17 мгновений весны когда снят. Семнадцать мгновений весны, ч.1 - где снимался фильм? Особенно географически невоздержан был профессор Плейшнер

8 февраля 1928 года на свет появился Вячеслав Васильевич Тихонов – киноактер, народный артист СССР. В 12-серийном художественном фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» Тихонов сыграл самую известную свою роль – разведчика Исаева-Штирлица, работающего весной 1945-го в логове фашистской Германии. Фильм стал настоящим хитом, однако, когда в начале 1973 года он был смонтирован и его показали высокому телевизионному начальству, на голову режиссера посыпались первые упреки… Какие скандалы вызвал фильм, кто мог оказаться вместо Тихонова в кабинете Мюллера, какую роль «не осилил» Куравлев, почему Фаина Раневская назвала сценарий ахинеей – эти другие неизвестные факты об известной картине в нашем фоторепортаже.

История кинокартины начинается в 1969 году, когда на телевидении утвердили сценарий 13-серийного фильма «Семнадцать мгновений весны» и выбрали для него режиссера. Роман Юлиана Семенова, послуживший основой, тогда еще даже не издавался отдельной книгой.

В самый разгар подготовительных работ за право поставить такой фильм стал бороться еще один режиссер – 46-летняя Татьяна Лиознова, ведь сначала выбрали не ее.

Лиознова позвонила самому Семенову, который сообщил ей, что продал сценарий «Ленфильму», но она так упорно настаивала на своем, что в итоге автор отозвал сценарий из «Ленфильма» и передал его Татьяне.

Режиссером Лиознова была очень дотошным, а потому актеров для своей картины подбирала с невероятной точностью. Например, Юлиан Семенов был уверен, что Штирлица может сыграть только Арчил Гомиашвили (на фото).

Ассистенты режиссера настаивали на Олеге Стриженове. Пробовался на роль и Иннокентий Смоктуновский (на фото), но он тогда жил в Ленинграде и покидать его на два года съемок был не согласен.

Вячеславу Тихонову гримеры поначалу приклеили усы как у Буденного, но Лизнова и под ними рассмотрела верную кандидатуру.

Радистку Кэт могла сыграть вместо Екатерины Градовой Ирина Алферова, но не сложилось.

На роль супруги Штирлица пробовались и ленинградская певица Мария Пахоменко, и Светлана Светличная, которую позже утвердили на роль Габи. Женой же советского разведчика стала актриса Театра Вахтангова Элеонора Шашкова, которую привели на площадку за день до съемок.

В фильме могла появиться даже сама Фаина Раневская, персонажа для которой – фрау Заурих – Лиознова попросила Семенова сочинить специально, чтобы еще и смягчить слишком уж серьезного героя.

Семенов нехотя что-то сочинил, но когда это показали Фаине Георгиевне, она просто ужаснулась. «Это что за идиотство? Разве это можно сыграть?». И наотрез отказалась.

Несколько кандидатур было и на роль Гитлера, на которого пробовались два Леонида: Броневой и Куравлев. Однако их фотопробы режиссера не удовлетворили, и они были утверждены на другие роли: Броневой сыграл Мюллера, Куравлев – Айсмана.

Куравлев вспоминал: «Я этого антихриста не осилил. Моя природа взыграла и была против».

А Гитлером стал немецкий актер Фриц Диц, который еще с эпопеи «Освобождение» навечно прописался в этой роли.

Ефим Копелян также сначала должен был играть в фильме, но в итоге стал “голосом за кадром”. Режиссер вспоминает: «Я позвонила ему в Ленинград и просила передать, что коленопреклоненно прошу его согласиться. Работать с ним было сплошным наслаждением. Он приезжал и, хотя был только что с поезда, всегда успевал побриться и переодеться в белоснежную рубашку, ни разу не изменил себе. Мы стали соратниками. Его голос звучит так, будто он знает больше, чем говорит».

Когда Лиознова прочитала окончательный вариант сценария Юлиана Семеновича, она была просто шокирована: ей нравилась сюжетная линия и детали в книге, а в сценарии все было совсем не то.

«Катастрофа! Я работала по 12 часов в сутки, не помню, спала ли. Но не скажу, что не получала удовольствия, ведь у меня были развязаны руки, к тому же, я не шла против книжного материала, а, наоборот, отстаивала его», – говорит режиссер

Большинство актеров параллельно работали и на других картинах, поэтому собрать всех вместе для съемок было крайне сложно – снимать приходилось ночью.

«Иногда нам, артистам, которые снимались в роли немцев, казалось, что мы участвовали в каком-то жутком, низкопробном боевике. Формы эти, пистолеты… Но думали так, что в Урюпинске где-то по четвертой программе проскочит», – вспоминал о съемках Юрий Визбор.

На съемки в ГДР группе пришлось взять почти весь свой реквизит, в который входил и автомобиль Штирлица марки «Мерседес» (из гаража студии имени Горького). Немецкие умельцы, осмотрев «мерс» времен войны, заявили, что работать он вряд ли сможет.

Киношники посмеялись, однако в первый же съемочный день «мерс» и вправду заглох. Пришлось брать авто напрокат.

Съемки Штирлица за рулем мчащегося автомобиля проходили весьма курьезно: авто раскачивали около десяти человек, в том числе и сама Лиознова. Конечно, без шуток-прибауток не обходилось, и Тихонов умолял этого не делать, ему ведь следовало сделать умное лицо.

Кстати, однажды актера чуть не арестовали: он решил прошествовать от гостиницы до съемочной площадки в форме штандартенфюрера СС. Берлинцы сочли его за приверженца фашизма и собирались передать в полицейский участок.

Остальную натуру снимали уже на родине: в Риге – Цветочную улицу, в Тбилиси и Боржоми – переход Шлага через Альпы, а прогулки Штирлица в лесу – в Подмосковье.


Съемки шли в напряженном графике, иногда по полторы смены – 12 часов. Лионзова хотела сделать идеальными даже мелочи.

Эпизод встречи Штирлица и Шлага, где наш разведчик кормит его супом, от которого вверх поднималась струя пара, был снят не сразу: пар никак не получался, то его было мало, то, наоборот, много.

В кадре, где показывали руки Штирлица пришлось снимать руки художника фильма Феликса Ростоцкого: у Тихонова на правой руке была татуировка, сделанная еще в юности – «Слава» ,которую гримерам никак не удавалось замазать для крупных планов.

В эпизоде, где эсэсовцы мучили ребенка радистки Кэт, в роли малыша выступило около двух десятков детей из ближайшего детского дома. Снимать каждого можно было не больше двух часов в день, при этом с интервалами не менее пятнадцати минут для пеленания и кормления.

Однажды Тихонов рассказал, как добивался напряженного, думающего лица во время исполнения роли Штирлица. Секретом оказалась таблица умножения, которую он прокручивал в голове несколько минут, пока оператор снимал очередную сцену.

Режиссер Татьяна Лиознова однажды призналась в интервью, что считает, что после титров Штирлица ждут совсем не лучшие дни: «Он так долго ходил в счастливчиках, на краю просто, что это должно иметь не самый веселый конец… Я при этом присутствовать не хочу. И не хочу заставлять зрителя это видеть»

Музыку к фильму написал Микаэл Таривердиев, хотя сначала отказался писать ее к шпионской картине: до этого его дважды постигла неудача с подобной тематикой.

В процессе работы композитор написал десять песен, однако в фильм вошли только две из них: «Где-то далеко…» и «Мгновения». Восемь других пришлось просто выкинуть, поскольку им не нашлось места в картине.

Когда в начале 1973 года фильм после монтажа продемонстрировали высокому телевизионному руководству, в адрес режиссера посыпались первые упреки.

Громче других возмущались военные, которым не понравилось, что согласно фильму войну выиграли одни разведчики. Лиозновой пришлось исправлять ситуацию, и она включила в фильм еще несколько сот метров документальной хроники.

Премьера фильма состоялась в конце лета 1973 года: с 11 по 24 августа вся страна буквально прильнула к экранам телевизоров. Согласно милицейским сводкам того времени, по всей стране резко снизилась преступность.

В один из премьерных дней на киностудию позвонила москвичка, которая передала свой огромный привет создателям картины и поблагодарила за то что вот уже несколько дней, пока идет фильм, ее муж сидит дома и не пьет, поскольку и все его собутыльники заняты просмотром сериала.

Актеры в мгновение ока стали суперзвездами. Например, Екатерина Градова, выйдя погулять с собакой и заскочить в гастроном «Новоарбатский» попала в неожиданный плен.

Покупатели ее узнали, стали целовать ее, обнимать, просить автографы. Почти два часа Градова простояла, прижатая толпой к прилавку, после чего недовольные продавцы вызвали милицию.

Сериал был настолько популярен, что многие новоиспеченные мамаши называли своих детей если не Штирлицами, то Юлианами – в честь Юлиана Семенова. Кстати, жертвой моды стал и будущий известный певец Юлиан.

А вот Таривердиеву пришлось не сладко. Как-то он заехал на Всесоюзное радио, где ему заявили: «Нам звонили из французского посольства, французы протестуют против этого фильма, потому что музыка в нем содрана у композитора Фрэнсиса Лея, с его фильма «История любви».

«Что за бред?» – возмутился Таривердиев. «Бред, не бред, но это – факт», – ответили ему. На студию имени Горького, где снимался фильм, также позвонил некий гражданин, представившийся работником французского посольства, и выразил возмущение тем, что музыка «Мгновений» – плагиат музыки Лея

Едва композитор переступил порог приемной председателя Союза композиторов, как секретарша протянула ему телеграмму… от Фрэнсиса Лея. В ней сообщалось: «Поздравляю успехом моей музыки в вашем фильме. Фрэнсис Лей».

В итоге Таривердиева отговорили от визита во французское посольство… КГБ-шники, которые по своим каналам связались с Леем. Тот категорически отрицал свою причастность к скандалу вокруг его музыки к фильму «Семнадцать мгновений весны» и сообщил, что никакой телеграммы с обвинениями своего советского коллеги в плагиате не посылал.

Кстати Юлиан Семенов снабдил коллег по фильму – Таривердиева, Татьяну Лиознову и Вячеслава Тихонова, специальными удостоверениями Комитета Госбезопасности, где было написано: «Без права остановки», и стояла подпись: «Андропов».

Однажды Таривердиев специально заехал на своей машине на территорию Красной площади: «У гаишника, по мере того как он разбирал написанное, глаза стали вылезать на лоб, потом он поспешно козырнул, и теперь уже я медленно и вальяжно проехал мимо него».

Штирлиц стал самым знаменитым образом разведчика в советской и постсоветской культуре, а также персонажем советских и российских анекдотов.

В 2011 году скульптор Александр Бойко объявил о начале сбора средств на установку памятника Штирлицу во Владивостоке возле гостиницы «Версаль», в которой жил и, возможно, придумал образ разведчика Юлиан Семенов.

Наверное, каждый из нас хоть раз задавался вопросом: Где снимали первый культовый телесериал "Семнадцать мгновений весны"? Немного помучив поисковики вы без труда найдете разбор фильма и увидите места в Германии (бывш. ГДР) и Риге (Латвия), где снимали любимое кино. Но почему-то мало где упоминается, что и Москва послужила декорациями фильма. Мы решили исправить эту ситуацию.

Итак, поехали.

1 серия
Первые кадры фильма. Штандартенфюрер СС Штирлиц, под именем господина Бользена, прогуливался с фрау Заурих в небольшом лесу на берегу очень красивого пруда. Оказывается, эти живописные места снимались у нас, в Северо-Восточном административном округе Москвы, на территории бывшей барской усадьбы, известной еще с ХVI века, - Архангельское-Тюриково.
Проехав по Дмитровскому шоссе от МКАД всего один километр, вы окажетесь в зеленой зоне, где можно отдохнуть от городской суеты и насладиться тишиной приусадебного парка, увидеть довольно редкие для Подмосковья двухсотлетние ясени, дубы-старожилы, вязы, клены разных пород, гигантские сосны. Разнообразие сохранившихся лиственных деревьев придает месту особый европейский колорит. Видимо именно это и привлекло съемочную группу "17 мгновений весны"

Любопытно, что роль трассы Берлин-Берн в кино сыграло Челобитьевское шоссе:)

Вот так это место выглядит сегодня

зимой

осенью

2 серия
На последней современной фотографии посреди лесного пруда виден островок, его можно различить и в одной из сцен второй серии, когда Штирлиц утопил застреленного им агента Клауса (артиста Льва Дурова).

Говорят, что местные мальчишки еще несколько лет искали пистолет, который Штирлиц выбросил в пруд.

5 серия
Особняк специального ведомства США в Берне.
Фильм "17 мгновений весны" редкая возможность увидеть интерьеры жемчужины Мясницкой улицы - городской усадьбы Черткова.

Фотографий интерьеров крайне мало в свободном доступе, но камин, на 100% аттрибутирующий помещения, мы вам покажем.

Камин в Белом зале

6 серия
Приграничный вокзал, с которого Плейшнер уезжает в Берн. Занятно узнать, что в роли этого вокзала выступил наш московский Рижский вокзал. Сравните сами

Интересно, что в 12 серии Рижский вокзал снова появится в кадре, но уже как вокзал в Берне (об этом ниже)

8 серия
А тем временем радистка Кэт арестована и находится на консперативной квартире, где из нее путем жестокой игры на материнских чувствах пытаются выбить шифры. Сюда приезжает Штирлиц.

Место узнается очень просто - М. Ржевский, 6. Особняк Соловьева - один из шедевров Московского модерна

кадр из фильма (вид из М. Ржевского переулка):

а эта фотография, сделанная примерно в то же время (начало 1970-х), но из Хлебного переулка

Мало этого в следующем кадре мы видим подтверждения-подсказки:

в левой части кадра сохранившийся до сих пор почтовый ящик - летучая мышь

а в правой - саблезубый лев из камня

12 серия Вокзал в Берне.
Штирлиц провожает спасенную Кэт из Берна в Париж. И мы снова видим Рижский вокзал Москвы. Только надписи здесь совсем иные, нежели в 8 серии.

сайт решил раскрыть подробности съёмок знаменитого фильма.

В 1969 году роман Юлиана Семёнова ещё даже не вышел отдельной книгой, но сценарий «Семнадцать мгновений весны» был уже утверждён и подобран режиссёр.



Режиссер Татьяна Лиознова боролась за право снимать фильм так усердно, что Семёнову пришлось отозвать сценарий из «Ленфильма».



Актёров для своей картины она подбирала с невероятной точностью — образ должен был совпасть на все 100%. Лиознова, не соглашаясь ни с кем.


Главной конкуренткой Екатерины Градовой, сыгравшей русскую радистку Кэт, была Ирина Алферова.

На роль жены Штирлица пробовались и ленинградская певица Мария Пахоменко, и Светлана Светличная, которую позже утвердили на роль Габи, влюбленной в главного героя. Ну, а женой советского разведчика было суждено стать актрисе Театра Вахтангова Элеоноре Шашковой, которую привели на площадку за день до съемок.

В фильме могла появиться и Фаина Раневская, но Семенов не откликнулся на просьбу Лиозновой и отказался сцену с участием старой немки. Режиссер сразу решила, что в процессе съемок все сделает по-своему. Когда Лиознова и Семенов пришли к Раневской домой и показали ей сценарий, Фаина Георгиевна, прочтя его, ужаснулась. «Это что за идиотство? — воскликнула она. — Разве это можно сыграть?» И наотрез отказалась.

В фильме могла появиться и великая Фаина Раневская

Несколько кандидатур было и на роль Гитлера, на которого пробовались два Леонида: Броневой и Куравлев. Однако их фотопробы режиссера не удовлетворили, и они были утверждены на другие роли: Броневой сыграл Мюллера, Куравлёв — Айсмана. А Гитлером стал немецкий актер Фриц Диц, который еще с эпопеи «Освобождение» навечно прописался в этой роли.





Съёмки «Семнадцати мгновений весны» проходили и за границей, и в разных частях СССР. Сцену, где пастор Шлаг переходит швейцарскую границу, на самом деле снимали в Грузии. Застенки гестапо обнаружили в Бутырской тюрьме. Зоологический музей, где Штирлиц ждал Бормана, отсняли в Ленинграде. А за несколько часов до провала профессор Плейшнер начинает идти в Мейсене в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге. Помимо натурных съёмок в фильме также использовано большое количество военной документальной хроники.


Съёмки проходили и за границей, и в разных частях СССР

Музыкальные композиции «Песня о далёкой Родине» и «Мгновения» на стихи Роберта Рождественского стали бесспорным украшением картины. Однако подобрать подходящего исполнителя для них оказалось непросто.


Для записи песен приглашались: Муслим Магомаев, Валерий Ободзинский, Вадим Мулерман, Валентина Толкунова. В итоге сошлись на Иосифе Кобзоне. Однако режиссёр потребовала, чтобы он спел так, будто «в фильме и близко нет Кобзона». Певец расстроился, но всё же сделал то, о чём его просили. Вот только в титры его имя не попало, так как они были сделаны раньше, чем утвердили исполнителя.




На роль Штирлица пробовались Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов и Арчил Гомиашвили. Кандидатуру последнего, прославившегося как Остап Бендер в «12 стульях», отстаивал автор романа Юлиан Семенов. Стриженов оказался занят, а Смоктуновского не устроило, что съемки могли растянуться на два года. На роль Мюллера рассматривался Всеволод Санаев. Но отказался: «Играть фашиста не буду!» Долго искали Гитлера. Пробовался Леонид Куравлев. Неубедительно. Взяли немца, а ему дали роль одноглазого эсэсовца Айсмана. Как нам рассказал Куравлев, он был не прочь сыграть фюрера: «Но неудача! Что ж, даже гениальные артисты терпят неудачи. Лиознова всегда имела собственное мнение». Главной конкуренткой Екатерины Градовой, сыгравшей радистку Кэт, была Ирина Алферова, но она в тот момент была за границей.


На роль Штирлица пробовались Смоктуновский, Стриженов и Гомиашвили


«17 мгновений» считаются самым дорогим советским сериалом

«17 мгновений» считаются самым дорогим советским сериалом, хотя реальный бюджет картины — тайна, покрытая мраком. Более того: на съемки было потрачено столько средств, что Лиозновой не хватало денег, чтобы завершить фильм. Еще бы, ведь съемки длились два года в разных городах и странах.



Один из самых романтических эпизодов картины — встреча полковника Исаева с супругой в кафе Elefant в Германии. Хотя сцены свидания в кафе в романе Семенова не было. Ее предложил вставить Тихонов после общения с одним из разведчиков. Оказывается, многим нашим резидентам устраивались такие бесконтактные встречи с родными.

Легендарный 12-серийный художественный телевизионный фильм режиссёра Татьяны Лиозновой был снят по одноименному роману писателя Юлиана Семенова . Когда шёл фильм, улицы были пустыми — народ занимал места перед телевизором заранее, каждую серию ждали, потом обсуждали на кухнях.

Действие военной драмы происходит незадолго до того, как Германия капитулировала во Второй мировой войне — с 12 февраля по 24 марта 1945 года. Главный герой — советский разведчик Максим Максимович Исаев , он же штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц — получает важное задание. Ему нужно выяснить, кто именно из руководителей Рейха ведёт переговоры о перемирии Германии с США и Великобританией.

Режиссёр Татьяна Лиознова посвятила фильму несколько лет своей жизни. И народ это оценил: после «17 мгновений весны» режиссёру Татьяне Лиозновой пришло 12 мешков писем от зрителей и она все прочитала...

«Она большая мастерица, фанатично преданная своей профессии режиссера. — Рассказал „АиФ“ Леонид Куравлёв , сыгравший оберштурмбанфюрера СС Курта Айсмана. — Лиознова многому научила всех тех, кто с ней соприкасался. Татьяна Михайловна любила очень жесткую дисциплину. Это чувствуется на экране, кстати сказать. Ведь картина „17 мгновений весны“ — мужская картина, она не женская. Когда Лиознова входила в павильон, то наступала тишина — тишина не сказать, что мертвая, но тишина творческая. Пришла хозяйка заниматься творчеством и все знали, что она с каждого, от первого члена киногруппы до последнего члена киногруппы, потребует полной отдачи. Дисциплина — один из важных инструментов, который принёс успех картине».

Работа Лиозновой была проделана невероятная уже на стадии подготовки. Особенно тяжело давался выбор актёра для главной роли. «Штирлицами» могли стать Иннокентий Смоктуновский , Олег Стриженов , Юрий Соломин . Но главным претендентом был Арчил Гомиашвили , с которым, по слухам, у Татьяны Лиозновой тогда был роман. Как потом говорила Лиознова в интервью, в лице Штирлица она хотела видеть нечто антипатичное. Но все претенденты были заняты в других кинопроектах, а Тихонов был свободен. Сейчас уже даже трудно представить кого-то другого в роли Штирлица.

Интересное, что изначально Леониду Броневому предложили роль... Гитлера! (Кстати, на фюрера пробовался и все тот же Куравлев.)

Когда Леонид Броневой идёт по улице, вслед ему всегда разносится: «Смотри, смотри, Мюллер». Как говорит Леонид Сергеевич, ему иногда даже обидно: им сыграно огромное количество ролей в кино (более 120) и в театре, а для народа он навсегда Мюллер из «Семнадцати мгновений весны». Хотя, рассуждает актёр, с другой стороны, здорово, что у него есть роль — «визитная» карточка.

















Когда Броневой пришёл на фотопробы на роль Гитлера, оказалось, что в гриме он действительно невероятно похож на фюрера. Но супруга артиста категорически была против, чтобы муж играл лидера Третьего рейха и сказала, что согласна только на то, чтобы он сыграл группенфюрера СС Генриха Мюллера. Конечно, как говорит сам артист, не только «протест» жены повлиял на его отказ от роли Адольфа Гитлера. На самом деле личность фюрера по сценарию выписана совсем не так тонко, как Мюллера.

В «17 мгновениях весны» лидер фашистов — вечно орущий персонаж, почти карикатура. А вот роль Мюллера стала интересной актерской задачей. Броневой погрузился с головой в работу. И за полгода до начала съемок «Семнадцати мгновений весны» Леонид Сергеевич выучил не только роль Мюллера, но и роль Штирлица.

Помогла в этом Броневому жена. Виктория Валентиновна читала монолог Тихонова, а Броневой — свой. Учили слова они ночами, т.к. днем жена Броневого была на работе. Поэтому, как рассказывал потом Леонид Сергеевич, супруга его очень вымоталась за время подготовки в фильму. Но, как сказал Леонид Броневой в интервью «АиФ», ему нужно было досконально знать монологи Штирлица, чтобы «точно отреагировать, выбрать правильную интонацию, жест». Кстати, решении актёрской задачи Броневому помог даже... тесный мундир. Именно из-за неудобства костюма появился знаменитый нервный тик Мюллера. Броневому сшили мундир на два размера меньше, чем нужно, и актёру постоянно резало шею.

«Поэтому я постоянно дергался и двигал головой», — говорит Броневой. — В итоге режиссёр Татьяна Лиознова не выдержала: «Что с вами?» — «Мне трёт мундир». — «Я не об этом. А почему бы нам не сделать это краской в тех местах, где Мюллер нервничает?» И Лиознова эти моменты в картине нашла.

Кстати, реальный Генрих Мюллер был высоким худым брюнетом с носом с горбинкой. Как сказал Броневой, если бы он узнал об этом до съёмок, то отказался бы от роли.

А вот Олег Табаков , наоборот, оказался невероятно похож на бригаденфюрера СС Вальтера Шелленберга. После выхода фильма на экраны Олегу Павловичу написала из Германии племянница Шелленберга, она говорила, что они всей семьёй с удовольствием каждый раз пересматривают фильм, т.к. родне приятно ещё раз увидеть «дядю Вальтера».

Легендарный сериал «17 мгновений весны» настолько полюбился зрителям, что персонажи картины стали жить собственной жизнью: народ сочинил огромное количество анекдотов про сладкую парочку «Штирлиц-Мюллер».

« Стой, кто идёт?!

— Дождь, сказал Штирлиц и забарабанил пальцами по стеклу».

«Штирлиц как-то решил разыграть Мюллера на 1 апреля. „Мюллер, а вы знаете, что я — русский разведчик?“ — „Не знаю!“, — в свою очередь, разыграл Мюллер Штирлица».

По признанию Леонида Броневого, его самые любимые анекдоты — тоже именно про Штирлица и Мюллера. Некоторые можно считать даже признанием в народной любви к актёрам, говорит Леонид Сергеевич. Например, «Штирлиц выстрелил в Мюллера. Пуля отскочила. „Броневой“, — подумал Штирлиц».

Прошло более сорока лет с премьеры «Семнадцати мгновений весны», фильма, ставшего легендой сразу после выпуска.

Предлагаем вам познакомиться с удивительными фактами, ставшими частью истории создания этой ленты.

1. Эффект присутствия

Многие зрители задавались вопросом: почему «Семнадцать мгновений весны» вышел черно-белым, ведь в 1973 году цветные фильмы активно выпускались, хоть и телевизоры с передачей цвета были далеко не у всех. Татьяна Лиознова намеренно добивалась сходства с документальной лентой, поэтому в фильме использовано немало материалов с военными хрониками, которые по умолчанию не могли быть цветными. Если бы отснятые съемочной командой фрагменты отличались атмосферой от документальных, это лишило бы фильм эффекта присутствия.


2. Без «Славы»

Когда Штирлиц раскладывает на столе спички, на самом деле в кадре появляются руки художника Феликса Ростоцкого. Все дело в том, что на тыльной стороне кисти Вячеслава Тихонова красовалась большая чернильная татуировка «СЛАВА» – привет из молодости. Понятное дело, у Штирлица такой отметины быть не могло, но ни один грим не мог ее спрятать. Кстати, шифровки за профессора Плейшнера тоже писал Ростоцкий. Нет, на руке у Евгения Евстигнеева не было татуировки «ЖЕНЯ» – во всем виноват отвратительный почерк актера.


3. Под взглядом с Лубянки

При создании фильма особое внимание уделялось исторической достоверности, так что в качестве консультантов были наняты настоящие сотрудники Лубянки. По просьбе Юрия Андропова, в тот момент возглавлявшего КГБ, их фамилии были вырезаны из титров.


После просмотра финальной версии фильма консультанты нашли в действиях героев фильма противоречия с должностной инструкцией НКВД, однако решением цензуры было оставить спорные моменты, ведь Штирлиц должен был стать кумиром советских граждан.

4. Нестандартные воины СС

В погоне за исторической достоверностью кураторы фильма выявили практически анекдотичную ошибку. Просматривая отснятые эпизоды с немецкой армией, кто-то из консультантов заметил, что всех воинов СС из массовки играют актеры с типично еврейской внешностью. Разразился скандал, и из Эстонии в срочном порядке прислали несколько десятков курсантов-пограничников, как на подбор голубоглазых и белокурых.


5. Сделано в СССР

Каждый наряд шился лишь после одобрения консультанта по одежде – бывшего разведчика полковника Брауна, который знал специфику немецкой формы вплоть до мельчайших тонкостей. А вот немецкий художник по костюмам с заданием не справился и обрядил статистов в абсолютно противоречащую исторической достоверности форму. Тогда из СССР прислали 60 ящиков с формой от советских портных. Когда одетая в нее массовка вышла на съемочную площадку, обомлели сами немцы – даже самый дотошный специалист не нашел бы отличий от оригинальных костюмов эсэсовцев.


6. Неожиданный кадр

Сцена со Штирлицем и собакой – чистой воды импровизация. Когда Тихонов парковал «Мерседес» в дворике, гулявший неподалеку с хозяином пес прибежал и сел рядом с актером. Тот не растерялся и начал работать с дворнягой под прицелом камер: «Чей же ты, дурашка?». Пес сам подошел и ласково ткнулся носом в ладони. Сцена показалась режиссеру очень удачной, и ее включили в сценарий.


7. Кинопросмотр для кубинского правительства

Говорят, что Фидель Кастро был большим поклонником этого сериала. Как-то раз несколько дней подряд на вечерние заседания правительства Кубы не являлся ряд ключевых чиновников. Выяснилось, что министры украдкой сбегали со службы словно школьники, чтобы посмотреть новый эпизод «Мгновений». Будучи мудрым лидером, Фидель не стал наказывать подчиненных, взамен устроив для правительства коллективный показ фильма, занявший 14 часов.


8. За что Тихонова чуть не арестовали

Оказывается, Вячеслава Тихонова могли арестовать во время съемок в ГДР. Как-то раз актер то ли забыл, то ли поленился переодеться и отправился на съемочную площадку в форме СС. Жители Восточного Берлина в возмущении чуть не сдали Штирлица в полицию, однако на шум прибежали члены съемочной группы и объяснили встревоженной общественности ситуацию.


9. Как «Веселый Роджер» не дал Дурову выехать за границу

Съемки сцены с убийством гестаповца Клауса должны были проходить в ГДР, но исполнителя роли, Льва Дурова , отказались выпускать за границу. Ему нужно было получить согласие выездной комиссии, но на «экзамене» актер провалился: на просьбу описать советский флаг он начал рассказывать про пиратский «Веселый Роджер», а после вопроса о столицах союзных республик перечислил города, не имевшие к ним никакого отношения. В результате комиссия отклонила запрос Дурова с формулировкой «за плохое поведение», а Клаусу пришлось умирать где-то в лесах Подмосковья.


10. 20 спокойных вечеров

По данным Гостелерадио, премьеру «Семнадцати мгновений весны» посмотрели более 200 миллионов зрителей. На протяжении двенадцати вечеров улицы городов СССР резко пустели, снижалось потребление воды, падал даже уровень преступности – все люди были прикованы к экранам.


11. Необычный голос Кобзона

Когда Микаэл Таривердиев написал музыкальное сопровождение к фильму, перед Лиозновой встал вопрос, кого выбрать исполнителем. Свои версии композиций предложили Муслим Магомаев , Валентина Толкунова и Валерий Ободзинский – режиссер забраковала их всех. Кто-то посоветовал Татьяне кандидатуру Иосифа Кобзона , но та резко ответила: «Чтобы Кобзона и близко в фильме не было!». Певец обиделся, однако позже выяснилось, что Лиознова не собиралась оскорбить его талант, просто фирменная «кобзоновская» манера исполнения не подходила для ленты. Поэтому в культовых «Не думай о секундах свысока» и других композициях из фильма звучит так непохожий на привычный тембр Кобзона голос – певец предложил с десяток вариантов в разном исполнении.


12. 100 белых рубашек для Штирлица

Кстати об одежде: на съемки в ГДР Штирлицу пришлось взять сотню белых рубашек. Костюмера за границу не позвали в целях экономии бюджета, а стирать было некому, поэтому каждый съемочный день Тихонов начинал в новенькой сорочке.


13. Убедительный Мюллер

Пробы на роль Мюллера завершились после прослушивания Леонида Броневого , который на тот момент был известен как актер театра и не имел ни малейшего понятия о тонкостях киношной работы: выгодных ракурсах, эффектных поворотах. Ему просто дали роль, с которой он в результате блестяще справился. Перед этим он пробовался на роль Гитлера, но, как признавался сам актер, «Я этого антихриста не осилил, сама моя натура была против».


Лиознова была в восторге от своего выбора, особенно восхищало ее умение Броневого подчеркнуть нервный характер начальника Гестапо – тот время от времени как-то странно дергал шеей. Потом оказалось, что нервный тик Мюллера – вовсе не авторская находка актера; воротничок его рубашки просто был слишком тесным и причинял неудобство. Эта незаметная деталь настолько вписалась в образ, что Мюллер все-таки стал неврастеником, хотя рубашку посвободнее Броневому все-таки выдали.


Редакция рекомендует вам познакомиться со статьей об актерах-фронтовиках , которые отстаивали свободу нашей страны с автоматом в руках.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен