Кто написал акулу автор. Детские сказки онлайн

В отечественной классической литературе акула - не такой уж частый гость. Причина, очевидно, кроется в ее "ненашености".

Поскольку мы особо не граничим с океанами, да и моря у нас, в большинстве своем холодные, все больше реки могучие, то этот хищник для нас – "заморский гость". Мы больше по волкам, медведям и прочей лесной живности.

Тем не менее, в арсенале русской литературы есть рассказ "Акула" Льва Николаевича Толстого, который входит сборник для детей "Новая азбука". В числе разных привычных зверушек и поучительных эпизодов из русской жизни 19 века в этой книги нашлось место и этой далекой нам рыбе.

Собственно сам рассказ "Акула" Л.Н. Толстого посвящен эпизоду купания моряков , когда их корабль там стоял на якоре.

Очевидно, что это делалось для безопасности экипажа, и говорит о том, что встречи с этим хищником для русских моряков не были большой редкостью.

И хотя рассказ "Акула" Л.Н. Толстого прост и незатейлив, драматизм и напряжение от переданной неожиданной встречи с хищником способны поразить и взрослого читателя. Как могучая сила природы, неподвластной человеку, акула как будто демонстрирует его бессилие, а с другой стороны, мобилизует человека на поступок.

Смотреть видео - Смертельное противостояние человека и акулы:

Где ещё можно наблюдать акулу?

Джек Лондон, в отличие от наших классиков, встречался с акулами много чаще и произведений на "акулью тематику" у него много больше. В его "морских рассказах" акула также появляется внезапно, причем частенько в кампании "сотоварищей".

Эта хищница тоже играет свою строго природную роль, фигурируя в качестве , подстерегающей людей в океанах.

В книге Джека Лондона "Любовь к жизни" есть несколько предельно реалистических рассказов, действительность которых не подлежит никакому сомнению.

Джек Лондон особо не занимается описанием жизни акулы, она для него также "темная сила природы". Его как писателя интересует человеческая психология, мотивация и характер поведения людей при встрече с опасностью, способность человека "играть" этой опасностью с целью и без цели.

Однако Джек Лондон не выделяет морского хищника, как абсолютное зло, он показывает, как человек научился и жизни среди этих рыб - страшных, сильных, опасных, но в тоже время естественных и реальных обитателей морского пространства.

Интересным становится акцент автора на том, что в некоторых случаях поведение человека зачастую делается не просто более опасным и безжалостным по сравнению с акульим, но и намного безнравственным и отвратительным, чем действия любого хищника.

Старик и море Хемингуэя

Еще один классик американской литературы Э. Хемингуэй написал целую повесть о противостоянии человека и акулы. Его "Старик и море" - это неторопливое, полное драматических поворотов полотно признано одним из лучших его произведений.

Нищий бедный старик после многих часов борьбы с большой рыбой, которая пока не сдалась, в конце концов, попадает еще и на встречу с акульей стаей.

Хищникам "приглянулся" удачный улов старого рыбака. И вот изможденный и обессиленный старик оказывает им достойное сопротивление.

"Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но нельзя победить" - таков главный лейтмотив Хемингуэя.

И хотя бедный и плачущий рыбак приплывает домой с тянущимся на веревке огромным рыбьим хвостом и ее скелетом (остальное съели хищники), мы понимаем – человек на самом деле могуч и непобедим, он выжил, он смог дать отпор самым страшным хищникам океана.

Роль акулы в классических произведениях

Очевидно, что из неглавного персонажа в классических произведениях акула превращается в образ значительной силы, смертельной угрозы, природного соперника человека.

Но в тоже время человек может сосуществовать с ней в одном мире, а в схватке за жизнь с акулой человек может превзойти не только ее, но что важно, и себя самого.

И рассказ "Акула" Л.Н. Толстого, и "Старик и море" Хемингуэя, и сборник морских историй Джека Лондона могут припомнить людям, с чего и как начиналось природное знакомство человека и акулы, как реально расставлены силы природы и как правильно жить в этом мире, чтоб не нарушать заданный естественный порядок вещей.

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» - и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.
На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать.
Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:

Не выдавай! Понатужься!
Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» - и все мы увидали в воде спину морского чудовища.
Акула плыла прямо на мальчиков.
- Назад! Назад! Вернитесь! Акула! - закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.
Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.
Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.
Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

1.Словарная работа.

Как вы считаете, с чего необходимо начать работу с текстом, чтобы её лучше понять?

Значит…

Сегодня в проведении словарной работы нам помогут Вика и Айна. Им было дано задание подготовить и выбрать 5 незнакомых слов.

Представляю их работу. Посмотрите на доску, прочитайте новые слова, подумайте, что они означают. Выберите правильное толкование.

Артиллерист - а) военнослужащий, при огнестрельном орудии.

б) спортсмен

Полотно - а) слабое освещение

Б) белая льняная ткань

Фитиль – а) горючий шнур для воспламенения зарядов

Б) тропическое растение

Ропот - а) негромкая речь

Б) классическая музыка

Хобот - а) удлиненный нос

Б) задняя часть орудия

Дополнительно:

Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на местe.

Сделайте вывод:

2.Знакомство с текстом.

Я приглашаю вас в путешествие к берегам материка Африка.Представьте,что мы плывём на этом корабле, по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло, горячий пустынный ветер дует в паруса.

Итак, вместе с героями рассказа мы отправляемся вперёд.

Чтение первого отрывка учителем.

«Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленой печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул «Купаться!» - и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать.

Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»

В ходе чтения будем заполнять таблицу чувств.

Части

Чувства

Кем приходится артиллерист одному из мальчиков? Докажите из текста.

Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, что вздумали. Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали?

Как вы думаете, какие чувства испытал артиллерист?

В таблице – гордость, любовь

Чтение второго отрывка подготовленным учеником.

«Вдруг из палубы кто-то крикнул «Акула!» - и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков.(пауза)

Назад! Назад! Вернитесь! Акула! – закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего. Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.»

А теперь что испытывает артиллерист?

Таблица – волнение, ужас

При чтении, на что нам надо обратить внимание?

Когда матросы и артиллерист увидели акулу, что бы вы предложили им сделать?

Чтение третьего отрывка учеником

«Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны».

Что сделали мальчики, когда увидели акулу?

Какие чувства испытывает артиллерист в этот момент?

В каком состоянии человек пронзительно кричит?

Акула находится на расстоянии двадцати шагов от мальчиков, лодка с матросами еще дальше. Что вы предложите сделать в этой ситуации?

В таблице слово – страх, паника

Чтение четвертого отрывка учителем.

«Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.»

А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии?

Какой из этого можно сделать вывод?

Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый решительный, самообладание

- Почему упал и закрыл лицо руками артиллерист? Что он чувствовал?

Таблица – решительность,

«Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.»

Что можете в этот момент сказать об артиллеристе?

Что он в это время чувствовал?

Таблица – облегчение, радость

- Верны ли ваши предположения о произведении?

Понравилось вам произведение? Чем?
- Было ли вам страшно? Когда?
- Какие эпизоды запомнились больше всего?
- За кого вы переживали?
- К какому литературному жанру мы отнесем это произведение?


- Назовите героев этого рассказа

О героях мы поговорим после маленького отдыха.

Рассказы Толстого

Корабль причалил к берегам Африки и матросы попрыгали в море, чтобы искупаться. На корабле было 2 мальчика, они решили поплавать наперегонки до якорного буйка. Но внезапно появилась акула. Мальчики не заметили плавник акулы, стремительно к ним направлявшийся, и не слышали как с палубы им кричали, чтобы они возвращались назад. Матросы сбросили лодку, запрыгнули в нее и поплыли к мальчикам, но акула плыла быстрее. Когда ей оставалось до мальчиков около 20 метров, артиллерист бросился к пушке и выстрелил в акулу. Когда дым рассеялся все увидели желтое брюхо мертвой акулы. Мальчики были спасены, их тут же подобрали на лодку и привезли на корабль.

5ef0b4eba35ab2d6180b0bca7e46b6f90">

5ef0b4eba35ab2d6180b0bca7e46b6f9

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: "Купаться!" - и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать.

Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:

Не выдавай! Поднатужься!

Вдруг с палубы кто-то крикнул: "Акула!" - и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

Назад! Назад! Вернитесь! Акула! - закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

Описание материала : Данная работа представляет литературно-методический анализ и конспект урока. Данный материал будет полезен в работе учителям начальных классов. Разработки уроков были апробированы с учащимися 3 класса.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность; формировать умение подтверждать свои ответы текстом произведения.

2. Развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.

3.Воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения, любовь к близким.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение. Родная речь. 3 класс 1 часть» (стр.152-155).

Портрет Л.Н.Толстого.

Рисунок акулы, рисунки для картинного плана.

I. Организация начала урока

У: Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть. Улыбнитесь друг другу, садитесь, и приступим к работе.

II. Подготовка к первичному восприятию

У: С каким писателем мы работали на прошлом уроке?

Д: Л.Н.Толстой.

У: Что интересного о его жизни вы запомнили?

Мы сегодня будем работать с новым произведением Л.Н.Толстого. (У. вешает портрет писателя)

У: А для того чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.

Знают все прекрасно —

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты ее не трожь!

У: Верно. (Учитель вешает рисунок акулы)

А что интересного вы знаете об этой рыбе?

(Один из заранее подготовленных учеников рассказывает сообщение про акулу)

Словарная работа

У: Ребята прочитайте слова, записанные у меня на доске, как вы понимаете их значение?

Артиллерист, фитиль, ропот, палуба, полотно, пустыня Сахара.

Артиллерист - военнослужащий артиллерии - огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова)

Фитиль - горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова)

Ропот - недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)

III. Первичное восприятие

Чтение текста учителем.

У: Ребята, я сейчас вам прочитаю рассказ, вы внимательно его послушаете.

IV. Проверка первичного восприятия

У: Понравился ли вам рассказ?

Что особенно запомнилось?

V. Повторное чтение

У: Просмотрите сами текст ещё раз. Пробегите глазками, чтобы восстановить ход событий.

Постараетесь ответить на вопрос. Почему рассказ называется Акула?

VI. Анализ произведения

Повторное чтение текста по смысловым частям и составление плана этого текста. Откроем учебник на стр.152

(Чтение первой части)

У: Где стоял корабль?

Д: Корабль стоял у берегов Африки.

У: Как Толстой описывает погоду в этот день?

Как бы вы озаглавили эту первую часть?

Д: «Корабль у берегов Африки».

(Чтение второй части)

У: Где матросы устроили купальню?

Д: Матросы, в парусе устроили купальню.

Д: «Купание в парусе».

(Чтение третьей части)

У: Кто же был с матросами на корабле?

Д: Два мальчика.

У: Почему дети решили сплавать в открытое море?

Д: Им тесно было в парусе

У: Какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит? (Дети читают эпизод текста)

У: Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

Д: Старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»

У: Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул?

Д: Это означит не сдаваться, постараться победить.

У: Что выражает лицо артиллериста?

Д: Радость. Он гордился сыном.

У: Как мы озаглавим эту часть?

Д: «Плавание наперегонки в открытом море»

(Чтение четвертой части)

У: Что увидели матросы с палубы?

Д: Матросы увидели акулу.

Д: Морское чудовище, потому что акула - хищница.

(Дети читают эпизод текста)

У: Как отреагировали дети на его слова?

Д: С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань.

У: Какие слова говорят о пережитых им чувствах?

Д: Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

У: Как матросы решили помочь мальчикам?

Д: Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам.

У: Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?

Д: Спустили, бросились, понеслись. Они действуют быстро.

Д: Быстро и с чувством волнения.

У: На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?

У: Как озаглавим эту часть?

Д: «Появление морского чудовища».

(Чтение пятой части).

У: Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?

У: ВИЗГ - это пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…

У: Как озаглавим эту часть?

Д: «Пронзительный визг».

(Чтение шестой части).

У: Как подействовал визг мальчика на отца?

Д: «Сорвался», «побежал».

У: Как он все делал?

Д: Он делал все быстро.

У: Какое решение принимает артиллерист?

У: Какой будет темп чтения? Какое чувство?

Д: Чувство страха, отчаяния, волнения. (Чтение эпизода о действиях отца)

У: Как действует команда? Почему все замерли от страха?

У: Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся?

Д: Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына.

У: На стр.153 изображена иллюстрация к рассказу. Подходит ли она к этой части, почему? Докажите.

Что художник на ней изобразил?

У: Как бы мы озаглавили эту часть?

Д: «Выстрел».

(Чтение рассказа до конца.)

У: Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?

Д: Со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Он открыл лицо, поднялся а посмотрел на море.

У: Какое он сейчас он испытывает чувство?

Д: Чувство счастья, успокоения.

У: Что его успокоило?

У: Как бы мы озаглавили эту часть?

Д: « Мальчики на корабле».

У: Как вы думаете, почему свой рассказ Л.Н.Толстой назвал Акула?

VII. Обобщение

У: Ребята, кто главный герой этого рассказа?

Д: Главный герой - это старый артиллерист.

У: Что можно сказать об этом человеке, какой он?

Д: Он сильный, храбрый, мужественный.

Какой урок хотел нам преподнести?

У: Ради чего написан рассказ?

Д: Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа.

VIII. Творческая работа

У: У меня на доске разбросаны картинки, все ли они подходят к данному рассказу? Какая лишняя, почему?

Помогите мне расположить их по порядку.

Давайте озаглавим их в соответствии с рассказом.

У: Попробуйте пересказать рассказ, используя наш план.

IX. Домашнее задание

У: Дома подготовить пересказ рассказа Л.Н.Толстого. Можно пользоваться готовым планам на стр. 156.

Урок окончен.

Литературно - методический анализ рассказа Л.Н. Толстого «Акула»

1. Определение жанра.

Это художественный рассказ, т.к. в нем есть ясный сюжет, события, описанные в рассказе, могли произойти в реальной жизни.

2. Тема рассказа.

«Широкая тема» - о смелости и храбрости.

«Узкая тема» - самоотверженная любовь артиллериста.

3. Особенности сюжета.

Это рассказ о том, как отец спасает сына, проявляет находчивость в трагический момент.

Текст

Название этапа

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!»— и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

— Назад! назад! вернитесь! акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше 20-ти шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся а посмотрел на море.

По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

Экспозиция

Развитие действия

Кульминация

Развязка действия

Концовка

5. Анализ образа героев

Артиллерист - сильный духом, смелый мужественный человек. Он спасает своего сына, проявляет находчивость в трагические моменты.

6. Идея

В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства всегда помогают решительно действовать, не терять самообладание.