Требования к открытому уроку в музыкальной школе. Анализ урока в детской музыкальной школе

Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-7 лет в музыкальной школе, что изучают и каких результатов достигают.

Основным предметом в такой школе является специальность – это индивидуальный урок игры на каком-либо инструменте (фортепиано, скрипка, флейта и т.д.). В специальном классе учащиеся получают большую часть практических навыков – владение инструментом, техническую оснастку, уверенное чтение нот. В соответствии с учебным планом уроки специальности дети посещают на протяжении всего срока обучения в школе, недельная нагрузка по предмету составляет в среднем два часа.

Следующим очень важным предметом всего учебного цикла является сольфеджио – занятия, целью которых является целенаправленное и всестороннее развитие музыкального слуха через пение, дирижирование, игру и слуховой анализ. Сольфеджио – исключительно полезный и эффективный предмет, помогает в музыкальном развитии многим детям. В рамках данной дисциплины дети также получают большую часть сведений по музыкальной теории. К сожалению, предмет сольфеджио нравится далеко не каждому. Урок назначается один раз в неделю и длится один академический час.

Музыкальная литература – предмет, который появляется в расписании старшеклассников и изучается в музыкальной школе четыре года. Предмет расширяет кругозор учащихся и их знания о музыке и искусстве в целом. Проходятся биографии композиторов и их основные сочинения (слушаются и подробно разбираются в классе). За четыре года учащиеся успевают познакомиться с основной проблематикой предмета, изучить многие стили, жанры и формы музыки. По году отводится на знакомство с классической музыкой России и зарубежья, а также на знакомство с современной музыкой.

Сольфеджио и музыкальная литература являются групповыми предметами, обычно группу составляют не более 8-10 учеников одного класса. Групповыми уроками, на которые собираются еще больше детей являются хор и оркестр. Эти предметы, как правило, дети любят более всего, там они активно общаются друг с другом и получают удовольствие от совместной игры. В оркестре ребята часто осваивают какой-нибудь дополнительный, второй инструмент (по преимуществу из ударной и струнно-щипковой группы). На занятиях по хору практикуются веселые игры (в виде распевок и вокальных упражнений), пение по голосам. И в оркестре, и в хоре учащиеся учатся совместной, «командной» работе, внимательно друг друга слушают и взаимно помогают.

Кроме названных основных предметов, в музыкальных школах иногда вводятся и другие дополнительные предметы, например, дополнительный инструмент (по выбору учащегося), ансамбль, аккомпанемент, дирижирование, композиция (сочинение и запись музыки) и прочие.

Что же в результате? А в результате вот что: за годы обучения дети получают колоссальный музыкальный опыт. Они на достаточно высоком уровне владеют одним из музыкальных инструментов, могут играть еще на одном-двух других инструментах, чисто интонируют (играют без фальшивых нот, хорошо поют). Кроме того, в музыкальной школе дети получают огромную интеллектуальную базу, становятся более эрудированными, развивают математические способности. Публичные выступления на концертах и конкурсах раскрепощают личность, закаляют его волю, мотивируют к успеху и помогают творческой реализации. Наконец, они получают бесценный опыт общения, находят себе надежных друзей и научаются трудолюбию.

Открытый урок по специальности «Фортепиано» в третьем классе школы искусств

Тема:
Седова Вера Олеговна
Описание. Предлагаю урок с обучающимся третьего класса школы искусств по преодолению затруднений в произведениях технического плана. Материал может быть полезен начинающим преподавателям по специальности «Фортепиано» школ искусств, музыкальным руководителям кружков по фортепиано и всем, кто хочет улучшить качество своей игры на музыкальном инструменте.
Предмет: "Фортепиано", музыкальный инструмент вокального отделения
Класс: третий
Тип занятия:
Форма урока: индивидуальная
Цель урока.
Задачи урока:


образовательные:



развивающие:

2) развивать игровые навыки;


5) развивать чувство ритма;


воспитательные:





Оборудование: инструмент фортепиано, подставки на стул и под ноги, стулья по числу присутствующих в классе
Ноты музыкальных произведений
Упражнения Шарля Ганона (№№ 1,3,5,6);
Гаммы, арпеджио, аккорды (C - dur, a - moll);
Карл Черни, этюд №2 ор 821;
Владимир Коровицын, «Куклы сеньора Карабаса» (ансамбль).
Ожидаемый результат. Обучающийся познакомится с приёмами и методами, помогающими в преодолении технических трудностей.
План урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи - 1мин.
2. Основная часть урока - 35 мин.
а) Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса - 2 мин.
б) Проверка качества выполнения домашнего задания - 5 мин.
в) Игра упражнений и гамм - 8 мин.
г) Работа над музыкальными произведениями - 20 мин.
3. Закрепление материала - 5 мин.
4. Заключительная часть
Оценка.
Домашнее задание - 3 мин.
Рефлексия. Подведение итогов - 1 мин.
Приёмы и методы работы на уроке:
- словесный (беседа, объяснение),
- практический,
- творческий,
- репродуктивный,
- игровой метод,
- метод наблюдения,

- метод анализа и синтеза.
Ход урока
1. Организационный этап

Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
2. Основная часть урока
Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса (упражнения «Качели», «Мельница», «Самолёт», «Яблочко», «Арлекин», «Иди ко мне», вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя)

Приём работы: объяснительно - показательный.
Проверка качества выполнения домашнего задания
Обучающийся показывает преподавателю выполнение домашнего задания:
1) играет упражнения Ш. Ганона, стараясь выполнить поставленные преподавателем задачи: собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения бегут в удобном темпе (максимальном для обучающегося);
2) показ обучающимся гамм C - dur, a - moll: темп и все условия сохраняются, как в упражнениях Ш. Ганона, гибкая рука в коротких арпеджио, аккорды торжественные, праздничные, хроматическая гамма стремительная, пальцы в ней располагаются близко друг к другу, высота подъёма пальцев малая.
Методы и приемы работы:
- метод контроля за исполнением упражнений и гамм,
- предложение преподавателя отработать приём игры упражнений на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков в поступательном движении,
- анализ проведённой работы,

- похвала за моменты достойного исполнения программы.
Игра гамм
При игре гамм важно обратить внимание обучающегося на аккуратное подкладывание первого пальца: правильный разворот руки, её собранность, округлость, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики пальцев острые, чуткие. При игре арпеджио важна правильно выученная аппликатура. При тщательной работе в первом и втором классах, при систематическом закреплении навыка игры гамм и упражнений навык уверенного исполнения сохраняется. В противном случае он забывается. Пальцы собираются в направлении движения. При игре аккордов пальцы упругие, рука стремительна в воспроизведении аккордов. Работает вся рука и корпус. Задача - исполнить аккорды празднично, не суетливо, с достоинством.
Методы и приемы работы: те же, что и в упражнениях.
Работа над этюдом
Исполнение в классе, как на сцене. Анализ и самоанализ исполнения, ремарки преподавателя.
Методы и приёмы работы: игра по крышке инструмента крепкими пальцами в медленном темпе. Мышцы пальцев при этом активно работают (пальцы активно работают подушечками, они сильные, как клюв птицы).
Если есть ритмические неровности (например: а) в начале каждого такта опаздывание левой руки на слабую шестнадцатую долю, причина - непонимание обучающимся длины временнОго звучания шестнадцатой;
б) взятие интервалов правой рукой без активного и смелого звука, причина - слабость крайних пальцев руки, неправильное распределение нагрузки на пальцы, непонимание звукоизвлечения интервалов и аккордов; в) неровность в гаммах, причина - отсутствует работа по укреплению пальцев на крышке инструмента, работа в медленном темпе игнорируется при самостоятельной работе дома), то важно недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов исполнения.
Работа над пьесой
Прежде, чем исполнить пьесу в ансамбле, необходимо выучить нотный текст. Приёмы работы: работа над музыкальными фрагментами, игра каждой рукой отдельно (выявление причин остановок и разных темпов в руках), приём многократных повторений с наименьшими затратами движений корпуса, рук, пальцев. Обучающийся при такой работе находит удобные для исполнения движения рук и корпуса, индивидуальную аппликатуру, запоминает их. Здесь важен иллюстрационный показ преподавателя техники и приёмов игры с тем, чтобы обучающийся опробовал их на практике, находил свои позиции в игре, включал мышление и внимание как внешнее, так и внутреннее. Темп может быть умеренно - средний, но штрихи, динамика, фразировка, дыхание фраз обучающийся должен отработать в самостоятельных домашних занятиях.
Если отработаны отдельные фразы, фрагменты, проучены связки во фразах и частях произведения, можно аккуратно собрать всё произведение, проиграв его целиком в среднем темпе с преподавателем в ансамбле, выявив, таким образом, слабые места в тексте. В результате анализа обучающийся сам может сформулировать для себя домашнее задание, а также рассказать преподавателю о приемах и методах работы над данным произведением дома.
Методы и приёмы работы в ансамбле:
- метод контроля за исполнением,
- предложение преподавателя отработать приём игры staccato на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков,
- анализ проведённой работы,
- полезная самокритика и критика исполнения,
- похвала за достойные моменты исполнения пьесы.
Все недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, важно устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов воспроизведения.
Домашнее задание
1. Новое упражнение Ш. Ганона(№3) отработать на крышке инструмента в медленном темпе. Игра на инструменте в умеренном темпе. Знания о работе над упражнениями у обучающегося имеются из собственного опыта работы. Продолжать работу над уже выученными упражнениями.
2. Этюд. Отработать гаммы, интервалы, моменты совпадения рук, синхронность исполнения гамм в конце этюда, взятие кульминационного аккорда. Продолжать работу над этюдами К. Черни №№4, 10 ор 821.
3. Пьеса. Отработать прием staccato, особенно в синхронном звучании рук, проанализировать характер всех частей по динамике, штрихам, создать образ каждой части. Проучить ещё раз все связки между фразами и частями, вставить их в единое целое, закреплять ежедневно до получения ожидаемого результата.
Заключительная часть
Рефлексия
Беседа с обучающимся, что понравилось на уроке, почему. Что он хотел бы исправить. Что нового можно привнести в урок.
Методическая литература
1. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М.:1993
2. Корыхалова Н. «Играем гаммы» - М.: «Музыка» 1995
3. Щапов А.П. «Фортепианная педагогика» - М.: 1991
Нотная литература
1. Коровицын В. - Детский альбом для фортепиано, изд. «Феникс»2008
2. К Черни. 160 восьмитактовых упражнений, опус 821
3. Ш. Ганон. Пианист - виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также легкости запястья, изд. «Композитор», Санкт - Петербург, 2002

Самоанализ открытого урока по предмету «Фортепиано», музыкальный инструмент вокального отделения МБУДО ДДШИ, отделение в г. Дмитров преподавателя Седовой Веры Олеговны с обучающимся третьего класса

Характеристика на обучающегося
Обучающийся третьего класса девяти лет по предмету «Фортепиано», музыкальный инструмент вокального отделения. На момент проведения урока имеет хороший музыкальный слух и память. Чувство ритма недостаточно развито. Эмоционально отзывается на все проявления музыкального развития. Хорошо принимает критику, видит свои ошибки и не боится критиковать своё исполнение. Есть успехи в обучении. Доброжелателен и коммуникабелен. К занятиям музыкой относится недостаточно серьезно, но за инструментом работает результативно, есть отдача. Старается хорошо разбирать нотный текст, систематически учится читать с листа, внимательно подбирает по слуху знакомые произведения. На концертных площадках не справляется с волнением, так как из - за недостаточной работы дома сценические произведения не доделаны. Правильное отношение к звукоизвлечению ещё не сформировано, приём staccato мало отработан в практических занятиях. Руки недостаточно свободны и организованы в игре на инструменте.
Обучающийся может результативно работать на уроке и дома.
Тема: «Работа над произведениями технического плана в школе искусств»
Форма урока: индивидуальная
Тип занятия: урок - отработка технических навыков в упражнениях, гаммах и произведениях технического плана
Цель урока. Обучение ученика самостоятельности в анализе разучиваемого музыкального произведения с тем, чтобы устранить проблемы технического плана.
Задачи урока:
1) познакомить обучающегося с техническими приёмами и отработать их в конкретных произведениях;
2) воспитывать в обучающемся волю для достижения положительных результатов в труде;
образовательные:
1) расширить музыкальный кругозор обучающегося;
2) искать рациональные приемы игры на фортепиано;
3) учить грамотно прочитывать структуру нотного текста;
развивающие:
1) развивать образное мышление;
2) развивать игровые навыки;
3) совершенствовать навык игры по нотам;
4) развивать мелодический, гармонический, звуковысотный слух;
5) развивать чувство ритма;
6) развивать инициативу в творчестве;
7) развивать самостоятельность в работе;
воспитательные:
1) воспитывать интерес к предмету и инструменту;
2) воспитывать понимание и уважение к музыке разных жанров;
3) воспитывать ответственность за результаты своего труда;
4) воспитывать контроль за своими действиями;
5) воспитывать культуру поведения за инструментом.
Этапы урока
1. Организационный этап

На этом этапе преподаватель поприветствовал присутствующих и осветил тему и цель занятия, обосновал выбранную тему, аргументировал её актуальность, а именно: данная тема направлена на всестороннее развитие способностей ребёнка, пошаговое раскрытие его возможностей, обучение технике работы с нотным текстом, пробуждение интереса к самостоятельным занятиям за инструментом.
2. Основной этап
Преподаватель использовал следующие методы обучения:
- словесный,
- практический,
- творческий,
- репродуктивный,
- игровой метод,
- метод наблюдения,
- метод самостоятельной работы,
- метод анализа и синтеза.
Гимнастика - непременный атрибут урока на любом отделении школы искусств - на освобождение тела обучающегося от зажимов в шее, кистях и пальцах, в плечевых и локтевых суставах, в корпусе (упражнения «Качели», «Мельница», «Самолёт», «Яблочко», «Арлекин», «Иди ко мне», вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя).
Гимнастика развивает активность пальцев, освобождает лучезапястный, локтевой и плечевой суставы, шею, корпус тела.
Игра упражнений (Ш. Ганон №№1, 3, 5, 6)
Правильная организовать игровые движения - важная задача, стоящая перед преподавателем на всех этапах обучения. От постановки рук, которая продолжается на всём протяжении первой ступени обучения в школе искусств, зависит успех дальнейшего обучения. Зажатыми руками и корпусом тела невозможно свободное самовыражение.
Игра гамм (C - dur, a - moll)
Важным элементом исполнения гамм, аккордов и арпеджио является правильное представление схем (построение, аппликатура) и систематическая отработка навыка исполнения с непременным вниманием к созданию удобства при позиционной смене рук и синхронному звучанию обеих рук. Уделялось внимание также темпу, наиболее оптимальному для возможностей конкретного обучающегося.
Работа над этюдом К. Черни №2 ор 821
Перед обучающимся ставились практические задачи: следить за координацией рук, активно, но без лишних движений артикулировать пальцами, освобождать кисти рук и "прислушиваться" к движениям в суставах, активно брать правой рукой интервалы, синхронизировать работу обеих рук. Обучающийся старался справляться с задачами, работал осознанно и результативно.
Работа над ансамблевой пьесой В. Коровицына « Куклы сеньора Карабаса»
Краткий анализ нотного текста. Перед исполнением пьесы с обучающимся была проведена беседа о ритмических и штриховых особенностях произведения, обусловленных его программным значением.
3.Заключительный этап
Рефлексия. Подведение итогов
Оценивание работы обучающегося.
Проанализировав положительные результаты и недочёты урока, преподаватель поставил обучающемуся оценку "хорошо".
Работа преподавателя и обучающегося оценена положительно.
Домашнее задание дано с учётом совершенствования работы над упражнениями, этюдами и программным произведением.
Вывод. На протяжении всего занятия преподавателем поддерживался интерес обучающегося к изучаемой теме. Прослеживалась взаимосвязь этапов обучения. Обучающийся был внимательным, активным, любознательным. Задачи урока выполнялись творчески. Урок достиг поставленной цели.

Урок специальности в музыкальной школе – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, т.к. это индивидуальное занятие учителя с учеником, целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора и, как следствие, – повышение интеллекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская музыкальная школа №3 г. Волжского

Методический доклад

« »

подготовила

преподаватель

Близнюк Елена Владимировна

г. Волжский

2015

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФОРТЕПИАННОГО УРОКА

Различные формы проведения урока. Последовательность работы с учеником.

Урок является основной формой организации учебной и воспитательной работы и представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения, воспитательного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, формирование умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога.

Урок специальности в музыкальной школе – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, т.к. это индивидуальное занятие учителя с учеником, целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора и, как следствие, – повышение интеллекта.

Формы проведения урока крайне разнообразны. Во многом они определяются индивидуальностью педагога – его методическими воззрениями, вкусами, привычками.

Виды уроков . В школах применяются следующие виды уроков: теоретическое занятие, практическое занятие, самостоятельная работа, лекция, беседа, семинар, экскурсия, концерт, киноурок, конференция, коллективный анализ, контрольные уроки. Чем больше вариантов из этого разнообразия будет применять педагог – музыкант на уроках специальности, тем дольше будет поддерживаться интерес ученика к инструменту.

Типы уроков. Любой урок должен быть посвящен выполнению какой-либо задачи. В зависимости от постановки этих задач, уроки можно разделить на следующие типы:

Урок, посвященный изучение нового материала,

урок – исправление ошибок,

урок – закрепление пройденного,

комбинированный урок.

Последний тип - наиболее подходящий для музыкальной школы.

С чего целесообразнее начать урок – с упражнения, этюдов или художественного репертуара, а если с произведений, то какого жанра? Обычно вначале полезно поработать над тем, что особенно важно на данном этапе и что может занять относительно больше времени. Если нужно пройти большой репертуар, целесообразно на одном уроке детально заняться частью произведений, а на следующем остальными. Чтению нот и игре гамм лучше уделить время где-нибудь в середине урока, чтобы освежить внимание ученика.

Проведение урока

Структура урока. Структура урока (организация учебной работы) имеет принципиальное значение, поскольку в значительной степени определяет эффективность обучения, его результативность.

Разумеется, единого рецепта тут нет и быть не может. Содержание урока и его структура зависят от многих факторов. От цели фортепианного обучения - профессионально ориентированного или проводимого в рамках общемузыкального образования. От того, является фортепиано специальным или дополнительным инструментом.

Наполнение урока, его форма и протекание определяются также индивидуальной манерой педагога. При этом последний по-разному занимается не только с разными учениками. Приемы и методы работы, средства дидактического воздействия не остаются неизменными и при занятиях с одним и тем же учеником. Здесь имеют значение возраст учащегося, степень его подготовленности, его личные качества - талантлив он или малоспособен, старателен или ленив.

Организация урока зависит еще от многих моментов: кому он дается - хорошо знакомому ученику или новичку, когда проводится - в начале полугодия или, скажем, ближе к отчетному выступлению, над каким репертуаром идет работа.

Да и помимо всех этих различий свести к определенной матрице живую, порой непредсказуемую, свободно ткущуюся материю урока действительно невозможно. И все же в каждом уроке есть стабильные компоненты, применяются отработанные приемы, прошедшие проверку в деятельности многих поколений педагогов-пианистов.

Типовая структура урока:

Проверка домашнего задания (выяснение недостатков, подведение итогов предыдущей работы),

Продолжение работы (устранение недостатков с помощью уже известных либо новых приемов или подходов),

Подведение итогов работы (оценка готовности ученика к уроку и его активности на уроке), запись домашнего задания.

Проверка задания.

Каким образом следует осуществлять проверку домашнего задания?

Многократно и вполне справедливо в литературе осуждался метод так называемых «попутных поправок», при котором педагог, прослушивая ученика, начинает его прерывать и делать указания. Как правило, надо прослушивать до конца все, что ученик принес на урок. Ученик, психологически настраиваясь на то, что необходимо играть без остановки, привыкает концентрировать все свои силы на этой задаче и тем воспитывает в себе важные исполнительские качества. Слушая ученика, необходимо хорошо запомнить все особенности его игры и указать на ее достоинства и недостатки. Умение слушать - необходимый компонент техники педагогической работы, признак и педагогического таланта, и мастерства. Внимательно слушая ученика, педагог производит экспресс-анализ его игры. Сравнивая ее с тем, что тот демонстрировал на предыдущих уроках, педагог определяет, насколько ученик продвинулся в овладении произведением, каковы перспективы «созревания» вещи. Слушая, надо успеть заметить, обобщить и систематизировать недостатки, установить причину неудач, продумать, как помочь ученику, и в случае необходимости еще раз подкорректировать намеченный план действий.

Оценивая игру ученика, нельзя превращаться в регистратора недостатков, отмечая одни лишь погрешности и ошибки. Надо уметь услышать и достоинства ученического исполнения, уловить в несовершенной еще передаче его собственный замысел и помочь его воплотить.

Не следует слишком загружать внимание ученика множеством замечаний. Опытный педагог обращает, прежде всего, внимание ученика на самое главное - на общий характер исполнения, на важнейшие детали, на грубые ошибки. На уроке используются различные методы, помогающие ученику понять характер исполняемой музыки и добиться нужных результатов. Чаще всего - это проигрывание педагогом сочинения целиком или отрывками и словесные пояснения.

Исполнение педагогом произведения.

Проигрывать произведения важно потому, что содержание любого, даже самого простого, произведения нельзя во всей полноте передать словами или каким-либо другим способом. Необходимо, однако, сразу же отметить, что исполнение педагогом в классе изучаемых сочинений отнюдь не всегда полезно. Слишком частое исполнение или обязательное проигрывание каждой новой пьесы может затормозить развитие инициативы ученика. На вопрос, как надо играть в классе, можно в общей форме ответить - возможно, лучше. Хорошее исполнение обогатит ученика яркими художественными впечатлениями и послужит стимулом для его дальнейшей самостоятельной работы. Гораздо чаще исполнение педагога находится на недостаточно высоком уровне. Некоторые учителя позволяют себе не готовиться к занятиям, по-видимому, полагая, что их авторитет дает им право показывать «в общих чертах», с большим количеством погрешностей или ограничиваться исполнением отдельных несложных отрывков. Как ни странно, некоторые педагоги считают возможным, сидя рядом с учеником, «показывать» ему те или иные фразы совсем не в том регистре, а главное, не обращая внимания на качество звука. В некоторых случаях педагоги сознательно показывают отдельные места, нарочито утрируя недостатки ученического исполнения с тем, чтобы сделать их более рельефными. Такой метод работы может принести известную пользу, однако применять его часто не следует. Исполнять сочинения целиком полезно в начальной стадии его изучения, чтобы заинтересовать ученика. Исполнение произведения перед началом работы имеет место преимущественно в детской школе и притом в младших классах. Это часто приносит большую пользу, так как ребенку иногда трудно самостоятельно разобраться в некоторых сочинениях. С первых же шагов обучения надо давать ученикам систематические задания по самостоятельному ознакомлению с произведением, чтобы развивать их инициативу.

Словесные пояснения и другие формы работы с учеником.

Второй путь раскрытия содержания - словесные пояснения. Педагог должен уметь говорить о музыке, притом возможно образнее, поэтичнее, увлекательнее. Словесные пояснения и образные сравнения только тогда достигают цели, когда они близки и понятны ученику. При работе с подвинутыми учениками обычно целесообразнее использовать отдельные образные сравнения, касающиеся характера звука, различных деталей или концепции целого. При работе с учениками важно касаться вопросов стиля композитора. Подвинутых учащихся следует знакомить с материалами, раскрывающими художественные воззрения автора, эпоху, в которую было создано сочинение. Раскрывая во время работы над каким-либо произведением наиболее существенные черты творчества композитора, педагог помогает ученику впоследствии решать аналогичные задачи и в других произведениях того же автора.

Нужно помнить, что урок – не монолог педагога. Будь он трижды златоустом, умей говорить убедительно, доходчиво и ярко, его речи не принесут желаемой пользы, если ответом будет молчание ученика. Разговорить ученика надо не только для обратной с ним связи. Урок должен быть диалогом. Конечно, диалог между учителем и учеником постоянно ведётся на языке музыки, но «разговора» двух роялей недостаточно, нужен ещё обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу и в связи с изучаемыми произведениями.

Умение говорить о музыке помогает постичь её непростой язык. Натан Перельман замечает: «Одно лишь верно найденное слово-экстракт способно, растворившись, придать желательный характер исполняемому, например: тревожно, ликуя, печально, торжествуя, застенчиво, гордо и т. д.» Антон Рубинштейн, по воспоминаниям И.Гофмана, любил требовать от учеников, чтобы те умели обозначить характер пьесы, и не одним-двумя, а целым рядом словесных определений.

Меткое слово способно выразить и сущность технического приёма, передать характер движения, навести на нужные мышечные ощущения. Вспомним выражения « палец прорастает сквозь клавишу», «играть как по тесту», «проколоть клавишу пальцем» и т.д. Идущий от удачно найденного выражения посыл даёт подчас больше, чем показ за инструментом.

Наряду с исполнением некоторые педагоги прибегают и к другим способом раскрытия содержания произведения, например, к эмоциональному воздействию на ученика с помощью «дирижирования». Значение этого метода работы в том, что он дает возможность педагогу непосредственно влиять на ученика во время исполнения.

Задание и отметка.

Последний компонент урока - формулирование нового задания, обеспечение домашней, самостоятельной работы ученика. Это едва ли не важнейшая часть занятия, в которой сходятся нити от всего, чем был заполнен урок. Если педагог внимательно слушал игру ученика, когда тот демонстрировал ему результат своих стараний, если он сумел определить главное направление в работе над программой и умело ввел новый материал - объяснить, что надо делать дома, не составит особого труда. Задание должно быть посильным, понятным и интересным для ученика.

Надо быть уверенным, что ученик ясно себе представляет не только объем материала, который надлежит выучить, но и характер работы над ним. С этой целью, а также для закрепления в памяти ребенка наиболее существенного из того, что ему было сказано, полезно в конце урока задать соответствующие вопросы. Той же цели служат записи в дневниках. Некоторые педагоги при работе с малышами пишут крупными печатными буквами, чтобы ребенок сам мог прочесть задание; это приучает с первых шагов к большей самостоятельности и способствует повышению качества домашней работы.

Учитывая большое воспитательное значение отметок, педагог должен быть вполне уверен, что ученик понимает, почему получил тот или иной балл.

Список литературы

  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 2-е, доп., М.: Музыка, 1971.
  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.
  3. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Изд. 2-е, доп., Л.: Сов. композитор, 1979.
  4. Бунин В.В. Педагогика С.Е. Фейнберга. М.: Музыка, 2000.
  5. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1978.
  6. Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением. – 4-е изд., доп., М.: Музыка, 1981.
  7. Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. М., Искусство, 1938.
  8. Коган Г.М. У врат мастерства: Психологические предпосылки успешности пианистической работы. М.: Сов. композитор, 1961.
  9. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика, – Ростов-на-Дону, 2002.
  10. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988.
  11. Милич Б.Е. Воспитание ученика – пианиста. М.: Кифара, 2002.
  12. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 2-е, – М., Музгиз,1961.
  13. Перельман Н.Е. В классе рояля. Короткие рассуждения. – М.: Классика-XXI, 2011.
  14. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Изд. 2-е. М.: Сов. композитор, 1989.
  15. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика- XXI, 2009.

Игру "Крестики-нолики" можно использовать на уроке музыки в качестве обобщающего урока,закрепления музыкального материала, на внеклассных мероприятиях.Игра развивает кругозор, музыкальную память,воображение.К игре прилагается инструкция по работе с презентацией.Интерактивная игра создана в программе Microsoft PowerPoint.

Ко Дню рождения композитора
Цель:Открыть выразительные средства музыкальных и живописных образов посредством музыки Модеста Петровича Мусоргского.
Задачи:1.Воспитательная: Вызвать эмоциональный отклик на музыку.Почувствоватьи попытаться понять, что так заинтересовало М. Мусоргского в творчестве Виктора Гартмана. 2.Образовательная: Познакомить с пьесами из фортепианной сюиты«Картинки с выставки». Определить средства музыкальной выразительности.
3.Развивающая^ Развивать умение анализировать музыкальные произведения, сопоставлять средства выразительности с содержанием произведений.4.Создание макета одного из образов сюиты.

Целевая аудитория: для 5 класса

Конспект и презентация "В гостях у народных музыкантов" подготовлены для урока музыки в 1 классе, 3 четверти. Материал посвящен творчеству бродячих музыкантов, артистов - скоморохов. УМК "Планета знаний", 1 класс, Т.И.Бакланова

Целевая аудитория: для 1 класса

Урок по теме "Народные традиции и обряды. Масленица" разработан для учащихся 4-х классов по программе Е.Д.Критской. При сокращении информативной части может с успехом использоваться при проведении урока в 3 классе. Также может быть проведен урок-праздник, если добавить народные костюмы и больше песенного материала. К сожалению, с музыкальными файлами урок не загружается на сайт.

Целевая аудитория: для 4 класса

Урок обобщения и систематизации знаний для 6 класса по теме "История возникновения музыкальных инструментов". Проводится в форме игры между командами, на которые делится класс. Способствует формированию познавательности и коммуникативности у детей.

Целевая аудитория: для 6 класса

Урок направлен на формирование представления обучающихся об интонационной природе музыки, изобразительности и выразительности, создающих музыкальный образ. Одновременно на разных этапах урока продолжается работа по планомерному развитию музыкального слуха обучающихся (звуковысотного, тембрального, метроритмического). В ходе урока используются приёмы из авторской методики музыкально-певческого воспитания Д.Огороднова.

Целевая аудитория: для 1 класса

Разработка "Опера: Руслан и Людмила" включает в себя конспект урока и презентацию.
Цели и задачи:
1.воспитание уважения к музыке как явлению жизни;уточнение понятия «музыкальная драматургия» и его зависимости от замысла композитора на примере музыки М.И. Глинки.
2. знакомство с понятием «сонатная форма» и его структурой
3. формирование умения осознанно слушать музыку, опираясь на жизненный опыт и ранее полученные знания;
4.развитие речи, образного и ассоциативного мышления детей,
Тип урока:знакомство с оперой «Руслан и Людмила М.И.Глинки».

Целевая аудитория: для 3 класса

«Сильным, опытным становится педагог,

который умеет анализировать свой труд...»

В. А Сухомлинский

Умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке лежит в основе творческого труда педагога. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие в ходе урока, результаты собственных педагогических воздействий на ученика, во многом зависит способность учителя отрегулировать свою педагогическую деятельность для достижения наибольшего эффекта. От способности анализировать урок во многом зависит профессиональное мастерство преподавателя, производительность его педагогического труда.

Любой разбор урока должен носить аналитический характер, который помогает выявить наиболее удачные фрагменты занятия, а также и те, которые требуют дальнейшего совершенствования. К сожалению, возможности аналитической деятельности в ходе планирования урока используются далеко не в полной мере.

Работая много лет в Детской музыкальной школе преподавателем и руководителем, я пришла к выводу, что при анализе уроков педагоги испытывают затруднения, так как не очень представляют себе, что надо поставить во главу угла в этом процессе, на что обратить внимание и обсудить. Ведь каждое открытое занятие для педагога, прежде всего, способ повысить свою квалификацию. Поэтому ему крайне важно услышать квалифицированную аргументированную оценку и выстроить перспективу своего профессионального роста. Анализируя педагогическую деятельность (как чужую, так и собственную), педагог учится избегать ненужных ошибок и приобретает новый бесценный опыт.

Поэтому цель данной методической работы:

Повышение профессионального уровня педагога, качества его обучения,

Методическая помощь педагогам и администрации школы в обучении методам анализа и самоанализа педагогической деятельности.

Самоанализ урока

Самоанализ урока необходимо рассматривать с методической позиции, с профессиональной и с позиции здоровьесбережения учащихся. Это очень актуальный вопрос в настоящее время. Известно, что только 11% выпускников школ выходят во взрослую жизнь здоровыми. В музыкальной школе положение усугубляется неправильными посадками за инструментом и напряжением игрового аппарата детей (форсированием голоса) в моменты интенсивных репетиций. Поэтому вопросам посадки, постановки игрового аппарата, его координации, движениям в процессе занятий, логичной смены и чередования видов деятельности должно уделяться особое внимание.

Ниже приведен образец самоанализа урока по общим принципам российской педагогики, адаптированные к уроку в музыкальной школе.

Модель самоанализа группового занятия.

  1. Место данного урока в системе уроков по общей теме. Как реализована триединая задача педагогики: обучение, развитие и воспитание? Не упущено ли чего? Основная цель урока? Была ли она оглашена в начале урока, подведены ли её итоги?
  2. Все ли дети были включены в практическую деятельность? Нашлось ли время для физминутки, отдыха у младших школьников? Всегда ли дети были активны, если пассивны, то почему? Не связано ли это со скукой, перегрузкой, монотонностью ведения урока, невниманием к ним педагога, большой по количеству детей группой, необычной обстановкой, слишком темпераментным энергичным педагогом?
  3. Насколько рационально был выстроен урок? Учтены ли психологические особенности внимания детей: трудное чередуется с легким, новое с известным, от простого к сложному и т.д.
  4. Характеристика класса, мотив отбора материала для данного урока, общение детей друг с другом и педагогом.
  5. Достаточно ли свободно владеет педагог музыкальным инструментом (голосом) для необходимых показов. Всегда ли это эффективно и оправдано? Не давит ли педагог ученика своими профессиональными умениями?
  6. Успешно ли был реализован план урока? Пришлось ли сменить темп урока, заменить задания с тем, что бы удержать внимание детей, «топтаться» на одном месте, излишне заниматься вопросами дисциплины и порядка и т.д.
  7. Использовались ли на уроке межпредметные связи с музыкальным инструментом, эстетикой, сольфеджио и хором? Смог ли педагог увязать в единое целое необходимость этой связи?
  8. Было ли что-то неожиданное на уроке? Как вышел из положения педагог?
  9. Индивидуальный подход. Как учитывались особенности сильных и слабых учащихся? Чувствовалась ли граница между ними? Помогают ли сильные слабым и педагогу в этом вопросе? Эффективно ли использует педагог способности «подвинутых» учащихся?
  10. Общая культура педагога, его умение выстроить непринужденную творческую обстановку на уроке. Эстетика подачи материала на доске и в наглядных пособиях.
  11. Состояние удовлетворенности уроком, чего не хватило для удовлетворения? Меры, намеченные по устранению указанных недостатков.
  12. Оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов.

Модель самоанализа индивидуального занятия.

  1. Место урока в общей системе занятий (тематический урок - с проработкой каких-то технических или художественных приемов, по определенной теме, жанру или отдельному произведению разбор программы, или текущая работа с репертуаром);
  2. Краткая характеристика способностей и потенциала учащегося;
  3. Исполнительский репертуар урока: целесообразность и доступность, соответствие программным требованиям и индивидуальным возможностям ученика.
  4. Необходимость выбранных приемов, методов работы над каждым произведением. Разнообразие методов обучения: беседа, объяснение, показ на инструменте или голосом, использование аудиотехники, приемы и упражнения, развивающие исполнительское мастерство.
  5. Постановка конкретных проблем и задач в процессе работы (желательно по каждому произведению, если их было несколько). Оценка педагогом достигнутой цели,
  6. Развитие творческого мышления учащегося, самостоятельности в раскрытии образа, побудительные приемы к развитию фантазии.
  7. Как сложились профессиональные отношения на уроке: партнерские (ученик-учитель), авторитарные (педагог диктует), стихийные (ученик не понимает, педагог не может объяснить)? Состоялось ли сотрудничество педагога и ученика на уроке? Есть ли результаты? Понял ли ученик, что от него требуется? Понятно ли ему, что надо делать дома?
  8. Запись домашнего задания. Сопровождалось ли оно пояснениями, закреплением усвоенного на уроке? Конкретно ли задание, нет ли в нём общих фраз, ни к чему не обязывающих?
  9. Самоанализ недостатков (недоработок) урока. Самооценка. Перспективы дальнейшей работы.

Факторы, влияющие на успешность проведения уроков

Сколько бы ни готовился педагог к своему открытому занятию или к посещению его урока администратором школы, он вряд ли получится полноценным и эффективным, если педагог не будет работать над собой. Для достижения успеха урока, нужно знать, из чего он складывается, в чем его суть, предназначение, каковы последствия и результаты. Каждый успешный урок приближает конечную цель педагогической работы преподавателя: воспитание эстетически развитой личности, грамотного слушателя и ценителя музыки. И это достигается не одним уроком, а целенаправленно выстроенной системой обучения, развития и воспитания. Итак, что нужно знать педагогу?

Факторы, влияющие на качество преподавания:

1) система теоретических и практических знаний, исполнительская база педагога;

2) умения изучать и учитывать реальные творческие возможности учащихся, осуществлять индивидуальный подход, формировать и развивать познавательный интерес и мотивацию к обучению, управлять процессом обучения, коммуникабельность, креативность, творчество.

Факторы, влияющие на качество знаний (и/или исполнительский уровень учащегося):

1) методика преподавания, его уровень,

2) владение музыкальным инструментом, имидж педагога,

3) наличие и качество учебников, нотных сборников, методических пособий,

4) индивидуальные особенности учащихся (интерес, мотивы, склонности, состояние здоровья, игрового и голосового аппарата, возраст, пол, темперамент и т.д.),

5) внешние влияния (семья, среда, средства информации, общеобразовательная школа и т.д.),

6) сложившаяся система оценивания учащихся у педагога,

7) посещаемость, уровень домашней подготовки,

8) уровень воспитательной работы на уроке, в школе, в классе по специальности.

Виды общения между педагогом и учеником

От того, как сложены взаимоотношения в музыкальной школе ученика и педагога зависит половина успеха.

Виды общения

Краткая характеристика

стихийное

учащиеся не заинтересованы преподавателем и предметом, невнимательные в ходе урока, запоминание случайное, неосознанное, практические навыки слабые

преподаватель занимает главенствующее положение, делает много замечаний, исправляет, поучает, торопит с ответами (подпевает, подыгрывает, подсказывает), быстрый темп урока, громкая (одноообразная) речь, насыщенность материала, за практическими навыками проследить сложно - детей почти не слышно

партнерское

осуществляются по принципу «дети - те же взрослые, только с меньшими разумом и знаниями». На уроке идет спокойная беседа, включающая в себя и рассказ, и показ, и опрос. Практические навыки хорошие, учащиеся имеют возможность научиться, показать свой уровень, быть услышанными и понятыми

профессиональное

учащиеся максимально активны, ими руководит стремление лучше разобраться в материале, научиться большему и с более высоким качеством, инициативны, сами формируют учебные проблемы и решают их самостоятельно. Практические навыки отличные: уровень профессиональной ориентации

Видов общения и взаимодействия педагога с учащимися существует гораздо больше. Вышеуказанные охватывают лишь самые основные моменты педагогического общения.

Заключение

Необходимость анализа (самоанализа) - одно из обязательных условий успешности преподавателя. От того, насколько критично и аналитически подходит он к результатам своей деятельности, зависит его мастерство как учителя, наставника, воспитателя, человека, «сеющего разумное, доброе, вечное». Преподавателю музыкальной школы в оценке своей работы ошибаться нельзя - он формирует внутренний мир ребенка, вовлекает детей в мир прекрасного, воспитывает ценителя и умного слушателя музыки, закладывает основы исполнительства и музыкальной культуры.

В свете современных требований к педагогу, не стоит забывать о необходимости непрерывного и систематического повышения квалификации, педагогического мастерства. Можно очень хорошо владеть инструментом, голосом, много знать из истории и теории музыки, быть творческим и увлеченным человеком, но «споткнуться» на том, что не можешь научить тому, чем владеешь сам. Педагогический дар, так же как любой другой, дается не каждому. Поэтому многим из нас приходится учиться, учиться и учиться этой сложной и мудрой науке - педагогике, её правилам, принципам и законам. Конечно, многое приходит с опытом, но без знания и изучения основных педагогических принципов состояться и добиться признания учеников педагогу будет нелегко.

Таким образом, данная методическая работа поможет педагогу в планировании своей педагогической деятельности и установлении эффективного взимотворческого сотрудничества со своими учениками для достижения основных целей музыкального воспитания.