Симфония в трех. Стравинский

На Новой сцене Мариинского театра прошла первая балетная премьера сезона - «Симфония в трёх движениях» на музыку Стравинского. Сам композитор это произведение не наделял конкретным содержанием. Он утверждал: «Композиторы комбинируют ноты. И это всё. Как и в какой форме вещи этого мира запечатлелись в их музыке, говорить не им». Автором хореографического прочтения симфонии выступил Раду Поклитару. В его версии - это размышления о цене, которую человеку приходится платить за право быть индивидуальностью.

Танцовщикам Мариинки приходится играть не только для зрителей в зале. Их работу во время репетиций, а потом и премьеры, записывают сразу 12 камер. Кадры из «Симфонии в трех движениях» станут финалом нового художественного фильма.

«В главной роли - Сергей Безруков, он играет бывшую звезду балета. И по сюжету мы с ним являемся альтер эго по отношению друг к другу», - рассказывает хореограф, автор постановки «Симфония в трех движениях» Раду Поклитару.

Зарождение жизни, ее короткое продолжение и предсказуемый финал. 23 минутам - именно столько длится постановка балета «Симфония в трех движениях» - уже нашлось место в репертуаре Мариинского театра.

Театральную историю хореографа Раду Поклитару превратить в киношную задумала режиссер Анна Матисон. Сергей Безруков в новом фильме предстанет знаменитым артистом, который, после страшной травмы, вынужден уйти со сцены. Мариинский театр стал идеальной съемочной площадкой.

«Когда Раду посмотрел Сергея, он удивился. Не каждый танцор находится в такой форме. И где-то 75 процентов сцен танцует Сергей лично. Только акробатические делает его дублер - солист Мариинки - Денис Матвиенко», - рассказывает художник-постановщик, режиссер фильма «После тебя» Анна Матисон.

Раду Поклитару - тот редкий хореограф, который не стесняется работать на заказ. Он ставил один из эпизодов церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи. На новый балет в Мариинском театре ушло всего три месяца. Желающие поработать с Поклитару вставали, буквально, в очередь.

«Я - второй состав, - рассказывает солистка Мариинского театра, заслуженная артистка России Александра Иосифиди. - И я сегодня смотрю со стороны, как потом танцевать. Это сделано для кино. Мы сначала снимали в зале. Сергей Безруков, как постановщик в фильме, показывал нам все движения».

«Некоторые звездные имена, не хочу их сейчас называть, не смогли участвовать не потому, что не хотели, а потому что - гастроли. Нужно было создать все в короткий срок, они и выбыли. Тот состав, который мы сейчас имеем, он для меня звездный даже не по статусу, а по качеству», - утверждает Раду Поклитару.

Помните, 30 декабря я пришла жутко раздраженная ? О том спектакле я тоже обещала написать. Исправляюсь. Статья вышла уже почти неделю назад.

Мариинский театр одарил зрителей премьерой балета «Симфония в трех движениях» на музыку Стравинского в постановке Раду Поклитару с Валерием Гергиевым за дирижерским пультом.

Мариинский театр уверенно укрепляет разнообразные связи с Анной Матисон, красавицей модельной внешности: она уже успела побывать оперным режиссером (опера «Золотой петушок»), художником по костюмам, художником-постановщиком (в собственных постановках) и автором либретто (балеты «Бемби» и «В джунглях»). Затем, быстренько отсняв сериал для «Первого канала», вознамерилась снять (и снимает) документальный фильм о Мариинском театре. Для украшения фильма госпоже Матисон понадобился балет. Но не абы какой, а новый, и желательно современный. Идею поддержал Валерий Гергиев, являющийся художественным центром притяжения данного фильма. Музыка для нового балета понадобилась тоже не абы какая, а Стравинский. Маэстро захотел продирижировать «Симфонией в трех движениях». Дело оставалось за малым: сочинить балет. На балетмейстерские лавры госпожа Матисон не посягает (пока), поэтому она великодушно решила дать шанс Раду Поклитару. Господину Поклитару изложили условия: чтобы балет был на музыку Стравинского, чтобы было занято как можно больше народу, чтоб народ обязательно маршировал, ну и про танцы не забудьте. Господин Поклитару тоже оказался не промах и, согласившись на марш и народ, потребовал в качестве обязательного условия включения еще не созданного балета в репертуар театра. С таким вот богатым культурным подтекстом и родился балет «Симфония в трех движениях».

Хореограф Поклитару вынужден был лавировать между собственным замыслом, пожеланиями сиятельных заказчиков и честолюбивым желанием сделать спектакль репертуарным. Оригинальный авторский стиль балетмейстера, весьма узнаваемый в своей программной неизящности, в итоге был принесен в жертву красивости, необходимой для кинопроекта госпожи Матисон. Даже удивительно, что хореографический провокатор господин Поклитару предстал на Мариинской сцене таким добропорядочным, тривиальным, а местами даже банальным. Но, видимо, такова цена «репертуарного спектакля».

Три парки (одна символизирует молодость, другая — зрелость, третья — старость) прядут и тянут нити судьбы. Когда они обрывают эту нить, человек, согласно мифологии, умирает, в спектакле же Поклитару — рождается для дальнейших испытаний, уготованных тремя дамами. Дамы совместно руководят неким родильным домом, по которому перемещается бесформенная масса эмбрионов. Закинув в эту массу красную веревку, парки цепляют там первую жертву, выуживая на свет божий Юрия Смекалова. А вскоре, чтобы тот не скучал, на красную веревку ловят Светлану Иванову и начинают проводить их через жизненные испытания. Впрочем, испытаниями 20-минутное сценическое бытие назвать довольно трудно: герои полностью лишены воли и выполняют несложные пластические задания, проецируемые парками.

При этом парочка наивна, словно дошкольники на елке в детском саду. Неискушенность главных героев приводят дам в недоумение. Наиболее опытная дает господину Смекалову уроки любви. В них, конечно, не хватает эйфмановского надрыва и физиологии, но камасутра получилась неплохая. Возмужавший герой возвращается к госпоже Ивановой, но она, словно героиня сказки Евгения Шварца («Ах, принцесса, вы настолько невинны, что можете сказать ужасные вещи!»), сохраняет неколебимое душевное целомудрие.


Фото: Наташа Разина с сайта "Ъ" .

Паркам ничего не остается делать, как наслать на героев кордебалет бывших эмбрионов. Их одели в мундирчики и бриджи и, исполняя святую волю режиссера и дирижера, заставили маршировать.

Марш упырей получился довольно невнятным с танцевальной точки зрения — они предсказуемо перемещались то рядами, то колоннами, то закручивались спиралью. Впрочем, с высокопрофессиональным режиссером монтажа из этого материала можно будет создать вполне пристойную манифестацию. К тому же половина дела уже сделана видеопроекциями Александра Кравченко: одно только остроумное превращение голубя мира (или курицы из супа крестьянина) в зловещего милитаризованного орла с пучком стрел многого стоит! Закончилась «Симфония» людоедством: бывшие эмбрионы сожрали господина Смекалова, госпожу Иванову распяли на пуповине, а три дамы, похоже, остались не очень довольны экспериментом. Впрочем, эмбрионов у них еще много, а фильм у госпожи Матисон, вероятно, будет длинным.

Театральный критик Дмитрий Циликин - о "Симфонии в трех движениях" в Мариинском театре.

Лингвисты и прочие семиотики полагают, что в фольклоре заключено глубинное знание о модусах бытия. Возьмем, к примеру, такое произведение устного народного творчества: "Баба плавала в пруду, Ей заплыл карась куда-то. Карася, конечно, жалко, Но рыбалка есть рыбалка". Как тут не согласиться с учеными: частушка исчерпывающе описывает множество этих самых модусов. В том числе - премьеру балета "Симфония в трех движениях" в постановке Раду Поклитару.

Поклитару человек талантливый и умный - достаточно, чтобы понимать: информация существует в информационном поле, потому лучше самому сказать правду, чем ждать, пока тебя в ней уличат. Вот он и режет правду-матку, прямо на сайте Мариинского театра. Мол, некто Анна Матисон затеяла снимать фильм с Сергеем Безруковым в роли хореографа, по сюжету тот ставит балет, каковой балет и позвали сочинить Раду. А тот практично рассудил: надо вместо одноразового использования в кино предусмотреть многоразовую эксплуатацию на сцене. То есть ввести сочинение в репертуар Мариинского балета.

Особенно Поклитару напирает на то, как ему нравится исполнять заказ. По его словам, идея взять в качестве музыкальной основы именно "Симфонию в трех движениях" Стравинского принадлежит госпоже Матисон, ее же синопсис. Раду спрашивают: Стравинский писал эту музыку под впечатлением о войне, будут у вас военные аллюзии? "Подобный текст мне озвучил Валерий Абисалович на нашей первой встрече. До этого я не хотел делать никакого марша военных, но это условия заказа - и это классно! В итоге военные аллюзии в спектакле есть". Рыбалка есть рыбалка…

Госпожа Матисон, прежде трудившаяся на ТВ корреспондентом и продюсером, в прошлом сезоне дебютировала в Мариинском театре в качестве режиссера, сценографа и художника по костюмам оперы Римского-Корсакова "Золотой петушок", а затем - либреттиста и оформителя балетов "Бемби" и "В джунглях". То есть под оболочкой очаровательной молодой женщины скрывался буквально титан Возрождения, и даже немножечко непонятно, отчего она до сих пор робеет стать хореографом. Или дирижером. С другой стороны, скромность украшает гения, так что за пультом стоял Валерий Гергиев, за хореографию отвечал Поклитару, а себе Анна Матисон, кроме идеи и синопсиса, оставила опять лишь сценографию с костюмами.

Вот что получилось.

Сначала на видео парки прядут красную нить жизни какого-то неустановленного лица. Потом, уже наяву, нить оказывается веревкой, унизанной красными лоскутами. Из копошащейся на полу биомассы (фигуры обтянуты пестро-грязными комбинезонами, лица измазаны, на головах колтуны) выклевывается некто - к нему веревка и прицеплена. То есть это пуповина. Ее отрывают, он скидывает убогую одежонку и предстает вторым солистом Юрием Смекаловым. "Он" (так персонаж называется в программке) в телесного цвета трусах и чем-то перепачкан. Потом тем же манером рожают "Ее" (корифейка Светлана Иванова). Биомасса не слишком изобретательно мечется (в постановке метаний хореограф явно вдохновлялся творчеством Б.Я. Эйфмана), пока не приходит пора Второму движению. Опускается белый задник, на фоне которого разворачивается па-де-де, перетекающее в па-де-труа: к героям присоединяется одна из парок. Эта богиня судьбы то ли обучает неопытного парня, как вести себя с дамой в известной ситуации, то ли у нее на мужчин jus primae noctis (право первой ночи). Особенно впечатляет, как она, лежа, сжимает его шею бедрами, а он, тоже, соответственно, лежа, выкатывается из ее ног, словно из лезвий ножниц. Кроме того, хореография насыщена хитрыми поддержками из невероятных позиций, выдумывать которые Поклитару, как мы знаем по прежним работам, такой мастак.

Однако биомасса не дремлет. В Третьем движении по заднику, размножаясь делением, расползаются имперские видеоорлы, сабли и прочие милитаристские штучки, кордебалет переоделся в полувоенное и неистово марширует, покамест - само собой, не без участия парок (забыл сказать: все трое работают в таких устрашающих то ли париках, то ли шапках, что их самоотверженностью нельзя не восхищаться) - короче, все это роение в конце концов героев уконтрапупило.

Вообще-то "военные аллюзии" запросто могли бы оказаться какими-нибудь другими - например, экологическими (как у позднего Бежара, очень беспокоившегося насчет загрязнения планеты). Но господин Поклитару знай нахваливает работодателей как раз за то, что у него "нет расхолаживающей свободы маневра". Зато она, как оказалась, есть у госпожи Матисон: Сергей Безруков, сообщают СМИ, бросил ради нее жену. То бишь появился фактор, который, есть надежда, отвлечет его избранницу от опер и балетов. Хотя бы временно.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter


И.Ф.СТРАВИНСКИЙ.СИМФОНИЯ В ТРЕХ ДВИЖЕНИЯХ

«Год И.Ф. Стравинского»
(к 135-летию со дня рождения композитора)

"Симфония в трех движениях" - название довольно необычно, но у Стравинского не бывает ничего случайного. Он пояснял это название так: «Сущность формы в симфонии - вероятно, более точным названием было бы "Три симфонических движения" - разработка идеи соперничества контрастирующих элементов нескольких типов».

Симфония передает напряженную и трагическую атмосферу военных событий, она относится к таким документам искусства тех лет, как получившие мировую известность «симфонии о войне и мире»

«Три симфонических движения»
(SYMPHONIE EN TROIS MOUVEMENTS)

I. Quarter Note = 160
II. Andante - Interlude (L"istesso tempo) (9:56)
III. Con moto (16:33)

Симфония в трёх частях - одно из наиболее примечательных произведений Стравинского - создана в 1945. Это пятая симфония Стравинского (до нее появились: в 1907 году - симфония Ми минор, в 1920 - Симфония для духовых инструментов памяти Дебюсси, в 1930 - Симфония псалмов, в 1940 - Симфония in C). Она написана по заказу Симфонического оркестра Нью-Йоркской филармонии, в исполнении которого прозвучала впервые 24 января 1946 года. Начало ее сочинения относится к 1942 году и сходно с историей возникновения балета «Петрушка» - замысел возник в виде фортепианного концерта, и уже созданные разделы его музыки послужили основой Симфонии, когда в 1945 году, получив заказ, композитор приступил к ее написанию. Этим, по-видимому, и объясняется наличие в партитуре фортепиано, его активная, часто солирующая роль (особенно в первой части), как и трехчастная композиция цикла, необычная для симфонии, но характерная для инструментального концерта.

В этом сочинении особенно ярко проявились отличные черты таланта композитора. Выраженные ранее в различных произведениях Стравинского, они собраны в фокусе его Симфонии в трех частях. Это произведение зрелой мысли и неистощимого темперамента художника в новом стилистическом единстве суммирует черты всех предшествовавших этапов его творчества: оно сочетает в себе стихийную силу «Весны священной», характерность и остроту ритмов «Петрушки», мелодическую непринужденность «Игры в карты», пластичность использования духовых инструментов Концертино и «Истории солдата», экспрессивность Симфонии псалмов и умиротворенную возвышенность «Аполлона Мусагета». Новое в выразительности Симфонии - драматический лиризм, ранее не свойственный Стравинскому и напоминающий о том, что это произведение создано в конце Второй мировой войны.

Сам композитор свидетельствует: «Симфония не имеет никакой программы, было бы напрасно искать таковую в моем произведении. Однако возможно, что впечатления нашей тяжелой эпохи, с ее стремительно меняющимися событиями, с ее крайним напряжением и, наконец, некоторым просветлением, оставили след в этой симфонии».
Хочется привести и еще одно высказывание Стравинского - уже не о содержании музыки, а о способах его выражения: «Сущность формы в Симфонии - вероятно, более точным названием было бы «Три симфонических движения» - разработка идеи соперничества контрастирующих элементов нескольких типов. Один из таких контрастов, самый очевидный, это контраст между арфой и роялем, главными инструментами-антагонистами».

Симфония принадлежит к числу немногих сочинений Стравинского, являющихся непосредственным откликом на события современности, и тем ценнее то, что композитор достиг в ней совершенства и глубины воплощения замысла.

После премьеры «Гамлета» в Большом театре 11 марта 2015 года первой балетной премьерой сезона 2015-2016 гг. в Мариинском театре стала "Симфония в трех движениях" на музыку Игоря Стравинского в постановке Раду Поклитару.
По словам самого хореографа: «История была не совсем театральная. Аня Матисон решила снимать балетное кино. И то, что я сейчас поставил в Мариинском театре, является частью этого кинопроекта. Мне предложили быть хореографом, который бы осуществил постановку балета, фигурирующего в сценарии фильма, на что я ответил, что мне интересно только в том случае, если это будет репертуарный спектакль Мариинского театра. Так мы с самого начала стали плотно сотрудничать с Анной Матисон, которая является художником спектакля – автором как декораций,так и костюмов. Если же говорить о хореографии, то тут я действовал самостоятельно, хотя бы потому, что Аня в это же время снимала свой фильм и чисто физически не могла присутствовать на репетициях».
И вот 30 декабря в 2015 года на второй сцене Мариинского театра состоялась премьера балета на музыку Игоря Стравинского в хореографии Раду Поклитару. А следует напомнить, что первое и самое известное хореографическое воплощение партитуры «Симфонии в трех движениях» Стравинского было создано в 1972 году мастером бессюжетного симфонического танца Джорджем Баланчиным. Раду Поклитару предложил иное прочтение музыки Стравинского.
«Этот спектакль мои размышления о цене, которую человеку приходится платить за право быть индивидуальностью», – говорит хореограф и подчеркивает, что образы его сочинения во многом обусловлены высказываниями композитора.- «Симфония в трех движениях» была написана Стравинским в 1945 году. Хотя композитор и говорил, что она не программная, известны его высказывания, что каждый эпизод связан с конкретным впечатлением о войне. И хотя поначалу я не хотел заниматься военной темой, в итоге военные аллюзии в спектакле есть».
«Три парки (одна символизирует молодость, другая - зрелость, третья - старость) прядут и тянут нити судьбы. Когда они обрывают эту нить, человек, согласно мифологии, умирает, в спектакле же Поклитару - рождается для дальнейших испытаний, уготованных тремя дамами. Дамы совместно руководят неким родильным домом, по которому перемещается бесформенная масса эмбрионов. Закинув в эту массу красную веревку, парки цепляют там первую жертву, выуживая на свет божий Юрия Смекалова. А вскоре, чтобы тот не скучал, на красную веревку ловят Светлану Иванову и начинают проводить их через жизненные испытания. Впрочем, герои полностью лишены воли и выполняют несложные пластические задания, проецируемые парками. Неискушенность главных героев приводят дам в недоумение. Наиболее опытная дает господину Смекалову уроки любви. Возмужавший герой возвращается к госпоже Ивановой, но она, сохраняет неколебимое душевное целомудрие. Паркам ничего не остается делать, как наслать на героев кордебалет бывших эмбрионов. Их одели в мундирчики и бриджи и, исполняя святую волю режиссера и дирижера, заставили маршировать. Закончилась «Симфония» людоедством: бывшие эмбрионы сожрали господина Смекалова, госпожу Иванову распяли на пуповине, а три дамы, похоже, остались не очень довольны экспериментом» (из интернет-рецензии bloha-v-svitere.livejournal.com).
Концепция и стилистика сценографии «Симфонии в трех движениях» напоминают балет «Перекресток» в образе трех дам, прядущих нить судьбы, хотя глаза их закрыты повязкой. По словам Поклитару, главную идею «Перекрестка» также
определяет богиня из древне-греческой мифологии, которая прядет нить жизни. Незрячие персонажи есть и в «Перекрестке», и в балете «Underground». Военная форма постепенно проникает во все последние балеты Поклитару. Снайперы серой гвардии отстреливают белокрылую стаю в «Лебедином озере», персонажи в военном присутствуют в «Гамлете». А кордебалет эмбрионов напоминает зеленые спиральки человеко-механизмов в «Весне священной» Поклитару, кстати, тоже облаченных в военизированную униформу!