

Следует заметить, что одновременно с главным пасхальным хлебом готовилось и другое традиционное пасхальное блюдо - творожная пасха, и именно ею намазывали ломоть кулича, перед тем как его съесть.

В силу сложности технологии приготовления кулича, печь его нужно загодя. Традиционно замес теста начинается в Чистый Четверг, закваска же ставится еще раньше - за неделю и больше. Тишина и вдумчивость, которыми окружит хозяйка свое творение, помогут молитвенному настроению. Каждый из этапов, предшествующий выпечке пасхального хлеба, требует особой сосредоточенности, что способствует очищению разума от суеты. Вот почему важно самостоятельное приготовление кулича, а не покупка его суррогатной версии в магазине. Ни один конвейерный пасхальный кекс не готовится с учетом индивидуальных особенностей той или иной семьи и, что важно, не адресуется конкретным людям. Взращивание натуральной закваски, количество и качество сдобы (без маргарина), специфика дополнительных ингредиентов, отсутствие химических разрыхлителей, ароматизаторов, красителей, объем теста, а также молитвы, прочитанные над ним, - всё это должно быть непременными составляющими настоящего праздничного хлеба православной Пасхи.

Сейчас весна в самом разгаре и все мы в ожидании прекрасного, светлого праздника Воскресения Христова . И, конечно же, во многих семьях чтут и берегут пасхальные традиции – и печь куличи , а ночью освящать их в церкви. Каждая хозяйка хранит свой секрет пасхального кулича, передает его своим дочкам и внучкам. А знаете ли вы, почему на Пасху пекут куличи ?

Древние писания гласят, что во время трапезы апостолы всегда оставляли одно место пустым – для Иисуса Христа, который являлся к ним после своего Воскрешения. Ученики всегда клали на тарелку кусочек хлеба для Господа, так со временем в церкви появилась традиция оставлять на определенном столе хлеб (артос с греческого). Во время праздничного крестного хода артос обносили вокруг церкви, затем делили на маленькие кусочки и угощали прихожан после службы. По прошествии некоторого времени во многих семьях стало доброй традицией дома иметь такой хлеб. Отсюда и происходят корни выпекания кулича (с греческого – круглый хлеб, kollikion).

Выпекались пасхальные куличи из дрожжевого сдобного теста, и обязательно в форме высокого цилиндра. Круглая форма куличей совсем не случайна. Согласно древним писаниям, саван Иисуса Христа был именно круглой формы, отсюда и произошла традиция печь на Пасху круглые куличи. Для выпечки используют именно сдобное тесто, ведь до смерти Иисус с учениками вкушали только пресное тесто, а уже после Воскрешения – квашенное. Именно поэтому существует примета печь кулич очень сдобным – сладким, с добавлением большого количества яиц, масла молока, изюма.

Пасхальный кулич является символом новой жизни, символом воскрешения, знаменует победу жизни над смертью. Каждая хозяйка заранее должна подготовиться к выпеканию куличей. Приступать к замешиванию теста обязательно нужно с чистой душой и мыслями.

Следует помнить, что выпекание куличей – это святое таинство. Никогда не делайте это в спешке или в нервном состоянии. Раньше существовало поверье, от того, какой получится праздничный кулич , будет зависеть весь год семьи. Если ровный, гладкий – год сложится счастливый и удачный, если треснет или упадет – год принесет разочарование и утраты. Ставя опару и вымешивая тесто, хозяйке следует читать молитвы и просить у Бога хорошего, вкусного кулича для своей семьи.

Печь пасхальные куличи по традиции следует в Чистый четверг, этот день символизирует Тайную вечерю. В доме должны царить порядок и чистота, согласно поверью, нельзя даже открывать окна и двери. Когда выпекаются куличи, нельзя стучать, греметь и даже громко разговаривать.

Существуют также традиции, как кушать пасхальные куличи . Их едят первыми за праздничным пасхальным столом. Разрезать кулич следует поперек, чтобы получились колечки. Шапку не едят, а оставляют, что бы прикрыть надрезанную часть.

Несмотря на то, что сейчас в большинстве магазинов и кондитерских можно купить готовые куличи, на Пасху пекут куличи во многих семьях. Людям трудно представить Воскресение Христово без сладкого запаха куличей в доме, знаменующих о прекрасном празднике. Удачных вам куличей, светлой Пасхи, добра и мира в ваших семьях!

Пасху - Светлое Христово Воскресенье, главный праздник христиан – православные и католики в этом году отмечают 16 апреля.

Церковь празднует Пасху 40 дней - столько же, сколько Христос был с учениками после Своего Воскресения. Первую неделю после Воскресенья Христова называют Светлой или Пасхальной седмицей.

Из Евангелия

Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трех часов пополудни и был погребен до наступления темноты. На третий день после погребения Христа ранним утром несколько женщин (Мария Магдалина, Иоанна, Саломия и Мария Иаковлева и другие с ними) несли благовония, купленные ими, чтобы помазать тело Иисуса. Идя к месту погребения, они горевали: «Кто отвалит нам камень от гроба?». Но камень был уже отвален, а гробница пуста.

Это увидели и пришедшая ко гробу первой Мария Магдалина, и позванные ею Петр и Иоанн, и жены-мироносицы, которым возвестил о Христовом Воскресении сидящий при гробе юноша в светоносных одеждах. Четыре Евангелия описывают это утро словами разных свидетелей, пришедших к гробу одни за другими.

Значение

Для христиан этот праздник означает переход от смерти к вечной жизни с Христом - от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения.

Воскресение Иисуса Христа открыло славу Его Божества, скрытую до этого под покровом унижения: позорной и страшной смерти на кресте рядом с распятыми преступниками и разбойниками.

Своим Воскресением Иисус Христос благословил и утвердил воскресение для всех людей.

История

Ветхозаветную Пасху (Песах) праздновали как воспоминание об исходе сынов Израилевых из Египта и избавлении от рабства.

В апостольское время Пасха соединяла в себе два воспоминания: о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа. Дни, предшествующие Воскресению, назывались Пасхой страданий. Дни после Воскресения - Пасхой Крестной или Пасхой Воскресения.

В первые века христианства разные общины праздновали Пасху в разное время. На Востоке, в Малой Азии, ее отмечали в 14-й день месяца нисана (март – апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. Западная Церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

На Первом вселенском соборе в 325 году было решено праздновать Пасху повсеместно в одно и то же время по Александрийской пасхалии. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Православная церковь определяет дату празднования Пасхи по Александрийской пасхалии: праздник должен быть обязательно в воскресенье после иудейской Пасхи, после полнолуния и весеннего равноденствия.

Церковное празднование

С древних времен пасхальное богослужение происходит ночью. Подобно избранному Богом народу - израильтянам, бодрствовавшим в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане не спят в священную предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова.

Незадолго до полуночи в Великую субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением снятого с креста тела Иисуса Христа) и относят ее в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня - в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения.

Священнослужители снимают субботние белые и надевают праздничные красные пасхальные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон - благовест - возвещает о приближении Воскресения Христова.

Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах священнослужители в алтаре поют три раза стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». А затем выходят из алтаря и вместе с народом, подобно женам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры.

Крестный ход

Он означает шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь. Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят светильники и лампады, и все вместе поют: «Христос воскресе из мертвых!».

Заутреня

Далее служат Пасхальную заутреню: поют канон, составленный святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят храм и приветствуют прихожан словами: «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».

В конце заутрени, после пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоуста», повествующее о радости и значении этого дня. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Сразу после заутрени служат Пасхальную литургию, где на разных языках читают начало Евангелия от Иоанна (если служат несколько священников).

После окончания праздничного богослужения православные христиане разговляются - угощаются освященными крашеными яйцами и куличами при храме или у себя дома.

Пасхальные яйца

В христианстве пасхальное яйцо - символ Гроба Господня, в котором была скрыта вечная жизнь.

В Палестине гробницы устраивали в пещерах, а вход закрывали камнем, который отваливали, когда должны были положить покойного.

Предание говорит, что камень, которым закрыли гробницу Иисуса Христа, напоминал очертаниями яйцо. Под скорлупой яйца скрывается новая жизнь. Поэтому для христиан пасхальное яйцо - это напоминание о Воскресении Иисуса Христа, о спасении и вечной жизни. Красный цвет, в который чаще всего окрашивают яйца, означает страдания и кровь Христа.

Впервые упоминание о крашеных яйцах встречается в рукописи Х века, найденной в библиотеке греческого монастыря святой Анастасии. Согласно рукописи после службы на Пасху игумен раздавал братии освященные яйца со словами: «Христос Воскресе!».

По преданию, крашеное яйцо стало символом Пасхи после чуда с Марией Магдалиной. Православная церковь почитает ее как равноапостольную святую и мироносицу, которая проповедовала о воскресшем Христе в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года после отбытия его из Рима, после первого суда над ним.

Мария Магдалина пришла с проповедью и к римскому императору Тиберию. По древнему обычаю императору подносили дары, и Магдалина поднесла яйцо со словами: «Христос воскресе!». Император отвечал, что, как яйцо белое, а не красное, так и мертвые не воскресают. В тот же миг яйцо в его руке покраснело.

Есть предположение, что обычай красить яйца на Пасху связан с дохристианским празднованием весны. Яйцо у многих народов являлось олицетворением животворной силы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца. В верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян яйцо было символом рождения и возрождения.

Пасхальные яйца, окрашенные в один цвет, без рисунка, назывались крашенками (или галунками). Обычно для их приготовления использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. Получить другие цвета можно с помощью крепких растительных отваров.

Яйца, расписанные особым орнаментом, назывались писанками. Расписывали их только сырыми, и в пищу они не годились. После Троицы их принято было выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.

Сейчас красить яйца можно пищевыми красителями или украшать с помощью специальных наклеек.

В большинстве стран красят и расписывают яйца женщины и девушки. Как правило, этому занятию посвящают один из дней Страстной недели -- Великий четверг, Страстную пятницу или субботу, которую из-за этого называли «Красильной» или «Красной».

Красить и дарить яйца на Пасху принято и у католиков. По традиции они дарят друг другу не только расписные куриные яйца, но и шоколадные.

Куличи и Пасха

Это один из древнейших символов Воскресения Христа. Кулич подобен артосу - особому круглому высокому хлебу с изображением креста и тернового венца. Артос в храме означает жертву за людей - самого Христа.

В пасхальном угощении отражена вера христиан в незримое присутствие воскресшего Господа за их праздничной трапезой.

Предание говорит, что апостолы на общей молитве вспоминали Тайную вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. А при трапезе они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на Его место хлеб.

Подражая апостолам, пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова класть в храме на столе или налое перед Царскими Вратами артос, обозначая, что пострадавший за нас Спаситель стал для нас хлебом жизни.

Все дни Светлой седмицы после литургии артос крестным ходом обносят вокруг храма. В субботу Светлой седмицы его с молитвой раздробляют и в конце литургии при целовании креста раздают народу как святыню.

На Руси к Пасхе в каждом доме выпекали внешне похожий на артос, но сдобный, с изюмом и орехами, праздничный хлеб и освящали его в храме. Этот хлеб получил название «кулич» от греческого слова «kollikion» - «круглый хлеб».

Куличи выпекают из сдобного теста с большим количеством масла и яиц. У католиков, кроме дрожжевых куличей, пекут и песочные, так называемые бабы.

Существовала примета, что, если кулич удался на славу, значит, и в доме будет процветание и благополучие. В Пасху на праздничном столе верх кулича срезали горизонтально, резали кулич кругами или ломтями, и все получали по куску.

К Светлому Христову Воскресенью готовят не только кулич, но и пасху из творога. В виде усеченной пирамиды она означает Гроб Господень, в котором совершилось Воскресение Христово. Готовят пасху в специальной разборной деревянной форме - пасочнице из деревянных дощечек, на внутренней стороне которых вырезаны буквы «ХВ» («Христос воскресе!»), а также крест, копье, трость, ростки и цветы - символы страдания и воскресения Иисуса Христа, а иногда и голубь - символ Святого Духа. Эти изображения и надпись остаются на готовой пасхе, когда пасочницу снимают.

КСТАТИ

А́ртос (по-гречески - «хлеб») - освященный квасной (дрожжевой) хлеб, иначе называемый просфора всецелая (то есть просфора без изъятых из нее частиц). Просфора (просвира) (от др.-греч. «приносимое») - в первые века христиане называли так приношения из хлеба и вина, с которыми верующие приходили в храм. Такое значение просфоры сохраняется в православной церкви и в настоящее время.

Фото Дмитрия ОСИПОВА