Конспект урока по литературе на тему "а.н.островский. «гроза»

Какое воплощение получает в пьесе А. Н. Островского «гроза» тема неволи?

В своём сочинении-рассуждении отметьте, что в пьесе «Гроза» анти­теза свободы и неволи становится важнейшей тематической оппозицией. При этом традиционный мотив неволи получает новое наполнение. Сво­бода воспринимается главной героиней произведения А. Н. Островско­го с общественной, личностной, бытийной точки зрения. Эта категория ассоциативно связана с характером Катерины. Неволя - это то, что ей чуждо.

Подчеркните, что муж героини Тихон полностью зависим от воли матери («Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»), хоть и решается в финале на открытый протест. Борис вторит: «Не по своей воле я еду», подчёркивая несамостоятельность своих решений. И только Катерина от­крыто заявляет: «Кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке хорошей, обнявшись…»

Проанализируйте, как неволя становится олицетворением бытового уклада города Калинова. Механик-самоучка Кулигин в своём рассказе о нравах волжского купеческого городка акцентирует внимание Бори­са на несвободе здешней жизни: «И что слёз льётся за этими запорами, невидимых и неслышимых! Да что вам говорить, сударь! По себе може­те судить. И что, сударь, за этими замками разврату тёмного и пьянства!

И всё шито да крыто - никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог!»

Рассмотрите, как соблюдение правил Домостроя лишает семейный уклад свободы. Дикой отнимает свободу у своего племянника и домашних («Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю»), Кабаниха - у невестки и сына. Катерина стремится к свободе проявле­ния чувств (прощание с Тихоном), мыслей, суждений («Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу»), поступков (готовность бежать с любимым на край света). Наконец, высшее проявление свободной воли - лишение героиней себя жизни.

Аргументируя ответ с опорой на литературное произведение, укажите, что купеческая жена Катерина Кабанова страдает прежде всего от несво­боды. В родительском доме она «жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле». И как некрасовская Матрёна Тимофеевна, попала «с девичьей холи в ад». Жизнь по домостроевским принципам, полное подчинение свекрови и мужу делает само существование героини невозможным.

В заключение подчеркните, что сам строй бытия Кабановых и Диких чужд свободолюбивой натуре Катерины. В поисках освобождения от се­мейных уз она пускается в отношения с чужаком Борисом. А когда воз­можности бегства из этого мира неволи оказываются исчерпаны, героиня бросается в реку, освобождая себя от калиновского окружения.

Здесь искали:

  • гроза островский неволя Катеньки
  • что означают воля и неволя в словах катерины

В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере «темного царства» купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и трогательная Катерина оказалась бесправной жертвой жестоких порядков купеческой среды. Недаром Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Катерина не смирилась с деспотизмом и самодурством; доведенная до отчаяния, она бросает вызов «темному царству» и гибнет. Только так она может сохранить от грубого давления свой внутренний мир. По мнению критики, для Катерины «не смерть желанна, а жизнь невыносима. Жить для нее – значит быть самой собой. Не быть самой собой – значит для нее не жить».

Образ Катерины построен на народно-поэтической основе. Ее чистая душа слита с природой. Себя она представляет как птицу, образ которой в фольклоре тесно связан с понятием воли. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Катерине, попавшей в дом Кабановой, как в страшную тюрьму, часто вспоминается родительский дом, где к ней относились с любовью и пониманием. Разговаривая с Варварой, героиня спрашивает: «…Отчего люди не летают, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Катерина рвется на волю из клетки, где вынуждена оставаться до конца дней.

Высокие чувства, прилив радости и благоговения вызывала в ней религия. Красота и полнота души героини выражались в молитвах к Богу. «В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало… ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колени, молюсь и плачу».

Свои мысли и чувства Катерина выражает поэтичным народным языком. Напевная речь героини окрашена любовью к миру, употребление множества уменьшительно-ласкательных форм характеризует ее душу. Она говорит «солнышко», «водица», «могилушка», часто прибегает к повторам, как в песнях: «на тройке на хорошей», «и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны». Пытаясь выплеснуть кипящие в ней чувства, Катерина восклицает: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

Трагедия Катерины в том, что она не умеет и не хочет лгать. А в «темном царстве» ложь – основа жизни и взаимоотношений. Борис говорит ей: «Никто не узнает про нашу любовь…», на что Катерина отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» В этих словах проявляется мужественная, цельная натура этой женщины, рискующей бросить вызов обывательской морали, в одиночку противостоять обществу.

Но, полюбив Бориса, Катерина вступает в борьбу с собой, со своими убеждениями. Она, замужняя женщина, чувствует себя великой грешницей. Ее вера в Бога – это не ханжество Кабанихи, которая прикрывает Богом свою злобу и человеконенавистничество. Осознание собственной греховности, муки совести преследуют Катерину. Она жалуется Варе: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?» Катерина не задумывается над тем, что это над ней совершили насилие, отдав замуж за нелюбимого. Ее муж, Тихон, рад уехать из дому и не хочет защитить жену от свекрови. Сердце подсказывает ей, что ее любовь – величайшее счастье, в котором нет ничего плохого, но мораль общества и церкви не прощает свободного проявления чувств. Катерина бьется среди неразрешимых вопросов.

Напряжение в пьесе нарастает, Катерина страшится грозы, слышит страшные пророчества сумасшедшей барыни, видит на стене картину, изображающую страшный суд. В помрачении рассудка она кается в своем грехе. Покаяние от чистого сердца по религиозным законам обязательно требует прощения. Но люди забыли доброго, прощающего и любящего Бога, у них остался Бог карающий и наказывающий. Катерина не получает прощения. Жить и мучиться она не хочет, ей некуда идти, любимый человек оказался таким же слабым и зависимым, как и ее муж. Все предали ее. Самоубийство церковь считает страшным грехом, но для Катерины это акт отчаяния. Лучше оказаться в аду, чем жить в «темном царстве». Героиня не может причинить никому вреда, поэтому она решает сама уйти из жизни. Бросаясь с обрыва в Волгу, Катерина в последний миг думает не о своем грехе, а о любви, которая осветила ее жизнь великим счастьем. Последние слова Катерины обращены к Борису: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Можно только надеяться, что Бог окажется милосерднее к Катерине, чем люди.

  • В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […]
  • Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая». Катерина - натура поэтическая. В […]
  • Катерина Варвара Характер Искренняя, общительная, добрая, честная, набожная, но суеверная. Нежная, мягкая, в то же время, решительная. Грубоватая, веселая, но неразговорчивая: «… много разговаривать не люблю». Решительная, может дать отпор. Темперамент Страстная, вольнолюбивая, смелая, порывистая и непредсказуемая. Она сама о себе говорит «Такая я уж зародилась горячая!». Вольнолюбивая, умная, расчетливая, смелая и непокорная, не боится ни родительской, ни небесной кары. Воспитание, […]
  • «Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени. «Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно. «Их жизнь […]
  • Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
  • Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» для нас является исторической, так как показывает быт мещанства. «Гроза» была написана в 1859 году. Она является единственным произведением задуманного, но не реализованного писателем цикла «Ночи на Волге». Главная тема произведения – описание конфликта, возникшего между двумя поколениями. Семья Кабанихи типична. Купечество держится за свои старые нравы, не желая понимать молодое поколение. А так как молодые не хотят следовать традициям, их подавляют. Я уверен, […]
  • В "Грозе" Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение "отцов" и "детей", их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная […]
  • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
  • Критическая история "Грозы" начинается еще до ее появления. Чтобы спорить о "луче света в темном царстве", необходимо было открыть "Темное царство". Статья под таким названием появилась в июльском и сентябрьском номерах "Современника" за 1859 год. Она была подписана обычным псевдонимом Н. А. Добролюбова - Н. - бов. Повод для этой работы был чрезвычайно существенным. В 1859 г. Островский подводит промежуточный итог литературной деятельности: появляется его двухтомное собрание сочинений. "Мы считаем за самое […]
  • Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », - восторгается местный механик самоучка Кулигин. Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской […]
  • Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о […]
  • Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
  • Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году. “Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: […]
  • Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной […]
  • Александра Николаевича Островского называли «Колумбом Замоскворечья», района Москвы, где жили люди из купеческого сословия. Он показал, какая напряженная, драматическая жизнь идет за высокими заборами, какие шекспировские страсти кипят порой в душах представителей так называемого «простого сословия» – купцов, лавочников, мелких служащих. Патриархальные законы уходящего в прошлое мира кажутся незыблемыми, но горячее сердце живет по собственным законам – законам любви и добра. Герои пьесы «Бедность не порок» […]
  • История любви приказчика Мити и Любы Торцовой разворачивается на фоне жизни купеческого дома. Островский в очередной раз восхитил своих поклонников замечательным знанием мира и удивительно ярким языком. В отличие от ранних пьес, в этой комедии есть не только бездушный фабрикант Коршунов и кичащийся своим богатством и силой Гордей Торцов. Им противопоставлены любезные сердцам почвенников простые и душевные люди – добрый и любящий Митя и промотавшийся пьяница Любим Торцов, оставшийся, не смотря на свое падение, […]
  • В центре внимания писателей 19 века находится человек с богатой духовной жизнью,изменчивым внутренним миром.Новый герой отражает состояние личности в эпоху социальных преобразований.Авторы не обходят вниманием и сложную обусловленность развития человеческой психики внешней материальной обстановкой.Главная особенность изображения мира героев русской литературы - психологизм, то есть способность показать изменение души героя В центре разных произведений мы видим "лишних […]
  • Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах. Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова – бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство […]
  • Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, – Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой другим чувствам. Лариса для него – это не просто любимая девушка, она еще и «приз», дающий возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником. Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями […]
  • Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников. Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы […]

Наконечная Валентина

Как известно. существует несколько видов анализа художественного текста. Мотивный анализ показался нам наиболее интересным, так ка дает возможность учащимся проявить творческую инициативу, продемонстрировав уровень начитанности. Такая работа способствует развитию критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве

Скачать:

Предварительный просмотр:

Работа с текстом драмы А.Н Островского «Гроза».Исследование

Мотива «воля-неволя»

Оппозиционный мотив воля-неволя проявляется,прежде всего, через противопоставление ограниченного и неограниченного пространства. Пространство в драме имеет два полярных начала: «здесь» и «там» .
«Здесь»-все скудно и ограничено рамками общественного сада. «Здесь»-неволя.
Неволя, по Далю,- непростор,несвобода,принуждение,подвластность силе,зависимость,покорность чужой воле,внешнее ограничение хотения,желания и самого действия.
А «там» за Волгой, - сельский вид,поля, неограниченное пространство. «Там»-воля.
Воля - свобода,простор в поступках.Власть и сила, нравственная мочь, право, могущество.
В народной словесности,в поэтической речи слова волюшка –полюшко синонимичны (сравним у Лермонтова: И вот нашли большое поле,есть разгуляться где на воле).
Песня, которую напевает Кулигин,рисует русский равнинный пейзаж,расстилающийся без конца и края: « Среди долины ровныя,на гладкой высоте …»
Общественный сад со скудной растительностью вызывает антитезные ассоциации.
-Библейский сад-эдем. «И насадил Господь Бог сад в Едеме на востоке,и поселил там человека,которого создал».

Гефсиманский сад Б.Пастернака: «В конце был чей-то сад… Простор вселенной был необитаем.И только сад был местом для житья».
Таким образом,одним словом –сад,в самом начале драмы,вводится мотив искупительной жертвы,необходимой для нравственного очищения жизни города Калинова, переполненного злобой,ненавистью. Такой жертвой станет Катерина.
Во втором действие драмы происходит еще большее «сужение» пространства – комната в доме Кабановых. Ощущение тесного замкнутого пространства не устраивает даже невежественную служанку в доме Кабановых –Глашу.

Она по-своему «стремится» на волю, пытается расширить «среду своего обитания»: «а мы тут сидим,ничего не знаем».

Действие третье разворачивается на улице.Тут же поставлен «предел» дозволенного – ворота дома Кабановых.Перед воротами скамейка: «смотри в людях меня,да на улице,до семьи моей тебе дела нет».

Слово ворота этимологически связано со словом ворот – воротник. А когда ворот расстегнут,то в народе говорят: «душа нараспашку».Следовательно, «открыл ворота- распахнул душу».
В городе Калинове «у всех давно ворота заперты … и не от воров они запираются,а чтоб люди не видали,как они своих домашних едят поедом,да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами; невидимых и неслышимых».
Никому неведома душа калиновцев – «Семья дело тайное,секретное». Сцена 2 действия 3 – го разворачивается ночью. Овраг,покрытый кустами. Наверху забор сада Кабановых и калитка;сверху тропинка.
Действие переносится в ночь,во тьму. Под покровом ночи совершаются обычно «темные» дела,это время,когда на волю выпущены силы тьмы.Пространство оказывается закольцованным:низ-овраг-«глубокая длинная впадина на поверхности земли»,верх-забор и калитка под запором.В народе овраги считались «нечистым местом»,прибежищем темных сил.
Катерина,в своих снах,уже побывала в подобном месте: «Точно я стою над пропастью и меня кто-то толкает.А держать мне не за что»
Овраг за садом Кабановых станет той пропастью,где «погибнет» Катерина.
Катерина: Зачем ты гибели моей хочешь?

Борис: Разве я злодей какой?
Катерина(качая головой):Загубил,загубил,загубил!… Ну как же ты не загубил меня,коли я,бросивши дом,ночью иду к тебе.
Борис: Ваша воля была на то.
Катерина: Нет у меня воли.Кабы была у меня своя воля,не пошла бы я к тебе … Твоя теперь воля надо мной,разве ты не видишь!
Далее следует ремарка «Кидается ему на шею» .Смысловая нагрузка глагола кидается двояка (эта двоякость подтверждается «оборотничество» мотива.
С одной стороны,кидается-падает вниз.

С другой, кидается,подняв руки, чтобы обнять за шею,следовательно вверх. Вновь, в изменившихся условиях проявляется мотив полета: «Когда стоишь на горе,так тебя и тянет лететь. Вот так бы и разбежалась,подняла руки и полетела».
Любовь и воля неразрывно сливаются в душе Катерины,она готова идти за любимым на край света,то есть расширить свое жизненное пространство до бесконечности: «кабы ты поманил,я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света,я бы все шла за тобой и не оглянулась бы». Только вот беда, не тот человек Борис,который мог бы повести за собой возлюбленную,он сам подневольный.Нет у него силы! А Катерина,спускаясь вниз по тропинке,проходит свои «семь кругов ада» и в конце концов оказывается под сводами старинной, начинающей разрушаться постройки,где смыкаются небесное – земное – подземное пространства.
Барыня: Куда прячешься,глупая! От бога- то не уйдешь! … Все в огне будете гореть неугасимом.
Катерина подходит к стене,опускается для молитвы на колени,потом быстро вскакивает.
- Ах! Ад! Ад! Геена огненная!
Далее идет сцена публичного покаяния Катерины,которая завершается словами Кабановой:Что, сынок! Куда воля – то ведет!
Ответить на вопрос о том, куда ведет воля помогают ремарки 1-го,4-го и 5-го действия.
Река из ремарки первого действия является тем пространственным рубежом, который отделяет волю от неволи.
Кулигин говорит: «Гляжу на Волгу и все наглядеться не могу.Вид необыкновенный! Красота!»
С первого явления мотив воля-неволя переплетается с мотивом «красота». Мотивы так же текучи,как течение реки Волги. Формируясь,мотив теряет свою отдельность, дискретность,повторяясь в других сочетаниях: воля – неволя,воля – жизнь,воля – смерть,воля – красота.
Воля и красота выступают в качестве взаимовытекающих,взаимозаменяемых понятий.Ремарка 4-го действия «за арками берег и вид на Волгу» как бы дублирует слова полусумасшедший барыни о том, что «В омут лучше с красотой – то! Да скорей,скорей» А декорации 5 – го действия,повторяющие декорации 1 – го «замыкают» пространственный круг, оставляя героине только один выход – в Волгу. Катерина убегает из дому,чтобы проститься с Борисом, самовольно раздвинув пространство,не побоявшись кары за свой поступок. Она не только не прячется,не таится, но громко,во весь голос зовет любимого: «Радость моя,жизнь моя, душа моя,люблю тебя! Откликнись!» И, как в сказке ее возлюбленный слышит голос и появляется,но не для того,чтобы спасти,защитить возлюбленную,а лишь для того, чтобы «поплакаться» на свою несчастную долю.
Катерина: Ты вольный казак.
Борис: Нельзя мне, Катя.Не по своей воле еду; дядя посылает.
При мысли о насилии: «А поймают меня,да воротят домой насильно» ,Катерина восклицает: «Скорей! Скорей!» И далее вновь мотив слово – дело:
-Женщина в воду бросилась!
Издревле славяне поклонялись рекам,верили, что все они текут в конец светлого белого,где солнце из моря подымается,в страну правды и добра.
С детства Катерина искала защиты у речки – матушки от обиды,неправды,зла:
-Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше,так что сделала! Обидели меня чем – то дома,а дело было к вечеру (и в % - м действие сумерки - вечер), уже темно,я выбежала на Волгу,села в лодку и отпихнула ее от берега».
-В русской народной сказке «Гуси – лебеди» девочка,спасаясь от преследователей,обращается к речке с просьбой спасти,защитить ее от них:
- Речка – матушка,спаси, защити, укрой меня в своих берегах.
И речка помогает девочке спастись от преследователей.Внутренний мир Катерины в постоянном движении. Каждую минуту ее состоянии текуче и противоречиво. Невольно возникает семантическая ассоциация Катерина – река! Прослеживая движение диалога Кабановой и Катерины,убеждаешься,что свекровь и невестка говорят попросту на разных языках. На искренние слова Катерины Кабанова возражает:
-Что ты выскочила,в глазах – то поколоть! Чтобы все видели что ли,как ты мужа любишь? Так знаем, знаем,в глазах – то ты это всем доказываешь.
Катерину глубоко оскорбляет подозрение в том,что для Кабановой кажется вполне естественным:

Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.

Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешься? …

Напраслину – то теперь кому же приятно!
Неприятие напраслины,зла перестает к героини в готовность оставить мир,если все в нем опостынет: «А уж коли очень мне здесь опостынет,так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь,в Волгу кинусь». Через мотив воля – неволя проявляется нравственная и личностная состоятельность – несостоятельность героев то есть мотив преобразуется в испытание героев.
Общая оценка жизни в Калинове – неволя дается двумя абсолютно разными персонажами драмы.
Кулигин:
-Жестокие нравы, сударь,в нашем городе. Жестокие.
Феклуша:
- Бла – алепие,милая! Бла – алепие! Красота дивная в обетованном мире живете.
Ритм фразы,повтор главного слова совпадают,но смысл их диаметрально противоположен. Разные оценки «темного царства» ,сталкиваясь, взаимно дополняют друг друга.
1.Савел Прокофьевич Дикой – это зло ,выпущенное на волю. Первая же его реплика – ругательство в адрес бессловесного, безответного племянника Бориса. Дикой считает,что «ему везде место» ,то есть он «пространственно» неограничен. Его своеволие и бесцеремонность основаны на богатстве,власти,денег:
- Что ты судиться,что ли со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю.
Но один эпизод дает повод задуматься над тем, а не произойдет ли со своевольным Савелом такого превращения,которое произошло с его библейской теской – Савлом? «Из Савла стать Павлом» (см.мотив «Грозы» Савл- гонитель христиан). Однажды Савл услышал голос с неба,упрекающий его в черных делах. Потрясенный Савл принял имя Павел («паулус»- маленький,ничтожный) и изменился до противоположности.
-Куда воля – то ведет! – восклицает Кабанова.
Гипотетически воля ведет к покаянию.
Воля,своеволие Дикого показывают двойственность его натуры.
«Обругал мужика в праздник … После прощения просил,в ноги ему кланялся,право так. Истинно тебе говорю: мужику в ноги кланялся … при всех ему кланялся.»
Сравним с эпизодом публичного покаяния Катерины: «Все сердце изорвалось! Не могу больше я терпеть,Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!»
Покаяние Катерины рождено чувством вины и нравственными терзаниями, лжепокаяние Дикого похоже на его самодурные поступки. Он понимает,что поступает дурно,но пока нет над ним более волевого – сильного,он таким и будет, «укорить тебя некому» - скажет Кабанова.Возможно,он, как Савл,услышит голос с неба?!?

2.Варвара
Вольная натура. Она не хочет терпеть власть матери,не желает жить в «неволе» . Но она легко приспосабливается к морали «темного царства» ,становясь на путь обмана. Это делается для нее привычным,ведь весь дом «на обмане держится»: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Житейские правила ее просты: «делай что хочешь, только бы шито да крыто было».
Хотя Кулигин и говорит о возможности воли - свободы для молодых парней и девушек в «несвободном» Калинове,но он тут же оговаривается:
- Так эти у сна воруют часик другой, ну и гуляют парочками. Свобода – воля на час другой,а затем опять под замок,под запор,в неволю.
Слова песни – сигнала «Все домой, все домой!
А я домой хочу!» выражает психологическое состояние неволе,предвосхищает дальнейшее развитие событий.
«Варвару мать точила,точила,а та не стерпела, да и была такова, - взяла да и ушла» Автор не пытается прояснить ее судьбу. Давая полную волю нашему воображению. Не стоит забывать,что Варвара и Кудряш,вырвавшиеся на волю, отравлены темным царством. Вероятно,они повторят путь Кабановой и Дикого,но уже в изменившихся условиях 60-х – 70-х годов XIX столетия. Для них начинается новый цикл. Новый жизненный круг вне пространства драмы.

3.Тихон

Изначально Тихон – тихий, безответный, всецело подчиненный воле матери:
-Видишь ты,какой еще ум – то у тебя.А ты еще хочешь своей волей жить.
-Да я, маменька и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить.
Воля Тихона скована,он жалок,обезличен.
Отправляя сына по делам в другой город,мать наказывает:
-Если хочешь мать послушать.Так ты,как приедешь туда,сделай,как я тебе приказывала.
Ханжески звучит условное придаточное «если хочешь» ,когда рядом глагол – приказывала (не советовала,не просила, а приказывала) .
-Да как же я могу,маменька,вас ослушаться.
-Не очень – то нынче старших уважают.
-Я, кажется, маменька, из воли хочется. Ну, что ж, дождетесь, поживете на воле, когда меня не будет.
-Думайте,как хотите, на все есть ваша воля; только я не знаю,что я за несчастный такой человек на свет рожден,что не могу угодить вам ничем.
Перед отъездом мать дает последние наставлению сыну. Варвара так говорит о их беседе:

С маменькой сидят запершись.Точит она его теперь,как ржа железо.
-… Две недели в дороге будет,заглазное дело!... У нее сердце все изноет.Что он на своей воле гуляет …
Катерина замечает: «И на воле-то он словно связанный».
-Да. Как же,связанный! Он как выедет,так и запьет. Он теперь слушает,а сам думает,как бы ему вырваться-то поскорей.
В действие пятом слова Варвары материализуются в рассказе Тихона о поездки в Москву:
-Я в Москву ездил,ты знаешь? На дорогу-то маменька читала,читала мне наставление-то. А я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил,и в Москве все пил,так это кучу,что на-поди! Так, чтобы уж на целый год отгуляться.
Разгул да пьянство Тихона ассоциируется с шабашем ведьм.Он и волей-то распорядиться не может,не знает на что ее употребить,поэтому и возвращается не через две недели, а через десять дней. Добролюбов писал: «Известно,что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает

тот,который поднимается наконец из груди слабых и терпеливых ».

В последней сцене забитый,подневольный Тихон кричит:
-Маменька,вы ее погубили! Вы,вы,вы.

И далее, после грозного окрика матери:
-Что ты? Аль себя не помнишь! Забыл,с кем говоришь!
- Вы ее погубили! Вы! Вы!
Троекратное повторение местоимений «вы» придает твердость высказыванию,в отличие от однократного.
Можно предположить,что в глубине души живет в Тихоне доброта и великодушие. Он говорит о жене:
- Жаль мне смотреть-то на нее…
Если бы не маменька,он готов простить Катерину,он пытается поддержать и даже обнять ее в момент покаяния.
В Тихоне живет внутренний,пусть очень слабый,свет воли в подневольном положении. Видимо, грозный окрик матери вернет его в подневольное положение. Как знать?!
Тихон говорит Кулигину еще об одной иллюзорной возможности вырваться из неволи:
- Нет, говорят, своего ума-то. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да и последний-то,какой есть,пропью; пусть маменька тогда со мной,как с дураком,и нянчится …

4.Борис
Оказывается в неволе по воле (игра слов) – завещанию бабушки. Он получит часть наследства,если будет почтителен к дяде – Дикому:
- Это значит … что вам наследства вашего не видать никогда.
Тогда зачем терпеть унижения, оскорбления, почему не уехать?
Оказывается,что удерживается его в «неволе» жалость к сестре «Я бросил все,да и уехал» то есть освободился, оказался на воле Катерина говорит Борису «ты вольный Казак» , но это лишь слова, никакой он не вольный да и не казак вовсе,он живет у дяди, исполняет его волю: «делай,что прикажут» . Жизнь Бориса- постоянное исполнение чужой воли (требования,окрика, приказа) . Влечение Катерины к нему, не отличающемуся ни мужественностью, ни силой натуры,началось, видимо, с жалости, сочувствия человеку, находящемуся в еще более подневольном положении, чем она. Но ее избранник только жалуется «уж ведь совсем убитый хожу, загнан,забит» . Даже в любви Борис жалок, безволен. С одной стороны он утверждает: « Я люблю вас больше всего на свете,больше самого себя!» . Когда же обстоятельства требуют действия, то есть реализация мотива «слово – дело» ,он может только промямлить:
- Нельзя мне … Не по своей воле еду.

5. Катерина
« Лучом света в темном царстве» назвал Добролюбов Катерину. Этот «луч» появился на извне,он сформировался в калиновских условиях жизни.
Жизнь Катерины в родительском доме и в доме свекрови может быть представлена виде оппозиции: дом – антидом,где воля героини вступает в противоречие с замкнутым укладом действительности.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алтайская средняя общеобразовательная школа

Исследовательская работа

(Литература)

Исследование мотива «воля-неволя» в драме А.Н.Островского «Гроза»


Работа ученицы 10 класса

Наконечной Валентины

Руководитель: Цыкунова Виктория Анатольевна,

Учитель русского языка и литературы

2015-2016 учебный год

1. Обоснование темы исследования,ее актуальность,цели, задачи стр. 1-4

2. Основная часть:

а) Введение в тему исследования стр. 5-7

б)Работа с текстом драмы А.Н Островского «Гроза».Исследование стр. 8-14

Мотива «воля-неволя».

3.Заключение стр.

4.Список использованной литературы стр.

Тема исследования «Исследование мотива «воля-неволя» в драме А.Н.Островского «Гроза», выбрана не случайно.

На уроках литературы, при изучении произведений А.Н. Островского мы

использовали один из современных подходов к анализу литературных произведений – мотивный анализ

Объектом исследования является проявление мотива «воля-неволя» в драме

А.Н.Островского «Гроза»

Предметом исследования является текст драмы А.Н.Островского «Гроза»

Цели исследования :

1)Выяснение роли мотива «воля-неволя» для раскрытия содержания произведения,характеристики героев драмы.

2)Расширение читательского кругозора, через вовлечение в

исследовательскую деятельность.

3)Развитие познавательных навыков и навыков критического мышления

4)Развитие умений самостоятельно конструировать свои знания.

5)Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве.

Задачи исследования :

  1. Сопоставлять проявление мотива в разных ситуациях у разных героев.
  1. Проводить аналогии.

3)Анализировать текст.

4) Систематизировать полученные результаты

Методы исследования :

1)Частично-поисковый

2)Аналитический

3)Репродуктивный

Актуальность темы :

При возращении сочинения в практику итоговой аттестации знание текстов литературных произведений приобретает большую ценность.Чтобы создать высказывание на определенную тему,необходимо владеть не только знанием содержания литературного произведения,но и подходами к его анализу.Владение навыком анализа произведения будет способствовать успешной сдачи ЕГЭ и экзаменационного сочинения.

Гипотеза:
Основой для выдвижения гипотезы послужило высказывание Б.Гаспарова: «Принцип лейтмотивного построения состоит в том,что некоторый мотив, раз возникнув,повторяется затем множество раз,вступая при этом каждый раз в новом варианте,в новых очертаниях и во всех новых сочетаниях с другими мотивами»

Введение в тему исследования

Одним из новых подходов к анализу художественного текста является мотивный анализ. В литературоведении существует два понимания термина «мотив».

Мотив в литературном произведении чаще всего понимается как часть, элемент сюжета. Любой сюжет представляет собой переплетение мотивов, тесно связанных друг с другом, врастающих один в другой.

Один и тот же мотив может лежать в основе самых различных сюжетов и тем самым обладать самыми разными смыслами.

Сила и значение мотива меняются в зависимости от того, с какими другими мотивами он соседствует. Мотив иногда бывает очень глубоко скрыт, но чем глубже он залегает,тем большее содержание он может нести в себе. Он оттеняется или дополняет главную,основную тему произведения,недаром для большинства людей слово «мотив» означает напев мелодию – кое-что от этого значения оно сохраняет и в качестве литературоведческого термина. В стихах мотивом может стать почти любое слово; в лирике слово-мотив всегда окутано облаком прежних значений и употреблений,вокруг него «светится» ореол прежних смыслов.
Мотив,по определению А.Н.Веселовского,-«нервный узел» повествования. Прикосновение к такому узлу вызывает взрыв эстетических эмоций,необходимый художнику,приводит в движение цепочку ассоциаций,помогающих правильному восприятию произведения,обогащающих его.
Мотив, как правило,существует сразу с двумя знаками,в двух обличьях,предполагает существование мотива – антонима,причем это совсем не значит,что мотивы будут существовать в одном произведении. Важно для развития литературы как раз то,что мотивы как бы перекликаются друг с другом не только и даже не столько внутри одного сюжета,одного произведения,но и через границы книг и даже литератур. Поэтому,кстати, возможно изучение не только системы мотивов,принадлежащих одному художнику,но и общей сети мотивов,используемых в литературе определенного времени,определенного направления,в той или иной национальной литературе.
Понимаемый как элемент сюжета,мотив граничит с понятием темы. Понимание мотива как сюжетной единицы в литературоведении соседствует и противоборствует с пониманием его как некоего сгустка чувств,представлений,идей,даже способов выражения.Понимаемый таким образом мотив уже приближается к образу и может развиваться в этом направлении и перерастать в образ. Мотив двулик, он одновременно представитель традиции и знамение новизны.Но столь же двойственен мотив и внутри себя; он не является не разлагаемой единицей,он, как правило,образован двумя противоборствующими силами,он внутри себя предполагает конфликт,преобразующийся в действие.
Мотив-категория,позволяющая рассматривать литературу как единую книгу,как целое – через частное,как организм – через клетку.
Вслед за Б.Гаспаровым –основоположником мотивного анализа,мы понимаем мотив как внеструктурное начало произведения,как достояние не только текста и его создателя,но и ничем не ограниченной мысли толкователя произведения. «Свойства мотива вырастают каждый раз заново в процессе самого анализа в зависимости от того к каким контекстам творчества писателя обращается ученый».
Принцип лейтмотивного построения повествования,по Гаспарову,состоит в том, что некоторый мотив,раз возникнув,повторяется затем множество раз,выступая при этом каждый раз в новом варианте,новых очертаниях и во все новых сочетаниях с другими мотивами. При этом в роли мотива может выступать любой феномен,любое смысловое «пятно» -событие,черта характера,элемент ландшафта,любой предмет,произнесенное слово, краска, звук. Единственное,что определяет мотив, -это его репродукция в тексте,так что в отличие от традиционного сюжетного повествования,где заранее более или менее определено,что можно считать дискретными компонентами («персонажами» или «событиями»), здесь не существует заданного «алфавита» -он формируется непосредственно в развертывании структуры и через структуру. В итоге любой факт теряет свою отдельность и единство,ибо в любой момент и то и другое может оказаться иллюзорным; отдельные компоненты данного факта будут повторены в других сочетаниях,и он распадается на ряд мотивов и в то же время станет неотделим и от других мотивов, первоначально введенных в связи с, казалось бы,совершенно иным фактом.
Обнаруживающиеся в структуре произведения мотивные связи и возникающие на их основе смысловые ассоциации могут быть далеко не равноценными. Одни связи являются достаточно очевидными,многократно подтверждаемыми в различных точках повествования; другие оказываются более слабыми и проблематичными,поскольку они проявляются лишь в изолированных точках (не получают многократного подтверждения) либо вообще имеют вторичный характер, возникая как производные не непосредственного от самого текста произведения,а то вторичных ассоциаций,пробуждаемых этим текстом.

В итоге в нашем восприятии произведения возникает некоторая центральная смысловая область и наряду с этим окружающие ее периферийные области. Последние заполняются открытым множеством все менее очевидных,все более проблематичных ассоциаций,связей, параллелей, уходящих в бесконечность.Но если каждая из этих периферийных ассоциаций в отдельности может быть поставлена под сомнение с точки зрения правомерности выведения ее из текста произведения, то все они в совокупности образуют незамкнутое поле, придающее смыслу произведения черты открытости и бесконечности,что составляет неотъемлемую особенность мифологической структуры;в выявление этой особенности состоит важная позитивная функция периферийных ассоциаций.

Мифология,миф являются почвой на которой возникает и развивается письменная культура,источником из которого она черпает свои первоначальные темы и формы. Мифы создавали для объяснения,осмысления того,что происходило в мире. Постепенно миф расслаивался на сказку,религию и историю. И все-таки мифологические образы сохранили свое значение,они становились многозначны.
Наука XIX века выявила общие универсальные темы всякой мифологии и многие писатели стали сознательно строить свои произведения так,чтобы они воспринимались на фоне этих мифологических моделей и от этого приобретали более глубокий и многозначный смысл.
Слово миф часто употребляется в переносном значение,так именуют многоплановые произведения,в которых авторы обобщают вечные закономерности человеческого бытия.
Поскольку автор любого литературного текста пытается говорить о вечных проблемах бытия,то любое художественное произведение – это миф.
Миф, таким образом, рассматривается как трансисторический генератор литературы.
Работа представляет собой рефлексию по статьи Б.Гаспарова о сущности мотивного анализа.

Объектом исследования мотивной структуры явился текст драмы А.Н.Островского «Гроза».

Воспринимающий субъект (читатель, исследователь) текста первоначально вступает с текстом в субъектно-объективные отношения. По мере неоднократного прочтения текста открывается,казалось бы, «азбучная истина» о том, что жизнь-театр,а мы в нем актеры,тогда выстраивается ассоциативная парадигма: драма-театр-жизнь. Уровень взаимоотношения исследователя с текстом качественно меняется.Это уже не субъективно-объективные отношения,а субъектно-субъектные. Каждая реплика,каждая авторская ремарка,каждое слово вызывает все новые и новые смысловые ассоциации,выстраивающиеся в определенные последовательности,циклы, которые тут же трансформируются в новые и так до бесконечности,то есть пока хватит образованности,начитанности исследователя,его умения видеть,слышать,сопоставлять,сравнивать,обобщать,систематизировать. При этом всегда существует возможность,что возникшая в нашем сознании,но недостаточно подтверждения в тексте ассоциация,выглядит таковой,лишь постольку поскольку мы не заметили ее подтверждения в другой точке текста.
Несмотря на то, что автор работы видит свою задачу в выяснении мотивов в тексте драмы и попытке их интерпретации,считает что выявить все мотивы в принципе невозможно, как невозможно объяснить жизнь во всей бесконечности ее проявлений.

В работе мы исследуем один мотив – «воля-неволя» во всех его проявлениях и взаимосвязях.


Предварительный просмотр:

Родительский дом – рай
Жизнь в родительском доме представляется «утраченным раем именно потому,что у матери она жила, «ни об чем не тужила,точно птичка на воле»…
В родительском доме не было насилия, принуждения.
В своих снах Катерина будто летает, так и летает по воздуху …
-Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была,не больше,так что сделала! Обидели меня чем – то дома,а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу,села в лодку,да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли,верст за десять!

Дом свекрови – ад
Цветущая вместе с природой душа Катерины увядает во враждебном окружении: «Я у вас завяла совсем…»
«Да здесь все как будто из-под неволи.»
И теперь снится, да редко, да не то.
-А горька неволя, ох, как горька! … Живу,маюся,просвету себе не вижу! … Кабы не свекровь! Сокрушила она меня …
От нее и дом-то опостылел: стены то даже противны.
-А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану,хоть ты меня режь!

« Отчего люди не летают?» - спрашивает Катерина. Это говорит в ней стремление вырваться на волю,жить не так как живут вокруг. Видимо поэтому,духовный мир Катерины закрыт для Варвары:
-Ты какая – то мудреная,бог с тобой. А по – моему,делай,что хочешь,только бы шито да крыто было.
Задыхаясь в доме свекрови, тоскую по воле,по любви,по истинно светлым и добрым отношениям, Катерина не мирится с неволей, в ее уме рождается мысль о том,как бы уйти из опостылевщего дома. «Сделается мне так душно дома, что бежала бы» . Что манит ее туда, за кабановский забор? Все та же мечта о воле, природе,песни, любовь: « … Каталась бы я теперь по Волге на лодке,с песнями, либо на тройке, на хорошей, обнявшись …» . Героиня окажется на берегу Волги,но не для того, чтобы соединиться с любимым, слишком уж слаб и безволен Борис, а для того, чтобы совершить наконец свой заветный полет на волю,к Господу.
« Глядела бы я с неба на землю и радовалась всему» , нет оппозиции могила – дом, нет безысходности, нет отчаяния.

Заключение:
Попытка исследования проявления мотива «воля-неволя» в драме А.Н.Островского «Гроза» позволяет сделать некоторые выводы:
1. Взятый для исследования оппозиционный мотив «воля-неволя» проявляется во взаимосвязи, взаимообусловленности,взаимозависимости.
2. Оказалось достаточно «прикоснуться» к одному проявлению мотива,чтобы начали включаться новые и новые проявления мотива, расширяя пространственные и временные пласты повествования до бесконечности.
3. Произвести исчерпывающий анализ мотивной структуры произведения не возможно. Можно лишь попытаться,выделив некоторый мотив так или иначе ею интерпретировать, насколько позволит уровень образованности, начитанности, общей эрудиции исследователя. Мотив «воля-неволя» возникает в первом действие драмы как пространства «здесь» и «там» проходит через всю драму, сужаясь во втором действии, расширяясь в третьем действие и т.д. вызывая все новые и новые ассоциации исследователя.
4.Исследование мотива «воля-неволя» расширяют наш читательский кругозор,умение ориентироваться в информационном пространстве. Мы считаем,что новых самостоятельного анализа произведения с целью раскрытия его содержания поможет в создание оригинального текста при написание экзаменационного сочинения и написания сочинения при сдаче ЕГЭ.

Список, использованной литературы:

1) Абрамах Маслоу Мотивация и личность М, Наука 2002
2) Активные формы преподавания литературы Р.И. Альбеткова М, Просвещение 1994
3) Библия М,2002
4) Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита» Нов. «Наука» 1993
5)Бунин И.А. «Господин из Сан-Франциско. Поэтика цикла «Темные аллеи» «Чистый понедельник»
6)Былины М, Просвещение 1981

7)Вартаньян Из жизни слов …,М, Просвещение 1979

8)Введение в литературоведение Барнаул АГПИ
9)Гаспаров Б.М. «Из наблюдения над мотивной структурой романа Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита»
10)Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы.Очерки по русской литературе.Новый завет в произведениях Булгакова М.А.
11)Грибоедов А.С. «Горе от ума» М, Дрофа 2002
12) Гришман М. Литературное произведение Литература №12.2004
13) Даль В. И «Толковый словарь живого великорусского языка»

14) Добролюбов Н. А. «Луч света в темном царстве» М, Художественная литература 1978

15)Древнерусская литература М.. Дрофа 2002

16) Евангелие

17) Жуков В. П. Фразеологический словарь М.. Просвещение 1978

18) Зепалова Т. О. Методическое руководство… М, Просвещение 1978

19) Ильин И. О чтении и критике М. Наука. 1991

20) Е. П. Мотивация и мотивы..М, Наука 2003

21) История России IX – XVIII в. Школьная энциклопедия М, Дрофа 2003

23) Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность М, Наука 2000

24) Лотман Ю. В школе поэтического словаря М., Просвещение 1988

25) Образы и мотивы повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – Энциклопедический словарь юного филолога М, Просвещение 1989

28) Платонов А. «Котлован» (из книги Е. Н. Проскуриной «Поэтика мистериальности в прозе Платонова конца 20-х – 30-х годов

29) Полтавец Е. Ю. «Война и мир» Л. Н. Толстой на уроках литературы М, Дрофа 2005

30) Полтавец Е. Ю. « Гора голова и пещера в капитанской дочке» А. С Пушкина и «Войне и мир» Толстого Л. Н.

31) Православный церковный календарь 1994, 1997, 2000

32) Русские богатыри М., Просвещение 2002
33)Рязапкина М.А. Морфологические и исторические корни рассказа
Л.Н. Толстого «После бала» Барнаул.АКИПКРО
34)Словарь литературоведческих терминов
35)Толстая Т. «Факир» (с использованием материалов книги М.Липовецкого «Русский постмодернизм»)
36)Ушаков Н, Голуб И. Путешествие по стране слов М, Просвещение 1976
37)Фогельсон И А Литература учит.. М, Просвещение 1989
38) Фольклор народов России т.1-т.2 М, Дрофа 2002
39) Хомич Э., Резяпкина Н. «От «Грозы» к «Бесприданнице»
40)Чехов А.П. Пьесы М. Дрофа 2002

А.Н.ОСТРОВСКИЙ. «ГРОЗА». КАТЕРИНА И КАБАНИХА КАК ДВА НРАВСТВЕННЫХ ПОЛЮСА НАРОДНОЙ ЖИЗНИ

(ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ТЕКСТА)

Урок-лекция.

Цели урока.

Обучающая: лексико-семантический анализ драмы А.Н.Островского «Гроза»; выявить ряд авторских оценок героев пьесы.

Развивающая: совершенствовать навыки в умении производить лексико-семантический анализ.

Воспитательная: воспитывать нравственные качества личности.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Лекция учителя.

Драма «Гроза» - одно из самых совершенных произведений А.Н.Островского, в то же время это пьеса, во многом типичная для реалистической драматургии ХI Х в., сохраняющая многие каноны данного рода литературы. Коллизии драмы носят обобщенный характер, хотя внешне они проявляются в подчеркнуто бытовой форме, в основе конфликта драмы традиционное для этого жанра противоречие, которое выступает как «противоположность чувственного и духовного в человеке,…когда долг ради долга, холодная заповедь борются с особенными интересами, горячим чувством, чувственными склонностями и побуждениями, вообще со всем индивидуальным; как суровый антагонизм между внутренней свободой и естественной внешней необходимостью, далее, как противоречие между мертвым, внутренне пустым понятием и полной конкретной жизнью». Этот драматический конфликт в «Грозе» носит социальный характер: две противоположные силы народной жизни, между которыми, прежде всего, возникает конфликт в драме, воплощены в молодой купеческой жене Катерине Кабановой и в ее свекрови – хранительнице старины Марфе Кабановой, прозванной за свой крутой и суровый нрав Кабанихой.

    В чём находит противопоставление этих двух героинь? Противопоставление этих двух героинь находит отражение и в контрасте их речевых характеристик.

    Где происходит действие драмы? В драме «Гроза», действие которой происходит в купеческом городе Калинов, во многом наблюдается своеобразная редукция индивидуальных примет, различающих речевые характеристики персонажей пьесы, доминантой их служит установка на просторечие (нешто, надоть, проздравить, ужотка, искамши, пущай и т.п.) . В то же время индивидуализация сценического положения персонажа мотивирует характерные особенности речи героев, наиболее рельефно выделяются в этом плане две речевые характеристики – подчеркнуто эмоциональная речь Катерины, которая опирается на стилизованный язык фольклора, и речь Кабанихи, в которой тоже сконцентрировались яркие характерологические средства выделительного характера. К ним, прежде всего, относят интенсивное употребление повторов, обилие императивов (Сделай так, как я тебе приказывала; Приказывай жене то, как жить без тебя; На носу себе заруби; Разговаривай еще).

    В чём находят отражение склонность Кабанихи к назойливым беспрестанным поучениям, ее приверженность к «пустой форме»? Склонность Кабанихи к назойливым беспрестанным поучениям, ее приверженность к «пустой форме» находят отражение в частом обращении к пословицам и поговоркам, воплощающим, с ее точки зрения, незыблемые истины, причем пословицы в тексте драмы используются только в репликах Кабанихи (Дальние проводы – лишние слезы; Чужая душа - потемки). Наиболее часто в ее речи повторяется слово порядок (Аль порядку не знаешь? Ничего то не знают, никакого порядка).

    В какой роли выступают диалоги героев драмы? Диалоги героев драмы выступают как основное средство развития действия и являются стилизацией диалогов естественного языка, а не их механическим копированием, не случайно в репликах героев драмы почти не нашли отражения такие особенности живой разговорной речи, как спонтанность, отсутствие заботы о форме выражения, непринужденность, экономия средств выражения, ориентация на ситуацию. Реплики героев пьесы преимущественно характеризуются законченностью и самостоятельностью и объединяются на основе смысловой и грамматической связи.

    Какими средствами создаются в тексте смысловые связи? Смысловые связи в тексте создаются повторами, однако функции повторов не исчерпываются лишь ролью фактора связности.

    Какой мотив является ведущим в драме? Одним из ведущих мотивов «Грозы» является мотив преодоления «страха» как одной из привычных стихий жизни Калинова, причем страх ассоциируется у молодых героев драмы с «неволей», победа над ним – с обретением «воли» или «праведной жизнью», в которой нет места «греху», в связи с этим «грех» Катерины по-разному осмысливается героями: для Кабанихи он результат стремления молодых жить «на воле» (А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят, а выйдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям; Что, сынок! Куда воля-то ведет!), для самой Катерины он следствие «неволи» (В неволе-то кому весело!.. А горька неволя, ох как горька! Кто от нее не плачет). Отношением к «воле» проверяются герои драмы, характерны в этом плане оценки, которые Катерина дает Тихону и Борису. О Тихоне она замечает: И на воле-то он словно связанный, Борис же в ее глазах «вольный казак». В сцене прощания Борис обращается к сходной самооценке: Я вольная птица, которая снимается другой репликой героя в этой же сцене: Не по своей воле еду. Повторы в драме обнаруживают близость героев, казалось бы, противоположных друг другу: так, реплики Катерины и Тихона сближаются за счет повторения в них одинаковых лексических единиц.

    В то же время в тексте драмы выделяются повторы, характерные для реплик одного героя и выступающие как его сквозная образная характеристика: так, реплики Катерины уже в 1 действии пьесы вводят мотив птицы, полета, который затем развивается в драме.

    Каким образом вводится образ Катерины в драме? Образ «птицы» вводит образ Катерины в драму и воспринимается читателем как символический, в сферу его не включаются речевые характеристики других персонажей. Образ «птицы» в репликах Катерины навеян фольклорными мотивами, при этом он является значимым прежде всего для самохарактеристики героини и системы авторских оценок.

    Как развивается тема «полёта»? Тема «полета» интенсивно развивается в первых двух действиях драмы, постепенно переходя в более общую тему «движения как стремления к воле», сближающего Катерину с другими героями драмы.

    В последних актах драмы образ « полета» отсутствует, а мотив «движения» переплетается с мотивом «гибели» (А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не захочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!) В «Грозе» повторы образуют сквозные ряды, движение которых во многом формирует образное целое драмы и способствует раскрытию ее идейно-эстетического содержания.

Большое значение для анализа драматургического произведения имеет рассмотрение системы ремарок.

    Что такое ремарка? Ремарка в пьесе – непосредственное проявление авторской речи, предельно ограниченной в драме. Традиционные ремарки в реалистической драме Х I Хв. Указывают обычно на место действия, особенности речи, поведения и настроения героев, лексика их, как правило, не экспрессивна, ремарки не содержат прямых оценок автора, в них отсутствуют образные средства, средства создания лирической эскпрессии. Во многом характерные для драматургии ХХв.

    Как распределяются ремарки в тексте «Грозы»? Ремарки в «Грозе» распределяются неравномерно. Ремарки каждого из героев в тексте драмы обрамляются цепочкой авторских ремарок, которые носят разный характер: среди них может выделяться ремарка-доминанта, регулярно повторяющаяся в тексте драмы. Такой ремаркой-доминантой, часто сопровождающий реплики Катерины, является ремарка задумывается (задумчиво), она выделяется как повторяющаяся в богатой системе ремарок, отмечающих сменяющуюся гаму противоречивых чувств и настроений героини (с испугом; вздыхая; с ужасом; с волнением) , выбор этой ремарки не случаен, она – сигнал и богатой внутренней жизни героини, и её одиночества а «темном царстве».

    Ремарки каких типов представлены в пьесе? В драме «Гроза» представлены ремарки разных типов:

    ремарки «обстановочные» (Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов);

    ремарки, характеризующие особенности речи героев, их действия, оттенки их настроения (стучит палкой; смеётся; стоят как будто в оцепенении; плачет; с испугом);

    ремарки, фиксирующие паузы (молчание);

    смену мизансцен (Кудряш входит с гитарой);

    ремарки, воспроизводящие язык жестов и мимику героев (они непосредственно адресованы режиссеру и актерам и свидетельствуют о важности зафиксированных в тексте драмы жестов для верного раскрытия образов героев).

    Как ещё выражается авторская позиция в тексте? В драме «Гроза», кроме традиционных ремарок, непосредственно представляющих в пьесе авторскую речь, выделяются также такие средства выражения авторской позиции, которые характерны для идиостиля Островского: это «значащие» имена персонажей и фольклорные тексты, включенные в произведение. Антропонимы драмы являются отражением прямых авторских оценок: Дикой «шальной», «безумный», «сумасшедший»; Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – Марфа( marta – госпожа); Кабаниха – «дикая свинья, отличающаяся свирепостью нрава». Прозвище Кабаниха могло быть произведено также и от слова кабан в значении «глыба льда», весьма распространенного в верховьях Волги. Имя Тихон вызывает ассоциации с русским словом тихий в значении «безропотный», «смирный», «покорный». Варвара – «грубая», Феклуша – «слава божья», Катерина (Екатерина) – «вечно чистая». Фамилия Кулигин ассоциируется с фамилией знаменитого нижегородского механика-самоучки и поэта Кулибина.

    С какой целью выделяет автор имена героев? Выделяя в именах героев их существенные внутренние качества, Островский тем самым определяет и своё отношение к ним – поэтому имена и прозвища в его драмах являются одним из средств выражения авторских оценок.

4.Итог.

Таким образом, система образов драмы «Гроза» выражается в определенной эстетической речевой системе, которая во многом отражает первую. Анализ таких строевых элементов пьесы, как реплики героев и их монологи. Повторы, преодолевающие дробность и прерывистость реплик персонажей, ремарки автора и включенные в текст «Грозы» народные песни. Позволяет выявить ряд авторских оценок в произведении, глубже рассмотреть образный строй драмы.

План сочинения
1. Вступление. Разнообразие символики в пьесе.
2. Основная часть. Мотивы и темы пьесы, художественные предварения, символика образов, явлений, деталей.
— Фольклорные мотивы как художественное предварение ситуации героини.
— Мечты Катерины и символика образов.
— Рассказ о детстве как композиционное предварение.
— Мотив греха и воздаяния в пьесе. Кабанова и Дикой.
— Мотив греха в образах Феклуши и полусумасшедшей барыни.
— Мотив греха в образах Кудряша, Варвары и Тихона.
— Восприятие греха Катериной.
— Идея пьесы.
— Символический смысл образов пьесы.
— Символика предметов.
3. Заключение. Философский и поэтический подтекст пьесы.

Символика в пьесе А.Н. Островского разнообразна. Символично само название пьесы, тема грозы, мотивы греха, суда. Символичны пейзажные картины, предметы, некоторые образы. Аллегорический смысл обретают некоторые мотивы, темы народных песен.
В самом начале пьесы звучит песня «Среди долины ровныя…» (ее поет Кулигин), которая уже в самом начале вводит мотив грозы и мотив смерти. Если мы вспомним весь текст песни, то там есть следующие строки:


Где ж сердцем отдохнуть могу,
Когда гроза взойдет?
Друг нежный спит в сырой земле,
На помощь не придет.

Также возникает в ней тема одиночества, сиротства, жизни без любви. Все эти мотивы как будто предваряют жизненную ситуацию Катерины в начале пьесы:


Ах, скучно одинокому
И дереву расти!
Ах, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести!

Символический смысл приобретают и мечты героини в «Грозе». Так, Катерина тоскует оттого, что люди не летают. «Отчего люди не летают!.. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?», – говорит она Варваре. В родительском доме Катерина жила точно «птичка на воле». Снится ей то, как она летает. В другом месте пьесы она мечтает стать бабочкой. Тема птиц вводит в повествование мотив неволи, клетки. Здесь мы можем вспомнить о символическом обряде славян выпускать птиц на волю из клеток в основе которого – вера славян в способность перевоплощения человеческой души. Как отмечает Ю.В. Лебедев, «славяне верили, что душа человека способна превращаться в бабочку или птицу. В народных песнях тоскующая на чужой стороне в нелюбимой семье женщина оборачивается кукушкой, прилетает в сад к любимой матушке, жалобится ей на лихую долю» . Но тема птиц задает здесь и мотив смерти. Так, во многих культурах млечный путь называется «птичьей дорогой», потому что души, летящие по этой дороге на небо, представлялись птицами. Таким образом, уже в начале пьесы мы замечаем мотивы, предваряющие гибель героини.
Своеобразным художественным предварением становится и рассказ Катерины о своем детстве: «…Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!». Но рассказ Катерины – это и композиционное предварение финала пьесы. Волга для нее – символ воли, простора, свободного выбора. И в финале она делает свой выбор.
Финальные сцены «Грозы» также предваряются песней Кудряша:


Как донской-то казак, казак вел коня поить,
Добрый молодец, уж он у ворот стоит.
У ворот стоит, сам он думу думает,
Думу думает, как будет жену губить.
Как жена-то жена мужу возмолилася,
Во скоры-то ноги ему поклонилася:
Уж ты, батюшка, ты ли мил сердечный друг!
Ты не бей, не губи ты меня со вечера!
Ты убей, загуби меня со полуночи!
Дай уснуть моим малым детушкам,
Малым детушкам, всем ближним соседушкам.

Песня эта развивает в пьесе мотив греха и воздаяния, который проходит через все повествование. О грехе постоянно вспоминает Марфа Игнатьевна Кабанова: «Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься», «Полно, полно, не божись! Грех!», «Что с дураком и говорить! Только грех один!» Судя по этим репликам, грехом для Кабановой является раздражение, гнев, ложь и обман. Однако в этом случае Марфа Игнатьевна грешит постоянно. Она часто раздражается, гневается на сына и невестку. Проповедуя религиозные заповеди, она забывает о любви к ближнему и потому лжет окружающим. «Ханжа… нищих оделяет, а домашних совсем заела», – говорит о ней Кулигин. Кабанова далека от истинного милосердия, вера ее сурова и беспощадна. О грехе в пьесе упоминает и Дикой. Грех для него – это его «ругательство», гнев, вздорность характера. «Грешит» Дикой часто: достается от него домашним, племяннику, Кулигину, мужикам.
О грехе в пьесе глубокомысленно размышляет странница Феклуша: «Нельзя, матушка, без греха: в миру живем», – говорит она Глаше. Для Феклуши грехом является гнев, ссора, вздорность характера, чревоугодие. За собой она признает лишь один из этих грехов – чревоугодие: «Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю». Однако вместе с тем Феклуша склонна и к обманам, к подозрительности, она велит Глаше присматривать «за убогой», чтобы та «не стянула б чего». Мотив греха воплощается и в образе полусумасшедшей барыни, которая смолоду много грешила. С тех пор она пророчит всем «омут», «огонь…неугасимый».
В разговоре с Борисом о грехе упоминает и Кудряш. Заметив Бориса Григорьича возле сада Кабановых и считая поначалу его соперником, Кудряш предупреждает молодого человека: «Я вас люблю, сударь, и на всякую вам услугу готов, а на этой дорожке вы со мной ночью не встречайтесь, чтобы, сохрани господи, греха какого не вышло». Зная нрав Кудряша, мы можем предположить, какого рода «грехи» имеются за ним. Варвара же в пьесе «грешит», не рассуждая о грехе. Понятие это живет в ее сознании лишь в привычном жизненно-бытовом плане, но себя она, очевидно, грешницей не считает. Есть свои грехи и у Тихона. Он сам признает это в разговоре Кулигиным: «Я в Москву ездил, ты знаешь? На дорогу-то маменька читала, читала мне наставления-то, а я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил, так это кучу, что на-поди! Так, чтобы уж на целый год отгуляться. Ни разу про дом-то и не вспомнил». Кулигин советует ему простить жену: «Сами-то, чай, тоже не без греха!». Тихон безоговорочно соглашается: «Уж что говорить!».
О грехе в пьесе часто думает и Катерина. Именно так она расценивает свою любовь к Борису. Уже в первом разговоре об этом с Варей она четко обозначает свои чувства: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?». Причем для Катерины грехом является не только поступок как таковой, но и мысль о нем: «Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, – вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить!». Катерина сознает свой грех и в тот момент, когда встречается с Борисом. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься». Однако затем героиня начинает мучиться сознанием собственного греха. Собственное поведение расходится с ее идеальными представлениями о мире, частицей которого является она сама. Катерина вводит в повествование и мотив покаяния, воздаяния за грехи, божьей кары.
И тема божьей кары связана и с названием пьесы, и с грозой как природным явлением. Тема эта у Островского символична. Однако какой же смысл вкладывает драматург в понятие «грозы»? Если мы вспомним Библию, то раскаты грома там уподобляются гласу Господа. Почти все калиновцы относятся к грозе однозначно: она внушает им мистический страх, напоминает о божьем гневе, о нравственной ответственности. Дикой говорит: «…гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали…». На кару Божью намекают и пророчества сумасшедшей барыни: «За все… отвечать придется… От бога-то не уйдешь». Точно так же воспринимает грозу и Катерина: она убеждена, что это не что, иное, как воздаяние за ее грехи. Однако в Библии есть и иное значение данного явления. С громом здесь сравнивается Евангельская проповедь. И это, думается, истинное значение данного символа в пьесе. Гроза «призвана» сокрушить упрямство и жестокость калиновцев, напомнить им о любви и всепрощении.
Именно так калиновцы должны были поступить с Катериной. Публичное покаяние героини – это попытка ее примирения с миром, примирения с самой собой. В подтексте пьесы звучит библейская мудрость: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы…» Таким образом, мотивы греха и суда, переплетаясь, образуют в «Грозе» глубинный смысловой подтекст, вплотную подводя нас к библейской притче.
Кроме тем и мотивов отметим символический смысл некоторых образов пьесы. Кулигин вводит в пьесу идеи и темы просветительского мышления, также этот персонаж вводит образ природной гармонии и благодати. Образ полусумасшедшей барыни у Островского – это символ больной совести Катерины, образ Феклуши – символ старого патриархального мира, устои которого рушатся .
Последние времена «темного царства» символизируют и некоторые предметы в пьесе, в частности старинная галерея и ключ. В четвертом действии мы видим на первом плане узкую галерею со старинной, начинающей разрушаться постройкой. Роспись ее напоминает о вполне определенных сюжетах – «геенне огненной», битве русских с Литвой. Однако теперь она почти полностью развалилась, все заросло, после пожара ее так и не подправляли. Символической деталью является и ключ, который Варвара передает Катерине. Сцена с ключом играет важнейшую роль в развитии конфликта пьесы. В душе Катерины происходит внутренняя борьба. Она воспринимает ключ как искушение, как знак грядущей гибели. Но жажда счастья побеждает: «Да что я говорю-то, что себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..». Ключ здесь становится для героини символом свободы, он как будто отмыкает ее томящуюся в неволе душу.
Таким образом, пьесе Островского имеет и поэтический, и философский подтекст, выражающийся в мотивах, образах и деталях. Гроза, пронесшаяся над Калиновым, становится «очистительной бурей, унесшей глубоко укоренившиеся предрассудки, очистившей место для иных «нравов» .

1. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. Вторая половина. Книга для учителя. М., 1990, с. 169–170.

2. Лион П.Э., Лохова Н.М. Указ. соч., стр.255.

3. Буслакова Т.П. Русская литература XIX века. Учебный минимум для абитуриента. М., 2005, с. 531.