Немецкая литература эпохи возрождения. В

НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА – немецкоязычные литературы Германии, Австрии и Швейцарии. За основу принята традиционная периодизация развития немецкого языка – древневерхненемецкий, средневерхненемецкий и нововерхненемецкий периоды. Первый период заканчивается ок. 1050, а перевод Библии, выполненный М.Лютером в 1534, знаменует начало третьего периода.

На рубеже 18–19 вв. литературным центром Германии по праву считался Веймар, давший название периоду позднего Просвещения – «веймарский классицизм». Между тем набрал силу романтизм. Однако были в эту эпоху три писателя, стоявшие особняком, – Жан Пауль, автор пространных романов; поэт-пророк Гёльдерлин и Клейст, автор комедий и увлекательных пьес.

Романтизм. Уже в 18 в. в Германии, Франции и Англии выявились тенденции, обещавшие грядущий «романтический переворот», который и состоялся в этих странах на рубеже веков. Зыбкость, текучесть составляла самую суть романтизма, проводившего идею недостижимой цели, вечно манящей поэта. Как и философские системы Фихте и Шеллинга, романтизм рассматривал материю как производное духа, считая, что творчество есть символический язык вечного, а полное постижение природы (научное и чувственное) раскрывает совокупную гармонию бытия.

Для берлинца В.Г.Ваккенродера (1773–1798) и его друга Тика подлинным открытием стал средневековый мир. Некоторые эссе Ваккенродера, собранные в его и Тика книге Сердечные излияния монаха, любителя искусств (1797), отражают этот эстетический опыт, подготавливая специфически романтическую концепцию искусства. Самым видным теоретиком романтизма был Шлегель, чьи эстетические и историко-философские работы о культуре Европы и Индии оказали огромное воздействие на литературную критику далеко за пределами Германии. Ф.Шлегель был идеологом журнала «Атеней» («Atheneum», 1798–1800). Вместе с ним в журнале сотрудничал его брат Август Вильгельм (1767–1845), тоже одаренный критик, который оказал влияние на концепции Колриджа и способствовал распространению идей немецкого романтизма в Европе.

Тик, на практике воплощавший литературные теории своих друзей, стал одним из известнейших авторов того времени. Из ранних романтиков самым одаренным был Новалис (наст. имя – Ф.фон Харденберг), чей незаконченный роман Генрих фон Офтердинген заканчивается символической волшебной сказкой об освобождении материи через дух и утверждением мистического единства всего сущего.

Теоретическая основа, заложенная ранними романтиками, обеспечила необычайную литературную продуктивность следующего поколения. В это время были написаны знаменитые лирические стихотворения, положенные на музыку Ф.Шубертом, Р.Шуманом, Г.Вольфом, и чарующие литературные сказки.

Гердеровское собрание европейской народной поэзии нашло романтический эквивалент в чисто немецкой антологии Волшебный рог мальчика (1806–1808), изданной А.фон Арнимом (1781–1831) и его другом К.Брентано (1778–1842). Крупнейшими собирателями среди романтиков были братья Гримм, Якоб и Вильгельм. В своем прославленном собрании Детские и семейные сказки (1812–1814) они выполнили сложнейшую задачу: обработали тексты, сохранив своеобразие народной сказки. Вторым делом жизни обоих братьев стало составление словаря немецкого языка. Они издали также ряд средневековых манускриптов. Сходными интересами отличался и либерально-патриотически настроенный Л.Уланд (1787–1862), чьи баллады в стиле народной поэзии пользуются известностью по сей день, равно как и некоторые стихи В.Мюллера (1794–1827), положенные на музыку Шубертом. Большим мастером романтической поэзии и прозы (Из жизни одного бездельника , 1826) был Й.фон Эйхендорф (1788–1857), в творчестве которого отозвались мотивы немецкого барокко.

В полуреальном-полуфантастическом мире разворачивается действие лучших новелл этой эпохи – например в Ундине (1811) Ф.де ла Мотт Фуке и Удивительной истории Петера Шлемиля (1814) А. фон Шамиссо. Выдающийся представитель жанра – Гофман. Похожие на сновидения фантастические повествования снискали ему мировую славу. Причудливые новеллы В.Хауфа (1802–1827), с их реалистическим фоном, предвещали новый художественный метод.

Реализм. После смерти Гёте в 1832 классически-романтический период в немецкой литературе подошел к концу. Политическая реальность эпохи не соответствовала возвышенным представлениям писателей предшествующего периода. В философии, которая повернула к материализму, ведущее место принадлежало Л.Фейербаху и К.Марксу; в литературе все больше внимания уделялось социальной действительности. Лишь в 1880-е реализм был потеснен натурализмом с его радикальными программами.

Творчество некоторых авторов, родившихся на рубеже столетий, носило переходный характер. Пейзажная лирика Н.Ленау (1802–1850) отражала отчаянные поиски мира и покоя. Ф.Рюккерт (1788–1866), подобно Гёте, обратился к Востоку и виртуозно воссоздал на немецком языке его поэзию; в то же время в стихах (Сонеты в латах , 1814) он поддержал освободительную войну против Наполеона. Борьба Польши за независимость стала темой многих стихов А.фон Платена (1796–1835), который последние годы жизни провел в Италии, воспевая в совершенных по форме стихах свой вечный идеал – Красоту. Э.Мёрике (1804–1875) развивал в своей поэзии богатое литературное наследие минувшего.

Не приемля ухода большинства тогдашних авторов от действительности в мир воображаемый, мнимый, группа либеральных литераторов «Молодая Германия» провозгласила идеалы гражданственности и свободы. Особое место среди них занимает Л.Бёрне (1786–1837), но из великих писателей в это движение, хотя и временно, входил только один – Гейне. С годами горький контраст между грезой и реальностью привнес в творчество поэта иронию и эмоциональный разлад. В поздних повествовательных поэмах Атта Троль (1843) и Германия. Зимняя сказка (1844) Гейне вполне выявил яркое сатирическое дарование.

Растущим осознанием роли среды характеризуется развитие прозы в середине и конце 19 в. Лучшие достижения относятся к жанру новеллы, который успешно культивировался в Германии примерно с 1800. Однако в силу ограниченного объема новелла не могла воплотить судьбоносные общественно-политические перемены в жизни нации. К.Л.Иммерман (1796–1840) в романе Эпигоны (1836) – название, символичное для всего послегётевского периода – попытался изобразить крах старого общественного порядка под натиском меркантильности. Безнравственному обществу Иммерман в Обергофе , одной из частей романа Мюнхгаузен (1838–1839), противопоставил образ «здорового» прямодушного крестьянина. Жизни крестьян посвящены и романы швейцарца И.Готхельфа (псевд.; наст. имя – А.Битциус, 1797–1854).

Появляются первые удачные романы на диалектах, в частности произведения Ф.Ройтера (1810–1974) на нижненемецком Из времен французского нашествия (1859) и его продолжения. Интерес читателей к чужеземной жизни удовлетворяли такие писатели, как Ч.Зилсфилд (наст. имя К.Постль, 1793–1864), чья книга Судовой журнал (1841) во многом способствовала формированию у немцев образа Америки.

Черпая вдохновение в родной Вестфалии, немецкая поэтесса Аннетта фон Дросте-Гюльсгоф (1797–1848) создала собственный лирический язык, вторящий голосу природы. Лишь в 20 в. открылось значение трудов австрийца А.Штифтера (1805–1868), который сосредоточил внимание на первоосновах существования в природе и обществе (Этюды , 1844–1850). Его идиллический роман Бабье лето (1857) отмечен консервативными тенденциями, усилившимися после революции 1848, и верностью гуманистическому идеалу в духе Гёте; герои Штифтера нередко приходят к стоическому смирению. Этот же мотив играет важную роль в творчестве уроженца Северной Германии Т.Шторма (1817–1888). Вслед за ранними лирическими новеллами – среди них особо выделяется Иммензее (1850) – вышли еще более впечатляющие Aquis submersus (лат.; Поглощение водами , 1876) и Всадник на белом коне (1888). В.Раабе (1831–1910), в поисках прибежища от пессимизма, погрузился в диковатый мир одиноких маленьких людей. Начиная с Хроники Воробьиной улицы (1857) он продолжал традицию юмористического романа, которая в Германии восходит к Жану Паулю.

Поэтический реализм, который ряд критиков усматривает во всей художественной прозе этого периода, легко уясняется на примере швейцарского романиста Келлера (1819–1890). Опираясь на философиюФейербаха, он обнаруживал чудо красоты даже под самой невзрачной наружностью. В своем творчестве он достиг гармонии реальности и поэтического вúдения. Соотечественник Келлера К.Ф.Мейер (1825–1898) писал изящные исторические новеллы, в частности из эпохи Возрождения (Женитьба монаха , 1884). Как в прозе, так и в стихах Мейер наделял обстоятельства символическим значением. Совершенство формы характерно и для рассказов плодовитого и в свое время очень популярного П.Гейзе (1830–1914). Т.Фонтане (1819–1898) разделял интерес своих предшественников к истории (баллады и роман Шах фон Вутенов , 1883) и родной провинции (Странствия по марке Бранденбург , 1862–1882). Особенно удался Фонтане анализ столичного общества в романе Эффи Брист (1895).

Литература 20 в. Ура-патриотизм, наигранный оптимизм и сказочный характер целого ряда литературных произведений конца 19 в. характеризуют фон, на котором развивалась современная немецкоязычная литература. Бунт против этих тенденций начался с возникновения натурализма и не прекращался до тех пор, пока нацисты не надели на литературу смирительную рубашку. Для всего этого периода характерно широчайшее экспериментаторство, когда многие писатели становились добычей того или иного литературного увлечения.

Немецкий натурализм имел предшественников во Франции и Скандинавии. Согласно тогдашним философским и естественно-научным теориям, личность определяли наследственность и среда. Писателя-гуманиста интересовала теперь прежде всего уродливая реальность индустриального общества, с его нерешенными социальными проблемами.

Наиболее типичным поэтом-натуралистом был А.Хольц (1863–1929); в области романа не было сколько-нибудь ярких открытий. Однако столкновения разнородных персонажей, чья несвобода усугублялась детерминизмом, способствовали появлению ряд драматических произведений, не утративших своего значения.

Непреходящую литературную ценность обеспечил своим произведениям Гауптман, начавший как натуралист и неуклонно расширявший рамки своего творчества, вплоть до классицизма (пьесы на античные сюжеты), в чем он вполне сравним с Гёте. Многообразие, присущее драмам Гауптмана, обнаруживается и в его повествовательной прозе (Юродивый Эмануэль Квинт , 1910; Приключение моей юности , 1937).

С появлением новаторских работ Фрейда центр тяжести в литературе сместился от социальных конфликтов к более субъективному исследованию реакций индивида на окружение и самого себя. В 1901 А.Шницлер (1862–1931) опубликовал повесть Лейтенант Густль , написанную в форме внутреннего монолога, и ряд импрессионистических театральных зарисовок, где сплавлены тонкие психологические наблюдения и картины деградации столичного общества (Анатоль , 1893; Хоровод , 1900). Вершина поэтических достижений – творчество Д.Лилиенкрона (1844–1909) и Р.Демеля (1863–1920), создавших новый поэтический язык, способный ярко выразить лирический опыт. Гофмансталь, соединив стилистику импрессионизма с австрийской и общеевропейской литературной традицией, создал необычайно глубокие стихи и несколько поэтических пьес (Глупец и смерть , 1893).

Тогда же вспыхнул интерес к творчеству Ницше, чей анализ традиционной морали опирается на его знаменитый тезис «Бог умер». С точки зрения литературы, блестящий язык Ницше, особенно в работе Так говорил Заратустра (1883–1885), стал образцом для целого поколения, а некоторые идеи философа вылились в замечательные, строгие по форме стихи Георге, чья поэзия перекликается с французским символизмом и английскими прерафаэлитами. С Георге связано формирование кружка писателей, находившихся во многом под его влиянием и перенявших от него интерес к ряду полузабытых аспектов культурной традиции. В противоположность элитарному миссионерству Георге, Рильке был сосредоточен на себе и своем искусстве. Бессмысленные ужасы Первой мировой войны заставили его искать собственное эзотерическое миропонимание в Дуинезских (Дуинских) элегиях (1923) и Сонетах к Орфею (1923), которые по праву считаются вершинами поэзии.

Не менее значительные достижения имели место и в прозе. Т.Манн – самый выдающийся представитель плеяды писателей, среди которых был и его старший брат Г.Манн (1871–1950), известный своими сатирическими и политическими романами.

Если у Томаса Манна центральной темой оказывается дихотомия жизни и искусства (частный случай – антитеза «бюргер – художник»), то Кафка в посмертно опубликованных романах Процесс , Замок и Америка поставил проблему существования как такового. В своей визионерской объективации прихотливых процессов человеческого мышления, в конечном счете направленных к разгадке вечной тайны бытия, Кафка создал собственный мифологический мир, и его творчество оказало большое влияние на европейскую литературу. Выразительный размах и главная тема (крушение монархии) Р.Музиля (1880–1942) обнаруживаются и в романах его соотечественника Х.фон Додерера (1896–1966) Штрудльхофская лестница (1951) и Бесы (1956). Ранние произведения Гессе, проникновенные автобиографические романы Х.Кароссы (1878–1956) и поиски «чистой» жизни в романе Простая жизнь (1939) Э.Вихерта (1877–1950) тесно связаны с немецкой литературной традицией. Поздние романы Гессе отражают смятение индивида после Первой мировой войны и свидетельствуют о влиянии психоанализа (Демиан , 1919; Степной волк , 1927) и индийского мистицизма (Сиддхартха , 1922). Главный его роман, Игра в бисер (1943), соединяя в себе утопию и реальность, как бы подытоживает взгляды писателя. Переломные исторические эпохи, кризис религиозного сознания стали излюбленным материалом для таких романистов, как Рикарда Хух (1864–1947), Гертруда Ле Форт (1876–1971) и В.Бергенгрюн (1892–1964), тогда как Цвейга привлекали демонические порывы великих исторических личностей. Первая мировая война вызвала к жизни целый ряд значительных произведений: апокалипсические сцены Последние дни человечества (1919) венского эссеиста К.Крауса (1874–1936), иронический Спор об унтере Грише (1927) Цвейга, необычайно популярный роман Ремарка На Западном фронте без перемен (1929). Впоследствии Ремарк закрепил этот успех остросюжетными романами (Триумфальная арка , 1946).

После Первой мировой войны настоятельно заявила о себе потребность в новых ценностях. Экспрессионисты громко и резко провозгласили реформу общества и индивида. Миссионерский пыл вызвал к жизни выдающиеся стихи пророческого Г.Тракля (1887–1914) и Ф.Верфеля (1890–1945). Ранняя проза Верфеля тоже относится к экспрессионизму, но в более поздних его романах возобладали исторические и религиозные мотивы (Сорок дней Муса Дага , 1933; Песнь Бернадетте , 1941). Точно так же А.Дёблин (1878–1957) после социально-психологического романа Берлин, Александерплац (1929), стилистикой («поток сознания») напоминающего Дж.Джойса, обратился к поискам религиозных ценностей.

Литература третьего рейха. После прихода нацистов к власти свыше 250 немецких писателей, поэтов, литераторов покинули страну – Т. и Г. Манны, Ремарк, Фейхтвангер, Цвейг, Брехт и др. 10 мая 1933 по инициативе министра пропаганды Геббельса была устроена акция сожжения книг. На территориях университетов в костры летели книги прогрессивных немецких и зарубежных писателей и мыслителей.

Часть оставшихся в стране писателей отошла от литературной деятельности. Остальным предлагалось писать в рамках четырех жанров, утвержденных 8-м управлением Министерства просвещения и пропаганды и Имперской палатой литературы, которую с 1933 возглавлял драматург Ханс Йос. Это были: 1) «фронтовая проза», воспевающая фронтовое братство и романтизм военного времени; 2) «партийная литература» – произведения, отражающие нацистское мировоззрение; 3) «патриотическая проза» – националистические произведения, с акцентом на немецкий фольклор, мистическую непостижимость германского духа; 4) «расовая проза», возвеличивающая нордическую расу, ее традиции и вклад в мировую цивилизацию, биологическое превосходство арийцев над остальными «неполноценными» народами.

Наиболее талантливые произведения на немецком языке в этот период были написаны в среде писателей-эмигрантов. В то же время ряд способных литераторов были привлечены к сотрудничеству с Третьим рейхом – Эрнст Глезер, Ханс Гримм, чей роман Народ без пространства широко использовался нацистской пропагандой. Эрнст Юнгер – в эссе Рабочий. Господство и гештальт , О боли, в романе На мраморных утесах (1939) развивал образ солдата-рабочего – героической фигуры, подводящей черту «бюргерской эпохе». Готфрид Бенн отстаивал эстетическую сторону нацистского нигилизма, увидев в национал-социализме «поток наследственной жизнеутверждающей энергии». Гюнтер Вайзенборн и Альбрехт Хаусхофер (Моабитские сонеты) отважились критиковать нацизм в своих произведениях, за что были подвергнуты преследованиям.

В рамках стандартных требований нацистской пропаганды работали Вернер Бумельбург – романы о фронтовом товариществе, Агнес Мегель – провинциальная «народная» литература, Рудольф Биндинг и Беррис фон Мюнхаузен – эпические поэмы о рыцарстве и мужских доблестях.

В целом период нацистского тоталитаризма явился значительным испытанием для литераторов Германии, поставив каждого перед выбором, причем не столько эстетическим, сколько политическим.

Современные тенденции. После Второй мировой войны центр внимания переместился с ужасов войны к проблеме вины. Страдания евреев и уничтожение народа при гитлеризме нашли особенно яркое отражение в творчестве двух поэтов – П.Целана (1920–1970) и Нелли Закс, которые подняли эту тему на уровень страданий всего человечества. В 1966 Нелли Закс была удостоена Нобелевской премии по литературе. Среди писателей социалистической ориентации особого упоминания заслуживает Анна Зегерс (1900–1983), с ее романом Седьмой крест (1942) – историей побега из концентрационного лагеря.

Отчаяние истерзанного войной молодого поколения, давшего т.н. «литературу на руинах», отчетливо сквозит в радиопьесе В.Борхерта (1921–1947) На улице перед дверью (1947). Военная тема нашла свое отражение и в сюрреалистическом кошмаре романа Город за рекой (1947) Г.Казака (1896–1966), и в экзистенциалистской атмосфере таких романов Х.Э.Носсака (1901–1977), как Некийя (1947) и Немыслимое судебное следствие (1959), и в поздних стихах Г.Бенна (1886–1956).

В послевоенные годы крупнейших писателей дала швейцарская немецкоязычная литература. Гротескные пьесы Ф.Дюрренматта безжалостно обнажили продажность человеческой натуры. М.Фриш (1911–1991) подтвердил закономерность своей славы такими пьесами, как Бидерман и поджигатели (1958) и Андорра (1961). Тема самообретения и отчуждения, впервые затронутая в романах Штиллер (1954) и Homo Faber (1957), обернется причудливой «игрой в повествование» в Назову себя Гантенбайн (1964). Фришевские Дневники 1966–1971 (1972) отражают сложнейшую природу современных художественных и идеологических пристрастий.

После поражения Германии во Второй мировой войне Советский Союз и западные оккупационные державы пытались возродить культурную жизнь страны, поощряя ее поворот к немецким классическим и гуманистическим традициям. В первые годы после войны на востоке Германии в театральном репертуаре, включавшем, например, пьесы Ж.Ануя, Ж.-П.Сартра, Т.С.Элиота, Т.Уайлдера, Т.Уильямса, трудно было найти существенные отличия от репертуара в западных зонах оккупации. Но по мере нарастания «холодной войны» оккупационные державы стали постепенно перестраивать и свою культурную политику. В Восточной Германии терпимость в области литературной политики быстро сменилась диктатом социалистического реализма. Развитие восточногерманской литературы прошло через серию «заморозков», обусловленных в основном внешнеполитическими событиями: 1949–1953 – от образования двух немецких государств до смерти Сталина; 1956–1961 – от восстания в Венгрии до сооружения Берлинской стены; 1968–1972 – от советского вторжения в Чехословакию до дипломатического признания ГДР со стороны ФРГ и международного сообщества; 1977–1982 – от изгнания поэта В.Бирмана до относительной стабилизации. Между «заморозками» в ГДР отмечались короткие периоды либерализации. Для начального периода типичны О тех, кто с нами (1951) Э.Клаудиуса (1911–1976), Бургомистр Анна (1950) Ф.Вольфа (1888–1953) и Кацграбен (1953) Э.Штритматтера (1912–1995).

Один из самых человечных романов послевоенной литературы, Голый среди волков (1958; в рус. переводе – В волчьей пасти ) Б.Апица (1900–1979), повествует о невообразимых усилиях узников концлагеря, спасающих от палачей маленького ребенка. В романе Якоб-лжец (1968) Ю.Беккер (р. 1937) обращается к теме восстания в варшавском гетто. Целый ряд «романов возвращения» («Ankunftsromane») отобразил сложности перехода от фашистской идеологии к социалистической, например Приключения Вернера Хольта (1960, 1963) Д.Нолля (р. 1927). Г.Кант (р. 1926) в Актовом зале (1964) с изрядной долей юмора поведал об учебе и воспитании молодых рабочих в период формирования ГДР. Биттерфельдское движение (1959) потребовало усиленного внимания к проблемам рабочего класса. Вплоть до 1989 руководство ГДР продолжало поддерживать группы самодеятельных писателей из рабочей среды, давшие начало т.н. «литературе вступления» (по названию романа Бригитты Райман Вступление , 1961) – романы След камней (1964) Э.Нойча (р. 1931), Оле Бинкоп (1964) Штритматтера и др. Криста Вольф (р. 1929) в своем первом романе Расколотое небо (1963) пишет о женщине, вынужденной выбирать между любовью и социализмом.

Западногерманская «Группа 47» («Gruppe 47») объединяла большинство крупнейших немецких прозаиков и критиков. Двое самых знаменитых, У.Йонзон (1934–1984) и Грасс, переехали на Запад из Восточной Германии. Романы Йонзона Догадки о Якобе (1959) и Третья книга об Ахиме (1961) раскрывают тягостный психологический и житейский разлад в расколотой стране. В трилогии Годовщины (1970, 1971, 1973) за подробными историями жизни встает сама История. К Грассу мировая известность пришла после выхода в свет романа Жестяной барабан (1959). Среди других значительных прозаиков – Бёлльи А.Шмидт (1914–1979). Обесчеловечению на войне посвящены ранние рассказы и романы Бёлля. Вершиной творчества Шмидта, отмеченного художественным поиском, считается монументальный Сон Цеттеля (1970).

Начиная с 1970-х в ФРГ наметился отход от политизированной литературы. Произведения австрийца П.Хандке (р. 1942) исследовали психологические и общественные структуры, лежавшие в основе эстетических и языковых условностей. В его Страхе вратаря перед одиннадцатиметровым (1970) воссоздана параноидная реальность, а в Коротком письме к долгому прощанию (1972) – постепенное излечение от подобной картины мира. Утраченная честь Катарины Блум (1975) Бёлля и Рождение сенсации (1977) Вальрафа разоблачали губительное могущество шпрингеровской газетной империи. Под конвоем заботы (1979) Бёлля исследует воздействие терроризма на жизнь и общественные институты Германии. Эстетика сопротивления (1975, 1978, 1979) и «народные пьесы» Ф.К.Крёца (р. 1946) критически осмысливали «пролетарский» период истории и, соответственно, современную жизнь. Однако на первый план выходила исповедальная открытость. От Монтока (1975) Фриша до Ленца (1973) П.Шнайдера (р. 1940) и Юности (1977) В.Кёппена (1906–1996) авторы постепенно переходили от политической проблематики к личному опыту.

Тенденция к субъективности и автобиографизму наметилась также в Восточной Германии. Размышления о Кристе Т. (1968) Кристы Вольф обозначили этот сдвиг, повествуя о проблемах молодой женщины, ищущей себя; Образы детства (1976) и Нет места. Нигде (1979) продолжили эту интимно-психологическую линию. Литература ГДР не прошла мимо темы феминизма, хотя и в социалистическом аспекте (Кассандра , 1984, Кристы Вольф; Франциска Линкерханд , 1974, Бригитты Райман, 1936–1973; Карен В. , 1974, Герти Тецнер, р. 1936; Женщина-пантера , 1973, Сары Кирш, р. 1935; Жизнь и приключения трубадура Беатрисы , 1974, Ирмтрауд Моргнер, р. 1933).

После объединения Германии актуальными становятся поиски выхода за пределы поля тяготения темы «немецкой военной вины». Немецкое общество все больше приобретает черты мобильного общества среднего класса, превращаясь в соответствии с идеологией М.Уэльбека в своего рода огромный супермаркет – идей, вещей, отношений и т.д. Наиболее интересно эти тенденции Германии 1990-х преломились в творчестве Кристиана Крахта (р. 1966). Герой его культового романа Faserland (1995) – до мозга костей потребитель, но потребитель «продвинутый», с большим уважением относящийся к «правильному» выбору фирм-изготовителей одежды, обуви, еды и т.п. Чтобы довести свой образ до совершенства, ему не хватает интеллектуального увлечения, которое бы окончательно дополнило его «светлый образ». С этой целью он разъезжает по Европе, однако все, с чем ему приходится встретиться, вызывает у него тошноту в прямом и переносном смысле.

Герой другого произведения К.Крахта – 1979 – интеллектуал, оказавшийся в «горячих точках» 1979 года приблизительно по той же причине, что и герой Faserland"а . Разница между продвинутым потребителем 1995 и обкуренным расслабленным интеллектуалом 1979 не так велика, как кажется на первый взгляд. Они оба – своего рода интеллектуальные туристы, желающие получить некие сущностные жизненные ценности извне в готовом виде. Но тактика внешнего заимствования не дает результата и делает очевидной необходимость сделать усилие иного рода – продвинуться внутрь себя и своей личной истории. Однако тут вступают в силу соображения политкорректности – как бы не «въехать» во что-нибудь неприглядное, вроде нацизма.

В 1999 Крахт и четверо его друзей-писателей – Беньямин фон Штукрад-Барре (автобиографические романы Соло-альбом , Лайв-альбом , Ремикс ), Никель, фон Шенбург и Бессинг сняли номер в дорогой гостинице и в течение трех дней вели диспуты на популярные темы, касающиеся разных сторон современной жизни. Их разговоры, записанные на пленку, были изданы книгой Королевская печаль – своего рода манифестом новой генерации немецких писателей. Суть его – в признании поверхностности главной добродетелью современности, поскольку «глубинные» поиски предыдущих поколений ни к чему хорошему не привели. Поэтому новое поколение предпочитает держаться на поверхности повседневности и поп-культуры – моды, ТВ, музыки. В этом духе, помимо упомянутых авторов, пишут Райнальд Гец, Эльке Наттерс и др. В антологии 16 молодых немецких писателей Месопотамия , составленной К.Крахтом, также речь идет о поиске средств от скуки и безразличия. Удастся ли молодому поколению не заблудиться по дороге от ночного клуба к модному бутику и обнаружить свой «свет в конце тоннеля», покажет время.

В свою очередь, представительница предыдущего поколения – австрийская писательница Эльфрида Елинек (1946), лауреат Нобелевской премии 2003 по литературе, не отказывается от возможности вскрыть, проанализировать законы функционирования так называемого цивилизованного общества, а также обыденного и классового сознания. По мнению писательницы, именно в них заложены зародыши насилия, впоследствии развивающиеся в женский и сексуальный деспотизм, насилие на работе, терроризм, фашизм и т.п. Наиболее известны романы Елинек Любовницы , Пианистка , Перед закрытой дверью , Похоть , Дети мертвецов .

Повседневность, скука обыденной жизни – чрезвычайно распространенная тема в современной немецкой литературе. Подробными меланхолическими описаниями привычных банальностей жизни полны книги молодых авторов – Майке Вецель, Георг-Мартин Освальд, Юлия Франк, Юдит Херманн, Штефан Бойзе, Роман Бернхоф. Николе Бирнхельм в рассказе Две минуты вокзала передает давящее ощущение немого запрета на проявление чувств, страх взгляда и прикосновения, отгороженность и одиночество граждан. Инго Шульце в романе Simple Storys предается ностальгии по ГДР, пунктуально перечисляя подробности жизни немецкой семьи при социализме – привычки, поездки, образ жизни, мелкие события.

К своеобразному развлекательному чтению для интеллектуалов может быть отнесено творчество Патрика Зюскинда (1949) – его роман Парфюмер (1985), а также новеллы Голубь, История господина Зоммера, роман Контрабас и др. вывели автора в разряд лидеров мировых продаж в области популярной литературы. Зюскинд расценивает свое писательство как отказ от «беспощадного принуждения к глубине», которого требует критика. Его герои обычно испытывают сложности в поисках своего места в мире, в установлении контактов с другими людьми, от любого рода опасностей они склонны замыкаться в своем маленьком мирке. Писателя интересуют также темы становления и крушения гения в искусстве.

Вызывают интерес и произведения-исповеди – роман Крэйзи молодого автора Беньямина Леберта об откровениях подростка, страдающего легкой формой паралича, мгновенно разошелся 300-тысячным тиражом. Повесть Томаса Бруссига Солнечная аллея – о живущих рядом с Берлинской стеной подростках, влюбленных и непоседливых, утверждает, что воспоминания, связанные с тоталитарным периодом, могут быть светлыми и счастливыми. Психологический роман Михаэля Лентца Объяснение в любви написан в манере «потока сознания» – он о кризисе брака, о новой любви, о городе Берлине.

После объединения Германии в немецкой литературе стало развиваться «историческое направление» – Михаэль Кумпфмюллер пишет о противостоянии в недалеком прошлом двух Германий и судьбах людей, оказавшихся между двумя системами. В романах Кристофа Брумме (1966) Ничего, кроме этого , Тысяча дней , Одержимые ложью , в эссе Город после стены речь также идет об изменениях, связанных с падением Берлинской стены. Немецким писателям интересны фрагменты и русской истории – Гюнтер Грасс написал книгу Траектория краба , в основу которой взят рассказ писателя-документалиста Гейнца Шена о советской подводной лодке С-13 под командованием Александра Маринеско. Вальтер Кемповски издал 4-х томный Эхолот – коллективный дневник января-февраля 1943 года, приуроченный к 50-летию Сталинградской битвы, и продолжает работать над Эхолотом-2 , охватывающем 1943–1947. Его же перу принадлежит автобиографический роман В тюремной камере – о 8-летнем заточении в немецком НКВД.

В современной Германии вышел сборник 26 авторов, чьи родители не являются немцами, но они родились, выросли и живут в Германии, – Morgen Land. Новейшая немецкая литература . В молодежном альманахе Икс. Игрек. Зет. печатаются первые рассказы и эссе немецких подростков.

Продолжают выходить книги писателей старшего поколения. Большой резонанс получила книга Мартина Вальзера (1927) Смерть критика – на писателя посыпались обвинения в антисемитизме из-за национальности прототипа его героя. Продолжают выходить книги Хуго Лечера (1929) – сборник новелл Горб (2002) и др. Появилось немало новых имен – Арнольд Штадлер, Даниэль Кельман, Питер Хег, Эрнст Йандль, Карл Валентин, Райнер Кунце, Хайнрих Белль, Хайнц Эрхардт, Йоко Тавада, Лориот, Р.Майер и др.

Немецкоязычную прозу сегодня представляют и авторы из Австрии и Швейцарии. Помимо упомянутой выше лауреата Нобелевской премии Эльфриды Елинек, известность приобрели австрийские писатели Йозеф Хазлингер и Марлена Штрерувиц. В романе Венский бал (1995) Хазлингера задолго до событий московского Норд-Оста предсказана возможность газовой атаки террористов в Венской опере. Роман Марлены Штрерувиц Без нее – о десяти днях женщины, приехавшей в другую страну в поисках документов о некоем историческом лице. Швейцарская писательница Рут Швайкерт – роман Закрыв глаза – пишет экзистенциальную прозу, которая продолжает доминировать в европейской литературе. Другой автор из Швейцарии – Томас Хюрлиман известен мини-романом Фройляйн Штарк , действие которого разворачивается в древней монастырской библиотеке, где 13-летний подросток открывает для себя мир любви и книг.

В целом положение писателя в Германии после объединения изменилось. Мало кто из литераторов может позволить себе жить на гонорары. Писатели участвуют в фестивалях, читают лекции, выступают с авторскими чтениями, в том числе за пределами страны. «В эпоху перемен писатель может свободно выражать себя, но его слова не имеют морального веса, – считает Михаэль Лентц. – Пытаясь быть пророком, писатель рискует сегодня попасть в смешное положение».

ЛИТЕРАТУРА Затонский Д.В. Австрийская литература в ХХ столетии . М., 1985
Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV–XVII вв . М., 1955
Неустроев В.П. Немецкая литература эпохи Просвещения . М., 1958
Немецкие баллады . М., 1959
Австрийская новелла ХIХ в . М., 1959
История немецкой литературы , тт. 1–5. М., 1962–1976
Немецкая новелла ХХ века . М., 1963
Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы . Л., 1972
Немецкие волшебно-сатирические сказки . Л., 1972
Немецкая старина. Классическая и народная поэзия Германии XI–XVIII вв . М., 1972
Золотое сечение: Австрийская поэзия ХIХ–ХХ веков в русских переводах . М., 1977
Избранная проза немецких романтиков , тт. 1–2. М., 1979
История литературы ФРГ . М., 1980
Австрийская новелла ХХ в . М., 1981
История литературы ГДР . М., 1982
Поэзия немецких романтиков . М., 1985
Немецкие шванки и народные книги ХIV века . М., 1990
Альпы и свобода . М., 1992

Чаще 15-16 века характеризуют как гуманизм или называют «культурой реформации». Гуманизм – это мировоззрение и философские взгляды, которых придерживались деятели искусства. В Германии возрождение искусства и литературы происходило весьма своеобразно.

В 15-16 вв. происходит экономический подъем. Наиболее интенсивно развиваются окраины на пересечении торговых путей. Экономическому подъему не сопутствовала централизация. Хотя во Франции и в Англии это всегда связано с централизацией. Происходили объединения в местном масштабе, что приводило к политической борьбе. Расслоение рыцарства, горожан и духовенства. 1524-1525 гг. – крестьянская война. Гуманизм в Германии в узком смысле – это гуманизм ученых, занимающихся критикой священных книг. Критики: Иоганн Рейхлин, Ульрих фон Гутте. И.Рейхлин – первый критик Ветхого Завета, изучает древние языки, именно его деятельность подготовила гуманизм. Гутте – политический деятель и сатирик. Политическая деятельность против папского Рима, его сатира антиклерикальна. «Сборник писем темных людей» – дурацкая литература, характерна для Германии эпохи гуманизма. Темные люди – и неизвестные, и тупые. Сборник как бы направлен против Рейхлина, но на самом деле выставляет взгляды его противников в темном свете.

Особенности:

۰Именно в Германии гуманизм был связан с религией и реформацией. Бюргерство, которое в начале было прогрессивной силой, как и буржуазия во всех странах, довольно быстро теряет передовые позиции, напуганная революционными восстаниями народа. Однако в 15-16 вв. бюргерство представляет еще силу.

۰Литература тяготеет к сатире. Сатириками были все виднейшие писатели-гуманисты, такого нет ни в одной другой стране. Во взлете сатиры заложено стремление освободить народ от пут средневековья. Нет всеобъемлющей программы: нет утопистов (Мор, Кампанелла), но зато сатирики всегда знают как «не надо». Особым нападкам сатиры подвергается папский Рим, который своим влиянием препятствовал развитию Германии. По жесткости перегнали итальянцев.

۰В немецком гуманизме отсутствует важная черта – влюбленность в чувственное великолепие мира. Эпикурейская тенденция очень слаба (Эпикуреизм – наслаждение всеми радостями жизни). 1472 – перевод «Декамерона» Дж. Боккаччо на немецкий язык. Акцент на трогательные новеллы и на новеллы, осмеивающие попов и монахов. Весь эротический слой оказывается невостребованным. В Германии нет своего Боккаччо, это связано с религиозным характером немецкого гуманизма и отсутствием полного детального знакомства с античной культурой. Для Италии античность – земная школа мудрости и образец эстетического совершенства. Для Германии это, прежде всего, арсенал оружия в борьбе с католической реакцией. Наиболее популярен Лукиан и его форма сатирического диалога.



۰Наиболее важное: внимание к Библии и религиозным вопросам. Эразм Ротердамский главным своим произведением считал перевод Евангелие на латынь и издание его текста с комментариями. Немецкие гуманисты пытаются сокрушить католическую церковь, освободить человеческое сознание от диктатуры церкви. Реформация почти во всех странах начинается с перевода Библии на родной язык, это позволяет каждому верующему самому читать, поэтому реформация, прежде всего, очень демократична. Но впоследствии реформация, подготовленная гуманизмом, оборачивается против гуманизма, а Мартин Лютер становится гонителем гуманизма.

۰Тесная связь с традициями позднего средневековья – отсутствие тесного контакта с античностью и большая традиционность немецкой культуры вообще. Прозаические переделки рыцарских романов, шванки, сатирико-дидактические произведения. Те гуманисты, которые писали по-немецки, невольно подчиняются общим правилам, т.о. литература тяжеловесна, традиционна. Готика – направление позднего средневековья – незаметно перешла в Ренессанс, а в Ренессансе содержались готические элементы. Немецкая литература не отказывается от традиций своего средневековья. Ганс Сакс – крупнейший поэт Возрождения, сохранил так много позднесредневековых черт, что Гейне назвал его «последним поэтом эпохи старого времени», а не первым поэтом Нового. Несмотря на старомодность, были и свои привлекательные стороны: всеобъемлющий демократизм, которого нет в итальянской литературе, непосредственность. Фигура Тиля Эйленшпигеля – одна их традиционных в последующих веках. Рост национального самосознания. Немецкие писатели обращаются к историческому прошлому страны: возвеличивают историю, доказывая, что германцы не варвары. В это время появляется историография как наука. Связь с национальными традициями создает своеобразный облик литературы и культуры в целом, но это нельзя считать отсталостью, а нужно считать традиционностью.

۰Творческая энергия проявляется еще и в искусстве, и в опытном знании. Теофраст Парацельс и Альбрехт Дюрер – рубеж 15-16 вв. Парацельс – естествоиспытатель, врач, защитник социальных прав. Главным средством познания считал опыт. Дюрер – талант многогранный, человек, которого ценили даже итальянцы (Рафаэль); он был живописцем, гравером, скульптором, теоретиком искусства, т.е, немного писателем. Это первый гений немецкого Возрождения. Держит равнение на природу и опыт как на главное мерило человеческих знаний. Бывал в Италии и привез оттуда преклонение перед античной красотой. Особенность: отказ от канонов, интерес к индивидуальности и конкретности. Люди не его картинах не богоподобны. Даже Богоматерь с младенцем он изображает с огромным сочувствием. Если главным завоеванием Возрождения считается открытие человека, то именно Дюрер сделал это для Германии. Дюрер в живописи делает то же, что Шекспир в литературе. В творчестве Дюрера воспевается человеческая индивидуальность.

۰Бюргерские писатели 15-16 вв. Не воспринимают достижения Дюрера в живописи и идут не в глубь человеческого характера, а в ширь. Разговор идет не о судьбе отдельного человека, а о судьбе всего общества. И подход к человеку: насколько он вредит общественному благу и в чем отходит от человеческого разума (Э. Ротердамский, С. Брандт). На этом и основываются произведения дурацкой литературы. Излюбленной темой становится жанр ЗЕРЦАЛО – проходящая перед читателем вереница дураков, но нет абсурда, нет гиперболизации и дураки – обычные глупые люди. Немецкой литературе свойственна поразительная многогеройность, это связано с возрожденным интересом к людям и к миру. Себастьян Брандт (15-16 вв). 1494 г. – «Корабль дураков» – главное произведение. Дураки, собранные на одном корабле, хотят отправиться в страну Наррагонию. Написана на немецком языке. Человеческие пороки осуждаются не с т.з. Бога, а с т.з. разума, и на корабле плывут не грешники, но глупцы. Т.е. ценности религиозные заменяются на ценности интеллектуальные. Традицию Брандта продолжает Эразм Ротердамский – богослов, ученый-филолог, философ, писатель. 1509 – «Похвала глупости». Ротердамский дружил и переписывался с Томасом Мором и в его доме написал это произведение. Эразм не бичует пороки, а издевательски хвалит их, в чем проявляется связь с античными традициями. Богиня глупости сетует на то, что у нее мало даров. Перед читателем проходит целый парад глупцов. Здесь есть уже социальная критика, сатира на церковь, на дворян (чего не было у Брандта). Если у Брандта было всего две краски: черная и белая, то у Эразма оценка гораздо сложнее, он первый увидел, что реформация не принесла той свободы, о которой мечтал народ. Реформация бюргерская превратилась в реформацию княжескую, и в стране началась феодально-церковная реакция. Лютер выступает против гуманизма и требует «чтобы вера задушила наложницу дьявола» (разум).

Народные книги – анонимные произведения, рассчитанные на широкий круг читателей. Появляются в середине 15 в., становятся очень популярными. По содержанию довольно пестрые: истории воспитания, анекдоты, рыцарские истории. Наиболее популярные: нравоучительный роман «Фортуна», сборник 1515 г. «Занимательные рассказы о Тиле Эйленшпигеле», рассказы о шильдбюргерах (Шильда – город-гротеск). Самой важной является народная книга 1587 г. «История о докторе Фаусте, чародее и чернокнижнике». Это реальная фигура. В конце 16 в. книгу переводят в Англии, пересказывают во Франции. В начале 17 в. впервые создается драматическое представление Кристофером Марло. Народная книга относилась к образу Фауста с осуждением: он отдает душу не за знания, а за богатство и плотские удовольствия, но при всем осуждении образ Фауста не лишен героических черт.

«Какая радость жить! Науки процветают, умы пробуждаются: ты же, варварство, возьми веревку и приготовься к изгнанию!» - так писал в 1518 г. немецкий гуманист, писатель и философ Ульрих фон Гуттен. В это время культура германского Возрождения достигла своего расцвета: она подарила миру замечательных ученых, таких, как языковед И. Рейхлин, врач Т. Парацельс, великого художника А. Дюрера (1471 - 1528; см. т. 12 ДЭ, ст. «Искусство Германии XV - XVI вв.»), прекрасных писателей. Искусство Германии XVI в. проникнуто жизнеутверждающим духом, оно не мирится больше с феодальным гнетом, самоуправством князей - всем тем, что мешает обновлению страны. Свой главный удар искусство обрушило на алчное католическое духовенство, веками грабившее немецкий народ.

Гуманисты Германии подготовили широкое движение - борьбу за реформу церкви (1517); оно всколыхнуло все население и оказало огромное влияние на развитие немецкой культуры XVI в. Свое назначение писатели Германии видели не только в борьбе с духовенством. Они показали мир, где царствует госпожа Глупость, пытались озарить жизнь светом Разума. В XVI в. в Германии родилась сатирическая « о дураках», ярко изображавшая пороки современного мира. Первенец ее - стихотворная сатира «Корабль дураков» (1498).

Написал ее ученый-гуманист Себастьян Брант. Сатирик собрал приверженцев Глупости на большом корабле, отплывающем в Глуппландию - страну Глупости. Он зло посмеялся над знатными феодалами, монахами и прочими «дураками». Сатиру Бранта углубили великолепные гравюры по рисункам А. Дюрера, помещенные в книге.

Редкий успех выпал на долю «Похвального слова Глупости» великого нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского. Творчество его тесно связано с немецким Возрождением. Дезидерий Эразм Роттердамский (1469-1536) Дезидерий Эразм Роттердамский пользовался славой одного из самых образованных людей Европы. Он решительно выступал против церковного мракобесия, побывал во многих странах, и всюду его восторженно встречали многочисленные почитатели.

В Англии, в гостеприимном доме Томаса Мора, знаменитого автора «Утопии», он закончил свою замечательную сатиру «Похвальное слово Глупости». Писатель заставляет говорить саму госпожу Глупость. Она недовольна людской неблагодарностью. Ведь Глупость так много сделала для людей, а они не сказали о ней ни одного доброго слова.

Поэтому Глупость решает сама себя прославить по всем правилам ораторского искусства. Разве не она правит миром? Разве не ей служат короли и князья, заботящиеся лишь о том, чтобы «набивать свою казну, отнимая у граждан их достояние»? Автор осуждает алчность и себялюбие, суеверие и тупость, бессердечие и деспотизм придворных вельмож, потакающих дурным наклонностям государя; высокомерных феодалов, которые «хоть и не отличаются ничем от последнего поденщика, однако кичатся благородством своего происхождения»; тучных купцов, которые «вечно лгут, божатся, воруют, жульничают, надувают и при всем том мнят себя первыми людьми в мире потому только, что пальцы их украшены золотыми перстнями». Лько, что пальцы их украшены золотыми перстнями».

И конечно, большое место в «Похвальном слове Глупости» уделено римскому папе, служителям церкви, сторонникам церковной, или схоластической (как ее называют), науки. Зло осмеивает Эразм бесстыдство монахов, которые «при помощи мелочных обрядов, вздорных выдумок и диких воплей подчиняют смертных своей тирании». Богословов называет он «смрадным болотом» и «ядовитым растением» и советует держаться от них подальше, чтобы не стать жертвой их безмерной злобы.

Ульрих фон Гуттен (1488-1523) Талантливым сатириком был крупнейший немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен. Он происходил из старинного рыцарского рода и владел не только пером, но и мечом. Отец хотел увидеть его служителем церкви, но молодой Гуттен бежал из монастыря и со временем стал одним из наиболее дерзких противников папского Рима. В своих язвительных «Диалогах» (1520) он обвинял католическую церковь в том, что она притесняет и грабит Германию, мешает ее национальному возрождению.

«Вернем Германии свободу, освободим отечество, так долго терпевшее ярмо угнетения!», - писал он вождю бюргерской реформации Мартину Лютеру в 1520 г. Не менее опасным врагом свободы считал Гуттен княжеское самодержавие. С большой тревогой наблюдал он, как усиливалась власть князей за счет власти императора, как рыцарство теряло свое былое значение и слабело. Когда в 1515 г. герцог Ульрих Вюртембергский вероломно убил его двоюродного брата, Гуттен в ряде пламенных речей заклеймил этого злодея на троне. Обращаясь ко всем немцам, еще не утратившим любви к свободе, он требовал от них наказания кровожадного тирана.

В 1522 г. Гуттен принял деятельное участие в восстании рыцарства против курфюрста (князя) архиепископа Трирского. Он надеялся, что восставшие обуздают княжеский произвол, укрепят императорскую власть и поднимут значение рыцарства. Но ни горожане, ни крестьяне, страдавшие от феодального гнета, не захотели поддержать мятежных рыцарей.

Гуттен бежал в Швейцарию, где вскоре умер в бедности. Однако если стремление Гуттена вернуть немецкому рыцарству его былое могущество не могло встретить и не встретило сочувствия в широких кругах, то его гневные сатиры против церковного и княжеского деспотизма, против врагов гуманизма и всего нового и передового имели большой и вполне заслуженный успех. К. Маркс недаром назвал его «чертовски остроумным». Остроумны его «Диалоги», напоминающие диалоги древнегреческого сатирика Лукиана, которого хорошо знали и высоко ценили немецкие гуманисты. Блестящая сатира - знаменитые «Письма темных людей» (1515 - 1617) - написана при ближайшем участии Гуттена.

В этих «Письмах» группа немецких гуманистов осмеяла невежество и глупость представителей схоластической науки. Кичась своей образованностью, эти «ученые» никогда не слышали о славном древнегреческом поэте Гомере. «Письма темных людей» имели международный успех. Ими с увлечением зачитывались и в Лондоне, и в Париже. Ни одно произведение гуманистов начала XVI в. не подрывало так авторитета схоластов, как эта веселая, насмешливая книжечка, чрезвычайно характерная для литературы немецкого гуманизма, с самого начала тяготевшей к сатире.

Одрывало так авторитета схоластов, как эта веселая, насмешливая книжечка, чрезвычайно характерная для литературы немецкого гуманизма, с самого начала тяготевшей к сатире. В Германии в XVI в. широко развивается и народная литература. В первую очередь песни, то задушевные, лирические, то грозные, боевые, связанные с Великой крестьянской войной, разразившейся в 1525 г. В начале XVI в. была создана народная о задорном подмастерье Тиле Уленшпигеле (1515), в конце века - книга о знаменитом чернокнижнике докторе Иоганне Фаусте (1587), в основе которой лежит популярная народная легенда, не раз привлекавшая к себе внимание писателей (Марло, Лессинг, Клингер, Гёте, Ленау, Пушкин, Луначарский и др.). Веселые стихотворные рассказы (шванки) и комедии (фастнахтшпили) писал трудолюбивый нюрнбергский сапожник Ганс Сакс (1494 - 1576), хорошо знавший повседневную жизнь немецких городов и деревень. В его многочисленных произведениях показаны ремесленники и купцы, школяры и крестьяне. Высмеивая человеческие слабости, автор с нескрываемой симпатией изображает людей находчивых и смышленых.

На рубеже 13-14 вв. в Италии появляется первый сборник коротких рассказов - новелл. Рожденная устным народным творчеством, новелла окончательно оформилась как литературный жанр к середине 14 века в условиях культурного расцвета городов-государств северной Италии. Это один из самых ярких и характерных продуктов культуры итальянского Возрождения. Корни новеллы - в устном народном творчестве, в острых анекдотах о находчивом и знающем себе цену горожанине, который оставляет в дураках самовлюбленного и незадачливого рыцаря, сластолюбивого священника или нищенствующего монаха, или о бойкой и сметливой горожанке. Близки к анекдотам так называемые фачеции («острое слово, шутка, насмешка»), от которых идет занимательность новеллы, энергический лаконизм повествования, острота и эффектность неожиданной развязки. Эти же источники сообщили новелле злободневный характер, способность затрагивать острые жизненные проблемы.

Новелла давала читателю свежий материал, которого он не мог найти в произведениях других жанров: эпическая поэзия развивалась в русле традиционного рыцарского романа, а лирика тяготела к абстрактно-философским построениям.

От устного народного рассказа идет и другая характерная для новеллы традиция: образный, живой разговорный язык, богатый пословицами и поговорками, крылатыми словами и выражениями.

Уже в первых образцах новеллы свет и тени распределяются с предельной четкостью и резкостью в самой ткани повествования, так что позиция автора, его тенденции обозначались очень остро. Но с развитием этой формы, с обострением противоречий в жизни только сюжетная тенденциозность начинает казаться недостаточной. Повествование обогащается различного рода психологическими наблюдениями и историческими ссылками, углубляются характеристики действующих лиц, усиливается мотивировка событий; все чаще в тексте появляются прямые непосредственные авторские замечания, а иногда и пространные отступления, рассуждения «по поводу» острого критического или иного характера. Построение: обычно новелле предпослано вступление, а заканчивается она определенной «моралью». Выявлению авторской идеи обычно способствовало создание сборников новелл, разделение их на части, объединяющие новеллы по темам и идеям, а также обрамление всего сборника авторскими рассказами о том, как, когда и с какой целью возник тот кружок, в котором рассказывались содержащиеся в сборнике новеллы.

Все эти литературные изменения не сделали новеллы менее занимательными; установка на развлечение читателя остается в силе; сохраняется также и сочность и непосредственность народного жанра, глубокая народная мудрость, к чему добавляются гуманистические идеи.

В новеллах царит дух жизнерадостного мироощущения, глубокой привязанности к земной жизни, свободомыслия. Появляются новые герои - энергичные, бодрые, предприимчивые люди с сознанием своего человеческого достоинства и естественного права на счастье, умеющие постоять за себя, когда дело доходит до защиты этого права.

Типичные сюжеты:

  • 1) молодая горожанка заманивает в дом не в меру ретивого священника, покушавшегося на ее честь, и вместе с мужем по заслугам награждает его;
  • 2) молодая горожанка, тяготясь своим вынужденным затворничеством и ревностью старого мужа, ловко устраивает свидание с приглянувшимся ей молодым человеком;
  • 3) Трагедия: героиня предпочитает смерть отказу от любимого.

Новелла развивалась в течение 3-х столетий и за это время претерпела множество изменений. Это было связано с социально-политическими условиями в Италии (падение городов-республик, установление диктатуры крупной буржуазии, упадок торговли и промышленности…). Кроме того, Италия оставалась в это время раздробленной странно, в городах - различные типы общественного и государственного устройства, серьезно отличались культуры городов-государств. Поэтому картина развития итальянской новеллы была чрезвычайно пестрой.

Отцом итальянской новеллы был флорентиец Джованни Боккаччо (1313-1375). Ему удалось придать новелле классический вид, выработать тот канон, который надолго определил развитие жанра в целом. Важной предпосылкой этого были прочные кровные узы, которые связывали Боккаччо с республиканской Флоренцией. Все прогрессивные достижения, характеризующие эпоху раннего Возрождения, не флорентийской почве проявляются раньше и в более полном и ярком виде, чем в других итальянских городах.

Острие новой, гуманистической идеологии и литературы было направлено прежде всего против феодально-католического мировоззрения и средневековых пережитков. Обстановка создавала благоприятные условия для известного сближения ученой культуры и культуры народной на основе общих антифеодальных устремлений. Итальянский литературный язык, созданный в эпоху Данте на базе флорентийского диалекта, делал в это время важный шаг вперед в своем развитии, питаясь богатствами разговорной народной речи; флорентийские писатели проявляли живой интерес к устному народному творчеству.

Боккаччо был одним из писателей, наиболее близких к народной культуре, относился с любовью к меткому и образному народному слову. Вместе с тем он был и страстным ученым-гуманистом, отдавшим много времени изучению латинского и греческого языков, античной литературы и истории. Восприняв лучшие традиции устного народного рассказа, Боккаччо обогатил их опытом итальянской и мировой культуры и литературы. Под его пером оформилась итальянская новелла, ее характерный язык, темы, типы. Он использовал опыт французских шутливых рассказов, древней и средневековой восточной литературы. Материалом для новеллы служила современная действительность; новелла жизнерадостна, вольномысленна, антиклерикальна. Отсюда - резко критическое отношение к новеллам со стороны власть предержащих за ее жизнелюбивый дух и острую критику духовенства, за народный, а не латинский язык. В противовес тем, кто считал новеллу «низким» жанром, Боккаччо утверждает, что для ее создания тоже нужно подлинное вдохновение и высокое мастерство; он упрочивал воспитательное воздействие новорожденного жанра («Хорошие рассказы всегда служат на пользу»).

Богатство художественной ткани его новелл создавалось за счет искусно вводимых многочисленных замечаний, раскрывающих психологию героев и сущность событий и направляющих восприятие читателя. Развитие сюжета часто прерывается авторскими отступлениями публицистического характера, которые одновременно отражают и гуманистическую точку зрения, и настроения народа. Это протест против ханжества и стяжательства духовенства, сетования на упадок нравов и т.п.

Боккаччо хотел, чтобы новелла служила не только источником удовольствия и развлечения, но являлась также носительницей цивилизации, мудрости и красоты. Он считал, что именно в повседневной жизни новелла должна уловить мудрость и красоту жизни.

С этих позиций создавалось его главное произведение - прославленный сборник новелл «Декамерон» (1350-1353).

Поводом, толчком к созданию книги послужила эпидемия чумы, которую в 1348 году пережила Флоренция. Чума не только уничтожила значительную часть населения, но и оказала растлевающее влияние на сознание и нравы граждан. С одной стороны, вместе с покаянными настроениями вернулся средневековый страх перед смертью и загробными муками, возрождались всевозможные средневековые предрассудки и мракобесие. С другой стороны, были поколеблены моральные устои: в ожидании неминуемой смерти горожане предавались безудержному разгулу, расточая свое и чужое добро, попирая законы нравственности.

Во введении автор рассказывает: компания из семи дам и трех юношей решили встретить чуму по-своему. Они хотели устоять против тлетворного влияния чумы, одержать над ней победу. В загородной вилле вели здоровый, разумный образ жизни, укрепляя дух музыкой, пением, танцами и рассказами, повествующими о торжестве человеческой энергии, воли, ума, жизнерадостности, самоотверженности, справедливости над косными силами феодального средневековья, различного рода предрассудками и превратностями судьбы. Так, во всеоружии нового жизнерадостного мировоззрения, они оказались неуязвимыми - если не для чумы, то для тлетворного влияния возрожденных ею пережитков («Смерть их не победит либо сразит веселыми»).

Построение: «Декамерон» (десятидневник) состоит из 100 новелл (10 дней умноженных на 10 новелл). По окончании каждого дня - описание жизни этого кружка молодых людей. Авторское повествование о жизни рассказчиков - обрамление всего сборника, с помощью чего подчеркивается идейное единство произведения.

Главным для Боккаччо был «принцип природы», который сводится у него к защите человека от извращенности и противоестественности средневековых религиозных и социальных пережитков. Боккаччо - решительный и последовательный противник аскетической морали, объявлявшей греховными радости материальной жизни и призывавшей человека к отказу от них во имя награды на том свете. Во многих новеллах оправдывается чувственная любовь, стремление к свободному выражению и удовлетворению своих чувств; берутся под защиту герои и особенно героини, которые умеют добиваться своей цели путем смелых, решительных действий и разного рода хитроумными уловками. Все они действуют без оглядки на грозные домостроевские предписания и без религиозного страха. С точки зрения Боккаччо их действия - проявление законного, естественного права человека на свободное проявление своих чувств и достижение счастья. Любовь - это не удовлетворение низменных инстинктов, а одно из завоеваний человеческой цивилизации, могучая сила, облагораживающая человека, способствующая пробуждению в нем высоких духовных качеств. Пример: (первая новелла пятого дня) юноша Гимоне, полюбив, превращается из грубого увальня в благовоспитанного, инициативного и смелого человека.

//Цитата: Итал.новелла, стр.16//

Боккаччо тревожит эгоизм, грубый расчет, стяжательство, моральное разложение общества. В противовес этому в своих новеллах он стремится нарисовать образ человека, высокий идеал, который вырастал из представлений новеллиста о «рыцарском поведении», тесно слитых с гуманистическими идеями об истинном благородстве человека. Разумное управление своими чувствами, гуманность и великодушие оставляли основу этого кодекса.

В «Декамероне» есть группа романтических и героических новелл, специально посвященных изображению ярких образцов самоотверженности в любви и дружбе, щедрости, великодушия, которое Боккаччо называет «блеском и светочем» всякой иной добродетели и заставляет торжествовать над сословными и религиозными предрассудками. В этих новеллах Боккаччо обращался нередко к книжному материалу, подчас не находя в действительности убедительных примеров идеального поведения. В связи с эти его идеи не всегда выливались в полнокровные реалистические образы, приобретая утопический оттенок, хотя его вера в человека оставалась неизменной.

Другая важная особенность «Декамерона» - его антиклерикальная направленность, острая критика католической церкви и прежде всего лицемерия и ханжества, характерных для церковной братии («проходимцы», «пройдохи»). Характер этих новелл - сатирический. Некий господин Чаппеллетто, негодяй, взяточник, мошенник, человеконенавистник, убийца, не будучи религиозным лицом, но действуя испытанным оружием клириков - лицемерием - в конце жизни удостаивается почетного погребения и обретает посмертную славу святого.

Умный и тонкий наблюдатель, опытный и веселый рассказчик, Боккаччо умел извлечь максимум комизма из тех острых ситуаций, в которых оказывались священники, монахи и монахини, действовавшие вразрез со своими проповедями и становившиеся жертвами собственной жадности или сластолюбия.

Боккаччо говорит о духовенстве злым и ядовитым языком, В новеллах есть резкие гневные выступления против монахов, имеющие почти публицистический характер. Бесславный конец или жестокая расправа - обычный удел монахов «Декамерона». Рано или поздно народ выводит их на чистую воду. Пример: (день 4, новелла 2) Брат Альберт ночами влетал в образе ангела к незадачливой венецианке; его похождения закончились на городской площади у позорного столба, где он, предварительно вымазанный медом и вывалянный в пуху, был выставлен на всеобщее осмеяние и муку, причиняемую мухами и слепнями.

В основе многих новелл «Декамерона» - конфликты, вызванные социальным неравенством. Пример: (день 4, новелла 1) О Гисмонде, дочери принца Салернского, полюбившей слугу отца, «человека низкого происхождения, но по своим качествам и нравам благороднее всякого другого». По приказу принца, которого не убедили страстные речи дочери о личных достоинствах человека, не зависящих от его происхождения и богатства, слуга был убит, а Гисмонда приняла яд.

Подобные конфликты не всегда разрешались трагически: побеждали ум и энергия, выдержка и сознание своей правоты. Пример: (д.3,новелла 8) Простая девушка, дочь врача, оказавшая французскому королю большие услуги и выданная по его приказанию замуж за любимого ею с юности графа, в конце концов одерживает победу над дворянской гордыней графа, оскорбленного столь неравным браком, и внушает ему любовь и уважение.

«Декамерон» блестяще продемонстрировал большие возможности малого жанра в охвате и раскрытии различных сторон современной действительности. Боккаччо создал несколько типов новелл: 1)басня - анекдотический сюжет с неожиданной комической развязкой; 2) притча - философско-моралистическое, драматическое повествование с характерными патетическими монологами; 3)история - приключения, перипетии, переживания героев с ярким описанием нравов горожан и городской жизни.

Боккаччо замечательно владел искусством короткого рассказа и был величайшим из всех новеллистов Итальянского Возрождения. После Боккаччо развитие новеллы продолжалось.

Мазуччо Гуардатти (15 век): «Новеллино» - занесена Ватиканом в индекс запрещенных книг (уничтожались за отдающие ересью выступления новеллиста в защиту раннего христианства, не знавшего церквей и монастырей с их богатством и развращенностью).

Джиральди Чинтио (16 век) : «Сто сказаний» - повод - чума в Риме, но отношение к эпидемии другое: это наказание за испорченность нравов и упадок религиозности. Морализирование нередко выливалось в защиту консервативных взглядов и - вольно или невольно - направлялось против достижений гуманистической мысли. Показательна новелла 7 третьей декады, повествующая о любви молодой венецианки Дисдемоны к доблестному мавру, находящемуся на службе у республики. Только в эпоху Возрождения стала возможна любовь, разбивающая вековые расовые, религиозные и другие предрассудки. Но у Джиральди это «кровавый жанр», используемый для проповеди консервативных взглядов. Мавр утратил доблесть и благородство, проявляет только свою африканскую страстность и жестокость, Дисдемона - как назидательный пример для благородных девушек, как жертва необузданных, поспешных, нарушающих вековые устои увлечений. («Как мне не сделаться устрашающим примером для девушек, которые выходят замуж против воли своих родителей»). Это типичная криминальная история, натуралистическое описание убийства Дисдемоны.

Маттео Банделло (к.15 - 1561): новелла о Ромео и Джульетте - трогательная, драматическая история, вскрывающая дикость и косность феодальной морали и прославляющая, совершенно в духе гуманистической философии «природы», свободное проявление чувств человеком. Это печальная, трогательная история, которой автор хотел воздействовать на молодых людей, слишком горячих, страстных, забывающих доводы рассудка в делах любви. У Банделло Шекспир нашел не только сюжетную основу, но и ряд отправных моментов для характеристики Джульетты, Ромео, монаха Лоренцо. Творчество Банделло - итог трехсотлетнего развития итальянской новеллы.

Со второй половины XV в. немецкая литература вступает в полосу подъема. Она развивается под знаком раскрепощения человеческой мысли от христианской догматики и схоластики, освобождения народа от феодального и церковного гнета. Вдохновителями этого движения были гуманисты (от лат. humanus - человеческий)-передовые ученые, общественные деятели той эпохи, рассматривавшие все явления современной им действительности с точки зрения человеческих интересов. Они боролись за светское образование, стремились сблизить искусство и науку с жизнью.

Энгельс называет Возрождение «величайшим прогрессивным переворотом», эпохой, которая «породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»,- временем, когда «в Италии, Франции, Германии возникла новая, первая современная литература»1. В числе крупнейших фигур Ренессанса Энгельс называет А. Дюрера и М. Лютера.

Гуманисты высоко ценят разум, подлинные, а не схоластические знания. Отсюда их решительные выступления против Различных проявлений невежества, обскурантизма, против схоластов, кичившихся своей мнимой ученостью. В немецком гуманизме весьма популярен особый литературный жанр, высмеивающий глупость. Сатиру на «дураков» (неразумных правителей, глупых попов, псевдоученых и т. д.) пишут С. Брант, Эразм Роттердамский и др.

Характерно также, что первыми очагами гуманистической мысли в Германии были университеты. Именно в их стенах впервые появились ученые, которые, познакомившись с культурными достижениями античного мира и гуманистической культурой Италии, начали атаки на схоластическую премудрость. Они давали бой обскурантам, объявлявшим ересью любое отступление от христианской догматики, тормозившим развитие науки.

Развитие гуманизма наиболее интенсивно протекало в передовых в экономическом отношении городах Германии (Нюрнберг, Страсбург, Аугсбург), расположенных на торговых путях с юга на запад и восток. Именно здесь рождались произведения нового гуманистического искусства - полотна Дюрера и Гольбейна, стихотворения Г. Сакса и И. Фишарта. Остальные области Германской империи являлись провинциальным средневековым захолустьем, были оплотом обскурантизма и политической реакции. Неравномерность экономического развития стала источником политической раздробленности Германии. В ней не было экономических предпосылок для общенационального объединения. В стране существовало несколько центров, в которых князья осуществляли всю полноту власти и были по существу независимыми от императора. Отсутствие национального единства препятствовало формированию национального искусства. Немецкое Возрождение не знает таких писателей, как Шекспир в Англии, Сервантес в Испании, Рабле во Франции. Немецкая литература XV-XVI вв. отмечена печатью известного провинциализма, она носит во многом ученый, кабинетный характер, занята решением богословских вопросов. Лишь в годы напряженной общественно-политической, идеологической борьбы (Реформация, Крестьянская война) она проникается революционным пафосом, становится рупором общенациональных интересов (Лютер, Гуттен, Эразм). Творчество немецких гуманистов развертывается главным образом в идеологическом русле. Оно направлено на развенчание обскурантизма, порочной жизни монахов, попов, князей. Отсюда его сатирическая и морально-дидактическая направленность. В нем нет раскрытия противоречий действительности через борьбу человеческих индивидуальностей. Реализм в искусстве немецкого Возрождения выражен слабо.

Немецкая литература XVI в. была неоднородной в идеологическом отношении. Большую роль в ней играли гуманисты, критиковавшие схоластику и невежество с позиций разума и гуманизма (Бебель, Рейхлин, Эразм Роттердамский). Вторую группу составляли писатели, связанные с реформационным движением (Гуттен, Лютер и др.) Особое место в немецком Ренессансе занимает бюргерская литература (Брант, Мурнер, Г. Сакс и др.), авторы которой изображают преимущественно мещанскую жизнь и оценивают изображаемое с точки зрения интересов бюргера. Наконец, в эпоху Возрождения в Германии существовало безымянное народное творчество, получившее конкретное выражение в народных песнях, в народных книгах и т.

Себастьян Брант. Родоначальником демократического направления немецкой бюргерской сатиры, уроженец Страсбурга, доктор прав и профессор Базельского университета. Был близок к кружку гуманистов своего города, но остался в стороне от гуманистического свободомыслия. Широкой популярностью пользовалась его стихотворная сатира «Корабль дураков» (1494), положившая начала «литературе о глупцах».

Брант высмеивает представителей общественных пороков своего времени. Толпа глупцов наполняет корабль, отплывающий в Наррагонию («страну глупцов»). Среди них выступают ученые-педанты, астрологи, шарлатаны-врачи, модники и модницы, пьяницы и обжоры, игроки, прелюбодеи, хвастуны и грубияны, богохульники и многие другие. Каждому из них автор читает проповедь, пересыпая ее моральными примерами и сентенциями из библии и античных писателей. Религиозно-моральной мировоззрение автора еще ограничено средневековыми представлениями. Он сетует на упадок благочестия и осуждает танцы и любовные серенады. Он жалуется на чрезмерное распространение книг, предостерегает от увлечения языческими поэтами и вместе с алхимией и астрологией отвергает математику, смеясь над суетными попытками «циркулем» измерить поверхность земли. Осуждает корыстолюбие и эгоизм богатых и знатных. Предчувствуя грядущие социальные потрясения, говорит о них образцами апокалипсиса: «Час близится! Близится час! Боюсь, что антихрист уже недалеко!»

Ганс Сакс. Представитель немецкой бюргерской литературы 16 в. Родился в Нюрнберге, в семье портного, получил некоторое образование в «латинской школе» своего родного города, поступил учеником к сапожнику, путешествовал несколько лет по западной и южной Германии, занимаясь ремеслом и одновременно «благородным искусством мейстерзанга», вернулся снова в Нюрнберг.

Ганс Сакс примкнул к умеренной бюргерской реформации Лютера. В прозаическом диалоге «Спор между священником и сапожником» (1524) он выводит на сцену невежественного церковника, негодующего против вмешательства светских людей в богословские вопросы, и сапожника-лютеранина, побивающего своего противника цитатами из библии. Духовенство и папская власть запретили поэту продолжать полемику. После этого он становится целиком поэтом частной жизни.

Сюжеты своих повествовательных и драматических произведений Ганс Сакс заимствовал из сборников шванков и басен, из немецких народных книг, из хроник и описаний путешествий. Широкая начитанность Сакса была новым явление в бюргерской литературе и характерна для писателя, выросшего в окружении гуманистических интересов.