Рисунок осень цветными карандашами. Пейзаж: поэтапное рисование детям


Первый урок рисования по осени.

Как нарисовать осень карандашом поэтапно

Шаг первый.

Рисуем эскиз. Спичечный человечек сидит на пеньке. Возле него кругами обозначим тело белки. На заднем плане рисуем форму деревьев и моста. Думаю, с этим сложностей не будет, такие каракули все дети умеют рисовать. Но идем дальше!

Шаг второй.

Теперь обведем контуры тела девушки, и её прически. Добавим еще шляпку. Рядом сидит белочка. Обведем также контуры и её пушистого меха.

Шаг третий.

Теперь переходим к детализации. Означим место, где расположены глаза и губы девушки, нарисуем ей пальчики. Потом еще несколько деталей платья. Рядом с ней нарисуем еще сумочку с яблоками. И еще одно яблоко дадим белочке, она его заслужила. На заднем плане нарисуем тропинку и мост через реку. А потом прорисуем стволы и кроны деревьев.

Шаг четвертый.

Сотрем вспомогательные линии, нанесенные в предыдущих этапах. Обведем четче контуры основных объектов.

Шаг пятый.

Осталось добавить пару мелочей. Нарисуем прическу девушки, глаза и рот. Детализируем платье и обувь. На деревьях имитируем листья (детально прорисовывать я не прорисовывал, это, если хотите, можете сделать сами). Травку изображаем просто штрихами. Такие же штрихи, только реже сделаем на стволах деревьев и пне, это создаст эффект реалистичности. Не забывайте также про белочку!

И должно получиться вот так:

Шаг шестой.

Теперь переходим к раскраске. Я все рисовал в фотошопе, поэтому и разукрасил там же.

Надеюсь, я достаточно подробно рассказал о том, как нарисовать осень , и теперь на уроках изобразительного искусства вы сможете удивить всех оригинальным рисунком!

У меня получился вот такой рисунок осени:

1. Выбираем объект будущего рисунка. Пусть это будут два дерева, растущие на взгорке у широкой реки. Первым делом намечаем линию горизонта и перспективу

2. Деревья стоят на переднем плане, обозначаем стволы двумя линиями.

3. Следующим шагом обозначаем левый берег реки

4. Аналогично поступаем и с правым, рисуем извилистую береговую линию

5. Важно быть любознательным и внимательным, подмечать даже мелкие детали. Например, чтобы деревья не повисли в воздухе, нужно «привязать» их к земле при помощи небольшого холмика, покрытого чахлой травой

6. Деревья поздней осенью теряют практически всю листву. Значить нужно уделить больше внимания рисованию ствола дерева, его ветвям, видимой части корневища.

7. Как бы ветер не старался, а несколько листьев еще держатся за ветки, не торопятся опадать на землю

8. Деревья растут на высоком холме, покажите внизу заросли камыша

9. Покройте холм разной по интенсивности штриховкой, так можно показать объем и фактуру голой земли

10. Приемом штриховки нарисуйте справа дальний план леса

11. Осенью жизнь практическим замирает, росчерками карандаша покажите неспешное течение реки, размытый силуэт леса

12. Для этого поры характерны затяжные дожди, холодные ливни. Небо затянуто сплошными облаками и свинцовыми тучами

13. Птицы улетают в теплые края, нарисуйте журавлиный клин, который направляясь на юг — весной обязательно вернется в родные края

14. Чтобы немного оживить рисунок можно показать остатки паутины, в которой крепко заснул, «ушел в спячку» лесной житель — паучок

15. При помощи бликов придаем рисунку холодный вид, солнце практически не греет, на опавшей листве блестит иней

Не стоит придаваться унынию. Если разобрать как нарисовать осень, то придет вдохновение и можно приступать к рисованию зимы, весны и лета. Начинающий художник приобретает удивительный дар — рисовать то, что больше всего ему нравится, путешествовать во времени и пространствах.

Только,для начала,будем использовать не масло,а гуашь художественную.А вместо холста-бумагу для акварели.Лучше всего взять формата А-3,но А-4 тоже подойдет.

Работу будем выполнять поэтапно.Рисуем сухой кистью,используя только гуашь.
Набираем кистью(15-16 размер,щетина,плоская или круглая)синюю краску и начинаем покрывать ею верхнюю часть листа.Работаем слева-направо,продвигаясь сверху вниз.По мере продвижения, краски на кисточке будет все меньше и цвет нашего будущего неба будет все менее насыщенный.В центре листа оставляем два незакрашенных места.Это будут облака.

Теперь нам нужна краска темнее на тон или чуть другого тона.Я к своей синей добавила фиолетовой.Полученным цветом проводим линию горизонта и от нее вниз покрываем лист,оставляя в центре белое пятно.Это наше будущее озеро.Не забываем,что кисть должна быть сухой.После того,как на кисти совсем не осталось краски,растушевываем линию горизонта,чтоб граница стала с плавным переходом.Так же проходим кистью и по озеру.Не забываем,что мы работаем слева-направо.

Теперь интересный момент для начинающих художников.Горы часто рисуют с помощью мастихина.Не у все он есть,поэтому мы воспользуемся кухонным ножом.Рисуем горы.Для этого нам нужна черно-синяя краска.Чтоб ее получить,берем чуть-чуть черной и добавляем ее в синюю.На кончик ножа набираем краски и пробуем нарисовать горы.Они у нас будут состоять из самой высокой вершины по центру и более низких по краям.Рисуем всей плоской поверхностью ножа.Попробуем нашим горам нарисовать пологие склоны.Лишнюю краску снимем ножом.

Наши горы должны слегка подсохнуть.Поэтому пока займемся облаками на небе.В идеале,вначале прорисовать облака,а потом приниматься за рисование гор.Но времени,как всегда,не хватает,поэтому делаю быстрее и практичнее для себя...Итак,облака.Они у нас будут нежно розовые.Для этого капельку красной гуаши смешиваем с белой.Полученным цветом начинаем прорисовывать облака на месте белых пятен на небе.Использую щетину номер 12.Работаю кончиком кисти,тычками.Кисть при этом у меня в руке расположена под углом 90 градусов к облакам.Деткам я объясняю этот метод,как "кап-кап-кап".Не мазки,а именно точечные касания кистью бумаги.Часто-часто-часто.Теперь нам надо нарисовать верхнюю границу облаков.Она будет белой.Набираем на кисточку белую краску и кап-кап-кап по верхней границе облака,залезая на синий цвет.Представим,что облако не одно,а группа.Под верхним проплывает еще одно облако.Прорисуем белым и его верхнюю границу.Белой краски на кисточке должно быть много,чтоб она хорошо выделялась на фоне розовой.Таким способом прорисовываем облака слева и справа от гор....Ну вот,пока мы рисовали облака,наши горы слегка подсохли.Теперь не менее интересное занятие.Нам надо их сделать более объемными.Для этого возьмем на нож белую краску и нанесем ее на правую половину гор.Она у нас будет более освещенной.Работать будем от середины горы к правому краю.Краска будет ложиться не ровно,слегка перемешиваться с черным фоном,но нам это и нужно.Прорисовываем от вершины до подножия гор.Нарисуем несколько белых половинок гор,которые будут расположены ниже главной вершины,т.е. ближе к вам.

Теперь смешаем белую краску с синей,нам нужен светло-синий цвет(не голубой,темнее).Тоненькой кистью(пони,белка,колонок,синтетика-3размера)наносим полученный оттенок на левую часть гор.От вершины по склону,от центра к левому краю.Вы видите,как сразу преобразились наши горы,какие они стали объемные.

Продолжаем...Опять сухой щетиной,той,что рисовали небо(после неба мы ее не промывали) с помощью черной краски "малюем" слева,справа и по центру(ниже гор)пятна.Краски берем совсем по чуть-чуть,чтоб пятна получались черные полупрозрачные.И сухие,это важно.Когда на кисти не останется черной краски,надо прорисовать одну детальку:сильным нажимом на кисть по озеру наносим вертикальные,еле заметные полосы.По центру длиннее,по бокам-короче.Это отражение гор и кустов(которые мы еще не нарисовали) в озере.

Переходим к более жизнерадостным тонам.Будем рисовать осеннюю листву.Для этого нам понадобится желтая,рыжая,красная гуашь и кисть щетина 12-13 размера.Начнем с желтой гуаши.Кап-кап-кап по черным пятнам,это листва.Рисуем по пятну как бы островками.Так же,как и в облаках,пройдемся по верхушкам деревьев желтой краской.

Коричневой краской и тонкой кистью(белка,пони,колонок-1-2размера) рисуем стволы деревьев на переднем плане.Стволы в левой части работы освещены,поэтому белой краской выделяем освещенные участки ствола.

Этим деревьям листву нарисуем желтой и рыжей красками.Ниже гор на месте черных пятен нарисуем кусты.Совет:Чтоб листва получилась более реалистичной,обмакнем кисть сначала в рыжую,затем в желтую краску и, не перемешивая их,начнем прорисовывать листву:опять кап-кап-кап.Очень удобно листву на кустах и деревьях рисовать с помощью веерной кисти.

Чтоб у нас хорошо просматривалась перспектива,нарисуем на ближнем фоне березу.Так ка она ближе к нам,то и выглядит больше,относительно других деревьев.Сначала черный ствол с ветками,затем ножом нанесем белую краску на ствол.И закончим березу,нарисовав ей желтую листву.Оживить картинку можно красной краской,кое-где окрасив ею листья.

Ну вот мы и вышли на финишную прямую.Нам осталось нарисовать озеро.Начнем с его границ.Обозначим их черной краской.Работаем щетиной 11-12.

Продолжаем черной краской покрывать берег(продольными длинными мазками).

Зеленой гуашью прорисовываем на земле островки травы,оживляем их желтой краской.

Белой гуашью тонкой кисточкой по границе озера накладываем длинные продольные мазки.Ну вот,пожалуй,и все.Работа готова.

А вот такой пейзаж получился у моего сынули.Рисовали параллельно.

Итак, для работы вам понадобятся:
емкость с чистой водой,
краски (мы взяли обычную гуашь),
кисти (для гуаши хорошо подойдут синтетические, щетинные, можно взять и пони),
бумага (лучше всего акварельная. Она хорошо впитывает влагу, стойка к многократным размывкам. Мы взяли лист формата А3 плотностью 200 г/м2),
поролоновая губка,
лезвие бритвы (с ним аккуратно, чтобы не порезаться!),
около часа свободного времени.

Материалы готовы к работе, приступаем! С самого начала рисовать будем "по мокрому", поэтому мочим губку в воде и аккуратно увлажняем рабочую поверхность нашего листа. Сильно на губку давить не нужно, иначе можно повредить поверхность бумаги. Из-за таких повреждений краска может не лечь ровным слоем.

Для того, чтобы смешивать краски и подбирать необходимые нам цвета и оттенки понадобится палитра. Мы в качестве палитры использовали обычный лист плотной бумаги (вы можете поступить аналогичным образом или взять специальную пластиковую (в магазинах их продается довольно много)). Небо будем изображать используя холодные (синий и его оттенки) и теплые (красный и его оттенки) цвета. Для чего сразу нанесем их на палитру.

Кистью нанесем краску синего оттенка (подберите такой цвет, который понравится лично вам) на мокрую бумагу произвольно. При этом оставим место в небе для солнца. Затем аккуратно наклоним лист, чтобы краска немного потекла, создав красивые, естественные переливы.

Теперь наметим оттенками красного Солнце и исходящее от него сияние. Само Солнце (солнечный диск) оставим белым, обведя краской по контуру и добавим несколько произвольных мазков, которые растекутся по мокрой бумаге, создав впечатление естественных переливов. Еще раз на несколько секунд наклоним бумагу, чтобы краска лучше растеклась.

Часть краски, как вы видете, попала на солнечный диск, который мы условились оставить белым (не закрашенным). Ничего страшного! Моем нашу кисть, отжимаем ее от лишней влаги и аккуратно убираем излишки краски. Пока бумага мокрая и краска не впиталась и не высохла, сделать это совсем не сложно.

Небо готово. Перейдем к изображению деревьев и оттенками зеленого начнем намечать дальний и передний планы. Дальний план будет бледнее, передний ярче и насыщенней.

Так как мы решили изображать осень, то добавим соответствующие "осенние" цвета и оттенки: желтые, золотистые, красные, багряные и т.п. (проявите фантазию сами. Вы ведь не раз видели какие яркие и красивые осенью бывают листья!) Таким образом намечаем средний план (кроны деревьев вдалеке, земля, покрытая листьями, тропинка и т.п.) Так как мы рисуем по мокрой бумаге, наши мазки будут перетекать друг в друга, создавая очень красивые, гармоничные эффекты.

Теперь займемся деревьями. Оттенками коричневого обозначим произвольно их стволы и ветви. При этом нужно иметь в виду, что чем ближе к нам деревья - тем ярче и темнее будут стволы и наоборот, чем дальше от нас - тем бледнее.

Затем темными оттенками зеленого (к зеленому можно добавить немного синего, красного, коричневого или даже черного) выделим траву на переднем плане. Для создания эффекта пространственной перспективы она должна быть ярче и контрастнее, чем средний и задний планы. При создании травы можно использовать не только кончик волосяного пучка кисти, но и даже заднюю часть ручки кисти (только осторожно, чтобы не повредить мокрую бумагу)

Затем отдельными мазками начнем наносить на наш рисунок листья вокруг веток деревьев. Цвета используем при этом яркие, осенние - красный, желтый, оранжевый, багряный и др. Не нужно бояться, что мазки сольются друг с другом на мокрой бумаге - наоборот, плавное перетекание одного оттенка в другой создаст видимость природной естественности.

Теперь более темным оттенком (мы смешали черный с коричневым) придадим дополнительный контраст стволам и ветвям деревьев, сделав их ярче и четче. Этот прием позволит придать стволам определенный объем. Мазки будем наносить в просветах крон деревьев, вдоль стволов и ветвей, обозначенных нами ранее.

Теперь воспользуемся лезвием. С его помощью мы создадим дополнительный объем у травы на переднем плане рисунка. Для этого волнистым движением уголка лезвия нужно аккуратно снять мокрый слой краски, очистив рабочую поверхность бумаги. Выполнять такой прием "процарапывания" нужно аккуратно, чтобы не порезаться самим и не порезать (не испортить) бумагу. Если вы не уверены в свои силах сразу, можно потренироваться исполнению данного приема на палитре или отдельном черновике.

Теперь самым кончиком волосяного пучка кисти темным оттенком зеленого нанесем тонкие волнистые мазки по краям наших "процарапываний". Это придаст фактуре нашей травы на переднем плане контрастность, дополнительный объем, выразительность и естественность.

Погода на нашем рисунке выдалась замечательная. Прекрасный осенний денек. Как же не прогуляться, шурша листьями под ногами, любуясь пестротой красок, вдыхая осенний воздух? Добавим в наш пейзаж девушку, которая отправилась на такую прогулку. Пусть она будет в ярком красном пальто, черных сапожках и черной шляпке.

Теперь маленькими аккуратными мазками добавим немного ярких листьев на тропинку, по которой гуляет наша девушка. Красных, желтых, оранжевых и др.

Вернемся к нашей девушке, нарисуем ей шляпку и подправим ноги, обозначив их четче. Пока бумага и краска мокрые, правки вносить легче.

Для большей натуральности рисунка добавим по краю крон деревьев маленькие листики самым кончиком волосяного пучка кисти.

Работа "по-мокрому" завершена.

Для того, чтобы нам завершить свой рисунок необходимо подождать, пока бумага высохнет. Если у вас под рукой есть фен для сушки волос - можете воспользоваться им. Это позволит сэкономить время.

Бумага высохла. Теперь мы маленькими мазочками нанесем листья на кроны деревьев и по их краям для придания дополнительного объема. Мазки по сухой бумаге не будут расплываться, что позволит сделать их более яркими и четкими на общем фоне. Придаст деревьям эффект натуральности, добавит объем. Цвета используем те же: желтые, красные, оранжевые, бордовые и др.




Добавим на передний план несколько мазков травы более светлого оттенка для придания дополнительного объема изображению.

Смешав коричневый с черным, тонкой кистью еще раз выделим (уже по сухой бумаге) некоторые ветви и стволы деревьев.

В завершение последними мазками добавим еще немного листьев (на сухой бумаге мазки будут более четкими и яркими, словно отдельные листики выделяются на общем фоне)

Наш рисунок готов!

Рисунок «Осень» хотя бы раз в жизни рисует каждый ребенок – в детском саду или школе эта тема часто присутствует на уроках изобразительного искусства, окружающего мира и литературного чтения.

Мало кто из взрослых может оставаться равнодушным к яркости и разнообразию осенних красок, и многие из них хотят показать эту палитру детям, проводя мастер-класс с пошаговым фото или пошаговым построением схематического рисунка на классной доске.

Перед тем, как нарисовать осенний пейзаж, нужно выбрать материалы, которые будут взяты за основу работы. Мы предлагаем рассмотреть вариант рисунка, сделанного при помощи акварели и цветных карандашей на обычной, но достаточно плотной, белой бумаге (лучше всего использовать листы для акварели или эскизов).

Простым карандашом, как обычно, делаем набросок рисунка – эскиз. Наша композиция будет состоять из нескольких деревьев и небольшого деревенского домика. Интерес ей придает наличие холма, в центре которого мы и высаживаем главное . За счет холма по-другому смотрится линия горизонта, передний и задний план.

Осеннее небо наполняем цветом. Используя технику заливки акварелью. Эта техника используется в тех случаях, когда нужно получить неравномерный сплошной фон.

Этим же способом оформляем крону деревьев, находящихся на заднем плане. Они получатся размытыми и станут дополнением к основным деталям картины.

Заливка акварелью — задний план

Таким же образом заливаем цветом траву и линию кустарника, которая находится на заднем плане. Кустарник делаем более темным, чем траву. Дерево возле домика выделяем более светлым тоном краски, тем самым делаем на домике акцент. И он начинает привлекать внимание, хотя и располагается на одной из удаленных от края линий.

Заливка акварелью — передний план

Прорабатываем крупные стволы деревьев, придавая им объем при помощи игры света и тени: одну сторону ствола делаем более темной, чем вторую. Обозначаем тень, которую отбрасывают деревья и домик на траву, заполняем цветом тропинку.

Раскраска акварелью — шаг 1

Выделяем бордовым и красным цветом кусты на заднем плане. Подчеркиваем темным цветом спуск в центральной части картины. Подчеркиваем рельеф ствола дерева на первом плане, выделяя его правую сторону более темным цветом.

Раскраска акварелью — шаг 2

Рисуем кусты вокруг домика, заполняем цветом его окошки. Подчеркиваем игру цвета в кронах деревьев с правой стороны картины, используя теплые осенние цвета. Раскрашиваем такими же теплыми цветами передний план картины.

Раскраска акварелью — шаг 3

Хорошо просушиваем картину, после чего цветными карандашами начинаем прорабатывать детали: листву, кустарники, расположенные вдалеке. Обращаем внимание на то, что, чем ближе к краю рисунка располагается объект, тем более яркими должны быть его детали. Дерево в центре – ключевой элемент пейзажа – должно получиться максимально выразительным и проработанным до мелочей. Рисуем улетающих птиц.

Такая картина украсит любой кабинет или комнату.

Мы узнали, как нарисовать , используя акварельные краски и цветные карандаши, распределяя элементы пейзажа по разноудаленным линиям.

Рисунок осень (идеи с фото)

Осенний рисунок «Березки».

Осенний рисунок «Березки»

Детский рисунок «Осень с облаками.»

Детский рисунок «Осень с облаками»

Рисунок «Осень с домиками».

Посмотрите на видео как нарисовать осенний пейзаж с ребенком 6-9 лет:

Как нарисовать золотую осень (для взрослых):

Пейзаж гуашью «Осень»:

Еще одна популярная осенняя тема для рисования — фрукты. Смотрите на видео, как нарисовать яблоко, апельсин, вишенку и арбуз:

Шаблоны и раскраски для рисования осенью

Как нарисовать осень отзывы:

«Очень красиво! Хотелось бы еще раннюю осень, солнечную, с фрутами»)) (Даша)

«Красивая осень»!

Абсолютно любой начинающий художник рано или поздно задумывается о том, как нарисовать осенний пейзаж. Именно это время года делает природу необычайно яркой и красивой, вдохновляя живописцев на создание по-настоящему великолепных пейзажей. Конечно же, изучать, как нарисовать осенний пейзаж поэтапно, лучше всего, делая наброски с натуры где-нибудь в парке или же за городом. Но, если такой возможности нет, то можно использовать и фотографии. А вот понять, как нарисовать осенний пейзаж поэтапно для начинающих без натуры или же фото, скорее всего, не получится. Ведь, рисуя пейзаж по воображению, можно легко допустить различные ошибки.
Перед тем как нарисовать осенний пейзаж карандашом, стоит подготовить:
1). Карандаш – можно использовать как обычный, но хорошо заточенный карандаш, так и механический;
2). Ручку, у которой гелевый черный стержень;
3). Цветные карандаши;
4). Ластик;
5). Листочек бумаги.


Если все нужное уже подготовлено, то можно приступать к изучению того, как нарисовать осенний пейзаж карандашом поэтапно:
1. Изобразите легкими линиями линию горизонта и наметьте забор;
2. Нарисуйте очертания больших деревьев и маленьких кустов;
3. Прорисуйте забор;
4. Прочертите две березы и схематично изобразите их листву. Наметьте тропинку, уходящую вдаль;
5. Обведите рисунок ручкой, уточняя детали. Рисуя кусты и деревья, избегайте излишней детализации – не стоит прорисовывать каждый листик. В небе нарисуйте крупные кучевые облака. На заборе нарисуйте птичку;
6. Используя ластик, удалите карандашный набросок;
7. Зелеными оттенками, желтым и светло-коричневым заштрихуйте траву;
8. Карандашами серо-коричневой гаммы закрасьте тропинку и камни;
9. Черным, серым и коричневым карандашами закрасьте стволы деревьев;
10. Используя карандаши ярких, насыщенных тонов, раскрасьте листву кустов и деревьев;
11. Серым и коричневым карандашами раскрасьте забор;
12. Зеленым, желтым и оранжевым тонами закрасьте лес вдали;
13. Голубым карандашом заштрихуйте небо. Голубым и фиолетовым оттенками слегка закрасьте облака.
Теперь рисунок яркого осеннего пейзажа полностью готов! Поняв, как нарисовать осенний пейзаж, можно раскрасить его и красками. Для этого лучше всего подходят такие краски как акварель и гуашь, которые имеют чрезвычайно яркие оттенки, легко смешиваются и экономно расходуются.

Я еще давно увлеклась школой живописи Боба Росса.Он создал быструю технику эффектной живописи маслом по холсту.И считаю,что каждый ее сможет без труда освоить.Только,для начала,будем использовать не масло,а гуашь художественную.А вместо холста-бумагу для акварели.Лучше всего взять формата А-3,но А-4 тоже подойдет.

Работу будем выполнять поэтапно.Рисуем сухой кистью,используя только гуашь.
Набираем кистью(15-16 размер,щетина,плоская или круглая)синюю краску и начинаем покрывать ею верхнюю часть листа.Работаем слева-направо,продвигаясь сверху вниз.По мере продвижения, краски на кисточке будет все меньше и цвет нашего будущего неба будет все менее насыщенный.В центре листа оставляем два незакрашенных места.Это будут облака.

Теперь нам нужна краска темнее на тон или чуть другого тона.Я к своей синей добавила фиолетовой.Полученным цветом проводим линию горизонта и от нее вниз покрываем лист,оставляя в центре белое пятно.Это наше будущее озеро.Не забываем,что кисть должна быть сухой.После того,как на кисти совсем не осталось краски,растушевываем линию горизонта,чтоб граница стала с плавным переходом.Так же проходим кистью и по озеру.Не забываем,что мы работаем слева-направо.

Теперь интересный момент для начинающих художников.Горы часто рисуют с помощью мастихина.Не у все он есть,поэтому мы воспользуемся кухонным ножом.Рисуем горы.Для этого нам нужна черно-синяя краска.Чтоб ее получить,берем чуть-чуть черной и добавляем ее в синюю.На кончик ножа набираем краски и пробуем нарисовать горы.Они у нас будут состоять из самой высокой вершины по центру и более низких по краям.Рисуем всей плоской поверхностью ножа.Попробуем нашим горам нарисовать пологие склоны.Лишнюю краску снимем ножом.

Наши горы должны слегка подсохнуть.Поэтому пока займемся облаками на небе.В идеале,вначале прорисовать облака,а потом приниматься за рисование гор.Но времени,как всегда,не хватает,поэтому делаю быстрее и практичнее для себя...Итак,облака.Они у нас будут нежно розовые.Для этого капельку красной гуаши смешиваем с белой.Полученным цветом начинаем прорисовывать облака на месте белых пятен на небе.Использую щетину номер 12.Работаю кончиком кисти,тычками.Кисть при этом у меня в руке расположена под углом 90 градусов к облакам.Деткам я объясняю этот метод,как "кап-кап-кап".Не мазки,а именно точечные касания кистью бумаги.Часто-часто-часто.Теперь нам надо нарисовать верхнюю границу облаков.Она будет белой.Набираем на кисточку белую краску и кап-кап-кап по верхней границе облака,залезая на синий цвет.Представим,что облако не одно,а группа.Под верхним проплывает еще одно облако.Прорисуем белым и его верхнюю границу.Белой краски на кисточке должно быть много,чтоб она хорошо выделялась на фоне розовой.Таким способом прорисовываем облака слева и справа от гор....Ну вот,пока мы рисовали облака,наши горы слегка подсохли.Теперь не менее интересное занятие.Нам надо их сделать более объемными.Для этого возьмем на нож белую краску и нанесем ее на правую половину гор.Она у нас будет более освещенной.Работать будем от середины горы к правому краю.Краска будет ложиться не ровно,слегка перемешиваться с черным фоном,но нам это и нужно.Прорисовываем от вершины до подножия гор.Нарисуем несколько белых половинок гор,которые будут расположены ниже главной вершины,т.е. ближе к вам.

Теперь смешаем белую краску с синей,нам нужен светло-синий цвет(не голубой,темнее).Тоненькой кистью(пони,белка,колонок,синтетика-3размера)наносим полученный оттенок на левую часть гор.От вершины по склону,от центра к левому краю.Вы видите,как сразу преобразились наши горы,какие они стали объемные.

Продолжаем...Опять сухой щетиной,той,что рисовали небо(после неба мы ее не промывали) с помощью черной краски "малюем" слева,справа и по центру(ниже гор)пятна.Краски берем совсем по чуть-чуть,чтоб пятна получались черные полупрозрачные.И сухие,это важно.Когда на кисти не останется черной краски,надо прорисовать одну детальку:сильным нажимом на кисть по озеру наносим вертикальные,еле заметные полосы.По центру длиннее,по бокам-короче.Это отражение гор и кустов(которые мы еще не нарисовали) в озере.

Переходим к более жизнерадостным тонам.Будем рисовать осеннюю листву.Для этого нам понадобится желтая,рыжая,красная гуашь и кисть щетина 12-13 размера.Начнем с желтой гуаши.Кап-кап-кап по черным пятнам,это листва.Рисуем по пятну как бы островками.Так же,как и в облаках,пройдемся по верхушкам деревьев желтой краской.

Коричневой краской и тонкой кистью(белка,пони,колонок-1-2размера) рисуем стволы деревьев на переднем плане.Стволы в левой части работы освещены,поэтому белой краской выделяем освещенные участки ствола.

Этим деревьям листву нарисуем желтой и рыжей красками.Ниже гор на месте черных пятен нарисуем кусты.Совет:Чтоб листва получилась более реалистичной,обмакнем кисть сначала в рыжую,затем в желтую краску и, не перемешивая их,начнем прорисовывать листву:опять кап-кап-кап.Очень удобно листву на кустах и деревьях рисовать с помощью веерной кисти.

Чтоб у нас хорошо просматривалась перспектива,нарисуем на ближнем фоне березу.Так ка она ближе к нам,то и выглядит больше,относительно других деревьев.Сначала черный ствол с ветками,затем ножом нанесем белую краску на ствол.И закончим березу,нарисовав ей желтую листву.Оживить картинку можно красной краской,кое-где окрасив ею листья.

Не рискну назвать свой рассказ, как я писала осенний пейзаж акварелью , мастер-классом... На мой взгляд, мастер-класс - это когда ты уже мастерски рисуешь какой-то сюжет, имеешь четкий план действий и имеешь право учить этому других.

Я же осенний лес на пленэре пишу крайне редко, хорошо если один-два этюда в год, поэтому каждый раз для меня это такой же поиск, как и для начинающего акварелиста.

Однако последний этюд получился довольно удачным, в моем Инстаграмме он имел успех, и я пообещала, что покажу этапы написания этого этюда. Выполняю обещание.

Марина Трушникова "Осенний лес", акварель, 22х25 см

Целью этой демонстрации я считаю не только показать вам, как я рисовала осенний лес акварелью поэтапно, но и озвучить свои размышления, почему я сделала тот или иной шаг в работе .

Полагаю, понимание "ПОЧЕМУ" полезней , чем знание "как это сделал автор".

Начну с описания материалов, ибо все равно кто-нибудь спросит... 🙂

Этюд "Осенний лес". Материалы:

Я рисовала на акварельной бумаге Arshes, 100% хлопок, плотность 300 г/м, фактура Grain Fin (среднее зерно).

Краски "Невская палитра":

  • Индийская желтая
  • Индийская золотистая
  • Венецианская красная
  • Сиреневый хинакридон
  • Синяя
  • Сепия
  • Крупная круглая, белка
  • Средняя круглая с тонким кончиком, синтетика
  • Кисть тонкая с удлиненным ворсом (кисть-лайнер или кисть-игла)


В чем сложность рисования осеннего пейзажа с ограниченным пространством?

Именно поэтому я приступила к этюду с осторожностью и готовностью все испортить...

Давайте посмотрим, как же мне удалось в результате сохранить цельность восприятия картины и не засушить акварель.

КАК НАРИСОВАТЬ ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ АКВАРЕЛЬЮ ПОЭТАПНО:

Подготовка бумаги для рисования акварелью

Этот момент я считаю технологически важным.

Опытным путем я пришла к следующему варианту подготовки бумаги на пленэре: смочить обратную сторону этюда, дождаться растяжения бумаги и прикрепить лист малярным скотчем к планшету. Сверху лист остается сухим.

Так лист не будет идти волной, краска будет равномерно растекаться внутри слоя бумаги, не будет образовывать резкие границы.

В домашних условиях я смачиваю обе стороны бумаги, но на пленэре нет времени ждать высыхания.

Рисунок осеннего пейзажа

Выполняю легкий рисунок. В данном случае он не сложен. Важно найти линию земли и расставить основные стволы деревьев.

Все мелкие детали я прописываю сразу кистью.

Рисунок я не фотографировала, ибо не была уверена в результате. По после первых заливок моей голове созрел план работы, и я начала фотографировать этапы. Поэтому дальше будут фото.

Первая заливка

  1. Начинаю писать этюд осеннего пейзажа со светлого слоя неба за деревьями.

Выполняю очень жидкую заливку с градиентом от бледно-голубого в верхней части листа к слегка теплой в районе линии горизонта.

2. Ниже идет поверхность земли. Даю растяжку от бледного раствора Венецианской красной до ее смеси с Индийской золотистой в нижней части листа.

Когда пишу землю, то оставляю просветы между горизонтальными мазками кисти, чтобы был эффект света на лежащих листьях. Это придает светоносности и воздушности.


Как нарисовать осенние деревья с помощью набрызга

Поскольку деревья здесь находятся в контражуре, против света, то дальние листья светятся больше, они светлые, а передние - темные.

Это очень удобно, когда рисуешь осенний пейзаж акварелью, поскольку в акварели мы движемся от светлого к темному.

Поэтому я рисую крону, постепенно усиливая тон листвы. Начинаю с Индийской желтой, затем даю смесь с Индийской золотистой, а в конце самые яркие багряные листья буду писать просто Индийской золотистой.

Обожаю эту краску у "Невской палитры" - она очень сочная и позволяет давать как светлые, так и темные оттенки желтого!


И вот, внимание, как я рисовала крону, чтобы уйти от детализации!

Я ее брызгала!

Чтобы повторить этот фокус, возьмите крупную мягкую кисть, которая берет в себя много раствора, и встряхивая, брызгайте с нее краску на влажную поверхность этюда.

Этот способ не дает вам жестко контролировать изображение листвы, избавляет от детальности.

Краска на влажной бумаге начинает расходиться более крупными пятнами.

Второй слой набрызга у меня темнее и чуть гуще, краска расплывается меньше, пятна более проявлены:


Но хлопковая бумага дает о себе знать - она внутри еще влажная, и краска растекается достаточно хорошо.

Чтобы восстановить больше просветов между листьями, я примакиваю к влажному слою бумажную салфетку. Она и подсушивает, и выбирает часть слоя:


Когда слой чуть более подсох, я брызгаю самые яркие багряные листья Индийской золотистой.


Кстати, как видно выше, пока я ждала подсыхая кроны, я написала землю с опавшими листьями.

Как нарисовать поверхность земли в осеннем пейзаже

Запомните простое правило, которое позволит вам изобразить землю именно лежащей, а не стоящей дыбом, горизонтальной поверхностью.

Земля на переднем плане должна быть темнее, чем в удалении.

Т.е. в нижней части этюда цвет земли должен быть гораздо темнее:


Для изображения земли я использовала смесь Венецианской красной и Сепии. На переднем плане доля сепии больше, чтобы цвет был темнее.

Рисуем осенний лес акварелью:

Стволы деревьев


Начинаю писать стволы деревьев. Вглядываясь в цвет берез, понимаю, что они в тени розовые! Вот почему нужно рисовать на пленэре - ни одно фото вам не покажет таких тонких нюансов цвета!

Поэтому за основу ствола березы я беру Венецианскую красную.

Для темных отметин и деревьев других пород использую смесь Синей с Сепией.


Одновременно более бледным раствором этого цвета пишу массив деревьев вдалеке, в просвете между стволами.


Чтобы отделить стволы деревьев от дальнего плана и показать контровой свет, я процарапываю картой светлые линии по контуру ствола слева:



В основной цвет ствола, как он слегка подсыхает, вписываю черные отметины.

Ветви деревьев


Крона высохла. Можно рисовать ветки. Для этого использую тонкую кисть с длинным ворсом, которая позволяет делать каллиграфически легкие летящие линии.

Крона деревьев. Использование набрызга


Еще раз возвращаюсь к набрызгу.

Концентрированным раствором Индийской желтой делаю набрызг на крону берез. Теперь пятнышки не расплываются. Поэтому брызгаю обдуманно. Для этого постукиваю крупной кистью с краской о древко другой кисти .

Добавляю набрызгал листья на кустарнике переднего плана. Использую для этого Индийскую желтую.

Заключительные этапы РИСОВАНИЯ ОСЕННЕГО ПЕЙЗАЖА:

Обобщение

В завершении работы нужно обязательно отстраниться от нее и посмотреть, нет ли дробности, что можно объединить?

В моем случае мне не нравился ритм деревьев справа. (Когда я их рисовала, ко мне подошел местный алкоголик и пытался купить этот этюд за 100 рублей. 🙂 Я разволновалась и натыкала стволов, как их видела, не задумываясь о композиции...)

Поэтому я решаю затемнить фон за стволами и тем самым объединить явные полоски стволов в более крупную массу. Так внимание зрителя будет более притянуто к левой части этюда, где явственно виден солнечный свет сквозь деревья.

Поэтому в завершении я усилила темные тона черных веток березы и отметины на стволах.

(Если рисование деревьев и пейзажей с ними затруднительно для вас, обратите внимание на мастер-класс ниже!)

Итак, подытожим.

Сложную задачу этюда с ограниченным пространством я решила за счет правильного распределения тона: дальние планы светлые, ближние - темные. Этому помог контровой свет.

Чтобы не уйти в дробность, большую часть работы я вела по-сырому, использовала набрызг вместо рисования кроны мазками.

Для гармоничного восприятия пейзажа не забываем об этапе обобщения и о расстановке акцентов самым темным и самым светлым цветом.

Если вам была полезна такая демонстрация, не стесняйтесь написать комментарий. Это даст мне понимание, что я на правильном пути.