Это первая экспозиция знаменитой мексиканской художницы в Государственном Эрмитаже из собрания музея Долорес Ольмедо, Сочимилько, Мексика.
Биография Фриды Кало, которая стала одним из главных культурных мифов XX века, полна драматизма. Она родилась 6 июня 1907 года в Койоакане, пригороде Мехико, а позднее изменила дату своего рождения на 1910 год – год мексиканской революции.
Художница не получила систематического образования в области искусства, более того, ее обращение к творчеству носило трагически случайный характер. 17 сентября 1925 года восемнадцатилетняя Фрида попала в серьезную аварию: автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем, Фрида получила тяжелейшие травмы, с последствиями которых боролась всю свою жизнь. В течение года она была прикована к постели. Чтобы можно было рисовать лежа, отец соорудил для нее подрамник и прикрепил к кровати зеркало. Первым ее произведением стал автопортрет. В дальнейшем автопортрет стал главным жанром в ее творчестве, ее визитной карточкой.
Несмотря на то, что работы Фриды Кало повествуют о физической боли, трагических событиях жизни и душевных терзаниях художницы, они лишены психологизма. При передаче эмоционального состояния на первый план выходят различные атрибуты из ее личного «словаря символов и аллегорий». Каждый предмет играет свою роль: лента в волосах, костюм, окружающие предметы и существа объединяются по законам коллажа в одном живописном пространстве, чтобы рассказать свои собственные истории о Фриде.
В «Автопортрете с обезьянкой» эти предметы – гвоздь, обезьянка, скульптура доколумбовой эпохи и собака, объединенные желтой лентой. Гвоздь, вбитый в стену, возможно, отсылает к мексиканскому выражению estar clavado – «быть обманутым» (clavo – гвоздь, исп.). Муж Фриды Кало, известный мексиканский художник-муралист Диего Ривера, на протяжении многих лет был для нее источником небезосновательной ревности и мучительных переживаний. Они поженились в 1929 году, когда ему было 43, ей – 22. Фрида свой брак характеризовала так: «В моей жизни было две аварии: одна – когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего».
Обезьянка – частый мотив в работах Фриды Кало. В отличие от западноевропейской традиции, в которой обезьянки символизируют сладострастие, в ее произведениях это всегда беззаветно преданный друг, заместитель ребенка, которого у Фриды никогда не было. В «Голубом доме», в котором жили Фрида и Диего, животных было очень много: попугаи, обезьяны, мексиканские собаки шолоитцкуи́нтли свободно бродили по его территории. Шолоитцкуи́нтли (науатль: Xolotl «Шолотль» и itzcuīntli «собака») были в мифологии ацтеков земным воплощением Бога грозы и смерти Шолотля, священными животными. Так же, как и доколумбова скульптура из коллекции художницы, они напоминают о древней культуре Мексики, уважение к которой разделяла вся мексиканская культурная элита того времени и которая была для Фриды важной частью ее личной истории. Это живописное послание гласит: Фрида снова не верит Диего, а силы ей дают её прошлое и те, кто к ней привязан.
Снова и снова повествуя о своей боли, Фрида Кало расширила границы искусства, дав пространство спрятанному, игнорируемому – личному. А ее бескомпромиссный, страшный и талантливый рассказ заложил основу эстетического нарратива художниц XX столетия.
Выставка «Фрида Кало. Автопортрет с обезьянкой» подготовлена Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, выставлять, изучать искусство XX-XXI веков. Куратор выставки – Екатерина Владимировна Лопаткина, заместитель заведующего Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.
Музей Долорес Ольмедо Патино
Музей Долорес Ольмедо Патино (1908-2002) был открыт в 1994 году. В 1962 году успешная мексиканская предпринимательница приобрела старинный особняк в Сочимилько (южный район Мехико), и в 1994 превратила его в музей собственного имени. В музее хранится 137 картин Диего Риверы и 25 картин Фриды Кало. Кроме этого, здесь представлены работы других мексиканских художников, собранные Долорес коллекции фигурок доколумбовой эпохи (более 900), предметы искусства колониального и современного периода, коллекция восточного искусства, скульптуры животных в саду музея. При музее работает галерея, которая посвящена народной мексиканской культуре. Сайт музея:
Музей Фриды Кало расположен в районе Койоакан на улице Лондрес, Мехико-Сити. Это дом, где некогда жила знаменитая мексиканская художница Фрида Кало. Если вы по-настоящему цените искусство, он оставит неизгладимое впечатление после посещения.
Дом принадлежал семейству Кало с 1904 года. Фрида Кало прожила здесь всю свою жизнь с 1907 года по 1954 год. На следующий год после ее смерти дом был преобразован в музей.
Как и в любом доме-музее знаменитых людей, среди экспонатов вы найдете личные вещи Фриды и ее супруга, тоже прославленного художника - Диего Ривера. Это некоторые из ее картин, книг, а также старинная мебель и небольшое собрание статуй доколумбовой эпохи. Здесь покоится и прах художницы, он хранится в небольшой урне, выполненной в форме ее лица.
Несмотря на свою простоту, музей заслуживает звание архитектурного чуда. Это строение еще издалека начинает привлекать внимание своими стенами, выкрашенными в ярко-голубой цвет. Наружный фасад украшен индийскими узорами. Окна высотой почти во всю стену, с зелеными рамами. Как говорят историки и автобиографы, этот дом отражает жизнь своей хозяйки. По своей площади он совсем невелик, и его осмотр не займет у вас много времени.
Примечательно то, что у Кало и ее мужа часто в гостях бывал сам Троцкий и даже некогда приезжал на временное проживание со своей женой Натальей Седовой. В Мексике к этому факту относятся с большим трепетом, здесь до сих пор сохранились последователи гонимого коммуниста.
14 сентября 2016 года музей-заповедник "Щелыково" отметит свое 93-х летие. В честь этого, мне бы очень хотелось рассказать о нашей двухдневной поездке, в эти удивительно красивые места! События, о которых пойдет речь, датированы июнем 2014 года.
Итак, середина как часто у нас бывает, дождливого июня, пасмурное утро и мы вчетвером (без детей), отправляемся в путь.
Путь в Щелыково не близкий. План действий такой: проехать через усадьбу Н.Е. Жуковского "Орехово", что во Владимирской области, переночевать в Кинешме и с утра в Щелыково.
Дорога была не простая, дождь лил, как из ведра. Подъезжая к Орехово, нам навстречу попалась женщина, которая уходила из усадьбы. На парковке мы оказались одни. Все было как то тревожно...Пока мы припарковались и осмотрелись, женщина вернулась обратно. Мы поняли, что она - сотрудник музея. Обратившись к ней с вопросом о посещении усадьбы, получили ответ, что: "сильный ветер повалил дерево на провода, усадьба обесточена". Но мы ее упросили о проведении экскурсии. И она не отказала! Ведь она директор!)
Очень жалко, что мы не фотографировали там. Было сделано пара кадров на телефон, который потом канул.
Но посещения Орехово оставило яркий след в памяти. Как сейчас вижу эти темные комнаты, в которых много цветочных композиций, кресло-качалку (можно посидеть), рояль, на котором можно поиграть. А еще начало экскурсии со слов:"Барыня только, только уехала, но просила вас гостеприимно принять!" Интересное место, добрые люди.
В Кинешме у нас были забронированы номера в плавучей гостинице. Вид на Волгу потрясающий! Красота печально-прекрасная...
Посетив площадь, где под дождем проходил день города и отплясывала местная молодежь, пройдясь по набережной и заглянув в кафе пошли отдыхать. Утром мы делились с друзьями впечатлениями о проведенной ночи. И сошлись во мнении, что больше никогда мы не будем брать номера в трюме! Это просто кошмар, когда всю ночь все вокруг хлюпает, а наверху пляшут и смеются. До свидания, Кинешма!
Здравствуй, Щелыково!
Краткая справка: "Музей-заповедник объединяет дом-музей А.Н. Островского («Старый дом»), мемориальный парк, Никольскую церковь в Бережках и семейный некрополь Островских, а также Литературно-театральный музей. В экспозиции дома-музея собраны личные вещи драматурга и членов его семьи, предметы подлинной обстановки дома, рукописи драматурга и богатая библиотека."
Взяв в кассе билеты на все экспозиции(касса в "Голубом доме")...
Краткая справка: ""Голубой дом" — дом дочери драматурга Марии Александровны Островской-Шателен, построенный в 1903 году по её собственному проекту. После революции в доме долгие годы жили известные деятели русской культуры, так как он являлся одним из жилых корпусов Дома творчества Союза театральных деятелей. В настоящее время в «Голубом доме» располагаются культурно-образовательный центр, составной частью которого является Детский музейный центр, научная и публичная библиотеки, читальный и лекционный залы, литературно-музыкальная гостиная".
..подождав экскурсовода, отправились в путь.
Начало экскурсии было посвящено мемориальному парку. Щелыково расположено на высоком левом берегу реки Куекши, изрезанном многочисленными живописными оврагами. По традиции усадебный дом окружен парком, с вековыми соснами, берёзовыми, еловыми и липовыми аллеями, по которым «читается» история его развития на протяжении более двух веков.
Парк плавно перетекает в лес.
По этой лестнице поднялись в сам дом.
"Дом А.Н. Островского - сердце музея-заповедника. Именно в этом доме жил А.Н. Островский, приезжая в усадьбу на лето. Это деревянный усадебный дом постройки конца XVIII — начала XIX вв. На первом этаже мемориальная экспозиция, значительную часть которой составляют личные вещи А.Н. Островского. Мемориальный музей производит впечатление обжитого уютного дома. Кажется, дом сохранил и пронес через многие годы царившую здесь некогда атмосферу гостеприимства, красоту души и щедрость сердца его хозяина." Не убавить, ни прибавить!
Как гласит информация на сайте музея, музей производит впечатление обжитого уютного дома: обои, воссозданные по подлинным образцам 1847 года, некрашеные полы с домоткаными дорожками, белые изразцовые печи, комнатные цветы… Особый усадебный уют, милые детали интерьера, дух старины - дом никого не оставляет равнодушным, позволяя посетителям лучше понять личность Островского и его творчество. Все верно, подтверждаю!)
Затем, посетив еще одну экспозицию, посвященную пьесе "Снегурочка", отправились в дом Соболева в Николо-Бережках. Посетив при этом храм святителя Николая.
"И.В. Соболев, из бывших крепостных крестьян, стал искусным мастером, самостоятельно обучившись столярному ремеслу. После 1861 года он поселился в Николо-Бережках, поставив избу поодаль от домов церковного причта.
Соболев часто бывал у Островских, изготавливал мебель по их заказам, ремонтировал ее и даже учил Островского столярному делу. В настоящее время (как и на момент нашего посещения) в доме Соболева размещена этнографическая экспозиция «Быт и традиции наших предков», на которой представлены промыслы, ремесла, быт и традиции крестьян XIX века, характерные для наших мест" - информация взята на сайте усадьбы.
Ну друзья мои, мы там и задержались! Женщина - экскурсовод (к сожалению, забыла ее имя), настолько нас увлекла, что разговор перетек из исторической плоскости в плоскость житейскую...
Обсудив извечные вопросы отцов и детей, семейной жизни, русских традиций, с грустью расстались. Мы бы говорили и говорили, но пора было собираться в обратный путь. На памть, кроме традиционных магнитиков, чашек и тарелочек, были приобретены по две копии с картин, кисти Марии Александровны. Они и по сей день украшают наши квартиры, даря приятные воспоминания.
Кстати, на территории музея-заповедника располагается санаторий, можно совместить приятное с полезным!
Обратно дорога прошла веселее, мы не неустанно вспоминали детали нашей поездки, погода наладилась.
Дома мы были в районе полуночи.
В завершении хочется поздравить всех сотрудников музея-заповедника с праздником и пожелать им творческих успехов, развития и личного счастья!!! А еще сказать спасибо, за их труд, дарящий людям незабываемые и яркие эмоции!
Дом-музей Фриды Кало и Диего Риверы в Мехико January 23rd, 2012
Девять лет назад, когда я еще и не подозревала, что буду жить в Мексике, мне порекомендовали фильм "Фрида". Я посмотрела его однажды, и темы, затронутые в нем, показались мне такими родными и понятными, а сцены - такими красивыми, что в последующие несколько месяцев я посмотрела его еще раз двадцать. Потом прочла уйму статей о жизни и творчестве это удивительной пары, побывала на выставке Фриды Кало в Москве, и, конечно, захотела когда-нибудь оказаться у них дома. Прошлой осенью мечта, наконец, сбылась. К сожалению, снимала я на бегу, с рук, с высоким исо, и не всегда удавалось дождаться момента, когда очередная группа освободит комнату, поэтому иногда неизвестные попадали в кадр. Но, надеюсь, передать атмосферу этого гостеприимного дома мне удалось.
"Фрида и Диего жили в этом доме 1929-1954"
В первых двух комнатах на стенах висят наброски, письма, а еще палитра Фриды Кало с пояснениями из ее дневника. Если где ошибки в переводе - подскажите, а то мой испанский вполне говорибелен, но далек от идеала. :)
Коричневый:
цвет соуса моле, увядающих листьев, земли.
Желтый:
сумасшествие, болезнь, страх, солнце и луна.
Голубой:
электричество и чистота, любовь.
Черный:
ничего не бывает по-настоящему черным, ни-че-го
.
Зеленый:
листва, грусть, наука, целая Германия этого цвета.
Желтый:
еще больше сумасшествия и тайны, все призраки носят одежду этого цвета, ну или, по крайней мере, белье.
Сине-зеленый:
цвет плохих новостей и успешных дел.
Цвет морской волны:
расстояние. Нежность также может быть этого оттенка голубого.
Красный:
кровь? Кто знает?
Пространство под лестницей в студию, между гостиной и кухней.
На этой кухне располагается традиционная мексиканская печь. Хотя в то время, когда Диего и Фрида жили в этом доме, были распространены газовые плиты, они предпочитали готовить по-старому, на живом огне, и использовали традиционные рецепты доколумбовой и колониальной эпох. Многие изделия, которые украшают это пространство, больше не производятся.
Диего Ривера и Фрида Кало возродили эстетику доколумбовского и мексиканского народного искусства. "Если мы - не наши цвета, ароматы, наш народ, то кто мы? Ничто." - неоднократно утверждали они, в это верили, так рисовали и жили.
А это уже столовая, где нередко собирались за столом представители мексиканской богемы - известные художники, писатели и активисты.
Спальня Диего Риверы. В изголовье - портрет Фриды. Справа - посмертная маска Диего.
А вот зачем я шла в музей: посмотреть, где Фрида творила свои полотна, такие живые и безжалостные.
Дневник Фриды Кало
Один из многочисленных корсетов Фриды. В юности она пережила аварию, которая повредила ей позвоночник.
Фрида знала толк в моде и хороших тканях. Нередко в своих нарядах она
использовала традиционные мексиканские мотивы.
А еще она предпочитала длинные многослойные юбки.
Кровать с зеркальным потолком и живописным видом на сад, где Фрида проводила дневное время,
когда уже не могла ходить. Здесь она также рисовала, вела дневник и устраивала кукольный театр с детьми.
На кровати - посмертная маска Фриды Кало.
Это спальня Фриды.
Урна с прахом Фриды.
Коллекция поделок.
Дневная и ночная кровать.
А здесь немного видно студию.
Вид в сад из комнаты, где Фрида была днем.
А вот тут трейлер к фильму "Фрида".
Фрида Кало - самая известная в мире женщина-художник, а ее талант и удивительная жизнь, недолгая, но полная ярких событий и серьезных испытаний, вдохновляют и притягивают к себе внимание людей по всему миру уже много лет.
Сосредоточением этой жизни как раз и стал знаменитый «голубой дом» (La Casa Azul) в Мехико, в центре аутентичного старинного района Койоакан, на улице Лондрес 247, принадлежавший семье Кало с 1904 года . В этих стенах прошли первые и последние дни Фриды, здесь она творила и жила с мужем, известным мексиканским художником Диего Риверой...
В 1958 году, спустя всего несколько лет после смерти художницы, в этом доме открылся Museo Frida Kahlo, и если вы хотите с головой окунуться в фантасмагорический мир ее жизни и творчества, то по-настоящему сделать это можно только здесь.
Не заметить музей сложно: его ярко-синего цвета стены буквально открывают двери в некий портал, переносящий в другую реальность, и убедиться в этом предстоит, как только вы переступите порог. Кажется, что хозяева вернутся с минуты на минуту: на столе разложены кисти и краски, везде попадаются личные вещи, и только витрины и аккуратные экспозиции напоминают о том, что на самом деле вы в музее…
В нескольких комнатах на нижнем этаже представлены работы Кало, Риверы и других авторов, их друзей и современников, в том числе Пауля Клее и Хосе Марии Веласко; скульптуры из папье-маше и старинные артефакты из собрания Диего и Фриды; письма, фотографии и аутентичные предметы быта.
Сильнейшее впечатление производит коллекция одежды и обуви - зная, какими физическими мучениями была полна жизнь Кало, невозможно не восхититься ее мужеством и вместе с тем неистребимой женственностью: даже в самые невыносимые моменты она стремилась быть прекрасной, и ей это удавалось.
Далее - кухня и столовая, где все точно так же, как было при жизни Фриды: разноцветная плитка, желтый стол, многочисленная посуда, керамика, разнокалиберные горшки ручной работы - по словам сестры Рут, именно здесь художница проводила большую часть времени…
На верхнем этаже (эту часть дома Диего достраивал сам) находятся мастерская и спальня. Возле кровати стоит урна с посмертным изображением Фриды - в ней покоится ее прах; на постель брошен корсет, который она вынуждена была носить из-за проблем с позвоночником, а над изголовьем висит одна из трагических картин, написанная в память о потерянном ребенке… И повсюду многочисленные портреты, коллажи, фото - в них, как в маленьких зеркалах, отразилась насыщенная жизнь великой бунтарки, отличавшейся свободой и взглядов, и нравов…
Завершится знакомство с музеем во внутреннем дворике с фонтаном и садом, где расставлены загадочные древние фигуры и скульптуры. Кажется, что все они несут какой-то тайный смысл, словно художница оставила нам зашифрованное послание.
При музее есть небольшой сувенирный магазин, где можно приобрести книги, репродукции и трогательные фигурки ручной работы, изображающие Фриду. К слову о покупках: обратите внимание на купюру в 500 песо - на ней изображены Кало и Ривера. Ну а если вы так проникнетесь близкими для них революционными идеями, что захотите продолжить тему, загляните на соседнюю улицу в дом-музей Льва Троцкого. Он, между прочим, некоторое время жил и в «голубом доме», и, по слухам, у них с Фридой был страстный роман…
о Фриде
Фрида Кало родилась в Мексике в 1907 году и умерла в 1954-м, в возрасте 47 лет. С раннего детства она страдала полиомиелитом, а в 18 лет попала в страшную аварию, навсегда определившую ее будущее, полное страданий и, вопреки всему, невероятного жизнелюбия. На больничной койке она и создала свою первую картину - автопортрет, а всего оставила после себя порядка 150 работ, и половина из них - автопортреты, на которых она никогда не улыбается…
«В моей жизни было две катастрофы: когда автобус врезался в трамвай - и Диего», - говорила Фрида. Некрасивый, почти вдвое старше, намного выше, раза в четыре толще - так выглядел главный мужчина ее жизни. Она положила на него глаз еще в 15 лет и впоследствии стала его третьей, и последней, женой. Пару прозвали «Слон и Голубка», хотя характер Кало голубку никак не напоминал. Они напропалую изменяли друг другу, скандалы, ссоры, бурные выяснения отношений были в порядке вещей. Однажды супруги даже развелись, правда, спустя год вновь поженились…
На фасаде их дома красуется надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год» - мягко говоря, она не совсем соответствует реальности, но оба этих имени заслуживают красивой легенды.
Museo Frida Kahlo открыт во вторник с 10:00 до 17:45; в среду с 11:00 до 17:45; с четверга по воскресенье с 10:00 до 17:45, в субботу с 11:00 до 17:45. Стоимость входа в будни - 120 песо, в выходные - 140 песо.
Адрес: Calle Londres 247, Del Carmen Coyoacán, 04100, Мехико, Мексика