Внешняя политика ссср. Внешняя политика ссср Внешняя политика ссср в начале 60 х

К середине 60-х гг. произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Этому способствовало постепенное выравнивание военно-ядерных потенциалов НАТО и ОВД, складывание стратегического паритета между СССР и США.

В 70-е гг. значительно выросли международный авторитет и влияние СССР. В 1970 г. был заключен Московский договор между СССР и ФРГ о нерушимости границ всех государств в Европе. Подобные договоры ФРГ заключила с ПНР, ЧССР, ГДР. Спорный западноберлинский вопрос был разрешен в 1971 г. путем заключения 4-стороннего соглашения между СССР, США, Англией и Францией. Государства заявили, что Западный Берлин не принадлежит ФРГ.

В 1973–1975 гг. проходило Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству, которое завершилось в Хельсинки встречей 35 государств Европы, США и Канады. Главным итогом совещания стала «Декларация принципов», которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было 10: суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество государств и т. д. Последующие встречи участников СБСЕ стали называться движение СБСЕ.

1970-е гг. вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности. Американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т. е. примерное равенство вооружений. В ходе переговоров руководителей СССР и США были подписаны договоры по ограничению стратегических вооружений: ОСВ-1 (Москва, 1972 г.), ОСВ-2 (1979 г.). Договор по противоракетной обороне (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных районах (Гранд-Фокс-США, Москва-СССР). В 1974 г. был подписан Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, а в 1976 г. – Договор о подземных взрывах в мирных целях.

В 1970-е гг. углублялось сотрудничество СССР со странами «социалистического содружества», что особенно ярко проявилось в курсе на интеграцию (объединение) экономических систем. В 1971 г. была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международную социалистическую специализацию (международное разделение труда), создание единого рынка социалистических стран, сближение валютных систем и т. д.

В конце 60-х гг. советско-китайские отношения стали враждебными. Весной 1969 г. Китай совершил вооруженное нападение на советскую территорию (о. Даманский). Летом 1969 г. Китай спровоцировал около 500 инцидентов на границе СССР с участием 2,5 тыс. человек. Основные претензии КНР к СССР носили территориальный характер.

Во 2-й пол. 1960-х гг. возникла угроза раскола содружества, вызванная политикой нового руководства Чехословакии во главе с А. Дубчеком, который стал инициатором строительства «социализма с человеческим лицом». Это привело к попытке выйти из-под советского влияния. Ведущей стала ориентация на Запад. В Чехословакию были введены войска СССР и других социалистических стран. Новое руководство во главе с Г. Гусаком (апрель, 1969 г.) взяло курс на укрепление отношений ЧССР и СССР. Началом распада социалистической системы в Европе явился польский кризис. Польский рабочий профсоюз «Солидарность» организовал в конце 1970-х гг. ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения реформ. СССР принял участие в разрешении кризиса. В 1981–1983 гг. в Польше было введено чрезвычайное положение, в итоге которого антиправительственные силы ушли в подполье.

На рубеже 1970–1980-х гг. международная обстановка резко обострилась. От политики разрядки ведущие державы повернули в сторону конфронтации (противостояния). США и СССР оказались вовлеченными в гонку вооружений.

В 1983–1984 гг. США разместили крылатые ядерные ракеты среднего радиуса действия, нацеленные на СССР, на территории ФРГ, Великобритании и Италии. В свою очередь СССР резко усилил применение во внешней политике силы и угрозы силы. В 1979 г. СССР оказался втянутым в войну в Афганистане (9 лет). Большинство стран – членов ООН осудили действия СССР. За годы войны в Афганистане СССР потерял убитыми 15 тыс. человек, 36 тыс. раненными. Каждый день войны обходился в 10-11 млн руб.

В 1980 г. капиталистические страны объявили бойкот XXII Олимпиаде в Москве.

В 1984 г. СССР разместил на территории ЧСССР и ГДР ядерные ракеты среднего радиуса действия. В ответ на это все ведущие капиталистические страны объявили научно-технический бойкот СССР и его союзникам. Запад развернул широкую антисоветскую и антисоциалистическую кампанию.

Расширяя сферу влияния, СССР оказывал помощь различным государствам «третьего мира». СССР в той или иной форме участвовал в вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали.

К середине 80-х гг. несостоятельность внешней политики СССР стала очевидной, требовались новые подходы.

В середине 60-х в начале 80-х годов СССР находился в состоянии противостояния с капиталистическим Западом. Внешняя политика в этот период носила контрастный характер: потепление в международных отношениях часто переходило в новое обострение противоречий.

Дипломатию СССР в середине 60- х в начале 80- х годов следует рассматривать в двух основных течениях политические отношения с социалистическим лагерем и капиталистическими государствами.

Дипломатические отношения Советского Союза со странами социалистического лагеря регулировала так называемая «доктрина Брежнева», смысл которой заключался в необходимости любыми путями сохранить единство пролетарских государств и закрепить руководящую роль СССР в социалистическом мире.

Советская армия активно участвовала в подавлении антисоциалистических восстаний в Чехословакии («пражская весна», 1968 года). Также была предпринята попытка вмешаться во внутреннее противостояние коммунистов и демократов в Польше, однако начинающейся социально экономический советский кризис заставил правительство СССР отказаться от применения пражского опыта.

В начале 70- х годов зародилось напряжение в советско-китайских отношениях. Коммунистическая партия Китая начала претендовать на лидерство в социалистическом лагере, постепенно вытесняя СССР. После непродолжительных военных конфликтов, и ухода из политической арены Мао Цзэдуна, дипломатические отношения Советского государства с дружественной республикой Китай были полностью разорваны.

Реализовать «доктрину Брежнева» правительству СССР до конца не удалось. Социалистические республики, охотно вступая с Советским Союзом в дипломатические отношения и пользуясь прерогативами, предоставляемыми могущественным «наставником» на внешнем рынке, все же активно отстаивали свой суверенитет и политическую независимость.

Воплощение мировой пролетарской революции значительно затягивалось, а со временем и совсем теряло актуальность.

СССР и капиталистический мир

Международные отношения сторон холодной войны отличались нестабильностью. В середине 60- х, между СССР и США был достигнут политический и военный паритет, что означало потенциальную угрозу начала Третьей Мировой войны.

Однако, во время официального визита Р. Никсона в Москву, в 1972 году между государствами был подписан договор, который ограничивал стратегическое владения ядерным оружием обеих страны, а также неприменение его в условиях мира. Это стало первым шагом к ядерному разоружению и значительно ослабило напряжение между державами.

С 1973 года международные отношения СССР со странами капиталистического Запада приобрели стабильность и основывались на дружественном добрососедстве, без выдвижения политических претензий. Дипломатические отношения с Западом дестабилизировались в 1979 году, когда советские вооруженные силы с интернациональной миссией вторглись на территорию Афганистана.

Начало войны в Афганистане не было основано на веских причинах мотивация помощи в строительстве социализма афганскому народу, выглядела неубедительно в глазах западной демократии.

РЕФЕРАТ

по отечественной истории

Тема: «Внешняя политика СССР в 1960-70-е гг. и ее последствия. Хельсинские соглашения»

Введение………………………...……………………………………………...3

1. Цели и задачи внешнеполитического курса СССР в 1960-70-е гг……...4

2. Основные направления и мероприятия внешней политики Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева…………………………………………………7

3. Хельсинские соглашения – сущность и значение………………………10

4. Итоги и последствия внешней политики СССР в 1960-70-е гг………..12

Заключение………………………………………………………………...…14

Список использованных источников……………………………………….15

Введение

В 60-70-е гг. характеризуются активностью советской внешней политики. В 1971 г. на XXIV съезде КПСС была принята Программа мира. Внешняя политика СССР в эти годы была направлена на реализацию этой программы.

Шестидесятые годы стали переломными в истории советского общества. До этого времени сложившаяся в СССР модель хозяйствования достаточно успешно решала встававшие перед страной задачи. К началу 60-х гг. в Советском Союзе ценой огромных усилий и жертв был создан мощный индустриальный и научный потенциал. Советское общество стало городским и образованным.

В сфере экономики в 60-80-е годы были предприняты попытки проведения одной из самых крупных экономических реформ. Реформа хозяйственного механизма была подготовлена и проработана еще в хрущевское время, но была реализована при Брежневе.

Экономическая ситуация требовала научного осмысления, критического анализа с тем, чтобы не только поставить объективный диагноз современному состоянию экономики, но и определить принципы ее развития на будущее. Совершенствование заключалось главным образом в структурных изменениях схемы построения курса. Проблемы развития советского общества в 70-е годы, складывание механизма торможения стали предметом острой научной дискуссии. Историки совершенно справедливо выделяют 70 – первую половину 80-х годов в особый этап развития нашего общества. Период 70-х-первой половины 80-х годов, связанный с именем руководителя партии и страны Л.И.Брежнева получил определение как застойного. Анализ причин тех трудностей, с которыми наша страна столкнулась в эти годы, поможет нам понять причины последовавшего затем глубокого кризиса советского общества и социалистического общественного строя.

1. Цели и задачи внешнеполитического курса СССР в 1960-70-е гг.

Главные задачи в внешнеполитической деятельности СССР в 60-е гг. заключались в обеспечении благоприятных условий для решения задач коммунистического строительства. Усилия СССР были направлены на укрепление единства социалистических стран, расширение сотрудничества с развивающимися странами, развитие мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Но при этом стратегической задачей во внешней политике по-прежнему было «втягивание» стран на социалистический путь и всестороннее сотрудничество с такими странами, но при руководящей роли СССР.

Сотрудничество соцстран наиболее ярко проявлялось в сфере экономических отношений. Центром экономического сотрудничества являлся СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). В начале 60-х гг. увеличился состав участников СЭВ.

Важным средством подъема экономики стран-членов СЭВ явилось кооперирование усилий при сооружении крупных народнохозяйственных объектов. Примером такого кооперирования стала прокладка нефтепровода «Дружба», который проходит по территории 5 государств-участников СЭВ: СССР, Чехословакии, Польши, Венгрии и ГДР.

Советская нефть позволяла странам СЭВ обеспечить необходимым сырьем химическую и др. отрасли промышленности. СССР также поставлял в эти страны газ, железную руду, лесоматериалы, горношахтное оборудование, автомобили, тракторы и т.п. Страны СЭВ ввозили в СССР суда, с/х технику, станки и механизмы для химической, легкой и пищевой промышленности, ж/д вагоны и т.п. Все это свидетельствовало об эффективности торговых связей.

С начала 60-х гг. было развито совместное возведение промышленных предприятий на компенсационной основе. Строительство происходило при кредитном участии стран СЭВ. Кредиты возмещались путем поставок вырабатываемой на этих предприятиях продукции.

В первой половине 70-х гг. внешняя политика СССР была направлена на претворение в жизнь Программы мира, что проявлялось в расширении экономических отношений с буржуазными странами. Произошли сдвиги во взаимоотношениях СССР и США, произошел исторический поворот в развитии отношений между СССР и ФРГ. Были заключены долгосрочные соглашения об экономическом, техническом и промышленном сотрудничестве с рядом государств Западной Европы. Регулярно проводились встречи на высшем уровне.

Новым явлением в экономических отношениях с капиталистическими странами стало заключение долгосрочных контрактов и соглашений на компенсационной основе. Они предусматривали, что на основе кредита капиталистические страны поставляют в СССР оборудование для разработки месторождений полезных ископаемых и для сооружения промышленных предприятий. Возмещение кредитов производится поставками продукции, создаваемой на этих предприятиях. Все это, без сомнения, красноречиво говорило о том, что мир в 70-х гг. переходил к фазе мирного сосуществования стран и к экономическому сотрудничеству во благо каждой стране, но, естественно, каждая страна действовала в своих интересах.

К середине 70-х гг. были все условия для проведения общеевропейского совещания по вопросам безопасности. Работа по подготовке совещания проходила в Хельсинки с 1973 по 1975 гг. В июле – августе 1975 г. был подписан Заключительный акт совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канада. Этот акт зафиксировал и узаконил социально-экономическое и экономико-военное положение, сложившееся в тот момент в мире. Признавалась нерушимость границ, территориальная целостность и т.д. Также наиболее важным представляются новые важные положения относительно прав человека. Были провозглашены: свобода совести; права человека знать свои права и действовать в соответствии с ними; свобода выезда из страны и право возвращения в нее; право на справедливый суд; и другие демократические права человека.

Участие СССР в данном международном совещании, а тем более подписание Заключительного акта, налагало на правительство определенную ответственность за внедрение их в СССР и в международных отношениях. Что же касается статей, касающихся прав человека, то как бы легализовалось правозащитное движение в СССР, которое получило своего рода законодательную основу, хотя в СССР на практике это было далеко не так. Работу правозащитников власти старались пресечь, волна диссидентского движения вызвала непрерывную цепь судов, ссылок, пребывания в психбольницах.

Но, несмотря на все негативные тенденции в СССР, международное совещание в Хельсинки несло в себе немало положительных сторон и успехов в попытках установления мира и свободы в странах и в подготовке настоящего демократического движения, особенно развернувшегося в конце 88-х – 90-х гг.

Введение войск 5 соцстран в Чехословакию в 1968 г., войну в Афганистане в 1979 – 1989 гг.

Во второй половине 60-х гг. во внешней политике СССР проходили существенные сдвиги. Среди них был и позитивный процесс смягчения напряженности международной обстановки в условиях реальной угрозы ядерной войны. Но при этом стратегическая цель советского руководства в 60-е – начале 80-х гг. (установление значительной и решающей роли в мире) не изменилась.

Следует отметить, что СССР в данный период в своей практике с социалистическими странами несколько отошел от прежней практики главенствующего положения над ними. В этих странах стали проводиться экономические реформы, фактически, не отвечавшие «классическим» представлениям о коммунизме. Все социалистические страны, в том числе и СССР, стремились наладить экономические связи прежде всего с развитыми капиталистическими странами, причем даже в ущерб связям внутри СЭВа.

Однако при всех вышеперечисленных факторах увеличение политической и экономической самостоятельности, взаимоотношения между социалистическими были далеко не равноправными, СССР все по-прежнему определял основные направления деятельности своих союзников. Любые попытки соц. стран провести глубокие реформы по демократизации общества пресекались СССР порой даже самым жестоким образом. Примерами таких «пресечений» могут послужить ввод войск 5 соцстран в Чехословакию в 1968 г. и 10-летнюю войну в Афганистане.

2. Основные направления и мероприятия внешней политики Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева

Период правления Никиты Сергеевича Хрущева именуется «оттепелью». Оценивая внешнеполитическую деятельность Н.С.Хрущева, трудно придерживаться одной позиции. Мирные инициативы во внешней политике соседствовали у него с международными агрессиями. В целом к середине 60-х годов произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Главной заслугой Хрущева было то, что он сумел растопить лед «холодной войны», не дал разгореться смертельному костру ядерной войны. Противостоящие системы во главе СССР и США вышли из крупных, военных конфликтов, приобрели опыт взаимоотношений в новых условиях существования военно-политических блоков, ядерного оружия, рождения из рухнувшей колониальной системы многочисленных независимых государств. Хотя переговоры о разоружении в целом мало продвинули мир вперед, но был сделан важный шаг в ограничении гонки ядерных вооружений, имевший также важное экологическое значение августа 1963 г. в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Несмотря на то, что после ухода Хрущева от власти внешняя политика СССР снова вернулась в сторону ужесточения, его усилия по сохранению мира на Земле надолго остались в памяти жителей планеты.

Выбор темы обусловлен интересом к деятельности Никиты Сергеевича Хрущева и к периоду его правления.

В указанный период возглавлял правительство Л.И. Брежнев, правление которого было названо в публицистической и научной литературе «временем застоя». Так называемая брежневская «стабильность» означала отказ от серьезных реформ, возвращение к испытанным методам руководства страной. В эти годы быстро нарастали противоречия социализма, полностью исчерпала себя командно-административная система, экономическая политика представляла собой тщетные попытки преодолеть замедление темпов роста, перейти на интенсификацию производства, поднять производительность общественного труда. Все это в конечном счете привело к крушению социализма.

В 70-е гг. темпы роста экономики замедлились, хотя годы 8-й пятилетки (1960-1970) были самыми благоприятными при Брежневе (нац. доход в 1970 г. по сравнению с 1965 г. вырос на 41%, выработка электроэнергии – на 54%, продукция машиностроения – на 74% и т.д.). Но не все было так гладко. Развитие многих отраслей промышленности отставало от реальных потребностей народного хозяйства, ощущалась нехватка товаров народного потребления, отставали качественные показатели.

Несомненно, важнейшая причина торможения заключается в том, что экономика осталась на рельсах экстенсивного развития, что приводило к сокращению прироста важнейших производственных ресурсов – трудовых, сырьевых, энергетических. Структура экспорта СССР была на уровне слаборазвитых стран. От пятилетки к пятилетке происходило падение основных экономических показателей. Снижался престиж сложного, квалифицированного труда и ликвидировались стимулы роста квалификации производительности труда из-за уравниловки на производстве, которая выполняла установку на сближение социальных групп.

Неэффективность наблюдалась также и в финансовой политике. Масса денег в наличном обращении увеличилась примерно в 3 раза, а производство товаров народного потребления – лишь в 2 раза. Фактически, больше половины всех сбережений были вынужденными. Росли дотации к ценам.

Трудности в экономике поставили вопрос о переходе от экстенсивных к интенсивным методам ее функционирования. Было явным исчерпание трудовых ресурсов, значительное отставание от западных стран по производительности труда, моральный и физический износ основных производственных фондов. На очередном съезде КПСС в 1971 г. было намечено обеспечение НТП, что можно достигнуть путем совершенствования планирования и управления экономикой, укреплением дисциплины, жесткой экономией сырья, материалов, электроэнергии. Важнейшую роль при этом отводили развитию машиностроения.

Но и эти мероприятия не помогли. Продолжалось замедление темпов роста, углубление кризиса в экономике. И лишь увеличение транспорта нефти и др. видов сырья позволяло экономике создавать видимость нормального функционирования. Не следует забывать и об военных расходах государства, которые, по данным А.Д. Сахарова в 70-е гг. составляли до 40 % от национального дохода и примерно 25% от ВВП. В тяжелом состоянии было с/х, которое в 70-е гг. было не в состоянии полностью обеспечить страну продуктами, что приводило к закупкам за рубежом. Резко упали темпы прироста сельскохозяйственной продукции.

Государственное планирование не оправдало возложенных на него ожиданий. Планы часто были не обоснованны (не увязывались с материально-трудовыми ресурсами). В системе управления были огромные возможности для злоупотреблений. Госсектор был малоподвижным, не склонным к глубоким преобразованиям.

Итак, в начале 80-х гг. эрозия системы, ее неспособность обеспечить решение назревших проблем были очевидны для многих.

3. Хельсинские соглашения – сущность и значение

Московская Хельсинская Группа – старейшая из ныне действующих в России правозащитных организаций.

Группа была создана в 1976 году, то есть еще в брежневские времена. Мы называемся Московской Группой, потому что Группа была создана в Москве. Хельсинской же мы называемся из-за того, что Группа была образована на базе заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, который был подписан 1 августа 1975 года в Хельсинки. Этот заключительный акт по безопасности и сотрудничеству для краткости называют «Хельсинскими соглашениями».

Хельсинские соглашения подписали руководители 36 государств Европы (всех стран Европы за исключением Албании). Советский Союз также подписали эти соглашения. Кроме европейских стран их подписали Соединенные Штаты и Канада. И, казалось, какое дело советским правозащитникам до соглашения, подписанного главами государств? Об этом чуть позже.

Это соглашение было очень выгодно для Советского Союза. Там, в частности, говорилось о том, что государства, подписавшие эти соглашения, обязуются не посягать на границы друг друга, признавать те границы, которые есть. Для Советского Союза значило очень много, потому что до тех пор мировым сообществом не были признаны ни захват Прибалтийских республик, ни то, что СССР отхватили у Румынии и Польши часть территории. Но там об этом в соглашениях прямо не говорилось. Не посягают на границы – это как бы мирное соглашение, которое, кстати, после войны так и не было подписано.

Кроме того, были соглашения о взаимном предоставлении кредитов, технологий и т.д. Естественно, это была бы игра в одни ворота. Это все было очень выгодно. Л.И. Брежнев, который подписал эти соглашения, и советские дипломаты считали это очень большой дипломатической победой Советского Союза. Но самый последний раздел был посвящен гуманитарным вопросам. В частности, там речь шла о том, что должна быть облегчена процедура оформления поездок граждан Советского Союза за рубеж (тогда, как известно, было трудно выехать). Также там говорилось о культурном обмене. А еще там была такая фраза о том, что все государства, входящие в это соглашение, обязуются уважать Всеобщую Декларацию прав человека и основные права человека, перечисленные там.

4. Итоги и последствия внешней политики СССР в 1960-70-е гг.

В 1964 г. был образован Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), что заменило систему двусторонних расчетов по принципу равенства взаимных поставок и платежей на то, что все средства по товарообороту идут через МБЭС путем перевода средств со счета одной страны на счет другой. Позднее в целях концентрации средств стран СЭВ для капитального строительства был организован Международный инвестиционный банк (МИБ).

Большое внимание уделялось связям стран СЭВ в научной, культурной областях. Огромное значение имело укрепление военной мощи стран социалистического содружества. Проводились совместные военные учения, в СССР готовили офицерский состав для соцстран. На совещаниях Политического консультативного комитета государств-участников Варшавского договора решались важнейшие международные вопросы.

Но при всех вышеперечисленных факторах взаимоотношения между соцстранами были далеко не равноправными. Любые попытки соцстран провести реформы по демократизации общества пресекались СССР порой даже самым жестоким образом. Примерами таких «пресечений» могут послужить ввод войск 5 соцстран в Чехословакию в 1968 г. и 10-летняя война в Афганистане (1979 – 1989 гг.).

В начале 70-х гг. внешняя политика СССР была направлена на претворение в жизнь Программы мира, что проявлялось в расширении экономических отношений с капиталистическими странами. Произошли сдвиги во взаимоотношениях СССР и США, ФРГ, были заключены долгосрочные соглашения об экономическом, техническом и промышленном сотрудничестве с рядом государств Западной Европы. Причем экономические связи соцстран с капиталистическими странами были часто в ущерб СЭВ.

Большое значение имело совещание глав 35 стран в Хельсинки в 1975 г., на котором было узаконено и зафиксировано социально-экономическое и военно-политическое положение, сложившееся на тот момент в мире. Признавались нерушимость границ, территориальная целостность и т.д. Немало уделялось внимания вопросам, касающихся прав человека.

Однако все положительное на совещании в Хельсинки было перечеркнуто в 1979 г. решением советского правительства о вторжении в Афганистан. В результате чего престиж СССР как миролюбивого государства был подорван.

Итак, внешняя политика СССР в 60 – 70-е гг. была довольно противоречивой. Были достигнуты несомненные успехи, но в то же время были допущены серьезные ошибки. Советское правительство слишком большое внимание уделяло идеологическим догмам, а не реальным общечеловеческим ценностям.

Подписание Хельсинских соглашений предполагало «подтягивание» ситуации с правами человека в СССР и странах Советского блока до уровня демократических стран-участниц Хельсинских соглашений. К сожалению, такой уровень не достигнут в нашей стране и поныне, но им была установлена некая точка отсчета для требований в области прав человека по Хельсинским соглашениям. Требования предъявлялись, причем с каждым годом все настойчивее, и для того, чтобы минимум заработал, понадобились годы.

Заключение

В данной работе мы попытались проследить сложную и неоднозначную историю СССР этого периода. На протяжении все истории советского государства делались попытки либерализации «системы», однако все реформы имели незаконченный характер. В обществе шло прогрессирующее отчуждение народа от власти. Над ней смеялись, пусть неоткрыто, но все-таки это имело место. Власть повисла в воздухе, у нее не было социальной опоры. Во время восьмой пятилетки была предпринята попытка реформирования экономической сферы. Инициатором реформ являлся А.Н.Косыгин. В силу многих причин реформа не удалась, «ушла в песок». Вообще, реформам – даже крайне умеренным, эволюционным – противостояли реальные силы – старые производственные отношения, сложившийся аппарат управления, закостеневшее экономическое мышление. Реформы были обречены и по другой причине. Преобразования в экономике стране не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сферах. Подавляющее большинство ресурсов направлялось на развитие ВПК – военно-промышленного комплекса. Хотя необходимо было развивать наукоемкие производства, осуществлять вложения в область компьютерных технологий. Вместо этого же происходило непомерное развитие тяжелой промышленности. В области внешней политики СССР дела колоссальные затраты на войны во Вьетнаме, Афганистане и т.д. Ведение холодной войны отнимало огромные средства: США поставили своей целью истощить Советский Союз масштабной гонкой вооружения. Этот период в истории СССР носил затяжной, мучительный характер и завершился, фактически исчерпав себя, обнажив тот факт, что тоталитарная система не поддается реформированию.

Список использованных источников

1. Бартенев С.А. Экономическая история. М., «Экономист», 2004. – 390с.

2. Верт Н. История советского государства. 1900-1991. – М.: Прогресс, 2004. – 480с.

3. Карр Э. История Советской России. Кн. 1. – М., «Мысль» 2005. – 398с.

4. Лельчук В.С. СССР в 70-е годы. – М.: Прогресс, 2005. – 405с.

5. Лукьянов Ф. Доктрина Брежнева – доктрина Буша // Россия в глобальной политике. – 2003. - №8.

6. Согрин В.В. Политическая история современной России. – М.: Наука, 2006. – 715с.

7. Соколов А.К., Тяжельников В.С. Курс советской истории. 1941 – 1991. – М.: Логос, 2004. – 420с.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Внешняя политика СССР в эти годы была направлена на достижение трех главных целей: укрепить свое влияние в социалистическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран; улучшить отношения с развитыми странами Запада, прежде всего с США, ФРГ, Францией, обеспечить мирное сосуществование с ними; расширить сферу своего влияния в «третьем мире», активизировать военно-техническое и экономическое сотрудничество с развивающимися странами.
Отношения с социалистическими странами
В 1964-1985 гг. в отношениях с социалистическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г. для подавления признанных антисоциалистическими процессов («пражская весна»). Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния. В начале 80-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех.
Особенно напряженно складывались отношения с Китаем. Китайская коммунистическая партия, как и КПСС, претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский.
В 70-е гг. китайское руководство резко критиковало «советский гегемонизм», сведя на нет экономическое и политическое сотрудничество с СССР.
Отношения со странами Запада
Вторая половина 60-х - 70-е гг. - время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Шарль. де Голль.
В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией. В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Состоялись официальные встречи советско- го и американского руководства на высшем уровне (1972, 1973, 1974, 1978). В 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др. Итоги Хельсинкского совещания Восток и Запад понимали по-разному. США и их европейские союзники подчеркивали гуманитарные аспекты достигнутых договоренностей (права человека, неприкосновенность личности и др.).
СССР придавал основное значение принципам невмешательства во внутренние дела, нерушимости послевоенных границ в Европе; суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы.
Разрядка вообще была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.).
В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.
СССР и страны «третьего мира»
Как было сказано, отношения со странами «третьего мира» в значительной степени подчинялись логике стратегического противостояния СССР и США. На Ближнем Востоке СССР занимал однозначно проарабскую позицию, поддерживая дружественные отношения с Сирией и Египтом, лидерами арабского мира. Когда в 1979 г. президент Египта А. Садат заключил мирный договор с Израилем, контакты с ним были фактически заморожены. В период американской агрессии во Вьетнаме (1964-1975) СССР оказал значительную военно-техническую помощь Демократической Республике Вьетнам. Поддерживал СССР и антиамериканских повстанцев в Никарагуа. Активная политика проводилась в Африке, где под советским влиянием находились Мозамбик, Ангола, Гвинея-Бисау, Эфиопия. Введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979) положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери. Это была грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор.

Политико-экономическое развитие СССР в 60-70 гг

СССР занимал ведущую роль во многих направлениях науки и техники, освоении космоса, использовании атомной энергии. В течение пяти лет в Союзе наблюдался рост сельскохозяйственного производства.

Несомненным достижением Хрущева была сильная социальная политика, которая касалась практически всех сторон общественной жизни.

В июле 1956 г. был принят закон о государственных пенсиях. Пенсионный возраст снижался до 60 лет для мужчин и 55 - для женщин. Почти в 2 раза увеличился средний размер пенсий. Пенсии стали получать даже колхозники. Того же года начался постепенный (по отраслям) переход на семичасовой рабочий день, а с сентября 1959 г. предприятия, учреждения и организации СССР начали переход на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями при восьмичасовом рабочем дне. В 1956 г. была повышена заработная плата, упорядочено ежемесячное авансирование колхозов. В июле 1957 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР». Миллионы квартир, построенных в городах и рабочих поселках Украины за десяток лет, существенно смягчили жилищную проблему.

Однако кардинальных изменений в развитии экономики не произошло. Сохранение предыдущих производственных отношений, форм и методов руководства не принесли желаемых результатов. Три сверхпроекта Хрущева - освоение целины, расширение посевов кукурузы, программа животноводства (догнать и перегнать США в производстве мяса, масла и молока) не дали ожидаемых результатов. Украина продолжала шагать путем экстенсивного развития Отечественная история / Под ред.А.А.Радугина. - М.: Академия, 2003 - с. 67-70.

В этих условиях в верхних эшелонах власти постепенно готовилось смещения Хрущева.

В октябре 1964 p. на пленуме ЦК КПСС произошла смена партийного руководства СССР. Вместо Хрущева первым секретарем ЦК партии был избран Брежнев, при руководстве которого роль партаппарата в государственной жизни еще больше усилилась. В то же время Брежнев, укрепляя свое положение, продолжал осуществлять политику поддержки советской олигархии, гарантируя ей стабильное существование. Поворот в политике, начавшийся после октябрьского пленума ЦК партии, означал возвращение к консервативным, в определенной степени просталинской позиций. Но эта тенденция проявила себя не сразу. На первых порах были исправлены некоторые, как их называли - "волюнтаристские", недостатки предыдущего, хрущевского руководства. Однако вскоре стало ясно, что выдвинутый Л.Брежневым лозунг "стабильность" на самом деле означал отказ от любых попыток осуществления радикальных изменений, что вполне удовлетворяло консервативные руководящие силы, которые упорно держались за освященные традициями привилегии Пособие по истории Отечества / Под ред. Курицина В.М. - М.: Простор, 2000 - с. 209.

"Брежневский период» истории - период частичной реанимации командно-административной системы сталинского образца, период застоя и одновременно - поиска прогрессивными силами путей общественного обновления.

На рубеже 60-70-х годов Советский Союз вступил в период истории, за которым утвердилось название "застой", продолжавшийся до середины 80-х годов.

Брежневский неосталинизм сопровождался отдельными репрессиями против инакомыслящих.

Негативную роль в сохранении командно-административной системы управления сыграли догматизм в идейно-теоретической сфере, апологетика существующего порядка, выдача желаемого за действительное. Теоретической базой завышенной оценки состояния общества стала концепция развитого социализма, выдвинутая XXIV съездом КПСС как альтернатива утопистским теориям непосредственного строительства коммунизма.

Положение о строительстве развитого социалистического общества было закреплено в Конституции СССР 1977 p., где ему давалось такое определение: "Это - общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором постоянно растет благосостояние народа, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности ".

Широковещательные заявления о достижении развитого социализма во многом не согласовывались с реальной жизнью. Командно-административная система управления тормозила прогрессивное развитие общества, негативно влияла на все сферы социально-экономической, политической и культурной жизни.

Непоследовательной оказалась и внешняя политика СССР. Так, в 60 - е и 70-е годы Советский Союз выступил как один из инициаторов политики "разрядки", принял участие в Хельсинкском процессе (1975 p.).

Вместе с тем основные направления внешнеполитической деятельности КПСС и Советского государства, практика реализации, как и раньше, определялись идеологией конфронтации, утверждением о невозможности длительного сосуществования социализма и капитализма, а тем более их широким и глубоким взаимодействием для решения глобальных проблем. Отсюда следовали попытки поддерживать революционно ориентированные общественные силы, особенно в странах так называемого «третьего мира», что приводило к разжиганию региональных конфликтов.

Один из примеров указанном - ввод советских войск в Афганистан в 1979 p. В то время международная атмосфера резко "пололодела". Советская командно-административная система применяла методы и относительно союзников по социалистическому лагерю: прекращение Советским Союзом "оттепели" в 1968 г. в Чехословакии с помощью войск Организации Варшавского договора Новейшая история Отечества. XX век. / Под ред.А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина. - М.: ВЛАДОС, 1999 - с. 89-91.

Командно-административная система управления пагубно влияла на экономику страны. Вместе с тем нельзя отрицать, что в рамках этой системы все же делались отдельные попытки решения некоторых экономических проблем. Правда, это удавалось только тогда, когда экономика развивалась на экстенсивной основе.

В сентябре 1965 г пленум ЦК КПСС принял постановление "Об улучшении управления промышленностью, совершенствования планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства", согласно которой во второй половине 60-х годов начала осуществляться хозяйственная реформа. Главная суть реформы (названной "косыгинской") заключалась в некоторой либерализации и демократизации хозяйственной системы. Создавались научно-производственные объединения, возникали новые отрасли промышленности (роботостроения, микроэлектроника и др.), предпринимались попытки более гибкого планирования. Реформа благотворно влияла на развитие народного хозяйства. Пятилетку 1966-1970 гг. успешно завершили, а все последующие пятилетние задачи развития народного хозяйства уже не выполнялись.

К началу 70-х годов экстенсивные методы роста экономики в основном исчерпали себя, в то время как научно-техническая революция, развернувшаяся в мире, требовала перехода к интенсивным методам повышения производительности труда, научно-технического прогресса. Хранение же командно-административных методов управления с их чрезмерной централизацией и жесткой регламентацией сыграло исключительно негативную роль в этой сфере. Система оказалась невосприимчивой к новым формам управления и игнорировала положительные аспекты реформы, которые имели место.

В условиях высоких цен на нефть и газ на мировом рынке советская страна делала ставку на расширение продажи сырья. Однако в развитых странах быстро происходил процесс создания энергосберегающих технологий, что вызвало уменьшение спроса на топливо и снижение мировых цен на него. Поскольку экономика СССР входила в единый народнохозяйственный комплекс страны, то темпы упадка в ней также приобретали катастрофический характер. За 15 лет (с 1965 по 1980 г.) темпы роста производительности общественного труда уменьшились более чем вдвое. Планы по большинству показателей в СССР не выполнялись, а качество значительной части промышленной продукции не соответствовало мировым стандартам.

Тяжелое положение сложилось в сельском хозяйстве. Новая политика в отношении села, которую пытался разработать мартовский (1965 г.) пленум ЦК КПСС, оказалась в целом неэффективной, хотя и способствовала решению отдельных проблем. Имея плодородные земли, страна превратилась в лидера по закупке зерна за рубежом. Попытки решить проблемы интенсификации сельского хозяйства как главного звена агропромышленного комплекса путем широкого развития межхозяйственной кооперации, создания агропромышленных предприятий и комплексов без учета экономических и социальных условий хозяйствования на селе, личных интересов работников обернулись большими потерями Новейшая история Отечества. XX век. / Под ред.А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина. - М.: ВЛАДОС, 1999 - с. 92.

В условиях господства командно-административной системы явления давали о себе знать и в социальной сфере. Торможения темпов роста экономики в совокупности с остаточными принципами финансирования социальных программ отразилось на уровне благосостояния народа. И хотя в рассматирваемое нами двадцатилетие наблюдалось повышение заработной платы трудящихся, осуществлялось жилищное строительство, предоставлялась бесплатная медицинская помощь, однако, жизненный уровень народа в целом оставался существенно более низким, чем в большинстве развитых капиталистических стран. Низкий жизненный уровень десятков миллионов советских людей, отсутствие эффективных стимулов к труду вызвали процессы физической и социальной деградации, нарастание таких негативных явлений, как спекуляция, коррупция, алкоголизм, наркомания и др. СССР вплотную приблизился к кризису социально-экономической системы.

Командно-административные методы управления пагубно повлияли и на функционирование политической системы советского общества. Ее развитие носило противоречивый и сложный характер. Основным было противоречие между демократической формой и бюрократической сущностью политической системы. Указанное в значительной мере было связано с замкнутым характером политической системы советского общества, который заключался в том, что исчерпывающий перечень всех составляющих элементов этой системы определялся в конституционном порядке (сначала это была Конституция СССР 1936 p., а впоследствии - Конституция СССР 1977 г.) . Так, по Конституции СССР 1977 p. составными элементами политической системы советского общества выступали КПСС, Советское государство, профсоюзы, комсомол, кооперативно-колхозные объединения, общественные организации. Согласно ст. 6 Конституции СССР КПСС провозглашалась "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций" Новиков А.В.. Советская интеллигенция, Лубянка и Старая площадь в 1960-х - 1980-х годах. // Вопросы истории. - 2005. - № 9 - с. 32. На практике это означало полное господство КПСС, точнее ее партаппарата над всеми сферами жизни советского общества, в том числе над государством и государственными органами, общественными организациями как составными элементами политической системы. Внутри же самой КПСС в период застоя происходили негативные процессы, которые пагубно отражалось на политической системе советского общества. Партийные лидеры в некоторых случаях восстанавливали старые сталинские методы руководства и управления. Как и раньше, партия действовала внутри командно-административной системы управления, возвышаясь над всем, давая неоспоримые установки и команды, подменяя государственные и хозяйственные органы и теряя свою специфичность как политической организации.

Практически существовало смешение функций партийных и государственных органов, сращивание партийного и государственного аппаратов. Для стиля и методов партийной работы были характерны формализм и бюрократизм, исполнительно-приказной стиль в жизни партии. Одной из уязвимых сторон в функционировании КПСС оказалась кадровая, политика. Имитация многими руководителями своих служебных функций, подмена организаторской деятельности демагогией, распространение протекционизма, взяточничества, кумовства позволяли людям, не достойным доверия, десятки лет занимать высокие и ответственные должности.

70-80-е годы были отмечены прочной стабилизацией элиты и прекращением ее пополнения снизу. Система становилась замкнутой и закрытой. Всячески поддерживался культ Брежнева, сохранялась и укреплялась система вождизма на всех уровнях. Славословия в адрес Брежнева, начатое еще на XXIV съезде КПСС, усиливается на XXV и достигает апогея на XXVI съезде КПСС. Культ Брежнева требовал поддержания определенных качеств личности, отсутствие которых компенсировалось насаждениям чисто внешних аксессуаров: четырежды Герой Советского Союза, Герой Социалистического труда, маршал Советского Союза, лауреат Ленинской премии в области литературы, золотая медаль им. Карла Маркса, орден Победы и тому подобное.

Недостатки в КПСС трансформировались на всю политическую систему советского общества, погрязшей в бюрократизме, которая продолжала терять гибкость, способность адекватно реагировать на общественные процессы. Явления в политической системе советского общества, в том числе ее главном элементе - Советском государстве, затушевывались парадными фразами о всемерное развитие демократии, что было не более чем демагогией. Яркий пример этому - принятие Конституции СССР 1977 p. и на ее основе - конституций союзных и автономных республик. Порядок принятия Конституции СССР 1977 p. был выдержан в демократическом духе. После рассмотрения Президиумом Верховного Совета СССР и майским (1977 p.) Пленумом ЦК КПСС проекта конституции, он был обнародован для всеобщего обсуждения, которое продолжалось почти четыре месяца. В течении обсуждения документа получено около 400 тыс. предложений, но учтена была лишь небольшая часть поправок, которые носили главным образом редакционный характер. Проект конституции вновь обсуждался на пленуме ЦК КПСС и 7 октября внеочередной сессией Верховного Совета СССР был утвержден.

Исходными для содержания конституций стали тезисы о том, что в стране построено общество развитого социализма и в связи с этим нарастает процесс социальной однородности. Положения конституции не учитывали реалий общественного развития и не отвечали им. Большинство из них имели декларативный характер. Например, в Конституции СССР отмечалось, что "вся власть в СССР принадлежит народу". Однако в действительности народ был отчужден от участия в управлении государственными и общественными делами, а представительные органы оттеснил аппарат, который все больше бюрократизировался Пособие по истории Отечества / Под ред. Курицина В.М. - М.: Простор, 2000 - с. 106. СССР был псевдонародным государством. Конституция СССР провозглашала широкий круг прав и свобод граждан, посвятив этому отдельную главу. Однако механизм реализации прав граждан был ненадежен, а то и вообще отсутствует. Для реализации наиболее существенных социально-экономических прав, например права на жилье или на здравоохранение, явно не хватало средств, ибо в финансировании социальной сферы действовал остаточный принцип.