Теоретический анализ проблемы. Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов

Любая квалификационная работа начинается с обзора литературных источников по исследуемой проблеме. Эта часть подготовки работы является важной и необходимой в силу ряда обстоятельств:

· прежде чем писать работу, необходимо разобраться в том, что уже исследовано другими авторами;

· в процессе работы над информационными материалами выясняется, что можно и необходимо творчески заимствовать из работ других авторов и перенести в собственную работу в качестве своеобразной базы, с целью сравнения и противопоставления;

· в литературных источниках находят числовые данные, которые необходимы для иллюстрации своей работы, осуществления различных оценок и расчётов;

Важно помнить, что дипломная работа - это обобщение имеющейся информации. Основная информация находится в фондах библиотеки, при этом необходимо студенту правильно ориентироваться в ней.

Кроме того, анализ научно-методической литературы является основным методом исследования в реферативных работах.

Состояние изученности темы целесообразнее всего начать со знакомства с информационными изданиями, цель выпуска которых оперативная информация, как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания. Их отличает новизна сообщаемой информации, полнота охвата источников и наличие справочного аппарата, позволяющего быстро систематизировать и отыскивать документы. Они подразделяются на следующие виды изданий: библиографические, реферативные и обзорные.

Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний о том, что издано по интересующемуся вопросу.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращённое изложение содержание первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. Они выпускаются в виде реферативных журналов, реферативных сборников экспресс - информации, информационных листков.



Изучение литературы по выбранной теме необходимо начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем вести поиск нового материала.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

1. общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

2. беглый просмотр всего содержания;

3. чтение в порядке последовательности расположения материала;

4. выборочное чтение и выписка представляющих интерес материалов;

5. критическая оценка записанного, его редактирование.

Ф.А. Кузин рекомендует и другой способ изучения. Страницу тетради рекомендует разделить пополам вертикальной чертой, с левой стороны сделать выписки из прочитанного, а с правой – свои замечания, выделяя подчёркиванием слов особо важные места текста. Критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в дипломной работе.

При изучении литературы необходимо следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Отбор научных фактов не механический, а творческий процесс, требующий целеустремлённой и кропотливой работы. Важно собирать не любые факты, а только научные, так как они более значительно шире и многограннее, чем понятие «факт», применяемое в обыденной жизни. Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность.

Особой формой фактического материала являются цитаты, которые органически вплетаются в текст, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они используются для передачи мыслей автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.п. А также служат опорой в процессе анализа и синтеза информации. С их помощью можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики изучаемого явления. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных суждений, которые делает дипломант. Но число используемых цитат должно быть оптимальным.

Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста первоисточника. Наиболее распространёнными формами регистрации являются:

Записи результатов экспериментальных исследований, различного рода измерений и наблюдений, записи в полевых дневниках и записных книжках, историях болезни;

Выписки из анализируемых документов, литературных источников (статей, книг, авторефератов, диссертаций и др.). При этом указывая источник заимствования.

Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку, сопоставлять, сравнивать полученные цифровые данные и т.п.

Разносторонняя деятельность в сфере физической культуры находит своё отражение в различных документах: планах и дневниках тренировок, тетрадей воспитателей; протоколах и отчётах соревнований (обследования), учебных планах и программах, журналах учёта успеваемости и посещаемости, личных делах и медицинских карточках, статистических данных и т. п.

В этих документах фиксируются многие объективные данные, помогающие установить ряд характеристик, причинные связи, выявить некоторые зависимости и т. д. Данные документы служат решению практических задач, но вдумчивый, объективный анализ их может явиться ценным методом научной работы.

Анализ тетрадей педагогов (дневников тренеров и спортсменов) дает возможность с различной степенью достоверности выявить:

1. преимущественную направленность учебного процесса;

2. основные средства физического воспитания и методы, систему их применения;

3. объем и интенсивность физических нагрузок;

4. спортивно-технические показатели обследования детей;

5. самочувствие испытуемых, их реакцию на выполнение той или иной физической работы;

6. комплекс, используемых средств тренировки и восстановления;

7. специфику соревновательной деятельности;

8. динамику спортивных результатов и её взаимосвязь с проделанной работой.

Основной предпосылкой успешного анализа документов являются ясно сформулированные цель исследования и теоретические исходные позиции. Работа с документами сложна и трудоемка и предполагает подробное изучение их в соответствии с исследуемой проблемой и ее основными понятиями. Необходимо провести описание документов, разделение их по содержанию, обеспечить классификацию изучаемой информации. Целью изучения важных документов в области физкультурно-спортивной деятельности является, прежде всего, их содержательная интерпретация, а ни в коем случае не формальная классификация.

Использование архивных материалов позволяет на основе ретроспективного анализа изучить эволюцию физического воспитания и спортивной тренировки, других явлений, представляющих интерес для исследователя.

Работа в архиве является важным звеном исследований, поэтому знакомство с организацией, методикой и техникой этого дела можно считать неотъемлемой частью общенаучной подготовки студентов.

Большое значение для развития физического воспитания имеют изучение и обобщение передового педагогического опыта . Оно позволяет открыть новые составляющие учебно-воспитательного процесса или физкультурно-оздоровительной деятельности, увидеть новые факты, которые не входят в рамки широкой повседневной учебно-воспитательной работы или физкультурно-оздоровительной практики и до сих пор неизвестны или мало известны. В связи с этим необходимо теоретическое изучение передового опыта с целью его внедрения в массовую практику.

В процессе планомерного и целенаправленного наблюдения иногда можно обнаружить ценные творческие находки, приёмы, средства и методы обучения, заслуживающие глубокого изучения и распространения. Опыт педагога по физической культуре может не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но основанный на известном применении установленных педагогической наукой принципов и методов, он явится хорошим образцом для других педагогов, которые ещё не овладели педагогическим мастерством.

При определении достоинств передового опыта важно учитывать временные показатели. Нельзя забывать о том, что одни и те же результаты могут быть достигнуты с большей или меньшей затратой времени и сил. Сложно считать передовым опытом, когда уровень знаний достигается за счёт перегрузки занимающихся, дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких домашних заданий и за счёт других предметов. Так, по мнению М.Е. Вайндорф-Сысоевой, признаками передового педагогического опыта, являются:

· высокие количественные и качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам;

· общественная направленность личности;

· познавательные интересы и потребности занимающихся;

· ценностные ориентации в учебной и тренировочной деятельности;

· образованность учеников (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщённости, умение переносить знания в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков грамотного письма, вычислительных, графических, физических и др.);

· рационализаторский подход к профессиональной педагогической деятельности;

· устойчивость, стабильность результатов;

· возможность творческого использования опыта;

· научная обоснованность опыта .

Рассмотрим основные формы изучения и обобщения педагогического опыта.

Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы. После посещения открытых занятий, в дальнейшем проводят коллективное обсуждение, раскрывая те стороны, которые действительно являются передовыми, выявляют условия, при которых данный опыт может стать достоянием других.

Педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам физического развития и воспитания подрастающего поколения. Перед их проведением посещаются и анализируются учебно-воспитательные (тренировочные) занятия разных педагогов (тренеров), изучается литература, готовится выставка, отражающая опыт работы, доклады и содоклады. После обсуждения вопроса выносятся рекомендации об использовании передового опыта.

Этапы изучения и обобщения передового педагогического опыта:

· определение противоречий между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и потребностями повышения её эффективности – с другой;

· выявление находок, новинок в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определённые достижения в учебно-воспитательной или учебно-тренировочной работе;

· составление развёрнутой программы изучения и обобщения опыта, уточнение темы и цели, объекта (школа, внешкольное учреждение, ДОУ, секция, коллектив и др.) и предмета изучения и обобщения.

Выводы, полученные в результате обобщения опыта, проверяются, дополняются другими методами научно-педагогического исследования и в первую очередь – через педагогический эксперимент; в обобщённый материал вносятся необходимые коррективы.

1. Анализ научно-методической литературы

На всех этапах работы проводился теоретический анализ научно-методической литературы. Он заключался в изучении отечественной, зарубежной научно-методической и специальной литературы по теме дипломного исследования, что необходимо для разработки методологического аппарата работы. На основе анализа формулировалась актуальность актуальность и цель исследования, проводилась постановка задач, подбор методов педагогического эксперимента. Кроме специальной литературы по футболу нами использовалось литература по анатомии, физиологии, психологии, которая позволяла наиболее корректно организовать учебно-тренировочный процесс в экспериментальной группе.

Контрольное тестирование проводилось в начале, в середине и по окончании педагогического эксперимента. Его результаты заносились в спец –карточку протокол.

Определения уровня развития ловкости

Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

1) время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности;

2) время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;

3) координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека;

4) точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);

5) сохранение устойчивости при нарушении равновесия;

6) стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности - количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в мишень и т.п.

Некоторые контрольные упражнения для определения уровня координационных способностей:

Для определения уровня развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста были использованы следующие контрольные упражнения:

1) бег «змейкой»

2) челночный бег 3 х10 м;

Перечисленные выше тесты по определению ловкости и координационных способностей, по нашему мнению позволяют наиболее достоверно определить уровень развития ловкости у детей младшего школьного возраста

Педагогическое наблюдение

Проводилось до начала педагогического эксперимента и в процессе его проведения. Объектом наблюдения которое проводилось до эксперимента является содержание учебных занятий т.е. характер используемых упражнений и особенностей методики их применения. В ходе эксперимента объектом наблюдения была методика применения специальных упражнений, и подвижных игр направленных.на развитие ловкости у детей младшего школьного возраста.

3.Педагогический эксперимент

Организация и проведение эксперимента

В процессе первого этапа (сентябрь- 2009- декабрь 2010) состоялось практическое знакомство с проблемой развития ловкости. Проводился анализ отечественной и зарубежной литературы по развитию ловкости и координационных способностей детей младшего школьного возраста: определялись исходные позиции и направление исследования. Обосновывался методологический аппарат исследования, выбирались методы контроля и разрабатывался ход проведения педагогического эксперимента.

Второй этап педагогического эксперимента будет проводиться на базе школы, в классах начальной школы.

В эксперименте примут участие мальчики и девочки 9-10 лет. Методом по парного отбора будет отобрано две группы: экспериментальная (10 человек) и контрольная (10 человек). Уровень физической и подготовленности групп был с некоторой отличительностью в сторону экспериментальной группы. Занятия проводились 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) по три академических часа. На комплекс специальных упражнений отводилось по 15 минут времени на каждом уроке физкультуры. В начале педагогического эксперимента …….. будет проведено предварительное тестирование, которое включает в себя 4 контрольных норматива.

1) бег «змейкой»

2) челночный бег 3 х10 м;

3) челночный бег 4 x 9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта;

4) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений.

1.Тест "снайпер" для определения точности метания. (Лях В.И. 1987 г.)


Чем включение в тренировку многократных пробежек на 20-50 ярдов с ускорениями (число ускорений примерно соответствовало среднему количеству ускорений, выполняемых футболистами за каждую игру). Глава 2 Особенности развития ловкости на занятиях по волейболу юных спортсменов 2.1 Характерные черты ловкости волейболистов Ловкость - это способность спортсмена быстро овладевать новыми...

Опережающего удара. Эти задачи не только требуют высокого уровня всех сторон спортивной подготовленности боксера, но и предусматривают, по нашему мнению, поиск новых подходов, раскрывающих дополнительные резервы реализации природных возможностей организма. Такие резервы заложены в развитии и совершенствовании комплекса двигательных координаций, среди которых ведущую роль играют ловкость, точность...

И высокого уровня физических качеств школьникам необходим двигательный режим в который должны входить не только физические упражнения и специальная гигиена и диета, но и развивающие ловкость спортивные и подвижные игры. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на многих функциях растущего организма и является патогенетическим фактором в возникновении ряда заболеваний. ...

Был составлен и проведен семинар для родителей, в который были включены следующие вопросы: 1. Ловкость и ее значение для развития детей старшего дошкольного возраста. 2. Подвижные игры с мячом как средство развития ручной ловкости старших дошкольников. Таким образом, в течение полугода нами велась работа по развитию ручной и телесной ловкости старших дошкольников. С детьми проводились занятия...

Введение. 5

Глава 1. Теоретические основы применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет. 7

1.1. Физическое развитие девушек 16-18 лет. 7

1.2. Оздоровительная гимнастика в физическом совершенствовании. 12

1.3. Методология оздоровительной гимнастики. 19

Глава 2. Организация и методы исследования. 22

2.1. Цель и задачи исследования. 22

2.2. Методы исследования. 22

2.3. Организация исследования. 25

Глава 3. Исследование эффективности применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет. 26

3.1. Методика оздоровительной гимнастики. 26

3.2. Эффективность применения оздоровительной гимнастики. 30

Заключение. 38

Список литературы.. 42

Приложение 1. 47

Приложение 2. 48

Приложение 3. 51


Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время ученые и педагоги указывают на необходимость решения проблемы оздоровления населения Российской Федерации (Чеченов Х.Д., 2009). В этой связи предпринимаются значительные усилия по модернизации физического воспитания в образовательных учреждениях как важного фактора формирования здоровья у населения (Михайлов Н.Г.). Одним из направлений модернизации является формирование культуры здоровья.

Известно, что физические упражнения оказывают положительное воздействие на все системы организма человека и благоприятно влияют на его психическое состояние. В связи с этим можно предположить, что одной из составляющих культуры здоровья является двигательная активность отдельно взятого человека.

Одним из приоритетных вопросов теории и практики физической культуры является совершенствование методики физического воспитания.

Физическое воспитание направлено на физическое развитие. Главной его целью является содействие гармоничного развития, т.е. органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым и эстетическим.

Эволюционно сложившаяся взаимосвязь опорно-двигательного аппарата и висцеральных систем организма определяет роль двигательной активности в совершенствовании у человека всех функций: кардиореспираторной, эндокринной, нервной и всех сенсорных систем, обмена веществ. В связи с этим значение двигательных функций человека для сохранения его физического здоровья заключается не только в их влиянии на работоспособность самих скелетных мышц, но и в положительном воздействии на функции других органов и система. Таким образом, физическая культура – один из факторов, позволяющих поддерживать необходимый уровень здоровья и высокую работоспособность человека.

Ухудшение состояния здоровья населения и в частности девушек 16-18 лет в последние десятилетия приобрело устойчивый характер. Анализ различных оздоровительных видов гимнастики дает основание сравнивать значение и действенность тех или иных упражнений и методических подходов к их использованию. В связи с этим наряду с применением новых оздоровительных видов гимнастики продуктивным является путь совершенствования методики, направленной на укрепление опорно-двигательного аппарата («мышечного корсета»). Оздоровительные виды гимнастики – это возможность использования средств ориентированной лечебной педагогики, широкий диапазон нагрузок и упражнений, сочетаемость с другими направлениями гимнастики, что, прежде всего, делает занятия оздоровительными и является средством профилактики заболеваний.



Объект исследования – физическое совершенствование девушек 16-18 лет.

Предмет исследования – методика оздоровительной гимнастики как способ и средство физического совершенствования

Цель исследования – показать эффективность применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет.

Гипотеза исследования – исходя из решаемой проблемы было выдвинуто предположение о возможности эффективного применения оздоровительной гимнастики, при которой управление процессом развития физической и психической сферы учащегося реализуется однонаправленно как по содержанию применяемых педагогических средств, так и по адресату воздействий.

Задачи исследования:



Основные положения работы:

1. Современная оздоровительная гимнастика – это очень динамичная структура, которая постоянно пополняет арсенал используемых средств и методов. Она является важной частью учебно-воспитательного процесса в рамках физического воспитания.

2. В процессе физического воспитания необходимо помнить о том, что полная морфологическая и функциональная зрелость составных звеньев опорно-двигательного аппарата и системы регуляции его функций достигается только к моменту завершения полового созревания. В связи с этим физические упражнения до наступления половозрелости должны рассматриваться как факторы, обуславливающие не только совершенствование двигательного аппарата, но и его возможные расстройства, возникающие при нерациональных занятиях.

3. Важное место в физическом воспитании 15 - 17 лет должно занять формирование знаний о физической активности того, что можно назвать интеллектуальным компонентом физической культуры личности.

Глава 1. Теоретические основы применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет

1.1 Физическое развитие девушек 16-18 лет

Развитие детей в период подросткового возраста характеризуется процессом полового созревания. Старший школьный возраст отличается активным совершенствованием всех систем организма, показатели которого становятся близкими к параметрам организма взрослого человека .

Спиридонова Л.Б. указывает, что длительный и гетерохронный характер созревания структур головного мозга определяет специфику его функционирования в различных возрастных периодах. В старшем школьном возрасте продолжается рост и развитие всех структур центральной нервной системы. В юношеские годы завершается развитие нервной системы, совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга, увеличивается функциональная активность третичных полей передней лобной зоны, доминирующим становится левое полушарие. Все это способствует совершенствованию абстрактного логического мышления у старших школьников, развитию второй сигнальной системы и экстраполяции. Уменьшается время реакций на словесные раздражители, усиливаются все виды внутреннего торможения .

В возрасте 16-17 лет улучшается память, высшая нервная деятельность достигает своего совершенства и организм считается созревшим. Для этого возраста характерна тяга к творчеству, соревнованиям, подвигам. Складываются основные черты личности, формируется характер, более объективной становится самооценка, изменяется мотивация тех или иных поступков .

У старшеклассников еще продолжается развитие костно-мышечного аппарата. Полное срастание костных эпифизарных (эпифиз – конец длинной трубчатой кости) дисков с телом позвонка длится от 15 до 24 лет. Срастание ядер окостенения рук продолжается с 16 до 25 лет, срастание трех тазовых костей происходит в 14-20 лет, к 15-21 у юношей завершается окостенение фаланг пальцев ног, годом – двумя позже – фаланг пальцев рук, а затем плюсны и предплюсны. Поскольку не закончено окостенение позвоночника, следует избегать чрезмерных нагрузок на него, например, при поднятии тяжестей. Частые поднятия тяжестей могут привести также к уплощению стоп .

Анатомический поперечник мышц к 16-17 годам достигает показателей взрослого человека. Рост мышц в длину продолжается до 23-25 лет и завершается одновременно с ростом тела в длину. Половые различия в изменении мышечной массы проявляются особенно отчетливо после 13-14 лет: у мальчиков она увеличивается гораздо быстрее.

К 14-15 годам мышечные волокна приобретают черты морфологической зрелости взрослого человека. Но только к 20-25 годам завершается функциональная и структурная дифференцировка опорно-двигательного аппарата. К этому возрасту максимальных значений достигает и мышечная масса .

В процессе физического воспитания необходимо помнить о том, что полная морфологическая и функциональная зрелость составных звеньев опорно-двигательного аппарата и системы регуляции его функций достигается только к моменту завершения полового созревания. В связи с этим физические упражнения до наступления половозрелости должны рассматриваться как факторы, обуславливающие не только совершенствование двигательного аппарата, но и его возможные расстройства, возникающие при нерациональных занятиях .

В юношеском возрасте увеличиваются поперечные размеры тела, устанавливаются индивидуальные особенности пропорций частей тела и 70-80% школьников становятся гармонично развитыми.

В таблице 1 представлены средние показатели физического развития старших школьников.

Таблица 1. Средние показатели физического развития старших школьников 16-18 лет

Развитие нервной регуляции работы сердца у старшеклассников также еще окончательно не завершено, поэтому надо избегать больших нагрузок, которые могут привести к расстройству его работы. При слишком интенсивных нагрузках быстро снижается содержание кислорода в крови. Возникшая кислородная недостаточность может явиться даже причиной полуобморочного состояния .

Способность к овладению рациональной техникой движений и двигательных действий у старшеклассников достаточно высока. Уже в подростковом возрасте завершается формирование двигательного анализатора и важнейших двигательных функций. Особенно повышается роль проприоцепций (мышечные чувства) в управлении движениями. У юношей достигает максимального уровня точность пространственной дифференцировки, у девушек же с 14-15 лет она снижается, по-видимому, из-за недостатка двигательной активности, но путем регулярных упражнений этого снижения можно избежать. Максимального развития достигает также способность произвольно расслаблять мышцы, что имеет большое значение для успешного разучивания движений, позволяя избавиться от излишних движений, сковывающих мышцы .

В связи с вышеизложенным перед старшеклассниками ставятся задачи не только овладения элементами движений как в предыдущих классах, например, разбегом, отталкиванием, движениями в полете и приземлением при прыжках, метание с места и с разбега и т.д., но главным образом совершенствования ранее изученных элементов движений в целостном двигательном действии, в различных условиях и с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника (длины конечностей, массы тела, силовых качеств, быстроты и др. показателей развития) .

Таблица 2. Темпы прироста различных физических способностей у детей старшего школьного возраста (%)

Важное значение имеет совершенствование гибкости. Максимальная гибкость достигается, как правило, к 12-14 годам, и в дальнейшем ее нужно постоянно поддерживать, так как в противном случае она значительно уменьшается .

Темпы роста выносливости к длительной работе в старшем школьном возрасте ниже, чем в среднем. Чтобы развивать выносливость к статическим напряжениям, следует использовать упражнения в виде длительного удержания определенных поз, например: смешанные и простые висы и упоры, стояния в положении "ласточка", удержания груза. Для развития выносливости в работе динамического характера полезны многократные сгибания и разгибания рук в положениях смешанных и простых висов и упоров, приседания без груза и с грузом, поднимание груза разными способами .

В этот период возникают благоприятные условия для развития выносливости школьников к динамической работе. Продолжается рост сердца, увеличивается сократительная способность сердечной мышцы, в результате чего значительно возрастает ударный и минутный объем крови при одновременном уменьшении частоты сердцебиений; улучшается нервная и гуморальная (связанная с жидкостями организма – кровью, лимфой) регуляция сердечно-сосудистой системы, что сказывается в более адекватной реакции сердца на физические нагрузки. Сердце становится выносливее к длительным напряжениям. Система дыхания также совершенствуется: увеличивается периметр грудной клетки, объем легких; сильнее становятся дыхательные мышцы; улучшается регуляция дыхания; повышается утилизация кислорода организмом.

Упражнения для тренировки общей и скоростной выносливости служат основой повышения физической работоспособности школьников, а косвенно также и умственной (поскольку способствуют улучшению кровоснабжения не только мышц, но и мозга), развивают волевые качества. Следует подчеркнуть огромную важность этих упражнений не только для юношей, но и для девушек. Недостаток и нерегулярное применение упражнений на выносливость приводят к ослаблению сердечной мышцы, и любая интенсивная работа может вызвать перегрузку и болезнь сердца .

Уровень физической подготовленности старших школьников представлен в Приложении 1.

Приросты показателей быстроты движений в старшем школьном возрасте также менее выражены, чем в среднем школьном возрасте, и требуется более значительный объем соответствующих упражнений, чтобы указанное качество продолжало развиваться (Спиридонова Л.Б., 2003).

В психической сфере – значительные изменения. Их поведение отличается сознательной критической установкой, стремлением выработать собственное суждение. Более объективной становится самооценка, мотивы поступков приобретают выраженные социальные черты.

Важное место в физическом воспитании 15 - 17 лет должно занять формирование знаний о физической активности того, что можно назвать интеллектуальным компонентом физической культуры личности .

Знание основ теории, физической тренировки, законов биомеханики движений и других сведений – показатель достижения серьезных успехов в физкультурном воспитании старшего школьника.

1.2 Оздоровительная гимнастика в физическом совершенствовании

Полунина Т.И. дает следующее определение оздоровительной гимнастики – это применение средств физической культуры с целью профилактики и лечения различных заболеваний .

Занятия гимнастикой предъявляют к занимающимся свои особые требования и оказывают на них специфическое воздействие. Гимнастические упражнения в совокупности со словом педагога, музыкой, условиями проведения занятий обладают огромным по разносторонности влиянием на человека как на личность и как на субъект познавательной и практической деятельности в целом .

Оздоровительная гимнастика как вид спорта является составной частью физической культуры. В ней используются специфические средства и методы спортивной тренировки, а также определенная система подготовки к соревновательной деятельности.

Согласно исследованиям, проведенным Н. В. Семеновой, у девушек 16-18 лет выявлена высокая потребность в индивидуальной и групповой деятельности по физическому воспитанию, а занятия нетрадиционными видами гимнастики могут дать высокомотивационную установку на здоровый стиль жизни .

Целью оздоровительной гимнастики как составляющей дисциплины физической культуры является формирование физической культуры.

Абдулин М.Г указывает, что для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач :

Понимание социальной роли физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

Знание научно-биологических и практических основ оздоровительной гимнастики и здорового образа жизни;

Физическое самосовершенствование и самовоспитание, формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств;

Самостоятельное использование оздоровительной гимнастики в будущей профессиональной деятельности как метод снятия высокого психофизического напряжения.

Большая популярность оздоровительной гимнастики обусловлена положительным воздействием занятий на организм. В частности, аэробика танцевального характера создает хорошие предпосылки для активизации наиболее важных физиологических систем организма – сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной .

В результате регулярных занятий происходит уменьшение подкожной жировой прослойки, снижается вес тела и меняется в положительную сторону соотношение жировой и мышечной массы, достоверно увеличиваются аэробные возможности организма (по пробе PWCito) и происходят положительные изменения показателей сердечно-сосудистой системы. Использование средств аэробики в зоне преимущественно умеренной мощности (в среднем не более 70 % от максимальной интенсивности нагрузок) выгодно отличается от традиционных средств физической подготовки .

Современная оздоровительная гимнастика – это очень динамичная структура, которая постоянно пополняет арсенал используемых средств и методов. Она является важной частью учебно-воспитательного процесса в рамках физического воспитания.

Занятия по оздоровительной аэробике приводят к значительным положительным изменениям в состоянии анатомических и функциональных систем организма человека.

Буйкова О.М. отмечает, в сердечно-сосудистой системе (ССС) происходят следующие изменения :

Улучшение центральной гемодинамики;

Снижение частоты сердечных сокращений в покое (что свидетельствует об увеличении функциональных резервов сердечной мышцы);

Увеличение времени расслабления (диастолы) сердца;

Увеличение объема сердечного выброса во время сокращения (систолы) сердца;

Увеличение скорости кровотока (ускорение обмена веществ, увеличение насыщения клеток кислородом);

Улучшение трофики клеток, тканей, органов.

Согласно многочисленным научным данным, занятия классической аэробикой значительно увеличивают функциональные резервы дыхательной системы, эффект от занятий проявляется в следующем :

Снижение частоты дыхания (количество вдохов-выдохов в минуту);

Увеличение глубины дыхания и дыхательного объема;

Увеличение жизненной емкости легких.

Широко и детально изучены изменения в опорно-двигательном аппарате, происходящие в ответ на занятия по оздоровительной аэробике.

Эти изменения проявляются в виде увеличения мобильности и амплитуды движений связочного аппарата скелета человека.

В литературе имеются данные о том, что регулярные упражнения оздоровительной аэробики способствуют укреплению костной ткани и препятствуют развитию остеопороза, особенно у женщин в период менопаузы.

Что же касается наращивания мышечной массы тела и снижения жировой, то этому вопросу посвящено огромное количество научных работ.

Доказано, что значительные антропометрические изменения в виде уменьшения содержания жирового и увеличения костного компонента у девушек происходят после 4 месяцев систематических занятий оздоровительной аэробикой .

Следует отметить, что использование жирового депо происходит и после занятий в течение 1-2 ч.

Согласно исследованиям О.В. Ишановой, под воздействием занятий по оздоровительной аэробике выявлены достоверные положительные изменения антропометрических показателей: уменьшение относительной жировой (на 2,9 %) и относительной мышечной массы тела (0,9 %); обхватов бедра (3,0 %), ягодиц (2,2%), плеча (1,5%), голени (1,7%), груди (1,7%), талии (2,4 %) и кожно-жировых складок в области бедра (12,0 %), плеча (8,4 %), живота (14,0 %), голени (13,1 %) .

В литературе имеются данные о том, что занятия оздоровительной аэробикой положительно влияют на вегетативный гомеостаз девушек .

В результате аэробной тренировки изменяются взаимодействия в вегетативной нервной системе, состоящей из симпатического и парасимпатического отделов. Как правило, снижается симпатическое (активизирующее) влияние па ряд систем организма, в первую очередь на сердечно-сосудистую, и преобладает тонус парасимпатической системы (стабилизирующее влияние), что выражается в уменьшении частоты сердечных сокращений в покое, частоты дыхания, в некотором снижении артериального давления.

В то же время сохраняются возможности быстрой активизации симпатической системы, необходимой для мобилизации функций и ресурсов организма во время мышечной работы.

Так, например, Е. Н. Иноземцева доказала своим исследованием, что тренировки девушек 18 лет с достаточным вегетативным обеспечением по оздоровительной аэробике позволяют обеспечить развитие выносливости, силы, гибкости и скоростно-силовых качеств .

В то же время при проведении учебно-тренировочных занятий по аэробике в группах девушек-студенток с недостаточным обеспечением вегетативной деятельности следует увеличить объем основной части занятия, которая должна включать физическую нагрузку, ориентированную на развитие быстроты. У девушек с избыточным вегетативным обеспечением после систематических занятий оздоровительной аэробикой наблюдалось достоверное снижение индекса напряженности (т. е. начинал преобладать парасимпатический отдел центральной нервной системы, что свидетельствовало о положительном влиянии занятий на состояние вегетативной системы девушек).

О. М. Буйкова установила, что под действием занятий оздоровительной аэробикой у девушек происходят положительные изменения в гемодинамике и вегетативной регуляции .

В литературе имеются данные о том, что у девушек, занимающихся оздоровительной аэробикой, происходят выраженные изменения функциональных показателей в различные фазы менструального цикла .

Установлено, что в состоянии относительного покоя постменструальная, постовуляторная фазы в весенний период характеризуются наибольшей экономичностью аппарата внешнего дыхания и системы кровообращения, а предменструальная фаза в зимний период – наименьшей.

Зарубежные исследователи установили, что регулярные занятия оздоровительной аэробикой снижают степень выраженности предменструального синдрома у девушек и улучшают репродуктивную функцию девушек .

Доказано положительное воздействие аэробной тренировки на эндокринные железы, что выражается в следующем: увеличивается вес желез, активно функционирующих во время физических нагрузок; снижается реакция желез при выполнении умеренной мышечной работы; достигается возможность значительной мобилизации функций желез при предельной нагрузке; поддерживается высокая функциональная активность желез в течение длительного периода; изменяется чувствительность тканей к гормонам, что способствует улучшению регуляции функций организма и обменных процессов.

Установлено, что занятия данным видом спорта способствуют уменьшению выделения адреналина в кровь, а потому должны рекомендоваться лицам, деятельность которых сопряжена с нервно-эмоциональным напряжением .

При продолжительном выполнении аэробных упражнений снижаются возбудимость центральной нервной системы и активность функций. После окончания работы отмечаются волнообразные изменения возбудимости: чередование ее понижения и повышения через определенные отрезки времени. По мере утомления усиливаются спады возбудимости. Однако, несмотря на утомление, развивающееся в процессе занятия, сохраняется положительное влияние на психику через повышение продукции эндорфинов и их действие на мозговые структуры. В связи с этим занятия оздоровительной аэробикой могут способствовать улучшению общего эмоционального состояния человека.

Приступая к занятиям по оздоровительной аэробике, необходимо учитывать медицинские противопоказания .

Аэробными упражнениями не следует заниматься :

При любом инфекционном заболевании;

После недавно перенесенного сердечного приступа (ишемическая болезнь сердца) или при другом нарушении деятельности сердца;

При высоком артериальном давлении;

При тяжелых формах диабета;

При чрезмерной полноте;

При тяжелых психических заболеваниях;

При злокачественных новообразованиях;

При врожденных пороках сердца;

При недавно перенесенных инфарктах миокарда или инсультах;

При гипертонической болезни;

При аневризме сердца и крупных сосудов;

При недостаточности кровообращения 2-й и 3-й степени;

При мерцательной аритмии;

При других стойких нарушениях сердечного ритма, усиливающихся при физической нагрузке;

При бронхиальной астме;

При заболеваниях печени, желчного пузыря с частыми приступами болей;

При заболеваниях почек с признаками почечной недостаточности;

При болезни желез внутренней секреции со значительным нарушением их функций;

При заболеваниях опорно-двигательного аппарата с резко выраженными болевыми синдромами;

При воспалительных процессах кровеносных сосудов (тромбофлебит, варикозное расширение вен и др.);

При заболеваниях различных органов, сопровождающихся кровотечением;

При глаукоме, близорукости с поражением сетчатки.

1.3 Методология оздоровительной гимнастики

Оздоровительная аэробика характеризуется определенными организационными и методическими особенностями проведения занятий .

Безопасность аэробной тренировки подразумевает как правильный подбор упражнений и составление комплексов, так и соответствующую технику исполнения, в частности :

При исполнении движений следует избегать резких движений баллистического характера;

Необходима смена работающего звена или направления движения через каждые 8 счетов;

Изменение амплитуды и мощности движения должно быть постепенным как в сторону увеличения, гак и уменьшения;

Новые движения или способы перемещений должны выполняться в медленном темпе или даже имитироваться;

Для облегчения выполнения эффективно использование сопровождающих команд и подсказок словом и действием, показом;

Технически правильное освоение отдельных движений и их объединение в комплексы;

На начальных этапах занятий следует составлять комплексы в соответствии с возможностями занимающихся, в последующих этапах, при достаточно совершенном владении арсеналом упражнений, возможен свободный выбор движений инструктором по ходу занятия.

Подбор музыкальных произведений и музыкальное оформление занятий должны соответствовать характеру и возрастным особенностям занимающихся, отвечать ритмичности произведения, используемого для аккомпанемента.

Новые движения или способы перемещений должны выполняться в медленном темпе или даже имитироваться. Для облегчения выполнения эффективно использование сопровождающих команд и подсказок словом и действием – показом. Технически правильное освоение отдельных движений и их объединение в комплексы .

Количество музыкальных акцентов определяет интенсивность двигательной деятельности и, соответственно, ее уровень нагрузки. Помимо стимулятора положительного эмоционального фона музыкальное сопровождение исполняет роль лидера, задающего ритм, темп – в целом нагрузку.

Существует ряд требований к технике выполнения упражнений во время занятий по оздоровительной аэробике.

Правильная осанка, технически верная постановка ног и рук, определенные положения тела и его частей в пространстве, определенная техника элементов (прыжков, поворотов, передвижений), где необходимы прямые ноги, оттянутые стопы, напряженные мышцы.

В положении стоя стопы слегка разведены врозь (чаще всего чуть шире, чем ширина бедра);

Стопы расположены параллельно или слегка развернуты наружу, направление коленей одинаковое с носками;

Колени чуть расслаблены (допускается легкое сгибание);

Мышцы живота и ягодиц немного напряжены и направляют газ вперед (без подчеркивания поясничной кривизны);

Таз расположен ровно, без перекоса;

Грудь приподнята, плечи на одной высоте;

Голова – прямо и составляет с туловищем одну линию.

При выполнении ходьбы, бега и прыжков нога ставится на всю ступню.

Школа движений, точные движения тела и его частей (в определенных плоскостях), соединение ног в заключительной фазе двигательного действия, технически верное исполнение базовых шагов, оптимальная высота прыжка и мягкое приземление, оптимальная амплитуда движений, устойчивое положение, отсутствие лишних компенсаторных движений (переступания, различные взмахи руками). Сложность техники: использование различного ритма в движениях рук и ног, скорость, сложность хореографии .

Таким образом, современная оздоровительная гимнастика – это очень динамичная структура, которая постоянно пополняет арсенал используемых средств и методов. Она является важной частью учебно-воспитательного процесса в рамках физического воспитания.

Занятия по оздоровительной аэробике приводят к значительным положительным изменениям в состоянии анатомических и функциональных систем организма человека.

Гимнастика – система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, его силы, ловкости, быстроты, выносливости и др.


Глава 2. Организация и методы исследования

2.1 Цель и задачи исследования

Целью исследования было показать эффективность применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет.

Поставленная цель в работе предполагала решение следующих задач:

1) провести литературный обзор по основам применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет;

2) разработать методику оздоровительной гимнастики;

3) исследовать эффективность применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет.

2.2 Методы исследования

При проведении исследования использовались следующие методы:

· Анализ научно-методической литературы;

· Тестирование физических качеств;

· Педагогический эксперимент;

· Методы математической статистики.

Анализ научно-методической литературы

Научно-методическую базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных исследователей. Физическое совершенствование, являясь сложным социальным явлением реализуется в разных пространствах, в том числе и культурно-досуговом, и обладает множеством форм двигательной активности – развлечение, игра, отдых и др.

Страница 1

Данный метод применялся с целью выявления основных подходов к решению исследуемой научной проблемы. По разрабатываемой теме изучались источники отечественных авторов: учебно-методические пособия, периодическая литература и другие материалы.

Анализ научно-методической литературы осуществлялся как на доэкспериментальном этапе исследования, так и в процессе экспериментальной работы, решая соответствующие каждому этапу задачи. На начальной стадии исследования анализ литературы проводился с целью изучения исследуемой проблемы, её разработанности и степени практического освоения. Он способствовал обоснованию актуальности темы исследования, формированию гипотезы, постановке задач, выбору адекватных методов исследования.

Всего было использовано в работе 40 литературных источников. Материалы из них непосредственно отражены в данной работе.

Педагогическое наблюдение как метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь получает конкретный фактический материал или данные.

Наблюдение проводилось в естественных условиях и было невключенным. Объектом наблюдения явился процесс формирования двигательных умений и навыков у детей среднего школьного возраста.

Для учёта психологических особенностей конкретных школьников (сила-слабость нервной системы, подвижности нервных процессов, чувствительность, эмоциональная лабильность, реактивности) использовались 2 теста: двигательная экспресс-методика Е.П. Ильина и бланковый тест ЧХТ (черты характера и темперамента).

Основным методом исследования являлся педагогический эксперимент. Он представлял собой своеобразный комплекс методов исследования, обеспечивавший объективную доказательную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы.

Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях государственного учреждения МОСШ №20 г. Щекино Тульской области длительностью 3 месяца. Он использовался для определения правильности выдвинутого предположения гипотезы.

В качестве контингента испытуемых были выбраны группы школьников МОСШ №20 г. Щекино Тульской области в количестве 40 человек. 20 человек были выбраны в качестве экспериментальной группы и 20 человек в качестве контрольной группы.

По своему характеру педагогический эксперимент был параллельным.

Результаты педагогического эксперимента и других проведённых исследований представлены в третьей главе.

Все фактические материалы исследования были обработаны методами математической статистики для последующего анализа полученных результатов.

В ходе обработки определялись: средние арифметические величины (М), стандартное отклонение (d),

стандартная ошибка средней арифметической (m). При определении уровня достоверности полученных данных применялся t-критерий Стьюдента, т.к. он вполне адекватен всем аспектам исследований. Результаты вычислений оформлены в выпускной квалификационной работе в виде таблиц.

Статистическая обработка полученных данных проводилась на РС AMD – 3000 по стандартной программе.

Исследование проводились в 2006–2007 гг., в ходе которого поставленные задачи решались поэтапно.

На первом этапе проводился теоретический анализ научно-методической литературы, вырабатывалась гипотеза, были определены объект и предмет исследования, поставлена цель, сформулированы задачи, подобраны методы исследования. В рамках первого этапа был проведён подбор тестов по определению свойств нервной системы учащихся.

На втором этапе продолжалось изучение литературных источников по теме исследования. Проводился формирующий эксперимент. В нем приняли участие школьники 12–13 лет. Было сформировано 2 группы: контрольная (20 человек) и экспериментальная (20 человек). Отбор испытуемых проводился методом случайной выборки. Школьники контрольной и экспериментальной группы занимались по комплексной программе по физическому воспитанию учащихся 1–11 классов 2004 г. (В.И. Лях, А.А. Зданевич). И в контрольной, и в экспериментальной группах уроки ФК проводились 2 раза в неделю по 1 академическому часу под руководством учителя одной квалификации в МОСШ №20 г. Щекино Тульской области.

Методическая работа в ДОУ - важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научится делать то, что они ещё не умеют. В литературе встречается немало определений понятия «методическая работа».

По мнению А.И Васильевой, методическая работа в ДОУ - комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми .

К.Ю. Белая предлагает понимать: методическая работа - это целостная система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач ДОУ .

Задача старшего воспитателя ДОУ заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и, вместе с тем, эффективные методы повышения педагогического мастерства.

Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Педагогическая культура - это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармонией высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.

Участниками образовательного процесса (согласно Закону «Об образовании РФ», типовому положению о дошкольном образовательном учреждении) являются:

  • -дети;
  • -педагогический коллектив;
  • -родители.

Основные задачи методической работы:

  • -выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы.
  • -включить каждого педагога в творческий поиск.

Можно выделить частные задачи:

  • 1) Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки.
  • 2) Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.
  • 3) Организация работы по изучению новых образовательных стандартов и программ.
  • 4) Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.
  • 5) Организация работы по изучению нормативных документов.
  • 6) Оказание научно-методической помощи педагога на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности).
  • 7) Оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов .

Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей), являются характеристики самого методического процесса:

  • 1. системность - соответствие целей и задач по содержанию и формам методической работы;
  • 2. дифференциация - второй критерий эффективности методической работы - предполагает большой удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей;
  • 3. этапность - показатели эффективности методической работы.

Как показывает анализ литературы О.А.Сафоновой, дошкольное учреждение - социально-педагогическая система. Она существует «не сама по себе, не изолированно, а во взаимосвязи с другими системами социального и природного порядка. Эти внешние по отношению к данной системе образования, с которыми система связана сетью коммуникаций, составляют её среду».

Различают среду прямого и косвенного воздействия

Косвенное (опосредованное) влияние на ДОУ оказывают такие крупные системы, как: политика, экономика, право, экология, социокультурные факторы (установки, ценности, традиции).

Среду прямого воздействия составляют учредители, органы управления образованием, учреждения, обеспечивающие жизнедеятельность, родители и дети как потребители услуг, другие ДОУ как конкуренты.

Дошкольное учреждение в основу своей жизнедеятельности кладет те социальные ориентиры, социальный заказ, который определён государством и различными социальными институтами (семьёй, учредителем, школой и др.) .

Современный уровень развития общества обуславливает необходимость воспитания здоровой, достаточно компетентной (в меру своих возрастных возможностей), самостоятельной, свободной личности, умеющей управлять своим поведением и деятельностью, способной к активному, творческому освоению и преобразованию культурно-исторического пространства. Исходя из требований социального заказа общества, запросов родителей, а также своих собственных возможностей, потребностей своего коллектива и сформулированы стратегические цели деятельности всех образовательных систем. Специфика ДОУ заключается в наличии особой категории воспитанников (детей с нарушением речи) способных достичь определенного уровня овладения речевой культурой, которая на последующих ступенях образования непрерывно углубляется и расширяется.

Понять специфику методической работы поможет исследование внутренней сферы дошкольного учреждения: выделение составляющих её элементов, которые оказывают непосредственное влияние на её осуществление (Сафонова О.А) .

Анализ составляющих элементов внутренней среды определяет основные и специфические подходы к организации методической работы.

ДОУ имеет сложную систему, которую составляют:

  • · Коллектив (дети, сотрудники: педагоги, обслуживающий персонал, администрация);
  • · Базисные основания (ценности, миссия, цели, нормативно-правовые основы);
  • · Управление;
  • · Образовательный процесс;
  • · Организационно-педагогическая структура;
  • · Условия жизнеобеспечения.

Взаимодействие всех элементов системы ДОУ обеспечивает эффективность функционирования и развития ДОУ.

Образовательный процесс является важнейшим элементом, определяющим существование ДОУ, как системы, основным предназначением которой является воспитание, обучение и развитие воспитанников .

На основе развития коллектива ДОУ во взаимосвязи с социальным заказом внешней среды определяются цели деятельности дошкольного учреждения. Именно они, а также созданная на их основе нормативно-правовая база ДОУ определяет характер его организационно-педагогической структуры, особенности образовательного процесса, условия жизнеобеспечения и управления.

Анализ психолого-педагогической литературы научных исследований позволяет нам выделить разные типы методической работы. По определению С.Ж. Гончаровой, «методическая деятельность представляет собой специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создания метода, его апробации, внедрения метода (получение методик), применение методик». Автором разработана модель методической деятельности, включая в себя три пространства деятельности (термин Г.П. Щедровицкого): пространство создания методов, пространство распространения и внедрения методов, пространство применения методик .

В процессе методической деятельности эти пространства связаны между собой в 3 этапа методической деятельности, являющиеся единой цепочкой определённых элементов, в которой каждый этап имеет конечный продукт: метод, методика, гарантированный результат.

Можно выделить основные действия старшего воспитателя в каждой из этих пространств.

  • 1. При создании поиска метода работы с детьми: описание сравнение, выявление закономерностей, экспертное заключение о значимости и т.д.
  • 2. При внедрении метода в работу педагогов: информирование, обучение, распространение, опытно-экспериментальная работа, воспроизведение и т.д.
  • 3. При применении методики, метода основной упор делается на контроль над реализацией основных положений и коррекцию данной методики.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного профессионального саморазвития, обобщении передового опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Методический кабинет дошкольного учреждения соответствует таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, обеспечение мотивации и активности в развитии, содержательность.

Реализация информационно-аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации. Методический кабинет является «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации, лабораторией творческого труда воспитателей. Каждый приход в кабинет приносит педагогам новые знания и идеи, обогащает их опыт.

Таким образом, задача методической деятельности в ДОУ заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь - со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей. В настоящее время эта потребность многократно усиливалась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей. Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности.