Танец навки на тему холокоста. Навка и авербух прокомментировали танец про узников концлагеря, вызвавший споры

Никогда еще шоу "Ледниковый период" не получало столько прессы и столь бурного обсуждения в интернете, как после номера Татьяны Навки и Андрея Бурковского. Фигуристы исполнили его в субботу, 26 ноября, в выпуске, посвященном мировому кино.

Фото: фрагмент шоу Первого канала "Ледниковый период"

Из всего многообразия кинематографа танцевальная пара выбрала оскароносный фильм итальянского режиссера Роберто Бениньи "Жизнь прекрасна", о существовании которого массовый российский телезритель мог и не подозревать до минувшей субботы. Фильм, рассказывающий о Холокосте, был снят в комедийной манере - несмотря на ужасы своей жизни, его герои смеются и паясничают, пытаясь убедить своего ребенка, что концлагерь - это всего лишь игра. Столь редкий подход к освещению трагических исторических событий мог позволить себе только комедиант, обладающий ювелирным чутьем и чувством меры. Рассказав эту же историю средствами ледового шоу, фигуристы получили не только положительные рецензии, но и обвинения в глумлении над жертвами Холокоста.

Плохая пресса началась, как водится, с запада - на сайте английской Daily mail была опубликована статья о катании по тонкому льду супруги пресс-секретаря Владимира Путина. Хотя исполнители одеты в лагерную полосатую робу с нашитыми звездами Давида, их сияющие улыбки имеют мало общего со столь трагической темой, сетует Daily mail. Интернет не остался в стороне от неоднозначного номера "Ледникового периода" - сейчас в российской блогосфере можно найти всю гамму оценок от "это отвратительно" до "Браво, Танечка!". Кстати муж фигуристки Дмитрий Песков уже заявил, что гордится своей женой. Сама Татьяна Навка была удивлена реакцией западных СМИ. По ее мнению, получился один из ярких номеров "Ледникового периода", сделанный из чистых и хороших побуждений.

Придумавший этот номер главный тренер и продюсер шоу "Ледниковый период" Илья Авербух счел, что пресса слишком предвзята из-за Татьяны Навки. По его мнению, любая другая фигуристка не привлекла бы столько внимания к своему выступлению. Так, в предыдущей программе ледового шоу был номер Екатерины Варнавы, затрагивающий тему геноцида армян, на который никто не обратил внимания. Авербух также напомнил, что никто не нападал и на Юлию Липницкую, исполнившую на Олимпиаде в Сочи программу под музыкальную тему из фильма "Список Шиндлера", также посвященный теме Холокоста. Правда, при этом костюм Юлии Липницкой не содержал столь прямых ассоциаций с концлагерем, фигуристка использовала только музыкальную тему.

Вопрос, насколько готова наша публика видеть в ледовом шоу фигуристов людей в форме узников Освенцима, уже прокомментировал представитель еврейской общины. Главный раввин Москвы, председатель Совета раввинов Европы, глава раввинского суда в странах СНГ и Балтии Пинхас Гольдшмидт напомнил, что Холокост и все, что с ним связано - слишком большая рана. По его мнению, в таких случаях, чтобы не задеть за живое, нужно советоваться. При этом раввин не усомнился в благих намерениях исполнителей этого танца.

Недавнее выступление Татьяны Навки в программе «Ледниковый период» вызвало огромную волну обсуждений. Дело не в безупречной технике фигуристки или сложных прыжках, а в теме выступления: номер Навки и Андрея Бурковского был посвящен Холокосту. Одетые в полосатые робы, со звездами Давида на груди, они изображали узников Освенцима во время танца на льду. Многие сочли такое представление легкомысленным, а улыбки на лице фигуристов и их веселость журналисты и общественные деятели сочли чуть ли не надругательством над памятью жертв Холокоста. Британское издание Daily Mail посвятило Навке целую , в которой журналисты приводили высказывания пользователей о номере. «Владимир Путин должен обязать Татьяну Навку извиниться за выступление», «Вы что, забыли, как люди страдали во время войны?», «Это отвратительно, ей должно быть стыдно», — это только часть комментариев, которые собрало скандальное видео. Другая часть сконцентрировалась в «Инстаграме» фигуристки: Татьяна выложила фотографии с выступления, отметив, что оно стало одним из ее любимых, и посоветовав всем показать его детям. «Твари, танцевать и веселиться в костюмах заключенных концлагерей, ты будешь за это отвечать, корова», — сразу написали ей под снимком. «Вы ударились об лед и стукнулись головой?! Холокост — не та тема, которую можно использовать для развлечения», — строчили подписчики. При этом были и те, кто в комментариях благодарил Татьяну за выступление, потому что она «не дает людям забыть весь этот ужас». Сама фигуристка ничего оскорбительного в номере не видит и уверяет, что он посвящен фильму Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна». В этой картине попавшие в концлагерь родители уверяют ребенка, что все происходящее — забавное игра. По словам Татьяны, поэтому фигуристы и улыбались во время катания — это была напускная веселость, которую приходилось играть героям фильма.

Но дело здесь даже не в улыбках Навки и Бурковского: если бы они скользили по льду со скорбными лицами, это вряд ли изменило ситуацию. Проблема стара как мир — просто мы до сих пор не можем решить, какие темы можно использовать в массовой культуре, а какие — нет. Не существует одного стандарта, поэтому каждый говорит за себя: кого-то оскорбляют фигуристы в робах узников Освенцима, а кто-то считает это отличным поводом напомнить человечеству о страшной трагедии. То, что одни называют надругательством над ценностями, другие считают творческим актом, который никто не имеет права запретить, иначе это цензура, ограничение свободы личности и творчества и тому подобное. Когда Pussy Riot танцевали в храме, многие общественные деятели яростно отстаивали право человека танцевать где угодно и говорить о чем угодно, а если ваши чувства это задевает, то это только ваша проблема. Вот Татьяна Навка и станцевала — поэтому решительно непонятно, какие претензии к ней могут быть у тех, кто раньше выступал за творческую свободу. Получается, что мы можем яростно требовать собственной свободы, но уважать чужую — будь это свобода мысли, слова или даже танца на льду, — еще не научились.

0 28 ноября 2016, 12:18


Субботний выпуск шоу "Ледниковый период" на Первом канале привлек внимание не только российских, но и мировых СМИ. Западная пресса весьма неоднозначно воприняла номер Татьяны Навки и Андрея Бурковского, посвященный Холокосту.

Перед зрителями артисты предстали в образах узников Освенцима — в полосатых робах и с нашитыми желтыми звездами Давида. Однако, как отмечают зарубежные журналисты, номер, затрагивающий такую непростую тему, многим показался возмутительно легкомысленным.


Как объяснила сама фигуристка, танец был вдохновлен фильмом "Жизнь прекрасна" Роберто Бениньи, рассказывающего о пребывании итальянского еврея в лагере смерти. Музыка из фильма Beautiful That Way также звучала в номере.

Посмотрите обязательно! Один из моих любимых номеров! По мотивам одного из моих любимых фильмов "Жизнь прекрасна"! Покажите этот фильм своим детям, обязательно. PS: Наши дети должны знать и помнить о том страшном времени, которого надеюсь — даст Бог, они никогда не узнают (орфография и пунктуация автора сохранены, — прим. ред.),

— написала Навка на своей странице в Instagram.

Мнения публики, в том числе и российской, разделились: одни считают, что ничего оскорбительного в катании на льду в образе узника концлагеря нет, другие называют подобное сценической действо недопустимым.

Израильское издание Haaretz обратило внимание, что это уже не первый раз, когда на российском телевидении затрагивается сложная военная тема в развлекательных программах. Так, например, в 2016 году продюсерам шоу "Танцы со звездами" пришлось приносить извинения за номер, в котором рассказывалось о любви немецкого солдата времен Второй мировой войны и русской девушки.

Причина в том, что Навка и её партнер выбрали для выступления редко используемую в подобном контексте тему Холокоста.

Сама Навка заявила, что танец в робах заключенных с нашитой на них звездой Давида (использовавшейся для обозначения узников концлагерей еврейского происхождения) был попыткой переноса настроения и эстетики итальянского оскароносного фильма "Жизнь прекрасна" на лед: "Посмотрите обязательно! Один из моих любимых номеров! По мотивам одного из моих любимых фильмов "Жизнь прекрасна"! Покажите этот фильм своим детям, обязательно [!] Наши дети должны знать и помнить о том страшном времени, которого надеюсь-даст Бог, они никогда не узнают".

Танцевальная пара - и Андрей Бурковский - выступали под песню Beautiful That Way Николы Пьовани из этого же фильма Роберто Бениньи, повествующего о мальчике и его отце-еврее и их пребывании в концлагере.

Судьи телешоу танец оценили высоко: дуэт получил 12 баллов по результатам выступления 26 ноября, что вывело их в лидеры рейтинга седьмого сезона "Ледникового периода".

Видеоролик с танцем быстро разошелся по интернету и вызвал шквал комментариев у пользователей по всему миру.

"Ох уж эти дурацкие жертвы Холокоста", - написала в "Твиттере" американская юмористка с еврейскими корнями Сара Сильверман.

"Как по-русски сказать "отвратительно, оскорбительно безвкусный", - спрашивает у подписчиков актер и писатель Ричард Бельзер.

"Неважно, какой был план - это было неуместно", - пишет колумнист Times, подписывающийся только именем Яшар.

В израильской блогосфере выполнение Бурковским и Навкой номера не вызвало больших дискуссий, рассказал Русской службе Би-би-си журналист Евгений Сова.

"Никакой реакции, не считая нескольких человек, бурных активистов в соцсетях. Фильм итальянский, тема Холокоста... У Израиля нет монополии на тему Холокоста. За исключением нескольких десятков русскоязычных комментаторов, никто не отреагировал. В понедельник межфракционный день, я пытался узнать у фракций - так вот, они вообще не понимают, о чем идет речь. Может быть, по итогам сюжета Си-эн-эн кто-то заметит, но пока на официальном уровне ничего не было. Официальные лица вообще не понимают, что это за шоу - ну, откатали шоу. Я даже не вступаю на перепалки на эту тему в "Фейсбуке". Ни один политик не поймет, что это. Может быть, не надо педалировать тему Холокоста в виде танца, но это их право. Реакции Израиля просто нет".

Для наряда танцоров сразу же нашлось новое слово - "холокостюм" (holocaustume).

В соцсетях вспомнили о выступлении хореографа Анастасии Антелавы и актера московского театра имени Ермоловой Александра Петрова на похожем проекте "Танцы со звездами", где дуэт исполнил романтический номер о нацистском военном и жительнице оккупированной территории.

Пара станцевала фокстрот под Fly Me to the Moon Фрэнка Синатры, в финале композиции оба героя погибают.

"Только на российском ТВ зрители развлекательных шоу могут увидеть холокост на коньках и танцующих нацистов", - сопоставляют оба события в "Твиттере".

"90% говорящих вообще не видели номера, не понимают, о чем шла речь, и для таких людей я готов еще раз объяснить: тема программы была "Мировое кино", номер поставлен целиком по великому кино "Жизнь прекрасна" режиссера Роберто Бениньи, который получил три "Оскара", - сказал в интервью "Бизнес-FM" фигурист Илья Авербух, ставивший танец.

В России комментаторы обратили внимание, что многие западные СМИ, рассказывая о выступлении, выносили в заголовок то, что Навка замужем за пресс-секретарем российского президента Дмитрием Песковым.

Песков не стал комментировать выступление своей супруги развернуто

"Я горжусь своей женой, вот что я могу сказать", - заявил он РИА Новости.

Из переписки на фейсбуке:

"Абсолютно понятна тема передачи - иностранное кино - и задачи, стоявшие перед постановщиками танцев на льду. Авербух, в меру своих способностей предпринял неудачную попытку воссоздать тему очень тонкого и несомненно талантливого фильма. Почему неудачную, попытаюсь объяснить. Любая реплика с гениального художественного произведения - это скользкий и опасный путь. Потому что попытаться "перепеть" гения практически невозможно. Нет в истории искусств таких примеров. Тем не менее, произведения, заранее нацеленные на "подражание" автору-гению существуют. И не менее гениальные. Должно лишь быть соблюдено одно условие - смена жанра. Классика/экспрессионизм, постклассицизм/модерн, модерн/поп-арт и тп...И здесь вступают в игру законы художественной этики, которые неразрывно сопровождают любое эстетическое произведение, которое предлагается вниманию публики. Есть круг тем, которые, по умолчанию, по сложившимся законам этики (я говорю о нашей с Вами современности, возможно лет через двести они будут скорректированы, даже вероятнее всего!) невозможны для подобных "упражнений". Это, к примеру, сцены крайней жестокости - расчлененка, сцены сексуального насилия, изображение детской наготы с сексуальным подтекстом, изображение глумления над физическими недостатками и тп. Это не говорит о том, что те же темы не могут быть освещены в творчестве в виде аллегорий или ассоциаций, не касающихся тематики напрямую!

Тема геноцида не является абсолютным табу, но Холокост имеет свои рамки изображения и интерпретации. Почему? Потому, что любой геноцид - это следствие не только массового истребления людей, но и следствие массового участия людей в этом истреблении. Телевидение - это масс-медиа, не только развлекающее, но и формирующее вкусы, предпочтения и мировоззрение у телезрителей, воспитывающее в определенном ключе. На этот счет существует целая наука - о воздействии на мировоззрение аудио-визуальных информационных источников. Поэтому то, как тема Холокоста преподносится с экрана, должно быть строжайшим образом подвергнуто внутренней цензуре автора (либо цензуре редакторской) и соответствующими законодательными актами, касающимися этого. В цивилизованных странах дела обстоят именно так.
В случае с Авербухом было нарушено множество вышеуказанных традиций: неуместность, предметное изображение образов узников в нестереотипном (нестандартном) виде, отрыв от пропорции изображения трагедии, которая была соблюдена в оригинале (фильме), безвкусица в изображении/постановке и нечистоплотное использование заведомо выигрышной тематики с целью получения личных дивидендов. Все это никак не увязывается с традиционным использованием темы Холокоста ни в искусстве, ни в спорте(!) (То, как тема была использована в олимпийском выступлении Липницкой, где именно использовалась аллегория - подобная той, которую использовал в своем фильме Стивен Спилберг, но не менее талантливая!). Воспитательный момент, цель которая традиционно преследуется в изображении Холокоста, отсутствовал, а любая другая цель - это надругательство над темой."

Такой вот развернутый ответ искусствоведа.

Хоть спорь, хоть нет - таких слов не найти все равно.