Урок литературного чтения Г. Скребицкий «Жаворонок» план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему


Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: «Произведения о родной природе. Г. Скребицкий. "Жаворонок"»
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение работать с текстом произведения;
обогащать читательский опыт детей; учить применять полученные знания;
расширять круг детского чтения по теме произведения о родной природе;
формировать читательские умения через слушание и самостоятельное чтение: правильно называть произведение, тему и жанр произведения; обогащение речи выразительными средствами языка.
Метапредметные:
-познавательные: формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий; развивать умения решать творческие задачи; развивать психологические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь.
-регулятивные: формировать умение учиться определять деятельность на уроке; развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
- коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; умение произвольно строить контекстуальную речь; работать в группах; стимулировать мотивацию обучения через применения ИКТ.
- личностные: пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому; прививать бережное отношение к окружающему миру; воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения творческой деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесные, наглядные, практические.
Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.
Оборудование: светофоры, компьютерная презентация, запись с пением жаворонка, альбомные листы, карточки с заданием.
Литература: учебник Л. А. Ефросинина «Литературное чтение» 2 класс (ч.2), тетрадь по литературному чтению (ч.2).
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
1.Психологическая установка на работу. 1 слайд
У. Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
А сейчас определите свое настроение при помощи светофора Регулятивные УУД
(самоконтроль)
2.Актуализация знаний
3.Проверка домашнего задания (2 слайд)
- Над какой большой темой мы с вами работаем в течение нескольких уроков?(Весна, весна красная) 3 слайд
Весна – прекрасное время года. Время пробуждения природы, время надежды. О весне написано много стихотворений, песен, сказок, рассказов.
– Назовите фамилию автора и заглавие.
“Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. (А. Чехов “Весной”)
“Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?” (Г. Скребицкий “Весна – художник”)
“Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал: Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь?” (Н. Сладков “Проталина”)
А) выявление читательского опыта:
С каким произведением вы работали дома? (стихотворение А Барто « Апрель» 4 слайд
Покажите модель обложки, которая подходит к произведению, приготовленного дома?
Б) Упражнение с заученным дома произведением.
- Выразительное чтение стихотворения « Апрель» или наизусть по желанию. Познавательные УУД
4.Работа в группах Считалось, птицы - вестники весны. Именно, они приносят на своих крыльях тепло и пробуждение природы. Вспомните поговорки о птицах. Поработаем в группах, закончим пословицы.
1 группа: Увидал грача - …………………. весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
2 группа: На шесте скворец,………………………..
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
3 группа: Сколько проталинок – ………………………..
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
- О каких птицах сложены поговорки? Перечислите. Именно эти птицы прилетают к нам первыми. Именно они возвещают о приходе долгожданной весны. Про каждую птицу сложено много стихов и песен, придумано рассказов и сказок. Но к одной из них у русского народа особое отношение. Одной из этих птиц посвящен наш урок. Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)
5.Сообщение темы урока. Загадка « Угадай, кто это?» (5 Слайд).
Хочет - прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт. (жаворонок)
Рассказ о жаворонке (6 слайд)
Хотели бы вы послушать песню полевого жаворонка?
звукозапись (голос птицы).
7 слайд
22 марта на Руси отмечался замечательный праздник «Жаворонки». В разных областях праздник этот назывался своим именем: где «Жаворонки», где «Сороки». Считалось, что в этот день прилетает 40 разных птиц, а самая первая - жаворонок, и весна вступает в полные права. Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
6.Открытие нового
Физминутка - У Георгия Скребицкого есть рассказ, который так и называется «Жаворонок».
Знакомство с автором Г.А, Скребицким (8-9 слайд).
Чтение произведения Г.А.Скребицкого « Жаворонок» (хорошо читающий ученик).
- Понравилось ли вам это произведение?
- Расскажите, что именно?
-Какие слова вам были не понятны?
-Словарная работа. Чтение трудных слов 10 слайд
ЗЕНИТ - наивысшая воображаемая точка небесной сферы, находящаяся над головой наблюдателя.
трущоба - труднопроходимое место щелка – маленькая щель.
пригорки – небольшой холм, бугор
лютая (стужа) – злая, свирепая, беспощадная (сильный холод, мороз).
Чтение учащимися текста цепочкой по абзацам.
- Подумайте, почему все радовались песне жаворонка?
- Как автор описывает восход солнца? прочитайте. (11 слайд)
- Откуда взлетел жаворонок? (12 слайд)
- Что слышалось в песне жаворонка? Прочитайте.(13 слайд)
- Кто слушал весеннюю песню? Прочитайте. (14, 15, 16 слайд)
- О чём они думали? (17 слайд)
- Прочитайте последний абзац.
- С чем сравнивает автор жаворонка?(18 слайд)
- К рисунку подберите заголовок. Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)
7.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗАКРЕПЛЯЕМОГО ОПЫТА.
РАБОТА В ПЕЧАТНЫХ ТЕТРАДЯХ с.67 – 68
а) Прочитай последний абзац текста. С чем автор сравнивает жаворонка? Запиши.
б) Допиши предложение словами из текста.
Жаворонок – это небольшая…
в) Кто слушал песню жаворонка? О чем все думали? Найди ответы в тексте. Запиши.
г) Собери загадку. Запиши загадку и отгадку.
(В голосок будто звонок небе крохотный синем крохотный) Познавательные УУД
(Умение работать с текстомУмение выделять существенное)8. Литературно-творческая работа Закройте на мгновение глаза… (Звучит музыка). Представьте чистое, ясное небо. Легкие облака. Из-за дальнего леса медленно поднимается солнце, освещая поля, леса и пригорки розовым цветом. Вдруг с одного из таких пригорков взлетает небольшая серенькая птичка и оттуда, с голубой высоты льется на землю радостная, звенящая песня. Прислушайтесь… Тихий звон капель, журчание хлопотливого ручейка и еще что-то такое светлое… Представили?
Я не буду спрашивать. Пусть это будет тайной, которая позже откроется для всех.
(Дети начинают рисовать иллюстрации к данному произведению.) Личностные УУД
9.Итог
10.Рефлексия Что нового узнали на уроке?
-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?
(Вызвать чувство восхищения пробуждением весенней природы, показать образ маленькой серенькой птички, какую радость она приносит всем живым существам: зверям, насекомым, животным и человеку).
-Как вы думаете, какие важные дела будут у птиц? (выводить новое потомство, уничтожать вредных для растений и человека насекомых; и петь, чтобы мы наслаждались их пением.)
-Поэтому птиц надо беречь: не разорять гнезд и помогать им зимой.
-Что понравилось?
(19 слайд) Оцените свое настроение, вы видите на доске разных жаворонков, если вы считаете, что работали на уроке с желанием, были уверен в себе. Вам, было, интересно прикрепите свой рисунок к зелёному жаворонку. Если вы считаете, что работали на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался, прикрепите свой рисунок к синему жаворонку. Если вы считаете, что работали на уроке без желания, боялись отвечать и выполнять работу прикрепите свой рисунок к красному жаворонку. Познавательные УУД
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Регулятивные УУД
(самооценка)
11.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (20 слайд) Выучить наизусть один из абзацев рассказа Г. Скребицкого «Жаворонок»
Нарисовать рисунок.
Придумать загадки о птицах. – Урок подошел к концу. Мы постарались раскрыть тему весны в литературе, музыке и искусстве. Пусть каждый унесет с собой чистоту лазури, теплые лучи апрельского солнца и мартовскую песнь заливистого жаворонка.

Из-за дальнего леса медленно выплыло солнце. Оно осветило леса и поля, все белые – покрытые снегом. Только кое-где на пригорке ветер сдул белый наряд зимы. Там темнела мёрзлая, укрытая бурой прошлогодней травою земля.
Вдруг с одного из таких пригорков взлетела небольшая серая птичка – жаворонок. Взлетела, но не умчалась вдаль, вовсе нет.
Она затрепетала крылышками и стала медленно подниматься всё выше и выше. И вот оттуда, с голубой высоты, полилась на землю радостная звенящая песня.

В этой песне слышался и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и ещё что-то такое светлое, радостное, чего словами и передать нельзя.
Далеко-далеко разнеслась песня жаворонка по полям, по лугам и даже по глухим лесным трущобам.

Заслышав эту весеннюю песню, торопливо полезли из своих норок, из щёлок, из трещинок все, кто скрывался от лютого зимнего холода. Жучки, паучки, букашки… Выбирались на солнышко, грелись там, расправляли крылышки, усики, ножки…
Вылез из норы и толстый лентяй барсук. Даже огромный медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге.
Все звери и птицы и крохотные букашки слушали песню жаворонка, и все, наверное, думали об одном: о том, что сейчас уже не страшна лютая стужа.
А жаворонок всё пел, поднимаясь выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звёздочкой, дрожащей в небе.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Г. Скребицкий «Жаворонок»

Класс: 2 «В»

Цель: познакомить детей с творчеством Г. Скребицкого и его произведением «Жаворонок»

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

¨ научить проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к чтению;

¨ способствовать формированию умения выражать свои эмоции, любви к природе.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

¨ Регулятивных: учить принимать участие в учебном сотрудничестве, принимать позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;

¨ Познавательных: осознанно строить речевое высказывание, работать с моделями, строить сообщение в устной форме;

¨ Коммуникативных: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, строить монологическое высказывание, договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

¨ продолжить работу по формированию основ читательской деятельности, анализировать художественное произведение, работать с пословицами;

¨ способствовать формированию умения моделировать обложку, развитию навыка правильного осознанного чтения целыми словами, обогащению словаря учащихся;

¨ содействовать развитию творческих способностей учащихся, воспитанию нравственно-этических качеств, любви и бережного отношения к природе.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: карточки для рефлексии, учебник «Литературное чтение» 2 класс (автор Л.А.Ефросинина), рабочая тетрадь по литературному чтению, карточки для индивидуальной и групповой работы, тестовые задания.

Материалы для учителя: учебник «Литературное чтение» 2 класс (автор Л.А.Ефросинина), презентация, компьютер, проектор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока литературного чтения,

проведенного 17.04.2017 г. во 2 «В» классе

МБОУ ЕСОШ №1

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Мезиновой Алиной Антоновной

Учитель: Л.В. Куричева

_____________________

(подпись)

Зерноград

2017

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Г. Скребицкий «Жаворонок»

Класс: 2 «В»

Цель: познакомить детей с творчеством Г. Скребицкого и его произведением «Жаворонок»

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

  • научить проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к чтению;
  • способствовать формированию умения выражать свои эмоции, любви к природе.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Регулятивных: учить принимать участие в учебном сотрудничестве, принимать позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
  • Познавательных: осознанно строить речевое высказывание, работать с моделями, строить сообщение в устной форме;
  • Коммуникативных: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, строить монологическое высказывание, договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • продолжить работу по формированию основ читательской деятельности, анализировать художественное произведение, работать с пословицами;
  • способствовать формированию умения моделировать обложку, развитию навыка правильного осознанного чтения целыми словами, обогащению словаря учащихся;
  • содействовать развитию творческих способностей учащихся, воспитанию нравственно-этических качеств, любви и бережного отношения к природе.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: карточки для рефлексии, учебник «Литературное чтение» 2 класс (автор Л.А.Ефросинина), рабочая тетрадь по литературному чтению, карточки для индивидуальной и групповой работы, тестовые задания.

Материалы для учителя: учебник «Литературное чтение» 2 класс (автор Л.А.Ефросинина), презентация, компьютер, проектор.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности. Организационный этап.

Вот и прозвенел звонок

Начинается урок.

Время не теряем

Урок мы начинаем!

Внимательно слушаем и правильно отвечаем.

Как работаем на уроке литературного чтения?

(Повторим, подумаем, расскажем, узнаем, закрепим, подведем итог)

Прогнозирование

Повторим

Подумаем

Расскажем

Узнаем

Закрепим

Подведем итог

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1.Речевая разминка.

а) дыхательная гимнастика

Вдох – носом, выдох через нос;

Вдох – задержка дыхания – выдох;

Вдох, выдох, задержка дыхания.

Упражнение для губ и языка «Улыбка»

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

б) работа с пословицей.

Летит скворец – зиме конец.

Прочитайте.

в) актуализация читательского опыта учащихся, работа с моделями.

Весна – прекрасное время года, время пробуждения природы. О весне написано много литературных произведений, давайте их вспомним.

Г) проверка домашнего задания

Какое произведение готовили дома?

Назовите жанр произведения.

Дыхательные упражнения

Доброе утро и солнцу, и птицам:

Доброе утро улыбчивым лицам.

1 ряд – с вопросительной интонацией;

2 ряд – весело;

3 ряд – быстро.

Учащиеся по моделям называют произведение

Чтение стихотворения А.Барто «Апрель»

Выразительное чтение стихотворения

Регулятивные: принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Познавательные: поиск фактов и суждений.

Коммуникативные: умение аргументировать своё предложение.

3. Постановка учебной задачи.

Каких птиц называют вестниками весны?

Птицы возвещают о приходе весны, про каждую птицу сложено много произведений, но к одной из них у русского народа особое отношение – ей посвящен праздник.

Формулировка темы урока учащимися.

Работа по зрительным меткам.

Высказывания учащихся, формулировка темы и цели урока.

Сообщение учащихся о жаворонке.

На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских людей повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок.

На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки и что есть силы кричали.

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери.

Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу выполнения задания.

Познавательные:

удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

1. Рассказ учителя о писателе, знакомство с биографией (презентация)Г. Скребицкого

Георгий Алексеевич Скребицкий – писатель – натуралист. Он писал рассказы и сказки о природе. Скребицкий с детства любил слушать и читать книги о природе. Он любил ходить в лес, на речку. Воображал себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, белочки, зайчишки. В каждом времени года он умел найти что-то удивительно прекрасное. В своих произведениях он рисует картины природы, учит наблюдать за природой, видеть и понимать её красоту.

2. Первичное восприятие.

3. Беседа по содержанию.

Понравилось вам произведение?

Что особенно запомнилось?

Какие картины природы вы себе представляли?

4. Физкультурная минутка

5. Моделирование обложки

Что вы услышали?

– Подходит ли данная модель к прослушанному произведению?

6. Словарная работа. В тексте встретятся слова с непонятным значением.

5. Физкультурная минутка для глаз (тренажер «Восьмерка»)

Ознакомительное чтение детьми: Г. Скребицкий «Жаворонок»

Слушают рассказ.

Слушают произведение.

Отвечают на вопросы.

Маленькие птички,

Птички невелички,

По лесу летают,

Песни распевают.

Буйный ветер налетел

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в гнездо

Там уютно и тепло.

Моделируют обложку, защищают модель у доски (слайд)

Ответы учащихся

Словарная работа:

Игра «Найди соответствия»

Пригорок – небольшой холм

Трущобы – непроходимые места

Лютая стужа – злая, свирепая

Регулятивные:

прогнозирование,

познавательные: моделирование, построение рассуждений.

Коммуникативные: умение аргументировать своё предположение, договариваться, находить общее решение.

5. Первичное закрепление.

Чтение текста «цепочкой» по абзацам.

Беседа по прочитанному тексту:

Что Г.Скребицкий называет белым нарядом зимы?

Откуда взлетел жаворонок?

Как летел жаворонок?

Что слышалось в его песне?

Куда разносилась песня жаворонка?

Кто услышал песню жаворонка?

Какие звери проснулись?

О чем думали животные?

2. Физкультурная минутка для глаз по методике В.Ф.Базарного

3. Выборочное чтение текста

Откуда взлетел жаворонок?

(2 абзац)

Что слышалось в его песне?

(4 абзац)

Кто слушал весеннюю песню?

(8 абзац)

4. Работа в тетради «Литературное чтение»

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму

Выполнение теста

Чтение вслух по абзацам, беседа по вопросам.

Выполнение физкультурной минутки по методике В.Базарного

Чтение текста и ответы учащихся.

1 вариант - с.67 задание 1 – С чем автор сравнивает жаворонка?

2 вариант – с.67 задание 2

Допиши предложение: Жаворонок – маленькая …

Взаимопроверка работы

1. Где разнеслась песня жаворонка?

а) по селу и деревне;

б) по полям и лугам.

2. О чём думали все птицы и звери?

а) уже не страшна лютая стужа;

б) вернётся лютая зима.

Самопроверка по алгоритму

Регулятивные: контроль, коррекция,

познавательные: структурирование знаний, выбор способа решения задачи, построение речевого высказывания, коммуникативные.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в группах:

Составление проекта «Вестник весны»

1 группа - восстановление стихотворения

2 группа – оставление заклички

3группа – восстановление загадки

4 группа – составление приметы

5 группа – составление скороговорки

Работа в группах:

Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней!

В чистом поле – домик твой,

В ясном небе – песня!

Уж вы пташечки, жавороночки,

Прилетайте к нам,

Весну красную, весну ясную

Принесите нам.

Хочет - прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

И поёт, поёт, поёт

Жаворонок летит к теплу.

Жаворонок в жару кружит над жнивьём.

Регулятивные: контроль и коррекция,

коммуникативные – управление поведением партнера.

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

Обобщение

Что делали на уроке?

Что вам понравилось?

Какие сделали выводы?

Рефлексия

На партах у вас рисунки жаворонков.

Если вы работали уверенно и не допускали ошибок – жаворонок взлетел к солнцу, если возникли трудности – посредине, если трудно – только начал взлетать (показ карточек).

Отвечают на вопросы

Осуществление самооценки (дети показывают карточки)

Коммуникативные:

умение аргументировать своё предложение, находить общее решение

Познавательные: рефлексия, личностные:

Смыслообразование.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Тема : Произведения о родной природе. Г. А. Скребицкий «Жаворонок»

Цель урока : Формирование умения работать с текстом произведения.

Задачи урока :

    Анализировать произведение;

    Учить применять полученные знания;

    Обогащать речь выразительными средствами языка;

    Воспитывать бережное отношение к природе

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Над какой темой мы работаем? (Весна, весна красная…)

Что происходит с природой весной? (просыпается)

2.Мотивация.

Считается, что вестниками весны являются птицы.

1. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица …(грач)

2. Между веток новый дом,

Нет двери в доме том.

Только круглое окошко -

Не пролезет даже кошка. (скворец)

3. Белокрылая птица

Над морем летает,

Рыбу увидит -

Клювом хватает. (чайка)

Проверка с доской.

Что общего у этих птиц? (перелётные, прилетают с появлением корма)

3. Подготовка к восприятию произведения.

Отгадайте загадку об ещё одной перелётной птице. Напишите отгадку в оценочном листе.

Я над полем, над болотом

Начинаю рано петь.

И люблю я вертолётом

В синем воздухе висеть. (жаворонок)

Что вы знаете об этой птице?

Жаворонки прилетают очень рано – как только возникают проталины. Жаворонки ищут еду на земле, могут разыскивать ещё не вылезших после зимовки насекомых и их личинок. Гнездо у жаворонка на земле. Пищу птицы также находят на земле. Птенцов десять дней выкармливают в гнезде и столько же вне гнезда. Когда птенцы подрастут, жаворонки приступают ко второй кладке.

- Как вы думаете, кому будет посвящено новое произведение?

(стр. учебника 116). Георгий Алексеевич Скребицкий «Жаворонок».

Как называется новое произведение? Совпали наши предположения?

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 117 - Что мы узнаем о жаворонке? Что ещё можем узнать, поработав с этим произведением?

    Узнаем новое о жаворонке;

    Основная мысль произведения;

4. Первичное восприятие учащимися нового материала.

(чтение текста учителем, используя приём изучающего чтения)

1 абзац объясняю слово пригорок – небольшая возвышенность.

2 абзац - Почему не умчалась вдаль? Проверим?

3 абзац затрепетала - замахала быстро – быстро.

Что значит полилась? Послушаем? (фонограмма песни полевого жаворонка)

4 абзац чтение под звучание песни.

5 абзац трущобам – непроходимые места

6 абзац лютого – значит очень холодного

Как вы думаете, а кто полез из своих норок, щёлок и трещинок?

Зачем они выбрались наружу? (погреться)

7 абзац – Почему медведь, услышав жаворонка, не вылез наружу?

8 абзац – О чём думали животные? (уже не страшен холод)

9 абзац

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Первичная проверка понимания.

Совпали наши предположения, о ком будет это произведение?

Что нового узнали об этой птице?

- Напишите в оценочном листе;

Какой жанр этого произведения? (рассказ)

На какую тему это произведение? (природа) Проверим.

6. Анализ при повторном чтении. (отношение автора к природе и к жаворонку)

1 абзац (читают дети)

Какой месяц? (март)

- Белый наряд зимы - это что? (снег)

2 абзац, 3,4 и 5 абзац

Как появился жаворонок? (вдруг, неожиданно).

А почему неожиданно? (серая птичка, невзрачная, небольшая).

Как она взлетала (медленно, затрепетала крылышками, значит маленькая птичка).

Какая песня у жаворонка? (радостная, потому - что стало тепло, звенящая - звонкая, далеко её слышно).

Что слышалось в этой песне? (журчание хлопотливого ручейка, тихий звон капели, светлое, радостное, что не передать словами).

9 абзац Прочитайте последний абзац (сам – но)

Почему звёздочкой? Почему золотая и дрожащая?

7. Первичное закрепление.

Какие задачи урока мы ещё не выполнили?

1) Не узнали основную мысль произведения.

1) Составляем кластер. (дети в группах отвечают на вопросы по тексту и записывают их на лучиках)

1. Опишите внешний вид жаворонка (цвет и размер)

Жаворонок – это …небольшая серая птичка.

2. Как летает?

Она …взлетела, но не умчалась вдаль. Она …затрепетала крылышками и стала медленно подниматься ввысь.

3. Какая песня у жаворонка?

Песня у жаворонка … радостная, звенящая.

4. Что слышалось в песне жаворонка?

В этой песне слышался и …(тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка и светлое, радостное)

И теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а …(золотой звёздочкой, дрожащей в небе).

2) Составляем модель обложки. (6 группа)

7. Рефлексия.

Считаем плюсики в диагностическом листе.

Продолжите фразы: «Сегодня на уроке я узнала…»,

«На уроке мне было…»

8. Домашнее задание.

Задания на выбор – 1. выучи наизусть 1 абзац.

2. нарисуй жаворонка или иллюстрацию к произведению.

1. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперёд по пашне вскачь,

чайка

Зовётся птица … .

2. Между веток новый дом,

Нет двери в доме том.

Только круглое окошко -

грач

Не пролезет даже кошка.

3.

Соедини стрелками загадку и отгадку.

скворец

. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица … .

чайка

.Между веток новый дом,

Нет двери в доме том.

Только круглое окошко -

грач

Не пролезет даже кошка.

3. Белокрылая птица над морем летает,

Рыбу увидит - клювом хватает.

Материал для работы в группах.

В этой песне слышался и __________________________________________________________________________________________________________________

Она _________________________________________________________________________________________________________________

Она _____________________________________________________________________________________________________________________

Песня у жаворонка _________________________________________________________________________________________________________

Оценочный лист

Жанр произведения

Тема произведения

Основная мысль произведения

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Основные задачи:

  • Выявление круга начитанности учащихся, закрепление литературоведческих понятий художественных произведений, формирование читательских умений.
  • Развитие навыка чтения, развитие речи, развитие уровня владения определенной системой навыков и умений работать с книгой, обогащение речи выразительными средствами языка.
  • Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения творческой деятельности.

Оборудование урока:

  • Модель обложки, заместители жанров.
  • Выставка книг о весне.
  • Книги-самоделки.
  • Карточки для индивидуального чтения.
  • Музыкальное оформление.
  • Пиктограммы.
  • Жетоны для отвечающих.

Оформление доски:

  • Тема урока.
  • Эпиграф.
  • Модели обложек (маленькие).
  • Рубрика “С днем рождения!”
  • Модель рассказа Г. Скребицкого “Жаворонок” (заместители жанров)

I. Всесторонняя проверка знаний

– В начале урока совершим путешествие в мир литературы и перелистаем страницы известных произведений.

Страница 1.

– Узнайте произведение по прочитанному отрывку.

  • “Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. (А. Чехов “Весной”)
  • “Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?” (Г. Скребицкий “Весна – художник”)
  • “Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал: Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь?” (Н. Сладков “Проталина”)

Страница 2.

А сейчас назовите героев произведения. (Диалог по ролям.)

– Дружище, что с тобой? Да на тебе лица нет! Осунулся и почернел!
– Плохи дела, – испаряюсь… (Снег и Ветер)

Страница 3.

– Подумайте…

Какие произведения соответствуют данным моделям?

(Дети называют произведения, соответствующие данным моделям.)

– Что объединяет данные произведения?

Ответы учащихся:

– Эти произведения о природе, о весне.

– А как называет А.С.Пушкин это время года в стихотворении “Гонимы вешними лучами”?

Ответы учащихся:

– Пушкин называет весну – утром года.

– Как называется данный прием в литературе?

Ответы учащихся.

II. Знакомство с новым произведением

– А сейчас приоткроем дверь в мир музыки, литературы и искусства (звучит музыкальный отрывок Чайковского “Песня жаворонка”).

– Покажите свои чувства в движении.

– Покажите с помощью пиктограмм настроение, которое вызвал у вас этот музыкальный отрывок.

– Попробуем пронести это светлое жизнерадостное настроение через весь урок. Ведь эпиграфом к сегодняшнему разговору являются строки Баратынского, прочитаем их хором:

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон…

– А тема урока звучит так: Весна в литературе, музыке и искусстве. Георгий Скребицкий “Жаворонок”.

– А теперь сравните музыку и следующие строки.

(Учитель читает текст.)

III. Определение жанра и темы произведения

– Понравилось ли вам это произведение?

– Что вы услышали?

– Подходит ли данная модель к прослушанному произведению?

(Учитель ставит проблему, которую дети должны решить и доказать.) Почему не подходит?

– Помогите заполнить таблицу-схему:

Произведения о природе

– Скребицкий
– Пришвин
– Ушинский
– Сладков
– Жуковский
– Пушкин
– Тютчев

– Спасибо!

IV. Работа с текстом

  • 1 абзац. Как описывает автор восход?
  • 2 абзац. Прочитайте, как появляется жаворонок?
  • Последний абзац. С чем Скребицкий сравнивает жаворонка?

V. Работа в тетради по литературному чтению под руководством учителя.

VI. Литературно-творческая работа

Учитель: Закройте на мгновение глаза… (Звучит музыка) . Представьте чистое, ясное небо. Легкие облака. Из-за дальнего леса медленно поднимается солнце, освещая поля, леса и пригорки розовым цветом. Вдруг с одного из таких пригорков взлетает небольшая серенькая птичка и оттуда, с голубой высоты льется на землю радостная, звенящая песня. Прислушайтесь… Тихий звон капель, журчание хлопотливого ручейка и еще что-то такое светлое… Представили?
Я не буду спрашивать. Пусть это будет тайной, которая позже откроется для всех.

(Дети начинают рисовать иллюстрации к данному произведению.)

Показ удачных работ. Когда дети заканчивают иллюстрировать, учитель просит их: “Подойдите ко мне! Модель обложки готова!”

– С каким произведением познакомились?

– Кто написал его?

– Какие еще произведения Скребицкого вы помните?

– О чем пишет Скребицкий?

– Назовите писателей, поэтов, которые пишут о природе? Поприветствуем модель книги. С днем рождения, очередная самоделка!

VII. Работа по группам

Проверка творческого домашнего задания.

Театрализованное представление.

1 группа. Инсценировка отрывка произведения М.Горького “Воробьишко”.

Воробьишко: Что такое мир и годится ли он для меня? А зачем деревья качаются?
(Человек проходит мимо).
Воробьишко: Ой! Ой! Чисто крылья ему оборвала кошка, одни косточки остались…
Мама-воробьиха: Это человек, они все бескрылые.
Воробьишко: Чушь! Все должны иметь крылья!

2 группа. Самоделки.

Дети выходят к доске с самоделками в руках. Их номер объявляется так: "Под парусом весны весенние этюды". Дети читают собственные мысли, называя произведение (заглавие, автора).

Например: “Проталинки – это островки новой жизни…” Николай Сладков, “Проталина”.
Или
“Цветок идущий к нам по снегу, – Простой цветок,
Но сколько он несет.” Э. Шим “Чем пахнет весна”.

3 группа. Произведение фольклора.

Дети в русских народных костюмах выступают с собственным произведением.

Ходи хоровод
В честь веселой, именитой
Нашей матушки – Весны,

Закличка “Веснянка”

Приходи весна, весна красная,
Приходи Весна, весна с радостью!
Ой-люли-люли, приходи!
Солнце ясное взойди,
Тысячу людей освети.
Неудачу – в XXI век – не пусти!
Ой – люли, не пусти!

VIII Домашнее задание

Задание по уровням.

  • Выразительное чтение рассказа (слабый уровень) .
  • Наизусть – понравившийся отрывок (сильный уровень) .

VIII Итог урока

– Урок подошел к концу. Мы постарались раскрыть тему весны в литературе, музыке и искусстве. Пусть каждый унесет с собой чистоту лазури, теплые лучи апрельского солнца и мартовскую песнь заливистого жаворонка.

Всех присутствующих угощаем печеньем “Жаворонки”.