Самый высокий тенор. Мужские голоса

История о том, как один вокальный эксперимент совершил настоящую революцию в мире оперы и каковы были вкусы публики той эпохи.

Йонас Кауфманн в роли Андре Шенье в одноименной опере

В апреле 1837 года Жильбер-Луи Дюпре дебютировал в Парижской опере в роли Арнольда в « ». Он знал, что ему недостает элегантной виртуозности его предшественника, известного оперного певца Адольфа Нури, и решил сделать ставку на верхний регистр своего голоса. В арии Арнольда в четвертом акте оперы он поразил публику своим высоким до, который он исполнил не головным, а грудным голосом, вопреки замыслу . Звук, как сообщают некоторые современники, был малоприятным, – в частности, он очень не понравился самому – но эксперимент Дюпре заставил певцов и композиторов обратиться к не использовавшемуся в то время потенциалу высокого мужского голоса.

Любителям оперы той поры было куда привычнее слышать теноров, поющих в технике бельканто, с использованием колоратуры, красивым легато и широким диапазоном голоса. Вместе с тем тенором в те времена называли разнообразные голоса от высокого и живого до более низкого, но вместе с тем более мощного. Нури обладал выдающейся силой голоса, но придерживался традиции бельканто и пел в высоких регистрах фальцетом. Начиная с 1837 году, он работал над овладением новой техники Дюпре, но лишь испортил себе голос и в 1839 году покончил жизнь самоубийством.

Других певцов ждала более счастливая судьба. Тенор Энрико Тамберлик мог, используя технику Дюпре, петь еще более высокие ноты, чем он, и вдохновил на создание произведений, написанных специально для драматического тенора. Именно он, как драматический тенор, впервые исполнил арию Di quella pira, а также создал образ смелого, но измученного испытаниями судьбы Альваро в опере « ». Голос Франческо Таманьо, первым исполнившего главную роль в опере « », еще более сильный, чем у Тамберлика, музыкальные критики той эпохи сравнивали со звуком трубы или даже пушки. Его высокий регистр, вдохновил на создание замечательных сольных номеров в “ “, начиная с первого выхода “Esultate!”

В Германии (большой любитель « ») поставил целью создать новый образ тенора, более «маскулинный» и героический. Его первые теноры – Йозеф Тихачек, Людвиг Шнор фон Карольсфельд и Альберт Ниман – были известны своей физической выносливостью, на сцене им удавалось одновременно исполнять партии (иногда они достигали в нижнем регистре звучания баритона) и фактически выступать в роли актеров. Произведения Вагнера, написанные специально для них, заложили основы развития хельдентенора, широкого по диапазону и мощного голоса с сильным нижним и средним регистрами, а также полноценным звучанием в верхнем регистре.

Французское пение всегда концентрировалось на сдержанности исполнения и грациозности, неудивительно, что лирическая традиция оставалась популярной во Франции, в особенности в Опера-Комик. Александр Тальзак, первым исполнивший партию графа де Грие в опере « », отличался своим мягким тембром и нежной манерой исполнения. И все же подход Дюпре оставил свой след в развитии оперного искусства во Франции, в качестве примера можно привести партии Бенвенуто Челлини и Энея в операх Берлиоза. Несколько теноров могли исполнять оперы в обоих стилях: Ян Решке успешно выступал в роли Ромео, но с учетом его мощного тембра он все же был скорее еще одним вагнеровским тенором.

Композиторы 20 столетия продолжили искать новые пути сочетания музыки и драматического тенора. Невероятно сложные партии авторства вроде Вакха в « » или Императора в «Женщине без тени» требуют мощи голоса хельдентенора и вместе с тем лирической красоты. Пуччини открыл новые горизонты звучания высокого мужского голоса. Здесь и глубоко лиричный образ Родолфо в « », и героический персонаж Калаф в « ». Теноры-исполнители в операх , на творчество которого в значительной степени повлиял долгое время работавший с ним оперный певец Питер Пирс, должны обладать гибким высоким голосом, напоминающим исполнение в технике бельканто. Современник Пирса Ричард Льюис, обладавший сильным высоким регистром, напротив, вдохновлял композиторов на создание партий для гельдентенора, вроде Ахилла в опере Типпетта «Царь Приам» или Троила в опере «Троил и Крессида» Уильяма Уолтона.

Благодаря исполнению роли Арнольда Жильбер Дюпре считается революционером в мире оперы, первым тенором современной эпохи. Но, пожалуй, даже он был бы удивлен тем разнообразием ролей для драматического тенора, которые были созданы благодаря его смелому эксперименту.

Переводил – Марат Абзалов

Источник – www.roh.org.uk

Текст является переводом статьи, размещенной на сайте ROH. По договоренности с театром текст дается в точной редакции автора статьи, имя которого указано в тексте перевода. За все неточности и ошибки в тексте «Музыкальные сезоны» ответственности не несут.

Копирование запрещено

Три — бас, баритон и тенор.

Тенор – высокий мужской певческий голос, возможно, самый популярный голос в мире. В переводе с латинского tenor означает равномерное движение, напряжение голоса.

Диапазон солистов от «до» малой октавы до «до» второй, а в хоровых партиях верхний предел — это «ля» первой октавы. У солистов очень высоко ценится умение чисто и крепко брать си-бемоль первой — до второй.

Переходная регистровая нота (между грудным и головным регистрами) — ми -фа-фа-диез первой октавы.

Партия тенора записывается в скрипичном ключе (на октаву выше действительного звучания), а также в басовом и теноровом ключах.

По тембру и диапазону различают:

  • контратенор
  • альтино-тенор
  • лирический тенор (tenore di grazia)
  • лирико-драматический тенор
  • драматический тенор (tenore di forza)
  • характерный тенор

Контратенор (Контр-тенор) - самый высокий из мужских оперных голосов, диапазон «до » малой октавы — «си» второй! До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение.

Стоит отметить, что контр-тенор — это даже не тип голоса, это ТЕХНИКА ПЕНИЯ . Как правило контр-тенорами становятся баритоны, которые крепко поют в фальцетном регистре. Звучание контр-тенора похоже на звучание женского голоса.

Послушайте песню «El Condor Pasa» («Полет кондора») перуанского композитора Даниэля Роблеса (1913 год) в исполнении всемирно известного контратенора Fernando Lima (Фернандо Лима) .

В этой песне диапазон от «фа-диез» малой до «ре» второй октавы.

Тенор-альтино — это разновидность лирического тенора , у которого хорошо развит верхний регистр, диапазон достигает «ми» второй октавы. Обычно этот голос небольшого диапазона, что накладывает ограничения на репертуар.

Для тенора-альтино написана партия Звездочета в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок».

Лирический тенор. Наибольшее количество партий в оперном репертуаре написано именно для него: Фауст (Гуно «Фауст»), Ленский (Чайковский «Евгений Онегин»), Альфред (Верди «Травиата»), Пьер Безухов (Прокофьев «Война и мир»).

В операх Россини и Моцарта от тенора требуется очень высокая подвижность голоса и широчайший диапазон. Поэтому возникло понятие россиниевского (моцартовского) тенора.

Послушайте, как Ричард Крофт — американский оперный певец, который часто характеризуется как лирический тенор или «Моцарт тенор», великолепно исполняет Арию Митридата «Vado incontro al fato estremo» («Иду навстречу необычной судьбе») из оперы Моцарта.

Обратите внимание, какие в этой партии огромные скачки.

Лирико-драматический тенор способен исполнять партии как лирического так и драматического тенора.

Послушайте пение уникального в своем роде российского певца Александра Градского.

Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова, «Как молоды мы были», песня из кинофильма «Моя любовь на третьем курсе»

Диапазон в этом исполнении Градского «ля» большой — «ре» второй октавы!

Драматический тенор. Этот голос встречается в операх реже, чем лирический тенор, но для него созданы великолепные роли — образы людей с противоречивыми характерами, судьба которых складывается трагически: Хозе (Бизе «Кармен»), Отелло (Верди «Отелло»), Герман (Чайковский «Пиковая дама»). Арии этих героев звучат намного напряженнее, драматичнее.

Также существует понятие героический вагнеровский тенор. Оперы Вагнера невероятно масштабны, и от исполнителя требуется колоссальная выносливость, чтобы непрерывно петь несколько часов подряд героически, мощно, сильно.

Послушайте, как поет немецкий оперный певец — драматический тенор Йонас Кауфман (Jonas Kaufmann)

Рихард Вагнер опера «Лоэнгрин» «In fernem land»

В настоящее время профессиональные голоса имеют весьма широко разработанную классификацию. Между тем в ранние периоды развития вокального искусства таковая была весьма проста. Различались два типа мужских и два типа женских голосов - та классификация, которая сохранилась до настоящего времени в хорах. По мере усложнения вокального репертуара эта классификация стала все более и более дифференцироваться. В мужской группе сначала выделился промежуточный голос - баритон. Затем произошло дальнейшее разделение в каждой из групп. Самый высокий мужской голос тенор имеет рабочий диапазон от до малой до до второй октавы.

Мужские голоса:

Женские голоса:

Тенор-альтино, обладающий особенно высокими нотами, звуит прозрачно, легко. Обычно эти голоса не бывают особенно сильны, но способны достигать ре второй октавы . Партия Звездочета в «Золотом петушке» Римского-Корсакова поручается обычно такого рода голосу.

Лирический тенор - тенор теплого, нежного, серебристого тембра, способный выражать всю лирическую гамму чувств. Может быть достаточно крупным и насыщенным по звучанию. Типичным лирическим тенором, например, обладали Собинов, Лемешев.

Характерный тенор. Тенор, обладающий характерным тембром, но не имеющий красоты и теплоты лирического голоса или богатства, насыщенности и силы драматического.

Лирико-драматический тенор - голос, способный к исполнению партий широкого диапазона как лирических, так и драматических. Однако он не может достигать силы и драматизма чисто драматического голоса. К таким можно отнести голоса Джильи, Нэлеппа, Узунова.

Драматический тенор - крупный голос, имеющий большой динамический размах, способный выражать самые сильные драматические ситуации. Диапазон драматического голоса может быть короче, не включать верхнего до. Для драматического голоса написаны, например, партия Отелло в опере «Отелло» Верди. К драматическим тенорам можно отнести, например, голос Таманьо, Карузо, Монако.

Лирический баритон, звучащий легко, лирично, близок по характеру к теноровому тембру, но все же всегда имеет типичный баритональный оттенок. Партии, написанные для этого голоса, имеют наиболее высокую тесситуру. Типичные партии для этого типа голоса - Жорж Жермон, Онегин, Елецкий. Лирические баритоны - Баттистини, Грызунов, Бекки, Мигай, Гамрекели, Лисициан, Норцов.

Лирико-драматический баритон, обладающий светлым, ярким тембром и значительной силой, способен к исполнению как лирических, так и драматических партий. К таким голосам следует отнести, например, Хохлова, Гобби, Херля, Коня, Гнатюка, Гуляева. Партии Демона, Мазепы, Валентина, Ренато чаще всего исполняются голосами этого характера.

Драматический баритон - голос более темного звучания, большой силы, способный к мощному звучанию на центральном и верхнем участках диапазона голоса. Партии драматического баритона более низки по тесситуре, но в моменты кульминации поднимаются и до предельных верхних нот. Типичные партии - Яго, Скарпиа, Риголетто, Амонастро, Грязной, Князь Игорь. Драматическим баритоном обладали, например, Титта Руффо Уоррен, Савранский, Головин, Политковский, Лондон.

Бас, наиболее низкий и мощный мужской голос, имеет рабочий диапазон от фа большой октавы до фа первой . Среди этого типа голоса различают высокий бас, центральный (певучий, кантанте) и низкий бас. Кроме того, в хорах весьма ценным голосом считаются басы-октависты, способные брать самые низкие звуки большой октавы и даже некоторые звуки контроктавы.

Басовый диапазон

Высокий бас, бас певучий (кантанте), имеет рабочий диапазон до фа первой октавы наверху. Это голос светлого яркого звучания, напоминающий баритоновый тембр. Иногда некоторые такие голоса называют баритональными басами. Баритональные басы исполняют партии Томского, Князя Игоря, Мефистофеля, Графа Альмавивы в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, Нилаканты в «Лакме» Делиба. К таким басам можно отнести голоса Шаляпина, Огнивцева, Христова.

Центральный бас обладает более широкими возможностями диапазона и носит ярко выраженный басовый характер тембра. Этим голосам доступны не только партии с высокой тесситурой но и более низкие, включающие нижние ноты до фа большой октавы , такие, как Гремин, Кончак, Рамфис, Зораастро, Спарафучиль. К центральным басам можно отнести голоса Г. и А. Пироговых, Рейзена, И. Петрова, Пинца, В. Р. Петрова, Гяурова.

Низкий бас кроме особенно густого басового колорита и более короткого в верхнем участке диапазона голоса обладает глубокими, мощными, низкими нотами. Это так называемый профундовый бас. К таким басам можно отнести голоса Михайлова, Поля Робсона.

Басы-октависты, которые находят себе место в хорах, иногда могут брать ряд звуков контроктавы, доходя до поразительно низких звуков. Известны случаи, когда голос мог спускаться до фа контроктавы .
В обработанных женских голосах также различается ряд типов.

Лирико-драматический тенор, голос не обязательно более крепкий чем лирический, он скорее имеет более жесткое звучание, более жесткий (обычно) тембр, в голосе больше стали, певец обладающий таким голосом может позволить себе петь как лирические так и драматические партии. Иногда случается, что обладатели подобного голоса не имеют особенно красивого тембра или большого голоса, тогда они выделяются в особую категорию "тенор характерный", обычно поющий на вторых ролях, но иногда и характерные, обладая огромным талантом пробиваются на первые роли и даже становятся певцами мирового уровня.

Марио Ланца, обладатель прекрасного, солнечного тембра, замечательной природы, он пел очень хорошо всегда, даже до того как начал учится, но после занятий с Розати он стал совсем близок к идеалу в техническом плане. Если бы он был менее ленив и чуть больше работал над собой...

"Марта Марта где ты скрылась" "Марта" Фридрих Фон Флотов.
Партия Лионеля, расчитанная скорее на лирического тенора, в исполнении Ланца звучит просто прекрасно, энергетика свойственная драм-тенору с мягкостью лир-тенора.

Смерть Отелло "Отелло" Верди.
Партия Отелло была написана Верди в расчете на вокальные возможность драматического тенора Франческо Таманьо, певца, которому перед выходом на сцену приходилось перевязывать себе грудную клетку, чтобы, ни дай бог, не спеть во всю силу своего голоса. От голоса Таманьо люди могли потерять сознание, столь сильным он был (правда тут по моему мнению, также были виноваты некие тембральные характеристики голоса, у меня например даже при прослушивании столетних записей Таманьо, начинает болеть голова).
Ланца хорошо справляется с этой партией, для этого ему не требуется петь в полную силу или менять объем голоса.

Плачидо Доминго, лирико-драматический тенор, а если смотреть правде в глаза даже скорее характерный, тембр его голоса не является богатым, хотя звучит он благородно, красиво, но в этом заслуга Доминго как артиста, музыканта, певца, а вот по природе ему повезло меньше чем Ланца или Бьерлингу.

"Марта марта, где ты скрылась" "Марта"
Доминго в ней менее лиричен чем Ланца, но тут причина скорее в менее красивом тебре, в плане мягкости подачи звука, он поет даже лучше чем Марио Ланца, просто потому, что в отличие от Ланца он не ленив и умеет работать над качеством исполнения.

Смерть Отелло.
Тут Доминго очень хорош, сила, сталь, где нужно лирика, в отличие от Марты, тут вовсе не заметно, что голос по тембральным характеристикам не богат.

Джаккомо Лаури-Вольпи: с голосом этого певца много непонятного, но я склонен относить его к лирико-драматическим голосам, хотя сам он считал себя драматическим тенором. Наверху у Вольпи было Фа второй октавы, то есть нота свойственная легким тенорам (да и то не всем), внизу он брал басовое Фа, насколько мне известно, брал он его вполне озвученно, в отличие от других теноров, скорее просто гудящих эту ноту.

A te, o cara "Пуритани" Беллини.
Беллини писал Пуритан в рассчете на Джованни Руббини, первого в истории тенора, берущего верхнее До голосом, а не фальцетом, по воспоминания современников у Руббини был очень богатый тембр и диапазо звучания, он мог петь как мягко, так и наполнять голос сталью, то есть скорее всего сам он также был лирико-драматическим тенором, что вкупе с техникой того времени (певцы в то время на одном дыхании могли пропевать до двенадцати двухоктавных гамм, а некоторые делали на каждой ноте украшение), сейчас потерянной, создавало исполнительский эффект, который мы скорее всего даже не в состоянии себе представить. Вольпи поет арию из Пуритан, мягко, лирически, лишь в верхнем До он позволяет себе добавить стали в голос.

Смерть Отелло. Партию Отелло Лаури Вольпи готовил в конце карьеры, голос его уже не звучал так как в молодости, но по прежнему свободно шел наверх. В данном исполненни интересно переплетаются, мягкий тембр Лаури-Вольпи и драматическая лазерность вложенная природой (и маэстро Антонио Катоньи) в его голос. Добавлю, что при кажущейся мягкости у Лаури Вольпи был очень сильный голос, способный при необходимости буквально оглушать.

Напоследок пара отрывков из "Гугенотов" Мейербера.
На этой записи Лаури-Вольпи в кульмианции берет верхнее Ре, берет совершенно свободно, полным голосом, а буквально секунд за тридцать до этого, он поет верхнее До легким голосом на пиано, при этом можно услышать, что это голос, а не фальцет.

Певческие голоса можно классифицировать различными способами. Деление по группам выполняется с учётом физиологических особенностей, тембра, подвижности, звуковысотного диапазона, расположения переходных нот, иных параметров. Наиболее удобной и востребованной сегодня, известной ещё с XVI века, считается классификация вокалистов по полу и диапазону. В нашей студии вокала мы выделяем шесть основных типов:

  • баритон;
  • тенор.
  • контральто;
  • меццо-сопрано;
  • сопрано.

Характеристики певческого голоса

Сопрано. Самая высокая разновидность женских вокальных голосов. Выделяется образностью, звонкостью, прозрачностью, полётностью. Для вокалиста характерно лёгкое, подвижное, открытое звучание. Характер сопрано:

  • драматический;
  • лирический;
  • колоратурный

Выделяют также певиц с лирико-драматическим, лирико-колоратурным сопрано.

Известные обладательницы вокала сопрано : Монсеррат Кабалье, Мария Каллас. Знамениты звезды отечественной оперы: Вишневская Г.П., Казарновская Л.Ю., Нетребко А.Ю. Партии, написанные для сопрано: Царица ночи («Волшебная флейта» Моцарт), Виолетта («Травиата» Верди). Эстрадные исполнительницы с сопрано: Любовь Орлова, Толкунова Валентина Васильевна, Кристина Агилера, Бритни Спирс.

Меццо-сопрано . Запоминается насыщенным, сочным звуком, звучным, глубоким тембром. Звучит ниже сопрано, но выше контральто. Подтипы: драматическое, лирическое. Известными обладательницами данного типа были Татьяна Троянос, Образцова Е.В., Архипова И.К. Оперная партия Амнерис в «Аиде» написана для меццо-сопрано. Эстрадные исполнительницы меццо-сопрано: Аврил Лавин, Леди Гага, Лана Дель Рей.

Самый низкий, редко встречающийся женский голос – контральто . Его отличает бархатное мощное звучание, роскошные грудные ноты. С примерами контральто можно познакомиться в операх Чайковского «Евгений Онегин» (Ольга), Верди «Бал маскарад» (Ульрика). Обладательницей контральто была солистка Мариинского театра М.Долина. Певицы с контральто на эстраде: Шер, Эдита Пьеха, София Ротару, Кортни Лав, Кэти Перри, Ширли Мэнсон, Тина Тёрнер.

Высокие мужские типы голосов представлены лирическим, драматическим либо лирико-драматическим тенором . Характеризуются подвижностью, певучестью, лёгкостью, мягкостью. Примером лирического тенора является Ленский в «Евгении Онегине», драматического – Манрико из «Трубадура», лирико-драматического – Альфред (герой «Травиаты»). Знаменитые теноры: И.Козловский, С.Лемешев, Хосе Каррерас. Теноры на эстраде: Николай Басков, Антон Макарский, Джаред Лето, Дэвид Миллер.

Название «баритон» в переводе с греческого означает тяжёлый. По звучанию находится между басом и тенором. Отличается большой силой, яркостью в верхней половине диапазона. Выделяют лирические (Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини) и драматические (Амонасро в «Аиде» Верди) баритоны. Из известных оперных певцов баритоном владели Паскуале Амато, Хворостовский Д.А. Эстрадные певцы-баритоны: Иосиф Кобзон, Михаил Круг, Муслим Магомаев, Джон Купер, Мэрилин Мэнсон.