Два обстоятельства творческой истории романа "Обломов" нужно иметь в виду, чтобы правильно понять, о чем это произведение. Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал "Сон Обломова"
И. А. Гончаров работал над романом "Обломов" в течение десяти лет. В этом произведении автор выразил свои убеждения и надежды; отобразил те проблемы современной ему жизни, которые волновали и глубоко задевали его, вскрыл причины этих проблем. Поэтому образ Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца приобрели типичные
Черты, а само слово "обломовщина" стало выражать вполне определенное, почти философское понятие. Нельзя исключать и образ Ольги Сергеевны Ильинской, без которого характеры мужчин не были бы полно освещены.
Чтобы понять характер человека, мотивы его поступков, нужно обратиться к истокам формирования личности: детству, воспитанию, окружению, наконец, к полученному образованию.
В Илюше сконцентрировалась, кажется, сила всех поколений его предков; в нем чувствовались задатки человека нового времени, способного на плодотворную деятельность. Но стремления Ильи самостоятельно познавать мир пресекались не спускавшей с него глаз нянькой, из-под надзора которой он вырывался лишь во время послеобеденного сна, когда все живое в доме, кроме Ильи, засыпало. "Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти".
Внимательный ребенок наблюдает за всем, что делается в доме, "напитывает мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей", "главная жизненная забота" которой есть хорошая еда, а потом - крепкий сон.
Тихое течение бытия нарушалось лишь иногда "болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом". Труд был главным врагом обитателей Обломовки, наказанием, наложенным "еще на праотцев наших". В Обломовке всегда при удобном случае избавлялись от работы, "находя это возможным и должным". Такое отношение к труду воспитывалось в Илье Ильиче, принявшим готовую норму жизни, передаваемую из поколения в поколение без изменений. Идеал бездействия подкреплялся в воображении ребенка нянькиными сказками о "Емеле-дурачке", получающем от волшебной щуки разные дары, причем незаслуженные. Сказки глубоко проникают в сознание Ильи, и он, будучи уже взрослым, "бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка".
В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Он погряз в эгоизме, который сметает все эти качества. Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его "мысленный" план реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность и консерватизм его взглядов на жизнь.
Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар (и другие крепостные захары) от него.
В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеянию путем труда, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затрат способностей и энергии. Он не подвергает сомнению свое право на эту критику и безделье, ибо считает идеал Обломовки незыблемой нормой.
Стремление к самостоятельности, молодая энергия останавливались дружными криками родителей: "А слуги на что?" Вскоре Илья сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее. Ловкий, подвижный ребенок постоянно останавливается родителями и нянькой из боязни, что мальчик "упадет, расшибется" или простудится, его лелеяли, как оранжерейный цветок. "Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая".
В таких условиях сложилась апатичная, ленивая, трудная на подъем натура Ильи Ильича. Он был окружен чрезмерными заботами матери, следящей за тем, чтобы ребенок хорошо поел, не перетрудился на обучении у Штольца, и готовой под любым, даже самым незначительным предлогом не отпускать Илюшеньку к немцу. Она считала, что образование не такая уж важная вещь, ради которой нужно худеть, терять румянец и пропускать праздники. Но все же родители Обломова понимали необходимость образования, однако видели в нем только средство для продвижения по службе: чины, награды начали получать в то время "не иначе, как только путем ученья". Родителям хотелось преподнести Илюше все блага "как-нибудь подешевле, с разными хитростями".
Заботы матери пагубно сказались на Илье: он не приучился к систематическим занятиям, никогда не хотел узнать больше, чем задавал учитель.
Ровесник и друг Обломова, Андрей Иванович Штольц, любил Илью, пытался расшевелить его, привить интерес к самообразованию, настроить на деятельность, какой был увлечен сам, к которой был расположен, потому что воспитывался совершенно в других условиях.
Отец Андрея - немец дал ему то воспитание, которое получил от своего отца, то есть обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына, как с ним поступил в свое время его отец. Но грубое бюргерское воспитание отца постоянно соприкасалось с нежной, ласковой любовью матери, русской дворянки, которая не противоречила мужу, а тихо воспитывала сына по-своему: "…учила его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни, шептала о блестящем призвании то воина, то писателя…" Соседство Обломовки с ее "первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью" и княжеского "с широким раздольем барской жизни" также помешали сделать Ивану Богдановичу Штольцу из сына такого же бюргера, каким он был сам. Дыхание русской жизни "отводило Андрея от прямой, начертанной отцом колеи". Но все же Андрей перенял от отца серьезный взгляд на жизнь (даже на все ее мелочи) и прагматичность, которые он пытался уравновесить "с тонкими потребностями духа".
Все эмоции, поступки и действия Штольц содержал под "никогда не дремлющим контролем" разума и расходовал строго "по бюджету". Причиной всех своих несчастий и страданий он считал самого себя, вину и ответственность "не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь", в отличие от Обломова, который не находил сил признать себя виновным в своих бедах, в никчемности своей бесплодной жизни: "…жгучие упреки совести язвили его, и он со всеми силами старался найти виноватого вне себя и на него обратить жало их, но на кого?"
Поиски оказывались бесполезными, потому что причина загубленной жизни Обломова есть он сам. Ему было очень мучительно это сознавать, так как он "болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее…". Обломова терзали сомнения в правильности и нужности прожитой жизни. Однако с "летами волнения и раскаяние являлись реже, и он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками…".
Различно отношение Штольца и Обломова к воображению, имеющему два противоположных воплощения: "…друга - чем меньше веришь ему, и врага - когда уснешь доверчиво под его сладкий шепот". Последнее произошло с Обломовым. Воображение было любимым спутником его жизни, только в мечтах он воплощал богатые, глубоко зарытые способности своей "золотой" души.
Штольц же не давал воли воображению и боялся всякой мечты, ей "не было места в его душе"; он отвергал все, что "не подвергалось анализу опыта, практической истины", или принимал это за "факт, до которого еще не дошла очередь опыта". Андрей Иванович настойчиво "шел к своей цели", такое упорство он ставил выше всего: "…это было признаком характера в его глазах". Он лишь тогда отступал "от задачи, когда на пути его возникала стена или отверзалась непроходимая бездна". Он трезво оценивал свои силы и отходил, не обращая внимания на мнение окружающих.
Обломов боялся любых трудностей, ему лень было приложить даже малейшие усилия к решению не великих, а самых насущных проблем. Он находил утешение в своих любимых "примирительных и успокоительных" словах "авось", "может быть" и "как-нибудь" и ограждал себя ими от несчастий. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности выбранного человека (так он доверился мошенникам, обобравшим его имение). Как чистый, наивный ребенок, Илья Ильич не допускал и мысли о возможности обмана; элементарная осмотрительность, не говоря уже о практичности, совершенно отсутствовали в натуре Обломова.
Об отношении Ильи Ильича к труду уже говорилось. Он, как и его родители, всячески избегал труда, который был в его представлении синонимом скуки, и все усилия Штольца, для которого "труд - образ, содержание, стихия и цель жизни", подвигнуть Илью Ильича на какую-нибудь деятельность были тщетны, дело не продвигалось дальше слов. Образно говоря, телега стояла на квадратных колесах. Ей требовались постоянные толчки изрядной силы, чтобы сдвинуться с места. Штольц быстро утомился ("возишься, как с пьяницей"), разочаровало это занятие и Ольгу Ильинскую, через любовь к которой раскрываются многие стороны характеров Обломова и Штольца.
Знакомя Илью Ильича с Ольгой, Штольц хотел "внести в сонную жизнь Обломова присутствие молодой, симпатичной, умной, живой и отчасти насмешливой женщины", которая могла бы пробудить Илью к жизни, осветить его тусклое существование. Но Штольц "не предвидел, что он вносит фейерверк, Ольга и Обломов - и подавно".
Любовь к Ольге изменила Илью Ильича. По просьбе Ольги он отказался от многих своих привычек: не лежал на диване, не переедал, ездил с дачи в город исполнять ее поручения. Но окончательно вступить в новую жизнь не смог. "Идти вперед - значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!" А Обломов боялся бурь и перемен, страх к новому он впитал с молоком матери, по сравнению с которой, правда, ушел вперед (Илья Ильич уже отвергал "единственное употребление капиталов - держать их в сундуке", понимая, что "долг всякого гражданина - честными трудами поддерживать общее благосостояние"), но добился немного, учитывая его способности.
Его утомляла беспокойная, деятельная натура Ольги, и поэтому Обломов мечтал, чтобы она успокоилась и тихо, сонно прозябала бы с ним, "переползая из одного дня в другой". Как же раскрывает автор образ Обломова через его отношения с Ольгой? Хорошие или плохие черты выявит через это Гончаров у Ильи Ильича?
Конечно, миссия Ольги с самого начала была обречена. Человек не может жить лишь любовью, не думая более ни о чем. Однако через нее автор открыл в герое, которому, по моему мнению, симпатизирует, множество положительных черт. На некоторое время Гончаров просто преображает Обломова: "Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности". Ну при каких еще обстоятельствах "чистое, верное сердце" Ильи Ильича смогло бы себя так проявить?
В отношениях же Ольги со Штольцем все происходит совсем наоборот. Их союз закономерен и гармоничен. Они похожи и потому хорошо понимают друг друга. Самой судьбой им предопределено долгое спокойное счастье. Но здесь, правда неявно, автор указывает на скрытый недостаток в натуре Штольца. Ольга, которая, казалось бы, должна быть абсолютно счастлива, испытывает какое-то странное беспокойство, объяснить которое не может даже Андрей. И сам собою напрашивается вопрос, не смутная ли это тоска Ольги по страстному чувству, которое не может дать ей Штольц. Быть может, здесь автор хотел сказать, что этому правильному и передовому герою не хватает немного безумных порывов.
Как бы то ни было, судьбы обоих героев складываются относительно удачно. Штольц обретает свое счастье с Ольгой, а Обломов находит свою Обломовку в доме на Выборгской стороне и доживает там свой век с женщиной, о которой всегда мечтал. Такая развязка еще раз показывает, что позиция автора по отношению к обоим своим героям носит положительный характер.
Поняв, что Ольга никогда на это не согласится, Илья решает расстаться с ней. Разрыв с Ольгой обозначал для Обломова возврат к прежним привычкам, окончательное духовное падение. В жизни с Пшеницыной Илья Ильич нашел бледное отражение своих мечтаний и "решил, что идеал его жизни осуществился, хотя без поэзии".
Приложив немало усилий к пробуждению в Обломове тяги к деятельности, Ольга вскоре убеждается, по выражению Добролюбова, "в его решительной дрянности", то есть в неспособности к духовному преобразованию, и бросает его.
Пройдя через любовь и разочарование, Ольга стала серьезнее относиться к своим чувствам, она так нравственно выросла, что Штольц не узнал ее, встретившись через год, и долго мучился, пытаясь разгадать причину разительных перемен в Ольге. Понять ее сердце Штольцу было настолько трудно, что "с него немного спала спесивая уверенность в своих силах". Выслушав исповедь Ольги о "прогулках, о парке, о своих надеждах, о просветлении и падении Обломова" и получив от нее согласие на брак, Андрей говорит самому себе: "Все найдено, нечего искать, некуда идти больше!" Однако это вовсе не означает, что он погружается в нечто похожее на обломовскую апатию. Семейная жизнь Штольца способствовала гармоничному, взаимообогащающему развитию обоих супругов. Однако теперь Андрей успокоился, он всем доволен, а Ольгу мучат сомнения: что дальше? неужели жизненный круг замкнулся? Штольц говорит ей: "Мы не пойдем… на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту". Он понимал, что Ольга переросла его, "видел, что прежний идеал его женщины и жены недосягаем, но он был счастлив" и стал лишь бледным отражением Ольги, в которой, по выражению Добролюбова, "более, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь".
Тест по роману И.А.Гончарова «Обломов».
1. К какому роду литературы относится это произведение?
а) эпос; б) драма; в) лирика; г) здесь нет ответа.
2. Кто это?
«В комнату вошёл пожилой человек в сером сюртуке с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете с медными пуговицами, с голым как колено черепом и с необъятно широкими и густыми… бакенбардами».
а) Тарантьев; б) Волков; в) Пенкин; г) такого героя здесь нет.
3. Кто это?
«Ему уже за 30 лет. Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу».
а) Обломов; б) Тарантьев; в) Пенкин; г) Штольц
4. Кто это?
«И лицо её принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете».
а) Мария Михайловна; б) Ольга Сергеевна; в) Авдотья Матвеевна; г) такого героя здесь нет.
5. Закончите фразу: «Нет, моя жизнь началась с …»
а) с радости; б) с рождения; в) с угасания; г) здесь нет ответа.
6. Какое слово написал Обломов? «Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом посмотрел, что написано…»
а) Ольга; б) обломовщина; в) справедливость; г) здесь нет ответа.
7. Кто это?
«На лице ни сна, ни усталости, ни скуки…сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета лёгкая косынка; воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе…Он весел, напевает…»
а) Штольц; б) Обломов; в) Тарантьев; г) Волков.
8. Вставьте нужное слово.
«…Он (Штольц) не предвидел, что он вносит…» (в жизнь Обломова)
а) свет; б) лампу; в) фейерверк; г) свечку
9. Кто это?
« Я два раза был за границей, после нашей премудрости, смиренно сидел на студенческих скамьях в Бонне, в Иене, в Эрлангене, потом выучил Европу как своё имение».
а) Штольц; б) Обломов; в) Волков; г) Судьбинский.
10. Кто это?
«… Она без чувств. Голова у ней склонилась в сторону, из-за посиневших губ видны были зубы…(она) побледнела и не слыхала заключения его фразы».
11. Кто это?
« Всё лицо его как будто прожжено было багровой печатью, ото лба до подбородка. Нос был, сверх того, подёрнут синевой. Голова совсем лысая; бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные, как войлок, в каждой точно положено было по комку снега».
а) Тарантьев; б) Мухояров; в) Судьбинский; г) Захар.
12. Кто это?
«(Она) в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту…».
а) Акулина; б) Ольга; в) Агафья; г) такой героини нет.
13. Чьё это признание?
«…Всё я чувствую, всё принимаю: мне давно совестно жить на свете! Но не м огу идти с тобой твоей дорогой, если б даже захотел…Я стою твоей дружбы, но не стою твоих хлопот».
а) Андрея Ивановича; б) Ильи Ильича; в) Ивана Матвеевича; г) Захара.
14. Кто это? « У него кипела кровь, глаза блистали. Ему казалось, что у него горят даже волосы…»
а) Обломов; б) Штольц; в) Захар; г) Мухояров.
15. Кто это? «И родился и воспитан он был не как гладиатор для арены, а как мирный зритель боя…»
а) Иван Герасимович; б) Илья Ильич; в) Иван Матвеевич; г) Андрей Иванович.
Ответы.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа» № 424
Контрольный тест по литературе
10 класс
И.А. Гончаров роман «Обломов»
Составила:
учитель русского языка и литературы
Афиногенова Ольга Николаевна
Москва 2014г.
Цель: подведение итогов; проверить знание учащимися содержания романа И. А. Гончарова «Обломов»; учёт и контроль знаний; развитие самостоятельной деятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы; пробудить интерес к изучению художественной литературе.1 вариант.
Задания с выбором ответа. 1.Укажите годы жизни И. А. Гончарова. а) 1799-1837 б)1814-1841 в) 1812-1891 г)1803-1873 2.Назовите автора критической статьи «Что такое обломовщина»? а) И.С. Тургенев б) Н.А. Добролюбов в) Н.А.Некрасов г) В.Г. Белинский 3.Какое дело Илья Ильич Обломов считал роскошью? а) написание писем б) забота об имении в) общение с друзьями г) чтение книг 4.Укажите проблему, не волновавшую Обломова в начале романа. а) неоплаченные счета б) предстоящая женитьба в) проблемы в имении г) переезд на новую квартиру 5. Укажите происхождение И. И. Обломова. а) мещанин б) купец в) дворянин г) крестьянин 6. Что являлось нормальным состоянием Ильи Ильича Обломова, героя романа И. А. Гончарова «Обломов» ? а) государственная служба б) лежание на диване в) игра в карты г) чтение книг 7. Укажите персонажа по описанию: « высокая и стройная женщина с тихим и гордым взглядом, со спокойно сложенными на груди руками, с тихим, но гордым взглядом и задумчивым выражением лица ». а) Мария Михайловна б) Ольга Сергеевна в) Авдотья Матвеевна г) нет правильного ответа 8. О чем просил Обломов Штольца при их последней встрече? а) позаботиться об Агафье Матвеевне б) не забыть его сына в) не оставлять его имение без присмотра г) никогда не изменять Ольге Ильинской 9. Где в конце романа И. А. Гончарова «Обломов» происходит последняя встреча Штольца с Захаром? а) в доме Агафьи Матвеевны б) в имении Обломова в) возле церкви в толпе нищих г) в имении Ильинских не относятся к Обломову . а ) «Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». б) «Цвет лица не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким». в) «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». г) «Мысль гуляла по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности». Задания с кратким ответом. 1.Узнайте героя по описанию. « … человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объёмистый в плечах и во всём туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой, коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый». 2. Узнайте героя по описанию. «Ленивый от природы, он был ленив ещё и по своему лакёйскому воспитанию. Он важничал в дворне, не давал себе труда ни поставить самовар, ни подмести полов». 3. «Он (Штольц) не предвидел, что он вносит ….. в жизнь Обломова». Какое слово пропущено? 4. Какое слово было написано? 5. В каком чине начал и закончил службу Илья Ильич Обломов? 6. Какой литературный приём использовал И. А Гончаров в романе «Обломов», создавая образы Обломова и Штольца, Ольги Сергеевны и Агафьи Матвеевны? 7.Какой внесюжетный элемент композиции романа помогает понять истоки «обломовщины»? 8. Кто написал литературно-критическую статью «Что такое обломовщина»? 9. Назовите главу романа И.А. Гончарова «Обломов», которая была опубликована почти за 10 лет до выхода в свет самого романа. «В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире …2 вариант.
Задания с выбором ответа. 1.И. А. Гончаров отправился в кругосветное путешествие на фрегате: а) «Бригантина» б) «Санта-Мария» в) «Паллада» г) «Восток» 2.Роман И. А. Гончарова «Обломов» относится к: а) социально-психологическим романам б) утопическим романам в) любовным романам г) романам-путешествиям 3. Какая художественная деталь является символическим выражением существования Обломова? а) книга б) халат в) удобное кресло г) подушка 4. Что Илья Ильич Обломов считал синонимом слова «труд»? а) радость б) скуку в) покой г) бессонницу 5.Укажите героя романа, которого можно считать антиподом Обломова. а) Захар б) Штольц в) Тарантьев г) Судьбинский «Ему уже за 30. Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу» а) Обломов б) Штольц в) Тарантьев г) Пенкин 7. Как звали сына И.И.Обломова? а) Павел б) Илья в) Андрей г) Александр 8. Какова судьба Ольги Ильинской в финале романа И. А. Гончарова «Обломов»? а) вышла замуж за Обломова б) уехала за границу в) продолжает жить с тётушкой г) вышла замуж за Штольца 9. О какой героине романа И.А. Гончарова «Обломов» сказано так: « Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, которой она разольёт над стоячим озером и отразится в нём». а) об Ольге Ильинской б) об Анисье в) о матери Обломова г) об Агафье Матвеевне 10. Укажите, какие портретные характеристики не относятся к Штольцу . а ) «Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно». б) «Человек неопределённых лет, с неопределённой физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив и не дурён, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет. Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей». в) «Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости». г) «Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». Задания с кратким ответом. 1.Узнайте героя по описанию. «Вошёл молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, со сверкающими щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него». 2.Узнайте героя по описанию. «… Брови придавали особенную красоту глазам … это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль». 3. «Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом посмотрел, что написано …» Какое слово было написано? 4. Кому из героев романа принадлежат следующие слова 5. Закончите фразу 6. В каком журнале впервые был опубликован роман И. А. Гончарова «Обломов». 7.Укажите, какая проблема не волновала Илью Ильича Обломова в начале романа. 8. Напишите название романа И. А. Гончарова, в котором поднимается проблема «лишнего человека». 9. Каким словом, Андрей Штольц охарактеризовал образ жизни Ильи Ильича Обломова? 10. Закончите фразу из романа И. А. Гончарова: «В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире …»3 вариант.
Задания с выбором ответа. 1.Укажите, как назывался первый роман И. А. Гончарова. а) «Обыкновенная история» б) «Обломов» в) «Обрыв» 2. Роман И. А. Гончарова «Обломов» впервые был опубликован в журнале: а) «Русское слово» б) «Отечественные записки» в) «Современник» г) «Москвитянин» 3. Укажите, кто из героев романа И. А. Гончарова впервые произносит слово «обломовщина», определяющее образ жизни Ильи Ильича. а) Захар б) Штольц в) Ильинская г) Обломов 4. Укажите чин Обломова. а) коллежский секретарь б) цензор в) статский советник г) чиновник канцелярии губернатора 5. В какой город Обломов, будучи на службе, отправил по ошибке нужную бумагу? а) Астрахань б) Архангельск в) Арзамас г) Абакан 6. Укажите персонажа по описанию. «Она без чувств. Голова у ней склонилась на сторону, из-за посиневших губ были видны зубы. Она побледнела и не слыхала заключения его фразы». а) Акулина б) Ольга в) Агафья г) Авдотья 7. Закончите фразу «Нет, моя жизнь началась с...» а) с радости б) с угасания в) с рождения г) нет ответа 8. Как Гончаров проверял душевные качества главного героя романа «Обломов»? а) отношением к Штольцу б) отношением к светскому обществу в) отношением к Захару г) отношением к Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне 9. Кто из героев романа И.А. Гончарова произносит следующие слова: «Свет, общество! Что там искать? Интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается всё это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое». а) Тарантьев б) Штольц в) Алексеев г) Обломов 10. Укажите, какие портретные характеристики не относятся к Ольге Ильинской . а ) «… Не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня». б) «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами». в) «Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; всё это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – с станом …». г) «Ходила с наклонённой немного вперёд головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо». Задания с кратким ответом. 1.Узнайте героя по описанию. «Пожилой человек в сером сюртуке, с прорехой под мышкой … с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды». 2. Узнайте героя по описанию. «Она в строгом виде не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркости колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту». 3.Какой художественный приём лежит в основе создания образов Обломова и Штольца. 4. «Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом посмотрел, что написано …» Какое слово было написано? 5. Напишите, имя слуги Ильи Ильича Обломова. 6. Назовите главу романа И.А. Гончарова «Обломов», которая была опубликована почти за 10 лет до выхода в свет самого романа. 7. Кому из героев романа принадлежат следующие слова «А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и - пропал! Причина... какая причина! Обломовщина!» 8. Напишите слово, которое Илья Ильич Обломов считал синонимом слова «труд»? 9. Напишите название романа И. А. Гончарова, в котором поднимается проблема «лишнего человека». 10. Какой внесюжетный элемент композиции романа помогает понять истоки «обломовщины»?Ответы 1 вариант.
- в) 1812-1891
б) Н.А. Добролюбов
г) чтение книг
в) проблемы в имении
в) дворянин
б) лежание на диване
г) нет правильного ответа
б) не забыть его сына
в) возле церкви в толпе нищих
в) «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь».
- Тарантьев
Захар
Фейерверк
«обломовщина»
коллежский секретарь
«Сон Обломова»
Илья Ильич Обломов
антитеза
сон Обломова
Н. А. Добролюбов
Ответы 2 вариант.
Тестовые задания с выбором ответа- в) «Паллада»
а) социально-психологическим романам
б) халат
в) покой
б) Штольц
б) Штольц
в) Андрей
г) вышла замуж за Штольца
а) об Ольге Ильинской
б) «Человек неопределённых лет, с неопределённой физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив и не дурён, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет. Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей».
- Волков
Ольга
«обломовщина»
Штольц
с угасания
«Современник»
положение дел в имении
«Обломов»
обломовщина
Илья Ильич Обломов
Ответы 3 вариант
Тестовые задания с выбором ответа- а) «Обыкновенная история»
в) «Современник»
б) Штольц
а) коллежский секретарь
б) Архангельск
б) Ольга
б) с угасания
г) отношением к Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне
в) Алексеев
б) «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами».
- Захар
Ольга
антитеза
«обломовщина»
Захар
«Сон Обломова»
Штольц
покой
«Обломов»
сон Обломова
Использованные материалы.
- Золотоарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе
XIXв. 10 класс 1-е полугодие. Изд 3-е, испр. и доп. Обновлённый комплекс уроков. – М.: «ВАКО», 2005. – 336 с. Репин А. В. Литература. 10 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
Роговик Т. Н., Никулина М. Ю. ЕГЭ. Репетитор. Литература. Эффективная методика – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 224 с.
Сочинение
И. А. Гончаров работал над романом «Обломов» в течение десяти
лет. В этом (лучшем!) произведении автор выразил свои убеждения
и надежды; отобразил те проблемы современной ему жизни, которые
волновали и глубоко задевали его, вскрыл причины этих проблем.
Поэтому образ Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца
приобрели типичные черты, а само слово «обломовщина» стало
выражать вполне определенное, почти философское понятие. Нельзя
исключать и образ Ольги Сергеевны Ильинской, без которого
характеры мужчин не были бы полно освещены.
Чтобы понять характер человека, мотивы его поступков, нужно
обратиться к истокам формирования личности: детству, воспитанию,
окружению, наконец, к полученному образованию.
В Илюше сконцентрировалась, кажется, сила всех поколений его
предков; в нем чувствовались задатки человека нового времени,
способного на плодотворную деятельность. Но стремления Ильи
самостоятельно познавать мир пресекались не спускавшей с него
глаз нянькой, из-под надзора которой он вырывался лишь во время
послеобеденного сна, когда все живое в доме, кроме Ильи,
засыпало. «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый
сон, истинное подобие смерти».
Внимательный ребенок наблюдает за всем, что делается в доме,
«напитывает мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит
программу своей жизни по жизни, его окружающей», «главная
жизненная забота» которой есть хорошая еда, а потом - крепкий
сон.
Тихое течение бытия нарушалось лишь иногда «болезнями, убытками,
ссорами и, между прочим, трудом». Труд был главным врагом
обитателей Обломовки, наказанием, наложенным «еще на праотцев
наших». В Обломовке всегда при удобном случае избавлялись от
работы, «находя это возможным и должным». Такое отношение к
труду воспитывалось в Илье Ильиче, принявшим готовую норму
жизни, передаваемую из поколения в поколение без изменений.
Идеал бездействия подкреплялся в воображении ребенка нянькиными
сказками о «Емеле-дурачке», получающем от волшебной щуки разные
дары, причем незаслуженные. Сказки глубоко проникают в сознание
Ильи, и он, будучи уже взрослым, «бессознательно грустит подчас,
зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
Стремление к самостоятельности, молодая энергия останавливались
дружными криками родителей: «А слуги на что?» Вскоре Илья сам
понял, что приказывать спокойнее и удобнее. Ловкий, подвижный
ребенок постоянно останавливается родителями и нянькой из
боязни, что мальчик «упадет, расшибется» или простудится, его
лелеяли, как оранжерейный цветок. «Ищущие проявления силы
обращались внутрь и никли, увядая».
В таких условиях сложилась апатичная, ленивая, трудная на подъем
натура Ильи Ильича. Он был окружен чрезмерными заботами матери,
следящей за тем, чтобы ребенок хорошо поел, не перетрудился на
обучении у Штольца, и готовой под любым, даже самым
незначительным предлогом не отпускать Илюшеньку к немцу. Она
считала, что образование не такая уж важная вещь, ради которой
нужно худеть, терять румянец и пропускать праздники. Но все же
родители Обло-мова понимали необходимость образования, однако
видели в нем только средство для продвижения по службе: чины,
награды начали получать в то время «не иначе, как только путем
ученья». Родителям хотелось преподнести Илюше все блага
«как-нибудь подешевле, с разными хитростями».
Заботы матери пагубно сказались на Илье: он не приучился к
систематическим занятиям, никогда не хотел узнать больше, чем
задавал учитель.
Ровесник и друг Обломова, Андрей Иванович Штольц, любил Илью,
пытался расшевелить его, привить интерес к самообразованию,
настроить на деятельность, какой был увлечен сам, к которой был
расположен, потому что воспитывался совершенно в других
условиях.
Отец Андрея - немец дал ему то воспитание, которое получил от
своего отца, то есть обучил всем практическим наукам, рано
заставил работать и отослал от себя закончившего университет
сына, как с ним поступил в свое время его отец. Но грубое
бюргерское воспитание отца постоянно соприкасалось с нежной,
ласковой любовью матери, русской дворянки, которая не
противоречила мужу, а тихо воспитывала сына по-своему:«...учила
его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах,
о поэзии жизни, шептала о блестящем призвании то воина, то
писателя...» Соседство Обломовки с ее «первобытною ленью,
простотою нравов, тишиною и неподвижностью» и княжеского «с
широким раздольем барской жизни» также помешали сделать Ивану
Богдановичу Штольцу из сына такого же бюргера, каким он был сам.
Дыхание русской жизни «отводило Андрея от прямой, начертанной
отцом колеи». Но все же Андрей перенял от отца серьезный взгляд
на жизнь (даже на все ее мелочи) и прагматичность, которые он
пытался уравновесить «с тонкими потребностями духа».
Все эмоции, поступки и действия Штольц содержал под «никогда не
дремлющим контролем» разума и расходовал строго «по бюджету».
Причиной всех своих несчастий и страданий он считал самого себя,
вину и ответственность «не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь»,
в отличие от Обломова, который не находил сил признать себя
виновным в своих бедах, в никчемности своей бесплодной жизни:
«...жгучие упреки совести язвили его, и он со всеми силами
старался... найти виноватого вне себя и на него обратить жало
их, но на кого?»
Поиски оказывались бесполезными, потому что причина загубленной
жизни Обломова есть он сам. Ему было очень мучительно это
сознавать, так как он «болезненно чувствовал, что в нем зарыто,
как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть,
теперь уже умершее...». Обломова терзали сомнения в правильности
и нужности прожитой жизни. Однако с «летами волнения и раскаяние
являлись реже, и он тихо и постепенно укладывался в простой и
широкий гроб остального своего существования, сделанный
собственными руками...».
Различно отношение Штольца и Обломова к воображению, имеющему
два противоположных воплощения: «...друга - чем меньше веришь
ему, и врага - когда уснешь доверчиво под его сладкий шепот».
Последнее произошло с Обломовым. Воображение было любимым
спутником его жизни, только в мечтах он воплощал богатые,
глубоко зарытые способности своей «золотой» души.
Штольц же не давал воли воображению и боялся всякой мечты, ей
«не было места в его душе»; он отвергал все, что «не
подвергалось анализу опыта, практической истины», или принимал
это за «факт, до которого еще не дошла очередь опыта». Андрей
Иванович настойчиво «шел к своей цели», такое упорство он ставил
выше всего: «...это было признаком характера в его глазах». Он
лишь тогда отступал «от задачи, когда на пути его возникала
стена или отверзалась непроходимая бездна». Он трезво оценивал
свои силы и отходил, не обращая внимания на мнение окружающих.
Обломов боялся любых трудностей, ему лень было приложить даже
малейшие усилия к решению не великих, а самых насущных проблем.
Он находил утешение в своих любимых «примирительных и
успокоительных» словах «авось», «может быть» и «как-нибудь» и
ограждал себя ими от несчастий. Он готов был переложить дело на
кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности выбранного
человека (так он доверился мошенникам, обобравшим его имение).
Как чистый, наивный ребенок, Илья Ильич не допускал и мысли о
возможности обмана; элементарная осмотрительность, не говоря уже
о практичности, совершенно отсутствовали в натуре Обломова.
Об отношении Ильи Ильича к труду уже говорилось. Он, как и его
родители, всячески избегал труда, который был в его
представлении синонимом скуки, и все усилия Штольца, для
которого «труд - образ, содержание, стихия и цель жизни»,
подвигнуть Илью Ильича на какую-нибудь деятельность были тщетны,
дело не продвигалось дальше слов. Образно говоря, телега стояла
на квадратных колесах. Ей требовались постоянные толчки изрядной
силы, чтобы сдвинуться с места. Штольц быстро утомился
(«возишься, как с пьяницей»), разочаровало это занятие и Ольгу
Ильинскую, через любовь к которой раскрываются многие стороны
характеров Обломова и Штольца.
Знакомя Илью Ильича с Ольгой, Штольц хотел, «внести в сонную
жизнь Обломова присутствие молодой, симпатичной, умной, живой и
отчасти Насмешливой женщины», которая могла бы пробудить Илью к
жизни, осветить его тусклое существование. Но Штольц «не
предвидел, что он вносит фейерверк, Ольга и Обломов - и
подавно».
Любовь к Ольге изменила Илью Ильича. По просьбе Ольги он
отказался от многих своих привычек: не лежал на диване, не
переедал, ездил с дачи в город исполнять ее поручения. Но
окончательно вступить в новую жизнь не смог. «Идти вперед -
значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но с души,
с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и
прозреть!» А Обломов боялся бурь и перемен, страх к новому он
впитал с молоком матери, по сравнению с. которой, правда, ушел
вперед (Илья Ильич уже отвергал «единственное употребление
капиталов - держать их в сундуке», понимая, что «долг всякого
гражданина - честными трудами поддерживать общее
благосостояние»), но добился немного, учитывая его способности.
Его утомляла беспокойная, деятельная натура Ольги, и поэтому
Обломов мечтал, чтобы она успокоилась и тихо, сонно прозябала бы
с ним, «переползая из одного дня в другой». Поняв, что Ольга
никогда на это не согласится, Илья решает расстаться с ней.
Разрыв с Ольгой обозначал для Обломова возврат к прежним
привычкам, окончательное духовное падение. В жизни с Пшеницы-ной
Илья Ильич нашел бледное отражение своих мечтаний и «решил, что
идеал его жизни осуществился, хотя без поэзии...».
Приложив немало усилий к пробуждению в Обломове тяги к
деятельности, Ольга вскоре убеждается, по выражению Добролюбова,
«в его решительной дрянности», то есть в неспособности к
духовному преобразованию, и бросает его.
Пройдя через любовь и разочарование, Ольга стала серьезнее
относиться к своим чувствам, она так нравственно выросла, что
Штольц не узнал ее, встретившись через год, и долго мучился,
пытаясь разгадать причину разительных перемен в Ольге.
Понять ее сердце Штольцу было настолько трудно, что «с него
немного спала спесивая уверенность в своих силах». Выслушав
исповедь Ольги о «прогулках, о парке, о своих надеждах, о
просветлении и падении Обломова» и получив от нее согласие на
брак, Андрей говорит самому себе: «Все найдено, нечего искать,
некуда идти больше!» Однако это вовсе не означает, что он
погружается в нечто похожее на обломовскую апатию. Семейная
жизнь Штольца способствовала гармоничному, взаимообогащающему
развитию обоих супругов. Однако теперь Андрей успокоился, он
всем доволен, а Ольгу мучат сомнения: что дальше? неужели
жизненный круг замкнулся? Штольц говорит ей: «Мы не пойдем... на
дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова,
склоним головы и смиренно переживем трудную минуту». Он понимал,
что Ольга переросла его, «видел, что прежний идеал его женщины и
жены недосягаем, но он был счастлив» и стал лишь бледным
отражением Ольги, в которой, по выражению Добролюбова, «более,
нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь».
Обломов и Штольц - люди с разным мировосприятием, а
следовательно, и разными судьбами. Главное их отличие в том, что
деятельный, энергичный Штольц сумел правильно распорядиться
своей жизнью и природными талантами, пытаясь «донести сосуд
жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно». А у
мягкого, доверчивого Обломова не хватало силы воли противостоять
трудностям жизни и отстаивать свое право на существование и
самореализацию. Он «свое уменье затерял еще в детстве, в
Обломовке, среди теток, нянек и дядек. Началось с неуменья
надевать чулки и кончилось неуменьем жить» СН. А. Добролюбов).