Вредные условия труда. Как подтвердить стаж работы, если организация ликвидирована, а в архивах нет ее документов Как доказать что условия труда вредные

После регистрации гражданина в системе персонифицированного учета стаж должен подтверждаться на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Эти сведения за каждого работника обязан предоставлять в пенсионные органы его работодатель по правилам и в сроки, которые установлены Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.

Если за подтверждением стажа (не важно, имел он место до или после регистрации в системе персучета) гражданин обращается в суд, то он вправе представлять любые доказательства, подтверждающие стаж, в том числе и показания свидетелей.

При работе в особых условиях

Сложнее решается вопрос с подтверждением стажа и характера работы в особых условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение (спецстажа).

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Минздравсоцразвития России, в свою очередь, предоставлено право по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ устанавливать тождественность наименований профессий рабочих и профессий, с учетом которых предоставляется право на льготное пенсионное обеспечение, а также тождественность должностей и организаций (структурных подразделений) в отношении всех категорий работников, которым трудовая пенсия по старости устанавливается досрочно в соответствии со ст.27 и 28 Закона о трудовых пенсиях (не путать с тождественностью фактически выполняемой работы, которая устанавливается в каждом конкретном случае индивидуально). Основанием для установления тождественности могут служить документы, представляемые федеральными органами исполнительной власти, и сведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица, из которых должно быть видно, что характер работы по профессии (должности) аналогичен характеру работы по профессии (должности), предусмотренной статьями 27 и 28 Закона или Списками соответствующих видов работ.

На практике часто возникают ситуации, когда органы Пенсионного фонда отказывают в досрочном назначении пенсии по старости за работу в особых условиях труда из-за недостаточности содержащихся в трудовой книжке работника сведений о периодах трудовой деятельности и невозможности подтвердить их иными документами; несоответствия наименования должности (профессии) в трудовой книжке работника наименованию должности (профессии), дающей право на такую пенсию; отсутствия необходимых уточняющих условия труда и характер выполняемых работ справок (в т.ч. у организаций-правопреемников и в архивных учреждениях); отсутствия необходимых сведений на застрахованное лицо в данных индивидуального персонифицированного учета.

В соответствии с Перечнем документов, утвержденным постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 16/19па, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, в необходимых случаях, должны быть приложены документы, подтверждающие характер выполняемой работы или условия труда, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2011 № 258н.

Когда речь идет о периоде до регистрации застрахованного в системе персучета, если требований о показателях характера работы и условиях труда в Списках нет, а в трудовой книжке содержатся достаточные сведения о производстве, профессии (должности) работника, то дополнительных документов, подтверждающих спецстаж, не требуется.

Иногда требуется подтверждение не только профессии или должности, но и показателей условий труда. Особенность перечня профессий (должностей) Списков №1 и 2 состоит в том, что их полное значение в ряде случаев определяется не только наименованием профессии (должности), но и точным указанием трудовой функции, производственной операции. Иногда трудовая функция зависит от непосредственной занятости работника в предусмотренных Списками технологических подразделениях. Часто профессия работника определяется не только ее наименованием, но и указанием названия управляемых или обслуживаемых работником машин, механизмов, агрегатов, а также характера выполняемых на них работ. Важными являются требования к тем профессиям и должностям, которые обусловлены местом (объектом), структурным подразделением работы, характеризующим условия производственной среды.

В тех случаях, когда в трудовой книжке нет всех необходимых сведений или если законодательством предусматриваются дополнительные факторы (кроме наименования профессий и должностей) для досрочного назначения пенсии, работодатель выдает работнику уточняющую справку о характере выполняемой им работы, в которой указывается, на основании каких документов она выдана. Справка должна подтверждать тождественность выполнявшейся работы той, которая предусмотрена в Списках (при этом могут использоваться данные о должностных обязанностях профессий работников из Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий работников).

Основными документами для уточняющей справки являются:

Приказы о закреплении работника за определенными цехами, участками, оборудованием, штатное расписание, карты аттестации рабочих мест по условиям труда, учет фактической занятости на работах, дающих право на досрочную пенсию (где это необходимо для специализированных ремонтных служб и цехов), должностные и рабочие инструкции, технологический регламент, инвентарный список основного оборудования, книга инструктажа по технике безопасности, журналы заданий, технический паспорт оборудования и иные документы предприятия, подтверждающие факт работы во вредных условиях;

Когда на предприятии не сохранилось необходимых документов, но на протяжении ряда лет не менялась технология производства и оборудование, не изменялся характер работы и условия труда работников, для подтверждения специального стажа можно использовать документы, действующие на предприятии в данный период времени (однако, в этом случае неизменность оборудования, технологии и т.д. требует дополнительного подтверждения);

Для подтверждения показатели условий труда могут использоваться заключения органов экспертизы условий труда (карты аттестации рабочего места по условиям труда). Так, согласно п. 22 Разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» в тех случаях, когда в «льготных» пенсионных Списках предусмотрены не только наименования профессии или должности, но и показатели условий труда, характеризующиеся наличием в воздухе рабочей зоны вредных веществ определенных классов опасности, то при установлении права работника на пенсию в связи с особыми условиями труда при необходимости заключения дают органы Государственной экспертизы условий труда;

Основанием для отнесения к конкретному производству, предусмотренному Списками, могут быть учредительные документы, лицензии на осуществление определенных видов деятельности, сертификаты работ (услуг), свидетельство о регистрации в госреестре опасных производственных объектов, технологический регламент, присвоенный предприятию код по ОКВЭД, документы плановых и производственных отделов, характеризующие структурное подразделение по производственным признакам, ЕТКС, каждый выпуск которого представляет перечень профессий к одному или нескольким производствам. О характере производства можно судить по наименованиям структурных подразделений (цехов, участков и т.д.). Вопрос отнесения конкретного производства к производству, занятость в котором дает право на пенсионные льготы, может рассматриваться в соответствии с Общероссийским классификатором экономической деятельности, введенным в действие с 01.01.2003, а за период до указанной даты - в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг и Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства. Под производством понимается изготовление предусмотренной Списками продукции независимо от того, занята ли изготовлением этой продукции организация (предприятие) в целом или только цех, участок, отделение и пр.

Нередко суды, рассматривающие дела, связанные с подтверждением занятости работника в определенных условиях, отвергают доводы Пенсионного фонда о том, что характер работы должен подтверждаться какими-то определенными документами. Так, например, Верховный Суд РФ в Определении от 10 марта 2006 года по делу № 46-В06-3 указал: «Довод ответчика в жалобе о том, что исследованных судом документов недостаточно для назначения истцу досрочно трудовой пенсии, поскольку работа в полевых условиях в вышеназванный период не подтверждена соответствующими приказами организации, в данном случае не может быть принят во внимание, поскольку установлено, что эти документы уничтожены в связи с истечением срока хранения, поэтому указанное обстоятельство, как не зависящее от истца, не лишает ее права на назначение льготной пенсии по решению суда».

В соответствии с ранее действовавшим порядком подтверждения трудового стажа(действовавшая до 01.01.2010 г. редакция п. 9 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях допускает применение ранее действовавшего порядка подтверждения трудового стажа) и действующими в настоящее время Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий от 24 июля 2002 года № 555 и Приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2011 № 258н, специальный стаж (характер работы) при непосредственном обращении работника в Пенсионный фонд не может быть подтвержден свидетельскими показаниями (кроме случаев утраты документов в результате чрезвычайных ситуаций).

Однако, до 1 января 2010 года при рассмотрении данной категории дел в судебных инстанциях судьи исходили из следующей позиции: «характер работы может быть подтвержден свидетельскими показаниями, поскольку каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей».

1 января 2010 года вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ в Закон о трудовых пенсиях. Пункт 3 статьи 13 был дополнен положением о недопустимости подтверждения характера работы показаниями свидетелей.

Верховный Суд РФ не замедлил дать свое толкование этому нововведению. В Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2010 года (вопрос 4) он указал: «…после 1 января 2010 г. при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и определении круга допустимых средств доказывания для определения характера работ суду следует руководствоваться положениями, содержащимися в п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ)… суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы». Позже свою позицию Верховный Суд закрепил и в Постановлении Пленума от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Осталось не ясным, как в таком случае следует понимать фразу из абз. 4 п. 12 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях («…применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ…, который был установлен и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона»), учитывая, что действовавший до 01.01.2002 г. Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не запрещал использование показаний свидетелей для подтверждения характера работы (стажа на соответствующих видах работ). Можно ли, ссылаясь на абз. 4 п. 12 ст. 30, прибегать к показаниям свидетелей при доказывании в суде «льготного» пенсионного стажа, заработанного до 1 января 2002 года?

Не ясно также, насколько правомерно спорную норму из пункта 3 статьи 13 (в ее толковании, данном Верховным Судом РФ), регулирующую взаимодействие гражданина с Пенсионным фондом, распространять на судебный процесс, не нарушает ли это конституционные права граждан на судебную защиту. А если норма о запрете использования свидетельских показаний должна применяться и при необходимости подтверждения характера работы, имевшей место до введения данного запрета (т.е. до 01.01.2010 г.), то не противоречит ли это принципу правовой определенности в пенсионном законодательстве, на который постоянно ссылается Конституционный Суд РФ?

Без ответов на перечисленные вопросы, мнение о невозможности использования показаний свидетелей, высказанное Верховным Судом, представляется не вполне убедительным.

Так же как и при подтверждении общего стажа, периоды работы в особых условиях после регистрации гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Отсутствие таких сведений не должно являться поводом для отказа в зачете в «льготный» пенсионный стаж определенных периодов работы, поскольку правильность, полнота и своевременность отражения сведений за работников в системе персонифицированного учета является совместной задачей страховщика (пенсионного органа) и страхователя (работодателя), а не работника.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ст. 14) и Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ст. 11) работодатель обязан представлять в территориальные органы Пенсионного фонда документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения и выплаты пенсии (в частности, сведения, в которых указывает периоды деятельности, включаемые в спецстаж). Органы Пенсионного фонда в свою очередь наделены полномочиями проводить у работодателей проверки документов, связанных с назначением и выплатой пенсии, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета за работающих у него лиц; требовать и получать у работодателей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций устранения выявленных нарушений; корректировать (исправлять) сведения персучета по результатам проверки.

В свете Постановления Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П можно вести речь о недопустимости возложения на работников ответственности (в виде лишения или уменьшения трудовой пенсии (в т.ч. досрочной) за невыполнения своих обязанностей другими субъектами системы обязательного пенсионного страхования (работодателем – по своевременному предоставлению необходимых для досрочного назначения пенсии сведений; органом Пенсионного фонда - по контролю за правильностью и своевременностью предоставления работодателем сведений за работников).

Поэтому, обращаясь в суд, работник вправе представлять любые, не запрещенные законом, доказательства характера своей работы, имевшей место и после регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, периода работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)».

В некоторых случаях требуется подтвердить постоянную занятость на соответствующих видах работ (например, в соответствии с п.4 Правил от 11 июля 2002 г. № 516, в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами).

Продолжительность полного рабочего дня (смены) определяется, исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Предоставляемые при этом отдельным работникам специальные перерывы для обогревания и отдыха, обусловленные технологией, организацией производства или климатическими условиями, включаются в рабочее время.

Понятие полного рабочего дня содержится в п. 5 постановления Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 29. Речь в нем идет о выполнении работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.

Для подтверждения постоянной занятости в течение полного рабочего дня могут использоваться журналы и табели учета рабочего времени, лицевые счета и др.

В то же время в соответствие с «Методическими рекомендациями по проведению документальных (выездных) проверок достоверности сведений о периодах работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по Спискам № 1 и 2», утвержденными заместителем управляющего ГУ - Отделением ПФР по г. Москве и Московской области 20 апреля 2006 года: «если организация или ее конкретное подразделение (цех, участок и пр.) работали стабильно, без простоев, то нет необходимости проверять постоянную занятость работников, принятых на постоянную работу (практически за период до 1992 года стабильность работы в промышленности, строительстве и на транспорте соблюдалась)».

Добрый день, подскажите, пожалуйста, что может являться доказательством работы во вредных условиях труда для назначения льготной пенсии, если все документы есть, а журнала учета рабочего времени нет, т.к. он был уничтожен на основании Распоряжения РАН как не имеющий ценности. С уважением,

Торопина Ирина Ивановна

Добрый день. Мне отказали в пенсионном отделе в назначении льготной пенсии при работе в радиационных условиях, т.к. отсутствуют журналы рабочего времени, которые были уничтожены по срокам хранения. Работа за все годы была оформлена приказами о командировании с указанием сроков и места. Может ли головной Институт дать справку, подтверждающую факт работы во вредных условиях в соответствии с приказами о командировании? Заранее благодарен.

Торопин Александр Николаевич

Перечень документов или других доказательств, которые могут подтвердить занятость на работе с тяжелыми условиями труда, не установлена ни Законом, ни Списками, ни иными подзаконными актами, непосредственно относящимися к досрочному назначению пенсии в связи с занятостью на работе с тяжелыми условиями труда.

При этом в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утвержденных Постановлением Правительства от 24.07.2002 года N 555), основным документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка. При отсутствии в ней необходимых сведений в качестве доказательств могут представляться справки работодателя и свидетельские показания.

Однако представители органов ПФ РФ занимают иную позицию и высказывают мнение о том, что только в некоторых случаях трудовая книжка может служить основанием для учета в специальный стаж периода работы без истребования дополнительных документов, это случаи: когда указанная в трудовой книжке профессия (должность) поименована в Списках №1 и №2 и не требует дополнительных условий; при учете профиля организации, в которой работало лицо, а также период работы (так, если работа протекала до 01.01.1992 г. в период ведения планового хозяйства, в организации, которая предоставляла в органы соцобеспечения (собес), а затем - в отделы социальной защиты населения - предусмотренные законодательством перечни профессий по своей организации, занятость в которых давала право на досрочное назначение трудовой пенсии, то записи в трудовой книжке будет достаточно). Так как, большинство профессий, поименованных в Списках №1 и №2, содержат дополнительные условия, которые, как правило, не отражаются в трудовых книжках, представители ПФ требуют уточняющие справки от работодателя. Такая справка должна содержать информацию о характере труда работника, его полной занятости, ссылка на номер позиции, раздел и список. Основание выдачи такой справки должно содержать документы технического вида и иные, доказывающие занятость во вредных условиях.

Полагаю, что такая позиция представителей органов ПФ РФ может быть оспорена. При отказе органа ПФ РФ учесть в специальном стаже тот период работы, который не подтвержден дополнительными документами о полной занятости, Вы вправе обратиться в суд с иском о досрочном назначении трудовой пенсии.

На ваши вопросы отвечает юрист Анна Соколова,
Бизнес-бюро "
Doc-Net "

1.Документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда. Это какие документы?1.2.Если организация еще не сделала аттестацию рабочих мест или она сейчас называется спец.оценка. Работники приняты по должностям например *Электрогазосварщик занятый на резке и ручной сварке* -дающие льготы. Бухгалтерия сдает отчетность на них как на вредников.Так как ранее по законодательству было, что если нет аттестации рабочих мест, то такие должности автоматически считать вредными

Ответ

Ответ на вопрос:

Сейчас такого положения в законодательстве РФ, к сожалению, нет.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, другие гарантии и компенсации (сокращенное рабочее время, повышенная оплата труда, выдача молока и т.д.) предоставляются, в том числе за работу во вредных условиях труда.

Для выявления вредных условий труда на конкретном рабочем месте и установления компенсаций сотрудникам, работающим на таких местах, работодатель обязан провести специальную оценку условий труда.

Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Для целей специальной оценки условий труда можно использовать результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку (ч. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Таким образом, дополнительный отпуск, другие гарантии и компенсации электрогазосварщику за работу во вредных условиях труда (при признании их таковыми) предоставляется на основании результатов специальной оценки (аттестации рабочих мест) в количестве не менее семи календарных дней.

При этом следует заметить, что должность электрогазосварщика предусмотрена в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный . При этом согласно данного Списка для предоставления дополнительного отпуска работа электрогазосварщика должна осуществляться в определенных условиях.

Кроме того, статья 219 ТК РФ устанавливает право работников на компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях, а это значит, что соответствующие компенсации должны быть предоставлены работникам за такую работу. Вопрос о предоставлении компенсаций за период до проведения специальной оценки может быть решен судом в пользу работника, так как работа осуществлялась во вредных условиях (см., например,).

Суд в данном Постановлении указал, что отсутствие аттестации не освобождает работодателя от обязанности предоставлять доплаты и компенсации сотруднику, занятому на тяжелых работах, работах с вредными (опасными) условиями труда .

По льготной пенсии:

В общем порядке возможность выйти на льготную пенсию появляется у гражданина при одновременном выполнении следующих условий:

  • достижение определенного возраста;
  • наличие установленного ;
  • наличие величины в размере не менее 30;
  • наличие необходимого стажа на соответствующих видах работ.

Подробности в материалах Системы:

1. Ответ: Как организовать работу при вредных или опасных условиях труда

Вредные условия труда

Вредными условиями труда являются производственные факторы, которые могут вызвать у сотрудника различные виды заболеваний. К таким условиям, в частности, относятся излучение, шум, вибрация и т. п.

Сориентироваться, какие работы являются вредными, можно, используя производств, цехов, профессий и должностей с , утвержденным .

Кроме того можно использовать , которым утверждены:

  • вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования);
  • работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования) работников.

При этом для выявления вредных условий труда на конкретном рабочем месте и сотрудникам, работающим на таких местах, работодатель обязан провести .

Виды компенсаций

В настоящее время компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда установлены в следующем виде:

Сокращенная продолжительность рабочего времени в общем случае составляет не более 36 часов в неделю и 8 часов в день (или 6 часов при 30-часовой рабочей неделе) при условии, что по результатам специальной оценки условия труда на рабочих местах сотрудников отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда. В виде исключения продолжительность рабочего времени может быть увеличена до 40 часов в неделю при наличии соответствующих условий в отраслевом, межотраслевом соглашениях или коллективных договорах, а также письменного согласия самого работника. Согласие следует оформить в виде отдельного соглашения к трудовому договору. И в этом случае работнику дополнительно выплачивают денежную компенсацию в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми соглашениями или коллективными договорами. Ежедневная продолжительность рабочего дня в виде исключения также может быть увеличена до 12 часов – при 36-часовой рабочей неделе и 8 часов – при 30-часовой с письменного согласия работника и при наличии соответствующих условий в отраслевых и коллективных соглашениях. При этом денежная компенсация за увеличенный рабочий день с сохранением недельной нормы рабочего времени не выплачивается, если иной порядок не предусмотрен в указанных выше соглашениях. В результате конкретную продолжительность рабочего времени работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск составляет не менее семи календарных дней при условии, что по результатам специальной оценки условия труда на рабочих местах работников отнесены к вредным условиям 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Конкретную продолжительность дополнительного отпуска для работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения или коллективного договора с учетом результатов специальной оценки. Если дополнительный отпуск превышает минимальную продолжительность в семь календарных дней, то дни превышения могут быть заменены денежной компенсацией в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми и межотраслевыми соглашениями, а также коллективными договорами.

Оплату труда работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, устанавливают в повышенном размере. Минимальный размер повышения составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретный порядок повышения работодатель устанавливает самостоятельно с учетом представительного органа работников в трудовом или коллективном договоре или в локальном акте в порядке, предусмотренном в Трудового кодекса РФ.

Помимо прочего, на работах с вредными условиями труда работникам выдают бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. По письменным заявлениям работников выдача молока может быть заменена денежной компенсацией в размере, эквивалентном стоимости молока, при условии, что такая замена предусмотрена коллективным или трудовым договором. На работах с особо вредными условиями предоставляют бесплатно лечебно-профилактическое питание. Нормы молока утверждены в к

В наше акционерное общество постоянно обращаются за справками достигшие пенсионного возраста бывшие работники, в свое время отработавшие на рабочих местах, дающих право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров от 12.05.1994 г. N 250. Однако АО зачастую такую справку выдать не может. Дело в том, что в пункте 5 Инструкции о порядке применения списков производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию на льготных основаниях, указано, что работники, профессии и должности которых предусмотрены в части 1 Списка N 2 и в части 1 Списка N 3, пользуются правом на пенсию по возрасту на льготных условиях, если условия их труда соответствуют условиям (показателям), указанным в этих списках. Данное соответствие должно быть подтверждено результатами аттестации рабочих мест в организациях в порядке, установленном законодательством. Но в архиве акционерного общества не хранятся документы, подтверждающие результаты аттестации рабочих мест до 1996 года. Дело в том, что эти требования появились только в Перечне типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организации Республики Узбекистан, с указанием сроков хранения, разработанном Агентством «Узархив» при Кабинете Министров и утвержденном 19.09.2005 г. (стр. 82 §4 раздела «Охрана труда»). В то же время имеется достаточно подтверждений рабочих профессий работников, на которых они трудились в подразделениях акционерного общества до 1996 года (трудовая книжка, ведомость начисления зарплаты, приказы о приеме, переводах, увольнениях и др. с указанием рабочих профессий и должностей).

Просим разъяснить, что является основанием для подтверждения стажа, дающего право на пенсию на льготных условиях до 2005 года, так как представители Пенсионного фонда г.Ташкента при проверке достоверности выдачи архивных справок требуют, помимо прочих, и результаты аттестации рабочих мест.

Р.Умаров,

сотрудник АО.

БЫЛО ТАКОЕ ТРЕБОВАНИЕ

За разъяснением по этому вопросу мы обратились к начальнику отдела анализа и мониторинга назначения пенсий и пособий управления внебюджетного Пенсионного фонда г.Ташкента Абдурашиду ИСМАИЛОВУ. Вот что он ответил:

В соответствии со статьей 9 Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан» (от 3.09.1993 г. N 938-XII, далее - Закон N 938-XII) право на пенсию на льготных условиях имеют отдельные категории граждан согласно спискам, утверждаемым Кабинетом Министров 1 . Постановлением N 250 установлено, что применение час-ти 1 списков NN 2 и 3 производится с учетом аттестации рабочих мест по условиям труда в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты населения и Министерством здравоохранения .

Согласно Методике оценки условий труда и аттестации рабочих мест по условиям труда 2 (далее - Методика N 247) аттестация включает в себя:

обоснование отнесения рабочего места к классу и степени вредности и опасности труда;

обоснование отнесения производства, учреждения, работ, профессии, должностей и показателей к спискам NN 1, 2, 3, дающим право на льготное пенсионное обес-печение .

Для определения права на льготное пенсионное обеспечение необходимо представить следующие документы:

приказ о создании на предприятии (ведомстве) аттес-тационной комиссии;

карту оценки условий труда по степени вредности и опасности производственной среды рабочих мест цеха;

сводную ведомость рабочих и результатов их аттестации по условиям труда на предприятии;

пояснительную записку об условиях труда конкретной профессии;

протокол заседания аттестационной комиссии.

В законодательстве бывшего СССР понятие «аттестация рабочих мест» применено в статье 102 Кодекса законов о труде СССР (КЗоТ, 1971 г.) , согласно которой нормы труда подлежат обязательной замене новыми по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3.10.1986 г. N 387/22-78 утверждено Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда.

Аттестация рабочих мест была предусмотрена и в Законе «О пенсионном обеспечении граждан СССР» (от 15.05.1990 г.) , согласно статье 14 которого пенсии по возрасту на льготных условиях назначались по результатам аттестации рабочих мест.

АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ НЕТ И ДЕСЯТИ ЛЕТ

Свою точку зрения по данному вопросу изложил Махкам ВОХИДОВ, эксперт «Norma Profi», кандидат юридических наук.

Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо уяснить, с какого периода в пенсионном законодательстве - как в национальном, так и в действовавшем до него союзном - появились понятие «аттестация рабочих мест» и требование о ее проведении и хранении полученных результатов.

Для начала исследуем законодательство бывшего Союза.

В пенсионном законодательстве СССР этот термин использовался всего лишь единожды. 15.05.1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». Согласно его статье 14 пенсии по возрасту на льготных условиях назначались на основании соответствующих списков производств, цехов, профессий и должностей и по результатам аттестации рабочих мест . Там же указывалось, что порядок проведения аттестаций должен быть утвержден Советом Министров СССР.

Пунктом 4 Постановления Совета Министров СССР «О государственной экспертизе условий труда» (от 13.08.1990 г. N 812) ряду органов исполнительной власти было поручено совместно с Всесоюзным центральным советом профсоюзов в 3-месячный срок представить предложения о порядке проведения экспертизы организации и условий труда. Однако разработка документа не была доведена до конца. Из этого следует, что предоставление льготных пенсий по возрасту продолжало регулироваться Законом СССР «О государственных пенсиях» (от 14.07.1956 г.) , к которому мы вернемся позже.

А пока обратимся к истории зарождения этого требования в национальном законодательстве. Так, Постановлением N 250 впервые устанавливалось , что соответствие условий труда работников, предусматривающих право на льготную пенсию по возрасту (часть 1 списков NN 2, 3 производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготную пенсию) , определяется с учетом аттестации рабочих мест . Эта норма отсылочного характера указывает, что аттестация проводится в порядке, установленном министерствами труда и здравоохранения. На тот момент она еще не влечет обязательности ее соблюдения. Последняя возникла лишь спустя 2 года, когда была утверждена Методика N 247. Только с этого момента проведение аттестации и хранение ее материалов в течение 50 лет становится обязательным для работодателя (пункт 1.9 Методики N 247) .

Постановлением парламента от 3.09.1993 г. N 939-ХII сохранен порядок льготного обеспечения по возрасту за лицами, работавшими до введения в действие Закона N 938-XII на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (пункт 4) . Это значит, что так как собственных документов, регулирующих данную сферу, в ту пору у республики не имелось, то фактически признается юридическая сила действовавших на тот момент правовых актов бывшего Союза. В частности, Закона «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 г., в статье 9 которого предусматривалось назначение льготных пенсий без каких-либо требований об аттестации рабочих мест только лишь на основании списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых давала право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждаемых Советом Министров СССР. Эти списки были утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. и периодически дополнялись и корректировались.

Таким образом, требование отдельных специалистов Пенсионного фонда о представлении материалов об аттестации за период до 1996 года является, на наш взгляд, необоснованным.

Отметим также, что, согласно пункту 3 Постановления N 250, Министерство труда и социальной защиты населения и Министерство финансов уполномочены давать разъяснения о порядке применения списков при назначении рассматриваемых льготных пенсий.

В случаях же возникновения конфликтных ситуаций, связанных с решениями уполномоченных органов о непринятии стажа работы, согласно законодательству, предусмотрен только судебный порядок их урегулирования (пункт 82 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением КМ от 8.09.2011 г. N 252) .

От редакции. Как видно из комментариев представителя Пенсионного фонда и нашего эксперта, ответ на вопрос о представлении подтверждающих документов по аттестации рабочих мест имеет немалый список регламентирующих его законодательных актов. Но, к сожалению, в них не прописаны нюансы сохранения их в архивах. А именно этот момент стал у многих камнем преткновения при оформлении пенсий на льготных условиях. Зачастую претендент не может представить все требуемые документы, потому что часть их, датируемая временем до 1993 года, не сохранилась. Следовательно, и годы, проработанные, например, в горнодобывающей промышленности, в стаж для льготной пенсии не входят, несмотря на записи в трудовой книжке.

Да, можно попытаться решить проблему в судебном порядке. И многие будущие пенсионеры так и делают. Но, может быть, и законодателям стоит подумать, как исправить ситуацию, чтобы людям не было мучительно больно за тяжело проработанные годы.

1 См. Постановление Кабинета Министров «Об утверждении списков производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию на льготных условиях» (от 12.05.1994 г. N 250, далее - Постановление N 250).

Критериев вредности производства много. Постоянные простуды, головные боли, температурные перепады – все это может послужить причиной присвоения условиям работы вредного и опасного статуса. Естественно, работа в таких условиях не может благоприятно отразиться на здоровье любого рабочего, каким бы он крепким и закаленным ни был. Конечно, ипохондрикам и тем, кто трепетно относится к своему здоровью, лучше сразу бежать в отдел кадров и писать заявление «по собственному». Хотя, возможно, стоит добиться от работодателя проверки условий труда и выделения положенных по закону льгот? Карьерист.ру разобрался, как можно доказать вредность и опасность своей работы, на что в таком случае может претендовать персонал и как в таких ситуациях поступают работодатели.

Вред и опасность: что это

Для начала стоит разобраться в понятиях. Так, не вдаваясь в подробности, вредными производственными факторами стоит считать факторы, при которых здоровью работника может быть нанесен определенный вред. Опасными, соответственно, являются условия, где высок риск получения производственной травмы. Понятно, что работа с радиоактивными изотопами или котлованом с бурлящей кислотой – это явно вредные производственные факторы. Однако в это же время существует масса других неблагоприятных условий, которые, несмотря на свою незначительность, имеют определенный класс вредности. Например, зашумленность, повышенная температура или недостаточная освещенность. За любой такой производственный фактор работнику положены льготы.

Тем не менее даже несмотря на наличие такого рода факторов, отнюдь не обязательно, что работник получит льготы. Для этого необходимо официально признать вред и опасность – для этого, в соответствии с ФЗ № 426 от 28.12.2013, проводится специальная оценка. Согласно ст. 8 указанного закона, ее проводят специализированные экспертные конторы, привлекаемые работодателем за счет его собственных средств. Если результаты такой оценки выявят наличие неблагоприятных производственных факторов, работодатель будет обязан присвоить своим сотрудникам определенные льготы. То есть, как ни крути, но такая оценка работодателю изначально невыгодна.

Зачем там работать?

Кажется, все просто: вредно для здоровья – значит, не стоит к такому работодателю устраиваться – здоровье ведь важнее! Ан нет, как мы можем видеть, кадрового дефицита на таких предприятиях не наблюдается. Дело в том, что подавляющее большинство рядовых рабочих профессий, особенно если это касается крупных промышленных предприятий, предусматривают в той или иной мере неблагоприятные условия работы: попробуйте найти идеально чистый производственный цех, где не жарко и не пыльно. Поэтому вариантов у рабочих не особо много – или смириться со своей участью и продолжать работать, или приобрести профессию получше.

Рабочих тем не менее условия труда особо не смущают: те, кто идут работать по таким специальностям, подготовлены к не самым лучшим условиям заранее. А многие, как оказалось, специально выбирают подобных работодателей в расчете на положенные по закону льготы. Они, к слову, не такие уж и существенные – из базового, это увеличенный отпуск, сокращенная рабочая неделя, доплаты и тому подобное. Рассмотрим их подробнее.

Какие льготы

Согласно трудовому законодательству, работники могут рассчитывать на такие льготы и поощрения, как:

  • Сокращенная рабочая неделя . По общему правилу, рабочая неделя работников, занятых на вредных и опасных производствах, не должна превышать 36 часов. Впрочем, большинство предприятий не сокращает рабочий день своих сотрудников, ограничиваясь лишь предоставлением компенсаций за переработанное время. Это, к слову, должно быть обязательно прописано в трудовом контракте, иначе применение такого режима незаконно.
  • Повышенная зарплата . Согласно ст. 147 ТК, работники, занятые на предприятиях с неблагоприятными факторами имеют право на повышенную зарплату – минимальное повышение составляет 4%. Конкретные размеры устанавливаются внутренними документами или трудовым договором.
  • Удлиненный отпуск . В силу ст. 117 ТК, отпуск персонала, занятого на предприятиях с условиями труда 2-4 класса вредности или если они признаны опасными, удлиняется минимум неделю. Если предоставленный доп. отпуск больше, то такая превышающая недельный срок часть можно заменить и на финансовую прибавку.
  • Досрочная пенсия . При наличии разной продолжительности стажа, занятые на вредных и опасных производствах мужчины и женщины могут на 5 и даже 10 лет раньше выйти на пенсию.
  • Бесплатные медосмотры . Такие медосмотры проводятся за счет средств работодателя в подавляющем большинстве случаев трудоустройства на вредное предприятие.
  • Лечебное питание или молоко . Да, за вредность работникам до сих пор дают молоко или предоставляют лечебное питание. Впрочем, в силу отсутствия возможности организации питания или раздачи продуктов, многие работодатели практикуют финансовую компенсацию.

Уловки работодателя

Согласно ст. 212 ТК, проведение специальной оценки условий труда – непосредственная обязанность работодателя. Крупные предприятия, в силу повышенного внимания к ним со стороны контролирующих органов, не могут игнорировать такой обязанности. Но мы-то знаем, что в любом, даже самом сложном и строгом законе есть лазейки. Так вот, согласно ст. 8 ФЗ № 426 от 28.12.2013, специальная оценка проводится раз в пять лет. Поскольку она проводится так редко, работодатель может специально перед ее проведением повысить защищенность работников, понизив тем самым класс вредности условий труда. После проверки же все возвращается обратно. Так удается сэкономить не только на оборудовании, но и на выплатах рабочим и даже на страховых отчислениях, которые при вредных условиях проводятся по повышенной ставке.

Другая возможность – использование труда подрядчиков. Так, привлекая к выполнению определенных работ подрядные организации, работодатель формально не содержит штат сотрудников, которые заняты на вредном производстве. А если нет сотрудников, то и аттестацию их рабочих мест проводить не требуется.

Еще один вариант – заключение гражданско-правового контракта, формально предусматривающего не трудовую деятельность, а предоставление определенного рода профессиональных услуг. То есть в таком случае работника никто не трудоустраивает, ТК на такие отношения не действует, а следовательно и проводить оценку условий труда и уж тем более предоставлять дополнительные льготы не нужно.

Как добиться льгот

Для того чтоб претендовать на льготы, мало просто работать во вредных или опасных условиях – нужно работать официально. Но даже при официальном трудоустройстве, чтоб присвоить класс вредности или опасности, необходимо пригласить экспертную организацию для проведения оценки – именно этого стоит требовать от работодателя. Только после признания вредности можно рассчитывать на льготы. Однако в условиях современного рынка труда это практически невозможно – сегодня условия работникам диктует работодатель, и поэтому если он отказал в оценке и присвоении льгот – единственное что остается, это пожаловаться в прокуратуру или трудовую инспекцию . Но если работодателя нужно склонять к исполнению законодательства – стоит ли на него вообще работать?