В еремин статьи осьминог. Социальная справедливость – неизбежность принуждения? Подражание другим живым существам

Осьминог-имитатор. Thaumoctopus mimicus, вид осьминогов из тропических морей Юго-Восточной Азии, открыли недавно — в 1998 году. Хотя многие осьминоги могут менять цвет кожи, эти ребята пошли гораздо дальше — они копируют внешний вид и поведение более 15 других морских существ — скатов, морских змей, медуз, камбал, крабов и даже актиний. Хищники, рассчитывая на определённое поведение добычи, совершенно не ожидают, что ей окажется притворяющийся осьминог.

Осьминог Пауль. Единственный моллюск, удостоенный британской премии DAFTAS Awards в категории «самая необычная история, связанная с животным». Хотя осьминог-пророк с высокой точностью предсказал футбольные результаты Германии на Евро-2008 и с абсолютной — на Чемпионате мира 2010, его «мистический дар» объясняется обычным везением. Но внимание планеты к осьминогам он определённо привлёк.

Автоканнибализм. Осьминоги могут отбрасывать собственные щупальца в случае опасности, а затем отращивать новые. Некоторые особи и вообще были замечены за пугающей привычкой поедать собственные конечности. Дело было не в недостатке еды и не в стрессе, а в неком странном заболевании, которое до сих пор не удалось опознать.

Борьба с осьминогом. Именно так назывался специфический вид спорта в США, необычайно популярный 1960-х. По правилам ныряльщик хватал крупного осьминога и пытался вытащить его из воды. Пойманные таким образом моллюски могли быть съедены, отправлены в зоопарк или просто отпущены.

Мастерство открывания бутылок. Самка гигантского осьминога (Enteroctopus dofleini) по имени Биллай из аквариума Сиэтла умеет открывать бутылочки с детским питанием, преодолевая защиту от детей. Когда учёные устроили для неё испытание с замером времени, Биллай смогла добыть еду всего лишь за пять минут.

Кокосовая броня. Осьминоги не слишком хорошо защищены, но мозги у них работают отлично. Некоторые особи подыскивают две половинки скорлупы кокосового ореха и носят их с собой, при случае прячась в них от опасности.

Парящие осьминоги. Самки парящих осьминогов (род Tremoctopus) превышают самцов в размерах… в десять тысяч раз. Самки достигают до двух метров в длину, когда самцы не вырастают больше двух с половиной сантиметров. Самцы пользуются своим крохотным размером, прячась от хищников среди ядовитых щупалец медузы португальского кораблика.

Недолгая жизнь. Большинство осьминогов живёт не более трёх лет, некоторые и вовсе умирают в возрасте шести месяцев. На статистику также влияет то, что вскоре после размножения в организмах осьминогов запускается «механизм самоуничтожения», убивающий их за считанные месяцы.

Адепты чистоты. Многие осьминоги — те, что имеют постоянное место жительства в небольших гротах среди камней — поддерживают свои дома в идеальной чистоте. Струёй воды они выметают весь мусор за «дверь».

Особенности строения. У осьминогов девять мозгов — нервный головной узел в голове и восемь ганглий у основания каждой конечности. Три сердца — одно для перегонки крови по всему телу и два жаберных для проталкивания крови через жабры. Кровь их голубого цвета из-за переносящего кислород пигмента гемоцианина.

Всего насчитывается около 300 видов осьминогов и все они поистине удивительные создания. Обитают в субтропических и тропических морях и океанах, от мелководья до глубины в 200 м. Предпочитают скалистые берега и считаются самыми умными среди всех беспозвоночных. Чем больше ученые узнают о спрутах, тем больше ими восхищаются.

1. Мозг осьминога имеет форму бублика.

2. У осьминога нет ни одной косточки, это позволяет ему проникать в отверстие, которое в 4 раза меньше его собственных размеров.

3. Из-за большого количества меди кровь осьминога синего цвета.

4. На щупальцах размещается более 10.000 вкусовых рецепторов.

5. У осьминогов три сердца. Одно из них прогоняет голубую кровь по всему телу, а другие два проводят ее через жабры.

6. В случае опасности осьминоги, как ящерицы, способны отбрасывать щупальца, самостоятельно их ломая.

7. Осьминоги маскируются под окружающую среду, изменяя свою окраску. В спокойном состоянии они коричневые, испугавшись, становятся белыми, а разозлившись приобретают красноватый оттенок.

8. Чтобы скрыться от врагов, спруты выбрасывают облако чернил, оно не только снижает видимость, а и маскирует запахи.

9. Осьминоги дышат жабрами, но также могут достаточно длительное время проводить вне воды.

10. У осьминогов прямоугольные зрачки.

11. Осьминоги всегда содержат свое жилище в чистоте, они «подметают» его струйкой воды из своей воронки, а остатки еды складывают в специально отведенное место неподалеку.

12. Осьминоги интеллектуальные беспозвоночные, которые поддаются дрессировке, запоминают своих владельцев, различают фигуры и обладают просто поразительным умением откручивать банки.

13. Говоря о непревзойденном интеллекте осьминогов, можно вспомнить известного всему миру осьминога-оракула Пауля, который угадывал исход матчей с участием футбольной сборной Германии. Собственно, он и обитал в океанариуме Оберхаузена. Умер Пауль, как предполагают океанологи, своей смертью. Перед входом в океанариум ему даже установили памятник.

14. Личная жизнь морских обитателей не слишком счастливая. Самцы часто становятся жертвами самок, а те в свою очередь редко выживают после родов и обрекают потомство на сиротскую жизнь.

15. Существует только один вид осьминогов – тихоокеанский полосатый, который в отличие от своих собратьев является примерным семьянином. Несколько месяцев он живет в паре и на протяжении всего этого времени совершает нечто очень похожее на поцелуй, соприкасаясь ртом со своей половинкой. После появления потомства мать еще не один месяц проводит с детьми, опекает их и воспитывает.

16. Этот же тихоокеанский полосатый может похвастаться необычным стилем охоты. Перед нападением он легонько похлопывает свою жертву «по плечу», как бы предупреждая, но шансов выжить это ей не прибавляет, поэтому назначение привычки до сих пор остается тайной.

17. Во время размножения самцы щупальцами достают «из-за пазухи» сперматофоры и аккуратно кладут их в мантийную полость самки.

18. В среднем осьминоги живут 1-2 года, дожившие до 4 лет являются долгожителями.

19. Самые маленькие осьминоги вырастают всего до 1 сантиметра, а самые большие до 4 метров. Самый крупный осьминог был пойман недалеко от побережья США в 1945 году, его вес был 180 кг, а длина целых 8 метров.

20. Ученым удалось расшифровать геном осьминога. В дальнейшем это поможет установить, как им удалось эволюционировать в такое разумное создание и разобраться в происхождении удивительных когнитивных способностей. На данный момент известно, что длина генома осьминога – 2,7 миллиарда пар оснований, он практически равен длине генома человека, у которого 3 миллиарда пар оснований.

Дмитрию Ильичу Еремину сейчас 52 года, мы знакомы с ним со времен нашей туристской молодости, но, пожалуй, лучше всего узнали друг друга во время экспедиции в так называемый М-ский треугольник, аномальную зону близ села Молебка в Пермской области. Было это летом 1991 года, когда большой отряд волгоградских исследователей и телевизионщиков приехал на арендованных у военных двух мощных "Уралах", чтобы сделать собственные выводы о внеземной деятельности на этом участке глухой тайги. Помнится, приезжего народа там было много, и, наверное, поэтому в "зоне" ничего особенного не происходило. Правда, двое из нашей команды поначалу видели знаменитые "мультики" - цветные изображения, которые кем-то транслировались людям прямо в мозг, но обнадеживающего развития этот способ передачи информации тогда не получил. Одним из "подопытных" был Еремин.

Он напомнил мне о том, что М-скую зону посещал дважды. Один раз в начале мая, а второй - с нами и телевизионщиками уже в июле. В мае сразу четверым из их группы показали совершенно одинаковый сюжет.

Мы видели море темно-синего цвета, гигантскую стену высотой более ста метров, выложенную из крупных каменных блоков, которая играла роль защитного мола от водной стихии, - вспоминал Дмитрий Ильич. - По морю плыли три больших белых корабля необычной конструкции. По ним мы догадались, что нам показывают, скорее всего, другую планету. Суда имели яйцеобразную форму с полого поднимающейся палубой впереди и отвесно обрывающейся к корме. Судя по иллюминаторам, корабли имели пять-шесть палуб. Видение длилось не более трех минут. Всё, на этом воздействие "зоны" закончилось.

А потом была наша летняя поездка. И там, в первый же вечер Еремину пошел новый "мультик". О нем он благоразумно промолчал, но недели через полторы все же поведал о неудачном контакте с неким пришельцем.

Тогда меня смутило, что инопланетянин был черного цвета, - рассказывал Дмитрий Ильич. - Пропорции лица и тела нормальные, нос и губы не как у негроидной расы, но кожа темная, лоснящаяся. Человек на чем-то сидел и смотрел прямо на меня. Он был совершенно лысым, одет во что-то типа комбинезона, когда моргал, то видно было, что веки полупрозрачные. А нас перед поездкой предупреждали, что если видения будут идти на темном фоне, то это, по-видимому, контакт от темных цивилизаций. Не стоит, мол, его развивать. Таким тогда был уровень наших знаний. У меня черный человек вызвал, естественно, испуг, и я мысленно стал его отторгать. Он сидел, ждал-ждал, когда я очухаюсь, а затем вместе с картинкой исчез- Потом я хоть и пытался вызвать вновь видение - результат нулевой.

И вот прошло около десяти лет... Еремин жил в ту пору уже на Украине, в одном из сел Донецкой области. Малопонятные перемены в наших странах тяжело ударили и по их семье. Из-за безработицы два года назад сначала жена, а следом и ее дочь, не родная Дмитрию, уехали на заработки в Италию. Дмитрий Ильич тоже завербовался в какую-то строительную фирму в Москве и ждал вызова на работу. Семья значилась ячейкой общества только условно. Отсюда и соответствующее настроение. Поганое, одним словом.

Встреча с пришельцами

Конец апреля 2000 года, перед Первомаем, выдался теплым, а для Дмитрия еще и до одурения свободным от всяческих забот. Семьи нет, вызова из Москвы тоже, хотя настроение уже вполне чемоданное. Утром пошел от нечего делать в огромную балку на краю села, взяв на дорогу две баночки пепси-колы. Не сказать бы, что слишком туда тянуло, просто так хоть чем-то было занять время.

Шел вдоль ручья, помогая прутиком пустой банке, застревавшей иногда на камнях и в извивах течения.

Вдруг поднимаю голову - передо мной сидят на каменных валунах двое, - вспоминал Дмитрий свои первые впечатления от неожиданной встречи. - Метрах в десяти от них..., - Дима пытливо смотрит на меня, предугадывая реакцию, - ты-то, пожалуй, больше других подготовлен... В общем, стоит яйцеобразный аппарат на двух, с широкими ребристыми пятаками, опорах. Две другие опоры мне не видны из-за низкой посадки аппарата. В открытой полуовальной двери стоит третий человек. И все - черные! Я сразу вспомнил Пермскую зону... Даже пытался определить, кого из них видел там, в "мультиках", но все показались на одно лицо. Моя первая реакция: "Ну, ни хрена себе! Вот и мы дождались..." А дело в том, что однажды мне нагадали, что с НЛО у меня никогда встреч не будет. "Вот тебе и гадания..."

По описанию Еремина, аппарат представлял собой типичную "летающую тарелку" восьми-девяти метров в диаметре и три с половиной метра высотой. Цвет серебристый, по кромке широкая темная полоса, которая, как оказалось, закрывала прямоугольные окна со скругленными краями.

Стоявший в проеме пришелец был одет в обтягивающий комбинезон стального цвета с гладким жестким воротом синего оттенка вокруг шеи. Никаких других деталей одежды не было, лишь сбоку на брюках виднелась выпуклость в виде удлиненного кармана. "Пропорции тела нормальные, рост немногим меньше моего - примерно 170 сантиметров", - уточнил мой гость.

Сидевшие на камнях одеты были совсем как земляне: брюки с синевой, свободные, не облегающие тело, голубые куртки без воротников, наподобие водолазок, высокие ботинки с каблуками. Все совершенно лысые и без каких-либо признаков щетины на лицах.

По-видимому, они меня ждали, - рассказывал Дмитрий, - но смотрели вполне доброжелательно, и я подавил свой испуг. Тут же в мозгу появилось изображение двери аппарата и как бы предложение: туда или сюда, на выбор. Вспомнив Молебку, я решил войти внутрь. Поднимался по лесенке из шести ступенек, основанием которых служила дверь "тарелки". Лесенка слегка прогибалась под тяжестью моего тела.

Поднявшись почти до ребра "тарелки", Еремин увидел перед собой матовую стену и узкий коридор в обе стороны. По верху стены шли полоски, которые давали свет. Две ступеньки вниз и шаг вправо, и Дмитрий оказался в небольшой комнате с пультами и четырьмя креслами. Два кресла стояли перед прямоугольными экранами и рядами кнопочек на небольшой столешнице, два - сзади, вроде как для пассажиров. Перед креслами были окна, начинавшиеся от колен и уходившие под потолок: два широких, более полутора метров высотой, два узких, сбоку. Сами кресла напоминали яйцо с вырезом, гладкие, но не металлические, кофейного цвета, с низкими подлокотниками. Когда в передний ряд кресел сели пилоты, из подлокотников выдвинулись две приспособления прямо под руки, на каждой по четыре кнопочки, как у джойстиков. В помещении цвета и вообще дизайн выполнены в лучших, по человеческим нормам, традициях - ничего липшего, все удобно и приятно глазу. Скругленная стена сзади говорила о том, что там, скорее всего, располагается двигательная установка. Догадка Еремина вскоре подтвердилась.

Чужая планета

Мы сели в кресла, и сразу пошла беседа, - продолжил свой рассказ Дмитрий. - Ну, не совсем уж беседа, так как она велась не словесно, а с помощью образов, которые возникали в голове. Хотя между собой они общались на каком-то языке. Я запомнил некоторые слова. Например, "сай" - что-то грубое, воинственное - "сольверкар" и еще "отельстан" или "хотельстан". Значения слов не знаю.
Поначалу беседа касалась технической подготовленности Еремина. Ему показали, как он ремонтирует телевизоры, магнитофоны... Четко обозначилась мысль: "Если мы вам покажем то-то и то-то, вы сможете это сделать?" Дима выразил интерес к предложению и в свою очередь спросил: "Почему именно я?" Ответ был в том смысле, что это не имеет значения, а просто - пора! Вы, дескать, обладаете техническими знаниями, вы - практик, и, возможно, сумеете догадаться о принципах работы двигателя, который мы вам покажем. Это понадобится людям очень скоро.
Дмитрий не мог не поинтересоваться: "Это вы были под Пермью?" Последовал ответ: "Да!" - и следом от них вопрос: "Какое у вас отношение к М-ской зоне?" Еремин объяснил, что он убедился в том, что она работает, но как именно - понять не смог. Он говорил вслух, короткими фразами. По-видимому, они считывали что-то и из его головы, поскольку едва он начал мысленно что-то конструировать, ему показали в образах мечущегося человечка и возникла фраза: "Вы блуждаете, путаетесь. Лучше говорите словами".
Надо сказать, что Еремин, не имея высшего образования, действительно хорошо разбирался в разного рода аппаратуре и был мастером на все руки. На Волжском заводе синтетического волокна он в свое время работал в цехе КИПиА, имел дело с тончайшими приборами, мог на станке выточить любую деталь, был на хорошем счету как рационализатор, разработал интересную конструкцию туристского катамарана для сплава по рекам и даже пытался ее запатентовать. К конструкции проявили интерес бизнесмены из-за рубежа. Словом, это был своего рода умелец-самородок.
Но прежде чем ему показали двигательную установку, был долгий и интересный показ незнакомой планеты. Возможно, этим пришельцы снимали страх и напряжение со своего то ли гостя, то ли пленника.
- Я понял, что они хорошо знают нашу планету и ее проблемы, - сказал Дмитрий. - Наверное, поэтому подробно показали свою. Она у них состоит из океана, суша составляет всего 4,5 процента всей поверхности. Правда, их планета, видимо, значительно больше Земли, поэтому площадь суши не такая уж маленькая, она расположена в виде островов. Раньше земли было больше, но в доисторические времена произошел какой-то катаклизм, и почти вся суша ушла под воду. Спаслись немногие - лишь те, кто жил на возвышенных участках, и те, кто плавал в это время на кораблях. Новая цивилизация насчитывает несколько десятков или даже сотен тысяч лет, но они не считают себя сверхцивилизацией, а относят себя к высокоразвитому сообществу. Название своей планеты и координаты ее во Вселенной не дали. Я также не догадался спросить их о численности населения.
Недостаток суши инопланетяне возмещают тем, что построили подводные города разнообразной конструкции. Есть те, что располагаются на шельфах, закрытые колпаками, со строениями внутри, а есть в виде плавающих островов, с многоэтажными конструкциями. Глубины в океанах таковы, что не все полностью исследованы. Острова суши они вынуждены защищать огромными каменными стенами, чтобы оградить от страшных бушующих штормов, которым нет никаких преград. Вот откуда каменные стены в тех первых видениях в М-ском треугольнике!
По своей атмосфере и составу воды планета, видимо, близка к земной. Небо голубое, облака над морем, солнца, правда, ему не показали. Однако кислорода у них меньше, и пришельцы об этом сказали. При этом они во время беседы часто подносили к лицу небольшие коробочки с загубником и по полторы минуты дышали через него.
- Я понял, что они научились управлять землетрясениями, - рассказывал Дмитрий Ильич. - С помощью вибраций они могут сдвигать эпицентр землетрясения в безопасные места, подальше от суши. Природа на их земле скудная, зелени я видел мало. Зато в океане - изобилие водорослей и всевозможных зарослей. У них в морской стихии больше головоногих -крабов, осьминогов, которые обладают зачатками разума и сотрудничают с людьми.
- Я видел там женщин, - рассказывал Дмитрий Ильич. - Они очень красивы. Да, цвет кожи черный, однако все прекрасно сложены, грациозны...
Ему сообщили, что детей они воспитывают в семьях, первые полгода кормят материнским молоком. "Мы считаем, что ребенок должен иметь привязанность к родителям, хотя, разумеется, могли бы выращивать детей в инкубационных условиях. Но так хуже".
Их цивилизация исследует не только ближний, но и дальний космос. "Насколько я понял, для этого используются обычные аппараты, подобные тому, в котором шла наша беседа, - заметил Еремин. - Мне показали, как вокруг корабля создается гравитационное поле, вроде капсулы. Этим аппарат отделяется от материального мира, и затем корабль может двигаться при любом ускорении куда угодно. Главное в полетах - гравитационный двигатель".
"Почему вы избрали для аппаратов форму тарелки?" - в какой-то момент спросил Еремин.
"Любое устройство, работающее на гравитации, должно быть похоже на натуральную гравитационную систему, - последовал ответ. - А натуральная - это планетарная система. Вот почему планеты имеют форму приплюснутых шаров". -
Теперь я знаю, что если летит нечто круглое, - сказал мне Дмитрий, - значит, четко: там гравитационный двигатель. На мой вопрос, есть ли у военных разработки земных "летающих тарелок", последовал краткий ответ: "Такие работы ведутся, но полетов пока нет". Я не понял, о каких военных они говорили. Может, о наших, а может, об американских.

Двигательная установка

И все же главным в этой встрече была отнюдь не информация о далекой планете пришельцев. Это шло попутно. Основным, думается, была демонстрация двигательной установки. Это произошло в самом конце беседы, длившейся около полутора часов. Дмитрия Ильича попросили подняться с кресла и открыли сзади кресел овальный люк, в который при желании можно было пролезть человеку.
- Я увидел часть круга, дугу, а на этой дуге набалдашник, - рассказывал Еремин. - Догадался, что это обмотка катушки. Понял, что этих обмоток на кольце должно быть три. Если б их было четыре, то в том секторе, который был доступен взору, эта катушка была бы видна. Значит, все же три... Я хотел рассмотреть устройство подробнее, но они закрыли люк:
"Дальше вы догадаетесь..."
- И действительно - меня как молнией озарило, - выдохнул Дмитрий. - Я догадался! Догадался, что и как там может быть устроено. Вероятно, меня просто проверяли на сообразительность, поэтому принципа движения не давали. Только показали образно, как что-то засасывается внутрь кольца - видимо, гравитационное поле.
- Но для чего это нам необходимо знать? - задал я естественный вопрос моему собеседнику. - Может, это соответствует каким-то их интересам, а не нашим?
- Нет, я убедился в их доброжелательности к людям, - возразил Дмитрий. - Они не боятся нашей агрессивности, нашей непредсказуемости. Они прошли через все это. Я понял, что им наша Земля не нужна, они любят свою родную планету. Более того, по их намекам я понял, что цивилизация "серых", из Сети Дзета, куда менее гуманная по отношению к землянам. "Мы спрашиваем согласие землян, когда что-то хотим узнать или предложить вам, - пояснили пришельцы, - а "серые" ставят свои эксперименты и опыты над вами без уведомления. Как с подопытными кроликами". И этим все сказано... Еще они сказали, что "серые" слишком самоуверенны. "Они взяли на себя чрезмерную функцию: воздействовать на генофонд человечества..." -
Тогда зачем нам двигатель, почему прозвучало слово "пора"?
- Мне показали огромную конструкцию, которая парит в небе. Это многопалубное сооружение яйцеобразного типа, а посредине гравитационная установка, - пояснил Еремин. - Этот корабль не предназначен для дальних полетов, он просто должен подняться над поверхностью. На нем можно спастись. "Очень скоро это понадобится землянам, - отложилось в моем сознании. - Похоже, что на нашей планете грядет какой-то катаклизм".
- Да, есть сообщения о возможном столкновении с огромным астероидом или прохождении в эклиптике Солнечной системы таинственной двенадцатой планеты. Может произойти изменение наклона оси вращения Земли... - подтвердил я, - Участившиеся землетрясения и ураганы - один из признаков подобной ситуации.
- Нет, похоже, дело не в астероиде или планете, - возразил Еремин. - Катаклизм, грозящий нам, идет изнутри Земли. Ее ядро разогревается, вскоре начнут таять ледники... Что-то связано именно с этим. Мы считаем, что парниковый эффект развивается за счет избытка углекислого газа, но, оказывается, что разогрев идет изнутри.
- И что - нам предстоит делать такие огромные корабли?
- Нет, мы не успеем их создать для всего населения Земли. Но спасти часть накопленных знаний, литературу, изобретения, всевозможные носители информации мы должны и сможем, если не станем засекречивать информацию о гравитационных двигателях. Они четко показали, что должны быть задействованы средства массовой информации, технические лаборатории, институты - лишь бы начались работы в нужном направлении. Может, неспроста я приехал именно к тебе: я прошу помочь мне выйти на авторитетные инженерные круги или на серьезные издания прессы.
- Что было дальше? - спросил я.
- Дальше?.. Мне дали понять - достаточно... "Мы еще встретимся?" - поинтересовался я. "Это будет зависеть от того, как вы сумеете справиться с данной проблемой..." - отложилось в голове.
Землянин поднялся и вышел на трап. Ему никто не подал руки, не было иных, принятых при расставании эмоций. "Отойдите подальше, вблизи опасно" - перевел он последнюю картинку в мозгу. На его просьбу немного полетать в аппарате пришельцев, последовал твердый отказ. Правда, позже Дмитрий признался, что ему во время беседы, как бы в укор, показали одну безобразную сцену из его жизни: сильно пьяный, он скандалил с женой, кричал и замахивался на нее. "Не опускайтесь так низко", - последовал словесный перевод.

Мытарства российского изобретателя

Я отошел на те же тридцать метров, где стоял перед этим, - продолжил свой рассказ Еремин. - Взглянул на циферблат: прошло около полутора часов. Овальная дверь закрылась, и я даже не увидел никакого шва по борту. По картинке в голове понял, что надо отойти еще дальше.
Внимательно наблюдал за кораблем. По черному, полутораметрового диаметра, днищу "тарелки" побежали искры, которые затем слились в голубое свечение, как от лампы дневного света. Корабль поднялся невысоко, не выходя над балкой, словно не желая себя обнаруживать. Аппарат окутался желтым с голубизной в середине туманом шарообразной формы, а потом - фу-ух - за полторы секунды исчез высоко в небе. Ни хлопка, ни иного звука, хотя скорость была явно сверхзвуковой.
- Я шел обратно окрыленный, - вспоминал Еремин. - С двигателем было в общем-то понятно, и хотелось сразу заняться моделью. Хотелось рассказать знакомым об этом происшествии. Но потом вдруг подумал: а кому здесь рассказывать? Кто поверит? Все заняты своим, едва выживают, озлоблены, пьют от безысходности... Кому все это нужно? Ну и останусь в глазах большинства местным придурком, хоть и чинил здесь многим телевизоры...
Собрал модель на ферритовом кольце диаметром 12 сантиметров. Однако нужен был генератор, чтобы поочередно зачитывать все три обмотки с высокой частотой пульсации. Такого генератора у Еремина, естественно, не было... Но уверенность, что конструкция взлетит, у него почему-то окрепла. А тут вскоре пришел вызов из Москвы на работу, и Д.И.Еремин уехал в столицу. Свое изобретение он заключил в полые алюминиевые полусферы, позаимствовав их от уличных фонарей.
- В Москве идея познакомить кого-то из специалистов с принципами работы двигателя, а главное испытать его с использованием генератора, не оставляла меня ни на час, - рассказывал Еремин. - В ведомственной гостинице-общежитии, где я жил, условий, естественно, никаких, знакомств тоже... В общем, я пошел в Министерство обороны, там, на набережной, недалеко от Кремля. Сначала мне посоветовали обратиться в отдел изобретений.
Это было в сентябре минувшего года. К Еремину вышел майор. Наверное, вид Дмитрия Ильича с алюминиевой железякой в полиэтиленовом пакете не внушил офицеру доверия. Дима не носит белых рубашек с галстуком, одевается весьма просто, непрезентабельно, а из-под ногтей, наверное, никогда не исчезнет въевшаяся чернота от металла и масел. Ну, и в разговоре не речист, даже излишне простоват. Он знал, что здесь ни в коем случае не следует говорить о пришельцах. Поэтому придерживался избранной версии, дескать, сам додумался до такой конструкции. "Дайте только генератор, сведите со специалистами..." - уговаривал он. И все же в какой-то момент Дмитрий Ильич проговорился - корабль пришельцев был упомянут как аргумент летающего объекта. И все! Офицер поскучнел, и думал, видимо, лишь о том, как отвязаться от посетителя. Правда, дал телефон отдела вооружений, что в Мытищах. "Там разберутся", - сказал он напоследок.
Еремин позвонил, договорился о встрече. О пришельцах, естественно, ни гу-гу. Общение с неким капитаном по имени Володя шло не дальше проходной. Правда, тот хоть проникся интересом испробовать штуковину в работе. Вместе с Дмитрием они ездили куда-то в Пушкино, где у капитана был гараж, а в нем самая разная аппаратура. Генератора там не оказалось. Условились, что дня через три Дмитрий позвонит, за это время в отделе вооружений что-нибудь придумают. Свою модель он отдал офицеру.
Как и договаривались, Еремин позвонил дня через три. Ему с извинениями сообщили, что, дескать, с аппаратом произошла неувязка. Обмотки запитали трехфазным током напряжением в 380 вольт, и он... взлетел, едва не пробив потолок, но при этом все там погорело. "Нет, ни фига себе, додумались! Трехфазным током! - возмущался Дмитрий. - Я же говорил им про пульсирующий ток на небольшое напряжение..."
- А ты уверен, что они его сожгли? - спросил я. - Тебе показывали сгоревшую модель?
- Н-нет... Но Володя, капитан этот, так красочно описал, извинялся... Там вроде люди серьезные, погоны носят, как не поверить? Правда, тупые, наверно... Я им говорю, дайте мне феррит, провода на обмотки, я за полдня установку вам соберу, там даже паять ничего не надо, на скрутках можно. Генератор бы да толкового специалиста - и все! Да нет, говорит, у нас ничего, на днях, мол, даже тиски последние украли. Видно, в завале у них все...
Но я не верю, что среди военных остались одни лишь тупицы. Тут два варианта: или гравилет Еремина действительно спалили, или его идею решили прикарманить. Что, впрочем, тоже многое говорит касательно уровня офицерской чести в современной России.
- Ты знаешь их имена, фамилии, телефоны? - интересуюсь у Дмитрия Ильича.
- Да, телефоны остались, есть некоторые фамилии, но кое-кого, скажем, того последнего капитана, я знаю только по имени. Да и о себе я говорил только имя и отчество, а адреса не давал, телефона у меня вообще нет. Я думал, что для всех лучше, если мы будем общаться без фамилий. А то, глядишь, прибьют где-нибудь, - пошутил он. - Да я и не в претензии, если они решили прикарманить идею. Мне важнее, чтобы ее опробовали, чтобы начали создавать промышленные установки. Время-то у нас, говорили, мало остается...
- А почему вспомнил обо мне? - интересуюсь, хотя сам-то уже прикидываю, куда надо направить Еремина, кого подключить к испытаниям гравилета...
- Так ведь мне было сказано: или воспользуйтесь серьезными инженерными структурами, или через СМИ... Выходит, пришел черед подключиться журналистам, рассказать обо всем, - посерьезнел Дмитрий. - Только вот как ты будешь описывать "летающую тарелку"? Ведь сразу заподозрят "шизу"... Может, без пришельцев как-нибудь обойдемся? Хотя... я-то честно, как на духу тебе рассказал. Может, и другие поверят?
Еремин уезжал от меня через день, увозя нужные адреса, фамилии и телефоны в Москве и Санкт-Петербурге. Я, конечно, позвонил своим друзьям, рекомендовал внимательнее отнестись к изобретателю. Теперь буду наблюдать за событиями, и если надежды на гравилет оправдаются, - читатели о продолжении истории узнают.

Игорь Петрович(5.04. 1904, Ревель, ныне Таллин - 17.09.1963, Ленинград), исследователь рус., белорус. и укр. книжности XI-XIX вв. Е. учился в реальном уч-ще в Петрограде, затем в г. Елабуга Вятской губ. В 1919 г. вступил добровольцем в Красную Армию, служил в политотделе 51-й дивизии 5-й армии. В 1921 г., по возвращении из армии, поступил на отд-ние рус. языка и лит-ры Петроградского ун-та, которое окончил в 1924 г. В ун-те Е. занимался в семинарии по древне-рус. лит-ре у акад. В. Н. Перетца . В 1923 г. начал преподавательскую деятельность, в 1927-1931 гг. на Высших курсах искусствоведения Государственного ин-та истории искусств читал курс древнерус. лит-ры и фольклора. В 1934 г. был принят в аспирантуру ИРЛИ АН СССР и в том же году защитил канд. дис. «Исследование новгородской «Повести о посаднике Щиле»» (ранее ученый опубликовал посвященное этому произведению исследование: Из истории старинной рус. повести: Повесть о посаднике Щиле: (Исслед. и тексты) // Труды комиссии по древнерус. литературе. Л., 1932. Т. 1. С. 59-151; отд. изд.: Л., 1932), в 1937 г. защитил докт. дис. «Иван Вишенский и его публицистическая деятельность». 15 мая 1937 г. Е. был зачислен старшим научным сотрудником в Отдел древнерус. лит-ры ИРЛИ, в к-ром работал до 5 окт. 1941 г., затем с марта 1945 по 25 янв. 1960 г. Научную деятельность Е. совмещал с педагогической. В ЛГУ с 1938 г. до дня кончины ученый читал курс истории рус. лит-ры XI-XVIII вв., вел спецкурсы и спецсеминары. В 1957-1963 гг. был зав. кафедрой рус. литературы филологического фак-та ЛГУ, с 1959 г. являлся деканом филологического фак-та. Продолжая традиции семинария Перетца, Е. воспитал неск. поколений учеников. Он награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Е.- автор неск. монографий и более 60 статей, посвященных изучению художественного своеобразия и закономерностей развития древнерус. лит-ры, рус. летописания, древнейших Житий, «Слова о полку Игореве», творчества прп. Феодосия Печерского, свт. Кирилла , еп. Туровского, Иоанна (Вишенского) , Симеона Полоцкого , архиеп. Феофана (Прокоповича) и др. Еще в семинарии Перетца Е. начал заниматься древнерус. притчей о слепце и хромце и пришел к выводу о ее связи с творчеством свт. Кирилла Туровского («Притча о слепце и хромце» в древнерусской письменности // ИОРЯС. 1926. Т. 30. С. 323-352). Был издан ряд работ ученого, посвященных различным аспектам слав. культур. В 1927 г. было опубликовано исследование Е., посвященное Сводному патерику XIV в. («Сводный» патерик у пiвденно-слов"янських, украïнському та московському письменствах // Записки Iсторично-фiлологiчного вiддiлу Украïнськоï Академiï наук. 1927. Кн. 12. С. 48-77; Кн. 15. С. 54-101; отд. изд.: К., 1927). Были опубликованы работы Е., посвященные народному кукольному театру (Русский народный кукольный театр // Цехновицер О., Ерёмин И. Театр Петрушки. М.; Л., 1927. С. 49-82, 181-184) и театру Петрушки на Украине в XVII-XIX вв. («Петрушка» на Украïнi // Украïна. К., 1927. Кн. 5(24). С. 23-30), и др. Спустя мн. годы Е. вернулся к изучению сочинений Кирилла Туровского (не касаясь его гимнографического творчества) и выпустил работу «Литературное наследие Кирилла Туровского» (ТОДРЛ. 1955. Т. 11. С. 342-367), подготовил критические издания ряда произведений свт. Кирилла (публикация текстов: Там же. 1956. Т. 12. С. 340-361; 1957. Т. 13. С. 409-426; 1958. Т. 15. С. 331-348). Е. признавал бесспорно принадлежащими свт. Кириллу «Притчу о душе и теле», «Повесть о беспечном царе и его мудром советнике», «Сказание об иноческом чине» и 8 Слов (подготовленные Е. к публ. труды свт. Кирилла и исследование были переизд. в 1989 в Калифорнийском ун-те в Беркли (США) в серии «Monuments of Early Russian Literature»). В исследовании «Литературное наследие Феодосия Печерского» (ТОДРЛ. 1947. Т. 5. С. 159-184) Е. опубликовал 11 произведений древнерусского автора (послания, Слова, поучения и молитвы).

Тщательное изучение памятников ораторского искусства Киевской Руси позволило Е. по-новому взглянуть на «Слово о полку Игореве», показать его практически полное соответствие жанровой системе домонг. лит-ры и охарактеризовать его как памятник политического красноречия. Особое место среди научных интересов Е. занимало изучение рус. летописания. Рассматривая летопись как лит. памятник, Е. выделил различные формы летописного повествования (погодная запись, летописный рассказ, летописное сказание, летописная повесть о смерти князя, документы из княжеских архивов) и показал их специфику. Особое значение в исследованиях Е. имеют воссозданные им лит. портреты средневек. писателей: преподобных Нестора , Феодосия Печерского, свт. Кирилла Туровского, автора «Слова о полку Игореве», прп. Иосифа Волоцкого.

Е. внес значительный вклад в изучение лит-ры и культуры барокко. Ему принадлежат комментированное издание виршей Симеона Полоцкого в серии «Литературные памятники», фундаментальная статья, посвященная анализу его поэтического стиля. В ряде работ Е. затронуты проблемы развития барочного театра и народного театра как в России, так и на Украине. Русско-укр. связи являются важнейшим фактором эпохи восточнослав. барокко. Этой проблематике посвящены статья ученого «К истории русско-украинских литературных связей в XVII в.» (ТОДРЛ. 1953. Т. 9. С. 291-296) и работа, вышедшая уже после смерти Е. (К истории восточнославянского барокко: Из лекций по украинской лит-ре XVII-XVIII вв. // Сибирская археография и источниковедение. Новосиб., 1979. С. 188-198). Интерес к укр. литературе и культуре не ограничивался средневековым периодом: Е. принадлежат работы, посвященные украинской классической драматургии, в частности творчеству И. П. Котляревского.

Е. первым издал критические (с привлечением списков XVII-XIX вв.) комментированные сочинения укр. публициста кон. XVI - 1-й четв. XVII в. иером. Иоанна (Вишенского) (Иван Вишенский. Сочинения / Подгот. текста, ст., коммент.: И. П. Ерёмин. М.; Л., 1955. (Лит. памятники)). В сопровождающем издание исследовании, основанном на докт. диссертации, Е. описал творчество этого правосл. книжника на фоне драматических событий, происходивших на юго-западнорус. землях в канун и после заключения Брестской унии 1596 г. , охарактеризовал общественно-политические взгляды и стиль писателя (богословским вопросам в работе отведено незначительное место, что объясняется как временем публикации исследования, так и кругом интересов ученого-литературоведа). Археографические разыскания Е. продемонстрировали интерес старообрядцев к памятникам западнорусской антикатолич. и антиуниат. полемической лит-ры кон. XVI - нач. XVII в. и роль поздней (XIX в.) старообрядческой традиции в сохранении наиболее полемически острых сочинений этого круга (в частности, творений Иоанна (Вишенского)), которые в силу непримиримости своей позиции не были опубликованы.

В ряде исследований Е. изложил концептуальные обобщения по проблемам художественного своеобразия древнерус. лит-ры и методам ее анализа. Е. считал важным изучение истории жанров и стилистической системы, зависимой от жанровых традиций. Труд древнерус. писателя, действовавшего в строгих рамках, Е. определял как лит. обряд. Однако, несмотря на традиционность, нормативность стилистических принципов древней лит-ры, Е. считал памятники средневек. словесности явлениями художественного творчества и стремился выявить стилистический строй того или иного произведения и индивидуальный стиль того или иного древнерус. писателя. В одной из последних работ - докладе на V Международном съезде славистов «О византийском влиянии в болгарской и древнерусской литературах IX-XII вв.» (в кн.: Славянские литературы: Докл. сов. делегации, V Междунар. съезд славистов. М., 1963. С. 5-13; переизд.: Еремин. 1987. С. 214-222) Е. был одним из первых, кто исследовал специфику рецепции визант. культурного наследия в древнеслав. лит-ре - тему, ставшую наиболее важной в палеославистике последующих десятилетий. Богатый преподавательский опыт Е. нашел отражение в «Лекциях по истории древней русской литературы» (изд. посмертно в 1968 и 1987).

Арх.: РНБ. Ф. 1111. Библиогр.: Хронол. список трудов И. П. Ерёмина / Сост.: Н. С. Демкова // ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 425-431; Хронол. список трудов И. П. Еремина. Лит-ра о жизни и науч. деятельности И. П. Еремина / Сост.: Н. С. Демкова // Ерёмин И. П. Лекции и статьи по истории древней рус. лит-ры. Л., 19872. С. 316-324.

Н. С. Демкова, С. А. Семячко

Одним из главных лозунгов Октябрьской революции, в результате которой большевики захватили власть в России, было требование социальной справедливости. А в результате установилась тотальная диктатура партийной номенклатуры с опорой на силовые структуры, подавлявшие любое инакомыслие. Закономерно ли такое развитие социальной жизни? В начале 1930-х годов замечательный мыслитель И.Ильин – живой свидетель революции и гражданской войны, изложил своё понимание пути возрождения России (1). Важным аспектом этого понимания являлся вывод, что справедливость – это предметно обоснованное неравенство. И.Ильин был уверен, что возрождение России возможно только на пути национализма и патриотизма. Он подчеркнул, что проблема истинного национализма разрешима только в связи с духовным пониманием Родины, ибо национализм есть любовь к духу своего народа и к его духовному своеобразию. И.Ильин утверждал, что национализм есть вера в благодатную, от Бога данную силу своего народа и потому – в его призвание. «Истинный национализм открывает человеку глаза на национальное своеобразие других народов. Он учит, что интернационализм есть духовная болезнь и источник соблазнов. Ибо создать нечто прекрасное для всех народов может только тот, кто утвердился в творческом лоне своего народа. Подлинный гений всегда национален». Некоторые аспекты русского метанационализма, на основе представлений И.Ильина, рассмотрены в статье автора (2).

Ещё Цицерон сформулировал мудрый афоризм: «чтобы стать свободными, мы должны быть рабами законов». Ну а то, что свобода – осознанная необходимость, в советское время знали со школьной скамьи. Закон, правило, инструкция – это принуждение действовать определённым образом. Поэтому жизнь в обществе неизбежно связана с принуждением. Управление – это принуждение, в известном смысле поощрение – это тоже принуждение. Под лозунгом «свобода, равенство, братство» начиная с французской революции были уничтожены миллионы людей, десятки миллионов были репрессированы. Стремление к гармоничности социальной жизни – это понимание того, что свобода должна органично сопрягаться с необходимостью, равенство со справедливостью, а братство с иерархией. Выдающийся логик и социолог А.Зиновьев подчеркнул, что единое человечество возможно не как существование равноправных стран и народов, а как иерархично организованный социум на основе отношений руководства и подчинения (3). Этот вывод естественным образом вытекает из закона синархии В.Шмакова, согласно которому любой организм – как человека, так и общества, устроен и функционирует как иерархично организованное всеединство.

Одна из важных доктрин эзотеризма, подробно изложенная В.Шмаковым при рассмотрении механизма эволюции актуального бытия, названа методом карикатуры. Эта доктрина о карикатурном искажении высших начал в примитивно сознании была обстоятельно рассмотрена на примере идеологии, этики, социологии (4). Из этой доктрины, как отметил В.Шмаков, следует, что в эмпирической действительности все явления и процессы протекают в некотором среднем иерархическом поясе между трансцендентным в себе и феноменальной средой, т.е. всегда иерархически отделены от своих энтелехий, а потому все они протекают под искажённым влиянием высших законов. Чем ниже иерархический уровень феномена или процесса, тем в большей искажённости действуют на него высшие законы. Отражение в естестве феномена искажённого влияния высшего закона и представляет собой его карикатуру. Эта карикатура эволютивна, ибо будучи в начале пути эволюции феномена абсолютным искажением действительности, она по мере прохождения этого пути постепенно проясняется, чтобы при достижении энтелехии слиться с прекрасным первообразом. Поэтому всякая идея может гармонично раскрыться только в сознании, обладающем соответствующим иерархическим достоинством, — во всяком низшем сознании она всегда будет отражаться искажённо. И чем выше иерархический уровень идеи, тем сильнее искажение, ибо всякое эмпирическое сознание является примитивным по отношению к ноуменальному существу идеи.

В качестве наглядного примера проявления метода карикатуры можно привести историю христианства. Во имя религии Любви были пролиты реки крови в бесконечной вражде и насилии. Любовь ко всем ближним вылилась в лютую ненависть к инакомыслящим, всепрощение – в нетерпимость, милосердие – в жестокость, религия Света – в культ тьмы. «Вообще, чем выше идея, тем более совершалось злодеяний во имя её; чем возвышеннее добродетель, тем ужаснее раскрывающий её порок» (4). Отсюда и понятно, почему благими намерениями вымощена дорога в ад. Самый свободный человек – раб своих желаний и страстей. Один из наиболее почитаемых святых русского православия – Серафим Саровский не для красного словца называл себя рабом Божьим. Зависимость от Бога (рабство) освобождает от всех видов мирского рабства, в том числе от вещностного.
_____________________________________

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., 2006.
2. Ерёмин В.И. Русский метанационализм как духовный феномен // Дельфис, 2015, № 4, с.50-52.
3. Зиновьев А.А. Фактор понимания. М., 2006.
4. Шмаков В. Основы пневматологии. Киев, 1994.

комментариев 14 на “Социальная справедливость – неизбежность принуждения?”

    Принуждение бывает разное.Например ГУЛАГ- не самый мудрый вид принуждения. Природа принуждает человека мыться и чистить зубы- это такое принуждение аналог которого можно придумать нашему обчеству чтобы не быть обвиненным западом в насилии над личностью. Люди, которые готовы торговать совестью и продаваться за колбасу и тряпки должны сами, по доброй воле убежать к капиталистам и там и сгинуть.Механизмы отбора лучших уже есть- церебральный сортинг Савельева например. А возрождать принципы ссср, это наступить повторно на теже грабли, когда на вершину власти пробрались дегенераты.

    Чистая правда хранится в тщательно засекреченных и особо охраняемых местах. А та правда, которая имеет хождение среди населения, - весьма низкой пробы и содержит большое количество вредных примесей.

    Стесняюсь спросить-насколько синархична эволютивность энтелезий, если она эмпирически ноуменальна?

    Еду как хочу

    «вредные примеси» у Обамы Барака, а чистая правда — это ни кака. Вот так как-то, да?

    К умствованиям Ильина нельзя подходить без понимания, что в 1930-е Европа была больна фашизмом, который тогда воспринимался как один из перспективных вариантов развития социума на ближайшие десятилетия, если не более, ещё не было ощущения, что это нечто чудовищное. А если бы Гитлер не нападал на СССР (вообще не нападал), и еврейские легионы в массовом порядке направлял не в газовые камеры, а на завоевание жизненного пространства в будущий протекторат Великогерманской империи — «Иудея», то и ощущение чудовищности бы не возникло.

    Иерархичность социума во многом зависит от наличия межличностных коммуникаций — чем примитивнее средства связи, тем общество более иерархично и наоборот. Когда человечество научиться телепатическому общению между собой, тогда иерархичность социума вообще выродится, и командовать будут не начальники, а координаторы, но не в силу своего более высокого иерархического положения, а в силу наличия профессионального функционала. Что-то похожее появилось в современном обществе в виде «сетевого управления», когда командует не жёсткая иерархия, а человек имеющий необходимые компетенции (например офицер), наиболее близко находящийся к точке события, и по прибытии на место специалиста с большими компетенциями передаёт оному командование.

    Рабство в любом виде вырабатывает у раба потребность к раболепию. И если учесть, что Боги всегда оставляют право выбора за человеком (в любой религии), то только одно это можно использовать за доказательство того, что истинные Боги не приемлют ни рабства, ни раболепия. А по наличествующей у человечества информации, то и вообще рабовладение признают за наиболее тяжкий грех, в сравнении с которым меркнут всякие заповеди, наподобие тех десяти. Т.е. кто признаёт рабство — тому после смерти дорога в чистилище и никакие молитвами, постами, белыми колобуками и «танцами» вокруг Каабы от этого не отмажется, разве что публичной казнью за рабовладение, причём без замены отсидкой.

    лейтенанту.По-моему стеснительностью Вы не страдаете,а своими комментариями наглядно иллюстрируете метод карикатуры.

    «Самый свободный человек – раб своих желаний и страстей. Один из наиболее почитаемых святых русского православия – Серафим Саровский не для красного словца называл себя рабом Божьим. Зависимость от Бога (рабство) освобождает от всех видов мирского рабства, в том числе от вещностного.»
    В последнем абзаце концентрировано отразилась противоречивость мыслей автора, в данном случае — быть рабом страстей и быть рабом Бога — совершенно противоположные вещи, однако у него это признак свободного человека (?)!

    Снежное Поле- ваша концепция это вариант тирании.

    С энтелехиями и ноуменальностью все более-менее понятно.
    А вот что такое эволютивность-понять затруднительно.
    Возможно, от «эволюции» слово происходит?
    Но тогда должна быть «эволюционность».
    Возможно, это какой-то профессиональный философский термин, понимание которого обывателю недоступно?
    Вот я и спрашиваю-как насчет валюативности, например,энтелехий?
    В их ноуменальном выражении.

    Даже и не знаю как правильно-эволютивность,валюативность или все-же эволюционность?

    Лейтенант, лучше читай периодически наоборот слово » Потенция» , как предупреждение о воздействии на мозг энтелехий валюативности.

    У-фф. Еле нашел в словаре галлицизмов.

    «Эволютивность» имеет два значения
    -способность самолета маневрировать в воздухе
    -способность к бесконечному развитию-эволюции.

    Если принять второе значение слова, то развитие, (эволюция) «карикатуры» должно быть бесконечным.
    Автор-же утверждает, что «карикатура» в своем развитии стремится к энтелехии и,таким образом, развитие ее ограничено энтилехией,те развитие «карикатуры» не является бесконечным и термин «эволютивность» в данном контексте не применим и указывает на то, что автор, претендующий на философичность, не знает точного значения заумных терминов, которыми пытается придать тексту наукообразность.
    Тов Сталин, например, писал просто, хотя, скорее всего, был не глупее автора.

    Для hibernian

    Знающие люди утверждают, что этот вариант ближе к анархии по Кропоткину. Тирания — власть тирана. А тотальный контроль — это скорее тоталитаризм. Если люди научатся читать мысли друг у дружки, то сохранение тайных мыслей — маловероятно. А значит будет тотальный контроль, но не личности над обществом, как при тирании, а общества над каждой личностью. Хотя в каком-то смысле это может быть тирания общественной морали над личностью. Но эта способность человеческому обществу не грозит в обозримое время, а когда случиться, то это уже будет совершенно другое общество по нравственному и социальному развитию, нежели сейчас.

    Каким бы измом или концепцией не компостировали людям мозги, в итоге всё сводится к одной статье в конституции о принадлежности территории государства, государственного и коммунального имущества.

    И здесь всего три варианта: а) монарху; б) буржуазии; в) народу.

    А кто собственник территории государства, государственного и коммунального имущества — тот, во-первых, власть в государстве, т.е. имеет право на участие в управлении госимуществом и государством посредством выборов и референдумов. Во-вторых, как власть имеет право на непосредственное или опосредованное отправление правосудия. А в-третьих, имеет право на получение дивидендов с хозяйственного оборота госимущества.

    Так было в СССР. Территория и госимущество СССР по Конституции СССР и Закону СССР «О собственности в СССР» принадлежали народу на праве общей совместной собственности без права выдела и обналичивания доли, но с правом получения дивидендов от её хозяйственного оборота из общественных фондов потребления в виде неоплачиваемого образования, медицины, жилья и т.д.

    Такой вид собственности характерен и для обычной семьи, порождая семейный тип отношений в экономике и социуме, который исключает конкуренцию между членами семьи, как разрешённую охоту людей друг на друга. Поэтому СССР и называли семьёй народов.

    Выборы же в СССР в отличие от РФ имели смысл, поскольку избиратели были совладельцами государственного и коммунального имущества и как собственники имели право делегировать полномочия на управление этим имуществом депутатам, чего не скажешь о гражданах РФ, которые по Конституции РФ совладельцами государственного и муниципального имущества не являются и их участие в выборах в органы гос. и мун. власти — трагикомично.

    Поэтому основы конституционного строя в СССР по сравнению с конституционным строем РФ более цивилизованны и человечны.

    Другое дело что граждане СССР были введены антисоветской пропагандой в заблуждение и многое профукали.

    Однако, всё обратимо т восстановление конституционного порядка в СССР неизбежно, ибо стрельба из танков по Верховному Совету не делает граждан СССР гражданами РФ, а приХватизация государственного — общенародного имущества СССР не порождает перехода прав собственности от законных владельцев к бандитам, жуликам и ворам.