Социологический опрос по экологии. Экологическое просвещение населения

Развиваемые компетенции : владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.

При выполнении работы могут быть развиты также: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, толерантностью к другой культуре, готовностью нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений;

владение основными методами, способами и средствами получения, Хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управлении я информацией.

Цель работы: знакомство с особенностями проведения социологического опроса как научного метода гуманитарных исследований; выявление мнения жителей региона об актуальных экологических проблемах и привлечение внимания к необходимости их решения.

Введение. Каждый член общества связан с окружающим миром множеством видимых и незримых контактов. Социальные, экономические, экологические проблемы переплетаются, обусловливая в итоге то или иное качество жизни отдельного индивидуума, семьи, трудового коллектива, города, региона, страны. Общественное мнение может влиять на решения властных структур, например, по размещению свалки мусора, полигона для захоронения токсичных отходов, опасного производства, вырубки деревьев для освобождения территории под коттеджное строительство. Результаты опроса населения помогает в реализации конкретных социально-экологических проектов, планировании экологического просвещения, донесении до людей правдивой информации об экологических проблемах.

В силу сложности и многогранности процессов, протекающих в обществе, и их отражения в научных публикациях и средствах массовой информации, применяются разные методы исследований. Опрос – метод научного исследования в экологии наряду с наблюдением, экспериментом и моделированием.

Опрос – метод научного исследования, основанный на устном или письменном обращении к определенной группе людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. В зависимости от формы контакта выделяют две основные разновидности опроса: анкетирование и интервьюирование (беседа). Может осуществляться лично (анкетирование) или дистанционно (телефонные или Интернет – опросы).


С точки зрения системного подхода соцопрос – форма обратной связи в обществе, так как может способствовать изменению законодательства илиувольнению министров.

Общественное мнение - форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей.

Тезаурус . Социальная экология, экологическое просвещение, социологический опрос, экологическая проблема, экологическое просвещение, экологическое образование для устойчивого развития, статистика, математическая статистика, анкета, гражданское выборка, объём выборки, событие, зависимое /независимое событие, случайная величина.

Задание 1 . Запишите понятия тезауруса, используя доступные Вам информационные источники.

Задание 2. Определите тему эколого-социологического опроса.

По указанию преподавателя разбейтесь на микро-группы по 5-7 человек.

Проведение социологического опроса начинается с формулирования цели. Возможно, Вы уже были участником анкетирования (например, «Какими марками сигарет пользуетесь?» «Косметику каких фирм предпочитаете?»). Цели подобных исследований – анализ покупательских предпочтений россиян и продвижение того или иного товара. Цель эколого-социологического опроса – изучение мнения населения о тех или иных проблемах, например, об эффективности природоохранного законодательства, ответственности властей, бизнеса и населения за поиск решения экологических проблем.

Назовите несколько известных вам экологических проблем разного масштаба. Сформулируйте в микрогруппе актуальную для большинства из вас тему опроса, который вы будете проводить.

Задание 3. Выявите респондентов.

Определите, кого и каким способом будете опрашивать. Это, к примеру, может быть гендерное исследование (определение различий в отношении мужчин и женщин к экологическим проблемам), возрастные исследования (выявление разницы между мнениями молодежи, людей среднего возраста и пенсионеров), телефонный или Интернет – опрос (если у Вас есть такая возможность).

Запишите в тетради потенциальных респондентов и их количество (рекомендуем 20-30 человек).

Задание 4. Составьте анкету.

Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с респондентом характерно для методов беседы (интервью). Интервьюер сам задает вопросы респонденту и фиксирует полученные ответы. Беседа служит распространенным методом сбора данных в гуманитарных наука (социология, педагогика, психология).

Анкета – система вопросов, направленная на выявление отношение респондента к характеристикам предмета исследования (например, к экологической проблеме).

Главным компонентом анкеты является не отдельный вопрос, как таковой, а серия вопросов, отвечающая общему смыслу исследования.

Анкета состоит из трех частей: вводная часть; основная часть; “паспортичка”. Главная ее задача – побудить респондента дать ответы на поставленные вопросы. В вводной части обычно указываются данные организации или лица, проводящего опрос; цель и задачи исследования; значимость роли респондента; гарантия конфиденциальности информации (если анкета не анонимная); инструкция по заполнению анкеты; выражение благодарности респонденту за участие в исследовании.

Сначала рекомендуется ставить контактные вопросы. Их цель – заинтересовать респондента, настроить его на контакт. Эти вопросы должны быть просты в формулировке, ответы на них должны быть краткими (закрытые вопросы - см ниже). После контактных вопросов идут основные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам опроса.

Цель основной части анкеты – сбор информации. В разработке основной части следует правильно располагать разные типы вопросов (об этом ниже). Логика построения вопросов основной части: от простых вопросов к сложным, а затем от сложных снова к простым.

На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. Главная их функция – снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т.п.

«Паспортичка» - часть анкеты, содержащая вопросы по выявлению профессии, образования, возраста, семейного положения, пола и других социальных критериев; располагается в конце анкеты. Анкета может быть анонимной, частично анонимной (с указанием, например, пола, возраста или рода занятий) или содержать ФИО респондента.

Хорошая анкета состоит, как правило, из всех трех видов вопросов: открытых, закрытых и полузакрытых.

Закрытые вопросы содержат один или несколько вариантов возможных ответов, из которых должен выбирать респондент.

Полузакрытые вопросы дают возможность респонденту уклониться от выбора указанных альтернатив, имея возможность ответить по-своему.

Открытые вопросы – вопросы, которые предполагают самостоятельную формулировку ответа респондентом.

Можно выделить следующие конструкции вопросов.

1. Вопрос, на который можно ответить “да” или “нет”.

Пример. Знаете ли Вы о проблеме парникового эффекта? (Да / нет).

2. Альтернативный вопрос. Респондент выбирает один ответ из набора вариантов.

Пример. Парниковый эффект – это

А) повышение температуры приповерхностных слоёв атмосферы

Б) рост солнечной радиации из-за разрушения озонового слоя Земли

В) изменение климата из-за опустынивания.

3. Поливариантные вопросы – вопросы типа “меню”. Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько. Отличие поливариантных вопросов от альтернативных – в количестве вариантов ответа, которое можно выбрать.

Пример. В росте несанкционированных свалок виноваты

А) экологически неграмотные граждане

Б) бизнесмены, не желающие заключать договора на вывоз мусора со своих предприятий

В) плохо работающие спецавтохозяйства

Д) марсиане.

4. Шкальные вопросы – вопросы, содержащие шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо оценить интенсивность какого-либо явления или мнения.

Пример. Считаете ли Вы водопроводную воду в Томске:

А) очень грязной;

Б) грязной, непригодной для питья;

В) относительно чистой;

Г) чистой, пригодной для питья.

5. Вопросы-диалоги. Состоят из высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с воображаемым собеседником.

Господин N считает, что бездомных животных нужно отстреливать. Гражданка Х думает, что их нужно стерилизовать. Студент С заявляет, что брошенных собак и кошек следует помещать в приюты и раздавать сердобольным гражданам.

Задание 5. Обработка и представление данных.

После проведения социологического опроса необходимо обработать данные. При этом используются инструменты математической статистики (раздела математики, изучающий методы сбора и обработки результатов наблюдений случайных событий с целью выявления закономерностей).

Ниже приведены некоторые специальные термины, знание которых полезно для проведения социологического опроса. Другие понятия и термины, которые имеют отношение к рассматриваемой теме, перечислены в рубрике «тезаурус». Значение (смысл) каждого из них необходимо знать, когда преподавателю представляется отчет по данной практической работе.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».


Комплексная анкета

по выявлению состояния экологической культуры учащихся.

I. Мотивационный компонент:


  1. Что вызывает у Вас потребность заниматься экологической деятельностью?
· требования учителей;

· любовь к природе;

· стремление быть полезным;

· сознание личной причастности к делу охраны природы;

· требования родителей;

· пример других людей;

· интерес к экологическим проблемам;

· затрудняюсь ответить;

· особое мнение_______________________________________________________________


  1. Убеждены ли Вы в том, что деятельность каждого конкретного человека способствует решению экологических проблем?
· да

· не совсем убежден;


  1. Считаете ли Вы своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы)?
· да, считаю;

· скорее да, чем нет;

· скорее нет, чем да;

· нет, не считаю.


  1. Проявляете ли Вы интерес к проблемам взаимодействия человека и природы? В чем это выражается?
· постоянно читаю книги, статьи в газетах и журналах, смотрю передачи экологической тематики;

· иногда читаю отдельные статьи в периодических изданиях ;

· не интересуюсь этими проблемами;

· делал доклад на уроке (заседании кружка) по экологической тематике;

· занимаюсь в природоведческом кружке;

· провожу исследования в природе;

· затрудняюсь ответить.


    Что препятствует Вам заниматься экологической деятельностью?
· не проявляю интереса к проблемам взаимодействия человека и природы;

· не хватает времени на все, в том числе на экологическую деятельность;

· экологическая деятельность – это очень трудно;

· большая загруженность другой работой;

· осознание того, что вряд ли я один могу изменить экологическую ситуацию;

· я не владею навыками и умениями экологической деятельности;

· затрудняюсь ответить;


  1. Что обычно определяет Ваше поведение в природе?
· никогда не задумывался над этим;

· бережное отношение к растениям и животным;

· стремление получить какую-либо пользу, выгоду для себя;

· осознание долга за сохранение всего живого;

· стремление отдохнуть, расслабиться, получить положительные эмоции;

· стремление насладиться красотой природы;

· затрудняюсь ответить;

· особое мнение_______________________________________________________________

II. Аксиологический компонент:


  1. Какую ценность имеет природа для общества человека?

  1. Какую ценность имеет природа лично для Вас?

  1. В чем заключается общечеловеческая ценность природы?
· в том, что она является главным условием жизни человека

· в том, что она критерий прекрасного в жизни;

· в том, что она дает человеку пищу и одежду;

· в том, что она источник вдохновения в деятельности человека;

· в том, что она позволяет человеку познавать окружающий мир;

· затрудняюсь ответить;

· особое мнение_________________________________________________________________


  1. Есть ли в природе полезные и вредные растения и животные?

  1. В чем заключается нравственная ценность природы?

  1. В чем заключается познавательная ценность природы?

  1. В чем заключается эстетическая ценность природы
III. Гностический компонент:

1. Что такое экология?

· наука о взаимодействии человека и природы;

· система знаний об экосистемах;

· наука о воспроизводстве жизни и факторах этого воспроизводства;

· сведения об экологических проблемах;

2. Какие эмоции и чувства вызывает у Вас негативное отношение людей к природе?

3. Всегда ли Вы можете удержаться от того, чтобы сорвать цветов, сломать ветку дерева без особой потребности?

· всегда;

· иногда;

· очень редко;

· никогда.


  1. Могли бы Вы остановить своего товарища от нанесения вреда природе? Как?

  1. Испытываете ли Вы потребность заниматься экологической деятельностью?

  1. Оцените свой уровень экологической культуры
· высокий;

· средневысокий;

· средненизкий;

· низкий;

· затрудняюсь оценить.

МЕТОДИКА 5.

Диагностика педагогов.

На сколько лично ваше поведение экологично.

Если решили заниматься экологическим образованием, подумайте, а насколько лично ваше поведение «экологично»? в быту, во время отдыха на природе? Попробуйте искренне (для себя) ответить на следующие вопросы и проанализировать свои ответы . Ставьте баллы от 0 до 3.

1. Часто ли вы общаетесь с природой, и возникает ли у вас потребность в таком общении?

2. Можете ли вы назвать источники экологической опасности, находящиеся вблизи вашего МОУ, вашего дома?

3. Как эти источники экологической опасности могут повлиять на здоровье ваше и ваших детей.


  1. Как оценивают специалисты экологическую ситуацию в вашей местности?

  2. Одинаково ли вы относитесь ко всем животным или испытываете к некоторым неприязнь? Почему? Проанализируйте причины своего отрицательного отношения к некоторым животным. Возможно, были случаи, когда вы говорили ребенку, взявшему в руки червяка или лягушку: «Сейчас же выбрось эту гадость и вымой руки!»
6. Экономите ли вы электричество, воду, тепло, бумагу? Можете ли объяснить необходимость их экономичного использования.

б) нет;


в) затрудняюсь ответить.

6. Отражается ли в сказках взаимодействие человека и природы (каких)?

б) нет;


в) затрудняюсь ответить.

7. Раскрывается ли взаимодействие человека и природы в современных народных праздниках? Каких?

б) нет;


в) затрудняюсь ответить.

8. Считаете ли Вы, что народные загадки вносят свой вклад в формирование экологической культуры?

б) нет;


в) затрудняюсь ответить.

9. Существует ли, по Вашему мнению, взаимопомощь человека и природы в русской народной сказке «Гуси – лебеди»?

б) нет;


в) затрудняюсь ответить.

10. Согласны ли Вы с тем, что передача по наследству народных знаний способствует развитию экологической культуры?

б) нет;


в) затрудняюсь ответить.

11. Согласны ли Вы с тем, что благодаря знаниям пословиц, поговорок, сказок, загадок, сказаний, преданий и праздников у человека улучшается отношение к природе?

б) нет;


в) затрудняюсь ответить.

12. Часто ли Вы слышите такие пословицы, как:

«Земля – источник изобилия»;

«Родная земля и в горсти мила»;

«Апрель с водой, а Май с травой»


б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

13. Интересны ли Вам неродные приметы?


б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

14. Прислушиваетесь ли Вы к народной мудрости?


б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

15. Используете ли Вы при общении друг с другом загадки, пословицы, поговорки, приметы?


б) нет;

в) затрудняюсь ответить.


СПАСИБО ЗА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ!

1.4.Тесты

МЕТОДИКА 1.

«Природа и я»

(отношение к природе).

1. Природа вокруг тебя: что в ней главное? (назови до 10 слов, имен существительных)

2. Ты в природе (опиши свое отношение к природе, что ты ощущаешь, находясь на природе?)

3. Твой портрет на фоне природы. Опиши его.

4. Какой ты по отношению к природе, ее проблемам?

5. Каким бы ты хотел видеть свои отношения с природой через 10 лет?

6. Хотел бы ты, чтобы твоя будущая профессия была связана с природой?

7. Какое место занимает природа в твоей жизни?

МЕТОДИКА 2.

Личностный тест.

(Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь).

Порядок работы. Прочтите вопрос в таблице «Мое отношение к природе», выберите один из трех ответов и запишите на отдельный листок соответствующую оценку в баллах. Полученные баллы в конце работы сложите .

Подсчитайте, сколько баллов вы набрали. Сравните результат с приведенными ниже оценками и прочитайте советы.

Мое отношение к природе


№ п/п

Вопросы

Ответы и баллы

«Да»

«Нет»

По-разному

1

Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе?

2

0

1

2

Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)?

0

2

1

3

Всегда ли вы бережно относитесь к природе?

2

0

1

4

Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления?

2

0

1

5

Цените ли вы разнообразие в природе?

2

0

1

6

Влияет ли природа на ваше настроение?

2

0

1

7

Проявляется ли этот интерес в ваших поступках?

2

0

1

8

Все ли в окружающей природе вас интересует?

1

2

0

9

Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу?

2

0

1

10

Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления?

1

0

2

11

Вмешиваетесь ли вы в ситуацию , когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями?

2

0

1

12

Любите ли вы читать описания природы в книгах?

2

0

1

13

Влияет ли окружающая природа на ваши мысли?

2

0

1

14

Влияет ли природа на ваше поведение?

2

0

1

15

Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)?

1

2

0

16

Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?

0

2

1

17

Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы?

2

0

1

18

Часто ли вы проявляете равнодушие к природе?

0

2

1

19

Вы начали принимать посильное участие в охране природы в I-V классах?

2

0

1

20

Или в более старшем возрасте?

0

2

1

21

Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)?

2

0

1

22

Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой?

2

0

1

23

Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом?

2

0

1

24

Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой?

2

0

1

25

Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? Если да, то укажите, по каким именно предметам

2

0

1

Менее 20 баллов. Очень жаль, но, судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство (музыку, литературу, живопись), ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые приведены ниже.

От 21 до 29 баллов. Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к окружающим вас людям станет более осмысленным и активным.

От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые выбранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства: читайте, слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой, работами художников-анималистов. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным.

Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки. Чаще анализируйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим действиям.
ЗАПОМНИ: если ты хочешь усовершенствовать свое отношение к природе, - а это нужно для твоей жизни, самовоспитания, для того, чтобы принести больше пользы людям и жить интересне6е, - начни выполнять предложенную программу действий в помощь воспитанию и самовоспитанию средствами природы. Работа по программе поможет осуществить это желание.

МЕТОДИКА 3.

Проективный тест.

(характер действий учащихся в той или иной ситуации, непосредственно связанной с природой).

Задание: закончить начатую фразу.

1. Если я выберу профессию, связанную с явлениями природы, например,_______________________________________то_________________

2. Встретив в лесу браконьера, я

3. К людям, которые любят природу, я отношусь, потому что

4. Если бы я был художником и оказался на реке или у моря

5. Я хотел бы побывать в экологическом лагере школьников, потому что (чтобы)

В библиотеке-филиале №2 в течение года проводилось анкетирование «Чистое дыхание планеты», с целью изучения отношения читателей к экологическим проблемам и повышения эффективности работы в этом направлении. Данная анкета охватывала все группы читателей, в ней приняли участие 110 человек, из них женщин - 62%, мужчин 38%.

Возраст: от 15 до 24 - 26% Образование: высшее - 14%
от 25 до 30 - 19% сред.- спец. - 58%
от 31 до 45 - 23% среднее - 28%
от 46 до 60 - 21%
свыше 60 - 11%

1.Считаете ли вы тему окружающей среды актуальной и целесообразной?
Да - 76% Нет - 24%

2.Какие экологические проблемы Земли, вас больше всего волнуют?
- глобальное потепление - 16%
- озоновые дыры в атмосфере - 12%
- стихийные бедствия - 46%
- другое - 26% (пожары по вине человека, загрязнение водоёмов, задымление от печей частного сектора…)

3. Из каких источников Вы черпаете информацию о жизни Республики, города в области охраны окружающей среды?
Газеты - 8%, ТВ - 42%, интернет - 19%, друзья, соседи - 10%, другое - 21%

5. Какую помощь в экологическом просвещении населения могут оказать библиотеки?
- проведение мероприятий (акций, уроков) - 32%
- оформление наглядных материалов (выставки, буклеты, памятки) - 13%
- освещать литературу по данной тематике - 19%
- другое - 36%

6. Актуально ли, на Ваш взгляд, привлечение молодёжи к участию в массовых субботниках, воскресниках и т.д.?
- актуально - 47%; не всегда - 16%; сомневаюсь - 13%; нет - 24%

7. Как Вы относитесь к развитию туризма в Хакасии?
- положительно - 73%; отрицательно - 16%; никак - 11%

8. Какие меры по сохранению природы республики в целом и города Вы бы предложили?
- административные штрафы - 15%
- привлечение к общественным работам - 12%
- собственный положительный пример - 27%
- тщательный контроль властей - 20%
- другое - 26%

Выводы: Анализ анкет показал, что пользователи библиотеки понимают и осознают, что размеры и ресурсы нашей планеты ограничены, что усиливающееся загрязнение окружающей среды вредит здоровью нынешнего поколения и может сделать невозможной жизнь последующих поколений. Решить эти проблемы можно лишь совместными усилиями, но, прежде всего, надо начинать с себя. Будущее человечества зависит от того, какой станет окружающая среда, и как будут приспосабливаться к ней люди.
Анкетирование показало, что вопросы экологии волнуют значительное число респондентов, что тема эта актуальна и важна для каждого человека. Библиотека работает по экологическому направлению не первый год и четко понимает свою роль в экологическом образовании населения. Библиотека на мероприятиях, посвященных проблемам экологии, старается особое внимание уделять вопросам взаимодействия общества с природной средой. Простота изложения фактов, предлагаемая литература по этой теме, множество интересных примеров значительно облегчают диалог с читателями.