Рисование для детей с 6 лет. Как научить ребенка рисовать

Вопрос «Как научить детей рисовать человека?» многих взрослых ставит в тупик: далеко не каждый сможет реалистично передать пропорции и портретное сходство, и тем более, объяснить этапы рисования фигуры человека ребенку. Мы покажем простые схемы и дадим рекомендации, как нарисовать человека поэтапно — справится даже ребенок взрослый.

shkolabuduschego.ru

Большинство взрослых, не занимаясь профессионально художественной деятельностью, остановились в своем развитии на этапе «головоногов». Но это не повод давать «от ворот поворот» малышу с карандашом, который хочет познать этот мир и всему научиться.

Рисуя, ребенок фантазирует, развивает свои способности, тренирует зрительную память. Конечно, нарисовать человека гораздо сложнее, чем дерево или ежика, но даже самое сложное дело можно разбить на простые этапы, чтобы оно не казалось таким уж страшным и невыполнимым. Учимся вместе!

Как научить ребенка 3-4 лет рисовать человека


pustunchik.ua

Ребенку 3-4 лет можно объяснить принцип рисования фигуры человека на примере простой схемы: голова, туловище, руки и ноги, обязательно шея, кисти и ступни.

Пусть потренируется рисовать таким образом мальчиков и девочек. Тут важно в первую очередь не столько сходство, сколько отработка чувства пропорций, наличие всех «составляющих».

razvitie-vospitanie.ru

Затем можно попробовать нарисовать человечков в движении. Чтобы наглядно показать ребенку, как сгибаются наши руки и ноги при ходьбе, прыжках, поворотах и пр., продемонстрируйте все эти движения перед зеркалом.

Удобно сделать проволочный каркас и гнуть его в разные стороны.

www.kukolnihdelmaster.ru

Пусть эта проволочная модель будет вашим пособием при обучении ребенка рисовать человека в движении.

pinimg.com

Полезно делать быстрые схематичные рисунки. Задали проволочной модели нужную позу — тут же ее нарисовали. Позже вы объясните ребенку, как «одеть» человечков. Сейчас важнее понять, как меняется положение рук и ног при том или ином движении.

fb.ru

Чтобы маленьких художников ничего не отвлекало от главного — передачи движения в рисунке — предложите нарисовать движущегося человека с помощью силуэта. Чтобы было проще, сделайте картонную модель с подвижными элементами.

infourok.ru

Еще один совет для тех, кто хочет научить ребенка хорошо рисовать человека: лепите! Да-да, в объеме ребенку легче воспринимать пропорции, он быстрее поймет, как правильно. Если он научится хорошо и быстро лепить человека, нарисовать его ему не составит труда — проверено.

Как научить ребенка 5-6 лет рисовать человека: пропорции

Учите ребенка видеть невидимое. Прежде, чем нарисовать одетую фигуру, нужно наметить каркас, понять положение рук и ног, направление и поворот туловища относительно головы и пр. Пользуйтесь схемами, лишние линии с рисунка всегда можно убрать ластиком.

infourok.ru

Когда ребенок научится мыслить именно схемами, у него не возникнет сложностей при рисовании фигуры человека.

Дошкольникам 5-6 лет смело можно объяснять, чем фигура взрослого отличается от фигуры ребенка. Модуль, которым мы «измеряем» фигуру — голова. От того, сколько раз голова «помещается» в схеме построения фигуры человека, зависит многое.

artrecept.com

Покажите фотографию, где ребенок стоит рядом со взрослым. Предложите измерить (линейкой, полоской бумаги или др.), сколько раз голова ребенка «помещается» в его фигуре целиком. То же самое проделайте с фигурой взрослого. Ребенок сам сделает вывод, что у детей голова больше (относительно пропорций всего тела).

sovetunion.ru

У взрослых голова «помещается» 7- 8 раз (в идеале). Если учитывать это при рисовании человека, фигура выйдет пропорциональной, похожей.

profymama.com

Достаточно несколько раз нарисовать простую схему, чтобы в дальнейшем рисовать толстых и худых людей, мужчин, женщин и детей.

Мужская и женская фигуры отличаются. На схеме эти отличия легко показать геометрическими фигурами. У мужчин широкие плечи, у женщин — бедра.

Очень скоро ваш ребенок постигнет азы рисования человека и сможет изобразить всю семью!

Как нарисовать человека поэтапно: видео

Уважаемые читатели! Расскажите в комментариях о самых забавных рисунках ваших детей. Умеете ли вы сами рисовать человека реалистично? Помогли ли вам наши схемы и советы научиться рисовать людей?

В период старшего дошкольного возраста многие родители начинают активно готовить свое чадо к предстоящему обучению. Они все чаще задумываются о том, что нелишним было бы приучить его и к рисованию. Тут и творчество, и усидчивость, и работа руки. Как же научить рисовать ребенка 5 или 6 лет?

Полезное занятие

Конечно, художественные навыки развивать и поощрять в ребенке нужно, польза от рисования для будущего школьника очевидна:

  • развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму;
  • развитие фантазии,
  • навык восприятия цветов, расположения предметов, создания композиции;
  • психологическая разгрузка – в рисунке ребенок может выразить то, что его тревожит, радует или волнует;
  • тренировка памяти, усидчивости;
  • эстетическое развитие;
  • навык самовыражения посредством необходимых материалов;
  • развитие образного мышления.

Когда мы учимся рисовать, мы учимся, прежде всего, видеть мир через призму своего внутреннего восприятия и выражать это на бумаге. Это – необходимый для полноценного развития процесс, помогающий в будущем находить неординарные решения в сложных ситуациях.

Но здесь встает вопрос: учат ли этому привычные уроки рисования? Ведь на них ребенок получает алгоритм, четкую инструкцию, согласно которой работает на своем листе бумаги. Это просто техническое выполнение четко поставленного задания, оттачивание навыка пользования карандашами или кистями с красками. Действие по инструкции. Разве есть в этом что-то от истинного творчества, самовыражения, воплощения собственного замысла? А ведь ребенок привыкает к такому подходу. Затем он «действует согласно инструкции» уже в других ситуациях, постепенно забывая о своей фантазии, внутреннем мире как о чем-то невостребованном.

Отсюда вопрос: нужно ли вообще такое учение? Научить ребенка рисовать невозможно. Мы либо даем ему четкую схему, которая убивает его индивидуальность, либо просто способствуем тому, чтобы он учился выражать в рисунке что-то свое, искал свои методы, способы работы, сюжеты. Хотя на самом деле это не всегда просто. Как учить? Предлагать, показывать, объяснять, советовать, переключать…

Не экономьте на материалах для рисования. Карандаши, которые царапают лист и постоянно ломаются, «линяющие» на рисунок кисточки, текущие фломастеры отобьют охоту рисовать у любого человека.

Помогаем научиться

Итак, задача взрослого – помочь ребенку научиться рисовать и развивать этот навык. Делать это нужно поэтапно: сначала осваивать самые простые линии, фигуры, приемы работы и материалы, постепенно усложняя задачи:

  • учим пользоваться карандашами, красками, кистями, фломастерами;
  • показываем необычные способы рисования (штамповка, абстракция и др.);
  • помогаем освоить каждый цвет: и как конкретное, и как абстрактное понятие (какие ассоциации вызывает каждый цвет: предметы, вкусы, запахи, тактильное ощущение, звуки);
  • помогаем постепенно переходить от простой задачи к более сложной.

Например, чтобы нарисовать человечка, маленький ребенок будет действовать по принципу «палка – палка – огуречик». На начальном этапе этого достаточно. С возрастом, если развитию ребенка уделяется необходимое внимание, он, рисуя, уже будет знать, что голова – это не просто «кругляшок»: на ней есть глаза, нос, рот, у нее есть уши, волосы. Затем он научится прорисовывать пальцы рук, ногти, волоски на голове, реснички, зрачки, обувь. Еще позже поймет, что тело человека имеет определенные гармоничные пропорции, а лицо – свои индивидуальные черты, свое выражение.

Если родители хотят, чтобы их чадо рисовало человека с анатомической точностью – как раз этому научить можно. В тех же кружках по рисованию. Но ведь задача другая – развить творческие способности ребенка. Поэтому важно помогать ему познавать мир постепенно, шаг за шагом, чтобы отражать новые знания с помощью линий и цветов. Ведь рисунки для самих детей – это не «ксерокопия» с чего-то, в разной степени удачная или нет. Это их способ донести до взрослых что-то важное, переживания, достижения. Это неповторимый «визуальный язык», способ развиваться, мыслить, двигаться вперед.

Как же помочь ребенку развивать навыки рисования, чтобы не погубить его индивидуальность? Этому поспособствуют следующие рекомендации.

  • Играйте в рисование. Такие игры помогут развить разные навыки. Например, тактильные (рисование под музыку, в темноте, с закрытыми глазами, обеими руками или левой рукой). Визуальное восприятие тренируют рисунки по памяти или представлению, рисование с натуры. Образное мышление – рисунки чего-то вымышленного, персонажей сказок. Концентрацию в возрасте 5 лет развивают более сложные задания: нарисовать, например, рыбку со всеми плавниками и чешуйками.
  • Всегда радуйтесь рисункам ребенка, хвалите за любое достижение, за творческие находки, никогда не порицая и не критикуя.
  • Не заставляйте ребенка рисовать насильно. К творчеству нельзя принудить и таким образом чему-то научить.
  • Не лезьте со своими советами, если ребенок их не просит. Пусть учится творить не по указке, а по зову души.
  • Собирайте работы юного художника в отдельную папку и бережно храните: это важно и для него, и для вас.
  • Занимайтесь его развитием в целом. Пусть он, прежде всего, познает окружающий мир, помогайте ему в этом. Затем он научится познавать и выражать свой внутренний мир.
  • Выказывайте свою заинтересованность процессом: когда мы рисуем с детьми, затем лепим то, что изобразили, сочиняем об этом сказку, рассматриваем картины великих художников, ходим на выставки, говорим об искусстве – получаем полноценный процесс обучения.
  • Старайтесь не вести ребенка по определенному пути, а помогать следовать тем путем, который он выберет сам.
  • Показывайте пример. Если у вашего чада нет тяги к рисованию, порисуйте что-то сами. От души и для него.

Да, научить кого-то быть гениальным художником невозможно. Но помочь ребенку развить свои художественные способности родителям вполне по силам.

Мастер класс «Рисование для самых маленьких».


Шатохина Рита Вячеславовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дом детского творчества г. Калининска Саратовской области».
Данный мастер класс предназначен для педагогов дополнительного образования, воспитателей ДОУ. Мастер класс будет также интересен маленьким художникам от 4 лет и их родителям.
Назначение: данный мастер класс – это небольшой курс по рисованию для самых маленьких, в котором показаны способы рисования геометрическими фигурами.
Цель: создание условий для получения навыков рисования.
Задачи: научить ребёнка, как рисовать знакомые образы с помощью геометрических фигур;
прививать навыки аккуратно работать с красками и кисточкой;
развивать творческую фантазию и мелкую моторику руки.
На занятия в моё объединение приходят ребята совсем ещё маленькие, но им очень хочется рисовать. Из опыта работы с детьми я поняла, что им проще рисовать геометрическими фигурами. Рисуют дети по моему показу, поэтапно. Начиная занятие, я никогда не говорю детям, что мы сегодня будем рисовать. По опыту знаю, что им так интересней. В процессе они угадывают, кого рисуют, и им это доставляет много радости. А рисунки получаются у всех разные.

Мастер-класс по рисованию для детей «Улитка»

Приготовьте: альбомный лист А4, краски акварельные, кисти разных размеров, баночку для воды и салфетку.


Перед тем, как начать рисовать, я говорю детям, что краски спят и их надо разбудить, аккуратно поглаживая их кисточкой, первой разбудим жёлтую краску и начнём рисовать.
Рисуем в центре листа колобок, постепенно раскручивая кисть, а затем рисуем коричневой краской дугу.


Превращаем дугу в петельку.


Рисуем рожки и закрашиваем.


Украшаем домик улитки.


Рисуем глаза, рот улитки. Далее дети сами придумывают и украшают фон рисунка: где находится улитка?


Работы детей:


Мастер-класс по рисованию для детей «Черепашка».

Рисуем в центре листа жёлтой краской «колобок», коричневой краской рисуем 4 петельки.


Пятая петелька рисуется больше по размеру, все петельки закрашиваем.


Рисуем глаза-круги, с начала белой краской, затем чёрной.


Украшаем панцирь черепашки. Ребёнок может придумать свой узор.

Мастер-класс по рисованию для детей «Рыбка»

Рисуем жёлтой краской «колобок», рисуем дуги: сверху и снизу, получился как бы глаз.


Рисуем рыбке хвостик-треугольник. Затем украшаем рыбку с помощью красной краски. рисуем прикладывая кисть: ротик, плавники.


Рисуем чешуйки, украшаем хвостик.


"Печатаем" кисточкой: рисуем камушки и воду, проводим линии зелёной краской-водоросли.


Рисуем рыбке глаз чёрной краской. Чёрная краска любит пошалить, поэтому с ней мы особенно аккуратны.

«Зимняя полянка».

Берём лист голубого цвета, формат А4. Рисуем колобки белой краской. Проводим линии, рисуем сугробы.


Коричневой краской рисуем ствол и веточки деревьев, руки, глаза, рот и метлу снеговику.


Украшаем рисунок снежинками. Украшаем снеговика: рисуем ведро на голове и шарфик. Дети дополняют рисунок, украшают.


По такому же принципу можно нарисовать осенний лес, только изначально колобки будут жёлтым, оранжевым и зелёным, а листопад, рисуем прикладывая кисточку, печатаем.Работы детей:


Мастер-класс по рисованию для детей «Ёжик».

Рисуем «колобок» коричневой краской.


Рисуем носик-треугольник.

Работа ребёнка.
Рисуем ёжику полянку, дети фантазируют.



Работа ребёнка:

Мастер-класс по рисованию для детей «Лягушка».

Берём лист голубого цвета, формат А4. Рисуем в центре «колобок» зелёной краской.


Рисуем ещё один «колобок», а сверху два «мостика».


Рисуем лягушке лапки, обращаем внимание детей, что лапки у лягушки различаются своим строением, что помогает лягушке хорошо прыгать и удерживаться даже на самой скользкой поверхности.


Рисуем лягушке рот, глаза. Украшаем картину, предварительно побеседовав с детьми: где живёт лягушка?

Мастер-класс по рисованию для детей «Петушок».

Рисуем большой колобок-туловище, колобок поменьше – голову. Соединяем их плавными линиями, получается шея.


Рисуем петушку ноги-треугольники и хвост, линии-дуги.


Красной краской рисуем петушку гребешок (мостики), клюв и бородку, прикладываем кисть.

Малышам очень нравится рисовать, но в среднем дошкольном возрасте их произведения искусства слабо напоминают что-то реалистичное. Как организовать занятия по рисованию для детей 4-5 лет так, чтобы привить крохам любовь к изобразительному искусству и научить рисовать простые рисунки? Расскажем, с чего начать занятия, в чем заключается польза подобных уроков и какие художественные принадлежности можно использовать.

Польза рисования

Занятия творческой деятельностью – это важный элемент в процессе развития ребенка. Для детей дошкольного возраста характерно наглядно-образное мышление, поэтому уроки рисования имеют большое значение на данном возрастном этапе.

Рисование помогает в развитии:

  • воображения;
  • абстрактно-логического мышления;
  • мелкой моторики;
  • логики;
  • творческого мышления;
  • внимательности.

А также рисование – это повод провести с малышом больше времени, что оказывает существенное влияние на его психоэмоциональное развитие.

Принадлежности

Какие вам нужны принадлежности на занятия, зависит от того, чем вы собираетесь рисовать. А делать это можно по-разному:

  • пальцами;
  • ладонями;
  • кисточками;
  • карандашами;
  • фломастерами;
  • ватными палочками;
  • ватой.

Можно использовать раскраски или просто альбомные листы.

Чтобы рисование для детей оказалось максимально эффективным, используйте различные предметы и формы уроков. Например, вы можете показать несколько творческих приемов ребенку с помощью цветных карандашей, а на следующий день закрепить эти приемы, рисуя мелками на асфальте и т. п. Малышам 4-5 лет может не понравиться однообразное рисование фломастерами или карандашами, поэтому важно периодически менять способы обучения.

5 идей для обучения

Чтобы научить ребенка рисовать, необходимо знать несколько интересных приемов, которые мгновенно расположат кроху к занятиям. Рассмотрите их и начните с наиболее подходящего.

  • Кляксы.

Это простой способ, но его очень любят малыши. Вам понадобится альбомный лист, краски и кисточки. Согните лист пополам, на одной стороне нарисуйте крыло бабочки, затем плотно прижмите половины друг к другу, так, чтобы на пустой части отпечаталось крыло. Таким образом можно нарисовать не только бабочку, но и лист, цветок, двух друзей и т. п.

  • Геометрические фигуры.

Используйте знакомые малышу геометрические фигуры. Например, чтобы поэтапно нарисовать девочку, используйте, круг, линию и треугольник. Сначала рисуем голову (показываете малышу, как рисовать круг), от круга рисуете платье в виде треугольника, ноги и руки рисуются, соответственно, линиями.

  • Трафареты.

Подготовьте заранее различные трафареты, которые ребенок будет сначала обводить, а затем раскрашивать. Постепенно он запомнит образ и форму, и ему уже не понадобится трафарет, чтобы нарисовать определенный предмет. Если у крохи будет трафарет квадрата, треугольника и прямоугольника, то он сможет нарисовать домик. Затем он начнет выдумывать, что еще мог бы нарисовать из этих фигур.

  • Отпечатки.

В 5 лет детям нравится что-то закрашивать, а затем делать отпечатки. Можно начать с ладоней, потом снимать отпечатки с выпуклых поверхностей. Сейчас продаются фигурные печати, из которых малыш может создавать образы. Из отпечатков цветка получается цветочное поле, а над ним можно нарисовать солнышко из геометрической фигуры – круга.

  • Аппликации.

Совмещайте рисование с другими творческими приемами. Можно нарисовать фон (голубое небо, горы, скалы и т. п.), а другие предметы (звезды, облака, деревья) вырезать из бумаги, раскрасить и приклеить к фону. Можно также использовать цветной песок или бисер.

Заключение

Рисование с детьми – часть вашего с ними общения. На занятиях вы постоянно разговариваете с малышом, задаете наводящие вопросы, раздумывая над которыми, он приходит к определенным выводам. Таким образом складываются его представления о мире. Рисуя море, ребенок его, возможно, никогда не видел, но уже знает, какого оно цвета и что на море есть волны. Изображая дерево, малыш запоминает, из чего оно состоит, и что по листве можно определить время года. Обязательно включайте уроки рисования в деятельность вашего ребенка, ведь оно способствует полноценному формированию его личности.

Психологами уже давно было доказано, что рисование оказывает благоприятное воздействие на ребенка, развитие его речи, фантазии, мелкой моторики и координации движений. А родители, которым по той или иной причине приходилось обращаться к детскому психологу вместе со своим малышом, наверняка знают, что специалист в начале приема просит ребенка нарисовать рисунок - свою семью, друзей или любимого питомца. Специалистами было установлено, что с помощью рисования карапуз лучше всего познает окружающий мир.

Польза рисования для развития ребенка

Рисование для детей 5-6 лет не только приносит удовольствие, но и является прекрасным способом усовершенствовать навыки творческого и интеллектуального характера. Дети в дошкольном возрасте мыслят образно, поэтому создание новых образов и регулярные занятия рисованием способствуют их лучшему развитию.

Занятие по рисованию в детском саду

В ходе творческой деятельности у малыша отмечаются такие изменения:

  • развитие креативности;
  • умение создавать множество новых образов и по своему усмотрению менять детали;
  • способность ассоциации своих работ с предметами, людьми или животными.

Обратите внимание! Игра в ассоциации в процессе создания картины способствует тренировке фантазии, ума, мышления, а также представляет собой замену самых современных способов развития ребенка.

Как заинтересовать ребенка в рисовании

Если у дошкольника есть хоть малейшая тяга к рисованию, родители должны задуматься о том, чтобы развить его способности. Чтобы малыш не потерял интерес к творчеству, его можно записать в художественный кружок, студию или прибегнуть к индивидуальному обучению с частным преподавателем.

Приемы изображения

Популярные методы и приемы изображения представлены использованием натуры, репродукции картин, образца или любого другого наглядного пособия. Натурой является предмет или явление, которое ребенок должен нарисовать в процессе непосредственного наблюдения. В младшем дошкольном возрасте малыши уже могут воспринимать предмет в совокупности его качеств.

Но стоит заметить, что изображение предмета по шаблону или с натуры требует умения анализировать соотношение отдельных элементов и их расположение в пространстве.

Организация рабочего пространства

Чтобы дошкольник мог заниматься рисованием в домашних условиях, ему нужно подготовить рабочее место. Малыш должен видеть изображение полностью, поэтому для рисования следует взять мольберт или же рисовать на полу. Отдельное внимание следует уделять освещению, поскольку свет должен падать с противоположной стороны от руки, которой малыш рисует.

Пример организации рабочего места детям

Что касается рабочих материалов, то вода должна находиться справа (если малыш - левша, то слева), краски - над рисунком или возле воды, а палитра для смешивания цветов - в руках. Если палитра будет стоять возле красок, то в процессе работы можно случайно капнуть на картину, испортив ее.

С чего следует начинать при обучении ребенка рисованию

Рисование с детьми 5-6 лет является не только процессом создания изображения красками или цветными карандашами. Юный творец может отдать предпочтение другим техникам, поэтому родители для начала должны купить ребенку фломастеры, гуашь или акварель и цветные мелки.

Техники для развития навыков рисования

Совсем необязательно наносить краску на бумагу с помощью кисти, ведь для этого можно пользоваться губками из поролона, ватными палочками или нитками. Каждая техника способна развить у дошкольника определенные навыки: что-то будет получаться лучше, а что-то - хуже.

Важно! Родители должны помнить, что постоянная критика может отбить у детей желание творить. Из-за неудач карапуз часто огорчается и разочаровывается, поэтому его следует поддерживать.

В процессе создания картины можно предложить детям нарисовать вымышленную планету с ее природой и фантастическими животными, после чего как-то интересно ее назвать. Еще одной нетрадиционной идеей для рисования для 5-летних детей является создание натюрморта или пейзажа осени с помощью перьев, которые нужно макать в краску и делать причудливые узоры на альбомном листе. В результате должна получиться интересная и оригинальная работа.

Как научить ребенка рисовать карандашами и красками поэтапно

Чтобы карапуз мог рисовать карандашом, нужно помочь ребенку держать его в правильном положении. Родитель должен взять детскую ручку с карандашом в свою, после чего вместе выводить прямые и волнистые линии, простые фигуры. Как только дошкольник освоит простые крупные формы, можно усложнять задания и приступать к изображению небольших деталей: зайца, снегиря, цветочков весной или снежинок зимой.

Что касается обучения работе с красками, то оно состоит из нескольких этапов:

  • подготовить кисточки из мягкого ворса, стакан-непроливайку, акварельные краски и палитру;
  • научить ребенка держать кисточку и пользоваться ею: набирать краску, наносить на мольберт, промакивать и полоскать;
  • на первом этапе карапуз должен поводить сухой кистью по бумаге, определить степень нажима и правильность движений.

Процесс обучения рисования красками

Рисовать следует пошагово, начинать одним цветом, постепенно добавляя другие оттенки. Для начала рекомендуется, чтобы малыш рисовал штрихи по схеме, линии и простые фигуры из замкнутых контуров, подлежащих раскрашиванию.

Нужно ли отдавать ребенка в кружок

Специализированные кружки и секции ни в коем случае не противопоказаны для посещения дошкольниками. Но перед тем как отдать свое чадо в кружок рисования, родители должны убедиться, что малышу эти занятия будут в радость. Не стоит забывать о том, что предпочтения в дошкольном возрасте являются неустойчивыми, поэтому карапуз сегодня хочет заниматься в художественной школе, а завтра уже нет.

Согласно конспектам Дарьи Николаевны Колдиной (которые есть в онлайн-доступе), во время занятий рисованием педагоги не рекомендуют перегружать детей, иначе вместо радости от насыщенной и интересной жизни карапуз будет страдать от усталости и расшатанных нервов. Если усидчивость не входит в число достоинств ребенка, то не нужно насильно заставлять его заниматься, поскольку он должен прийти к этому самостоятельно.

Что касается перерыва между школьными уроками и занятиями рисованием вне школы, то психологи рекомендуют, чтобы он составлял не менее часа. Таким образом, дошкольник пяти-шести лет сможет «переключиться» и с новыми силами приступить к другому виду деятельности.