Субкультуры: список от а до я и их влияние на общество. субкультуры молодежи: панки, эмо и др

Общества характеризуются своими особыми правилами и имеют собственную тенденцию развития. Подростки очень сильно отличаются своим мировоззрением, манерой поведения и привычками. В процессе самопознания они пытаются найти свое место в жизни, определиться с целями и понять себя. Довольно часто такие поиски приводят к таким довольно серьезным проблемам, как подростковый алкоголизм и ранняя наркомания. Поэтому влияние субкультур на подростков является одной из самых актуальных проблем, которые тревожат всех без исключения родителей.

Положительные и отрицательные стороны влияния субкультур

Проведенные в последнее время социологические исследования показали, что многие подростки идентифицируют себя как представителя той или иной субкультуры. При этом часть молодежи подвержена сильному влиянию субкультур, которое может быть и положительным, и отрицательным. В первом случае подростки получают необходимые для жизни в социальном обществе навыки, а во втором - приобретают качества, с которыми общество всеми доступными способами старается бороться.

Подростковые субкультуры помогают молодым людям реализовать свои желания и адаптироваться к взрослой и самостоятельной жизни. Но есть и негативные стороны, такие как жестокость к определенным группам людей. К примеру, скинхеды отличаются расизмом и могут, согласно своей идеологии, совершать преступные действия в отношении лиц других национальностей. Для них в таком поведении нет ничего противоправного, и поэтому они не понимают, что несут ответственность за содеянные ими поступки. В этом случае субкультуры подростков негативно влияют на их мировоззрение, настраивая молодое поколение против других

Разновидности субкультур

Во всех подростковых сообществах существуют не только собственные законы поведения, но и правила, которые предполагают определенного внешнего вида. Отдельные молодежные течения могут шокировать взрослое общество многочисленным пирсингом, необычным цветом волос, странным стилем в одежде, аксессуарах. Довольно часто разногласия между родителями и подростками возникают именно на этой почве. Молодежь не любит, когда вмешиваются в их личную жизнь, а родителям хочется, чтобы их ребенок не выделялся из общей массы.

Субкультура рабочей молодежи - тэдди-бойз

Социальная молодежная группа тэдди-бойз сформировалась еще в начале 50-х годов благодаря относительному улучшению рабочего класса. Эта молодежная субкультура, получившая широкое распространение в послевоенное время, состояла из выходцев рабочего класса с незавершенным высшим образованием и не имеющим высокооплачиваемой профессии. Их стиль был скопирован с одежды и поведения членов высших слоев общества. В классическом варианте "тэдд" выглядел следующим образом: брюки-дудочки, свободный пиджак с бархатным воротником, галстук-шнурок и ботинки на резиновой платформе. Образ был типично мужским, несмотря на свою элегантность.

Представители тэдди-бойз всеми силами стремились поддерживать созданный ими «высокий» статус, что становилось причиной конфликтов, возникающих с представителями других слоев общества. К примеру, были столкновения с более обеспеченными подростками, нападения на элитные молодежные клубы. Имели место и нападения на иммигрантов.

Субкультура квалифицированных слоев рабочего класса - моды

К группе модов себя причисляли подростки, которые после окончания школы освоили рабочие специальности, требующие высокого уровня подготовленности. В действительности мод в идеальном понимании должен был жить роскошно, посещать престижные и дорогие клубы, рестораны и магазины, одеваться в исключительно дорогие вещи. Но для многих такие удовольствия были недоступны, поэтому оставалось лишь пытаться воссоздать идеальный образ. Существует четыре вида модов:

  1. Агрессивный тип в джинсах и грубых башмаках.
  2. Владельцы мотороллеров, тоже в джинсах и куртках с капюшоном.
  3. Моды в костюмах и начищенных ботинках составляли большинство представителей этой субкультуры. Список дополняют девушки моды, примерные на вид и с короткой стрижкой.
  4. Ученики художественных школ, студенты и так далее.

Субкультура - рокеры

Рокеры появились в середине 60-х годов. В эту группу входили в основном подростки без образования или из неполных семей. Основными атрибутами выходцев этой субкультуры были кожаная куртка, поношенные джинсы, большие грубые башмаки, зачесанные назад длинные волосы и татуировки. Разумеется, какой рокер без такого важного элемента, как мотоцикл. Особое место в субкультуре рокеров занимает музыка в стиле рок.

Скинхэды или бритоголовые

Члены этой группы так же, как и рокеры, преимущественно выходили из среды рабочих низкого уровня квалификации. Среди них многие были безработными, малообразованными и с низким культурным уровнем. Бритоголовые носили подвернутые снизу джинсы, большие грубые башмаки и брили наголо головы. К бритоголовым вплотную примыкают футбольные хулиганы. Эти виды субкультур во многом схожи по социальному составу. Объединяет их и агрессивность в поведении, например, связанном с футбольными матчами.

Субкультура панки

В эту группу преимущественно входили молодые люди из неквалифицированных и низкооплачиваемых слоев населения. Критическое положение молодежи привело к появлению этой субкультуры. Список объединений, состоящих из малообразованных членов общества, пополнили панки. Стереотипы данной группы были тесно переплетены с агрессивным самоутверждением, но, кроме этого, во многом основывался на взглядах, оппозиционных традиционным моральным принципам и ценностям. Изначально субкультура панки использовала для провокации общества внешний вид: необычная окраска волос, странные прически, эпатажная манера поведения и разный стиль в одежде, но со временем стали применяться и более сильные приемы воздействия через темы насилия и смерти.

Движение хиппи

Эта субкультура появилась в США в 60-х годах и очень быстро распространилась по всему миру. В свое время хиппи эволюционировали из битников, представителей среднего класса, которые в течение длительного времени оказывали влияние на выходцев своей группы. Эти американские субкультуры имеют одну общую отличительную особенность - ярко выраженную в словах идеологию. Основными элементами стиля или мировоззрения хиппи было следующее:

  1. Миролюбие и ненасилие. Пацифизм являлся основной идеологией хиппи. Именно поэтому представители этой группы отличались игнорированием власти, аполитичностью, поскольку именно правители разжигают войны и заставляют людей воевать.
  2. Саморазвитие и индивидуализм. Эти элементы были реакцией на серость массового общества.
  3. Сознательное упрощение, то есть переход от обеспеченной жизни к нищете, отказ от материальных благ.
  4. Наркотики, сексуальные эксперименты, путешествия, фестивали, коммуны - все это наиболее яркие особенности субкультуры общества хиппи.
  5. Совместное проживание - это отличительная особенность хиппи, так как другие субкультуры не придерживались такой формы поведения.

Стиляги

Возникла эта молодежная субкультура в СССР в конце 40-х годов 20-го века. Таким образом советская молодежь выражала протест стереотипам общества. Основным направлением стиляг было слепое копирование стиля Запада и США. В то время стиляги внешне больше напоминали карикатуру: широкие штаны ярких цветов, мешковатые двубортные пиджаки, ботинки на толстой подошве и и обязательно носки ярких тонов, выглядывающие из-под брюк. Образ был весьма оригинальным и ярким, о сочетании цветов никто не беспокоился.

Но со временем, ближе к 50-м годам, стиляги немного изменили свой образ. Они стали носить узкие брюки и элегантного кроя пиджаки с широкими плечами, тоненький галстук на шее и, разумеется, набриолиненный «кок». Стоит отметить, что определенный образ был только у парней, девушки-стиляги носили пышные яркие платья либо же зауженные юбки, остроносые туфли и делали яркий макияж. Общество не допускало развития данной субкультуры в СССР и всячески осуждало и преследовало представителей этой яркой группы.

Социальные субкультуры

Процесс социализации подростков в субкультурах общества происходит гораздо быстрее. Такие примеры субкультур, как «зеленые» или «защитники животных» учат молодое поколение помогать природе и заботиться об окружающей среде. Но одной теоретической информации не всегда достаточно для того, чтобы научить подростков ответственности. Нужно на практике показывать работу «положительных субкультур». нужны не только теоремы и аксиомы, а их закрепление действиями и результатом, в ином случае оно не осознает необходимости хороших поступков.

Субкультуры, популярные в современном обществе

Криминальная субкультура (рокеры, панки, эмо, бритоголовые и т.д.) в России уже теряет свои позиции. Негатив и агрессия постепенно выходят из моды. В поисках новых направлений придумывает собственный современный образ. Например, субкультура футеринг не несет в себе негативного проявления, поэтому весьма неплохо воспринимается обществом. Члены этой молодежной группы не носят обувь в любую погоду.

За счет широкого распространения интернета все большие обороты набирает субкультура геймеров. Современная молодежь все чаще прячется от реальности в виртуальном мире. Многие маленькие дети уже уверенно управляют планшетами, ридерами и мобильными телефонами. Но это в основном ложная замена реальных увлечений, которую навязывают им родители для экономии собственных сил и времени. Ведь когда ребенок занят компьютерными играми, он не требует столько внимания и заботы. По сути, проблема этой субкультуры очень глубока, и родителям нужно обязательно принимать определенные меры, если у ребенка наблюдается игровая или компьютерная зависимость.

Отличительные особенности современных молодежных направлений

Субкультуры молодежи современного мира характеризуются увеличением количества деятельных объединений. Кроме того, современная молодежь все больше погружается в просторы интернета. Они ищут в сети своих единомышленников, организую встречи, проводят акции. Можно выделить три социально-ценностные направленности современных субкультур:

  1. Просоциальные направления: субкультура реперы и движение ролевых игр.
  2. Асоциальные направления: панки, металлисты, эмо и хиппи.
  3. Антисоциальные группировки, аналогичные взрослой криминальной субкультуре: скинхеды в радикальной их форме.

Можно квалифицировать субкультуры молодежи и по мере включения деятельности группы в образ жизни молодого человека. Есть поведенческие группы и деятельные. В первом случае подростки придерживаются характерного для выбранной группы стиля в одежде, поведении и общении. Такие направления не характеризуются занятием какой-либо деятельностью. Сюда можно отнести эмо, хипстеров и готов. Другими словами, молодое поколение изменят только внешний образ и стиль поведения.

Деятельные виды субкультур - это те общности, которые основаны на увлечении специфической деятельностью, которая требует той или иной активности. В эту группу можно включить паркурщиков, граффистов, ролевиков.

Что привлекает молодежь в субкультурах

Юношеские субкультуры на личностном уровне - это способ добиться самоуважения и компенсировать негативное отношение окружающих к себе. Недовольство собственным стилем поведения, телом, несоответствием эталонам женственности или мужественности. Субкультуры, список которых огромен и разнообразен, позволяют подросткам придать себе ореол особенности, яркой индивидуальности.

Социально-психологическими причинами считают привлекательность неформального образа жизни, который не требует ответственности, целенаправленности и целеустремленности, в отличие от общепринятых в обществе требований. Есть три возможных варианта последствий влияния субкультуры на социализацию молодежи:

  1. Позитивная направленность, которая проявляется в социальном и культурном самоопределении, творческой самореализации и экспериментировании с образами, поведенческим стилем и так далее.
  2. Социально-негативная направленность, которая обнаруживается в присоединении к субкультурам криминального, экстремистского характера, наркотикам и алкоголю.
  3. Индивидуально-негативная тенденция проявляется в бегстве от реальности, в оправдании своего инфантильного поведения, избегании культурного и социального самоопределения.

Какие направленности преобладают в конкретной субкультуре определить достаточно непросто. Тем более сложно заметить, как она влияет на образ жизни человека. Современные течения привлекают молодежь своим разнообразием и вызывающим видом и поведением. Но стоит отметить, что принадлежность к определенной социальной группе - явление, как правило, кратковременное. В основном увлечение субкультурами начинается в 13 лет и к 19 годам проходит. К этому возрасту человек меняет свои увлечения или переосмысливает Но есть и исключения в возрастных рамках, например, субкультура рокеров не имеет временных ограничений. Среди представителей этой общности можно встретить и зрелых людей, а иногда даже пожилых. Они остались верными своим подростковым увлечениям и все так же слушают рок или играют в музыкальных группах. Как правило, к субкультуре рокеров относятся те люди, которые и в зрелой жизни не готовы к ответственной и самостоятельной жизни.

К особенностям субкультур подростков можно отнести и их непостоянство в поведении. Многие подростки отличаются нестабильной психикой, которая во многом зависит от того, как складываются их взаимоотношения с родителями. Если в отношениях с близкими людьми есть отдаленность, то шансы того, что ребенок попадет под влияние извне, увеличиваются. Ведь подростку нужно общение, советы и понимание. Если в семье он не получает всего этого, то он будет искать поддержки в кругу людей, близких по духу и моральному состоянию. Очень часто дивиантное поведение ребенка в подростковом возрасте связано с плохим примером извне. Это может быть телевидение, плохие поступки товарищей в компании и прочее. Чтобы не допустить отрицательного влияния на ребенка, родителям нужно наладить с ним контакт или же привлечь для этой цели старшую молодежь.

Источники появления субкультур в России

В российской молодежной среде появление субкультур обусловлено рядом причин. В последние 15-20 лет повседневная жизнь взрослого общества и детей претерпела сильные изменения. Открытость западной и восточной культур сильно повлияла на мировоззрение людей, растворила многие традиции, устойчивые отношения, ценности граждан России. Не менее сильно отразилась на жизни людей и новая научно-техническая революция, которая, прежде всего, связана с появлением феноменов, таких как компьютеры, мобильные телефоны, интернет.

В основном молодежные субкультуры распространяются стихийно. Хотя достаточно часто такому распространению способствуют партии, законодатели моды и так далее. Есть еще один путь - коммерческие и молодежные организации берут за основу формы молодежного досуга, существующие стихийно, и создают организованные направления. В качестве примера можно привести стрит-данс. Но этот процесс также требует особого подхода. Специалисты считают, что взаимодействие с потенциально позитивными неформалами должно осуществляться по трем правилам: необходимо согласовывать свои действия с лидерами, предоставлять им все необходимое для проведения мероприятий и согласовывать ограничения в поведении и деятельности в процессе проводимых акций.

Стратегии в отношении молодежных видов деятельности

Если рассматривать молодежные виды деятельности с позиции социального воспитания, то можно выделить три основные педагогические стратегии. Не обращать внимания, не исключать стихийного проникновения в социальную жизнь и только после этого работать или анализировать потенциал молодежных субкультур с точки зрения дополнительных воспитательных методов и использовать их в интересах личностного развития подростков и детей.

Потенциал субкультур молодежи с точки зрения воспитания состоит в том, что виды и формы деятельности подростков и молодых людей, которые возникли независимо от педагогической сферы, в среде свободного общения молодежи, имеют социально-позитивный характер. Но при этом необходимо применить соответствующую педагогическую инструментовку.

В действительности современные воспитательные методы практически не соприкасаются с такими молодежными и подростковыми общностями. К тому же преимущественно это соприкосновение наблюдается в летних лагерях, в детских общественных объединениях и крайне редко в общеобразовательных школьных учреждениях.

Как правило, стиль жизни, поведение и внешние признаки субкультур подростков и молодежи освещаются в негативном ключе, что способствовало активному подражанию представителям этих общин определенной неохваченной частью молодежи. Это, в свою очередь, послужило толчком для распространения этих субкультур за пределы одной страны. Тем не менее на вариативность и прочие характеристики субкультур большое влияние оказали этнические и социальные условия. К примеру, советские хиппи мало чем походили на представителей этой субкультуры западных стран. А скинхеды современной России сильно отличаются от первых скинхедов Великобритании.

Бурные протесты молодежи в западных странах в 60-70-е годы и на советском и постсоветском пространстве во второй половине 90-х стали причиной не только снижения общественной активности среди молодых людей, но послужили развитию определенных тенденций к эскапизму. Отличительной характеристикой современного мира является увеличение количества протестных молодежных субкультур, а также многообразие форм. Таким образом, можно сказать, что появляются все новые субкультуры, список которых растет.

ПЛАН Понятие субкультуры Значение субкультур Признаки субкультур История субкультур в мире и в России Стиляги Хиппи Растаманы Панки Готы Байкеры Рокеры Эмо Футбольные фанаты Скинхеды Хипстеры Ролевики

СУБКУЛЬТУРА Субкультура – часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультуры. Молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых, она эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным. Молодежная субкультура – явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди и отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена на включение молодых людей в общество.

ЗНАЧЕНИЕ СУБКУЛЬТУР Подростки находятся в состоянии превращения из ребенка во взрослого, из-за этого переходного этапа, многим из них кажется, что их не понимают, часто они страдают от собственной «неправильности» и «неполноценности» . Принимая нормы и внешний вид какойлибо субкультуры, они находят в ней защиту. Они словно говорят: «Да, я не такой, как все, но я не один. Нас много» . В новой среде они находят свое место, что помогает им впоследствии нормально влиться в общество, пережив подростковый возраст. Однако, не все «неформалы» отказываются от своего образа жизни и привычного внешнего облика. Иногда это говорит об общей психологической незрелости, однако может быть и признаком дани прошлым убеждениям.

ПРИЗНАКИ СУБКУЛЬТУР 1. Неформальные коллективы не имеют официального статуса. 2. Слабо выраженная внутренняя структура. 3. Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы. 4. Слабые внутренние связи. 5. Очень сложно выделить лидера. 6. Не имеют программы деятельности. 7. Действуют по инициативе небольшой группы со стороны. 8. Представляют альтернативу государственным структурам. 9. Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.

ПРИЧИНЫ УХОДА В «АНДЕРГРАУНД» 1) Вызов обществу, протест. 2) Вызов семье, непонимание в семье. 3) Нежелание быть как все. 4) Желание утвердится в новой среде. 5) Привлечь к себе внимание. 6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране. 7) Копирование западных структур, течений, культуры. 8) Религиозные идейные убеждения. 9) Дань моде. 10) Отсутствие цели в жизни. 11) Влияние криминальных структур, хулиганство. 12) Возрастные увлечения.

ВИДЫ НЕФОРМАЛОВ Асоциальные стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу общества панки, мажоры, рокеры, хиппи Антисоциальные ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других, нравственная глухота банды Просоциальные социально-положительные неформальные клубы и объединения, которые приносят пользу обществу экологисты

СТИЛЯГИ Историю неформальных организаций нашей страны можно разделить на три своеобразных «волны» . Все началось с появления в 1950 -е гг. «стиляг» – эпатажной городской молодежи, которая одевалась и танцевала «cтильно» , за что и получили презрительное определение «cтиляги» . Основное обвинение, которое предъявлялось им, – «преклонение перед Западом» . Музыкальные пристрастия «стиляг» – джаз, а затем рок-н-ролл. Жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования «стиляги» довольно быстро исчезли.

«Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями – молодежное движение приобретает важную оставляющую – рок-музыку. Именно в этот период (конец 60 -х – начало 80 -х гг.) большинство молодежных объединений начинало приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. В молодежную среду проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. Именно в 1970 -е гг. возникает так называемая «Система» – советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система» , обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.

Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 г. : существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией. Эти объединения можно назвать и «альтернативными» .

ХИППИ Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур. Движение сформировалось в Сан. Франциско в середине 60 -х гг. XX в. как протест против обывательщины. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса» . Они придерживаются пацифистских взглядов, исповедуют идею «непротивления злу насилием» , склонны к творчеству.

Появившись на исходе «хрущёвской оттепели» , субкультура хиппи в СССР (в целом) была распространена среди весьма немногочисленных представителей молодёжи. В массовом сознании слово «хиппи» вызывало ассоциации скорее негативные - «хиппи» воспринимался как неопрятно одетый молодой человек с длинными волосами, бездельник, выпивоха и наркоман, часто аполитичный и безыдейный, - противопоставление культивировавшемуся тогда образу «советского человека» , «строителя коммунизма» - опрятно одетого и коротко подстриженного, целеустремлённого, обладающего чёткими политическими воззрениями по поводу «линии партии» . О существовании представителей «хиппи» не только за границей, но и в СССР можно было узнать только из критических статей в центральной прессе начала 70 -х. Кадры из фильма «Дом Солнца» ХИППИ

РАСТАМАНЫ Близки по многим параметрам к хиппи растаманы. Растафари (раста) – это религия всеобщего господа Джа (искаженное «Иегова»). Растаманы – убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили всемирный характер раста-движения – марихуана и регги. Растаманский быт также предусматривает здоровый образ жизни, запрет на табак и алкоголь, вегетарианство, занятия искусством. Их символы – красно-желто-зеленая шапочка «пацифик» , натянутые на косицы-дредлокс («дреды»). Растаманов часто можно встретить в компании хиппи. Говоря о России, следует отметить, что молодые растаманы в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (это направление музыки зародилось в 60 -е гг. XX в. на Ямайке).

РАСТАМАНЫ Возникновение «растаманов» в СНГ произошло вместе с формированием других молодёжных субкультур на фоне распада СССР. «Растаманов» можно выделить особо в связи с тем, что в нынешнем СНГ наблюдается заметный рост объёмов употребления марихуаны (данный вывод можно сделать лишь субъективно, так как сбор статистики по этому вопросу сильно затруднён). [Многие из курящих уже не являются «молодёжью» и не причисляют себя к «растаманам» , но их идеологически сближает нелегальный статус наркотика, так как они испытывают одинаковые трудности, связанные с его приобретением. По-видимому, вопрос самоидентификации употребляющих коноплю бывших советских граждан был решен на базе бренда конопли как атрибута растафарианства. Известное в СССР понятие «наркоман» не могло быть принято из-за несоответствия стереотипному образу такового в народе: потребителям конопли не близки темы шприцов, СПИДа, ломок и пр. - следовательно, была потребность в самоназвании.

ПАНКИ Панки. Движение панков зародилось в середине 1970 -х гг. XX вв. в Англии в период тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков – «Нет будущего!» . Философия панков – философия «потерянного поколения» , простая до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А» . Стандартной панковской прической считается «ирокез» – полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Панки – самые заядлые тусовщики, большие «специалисты» по выпивке, наркотикам, дракам – видимо, от безделья. В СССР панковская субкультура проникла в 1979 г. Одними из первых панков были известные питерские рок-музыканты Андрей Панов («Свин») и Виктор Цой.

Байкеры. Первых байкеров называли «харлеистами» – по известной марке мотоцикла «Harley-Davidson» . Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30 -х гг. ХХ в. в США. В 40 -х гг. ряды байкеров пополнились за счет ветеранов второй мировой войны. Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70 -х – начале 80 -х гг. , другой – уже в 90 -е гг. Российские байкеры, насколько можно судить, законопослушны и конформны в большей степени, чем американские «Ангелы ада» . Любимый напиток байкера – пиво. Одеваются они, как и положено любителям рока, в джинсы, черные футболки, кожаный жилет или куртку. Часто байкеры сплошь покрыты татуировками. Байкеров в большом количестве можно встретить на ежегодном байк-шоу, а на улицах – только ночью, когда есть «свобода передвижения» . Отсюда и название тусовок – «Ангелы ночи» , «Ночные волки» . БАЙКЕРЫ

РОКЕРЫ Рокеры культивируют "мужской дух", жесткость, прямоту межличностных контактов. Объединения рокеров представляют собой нечто вроде небольших государств: каждое имеет своего президента, устав, конституцию. Девушки полноправными членами объединения быть не могут, участие в их жизни им разрешается только в качестве "собственности" одного из рокеров. Внешний вид подчеркнуто агрессивен. Мотоциклетное кожаное и грубо-полотняное одеяние с металлическими планками делает их похожими на машину. Высокие тяжелые ботинки напоминают о том, что в случае драки они могут быть пущены в ход.

ГОТЫ Готика зародилась в конце 70 -х гг. XX в. на волне пост-панка. Ранние готы достаточно много взяли у панков, они выглядели также как панки, с тем лишь отличием что доминирующим цветом одежды и волос был черный (с вставками белого, красного или пурпурного) и серебряными украшениями. Вначале готами называли исключительно поклонников музыкальных готических групп. Постепенно готы приобрели собственный стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет. Современный готический имидж довольно сложен и разнообразен, он включает в себя одежду, обувь, украшения, аксессуары, make-up, прическу. Готическая эстетика крайне эклектична по набору символов, используя как египетскую, так и христианскую и кельтскую. Достаточно широко представлена оккультная символика – пентаграммы, восьмиконечные звезды (символы хаоса), символы смерти.

ГОТЫ У готов сформировался свой оригинальный стиль грима и маникюра. С помощью грима или пудры лицу придается мертвенно-бледный оттенок, делается черная подводка для глаз, также в черный цвет могут быть подкрашены губы, ногти. Черный цвет доминирует, но допустимы и другие цвета. В страны постсоветского пространства готическая субкультура пришла уже в искажённом виде. Достаточно устойчивое сообщество готов сформировалось в Эстонии. В России, как и во многих других государствах Восточной Европы, готика находится в андеграунде, и её представители сравнительно немногочисленны. Тем не менее, практически во всех крупных городах существуют локальные готические сообщества. Готик-рок в России менее популярен, чем готик-метал и подобные жанры. Российские готы до сих пор часто сталкиваются с враждебностью или иной неадекватной реакцией на их внешний вид и увлечения.

ЭМО Эмо – сокращение от «эмоциональный» – термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительных сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной музыкальной составляющей. Визг, плач, стоны, шепот, срывающийся на крик – отличительные особенности этого стиля. Сегодня этот стиль музыки подразделяется на: эмокор, эмо-рок, кибер-эмо, панк-эмо, эмо-вайоленс, скримо, френч-эмокор хардкор-сан-диего и др. Поклонники эмомузыки, выделяемые в особую субкультуру, называются эмокидами. Понятие эмо очень распространено среди современной молодежи. Кроме яркого прикида, прически и макияжа у этих ребят есть другие способы выразить себя. Через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни.

ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 1930 -е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах (иначе говоря, в среде своих болельщиков). Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах (например, фаны московской футбольной команды «Динамо» относят первый такой выезд на игру в другом городе к 1976 г.). В этих формах любительской активности сообщество фанов автономно от поддерживаемой команды.

СКИНХЕДЫ Скинхеды - получили свое название по своему внешнему виду: а именно шарообразным или бритым головам. По своим политическим воззрениям скинхеды колеблются от ультралевых до антифашистов, включая все, что находится между ними. Бывают скинхеды и аполитичными. Среди окружающих их легко распознать по своеобразным отличительным знакам - высокие черные ботинки с белой шнуровкой, наголо выбритый череп, черная кожаная куртка. При разбойных нападениях используют "спецназовские" черные маски. Это неформальное движение, по статусу граничащее с преступной группировкой.

ХИПСТЕРЫ молодые (приблизительно 16 -25 лет) представители среднего класса, увлекающиеся альтернативной музыкой, артхаусным кино, современным искусством. Считается, что в среде индикидов распространён культ всеговинтажного. «Атрибуты обычного хипстера»: «скинни» , майка с принтом, кеды «Конверс» , пленочный зеркальный фотоаппарат, блокнот «Молескин» , i. Phone и т. д. В современной российской реальности существует два мнения о политических взглядах хипстеров: одни предполагают их полную аполитичность, другие рассматривают их как носителей умеренно оппозиционного либерального буржуазного сознания

РОЛЕВИКИ Ролевики. Ролевые игры – заметное явление в современной молодежной субкультуре. Не имея особых возможностей повлиять на быстро меняющийся реальный мир, многие молодые люди хотят сконструировать мир вымышленный – и поверить в него. Ролевики – неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов, толкиенистов, а также хардболистов и страйкболистов. Ролевое движение выделяют как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка, своя литература и другие характерные элементы единой культуры.

РОЛЕВИКИ Ролевое движение в России и СССР возникло в 80 -е гг. на базе Клубов Любителей Фантастики. Кроме ролевых игр, ролевики собираются на Ролевые Конвенты – кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы.

На сегодняшний день в мировом обществе существует множество различных субкультур. Представителей той или иной субкультуры называют неформалами — они отличаются незаурядностью, необычностью, яркостью. Неформальный человек пытается продемонстрировать свою индивидуальность. Представляем список основных субкультур, а затем расскажем о некоторых из них подробнее.

  • Альтернативщики
  • Анимешники
  • Байкеры
  • Ванильки
  • Гламур
  • Гопники
  • Гранжеры
  • Граффитеры
  • Кибер Готы
  • Металлисты
  • Нью-Эйдж (New Age)
  • Панки
  • Педовки
  • Растаманы
  • Рейверы
  • Рокеры
  • Рэперы
  • Скинхеды
  • Стиляги
  • Cтрэйт-эйдж
  • Толкиенисты
  • Треш Модели
  • Фрики
  • Футбольные болельщики
  • Хакеры
  • Хиппи
  • Хипстеры

Альтернативщики

В начале 90-х годов образовалась субкультура альтернативщиков, в которую входили рэперы, металлисты и панки. Представители этой субкультуры отличаются дружелюбием по отношению к представителям других направлений. Считается, что субкультура сформировалось благодаря группе Rage Against The Machine.

Внешний вид у альтернативщиков броский, их достаточно легко отличить от представителей других субкультур. Как правило, они ходят в пирсинге и носят широкую одежду. Какой-то особой идеологии у представителей этой субкультуры нет.

Байкеры

Субкультура байкеров зародилась примерно в 60-70-е года. Представители течения — бородатые длинноволосые мужчины — не представляют свою жизнь без мотоцикла, пива и рок музыки. Эти атрибуты являются отличительными чертами байкеров.

Как правило, они ездят группами и каждый из байкеров состоит в клубе. По нашивкам на одежде определяют, участником какого клуба он является. Это отличительный знак, благодаря которому байкеры отличаются друг от друга.

Субкультура байкеров придерживается своей системы ценностей, которая разительно отличается от общепринятых норм «цивилизованного общества».

Гопники

Субкультура гопников начала свое существование в последние годы перед распадом СССР. Идеология и поведение представителей этого направления схожи с поведением хулиганов. Отличительной чертой гопников является склонность к насилию, низкий уровень интеллекта и тюремный сленг, который по сложности понимания иногда может сравниться со сложными языками мира .

Гопники, как правило, любят слушать музыку в стиле тюремного шансона. К другим субкультурам они зачастую агрессивно настроены. В частности, такие движения, как эмо, готы, рэперы, гопники не признают и конфликтуют с их представителями.

Гопники коротко стригутся и носят спортивные костюмы. Это основные отличительные черты приверженцев этой субкультуры.

Готы

Формирование субкультуры готов берет свое начало из музыки. Отличительными чертами готов является преобладание черного цвета одежды, девушки ходят с темным макияжем. Представители субкультуры носят на себе аксессуары, символизирующие смерть – зубы, кресты, пентаграммы и т.д. Собственной идеологии у готов нет.

В настроении приверженцев этого течения преобладают декаданс и мрачный вид. Готическое движение породило отдельную субкультуру — сатанисты.

Металлисты

Субкультура металлистов зародилась в 1960-е годы и распространилась практически по всему миру. Толчком к возникновению субкультуры стала музыка в стиле Heavy Metal. Металлистами, как правило, называют фанатов тяжелой рок-музыки и всех разновидностей металла.

В образе представителя субкультуры присутствует кожаная одежда, изображения черепов, множество украшений из металла на теле (цепи, шипы, браслеты и т.д), тяжелые ботинки, пирсинг в ухе, банданы. Идеологии и философии, как таковой, у них нет, все убеждения и взгляды сосредоточены полностью на музыке.

Панки

Субкультура панков начала формироваться еще в 1930 году в Англии. Первыми панками были люди из бедных районов Уэльса. Они занимались грабежами, драками, дебошами. Идеология и мировоззрение панков сводится к анархии.

Отличительными чертами панков являются «ирокез» – символ панк-движения, а также кожаные куртки, надетые на голое тело, рваные майки, большое количество пирсинга на лице.

Стиляги

Субкультура стиляг сформировалась во второй половине 40х – 50х годов. В это время на улицах городов появились молодые люди, одетые в вызывающую одежду. Представители движения отличались цинизмом в суждениях и безразличием к советским нормам поведения.

Стиляги тех времен выразили протест против стандартных стереотипов поведения, однообразия в одежде. Субкультура несомненно наложила яркий отпечаток на советскую эпоху.

Мужчины-стиляги носили узкие брюки («дудочки»), длинные двубортные пиджаки, яркие рубашки в сочетании с пестрыми галстуками, остроносые ботинки и темные очки.

Девушки украшали одежду нашитыми бантами и большим количеством украшений. Стилягами, как правило, были дети высокопоставленных чиновников или профессоров.

Фрики

Субкультура фриков сформировалась в 20 веке на территории Северной Америки. Представители течения придерживаются основной идеи – выделяться среди толпы окружающих людей. Для этих целей используется не только одежда, но и поведение и философия. Термин «фрик» произошел от английского слова Freak, которое означает – странный человек. Каждый последователь субкультуры стремится создать свой собственный неповторимый образ.

Фрики ярые приверженцы пирсинга — они массово прокалывают себе всевозможные места, а также покрывают свои тела татуировками с изображениями, надписями и узорами.

Хиппи

Субкультура хиппи возникла в Америке в 1960-е годы. За короткий промежуток времени она быстро распространилась по всему миру, но как отдельное течение, перестало существовать ближе к 1980-м годам. Представители субкультуры отличались своей миротворческой позицией (пацифисты), они выступали против ядерного оружия и любого насилия.

Хиппи занимались распространением наркотиков среди молодежи, якобы для расширения сознания.

Представители хиппи носили свободную одежду, большое количество фенечек на руках и длинные волосы.

Субкультура (лат. sub - под и cultura - культура; подкультура) в социологии и культурологии - часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы.

Неформалы - социальная группа; общее название для представителей различных субкультурных молодёжных движений в СССР 80-90-х годов XX века. Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодёжи», возникшего в противопоставление «формальным» объединениям: комсомольской организации и других, допускаемых властью. «Неформалами» в середине 80х годов сотрудники органов внутренних дел и местных организаций КПСС называли различные неофициальные, самодеятельные сообщества молодых людей - группы социальной инициативы, клубы по ин тересам и подростковые банды («люберы» и т. д.). Первоначально, слово «неформал» носило ярко выраженную негативную окраску и не являлось самоназванием представителей субкультур.

Возраст 11-12, 15-16 лет мы называем подростковым. В этот период идёт нравственное развитие, формирование убеждений подростка. И чаще всего эти убеждения не совпадают с общественным мнением.

В этот период ребёнок задумывается над собой, как личность, что приводит его к процессу самовоспитания. В это время начинается формирование его характера, подросток сравнивает себя с окружающими сверстниками. В этот период и появляются “трудные” подростки, составляющие большинство в различных неформальных объединениях. Неформальное движение является, в какой-то мере, социальной группой – социально организованной общностью людей, объединённых общими интересами, целями и совместной деятельностью.

Причиной участия подростков в неформальных группах – это стремление познать необычное, особенно современное западное искусство; неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива , отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность, равнодушие к учёбе; потребность в эмоциональных впечатлениях; отсутствие индивидуального подхода в школе, при наличии задержки в умственном развитии отдельных учеников; невнимание к подросткам в семье, безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность ; оригинальность впечатлений, получаемых подростками в группах, внутренняя свобода

В России неформальные группы молодежи появились после ВОВ. В период

перестройки их число возросло, молодежь включилась в мировое молодежное

движение, представляя свою специфику.

1) Волна 60-е годы. Период Хрущевской оттепели. Это первые симптомы

разложения административно-командной системы. (Художники, Барды, Стиляги).

2) Волна. 1986 год. Существование неформальных групп было признано

официально. Неформалов стали определять по различным соматическим средствам

(одежда, сленг, значковая атрибутика, манеры, мораль и. т.д.) С помощью

которых молодые отгораживались от взрослого сообщества. Отстаивая свое

право на внутреннюю жизнь.

Причины возникновения.

1) Вызов обществу, протест.

2) Вызов семье, непонимание в семье.

3) Нежелание быть как все.

4) Желание утвердится в новой среде.

5) Привлечь к себе внимание.

6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

7) Копирование западных структур, течений, культуры.

8) Религиозные идейные убеждения.

9) Дань моде.

10) Отсутствие цели в жизни.

11) Влияние криминальных структур, хулиганство.

12) Возрастные увлечения.

В СССР молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера в целом были малоразвиты и имели крайне узкий круг адептов ; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного, романтического и альтруистического направления. Причиной этого была высокая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала. В то же время косность официальной власти и идеологии приводила к возникновению протестных настроений также и в субкультурах позитивной направленности. Наиболее распространёнными в СССР молодёжными субкультурами были: Металлисты, Панки, Рокеры, Стиляги, Хиппи.

Некоторые неформальные объединения и субкультуры в России:

Анархо-панк, Байкеры, Готы, Гопники, Дарк-кибер, Диггеры, Инди, Косплей, Кибер-готы, панки, киберпанки, Металисты, Рэпперы, Гранжи, НС-панки, Нью-эйдж, Отаку, Анимешники, Паркур, Панк, Растаманы, Рокеры, Скейтеры, Скинхеды, Стимпанк, Ska, Трешеры, Футбольные фанаты, Hacker, Геймеры, Хип-хоп, Хиппи, Хипстер, Эмо

Хиппи.

В России движение хиппи возникло в 60-х гг. Это был интерес молодежи к

джинсовой одежде. В конце 70-х гг. хиппи стали вытесняться панками,

Байкеры.

На мотоциклах без глушителей на больной скорости, группами, по ночам иногда

угоняют чужие мотоциклы, некоторые не имеют водительских прав , многие

вступают в связь с уголовными элементами. Сейчас настоящими байкерами

являются уже обеспеченные люди зрелого возраста (за 25) на дорогостоящих

мотоциклах (например, марки Harley Davidson). В музыкальных пристрастиях

они схожи с рокерами (любителями муз. стиля Rock, Hard Rock) и

металлистами. Движение считается очень престижным т. к. на все это требуется

много финансов.

Одеваются байкеры так же, как и металлисты: куртки «косухи», кожаные

жилетки, некоторые носят кожаные штаны, ботинки «казаки» с узкими носами.

На свою одежду помещают флаг рабовладельческой конфедерации , на руках носят

обилие металлических перстней. Носят длинные волосы, некоторые даже

отращивают бороды. У них есть свои места тусовок и даже проводятся свои

ежегодные фестивали (« Bike Show» например), где участвуют многие

российские рок коллективы. Многие из них байкеры считают своими, например

«Монгол Шуудан», «Черный обелиск ».

Металлисты.

Сейчас наиболее распространенная группа – поклонники металлического рока,

или металлисты. Они слушают несколько стилей металла: «Heavy Mеtal»

(тяжелый металл), «Power Metal» (сильный металл), «Speed Metal» (скоростной

металл), «Thrash» (трэш), «Black Metal» (черный металл), «Doom Metal» и др.

группы сатанинского толка. Это поклонники «Black Metal». Они агрессивны,

проповедуют культ сатаны. Носят на груди либо перевернутый крест, либо

пентаграмму. Есть в металле и группы, откровенно пропагандирующие расизм и

шовинизм. Многие подростки тянутся к ним т. к. их привлекает такой внешний

Типичную моду среди металлистов можно описать так:

* Длинные волосы у мужчин (распущенные или собранные в хвост)

* Преимущественно чёрный цвет в одежде

* Кожаная мотоциклетная куртка «косуха», кожаный жилет.

* Банданы

* Чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой металлической группы.

* Напульсники - кожаные браслеты с заклёпками и/или шипами (порки), шипастые, проклёпанные ремни, цепи на джинсах. Также на ремне может располагаться пряжка с логотипом какой-либо метал-группы.

* Нашивки с изображениями любимых метал-групп.

* Короткие или высокие сапоги с цепями - «казаки». Тяжелая обувь - «камелоты», «керзы», «гриндерсы», «мартинсы», «стилы», «гады», обычные высокие ботинки. Туфли (как правило, остроносые, «готические» штиблеты).

* Кожаные штаны, армейские штаны, джинсы

* Клёпки и шипы на одежде и аксессуарах

* Часто - длиннополая одежда черного цвета (плащи, пальто)

* Мотоциклетные кожаные перчатки без пальцев

Гранжи.

Гранжи вообще почти не отличаются от металлистов, только слушают «Grange».

Могут носить джинсовую одежду. Прическами многие напоминают их кумира,

солиста группы Nirvana Курта Кобейна (кстати, создавшего этот стиль).

Рэпперы.

Они слушают уже электронную музыку: «Hip-Hop», «Trip-Hop», «Brake beat»,

«Soul» и другие стили афро-американской музыки. Они носят ужасно широкие

штаны «трубы» (правда, сейчас это стало уже просто модным среди молодежи),

причем нередко их приспускают, носят балахоны, «клубняки» (клубные дутые

куртки) или пуховики. На головах носят банданы, бейсболки , кепки «Cangol»

или шапки-чулки.

Готы.

Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна, однако для неё в той или иной степени характерны общие черты: специфический мрачный имидж, а также интерес к готической музыке, хоррор - литературе, фильмам ужасов и мистике

Го́пники (также - гоп, собират. - гопота́, также самоназвание - пацаны) - жаргонное слово русского языка , уничижительное обозначение представителей городской, близкой к криминальному миру, прослойки российской молодёжи, а также молодёжи стран бывшего СССР (с конца ХХ века), часто происходящей из неблагополучных семей.

Эмо (от английского emotion – эмоция) - есть мнение, что данное движение появилось из готического движения. По утверржения причастных и сочувствующих движение появилось еще в 80ых(однако реально часто встречаться начали приблизительно с 2004ого года в москве). Стереотипная одежда эмо - узкие чёрные/темно-синие джинсы, двухцветные узоры (стереотип - чёрно-розовое), рисунки и термонашивки, значки, сумка-почтальонка, кеды. Кроме того и парни, и девушки могут красить губы под цвет кожи, используя светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тенями, благодаря чему они выглядят ярким пятном на бледном трупном лице. Ногти покрывают чёрным или розовым лаком. Так же характеризуется прической - косая, рваная очкастая чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Чаще чёрные и слегка сальные. Недолюбливаются готами, гопнимами, панками. Некоторые их просто ненавидят.

Анимешники и виабушники. (любители японской анимации и всего японского) характеризуется слепым поклонением японской культуре, без вникания в суть этой культуры.

Интернет субкультуры Анонимусы, тролли, блоггеры, жежешечники… И прочая нечисть:3

Давно хотел написать большой пост о том, какие молодежные субкультуры существовали в СССР. В кинофильмах советских лет практически никак не представлены субкультурые движения, хотя на самом деле это был большой пласт молодежной культуры. Исключения составляют лишь фильмы периода перестройки, некоторые из которых (к примеру, "Меня зовут Арлекино" или "Авария, дочь мента") практически полностью посвящены жизни таких субкультур.

Итак, в данном посте — большой и интересный рассказ о том, какие молодежные субкультуры существовали в СССР.

01. Стиляги. В отличие от остальных субкультур, пришедших из Западных стран, стиляги относятся скорее к уникальному, эксклюзивно советскому явлению. Ко всему прочему, их можно назвать одной из наиболее ранних советских субкультур. Стиляги стали появляться в 1950-е годы преимущественно в крупных городах, и своим внешним видом и поведением старались копировать американский образ жизни — одевались в яркую и модную одежду, слушали блюз и джаз, старались вести светский образ жизни и протестовали против "норм советской морали" и внешнего вида.

Что интересно, слово "стиляги" не является самоназванием адептов этой субкультуры — это слово появилось в советской прессе как критическое по отношению к "молодым людям, ведущим развязный образ жизни". Стиляг изображали как недалеких, тщеславных и глуповатых молодых людей, озабоченных лишь только своим внешним видом, что в общем-то было далеко от истины — чаще всего "стиляги" были выходцами из интеллигентных семей с высоким культурным уровнем. "Бомбили" стиляг не только в прессе, но даже в больших литературных произведениях, в том числе и в детских — в повести Николая Носова "Незнайка в Солнечном городе" несколько глав посвящены борьбе со стилягами, названных в повести "ветрогонами".

02. Хиппи. Изначально движение хиппи возникло в 1960-е годы в США, а его расцвет пришелся на 1960-70-е годы. Хиппи пропагандировали "максимальную свободу" человека, пацифизм, жизнь в "общинах", а также увлекались восточной философией, особенно индийской и китайской.

В СССР культура хиппи пришла с некоторым опозданием, ближе к началу 1970-х годов и имела свои отличительные особенности — она была полуподпольной, имела свой сленг ("вписка", "герла", "пипл", "сейшн", "олдовый", "флэт") и протестовала против классического образа "советского человека" с его весьма определенным внешним видом и постоянным согласием с "линией партии".

Советская милиция и КГБ боролись с хиппи, иногда арестовывая их за "мелкое хулиганство", к которому могли отнести в том числе и просто "несоответствующий внешний вид". Многих хиппи принудительно исключали из институтов и отправляли в армию, а также могли отправить на "принудительное лечение" в психбольницы. Субкультура хиппи успешно пережила СССР и существует до сегодняшних дней.

03. Битники. Часто эту субкультуру относят к ответвлению стиляг либо хиппи, но были у битников и свои отличительные особенности. Эту субкультуру объединяла любовь к музыке The Beatles, а затем и к многочисленным её подражателям (в том числе и в СССР), называемых "бит-квартетами". Битники носили длинные волосы с челками ("под Маккартни и Леннона"), брюки-клеш, пиджаки с отрезанными воротниками и отглаженными лацканами, и часто играли в самодеятельных группах, возникавших при ВУЗах или НИИ.

Особой ценностью в среде битников обладали записи "Битлз" на пластинках либо бобинах, достать такую запись считалось величайшей удачей. Как и в случае со стилягами, власть ударила по битникам "жесткой сатирой", обличая их по радио и на концертах. При этом в сатирических передачах и концертах часто использовались очень качественные оригинальные записи "Битлз", из-за чего битники валом ходили слушать такую "сатиру")

04.Панки. Панк-движение возникло в Западной Европе и США примерно в 1960-70-е годы как "контркультурное" движение, критикующее общество, власть и в целом политику, своими "политическими предтечами" панки называли анархистов начала XX века и часто носили на одежде атрибутику со значком "А" ("анархия"). Панки немного напоминали хиппи (протест против "общественной системы", нежелание служить в армии и т.д.), но при этом были более агрессивными и нигилистичными.

Характерный внешний вид панков напоминает рокерский и металлистский (косухи с заклепками, рваные джинсы с булавками, берцы), но есть у панков и свои особенности — в частности, кислотный цвет волос и прическа-ирокез.

Отличительной особенностью советских панков была музыкальная всеядность — если из "западные коллеги" слушали строго определенные группы, вроде Sex Pistols или Crass, то в СССР панки слушали буквально всю музыку, которая в СССР считалась "запретной" — от The Beatles до Metallica. Второй характерной особенностью советских панков было задирание прохожих и постоянные конфликты с милицией.

05. Металлисты. Субкультура "металлистов" появилась уже в позднем СССР, ее представители слушали определенные группы "металл"-направленности — с обилием звука тяжелых "примоченных" гитар, число гитаристов в таких группах могло доходить до 5-6 человек. Внешне металлисты напоминали панков, но выглядели более опрятно, не выстригали ирокезы (предпочитая просто длинные волосы), а также носили на одежде множество всяких металлических штук — цепей, пряжек, заклепанных напульсников, ошейников с шипами и так далее.

Отличительной особенностью металлистов было объединение по чисто музыкальным вкусам, у них не было такой "контркультурной" или "антиобщественной" направленности, как например у панков или хиппи. Отчасти именно поэтому субкультура металлистов надолго пережила СССР, и получила еще большее развитие в середине-конце 1990-х годов.

06. Рокеры. В восьмидесятые годы "рокерами" называли вовсе не поклонников рок-музыки, а мотоциклистов — тех, кого сейчас называют "байкерами". Рокеры часто походили на металлистов (носили кожаные косухи и напульсники с заклепками), но их отличительной особенностью было обязательное наличие мотоцикла — чаще всего, какой-нибудь советской "Явы", "Минска" или "Днепра".

В конце восьмидесятых годов рокеры полюбили устраивать ночные мотопробеги (от 10 до 50 мотоциклистов), против чего с переменным успехом боролось советское ГАИ. Ещё рокеры проводили много времени в гаражах, постоянно что-то усовершенствуя и улучшая в своих мотоциклах, "гаражный тюнинг" в те годы достиг невиданной популярности среди рокеров.

07. Люберы. Люберы появились в пригородах Москвы в конце семидесятых годов и противопоставляли себя панкам, металлистам и хиппи. Люберы занимались в подвальных качалках и "готовили себя к службе в армии", а также периодически устраивали потасовки с представителями всех вышеперечисленных субкультур. Основной причиной конфликта являлся, как правило, "неподходящий" внешний вид оппонента, выделяющийся из толпы. Так, панка могли побить за ирокез, металлиста за косуху, хиппи за длинные волосы и "фенечки" на руках и так далее.

Как правило, в среду люберов попадали выходцы их рабочих семей, а само название "люберы" прижилось примерно с 1986 года, когда в прессе стали появляться статьи про люберов. По некоторым сведениям, люберы управлялись советской милицией, которая с помощью люберов пыталась припугнуть хиппи, панков и металлистов, дабы не не выходили на улицу в "ненадлежащем виде". Другие субкультуры начали противостоять люберам, особенно в этом отличились металлисты — к 1987 году они уже давали организованный отпор люберам, а часто и сами собирались в группы для того, чтобы "пойти и вломить люберам".

С распадом СССР движение люберов постепенно сошло на нет, а некоторые из этого движения влились в преступные группировки.

Вот такой рассказ о советских субкультурах у меня получился.

А вы помните какие-нибудь случаи из жизни советских панков, рокеров, хиппи или люберов?

Расскажите, интересно)