Печорин анализ героя. Григорий Печорин из романа М

В русской классической литературе «золотого» и «серебряного» веков выделяются персонажи, которые заслуживают почетного звания - «герои нашего времени». Образ Печорина, мастерски изображенный М. Ю. Лермонтовым, достойно входит в их число.

Герои времени, кто они?

Национальной культурной традицией стало создание в рамках определенной исторической эпохи персонажа, выражающего самые передовые мысли, чаяния, витающие в обществе. Только изобразить такого мыслящего человека, нацеленного в будущее, было по силам лишь наиболее проницательным талантам, уловившим посреди повседневности ростки нового. Первым создателем такого образа стал А. С. Пушкин. Его Евгений Онегин - аристократ, уставший от светской жизни, постепенно превращается из «человека общества» в настоящую личность. В отличие от него лермонтовский герой, прапорщик Григорий Александрович Печорин, предстает уже в начале романа как личность сложившаяся. А все содержание книги сводится к мучительному (на протяжении всего повествования) поиску своего жизненного пути.

Уникальность образа Печорина

Персонажи Пушкина и Лермонтова по своей внутренней сути являются выражением самосознания наиболее передовой части русского общества - образованной аристократии. Они, несомненно, являются героями своего времени - начала XIX века. Образ Печорина гораздо шире того, что вкладывал в него сам Лермонтов. Он стал первым в русской литературе главным героем психологического романа. Причем творческий метод, впервые апробированный Лермонтовым, нашел свое продолжение у следующих поколений писателей. Ф. М. Достоевский называл именно автора «Героя нашего времени» своим учителем.

Образ Печорина многие литературные критики соотносят с образом самого Лермонтова. Именно в этом аспекте он рассматривается в данной статье.

Автобиографические черты, вложенные Лермонтовым в главного героя романа

Действительно, между автором и персонажем налицо общие биографические черты: военная служба, участие в боевых действиях. Кстати, сослуживцы отзывались о Михаиле Юрьевиче как о человеке решительном и храбром в бою. В сражении на реке Валерик, которая находится в 30 км от современного города Грозный, он с первыми рядами храбрецов штурмовал боевой порядок наиба Ахбердила Мухаммеда. Как и его литературный герой, Лермонтов участвовал в Кавказской войне не по своей воле, а из-за опалы. Подобно печоринской, смерть великого русского поэта оказалась нелепой, случайной и безвременной.

Почему Михаил Юрьевич утверждал, что именно образ Печорина - герой нашего времени? Ответ очевиден. Настоящим мыслящим личностям было неуютно в эпоху правления Императора Николая I, известного подавлением восстания декабристов, урезанием всяких свобод и добившегося всевластия жандармского аппарата. Что же еще происходило в те времена?

Логический порядок глав романа

Это была трагедия целого поколения молодых людей, желающих «Отчизне посвятить души прекрасные порывы». Россия в период правления Императора Николая I утратила свои идеалы. Мучительно и напряженно на страницах романа ищет свою востребованность и не находит ее молодой человек, жаждущий свободы. Именно таким предстает пред читателем образ Печорина. «Герой нашего времени» - роман, последовательно раскрывающий эволюцию души главного персонажа.

Произведение состоит из пяти частей, соединенных между собой отнюдь не в хронологическом порядке. Каждая глава - это отдельное повествование. Лермонтов не опускается до банальной констатации, его задача сложней на порядок: он повествует о переменах во внутреннем мире героя.

Хронологически последовательность событий, в которые вовлечен созданный классиком образ Печорина, кратко следует излагать, начиная с его военной службы на Кавказе в боевом отряде.

Затем герой, будучи раненным, проходит лечение в Кисловодске и Пятигорске. Здесь происходит его дуэль с Грушницким, закончившаяся гибелью последнего.

В наказание опального офицера направляют служить в крепость, где он встречает знакомого по службе в боевом отряде штабс-капитана Максима Максимовича. Из крепости Печорин по делам службы оказывается сначала в казаческой станице. Затем он на короткое время едет в Петербург, после чего следует в Персию через Кавказ.

Возвращаясь в Россию из заморского путешествия, главный герой произведения погибает.

Композиция романа такова, что читатель вначале знакомится с Печориным из рассказа благоговеющего к нему Максима Максимовича, а затем - из дневника самого Григория Александровича.

Лермонтов с предельной силой наполнил проблематикой своего времени образ Печорина. Кратко его «бешенная гонка за жизнью», его попытки изменить свою судьбу могут быть выражены шекспировским «быть или не быть». Ведь Печорин предельно искренен в своих поисках и для достижения цели готов пожертвовать всем.

Повесть "Бэла". Эгоцентризм Печорина

Логика эволюции души Печорина определила хронологический порядок следования входящих в произведение частей. Роман начинается с повести «Бэла». По-юношески горячим, настоящим максималистом предстает в нем образ Печорина. «Герой нашего времени» являет читателю офицера, презирающего светские условности и желающего обрести настоящее счастье в любви с вольной горянкой Бэлой.

Однако, к сожалению, произошедшее - лишь порыв страсти. Вскоре Бэла надоедает молодому человеку. Он не умеет отвечать за других людей. Он желает реализоваться как личность лишь сам, к встречающимся же на жизненном пути людям относится потребительски, считая абсолютной доминантой лишь собственный интерес.

Поэтому, бросив наскучившую горянку, он даже не подумал о смертельной опасности, грозившей девушке по законам тех мест со стороны жестокого Казбича. Также герой Лермонтова не отягощал себя размышлениями о судьбе брата красавицы - Азамате, ранее помогавшего ему украсть Бэлу, а затем вынужденного покинуть семью и стать изгоем.

Пренебрежение дружбой. Повесть "Максим Максимович"

Не отличается и далее душевным теплом образ Печорина. «Герой нашего времени» повествует в следующей части романа - «Максим Максимович», о том, как легкомысленный и зацикленный на своих проблемах Печорин обижает невниманием дружески к нему расположенного бывшего сослуживца.

Их встреча, несмотря на предварительную договоренность, к глубочайшему разочарованию последнего, не состоялась. Необязательностью и легкомыслием по отношению к другим людям отличается образ Печорина в этой части повествования.

"Тамань". Романтика расследования

В третьей части произведения под названием «Тамань» автор представляет читателю уже другого, повзрослевшего главного героя.

Его активность целенаправленна и очевидна. Печорин в системе мужских образов лермонтовского произведения, несомненно, выделяется среди офицеров. Несмотря на средний рост, он крепок, ловок, энергичен. В нем ощущаются харизма и жажда деятельности. Он быстро ориентируется и принимает верные решения. Герой Лермонтова волею судьбы поселяется в доме у сообщников контрабандистов и вскоре раскрывает схему их нехитрого промысла. Однако внутреннего удовлетворения проведенное расследование ему не приносит.

Более того, он сочувствует контрабандистам, занимающимся этим незаконным промыслом, чтобы просто иметь источник к существованию. Харизматичен моряк Данко, идущий за товаром в море на утлой лодочке, а его любящая молодая подруга - отчаянна. И все же эта пара проявляет великодушие, обеспечивая всем нужным для жизни слепого мальчика и беспомощную старуху. Напуганные перспективой уголовной ответственности преступники уплывают. Читателю не понятно, как будут жить дальше мальчик и старуха.

Григорий впоследствии даже называет их честными контрабандистами и жалеет, что по своей воле ввязался в этот частный сыск.

"Княжна Мери". Предельная откровенность Лермонтова

Приобретенным житейским опытом и харизматичностью отличается Печорин в системе мужских образов повести «Княжна Мери». Он наконец налаживает дружеские отношения с доктором Вернером. Их сблизили общие личностные черты: проницательность и скептицизм, подобные сложившиеся взгляды на эгоизм окружающих, занятых, прежде всего, своими личными интересами.
В дружбе же, по мнению Григория, оба товарища должны быть равными, избегать доминирования.

Поначалу сблизился герой и с юнкером Грушницким, впоследствии получившим офицерское звание. Их общение, впрочем, не переросло в дружбу. Наоборот, оно закончилось трагедией. Почему так получилось? Попробуем ответить.

Психологический автопортрет Лермонтова

Печорин в системе образов, созданных Лермонтовым, занимает особое место. Более того, автор исповедуется перед всем миром устами этого героя. Если отбросить придуманную автором легенду (историю жизни), то получим тонкий психологический автопортрет Михаила Юрьевича. Поэт, по воспоминаниям современников, был по-настоящему душевен лишь в узком кругу близких по духу людей. Поэтому и его герой, как и сам классик, искренне разочарован фальшью и лживостью большинства окружающих. Читателю сперва кажется, что юнкер Грушницкий также не удовлетворен порядками, царящими в обществе. Собственно говоря, на почве рассуждений об этом досадном обстоятельстве молодой человек и познакомился с Печориным. Однако вскоре проницательный герой осознает, что жизненная позиция этого молодого человека - сплошная поза, что этот офицер душевно пуст и фальшив. Григорию становится обидно, он не приемлет ханжества и лжи.

Он принимает решение щелкнуть по носу Грушницкого. Затея его, правда, не совсем безобидна. Герой, пользуясь предрасположенностью юнкера к княжне Лиговской, сам знакомится с ней и отбивает девушку у бывшего товарища. Правда, при этом и сам Печорин идет на моральные издержки по отношению к княжне Мэри, ведь он влюбляет ее в себя, не желая дальнейшего развития отношений.

Мог ли предчувствовать Печорин, что Грушницкий, покорный раб кукольных понятий о чести, царящих в высшем свете, вызовет его на дуэль? Григорий такого исхода событий не желал. Более того, он передал своему визави право первого выстрела, тем самым предложив ему альтернативу прекратить это сумасшествие. Однако Грушницкий выстрелил. У Печорина не осталось вариантов, кроме как стреляться всерьез. В результате юнкер был убит.

Лермонтов - заложник сюжета своей книги?

Как связан с судьбой автора произведения придуманный им образ героя? Печорина смело можно сравнивать с Лермонтовым, ведь он в этом эпизоде как бы предвосхитил трагическую гибель самого своего создателя. Роковая дуэль в Пятигорске началась с подначивания поэтом Мартынова. Подобно созданному ранее своему самому любимому литературному персонажу, Михаил Юрьевич не мог перенести фальши. Сам проявлявший мужество в бою, он не переносил Николая Соломоновича Мартынова, фальшиво изображавшего из себя в обществе дам героя на отдыхе. Лермонтов стал подначивать отставного майора... Как известно, их дуэль закончилась гибелью поэта.

Вернемся, однако, к повести «Княжна Мери». Выстраивая ее композицию, Лермонтов образ Печорина щедро наделял чертами своей собственной личности. Федор Михайлович Достоевский писал, что именно в этом произведении впервые в русской литературе прозвучал щемящий, берущий за душу психологизм.

Возможно, именно поэтому повесть написана автором в виде дневниковых записей героя, пребывающего на лечении «на водах».

Почему завершает роман повесть "Фаталист"?

Опальный после летальной дуэли, главный герой следует в Персию. По дороге он оказывается в казачьей станице, где проводит досуг в офицерском обществе за картами и вином. Военные общаются между собой, вспоминая боевые эпизоды. Прапорщика Печорина, глубоко разочарованного в русском обществе, но верящего в судьбу, тяжело чем-либо удивить. Однако, такой случай, все-таки происходит.

В одном обществе с ним оказывается поручик Вулич, вообще ни во что не верящий. Печорин, имея опыт боев, каким-то внутренним чутьем определяет, что этому офицеру вскоре грозит смерть. Вулич не верит в это и, пытаясь доказать, сам с собой играет один тур в «гусарскую рулетку». Поднесенный к виску заряженный пистолет дает осечку. Однако, когда все офицеры расходятся по местам расквартирования, возвращающегося Вулича совершенно бессмысленно убивает шашкой пьяный казак.

Случайно ли образ Печорина в романе представляется вещателем? Современники автора книги отмечали глубинный мистицизм последнего. Они упоминают тяжелый взгляд классика: если Лермонтов смотрел на спину человека, тот непременно оборачивался. Он забавлялся этим своим свойством. За это его ненавидели светские дамы. Известен факт: Михаил Юрьевич во время единственной встречи с Белинским так повлиял на критика, что тот, дотоле иронически относящийся к нему, стал повсеместно и безоговорочно его поддерживать. Экстрасенсы назвали бы это трансом.

Михаил был последним в роду Лермонтовых. Все его ближайшие предки умирали безвременно, и смерть классика окончательно пресекла фамильное древо. Современники поэта вспоминали и необычную бурю, разразившуюся при спокойном небе после рокового выстрела Мартынова в Пятигорске. А спустя 166 лет (в нумерологии это - число мироздания), весной 2007 года, молния другой бури расщепила и сожгла сосну, растущую на месте дуэли.

Психологи отмечают амбивалентность личности Лермонтова (парадоксальную связь ангельских и демонических начал). Его идеал - отбросивший смирение и побеждающий барса бывший монах Мцыри. Его Пушкин погибает с жаждой мести и пребывая в гордыне («поникнув гордой головой»), тогда как реальный отходит со смирением, приняв христианские обеты.

Григорий Печорин, как и сам Лермонтов, одержим гордыней. Хотя он не прошел испытаний ни любовью, ни дружбой, но достиг того, что превалирует над человеческими чувствами. Он не смог изменить мир, но он изменил себя. Ему открылся фатум. Дальнейший жизненный поиск бессмысленен, соответственно, и развитие сюжета романа предсказуемо: главный герой внезапно и нелогично погибает. Стремился ли к такой судьбе сам Лермонтов? Кто знает. Пишут, что перед роковой дуэлью он был удивительно спокоен...

Заключение

Михаил Юрьевич в романе «Герой нашего времени» создал противоречивый и яркий психологический образ Григория Александровича Печорина. Классик наделил любимого героя своим же творческим душевным складом, неуспокоенностью, нигилизмом, неприятием лжи и ханжества. Благодаря этому замыслу автора, в русской литературе появился новый жанр - психологический роман.

Особенность всех классиков в том, что их сочинения зачастую получаются более глубокими, чем первоначальные замыслы. Возможно, именно поэтому все новые и новые герои нашего времени образ Печорина пытаются осознать и постигнуть.

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал образ своего современника, «портрет, составленный из пороков всего... поколения».

Главный герой романа — дворянин Григорий Александрович Печорин, характер крайне сложный и противоречивый, далее парадоксальный. Противоречивость, «странность» Печорина мастерски подмечена уже в самом портрете героя. «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать», — замечает рассказчик. Он описывает крепкое телосложение Печорина и при этом тут же отмечает «нервическую слабость» его тела. Странный контраст представляют детская улыбка героя и его холодный, металлический взгляд. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся... Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти», — замечает рассказчик. Взгляд героя кажется проезжему офицеру дерзким, производящим «неприятное впечатление нескромного вопроса» и при этом взгляд этот — «равнодушно спокоен».

О «странностях» Печорина упоминает и Максим Максимович: «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха...»

Что же стоит за этой «странностью» героя? Каков же он на самом деле? Попробуем проанализировать данный характер.

Печорин — русский дворянин, из тех, чья «молодость прошла в свете». Однако вскоре светские удовольствия «опротивели» ему. Науки, чтение книг, самообразование — все эти занятия также очень быстро обнаружили свою бессмысленность и бесполезность в жизни. Печорин понял, что положение человека в обществе, уважение и почет определяются не истинными достоинствами его — образованностью и добродетельностью, но зависят от богатства и связей. Так, идеальный порядок мира оказался нарушен в его сознании в самом начале жизненного пути. Это обусловило разочарование Печорина, его скуку, презрение к аристократическому обществу.

Разочарование породило в нем агрессию по отношению к окружающим. И все свои положительные качества — храбрость, решительность, силу воли, целеустремленность, энергичность, активность, предприимчивость, проницательность и умение разбираться в людях — герой «обратил в свою противоположность», используя их «на пути зла». Особо хотелось бы остановиться на одной из черт Григория Александровича.

Печорин очень активен, энергичен, в душе его — «силы необъятные». Однако на что он растрачивает свои силы? Похищает Бэлу, убивает Грушницкого, заводит бессмысленный, жестокий роман с княжной Мери.

Причем Печорин прекрасно осознает то, что он приносит страдания другим людям. Он склонен объяснять свое поведение воспитанием, социальной средой, «своеобразием своей божественной природы», судьбой, которая неизменно приводила его к «развязке чужих драм» — чем угодно, но только не проявлением своей личной, свободной воли. Герой как будто снимает с себя ответственность за свои поступки.

Вместе с тем, он всегда деятелен, активен, он последовательно воплощает свои замыслы в жизнь. Критики неоднократно отмечали определенное единство поведения Печорина, единства самоанализа и действия. Да и сам герой отказывается, от слепой веры в предопределение в повести «Фаталист».

Попробуем проанализировать психологию и поведение Печорина, обратившись к его жизненной философии. Счастье для него — есть лишь удовлетворенное честолюбие, «насыщенная гордость», главная страсть — подчинять себе волю других. Жить Григорию Александровичу «скучно и гадко», чувства других он рассматривает «только в отношении к себе», как пищу, поддерживающую его душевные силы. Сами но себе же эти чувства его не волнуют. «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих...» — вот лейтмотив образа Печорина.

В основе поведения лермонтовского героя — эгоцентризм, породивший, по мнению Д. Н. Овсянико-Куликовского, в Печорине излишнюю впечатлительность, эмоционально-болезненную восприимчивость ко всем явлениям жизни, поступкам окружающих. Исследователь замечает, что Григорий Александрович не способен забыть свои прошлые чувства, в том числе и самые горькие, безрадостные. Они так же владеют его душой, как и чувства настоящие. Отсюда в Печорине неумение прощать, невозможность объективной оценки ситуации.

Однако думается, чувства героя весьма избирательно проявляются в действии. По замечанию А. И. Ревякина, «Печорин не лишен добрых порывов». На вечере у Лиговских он пожалел Веру. Во время последнего свидания с Мери он испытывает сострадание, готов броситься к ее ногам. Во время дуэли с Грушницким он готов простить своего врага, если тот признается в собственной подлости.

Однако добрые порывы Григория Александровича всегда остаются лишь «порывами». А свои «злодейства» Печорин всегда доводит до логического завершения: он убивает Грушницкого, губит Бэлу, заставляет страдать княжну Мери. Порывы же героя к добру остаются лишь его личными чувствами, которые никогда не переходят в действия и о которых другим людям фактически ничего не известно.

Единство мысли и действия сохраняется в поведении Печорина лишь по отношению к его «злодействам» — здесь, видимо, не присутствуют чувства героя (Печорин не является злодеем по природе своей), здесь он действует, руководствуясь лишь разумом, рассудком. И наоборот, мы наблюдаем в сознании героя трагический разрыв между чувством и действием. Там, где не присутствует разум, Печорин «бессилен» — сфера чувств закрыта для него. Именно это обусловливает эмоциональную неподвижность героя, его «окаменелость». Отсюда и невозможность для него любви, его несостоятельность в дружбе. Отсюда, думается, и невозможность раскаяния для Печорина.

Белинский считал, что духовный облик Печорина изуродован светской жизнью, что он сам страдает от своего безверия, и «душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, — и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви...». Однако само «страдание» Печорина как раз и является невозможным для него. И в этом «душевное бессилие» героя.

Безусловно, одной из причин подобной обрисовки образа писателем является определенная верность Лермонтова традициям романтизма. Печорин — романтический герой, противопоставленный окружающему миру. Отсюда и его демонизм, и одиночество среди людей. Как романтический герой, Печорин во многом отражает миросозерцание самого поэта, его мрачные настроения, тоскливые мысли, скептицизм и сарказм, скрытный характер. Характерно, что Онегин у Пушкина все-таки обретает полноту чувств и живое течение жизни в любви к Татьяне. Печорин же умирает, возвращаясь из Персии. И в этом — весь Лермонтов.

Печорин - светский молодой человек, офицер, сосланный на Кавказ после «нашумевшей в Петербурге истории». Из рассказа о своей жизни, которым Печорин поделился с Максимом Максимычем, мы узнаем, что Печорин, как только вышел из опеки «родных», стал наслаждаться «бешеными удовольствиями», которые скоро ему «опротивели». Потом он «пустился в большой свет», но и светское общество скоро ему надоело. Не удовлетворяла его и любовь светских красавиц. Он учился, читал - но наука полностью не раскрывала его. Ему стало скучно. Когда его перевели на Кавказ, он думал, что «скука не живет под чеченскими пулями», но он скоро привык к жужжанью пуль, и ему стало скучнее прежнего.

Итак, в ранней молодости Печорин быстро пресытился светскими удовольствиями и пытается найти смысл жизни в чтении книг, которые ему также быстро надоедают. Печорин занимается поисками смысла жизни, разочаровывается и глубоко страдает. Судьба и настроение Печорина определяются той мрачной эпохой, в которую он живет. После разгрома декабризма в России наступило глухое время николаевской реакции. Всякая общественная деятельность стала еще более недоступной для культурного человека. Всякое проявление живой, свободной мысли преследовалось. Люди, наделенные умом, способностями, люди с серьезными интересами не могли найти применения своим духовным силам... В то же время пустая светская жизнь их не удовлетворяла. Сознание полной невозможности найти применение своим силам было особенно тягостно для людей 30-40 годов потому, что после разгрома восстания 14 декабря у них не было надежды на близкую перемену к лучшему.

Печорин - человек умный, одаренный, смелый, культурный, критически относящийся к окружающему обществу, любящий и чувствующий природу.
Он прекрасно разбирается в людях, дает им точные и меткие характеристики. Он очень хорошо понял Грушницкого, доктора Вернера. Он заранее знает, как будет вести себя в том или другой случае княжна Мери.

Печорин очень смел и обладает исключительной выдержкой. Во время дуэли только по лихорадочному пульсу доктор Вернер смог убедиться, что Печорин волнуется. Зная, в его пистолете нет пули, в то время как его противник стрелял из заряженного, Печорин ничем не выдает своим врагам, что ему известна их «хитрость» («Княжна Мери»), Он смело бросается в избу, где с пистолетом в руке сидит убийца Вулича, готовый убить каждого, кто посмеет его тронуть («Фаталист»).

В «Журнале» (дневнике) Печорина мы находим кстати приведенные цитаты из классических произведений Грибоедова, Пушкина, имена писателей, названия произведений, имена героев произведений русских и иностранных. Все это свидетельствует не только о начитанности Печорина, но и о глубоком знании им литературы.

Беглые замечания автора «Журнала» по адресу представителей дворянского общества дают уничтожающую характеристику жалким и пошлым людям, окружающим Печорина.
Вызывает сочувствие резко критическое отношение Печорина к самому себе. Мы видим, что дурные поступки, совершаемые им, причиняют страдание, прежде всего, ему самому.
Печорин глубоко чувствует и понимает природу. Общение с природой благотворно действует на Печорина. «Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, - все в минуту рассеется, на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума».

Накануне дуэли Печорин с грустью и горечью размышляет о себе. Он уверен, что был рожден для высокой цели, потому что, пишет он, «я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал этого назначения, а увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных...»

И вот такой, «рожденный для высокой цели», духовно одаренный человек вынужден жить в бездействии, в поисках приключений, тратя свои «необъятные силы» на мелочи. Он ищет наслаждения в женской любви, но любовь приносит ему только разочарование и огорчение. С кем ни связывает свою судьбу Печорин, эта связь, как бы кратковременна она ни была, приносит горе (а иногда и гибель) и ему, и другим людям. Его любовь принесла гибель Бэле; его любовь сделала несчастной преданную ему Веру; трагически кончились его отношения с княжной Мери - рана, нанесенная Печориным чуткой, нежной, искренней Мери, долго не заживет в сердце молодой девушки; своим появлением Печорин разрушил мирную жизнь «честных контрабандистов» («Тамань»). Печорин убил Грушницкого, Печорин глубоко огорчил доброго Максима Максимыча, который искренне считал его своим другом.
Глубокое и страшное противоречие: умный, способный на горячий порыв, умеющий ценить людей, смелый, сильный Печорин в жизни оказывается не у дел, и близость с ним причиняет другим людям только несчастье! Кто виноват в этом? Сам ли Печорин? И в том ли его вина, что он «не угадал» своего высокого назначения?

Нет, не он виноват в своем несчастье. Противоречие его натуры объясняется тем, что во времена Печорина люди одаренные, ищущие, люди с глубокими интересами, с серьезными потребностями, не довольствующиеся пустой, бессодержательной жизнью, которую они вынуждены были вести, не находили применения своим «необъятным силам» и «в бездействии старились». Умный, одаренный человек, лишенный живого, захватывающего его дела, поневоле обращается к своему внутреннему миру. Он, как говорится, «копается в себе», разбирает каждый свой поступок, каждое душевное движение.

Так ведет себя Печорин. Он говорит о себе: «Я давно уже живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные поступки и страсти со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека, один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...»
При всех своих положительных качествах Печорин не может быть воспринят как положительный герой. Самое слово «герой» в заглавии романа в применении к Печорину звучит иронически. Печорин - представитель поколения, осмеянного в «Думе». В нем нет не только возможности действовать, в нем нет веры, действенной любви к людям, готовности пожертвовать для них собою; Печорин тяготится бездействием, но, главным образом, потому, что оно заставляет страдать его, а не потому, что он не может принести облегчение страдающим вокруг него людям... Он, по выражению Герцена, «умная ненужность». Человек, живущий в годы николаевской реакции, он не принадлежит к тем людям 40-х годов, о которых с гордостью говорил Герцен: «Такого круга людей, талантливых, многосторонних и чистых, я не встречал потом нигде...»

Для того чтобы лучше понять Печорина, Лермонтов показывает его в разной обстановке, и разных условиях, в столкновениях с разными людьми.
Большое значение имеет детальное описание его внешности («Максим Максимыч»), В чертах внешнего облика Печорина отражается его характер. Внутренняя противоречивость Печорина подчеркивается в его портрете.
С одной стороны, «стройный, тонкий стан и широкие плечи...»

С другой - «... положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость». Еще одну странную черту выделяет Лермонтов в портрете героя: глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Это, по словам автора, «признак или злого нрава или глубокой, постоянной грусти». Когда прочитаны все части романа, становится понятной эта черта Печорина.

Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. Главная проблема этого романа судьба мыслящего, талантливого человека, который не мог найти себе применение в условиях общественного застоя.

В образе своего главного героя Лермонтов воплотил черты, присущие молодому поколению того времени. Этим образом автор ставил вопрос о судьбе незаурядной человеческой личности в ту эпоху. В предисловии он отметил, что «герой нашего времени» - это портрет не одного человека, а составленный из пороков всего поколения в полном их развитии.

Главная задача романа - раскрыть глубину образа Печорина. Между повестями нет видимой сюжетной связи. Каждая из них является отдельным эпизодом жизни героя, в котором отражены разные черты его характера.

Глубокий внутренний мир Григория Александровича, его отрицательные черты наиболее ярко раскрыты в повести «Княжна Мери». Завязкой здесь является встреча Печорина с Грушницким, знакомым юнкером. И тогда начинается очередной «эксперимент» Печорина, целью которого является постижение истины и природы человека. Главный герой играет роль наблюдателя и действующего лица одновременно. Ему мало просто наблюдать поведение людей, он сталкивает их друг с другом, заставляя их души раскрываться и проявляться в полной мере: любить, ненавидеть, страдать. Именно это заставляет людей, над которыми он «экспериментирует», недолюбливать и даже ненавидеть его.

Именно так и происходит в случае с Грушницким. Этот молодой армейский офицер из мелкого дворянства поставлен рядом с Григорием Александровичем не случайно. Образ юнкера очень важен в романе, он является кривым зеркалом Печорина - оттеняет истинность и значительность этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры.

У Грушницкого есть черта, которая особенно раздражает Печорина: он тщеславен, стремится играть роль разочарованного романтического героя. Печорину ясно видно его позерство и желание произвести эффект. Сменив грубую солдатскую шинель на блестящую офицерскую форму, Грушницкий не мог скрыть своего восторга.

Углубляясь в сюжет, читатель понимает, что молодая княжна Лиговская Печорину была не интересна, он добивается её любви только лишь для того, чтобы досадить Грушницкому, даже не задумываясь над тем, что обрекает Мери на страдание. Позднее становится ясен этот тонкий просчитанный ход главного героя, с одной стороны не украшающий его, а с другой - разоблачающий Грушницкого, который, охваченный ревностью и ненавистью, легко поддается влиянию окружающих. Он оказывается способен на низкие и подлые поступки и участвует в интриге, направленной против Печорина. Сцена дуэли между Печориным и Грушницким обнажает характеры героев. Написана она ярко и впечатляюще. Печорин весел и полон благородства, он готов простить Грушницкого за то, что тот хотел стреляться с безоружным, но Грушницкий не смог подняться до благородства, признать себя виноватым и просить прощения.

Печорина можно осуждать за равнодушное отношение к молодой княжне, но стоит ли? Княжна после встречи с ним изменилась: стала умнее и мудрее. Эта девочка повзрослела, начала разбираться в людях. И мы не можем твердо сказать, что было бы лучше для нее: остаться той наивной девушкой или стать женщиной с вполне ясно определившимся характером. Мне кажется, лучше второе. Печорин в этом случае сыграл положительную роль в ее судьбе.

Герой все время надеется найти в людях то, за что их можно любить и уважать, но не находит. Думаю, именно поэтому он презирает окружающих или равнодушен к ним. Это больно ранит его.

У каждой повести есть и ещё одна отдельная цель - показать одиночество героя, его отчуждённость от людей. Этого автор добивается, помещая Печорина в разное окружение. Контраст героя на фоне других людей, на фоне горцев помогает максимально раскрыть нам многие черты его характера. Мы видим, что из-за своего отчуждения герой не подчинён традициям или моральным нормам общества, в которое он попадает.

Образ Печорина «как героя своего времени» раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами, которые не похожи ни по характеру, ни по положению на Печорина. Особое значение имеет и смена лиц, ведущих повествование. Сначала о Печорине рассказывает Максим Максимыч, «проезжий офицер». Потом о нем говорит автор-рассказчик, а дальше Печорин раскрывается в своих дневниках. Уже сам портрет Печорина характеризует его как незаурядную личность.

Нельзя не отметить то мастерство, с которым Лермонтов открыл нам своего главного героя. На протяжении всего произведения автор как можно полнее стремится раскрыть внутренний мир Григория Александровича Печорина. Композиционная сложность романа неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя. Неоднозначность характера Печорина, противоречивость этого образа выявлялась не только в исследовании самого его духовного мира, но и в соотнесении героя с остальными персонажами. В первой части мы видим Печорина глазами Максима Максимыча. Этот человек искренне привязан к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только разница социального положения и возраст. Они - люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, его молодой приятель - явление чужеродное, странное и необъяснимое. Поэтому в рассказе Максим Максимыча Печорин предстаёт как человек загадочный и таинственный.

Есть в Печорине качества, привлекающие людей, с которыми ему приходится общаться. Бывают ситуации, когда он даже выгодно отличается от других. Печорин, с кем бы он ни общался, производит на всех впечатление, не прилагая к тому больших усилий. Вернер - единственный человек, с которым Печорину легко и просто. Они понимают друг друга с полуслова, и Печорин дорожит мнением Вернера. История их взаимоотношений - это история несостоявшейся дружбы людей, духовно и интеллектуально схожих. Невозможность их дружбы Печорин объясняет так: «Я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого». На протяжении всего романа у Печорина не находится ни одного друга, но он приобретает множество врагов. В дуэли Печорина с Грушницким Вернер выступает в роли секунданта, но исход дуэли пугает его, и Вернер решает проститься с Печориным.

Уже с первой повести «Белла» нам открывается двойственность и противоречие героя. Максим Максимович описал Печорина так: «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего». И сам герой записал в своём дневнике: «У меня врождённый дар противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Двойственность его натуры мы видим в том, что он неординарный, умный человек, но с другой стороны эгоист, разбивающий сердца, и в то же время жертва или заложник общества, которому себя противопоставляет.

Страсть к противоречиям и раздвоенность личности - это основные черты характера героя. Противоречия проявляются во внешних обстоятельствах его жизни; скептицизм и безверие порождают разлад в его душе, чувствах и мыслях.

Печорин - натура богато одарённая, он рвётся к действию, постоянно чувствуя необходимость в поиске сферы своей активности. Он сам себе создает приключения, активно вмешиваясь в судьбу и жизнь окружающих, меняя ход вещей таким образом, что это приводит к взрыву, к столкновению. Добавляя в жизни людей свою отчужденность, свою тягу к разрушению, он действует, не считаясь с чувствами других людей, не обращая на них внимания.

Григорий Печорин - энергичный, умный человек, но он не может найти применения своему уму, своим знаниям. Обладая действенной энергией, он направляет её на заурядные обстоятельства, для которых она становится губительной. Его жизнь не соответствует стремлению превзойти всех, превознести свою волю и желания, жажду власти над людьми. Характер Григория проявляется в разных ситуациях, но особенной чертой для него является стремление к самоанализу. Герой обдумывает свои действия и осуждает себя, борясь с самим собой. Его натура нуждается в этой внутренней борьбе, в ней заключено единство личности. Рассуждения героя о самом себе, его убеждённость в том, что его «назначение высокое», позволяет предположить, что он мечтал о судьбе человека, способного сыграть великую роль в жизни многих людей. Не желая никому зла, но и не делая добра, он разрушает устоявшуюся, спокойную жизнь окружающих. Печорин противостоит другим персонажам, как движение - покою. Он вмешивается в жизнь других людей.

Печорин пытается объяснить, зачем нужен судьбе, и приходит к неожиданному выводу, в котором ощущается что-то иррациональное: судьба хранит его, чтобы он до конца испил «чашу страданий».

Мотив фатума нарастает к концу романа. В повести «Фаталист» Печорин испытывает судьбу и выходит победителем из этого столкновения, но сомневается в своей победе.

Он не может удержаться на одном месте, ему необходимо менять обстановку, окружение, поэтому он не может быть счастлив ни с одной женщиной. Ни глубокой любви, ни настоящей привязанности Печорин не испытывает ни к кому из женщин. С Бэлой он обращается, как с надоевшей игрушкой. Играя на предрассудках и инстинктах горцев, Печорин тратит свой ум, энергию на цель, недостойную порядочного человека. В своем отношении к княжне Мери Печорин выглядит еще более отталкивающе.

Спустя какое-то время Григория Печорина одолевает скука, и он бросается в поисках новизны и перемен. Лишь нежные отношения героя к Вере показывают читателю, что он любит её. Сильнее всего это чувство проявляется в тот момент, когда возникает опасность потерять Веру: «Вера стала для меня дороже всего на свете…».

Сюжет романа указывает читателю на бесцельность жизни главного героя. Печорин хоть и жесток, и равнодушен, но Белинский его назвал - «страдающий эгоист», потому что он осуждает себя за свои поступки, и ничто не приносит ему удовлетворения. У Печорина есть всё, чтобы добиться цели, но он не видит этой цели: «зачем я жил? зачем родился?» Чтобы найти цель, надо остановиться, перестать быть свободным, отдать часть своей свободы. Печорин этого не делает. В этом тоже заключается трагическая противоречивость его натуры. лермонтов печорин роман

Всю жизнь Г.А. Печорина можно назвать трагедией. Лермонтов показал читателю две основные причины, объясняющие эту трагедию. Первая - особенность личности Печорина. Судьба героя нелегка, он многое пережил, многим повлиял на жизнь других людей, разрушил много человеческих судеб.

Вторая причина его трагедии -- неразумное устройство общества. С этой точки зрения трагедия Печорина - трагедия времени. Он умирает, очевидно, так и не разрешив своих противоречий.

Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием.

», пожалуй, одно из самых выдающихся произведений Михаила Лермонтова. Автора давно тревожила судьба молодых и образованных людей времен «мрачного десятилетия». В то время любое проявления инакомыслия или высказывание новых идей преследовалось и строго наказывалось. Свой роман Лермонтов пишет с умышленным нарушением хронологического порядка. Это позволяет обратить внимание читателя на внутренние переживания главных героев, а не на внешнем мире. По сути, «Героя нашего времени» можно с уверенностью назвать психологическим романом.

Главным героем романа Лермонтова «Герой нашего времени» является молодой дворянин Григорий Печорин.

Печорин был человеком, живущий без любви, без стремления, у него не было цели в жизни, мир ему наскучил. Главный герой с презрением относится даже к себе. Он говорит, что если умрет, то это не будет большой потерей ни для мира, ни для него самого. Эти слова, по мнению Печорина, отражают его напрасно прожитую жизнь. Главный герой не редко задается вопросом о том, зачем он появился на свет, каково его предназначение, какова его миссия? Он чувствует, что создан для чего-то высокого, чего-то нужного, но, пойдя на поводу у мирских страстей, утратил свое предназначение.

Нужно сказать, что Григорий Александрович не всегда был таким угрюмым и разочаровавшимся в жизни человеком. В молодые годы главный герой был наполнен пылкими надеждами и увлечениями. Он был готов к действию, к совершению подвига. Его внутренние идеалы подталкивали его к движению, к их воплощению в жизнь. Поэтому молодой Печорин решил бороться за них. Но в скором времени он сломался. Чувствовалась только «одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений...». Окружающий мир не принял его. Печорину было чуждо старое, но, к сожалению, нового он не знал. Этот конфликт внутреннего и внешнего мира вызывает у Печорина апатию, с юных лет он обречен на увядание и старение. Главный герой окончательно теряет смысл жизни. Замкнувшись в себе, он обозляется на окружающий мир, становится эгоистичным. Печорин становится орудием зла в руках судьбы. Он начинает гоняться за жизнью, но это только приводит к трагическим последствиям для окружающих его людей. Так, контрабандисты вынуждены бежать в другое место, бросив старуху и слепого мальчишку; гибнет и ; остается с разбитым сердцем, а – обиженным.

Но все же, Печорин остается сильной, волевой и одаренной натурой. Про себя он отметит, что является «нравственной калекой». Печорин был очень противоречивой натурой. Это можно увидеть как в его внешности, так и в его поступках. Показывая нам облик своего главного героя, Лермонтов пишет, что глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся», походка «была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера». Хотя Печорину было около тридцати лет, его улыбка оставалась детской.

Странность и противоречивость характера главного героя была подмечена и Максимом Максимычем. Он отмечал, что, будучи на охоте под проливным дождем, Печорин чувствовал себя хорошо, в то время, как другие мерзли и зябли, а, находясь дома, боялся сквозняков, стука окон, хотя ранее в одиночку охотился на кабана.

В этой противоречивости характера Печорина Лермонтов видит недуг тогдашнего молодого поколения. Сам Печорин позже скажет, что его жизнь состояла из таких вот противоречий, борьбы сердца и разума.

Противоречивость характера главного героя проявляется и в отношениях с противоположным полом. Печорин добивался расположения женщин, заставлял их любить себя только ради удовлетворения своего честолюбия. Но в тоже время, главный герой способен на резкий порыв, проявление собственных чувств. Когда Григорий Александрович получает последнее письмо от Веры, то он сразу решает ехать в Пятигорск. «При возможности потерять ее навеки, - пишет он, - Вера стала для меня дороже всего на свете, - дороже жизни, чести, счастья!».

Именно эта противоречивость характера не позволяет Печорину жить полной грудью. Именно это делает из него «нравственного калеку».

Трагичность главного героя подчеркивалась тем, что в его душе жило два человека. Первый совершает действия, а второй осуждает за них. Тем, что он не может найти применения своим знаниям, умениям и идеям.

Почему же Печорин, будучи образованным молодым дворянином, стал «лишним» человеком? На этот вопрос главный герой ответил так: «Во мне душа испорчена светом». Таким образом, Печорин стал заложником своего окружения, его законов и обычаев от которых так и не смог избавиться.

Печорин стал еще одним «лишним» человеком в русской литературе и в русском обществе 19 века, встав в один ряд с Чацким и Онегиным.