Антонио вивальди был создателем жанра. Концерты антонио вивальди

ВИВАЛЬДИ (Vivaldi) Антонио (1678-1741), итальянский композитор, скрипач-виртуоз. Создатель жанра сольного инструментального концерта и наряду с А. Корелли — кончерто гроссо. Его цикл «Времена года» (1725) — один из ранних образцов программности в музыке. Св. 40 опер, оратории, кантаты; инструментальные концерты различных составов (465) и др.

Учился игре на скрипке у своего отца Джованни Баттисты Вивальди, скрипача собора св. Марка; возможно, композиции — у Джованни Легренци, возможно, также обучался у Арканджело Корелли в Риме.

18 сентября 1693 пострижение Вивальди в монахи. 18 сентября 1700 возведен в сан дьякона. 23 марта 1703 Вивальди рукоположен в сан священника. На следующий день отслужил первую самостоятельную мессу в церкви Сан-Джованни ин Олео. За непривычный для венецианцев цвет волос его прозвали рыжим священником. 1 сентября 1703 года принят в приют Пьета как маэстро по классу скрипки. Заказ от графини Лукреции Тревизан отслужить 90 обетных заутреней в церкви Сан-Джованни ин Олео. 17 августа 1704 получает дополнительное вознаграждение за преподавание игры на viola d’amore. Отслужив половину обетных заутреней, Вивальди отказывается по состоянию здоровья от заказа Лукреции Тревизан. 1706 первое публичное выступление во дворце французского посольства. Издание «Путеводителя по Венеции», подготовленного картографом Коронелли, в котором упоминаются как скрипачи-виртуозы отец и сын Вивальди. Переезд с площади Брагора в новый более просторный дом в соседнем приходе Сан-Проволо.

В 1723 первая поездка в Рим. 1724 — вторая поездка в Рим на премьеру оперы «Джустино». Аудиенция у папы Бенедикта XIII. 1711 публикация 12 концертов «L’estro armonico» («Гармоническое вдохновение») Op. 3.1725 в Амстердаме издан op. VIII "Il Cimento dell’Armonia e dell’Invenzione. В этот цикл «Искус гармонии и инвенции» или («Спор Гармонии с Изобретением»), Op. 8 (приблизительно 1720), который уже тогда произвел неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством, вошли ныне четыре всемирно известных концерта «Времена года». Работавший в то время во французском посольстве в Венеции Жан Жак Руссо высоко ценил музыку Вивальди и любил сам исполнять кое-что из этого цикла на любимой им флейте. Также широко известны концерты Вивальди — «La notte» (ночь), «Il cardellino» (щегленок), для флейты с оркестром, концерт для двух мандолин RV532, отличающиеся художественной изобразительностью и гармонической щедростью, свойственной его произведениям, а также духовные сочинения: «Gloria», «Magnificat», «Stabat Mater», «Dixit Dominus».

В 1703—1725 — педагог, затем дирижёр оркестра и руководитель концертов, а также с 1713 — руководитель оркестра и хора в «делла Пьета» в Венеции, доме призрения сирот, который славился как одна из лучших музыкальных школ для девочек. В 1735 вновь недолго был капельмейстером.

Вивальди — крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века, утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо (concerto grosso). Вивальди установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста.

Еще при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза. Хотя обласканный Вивальди Гольдони, после смерти рыжего священника высказался о нем в мемуарах как о довольно посредственном композиторе. Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И. С. Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника, и только в XX веке было предпринято издание полного собрания инструментальных опусов Вивальди. Инструментальные концерты Вивальди являлись этапом на пути формирования классической симфонии. В Сиене создан Итальянский институт имени Вивальди (возглавлял Ф. Малипьеро).

В середине мая 1740 музыкант окончательно оставляет Венецию. Он прибыл в Вену в неудачное время, только что скончался император Карл VI и началась война за австрийское наследство. Вене было не до Вивальди. Всеми забытый, больной и без средств к существованию скончался в Вене 28 июля 1741 года. Квартальный врач зафиксировал смерть «преподобного дона Антонио Вивальди от внутреннего воспаления». Похоронен на кладбище для бедняков за скромную плату 19 флоринов 45 крейцеров. Месяц спустя сестры Маргарита и Дзанетта получили извещение о кончине Антонио. 26 августа судебный пристав описал его имущество в счет погашения долгов.

Современники нередко критиковали его за чрезмерное увлечение оперной сценой и проявленные при этом поспешность и неразборчивость. Любопытно, что после постановки его оперы «Неистовый Роланд», друзья звали Вивальди, не иначе как Дирус (лат. Неистовый). Оперное наследие композитора (примерно 90 опер) в настоящее время еще не стало достоянием мировой оперной сцены. Лишь в 1990-е годы в Сан-Франциско успешно поставлен «Неистовый Роланд».

Творчество Вивальди оказало огромное влияние не только на современных ему итальянских композиторов, но и на музыкантов других национальностей, прежде всего немецких. Здесь особенно интересно проследить влияние музыки Вивальди на И. С. Баха, величайшего немецкого композитора 1-й половины XVIII века. В первой биографии Баха, опубликованной в 1802 году, ее автор, Иоганн Николаус Форкель, выделил имя Вивальди среди мастеров, ставших предметом изучения для молодого Иоганна Себастьяна. Усиление инструментально-виртуозного характера тематизма Баха в кётенский период его творчества (1717—1723) непосредственно связано с изучением музыки Вивальди. Но его воздействие проявилось не только в усвоении и переработке отдельных выразительных приемов, — оно было значительно шире и глубже. Бах настолько органично воспринял стиль Вивальди, что он стал его собственным музыкальным языком. Внутренняя близость с музыкой Вивальди ощутима в самых различных произведениях Баха вплоть до его знаменитой «Высокой» мессы си минор. Влияние, оказанное музыкой Вивальди на немецкого композитора, несомненно, было огромным. По словам А. Казеллы, «Бах — его величайший почитатель и вероятно единственный, кто в то время смог понять все величие гения этого музыканта».

Сочинения
Более 40 опер, в том числе «Роланд — мнимый безумный» (Orlando fiato pozzo, 1714, театр «Сант-Анджело», Венеция), «Нерон, ставший Цезарем» (Nerone fatto Cesare, 1715, там же), «Коронация Дария» (L’incoronazione di Daria, 1716, там же), «Обман, торжествующий в любви» (L’inganno trionfante in amore, 1725, там же), «Фарначе» (1727, там же, позднее также под названием «Фарначе, правитель Понта»), «Кунегонда» (1727, там же), «Олимпиада» (1734, там же), «Гризельда» (1735, театр «Сан-Самуэле», Венеция), «Аристид» (1735, там же), «Оракул в Мессении» (1738, театр «Сант-Анджело», Венеция), «Ферасп» (1739, там же); оратории — «Моисей, бог фараона» (Moyses Deus Pharaonis, 1714), «Торжествующая Юдифь» (Juditha Triumphans devicta Holo-fernis barbarie, 1716), «Поклонение волхвов» (L’Adorazione delli tre Re Magi, 1722) и др.;
Автор более 500 концертов, в том числе:
44 концерта для струнного оркестра и бассо континуо;
49 кончерти гросси;
352 концертов для одного инструмента с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (253 для скрипки, 26 для виолончели, 6 для виоль д’амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины);
38 концертов для 2 инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин);
32 концерта для 3 и более инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо.

Одно из самых известных произведений — цикл из 4 скрипичных концертов «Времена года» — ранний образец программной симфонической музыки. Существенен вклад Вивальди в развитие инструментовки (он первым применил гобои, валторны, фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие).

Первые оркестры появились на рубеже XVII – XVIII веков. Они состояли из королевских придворных музыкантов, и композиторы писали музыку для тех инструментов, которые были у них в наличии. Оркестр, которым мы знаем его сегодня, начинает формироваться с середины XVII века, после того, как группа струнных инструментов обосновала в нём своё место.







г. ВЕНЕЦИЯ

1678–1741









Антонио Вивальди

1678–1741

4 марта 1678 года в Венеции в семье Вивальди появился первенец. Родившийся на седьмом месяце ребенок отличался столь слабой конституцией, что из-за смертельной опасности был тут же крещен повивальной бабкой под именем Антонио Лучио . Хотя у Вивальди родились затем еще два сына и три дочери, никто из них, за исключением первенца, не стал музыкантом. Младшие братья унаследовали от отца профессию парикмахеров.


О первых годах жизни Антонио известно немного. Его музыкальное дарование проявилось очень рано. Уже в возрасте десяти лет он часто замещал в оркестре собора Св. Марка своего отца, когда тот выступал за пределами Венеции. Первым и главным учителем Антонио был Джованни Баттиста Вивальди (его отец), к тому времени уже ставший известным виртуозом. Первое приписываемое Вивальди сочинение датируется1691 годом (13 лет). Виртуозный стиль игры молодого Вивальди и особенности его первых произведений также дают основание предполагать, что в начале 1700-х годов он занимался в Риме у Арканджело Корелли , знаменитого итальянского скрипача и композитора.


Огромное влияние на формирование юного Вивальди оказала музыкальная атмосфера города, где он родился и вырос. Решил избрать карьеру священника. Вероятно, на это решение Антонио повлияла многолетняя деятельность его отца в соборе Св. Марка . Согласно документам, 18 сентября 1693 года, в возрасте 15 с половиной лет Антонио Вивальди стал помощником священника. Судя по документам, Вивальди использовал возможность стать им, минуя специальный духовный семинар. Благодаря этому у него оставалось значительно больше времени для занятий музыкой. Неудивительно, что еще до завершения своего духовного образования он приобрел репутацию выдающегося скрипача-виртуоза .



"Оспедале делла Пиета" . Так начался первый период его блестящей педагогической и творческой деятельности.

Став педагогом одной из лучших "консерваторий" Венеции, Вивальди оказался в среде с блестящими музыкальными традициями, где перед ним открылись возможности для осуществления самых различных творческих замыслов. Подобно другим композиторам XVIII века, выступавшим в роли педагогов, Вивальди должен был регулярно создавать для своих учащихся огромное количество духовной и светской музыки - оратории, кантаты, концерты, сонаты и произведения других жанров. Кроме того, он занимался с хористами, репетировал с оркестром и дирижировал концертами, а также преподавал теорию музыки. Благодаря столь интенсивной и многогранной деятельности Вивальди его "консерватория" стала заметно выделяться среди других в Венеции.



«Времена года» венецианского композитора Антонио Вивальди - первые четыре из двенадцати скрипичных концертов его восьмого опуса, одни из самых знаменитых его произведений и одни из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко . Концерты написаны в 1723 году и впервые опубликованы два года спустя. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу.

Каждому из концертов композитор предпослал сонет - своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Нужно добавить, что барочное художественное мышление не ограничивается единственным смыслом или сюжетом, и предполагает побочные смыслы, намёки, символы.


Первая напрашивающаяся аллюзия - четыре возраста человека, от рождения до смерти.

Столь же неприкрыт намёк на четыре региона Италии, согласно четырём сторонам света и пути солнца по небу. Это восход (восток, Адриатика, Венеция), полдень (сонный, жаркий юг), пышный закат (Рим, Лаций) и полуночь (холодные предгорья Альп, с их замёрзшими озёрами).

В то же время Вивальди достигает здесь высот жанровости и прямой изобразительности, не чуждаясь юмора: в музыке присутствуют лай собак, жужжание мух, рёв раненого зверя и т. п.

Всё это, вместе с безукоризненно прекрасной формой, и обусловило признание цикла как бесспорного шедевра.







Антонио Вивальди появился на свет 4 марта 1678 г., в Венеции. Первые уроки игре на скрипке были даны ему отцом. Антонио был настолько способным учеником, что уже в 11 лет мог заменять своего наставника в капелле собора Св.Марка.

С ранней юности решив посвятить свою жизнь музыке, Антонию одновременно желал быть священнослужителем. Он был рукоположен в 1704 г.

К сожалению, здоровье Вивальди было настолько слабым, что он не мог служить мессу полностью. Поэтому ему были даны некоторые послабления. В скором времени Вивальди оставил свои обязанности священника, но сан с себя не снял.

Начало творческого пути

В 1709 г. Вивальди представили монарху Дании, Фредерику IV. Композитор посвятил ему 12 сонат, написанных для скрипки.

В 1712 г. Вивальди встретился с немецким композитором, Г. Штёцлем.

Деятельность композитора

Начинал Вивальди как оперный композитор. В 1713 г. им была создано 3-актное произведение “Оттон на вилле”. Через год была создана новая опера, “Мнимый безумец”. Она была основана на поэме Л. Ариосто, “Неистовый Роланд”.

Примерно в это время талант композитора был признан и коллегами, и музыкальными критиками, и поклонниками оперы. У Вивальди стало появляться все больше учеников. Свободное от преподавания время он посвящал сочинению новых музыкальных произведений. Также композитор активно сотрудничал с театром, откуда регулярно поступало большое количество заказов.

С течением времени имя музыканта стало известно за пределами Венеции. В 1718 г. во Флоренции была поставлена его опера “Скандерберг”.

В этом же году композитор принял приглашение князя Ф. Гессен-Дармштадт и, переехав в Мантуи, стал капельмейстером при его дворе.

Там состоялось знакомство музыканта с А. Жиро. Она стала ученицей великого композитора, и последний сыграл значительную роль в ее становлении как оперной певицы.

Изучая биографию А. Вивальди, следует знать самое главное. В 1725 г. был издан цикл его произведений под названием “Искус гармонии и инвенции”. Он включил в себя концерты “Времена года”. Творчество этого периода преисполнено драматизмом. Во многих произведениях звучат торжественно-мрачные нотки.

Наибольший вклад Вивальди внес в развитие оркестрово-ансамблевого концерта.

Болезнь и смерть

Как и многие композиторы, Вивальди часто остро нуждался в деньгах. В 1740 г. он прибыл в Вену для постановки своих опер. Но в связи с обострившимся политическим кризисом, музыкант был вынужден выехать в Саксонию.

Композитор с детства страдал бронхиальной астмой, и этот вынужденный переезд неблагоприятно отразился на его здоровье.

Спустя год он возвратился в Австрию, но публика вскоре забыла своего недавнего любимца. В июле 1741 г. великий композитор ушел из жизни. Похоронили его на кладбище для нищих.

Другие варианты биографии

  • Вивальди родился семимесячным. По некоторым данным, новорожденный был настолько хилым и болезненным, что его немедленно крестили.
  • Вивальди ни разу не был женат. Но из-за его теплых отношений с А. Жиро, которые все же оставались платоническими, композитор не раз подвергался критике высокопоставленного духовенства.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Один из крупнейших представителей эпохи барокко А. Вивальди вошел в историю музыкальной культуры как создатель жанра инструментального концерта, родоначальник оркестровой программной музыки.

Вивальди был родом из Венеции, где с юности прославился как великолепный скрипач–виртуоз. Ему было немногим больше 20 лет, когда его пригласили в лучшую из венецианских консерваторий. Вивальди проработал здесь более 30 лет, возглавляя хор и оркестр. По отзывам современников, оркестр Вивальди не уступал придворному французскому оркестру Люлли. Известный итальянский драматург Карло Гольдони написал в своих мемуарах, что Вивальди был больше известен под прозвищем «рыжий священник», чем под своим собственным. Композитор, действительно, принял сан аббата, но в нем было мало от священнослужителя. Очень общительный, увлекающийся, во время богослужения он мог покинуть алтарь, чтобы записать пришедшую ему в голову мелодию. Количество написанных Вивальди произведений огромно: он сочинял с поистине моцартовской легкостью и быстротой во всех жанрах, известных его эпохе. Но особенно охотно Вивальди сочинял концерты, их у него невероятное множество – 43 grosso и 447 сольных для самых разных инструментов.

Вивальди можно считать одним из родоначальников программного симфонизма. Многие его концерты имеют программные названия, поясняющие содержание музыки. Ярким примером может служить цикл из четырех концертов для скрипки, струнного квинтета и органа (или чембало) «Времена года». В современной исполнительской практике они объединяются в цикл «Le quattro stagioni» – «Четыре времени года» (в оригинале такого заголовка нет):

· Концерт E-dur «Весна» (La primavera)

· Концерт g-moll «Лето» (L’estate)

· Концерт F-dur «Осень» (L’autunno)

· Концерт f-moll «Зима» (L’inverno)

Программность концертов. Каждый из концертов имеет развернутую литературную программу, изложенную в 4-х сонетах: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Возможно, их автором был сам Вивальди (точное авторство не установлено). Кроме сонетов отдельным музыкальным эпизодам цикла «Времена года» предпосланы поясняющие ремарки, комментирующие содержание музыки. Так, например, в I части «Зимы», где композитор достигает вершин художественной изобразительности, ремарки поясняют, что здесь изображается то, как стучат от холода зубы, как притоптывают ногами, чтобы согреться.

В концертах много жанровости, ярких звукоизобразительных деталей. Здесь присутствуют не только раскаты грома и порывы ветра, но и лай собак, жужжание мух, рев раненого зверя, и даже изображение подвыпивших поселян с их нетвердой походкой. С первой же части «Весны» музыка наполняется «радостным пением» птиц, веселым журчанием ручейка, нежным веянием зефира, которое сменяемым грозовым шквалом. «Лето» ярко изображает напористые «раскаты грома». «Осень» передает настроение народных гуляний, празднеств. В «Зиме» остинатное «биение» восьмых мастерски передают ощущение пронизывающей зимней стужи.


Структура концертов. В каждом из концертов цикла «Времена года» медленные части написаны в параллельной (по отношению к основной) тональности. Их музыка выделяется спокойной картинностью после динамичных Allegri.

Тема «Времена года» в музыке. Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами. Во-первых, она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года. Если учесть, что все 4 концерта трехчастны, то не исключена параллель и с 12-ю месяцами года. Во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни, и в таком аспекте весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность, а зима - конец пути - старость. Возможна также аллюзия на четыре региона Италии, соответственно четырем сторонам света.

История музыки знает четыре знаменитых интерпретации темы времен года. Эти произведения так и называются - "Времена года". Это цикл концертов Вивальди, оратория Гайдна (1801), цикл фортепьянных пьес П. И. Чайковского (1876), балет А. К. Глазунова (1899).

Концерт «Весна».

Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Первая часть данного концерта иллюстрирует первые два четверостишия, вторая часть - третье четверостишие, а финал - последнее.

Первая часть концерта открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны - "Весна грядет!"; играет весь оркестр (tutti). Этот мотив (каждый раз в исполнении всего оркестра и солиста) помимо того, что обрамляет эту часть, еще несколько раз звучит по ходу части, являясь своего рода рефреном , что придает всей части форму, похожую на рондо. Далее следуют эпизоды , иллюстрирующие следующие строки сонета. В этих случаях играют три солиста - главный (напомню, что все концерты этого цикла написаны для солирующей скрипки с оркестром) и концертмейстеры групп первых и вторых скрипок; все остальные участники молчат.

Первый эпизод изображает здесь "пение птиц ". Возвращается рефрен. Второй эпизод (после рефрена) иллюстрирует слова сонета о бегущих ручьях . И опять рефрен. Третий эпизод - гремит гром ("чернотой покрывается небо, весна возвещает о себе молнией и громом"). Грозу сменяет музыка рефрена. В четвертом эпизоде - поют птицы ("Потом он (гром) отгремел, и птицы начали снова свое прекрасное пение"). Это отнюдь не повторение первого эпизода - здесь другое пение птиц.

Вторая часть ("Сон крестьянина"). Образец поразительного остроумия Вивальди. Над аккомпанементом первых и вторых скрипок и альтов (басы, то есть виолончели и контрабасы, а, следовательно, и клавесин и орган, дублирующие их, здесь не играют) парит мелодия солирующей скрипки. Именно она иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Pianissimo sempre (итал. - "все время очень тихо") в мягком пунктирном ритме играют все скрипки оркестра, рисуя шелест листвы. Альтам же Вивальди поручил изображать лай (или тявканье) собаки, охраняющей сон хозяина.

Третья часть ("Танец-пастораль") . Здесь царит полное энергии и жизнерадостности настроение. Удивительно, как Вивальди на небольшом звуковом пространстве удается передать столько оттенков радости, вплоть до своеобразной радости грустной (в минорном эпизоде)!

Концерт «Лето».

В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.

Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.

Первая часть. Надо было обладать талантом и фантазией Вивальди, чтобы в первой, то есть, быстрой, части отразить настроение и состояние лени и истомы, о которых говорится в первых двух четверостишиях, являющихся программой этой части. И Вивальди это блестяще удается. "Изнеможение от жары" - такова первая ремарка композитора. В музыкальной ткани много разрывов, "вздохов", остановок. Далее мы слышим голоса птиц - сначала кукушки , затем щегленка. Первый порыв холодного северного ветра изображают все скрипки оркестра (включая солиста), тогда как у альтов и басов, согласно ремаркам в партитуре, "резкие порывы ветра" и просто "разные ветры".Но этот первый порыв проносится, и возвращается настроение истомы от жары (рефрен этой части, та музыка, с которой начался концерт). Но и это проходит: остаются одна солирующая скрипка и бас. У скрипки слышатся интонации жалобы: это "жалоба пастуха" , поясняет свое намерение Вивальди. И вновь врывается порыв ветра.

Вторая часть замечательно строится на резком контрасте мелодии, олицетворяющей пастушка, его страх перед стихией природы, и грозными раскатами грома приближающейся грозы. Это, быть может, самый впечатляющий образец динамического контраста в музыке добетховенского периода - образец, который смело можно назвать симфоническим. Ремарки Вивальди чередуются: Adagio e piano (итал. - "медленно и тихо") и Presto e forte (итал. - "быстро и громко").

Третья часть – Буря. Потоки воды устремляются в разных направлениях, изображаемые гаммообразными пассажами и арпеджио (аккордами, звуки которых исполняются очень быстро один за другим, а не одновременно), устремляющимися вверх и вниз. Цельность всему концерту придают некоторые особенности композиции, которые обнаруживаются лишь при внимательном вслушивании в музыкальную ткань всего произведения: например, в середине, когда быстрые пассажи поручаются альтам и басам, скрипки исполняют ритмическую и мелодическую фигуру, родственную эпизоду с "разными ветрами" из первой части.

Концерт "Осень"

Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утором на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.

Первая часть . "Танец и песня крестьян" - поясняет авторская ремарка в начале части. Жизнерадостное настроение передается ритмом, кстати, напоминающим ритм первой части "Весны". Яркость образам придает использование эффекта эха, столь излюбленного не только Вивальди, но и всеми композиторами барокко. Это играет весь оркестр и вместе с ним солист. Новый раздел первой части - жанровая сценка "Подвыпившие" (или "Захмелевшие"). Солист в струящихся у скрипки пассажах "разливает" вино; мелодии в оркестровых партиях, с их нетвердой походкой, изображают захмелевших поселян. Их "речь" становится прерывистой и невнятной. В конце концов, все погружаются в сон (скрипка замирает на одном звуке, тянущемся пять тактов !). Завершается первая часть тем, с чего она и началась - ликующей музыкой веселого празднества.

Вторая часть. Небольшая, всего на две страницы партитуры, часть рисует звуками состояние крепкого сна и тихой южной ночи. Особый колорит звучанию придает способ исполнения своих партий струнными инструментами: Вивальди предписывает музыкантами играть с сурдинами. Все звучит очень таинственно и призрачно. При исполнении этой части особая ответственность ложится на клавесиниста: его партия не выписана композитором полностью, и предполагается, что клавесинист ее импровизирует.

Третья часть ("Охота"). Музыкальный и поэтический жанр caccia (итал. - качча, "охота") культивировался в Италии еще в XIV - XV веках. В вокальных каччах текст описывал сцены охоты, преследования, а музыка изображала скачки, погоню, звучание охотничьих рогов. Эти элементы обнаруживаются и в этой части концерта. В середине охоты музыка изображает "выстрел и лай собак" - так поясняет этот эпизод сам Вивальди.

Концерт "Зима"

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах

Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.

Первая часть. Здесь действительно царит очень холодная атмосфера. Ремарки поясняют, что здесь изображается то, как стучат от холода зубы, притоптывание ногами, завывание лютого ветра и бегание, чтобы согреться. Для скрипача в этой части сконцентрированы наибольшие технические трудности. Виртуозно сыгранная она проносится как бы на одном дыхании.

Вторая часть. А вот и зимние радости. Полное единение солиста и аккомпанирующего ему оркестра. Льется чудесная ария в стиле bel canto. Эта часть необычайно популярна как самостоятельное совершенно законченное произведение.

Третья часть. Вновь жанровая сценка: катание на коньках. А кто же в Италии умеет или умел во времена Вивальди, когда никакого искусственного льда не было, кататься на коньках? Конечно, никто. Вот Вивальди и изображает - в забавных "кувыркающихся" пассажах скрипки - как можно "легко поскользнуться и упасть" или как "ломается лед" (если дословно переводить содержание сонета). Но вот задул теплый южный ветер (сирокко) - предвестник весны. И между ним и бореем разворачивается противоборство - бурная драматичная сцена. Это и есть завершение - почти симфоническое - "Зимы" и всего цикла "Времен года".

Неповторимый стиль Вивальди произвел переворот в европейском музыкальном мире начала XVIII века. Этот гениальный итальянец заставил всю Европу говорить о «великой итальянской музыке».

Антонио Вивальди родился в Венеции 4 марта 1678 года. Его отец Джованни Баттиста (прозванный за огненный цвет волос «Рыжим»), сын пекаря из Бреши, переехал в Венецию около 1670 года. Там в течение некоторого времени он работал пекарем, а потом освоил профессию цирюльника. В свободное от зарабатывания хлеба насущного время Джованни Баттиста играл на скрипке. И оказался настолько одаренным музыкантом, что в

1685 году прославленный Джованни Легренци, капельмейстер собора св. Марка, принял его на службу в свой оркестр.

Первый и самый знаменитый из шести детей Джованни Баттисты Вивальди и Камиллы Каликкьо, Анто-нио Лючио, появился на свет раньше срока из-за внезапного землетрясения. Родители мальчика увидели в рождении новой жизни при таких странных обстоятельствах знак свыше и решили, что Антонио должен стать священником.

Когда будущему великому композитору было 15 лет, ему выбрили тонзуру (символ тернового венца), а 23 марта 1703 года двадцатипятилетний Антонио Вивальди принял духовный сан. Однако он не чувствовал в себе искреннего желания быть священником и вскоре перестал служить мессы. Хотя, как свидетельствует Карло Гольдони, всю свою жизнь Вивальди ежедневно читал молитвенник.

От отца Антонио унаследовал не только цвет волос (довольно редкий среди итальянцев), но и серьезную любовь к музыке, в особенности — к игре на скрипке. Джованни Баттис-та сам давал сыну первые уроки и привел его на свое место в оркестр собора св. Марка. Антонио занимался композицией, учился играть на клавесине и на флейте. В сентябре 1703 года Вивальди стал преподавать музыку в приюте для девочек «Оспе-дале делла пьета».

Приют «Оспедале делла пьета» (буквально — «госпиталь сострадания») существовал с 1348 года и всегда славился всесторонним (в том числе и музыкальным) образованием, которое получали его воспитанницы.

Ф. Гварди. Вид на мост Риальто с Большого канала. XVIII век.

Вивальди был связан с этим учреждением на протяжении почти всей своей жизни. Нужно еще сказать, что преподавательская деятельность композитора не ограничивалась работой в качестве «маэстро ди виолино» — т. е. учителя игры на скрипке. Вивальди давал частные уроки певцам, обучал игре на альте. Кроме того, он дирижировал оркестром на репетициях и концертах, когда не было главного дирижера. И без устали писал музыку.

Первые публикации

В 1705 году венецианский издатель Джузеппе Сала опубликовал первый сборник сонат для трех инструментов (двух скрипок и баса) Антонио Вивальди. Следующую «порцию» скрипичных сонат Вивальди издал четыре года спустя Антонио Бортоли.

Вскоре сочинения «рыжего священника» (так окрестили Вивальди- младшего те самые венецианские шутники, что прежде дали прозвище

«Рыжий» его отцу) приобрели необыкновенную популярность.

Всего лишь за несколько лет Анто-нио Вивальди стал самым знаменитым скрипичным композитором Европы. О его славе и невероятном успехе свидетельствует следующий факт: в 1711—1729 гг. в Амстердаме вышло двенадцать сборников инструментальной музыки Вивальди, в том числе ЬЫго агшошсо («Гармоническое вдохновение»), Ьа йпи^апга («Причуда») и II сшкяНо ёеП"агшоша е ёеП"туешюпе («Опыт гармонии и фантазии») — произведение, включающее в себя знаменитые Ье quattro 81а§юш («Четыре времени года» или просто «Времена года»). Впоследствии творения Вивальди печатались в

Лондоне и Париже — тогдашних издательских центрах Европы.

Светский композитор

В 1713 году в Виченце Вивальди представил публике свою первую оперу

Вверху: Антонио Вивальди. Карикатура П. Л. Гецци. 1723 год.

Внизу: Г. Белла. Праздник Вознесения на площади Сан-Марко в Венеции.

Хронология жизни

1693 Получает тонзуру.

1703 Принимает сан. Поступает в «Оспедале делла пьета» в качестве учителя игры на скрипке и композитора.

1711 Амстердамский издатель Э. Роже публикует первый концертВивальдииз цикла Ц^го armonico. Имя композитора приобретает широкую известность.

1713 Дебют Вивальди в Виченце в качестве оперного композитора (с оперой «Отгон на вилле»).

1718 Переезжает в Мантую и поступает на службу к князю Филиппу.

1720 Возвращается в Венецию.

1727 Публикация II Ытпепкз сСеН"аг-гтюша е сСеШт/епЕюпе, содержащего знаменитые «Четыре времени года».

1730-38 Вивальди много путешествует по Европе, дирижирует своими произведениями.

1740 Окончательно бросает «Оспедале делла пьета» и уезжает в Вену.

1741 Внезапная болезнь и смерть композитора.

После смерти Вивальди был почти забыт. По-настоящему его творческое наследие открыли уже в XX веке. Из 450 концертов, известных нам сегодня, лишь около 80 увидели свет при жизни композитора.

В огромное число произведений Вивальди, которые дошли до нас в рукописях, входят не только инструментальные концерты (для скрипки, виолончели, флейты, рожка, гобоя, мандолины, валторны и др.), но и сонаты, кантаты и 48 опер.

«Отгон на вилле». В последующие пять лет он издал еще пять опер, которые покорили крупнейшие венецианские театры. Вивальди стремительно превращался из вполне скромного «рыжего священника» в блестящего светского композитора.

В начале 1718 года он получил приглашение служить дирижером при дворе в Мантуе. Здесь композитор пробыл до 1720 года, то есть до смерти жены своего работодателя князя Филиппа. И здесь же, в Мантуе, Вивальди познакомился с певицей Анной Жиро, обладательницей прекрасного контральто. Сначала она была его ученицей, потом — главной исполнительницей в его операх и, наконец, к всеобщему возмущению, стала его любовницей.

Вернувшись в Венецию, Вивальди всецело посвятил себя театральной деятельности. Он пробовал свои силы и в качестве автора, и в качестве импресарио. В 1720—1730 гг. Вивальди известен всей Италии. Слава его достигла таких масштабов, что он был даже приглашен дать концерт перед самим Папой Римским.

Складывается впечатление, что Вивальди находился в постоянных разъездах и писал свои неизменно талантливые произведения где-нибудь на пути из Вероны в Мантую. Он, однако, не тяготился кочевой жизнью и всегда был легок на подъем. Так, в 1738 году композитор приехал в Амстердам лишь для того, чтобы дирижировать оркестром на праздновании столетия театра, а год спустя отправился вместе с Анной Жиро в Грац, где певица получила ангажемент на весь сезон.

Венский закат

В 1740 году Вивальди окончательно отказался от работы в «Оспедале делла пьета» и уехал в Вену, ко двору императора Карла VI, своего давнего и, что немаловажно, могущественного почитателя.

Выдающиеся произведения

Циклы концертов:

L"estro armonico соч. 3 La stravaganza соч. 4 II cimento dell"armonia e dell"inven-

zione соч. 8 La cetra соч. 9

Шесть концертов для флейты

и струнных соч. 10 Шесть концертов для скрипки

и струнных соч. 11 Шесть концертов для скрипки

и струнных соч. 12

Сочинения для оркестра:

Al Santo Sepolcro RV 169 Concerto madrigalesco RV 129

Сольные инструментальные концерты:

La pastorella для флейты RV 95 II sospetto для скрипки RV 199 L"inquietudine для скрипки RV 234 II ritiro для скрипки RV 256 L"amoroso для скрипки RV 271 II rosignuolo для скрипки RV 335 L"ottavina для скрипки RV 763 II Carbonelli для скрипки RV 366 Концерт для мандолины RV425 Концерт для гобоя RV 447 La notte для фагота RV 501

Двойные концерты:

Концерт для двух мандолин RV 532 Концерт для двух труб RV 537 Концерт для двух гобоев

и двух кларнетов RV 559 Траурный концерт RV 579

Духовная музыка:

Глория (для солирующих

инструментов, хора и оркестра)

RV589 Торжествующая Юдифь

(для солирующих инструментов,

хора и оркестра) RV 644

Оттон на вилле RV 729 Правда в испытании RV 739

Но, увы, радужным планам великого композитора не суждено было сбыться. Приехав в Вену, он уже не застал монарха в живых. Кроме того, к этому времени популярность Вивальди пошла на спад. Предпочтения публики изменились, и барочная музыка быстро оказалась на периферии моды.

Шестидесятитрехлетний музыкант, никогда не отличавшийся крепким здоровьем, не смог оправиться от этих ударов судьбы и заболел неизвестной болезнью.

Умер Вивальди 28 июля 1741 года в Вене от «внутреннего воспаления» (так было записано в погребальном протоколе), на руках своей ученицы и подруги Анны Жиро. Похороны П. Лонги. Концерт. были скромные: прозвучало лишь несколько ударов колокола, а процессия состояла только из людей, нанятых нести гроб.

До нас дошли свидетельства современников о смерти Вивальди. Одно из них таково: «Падре дон Антонио

Вивальди, несравненный скрипач, прозванный „рыжим священником", высоко ценимый за свои концерты и другие композиции, заслужил при жизни 50 тысяч дукатов, однако из-за безмерной расточительности умер в бедности в Вене».

Четыре времени года

Четыре своих знаменитых концерта для скрипки, струнных и баса континуо, вошедшие в цикл II сітеШо с!еІІ"агггюпіа е СеІІ"іпуепгіопе (издан в 1722 году в Амстердаме), Вивальди написал, вдохновившись четырьмя сонетами неизвестного поэта, названными по временам года.

Энергичное Allegro, которым начинается «Весна», иллюстрирует следующие строчки соответствующего сонета: «Пришла весна, и птицы приветствуют ее радостным пением, и реки несут свои воды, нежно журча. Тучи затягивают небо черным плащом, гром и молния предвещают бурю, но вскоре птицы, будто останавливая ее, вновь начинают свою чарующую песню».

Вторая часть — Largo — пленяет слушателя пасторальной картиной («И тогда на цветущем лугу в милом шелесте листьев и трав спит пастух, а у ног его — верный пес»), а финальное Allegro напоминает стремительный деревенский танец («Под радостные звуки волынки танцуют нимфы, и танцует пастух, а над ними — ясное небо набирающей силу весны»).

Н. Пуссен. Времена года: Весна, или Земной рай.

Н. Пуссен. Времена года: Осень, или Земля обетованная.

Allegro поп molto, первая часть «Лета», рисует картину жаркого дня и собирающейся грозы: «Под жестокими лучами палящего солнца человек слабеет, стадо разбредается. Кукует кукушка, поет горлица, дует легкий ветерок... и плачет пастух, ибо страшится жестокого Борея и судьбы своей». Adagio также наполнено этой атмосферой ожидания: «Не дает уставшим отдыха страх перед молниями и суровым громом, и сердитым жужжанием мух и комаров». В Presto, наконец, грянула буря: «Ах, увы, не зря он боялся: громыхает, сверкает грозное небо, хлещет ливень, и травы в полях пригибает».

Adagio molto изображает «хмельную дрему» селян: «Воздух так успокаивает, что все бросают и петь, и танцевать... Осень навевает сладкие сны». А в финальном Allegro уже слышатся отзвуки охоты: «На рассвете охотник выходит с рогом и собаками. Дикий зверь испуган шумом пальбы и собачьим лаем, он устал, обессилел от бега и, затравленный, погибает».

Последний концерт цикла, «Зима», -самый выразительный. Allegro non molto рисует слушателю одинокого путника — «В ледяной дрожи, среди холодного снега, обдуваемый сильным ветром, бредет он, от холода стуча зубами». В Largo появляется тепло греющего очага; эта часть навевает думы о том, как славно «проводить у камина спокойные милые дни, когда дождь за окном весь мир заливает». Но домашний покой и уют не вечны. Главными героями Allegro оказываются лед и ветер. Стремительные пассажи солирующей скрипки драматически завершают концерт и весь цикл: «Люди медленно идут по льду, боясь упасть, ступая осторожно. Поскальзываются, падают, снова встают и идут... Из-за железных дверей дует жестокий сирокко. Это и есть зима».

Концерты для духовых инструментов

До Вивальди духовые инструменты считались примитивными, «неблагодарными» для композитора. Гениальный «рыжий священник» доказал, что это не так.

Вивальди одним из первых обратился к сочинению серьезной музыки для духовых инструментов. Гобой, валторна, труба и флейта зазвучали в его концертах совершенно по-новому — так полно и стройно, как никто и ожидать не мог. Свой концерт для двух труб (издан в 1729 году в Амстердаме) Вивальди написал, вероятнее всего, по заказу двух трубачей, которые хотели доказать публике, что на трубе можно блестяще исполнить блестящую музыку. Этот концерт действительно требует от исполнителя недюжинного мастерства. Кстати, он до сих пор является своеобразным мерилом виртуозности трубача.

Много писал Вивальди и для фагота — сохранилось более тридцати одних только концертов для фагота с оркестром. Кроме того, композитор использовал его почти во всех камерных концертах.

Но наибольшее предпочтение среди духовых Вивальди отдавал флейте — нежной, «женственной», как называли ее, флейте. Обладая неистощимой творческой фантазией, композитор поручал флейте в своих сочинениях именно такие партии, в которых она могла зазвучать в полный голос, проявить все свои достоинства.

Особенно хорошо видно это в двух концертах для флейты и оркестра, изданных в Амстердаме в 1728 году. В первой части концерта II дагс!еШпо («Щегол») флейта, перекликаясь с оркестром, удивительно точно подражает трелям щегла, а в концерте 1_а попе («Ночь») она погружает слушателя в зыбкий, туманный мир грез.

Ф. Гварди. Танцующие дамы в Казино деи Филармоничи.

Концерты для скрипки с оркестром — «конек» Вивальди. Они поражали и пленяли современников. Одни видели в них проявление Божественного, другие — дьявольскую прелесть.

Не будет большим преувеличением сказать, что именно Вивальди создал жанр концерта. Разумеется, он существовал и до него, но именно в его творчестве отлился в законченную форму, которую впоследствии брало за образец не одно поколение европейских композиторов. «Фирменным знаком»

Вивальди были три аккорда оркестра в начале концерта. Венецианская публика, острая на язык, назвала их «ударами молотка Вивальди».

Цикл 1_"евп-о аггтюпюо («Гармоническое вдохновение»), изданный в 1711—1717 гг. в Амстердаме, — один из самых знаменитых концертных циклов в наследии Вивальди. Двенадцать концертов этого цикла приобрели широкую известность еще до того, как были напечатаны. А с выходом І_"евп-о агтопісо в свет имя композитора прославилось по всей Европе. Сам И. С. Бах сделал клавесинные транскрипции для нескольких концертов.

Цикл содержит четыре концерта для четырех скрипок соло, четыре — для двух, и четыре — для одной. Кстати, впоследствии Вивальди больше не писал (за единственным исключением) концертов для четырех скрипок соло.

Восторг и изумление испытали первые слушатели «Гармонического вдохновения». Восторг и изумление испытывают и сейчас те, кто слышит І_"ейго агтопісо в первый раз. Уже в наши дни исследователь написал об этом цикле: «Кажется, что в роскошном зале эпохи барокко распахнулись окна и двери, и вошла с приветствием вольная природа; в музыке звучит гордый величественный пафос, еще не знакомый XVII веку: возглас гражданина мира».

А.Визентини. Концерт в маленьком дворце (фрагмент).