Звук с сь логопедическое занятие тема транспорт. Конспект логопедического занятия "буква и звук с"

Тема: Звук «С».

Цели:

- Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука «с».

Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.

Продолжать учить произносить звук «с» в прямых слогах.

Упражнять в определении наличия звука в слогах.

Закрепить названия основных и оттеночных цветов.

Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

Оборудование:

Большой конверт с вложенными в него разноцветными конвертами с заданиями; картинки-символы к артикуляционным упражнениям; схемы артикуляции звука «с»; карточки для упражнения «Доскажи словечко»; картинка «Соня»; трафарет «Пузыри» (разные по размеру круги); картинки-половинки: лиса, бусы, коса, весы, оса, часы, колесо.

1. Организационный момент.

Логопед . Мне сегодня передали конверт и сказали открыть на занятии. Давай те узнаем, что же в этом конверте? Может это письмо от кого- нибудь?

2. Открываем конверт . Но что это?! В нём ещё конверт, синего цвета! А в этом конверте какие-то картинки. Что же они означают? Посмотрите-ка, язычок ваш обрадовался. Давайте сделаем гимнастику для язычка и посмотрим что будет дальше(дети выполняют упражнения).

3. Тут ещё один конверт . Какого он цвета? (Жёлтого) . Откроем его. В нём схема. Нужно попытаться эту схему прочитать. Поставь зубки заборчиком, язык спрячь в кроватку за нижние зубы, приподними язычок горкой и спусти ветерок. Что же получилось? (ребенок выполняет действия и произносит звук «с».

4. Вынимай следующий конверт . Какого он цвета? (Оранжевого) . Открой его аккуратно: с-с-с. Из конверта высыпались карточки. Давайте попробуем с ними разобраться. Под картинкой написано «глобу». Не понятно! Наверное, нужно слово закончить, а поможет нам звук «с». Итак, я читаю слово, а вы в конце произносите звук «с». Логопед проговаривает слово без последнего звука).

5. Что бы звук больше не терялся, поймайте его и крепко сожмите в кулачке. Слушайте внимательно. Как только услышите звук «с», сожмите крепко кулачок: фа, са, та, ши, хы, фу, зу, фо, со, шо. Какой звук мы сейчас ловили?

6. Логопед . Достань из большого конверта красный конверт. Что в нём лежит? (Фотография .) На фото Соня пускает пузыри. Я хочу вас научить пускать пузыри.Нужно обвести трафарет и произнести: с-са. Вот и получился первый пузырь (аналогично отрабатываются слоги с-сы, с-сэ, с-со, с-су.)

7. А это какой конверт? (Голубой. ) Посмотрите, здесь какие-то половинки. Давайте попробуем из них составить целые картинки. Я начну, а вы мне поможете. Вот первая половинка: бу. Кладите вторую половинку и договаривайте слово: сы. Теперь соберём следующую картинку: о-са, ли-са, ве-сы, коле-со, ко-са, ча-сы.

8. Вынимай следующий конверт. Какого он цвета? (Фиолетовый. ) Ой, сколько картинок из него высыпалось! Давайте их рассмотрим (комод, стакан, ягодка, яблоко, ножницы, конфета, замок, и тд.) Найдите среди этих предметов только железные, красные, острые, деревянные, съедобные, хрупкие.)

9. У нас остался последний конверт розового цвета, а в нём шнурок с узелками. Чтобы каждый шнурок развязать, нужно произнести волшебные слова: са-са, су-су, со-со, са-са, сы-сы, сэ-сэ, сы-сы, сэ-сэ, су-су. Ребёнок повторяет за логопедом пары слогов.

10. Большой конверт пустой. Осталось узнать, кто же прислал нам эти задания?

Узнать не сложно.

Вот вопрос:

У кого длинный нос?

Дружит ор с Пьеро, с Мальвиной.

Кто же это? (Буратино. ) Логопед разворачивает конверт, на внутренней стороне изображён Буратино.

11. Итог занятия. Логопед: Оказывается, Буратино решил проверить, справитесь ли вы с его заданиями. Но у вас был замечательный помощник-звук, который вы так красиво произносили. Какой это звук? «с».

Конспект Логопедического занятия Звуки [с] и [с’]

Подготовила Елена Наследова

Тема: Звуки [с] и [с’].

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

  • Учить детей различать звуки [с] и [с’];
  • Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
  • Продолжать обучать детей звуковому анали­зу слов;

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического слуха;
  • зрительной, слуховой памяти и внимания;
  • развивать артикуляционную моторику.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: предметные картинки, зеркала, книга.

Предварительная работа: знакомство со звуком буквой и звуком [с]

I . Организационный момент.

– Начнем мы сегодня занятие с «Гимнастики для ума». Ответьте мне на вопросы:

  • Самая болтливая птица (сорока).
  • Ночная птица (сова).
  • Число, следующее за числом шесть (семь)
  • Птица с желтой грудкой (синица)
  • Усатая рыба (сом)
  • Что видим, когда спим (сон)
  • Цвет моря (синий)
  • Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)

Какие звуки часто повторялись в словах? (Звук [с] и [с’]).

– Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [с] и [с’] и искать слова, в которых эти звуки встречаются.

II . Основная часть

А чтобы правильно произносить эти звуки надо сделать упражнения для губ и язычка.

1. : упражнения «Лягушка», «Слоник», «Лопаточка».

2. Игра «Гости»

– Посмотрите к нам пришли гости. А вы хотите узнать, как их зовут?

– Я вам подскажу. Имя девочки начинается со звука [с] Как ее могут звать? (Света, Соня Снежана)

А имя мальчика начинается со звука [с’]. Как зовут мальчика? (Сема, Сережа).

– Какой звук вы слышите в начале слова Соня? (звук [с])

Дима, дай характеристику звуку [с]. (Звук [с]- согласный, твердый, глухой, свистящий обозначаем синий фишкой)

– А в слове Сема? (звука [с’])

– Ева дай характеристику звуку [с’]. (Звук [с’]- согласный, мягкий, глухой, свистящий обозначаем зеленой фишкой)

– В чем сходство между звуками [с] и [с’]? (оба звука согласных, глухих, свистящих)

– А в чем разница между ними? (Звук [с] – твердый, а звук [с’]- мягкий).

3. Игра «Угостим гостей».

– Наши гости проголодались, я для них приготовила угощения. Давайте угостим их.

– Соню угостим угощениями со звуком [с].

– Чем угостим Соню? (Соню угостим мясом, салом, маслом, соком).

А Сему угостим угощениями со звуком [с’].

– Чем угостим Сему? (семечками, селедкой, персиком, апельсином).

– А чем еще можно угостить Соню и Сему? (сливой, сливками, киселем).

Гости наши теперь сыты.

4. Игра «Расселим животных».

– Посмотрите, Соня и Сема принесли нам книгу. Книга эта о животных, но звери все убежали. Давайте поможем расселить животных в книгу. Посмотрите в книге одна страница синяя, а другая зеленая. Если слышим звук [с] в названии животного, то поселяем его на синюю страничку, а если слышим звук [с’] то на зеленую страничку.

– Кого мы поселили на синюю страничку? (собаку, свинью, лису) – Кого мы поселили на зеленую страничку? (поросенка, лося)

Соня с Семой немного устали давайте поиграем в мяч.

III . Динамическая пауза. Игра с мячом «Назови детеныша»

Свинья- поросенок, лось- лосенок, сова-совенок, крыса-крысенок, лиса- лисенок, сорока-…, соболь-….рысь-…

IV . Закрепление материала.

Игра «Магазин»

– Соню мама послала в магазин и попросила купить там все, что начинается со звука. Возьмите синий карандаш и закрасьте бантики около этих предметов.

– Какие предметы нашел Артем? (скакалку, самосвал, стул)

А какие предметы увидела Вика? (стол, самовар, сок)

(практическое выполнение задания)

Звуковой анализ слов.

– Ребята нашим гостям пришла пора возвращаться домой давайте выложим их имена с помощью фишек.

(выкладывание слов)

Молодцы все справились.

V . Итог

– Пришла пора нам возвращаться в группу. С какими звуками мы произносили и искали слова сегодня? (звуками [с] и [с’]).

Оценивание деятельности учащихся

Список используемой литературы:

1.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.-М.: «Мозаика – Синтез», 2006.-96с.

2. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учимся говорить и писать (конспекты фронтальных логопедических занятий).- М.: «Гном» 2001г., 79с

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Занятие в старшей группе компенсирующей направленности.

Тема: Звук С.

Цель: закрепление правильного произношения звука С в слогах, словах, фразах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Познакомить детей со звуком С, его характеристикой по акустическим и артикуляционным признакам;

Закрепить умение выделять первый согласный звук в слове;

Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже;

Обучать звуковому анализу слов;

Упражнять в составление предложений по опорным картинкам и схеме предлога («на», «под», «к», «от»).

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематический слух, слуховое внимание, мышление

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование : предметные картинки: сова, стакан, сорока, стол, собака, сом, сук, дерево, ветка, скворец, соловей, стриж, самолёт; буквы, символы звуков; звуковые домики; схема предлогов: «на», «под», «к», «от».; игрушка-слонёнок.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы умеем сердиться,

Мы умеем огорчаться,

Но мы любим улыбаться!

II. Постановка цели занятия.

Игра «Назови лишний предмет»

Клён-дуб-сова; стакан-платье-рубашка; волк-сорока-медведь; лимон-груша-самолёт; стол-тарелка-ложка; ёжик-собака-белка; диван-шкаф-соловей; сом-лошадь-корова; тапочки-скворец-туфли; яблоко-банан-стриж.

(выставляются картинки)

С каким звуком мы будем знакомиться?

III. Артикуляция и характеристика звука С.

Артикуляция звука С (губы в улыбке, язык внизу, «горочкой»)

Характеристика звука С (согласный, твёрдый)

Речевая зарядка.

са – су- сы ска – ску – ско сма – смо- сму

ас – ос – ус ста – сто – сты спа – спо – спу –спы

IV. Выделение звука С из ряда звуков и слов.

Игра «Лови звук»

Логопед. Я сейчас проверю.

Всегда ли ваши,

Ушки на макушках,

Слышат хорошо.

  1. с, п, к, с, м, т,…
  2. Собака, туфли, сом, самолёт, сова, кот, нос, топор, лиса, паук, косы…

Логопед. Вы слушали внимательно.

И хлопали старательно.

V. Употребление существительных в родительном падеже.

Игра «скажи со словом «много».

Сова - много сов; сом – много сомов; собака – много собак; лиса – много лис; сорока – много сорок; соловей – много соловьёв; скворец – много скворцов; самолёт – много самолётов.

VI. Физкультминутка.

«Самолёт»

Сам, сам, самолёт

Тут и там самолёт.

Самолёт близко-далеко,

Самолёт низко-высоко.

VII. Составление предложений по опорным картинкам и схеме предлога.

Сова сидит на суку.

Стакан стоит на столе.

Спички лежат на столе.

Стриж сидит на ветке.

Сорока ходит под деревом.

Соловей летит к дереву.

Соловей летит от дерева.

Скворец летит к скворечнику.

Логопед. Скоро, ребята мы тоже будем вешать скворечник на нашем участке.

Как вы думаете, к нашему скворечнику прилетят скворцы?

Конечно, прилетят, и мы будем радоваться их пению.

VIII. Знакомство с буквой С.

IX. Анализ и синтез слогов и слов: СА, СО, СОК, СОМ,

Нарушения речи у младших школьников имеют разные причины, различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.

Нередко у школьников, которые имеют нарушения речи, наблюдаются следующие признаки:

  • бедность словарного запаса,
  • нарушения грамматического строя речи,
  • связной речи,
  • несформированность звукопроизношения,
  • неполноценность фонематического восприятия.

При всем разнообразии имеющихся у школьников речевых дефектов можно условно выделить группы детей с фонетической или фонетико-фонематической недостаточностью. К таким нарушениям относятся: дислалии, ринолалия и дизартрия.

Другую группу составляют дети с общим недоразвитием речи (алалия, ринолалия, дизартрия).

Расстройство письменной речи (чтения и письма) у школьников с нарушениями речи — явление очень распространенное. Оно обусловлено нарушениями устной речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений: фонематических, морфологических и синтаксических.

В школе у учащихся младших классов встречается дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких специфических ошибках: замены рукописных букв, графически сходных в-д, л-м, ц-щ, замены букв, обозначающих фонетически сходные звуки, например: т-д, п-б, г-к, с-з. Искажения звуко-буквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления, персеверации, контаминации букв, слогов, например: (весена вместо весна, стана вместо страна, кулбок вместо клубок).

Искажение структуры предложения: раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации слов, (например, изтеплых стран летят грачи – из теплых стран летят грачи.)

Аграмматизмы на письме (например, много карандашов, нет ключов, на ветков) вместо много карандашей, нет ключей, на ветках.

Основываясь на современные представления о сущности дисграфии, наиболее существенным критерием классификации дисграфии является несформированность той или иной психической функции, несформированность определенных операций письма.

С учетом этого критерия можно выделить следующие виды дисграфии:

1. — это форма дисграфии на фоне расстройства устной речи.

Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.

Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, если они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи.

2. Дисграфия на фоне нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем) — акустическая дисграфия .

Этот вид дисграфии проявляется в заменах, пропусках букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме, чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты входящие в их состав (Б-П, Д-Т, С-З, и другие, Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ц-Т, Ц-С, С-Ш, З-Ж, а также гласные О-У, Е-И).

Механизм акустической дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков. При этом произношение у детей является нормальным. Неточностью кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесения с буквой.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза .

Механизмом явлется нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза:

  • деление предложений на слова,
  • слогового и фонематического анализа и синтеза.

Несформированность анализа предложений на слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов, в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.

Искажения звуко-буквенной структуры слова, обусловленные несформированностью фонематического анализа и синтеза, который является наиболее сложной формой языкового анализа.

4. Аграмматическая дисграфия .

Этот вид проявляется в аграмматизмах на письме, обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи. Аграмматизмы на письме проявляются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

5. Оптическая дисграфия .

Обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма: искаженное воспроизведение букв на письме, замены и смешения графически сходных букв, чаще всего смешиваются буквы, отличающиеся одним элементом(П-Т, Л-М, И-Ш,) или смешиваются буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (В-Д, Э-С), зеркальное написание букв, письмо справа налево.

Предлагаю вам из опыта своей работы конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «С» и буква «С». Занятие можно применять на логопедических занятиях по коррекции чтения и письма у младших школьников, имеющих артикуляционно-акустическую дисграфию с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Конспект логопедического занятия: Автоматизация звука [С] и буква С

Цель: Закрепление правильного произношения звука [С].

Коррекционные задачи:

1. Образовательные:

Уточнить артикуляцию звука «С» в слогах, словах, предложениях;
- закрепить правильное произношение звука «С»
- развитие фонематического слуха;
- обогащать словарный запас;
- совершенствование навыков звуко-буквенного анализа.
- закрепление умения анализировать предложения.
- развитие общей моторики.
- развитие связной речи.

2. Развиващие:

Развивать слуховое, зрительное восприятие, память, внимание;
- формировать самоконтроль за речью.

3. Воспитательные:

Воспитывать организованное поведение во время урока;
- формировать активность и самостоятельность на занятии;
- прививать внимание к красивой и правильной речи.

Оборудование: карточка с изображением самоката и насоса, игрушки-Снегурочка и Снеговик, иллюстрированные картинки по данной теме, карточки со словами для придумывания новых слов.

Ход логопедического занятия.

Вводная часть.

1. Организационный момент.

Встали прямо, а теперь тихонько сели, выпрямили спинки, улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начинаем занятие.

Здравствуйте ребята!

Скажите, какое сейчас время года? (Зима.)

Какой месяц? (Декабрь.)

Какая погода? (Холодная, зимняя.)

А какое у вас сегодня настроение? (Хорошее.)

2. Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения для воздушной струи.

«Подуем на снежинки». Набрать воздух, с силой подуть на снежинку.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик.

Упражнения для губ.

«Покажи зубки». Губы в улыбке, зубы видны, удержать в таком положении на счет 3-4 не напрягаясь

Губы вперед на счет /У/.

Губы улыбаются, губы вперед /И-У/.

Упражнения для языка

1) «Накажем непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить пя-пя-пя… Удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.

2) «Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить нижние зубы, делая сначала движение языком из стороны в сторону, потом снизу-вверх».

Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник приближается? (Новый год.)

Посмотрите, к нам в гости пришли сказочные персонажи: Снегурочка и снеговик, они принесли нам подарки, разные сладости: сайки, сушки, кексы, круассаны, шоколадное масло, ананасовый сок, а также игрушки для детей: самокаты для мальчиков и куклы для девочек.

Пусть Снегурочка и Снеговик погреются, а мы поговорим:

Ребятам очень понравились подарки снеговика и Снегурочки, разные сладости: сайки, кексы, круассаны, ананасовый сок.

А мальчикам также понравились подарки: самокаты и скейнворд.

Скажите, какой одинаковый звук слышится в названиях подарков?

Правильно, звук «С».

Звук «С» похож на то, как воздух выходит из насоса, когда накачиваем колесо самоката: «С-С-С».

Ребята решили накачать колеса у самокатов, чтобы они лучше ездили.

3. Развитие общей моторики.

Давайте мы с вами тоже попробуем помочь мальчикам накачать колесо самоката и покажем, как работает насос: «С-С-С».

Руки поднимаем вверх, производим движения руками вверх-вниз

Итак, сегодня мы с вами будем работать над звуком «С».

4. Закрепление правильной артикуляции звук «С»:

Давайте возьмем зеркало и посмотрим, как расположены органы артикуляционного аппарата при произнесении звука «С».

Губы улыбаются.

Зубы на маленьком расстоянии.

Боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.

Язык широкий. Он упирается в нижние зубы, посередине языка-канавка.

Горлышко не гудит.

Дуем на кончик языка «С-С-С».

При произнесении звука «С» ощущается холодная струя воздуха.

Давайте мы с вами произнесем звук «С».

Молодцы! Звук «С» получился.

5. Характеристика звука «С»:

Звук «С» согласный, парный, бывает твердый, а бывает и мягкий, если после согласного стоят гласные первого ряда А О У Ы Э, то звук «С» твердый, а если после согласного стоят гласные второго ряда Я Е Ю И Е или Ь, то звук мягкий.

А как вы думаете звук «С» звонкий или глухой?

Давайте проверим, приложим ладонь тыльной стороной к горлышку и произнесем звук «С», скажите, горло дрожит, голос песни поет или горлышко не дрожит, голос спит?

Звук мы слышим и произносим.

6. Определите звук «С».

Я буду произносить звуки, а если вы услышите среди них звук «С» поднимите руку:

А-И-У-О-В-Н-С-Т-Х-Ш-А-Ф-ЛЬ-З-Ш-С-Щ-Ч-ЛЬ-ТЬ-ЗЬ-Ы-Щ-Ц-С.

Определите звук «С» в словах, я буду называть слова, а вы если услышите звук «С» в словах, то хлопните в ладоши: сад, дерево, рак, сок, кран, коса, мясо, конфета.

Я буду называть слова и показывать картинки, если в них слышится звук «С», то отложите эти картинки себе, а те картинки, в которых нет звука «С» отложите в сторону: сом, капуста, кот, слива, дом, снеговик, сахар, гусь, сапог, снежинка.

Давайте поиграем в игру «Улиточки». (Если звук «С» находится в начале слова, то «Улиточка» в начале полоски, если звук в середине слова, то «Улиточка» в середине полоски, а если звук находится в конце слова то «Улиточка» в конце полоски.

Игра «Вагончики». (Если в вагончике одно окошко, то один слог, если в вагончике два окошка-то два слога, если в вагончике три окошка-три слога, если в вагончике четыре окошка-четыре слога.)

Выберите три любых слова со звуком «С». (Сом, масло, капуста.)

Итак, в слове сом звук «С» находится в начале слова, в слове сом один слог.

Физкультминутка.

На кокосы, на кокосы,
Налетели мы, как осы. (Руки поднимаем вверх)
А кокосы далеко, далеко, (Прыжки на двух ногах)
А кокосы высоко, высоко.

Пальчиковая гимнастика «Зайцы».

Скачет зайка косой
(«зайчик» правой рукой).
Под высокой сосной.
(«дерево» правой рукой).
Под другою сосной
(«дерево» левой рукой).
Скачет зайка второй.
(«зайчик левой рукой»).

7. Знакомство с буквой «С».

Мы произносили звук «С», он похож на то, как работает насос.

У звука «С» есть свой письменный знак.

Послушайте стихотворение И.Блюмкина про букву «С».

Купил я сушек килограмм,
А в нем все сушки пополам.
Смешно смотреть на сушки.
Все буквы «С» подружки.

Вот так, буква «С» похожа на половинку сушки, букву мы видим и пишем.

Давайте попробуем нарисовать букву «С» в воздухе, можно попробовать сложить ее из ниточек или вылепить из соленого теста.

8. Звуко-буквенный анализ слов.

Давайте нарисуем стакан с соком.

А теперь давайте проведем звуко-буквенный анализ слова СОК цветными карандашами, определим, сколько гласных в слове, сколько согласных звуков, сколько слогов.

В слове СОК три звука, три буквы, один гласный звук, два согласных звука,
один слог.

С — согласный, парный, глухой, твердый.
О — гласный, ударный
К — согласный, парный, глухой, твердый.

9. Развитие языкового анализа и синтеза.

Придумывание слов из слогов.

а) Посмотрите — это карточка, где написаны слоги:

СА-…, ЛИ-…,…-СА, …-СА, …СА, …-СА.

Придумайте слова и допишите слоги. Получившиеся слова прочитайте и объясните значение каждого слова (сапог, лиса, полоса, колбаса, коса.).

б) Сложение слов из слогов.

Посмотрите, здесь на этой карточке написано слово из слогов:

СА-КАТ-МО (самокат)

Составь из слогов слово, объясни значение этого слова.

Посмотрите, как я произношу это слово, потом вы произнесите, глядя на себя в зеркало. (Закрепление правильной артикуляции звука «С»).

Слово произносим медленно и записываем в тетрадь по слогам.

Скажите, о каком звуке мы с тобой сегодня говорили?

О звуке «С».

На что похож звук «С»? (На то, как работает насос: «С-С-С».)

Скажите, у звука «С» какой свой письменный знак? (Буква «С».)

На что похожа буква «С»? (На половинку сушки.)

Скажите, а чем отличается звук от буквы?

Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

Найдите букву «С» в разрезной азбуке и покажите ее.

10. Работа с предложением.

Посмотрите на картинку, кто нарисован на картинке?

Снегурочка.

Скажите, что принесла Снегурочка детям? (Подарки.)

Какие подарки? (Новогодние).

Составьте предложение по картинке.

Снегурочка принесла детям новогодние подарки.

Скажите, сколько слов в предложении получилось? (Пять слов.)

Давайте составим графическую схему предложения.

Слово Снегурочка с какого звука начинается? (Со звука «С».) Напишите в тетради букву «С».

Молодцы, сегодня на занятии вы очень хорошо работали и со всеми заданиями справились, скажите, что на занятии вам больше всего понравилось?

Янкина Наталья Валерьевна,
учитель-логопед МБОУ СОШ №1,
г. Новый Уренгой, ЯНАО

Литература:

1. Р.И. Лалаева Л.В. Ведиктова «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников». Издательство «Союз» Санкт-Петербург 2001 года.
2. «Загадки в картинках». Издательство Астель г. Москва.
3. Е.В. Колесникова «От звука к букве». Серия «Опыт работы практического педагога». Москва 2011 год.
4. Т.А. Ткаченко «Логопедическая энциклопедия». Москва ООО ГД «Издательство Мир книги»; 2008 год.
5. Т.А. Ткаченко «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи». Москва «Издательство ГНОМ и Д» 2004.
6. М.В. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения». Москва «Просвещение» 1989».