Гобелен определение. Гобелен: каковы состав и свойства такой ткани, где используется этот материал и как за ним ухаживать? Уход за гобеленами

Гобелен – это плотный тканый материал, который долгое время считался признаком роскоши и достатка. Свое современное название ткань получила по фамилии французской семьи Gobelin, которая в 17 веке впервые наладила промышленное производство гобелена. Однако тяжелые ковры без ворса с причудливыми орнаментами и замысловатыми сюжетами впервые появились много веков назад.

Сегодня гобеленом принято называть любой плотный и тяжелый текстиль, который производят путем переплетения нитей шерсти и шелка. Тканые ковры, приятные на ощупь, производятся при помощи станков. Как создавались прекрасные полотна в старину, когда о подобных машинах приходилось только мечтать?

История происхождения и состав материала

Создание гобеленовых картин – это древнейшее искусство, которое уходит корнями во времена правления египетских фараонов. Гробницы древних императоров украшали тяжелые ткани с античными сюжетами, выполненные в технике гобелен. Позже искусство ткать ковры перешло к древним грекам – свои жилища люди украшали полотнами, на которых были вышиты мифологические герои и изображения богов.


В Америке задолго до ее открытия индейцы создавали тканые ковры по особой технологии. В Китае и Японии ткацкое искусство также было освоено на высшем уровне (см. фото). Каждая страна привносила в процесс создания свои тонкости, благодаря чему сегодня существует огромное разнообразие видов гобелена.

Ручное создание гобеленовых тканей – процесс трудоемкий и кропотливый. За 1 год мастер мог сплести ковер размером 1,5 на 1,5 метра. Нити шелка и шерсти разбавлялись чистым золотом и серебром, поэтому стоило такое полотно баснословных денег. Позволить себе гобеленовые полотна могли только очень богатые и состоятельные люди.


Производство гобеленов

Только в конце 17 века производство по созданию гобеленов приобрело промышленные масштабы. На первой в России шпалерной фабрике (шпалера – это другое название гобелена) работали исключительно французские мастера. Чтобы обучиться нелегкому ремеслу, ученик должен был практиковаться у опытного мастера на протяжении 12 лет.

За основу материала берется натуральное полотно – обычно, лен. Основа изделия должна быть твердой и прочной, держать форму. Для переплетения берутся нити шелка, шерсти, хлопка, вискозы, акрила, люрекса и полиэстера. В дорогих изделиях ручной работы можно встретить серебряные и золотые нити.

Разновидности гобелена и их особенности

Ручное ткачество – древнейший вид рукоделия. Каждая страна привносила в искусство создания шпалеры свои особенности.

По смысловому сюжету различают следующие разновидности гобелена:

  • аррас – европейская технология создания гобелена, для которой характерны яркие детали и незамысловатые сюжеты;
  • алентур – создание пейзажей на полотнах, которые затем помещаются в деревянную оправу;
  • вердюра – картины в темно-синих и зеленых тонах, с изображением животных и птиц на фоне природы (см. фото);
  • фламандские шпалеры – особенностью этих картин является многосюжетность, копирование и присутствие одинаковых элементов на полотне;
  • персидские ковры – ткани с характерным восточным орнаментом, изображающие диких зверей, медальоны или вазоны причудливой формы;
  • турецкие ковры – характерна яркая расцветка, красный фон и арабески синего и желтого цвета.

Вердюра

По плотности гобеленовые ткани подразделяют на:

  • легкие – 180 г/кв. м;
  • средние – 280–380 г/кв. м;
  • тяжелые – 700 г/кв. м.

Достоинства и недостатки ткани

Любое описание гобеленовых полотен характеризует их как привлекательный вид текстиля, отличающийся превосходным дизайном и великолепием. Однако, кроме эстетики, эта ткань обладает весомым набором других преимуществ:

  • прочность – материал практически невозможно порвать руками и очень сложно разрезать ножницами;
  • износостойкость – ткани из гобелена сохраняют свой безупречный внешний вид на протяжении десятилетий, картины могут храниться веками, цвета не тускнеют и не выгорают на солнце;
  • многообразие цветов и техник переплетения – из гобелена можно создать декоративные изделия на все случаи жизни;
  • гипоаллергенность – в основе материала лежат натуральные нити высокого качества, ткань способна отталкивать пыль;
  • антистатический эффект – гобелен не притягивает к себе статическое электричество;
  • неприхотливость в уходе – ткань устойчива к загрязнениям и не требует частых стирок.

Антикварный гобелен

К недостаткам ткани можно отнести:

  • тяжелый вес – гобелен непригоден для создания предметов одежды ввиду жесткости и тяжести, его заменяют более удобным и легким жаккардом;
  • низкая способность пропускать воздух;
  • ограничения в уходе – полотна нельзя стирать в машине и гладить утюгом;
  • высокая стоимость.

Области применения


В средние века главной целью создания гобеленовых полотен являлось украшение жилища знати. Коврами с изображением знаковых для страны войн, портретов правителей или моментов охоты декорировали стены замков и дворцов.

Сегодня гобелен пользуется огромной популярностью в легкой промышленности. Если несколько сотен лет назад покрывало из тканого полотна мог позволить себе лишь очень состоятельный человек, сейчас декоративные шпалеры доступны многим. Многие именитые дизайнеры используют гобелен для создания декоративных шедевров.


Диванная подушка из гобелена

Основные сферы применения гобелена:

  • производство мягкой мебели (обивка для диванов и кресел);
  • изготовление предметов интерьера для создания домашнего уюта: диванные подушек (см. фото), покрывал, пледов, штор, картин, настенных ковров;
  • изготовление аксессуаров (сумочек, косметичек, поясов, клатчей).


Современные гобеленовые ткани очень разнообразны и удачно вписываются в интерьер большинства помещений. Сумочки из данного материала по прочности не уступают изделиям из натуральной кожи. Шторы из гобелена выглядят дорого и эффектно, к тому же на 100% препятствуют проникновению солнца в помещение. Особого внимания заслуживают картины и ковры, созданные ручным способом, – изделия поражают своей красотой и качеством (см. фото гобелена).


Уход за гобеленом

Уход за гобеленом специфичен и во многом отличается от привычного ухода за другими тканями. Стирка – ручная или в машинке – для тканого материала противопоказана. Обивку диванов и кресел обрабатывают специальными чистящими составами, которые можно приобрести в мебельных магазинах.

Ткань, в состав которой входит шелк или шерсть, чистится при помощи салфеток из безворсовых тканей или сухой щетки. Если на поверхности образовалось пятно, лучше отдать изделие в химчистку, чтобы не повредить дорогой материал. Художественные ткани в домашних условиях чистят с помощью пылесоса. При намокании изделие необходимо тщательно просушить на солнце.


Чтобы декоративные полотна отлично сохранились на долгие годы, необходимо следовать рекомендациям по уходу:

  • ковры нельзя вешать рядом с камином во избежание скопления копоти;
  • для удаления пыли следует использовать сухую щетку;
  • пылесосить ткань нужно с обеих сторон;
  • поскольку гладить утюгом гобелен не рекомендуется, во избежание образования заломов при длительном хранении следует намотать ткань на пластиковую бутылку или другое изделие цилиндрической формы.

Введение

При упоминании слова "гобелен" каждый из нас мгновенно рисует в воображении свою особую картину. Первое, что сразу же приходит на ум, - Франция, мануфактуры, замки, рыцари, монахи, дворцы, кропотливый труд, история, традиции. У каждого будет свой ассоциативный ряд. Но, насколько не были бы непохожи эти ряды, связанные с данным видом искусства, осмелюсь предположить, что, выбирая для гобелена временные рамки, мы, не задумываясь, отправили бы его в прошлое.

Еще не так давно гобелены воспринимались как неотъемлемая часть интерьера дворцов либо художественных галерей. И это неудивительно, ведь гобелен имеет многовековую историю.

Сегодня традиционный и обновленный гобелен, прежде всего, является модным и актуальным элементом оформления интерьера. Подушки, чехлы для мебели, покрывала, различные аксессуары - все эти вещи могут быть выполнены в соответствии с многовековой традицией, благодаря включению таких уникальных произведений декоративно прикладного искусства, коими являются гобелены, несущие набор положительных эмоций и создают атмосферу собственного стиля.

Гобелены удачно дополнят интерьер вашей квартиры, офиса. Этому элементу интерьера всегда найдется место в любом жилом помещении. Тематика гобеленов разнообразна: декоративные цветы, натюрморты, животные, эпизоды исторических событий, классические сюжеты, соборы и церкви, пейзажи. Так что создать свой индивидуальный стиль вам не составит особого труда. Где бы вы не решили повесить гобелены, и что бы ни было на них изображено - они, прежде всего, будут отображать ваше настроение, показывать ваш стиль и создавать ваше собственное видение уюта.

Историческая часть

История гобелена

Гобелены - тканые ковры ручной работы, на которых изображены репродукции картин известных художников. Гобелен - это изящное изделие, служащие для украшения стен, иногда для обивки роскошной мягкой мебели.

Искусство изготовления шпалер (гобеленов) имеет древнюю историю. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера.

Но сам принцип ткачества был известен еще в Древнем Египте. Самые ранние шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло.

Средние века в Западной Европе - время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее Брюссель.

Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым, поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей и самые знатные состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские.

Шпалеры ткали из шелковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединенных общей темой.

Ценились они дорого по всей Европе. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, их красота привлекала все новых и новых поклонников среди вельмож и знати.

Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры замков, они развешивались в соборах, ратушах и даже на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров.

Слово "гобелен" возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов (продукцию мануфактуры стали называть гобеленами).

Родоначальник этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен, прибыв в царствование французского короля Франциска I из Реймса в Париж, основал неподалеку от этого города, на ручье Бьевр (Biеvre), красильню для шерсти.

Его наследники в XVI веке продолжали содержать это заведение и прибавили к нему ковровую ткацкую вроде тех, какими славилась тогда Фландрия. С начала 17-го века самую широкую известность приобрела парижская шпалерная мануфактура Гобеленов, и с этого времени безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями начали именовать гобеленами.

ХХ век стал веком нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. В 40-х годах французский архитектор Жан Люрса создал гобеленовую мануфактуру, изделия которой возродили славу французского гобелена и привели к настоящей революции в шпалерном деле.

В механическом отношении, техника гобеленовского производства очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом гобеленов может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не в полотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках с разноцветной шерстью и искусных пальцах.

Так как ему приходится воспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками, и притом почти всегда оригиналы первоклассные, то для того, чтобы копировать их с достаточной точностью, он должен быть сведущ в рисунке, колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того, обладать ещё и полным знанием своих специальных средств.

Гобелен в России

Первый гобелен на Руси появился в XVII веке. Тогдашнему монарху Алексею Михайловичу подарил картину-ковер французский посол. Однако реальное производство гобеленов было налажено по указу императора Петра I только в начале XVIII века. Именно тогда в Петербурге начала работать шпалерная мануфактура, где производство налаживали парижские мастера.

Следует заметить, что русский гобелен идет от фрески, традиций древней монументальной живописи, в этом его отличие, например, от текстиля Латвии, где преобладают народные традиции ткачества. Для украшения царских дворцов Петербургская шпалерная мануфактура создала множество роскошных декоративных и сюжетных композиций. Особое внимание Петербургская мануфактура уделяла такому редкому жанру, как портрет. Известно, что на заказ были вытканы портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и других известных вельмож.

О гобелене на территории Советского Союза мало кто знал. Если и мелькали они где-то, то только в кинокадрах о Екатерине Великой и других царствующих особях России. Поэтому гобелен и царские палаты - это то пространство, где эти две культуры были в естественной гармонии. Ни о каких гобеленах в частном доме и речи не было.

Зато мода на ковры компенсировала утерю этого пространства, и народ с удовольствием украшал стены коврами самых разнообразных форм, размеров, сюжетов. Ковры стали синонимом мещанского уюта, некой пародией на восточную слащавость интерьеров. Да, это была эклектика, безвкусица. Ни о какой гармонии с квадратными брусками книжных шкафов, стеллажейс речь не идет. Наряду с фарфоровыми слониками это стало символами эпохи.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает такое определение слову «гобелен» - «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».


Само слово «гобелен» возникло в XII веке во Франции. В то время там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов. Она пользовалась большой популярностью и продукцию этой мануфактуры стали называть «гобеленами». Основатель этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен приехал в Париж из Реймса и основал в предместье Парижа красильню для шерсти. Его дети не только продолжали содержать красильню, но и прибавили к ней ковровую ткацкую.

Людовик XIV выкупил красильню и ткацкую, наделил ее статутом, богатыми материальными средствами и новым зданием. Так появилась «Королевская гобеленовая мануфактура». А поскольку произведения этой мануфактуры были чрезвычайно дорогими, то они шли исключительно на украшение королевских дворцов и на подарки. Лишь в очень редких случаях они поступали в продажу. Королевская гобеленовая мануфактура просуществовала до сегодняшних дней и сейчас является гордостью Франции.

По мнению специалистов, термином «гобелен» следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, все же прочие - называть шпалерами. В русском языке одновременно применяются два термина: «шпалера» и «гобелен», пришедшие в XVIII веке и уже тогда обозначавшие любое тканое произведение, в том числе обивку для мебели.

Когда появилась первая шпалера — точно неизвестно. В Древнем Египте в гробнице Тутмоса IV была найдена льняная пелена (1400 г. до н. э.), выполненная в технике репсового переплетения, с рисунком из скарабеев и лотосов. Отсюда мы можем сделать вывод, что принцип гобеленового ткачества был известен еще тогда. Расцветом гобеленового искусства в Египте считается период с IV по VII век.

В тканях коптов соединились традиции Древнего Египта и эпохи эллинизма. Это обыкновенно небольшие по размеру двухсторонние панно, выполненные шерстяной нитью по льняной основе и отличающиеся изящным тонким рисунком. Позднее в коптских тканях появились христианские сюжеты. Коптские ткани стали связующим звеном между Античностью и Средними веками. Коптские ткачи развили гобеленовую технику, введя в употребление некоторые приемы, использующиеся и сегодня.

История европейского гобелена начинается с эпохи Крестовых походов, когда произведения восточных мастеров в качестве трофеев были завезены крестоносцами. В то время гобелены создавались по церковным заказам. Её главными отличиями были монументальность, плоскостное изображение, ограниченная и яркая цветовая гамма. Гобелены романского периода связаны с книжной миниатюрой и росписями стен. Фон был гладким, изображение — простым: геометрические узоры, геральдические знаки, растительный орнамент. Были популярны библейские и исторические сюжеты.

Гобелены стали не только украшениями стен величественных кафедральных соборов, украшали замки и дворцы, но также сохраняли тепло, помогали защититься от сквозняков. Первые европейские гобелены ткали в Германии, чуть позднее в Скандинавии, затем производство распространилось во Фландрии и Франции.

Гобелены производились в Европе на протяжении восьми столетий. В средние века гобеленовое ткачество стало важнейшей отраслью промышленности, тысячи ткачей были вовлечены в работу.

"Пятидесятница". 1484-1490.Гобелен из шерсти, шелка и серебряной нити.Санта-Мария делла Салюте, Венеция.

В XV веке производство французских гобеленов по причине Столетней войны переместилось из Парижа в города, расположенные в бассейне Луары. Здесь появился особый вид шпалер, называемый «мильфлёр» (mille fleur - фр. «тысяча цветов»). На тёмном зелёном или красном фоне, по декоративной кайме рассыпано множество мелких цветочков, часто изображённых с ботанической точностью.

"The Lady with the Unicorn" (Париж, Музей Клюни)

К концу XV века центром художественного ткачества и производства гобеленов стала Фландрия. Здесь производство гобеленов поддерживалось не отдельными частными заказами, а городскими цехами. Во Фландрии было положено начало традиции создания гобеленов по картинам великих художников. Местные ткачи располагали скромной палитрой всего лишь из шести цветов, но, используя методы протравки и особый ткаческий приём — растяжку (штриховку), добивались поразительных живописных эффектов. Художник создавал эскиз, исполненный по "малому шаблону", который был приближен к существующему произведению искусства.

Фламандский гобелен 1450-1460гг

"Аstronomia." Фламандский гобелен (1500-1515) с изображением музы астрономии с астрономом (Клавдий Птолемей), Писца и пастухов глядящих в страхе на Небеса (Музей прикладного искусства и дизайна, Гетеборг).

Шпалера "Медея, помогающая Аргонавтам". Фландрия. 1520-е годы

Во Франции и Фландрии становятся и популярными гобелены с реалистическим пейзажем, натюрморты. Для первого плана выбирались более яркие (зелень) и тёмные (коричневый) тона, для второго — светло-зелёный, для дальнего — бледно-голубой. Тщательно проработанный и благородно уравновешенный пейзаж иногда дополнялся изображениями реальных и фантастических животных.

В 1663 году во главе «Королевской мануфактуры гобеленов и мебели» был поставлен «первый живописец короля» Ле Бран. Тогда же возникло первое промышленное производство гобеленов. С того времени для обозначения настенных ковров вошло в обиход слово «гобелен». По сути гобелен — то же самое, что шпалера, но первоначально гобеленами называли лишь те ковры, которые были созданы во Франции на королевской мануфактуре братьев Гобеленов. Отличительным знаком таких ковров служит вытканная по углам или в центре у верхнего края королевская лилия — символ королевской мануфактуры. Позднее это наименование закрепилось за всеми безворсовыми коврами.

Гобелен "Галерея." Антверпен 1640 год мастерская Якова Вотерса. Находится в английской королевской коллекции.

Гобелен "Сулейман." Антверпен 17-й век. Является частью серии из 8 гобеленов об истории Тамерлана и побежденного Баязида Султана. Музей истории искусств музей в Вене.

Гобелен "Дети в саду." Мастерская Ле Бран.Париж 17-й век.

Среди заказчиков гобеленов для своих дворцов есть и известные политические деятели: Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик XIII. Благодаря им были созданы картины: "Жизнь и смерть Христа", "История Спициона", "История Константинополя", "История Дианы" и ряд других. Большинство этих картин до сих пор можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы. Далеко не последнюю роль в развитии искусства гобелена играло католическое духовенство.

Гобелен"Союз княжества Урбино с Церковью" 1669-70 шерсть,шелк, 400 х 530 см Musei Vaticani

С 1730-х годов во французском гобеленовом ткачестве главенствовало стремление как можно более точно воспроизвести в гобелене живописный оригинал. Стали увеличивать плотность полотна, пряжу теперь окрашивали в тысячи разнообразных оттенков. Была введена даже цветовая шкала, где каждый оттенок имел свой номер. Вспомогательные шаблоны, которых должен был строго придерживаться ткач, содержали фрагменты, обведённые контуром и пронумерованные в соответствии с этой шкалой. Таким образом из процесса создания гобелена была исключена творческая инициатива ткача — теперь он копировал живописное полотно, не имея права что-то менять.


Каждому хочется окружить себя красивыми вещами, возвращаться в уютный дом, любоваться прекрасными предметами интерьера. Существует много способов привнести в свой быт изюминку. Гобелен - это простое, но изящное изделие, которое украсит любое помещение. Он имеет давнюю историю и даже прославил целую страну, которая до сих пор гордится своими ткаными сюжетами.

Гобелен - что это такое?

Гобелен - это вручную сотканный ковер, который служит украшением мебели, стен, одежды. Как правило, изделие выполняется на основе сюжетного рисунка, хотя на нем может быть изображен орнамент. Гобелены издавна ценятся многими народами. Это отличный подарок к любому празднику. Не нужно быть знатоком чтобы его оценить.

Историческая справка

История данного искусства уходит корнями в 17 век, когда во Франции открыли королевскую мануфактуру братья Гобелены. Продолжив дело своего отца, который был красильщиком шерсти, они не только укрепили финансовое положение семьи и открыли ковровую ткацкую, но и прославили имя предка на весь мир. Сам Людовик 14 выкупил предприятие и наделил его статусом «королевский». Изделия мануфактурщиков стали называть гобеленами, и даже в самые тяжелые для страны времена правительство поддерживало производство. Ковры дивной красоты - визитная карточка Франции.

Изделия из гобелена

Наши бабушки трепетно относились к гобелену, который в период их молодости был дефицитом. Считалось, что только состоятельные семьи могли позволить себе приобрести изделие ручной работы. Украшением дома служили картины, а на кровати горделиво «возлежало» покрывало. Гобелен и сегодня - недешевое удовольствие. За картину средних размеров придется выложить около 2 тысяч рублей.

Мы привыкли к гобеленам в виде картин, покрывал, скатертей или салфеток. Однако нередко такой рисунок украшает какой-либо предмет одежды: сумку, блузу, платье. Сейчас модно носить ободок или заколку для волос с гобеленом.

От кутюр

В зимнем сезоне 2013-2014 года известный российский модельер Вячеслав Зайцев создал коллекцию легкой верхней одежды «Полнолуние», в которой широко задействовал гобелены отечественного производства. Мастер использовал продукцию Московского ткацкого комбината, предприятия «Вологодский текстиль», Смоленской чулочной фабрики. Гобеленовые, и лен стали источником вдохновения маэстро высокой моды. Коллекция рассчитана как на мужчин, так и на женщин.

Пиджаки, пальто, жакеты из гобелена выглядят стильно, модно и ярко. Есть один недостаток у «высоких» изделий - их цена. Женский жакет из гобелена стоит порядка 10 тысяч рублей.

Производство гобелена

С технической точки зрения ткать гобелен легко, но так как его основой часто служит картина маститого художника или иное сложное изображение - изделие «рождается» с трудом. Мастеру мало иметь навыки ткача, он сам должен быть эстетом, тонко чувствовать переход цветов и оттенков, игру теней и иметь свои профессиональные секреты.

Гобелен создается путем переплетения утка и основы (поперечных и продольных нитей). Когда готова основа, под нее подкладывается рисунок, который воспроизводит мастер. Каждый ряд закрепляется специальной рейкой, позволяющей отрегулировать нитяное натяжение. В процессе используются шерстяные и даже мохеровые нити различных цветов и оттенков. Край гобелена, который будет подогнут под рамку или подшит, выполняют из льняных нитей. Они более прочные, чем основные. Гобелен - это не просто изделие, а произведение искусства.

Дом, где "живет" гобелен

Что является центральным местом в спальне? Правильно, кровать. Что является «центром притяжения» кровати? Конечно же, и тут пригодился: мануфактурщики предлагают покупателям огромный выбор тканых изделий. Самую простую мебель украсит вручную выполненное покрывало с изысканным рисунком. Оно может быть сделано в классическом стиле или украшено современным модным рисунком. Существуют изделия с узором «купон». Они идеально подходят для украшения любых помещений.

Дополнять интерьер могут накидки на кресла, чехлы на стулья и табуреты. Скатерти, салфетки привнесут в трапезу изысканность, а занавески с тканым узором сделают окна стильными.

Картины и иконы

Картины из гобелена ничуть не уступают традиционным изображениям. Они передают всю палитру красок, игру тени и света, хотя выглядят не так ярко, как их прототипы. Чем лучше украсить интерьер - картиной на холсте или гобелене? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Повесить на гвоздь подлинник может далеко не каждый, а тканые изделия выглядят ничуть не хуже, а иногда и выигрышнее.

Многие российские и зарубежные ткацкие мастерские с удовольствием воспроизводят художников в переплетении нитей. Работы «Охотники на привале», «Грачи прилетели», «Утро в сосновом бору» и другие произведения искусства широко представлены в гобеленовом исполнении.

Мастера воспроизводят работы зарубежных художников, а также создают собственные авторские мотивы. Нередко ткут и гобеленовые иконы - такое изделие поистине бесценно.

На страже у Эрмитажа

Известнейший музей Санкт-Петербурга насчитывает более 3 млн экспонатов. Нашла свое место здесь и коллекция гобеленов. В музее представлены самые известные изделия Петербургской мануфактуры: «Полтавская баталия», «Портрет императрицы Анна Иоанновны», несколько гобеленов из серии «Страны света». Также представлены вручную сотканные портреты всех монархов Империи, известных вельмож.

Музей хранит множество других гобеленовых картин, которые были созданы в 17-18 веках. Некоторые шедевры были привезены из Франции. Они являются уникальными экземплярами. Чтобы увидеть всю коллекцию изделий, нужно самостоятельно посетить музей.

Нельзя приехать в Северную столицу и не пойти в Эрмитаж. Гобелены, картины, археологические находки - это и многое другое хранят стены музея.

Правила ухода за гобеленами

Гобелен - это уникальное изделие. В мастерской его обязательно покрывают специальным составом, который повышает износостойкость и придает презентабельный внешний вид. Для сохранения защитного слоя важно правильно ухаживать за гобеленом. Следует регулярно сдавать изделия в химчистку, где проводят специальные щадящие процедуры. В домашних условиях гобелен нужно регулярно пылесосить на малой мощности. Ни в коем случае нельзя стирать и обрабатывать паром изделие: оно неминуемо потеряет форму и внешний вид.

Вне времени

"Улица Гобеленов" - это крупнейшая сеть известных во всем мире бутиков, которые предлагают покупателям только качественные товары. Изделия создаются на производственных площадках во Франции, Бельгии, что гарантирует их уникальность. Гобелен - идеальный подарок для настоящих ценителей искусства.

Бутики марки «Улица Гобеленов» расположены по всей России, работает интернет-магазин по продаже продукции. Производитель предлагает различные гобеленовые изделия: от традиционных наволочек, скатертей, панно, картин до сумок, игрушек и календарей.

Купить гобелены в Москве можно во многих магазинах, но только фирменные бутики гарантируют высокое качество представленных изделий. Раздумываете, что подарить родным и близким к предстоящему празднику? Теперь вы знаете ответ на этот непростой вопрос!

Приветствую тебя, дорогой читатель! Сегодня я хочу рассказать о гобелене. Надеюсь, статья получится познавательной и интересной. Не будем лить воду, предлагаю перейти к сути вопроса. Начнем с определения. Что же такое гобелен? В переводе с французского gobelin – вытканный вручную по живописному рисунку-образцу ковер-картина (шпалера) из шерстяных, шелковых нитей. Своими словами, гобелен – это рисунок на ткани. Кто же придумал создавать такие рисунки, как это давно реализуется и, главное, зачем? Давайте разбираться.

История создания гобелена

Как и любая ткань, гобелен берет свои истоки задолго до моего и вашего рождения. К сожалению, точное время появления данного полотна и места до сих пор не известны. Но как показывают раскопки, мумии в древнеегипетских гробницах уже были одеты в нарядные гобеленовые платья. Если верить историкам, то самые ранние шпалеры появились в Германии. Сейчас, наверное, в это уже трудно поверить, но тогда шпалеры в домах были не только украшением, а также использовались в качестве утеплителя жилища: стены каменных домов были не такие холодные и сохраняли тепло в помещении. Само по себе дело по созданию гобелена очень кропотливое и дорогое. Только представьте себе, что бы соткать один шпалер необходимо было затратить от трех до пяти месяцев. Согласитесь, это довольно внушительный срок. А как показывает практика, все, что изготавливается долго, стоит достаточно дорого. Поэтому в свое время, ковры-картины могли украшать только стены королевских семей и их приближенных (Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик VIII). Очень часто, в замках были созданы свои собственные мастерские по созданию гобелена. И я хочу сказать, что не зря, именно в них были созданы известные произведения искусства: «Дама с единорогом», «Жизнь и смерть Христа», «История Дианы», «История Сципиона», «История Константинополя», которые сейчас представлены в самых известных музеях Европы.

Гобелен изготавливали в основном из шерстяных и шелковых нитей, но иногда приходилось использовать даже серебряные и золотые по специальному заказу. Рисунок переносили с образца, который соответствовал размеру будущего ковра. Бывало и такое, что для одного общего рисунка приходилась ткать до 12 отдельных ковров.

Интересный факт : многие известные художники такие как, Рафаэль, Рубенс, Ван-Дейк писали эскизы для гобелена. В Россию гобелен завез Петр Великий. Он создал первое на Руси гобеленовое ателье. В России в качестве нитей использовались не только шелк и шерсть, а так же лен.

Технология получения гобелена

Как было сказано выше, изготовление гобелена – это достаточно трудоемкий процесс. Конечно, с появлением современных технологий получить готовое изделие стало намного легче. Стоит отметить, что со времен появления гобелена менялись лишь конструкции ткацких станков, а смысл производства материала не изменялся. Давайте посмотрим, как это делается. Сразу предупреждаю, что технология получения гобелена описана поверхностно. Мы ведь с Вами не технологи, поэтому в тонкости производства вдаваться не будем.

Производство гобелена

На ткацкий станок натягивают нити (основу), затем сквозь них протягивают нити утка – это уточные нити, которые переплетаются с нитями основы по горизонтали в шахматном порядке. Далее плетется косичка, сразу поверх которой по вертикали плетется заработка высотой от 20 до 50 мм. Уток здесь - узорообразующая нить, в качестве которой могут выступать: лен, шерсть, шелк, хлопок, акрил, вискоза или серебряная нить. Далее специализированной вилкой горизонтальные прокидки утка прибиваются друг к другу. После выполнения данной операции нити основы с обеих сторон (лицевая и изнаночная) закрыты нитями утка. Далее полотно ткётся по образцу, сделанному в натуральную величину, и подложенному под нити основы. Для получения красочного рисунка стоит лишь завязать нити с нужным цветом к нитям основы. При использовании пряжи различной толщины можно получить структурный узор. Вот таким образом и получается гобелен.

Разновидности гобелена

Как и множество тканей, гобелен имеет различную структуру:

  • однослойный;
  • двухслойный;
  • легкий;
  • тяжелый;
  • среднетяжелый;

В зависимости от дизайнерских и цветовых решений гобелен может быть:

  • с крупным орнаментом;
  • с мелким рисунком;
  • гладкокрашеный;
  • меланжевый;
  • узорчатый;

По способу переплетения утка и основы гобеленовая ткань может быть:

  • односторонняя;
  • двухсторонняя.

Свойства гобелена

Гобелен обладает множеством различных свойств. Давайте их рассмотрим:

  • Плотность . Как и в любой другой ткани, плотность играет одну из самых важных ролей в характеристике ткани. Ведь именно от нее зависит прочность, долговечность и износостойкость изделия. Так же от плотности гобелена зависит сфера применения ткани. Например, для покрывал и штор применяют материал с плотностью в пределах 250-350 гр./кв.м., а для изготовления одежды достаточно 180 гр./кв.м.
  • Сминаемость . За счет технологии переплетения нитей и высокой плотности ткани, гобелен хорошо держит форму: отсутствуют складки.
  • Цветоустойчивость . Вы, наверное, замечали яркость красок на гобеленовых изделиях. Это достигается за счет качественно окрашенных нитей утка. Но все же, при попадании прямых солнечных лучей на ткань, со временем выцветания не избежать.
  • Усадка . Гобеленовая ткань одна из немногих, которая не подвергается усадке и деформации, но только при условии правильного ухода.

Как распознать гобеленовую ткань

Могу Вас заверить, что спутать гобеленовую ткань с другой - задача достаточно сложная. Ни одна ткань не будет такой тяжелой и толстой (3 слоя плетения) как гобеленовая, и, конечно же, иметь особенное узорчатое плетение нитей. Но вот отличить ткань ручной работы от машинного производства у Вас вряд ли получится. Да и стоит ли над этим сильно заморачиваться, главное, что бы изделие было качественно выполнено.

Область применения гобелена

А Вы знали, что гобеленовую ткань раньше называли «зеркалом цивилизации»? А все потому что рисунок на гобеленовой ткани часто показывал повседневную жизнь, религиозный сюжет, значимые события того или иного времени, традиции народов и т.д. Сегодня же, из гобеленовой ткани мы с вами можем увидеть:

  • Картины;
  • Скатерти;
  • Салфетки;
  • Наволочки на диванные подушки;
  • Сумки, ремни и перчатки;
  • Обувь;
  • Покрывала;
  • Шторы;
  • Подушки;
  • Ковры и многое другое.
Как видите, список этот можно продолжать еще долго. Все зависит от дизайнерских решений, ведь гобелен – это ткань, которая вдохновляет на различные творения.

Полезный совет : если Вы хотите применить гобелен в своем интерьере, то не стоит его перегружать, т.к. создастся сложная картинка для глаза. Достаточно будет либо обивки мебели, либо штор.

Достоинства и недостатки гобеленовой ткани

Как вы уже успели заметить, гобеленовая ткань достаточно плотная, а это значит практичная. Ее без труда можно стирать, пылесосить, сдавать в химчистку. А все, потому что сейчас гобелен изготавливают не только из натуральной нити как раньше, а и из синтетической. Такая замена позволяет увеличить срок эксплуатации гобеленовой ткани и, конечно же, снизить стоимость изделия. Но помните, гобелен, выполненный из 100% натуральной нити, требует бережного ухода. К положительным сторонам гобеленовой ткани так же можно отнести многообразие оттенков и цветовой гаммы, красоту узоров, внешнюю привлекательность, уникальную фактурность и долговечность. Сегодня гобелен ценят ещё и за возможность изготавливать из него жесткие подушки и покрывала, которые должны держать форму.
К недостаткам гобелена можно отнести тяжеловесность некоторых видов ткани, а так же жесткость из-за которой полотно не поддается драпировке.

Уход за гобеленовой тканью напрямую зависит от состава пряжи. Как было сказано выше, ткань утка может быть натуральной или синтетической. Соответственно, если нить натуральная, то гобеленовую ткань не рекомендуется стирать и гладить, а только лишь чистить щеточкой с натуральной щетиной. Если же состав гобелена синтетический, то вы без опаски можете его стирать, гладить и отдавать в химчистку. Но частая стирка все же не рекомендуется, т.к. структура ткани со временем будет разрушаться.

Полезный совет : что бы узнать точный состав гобеленовой ткани и наиболее исчерпывающую информацию по уходу того или иного гобеленового изделия, советуем Вам руководствоваться биркой на самом изделии. Как правило, производители пишут достоверную информацию о своих товарах .