Описание раскольникова в произведении. История персонажа

Родион Романович Раскольников бросает университет, ему не хочется становиться семейным учителем, разговоры с его единственным другом Разумихиным тяготят его, он пребывает в заточении в своей комнатке с низким потолком. Выходя на улицу, он старается избежать встречи с домохозяйкой, он старается спуститься по лестнице незамеченным. Общество других людей раздражает его. Идя по улицам, он старается не видеть попадающихся ему навстречу людей.

Раскольников болен жестокой мизантропией. Желание Раскольникова нормально общаться с людьми целиком затмевается этой мизантропией. Этот человек, которому так немила действительность, бежит от нее и погружается в фантазии. Он поражен мизантропией в самое сердце. По сравнению с действительностью настоящей, его иллюзорная действительность обладает большей убедительностью, и именно она управляет его поступками. Ведь он не то чтобы горел осмысленным желанием совершить убийство, нет, сначала это убийство явилось ему в его фантазиях. И эта фантазия настолько заполнила его воображение, что он уже не смог остановить себя.

Когда Раскольников в романе «Преступление и наказание» в преддверии преступления отправляется «на пробу» к старухе-процентщице, он, оглядывая комнату, думает: «И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!» На самом деле в это время он еще испытывает сомнения по поводу того, совершит ли он убийство, но он говорит о нем так, как будто бы он уже совершил его. Когда же он в действительности совершает убийство, он пребывает в лунатическом состоянии и, в сущности, не помнит себя. Когда он заносит топор, его действиями управляют фантазии. Можно сказать, что его реальность — это его фантазии. После убийства страх овладевает им, но он ощущает, что это убийство совершил не он, а кто-то другой.

Убийство — это главное событие романа, вокруг которого выстраивается сюжет. Но для самого Раскольникова оно не имеет определяющего значения, потому что сам он пребывает в прочной оболочке своих фантазий, которые не дают ему возможности осознать, что он потерял способность к общению с внешним миром. Осознание того, что он собственными руками совершил убийство, не становится источником его страданий и мучений. Отправившись в сибирскую ссылку, он поначалу думает об «убийце» как о совершенно постороннем человеке и не испытывает раскаяния. Его чувства — раскаяние, радость, печаль — не имеют отношения к реальности, они автономны — и именно это составляет главную проблему героя.

И Голядкин из ««Двойника», и Ордынов из ««Хозяйки» — тоже одиночки, пребывающие в плену своих фантазий, но, в отличие от них, Раскольников в романе «Преступление и наказание» имеет представление о «справедливости» — пусть это и справедливость его фантазий. Он полагает, что человечество — это подавляющее меньшинство, которому все позволено, и большинство — материал для меньшинства, а потому человек, принадлежащий к «меньшинству», имеет право попирать нормы «большинства», и это является «справедливым». В этом пункте Раскольников до определенной степени сходится со Ставрогиным, который проповедует русский мессианизм и идею богочеловека.

В реальной жизни мы часто сталкиваемся с таким типажом одиночки, восприятие и характер которого отличаются от других, который не способен к сопереживанию и воспринимает жизнь в мрачных тонах. В качестве защиты от чувства дисгармонии такой человек пытается элиминировать свои страдания за счет какой-нибудь «правильной» теории, которая якобы отстаивает некую «справедливость». В психиатрии это явление хорошо известно: человек прочно привязывается к какой-то идее и использует ее для собственной защиты и оправдания.

В монологическом обосновании своей «справедливости» Раскольников весьма красноречив. Утверждая право сильного на протест против устоявшихся порядков, он еще более утверждает свойства своей натуры, страдающей от мизантропического раздражения и горестного разлада с миром. Парадоксальным образом представление Раскольникова о справедливости, которое еще больше усиливает его одиночество, влечет его к контактам с другими людьми. Он вынужден постоянно представлять доказательства истинности своей «справедливости». Его идеи, служащие щитом для самообороны, поддерживают его, но в то же самое время они являются и оружием для наступления и проявления агрессии, направленной против других.

Что отвращает людей от убийства? Заповедь «Не убий». А потому следует растоптать ее. Следует «наплевать» на нее. Сделаешь так — вот и будешь героем, докажешь свою «справедливость». Вот и я, может быть, сумею доказать свою силу. Раскольников объясняет Соне свои побудительные мотивы таким образом: я хотел доказать свое геройство и потому убил.

И до этого романа Достоевский неоднократно выводил на сцену одиночек. Эти персонажи желали обрести друга и спастись, разрушив стену своего одиночества, но дело начиналось и кончалось страданиями в «подполье», из которого они не могли выбраться. А если Голядкину и удалось из него выйти, он тут же и угодил в психиатрическую лечебницу. Что до Раскольникова в романе «Преступление и наказание», то он, размахивая топором своей «справедливости», набрасывается с ним на совершенно посторонних людей. Не способный к сопереживанию, этот одинокий человек с помощью страшного убийства устанавливает контакт с миром в качестве преступника.

«Преступление и наказание» — первое по-настоящему «криминальное» произведение Достоевского.

Обычный человек, которому удалось преодолеть свои внутренние проблемы, вряд ли захочет вновь исследовать тот комплекс агрессивности, который использует Раскольников для самозащиты. «Справедливость», о которой твердит страдающий молодой человек, весьма часто является выражением предельного эгоизма. И взрослому человеку вряд ли захочется еще раз смотреть на это.

Но Достоевский не отворачивает взора от трагедии — той страшной и конвульсивной самозащиты, которую избрал Раскольников. Он исследует не только его психологию и внутренний мир, не только мучающий его разлад с миром, которые приводят к убийству. Достоевский в деталях описывает и телесные рефлексы Раскольникова, его физиологию. Можно сказать, что не виданная доныне живописность описания пораженного кризисом молодого человека достигается именно за счет изображения его телесного поведения.

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время...» — так начинается роман — с описания душного летнего вечера. Неуверенная походка Раскольникова, которому не хочется возвращаться в свою каморку, его отвращение от окружающей его вони, его странная радость, которую он испытывает от пророческих слов, подслушанных им на вечерних петербургских улицах, тяжесть топора, перевешивающего его волю... Все эти ощущения прописаны с подробностью и достоверностью.

Горячечный ужас Раскольникова, совершившего убийство, передается и читателю. Став убийцей, Раскольников не утрачивает своих представлений о «справедливости», но и избавиться от страха он тоже не может. Не слушающиеся руки, озноб, от которого «чуть зубы не выпрыгнули», дрожь в коленях, стесненное дыхание, жар во всем теле, напряжение и холод до боли... Достоевский безжалостно преподносит читателю телесно-физиологические подробности поведения своего героя.

Сила воздействия на читателя «Преступления и наказания» заключена в последовательном описании мельчайших изменений, происходящих в настроении, восприятии, нервном и телесном состоянии этого молодого человека, живущего в мире своих фантазий.

С самого начала своей творческой деятельности Достоевский описывал жизнь одиночек, которые не умеют выстроить отношения с окружающими. Это и Голядкин с Ордыновым, это и главные герои, от чьего имени ведется повествованиев «Белых ночах» и «Записках из подполья». Все они неспособны к нормальному и уравновешенному общению и являются людьми неприкаянными. Из-за этого их никто не принимает за своих, и они коротают свои дни в одиночестве. Описывая их одиночество и страдания, Достоевский называл их «мертворожденными».

Согласно Достоевскому, такие «мертворожденные» лишены внутренней гармонии, они «ранены», и из этой раны постоянно сочится раздражение, недовольство, боль. И хотя такой типаж страстно мечтает о том, чтобы избавиться от дисгармонии, обрести чувство слиянности и покоя в отношениях с другими людьми и с природой, возродить ощущение сопричастности, но в нем отсутствует забота о других и душевная мягкость. Общество тяготит их, они ощущают себя в западне, из которой хотят вырваться. Таков этот болезненный типаж. Его душа расколота: он хочет сочувствия и сопричастности, но сам же и восстает против них.

Раскольников принадлежит к такому же «раздвоенному» типажу крайнего одиночки. Его каморка под самой крышей дома — самое подходящее место для того, чтобы никого не видеть. И все же его фантазии насчет «справедливости» не до конца отравляют его. В его душе теплится мечта вырваться из своего страшного заточения. На улице он пытается вызволить девушку из лап развратника. Он, встретив на лестнице в доме Мармеладова сводную сестру Сони — Полечку, — просит ее молиться о себе. Когда пьяный в дым Мармеладов попадает под экипаж, Раскольников тут же приходит ему на помощь, признавая в Мармеладове своего знакомца. То есть в Раскольникове все же имеется глубоко спрятанное сочувствие и желание жизни. Он хочет протягивать руку помощи, хочет он и такой руки, протянутой ему. Когда Порфирий спрашивает его, верит ли он в «новый Иерусалим», где все люди будут как братья, Раскольников без малейших колебаний отвечает утвердительно. В этом проявляется его глубоко спрятанная мечта о взаимном сочувствии и помощи. Точно так же, как и герой «Записок из подполья», он раздваивается: он хочет быть не как все, но он хочет и ощущать теплоту человеческих рук.

Приятель Раскольникова — Разумихин — хорошо видит его двойственность. Разумихин так характеризует Раскольникова: он — человек от природы хороший, но в нем есть и холодность, которая не позволяет ему заботиться о других. «Точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются».

Сам Достоевский не обсуждает с нами вопрос, насколько правильны идеи Раскольникова относительно «справедливости». Разумеется, Достоевский знает всё о «философии мертворожденных», и Порфирий высмеивает философа Раскольникова. Достоевскому было важно описать, как его герой, этот мечтатель-одиночка, возрождается для сочувствия, как он освобождается от плена фантазий и возвращается к жизни.

Для того чтобы показать, как Раскольников восстанавливает связи с миром, автор выводит на сцену проститутку Соню — человека, полного человеческих чувств. Другим персонажам (и матери Раскольникова тоже) трудно сказать, в каком состоянии он сейчас находится, но вот Соня ясно видит его мучения, проистекающие от его разлада с природой и людьми. Соня — особа необразованная, и у нее нет в мыслях развенчивать теории Раскольникова о справедливости. Но она жалеет его и принимает близко к сердцу его страдания. Когда Раскольников из «Преступления и наказания» решает вопрос, явиться ли ему с повинной, она молчаливо понуждает его к этому. Когда же он отправляется в сибирскую ссылку, она безропотно следует за ним. От недуга, которым страдает Раскольников, нет лекарств, остается только быть рядом и ждать — Соня и Достоевский знают об этом.

И вот в эпилоге романа мы видим, как Раскольников избавляется от своего жестокосердия. Для читателя этот эпилог может выглядеть неожиданным. Достоевский же хотел сказать, что в Раскольникове — этом молодом человеке, который находился в плену своих мыслительных конструктов — наконец-то пробудились человеческие чувства. И теперь он возродился для живой жизни, где есть место для того, чтобы радоваться и печалиться вместе с другими людьми.

(«Преступление и наказание»)

Главный герой романа, бывший студент; сын и старший брат Раскольниковых. В черновых материалах автором о Раскольникове сказано-подчеркнуто: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к обществу. Его идея: взять во власть это общество. Деспотизм — его черта...». Но, в то же время, уже по ходу действия герой этот по отношению к отдельным людям зачастую выступает истинным благодетелем: из последних средств помогает больному товарищу-студенту, а после его смерти и отцу его, спасает двух детей из пожара, отдает семейству Мармеладовых все деньги, что прислала ему мать, встает на защиту , обвиненной в воровстве...
Набросок его психологического портрета накануне преступления дан на первой же странице романа, при объяснении, почему он при выходе из своей каморки-«гроба» не хочет встретиться с квартирной хозяйкой: «Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал...». Чуть далее дан и первый набросок внешности: «Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. <...> Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. <...> Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице...». Еще далее будет сказано о Раскольникове студенческих времен: «Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил. Был он очень беден и как-то надменно горд и несообщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее...». Сошелся он тогда более-менее только с Разумихиным.
и дает-рисует наиболее объективный портрет Раскольникова по просьбе его матери и сестры: «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив! Все ему некогда, все ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Не насмешлив, и не потому, чтоб остроты не хватало, а точно времени у него на такие пустяки не хватает. Не дослушивает, что говорят. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то...».
Романная же жизнь Родиона Романовича Раскольникова начинается с того, что он, молодой человек 23‑х лет, который за три-четыре месяца до описываемых событий оставил учебу в университете из-за недостатка средств и который уже месяц почти не выходил из своей комнаты-каморки от жильцов, похожей на гроб, вышел на улицу в своих ужасных лохмотьях и в нерешимости направился по июльской жаре, как он это назвал, «делать пробу своему предприятию» — на квартиру к ростовщице . Дом ее отстоял от его дома ровно в 730 шагах — уже до этого ходил-мерил. Он взобрался на 4‑й этаж и позвонил в колокольчик. «Звонок брякнул слабо, и как будто бы был сделан из жести, а не из меди...» (Звонок этот — очень важная деталь в романе: потом, уже после преступления, он будет вспоминаться убийце и манить к себе.) Во время «пробы» Раскольников отдает за бесценок (1 руб. 15 коп.) доставшиеся ему от отца серебряные часы и обещает на днях принести новый заклад — серебряный портсигар (которого у него и не было), а сам внимательно провел «разведку»: где хозяйка держит ключи, расположение комнат и т.п. Обнищавший студент весь во власти идеи, которую выносил в воспаленном мозгу за прошедший месяц лежания в «подполье» — убить гадкую старушонку и тем самым изменить свою жизнь-судьбу, спасти сестру Дуню, которую покупает-сватает негодяй и барышник Лужин. Вслед за пробой, еще до убийства, Раскольников знакомится в пивной с обнищавшим , всей его семьей и, что особенно важно, — со старшей дочерью Соней Мармеладовой, которая стала проституткой, чтобы спасти семью от окончательной гибели. Мысль, что сестра Дуня, по существу, совершает то же самое (продает себя Лужину), чтобы спасти его, Родиона, стала последним толчком — Раскольников старуху-процентщицу убивает, при этом, так получилось, зарубил и сестру старухи , ставшую невольным свидетелем. И этим заканчивается первая часть романа. А затем следуют пять частей с «Эпилогом» — наказания. Дело в том, что в «идее» Раскольникова кроме ее, так сказать, материальной, практической стороны, за месяц лежания и обдумывания окончательно прибавилась-вызрела и теоретическая, философская составляющая. Как позже выяснится, Раскольников написал однажды статью под названием «О преступлении», которая за два месяца до убийства Алены Ивановны появилась в газете «Периодическая речь», о чем сам автор и не подозревал (он отдавал совсем в другую газету), и в которой проводил мысль, что все человечество делится на два разряда — людей обыкновенных, «тварей дрожащих», и людей необыкновенных, «Наполеонов». И такой «Наполеон», по рассуждению Раскольникова, может дать разрешение себе, своей совести, «перешагнуть через кровь» ради большой цели, то есть имеет право на преступление. Вот Родион Раскольников и поставил сам перед собою вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?» Вот, главным образом, для ответа на этот вопрос он и решился на убийство мерзкой старушонки.
Но наказание начинается даже в самый момент преступления. Все его теоретические рассуждения и надежды в момент «перешагивания черты» быть хладнокровным летят к черту. Он настолько потерялся после убийства (несколькими ударами обухом топора по темени) Алены Ивановны, что даже не в состоянии оказался грабить — начал хватать рублевые закладные серьги и колечки, хотя, как потом выяснилось, в комоде на самом виду лежали тысячи рублей наличными. Затем произошло неожиданное, нелепое и совсем уж лишнее убийство (острием топора прямо по лицу, по глазам) кроткой Лизаветы, которое разом перечеркнуло все оправдания перед собственной совестью. И — начинается с этих минут для Раскольникова кошмарная жизнь: он тут же из «сверхчеловека» попадает в разряд гонимого зверя. Разительно меняется даже его внешний портрет: «Раскольников <...> был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный...». Главный «охотник» в романе — пристав следственных дел . Именно он, изматывая психику Раскольникова разговорами, похожими на допросы, все время провоцируя на нервный срыв намеками, подтасовыванием фактов, скрытой и даже откровенной издевкой, вынуждает-таки его сделать явку с повинной. Впрочем, главная причина «сдачи» Раскольникова в том, что он и сам понял: ««Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!..». К слову, мысль о самоубийстве навязчиво преследует Раскольникова: «Или отказаться от жизни совсем!..»; «Да лучше удавиться!..»; «...а то лучше уж и не жить...». Этот навязчивый суицидальный мотив звучит в душе и голове Раскольникова постоянно. И многие из окружающих Родиона людей просто уверены, что его одолевает тяга к добровольной смерти. Вот простоватый Разумихин наивно и жестоко пугает Пульхерию Александровну с Дуней: «...ну как его (Раскольникова. — Н.Н. ) одного теперь отпускать? Пожалуй, утопится...». Вот кроткая Соня мучается страхом за Раскольникова «при мысли, что, может быть, действительно он покончит самоубийством»... А вот уже и хитроумный инквизитор Порфирий Петрович сначала намекает в разговоре с Родионом Романовичем, мол-дескать, после убийства иного слабонервного убийцу иногда «из окна али с колокольни соскочить тянет», а потом уже и прямо, в своем отвратительном ерническо-угодническом стиле предупреждает-советует: «На всякий случай есть у меня и еще к вам просьбица <...> щекотливенькая она, а важная; если, то есть на всякий случай (чему я, впрочем, не верую и считаю вас вполне неспособным), если бы на случай, — ну так, на всякий случай, — пришла бы вам охота в эти сорок-пятьдесят часов как-нибудь дело покончить иначе, фантастическим каким образом — ручки этак на себя поднять (предположение нелепое, ну да уж вы мне его простите), то оставьте краткую, но обстоятельную записочку...». А вот (двойник Раскольникова в романе) даже вдруг (вдруг ли?) предлагает студенту-убийце: «Ну застрелитесь; что, аль не хочется?..». Уже перед собственным самоубийством Свидригайлов все продолжает думать-размышлять о финале жизни-судьбы своего романного двойника. Передавая Соне деньги, он выносит приговор-предсказание: «У Родиона Романовича две дороги: или пуля в лоб, или по Владимирке (т.е., на каторгу. — Н.Н. )...». Практически, как и в случае со Свидригайловым, читатель, по воле автора, задолго до финала должен подозревать-догадываться, что Раскольников, может быть, кончит самоубийством. Разумихин только предположил, что товарищ его, не дай Бог, утопится, а Раскольников в это время уже стоит на мосту и всматривается в «темневшую воду канавы». Казалось бы, что в этом особенного? Но тут на его глазах бросается с моста пьяная нищенка (), ее тут же вытащили-спасли, а Раскольников, наблюдая за происходящим, вдруг признается сам себе в суицидальных мыслях: «Нет, гадко... вода... не стоит...». А вскоре совершенно в разговоре с Дуней брат и открыто признается в своей навязчивой идее: « — <...> видишь, сестра, я окончательно хотел решиться и много раз ходил близ Невы; это я помню. Я хотел там и покончить, но... я не решился... <...> Да, чтоб избежать этого стыда, я и хотел утопиться, Дуня, но подумал, уже стоя над водой, что если я считал себя до сей поры сильным, то пусть же я и стыда теперь не убоюсь...». Однако ж, Раскольников не был бы Раскольниковым, если бы через минуту не добавил с «безобразною усмешкою»: « — А ты не думаешь, сестра, что я просто струсил воды?..».
В одной из черновых записей к роману Достоевский наметил, что Раскольников в финале должен застрелиться. И здесь параллель со Свидригайловым проглядывает совершенно ясно: он, как и двойник его, отказавшись от позорно-«женского» способа самоубийства в грязной воде, должен был бы, скорее всего, также случайно, как и Свидригайлов, достать где-нибудь револьвер... Очень и характерен психологический штрих, который автор «подарил» герою из собственных жизненных впечатлений — когда Раскольников окончательно отказывается от самоубийства, происходящее в его душе описано-передано так: «Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение...». Вполне логически обоснована перекличка предсмертных мыслей Свидригайлова и каторжных размышлений Раскольникова друг о друге. Студент-убийца, как и помещик-самоубийца, не верит в вечную жизнь, не хочет веровать и в Христа. Но стоит вспомнить сцену-эпизод чтения Соней Мармеладовой и Раскольниковым евангельской притчи о воскресении Лазаря. Даже Соня удивилась, зачем Раскольников так настойчиво требует чтения вслух: «Зачем вам? Ведь вы не веруете?..». Однако ж, Раскольников болезненно настойчив и затем «сидел и слушал неподвижно», по существу, историю о возможности своего собственного воскрешения из мертвых (ведь — «Я себя убил, а не старушонку!»). В каторге он вместе с другими кандальными сотоварищами ходит в церковь во время Великого поста, но когда вдруг вышла-случилась какая-то ссора — «все разом напали на него с остервенением» и с обвинениями, что он «безбожник» и его «убить надо» Один каторжник даже бросился на него в решительном исступлении, однако ж, Раскольников «ожидал его спокойно и молча: бровь его не шевельнулась, ни одна черта лица его не дрогнула...». В последнюю секунду конвойный встал между ними и смертоубийства (самоубийства?!) не произошло, не случилось. Да, практически — самоубийства. Раскольников как бы хотел-желал повторить самоубийственный подвиг ранних христиан, добровольно принимавших смерть за веру от рук варваров. В данном случае каторжник-душегуб, по инерции и формально соблюдающий церковные обряды, и по привычке, с детства, носящий на шее крест, для Раскольникова, как бы новообращающегося христианина, — в какой-то мере, действительно, варвар. А что процесс обращения (возвращения?) ко Христу в душе Родиона неизбежен и уже начался — это очевидно. Под подушкой его на нарах лежит Евангелие, подаренное ему Соней, по которому она читала ему о воскресении Лазаря (и , стоит добавить, что лежало в каторге под подушкой у самого Достоевского!), мысли о собственном воскресении, о желании жить и веровать — уже не оставляют его...
Раскольников, сожалея на первых порах обитания в остроге, что не решился казнить себя по примеру Свидригайлова, не мог не думать и о том, что ведь не поздно и даже предпочтительнее сделать это в остроге. Тем более — каторжная жизнь, особенно в первый год, была-казалась для него (надо полагать — и для самого Достоевского!) совершенно невыносимой, полной «нестерпимой муки». Тут, конечно, и Соня со своим Евангелием роль сыграли, удержали его от самоубийства, да и гордость-гордыня еще управляла его сознанием... Но не стоит сбрасывать со счетов и следующее обстоятельство, чрезвычайно поразившее Раскольникова (а в первую очередь — самого Достоевского в его начальные каторжные дни и месяцы): «Он смотрел на каторжных товарищей своих и удивлялся: как тоже все они любили жизнь, как они дорожили ею! Именно ему показалось, что в остроге ее еще более любят и ценят, и более дорожат ею, чем на свободе. Каких страшных мук и истязаний не перенесли иные из них, например, бродяги! Неужели уж столько может для них значить один какой-нибудь луч солнца, дремучий лес, где-нибудь в неведомой глуши холодный ключ, отмеченный еще с третьего года и о свидании с которым бродяга мечтает, как о свидании с любовницей, видит его во сне, зеленую травку кругом его, поющую птичку в кусте?..».
Окончательное возвращение Раскольникова к христианской вере, отказ от своей «идеи» происходит после апокалиптического сна о «трихинах», заразивших всех людей на земле стремлением к убийству. Спасает Родиона и жертвенная любовь Сони Мармеладовой, последовавшей за ним на каторгу. Во многом она, подаренное ею Евангелие заражают студента-преступника непреодолимой жаждой жизни. Раскольников знает, что «новая жизнь не даром же ему достается», что придется «заплатить за нее великим будущим подвигом...». Мы никогда не узнаем, какой великий подвиг совершил в будущем удержавшийся от самоубийства и воскресший к новой жизни Раскольников, ибо «нового рассказа» о его дальнейшей судьбе, как было намеком обещано автором в финальных строках романа, так и не последовало.

Фамилия главного героя двузначна: с одной стороны, раскол как раздвоение; с другой — раскол как раскольничество. Фамилия эта и глубоко символична: недаром преступление «нигилиста» Раскольникова берет на себя раскольник .

(408 слов) В своём романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский рассказывает о судьбе простого петербуржского студента Родиона Раскольникова. Через этого героя автор отобразил деструктивное состояние интеллигенции и молодёжи своего времени.

Родион молод, привлекателен, умён, но ограничен в средствах: он вынужден жить в убогой комнатушке и не может продолжать обучение. В какой-то момент из-за отчаяния, порождённого ужасами, происходящими вокруг главного героя, в голове Раскольникова рождается идея о разделении людей на высших и низших. Самолюбие Родиона заставляет его относить себя к тем, «кто право имеет». Желая воплотить свою теорию в жизнь, прежде всего, ради самоутверждения, он решает убить жадную старуху, наживающуюся на бедах окружающих. Раскольников хочет помочь многим людям, которые находятся в зависимости от Алены Ивановны, а полученные деньги использовать на благо окружающих. Герой вступает в схватку с самим собой, он постоянно сомневается, испытывая ужас перед необходимостью убийства человека, но не может отбросить эту мысль. Череда снов, наполненных символизмом, то укрепляет, то ослабляет его уверенность в собственном великом предназначении. И только случайно услышанная фраза о том, что старуха будет дома, толкает Родиона на роковой поступок. С самого начала план Раскольникова терпит крах, и главный герой в ужасе сбегает с места преступления, прихватив лишь немного драгоценностей. Так Достоевский показал, что затея персонажа с самого начала была обречена. Преступник — не злой гений, а всего лишь доведённый до отчаяния несчастный человек.

После совершения преступления внутренняя борьба героя не только не ослабевает, но даже усиливается, приковывая его к постели. Жизнь Раскольникова превращается в круговорот страха и мучений. Паранойя и муки совести постепенно сводят главного героя с ума. Но даже больше, чем ужас перед расплатой, его гнетёт одиночество. Родион осознаёт, что, переступив через закон и мораль, он отделился от общества и семьи. В этот момент Раскольников начинает интересоваться проституткой Соней Мармеладовой, которая, по его мнению, тоже переступила закон и мораль. Надеясь на оправдание с её стороны и желая избавиться от чувства вины, Родион сознаётся собеседнице в своём преступлении. Однако примерная христианка Соня, жалея Раскольникова, в то же время призывает его покаяться и принять наказание. Под её влиянием он ломается и сдаётся правосудию.

Однако, разочаровавшись в себе, Родион не разочаровывается в своей теории. В Сибири он впадает в озлобление, презирая не только прочих каторжников, но и любящую его Софью. Однако через сон он осознаёт все заблуждения, и, отрекаясь от своих прошлых взглядов, герой перерождается и встаёт на новый путь.

Именно с помощью образа Раскольникова Достоевский изобличает проблемы российского общества. Но в то же время показывает, как их можно решить, низвергая эгоцентризм и элитизм и возвышая христианство и человеколюбие.

Краткое сочинение от Многомудрого Литрекона написано по всем школьным канонам, но, возможно, Вы знаете, как его улучшить. Если так, напишите об этом в комментариях.


В романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» заложен огромный философский смысл, который автор стремится донести читателю через образ главного героя – Родиона Раскольникова. Сущность этого персонажа раскрывается в произведении постепенно. Раскольников является личностью сложной и неоднозначной, поэтому разобраться в причинах его поступков достаточно трудно, но интересно.

В самом начале романа, еще в первой главе, писатель вкратце описывает внешность главного героя. Раскольников предстает перед читателем довольно привлекательным молодым человеком: высокий, стройный, волосы темно-русые, глаза тоже темные и выразительные.

Достоевский неслучайно сделал главным героем своего произведения именно такого человека, как Раскольников. Он хотел показать читателю суть основной проблемы всех времен. А смысл ее заключается в том, что любое преступление будет рано или поздно наказано, но человек все равно пытается обойти этот закон. Однако жизнь всегда оказывается мудрее и изобретательнее любого из нас, она всех рассудит и все расставит по своим местам.

Обновлено: 2012-07-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Литературный персонаж Родион Раскольников - образ непростой. Многие считают его самым противоречивым персонажем русской литературы XIX в. Что же это за герой, в чем суть его душевных метаний и какое преступление он совершил? Давайте разберемся в этом.

Кто таков Родион Раскольников

Прежде чем рассмотреть образ Родиона Раскольникова в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание», стоит узнать о его биографии.

Родион Романович Раскольников - студент юридического факультета Санкт-Петербургского университета, возраста 23 лет. Он красив, умен и образован. Будучи выходцем из небогатой мещанской семьи, Раскольников в возрасте 21 года приехал в Северную столицу России.

Поскольку его отец умер несколькими годами ранее, а мать и сестра живут весьма скромно, юноше приходилось рассчитывать только на свои силы.

Жизнь и учеба в Петербурге была довольно дорогой, и, чтобы заработать, молодой провинциал давал частные уроки дворянским детям. Однако усталость и истощение организма привели к тому, что юноша серьезно заболел и впал в глубокую депрессию.

Перестав преподавать, Родион лишился единственного источника дохода и вынужден был бросить учебу. Находясь в тяжелом моральном состоянии, он спланировал и осуществил убийство и ограбление старухи-процентщицы. Однако из-за появления нежелательной свидетельницы юноше пришлось убить и ее.

Большую часть романа Раскольников анализирует свой поступок с разных сторон и пытается найти себе как оправдание, так и наказание. В это время он спасает сестру от навязанного ей замужества и находит для нее достойного и любящего супруга.

Кроме того, он помогает семье проститутки по имени Соня Мармеладова и влюбляется в нее. Девушка помогает герою осознать свою вину. Под ее влиянием Родион сдается полиции и отправляется на каторгу. Девушка едет за ним и помогает Раскольникову найти силы для будущих свершений.

Кто был прототипом главного героя романа «Преступление и наказание»

Образ Раскольникова Ф. Достоевским был взят из реальной жизни. Так, в 1865 г. некий Герасим Чистов в процессе ограбления убил топором двух женщин-служанок. Именно он стал прототипом Родиона Раскольникова. Ведь Чистов был старообрядцем, то есть «раскольником» - отсюда и фамилия героя романа.

Теория о собственной избранности как защитная реакция на несправедливость мира

Анализируя образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание», в первую очередь стоит обратить внимание на то, как же добродушный юноша из приличной семьи решил стать убийцей.

В те годы в России популярностью пользовался труд «Жизнь Юлия Цезаря», написанный Наполеоном III. Автор утверждал, что люди делятся на обычных и личностей, творящих историю. Этим избранным можно игнорировать законы и идти к своей цели, не останавливаясь перед убийствами, воровством и другими преступлениями.

Эта книга в годы написания «Преступления и наказания» была весьма популярной в Российской империи, и поэтому многие интеллектуалы мнили себя именно этими «избранными».

Таким был и Раскольников. Однако его увлечение идеями Наполеона III имело другую подоплеку. Как было указано выше - герой был провинциалом, совсем недавно прибывшим в столицу. Судя по его доброму нраву, который он (вопреки собственным желаниям) часто демонстрирует в романе (помог Соне с похоронами, спас незнакомую девушку от негодяя), изначально юноша был полон самых светлых надежд и планов.

Но, прожив в столице несколько лет, убедился в безнравственности и продажности ее жителей. Будучи высоконравственным человеком, Родион Романович так и не смог приспособиться к такой жизни. В результате - оказался на ее обочине: больным и без денег.

В этот момент чувствительная юношеская душа, неспособная принять окружающую действительность, начала искать отраду, которой и стала для нее идея избранности, высказанная Наполеоном III.

С одной стороны, эта вера помогла Раскольникову принять окружающую его действительность и не сойти с ума. С другой - стала ядом для его души. Ведь желая проверить себя, герой решился на убийство.

Убийство как проверка себя

Рассмотрев предпосылки для совершения преступления главным героем романа, стоит перейти к самому убийству, которое стало переломным событием, повлиявшим на образ Родиона Раскольникова.

Взяв на себя ту миссию, Раскольников мнит, что совершает благое дело, ведь он избавляет униженных и оскорбленных от процентщицы-мучительницы. Однако Высшие силы показывают герою всю ничтожность его поступка. Ведь из-за его рассеянности невменяемая сестра старухи становится свидетельницей убийства. И теперь, чтобы спасти свою шкуру, Родион Раскольников вынужден убить и ее.

В результате, вместо того, чтобы стать борцом с несправедливостью, Раскольников становится банальным трусом, ничем не лучше своей жертвы. Ведь ради своей выгоды он лишает жизни невинную Лизавету.

Преступление и наказание Раскольникова

После совершенного образ Раскольникова в романе приобретает некую раздвоенность, как будто герой находится на перекрестке.

Он пытается понять, сможет ли он дальше жить с таким пятном на совести или ему нужно признаться и искупить вину. Терзаемый муками совести, Родион все больше осознает, что он не таков, как его герои, мирно спящие, послав на смерть тысячи невинных людей. Ведь убив всего двух женщин, он оказывается не способен простить себе это.

Чувствуя свою вину, он отдаляется от людей, но при этом ищет родственную душу. Ею становится Соня Мармеладова - девушка, отправившаяся на панель, дабы спасти от голодной смерти родных.

Родион Раскольников и Сонечка Мармеладова

Именно ее греховность становится тем, что привлекает Раскольникова. Ведь, как и он, девушка согрешила и чувствует свою вину. А значит, испытывая стыд за содеянное, она сможет его понять. Эти доводы становятся причиной того, что признается девушке в убийстве Родион Раскольников.

Образ Сонечки Мармеладовой в этот момент противопоставлен главному герою. С одной стороны, она жалеет и понимает его. Но с другой - призывает Родиона признаться и понести наказание.

На протяжении второй половины романа, а особенно в финале, происходит противопоставление: Раскольников - образ Сонечки. Полюбив Родиона и вынудив его признаться, девушка берет на себя часть его вины. Она добровольно отправляется в Сибирь, куда сослан ее возлюбленный. И, несмотря на его пренебрежение, продолжает заботиться о нем. Именно ее самоотверженность и помогает Раскольникову (запутавшемуся в своих мудрствованиях и моральном самобичевании) уверовать в Бога и найти силы жить дальше.

Родион Раскольников и Свидригайлов: две стороны одной медали

Чтобы лучше раскрыть заблуждение главного героя, Достоевский ввел в роман «Преступление и наказание» образ Свидригайлова. Хотя его идеалы, кажется, отличаются от Родионовых, главный движимый им принцип: можно делать зло, если конечная цель - благо. В случае с этим персонажем, его злые поступки далеко не единичны: он был шулером, ненамеренно убил слугу и, возможно, «помог» своей супруге отправится на тот свет.

Поначалу кажется, что он не таков, как Раскольников. Образ его - это полная противоположность Родиону как во внешнем облике (стар, но ухожен и невероятно хорош собой), так и в манере поведения (имеет нужные связи, прекрасно понимает психологию людей и умеет добиваться своего). Более того, долгое время Свидригайлов успешно убеждает и Раскольникова, и себя в том, что ему чуждо чувство вины, и единственная его слабость - это его неуемные желания. Однако ближе к финалу эта иллюзия рассеивается.

Мучимого виной за гибель супруги героя преследуют галлюцинации с ее образом. Кроме того, персонаж не только хранит тайну Родиона (не требуя взамен ничего), но и помогает деньгами Сонечке, как будто каясь в том, что не смог в свое время принять наказание за свои проступки.

Довольно интересно выглядит и противопоставление любовных линий Раскольникова и Свидригайлова. Так, полюбив Соню, Родион взваливает на нее часть своих мук, рассказав ей правду о своем преступлении. Их отношения можно описать словами Шекспира: «Она меня за муки полюбила, а я ее за состраданье к ним».

Отношения Свидригайлова с Дуней начинаются на похожей ноте. Хорошо разбираясь в женской психологии, мужчина изображает ищущего искупления негодяя. Жалея его и мечтая наставить на путь истинный, Дуня влюбляется в него. Но осознав, что ее обманули, скрывается от возлюбленного.

Во время последней встречи Аркадию Ивановичу удается добиться от девушки своеобразного признания своих чувств. Однако понимая, что, несмотря на их взаимную любовь, будущего у них нет из-за его прошлого, Свидригайлов отпускает Дуню, решив ответить за свои грехи самостоятельно. Вот только, в отличие от Родиона, он не особо верит в искупление и возможность начала новой жизни, поэтому кончает с собой.

Каково возможное будущее героев романа

Ф. Достоевский оставил открытым финал своего романа, лишь поведав читателям о том, что главный герой раскаялся в содеянном и уверовал в Бога. Но действительно ли изменился Родион Романович? От своей идеи, избранности для великого подвига, он так и не отказался, лишь адаптировав ее под христианскую веру.

Хватит ли ему сил начать действительно новую жизнь? Ведь в прошлом этот персонаж не раз демонстрировал непрочность своих убеждений и склонность пасовать перед трудностями. К примеру, при финансовых проблемах, вместо того, чтобы искать пути их решения, забросил учебу и перестал работать. Если бы не Соня, возможно, он и не признался бы, а застрелился, на брудершафт со Свидригаловым.

При таком совсем не оптимистическом будущем одна надежда на любовь Сонечки. Ведь именно она в романе демонстрирует настоящую веру и благородство. Борясь с финансовыми трудностями, девушка не впадает в философствование, а продает свою честь. А став проституткой, она изо всех сил пытается сохранить свою душу.

Взяв на себя ответственность за любимого человека, она получает шанс начать жизнь сначала - Свидригайлов обеспечивает деньгами ее родных, да и самой девушке оказывает финансовую помощь, зная о ее намерении ехать за Родионом на каторгу. А оказавшись на каторге, среди отбросов общества, Соня изо всех сил старается помочь каждому из них. Иными словами, эта героиня не готовит себя к некому великому подвигу на благо человечества, а ежедневно совершает его. Ее "Любовь... деятельная - это работа и выдержка… ", в то время как у Родиона она "мечтательная, жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого, и чтобы все на него глядели". Научится ли Родион мудрости и смирению у Сони или продолжит мечтать о подвиге? Покажет время.

Артисты, воплотившие образ Родиона Раскольникова на киноэкране

Роман «Преступление и наказание» является одним из самых известных среди наследия Достоевского.

Поэтому он не раз был экранизирован, причем не только в России, но и за рубежом.

Наиболее известные исполнители роли Родиона Раскольникова - это Робер Оссейн, Георгий Тараторкин и Владимир Кошевой.