Древнерусские былины, повести и сказки. Повести древнерусские Древнерусские или скандинавские корни

Предлагаем вашему вниманию фрагменты из сборника «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести» в исполнении заслуженной артистки России Нины Васильевой.

«Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они перешли к жившим об эту пору от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда из борти – колоды, не скуешь меча, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил…

Влияние былины и сказки обнаруживалось во множестве творений изобразительного и прикладного искусства. Мастер писал на иконе святого Георгия, повергающего копьем дракона, — выходил победитель сказочного Змея Горыныча, а спасенная дева напоминала царевну – кроткую жертву земного насильника, с которым в сказке яростно сражался крестьянский сын…

Множество достоверных черт древнего быта и жизни придает былинам документальную ценность… Былины удовлетворяли не только естественному влечению ко всему красочному, необычному, незаурядному: в них по-своему выражалось общественное сознание целой исторической эпохи. Кто они, русские богатыри, во имя чего совершают подвиги и что защищают?»

В.П. Аникин,

«Русской литературе тысяча лет. Мы хорошо знаем наших великих писателей-классиков, но мало знакомы с нашей литературой первых семи веков. Каждому русскому человеку хорошо известно лишь «Слово о полку Игореве». А между тем наша древняя литература богата произведениями самых различных жанров. Летописи рассказывали об истории нашей страны, начиная с древнейших, еще дописьменных времен и кончая событиями бурного XVII века. Жизнеописания («жития») повествовали о жизни отдельных людей. В древнерусской литературе есть произведения ораторского искусства, описания путешествий («хождений») на Восток или в Западную Европу, сочинения публицистические, направленные на искоренение общественного зла и несправедливостей, призывающие к правде и добру. Есть целый ряд так называемых «воинских повестей». В XVII веке появляются повести бытового характера. В конце того же века возникают сочинения драматические и стихотворные…

Произведения Древней Руси пленяют целомудренной чистотой. Древнерусская литература не задерживается на описаниях жестокостей, не лелеет мечту о возмездии врагам. Она призывает к возвышенному и хорошему. В ней мы находим благородные идеалы…

Мы привыкли, чтобы произведения, которые мы читаем, были занимательными. Занимательность же для нас в основном связана с быстрым развитием сложной фабулы. Писатели Древней Руси тоже, конечно, стремились заинтересовать читателя. Но фабула их проста, повествование ведется спокойно, неторопливо. Люди Древней Руси читали книги истово, не спеша, перечитывая одно и то же произведение по нескольку раз, благоговейно ища в нем наставлений, советов, либо изображения значительных событий из истории своей страны или других стран. Недаром книги образно сравнивались с глубиной морской, а читатель – с искателем жемчуга…

Древнерусская литература ценна и своими собственными художественными достижениями и тем, что она подготовила появление великой русской литературы нового времени. Знание древнерусской литературы помогает полнее и глубже понять литературу XIX-XX веков.

Но ценность древнерусской литературы не только в этом. Она для нас – тот чистый и живительный источник, к которому мы общращаемся в годины бед и испытаний, «во дни сомнений и тягостных раздумий», равно как и в эпохи подъема. Мы черпаем из нее глубокие мысли, находим в ней высокие идеалы, прекрасные образы. Ее вера в добро и победу справедливости, ее горячий патриотизм укрепляют и воодушевляют нас. М.В. Ломоносов называл русские летописи «книгами славных дел». Это же можно сказать о большей части древнерусских повестей».

Д.С. Лихачев,
Т.Н. Михельсон,
из предисловия к сборнику «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести».

В цикле 43 передачи. Общее время 13 ч. 3 мин.
Размер zip-архива 362 МБ.

Былины.

1 Илья Муромец и Соловей разбойник
2 Илья Муромец и Калин царь 1
3 Илья Муромец и Калин царь 2
4 Добрыня и змей
5 Вольга и Микула Селянинович
6 Ставр Годинович
7 Садко
8 Соловей Будимирович
9 Василий Буслаевич
10 Вавило и скоморохи

Русские народные сказки.

11 Кузьма Скоробогатый
12 Крошечка-Хаврошечка
13 Белая уточка
14 Иван Царевич и Серый волк ч1
15 Иван Царевич и Серый волк ч2
16 Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что ч1
17 Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что ч2
18 Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что ч3

Древнерусские повести.

19 Из «Повести временных лет» Расселение славян
20 Из «Повести временных лет» Из сказаний о князе Олеге
21 Из «Повести временных лет» Из сказаний об Ольге
22 Из «Повести временных лет» Обычаи Святослава
23 Из «Повести временных лет» Из сказаний о Владимире
24 Из «Повести временных лет» Подвиг юноши-кожемяки
25 Из «Повести временных лет» Лиственская битва
26 Из поучения Владимира Мономаха
27 Поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского на половцев
28 Слово о полку Игореве ч 1
29 Слово о полку Игореве ч 2
30 Из «Моления Даниила Заточника»
31 Повесть о разорении Рязани Батыем ч1
32 Повесть о разорении Рязани Батыем ч2
33 Повесть о Меркурии Смоленском, Повесть о Шевкале, Наствления епископа тверского Семеона, Слово о погибели Русской земли
34 Из «Жития князя Александра Невского»
35 Из «Повести о жизни Сергия Радонежского» ч1
36 Из «Повести о жизни Сергия Радонежского» ч2
37 Из «Сказания о Мамаевом побоище» ч1
38 Из «Сказания о Мамаевом побоище» ч2
39 Повесть о Петре и Февронии Муромских
40 Повесть о купце Дмитрии Басарге и сыне его Борзосмысле
41 Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина
42 Казанское взятие ч1
43 Казанское взятие ч2

Изображение — Виктор Васнецов «Богатыри» (1881-1898). Государственная Третьяковская галерея.

Древнерусскую литературу по праву можно считать основой всех жанров и всех книг, написанных когда-либо на украинском, белорусском или русском языках . С момента изобретения алфавита Кириллом и Мефодием, с момента, когда цивилизованное письмо заменило архаичные черти и рези, эта литература положила начало всему книжному, печатному и образовательному делу в нашей стране. Поэтому так важно обратить на нее внимание и познакомиться с произведениями древней русской литературы поближе . На нашем сайте вы найдете лучшие книги этого интересного и древнего жанра.

История жанра древнерусской литературы

Древнерусская литература начала развитие , как уже было отмечено, с изобретением удобного и практчиески современного алфавита . Это сделали солунские братья Кирилл и Мефодий , которых даже канонизировали за такое высокое достижение. Действительно, сложно переоценить их вклад в историю всех славянских стран.

Жанр древнерусской литературы является неоднородным. В нем можно найти сказания о житии святых, летописные данные, делопроизводственные записи и многое другое. Например, часто можно встретить летописные данные, которые являются мифом, легендой или сказанием, записанным так, как будто это было на самом деле . В этом - огромный интерес и уникальность древнерусских произведений для современного читателя. Особенно такие книги. заботливо собранные на нашем сайте (их можно читать онлайн) будут актуальны для историков, филологов, студентов и школьников.

Особенности древнерусской литературы

В первую очередь, это язык. Древнерусские сказания, летописи и (жития святых) написаны не тем простым для понимания языком , к которому привык современный читатель. Этот древний язык богат сравнениями, гиперболами и множеством других приемов, за которыми подчас сложно понять смысл повествования . Поэтому наша библиотека онлайн содержит только адаптированные, переведенные на современный язык тексты , которые сохранили часть терминов, доступных для понимания. Таким образом, вы можете смело читать книги онлайн и узнавать древнюю историю свободно. Также вам может быть интересно прочитать книги о Древней Руси научно-популярного жанра.

Другой особенностью древнерусских литературных произведений было отсутствие праздности, то есть книги не были светскими . Они были серьезными, в них нет ни юмора, ни слишком уж расширенных сюжетов. Отчасти это вызвано психологией древних писателей-монахов , которым пришлось впервые записывать те или иные события на бумагу. Но чаще всего скупость и суровость жанра объясняется дороговизной материалов для книг. Таким образом, записывать шутки, и другие «несерьезные» вещи писатели просто не имели возможности.

Развитие жанра житий святых, еще называемых агиографией, послужило для древнерусской литературы своеобразным катализатором. Жития заменяли древнему читателю и , и , и даже . К слову, все эти жанры берут начало именно из невинных библейских и евангельских рассказов о жизни и приключениях святых.

Лучшие книги жанра древнерусской литературы

Не смотря на всю интересность и самобытность жанра, книг в нем сохранилось не так уж много. Тематически их можно разделить на несколько групп.

Древнерусская литература ведёт отсчёт с XI по XVII век . Именно это время является начальным этапом в развитии русской литературы. Причиной её возникновения послужило создание Киевской Руси. Литературное творчество способствовало укреплению государственности.

До сих пор точное время появления русской письменности неизвестно. Считается, что она пришла с христианством. С византийской культурой и письменностью наши предки познакомились через привезённые из Болгарии и Византии книги. Ученики нового поклонения обязаны были перевести их на русский язык.

Так как болгарский и русский язык схожи, то Русь смогла использовать для русского алфавита кириллицу, созданную братьями из Болгарии Кириллом и Мефодием. Так возникла древнерусская письменность. Изначально книги были рукописными.

На развитие древнерусской литературы оказал большое влияние фольклор . Народная идеология прослеживалась во всех произведениях того времени. Материалом, использовавшимся для рукописей, служил пергамент. Его изготавливали из кожи молодых животных.

Хуже по свойствам была береста. Она стоила дешевле, но быстро приходила в негодность, поэтому бересту использовали для обучения или ведения документации. В XIV бумага вытеснила из обихода пергамент и бересту. Рукопись стала развиваться быстрее.

Монахи переводили труды с разных языков. Литература, таким образом, становилась более доступной . К сожалению, до наших дней многие литературные артефакты не дошли по причине пожаров, вражеских нашествий и вандализма.

Периоды развития древнерусской литературы

Древняя литература русской письменности поражает богатым, красочным языком, художественной выразительностью и народной мудростью. Соединение делового языка, ораторских трактатов, летописей фольклора привело к обогащению русской речи.

Но это, конечно, произошло не сразу, а на протяжении нескольких периодов. Рассмотрим коротко особенности каждого периода.

Древнерусская литература Киевской Руси . Этот период длился с XI по XII век. Новое государство являлось самым передовым своего времени. Города Киевской Руси привлекали купцов и торговцев с разных стран. Сестра киевского князя Ярослава, Анна учредила в Киеве первое в Европе женское училище. В этом городе создавались все важнейшие жанры литературы.

Литература феодальной раздробленности (XII-XV века) . Из-за дробления на княжества Киевская Русь со временем распалась на отдельные политические и культурные центры, столицами которых были Москва, Новгород, Тверь и Владимир.

В каждом центре древнерусская культура начала развиваться своим путём. Нашествие монголо-татарского ига способствовало сплочению писателей во всех княжествах. Они призывали к объединению и противостоянию с врагом. Самые известные произведения того времени — «Хождение за три моря» и «Повесть о Петре и Февронии».

Централизованное русское государство (XVI-XVII века). Это период характеризуется демократичностью. На смену церковникам приходят светские писатели и появляется массовый читатель. В литературе возникают новые жанры и художественный вымысел, которого до сей поры не было.

В этот период развивается драматургия, поэзия и сатира. Самые известные книги того времени — «Повесть о Юлиании Лазаревской» и «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков».

Древнерусская литература представляет собой исторически закономерный начальный этап развития всей русской литературы в целом, и включает литературные произведения древних славян, написанные с 11 по 17 век. Главными предпосылками её появления можно считать разнообразные формы устного творчества, предания и былины язычников и т.д. Причины её возникновения связывают с образованием древнерусского государства Киевская Русь, а также с крещением Руси, именно они дали толчок для возникновения славянской письменности, которая стала способствовать более ускоренному культурному развитию восточнославянского этноса.

Созданная византийскими просветителями и миссионерами Кириллом и Мефодием письменность «кириллица», дала возможность открыть для славян византийские, греческие и болгарские книги, в основном церковные, через которые передавалось христианское учение. Но вследствие того, что в те времена книг было не так уж и много, для их распространения возникала нужда их переписки, этим в основном занимались служители церкви: монахи, священники или дьяконы. Поэтому вся древнерусская литература была рукописной, и в то время бывало так что, тексты не просто копировались, а переписывались и перерабатывались по абсолютно разным причинам: менялись литературные вкусы читателей, возникали различные социально-политические перестановки и т.д. Вследствие этого на данный момент сохранились различные варианты и редакции одного и тоже литературного памятника, и бывает, так что установить первоначальное авторство довольно сложно и требуется проведение тщательного текстологического анализа.

Большая часть памятников древнерусской литературы дошли до нас без имен своих создателей, по своей сути они в основном анонимны и в этом плане этот факт их очень роднит с произведениями устного древнерусского фольклора. Отличается древнерусская литература торжественностью и величавостью стиля написания, а также традиционностью, церемониальностью и повторяемостью сюжетных линий и ситуаций, различных литературных приемов (эпитетов, фразеологизмов, сравнений и т.д.).

К произведениям древнерусской литературы относят не только обычную литературу того времени, а и исторические записи наших предков, так называемые летописи и летописные повествования, заметки путешественников, по старинному хождения, а также различные жития святых и поучения (жизнеописание людей, причисленных церковью к рангу святых), сочинения и послания ораторского характера, деловая переписка. Все памятники литературного творчества древних славян характеризуются наличием элементов художественного творчества и эмоциональным отражением событий тех лет.

Известные древнерусские произведения

В конце 12 века неизвестным сказителем был создан гениальный литературный памятник древних славян «Слово о полку Игореве», в нем описывается поход на половцев князя Игоря Святославича из Новгород-Северского княжества, закончившийся неудачей и имевший печальные последствия для всей русской земли. Автора тревожит будущее всех славянских народов и их многострадальной Родины, вспоминаются прошлые и нынешние исторические события.

Данное произведение отличается наличием только ему присущих характерных черт, здесь наблюдается оригинальная переработка «этикетных», традиционных приемов, удивляет и поражает богатство и красота русского языка, завораживает тонкость ритмического построения и особая лирическая приподнятость, восхищают и вдохновляют народность сути и высокий гражданский пафос.

Былины представляют собой патриотические песни-сказания, в них рассказывается о жизни и подвигах богатырей, описываются события в жизни славян в 9-13 веках, выражаются их высокие моральные качества и духовные ценности. Знаменитая былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» написанная неизвестным сказителем рассказывает о героических подвигах известного защитника простого русского люда могучего богатыря Ильи Муромца, смысл жизни которого заключался в служении отчизне и защите её от врагов русской земли.

Главный отрицательный персонаж былины - мифический Соловей-разбойник, наполовину человек, наполовину птица, наделенный разрушающим «покриком звериным», является олицетворением разбойничества на Древней Руси, приносившего много бед и зла простым людям. Илья Муромец выступает как обобщенный образ идеального героя, воющего на стороне добра и побеждающего зло во всех его проявлениях. Конечно, в былине много преувеличений и сказочного вымысла, что касается фантастической силы богатыря и его физических возможностей, а также разрушительного действия свиста Соловья-Розбойника, но главное в этом произведении это высшая цель и смысл жизни главного героя богатыря Ильи Муромца — мирно жить и трудиться на родной земле, в трудную минуту всегда быть готовым прийти на помощь Отечеству.

Много интересного об укладе жизни, быте, верованиях и традициях древних славян можно узнать из былины «Садко», в образе главного героя (купца-гусляра Садко) воплощены все самые лучшие черты и особенности загадочной «русской души», это и благородство, и щедрость, и смелость, и находчивость, а также безграничная любовь к Родине, недюжий ум, музыкальный и певческий талант. В этом эпосе удивительно переплетены как сказочно-фантастические, так и реалистические элементы.

Одним из популярнейших жанров древнерусской литературы являются русские сказки, в них описываются фантастические выдуманные сюжеты, в отличие от былин, и в которых обязательно присутствует мораль, некое обязательное поучение и наставление для подрастающего поколения. Например, всеми хорошо известная с детства сказка «Царевна-Лягушка» поучает маленьких слушателей не торопиться там, где не нужно, учит добру и взаимовыручке и тому, что добрый и целеустремленный человек на пути к своей мечте преодолеет все преграды и трудности и обязательно достигнет желаемого.

Древнерусская литература, состоящая из собрания величайших исторических рукописных памятников, представляет собой национальное достояние сразу нескольких народов: русского, украинского и белорусского, является «началом все начал», истоком всей русской классической литературы и художественной культуры в целом. Поэтому знать её произведения, гордиться великим литературным талантом своих предков обязан каждый современный человек, считающий себя патриотом своего государства и уважающий его историю и величайшие достижения своего народа.

По’вести древнеру’сские, литературные произведения (11-17 вв.), охватывающие различные типы повествования. В литературе были распространены переводные повести с нравоучительными тенденциями и развитыми сюжетами (повесть об Акире Премудром; повесть «О Варлааме и Иоасафе»; воинское повествование «История Иудейской войны» Иосифа Флавия; «Александрия»; «Девгениево деяние» и др.). Оригинальные русские повести первоначально носили легендарно-исторический характер и включались в летописи (об Олеге Вещем, о мести Ольги, о крещении Владимира и др.). В дальнейшем П. д. развивались в двух основных направлениях - историко-эпическом и историко-биографическом. Первое культивировало принципы повествования о событиях главным образом военных (повести о междоусобных войнах князей; о войнах с половцами 11-12 вв.; о татаро-монгольском нашествии 13-14 вв.; «Сказание о Мамаевом побоище», 15 в.). Воинские повести часто превращались в обширные беллетризованные «истории» («Повесть о Царь-граде», 15 в.; «История о Казанском царстве», 16 в., и др.), в ряде случаев приобретали фольклорно-эпическую окраску («Повесть о разорении Рязани Батыем», 14 в.; «Повесть об Азовском сидении», 17 в., и др.). К повестям такого типа относятся дружинно-эпические (12 в.) и (14 в.). Воинским повестям свойственны патриотические идеалы, красочность батальных описаний. Среди повествований о событиях выделяются также повести, посвященные проблемам государственности. Легендарно-исторические повествования периода формирования Русского централизованного государства посвящались преемственности мировых монархий и происхождению династии Рюриковичей (повести «О Вавилонском царстве», «О князьях Владимирских» и др., 15-16 вв.). Затем главной темой повестей становится историко-публицистического описание кризиса московской государственности в «смутное время» и смены царствующих династий («Повесть 1606 года», «Сказание» Авраамия Палицына, «Летописная книга» И. Катырева-Ростовского и др.)..

Другое направление П. д. разрабатывало принципы повествования о героях, первоначально основанного на христианско-провиденциальном, торжественно-риторическом описании деяний выдающихся князей в борьбе с внешними врагами (жития Александра Невского, Довмонта Псковского, 13 в.; Дмитрия Донского, 15 в.); эти произведения занимали промежуточное положение между традиционными воинскими повестями и житиями святых. Постепенно историко-биографическое повествование начало перемещать своих героев в бытовую обстановку: повесть о Петре и Февронии Муромских (15-16 вв.), проникнутая сказочной символикой; повесть о дворянке Юлиании Лазаревской (17 в.) и др. Интерес к подвигам героев вытесняется вниманием к взаимоотношениям людей, к поведению личности в быту, которое, однако, ещё обусловливалось церковно-этическими нормами. Повести биографического типа разветвлялись на поучительные жития-автобиографии (жития Аввакума, Епифания) и повествования полусветского, а затем и светского характера, проникнутые средневеково-традиционной моралью (фольклорно-лиричная «Повесть о Горе-Злочастии», книжно-беллетристическая «Повесть о Савве Грудцыне», 17 в.). Повествование всё более отрывается от исторической канвы и овладевает искусством сюжетосложення. В конце 17 в. возникают сатирические повести с элементом литературной пародии («Повесть о Ерше Ершовиче», «Шемякин суд» и др.). Острые сложнобытовые ситуации оснащаются натуралистическими деталями, свойственными ранней новелле (повести о купце Карпе Сутулове и его жене, 17 в.; «Повесть о Фроле Скобееве», начало 18 в.). Вновь входят в моду переводные повести, герои которых русифицируются в сказочном духе («О Бове-Королевиче», «О Еруслане Лазаревиче» и др.), сборники западноевропейских новелл («Великое зерцало», «Фацеции» и др.). П. д. совершают закономерную эволюцию от средневекового исторического повествования к беллетристической повести нового времени.

Лит.: Пыпин А. Н., Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских, СПБ, 1857; Орлов А. С., Переводные повести феодальной Руси и Московского государства XII-XVII вв., [Л.], 1934; Старинная русская повесть. Статьи и исследования. Под ред. Н. К. Гудзия, М. - Л., 1941; Истоки русской беллетристики. [Отв. ред. Я. С. Лурье], Л., 1970; История русской литературы, т. 1, М. - Л., 1958..