Гомер, "Илиада": главные герои и их характеристика. Поэмы «Илиада» и «Одиссея

Песнь вторая Илиады содержит Перечень кораблей (англ.)русск. греков, где указываются имена многих греков, принявших участие в войне, а также указываются местности, откуда они родом. Там же даётся и список троянцев, но он сильно уступает перечню греков, в нём указаны лишь некоторые герои Илиады.

Ахейцы (Ἀχαιοί), такжеДанайцы (Δαναοί) иАргивяне (Ἀργεĩοι), также один раз названыЭллинами - коллективное название греков у Гомера.

    Агамемнон - ЦарьМикен , предводитель греков.

    Ахилл - Предводительмиромидян , герой полубожественного происхождения.

    Одиссей - ЦарьИтаки , самый хитрый из греческих военначальников, герой «Одиссеи ».

    Аякс Великий - сынТеламона , второй после Ахилла в военном мастерстве.

    Менелай - ЦарьСпарты , мужЕлены и братАгамемнона .

«Ахиллес, оплакивающй Патрокла » (1855),Николай Ге

    Диомед - сынТидея , ЦарьАргоса .

    Аякс Малый - сынОилея , частый союзникАякса Великого .

    Патрокл - лучший друг Ахилла.

    Нестор - ЦарьПилоса , доверенный советчик Агамемнона.

Ахилл и Патрокл

Взаимоотношения между Ахиллом иПатроклом являются важной составляющей Илиады. Между героями существует глубокая серьёзная дружба. Ахилл внимателен к Патроклу, будучи чёрствым и полным презрения к остальным. Одни античные исследователи считали их дружбу гомоэротической, тогда как другие считали её платоническим союзом воинов.

Троянцы

    • Гектор - сын ЦаряПриама и главный воин троянцев.

      Эней - сынАнхиса иАфродиты .

      Деифоб - братГектора иПариса .

      Парис - похитительЕлены .

      Приам - престарелый ЦарьТрои .

      Полидамант - разумный командир, чьи советы игнорируются,антагонист Гектора .

«Прощание Гектора с Андромахой», Сергей Постников, 1863

    • Агенор - троянский воин, сынАнтенора , пытался сражаться с Ахиллом (Песнь XXI).

      Сарпедон - убитПатроклом . Был другомГлавка и вместе с ним предводителемликийцев , воевавших на сторонеТрои .

      Главк - другСарпедона и вместе с ним предводителемликийцев , воевавших на сторонеТрои .

      Евфорб - первый из троянских воинов ранившийПатрокла .

      Долон - шпион в греческом лагере (Песнь X).

      Антенор - King Priam’s advisor, who argues for returning Helen to end the war.

      Полидор - сынПриама и Лаофои.

      Пандар - великий стрелок из лука, сын Ликаона.

    • Гекуба (Ἑκάβη) - женаПриама , матьГектора ,Кассандры ,Париса и др.

      Елена (Ἑλένη) - дочьЗевса , женаМенелая , похищенаПарисом , затем стала женойДеифоба . Её похищение стало причинойТроянской войны .

      Андромаха - женаГектора , матьАстианакта .

      Кассандра - дочьПриама . Её пытался соблазнитьАполлон , подарив ей дар пророчества, но будучи отвергнут ею, сделал так, что к её пророчествам о судьбе Трои не прислушивались.

      Брисеида - троянская женщина, захваченная греками, досталась Ахиллу в качестветрофея .

Боги Илиады

Сакральным значением в Илиаде обладает гора Олимп , на которой восседаетЗевс , сынКроноса . Его чтут как ахейцы, так и троянцы. Он возвышается над противоборствующими сторонами. В повествование вовлечены многие олимпийские и другие боги, одни помогают ахейцам, другие троянцам. Многие из событий, описанных в Илиаде, вызываются, направляются богами, боги также часто влияют на ход событий, выступая на стороне одной из противоборствующих сторон.

    Олимпийцы:

    • Зевс (нейтрален, но чаще помогает троянцам из-за обещания отомстить за Ахилла)

      Гера (за ахейцев)

      Артемида (за троянцев)

      Аполлон (за троянцев)

      Аид (нейтрален)

      Афродита (за троянцев)

      Арес (за троянцев)

      Афина (за ахейцев)

      Гермес (нейтрален)

      Посейдон (за ахейцев)

      Гефест (нейтрален)

    Остальные:

    • Эрида (за троянцев)

      Ирида (за ахейцев)

      Фетида (за ахейцев)

      Лето (за троянцев)

      Протей (за ахейцев)

      Скамандр (за троянцев)

      Фобос (за троянцев)

      Деймос (за троянцев)

Можно ли говорить о характерах героев Гомера? Можно ли вообще как-то судить о характерах персонажей народного эпоса, испытавших, по всей видимости, неоднократную отделку и переделку и обычно наделенных качествами, возвышающими их над обычными людьми? У Гомера эта преувеличенность различных достоинств его героев особенно и постоянно подчеркивается. "Божественный", "богоподобный", "богоравный" - эпитеты не только героев, но и второстепенных, впрочем, всегда положительных персонажей. Вспомним для примера "богоравного свинопаса Эвмея" из "Одиссеи". И все же заведомо "героический" тон и стиль народного эпоса не затушевывают, а порой даже подчеркивают личные черты действующих лиц. На самом деле, если взять наши былины, разве Илья Муромец не характер? Не находим ли мы то же самое в финское эпосе "Калевала" и в эпических поэмах другая народов? Мелетинский Е.М. О древнейшем типе героя в эпосе тюрко-монгольских народов Сибири // Проблемы сравнительной филологии: Сб. ст. к 70-летию В.М. Жирмунского. - М.; Л.: Наука, 1964. - С. 433.

Интересно противопоставить характеры двух главных героев "Илиады" - Ахиллеса и Гектора, что было сделано, конечно, самим Гомером, но не излишни и комментарии.

B древнегреческой мифологии Ахиллес - один на самых популярных и прославленных героев Троянского цикла. Его жизнь и подвиги воспеты, изменены или дополнены позднейшими греческими поэтами. Напротив, имя Гектора в греческой мифологии связано только или почти только с "Илиадой". Даже в "Одиссее" Гектор, по существу, забыт.

Но сравним грека-фессалийца Ахиллеса и троянца Гектора по их месту в "Илиаде" и вообще в Троянской войне. Первый не был замешан в событиях, ставших причиной этой войны, но принял в ней самое деятельное участие и был убит до взятия Трои, в то время, когда ахейцы еще не добились никаких военных успехов.

Гектор также не имел никакого личного отношения к причинам, породившим Троянскую войну, но как сильнейший и храбрейший воин Трои и как старший сын царя Приама должен был стать во главе обороны родного города, с честью сражался с ахейцами и был убит Ахиллесом незадолго до взятия Трои, еще некоторое время остававшейся неприступной.

Итак, оба героя вступили в Троянскую войну с самого ее начала, но Гектор - вынужденно, а Ахиллес - поддавшись уговорам организаторов Троянской войны. Оба погибли до взятия Трои. Оба - ярые участники Троянской войны - не имели отношения к ее исходу. Нельзя, таким образом, не отметить сходство их судеб и тот факт, что картины войны на десятом году осады Трои в поэме Гомера составили лишь общий фон для последних дней обоих героев.

В самой "Илиаде" о прошлом Ахиллеса сказано сравнительно мало. Сын смертного Пелея и морской богини Фетиды, родившийся в Фессалии, царь мирмидонян, пользующийся особым покровительством богов, избравший вместо долгой счастливой мирной жизни жизнь короткую, но полную подвигов и воинской славы. В до и послегомеровских сказаниях его детство изображается по-разному. Наиболее популярна версия о том, что богиня Фетида выкупала маленького сына в водах Стикса, реки подземного мира, что сделало его неуязвимым в будущих боях. При этом мать держала ребенка за пятку, и она-то и стала единственным уязвимым местом на теле Ахиллеса. Уже в конце осады Трои стрела Париса, направленная Аполлоном в пятку героя, сразила его на месте. Отсюда выражение "ахиллесова пята" - слабое, уязвимое место.

Мальчик Ахиллес вырос на попечении воспитателя Феникса и мудрого кентавра Хирона. Когда по Греции разнесся призыв к походу против Трои, Фетида, знавшая, что участие в этом походе ее сына кончится безвременной его гибелью, пыталась скрыть Ахиллеса на острове Скирос, где он, одетый в женское платье, жил среди дочерей царя Ликомеда. По одной версии к участию в Троянской войне его склонил Нестор, по другой - Одиссей, разложивший под видом торговца перед дочерьми Ликомеда среди женских украшений также боевое оружие, при виде которого Ахиллес выдал себя. Так он стал участником Троянской войны, возглавив войско мирмидонян, разместившееся на 50 кораблях.

"Илиада" говорит об Ахиллесе как о славнейшем герое Троянской войны, да и во всей греческой мифологии он представляется идеальным воином, не менее знаменитым, чем славнейшие и древнейшие герои - Геракл, Тезей, Язон и некоторые другие. В местах, мифологически связанных с жизнью и деяниями Ахиллеса, существовал его культ, совершались жертвоприношения. С восхищением относились к Ахиллесу создатели и слушатели послегомеровских поэм Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. - М.: Изд-во вост. лит-ры, 1963. - С. 162. .

Гомер неоднократно подчеркивает, что Ахиллес в стане ахейцев превосходил всех силой и храбростью. Его постоянные эпитеты "благородный", "быстроногий". К нему особенно милостивы высшие богини греческого Пантеона - Гера и Афина, жена и дочь Зевса. Он единственный, кто решается спорить с главнокомандующим ахейцами Агамемноном, требующим себе красивейшую новую пленницу взамен бывшей в его владении пленницы, дочери жреца Хриза, которую необходимо вернуть отцу по требованию бога Аполлона. Именно гнев Ахиллеса по этому поводу послужил сюжетной основой для всей "Илиады". В разгаре спора Ахиллес намеревается даже убить Агамемнона. По Гомеру, справедливость на стороне Ахиллеса, так как он отвергает, а Агамемнон, как верховная власть, как "пастырь народов", напротив, требует пересмотра дележа уже давно захваченных военных трофеев, и прежде всего красивых пленниц. По воле богов Ахиллес смиряет несколько свой гнев, но отказывается от участия в дальнейшей осаде Трои, отдавая при этом свою пленницу Агамемнону (признание нерушимости воинских обычаев при разделе военной добычи). Оскорбленный, он более не принимает участия в боях под Троей, но и не возвращается к себе домой в Фессалию, о чем сам говорит в пылу ссоры, но не решается идти против воли богов. Во время самого спора с Агамемноном Ахиллес признается, что никаких обид от троянцев он не знал, мстить им ему не за что и воевать в Трою он прибыл, собственно, лишь "чести ища Менелаю". В дальнейшем мы узнаем из "Илиады", что гнев Ахиллеса чуть не стоил ахейцам полного разгрома и уничтожения троянцами их кораблей.

Уже античные критики "Илиады" отмечали, что в самой поэме гневу Ахиллеса уделено не столь много места, об этом пространно толковали позднейшие европейские ученые Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. - М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1958. - С. 62. . Но если обратиться к тексту поэмы без всякой предвзятости, то хорошо видно, что из гнева Ахиллеса так или иначе следует временный успех троянцев, их переход от обороны к наступлению, угроза самому ахейскому лагерю, убийство Гектором друга Ахиллеса Патрокла, из-за чего Ахиллес в великом гневе и в новых доспехах, изготовленных по просьбе Фетиды за одну ночь богом Гефестом, возвращается к битве, убивает Гектора с помощью Афины у стен Трои. За этим следует умиротворение гнева Ахиллеса, выдача тела Гектора его отцу, Приаму, подробное описание похорон сначала Патрокла, а затем, в конце поэмы, Гектора. Таким образом, основной сюжетной линией "Илиады" от начала до конца действительно является гнев Ахиллеса, тесно связанные с ним события и следствия.

В образе гомеровского Ахиллеса мы видим идеал эллина героического периода, весьма далекий, например, от идеала средневекового рыцаря. Хотя "благородство" и составляет один из главнейших и постояннейших его эпитетов, но под ним подразумевается, по-видимому, только происхождение героя (мать - богиня), возвышающее его над простыми людьми. Эпитет "быстроногий" подчеркивает спортивные качества Ахиллеса, ценившиеся древними в отличие от наших дней прежде всего с военной точки зрения. Главное же в гомеровском Ахиллесе - его беспредельная храбрость, физическая сила и красота. Именно по этим "параметрам" с ним сравнивается Аякс Старший, лучший после Ахиллеса воин среди ахейцев. Любопытно, что нигде у Гомера не отмечается ум, мудрость Ахиллеса. Гомер молчаливо признает, что куда ему в этом отношении до Нестора или Одиссея. Явившись под Трою со своими мирмидонянами, в течение первых девяти лет Ахиллес, кажется, ничем не прославился, кроме набегов и разбоев по всей Троаде. Из "Илиады" можно понять, что подобное он замышлял и против пасшего свои стада на горах Иды дарданского царя Энея, чем побудил последнего к участию в войне на стороне троянцев. Из сетований Андромахи, жены Гектоpa, мы узнаем, что в это же время он добрался до царя Киликии и отца Андромахи Гетиона, убил его вместе со всеми сыновьями и разграбил город. О подобной работе "на стороне" во время осады Трои других ахейских вождей Гомер не сообщает. Так, по Гомеру, Ахиллеса возвышает над другими еще неуемная и ненасытная жажда войны, убийств, грабежа, насилия самих по себе. Недаром, желая отомстить Агамемнону отказом участвовать в осаде Трои, Ахиллес праздней сидел, но душою алкал он и брани и боя.

Так с предельной четкостью вырисовывается перед нами эллинский идеал мужа-воина - храброго, могучего, прекрасного телом и лицом, но и не знающего жалости, жестокого, корыстолюбивого.

Вспомним грандиозный мифический цикл о Геракле и его двепадцати подвигах. Этот величайший из героев греческой мифологии совершал убийства разных чудовищ и людей вынужденно, мотивированно. Ахиллес отправился воевать в Трою ради войны как таковой, ради убийств и грабежей. Сам Гомер не отрицает излишней жестокости и кровожадности главного своего героя, его чисто варварских замашек, его недостойных издевательств над умирающим Гектором и затем над его телом, его зверского убийства двенадцати ни в чем неповинных троянских юношей в честь похорон Патрокла. Сам Гомер, симпатии которого к ахейцам в отличие от троянцев нередко ясно просвечивают в торжественно-бесстрастной речи поэмы, отмечает, что "и на Гектора он недостойное дело замыслил.".

В то же время, зная о близком конце своей жизни, Ахиллес не боятся смерти, смело идет ей навстречу, а пока, пока. пользуется особой милостью богов, которые идут даже на то, что, будучи невидимыми, сражаются с ним рядом и обеспечивают ему в бою преимущества. Безгранично храбрый уже потому, что знает о своей неуязвимости до последнего, рокового часа, Ахиллес в своей "частной жизни" высоко ценит дружбу, неутешно оплакивает своего друга Патрокла, устраивает грандиозные похороны его тела и спортивные состязания в честь умершего, щедро вознаграждая победителей в разных видах игр. Его сердце способно смягчиться в разговоре с Приамом о выдаче поруганного им тела Гектора. Великодушный разбойник Ахиллес, можно сказать, предвосхищает многих подобных персонажей европейской литературы, но с той разницей, что в большинстве случаев и он, как и другие герои Гомеровых поэм, творил добрые дела, лишь уступая воле богов. Впрочем, и сами боги вмешивались в поступки и судьбы смертных героев, руководствуясь исключительно личными симпатиями и пристрастиями, а не "моральными принципами" и уступая только воле всемогущего Рока. Таким от начала до конца Троянской войны и во время последующих странствий Одиссея было поведение Геры и Афины, жестоко мстивших всему троянскому народу за непризнание их "прекраснейшими" единственным троянцем - Парисом.

Если судить по Гомеровым поэмам, греки героического периода не знали ни скромности, ни сентиментальности, а убийство оправдывалось одной "практической" целесообразностью, мародерство же на поле боя рассматривалось как доблесть.

Таков был и один из любимейших героев греческого эпоса, сын Пелея, Ахиллес. Его первым подвигом при походе против Трои было убийство одного из троадских царей - Кикна, препятствовавшего высадке ахейской армии на берег Геллеспонта и тем самым бывшего союзником Трои.

Существо последнего подвига Ахиллеса, судя по позднейшим сказаниям, то же самое. После убийства Гектора на помощь троянцам прибыли амазонки во главе со своей царицей Пентеселеей и сын владыки Эфиопии Мемнон. Тот и другая были убиты Ахиллесом. Как бы мы теперь сказали, "послужной список" героя отличался неизменностью избранного им пути и свидетельствовал о его высоком, хотя, с нашей точки зрения, и узком профессионализме. В дальнейшем за Ахиллесом не числилось ни одного подвига, совершенного с гуманной целью, чем прославились Геракл, Персей, Тезей. Варварски-разбойничья натура Ахиллеса во всем блеске проявилась в его скупой, короткой "биографии". Пожалуй, ни один из смертных героев греческой мифологии не пользовался таким покровительством богов, как Ахиллес. Не исключая и Геракла, на долю которого выпало столько непомерных трудов. Особой божественной мерой поощрения послужило, как помним, укрепление сил Ахиллеса перед его возвращением к битве едой и питьем небожителей, принесенными Афиной. И еще особое благоволение: после своей гибели он становится в подземном мире повелителем душ умерших, хотя, впрочем, душа самого Ахиллеса невысоко ценит эту привилегию.

Такое абсолютное превосходство Ахиллеса над всеми смертными на поле боя, к которому древние относились с восторгом и преклонением, в глазах современного читателя резко ослабляет человеческие, черты одного из любимейших героев древних греков. Оно несовместимо в наши дни даже с самим понятием героизма.

Как бы чувствуя глубокие противоречия в натуре Ахиллеса и предвидя возможность отрицательной реакции своих читателей, Гомер апеллирует к наивысшему авторитету - к самому Зевсу.

Эолийцы (северная группа древнегреческих племен, населявших Фессалию и Македонию), предпринявшие первую колонизацию северо-западной части Малой Азии и, следовательно, Троады, как полагают ученые, создали по мотивам своих завоеваний первую, догомеровскую редакцию "Илиады", их национальным (гораздо позднее - общегреческим) героем и стал Ахиллес - воин-завоеватель со всеми необходимыми для такой профессии качествами. Ввел ли Гомер в своей "Илиаде" что-то новое в его характеристику, мы не знаем и никогда не узнаем. И хотя в позднейшей и даже в новейшей литературе имя Ахиллеса означает имя одного из величайших героев древности, с современной точки зрения этому персонажу "Илиады" трудно сочувствовать. Но так, пожалуй, устроена вообще человеческая память, и не только личная, но и народная: хорошее помнится лучше и дольше, становясь в отдалении все лучезарнее, плохое, преступное, позорное меркнет, на него как бы набрасывается даже покров величия.

Таким образом, разрушение Трои было торжеством, триумфом греческого народа, создавшего для достижения этой цели огромный военный союз под единым командованием. Но вместе с тем в сознании древних греков сохранялась глубокая убежденность в изначальной и заранее предсказанной обреченности Трои и ее народа, так же как и убежденность в предначертанности судьбы каждого, кем бы он ни был - простым человеком, царем или героем. Сила Рока неумолима, будущее мрачно для всех. А значит, пользуйся настоящим, как сумеешь

Троянская война не принесла успеха ни той, ни другой стороне. Она обернулась трагедией, крахом, но порожденными не случайностями, а неисповедимыми путями судьбы. Судьба Трои, троянцев, ахейских героев была предсказана и неумолима. Большинству своих участников Троянская война принесла гибель или позор, изгнание.

Главные герои Одиссеи:
Одиссей,
Пенелопа,
Телемак,
Цирцея.
Сюжет Одиссеи:
В поэме Гомера «Одиссея» изображаются события после Троянской войны и разрушения Трои.

Все греческие герои вернулись домой, кроме Одиссея, царя острова Итаки. Он странствует десять лет из-за ненависти к нему бога моря Посейдона. Первые три года его странствий изображены в IX – XII песнях (см. полный текст поэмы). Эти песни содержат рассказ Одиссея на пиру у царя феаков Алкиноя, к которому его занесла буря.
Начало же «Одиссеи» повествует о последних событиях из семи лет странствий Одиссея, когда он жил на острове нимфы Калипсо. Оттуда по велению богов он отправляется на родину.

Прибывает Одиссей на Итаку в XIII песне. Дома его ждут жена Пенелопа, осаждаемая женихами, а также сын Телемах, уже ставший юношей. Одиссей останавливается у свинопаса Эвмея, потом под видом нищего пробирается во дворец и, наконец, в союзе с верными слугами истребляет всех претендентовна руку Пенелопы, прекращает восстание родственников убитых и начинает счастливую жизнь в кругу своей семьи.

Гомер(Илиада) главные герои и их характеристики

◾Агамемнон - Царь Микен, предводитель греков. ◾Ахилл - Предводитель мирмидонян, герой полубожественного происхождения. ◾Одиссей - Царь Итаки, самый хитрый из греческих военачальников, герой «Одиссеи». ◾Аякс Великий - сын Теламона, второй после Ахилла в военном мастерстве. ◾Менелай - Царь Спарты, муж Елены и брат Агамемнона. ◾Диомед - сын Тидея, Царь Аргоса. ◾Аякс Малый - сын Оилея, частый союзник Аякса Великого. ◾Патрокл - лучший друг Ахилла. ◾Нестор - Царь Пилоса, доверенный советчик Агамемнона.

Сюжет Илиады:

Сюжет «Илиады» Гомера (см. её краткое содержание, полный текст и анализ) связан с мифом о похищении троянским царевичем Парисом Елены, жены греческого царя Менелая, владетеля Спарты. Елену, прекраснейшую из всех женщин, предназначила для Париса богиня любви и красоты Афродита, которой Парис преподнес яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Это яблокобыло брошено богиней раздора Эридойна свадьбе героя Пелея и морской богини Фетиды, чтобы возбудить спор между богинями, который привел бы к войне и людей.

Начинается «Илиада» с того момента, когда в греческом лагере на десятом году осады Трои началась чума. Ее наслал бог Аполлон, покровитель троянцев, по просьбе своего жреца, у которого греческий вождь Агамемнон отнял дочь. Чтобы прекратить чуму, Агамемнон вынужден вернуть дочь отцу, но взамен отбирает пленницу у Ахилла, сына Пелея и Фетиды. Разгневанный Ахилл, одержимый чувством горькой обиды, уходит в свой стан, отказывается участвовать в осаде Трои и просит мать помочь ему в его горе.

Богиня Фетида умоляет Зевса отомстить грекам за обиду, нанесенную ее сыну. Пусть Зевс пошлет победу троянцам, и тогда Агамемнон, смирившись, станет униженно просить Ахилла о помощи.

Зевс исполняет желание Фетиды.

Начинаются ожесточенные бои, в которых греки терпят от троянцев поражение. Тогда они посылают к Ахиллу послов (IX песнь), но безрезультатно: он отказывается принять участие в боях. Наконец, в XVI песне Патрокл, друг Ахилла, вступает в бой, так как не может больше видеть, как гибнут товарищи, В этом бою Патрокл погибает от руки троянского героя Гектора, сына царя Приама.

Ахилл, мстя за друга, вступает в бой, убивает Гектора, жестоко издеваясь над его трупом. Однако старик Приам, отец Гектора, явившись ночью в палатку к Ахиллу, умоляет его вернуть тело сына. Ахилл, тронутый горем старика и вспоминая своего собственного отца, которого он никогда не увидит, возвращает тело Гектора и даже устанавливает перемирие, чтобы дать троянцам время оплакать погибших.

Заканчивается «Илиада» погребением героев двух враждующих лагерей – Патрокла и Гектора.

Очередной фрагмент статьи профессора Тахо-Годи, написанной в виде вступления к изданию книг Гомера «Илиада» и «Одиссея». В отрывке показана роль богов в мифологии, в Троянской войне и жизни главных персонажей, героев книг Гомера. Начало статьи .

Роль богов и героев в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Правда, героям гомеровских поэм помогают олимпийские боги, ибо Олимп и земля живут в единении. В поэмах Гомера в мифологическом виде мир предстает как единая родовая община во главе с Зевсом.

Ведь поколения героев ведут свой род от Зевса (недаром он именуется у Гомера «отцом людей и богов») или его родичей, поэтому боги озабочены судьбой героев, а смертные люди со вздохами и мольбами обращаются к своим бессмертным покровителям. Так, богиня мудрости и войны Афина побуждает к решительным действиям воина Диомеда. Она стоит рядом с ним на колеснице и бросает его против ненавистных ей богов - Ареса и Афродиты. Гера и Афина спасают Ахилла от разгневанных волн Скамандра, посылая на помощь огонь Гефеста. Сам бог-кузнец по просьбе Фетиды выковывает Ахиллу великолепные доспехи. Чтобы помочь ахейцам, Гера, супруга Зевса, хитроумно усыпляет своего мужа на горе Иде. Аполлон помогает Гектору сразить Патрокла. По решению олимпийцев бог Гермес сопровождает Приама в стан Ахилла.

В «Одиссее» мудрая богиня Афина и мудрый герой Одиссей - неразлучны. Богиня незаметно следит за ним и всегда вовремя попадается ему на пути - и на острове феаков, принимая образ прекрасной девы, и на Итаке в виде юного пастуха. Она помогает Одиссею и Телемаку спрятать оружие; она наблюдает за побоищем женихов, обратившись в ласточку и сидя на потолочной балке; она устанавливает мир на Итаке. И это она, многомудрая дочь Зевса, на совете богов решительно вступается за Одиссея.

Боги «вкладывают» в сердце человека печаль, «вбрасывают» в него мысль, «вынимают» у него разум, «отнимают» страх, так что множество психических актов представлены у Гомера веществспно-физически. Иной раз зависимость поступка человека от воли божества рисуется поэтом удивительно зримо. Так, в I песне «Илиады» в сцене ссоры Ахилла и Агамемнона разгневанный Ахилл уже готов вытащить меч из ножен и напасть на противника, но в этот момент стоящая за спиной героя богиня Афина сильно дергает его за русые кудри и он мгновенно меняет свое намерение.

Но эта непосредственная связь с божеством отнюдь не мешает гомеровскому человеку действовать самостоятельно и творить своими руками жизнь. Более того, в ряде случаев даже боги колеблются, принимая важное решение, так как им неведомо слово судьбы, от которой зависят и смертные и бессмертные. Тогда Зевс достает золотые весы и на них взвешивает жребии героев, как это происходит, например, перед поединком Ахилла и Гектора. Чаша весов с жребием Гектора склоняется к Аиду, т. е. к смерти. Таким образом участь его становится известной Зевсу - Гектор должен погибнуть, а богиня Афина готова прийти на помощь Ахиллу, получив на это милостивое соизволение Зевса. «Священные весы Зевса», т. е. решение Зевса, вспоминается Гектору, когда он в битве поворачивает вспять от Патрокла. Но это временное отступление, так как Патрокла боги уже призвали к смерти и он вскоре будет убит Гектором.

Иной раз самостоятельность человека вселяет страх в богов. Поэтому, когда боги советуются о будущности Одиссея, Зевс произносит примечательные слова о том, что люди напрасно во всем обвиняют богов. Люди сами на себя навлекают несчастья, поступая вопреки судьбе. Именно на этом основании олимпийцы прекращают скитания Одиссея и помогают ему вернуться домой. Иначе они не могут поступить, так как Одиссей, проявляя свою независимость, тогда сам, против воли богов, вернется на Итаку.

Отчаянная храбрость героев Гомера рисуется в «Илиаде». Диомед ранит своим копьем богиню Афродиту и бога Ареса. В ярости Диомед бросается на троянца Энея, хотя знает, что за ним стоит сам могучий бог Аполлон. Диомед не страшится даже его и трижды ударяет копьем в щит, которым божество прикрывает Энея. Только в четвертый раз, когда Диомед, сам похожий на бога, устремился к цели, дальновержец Аполлон загремел страшным голосом, приказывая герою образумиться, не равняться с богами и немедленно отступить.

В «Одиссее», в сцене морской бури, когда плот Одиссея разбит, герой борется за свою жизнь, вступает в поединок не столько с бушующими волнами, сколько с самим богом морской стихии Посейдоном. Одиссей настолько силен, что Посейдону не стыдно с ним тягаться и он считает этого героя своим личным врагом.

Героев Гомера отличает особое, исполненное творческой радости, отношение к жизни. Ни война, ни бесчисленные смерти не могут поколебать в них желания насладиться дружеской беседой, прекрасной песнью, вкусной едой, роскошным одеянием, великолепным оружием. И вся эта красота зависит от человека, делается с помощью его рук, одинаково умелых и в ремесле, и в искусстве, причем наставниками людей зачастую являются боги, такие, как кузнец Гефест или знаменитая в ткацком мастерстве Афина, и даже нежная нимфа Калипсо, ткацкий станок которой стоит среди деревьев на лужайке, покрытой фиалками.

Сюжеты известных произведений «Илиада» и «Одиссея» взяты из общего сборника эпических сказаний о Троянской войне. И каждая из этих двух поэм представляет собой небольшую зарисовку из более обширного цикла. Основная стихия, в которой действуют персонажи произведения «Илиада» - это война, изображающаяся не в виде столкновения народных масс, а как действия отдельно взятых персонажей.

Ахилл

Главным героем «Илиады» является Ахилл - молодой герой, сын Пелея и богини моря Фетиды. Слово «Ахилл» переводится как «быстроногий, подобный богу». Ахилл является центральным персонажем произведения. У него цельный и благородный характер, который олицетворяет настоящую доблесть, как ее понимали тогда греки. Для Ахилла нет ничего выше, чем долг и честь. Он готов отомстить за смерть своего друга, пожертвовав собственной жизнью. При этом Ахиллу чужды двуличие и хитрость. Несмотря на свою честность и искренность, он выступает как нетерпеливый и очень вспыльчивый герой. Он проявляет чувствительность в вопросах чести - несмотря на серьезные последствия для войска, он отказывается продолжать сражение из-за нанесенной ему обиды. В жизни Ахилла совпадает веление небес и страсти его собственного бытия. Герой мечтает о славе, и ради этого он также оказывается готовым пожертвовать собственной жизнью.

Противоборство в душе главного героя

Ахилл, главный герой «Илиады», привык повелевать и управлять, так как сознает свою силу. Он готов уничтожить на месте Агамемнона, который посмел его оскорбить. И гнев Ахилла проявляется в самых разных формах. Когда он мстит врагам за Патрокла, то превращается в настоящего демона-уничтожителя. Завалив весь берег реки трупами врагов, Ахилл вступает в схватку с самим богом этой реки. Однако очень интересно наблюдать за тем, как сердце Ахилла смягчается, когда он видит отца, просящего отдать тело его сына. Старик напоминает ему его собственного отца, и жестокий воин смягчается. Также Ахилл горько тоскует по своему другу, рыдает у матери. В сердце Ахилла борются благородство и желание отомстить.

Гектор

Продолжая давать характеристику главным героям «Илиады» Гомера, особенно подробно стоит остановиться на фигуре Гектора. Храбрость и мужество этого героя являются результатом преобладающей в его сознании доброй воли. Ему знакомо чувство страха, как и любому другому воителю. Однако, несмотря на это, Гектор научился проявлять храбрость в сражениях, побеждать трусость. Он с печалью в сердце оставляет своих родителей, сына и супругу, так как верен своему долгу - защите города Трои.

Гектор лишается помощи богов, поэтому вынужден отдать собственную жизнь за свой город. Он также изображен человечным - ни разу он не попрекает Елену, прощает своего брата. Гектор не испытывает к ним ненависти, несмотря на то что именно они были виновниками разразившейся Троянской войны. В словах героя нет пренебрежения другими людьми, он не выражает свое превосходство. Основным отличием Гектора от Ахилла является человечность. Этому качеству противопоставляется чрезмерная агрессивность главного героя поэмы.

Ахилл и Гектор: сравнение

Частым заданием также бывает и сравнительная характеристика главных героев «Илиады» - Ахилла и Гектора. Сыну Приама Гомер придает более положительные, человечные черты, нежели главному герою. Гектору известно о том, что такое социальная ответственность. Он не ставит свои переживания выше жизней других людей. В противовес ему, Ахилл является настоящим олицетворение индивидуализма. Он возводит свой конфликт с Агамемноном до поистине космических масштабов. В Гекторе же читатель не наблюдает той кровожадности, которая присуща Ахиллу. Он является противником войны, понимает, каким страшным бедствием она оказывается для людей. Вся отвратительная и ужасная сторона войны понятна для Гектора. Именно этот герой предлагает не бороться целыми войсками, а выставить от каждой стороны отдельных представителей.

Гектору помогают боги - Аполлон и Артемида. Однако он очень отличается от Ахилла, являющегося сыном богини Фетиды. Ахилл не подвержен воздействию оружия, единственное его уязвимое место - это пятка. Фактически он является полудемоном. Собираясь на сражения, он надевает на себя доспехи самого Гефеста. А Гектор - это простой человек, которому предстоит ужасное испытание. Он осознает, что может лишь ответить на вызов, ведь богиня Афина помогает его врагу. персонажей очень разнятся. С имени Ахилла начинается «Илиада», а именем Гектора заканчивается.

Стихия героев

Описание главных героев поэмы «Илиада» Гомера было бы неполным без характеристики той среды, в которой происходит действие поэмы. Как уже было указано, такой средой является война. Во многих местах поэмы упоминаются подвиги отдельно взятых персонажей: Менелая, Диомеда. Однако наиболее значительным подвигом все же является победа Ахилла над его противником Гектором.

Также воитель хочет достоверно знать, с кем именно он имеет дело. В некоторых случаях противостояние прекращается на время, и для обеспечения свободы воинам, а также невмешательства посторонних людей, перемирие освящается жертвоприношениями. Гомер, живший в обстановке войны и постоянных убийств, выразительно изображает предсмертные мучения умирающих. Не менее ярко изображены в поэме жестокость победителей.

Менелай и Агамемнон

Одни из главных героев «Илиады» - это микенский а также спартанский правитель Менелай. Гомер изображает обоих не самыми привлекательными персонажами - оба не упускают возможности злоупотребить своим положением, в особенности Агамемнон. Именно его себялюбие и послужило причиной гибели Ахилла. А заинтересованность Менелая в нападении и послужила причиной того, что разгорелась война.

Менелай, за которого в сражениях выступают ахейцы, должен был занять место микенского правителя. Однако он оказывается неподходящим на эту роль, и это место оказывается занятым именно Агамемноном. Сражаясь с Парисом, он дает волю своей злости, которая накопилась у него против своего обидчика. Однако как воитель он значительно уступает другим героям поэмы. Его действия оказываются значительными только в процессе спасения тела Патрокла.

Другие герои

Один из самых обаятельных главных героев «Илиады» - это старец Нестор, который любит постоянно вспоминать годы своей молодости, давать свои наставления юным воинам. Также привлекателен и Аякс, который своей храбростью и силой превосходит всех, исключая Ахилла. Вызывает восхищение и Патрокл, самый близкий друг Ахилла, который был воспитан с ним под одной крышей. Совершая свои подвиги, он слишком увлекся мечтой захватить Трою и погиб от беспощадной руки Гектора.

Престарелый троянский правитель по имени Приам не является главным героем «Илиады» Гомера, однако обладает привлекательными чертами. Он - истинный патриарх, который окружен многочисленным семейством. Состарившись, Приам уступает право командовать войском своему сыну, Гектору. От имени всего своего народа старец приносит жертвоприношения богам. Приама отличают такие черты характера, как мягкость, обходительность. Он хорошо относится даже к Елене, которую все ненавидят. Однако старца преследует несчастье. Все его сыновья погибают в сражениях от руки Ахилла.

Андромаха

Главные герои поэмы «Илиада» - воины, однако в произведении можно встретить и немало женских образов. Это по имени Андромаха, его мать Гекуба, а также Елена и плененная Брисеида. Впервые читатель встречается с Андромахой в шестой песне, где повествуется о ее встрече с супругом, вернувшимся с поля брани. Уже в тот момент она интуитивно предчувствует гибель Гектора и уговаривает его не покидать города. Но Гектор не внимает ее словам.

Андромаха является верной и любящей женой, которая вынуждена жить в постоянной тревоге за своего супруга. Судьба этой женщины наполнена трагизмом. Когда ее родной город Фивы был разорен, мать и братья Андромахи были убиты врагами. После этого события погибает и ее мать, Андромаха остается одна. Теперь весь смысл ее существования - в любимом муже. После того как она прощается с ним, то оплакивает вместе со служанками, как уже погибшего. После этого Андромаха не встречается на страницах поэмы до самой смерти героя. Скорбь является главным настроением героини. Она предвидит заранее свой горький жребий. Когда Андромаха слышит крики на стене и бежит узнать, что же произошло, то видит: Ахилл тащит по земле тело Гектора. Она падает без чувств.

Герои «Одиссеи»

Частый вопрос, который задается на уроках литературы учащимся - назвать главных героев «Илиады» и «Одиссеи». Поэму «Одиссею», наряду с «Илиадой», принято считать важнейшим памятником всей эпохи перехода от общинно-родового к рабовладельческому строю.

В «Одиссее» описано даже больше мифологических созданий, чем в «Илиаде». Боги, люди, сказочные создания - самыми разными персонажами полны "Илиада" и "Одиссея" Гомера. Главные герои произведений - это и люди, и боги. Причем боги принимают активное участие в жизнях простых смертных, помогая им или отнимая силу. Главный герой «Одиссеи» - это греческий царь Одиссей, который возвращается после сражения домой. Среди других персонажей выделяется его покровительница, богиня мудрости Афина. Противостоит главному герою морской бог Посейдон. Немаловажной фигурой является и верная Пенелопа, жена Одиссея.