Вы — слабое звено. В России делают лучшие интеллектуальные шоу

25 лет назад у нас еще не было так много кинотеатров и развлекательных центров, как сейчас, поэтому телепередачи были излюбленным способом весело провести время.

Особенно нам нравились телевизионные викторины, соревнования и конкурсы. Их можно было не только смотреть, но и поболеть за понравившихся участников. Некоторые передачи любимы народом так, что их показывают до сих пор.

Любовь с первого взгляда

Трое парней и трое девушек отвечают на каверзные вопросы телеведущих, но только одна пара в конце получает главный приз. Это романтическое шоу просуществовало на канале РТР 8 лет и было так популярно, что спустя несколько лет его неоднократно пытались возродить другие телеканалы. Но успеха оригинальной передачи им повторить не удалось.

Брэйн ринг

Однажды у Владимира Ворошилова родилась идея: а что, если придумать передачу, похожую на его родную «Что? Где? Когда?», но с двумя командами? Через некоторое время он реализовал свой замысел, и игра так полюбилась народу, что ее стали выпускать регулярно. Интеллектуальные бои команд, где время ответа на вопросы было ограничено, буквально приковывала к экранам весь честной народ.

Звездный час

Эта увлекательная передача существовала на телевидении 10 лет и проходила в формате интеллектуальной игры, а ее ведущим был Сергей Супонев, который как никто умел находить с детьми общий язык. К сожалению, после трагической гибели Сергея, передача закрылась. Продюсеры так и не смогли найти ему достойную замену.

Счастливый случай

Эта телевикторина пользовалась большим успехом у семейных людей, потому что принимать участие в ней можно было составом всей семьи. Передачу показывали очень долго, а закрыли по нелепой причине. Фирма, которой принадлежали права на передачу, решила выпустить по ее мотивам настольную игру. Но качество печати оказалось настолько низким, что начал падать рейтинг всей программы.

Устами младенца

Участие в этой забавной игре принимали супружеские пары. Они разбивались на команды и за ограниченный промежуток времени старались разгадать как можно больше загадок. А загадки задавали им маленькие детишки, что было очень мило и увлекательно.

Угадай мелодию

Ведущий проверяет музыкальную грамотность участников и оценивает ее по курсу Центробанка России. Эту игру неоднократно закрывали, но наши зрители так увлечены музыкой, что передача постоянно возрождается. Примечательная черта передачи – в студии играет живой оркестр.

Зов джунглей

Под развеселую музыку среди ярких декораций дети увлеченно бегали, прыгали, лазили, а командовал этим парадом наш любимый Сергей Супонев. Игра была похожа на «Веселые старты» с яркими призами, в которых участвовали две команды школьников. Дети увлекались ею в течение 9 лет, пока ее не постигла та же печальная участь, что и передачу «Звездный час».

L-club

Передача была придумана Леонидом Ярмольником и названа в честь него. Леонид вспоминает, что задумывал ее, как познавательно-развлекательную, собирался показать зрителям весь мир. Но в итоге увлекся другим проектом и забросил ее. Зато мы надолго запомнили, как логотип телекомпании BИD в конце передачи превращался в лицо Ярмольника и показывал язык.

Два рояля

В этой музыкальной передаче между собой соревновались две команды, в каждую из которых обязательно входил пианист. Кто угадал больше песен – тот и победил. Передача транслировалась не очень долго, но завоевала определенное число поклонников. К сожалению, в настоящий момент ее уже не показывают.

Поле чудес

Это легендарное шоу пришло к нам из Америки, но благодаря чудной и обаятельной манере общения Леонида Якубовича оно завоевало популярность куда большую, чем в свое время оригинал. Редко какая передача может похвастаться такой всенародной любовью. Ведь участники разгадывают слова, выигрывают призы и обмениваются с Якубовичем разными удивительными подарками уже 25 лет.

19 февраля 2016

Различные шоу, в которых участники соревнуются в силе ума, являются одной из самых главных составляющих развлекательного телевидения. «Телепрограмма» вспомнила самые рейтинговые интеллектуальные игры российского ТВ

Различные шоу, в которых участники соревнуются в силе ума, являются одной из самых главных составляющих развлекательного телевидения. «Телепрограмма» вспомнила самые рейтинговые интеллектуальные игры российского ТВ.

«Что? Где? Когда?»


Источник: Instagram

Первый выпуск программы вышел в эфир в 1975 году. Проект был придуман режиссёром Владимиром Ворошиловым и редактором Наталией Стеценко. Ворошилов также был бессменным ведущим передачи вплоть до декабря 2000 года. Суть игры заключается в интеллектуальном противостоянии телезрителей и знатоков. Объединение всех, кто принимал участие в игре «Что? Где? Когда?», до распада СССР называлось «интеллектуальным клубом», а после событий 1991 года стало именоваться «интеллектуальным казино». Почти в каждой стране СНГ появились свои версии игры. Также шоу выходило на итальянском, болгарском, турецком и американском телевидении. С 1990 года все игры серии «Что? Где? Когда?» проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду. Телепрограмма не раз была награждена премией «ТЭФИ». А Владимир Ворошилов был посмертно удостоен награды «За личный вклад в развитие отечественного телевидения».

«Брэйн ринг»


Данная телеигра - это ещё одно детище Владимира Ворошилова. Мэтр отечественного телевидения задумал этот проект ещё в 1980 году. Первый выпуск передачи вышел в эфир 10 лет спустя - в 1990 году. С 1991 года программу вёл магистр «Что? Где? Когда?» Андрей Козлов. Отличительной особенностью интеллектуального шоу «Брэйн ринг» стало участие в соревновании двух команд. Наградой за победу в цикле игр являлся приз, который назывался «Золотой Брэйн». В отличии от «Что? Где? Когда?» на съёмках «Брэйн ринга» присутствовали в большом количестве зрители - на построенных специально трибунах размещалось несколько тысяч человек. В «Брэйн ринг» играли многие известные знатоки «Что? Где? Когда?». В разное время на полях интеллектуальных телевизионных сражений встречались Александр Друзь, Максим Поташёв, Владимир Белкин, Елена Кисленкова, Борис Бурда и другие профессиональные игроки.

«Своя игра»


Источник: globallookpress.com

Эта популярная телевизионная викторина является аналогом американского шоу «Jeopardy!», что переводится, как «Рискуй!». Премьера «Своей игры» состоялась весной 1994 года. Главный помощник игроков на этой программе - эрудиция, тогда как, например, в передаче «Что? Где? Когда?» знатоки отвечают на вопросы, руководствуясь синтезом, анализом, логикой и фантазией. С самого начала российская версия американского телешоу приобрела свои особенности. Так, например, редакторы придумали мантии разного цвета для участников, тогда как в Америке игроки появлялись на экране в собственной одежде. Интересен тот факт, что поначалу герои «Своей игры», пришедшие на телепередачу из других проектов не могли избавиться от привычки советоваться со своими соперниками - с этим было связано несколько курьёзных случаев, которые произошли на съёмках. «Своя игра» была удостоена двух премий «ТЭФИ», а её бессменный ведущий Пётр Кулешов в 2005 году получил престижную награду в номинации «Ведущий телевизионной игры».

9 выбрали

Что общего между детской юлой, хрустальной совой и субботним вечером? А то, что все это органично вписывается в один ансамбль, за "творчеством" которого любители интеллектуальных задач наблюдают вот уже 38 лет - именно столько исполняется старейшей (и популярнейшей!) из российских интеллектуальных телепередач "Что? Где? Когда?". Аналогичные проекты с завидной частотой появляются в эфире телеканалов, и, как правило, рейтинги у них достаточно высоки.

И сегодня я предлагаю вашему вниманию ТОП-5 интеллектуальных программ, которым, несмотря на разный формат, призовой фонд, персоналии ведущих, удавалось удерживать большую часть населения страны у телеэкранов, а телезрителям затем козырять "приобретенными" знаниями на дружеских посиделках.

Итак...

Что? Где? Когда?

Мало кто помнит, что изначально у программы были совершенно иные правила. Не было никакой "команды телезрителей", не было вообще никаких команд. Точнее, номинально соревновались две семьи, и играли каждый сам за себя, отвечая на вопросы, придуманные редактором. Юла появилась через год после выхода первой программы и "выбирала" не вопрос, а игрока, который должен был без "минуты на обсуждение" дать ответ на вопрос.

Ведущего, кстати, тоже не было. Со временем правила преобразились. Интеллектуальный клуб перед распадом СССР превратился в Интеллектуальное казино. Затем снова вернулось к клубной системе. За всю историю у игры было всего трое ведущих - Александр Масляков, Владимир Ворошилов и Борис Крюк . У передачи появились хорошие спонсоры, собственный "дом" - "Охотничий домик" в Нескучном саду в Москве. Дресс-код - black-tie . Особенно популярна передача среди русскоязычного населения.

Брэйн-ринг

Многие называют эту программу "Что? Где? Когда?" для молодежи". Хотя сама идея программы появилась в 1980 году - сразу после международных игр "ЧГК". Автором программы был все тот же Владимир Ворошилов . Он же и вел ее на первых порах после первого эфира в 1989-ом. Но сославшись на занятость, уступил эту должность в пользу Бориса Крюка , который в силу обстоятельств не смог появиться на съемках, и вместо него ее постоянным ведущим стал Андрей Козлов .

Правила игры включают массу нюансов, позволяющих оживить процесс и внести в него долю "соревновательного" азарта. Среди участников нередко появляются и завсегдатаи "Что? Где? Когда?"

Умники и умницы

Осенью, а именно 18 сентября 1991 года на канале РТР появилась новая молодежная интеллектуальная викторина, в основе которой лежал принцип школьной олимпиады, - "Умники и умницы". Главная тема - мировая культура и история. Ведущий - писатель, философ, кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО, Юрий Вяземский .

Программа постепенно, но довольно быстро набирала обороты и завоевывала любовь зрителей и с определенного времени включается в Перечень олимпиад школьников как Телевизионная гуманитарная олимпиада школьников "Умницы и умники" 1 уровня по профилю "гуманитарные и социальные науки". Главный приз программы предполагает поступление в МГИМО на льготных условиях.

Своя игра

7 апреля 1994 года авторами программ "Сам себе режиссер" и "Устами младенца" зрителям была представлена новая игра-викторина - "Своя игра". Отличительной чертой игры было то, что вопросы задавались в форме утверждения - игрок должен был "уточнить", о чем идет речь. Как нетрудно догадаться, "Своя игра" - российская версия американской телеигры Jeopardy! ("Рискуй!"), которая впервые вышла на экран в 1964 году.

Основные правила викторины практически не изменились за все время ее существования. Даже декорации менялись всего один раз. Программа пользуется невероятной популярностью. Ее версии появлялись в сетке телеэфира в 28 странах, но только в трех из них идет до сих пор. И Россия в их числе.

Слабое звено

В 2000 году в эфире Соединенного Королевства на канале ВВС Two стартовала новая телеигра Weakest Link . А уже в 2001 году 25 сентября на Первом канале. Формат программы оказался довольно необычным - главным принципом была провокация со стороны ведущего, постоянно отпускающего шпильки в адрес каждого игрока. Кроме того, по ходу игры каждый участник должен проголосовать против одного из своих товарищей по команде, указав на его недостатки. При этом каждый из выбывших после имел возможность дать свою оценку оставшимся игрокам.

У программы появились как ярые критики (именно из-за весьма жестоких и обидных комментариев в адрес игроков), так и преданные поклонники (провокация "держит" внимание зрителей в течение всей игры и при этом позволяет показать "истинное лицо" и выплеснуть все свои эмоции по поводу сложившейся ситуации). "Слабое звено" просуществовало на разных телеканалах страны вплоть до 2008 года. Ведущими программы были поочередно Мария Киселева и Николай Фоменко .

Мысли вслух... Не так давно на телеканале Россия К было запущено интеллектуальное реалити-шоу "Полиглот ", которое, на мой взгляд, вполне достойно войти в данный ТОП отдельным пунктом.

А какие интеллектуальные программы нравятся вам?

Леокадия Коршунова , etoya.ru

Телекомпания НТВ закрыла "Свою игру" - телевикторину, завоевавшую за 19 лет в эфире статус главной интеллектуальной передачи страны. Пока многочисленные поклонники игры обсуждают, что стало причиной такого решения - низкие рейтинги или происки врагов - "Лента.ру" вспоминает самые интересные телевикторины, по разным причинам исчезнувшие из российского телеэфира.

"Проще простого"

Программа больше всего запомнилась в период с 1994 по 1996 годы, когда ее ведущим был Николай Фоменко. Строилась она по принципу игры в "крестики-нолики": в гигантском квадрате 3 на 3 клетки сидели известные личности, отвечавшие на вопросы. От игрока требовалось согласиться или не согласиться с ответом. Если он выбирал правильно - в квадрате ставился выбранный им знак, если неправильно - знак соперника. Отличительная черта - привязчивая песенка в заставке и невероятное по нынешним меркам обилие спонсоров. Как и многие отечественные телеигры, имела американский прототип - программу Hollywood Squares .

"Золотая лихорадка"

Довольно эксцентричное, даже по меркам российского ТВ конца 90-х, шоу Леонида Ярмольника. Главное в "Золотой лихорадке" было в антураже. Актер в образе дьявола сыпал сакраментальными фразами и перемещался по металлической решетке, отделявшей его от игроков. С игроками взаимодействовал, главным образом, его ассистент - карлик в плаще с капюшоном. В каждой передаче участвовали 30 человек, которые, отвечая на вопросы, отчаянно боролись между собой за унции и килограммы драгоценных металлов. Главный приз суперфинала - пуд золота.

"Слабое звено"

Эту программу некоторое время тоже вел Николай Фоменко, но своей популярностью в России "Слабое звено" во многом обязано первой ведущей - Марии Киселевой. Знаменитая синхронистка очень органично смотрелась в роли бесстрастного наблюдателя за людскими пороками: в каждом из раундов игры один из игроков по коллективному решению остальных объявлялся "слабым звеном" и выбывал из борьбы за главный приз. Телеигру, заставлявшую игроков демонстрировать самые неприятные свои качества, всерьез обвиняли в излишней жестокости, что не помешало ей продержаться в эфире четыре года - с 2001-го по 2005-й.

"Русская рулетка"

Еще одна попытка добавить интеллектуальному шоу страстей и адреналина. В программе Валдиса Пельша игрок за свою ошибку рисковал "провалиться в бездну". В буквальном смысле: каждый из шести участников стоял на люке, которые открывались случайным образом после неверного ответа. Провалиться мог любой игрок - необязательно автор неправильного ответа. В первом раунде открывался только один люк. По мере приближения к финалу их становилось все больше. В последнем туре вероятность упасть в люк была крайне высока; зато на этой стадии вместе с игроком провалиться мог и сам ведущий.

"О, счастливчик!"

Русскоязычная адаптации британской игры "Who Wants to Be a Millionaire?" некоторое время была одной из самых популярных телевикторин на отечественном телевидении. Один игрок должен был ответить на 15 вопросов, чтобы выиграть миллион рублей. Некоторые реалии игры - например, подсказка "Звонок другу" - прочно вошли в язык. Копируя манеру иностранных коллег, ведущий Дмитрий Дибров основательно трепал участникам нервы и только потом объявлял правильный ответ.

"Брейн-ринг"

Спортивный вариант телевикторины "Что? Где? Когда?" и одна из немногих по-настоящему интеллектуальных игр на российском ТВ. Две команды из шести знатоков каждая отвечали на вопросы на скорость. Вопросы, по традиции, задавались не на знание, а на логическое мышление. Наряду с капитаном команды особо ответственную должность занимал игрок, "сидевший на кнопке" - его главной задачей было подать сигнал о готовности ответа раньше другой команды, но не раньше, чем ответ был действительно готов. Программа выходила с 1989 по 2000 год, в 2010 году на короткое время возродилась на канале СТС.

"Своя игра"

И, наконец, "Своя игра" - аналог американской телевикторины "Jeopardy!", продержавшийся в российском телеэфире почти 20 лет. В приведенном ниже видео - кот в мешке, "Эрих Краузе", вопрос-аукцион и великий Онотоле, поверженный спортивным редактором "Ленты.ру" Ярославом Котышовым.

В 2015 году игра «Что? Где? Когда?» — оригинальная, самобытная, популярная, долгожитель телеэфира, рожденная еще во времена застоя, до распада СССР, – отметила свое сорокалетие. Она и сегодня имеет много почитателей, интересна различным слоям телезрителей.

Пожалуй — это один из самых ярких телевизионных проектов, не имеющих аналогов. Проект, который из года в год продолжает набирать свою популярность.

Основатель. Руководитель. Ведущий

Придумал игру Владимир Яковлевич Ворошилов. Он родился 18 декабря 1930 года в Симферополе. В 1943 году семья из эвакуации переехала в Москву. Учился в Московской художественной школе для одаренных детей. Окончил Академию художеств Эстонской ССР (факультет живописи), Школу-студию МХАТа (постановочный факультет), Высшие режиссерские курсы. В 1955-1956 годах был художником-постановщиком МХАТа, Малого театра, Театра оперетты. Работал режиссером в театре «Современник » и в Театре на Таганке.

Вышло шесть выпусков. Программа была снята с эфира цензурой, а Ворошилов перешел в разряд внештатников и надолго стал персоной нон-грата. Через год после скандального закрытия «Аукциона» на телеэкране появилась новая придуманная им игра – «А ну-ка, парни!»

4 сентября 1975 года официально считается днем рождения игры «Что? Где? Когда?». В этот день впервые вышла в эфир семейная викторина «Что? Где? Когда?».

В передаче приняли участие две команды – семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы. Передача снималась частями – сначала в гостях у одной семьи, а потом – у другой. Каждой команде задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых. В эфир вышла только одна программа. Это был год поиска формы игры.

1997 год. «Что? Где? Когда?» — победитель конкурса в номинации «Развлекательная программа».

2001 год. «Что? Где? Когда?» — победитель конкурса в номинации «Телевизионная игра». Александр Фукс – победитель конкурса в номинации «Оператор» и Владимир Ворошилов – приз «За личный вклад в развитие отечественного телевидения».

Астрологи предсказали, что передаче «Что? Где? Когда?» отпущен срок 25 лет… Через 25 лет, 10 марта 2001 года, Владимир Яковлевич Ворошилов ушел из жизни. Юбилейные игры стали его «последней гастролью».

Телевизионная игра «Что? Где? Когда?» всегда была в поиске. Предлагались новые правила, новые взаимоотношения между знатоками и телезрителями, ведущим и знатоками … Поиски формы передачи и элементов игры не прекращались, искались, вырабатывались постепенно. Что-то уходило, а что-то сохранилось и до сих пор.

ПРОДОЛЖАТЕЛИ

Это Крюк Борис Александрович. Он — первый заместитель генерального директора продюсерского центра «Игра ТВ».

Родился 18 августа 1966 года в Москве. В 1989 году окончил МГТУ им.Баумана. По профессии – инженер-конструктор.

В дикторскую передачи «Что? Где? Когда?» впервые попал еще в школьном возрасте. В 12 лет придумал свое первое правило для игры «Что? Где? Когда?» Еще учась в институте, работал на программе в качестве ассистента режиссера, режиссера, автора, музыкального редактора. В течение десяти лет во время каждого прямого эфира игры «Что? Где? Когда?» работал в дикторской рядом с Владимиром Ворошиловым.

В 1989 году после окончания института был официально зачислен в штат Молодежной редакции Центрального телевидения. Позже — в штат телекомпании «Игра» в качестве первого заместителя генерального директора.

Параллельно с передачей «Что? Где? Когда?» работал над другими проектами компании. С 1990 по 1993 год был автором и режиссером-постановщиком программы «Брэйн ринг». С 1990 по 1998 год — ведущим, а с 1993 года — режиссером-постановщиком программы «Любовь с первого взгляда».

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

Волчок – обыкновенная детская игрушка, с которой началась серьезная взрослая игра. Из воспоминаний В.Я.Ворошилова: «Как-то зашел в Дом игрушки, чтобы купить что-нибудь в подарок моему приятелю трех лет от роду. Увидел волчок с прыгающей лошадкой и купил сразу два, второй – себе. Играл, не выходя из дома, дней десять».

Для игры «Что? Где? Когда?» волчок немного усовершенствовали, вмонтировали стрелку, сделали балансировку, укрепили основание, чтобы не опрокидывался. Несколько волчков на «Красном пролетарии» переделали почти бесплатно – за приглашение на игру.

Интересно, что в самой первой игре волчок выбирал не вопрос телезрителя, а игрока, который должен был отвечать на вопрос. А крутил волчок первый ведущий игры – Александр Масляков. Потом волчок стали крутить знатоки, но детская игрушка не выдерживала взрослой нервозности. Теперь волчок крутит только один человек – распорядитель зала.

Музыкальная пауза .«Сегодня стрелка остановилась впервые на музыкальном ключе. По нашим правилам в этом случае знатоки получают приз без боя, а телезрители – музыкальную паузу. Поднимите скрипичный ключ – Дюк Эллингтон! Выступает Дюк Эллингтон с оркестром!»

24 января 1979 года в игре «Что? Где? Когда?» впервые появилась музыкальная пауза. Тогда на игровом столе под символом музыкальной паузы – скрипичным ключом лежала «визитная карточка» Дюка Эллингтона, запись которого звучала в передаче.

На протяжении нескольких лет передача «Что? Где? Когда?» была одной из немногих на советском телевидении, где можно было увидеть клипы популярных зарубежных исполнителей.

Музыкальные паузы первое время всегда шли в записи. Номера с участием приглашенных на игру артистов появились только в 1982 году, а с 1983 года музыкальные паузы в зале становятся традиционными.

В музыкальных паузах 1983-1985 гг принимали участие: А.Вески, Н.Караченцов, А.Пугачева, В.Леонтьев, Л.Гурченко, К.Райкин, И.Скляр, Л.Вайкуле, Ю.Антонов, В.Малежик, группа «Веселые ребята» и другие популярные эстрадные исполнители. На юбилейных играх 2000 года Константину Райкину была вручена «Хрустальная сова» за лучшую музыкальную паузу за 25 лет существования игры «Что? Где? Когда?» (номер с участием К.Райкина был показан 29 декабря 1984 года)

Черный ящик впервые появился в игре «Что? Где? Когда?» 6 декабря 1983 года. Это был самый первый черный ящик на советском телевидении.

Вопрос: «В этом черном ящике – музейный экспонат. Внимание! Говорят, что в 1764 году по приказу императрицы Екатерины отставной секунд-майор Бахметьев в селе Никольском Пензенской губернии основал хрустальный завод. И все было бы хорошо и, может быть, даже отлично, если бы не одно обстоятельство – сын секунд-майора запил. И вот тогда-то разгневанный отец и придумал для сына специальную антиалкогольную рюмку, которая сейчас находится в черном ящике. Что это за рюмка?»

Ответ: «Музейная рюмка: наклоните ее и вам покажется, что в ней плавают три мухи. Может быть, поэтому мы и говорим о тех, кто пьет, — «под мухой». Команда решила, что в черном ящике – рюмка-непроливайка, и самый первый, «исторический» вопрос с черным ящиком знатоки проиграли.

За время игры «Что? Где? Когда?» в черном ящике побывали сотни самых разных предметов: мыло, дирижерская палочка, череп, туалетная бумага, свадебное платье, пух от перины, шпоры, кирпич, головка сыра, кочан капусты, купальник-бикини, баночка с мочой, будильник, живая бабочка. Несколько раз за всю историю игры в черном ящике было пусто.

Однажды в черном ящике оказался настоящий авиационный «черный ящик». Весит такой ящик более десяти килограммов. Распорядитель зала вынимает этот ящик за кожаный ремешок, а тот вдруг рвется. Все это происходит в прямом эфире за три дня до Нового года. Ящик падает прямо на зеркальный стол. Зеркало даже не треснуло!

В настоящее время в игре используются четыре разных по размеру черных ящика. Все они сделаны из дерева, внутри обиты бархатом. Некоторые предметы кладут в черный ящик перед началом игры, но живую змею или горячие пельмени не положишь в ящик заранее. Тогда в распоряжении редакторов есть всего 15-20 секунд, чтобы «укомплектовать» ящик и передать его распорядителю зала. По статистике последних лет, вопрос с черным ящиком выпадает в среднем три раза за четыре игры.

7 июня 2003 года на Ваганьковском кладбище в Москве был установлен памятник Владимиру Ворошилову – куб из черного отполированного гранита. Строгий и загадочный черный ящик стал символом человека-загадки, гениального создателя игры «Что? Где? Когда?»


Фото: budylai.livejournal.com

НАГРАДЫ

  • Знак совы

«Знак Совы» — первая почетная награда клуба «Что? Где? Когда?». Приз вручался в 1981 году лучшему знатоку игры. Первый обладатель «Знака совы» — Александр Бялко. Телезрители и знатоки клуба назвали его лучшим игроком финала 1980 года.

  • Хрустальная сова

Приз «Хрустальная сова» был учрежден в 1984 году.

С 1984 по1990 год приз вручался один раз в год – лучшему игроку года в команде телезрителей и в команде знатоков. С 1991 по 2000 год приз вручался два раза в год – в финале летней и зимней серии. Исключением стали юбилейные игры 2000 года, когда «Хрустальная сова» вручалась лучшему знатоку каждой игры серии. С 2001 года «Хрустальная сова» вручается 4 раза в год в финальной игре весенней, летней, осенней или зимней серии. Приз получает лучший игрок победившей команды – знаток или телезритель.

Две первые «Хрустальные совы» 1984 года были изготовлены на стекольном заводе в г.Гусь-Хрустальном Владимирской области. С 1985 года приз «Хрустальная сова» делают на Львовской экспериментальной керамико-скульптурной фабрике (гутное стекло, ручная работа, художник по стеклу В.В.Драчук).

Первый знаток-обладатель «Хрустальной совы» — Нурали Лапытов.

Приз «Хрустальная сова» на финальной игре 1984 года был вручен также телезрителю Александру Злобину (г.Дубна) за вопрос о Хлестакове, который был признан лучшим вопросом игры.

  • Бриллиантовая сова

Вручается с 2002 года. Главный приз года. Присуждается в финальной игре года лучшему игроку победившей команды.

«Бриллиантовая сова» выполнена из серебра и хрусталя по технологии «Алмазная грань» (ручная работа). В украшении приза использовано 70 рубинов. Вес «Бриллиантовой совы» — более 8 кг.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

За время существования программы «Что? Где? Когда?» игры проходили в различных местах.

  • Улица Герцена, 47

Игры «Что? Где? Когда?» проходили в старинном московском особняке на улице Герцена (теперь Большая Никитская) в доме № 47 с 1983 по 1986 год. Именно с улицы Герцена программа впервые вышла в прямом эфире 24 октября 1986 года.

Из воспоминаний художника Татьяны Беляевой: «Мы объездили всю Москву – ничего подходящего. Но однажды Наташа Стеценко, гуляя с подругой, набрела на этот особняк. Странный какой-то домик с витражами. Заглянула в окна – и бросилась за мной. Я приехала и ахнула: здание Х1Х века, русский классицизм. А внутри! Вход вымощен брустчаткой, слева – маленький бар в красных тонах и лестница на второй этаж.На втором этаже – большой зал с рельефными фактурными стенами, в центре потолка – остатки каких-то зеркал. Рядом с залом еще одна комната. Я сразу решила: тут будет дикторская для Ворошилова, отсюда легко выходить на интервью. В этом доме я провела несколько дней, ломала голову – что добавить в интерьер, чтобы он стал игровым. Идею подсказали остатки зеркал на потолке: создать зеркальную стену. Она раздвинет пространство и даст возможность принять участие в игре всему клубу».

Нескучный сад был образован в первой половине правления Николая I из дворянских усадеб, которые раньше принадлежали Трубецким (на юге), Голицыным (в центре) и Орловым (на севере).

Усадьба князя Никиты Юрьевича Трубецкого появилась первой на участке, примыкавшем к Калужской заставе (ныне площадь Гагарина), на высоком берегу реки Москвы.

Участок состоял из высокого плато и глубокого оврага с прудом на дне. Трубецкой задумал построить здесь «увеселительную» усадьбу, которая была построена между 1739 и 1753 годами по проекту знаменитого архитектора Дмитрия Ухтомского.

Называлась она «Нескучный загородный дом» или «Нескучное». Усадьба Трубецкого напоминала маленький Версаль.

Все пространство сада было разделено зелеными живыми стенами на садовые кабинеты прямоугольной и квадратной формы, в нишах располагались скульптуры. Некоторые аллеи парка были крытыми, сплошь увитыми зеленью. Через весь сад к дому шла центральная аллея, засаженная подстриженными деревьями. Главный дом усадьбы был двухэтажным, барочной формы с фронтоном и скульптурой над кровлей. К дому примыкали четыре флигеля. Усадьба оставалась в первозданном виде до 1791 года. Маленький ОХОТНИЧИЙ ДОМИК – единственная сохранившаяся до нашего времени постройка усадьбы Трубецких.

  • Охотничий домик

С 1990 года все игры телевизионного элитарного клуба «Что? Где? Когда?» проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду.

Из интервью В.Ворошилова : «В павильоне, где снимается наша передача, когда-то был охотничий домик. Там пили коньячок, чаек, поигрывали в карты. Сама Пиковая дама, прообраз пушкинской графини, туда захаживала. Рядом был висячий мостик, где Тургенев сочинил свою «Первую любовь». Пушкин с Натали здесь часто бывали.Обо всем этом мы узнали много позже. А в тот зимний вечер, когда, прогуливаясь по Нескучному саду, я наткнулся на обветшалый заколоченный домик, там был… негласный туалет. Но дом так торжественно стоял на мысу… Не знаю, что вдруг стукнуло, но я влюбился в это место. Видимо, почувствовал, оно святое».

Из интервью Наталии Стеценко :

«Ворошилов просто ненавидел слово «викторина». Он говорил, что наша передача никакого отношения к этому жанру не имеет. У нас «игра» в чистом виде, потому что все элементы «игры» здесь заложены».

Имеет значение и менталитет. Мы разговаривали как-то с англичанами, которые покупают новые формы программ. Они утверждают, что вряд ли у них была бы популярна наша программа, потому что те люди, которые смотрят ТВ в Англии, они, во-первых не любят умных людей, а, во-вторых, они не любят элитарных людей.

В передаче заложен принцип командности. Распался Советский Союз, мало осталось того, на чём может происходить соединение. И игра «Что? Где? Когда?» — одна из таких форм. Играют в нее во всех странах, бывших республиках Советского Союза. Играет и эмиграция – в Канаде, США, Германии, Израиле, Финляндии. Во многих странах существуют клубы. Нас объединяет культурный слой, образованный советским пространством, он присутствует в передаче «Что? Где? Когда?».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

Имя ведущего телепередачи долгое время оставалось загадкой для зрителей. А за Владимиром Ворошиловым надолго закрепилось прозвище «Инкогнито из Останкино». Кто скрывается за грозным голосом, зрители узнали лишь 23 апреля 1980 года, когда эфир закончился словами: «Вел передачу Владимир Ворошилов». После его смерти в 2001 году кресло ведущего занял Борис Крюк. Его имя также долго скрывалось, а голос обрабатывался на компьютере. Но даже теперь, когда эта информация перестала быть тайной, знатоки обращаются к ведущему только так: «Господин ведущий!»

Символом игры является филин по имени Фомка. В 1977 году он даже появился в зале во время игры.

До осени 1991 года знатоки не играли на деньги. В качестве призов в игре использовались книги. Потом интеллектуальный клуб стал называться интеллектуальным казино, а ведущего переименовали в крупье. Девизом передачи стала фраза: «Интеллектуальное казино – единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом».


08.11.1985 Участники телевикторины «Что? Где? Когда?» обдумывают ответ. Г. Казаринов/РИА Новости

За время своего существования телевикторина «Что? Где? Когда?» получила семь премий ТЭФИ, включая победу в номинации «Звукорежиссер». Каждое действие игры сопровождается определенной музыкальной композицией. Пока крутится волчок, звучит композиция Геннадия Бондарева «Дикая лошадь», черный ящик выносят под «Ra-Ta-Ta» Криса Ювенса и Кристиана Хайльбурга, а хрустальную сову вручают под аккомпанемент Homage To The Mountain группы Yello.

Ну и самый последний факт, так сказать, «на закуску». Клуб знатоков «Что? Где? Когда?» - наиболее грандиозная задумка, пожалуй, за все время существования телевидения. Это самая долгоживущая программа на TV, которая до сих пор не теряет свою аудиторию.