История вегетарианства: Европа. История вегетарианства: путь развития системы здорового питания

Сегодня питаться растительной пищей стало модным, причем новые вегетарианцы не только сами отказываются от мяса, но и ведут активную борьбу с мясоедами.

Согласно всезнающей науке-статистике на сегодняшний день в мире проживает около миллиарда вегетарианцев. В одних странах их больше, в других - меньше. Абсолютным рекордсменом по количеству людей, сидящих на растительной диете, является Индия, где вегетарианцы составляют 80% от всего населения. Впрочем, это и неудивительно. Для большинства индийцев корова до сих пор остается священным животным, и зарезать ее, чтобы поджарить бифштекс - грех величайший. Не слишком жалуют мясо и в перенаселенном Китае, предпочитая традиционные рис и овощи. В японской кухне пища животного происхождения с давних времен представлена морепродуктами, а вовсе не свининой и говядиной. А вот в Америке и Европе вегетарианство появилось сравнительно недавно, и его поклонники пока еще находятся в меньшинстве, их всего 5%.

В России вегетарианцев еще меньше. Однако с каждым годом вегетарианство приобретает все большую популярность, и число людей, решивших навсегда отказаться от мяса, растет.

Вновь обращенные вегетарианцы отличаются от своих предшественников, примерно как новые русские от старых. Напористые, уверенные в собственной правоте, деятельные вегетарианцы новой волны уже не просто люди, соблюдающие определенную диету. Они, подобно проповедникам, несут просвещение в массы. Особенно это заметно в экономически развитых странах, где вегетарианство стало настоящей идеей фикс.

«Миссионеры» растительного питания распространяют литературу с подробным описанием ужасов из жизни зверей и птиц, предназначенных на убой, бойкотируют «Макдональдсы» с их гамбургерами, проводят митинги и демонстрации в защиту «братьев наших меньших». Поддерживая «Гринпис», они протестуют против опытов над животными, осаждая банки, через которые ученым-«убийцам» перечисляют зарплату. Решение провести Олимпиаду в Сеуле привело вегетарианцев в священный ужас: корейцы же едят собак.

Кафку сделать былью

В начале XX века известный писатель Франц Кафка, разглядывая рыб в аквариуме, как-то сказал: «Теперь я могу смотреть на вас спокойно, я вас больше не ем». Автор «Замка» и «Процесса» даже не догадывался, что его мимолетная фраза войдет в историю, превратившись в лозунг вегетарианцев - « я никого не ем ».

Строгие вегетарианцы, так называемые веганы, действительно, никого не едят. По их мнению, все, что раньше бегало, летало или плавало, для человека не может служить пищей. Вегетарианцы отказываются есть мясо и рыбу, а заодно и молочные продукты, и яйца. Некоторые даже не едят мед, потому что он «является продуктом эксплуатации пчел». Обычных же людей, которые питаются разнообразно и могут при случае полакомиться мяском, вегетарианцы сравнивают с ходячими могилами для убитых животных и трупоедами. Так 30% растительноядных граждан заявляют, что побрезговали бы целоваться с человеком, который накануне ел умерщвленную плоть.

Ну и конечно, среди них бытует убеждение, что тот, кто питается мясом, в глубине души маньяк-убийца. Потому что если человек может без угрызений совести съесть животное, значит, запросто способен убить и себе подобного. Если на минутку поверить этому, получится, что чукчи, калмыки и эскимосы - самые кровожадные народности на Земле, потому как испокон веков питаются мясом. А любителей охоты и рыбной ловли можно сразу без суда и следствия прятать за решетку, как потенциальных убийц.

Есть такая наука - логика

Чтобы не быть голословными, сторонники растительного питания подробно объясняют, почему человеку противопоказано есть мясо. Их самый главный аргумент: наш организм по своей природе не приспособлен к пище животного происхождения. И чтобы всем было понятно, сравнивают человека с хищными животными. Действительно, сходства мало. У хищников - острые клыки и когти, помогающие терзать добычу, а у человека - и клыки недоразвитые, и ногти вместо когтей. Лучшему перевариванию мяса способствует кислый желудочный сок: у всех хищников его кислотность гораздо больше, чем у человека. Длинный кишечник, необходимый для переваривания растительной пищи, хищникам ни к чему, поэтому их кишечник в несколько раз короче, чем у человека.

Таким образом, вегетарианцы делают вывод: люди - не хищники, поэтому питаться мясом не должны. Однако если сравнивать человека с травоядными животными, сходства будет еще меньше. У травоядных - заостренные резцы и коренные зубы с плоской жевательной поверхностью без эмали. А поскольку от жесткой растительной пищи коренные зубы быстро стираются, природа позаботилась о том, чтобы у травоядных животных они постоянно отрастали.

Приспособленный для брожения растительных масс огромный (иногда даже разделенный на отдельные камеры) желудок травоядных, тоже не похож на человеческий. Да и кислотность в нем поменьше будет. Даже кишечник травоядных животных не такой, как у человека. У всяких коров и зайцев он примерно в двадцать раз длиннее тела, а у людей - только в восемь. Получается, и растительная пища нам не подходит.

Такой пищевой парадокс уже давно объяснили биологи. Оказывается, человека нельзя отнести ни к травоядным, ни к хищникам. Он, как и его биологический предок обезьяна, всеяден. Человеческий организм устроен так, что одинаково хорошо справляется с пищей и растительного, и животного происхождения. И предположение вегетарианцев об изначальной травоядности человека ошибочно. Наши древние предки ели исключительно растительную пищу, не унимаются веганы. Тогда как быть с наскальными рисунками, где изображены сцены охоты на мамонтов и других животных? Никто не спорит, первобытный человек в основном питался съедобными плодами и кореньями, но если выпадала такая возможность, кушал и мясо.

Антропологи считают, что наиболее резкий переход на пищу животного происхождения произошел в ходе Ледникового периода, когда большинство растений вымерзло. В этих тяжелых условиях человек был просто вынужден придерживаться мясной диеты. Выходит, и здесь теоретики вегетарианства ошибались: наши пращуры питались не только растениями. Однако, несмотря на то, что вегетарианство не свойственно по своей природе человеку, оно все-таки появилось.

Сначала был Пифагор

Первые достоверные сведения о людях, которые осознанно отказались от мясной пищи, датируются примерно IV-V тысячелетиями до нашей эры. Чтобы успешнее общаться с богами и совершать магические обряды, древнеегипетские жрецы становились вегетарианцами.

Возможно, сыграл свою роль звериный облик многих египетских богов, а может, служители культа опасались, что духи съеденных живых тварей помешают полноценному диалогу с высшими силами. В Древней Греции вегетарианство возникло гораздо позже, во времена античности. И причина его появления была уже совсем другой. Никакой мистики. Просто прогрессивные греки задумались: зачем убивать невинных животных, если можно неплохо питаться растениями? Сократ, Платон, Диоген, Плутарх и многие другие философы были вегетарианцами и в своих трудах размышляли о целесообразности растительной диеты.

Однако ключевую роль в распространении вегетарианства сыграл в VI веке до нашей эры Пифагор. Знаменитый философ и математик верил в переселение душ, поэтому наотрез отказывался есть мясо животных. Его многочисленные ученики, молодые люди из влиятельных семей, по примеру наставника тоже перешли на растительную диету, это было первое «Общество вегетарианцев» в мировой истории. «Не повредит ли вегетарианство здоровью?» - беспокоились родственники пифагорийцев. На этот вопрос ответил в IV веке до нашей эры великий врач Гиппократ. Говоря об оздоровительном питании, он одобрил и вегетарианство.

С упадком древнегреческой цивилизации в Европе о вегетарианстве надолго забыли. Растительную диету соблюдали лишь представители некоторых религиозных общин, христианские аскеты и монахи-отшельники. Остальные же ели что придется, и не особенно задумывались над происхождением пищи.

Второе пришествие

Интерес к вегетарианству вернулся в эпоху Возрождения, но, кроме любителя всяческих нововведений Леонардо да Винчи, желающих отказаться от мясной пищи было немного. И только к середине XIX века вегетарианство стало приобретать массовый характер.

Официально считается, что заново открыли вегетарианство англичане. Вместе с модой на все восточное они привезли из Индии (своей крупнейшей колонии) и идеи древнеиндийской ведической религии, которая запрещает убивать живые существа для пропитания. Насмотревшись на голодных аборигенов и обнаглевших коров и фазанов, беззаботно разгуливающих по городу, англичане задумались. И по возвращении на родину, многие из них отказались от животной пищи.

Называть себя «вегетарианцами» вегетарианцы стали, начиная с 1842 года. Авторство этого термина принадлежит основателям «Британского вегетарианского общества». Наиболее подходящим им показалось латинское слово “vegetus”, что означает «здоровый, бодрый, свежий». Вышло вполне символично, так как по звучанию оно напоминало английское “vegetable” - овощной.

Из Англии вегетарианство постепенно распространилось по всей Европе и Америке. Основная цель западного вегетарианства была, та же что и индийского - отказаться от убийства беззащитных животных. Впрочем, ехидные политологи утверждают, что для европейцев не последнюю роль сыграл грянувший экономический кризис и последовавшее за ним подорожание традиционной мясной пищи.

С тех пор вегетарианство больше не исчезало, хотя и большим спросом не пользовалось. На растительной диете чаще всего сидела экзальтированная интеллигенция: во главе с графом Толстым в России, врачом-натуропатом Гербертом Шелтоном в Америке, поэтом Рабиндранатом Тагором в Индии и драматургом Бернардом Шоу в Англии. Набирать популярность вегетарианство стало лишь к концу XX века, когда врачи доказали, что без мяса прожить можно. Такая вот история.

Мясо - вредно?

Сторонники вегетарианства были счастливы, теперь уже никто не посмеет сомневаться в пользе растительной диеты. Не учли они только одного: врачи доказали не пользу вегетарианства, а вред избыточного потребления мяса. И не столько мяса, сколько животных жиров. Оказывается, бич современного общества - сердечно-сосудистые заболевания, напрямую связаны с холестерином, которого много в сале, сливочном масле и яйцах. В небольших количествах холестерин - вещество чрезвычайно нужное и полезное, из него образуются гормоны и желчные кислоты, построены оболочки всех клеток, из которых состоит наш организм. Если же объедаться жирной пищей, холестерин тут же начинает откладываться на стенках кровеносных сосудов, и они сужаются. По засоренным сосудам кровь движется хуже, начинает повышаться кровяное давление. Тут недалеко и до инфаркта с инсультом.

Другой аргумент врачей о вреде чрезмерного увлечения животной пищей - статистические данные, согласно которым мясоеды чаще болеют раком. Самое интересное, что причина этого явления кроется не в самом мясе, а в извращенной человеческой изобретательности. Чтобы мясные продукты медленнее портились, их в обязательном порядке обрабатывают нитритами, нитратами и тому подобной химией. На многих фермах, особенно на Западе, животных, предназначенных на убой, кормят не только полезной травкой и комбикормом. Их еще пичкают специальными гормонами и лекарствами, чтобы быстрее набирали вес и жирели. Разумеется, такое мясо кушать ежедневно не стоит, а некоторые из подобных химических добавок могут спровоцировать рак.

И все же, как быть с вегетарианством? Имеет ли смысл полностью переходить на растительную пищу? Окончательное мнение по этому вопросу высказала в 1988 году Американская диетологическая ассоциация: «При условии дополнительного приема витаминов и минеральных веществ вегетарианство является одним из путей профилактики атеросклероза, гипертонической болезни, некоторых форм рака, диабета и других заболеваний, несмотря на невысокую биологическую ценность белка строго вегетарианских рационов».

Получается, что вегетарианство - оздоровительная диета, в которой не хватает жизненно необходимых витаминов (В2, В12, D) и микроэлементов (железа, кальция, цинка). Хорошо еще, что на помощь вегетарианцам пришли фармакологи и наладили выпуск витаминных таблеток. В противном случае, избавившись от одних болезней, сторонники подобного питания заработали бы другие: малокровие, хрупкость костей, нервные расстройства и снижение половой функции. По мнению медиков, самая разумная вегетарианская диета - нестрогая, которая разрешает употреблять молочные продукты и яйца. С одной стороны, человек не мучается от недостатка полезных веществ, с другой стороны, постепенно избавляется от некоторых болезней. И зверей убивать не надо.

Как и чем питаться, каждый человек должен решить сам. И у растительной, и у животной пищи есть свои плюсы. Кавказские старцы доживают до ста лет, питаясь мясом. Люди далекого племени хунзы едят только растительную пищу и живут не меньше. Так сказать, каждому - свое.

Наталия Клим

По материалам журнала "Парадокс"

Аргументы в пользу подобного образа жизни выдвигаются самые разные:

  • Этические - нельзя подвергать к страданию животных, необходимо избегать их бессмысленное эксплуатацию и уничтожение.
  • Гигиенические - трупы животных существ, категорически неприемлемы как пища.
  • Диетические - в этом случае полагают, что вегетарианская диета способна защитить организм от самых разных болезней и продлить жизнь человека.
  • Экологические- производство мясо в современных условиях и масштабах, видятся одной из причин угрожающего состояния окружающей среды.
  • Религиозно-философские - считается, что употребление животной плоти, служит препятствием для духовного роста человека.

Существует и собственное религиозное обоснование вегетарианства, они особо распространены в восточных религиях, буддизме, индуизме и джайнизме. Некоторые апологеты мясного неедения, ссылаются на религиозно-вегетарианское рвение христианства в соблюдение постов, но это несколько иная история.


фото: Бенджамин Франклин

Можно встретить и более прозаическую мотивацию... экономия денежных средств. Вегетарианская диета, может в той или иной мере способствовать денежной экономии за счет отказа дорогих мясных продуктов. У такого обоснования, есть и свой авторитет. Известно, что один из отцов основателей США, Бенджамин Франклин, стал вегетарианцем приняв во внимание по мимо диетических соображений, именно экономию денег. Сэкономленные таким образом средства он мог тратить на покупку книг. На первый взгляд апология вегетарианства выглядит достаточно убедительно, но давайте углубимся в историю.


фото: Упанишад - древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера.

Действительно вегетарианство имеет весьма глубокие корни, на протяжение тысячелетий оно практиковалось в тех странах где распространены такие религии как буддизм, индуизм и джайнизм. Уже ведическая религия ставшая основой индуизма, содержала многочисленные предписания вегетарианского толка. Подобного рода запреты встречаются в священных текстах «Упанишад» и «Яджурведы», относятся к VIII - VII в. до н.э.. Мотив вегетарианства здесь один, не насилие в отношение животных.


Джайнизм - религия появившаяся в Индии где-то в VI в. до н.э., еще более радикализировала вегетарианские установки ведической традиции. Хотя в основном как ни странно, джайнизм выступал оппонентом ведического культа. Так вот джайны добровольно принимают на себя обет «Ахимсы», не причинять вреда живому. Поэтому у последователей этой религии существует множество ограничений в пище; они не только не едят мясо, но и стараются не причинять вреда самым мелким насекомым. Джайны не хотят излишне вредить и растениям, поэтому не едят клубни и их корней, а также плодов с содержащих много семян. Наиболее ревностные джайны закрывают рот особыми повязками, что бы с воздухом не вдохнуть случайно мелкое насекомое.


фото:Махаянская триада, в том числе Бодхисаттва Майтрея, Будда и Бодхисаттва Авалокитешвара. II-III век, Гандхара.

Аналогичные запреты существуют и в буддизме, однако не во всем. Священные тексты одной из буддистских традиций «Махаяны», утверждают, что Будда и его ученики были строгими вегетарианцами, а снятие запрета на мясо появилось в буддисткой общине лишь позднее, в связи с упадком дисциплины.


фото: Гомер

Приближаясь к европейской традиции вегетарианства мы видим упоминание о неких «лотофагах», у Гомера и Геродота. В древнегреческой мифологии лотофаги(то есть поедатели лотоса), считались народом жившим на острове в Северной Африки. Этот самый лотос, поедатель из племя мужей хлебоядных, как называет их Гомер в Одиссеи, употребляли с одной целью - обрести забвение, «кто от плода его, меду по сладости равного вкусит, тот уж не хочет ни вести подать о себе, ни вернуться». В этом случае мотивы вегетарианства вполне понятны, закусил и забылся.


фото:Пифагорейцы, орфики. худ. Фёдор Андреевич Бронников

От поедания плоти животных, воздерживались члены мистической секты «орфиков», зародившиеся в начале VI века до нашей эры во Фракии, а также последователи Пифагора, знаменитого древнегреческого философа и загадочного религиозного учителя, того же времени. Сам Пифагор говорил, что мясо затемняет умственные способности; оно мешает предвидению будущего, портит чистоту души и ясность сновидений. И орфики и строгие пифагорийцы, так же не употребляли яиц и избегали приносить в жертву богам мясо, что считалось почти обязательном в ритуалах той поры.


фото:Эмпедокл

В V веке до нашей эры, ярым приверженцем вегетарианства провозгласил себя сицилийский философ и врач Эмпедокл. Философствовал он вполне в пифагорийском духе и проповедовал переселения душ. Именно по этой причине он предписывал воздержание от мясной пищи и кровавых жертв, в которых видел убийства ближних. Эмпедокл допускал только растительную пищу, за исключением бобов, запрещенными пифагорейскими правилами. Ведь каждый продукт питания по мнению Пифагора, порождает свойственные лишь этой пищи состояние души; по этому нельзя есть, во первых, чуждую богам пищу - мясо и вино, и во вторых, ту пищу которая считается священной - мальву и бобы. Кстати, почему согласно пифагорейским воззрениям нельзя есть бобы, так и до конца не понятно. Объяснение этому пытались найти еще древние авторы, однако мнения их разделились; одни древние комментаторы говорили, что пифагорийцы не ели бобов потому, что считали будто бы бобы возникли из того же перегноя, что и люди; другие придерживались более прозаического мнения - от них в животе сильный дух, ну и тому подобное.


фото: Пифагор

Эмпедокл также как его учитель Пифагор, верил во взаимообратимость всех живых организмов и в метемпсихоз(переселение душ). Действительно, в целом можно уловить четкую связь между вегетарианскими пристрастиями древностями и верой в реинкарнацию. Согласно этому учению душа человека после смерти периодически возвращается в этот мир в новых телесных воплощениях. Связь между вегетарианством и верой в реинкарнацию обнаруживается как в индийской религиозной философии, так и в пифагориизме. В последним случае, учения об этом психозе, то есть о переодушевление, предполагает посмертное переселение человеческой души, не только в тела людей, но и в духов, а также в животных, растения, минералы и т.д.. К примеру Эмпедокл утверждал, что помнит, что сам уже однажды был, юношей, девой, кустом, птицей и рыбой безгласной. Так, что в этом случае понятно, откуда происходит не насилие над животными существами и растениями, а так же их не едение.. съешь кого нибудь ненароком и прервешь его цикл перерождения, а вдруг это окажется ваш родственник в теле коровы или в обличье брюссельской капусты.

Итак, мы выяснили что в восточных религиях индуизме, джайнизме и буддизме, а также в религиозно-философском учение пифагорийцев, присутствует ясная связь между вегетарианскими предписаниями и верой в посмертное переселение душ. Такая вера чужда в целом иудейским традициям и еще более жестко, противоречит она христианскому учению. Однако, в самом начале библии и в книге «Бытия», мы встречаем по сути вегетарианский завет который Бог дает первым людям Адаму и Еве.

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; -- вам сие будет в пищу».

Действительно, не слово о поедание рыб морских, зверей и птиц небесных, над которыми человек был поставлен владычествовать.

После изгнания первой людской четы из рая, Бог опять говорит проклятому Адаму «и будешь питаться полевою травою», и вновь ни слова, о вкусной и здоровой мясной и рыбной пищи. Потомкам Адама видимо скоро прискучило питаться всякими травками и корешками и они решили, что уж в райские кущи нет возврата, то можно попробовать и мясца.

После вселенской катастрофы-«потопа», Бог заключил новый договор с праведником Ноем и его потомками. Через Ноя Бог подтвердил власть человека над всем живым на земле. Но вслед за этим, последовал запрет на поедание человеком плоти с душою, то есть с кровью. Этот запрет становиться основополагающим в иудаизме и определяет требования «кашрута» - целой системы ритуальных правил устанавливающих соответствие пищи предписание еврейского закона « галахи».

И так, в иудейской традиции мясо есть можно, но это должно быть мясо чистых животных... одновременно жвачных(строго травоядных) и парнокопытных(то есть, имеющих раздвоенные копыта), это такие травоядные животные как коровы, овцы и козы, лоси, газели, горные козлы и даже жирафы. А вот свинина, у евреев к примеру не кошерна, и вовсе не потому, что она грязнее прочих животных, а из-за того, что она не жует жвачку.


Появилась в иудаизме и понятие «поста». Пост заключался в полном воздержание от пищи и питья в течение суток или даже нескольких дней. Главная цель поста, выражение верующим своего смирение перед богом. Этим объясняется то, что иудеи часто прибегали к посту, что бы вымолить прекращение какого либо бедствия, и спросить исцеления или снискать прощения своей вины. Пост также служил выражением скорби и траура. Такую практику поста, как покаяние, приняло по наследству иудаизма и христианство.


Если, первоначально христиане воздерживались в течения определенного времени, от всякой пищи и питья, то с III века, распространяется другая форма поста - отказ лишь от некоторых видов пищи. Постепенно в зависимости от строгости постов, сложилась и определенная иерархия продуктов. На византийским Востоке, по мере убывания значимости для постного воздержания, продукты выстраивались в следующей последовательности:

  • Мясо теплокровных животных.
  • Яйца и молочные продукты.
  • Рыба и другие хладнокровные существа.
  • Икра.
  • Растительно масло.
  • Вино.

Такая градация пищи в постном воздержании была обусловлена не только степенью ее калорийности, но и чисто экономическими соображениями... отказывая себе в дорогостоящей мясной пищи, христианин мог потратить сэкономленные средства, на помощь своим братьям. Главными механизмами и основными движущими силами после практики, являлись усиленная молитва и дела милосердия, а ограничение в пищи создавали так сказать: экономическую базу этой благотворительности.


Пост в христианстве всегда рассматривался как аскетическая практика и правила поста были доведены до наибольшей степени жесткости, в монашестве. На ряду с другими ограничениями повседневной жизни, монашество и на Востоке и на Западе, практически отказалась от всех видов мясной пищи.


фото:Климент Александрийский. Иллюстрация из «Les vrais pourtraits...» Андре Теве (1584).

Но, хорошо скажите вы, все замечательно и даже поучительно, но какое отношение имеет вегетарианство к христианскому посту? С одной стороны вроде ни какого. Никаких общих установок на вегетарианском питание мы не видим в правилах христианской жизни, существует лишь требование временного воздержания от мясомолочной и рыбной пищи, в знак смирения и покаяния. Ничего похожего на религиозно-философское обоснование вегетарианства в восточных религиях в христианстве нет и в помине. Переселение душ и реинкарнация, все это нонсенс для христианства, с другой стороны мы все таки находим вегетарианство как элемент аскетической практики, прежде всего в монашеской среде.

Но и здесь конечно нет и мысли об очистки кармы и оптимизации цикла перерождения. Нет здесь как такового и призыва к ненасилию по отношению к животным. Хотя к примеру, Климент Александрийский учитель церкви, писал в конце второго в начале третьего века «лучше заботится о блаженстве нежели превращать свои тела в кладбища животных». Но в целом воздержание от дорогой калорийной и обильной пищи, для христианина это исключительно знак смирения и покорности божьей воли.


фото: Леонардо да Винчи

В Европе, вегетарианство в современном виде, появляется не раньше эпохи «Возрождения» и возникает она как философская доктрина, с явно этическим уклоном. Число адептов мясного неедения, принадлежали Леонардо да Винчи и французскому философу-математику XVI века Пьер Гассенди. Примечательно, что новое европейское вегетарианство утверждается на основе реанимированной пифагорейской теории питания. Томас Страйен один из первых пропагандистов вегетарианства в XVII столетии, основывался именно на пифагорейской диете.


фото:Пьер Гассенди

Однако, подлинный рассвет европейского вегетарианства наступает в XIX веке. В 1847 году, вегетарианское общество учреждается в Англии, а к 1853-у она насчитывает около 900 человек. Английские вегетарианцы верили в простую жизнь, чистую еду, гуманистические идеалы следовали четким нравственным принципам. Примечательно, что свои идеи английские последователи вегетарианства, в значительной степени заимствовали из древнеиндийской ведической религии.


На многих англичан, годами живших в колониальной Индии, огромное впечатление производили беспрепятственно бродившие по улицам индийских городов священные коровы, а также другие животные, павлины, фазаны, цесарки. Этих тварей никто и не пытался зарезать, изжарить и съесть, хотя голодных, нищих и обездоленных людей, в Индии всегда хватало. Так индуистское вегетарианство пришло в европейскую практику, но уже сильно в обмирщенном виде.


фото: Льв Николаевич Толстой

В России, вегетарианство начинает распространяться с конца 70-х годов XIX века, прежде всего в научных сочинениях, а в 1892-м году, в журнале «вопросы философии и психологии» появилась библия русского вегетарианства, статья Льва Николаевича Толстого «первая ступень». Что же я хочу сказать? Вопрошает в этой статье великий писатель, уже полностью ощутивший себя религиозным и нравственным учителем: то, что людям для того, что бы быть нравственными, надо перестать есть мясо? Совсем нет, но именно воздержание от животной пищи, будет первым делом поста и нравственной жизни, считал Толстой.

Его призыву последовали многие и в 1901 году, в Петербурге образовалась первое российское вегетарианское общество. С тех пор вегетарианское движение прочно обосновалась в отечественной истории, оно оправдывает свой образ жизни разными соображениями - этическими, религиозно-философскими, диетическими или экологическими. Конечно оно не задает тон в нашей повседневной жизни, но вегетарианство, каким бы оно ни было, это вызов людскому самодовольству и вопрошание о цели существования человека в этой жизни.

Вегетарианство как особая система питания перекочевало в Европу в далекие древние времена скорее всего из Азии, от брахманов, йогов, буддистов и последователей Зороастра. Уже в 5-6 тысячелетии до нашей эры священнослужители Древнего Египта не ели мяса. Они делили пищу на чистую и нечистую. Туши животных были нечистые, и нельзя было к ним даже прикасаться. Существовали также в древности общества или ордена, членам которых запрещалось есть мясо.

Некоторые из древних философов и ученых сообщают нам о странах и племенах, которые питались вегетарианским способом. Так, например, Гекатей Милетский, а за ним и Тацит утверждают, что гипербориане, проживающие в северной части Греции, в Трации (называемой «чистой страной»), не ели вообще мяса (поэтому были названы «чистыми» людьми) и славились своим здоровьем. Впрочем, даже в наши времена, в XX веке, исследователи открывают и описывают некоторые центры долгожителей, изолированные в основном в высокогорных районах, где тысячелетиями живут небольшие народы, или племена, питающиеся почти исключительно вегетарианским способом и отличающиеся поразительно хорошим здоровьем и долголетием. Можно назвать, например, Счастливую долину, или страну хунзов, в Гималаях, долину Вилкабамба в Андах, или племя тубу, живущее в финиковом оазисе в средней части Сахары.

Овидий в XV книге своего труда «Метаморфозы» знакомит с учением Пифагора, вкладывая в его уста тираду против употребления мяса. Пифагор напоминает в ней, что «золотой век» был счастливым и не пятнал себя умерщвлением. Ведь люди имеют много прекрасной пищи, которую дает им щедрая природа без убийства и пролития крови.

Многие древние философы и основатели религий были вегетарианцами. Назовем здесь, например, Будду, Зороастра, Пифагора, Сократа, Платона, Плутарха, Гиппократа, Овидия, Сенеку. Среди отцов церкви в первых веках христианства вегетарианцами были Ориген, Тертуллиан, Хризостем, Климент Александрийский. Нужно признать, немясное питание по причинам прежде всего религиозно-аскетического характера было обычным явлением среди многочисленных христианских аскетов, отшельников и святых древности и средних веков.

Позже вегетарианства придерживались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Ньютон, Спиноза, Руссо, Гёте, Вагнер, Шиллер, Байрон, Шелли, Шопенгауэр, Метерлинк, Линкольн, Ницше, Вольтер, Ибсен, Сельма Лагерлёф, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Ганди, Баден, Пауэлл, Лев Толстой, Заменгоф, Горький и открывший витамин B12 Лестер Смит. К этому числу принадлежит знаменитый стайер Нурми.

Конечно, не все известные люди, которых с гордостью перечисляет вегетарианская литература, были вегетарианцами всю свою жизнь, многие пришли к нему в зрелом или в пожилом возрасте, по мере прогрессирующего духовного развития. Примером может служить Лев Толстой. Необходимо подчеркнуть, что пожилой возраст является благоприятным периодом жизни для перехода на вегетарианство и это, в основном, по двум причинам:

  • стареющий организм менее работоспособен, и мясо является для него более тяжелой и вредной пищей, что пожилые люди сами нередко ощущают;
  • обычно пожилой человек становится более чувствительным к этическим проблемам и морали по причине большого жизненного опыта и духовного развития.

Современная история вегетарианства

В современной новой форме вегетарианство развилось прежде всего в Англии уже в первой половине XIX века и было позаимствовано из Индии. Интересовались им в основном пуританские круги. В 1847 г. возникло первое английское вегетарианское общество, которое, впрочем, сейчас насчитывает около 80 000 членов, оно имеет периодические издания, брошюры и книги, содержит ресторан.

В развитие вегетарианства на переломе XIX и XX веков в Европе большой вклад внес Лев Толстой, который вложил в его идею свой высокий моральный авторитет. Он родился в 1828 году и примерно к 60 годам жизни начал постепенно переходить на вегетарианство и пропагандировать эту систему питания в основном по философско-этическим мотивам. Он склонил к этому своего приятеля Людвига Заменгофа, создателя языка эсперанто, а также другого известного эсперантиста Леона Винера, который создал первые вегетарианские общества в Германии и США. Поэтому нет ничего удивительного, что связи между вегетарианским и эсперантским движениями так сильны.

В 1908 г. под покровительством Толстого возникло вегетарианское общество эсперантистов, которое имеет своих представителей в 33 странах, где пропагандируют вегетарианство.


В некоторых европейских странах вегетарианское движение связано большей частью с личностью какого-либо известного сторонника и пропагандиста его идеи. В Дании, например, вегетарианцы состоят в основном из учеников философа Мартинеса. Впрочем, в Скандинавских странах многие придерживаются вегетарианства просто по соображениям здоровья. В Швеции первое вегетарианское общество - это прежде всего так называемые дановцы, последователи Петра Данова, приверженца и проповедника этой системы питания. Часто это целые семьи вегетарианцев, которые воспитывают своих детей по данной системе с самого рождения.

Религия и аскетизм Востока очень благоприятствуют вегетарианству. В Индии каждый правоверный индус является строгим вегетарианцем, а это значит, вегетарианства придерживается весь этот большой народ. Индийская философская система йога предписывает строго вегетарианский способ питания с разрешением употребления молока и продуктов его переработки, а также исключением из рациона не только мяса и рыбы, но и яиц. В то время как физические упражнения йогов (хатха-йога) широко известны и имеют много последователей в странах европейской цивилизации, диета йогов не вызывает особого интереса.

В 1950 году в США основан Международный союз вегетарианцев, который объединяет представителей разных национальностей и каждые два года организует в различных странах международные конгрессы.

Горячим пропагандистом вегетарианства в международном масштабе был упомянутый уже врач-диетолог Макс Бирхер-Беннер, создатель метода лечения сыроедением (сырая растительная пища) и растительно-вегетарианской пищей. Его санаторий в Цюрихе стал известным благодаря великолепным результатам, полученным в лечении этим методом различных болезней.


В Польше вегетарианство очень непопулярно, многие люди не знают даже значения слова «вегетарианство». Сторонников этой системы питания немного, а тем, кто ими стал, к сожалению, часто трудно живется, потому что родственники считают их чудаками.

В начале XX века вегетарианство пропагандировал в Польше В. Лютославский, главным образом через религиозно-философское общество «Элеусис», которое он основал. Его члены - элеусы - были обязаны вести глубоко этический и гигиенический образ жизни, имея своей целью моральное возрождение народа. Проповедниками вегетарианства были также Я. Ястрженбовский, доктор Я. Држевецкий и доктор Е. Поляньчик. Последний подчеркивал, что доисторические лехи, предки поляков, были в основном вегетарианцами.

В период между первой и второй мировыми войнами вегетарианство в Польше пропагандировал доктор А. Тарновский, который руководил климатическим курортом в Косове. Проповедником этой идеи был также Б. Влодаж, у которого вегетарианство связывалось с теософией. Действующее в Польше «Теософское общество» было центром пропаганды вегетарианства. Существовало, впрочем, и «Общество вегетарианцев», оно содержало столовые и издавало журнал «Польское вегетарианство».

После Второй мировой войны в итоге пробудившегося к идеям вегетарианства интереса в Варшаве возникло «Общество сторонников вегетарианства». Но отнюдь не все его члены - строгие вегетарианцы. Горячим пропагандистом вегетарианства является М. Серадский, по профессии учитель, который вегетарианским способом питания вылечился от тяжелой болезни сердца и в свои весьма преклонные годы внушает уважение своим здоровьем и физическим состоянием.

В священном индийском труде – Дхаммапада – есть изречение Будды: «…будут утверждать, что я позволял есть мясо и сам ел его, но знай же, я никому не позволял есть мясо, сейчас не позволяю и никогда не позволю». И это в литературе, датируемой третьим веком до нашей эры! А ведь многие считают, что вегетарианство – еще одна современная модная диета. Всем, кто так считает, стоит узнать побольше об этой культуре питания, которая недалека от философии или даже религии.

Первые вегетарианцы в истории

Знакомясь с историей вегетарианства, часто встречается мнение, что авторство этой диеты принадлежит Великобритании. Англичане, правда, в XIX веке первыми назвали повседневный отказ от мясных блюд вегетарианством. Однако «пальма первенства» принадлежит не им, эта философия существовала задолго до этого.

Ученые-антропологи считают, что первые люди на Земле жили за счет собирательства и ели исключительно растительную пищу. Убивать животных им было незачем, так как места их обитания были полны плодами, ягодами, корнеплодами. Для чего тратить драгоценную энергию на изнурительную охоту, если вокруг уже есть готовая еда? Но с наступлением Ледникового периода картина древнего мира сильно изменилась. Человек вынужден был искать другие источники питания, так как растительности не было.

Так, по мнению науки, люди стали хищниками и мясоедами. Однако догадки о том, что все мы когда-то были вегетарианцами остаются только догадками. Многие из ученых ставят под сомнение такую идею, ведь на наскальной живописи нет рисунков или . Зато сцены коллективной охоты наши пращуры очень любили изображать. Первые письменные подтверждения о вегетарианстве были найдены в Египте, датируются они IV-V веком до н. э.

На берегах Нила жрецы отказывались есть мясо и носить шкуры животных. Однако точно неизвестно, почему они это делали. Есть предположение о том, что священнослужители боялись, как бы убитые животные не помешали общению с богами. Может быть и так. Ведь почти весь египетский пантеон состоял из богов-животных. Каждое живое существо здесь ценилось очень высоко и обладало душой.

Немного позже в античной Греции идея отказа от мяса появилась без всякой мистики. Здесь сформировалась именно та философия, которую преследуют и современные вегетарианцы.

Родина философов и математиков в свое время была очень прогрессивным и новаторским государством: первая демократия, массовое обучение женщин (в Европе до XIX века считали, что образованность очень вредна для женского мозга), искусство т. д. Здесь многие ученые мужи сознательно не ели мясо убитых животных, среди них были: Сократ, Плутарх, Платон.

Считается, что самый весомый вклад в развитие античного вегетарианства внес Пифагор (VI век до н. э.). Он слыл мудрым философом и окружал себя учениками, которым и передавал свои идеи. Ученый полагал, что у каждой твари есть душа и верил в реинкарнацию, осуждал убийство животных и питался только растительной пищей. Ему подражали его последователи – пифагорийцы. Сегодня их называют «первым обществом вегетарианцев». Спустя еще два века отец медицины – Гиппократ – описал вегетарианство как способ лечения.

В это же время идея отказа от мяса процветала в другой частях планеты. Вегетарианства придерживались:

  • племена инков (точно не установлено);
  • воины Спарты (считали, что мясо забирает силу и вредит сознанию);
  • даосы (в силу религии);
  • эллинское племя гипербориан (за это их называли «чистыми людьми»);
  • римляне (руководствовались рекомендациями врачей, в том числе Гиппократа).

Но родиной вегетарианства считают Индию, так как многие индийские религии не допускают поедания животных. Эта страна и сегодня лидирует по количеству вегетарианцев среди населения. Еще до появления Будды индусы отказывались убивать животных ради еды, так как считалось, что мясо мешает достичь гармонии духа и тела. Также древние индусы верили, что такая пища вызывает агрессию и негативные мысли, порождает моральную слабость.

В I тысячелетии Сиддхартха Гаутама, который впоследствии стал основателем буддизма, продолжил идею неприкосновенности каждого живого существа.

Духовный наставник учил своих последователей: «…стремящийся к обретению сострадания, да не вкушает плоти живых существ…». Однако в силу климатических условий не каждый буддист является вегетарианцем.

Запрет на вегетарианство

История развития вегетарианства не лишена «белых пятен». С начала зарождения христианства и до эпохи Возрождения в Европе письменных упоминаний об этой идее очень мало. Известно лишь, что некоторые монахи в Средние века отказывались от мяса в силу собственных убеждений. Именно появление и широкое распространение христианской религии, которое пришлось на III век нашей эры, считают причиной забвения вегетарианства.

Хотя и в священных трудах этого вероучения четко сказано: «И плоть умерщвленных тварей в теле его станет его собственной могилой…поедающий плоть убиенную - вкушает от тела смерти» (Евангелие от ессеев).

В первой книге Ветхого Завета можно прочесть: «…только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Бытие, IX глава). Однако христианская церковь поддерживала пищу из мяса, руководствуясь тем, что Иисус ел его.

Сегодня теологи еще спорят об этом, так как слово «тропхе» в древнегреческих текстах раньше переводили как «мясо», а сегодня как «еда». Тем не менее в Средние века мясо было общедоступным продуктом для богачей и обычных крестьян и есть его никто не запрещал. Монахи-вегетарианцы, пытавшиеся оспорить такое положение никак не повлияли на ситуацию. Церковь умела решать вопрос с негодующими: всех, несогласных с ней хоть в чем-то просто сжигали, в том числе осмелившихся упрекнуть религию в убийстве.

Период, растянувшийся почти на 1000 лет (с IV века до XIV) можно назвать упадком вегетарианства.

Конечно, такая картина была не везде, в той же Индии люди, как и раньше, не ели мясо и их никто не сжигал за это. Однако на большей части Евразии уже никто не прославлял эту идею. Разве что, в голодные годы люди поневоле становились вегетарианцами.

Возрождение философии

Вновь об отказе от мяса смело заговорили только к началу эпохи Просвещения. Новые идеи и веяния стали модными, кроме этого вторая волна популярности настигла древнегреческих философов. Учения мудрых греков стали пропагандировать заново, в том числе и . Одним из самых ярких ее последователей был любитель всего необычного и прогрессивного – Леонардо да Винчи. Он полагал, что вскоре убийство животного будет равносильно убийству человека.

Считается, что официально возрождение вегетарианства произошло в Великобритании. Англичане привозили из Индии – своей самой большой колонии – самые разные диковинки: животных, пряности, ткани, краску, благовония. Также среди «импорта» была ведическая религия, культура и вегетарианство, которое тогда называлось просто « ». Идеи о растительном питании и запрете на убийство животных получило и здесь своих поклонников.

К 1847 году в Манчестере появилось вегетарианское общество, которое пропагандировало свои идеи (хоть и не навязчиво). Отсюда эта философия распространилась на другие страны и континенты. В это время в Америке и Европе был экономический кризис и традиционные мясные продукты стоили достаточно дорого. Такое положение на рынке способствовало развитию растительной диеты.

Как и со многими нововведениями, Россия немного припозднилась с процветанием вегетарианства. Примерно в 1885 году знаменитый деятель и писатель Лев Толстой встретился с Владимиром Гейнсом (Уильям Фрей), который сумел доказать Толстому, что организм человека не способен нормально переваривать и усваивать мясо. С тех пор Лев Николаевич стал ярым противником мясного рациона. Первое российское вегетарианское общество образовалось в Питере в 1901 году. Здесь даже открыли специальную столовую, где последователи этой идеи могли наслаждаться блюдами без мяса. Немного позже такое же заведение открыли в Москве на Никитском бульваре.

Однако после 1917 года коммунистическая философия никак не состыковывалась с вегетарианством. Животноводство должно было процветать, а кому это надо, если все откажутся от мяса? Как когда-то христианская церковь, коммунисты запретили подобные пристрастия, разговоры и мысли. А для тех, кому вздумается найти информацию об этой пищевой культуре в Большой советской энциклопедии записали: «Вегетарианство основывается на ложных идеях и гипотезах, в Советском Союзе не имеет приверженцев». Таким и оставалось положение до новой эпохи.

Вегетарианство сегодня

В наши дни идею абсолютной растительной диеты может придерживаться каждый. Гуманное отношение к живым существам пропагандируется и подобная культура питания набирает популярности.

По всему земному шару сегодня насчитывают почти 1 миллиард последователей этой философии (3% от всего населения Земли).

Как и прежде, больше всего вегетарианцев – индусы. Также немалую часть от этого миллиарда составляют тайванцы и китайцы. В Америке примерно 5% населения отказываются от насилия над животными и не едят их (статистические данные на 2012 год).

В Европе отношение к вегетарианству до сих пор неоднозначно. Например, в Польше эта культура практически не находит последователей, а некоторым неизвестен даже сам термин. В 2013 году портал по подбору персонала Superjob организовал опрос россиян. 4% из них отнесли себя к ряду противников насилия над животными. Среди старшего поколения оказалось больше всего несогласных с этим движением, возможно в силу того, что «в Советском Союзе не было приверженцев».

Многие наши современники говорят о том, что переход на растительную диету не просто право выбора, а обязанность человека перед нашей планетой. Массовое производство мяса в развитых странах загрязняет окружающую среду не меньше других видов промышленности. Например, продукты жизнедеятельности животноводческих ферм загрязняют ее больше, чем канализация мегаполисов почти в 10 раз. Также, чтобы создать потребляемое количество мяса, человечество тратит огромную долю питьевой . В 2006 году ООН доложило, что скотоводческие фермы вырабатывают больше парниковых газов, чем машины.

Как можем догадаться, в наши дни вегетарианство переживает еще один пик своей популярности. Возможно, как предсказывал да Винчи, скоро мы все будем относится к убийству животного также, как и к убийству человека. Если снова не появится новая религия или политическая партия.