Введение О чем говорят мифы и сказки? В чем заключается отличие мифа от сказки и легенды? Чем миф отличается от сказки и легенды: сравнение.

Изучая давно исчезнувшие культуры, рассматривая памятники народного творчества, которые дошли до нас, ученые заметили, что у всех народов земного шара есть рассказы о неких фантастических персонажах и всяких чудесах. Но так как эти рассказы считались вымыслом, художественной фантазией, то они стали называться мифологией, а каждый отдельный такой рассказ получил название мифа, что в переводе с греческого означает не что иное, как слово.

Сейчас уже достоверно установлено, что мифологическая стадия существовала в культурном развитии каждого народа. Ведь мифы подменяли собой литературу и историю, а также служили примером подрастающему поколению, а подражание определенной мифологии давала человеку чувство единства с другими людьми.

Именно мифы, в которых рассказывалось о богах и других божественных героях давали людям образцы поведения. Модели, которые прошли проверку временем, помогли многим народам выжить, превратившись затем в моральные нормы.

Ученые-филологи еще в 19 веке начали сравнивать мифы, какие были у народов разных стран и пришли к однозначному выводу, что их тематика не отличалась большим разнообразием. К примеру, почти у всех народов есть мифические рассказы о происхождении земли и неба, о культурных предках и о различных катаклизмах в природе. Это могло означать, что люди, которые принадлежали к разным культурам, размышляли о мире и о себе весьма похожим образом, что в свою очередь указывало на общие предпосылки для взаимопонимания и общения.

Общие понятия о сказке

Ученые сказку толкуют по-разному. Одни из них характеризуют сказочный вымысел как оторванный от реальности , другие же пытаются понять, каким образом в сказочной фантазии преломляется отношение сказочников к действительности, которая их окружает. У сказки существует не только много толкований, но и много определений. Так ряд ученых, занимающихся фольклором, сказкой называли каждый устный рассказ. Другие же считали, что сказка содержит занимательный, но не лишенный фантастики вымысел. Но одно, несомненно, сказка является прекрасным творением искусства, так как с необычной щедростью в сказках воплощены сокровища разговорной речи простого народа.

В сказках присутствует беспредельное воображение и выдумка , которая внушает уверенность в победе над злыми силами. Сказки не знают непоправимых несчастий и бед. Они советуют не мириться со злом, а вступать с ним в борьбу, осуждают наживу, корысть и жадность, учат добру и справедливости. Сказки наполнены чудесами, особенно сказки волшебные.

Таким образом, сказки представляют собой устные художественные повествования прозаического характера с содержанием, которое требует при изображении реальности фантастических приемов.

Фантастика сказок

Фантастика сказок создается коллективными усилиями народа. В ней как в зеркале находит свое отражение его жизнь. Именно благодаря сказкам раскрывается многовековая история народа.

Сказочная фантастика имеет под собой реальное основание, так как любое изменение в жизни народа обязательно приводит к изменению фантастических образов, присутствующих в той или иной сказке. Сказочный вымысел, возникнув однажды, развивается в связи с существующими представлениями народа и их понятий, подвергаясь затем новой переработке, а изменения на протяжении столетий объясняют особенности того или иного вымысла, который положен в основу сказок.

Разновидности сказок

Сказки бывают о животных, волшебные и сказки-новеллы. У каждой такой разновидности имеются не только свои особенности, но и ряд весьма специфических черт, которые отличают каждую разновидность сказок одну от другой. Сложились эти черты в результате творчества народа, его художественной практики, складывающейся на протяжении нескольких веков.

Значение сказок

Сказки никогда не отличались голословной фантазией. Воспроизведение в сказках реальности всегда сочеталась с мыслью ее авторов. Поэтому и сегодня, в век технического прогресса сказка по-прежнему нужна людям. Ведь человеческая душа, как и в давние времена, открыта для очарований и чем ошеломительнее технические открытия, тем сильнее человеческие чувства, которые утверждают людей в величии жизни и бесконечности ее красоты.

Сходство между сказкой и мифом

Итак, что же объединяет между собой сказку и миф? Ученые-филологи при сравнении сказки и мифа пришли к выводу, что как сказка, так и миф созданы народом , у тех и других присутствует какой-либо сюжет с фантастическим уклоном и выдуманные герои. Но на этом, пожалуй, сходство и заканчивается.

Отличие сказки от мифа

Наравне со сходством существуют и различия между сказкой и мифом, которые заключаются в следующем:

  1. Сказка является вымыслом, а миф реальностью. Иначе говоря, миф все одушевляет и стремится во всякой человеческой практике обязательно найти магию.
  2. В сказке рассказывается о какой-либо истории с точки зрения отдельной личности или личностей, а вот в мифе рассматриваются события глобального масштаба. Например, о происхождении земли и неба, о культурных предках и о различных катаклизмах в природе.
  3. Сказка учит, как поступать в той или иной ситуации, а в мифе рассказывается об устройстве целого мира.
  4. Только сказку можно считать искусством художественного слова. Миф не относится целиком к искусству, он интересен лишь передачей реальности.
  5. Сказка в отличие от мифов может иметь авторство.

Сказка, миф, легенда... Между ними много общего. Но есть и отличия.

Сначала об общем.

Общее в сказках и мифах

Мифы и сказки – это произведения, созданные народом (об авторской сказке поговорим чуть позже). В устной форме передавались рассказы о событиях, реальность которых невозможно доказать. Информация, заключённая в мифах, сказках и легендах, передаётся из поколения в поколение. Частично из этих произведений мы узнаём о жизни наших предков, но понимаем, что знания эти не истинны или не всегда истинны.

Отличия между сказкой, мифом и легендой

Сказка

Отличие между сказкой и мифом состоит в том, что сказки обычно рассчитаны на детей. В любой национальной сказке выражается народное мироощущение, присутствуют наставления для детей, передаётся (часто в наивной форме) глубокая жизненная мудрость, которая помогала во все времена и сейчас помогает разрешать жизненные, нравственные, семейные, бытовые и даже государственные вопросы. Сказка содержит вечные, непреходящие нравственные ценности.

Миф

Мифология рассказывает о действительности в формах образного повествования, этим она близка к литературе и по существу оказала на её развитие определённое влияние. Миф – более серьёзное повествование. Очень долго мифы являлись важнейшим источником сведений о прошлом, составляя большую часть известных исторических трудов античности (Геродот, Тит Ливий).
Но в мифе главное – содержание, а не соответствие историческим событиям. Считается, что миф выражал детский век человечества, это «философский опыт человеческой души, которая видит сны, прежде чем проснётся» (И.Г. Гердер).
Греческая мифология явилась основой и главным содержанием всего древнегреческого искусства. Например, гомеровский эпос («Илиада» и «Одиссея») весь построен на греческой мифологии. В других странах было так же: индуистские «Веды», «Махабхарата» и «Рамаяна»; иранская «Авеста»; германо-скандинавская «Эдда» и др.
Главными героями мифов в основном являются боги, титаны и другие вымышленные персонажи.
Позже греческие поэты ранней античности подвергают мифы переработке: вносят в них новейшее сознание, облагораживают по законам существующей на то время морали, философски переосмысливают.

Легенда

Легенда отличается и от сказки, и от мифа тем, что это одна из разновидностей НЕ сказочного прозаического фольклора. Легенда имеет письменную основу предания о каких-то исторических событиях или личностях. В широком смысле легенду следует понимать как недостоверное повествование о фактах реальной действительности.
События в легендах обычно преувеличиваются, добавляется много вымысла. И тогда легенда сближается со сказкой. Поэтому невозможно считать легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, хотя легенды в основном основаны на реальных событиях.
Таким образом, легенду только условно можно считать синонимом мифа. Легенды, как и сказки, передавались из уст в уста бродячими сказителями, но множество легенд всё-таки было записано.
Существует мнение, что если о каком-то человеке слагаются легенды, то это означает общественное признание его деятельности. Слово «легенда» приобрело и дополнительный смысл. Например, часто употребляются выражения «этот человек – легенда нашего кинематографа», «легенда нашего футбола», «легенда нашей эстрады» и т.д.
В переносном смысле легенда относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого, отображенного в сказках, рассказах и т. д. Обычно легенда содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.

Примеры легенд

Существует, например, легенда о философском камне. Средневековые алхимики описывали его как некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения металлов в золото, а также для создания эликсира жизни.

Д. Райт «Алхимик в поисках философского камня» (1771)
Философский камень ищут уже несколько веков. Хотя большинство людей и считает философский камень выдумкой, всё же в XX в. золото нередко получали из других элементов в процессе работы ядерного реактора. Это ничтожные концентрации, дорогие для извлечения, отрицательно влияющие на работу самого реактора. Универсальным лекарством (эликсиром жизни) тем более не служит.
Не менее известна легенда о Робин Гуде. Ро́бин Гуд – популярный герой средневековых английских народных баллад, благородный предводитель лесных разбойников. По легенде, Робин Гуд действовал со своей шайкой в Шервудском лесу около Ноттингема: он грабил богатых и отдавал добытое беднякам.
Личность прототипа этих баллад и легенд не установлена. Предполагают, что он жил в начале XIV в., во время правления короля Эдуарда II.

Иллюстрация Л. Рида «Робин состязается в стрельбе с сэром Гаем» (1912)
В настоящее время наибольшей популярностью пользуется художественная версия Вальтера Скотта, согласно которой Робин жил во второй половине XII в. (то есть был современником Ричарда Львиное Сердце). Против версии Скотта говорит такая историческая деталь: соревнования по стрельбе из лука стали проводиться в Англии не раньше XIII в.
Баллады о Робине Гуде были записаны ещё в XIV в.
Создаются ли в наше время сказки, мифы и легенды?
Конечно, создаются.

Современные мифы, сказки и легенды

В наше время часто сказки, мифы и легенды, которым уже много сотен или даже тысяч лет, модернизируются. Классический сюжет переносится на современные условия. Раньше девушки ожидали рыцаря на белом коне, а сейчас рыцаря заменяет успешный бизнесмен на престижном автомобиле. Современная Золушка – бедная, но симпатичная медсестра, которая выходит замуж за «сказочного принца» (богатого человека).
Существуют мифы о секретных технологиях. Например, миф о существовании технологий, с помощью которых возможно менять гравитационное поле в планетарных масштабах или влиять на процессы в земной коре.
Существует легенда о том, что Третий рейх (Германия) достиг серьёзных успехов в разработке «летающих тарелок» или о психотропном оружии, которое способно с помощью излучения заставлять людей совершать те или иные поступки или внушать им какую-либо идеологию.
Существует миф о технологиях, позволяющих изменять погодные условия или даже вызывать землетрясения.
Существуют мифы о тайных правительственных заговорах, социальных экспериментах, заговорах крупных корпораций, инопланетянах. Часто мифы эти абсурдны и ничем не подтверждаются, но вызывают большой интерес у части людей.
Не менее популярны мифы о похищениях людей. В качестве похитителей называют инопланетян, преступников или тайные организации. Один из популярных мифических сюжетов – похищение «на органы». На самом деле использовать чужие органы можно только при наличии полной информации о физическом здоровье того, кого якобы похищают.

Со многими литературными жанрами мы знакомимся еще в школе. Многие из них настолько похожи друг на друга, что ученики начинают путать их между собой. Так, например, многие не знают, чем миф отличается от сказки.

Сказка и миф: сходства и различия

Причина путаницы кроется в их сходстве по некоторым основным признакам. Так, в обоих жанрах присутствует определенная доля вымысла, также часто рассказывается о древних временах (если брать во внимание, например, русские народные сказки). Однако все же миф и сказка - это разные жанры.

Миф - это повествование о древних богах, духах и героях. Цель мифа - поведать о происхождении и устройстве мира. В мифах люди передавали знания и представления о мире, природе, религии, жизни общества. Мифы складывались длительное время, передавались из уст в уста. Яркий пример - мифы Древней Греции. Подробнее о мифе вы можете прочитать в статье .

Сказка - это повествовательное произведение с четкой установкой на вымысел. Сказка - это полностью выдуманная история. В мифе же могут использоваться реальные факты, например, в качестве героев могут выступать реально существовавшие личности. Сказка не рассказывает о мироустройстве, ее цель - не передать накопленные знания. Сказка учит чему-либо хорошему, показывает добро и зло. Сказка значительно моложе мифа по возрасту, многие сказки имеют своих авторов. Можно выделить три основных вида сказки:

  • Сказки о животных - главные герои - животные: "Лиса и заяц", "Овца, лиса и волк", "Лиса и волк";
  • Сатирические сказки - бытовые сказки, которые показывают недостатки и добродетели обычных людей: "Шемякин суд", "Умный работник";
  • Волшебные сказки - сказки о добре и зле, часто в них используются волшебные предметы, главный герой борется со злом: "Иван-царевич и Серый Волк", "Кощей Бессмертный".

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 7

Тема: Мифы и сказки - вечный источник искусства.

Цели урока: развивать умение находить взаимодействие между музыкой и литературой и выражать их в размышлениях; Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.

Ход урока:

Организационный момент.

Звучит музыка П. И. Чайковского: Па-де-де из балета «Щелкунчик».

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Как сказка – мир. Сказания народа,
Их мудрость темная, но милая вдвойне,
Как эта древняя могучая природа,
С младенчества запали в душу мне...»
(Н. Заболоцкий)

Сообщение темы урока.

Скажите, как звучала музыка, которую мы с вами сейчас прослушали? (Она звучала волшебно, нежно, необыкновенно красиво. Когда слушаешь её, кажется, будто попадаешь в сказку.)

Да, конечно, это действительно так. Мы не случайно начали этот урок с прекрасной музыки Чайковского, этого замечательного композитора-сказочника. Сегодня мы отправимся в далёкое музыкальное путешествие во времени.

Работа по теме урока.

1. Музыка в мифах, сказах и преданиях.

Есть великое множество музыкальных событий, начало которых так далеко от нас, что даже волшебная подзорная труба времени не смогла бы отчётливо их приблизить. Однако не будем огорчаться. К нам на выручку ещё не раз придёт наша память, общая память человечества - это волшебная «машина времени», способная перемещать нас во времени и пространстве.

Самыми замечательными, самыми интересными проводниками в далёкое минувшее для людей всегда были старинные сказки, мифы, легенды о музыке и музыкантах.

Из глубины веков пришли античные мифы, созданные народной фантазией. Древние греки верили, что с наступлением тепла на вершине горы Парнас собирались на празднества прекрасные девушки девять сестёр, девять дочерей владыки богов - Зевса. Их звали музами жизни - богинями пения. Они покровительствовали искусствам и наукам.

Юные богини-музы - дочери 3евса и богини памяти Мнемозины. Всего их девять, и каждая из них покровительствует определённому виду искусства, науки. Так, четыре из них - покровительницы музыкального и поэтического искусства: Эвтерпа - муза лирической поэзии и песен, Каллиопа - муза эпической поэзии, древних сказаний, Полигимния - муза священных гимнов, Эрато - муза любовной поэзии. Терпсихора покровительствует танцу, Талия - комедии, Мельпомена - трагедии. Восьмая муза - Клио - покровительница истории; девятая – Урания - покровительница астрономии.

Черпая воду из Кастильского ключа или из источника Иппокрены, музы одаривали ею избранных. Те, испив живительной влаги, становились художниками, поэтами, танцорами и актёрами, музыкантами и учёными.

Встав в круг, музы танцевали и пели под звуки золотой кифары, на которой играл покровитель искусств бог Аполлон. И когда их божественные голоса поют гимны под аккомпанемент золотой кифары Аполлона, весь мир благоговейно внимает их стройному пению. Голоса девушек сливались в стройный хор, и вся природа, как зачарованная, внимала сладкозвучным мелодиям. Люди становились добрее, а боги милостивей.

Каково значение мифов, сказок и преданий? (Мифы, сказки, предания - вечный источник искусства. Это касается не только музыки, но и литературы, живописи. Все эти источники открыли новые грани творчества великих авторов различных произведений искусства. Искусство не копирует реальную жизнь, а живёт своей собственной жизнью, неподвластной суете обычной жизни.)

2. Слушание музыкального произведения

Обаяние сказок и мифов столь велико, что их влияние можно найти во многих произведениях, связанных с образами природы.

Сейчас мы с вами послушаем пьесу Анатолия Константиновича Лядова «Волшебное озеро».

Если долго смотреть на воду, будь то огромные волны моря или мелкая рябь озера, то начинает казаться, что кто-то рисует на воде своей невидимой кистью. Этот рисунок невозможно уловить и запомнить, он все время меняется. Там можно увидеть все, что угодно – таинственные лица потусторонних существ, вьющиеся волосы девушек или рыбий глаз, подглядывающий за тобой прямо из глубины.

Человек не может жить в воде, но сидя на берегу, особенно в сумерках, очень верится в то, что там, на дне тоже своя жизнь. И она так же прекрасна, как и среди людей. Лишь только легендарный Садко отважился спуститься на дно к Царю Морскому, да и то потом оказалось, что все ему просто приснилось...

Быть может, так же, сидя в сумерках на берегу, Анатолию Лядову привиделась волшебная жизнь озера. В его эскизном наброске сохранился рисунок лесного озера в окрестностях деревни Полыновки, с камышами и елями на берегу, который, вероятно, послужил прототипом для написания музыки. Если бы он был художником, он бы нанёс эти великолепные краски на холст. Но у композитора своя палитра. Он рисует звуками – голосами и инструментами, и именно палитра оркестра как нельзя лучше воплотила этот сказочный замысел. Когда играл он эту пьесу, то так, что в каждом звуке рояля словно слышались тембры разных инструментов. (Слушание произведения).

Что вы можете рассказать о прослушанном произведении, может быть, вы заметили какую-то особенность в данной пьесе. (Музыка звучала спокойно, умиротворенно, сказочно, волшебно, в ней не было никаких волнений, напряжения.)

Верно, музыка передавала состояние полного спокойствия и сказочной красоты, а кроме этого, как вы совершенно правильно заметили, в музыке отсутствовало драматическое напряжение и развитие, образ волшебного озера носит созерцательный характер, что и является особенностью этого произведения, поскольку очень мало таких произведений, где нет кульминации, напряженности, развития. В заключение пьесы образ постепенно исчезает, звучность затихает, озеро погружается в безмолвие. Вся прелесть русских народных сказок, все волшебное очарование сказочных лесных пейзажей, населённых таинственными существами, нашло в этой пьесе своё музыкальное выражение.

Не только образы различных народных преданий, но сюжеты и персонажи всех мировых мифологий по-своему воплотились в музыке, придав ей огромное смысловое своеобразие. Вспомним некоторые из них. (Учащийся читает подготовленный материал).

- Однажды, как повествует легенда, бог лесов Пан повстречал прекрасную нимфу Сиринкс и влюбился в неё с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринкс. Она бросилась от него прочь.

Влюблённый Пан преследовал ее, но густой лес укрыл уносящуюся от него прочь девушку. Пан уже было настиг её, и простёр вперёд руку. Он думал, что догнал её и держит за волосы, оказалось же, что это не волосы девушки, а листва тростника. Говорят, что деву скрыла от него земля, а вместо неё родила тростник. От гнева и обиды Пан срезал тростник, считая, что он спрятал его возлюбленную. Но и после этого не смог её найти. Тогда он понял, что девушка превратилась в тростник, и очень опечалился, что сам убил её. Пан собрал все тростинки, как части тела, соединил их вместе, взял их в руки и стал целовать свежие срезы. Дыхание его проникло сквозь отверстия в тростнике, и Сиринкс зазвучала. Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней.

В Древней Греции была распространена многоствольная флейта - флейта Пана, или Сиринкс. Сиринкс состоит из нескольких трубок, каждая из них - это тростник. Так же как под пальцами Афины заливается флейта, в устах Пана поёт Сиринкс. (Слушание произведения М. Замфир «Run Away From Wordly Celebration»).

Подражая звучанию мифических музыкальных инструментов, композиторы совершенствовали тембры, искали их новые сочетания, вводили в оркестровую партитуру голоса птиц, шум ветра, журчание водных струй. Музыкальное пространство наполнялось живыми звуками, образные характеристики приобретали необыкновенную художественную достоверность.

Послушайте фрагмент из фортепианной пьесы Мориса Равеля. Я не буду говорить вам, как называется данное произведение, попробуйте назвать его сами. (Слушание музыки).

На что похожа эта музыка, что изобразил звуками известный композитор? (Заслушиваются ответы детей, делаются выводы по данному разделу).

Эта музыка изображает звуки волн, а называется эта пьеса «Игра воды». В ней явно слышны переливы искрящихся на солнце струй.

Эпиграфом к данному произведению Равель взял строчки из стихотворения Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями». И обрисовывает его настолько зримо, что мы можем представить прекрасный солнечный день, кристально чистый водоём и смех речного бога, который сливается со смехом быстро журчащей воды.

Зримость обнаруживает себя даже в нотной записи. В приводимом ниже музыкальном примере эта зримость присутствует достаточно очевидно. Широкие разливы речных волн буквально изображены в верхнем пласте музыкального звучания.

Итог урока.

Сейчас трудно назвать литературный жанр, который музыка не пыталась бы перевести на свой язык. Разнообразные стихотворные жанры - элегии и оды, баллады и гимны, поэтические формы - рондо, сонет, октава - все это, помимо традиционных форм песни и романса, зазвучало в музыке, обогатило ее новыми интонациями, новыми средствами выражения.

Став принадлежностью музыки, литературные образы вошли в кантаты, оратории, оперы и даже охватили область инструментальной музыки. Гимн звучит в заключительном хоре из оперы М. Глинки «Жизнь за царя», ода Ф. Шиллера «К радости» - в финале последней, Девятой симфонии Л. Бетховена. «Элегия» Ж. Массне, баллады Ф. Шопена самоценные музыкальные жанры, отошедшие от своего поэтического прообраза, но сохранившие образный строй и одухотворённый лиризм этих стихотворных жанров.

Так литература даёт жизнь огромной области музыкального искусства. А это столь значительные его части, как:

  • вокальная музыка: опера, оратория, романс, песня;
  • сценическая музыка: балет, драматическая пьеса с музыкой, мюзикл;
  • программная музыка, созданная на литературный сюжет,- в том числе инструментальная: симфония, концерт, пьеса.

Без влияния слова, вероятно, было бы совсем другим строение музыкального произведения, музыкальной речи, ставшей выразительной и осмысленной благодаря содружеству с поэзией. Это содружество продолжается и поныне. Несмотря на то, что и поэзия, и музыка уже давно приобрели независимость, способность своими собственными силами завоёвывать огромные художественные пространства, они порой встречаются вновь, и такие встречи снова и снова приводят к новым открытиям. И это неудивительно: ведь нельзя разорвать насильно то, что в течение многих веков срасталось не только ветвями, но и корнями.

Литература и музыка: их союз навсегда отмечен печатью благородного воздействия друг на друга. Потому что и музыка у литературы, и литература у музыки учились только лучшему.

Вопросы и задания:

  1. Велико ли воздействие литературы на музыку? В чем оно проявляется?
  2. Какие виды литературы используются композиторами при создании музыкальных произведений?
  3. Назови виды музыки, возникшие под влиянием литературы.
  4. В «Дневнике музыкальных наблюдений» запиши стихотворение, которое ты мог бы предложить композитору для создания песни. Попробуй объяснить свой выбор.

Разработка урока И. В. Кoнeвoй и Н. В. Тeрeнтьевoй.

Презентация:

В комплекте:
1. Презентация - 26 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. Па-де-де из балета «Щелкунчик», mp3;
Лядов. Волшебное озеро, mp3;
Равель. Игра воды, mp3;
Run Away From Wordly Celebration (флейта пана), mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Сравнение, общие черты и отличия мифов, сказок и легенд.

Многие из нас мифы и легенды, а также сказки, считают разновидностями народного творчества, и мало понимают, чем они отличаются между собой. На самом деле разница между этими понятиями огромная.

Чем миф отличается от сказки и легенды: сравнение

Если обратиться к переводу слов, то миф переводится как «слово». Сказка в переводе означает «сказание или рассказ рассказывать». Мифы были созданы еще до появления религий и первых упоминаний о богах и их существовании. Изначально в древности, мифы создавались для того, чтобы объяснить разнообразные явления природы, такие как снег, туман, бури и ураганы.

Чуть позже стали появляться мифы о разнообразных богах и их действиях. Таким образом люди пытались объяснить те же действия природы, но объясняли их несколько другими способами. Если долго не было дождя, и наблюдалось сильная засуха, во всем винили богов. И говорили, что люди провинились, и таким образом боги их наказывают.

Сказка в отличие от мифа, это жанр народного творчества, который рассказывает о каком-то герое. Сказки могут быть разнообразного характера, они могут быть как поучительными, так и высмеивающими. Цель сказки не что-то объяснить. Главной целью сказки является научить и предостеречь от повторения определенных ошибок.

Легенды — это отдельный вид, который рассказывает вам о каком-то определенном герое. Чаще всего в основе легенд лежат не вымышленные персонажи, а те кто когда-то давно жил. Конечно, легенда это несколько искаженное отображение реальности, но на основе вполне реальных событий. Героями легенд являются вполне реальные персонажи.

  • Разные временные рамки
  • Различные задачи
  • Отличия в реальности событий

О чем рассказывают мифы в сравнении со сказками и легендами?

Все персонажи сказок являются вымышленными. Сказки могут быть вымышленными как народом, так и определенными авторами. Прежде всего сказка — это литературный жанр. Задача сказки — вам рассказать о каком-то вымышленном герое и поведать о его ошибках. Это делается для того, чтобы научить людей и детей не повторять ошибок конкретного героя.

Особенности сказок, мифов и легенд:

  • Мифы захватывают собой очень большой временной интервал. Это могут быть как столетия, так и тысячелетия. И вообще не содержать привязки к времени.
  • В сказке чаще всего не указывается, когда происходили события. Обычно они начинаются со слов «давным давно». Когда-то возможно это было на самом деле. Но все персонажи сказки вымышленные, события в ней тоже вымышленные. Одним из примеров мифов являются рассказы богах Древнего Рима или Древней Греции.
  • Сказка является не только народным творчеством, но еще существует как жанр литературного произведения, который может полностью придумать писатель или автор. Миф в отличие от сказки не имеет авторства и складывается на протяжении многих веков. Задача сказки развлечь и предостеречь, предупредить, научить. Задача мифа — объяснить определенные явления и мир.
  • Если речь идет о легенде, то в ней идет сказание о том, что было когда-то. Описывает конкретный исторический период, который может в принципе никак не объяснять историю.


Может ли миф, легенда стать сказкой?

Стоит отметить, что и миф и легенда со временем могут становиться сказками. Это происходит в том случае, если народ берет за основу какое-то определенное событие и добавляют в него свои краски. То есть добавляет какие-то детали и вымышленных персонажей. Чаще всего сказки основываются на каких-то реальных событиях. В основе выдуманных персонажей все же лежат обычные люди, которые совершают ошибки по каким-то причинам.

То есть со временем легенда или миф может превратиться в сказку. Это произойдет в том случае, если в легенду или миф добавят вымышленных персонажей и события, но в основе оставят сказания о реальном человеке.

Как видите, миф сказка и легенда — это не одно и то же. Это жанры народного творчества, которые существенно отличаются друг от друга не только задачами, но и способами построения. Основная задача сказки — предостеречь, рассказать, предупредить и научить. Миф и легенда ничему не учат. Они просто описывают какие-то события, действие или поведение конкретных героев.



Еще одним существенным отличием легенды от мифа является то, что чаще всего в основе мифа выступают какие-то неживые существа. Такие как боги, а в основе легенд — обычные смертные люди.

ВИДЕО: Сказки, мифы и легенды