Виды наблюдения. Формы, виды и способы статистического наблюдения

Основные требования к научному наблю­дению - требования, обеспечивающие однозначность замысла, объектив­ность, т.е. возможность контроля путем ли­бо повторения наблюдения, либо применения иных, более адекватных методов исследова­ния, прежде всего эксперимента. В то же время наблюдение обычно включено в качестве составной части в процедуру экспери­мента. На первый план все больше выступает интерпретация резуль­татов наблюдения, так как в современной науке обобщения редко дела­ются на уровне наблюдаемых фактов, в качестве которых могут выс­тупать лишь знаки изучаемых явлений (например, кривая на осциллографе, электроэнцефалограмма и т.д.).

Требования к подготовке наблюдения - требования, обеспечивающие четкое выделение исследовательской пози­ции, ее самостоятельность, ограничение форм сближения, идентификации с объектом наблюдения; планомерность процесса наблю­дения; однозначность толкования регистри­руемых признаков всеми наблюдателями; точ­ность и своевременность регистрации приз­наков.

Ограничения в применении наблюдения - ограничения, которые обусловлены тем, что наблюдаемыми являются только те события, которые происходят в период прове­дения исследования. Прошлые события могут быть наблюдаемы, если они зафиксированы средствами видео- и звукозаписи. Локальность наблюдаемых явлений ограничивает исследователя в возможностях ши­роких обобщающих выводов на весь класс исследуемых объектов.

Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина и И.Я. Каплунович в книге «Изучение личнос­ти учащегося и ученических коллективов» (М.: Просвещение, 1988) характеризуют наблюдение как один из основных методов, используемых в педагогической практике.

Наблюдение представляет собой метод длительного, планомерного, целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведе­нии учащихся, на основе их непосредственного восприя­тия в учебно-воспитательном процессе с обязательной систематизацией получаемых данных и формулировани­ем возможных выводов.



Наблюдение как универсальный метод использует­ся в самых разнообразных ситуациях. Научное наблю­дение существенно отличается от ненауч­ного (житейского), которое проводится в обыденной жизни неорга­низованно, беспланово, вслепую и зависит от многих случайностей. Для того чтобы наблюдение было науч­ным должны быть соблюдены следующие требования:

1. Целенаправленность. Это требование означает, что наблюдение проводится, например, не за испытуемым вообще, а за проявлением его конкретных личностных особенностей, качеств в различных ситуациях и разных видах деятель­ности (игре, учебе, труде, общении).

2. Планирование. До начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), про­думать план (сроки и средства), показатели (что фик­сировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты. При этом надо точно определить особенности, за которыми ведет­ся наблюдение (их не должно быть много). Конечной целью наблюдения должна быть разработ­ка путей исправления выявленных недостатков пове­дения.

3. Самостоятельность. Наблюдение должно являться самостоятельной, а не второстепенной задачей. Например, учи­тель решил узнать о проявлениях чувства товарищества у некоторых учащихся. Он решил организовать наблю­дение во время учебной экскурсии в лес для знакомства детей с флорой и фауной. Если во время экскурсии учи­тель ставит перед собой одновременно и ряд других задач (воспитательных, организационных и т. д.), то его выводы могут оказаться хотя и объективными, но лишь случайно замеченными, попутными, так как основные усилия внимания, восприятия будут направлены на ре­шение целого ряда задач. Это может помешать заметить сам поступок, а фиксация отдельных действий (ученик отдал, принес, вспылил, помог и т. д.) может мало что дать.

4. Естественность . Наблю­дение должно проводиться в естественных для учащихся условиях. Оно должно проходить без вмешательства и корректировки учителем происходящих событий, так, чтобы ученик ничего не подозревал.

5. Систематичность. Наблюдение должно вестись не от случая к случаю, не по желанию исследователя, а постоянно, в соответствии с планом, систематически или через запланированные промежутки времени.

6. Объективность. В процессе наблюдения исследователь должен фиксировать не свои предположения, не искать то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего пред­положения, а записывать объективные факты, действия, особенности поведения учащихся и на этом основании делать выводы в строгом соответствии с правилами ло­гического вывода и основных психологических законов.

7. Фиксация. Все данные наблюдения должны систе­матически фиксироваться по определенной системе. По­лученные результаты, материалы должны обязательно записываться в ходе наблюдения или сразу после него. Записи обычно ведут в хронологическом порядке, через определенные промежутки времени. Для сокращения необходимых записей их удобно оформлять в виде различ­ных схем, таблиц и т. п.

Метод наблюдения довольно трудоемкий. При нем практически невозможно исключить влияние случайных факторов. Кроме того, это пассивный метод: ведь учитель «пожинает» результаты тех явлений и ситуаций, ко­торые появляются независимо от его планов, он не мо­жет при необходимости повлиять на ход событий, по­вторить их. Так как фиксировать все невозможно, то при наблюдении можно упустить существенное и отме­тить несущественное. Данный метод не всегда позволяет установить точную причину поступка, действия. При на­блюдении, как правило, анализируются только внешние проявления поступков. Наблюдению не поддаются ин­тимные ситуации, а доступны только внешние конкретные факты, которые дают, в основном, информацию качест­венного характера и их сложно подвергнуть количествен­ному анализу.

Отрицательные стороны наблюдения - характеристика наблюдения, ко­торое приводит к ошибкам фактора субъек­тивности, первого впечатления, ситуатив­ности поведения испытуемых. Недостатки наблюдения связаны с невозможностью гарантировать репрезентативность данных из-за трудностей практического охвата большого количества явлений и в значительной вероятности ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц. Поэтому наблюдение применяют в сочетании с другими методами сбора информации.

Недостатки метода наблюдения сводят в две группы: объективные (независимые от наблюдателя) и субъектив­ные (связанные с личностными, профессиональными осо­бенностями наблюдателя). К объективным недостаткам прежде всего относят ограниченность, принципиально ча­стный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому каким бы всесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут быть обобщены и рас­пространены на более широкие ситуации только с вели­чайшей осторожностью и при соблюдении многих требо­ваний.

Еще одна особенность метода - сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений. Соци­альные процессы необратимы, их нельзя заново «проиг­рать», чтобы исследователь смог зафиксировать необходи­мые ему черты, элементы уже состоявшегося события. На­конец, отметим высокую трудоемкость метода. Осуществ­ление наблюдения зачастую предполагает участие в сбо­ре первичной информации большого числа людей доста­точно высокой квалификации.

Многообразны и трудности субъективного плана . На качество первичной информации может оказывать влияние различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ори­ентаций, стереотипов поведения и т. д. К примеру, обра­щение друг к другу на «ты» в бригаде рабочих часто ста­новится нормой для всех ее членов. Но психолог-наблюда­тель, для ближайшего окружения которого характерна иная форма общения, может оценить это как пример неу­важительного, фамильярного отношения молодых рабочих к старшим. Исключить подобные ошибки позволяет бли­зость социального положения наблюдателя и наблюдаемых. Она способствует более полному и быстрому охвату наб­людаемой ситуации, правильной ее оценке.

Несмотря на указанные недостатки, которые, конечно же, надо учитывать, наблюдение имеет и некоторые преимущества по сравнению с другими методами пси­хологического исследования.

Положительные стороны наблюдения - характеристика наблюдения, которое не требует каких-либо приборов, уединения с испытуемым, может проводиться в естествен­ных условиях. Преимущества наблюдения – непосредственность впечатлений исследователя, активное продуцирование гипотез в ходе наблюдения. Оно позволяет изучать проб­лемы, не допускающие экспериментального решения, анализировать деятельность, поведение ученика в естест­венных для него условиях, «поймать» сам момент про­явления поступка.

Научное наблюдение представляет целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Связь наблюдения с чувственным познанием очевидна: любой процесс восприятия связан с переработкой и синтезом тех впечатлений, которые познающий субъект получает от внешнего мира. Эти впечатления в психологии называют ощущениями. Они являются отображением отдельных свойств, сторон предметов или процессов внешнего мира. Иногда наблюдение может относиться к восприятию переживаний, чувств, психических состояний самого субъекта.

Деятельность сознания в процессе наблюдения не ограничивается только тем, что оно синтезирует в единый чувственный образ результаты различных ощущений.

Активная его роль проявляется, прежде всего, в том, что наблюдатель, особенно в науке, не просто фиксирует факты, а сознательно ищет их, руководствуясь некоторой идеей, гипотезой или прежним опытом. Сторонники эмпиризма, чтобы гарантировать чистоту и надежность данных опыта, требуют сбора данных и фактов без какой-либо предварительной гипотезы или руководящей идеи. Нетрудно, однако, понять утопичность такой программы. Даже в обыденном познании наблюдение опирается на прежний опыт и знания людей.

В науке же, как правило, наблюдения имеют своей целью проверку той или иной гипотезы или теории и поэтому они существенным образом зависят от этой цели. Ученый не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые могут либо подтвердить, либо опровергнуть его идеи.

Наблюдения в науке характеризуются также тем, что их результаты требуют определенной интерпретации, которая осуществляется с помощью некоторой теории.

Это обстоятельство играет чрезвычайно важную роль в тех случаях, когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а результат его взаимодействия с другими предметами и явлениями. Так, например, о поведении микрочастиц мы можем судить лишь косвенно, наблюдая не сами микроявления, а результаты их взаимодействия с теми или иными макроскопическими приборами и установками. Но такие заключения требуют обращения к определенной теории, с помощью которой и осуществляется интерпретация полученных результатов наблюдения. Интерпретация данных наблюдения как раз и дает возможность ученому отделять существенные факты от несущественных, замечать то, что неспециалист может оставить без внимания и даже совершенно не обнаружить. Вот почему в науке редко бывает, чтобы открытия делались неспециалистами, хотя бы потому, что случай, как указывал Луи Пастер, может научить чему-то только подготовленный ум.

Все это показывает, что процесс наблюдения в науке имеет ряд таких специфических особенностей, которые отсутствуют в обычных, житейских наблюдениях. Хотя в принципе и обыденное и научное наблюдение представляют восприятие предметов и явлений, но в науке это восприятие гораздо лучше и целесообразней организовано, а самое главное - оно направляется и контролируется определенной идеей, тогда как повседневные наблюдения опираются в основном на практический опыт и те знания, которые приобретаются в ходе этого опыта.



Это различие между научными и повседневными наблюдениями проявляется в самой их структуре. Всякое наблюдение предполагает наличие некоторого наблюдаемого объекта и воспринимающего его субъекта, который осуществляет наблюдения в конкретных условиях места и времени. В научном наблюдении к указанным трем элементам добавляются еще специальные средства наблюдения (микроскопы, телескопы, фото-и телеаппараты и т.п.), назначение которых состоит в том, чтобы компенсировать природную ограниченность органов чувств человека, повысить точность и объективность результатов наблюдения. Наконец, немаловажная роль принадлежит здесь и концептуальным средствам, т.е. понятиям и теориям, с помощью которых организуются и в особенности интерпретируются научные наблюдения.

Использование специальных материальных и концептуальных средств придает результатам научных наблюдений, как и всему процессу наблюдения в целом, такие новые черты и особенности, которые лишь в неразвитой форме присутствуют в обыденных, житейских наблюдениях.

По-видимому, наиболее общим признаком, сближающим научные наблюдения с повседневными, является их объективность, хотя степень этой объективности далеко не одинакова.

Для лучшего уяснения специфики научного наблюдения рассмотрим по порядку те особенности, которыми оно отличается от наблюдения обыденного, начав обсуждение с такого признака, как объективность результатов наблюдения.

3.1.1. Интерсубъективность и объективность

В повседневной деятельности и в науке наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъекта. Чтобы стать основой последующих теоретических и практических действий, эти наблюдения должны информировать нас об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений. Однако достижение таких результатов часто сопряжено с немалыми трудностями.

Прежде всего, наблюдение, основанное на восприятии, не есть чисто пассивное отражение мира. Сознание не только отражает мир, но и творит его. В процессе такого активного освоения мира возможны ошибки, заблуждения и даже простые иллюзии органов чувств, которые также нельзя игнорировать. Всем хорошо известно, что палка, опущенная в воду, кажется сломанной; параллельно расположенные рельсы вдали кажутся сходящимися.

Ошибочность подобного рода чувственных иллюзий обнаруживается простым опытом. Гораздо труднее обстоит дело с теми ошибками наблюдений, которые происходят вследствие предвзятых склонностей или представлений, ошибочных исходных установок и других субъективных факторов. Эти трудности возрастают в еще большей степени, когда приходится обращаться к косвенному наблюдению, т.е. делать выводы о свойствах или характеристиках непосредственно невоспринимаемых объектов. Таким образом, достижение объективности результатов наблюдения требует исправления и устранения ряда недостатков и ошибок, связанных как с природной ограниченностью органов чувств человека, так и деятельностью сознания вообще.

Первым необходимым, хотя и недостаточным условием получения объективных данных наблюдения является требование, чтобы эти данные имели не личный, чисто субъективный характер, а могли быть получены и зафиксированы другими наблюдателями. Иначе говоря, наблюдение должно давать результаты, не зависящие от индивидуальных особенностей конкретного субъекта,- они обязаны быть интерсубъективными. Если одни и те же данные будут получены многими наблюдателями, то тем самым возрастает их надежность и правильность.

С этой точки зрения понятно, что непосредственные данные чувственного опыта отдельного субъекта, так называемые sense date, имеют небольшую ценность в науке именно потому, что индивидуальные ощущения и восприятия человека не поддаются контролю и проверке, а следовательно, не могут стать подлинной основой для построения научного знания, которое по своему характеру имеет объективный характер. Даже одинаковые результаты, полученные многими наблюдателями, сами по себе не гарантируют их объективности, ибо ошибки, заблуждения и иллюзии могут быть свойственны разным людям. Вот почему интерсубъективность не тождественна объективности. Объективно истинное знание, как известно, не зависит от сознания и воли ни отдельного человека, ни человечества в целом. Окончательным критерием такой объективности служат опыт и практика, понимаемые в широком смысле, а именно как материальная, общественно-историческая деятельность людей.

При научном подходе к исследованию интерсубъективность служит важным этапом на пути достижения объективно истинного знания. Но в этом случае сами наблюдения тщательно анализируются и корректируются в свете существующих теоретических представлений.

Очень часто в науке для повышения объективности результатов наблюдения (не говоря уже об их точности) используются приборы и регистрирующие устройства.

На первый взгляд может показаться, что замена наблюдателя приборами начисто исключает если не ошибки, то субъективизм в процессе наблюдения. Однако данные, фиксируемые с помощью приборов, сами по себе еще ни о чем не говорят. Они требуют определенной оценки и интерпретации, которая опять-таки осуществляется человеком.

Поэтому-то единственный путь для достижения объективности и точности наблюдений состоит в усилении контроля за их результатами, что достигается с помощью, как материальных средств наблюдения, так и концептуальных.

3.1.2. Непосредственные и косвенные наблюдения

Наибольшие трудности в достижении объективных результатов наблюдения встречаются тогда, когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а эффект его взаимодействия с другими предметами и явлениями. Такие наблюдения, получившие название косвенных или опосредованных, играют все более важную роль в современной науке. Действительно, объекты и процессы, которые исследуют современная атомная и ядерная физика, квантовая химия и молекулярная биология непосредственно не наблюдаемы ни с помощью органов чувств, ни с помощью приборов. Но они могут стать наблюдаемыми, если исследовать результаты их взаимодействия с другими объектами и процессами.

Однако в этом случае мы фактически непосредственно наблюдаем не сами микрообъекты и процессы, а только результаты их воздействия на другие объекты и явления, в частности те, на которых основано действие того или иного прибора или измерительного устройства. Так, в камере Вильсона, предназначенной для исследования свойств заряженных частиц, о свойствах этих частиц мы судим косвенно по таким видимым проявлениям» как образование треков, или следов, состоящих из множества капелек жидкости. Они возникают в результате конденсации перенасыщенного пара, содержащегося в камере, как раз в тех центрах, которыми служат ионы, образующиеся вдоль траектории полета заряженных частиц. По своей форме такие следы очень похожи на туманный след, оставляемый высоко летящим самолетом. Их можно фотографировать и измерять и по этим данным делать соответствующие заключения о свойствах исследуемых частиц. Подобным же образом по изменению зерен на фотопластинках можно изучать потоки космических лучей, α-частиц и других излучений.

Таким образом, во всех этих примерах мы имеем дело не с прямым, непосредственным наблюдением, а с косвенным.

Особенность такого наблюдения состоит в том, что об исследуемых явлениях здесь заключают через восприятие результатов взаимодействия ненаблюдаемых объектов с наблюдаемыми. А такое заключение обязательно основывается на некоторой гипотезе или теории, устанавливающих определенное отношение между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми объектами. Действительно, чтобы судить о свойствах заряженных элементарных частиц по их следам в камере Вильсона или на фотопластинке, необходимо допустить существование закономерной связи между непосредственно ненаблюдаемыми частицами и теми эффектами, которые они вызывают в наблюдаемых объектах и процессах. Подобное допущение, как и всякая гипотеза, нуждается в проверке и подтверждении с помощью точно фиксируемых свидетельств. Такими свидетельствами как раз и служат непосредственно наблюдаемые объекты, явления, а также факты.

Они информируют о том, что эффекты и изменения в наблюдаемых объектах и процессах вызываются некоторыми ненаблюдаемыми объектами. Исследовать свойства и поведение таких ненаблюдаемых объектов мы можем только путем выдвижения гипотез и последующей их критической проверки. В ряде же случаев приходится строить целые системы гипотез, т.е. по сути дела законченные теории.

Следует особо подчеркнуть, что отношение между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми объектами устанавливается вовсе не по произволу или соглашению между исследователями.

Правда, вначале ученый формулирует его в виде догадки или гипотезы, но последняя получает научное значение лишь после того, как будет подтверждена соответствующими фактами, т.е. определенным образом интерпретированными результатами непосредственно наблюдаемых объектов.

Как правило, в науке устанавливают не просто связь между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми объектами и их свойствами, а определенное функциональное отношение между величинами, которые характеризуют эти свойства. Хорошо известно, например, что о величине атмосферного давления в некоторой точке Земли мы судим по высоте столбика ртути в барометре. Такого рода измерения величин ненаблюдаемых с помощью наблюдаемых основывается, конечно, на гипотезе, устанавливающей конкретную функциональную связь между ними.

Так, в случае атмосферного давления предполагают прямую пропорциональную зависимость между величиной Давления и высотой столбика ртути в барометре. Чаще всего зависимость между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми процессами носит более сложный характер, но она непременно должна быть точно охарактеризована с помощью той или иной математической функции.

Косвенные наблюдения играют всевозрастающую роль в современной науке, особенно в тех ее отраслях, которые исследуют явления, протекающие в отдаленных уголках Вселенной (астрономия), а также процессы, происходящие на субатомном и субмолекулярном уровне (атомная и ядерная физика, квантовая химия, молекулярная биология и некоторые другие). В последнем случае наблюдения, как правило, тесно переплетаются с экспериментом и обязательно требуют интерпретации с помощью теории.

3.1.3. Интерпретация данных наблюдения

Если исходить из буквального значения слова «данные», то может сложиться ложное впечатление, что последние даются наблюдателю в готовом виде. Такое представление в какой-то мере отвечает обыденному пониманию результатов наблюдения, но оно явно не годится для науки. Как правило, в науке данные есть результат долгого, кропотливого и трудного исследования.

Во-первых , поскольку данные получаются отдельными субъектами, то они должны быть очищены от всевозможных наслоений и субъективных впечатлений. Как уже отмечалось, науку интересуют, прежде всего, объективные факты, которые допускают контроль и проверку, в то время как непосредственные чувственные восприятия являются только достоянием отдельного субъекта.

Во-вторых , в качестве данных в науку входят не ощущения и восприятия, а лишь результаты их рациональной переработки, которые представляют собой синтез чувственных восприятий с теоретическими представлениями.

В-третьих , сами данные, прежде чем они войдут в науку, подвергаются значительной обработке и стандартизации. Их обработка осуществляется с точки зрения теоретических представлений, как соответствующей отрасли науки, так и статистической теории ошибок наблюдения. Стандартизация состоит в приведении данных к некоторым стандартным условиям наблюдения (например, температуры и давления). Наконец, уже на этой стадии исследования данные определенным образом систематизируются: составляются таблицы, графики, диаграммы и т.п. Конечно, такая систематизация еще далека от теории, но здесь содержится все, что необходимо для предварительных обобщений и построения эмпирических гипотез.

Зависимость данных наблюдения от теории и необходимость их интерпретации в наибольшей степени проявляется тогда, когда они служат в качестве свидетельств «за» или «против» той или иной гипотезы, Обычно свидетельствами считаются только те данные наблюдения, которые имеют непосредственное отношение к гипотезе и опираются на соответствующую теорию. Почему мы считаем туманный след в камере Вильсона свидетельством в пользу того, что он оставлен заряженной частицей?

Очевидно, потому, что этот результат наблюдения предсказан теорией ионизации. Точно так же отклонение магнитной стрелки, над которой помещен проводник с током, свидетельствует о том, что по проводнику проходит электрический ток. Этот результат предсказывается теорией электромагнетизма. Подобных примеров можно привести сколько угодно. Все они показывают, что сами по себе данные не могут служить свидетельством «за» или «против» какой-либо гипотезы. Чтобы стать свидетельством, данные должны быть интерпретированы с помощью некоторой теории. Пока нет теории или хотя бы некоторой совокупности знаний полутеоретического характера, нет и свидетельств.

В истории науки было немало примеров, когда некоторые факты или данные длительное время оставались случайными открытиями, пока не была создана теория, сумевшая объяснить их и тем самым способствовавшая их введению в обиход науки. Достаточно упомянуть, например, об открытии еще древними греками свойства янтаря, потертого о сукно, притягивать легчайшие тела (электризация трением) или же магнитного железняка притягивать металлические предметы (естественный магнетизм). Все эти факты вплоть до создания теории электромагнитных явлений сначала в форме механической модели с силовыми линиями, а затем математической теории Максвелла оставались любопытными курьезами природы. Будучи же понятыми на основе теории, они стали той исходной базой, которая послужила фундаментом современной техники.

Таким образом, если в самом общем виде сформулировать отличие научного наблюдения от обыденного восприятия непосредственно окружающих человека предметов и явлений, то оно состоит в значительном усилении в науке роли теории, точности и объективности результатов наблюдения, которые достигаются с помощью специально конструируемых для этой цели материальных средств наблюдения, а также концептуального аппарата, служащего для интерпретации данных наблюдения.

3.1.4. Функции наблюдения в научном исследовании

Наблюдение и эксперимент являются двумя основными формами эмпирического познания, без которых невозможно было бы получить исходную информацию для дальнейших теоретических построений и проверки последних на опыте.

Существенное отличие наблюдения от эксперимента состоит в том, что оно осуществляется без какого-либо изменения изучаемых предметов и явлений и вмешательства наблюдателя в нормальный процесс их протекания.

Эту особенность наблюдения очень ясно отметил известный французский ученый Клод Бернар. «Наблюдение,- писал он, - происходит в естественных условиях, которыми мы не можем распоряжаться». Это, конечно, не означает, что наблюдение - пассивное отражение всего, что попадает в сферу восприятия органов чувств. Как мы уже отмечали, научное наблюдение является целесообразно организованным и избирательным процессом, который направляется и контролируется теорией.

Поэтому речь здесь идет об отсутствии не активности субъекта в целом, а активности практической, направленной на воздействие и изменение исследуемого объекта. Чаще всего мы вынуждены ограничиться наблюдениями и исследовать явления в естественных условиях их протекания потому, что они оказываются недоступными для практического воздействия. Так, например, обстоит дело с большинством астрономических явлений, хотя в последнее десятилетие в связи с широким развертыванием космических исследований и здесь все больше начинает применяться научный эксперимент.

И все же наблюдение с помощью все более совершенных инструментов останется и в будущем важнейшим методом исследования звезд, туманностей и других астрономических объектов нашей Вселенной.

Наблюдение в научном исследовании призвано осуществлять три основные функции.

Первая и важнейшая из них состоит в обеспечении той эмпирической информацией, которая необходима как для постановки новых проблем и выдвижения гипотез, так и для последующей их проверки. Это, конечно, не означает, что до наблюдения или эксперимента ученый не руководствуется никакой идеей, гипотезой или теорией. Напротив, при наблюдениях и поисках новых фактов исследователь обязательно исходит из некоторых теоретических представлений.

Но именно новые факты, и в частности те из них, которые не укладываются в прежние теоретические представления или даже противоречат им, требуют своего объяснения. Для решения возникшей проблемы ученый создает гипотезы или целую теорию, с помощью которых объясняет вновь открытые факты.

Вторая функция наблюдений состоит в проверке таких гипотез и теорий, которую нельзя осуществить с помощью эксперимента. Разумеется, экспериментальное подтверждение или опровержение гипотез предпочтительней, чем неэкспериментальное. Однако там, где невозможно поставить эксперимент, единственными свидетельствами могут служить лишь данные наблюдений. При наблюдениях же, которые сопровождаются точными измерениями, результаты такой проверки могут быть ничуть не худшими, чем экспериментальные, что подтверждается всей историей развития астрономии.

Третья функция наблюдения заключается в том, что в его терминах осуществляется сопоставление результатов, полученных в ходе теоретического исследования, проверяется их адекватность и истинность. При эмпирическом исследовании ученый обращается к теории для того, чтобы целенаправленно вести наблюдения и проводить эксперименты. Однако для дальнейшей разработки теории он вынужден время от времени «сверять» свои понятия, принципы и суждения с данными опыта. Поскольку сопоставление абстрактных положений теории непосредственно с опытом невозможно, то приходится прибегать к различным вспомогательным приемам, среди которых значительную роль играет формулировка эмпирических результатов в терминах наблюдения и «наблюдательного» языка.

Комментарий:

145. Под наблюдением в социологии понимается сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путём непосредственного восприятия. Наблюдение проводится различными способами.

Под невключённым наблюдением понимается такой способ осуществления наблюдения, когда исследователь не участвует непосредственно в наблюдаемых событиях, изучая их отстраненно, как бы извне. Включённое наблюдение, напротив, предполагает полное или частичное участие наблюдателя в исследуемом процессе. В таких случаях исследователь либо находится в прямом контакте с участниками этого процесса, либо сам входит на правах участника в исследуемую группу.

Прежде всего, социолог, осуществляющий включённое наблюдение, должен решить, в какой форме войти в социальную группу, которую собирается изучать. Он может выступать в роли «открытого» включённого наблюдателя, откровенно поставив в известность членов группы о том, кто он такой и каковы его цели, а может играть роль «скрытого» включённого наблюдателя, не объявляя никому, кто он на самом деле. У социологов нет однозначного мнения, какая форма наблюдения предпочтительнее. Однако открытое присутствие исследователя, несомненно, сказывается на поведении членов группы. При закрытой форме включённого наблюдения, когда изучаемые не знают, что за ними наблюдают, они ведут себя естественно.

Сторонники включённого наблюдения считают, что этот метод сводит к минимуму воздействие исследователя на изучаемую среду. С помощью этого метода учёный может быть непосредственным свидетелем жизни людей. Учёный или журналист, практикующий метод включённого наблюдения, должен сознавать, что его действия ограничены соображениями уважения к личности человека, соблюдение элементарных прав человека

(ст. 21 Конституции РФ гарантирует охрану достоинства личности и запрещает без добровольного согласия человека подвергать его научным, медицинским и иным опытам).

Недостатком метода наблюдения является неизбежное проявление необъективности исследователя, проистекающее из самого факта его личной вовлечённости в жизнь наблюдаемого объекта.

(По В.В. Касьянову, В.Н. Нечипуренко)

1. Объясните, почему использование метода включённого наблюдения порождает этические и правовые проблемы (дайте объяснение по каждому виду проблем). Как выбор формы включённого наблюдения влияет на достоверность получаемой информации?

1) объяснения по каждому виду проблем, например:

 этические проблемы связаны с тем, что исследователь (особенно при «скрытом» наблюдении) невольно обманывает людей, входит к ним в доверие, и они рассказывают ему то, что, возможно, не рассказали бы чужому человеку;

 правовые проблемы связаны с тем, что исследователь может нарушить конституционные права человека, нормы закона, требующие получить согласие испытуемых на проведение исследования;

2) ответ на вопрос, допустим: при закрытой форме испытуемые ведут себя более естественно, чем при открытой форме, поэтому информация может быть более достоверной.

2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) Что социологи понимают под наблюдением.

2) Невключённое и включённое наблюдение.

3) Формы включённого наблюдения.

4) Достоинства включённого наблюдения.

5) Недостаток метода наблюдения.

3. Представителям каких профессий помимо социологов, учителей приходится часто использовать метод наблюдения? Укажите любые две профессии и в каждом случае кратко поясните свой выбор.

В ответе должны быть указаны профессии и приведены соответствующие пояснения, например:

1) школьный психолог (его задача – помогать школьникам в учёбе, общении с другими детьми; для этого необходимо хорошо знать учащихся, их индивидуально-психологические особенности, манеру поведения, что невозможно без применения метода

наблюдения);

2) врач (наблюдает своего пациента в процессе лечения, чтобы понять, насколько эффективно применение тех или иных способов лечения, лекарственных средств).

4. Какие две формы включённого наблюдения рассмотрены в тексте? Укажите различие между ними.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) две формы включённого наблюдения: «открытое» и «скрытое» (закрытое) включённое наблюдение;

2) различие, допустим: при «открытом» включённом наблюдении исследователь ставит в известность членов группы наблюдения о том, кто он такой и каковы его цели, а при «скрытом» действует тайно.

5. Новый учитель математики знакомится с классом, определяет характер отношений между учениками, следит за выполнением домашних заданий. Какой способ наблюдения использует учитель? Подтвердите свой ответ соответствующим фрагментом текста.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:



1) способ – включённое наблюдение;

2) фрагмент текста: «включённое наблюдение, напротив, предполагает полное или частичное участие наблюдателя в исследуемом процессе».

6. Какой научный метод называют наблюдением? В чём, по мнению авторов, состоит его недостаток? Своими словами поясните сущность этого недостатка.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ первый вопрос: наблюдение – это сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путём непосредственного восприятия;

2) ответ на второй вопрос: недостатком метода наблюдения является неизбежное проявление необъективности исследователя;

3) пояснение, допустим: сам учёный вовлечён в процесс познания объекта, поэтому на результаты наблюдения могут повлиять знания, имеющийся социальный опыт и даже настроение наблюдателя.

146. Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры?

1) критическое осмысление результатов познания

2) поклонение сверхъестественным силам

3) многообразие художественных стилей

4) формирование представлений о прекрасном

И способы наблюдения. Речь идет об их выделении в статистике. Предлагаем сначала рассмотреть виды наблюдения, которые используются в этой отрасли знаний. Необходимость выбора варианта сбора данных в ней определяется тем, что существует несколько видов наблюдения. Они различаются между собой главным образом по тому, каким образом факты учитываются во времени. С этой точки зрения выделяют следующие виды наблюдения: систематическое, периодическое и единовременное.

Систематическое, периодическое и единовременное наблюдение

Наблюдение систематическое, которое осуществляется непрерывно и по мере возникновения признаков интересующего явления, принято называть текущим. Оно проводится на основе содержащих необходимую информацию для довольно полной характеристики явления первичных документов.

Периодическое наблюдение проводится через определенные равные промежутки времени. В качестве примера можно привести

Если же наблюдение проводится время от времени, отсутствует строгая периодичность, или же оно имеет разовый характер, речь идет о единовременном наблюдении.

Несплошное и сплошное наблюдение

Виды наблюдения в статистике выделяются с учетом различия информации с точки зрения полноты охвата совокупности. Различают в связи с этим несплошное и сплошное. Последним называют такое, которое учитывает все единицы изучаемой совокупности без исключения. Однако не всегда целесообразна и возможна его организация, особенно если речь идет о контроле качества продукции. Сплошное наблюдение в данном случае приводит к тому, что из сферы использования исключается масса продукции предприятий. Следовательно, необходимо осуществлять частичное (несплошное) наблюдение. Оно учитывает лишь часть единиц совокупности и дает представление о явлении в целом, его характерных особенностях.

Продолжая рассматривать формы, виды и способы наблюдения, отметим, что несплошное наблюдение имеет следующие преимущества:

1) требуется намного меньше расходов средств связи и труда по сравнению со сплошным, поскольку уменьшается количество обследуемых единиц;

2) собрать данные можно по более широкой программе и в более короткие сроки, чтобы всесторонне раскрыть в заданных пределах особенности интересующей нас совокупности, осуществить глубокое ее изучение;

3) данные наблюдения несплошного используются для контроля материалов, полученных при сплошном;

4) этот вид должен быть представительным (репрезентативным).

Отбор единиц при несплошном наблюдении

Несплошное наблюдение ориентируется заведомо на учет конкретной части единиц, которая позволяет получить обобщающие устойчивые характеристики совокупности в целом. В практике статистики используются различные виды метода наблюдения. При этом качество несплошного, конечно, уступает результатам, полученным при сплошном. Тем не менее в ряде случаев возможно только несплошное наблюдение.

Единицы, которые следует изучить, отбираются таким образом, чтобы, основываясь на данных, полученных по ним, составить верное представление об интересующем явлении в целом. Следовательно, одной из основных особенностей наблюдения несплошного является то, что отбор единиц совокупности организуется следующими способами:

Монографическим;

Основного массива;

Выборочным;

Анкетным.

Способ основного массива

Отбор единиц определенной совокупности, которые преобладают по изучаемому признаку, предполагает способ основного массива. Однако он не так часто используется, когда применяется несплошной вид, и способ наблюдения этот не обеспечивает отбора именно тех единиц, которые представляли бы совокупность в целом, все ее части. Отбор с помощью основного массива производится тогда, когда берутся наиболее существенные, самые крупные совокупности, которые преобладают по изучаемому признаку в общей их массе.

Выборочное наблюдение

Для того чтобы получить характеристику совокупности в целом по части ее единиц, используют которое основано на принципах выборочной совокупности. В этом варианте случайный характер отбора гарантирует безопасность полученных результатов, предупреждает их тенденциозность.

Монографическое описание

Дополним виды наблюдения монографическим описанием. Оно представляет собой специфический вид наблюдения в статистике. Это детальное изучение отдельного типичного объекта, который является интересным с точки зрения совокупности в целом.

Таковы основные виды несплошного наблюдения.

Генеральная совокупность и выборка

Обобщающие показатели совокупности в выборочном методе устанавливаются на основании некоторой ее части (довольно небольшой - около 5-10%). При этом совокупность, из которой осуществляется отбор данной части единиц, принято называть генеральной. Часть единиц, которая была отобрана, называется выборочной совокупностью (иначе - выборкой). Исследование при использовании метода выборки осуществляется с минимальными затратами средств и труда и в более короткие сроки. Это уменьшает ошибки регистрации и повышает оперативность.

Применение выборочного метода на практике

Описывая основные виды наблюдения, нельзя не остановиться подробнее на выборочном, который является очень популярным. Он единственно возможен тогда, когда можно осуществить только разрушающий. Этот вид распространен в ведомственной и государственной статистике (изучение бюджета семей служащих, крестьян, рабочих, а также жилищных условий). Популярен он также и в торговле (эффективность новых форм ее ведения, спрос на товар со стороны населения) и др.

Выборочный метод - это, по сути, большая которые значительно отличаются друг от друга. Как правило, в их основе лежит принцип случайного отбора из генеральной совокупности.

Примеры использования выборочного метода

Примеры видов наблюдения позволяют наглядно продемонстрировать их использование. Приведем несколько примеров выборочного, и вы лучше поймете его особенности. Наиболее теоретически разработан сегодня из несплошных именно он, поскольку он основывается на принципе случайного отбора. Каждая единица совокупности при случайном отборе имеет одинаковую вероятность попасть в выборку. При проведении тиража лотереи, например, применяется данный принцип, поскольку равная возможность выигрыша существует для всех билетов. При жеребьевке также используется случайный отбор. Если из 10 тыс. школьников отобрать 1 тысячу с целью исследования их успеваемости, то можно осуществить это следующим образом: на отдельных листочках написать фамилии школьников и вытащить вслепую 1000.

Бесповторный и повторный отбор

Как бесповторным, так и повторным может быть случайный отбор. На практике чаще всего применяется бесповторный, то есть попавшая в выборку единица не возвращается обратно в генеральную совокупность, а значит численность последней все время уменьшается. Тиражи лотерей проходят именно по этой схеме. Отобранная единица при повторном отборе возвращается обратно в генеральную совокупность. Следовательно, численность последней остается неизменной в процессе выборочного обследования. Если обратиться к нашему примеру со школьниками, то можно отметить следующее: в этом случае при попадании листка с фамилией в число отобранных случайно он вновь возвращался бы обратно и снова мог попасть в выборку.

Методы отбора экспертами

Очень важно, чтобы никакие факторы, например организующая обследование комиссия или лица, не могли оказывать влияние. Другими словами, необходимо, чтобы принцип случайного отбора соблюдался. Однако на практике реализация его нередко бывает затруднительна. Существуют области статистики, в которых преобладают методы отбора экспертами. Такая ситуация складывается в силу разных обстоятельств. Например, она имеет место быть при отборе товаров для расчета индексов цен или же при формировании состава "корзин" для осуществления оценки стоимости жизни. Значительно повысить точность может в подобных случаях отказ от метода случайного отбора. Однако при этом объективность исследования теряется, а также возникают порой различные виды ошибок наблюдения, поскольку все зависит в этом случае от квалификации эксперта.

Механический (систематический) отбор

Часто на практике используется механический (систематический) отбор. Допустим, из 10 тыс. школьников нужно отобрать тысячу. В этом случае поступают так: всех ребят располагают в алфавитном порядке, а затем отбирают каждого десятого из них.

Поскольку интервал в этом случае равен 10-ти, осуществляется 10%-й отбор (10000 делим на 1000). Если в первой десятке оказался третий школьник (можно выбрать его путем жребия), отобранными в этом случае окажутся 13-й, 23-й, 33-й... 9993-й. При систематическом отборе, как мы видим, генеральная совокупность делится механически на некоторое количество групп, и одна единица берется из каждой (в нашем примере - один школьник). Следует отметить, что механический (систематический) отбор всегда является бесповторным. Также нужно подчеркнуть, что выбранные единицы при нем распределяются равномерно по всей генеральной совокупности.

Способы наблюдения в статистике

Необходимо различать способы и виды Последние мы только что рассмотрели, перейдем теперь к изучению способов. Дело в том, что разновидности наблюдения можно выделить также независимо от путей и источников получения первичной информации. С этой точки зрения различают документальное наблюдение, опрос и непосредственное наблюдение.

Непосредственное - это такое наблюдение, которое осуществляется с помощью подсчета, измерения значений некоторых признаков, путем снятия показаний приборов лицами, которые его осуществляют (их называют регистраторами).

Ввиду того что другие способы и виды статистического наблюдения применить невозможно, довольно часто оно осуществляется с помощью опроса по определенному перечню вопросов. В специальном формуляре фиксируются ответы. Различают, в зависимости от того, каким способом они получены, корреспондентский и экспедиционный, а также способ саморегистрации. Опишем вкратце каждый из них.

Экспедиционный осуществляется специальным лицом (экспедитором, счетчиком) в устной форме. Этот человек заполняет бланк обследования или формуляр.

Корреспондентский способ организуется с помощью рассылки бланков обследования определенному кругу лиц, подготовленному соответствующим образом (их называют корреспондентами). Эти люди согласно договоренности должны заполнить бланк, после чего вернуть его в организацию. При опросе путем саморегистрации имеет место проверка того, правильно ли заполнены формуляры. Как и при корреспондентском способе, опросные листы заполняют сами опрашиваемые, однако сбор и раздачу их, а также контроль правильности заполнения и инструктаж осуществляют счетчики.

Формы наблюдения в статистике

Рассматривая формы, способы, виды статистического наблюдения, мы не рассказали лишь о формах. Их существует три: регистр, специально-организованное наблюдение и отчетность. Как вы видите, виды и формы статистического наблюдения - не одно и то же. Следует понимать разницу между ними.

Отчетность - основная форма наблюдения. С ее помощью органы госстатистики получают от организаций и предприятий информацию в виде подписанных ответственными лицами отчетных документов.

Специально-организованное наблюдение - сбор сведений, который организуют статистические органы для изучения не охватываемых отчетностью явлений или же для более глубокого исследования отчетных данных, их уточнения и проверки. Оно проводится в форме разного рода обследований и переписей.

Мы описали практически все основные способы, виды и формы статистического наблюдения. Осталась лишь последняя форма - регистры. Она имеет место в случае непрерывного наблюдения за процессами, протекающими долгое время, которые имеют определенное начало, развитие и конец. Непрерывно фиксируются факты состояния единиц совокупности. В статистической практике различают регистры предприятий и регистры населения. Последние представляют собой регулярно актуализируемый и поименованный перечень жителей страны. Регистр предприятий содержит предприятия со всевозможными видами экономической деятельности и значения определенных признаков по каждой единице.

Итак, мы рассмотрели формы, способы, виды статистического наблюдения. Конечно, мы коснулись их лишь вкратце, однако самое важное мы отметили.

Методика представляет конкретный набор операций и инструмен­тов, позволяющий охарактеризовать ту или иную сторону исследуемого объекта в соответствии с методом исследования.

Методики психологического исследования можно разделить на две группы; методики высокого уровня формализации, стандартизиро­ванные (тесты, опросники, психофизиологические методики) и методи­ки малоформализованные, клинические (наблюдение, опросы, анализ продуктов деятельности).

Ко всем методикам предъявляются следующие требования:

1) насколько широк диапазон выявляемых методикой различий (дифференцирующих возможностей);

2) какова степень устойчивости, стабильности получаемых ре­зультатов (надежность);

3) насколько соответствуют психологические показатели методи­ки особенностям поведения человека (валидность);

4) насколько тонко реагирует методика на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе исследования (точность).

Метод наблюдения является одним из методов сбора данных наря­ду с другими методами (опросом, экспериментом, анализом продуктов деятельности и др.). Наблюдение было и в настоящее время является ос­новным методом психологии, социологии, социальной антропологии.

Е.В. Морозова предлагает следующее определение метода наблю­дения: «...метод визуального фиксирования различных человеческих состояний, общественных и природных явлений, физических явлений. Его функциональное назначение - через внешние характеристики проникать в содержание, многообразие внутренних и внешних связей на­званных объектов. В каждом отдельном случае качественные особенно­сти наблюдателя и фиксируемого объекта обуславливают конкретную меру познавательной достоверности ».

Е.А. Климов счи­тает, что «метод наблюдения в психологии представляет собой систему положений о сущности и специфике психологического наблюдения, об его возможностях и ограничениях как метода научного исследования, об орудийном оснащении, о структуре и разновидностях деятельности психолога в роли наблюдателя ».

Под методикой наблюдения понимают «предметно представленную систему средств и обработки эмпириче­ских данных, которая адекватна определенному ограниченному кругу задач».

Понятие наблюдения широко используется в общении, поэтому является распространенным житейское, обыденное понимание наблю­дения. Наблюдатель - исследователь отличается от наблюдателя в жи­тейском смысле этого слова в первую очередь тем, что имеет познава­тельную цель, делает процесс наблюдения опосредованным, имеет чет­кие задачи, планирует наблюдение по соответствующей процедуре, фиксирует наблюдение, а полученную информацию может проверять (на обоснованность и т.д.), т.е. контролировать наблюдение.

Таким образом, необходимо выделить основные отличия научного (профессионального) наблюдения от обыденного:

1) научное наблюде­ние имеет цели и задачи;

2) научное наблюдение планируется по зара­нее обдуманной процедуре;

3) данные, полученные в результате науч­ного наблюдения, фиксируются в протоколах по определенной системе;

4) полученная информация должна поддаваться контролю на обосно­ванность и устойчивость.

Научное наблюдение возможно только через выделение опреде­ленных единиц активности, которым присваивается определенное на­звание. Эти единицы:

а) ограничивают процесс наблюдения определенными рамками;

б) позволяют выбрать определенный язык описания и способ фик­сации данных наблюдений;

в) позволяют систематизировать процесс наблюдения.

В области психологии наблюдаемыми считают:

1. Поведение индивидов.

2. Чужую деятельность, внешние формы ее протекания.

3. Языковое сознание других индивидов, выраженное в их речи.

4. Экспрессивные формы эмоциональных состояний.

5. Черты личности, проявляющиеся в ее поступках, биографиче­ский путь личности и т.д.

В качестве предмета наблюдения в области психологии обычно выделяют:

а) вербальные и невербальные акты поведения - отдельного чело­века, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации;

б) речевые акты, их содержание, последовательность, направлен­ность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация;

в) выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков;

г) движения, перемещения и неподвижные состояния людей.

Состав процедуры наблюдения:

1) определение цели и задач наблюдения (для чего проводится на­блюдение, с какой целью используется наблюдение?). Цель определяет направленность наблюдения;

2) выбор объекта, предмета и ситуации (что необходимо наблю­дать, в какой ситуации?);

3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуе­мый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информа­ции (как наблюдать: объявляя об этом испытуемому или скрытно, включенное или невключенное наблюдение и т.д.?);

4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как фиксировать наблюдаемые явления: используя стенографию, методы кинетографии, аудио-, видеозаписи?);

5) детальная фиксация получаемой информации с использованием выбранных средств регистрации;

6) осуществление контроля наблюдения через обращение к доку­ментам, связанным с исследуемым, проверка результатов собственных наблюдений с наблюдениями, выполненными другими исследователями;

7) обработка и интерпретация полученной информации (опреде­ление результата, статистическая обработка данных или экспертная оценка, определение выводов из полученной информации);

8) составление отчета о результатах наблюдения и полученных выводах.

Виды наблюдения

Разновидности обсервационного метода определяются целями, объектом, ситуацией исследования. Обычно различают следующие виды наблюдения:

1. Объективное - самонаблюдение;

2. Полевое - лабораторное;

3. Индивидуальное - коллективное;

4. Случайное - преднамеренное;

5. Систематическое - несистематическое;

6. Полное - неполное;

7. Сплошное - выборочное;

8. Констатирующее - оценивающее;

9. Стандартизированное - не стандартизированное;

10. Открытое - скрытое;

11. Включенное - невключенное;

12. Прямое - косвенное;

13. Спровоцированное - неспровоцированное.

Объективное - наблюдение со стороны, т. е. наблюдение вне­шних по отношению к наблюдателю объектов. Как самостоятельный; способ исследований применяется во всех разделах психологии, особенно широко- в социальной психологии, в психологии развития (зоо, сравнительная, возрастная, в первую очередь, детская психо­логии), в педагогической психологии и большинстве отраслевых пси­хологических дисциплин (медицинская, спортивная, политическая и т. п. психологии). Как неотъемлемый элемент входит практически во все эмпирические методы психологии. Синоним - внешнее на­блюдение.

Самонаблюдение (интроспекция) - наблюдение субъекта за сан мим собой, за актами собственного сознания и поведения. Как веду­щий метод использовался на ранних этапах развития психологии npiu изучении в основном проблем общей психологии, в первую очередь, психических процессов. В настоящее время как самостоятельный ме­тод применяется не часто. В качестве главного элемента входит в со­став аутогенной тренировки, аутогипноза, психологического тренинга, где по инструкции требуется следить за своими переживаниями и поведением. В основном же самонаблюдение выступает как компонент раз­личных современных методов, в которых необходим словесный отчет о своих впечатлениях, реакциях, поступках, т. е. во всех «субъектив­ных» и во многих «проективных» методах. В опосредованном виде са­монаблюдение проявляется в документальных источниках, подлежащих психологическому анализу: в письмах, дневниках, автобиографиях. Си­нонимы самонаблюдения: внутреннее наблюдение и интроспекция (с учетом сказанного о ней в следующем параграфе).

Полевое (естественное) - наблюдение за объектами в естествен­ных условиях их повседневной жизни и деятельности. В полной мере может быть реализовано в форме объективного наблюдения. Наблюде­ние за самим собой в любом случае вносит элемент искусственности. Естественное наблюдение предстает обычно как самостоятельный спо­соб сбора данных. Его совмещение с другими эмпирическими метода­ми возможно, когда наблюдение выступает ведущим, основным при­емом, а другие методы - вспомогательными, сопутствующими и раз­несенными с ним во времени. Одновременное их применение неизбежно влияет на естественный ход жизнедеятельности изучаемых объектов и тогда говорить об этом виде наблюдения уже не приходится. Также труд­но представить использование полевого наблюдения в рамках какого-либо другого эмпирического метода, поскольку все они в той или иной степени осуществляют вторжение в жизнь исследуемых субъектов и влияют на их поведение.

Лабораторное (экспериментальное) - наблюдение в искусствен­но создаваемых условиях. Степень этой искусственности может быть различной: от минимума в непринужденной беседе в привычной об­становке до максимума в эксперименте с использованием специальных помещений, технических средств и принудительных инструкций. В про­тивоположность полевому этот вид наблюдения почти всегда связан с применением других эмпирических методов: или как сопутствующий им, или как их неотъемлемый компонент.

Индивидуальное - наблюдение, осуществляемое одним наблю­дателем. Этот наблюдатель может выступать как единственным иссле­дователем в рамках данного конкретного изучения, так и одним из груп­пы исследователей. В последнем случае он все равно выполняет функ­ции единственного исследователя, но уже в рамках какого-либо этапа или раздела общего исследования.

Коллективное - наблюдение, осуществляемое совместно не­сколькими наблюдателями. При этом совместность определяется, в пер­вую очередь, общностью исследования (единый план, цель, методика), а не единством места и времени наблюдателей, хотя обычно предпола­гается одновременность наблюдения за одним и тем же объектом не­сколькими участниками его изучения.

Случайное - не запланированное заранее наблюдение, соверша­емое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств. Особую ценность этот вид наблюдения имеет в сфере редких явлений, предугадать кото­рые невозможно. Например, появление так называемых НЛО или по­веление людей при внезапных стихийных бедствиях. Поэтому важно, чтобы исследователь был бы заранее готов к таким ситуациям, чтобы у него была установка на неожиданное. Если он знает, что и как наблю­дать в подобных условиях, то может добиться значительных успехов.

Различают две разновидности случайного наблюдения: житей­ское, совершаемое любым человеком, в том числе специалистом-пси­хологом, за самим собой и окружающими его людьми или животными в повседневной жизни, и профессиональное, осуществляемое случай­но в ходе профессиональной деятельности. Второй вариант особенно интересен, т. к. именно в этом случае исследователь внутренне готов к неожиданным явлениям. Таким образом в науке совершено немало от­крытий. Например, условный рефлекс был открыт И. П. Павловым в ходе изучения физиологии пищеварения, т. е. в исследованиях с совер­шенно иными целями.

Преднамеренное - заранее запланированное наблюдение, вхо­дящее в замысел исследователя и преследующее определенные цели. Понятно, что преднамеренные, а не случайные наблюдения поставля­ют основную массу научных сведений.

Систематическое - это преднамеренное наблюдение, соверша­емое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее состав­ленному графику. Систематичность здесь можно рассматривать в двух аспектах: процедурном и временном. Процедурный аспект подразуме­вает ясное представление целей и задач наблюдения, четкое формули­рование рабочей гипотезы, определенность и упорядоченность действий наблюдателя, продуманность всей системы регистрируемых показате­лей поведения наблюдаемых объектов и условий среды. Временной аспект сис­тематичности заключается в спланированности и сбалансированности многократных наблюдений, преследующих одну и ту же цель. При этом подобные многократные наблюдения могут быть направлены на один и тот же или на разные объекты, осуществляться и одним, и несколькими исследователями, входить в один или несколько исследовательских циклов. Особенно важен этот аспект систематичности в лонгитюдных исследованиях и обследованиях.

Несистематическое - это нестрогое наблюдение без определен­ного плана. В процедурном аспекте несистематичность может выра­жаться в неопределенности задач наблюдения, в непредусмотренности регистрируемых факторов, в отсутствии четкого алгоритма действий наблюдателей и т. п. Во временном аспекте несистематичность выра­жается в случайности совершения многократных наблюдений, хотя сами единичные (одноразовые) наблюдения могут быть и систематически­ми. В предельном выражении несистематичность предстает как «бес­системность», т. е. как отсутствие целостности и структурированности исследовательского процесса, что выливается обычно в недостоверность его результатов, низкую научную и практическую значимость, а в ито­ге - в непродуктивность и неэффективность.

Полное - наблюдение, при котором охватывается и фиксируется максимум доступной наблюдателю информации. Применяется с целью предельно тщательного изучения объекта. Нередко полное наблюдение осуществляется как вынужденная мера в случаях, когда заранее неиз­вестно, какие факторы ситуации и поведения наблюдаемых следует ре­гистрировать, а какие не обязательно, какие считать существенны­ми, а какие - не важными, какие можно ожидать, а какие предвидеть невозможно. Подобное положение обычно сопутствует предваритель­ным, ориентировочным исследованиям, предшествующим основному исследовательскому циклу, в котором наблюдение будет уже более це­ленаправленным и определенным, с ограниченным полем поиска. Иног­да к полному наблюдению исследователь вынужден прибегать из-за слабой подготовки и продуманности исследования на его предваритель­ных этапах - постановки проблемы, выдвижения гипотезы и плани­рования.

Понятно, что полнота сведений - дело относительное, и ее сте­пень зависит от объективных и субъективных возможностей наблюда­теля, а также от его понимания «абсолютной» полноты. Поэтому «ис­черпывающая» полнота наблюдения характеризует скорее методичес­кую неотработанность конкретного исследования, нежели его «эмпирическое богатство» и широту интересов исследователя.

Неполное - наблюдение, при котором внимание наблюдателя обращается на оптимальное (реже на минимальное) число парамет­ров ситуации и поведения наблюдаемых. Этот круг подлежащих ре­гистрации сведений определяется заранее, исходя из задач и условий наблюдения.

Сплошное - постоянное наблюдение за объектом без перерыва. Обычно применяется при краткосрочном его изучении или при необхо­димости получить наиболее полную информацию о динамике изучае­мых явлений.

Иногда сплошное наблюдение трактуется как полное. Ду­мается, что нет смысла смешивать эти признаки, лучше придерживать­ся более традиционного взгляда: параметр «сплошной - выборочный» отражает «временную стратегию» исследования, а параметр «полный - неполный» - количественную. Из этого замечания следу­ет, что любое сплошное наблюдение может быть как полным, так и не­полным, и даже рациональнее сплошные наблюдения выполнять по схеме неполного. Справедливо и обратное: любое полное и неполное наблюдение может выполняться как по сплошному, так и по выбороч­ному варианту.

Выборочное - наблюдение, проводимое в отдельные промежут­ки времени, выбираемые исследователем по своему усмотрению. Эко­номичнее сплошного. Целесообразно при долговременных, длительных исследованиях, а также при заполнении отдельных лакун в знаниях об известном в целом явлении. Естественно, что авторы, рассматриваю­щие сплошное наблюдение в качестве полного, выборочное наблюде­ние отождествляют с неполным.

Констатирующее - наблюдение, при котором замечаемые явле­ния и действия лишь фиксируются и не подлежат обсуждению или оце­ниванию исследователем в ходе наблюдения. Как правило, эти зареги­стрированные факты имеют однозначное толкование, не требующее текущей интерпретации.

Разновидностью констатирующего наблюдения можно рассматри­вать наблюдение фотографическое, т. е. наблюдение, сопровождающе­еся подробнейшей регистрацией всего наблюдаемого без высказыва­ния наблюдателем своего отношения к происходящему. В научный оборот деление видов наблюдения по форме записи на фотографическое, обобщенное и интерпретационное ввел М. Я. Басов. Представляет­ся, что ведущим критерием подобного размежевания является не столько форма записи, сколько ее содержание И тогда классификацию Басова можно сопрячь с делением наблюдения на констатирующее и оценива­ющее.

Оценивающее - наблюдение, сопровождаемое вынесением на­блюдателем опенки ситуации или фиксируемых явлений и фактов. Та­кое наблюдение связано с текущим выдвижением гипотез, объединяю­щих процесс восприятия с объяснением.

Стандартизированное - наблюдение, осуществляемое по зара­нее разработанной схеме, предписывающей форму фиксации и пере­чень подлежащих регистрации параметров. Именно здесь используют­ся иногда бланки наблюдения. Применяется, когда изучаемый процесс или явление в целом понятны и требуется лишь отследить их элемен­ты, уточнить детали, получить дополнительный материал. Достоинство заключается в четкости и сравнимости данных, в возможности количе­ственных оценок.

Нестандартизированное- нерегламентированное наблюде­ние, при котором описание происходящего производится наблюда­телем в свободной форме. Обычно используется при разведыватель­ной фазе исследования, когда нужно сформировать общее представ­ление об объекте и закономерностях его функционирования. Преимущество метода - в его возможности по-новому взглянуть на объект, увидеть не замеченные раньше закономерности и факты. Лингвистический вариант наименования метода - нестандартизо­ванное наблюдение.

Открытое - наблюдение, при котором наблюдаемые знают о сво­ей роли объекта исследования. При этом им обычно известен наблюда­тель, хотя могут быть случаи его инкогнито. Относительная свобода действий исследователя здесь сочетается с некоторыми трудностями психологического характера. Раскрыв цели исследования, наблюдатель рискует лишиться сотрудничества или повлиять на дальнейшее пове­дение людей, которое может стать неестественным.

Скрытое - наблюдение, о котором испытуемым не сообщается, проводимое незаметно для них. Более распространено, чем открытое, хотя часто связано с трудностями этического порядка. Умело и дели­катно разрешить эти проблемы - дело квалификации и моральных принципов психолога. Многие ученые считают недопустимым подоб­ный подход, называя его «методом обмана». Особенно ощутимые не­приятности могут возникнуть, если испытуемый сам впоследствии или по ходу наблюдения выясняет, что является объектом скрытого наблю­дения. Несмотря на отмеченные этические проблемы, главное преиму­щество скрытого наблюдения - отсутствие влияния наблюдателя на испытуемых обусловливает предпочтительное применение этой разно­видности наблюдения.

Включенное - наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри. Достоинства: 1) непосредственность и яркость впечатлений; 2) возможность лучше проникнуть в атмосферу группы и лучше понять внутренний мир лю­дей. Недостатки: 1) опасность потери объективности в оценках вслед­ствие возможного перехода наблюдателя на позиции наблюдаемых (эф­фекты эмпатии и идентификации); 2) трудность, а зачастую и невоз­можность строгой и полной фиксации в процессе наблюдения, что чревато пробелами и неточностями в последующем отчете. Такой от­чет, по словам В. А. Ядова, становится «социологическим эссе, а не строго научным трактатом» .

В качестве специфической разновидности включенного наблюде­ния следует рассматривать интроспекцию.

Невключенное - наблюдение со стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения. Этот вид наблюдения по сути есть объективное (внешнее) наблюдение.

Некоторые ситуации наблюдения позволяют говорить о промежу­точных между включенным и невключенным формах наблюдения. Например, наблюдение педагога за учениками и воспитанниками. Ха­рактерен этот промежуточный вариант для случаев включения элемен­тов наблюдения в другие эмпирические методы. Таковы ситуации пси­хологического консультирования, психотерапевтических воздействий, формирующего эксперимента, психологической беседы, интервью и т. п.

Прямое (непосредственное) - наблюдение, проводимое непос­редственно самим наблюдателем.

Косвенное (опосредованное) - наблюдение, проводимое через посредников. Обычно имеется в виду получение данных от свидетелей и участников интересующих наблюдателя событий. Разновидностями косвенного наблюдения можно считать изучение документов, освеща­ющих исследуемые события (отчеты, переписка и т. п.), опрос, изуче­ние биографической информации. Опосредование может осуществлять­ся не только другими людьми, но и техническими средствами. Напри­мер, автоматически без присутствия наблюдателя работающей видео-или звукозаписывающей аппаратурой.

Спровоцированное - наблюдение, в ходе которого исследователь провоцирует наблюдаемого на какие-либо действия и поступки. ^>гот прием употребляется обычно для акцентирования изучаемого явления и для его совпадения во времени с процедурой наблюдения. Кроме того, некоторые действия и поступки, которые желательно изучить, в обыч­ных условиях сознательно маскируются, что сильно затрудняет их на­блюдение. Например, обман в торговле.

Неспровоцированное - наблюдение, процедура которого не пре­дусматривает специального провоцирующего влияния на ход наблюда­емых событий.

В психологии наиболее типичные ошибки наблюдения были вы­делены А.А. Ершовым:

1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положитель­ную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится да­вать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у на­блюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка собственного впечатления. Первое впечатление об ин­дивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Проблема объективности наблюдения М.Я. Басов предлагал следующее решение проблемы объективно­сти данных наблюдения: «В идеальных условиях психологическое ис­следование находится тогда, когда наблюдение за внешними данными поведения личности дополняется данными систематического самона­блюдения, когда есть два фиксированных ряда наблюдений - внешний и внутренний, которые, будучи сопоставлены друг с другом, дают макси­мально полный и достоверный результат и служат средством взаимо­контроля».

Т.В. Корнилова выделяет две концепции объективности наблюде­ния: 1) корреспондирующая концепция - создаваемый наблюдателем об­раз действительности объективен в той степени, в какой он соответст­вует ей; 2) концепция консистентности - объективностью наблюдения является согласие большинства наблюдателей.

Надежность наблюдения связывается со степенью стабильности результатов и со степенью согласия наблюдателей об одном и том же объекте наблюдения. Кроме критерия надежности используется крите­рий согласия наблюдателей, который связывается с согласованностью результатов, получаемых разными наблюдателями в идентичных ситуа­циях наблюдения. Воспроизводимость данных наблюдения означает возможность получения аналогичных данных другим наблюдателем.

Наблюдатель должен решить, могут ли его данные наблюдения обобщены и перенесены на другие наблюдаемые объекты, т.е. произве­сти оценку наблюдения на внешнюю вадидность. Он должен убедиться, что данные наблюдения не являются побочным продуктом самого про­цесса наблюдения (влияния ошибок восприятия, иллюзий, стереотипов), что определяет внутреннюю валидность наблюдения.