Приставы возбуждают исполнительное производство что делать. Возбуждение исполнительного производства – основания, сроки, порядок

Долги у граждан могут появиться не только вследствие пренебрежения обязательствами по договору, но и при неуплате налогов, законных сборов, штрафов (например, при нарушении ПДД).

В таком случае однажды в почтовом ящике можно обнаружить конверт от ФССП с постановлением внутри, которым извещается о начале исполнительного производства.

При получении постановления о возбуждении исполнительного производства что делать

  • Ознакомиться внимательно с постановлением и выяснить, в связи с какими долгами или неуплатами в бюджет инициировано производство.
  • Сформировать отношение к требованию: согласие на исполнение взыскание или несогласие с доводами.

При согласии с постановлением о возбуждении исполнительного производства что делать

Прочитав постановление и согласившись с доводами, требованиями, изложенными в нем, надо обратить внимание на срок для его выполнения в добровольном порядке (5 дней).

Срок этот не прописывается в случаях:

  1. наличия по неисполненным постановлениям расходов на действия исполнителей и исполнительный сбор;
  2. последующих предъявлениях документа;
  3. конфискации имущества;
  4. отбывания обязательных работ;
  5. если требуется немедленное исполнение;
  6. выдворения из России иностранца или лица, не имеющего гражданства;
  7. запроса о розыске ребенка;
  8. если документ выдан судом для взыскания в отношении другого государства.

В постановлении указано право представить документы на вещи и доходы, не подлежащие взысканию (даже заложенные).

Наличие указанной информации позволит избежать при взыскании нарушения прав должника (и излишнего взыскания). Перечень такого имущества раскрыт в 446 ст. ГПК РФ, перечень доходов - 101 ст. закона об исполнительном производстве.

Если необходимы пояснения положений постановления, у должника есть право обратиться за их разъяснением в суд или к лицу, вынесшему документ (письменно в форме заявления).

В постановлении указывается счет, на который можно добровольно перечислить средства, а копию платежного документа направить приставу. Либо оплатить задолженность можно в самом подразделении ФССП (адрес и наименование указаны в документе).

При несогласии с постановлением о возбуждении исполнительного производства что делать

Если должник не согласен с требованиями, изложенными в постановлении, то он может обжаловать документ:

В порядке субординации - лицу, в чьем подчинении находится пристав, вынесший постановление.

Жалоба оформляется письменно. Прикладывать документы для подтверждения своих доводов должнику не обязательно. Они могут быть запрошены ФССП. Ответ формулируется в десятидневный срок.

Юрист практики «Комплексная правовая безопасность бизнеса» Юридической фирмы "ЮРЛИГА-БИЗНЕС" Айгуль Канаева.

Получив удовлетворительное решение суда о взыскании денежных средств с должника, нередко взыскатель не знает, что же ему делать дальше. Суд установил юридический факт передачи денег, признал законность требования об их возврате, выдал соответствующее решение о взыскании с задолжавшего лица суммы долга – но что с того? Зачастую реальное взыскание долга так и не происходит. К сожалению, существующий механизм исполнения судебных решений далек от совершенства, и нередко процедура возврата долгов останавливается на стадии исполнительного производства, а взыскатели остаются ни с чем.

Наличие проблем в системе исполнительного производства обусловлено не только несовершенством организации работы в службе судебных приставов, но и существованием множества законодательных лазеек, которыми недобросовестные должники пользуются для ухода от исполнения решения суда. В данной статье мы рассмотрим несколько основных проблемных моментов, касающихся взаимодействия взыскателя со службой судебных приставов и самим должником.

Итак, имея на руках вступивший в силу судебный акт, взыскатель сначала, по общему правилу, должен получить исполнительный лист в суде, вынесшем судебный акт (прим.: некоторые судебные акты уже сами по себе являются исполнительными документами, например, судебный приказ).

Существование отдельного от судебного акта исполнительного документа имеет важное юридическое значение. Если бы каждый судебный акт имел силу исполнительного документа, то его вступление в силу автоматически приводило бы в движение механизм исполнительного производства, а это бы с одной стороны упростило исполнение судебных решений, но с другой стороны такой порядок лишил бы стороны возможности прийти к соглашению относительно исполнения решения, а также лишил бы взыскателя права самому, независимо от третьих лиц предъявить документ к исполнению и инициировать тем самым принудительное взыскание. К тому же закон предоставляет право оформления исполнительного документа не только судам, но и некоторым государственным органам, которые сами же и являются взыскателями (это, например, постановления налоговых органов о взыскании пеней, недоимки по налогам).

Исполнительный документ подается взыскателем в отделение службы судебных приставов по месту жительства, месту пребывания должника или месту нахождения его имущества. Срок предъявления исполнительного документа к исполнению, по общему правилу, равен 3 годам с момента вступления судебного акта в силу (для некоторых видов исполнительных документов установлены свои сроки предъявления – см. ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ).

С момента подачи исполнительного документа в канцелярию отдела судебных приставов в течение трех дней определяется ответственный за ведение исполнительного дела судебный пристав-исполнитель, после чего также три дня уходит на принятие решения о возбуждении исполнительного производства. Данное решение (возбуждение или отказ в возбуждении) оформляется судебным приставом-исполнителем в виде постановления. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он немедленно передается на исполнение в надлежащий отдел судебных приставов, после чего в течение одних суток должно быть принято решение о возбуждении исполнительного производства.

В возбуждении исполнительного производства могут отказать только при наличии предусмотренных статьей 31 ФЗ «Об исполнительном производстве» оснований: не подано или не подписано заявление о возбуждении исполнительного производства, исполнительный документ подан не по месту совершения исполнительных действий, не вступил в силу судебный акт и т.д.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав в обязательном порядке указывает срок для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа, который не может превышать пяти дней, за исключением случая, когда в исполнительном документе уже содержится срок для добровольного исполнения (и даже в этом случае, при подаче такого исполнительного документа по истечении срока для добровольного исполнения, указанного в нем, судебный пристав обязан установить новый срок для добровольного исполнения, не превышающий пять дней). Срок для добровольного исполнения начинает течь не с момента возбуждения исполнительного производства, а с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

В некоторых предусмотренных законом случаях судебный пристав не устанавливает срок для добровольного исполнения (ч. 14 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»), например, при повторной подаче исполнительного документа в службу судебных приставов, если такой документ уже подавался и исполнительное производство по нему окончено.

Если требования исполнительного документа не будут исполнены должником в срок для добровольного исполнения, наступают следующие негативные юридические последствия: к должнику теперь могут быть применены меры принудительного исполнения, такие как арест и изъятие имущества с последующей реализацией, а также с должника будет взыскиваться исполнительский сбор (в пользу государства) и расходы на осуществление исполнительных действий (в пользу государства и/или взыскателя, иных лиц, не являющихся сторонами исполнительного производства).

В соответствии с частью 3 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

С момента возбуждения исполнительного производства судебный пристав приступает к выполнению комплекса мероприятий, направленных на установление состава имущества должника, наличие у него официального места работы (для обращения взыскания на заработную плату), места фактического нахождения должника (для вызова его в отдел и дачи объяснений по сути требований исполнительного документа). Обычно первоначально судебный пристав рассылает запросы в государственные, муниципальные органы, кредитные и иные коммерческие организации с целью получения информации о должнике и его имуществе. Только при наличии официальных письменных ответов вышеуказанных субъектов возможны дальнейшие действия по применению мер в отношении должника и его имущества: так, при наличии выписки из паспортного стола возможно принятие решения об ограничении должника в праве выезда за пределы РФ, при наличии выписки из ЕГРЮЛ возможно установление запрета на совершение регистрационных действий в отношении доли должника в уставном капитале юридического лица, при наличии оформленной ГИБДД карточки учета транспортного средства, принадлежащего должнику, возможно наложение ареста и изъятие данного транспортного средства и т.д. Естественно, что проблемой успешной реализации указанных мер является затягивание сроков с отправлением запросов и получением ответов из органов и организаций. За время, пока запрос пристава уходит адресату, готовится и направляется обратно официальный ответ, должник нередко успевает принять соответствующие меры по выведению имущества из состава личной собственности (попросту «переписать» квартиру, машину на родственников, продать долю в уставном капитале юридического лица, перейти с официальной должности по месту работы на неофициальную и т.п.).

Для уменьшения этих сроков в текущем году служба судебных приставов получила возможность направления электронных запросов в государственные органы на основе специального программного обеспечения, однако, взаимодействие в рамках данной системы пока доступно только некоторым государственным органам. К примеру, сейчас успешно направляются и в относительно короткие сроки (по сравнению с архаичным почтовым способом) обрабатываются запросы приставов в ГИБДД и Росреестр.

Далее, с момента нахождения имущества должника (официальных ответов органов и организаций) пристав принимает решение об аресте данного имущества, его изъятии, оценке и дальнейшей реализации. Так, если на расчетных счетах должника в кредитных организациях находятся денежные средства, судебный пристав вправе обязать банк перечислить сумму долга на счет ФССП (с дальнейшим ее переводом уже взыскателю). Если на момент ареста денег на счете должника недостаточно, банк уже в дальнейшем при поступлении средств на арестованный счет самостоятельно переводит их на счет ФССП в пределах суммы долга.

Сложнее обстоят дела с арестом движимого имущества должника. Приведем следующий пример: у должника на праве собственности имеется автомобиль, судебный пристав направил в ГИБДД постановление о запрете регистрационных действий в отношении данного транспортного средства (теперь формально должник не сможет продать, подарить или иным образом распорядиться данным ТС). Однако этот арест можно назвать только «юридическим», фактически же найти, при понятых арестовать и изъять автомобиль оказывается на деле невозможно. Во-первых, должники часто прибегают к сокрытию своего имущества (отдают автомобили родственникам, оставляют на хранение и т.п.), поэтому для изъятия транспортного средства приставам требуется предпринять розыскные меры. Учитывая загруженность сотрудников ФССП, поиски транспортных средств должников оказываются трудновыполнимой работой. В данном случае даже заведение розыскного дела по заявлению взыскателя на вряд ли может помочь в достижении целей исполнительного производства, поэтому взыскателям приходится прилагать собственные усилия по поиску автомобилей. Трудностью здесь является и то, что просто так обратить взыскание на автомобиль пристав не полномочен: необходим выезд на место нахождения транспортного средства и составление при понятых акта изъятия.

Недвижимое имущество должнику спрятать сложнее: приставу здесь достаточно лишь вовремя вынести постановление о запрете регистрационных действий в отношении данного имущества и направить его в полномочный орган. Далее, по закону, пристав обязан в течение 30 дней с момента обнаружения данного имущества произвести оценку имущества для дальнейшей его реализации на торгах. Здесь необходимо помнить, что у взыскателя есть право присутствовать при наложении ареста на имущество и получать всю информацию о результатах его оценки и назначении торгов.

Во всех случаях имущество должника подлежит оценке с привлечением оценочной организации, с которой ФССП состоит в договорных отношениях. Назначение торгов и дальнейшее их проведение также регламентировано законодательством, однако и здесь кроется множество сложностей.

Распространенные случаи – в торгах по реализации арестованного имущества должника участвуют подставные лица (родственники, друзья должника и иные лица, заведомо действующие в интересах должника), торги проводятся по договоренности с судебным приставом, который впоследствии получает имущественную выгоду от совершения таких противозаконных действий. Здесь взыскателю могут помочь только правоохранительные органы и суд – результаты торгов можно оспорить, признать их незаконными, пристав может быть привлечен к уголовной ответственности как должностное лицо (злоупотребление должностными полномочиями, превышение полномочий) и понести соответствующее наказание, в том числе лишение права занимать должность на государственной службе.

Основной проблемой в сфере исполнительного производства является организация работы службы судебных приставов, сложившаяся в нашей стране на сегодняшний день. При постоянной «текучке» кадров, служба приставов просто не справляется с тем объемом работы, который ей предоставляют суды. На одного судебного пристава в среднем приходится от 800 до 1500 исполнительных производств, уровень заработной платы колеблется в районе 12 тысяч рублей в месяц, при этом на один отдел выделяется около 3-4 служебных машин. При таких обстоятельствах приставам сложно добиться существенных результатов по исполнительным делам и удовлетворить просьбы всех обратившихся в службу взыскателей. Именно поэтому часть работы по обнаружению имущества должника ложится на плечи самих взыскателей.

Взыскателю необходимо помнить о том, что для защиты своих прав он может пользоваться всеми правами, предоставленными ему законом: обжаловать действия судебного пристава вышестоящему руководству, обращаться в суд, в правоохранительные органы с соответствующими заявлениями, если права взыскателя были нарушены в ходе исполнительного производства, иметь представителя для осуществления прав и защиты интересов во взаимоотношениях с государственными органами. Многие юридические фирмы занимаются сопровождением исполнительных производств, выступая на стороне взыскателя. Специалист, обладающий необходимыми знаниями в сфере законодательства об исполнительном производстве и опытом сопровождения процедуры исполнения судебных актов, может взять на себя все проблемы взыскателя, связанные с исполнением решения суда и не только сделать возможным достижение результата, а еще и приблизить его во времени. Юридические тонкости, связанные с реализацией прав взыскателя как стороны исполнительного производства, зачастую становятся трудностью, непреодолимой для граждан, не обладающих специальными познаниями.

Например, сложными являются ситуации, которые закон регламентирует недостаточно четко: обращение взыскания на долю должника в общем имуществе (например, супружеском), обращение взыскания на долю должника в уставном капитале юридического лица, оспаривание сделок должника по отчуждению имущества и т.д.

В следующих статьях мы будем рассматривать частные проблемы, возникающие при ведении исполнительных производств.

Исполнительное производство – заключительная стадия гражданского процесса, в которой уполномоченные органы и должностные лица производят исполнение актов судов общей юрисдикции.

Различают:

  • добровольное исполнение решения суда, инициируемое соответствующим предложением, вручаемым должнику;
  • принудительное исполнение решения суда, которое производится по истечении срока для добровольного исполнения решения.

Судебные решения приводятся в исполнение по вступлении их в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения. Исполнительное производство возбуждается по заявлению взыскателя и прокурора. Контроль за правильным и своевременным исполнением решения суда осуществляется судьей. Министерство юстиции РФ, министерства юстиции республик в составе РФ осуществляют руководство и контроль за работой по исполнению судебных решений. К нормативно-правовым актам, определяющим условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, относятся, прежде всего, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 119-ФЗ, Федеральный закон "О судебных приставах"№ 118-ФЗ, принятые 21 июля 1997 года и иные федеральные законы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

Исполнительное производство является установленным законом порядком принудительной реализацией постановлений судов (либо других юрисдикционных органов). Исполнительное производство может быть возбуждено как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц, оно может быть возбуждено судебным приставом-исполнителем на стадии принудительного исполнения исполнительных документов.


Заказать услугу

Стадии исполнительного производства:

Исполнительное производство как процессуально-процедурная деятельность включает три стадии: первая стадия – возбуждение исполнительного производства и подготовка к осуществлению принудительного исполнения, вторая – осуществление принудительного исполнения и третья – завершение исполнительного производства. На каждой из стадий исполнительного производства решаются свои специфические задачи.

1) Первая стадия: стадия возбуждения исполнительного производства и подготовки к осуществлению принудительного исполнения. Здесь решаются вопросы возможности принятия исполнительного документа к исполнению, возможности добровольного исполнения, принимаются меры к розыску должника и его имущества, к его аресту для последующего обращения взыскания.

2) Вторая стадия: стадия осуществления принудительного исполнения. Здесь совершаются исполнительные действия, связанные с практическим обращением взыскания на имущество и средства должника, обеспечивается совершение действий, к которым обязан по судебному акту должник.

3)Третья стадия: стадия завершения исполнительного производства. Здесь разрешаются вопросы о прекращении или об окончании исполнительного производства либо возвращении исполнительного документа взыскателю.

Раccмотрим все стадии более подробно:

Возбуждение исполнительного производства.

Возбуждение исполнительного производства - первый этап процесса исполнения исполнительного документа. На этом этапе судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный документ, должен установить наличие или отсутствие оснований для возбуждения исполнительного производства, после чего принять решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства. До возбуждения исполнительного производства никакие исполнительные действия совершены быть не могут. Данное правило вытекает из того, что совершение исполнительных действий сопряжено с возможностью применения к должнику мер государственно-властного принуждения в виде мер принудительного исполнения, существенно ущемляющих и ограничивающих его имущественные права. Возбуждению исполнительного производства предшествует фактическое предъявление исполнительного документа к взысканию. На данном этапе судебный пристав-исполнитель принимает заявление и исполнительный документ от взыскателя, или от суда, или иного органа, выдавшего исполнительный документ. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений.

Однако само по себе фактическое принятие судебным приставом-исполнителем исполнительного документа еще не означает последующего возбуждения исполнительного производства. В соответствии со ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

  • исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
  • исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
  • документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
  • исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. После устранения обстоятельств, предусмотренных п. 1 - 4 и 7 ч. 1 ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве", возможно повторное направление (предъявление) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала. Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка исполнительные действия совершаются, и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.

Статья 428 ГПК РФ устанавливает, что исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления решения в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения, когда исполнительный лист выдается немедленно по вынесении решения. Исполнительный лист выдается взыскателю либо по его просьбе направляется для исполнения непосредственно судом. Таким образом, в силу диспозитивного характера гражданских правоотношений, для предъявления исполнительного листа к взысканию и возбуждения исполнительного производства необходимо волеизъявление взыскателя в форме подачи им соответствующего заявления, без которого возбуждение исполнительного производства невозможно. Предъявление исполнительного листа к взысканию - право, а не обязанность взыскателя, следовательно, никто не может за взыскателя решать вопрос о необходимости предъявления исполнительного листа к взысканию и возбуждении исполнительного производства. Предполагается, что заявление о возбуждении исполнительного производства может быть подано и подписано лично взыскателем либо его представителем, имеющим соответствующую доверенность на право предъявления исполнительного документа к взысканию. Доверенность должна быть приложена к заявлению. От имени взыскателя - юридического лица заявление может быть подписано руководителем данного юридического лица или представителем юридического лица, имеющим соответствующую доверенность, которая также прикладывается к заявлению.


Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Приостановления исполнительного производства.

Приостановление исполнительного производства также представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий наряду с отложением исполнительных действий и их отсрочкой. Однако, в отличие от иных юридических действий, приостановление осуществляется не на конкретный период времени, а на неопределенный период до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.

В зависимости от оснований приостановление исполнительного производства совершается либо судом (ст. 39 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), либо судебным приставом-исполнителем (ст. 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Приостановление исполнительного производства возможно в обязательном порядке или по усмотрению органа, разрешающего вопрос. В любом случае приостановление исполнительного производства возможно только по основаниям, указанным в ст. 39 и 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Данные перечни носят исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат. Например, в судебной практике одним из распространенных оснований для ходатайств со стороны бюджетных организаций о приостановлении исполнительного производства является ссылка на отсутствие денежных средств. Однако данное основание хотя и уважительное, но не указано в ст. 39, 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в связи, с чем суды отказывают в подобных случаях в приостановлении исполнительного производства.

Суд приостанавливает исполнительное производство полностью или частично в обязательном порядке в следующих случаях:

  • предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключение из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
  • оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
  • оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, полностью или частично в случаях:

  • оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
  • оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • нахождения должника в длительной служебной командировке;
  • принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
  • обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
  • в иных случаях, предусмотренных ст. 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

  • смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
  • утраты должником дееспособности;
  • участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
  • отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" не приостанавливается;
  • применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона;
  • принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
  • направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации.

Исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

  • нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
  • розыска должника-гражданина или розыска ребенка;
  • просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Главный судебный пристав Российской Федерации, Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации и их заместители также обладают правом приостановления исполнительного производства, но только в одном случае - поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц Службы судебных приставов.

Прекращение исполнительного производства.

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Прекращение исполнительного производства как юридическое действие имеет ряд существенных признаков:

  • оно производится только по основаниям, указанным в ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве", указанный перечень расширительному толкованию не подлежит;
  • после прекращения исполнительного производства его возобновление невозможно, за исключением случаев, когда определение о прекращении исполнительного производства было отменено в судебном порядке. В этом плане прекращение исполнительного производства близко по правовым характеристикам к прекращению производства по делу в гражданском (ст. 221 ГПК РФ) и арбитражном (ст. 151 АПК РФ) судопроизводствах.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судом в случаях:

  • смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
  • утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
  • отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
  • в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

При отказе взыскателя в указанных случаях от дальнейшего взыскания алиментов исполнительное производство подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 439 ГПК РФ". Действующее законодательство об исполнительном производстве, в отличие от первой редакции Федерального закона "Об исполнительном производстве" N 119-ФЗ, предоставило право самому судебному приставу-исполнителю решать вопросы прекращения исполнительного производства, но по большей мере это фактическое дублирование определений соответствующих судов о прекращении исполнительного производства.

Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

  • принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;
  • принятия судом отказа взыскателя от взыскания;
  • утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;
  • отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
  • отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;
  • прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ.

Судебный пристав-исполнитель рассматривает заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, с вынесением постановления о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства. В соответствии со ст. 44 Федерального закона "Об исполнительном производстве" правовые последствия прекращения исполнительного производства в основном сводятся к следующему:

  • прекращенное исполнительное производство в соответствии с вступившим в законную силу судебным определением или постановлением судебного пристава-исполнителя не может быть возобновлено вновь;
  • после разрешения вопросов о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры по исполнению;
  • в случае наличия неисполненных постановлений о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, по ним возбуждается отдельное исполнительное производство. В этом случае ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства;
  • исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.

Возвращение исполнительного документа.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю. Возвращение исполнительного документа взыскателю представляет собой аналог оставления заявления без рассмотрения в гражданском или арбитражном судопроизводстве.

В отличие от прекращения исполнительного производства, возвращение исполнительного документа взыскателю не влечет за собой невозможности возобновления исполнительного производства и не препятствует для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах сроков, исчисляемых в соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны самого инициатора исполнительного производства - взыскателя, что в полной мере соответствует принципу диспозитивности. Такой возврат возможен в случае, когда взыскатель по каким-либо причинам не желает в данный момент заниматься взысканием с должника. Если же взыскатель отказывается от самого права на взыскание, то в таком случае исполнительное производство прекращается на основании п. 2 ч. 2 ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена (п. 2 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Законом об исполнительном производстве предусмотрен розыск должника или его имущества (п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеются в виду случаи, когда изменились место жительства гражданина, юридический адрес организации, указанные в судебных актах и исполнительных документах, а установить новые не представляется возможным. В том случае, если объявлен розыск в порядке ст. 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве", то на период розыска должника-гражданина или розыска ребенка возможно приостановление исполнительного производства в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными (п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеются в виду случаи невозможности фактического исполнения исполнительного документа, в основном о взыскании денежных средств, когда у должника отсутствуют как денежные средства, так и имущество, которое можно реализовать с целью передачи вырученных средств взыскателю.

Если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное при исполнении исполнительного документа (п. 5 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). В соответствии со ст. 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и ст. 350 ГК РФ взыскатель при определенных в указанных нормативных положениях юридических условиях вправе оставить за собой в собственности не проданное с публичных торгов имущество должника в погашение задолженности по исполнительному документу. Однако решение вопроса об оставлении за собой непроданного имущества должника является правом, а не обязанностью взыскателя. Поэтому взыскателю в случае отказа в оставлении за собой имущества должника возвращается исполнительный документ.

Если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа (п. 6 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеются в виду случаи, когда исполнение невозможно без участия самого взыскателя, а он препятствует реализации исполнительного документа. Например, при исполнении исполнительного документа об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка взыскатель не является для совершения данного исполнительного действия, в случае если он ранее заявил ходатайство о принудительном исполнении данного судебного решения.


Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Окончание исполнительного производства.

Под окончанием исполнительного производства понимаются различные исполнительные действия, которые влекут за собой завершение исполнительных действий по конкретному исполнительному документу с самыми различными правовыми последствиями, среди которых может быть как сохранение права на возбуждение исполнительного производства, так и утрата такого права либо продолжение исполнительного производства в другом подразделении Службы судебных приставов. В этом смысле окончание исполнительного производства - не самостоятельное основание завершения исполнительного производства, а институт, объединяющий различные основания для завершения исполнительного производства, содержащиеся в гл. 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Согласно ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается по следующим основаниям:

1. Фактическое исполнение исполнительного документа (п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеется в виду самый оптимальный вариант окончания исполнительного производства - реальное исполнение должником или судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа, т.е. передача имущества, денежных средств, совершение соответствующих периодических действий должником и т.д., следовательно, исполнение судебного акта либо акта иного органа.

2. Фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство.

3. Возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

4. Возвращение исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ. Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны органа, выдавшего исполнительный документ.

5. Направление исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое. В данном случае имеется в виду направление исполнительного документа в другую Службу судебных приставов по правилам ст. 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

6. Ликвидация должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

7. Признание должника-организации банкротом и направление исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона "Об исполнительном производстве". В соответствии со ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве).

8. Направление копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

9. Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 Федерального закона "Об исполнительном производстве") независимо от фактического исполнения этого акта. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных п. 1, 2, 8 и 9 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве", остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием основания окончания. В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1) взыскателю и должнику;

2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Субъекты розыскных мероприятий На любой стадии исполнительного производства может возникнуть ситуация, когда в результате умышленных или неумышленных действий изменяется адрес должника-организации или место жительство должника-гражданина, должник скрывает место нахождения своего имущества или место нахождения отбираемого ребенка, а принимаемые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию должника или его имущества остаются безрезультатными. В данной ситуации судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск должника, его имущества или розыск ребенка. Основания и порядок объявления розыска содержатся в ст. 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Согласно данной норме объявление розыска может носить обязательный или факультативный характер. Только после проведения предварительной розыскной работы, в случае ее безрезультатности, судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск.

Всех этих строгих и гневных бумажек и так далее. Сегодня самое время перейти к вопросам возбуждения исполнительного производства.

Как Вы уже догадываетесь, для того чтобы начать принудительное исполнение судебного акта, судебный пристав-исполнитель обязан возбудить исполнительное производство. И делает он это только на основании исполнительного документа. О них мы говорили ранее вот в этой статье . Немаловажным является и тот факт, что исполнительный документ, в большинстве случаев, самостоятельно к приставу попасть никак не может. Кроме, пожалуй, определений суда о принятии обеспечительных мер. Во всех остальных случаях исполнительный документ должен получить в суде сам взыскатель, и уже потом самостоятельно подать в службу судебных приставов. Вместе с исполнительным документом взыскатель подает в службу заявление о возбуждении исполнительного производства, на котором я остановлюсь подробнее. Это важно.

Заявление о возбуждении исполнительного производства

Для того, чтобы судебный пристав возбудил исполнительное производство, взыскатель, а это Ваш банк, микрофинансовая организации, коллекторы, частные лица, да кто угодно еще, должны подготовить заявление о возбуждении исполнительного производства и, соответственно, уже к заявлению приложить свой исполнительный документ.

На самом деле, заявление о возбуждении исполнительного производства очень важная бумажка, которая позволяет взыскателю сразу же, при подаче документов, дать приставу все указания. В заявлении взыскатель может:

  • ходатайствовать о наложении ареста на имущество должника;
  • ходатайствовать об установлении для должника ограничений: а это, как вы знаете, ограничение выезда за границу и ограничение в использовании специальным правом (по-русски, это право управления автомобилем);
  • указать в заявлении известные ему сведения о должнике: его имуществе, его банковских счетах и вкладах и так далее;
  • сразу указать реквизиты своего счёта, на который пристав сможет перечислять денежные средства, получаемые от должника в счет погашения долга.

В последнем случае, это, скорее, не право, а обязанность взыскателя - указать эти сведения. На практике, у Вас могут не принять заявление, если Вы не укажете в нем реквизиты своего расчетного счета. Поэтому, если Вы взыскатель, и у Вас нет счета, рекомендую открыть его заранее, и уже после подавать приставам заявление о возбуждении ИП.

Заявление о возбуждении исполнительного производства должно быть подписано самим взыскателем либо его представителем по доверенности. Если взыскатель физическое лицо или индивидуальный предприниматель, что в целом одно и тоже, то доверенность обязательно должна быть нотариальной формы. Если взыскатель юридическое лицо, достаточно будет простой письменной доверенности. В случае, когда заявление подает представитель, помимо исполнительного листа, к нему необходимо приложить и копию доверенности.

И заявление, и все прилагаемые к нему документы, подаются в отдел судебных приставов по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Это, как Вы, наверняка знаете, место регистрации или место фактического жительства должника, либо же, последнее известному место жительства должника.

Если взыскателю неизвестно, где именно зарегистрирован либо проживает должник, в этом случае он может направить исполнительный документ и заявление ы территориальный орган службы судебных приставов. Это областное либо краевое управление. Дальше уже главный судебный пристав самостоятельно разберется в какой из отделов перенаправить эти документы.

О повторном направлении исполнительных документов в службу судебных приставов

В том случае, когда судебный пристав завершил производства в связи с невозможностью исполнения и вернул исполнительный лист взыскателю, как вы знаете из моих статей, у взыскателя есть право на повторную подачу исполнительного листа приставам. Однако, он может это сделать не ранее чем через 6 (Шесть) месяцев после получение исполнительного листа от пристава. Я полагаю, такой срок установлен не случайно. Если пристав завершил производства в связи с невозможностью исполнения, наверняка он уже установил, что у должника нет имущества и нет денег, чтобы исполнить решение суда. И в этом свете, нет смысла нагружать пристава бесполезной работой, поскольку ничего нового за за короткий срок он не найдет, да и у должника вряд-ли изменится его финансово-имущественное положение.

В некоторых случаях судебный пристав имеет право возбудить исполнительное производство без заявления взыскателя. Таких случаев немного, пройдемся по каждому.

Вынесенное судебным приставом постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий. Грубо говоря, пристав в результате исполнения решения суда понес расходы, связанные, может быть, с оценкой имущества, которое было реализовано в дальнейшем. Эти расходы должны быть компенсированы, поскольку сначала он тратит государственные деньги, потом он должен их вернуть за счет должника. Пристав сам выносит постановление о взыскании этих расходов в рамках исполнительного производства, но эти деньги уходят уже не не взыскателю, а в бюджет.

Кроме того, пристав возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в том случае, когда исполнительный лист направляется в службу судебных приставов непосредственно судом либо другим органом, который имеет право выносить исполнительные документы.

Это было небольшое отступление от темы, но вдруг пригодится. Давайте продолжим о судьбе заявления, которое попадает в канцелярию службы судебных приставов. После того, как взыскатель обратился в отдел судебных приставов с заявлением о возбуждении исполнительного производства, приложил к этому заявлению исполнительный лист и другие документы (доверенности, список имущества, ходатайства), не позднее 3-х рабочих дней все это добро должно быть передано судебному приставу-исполнителю, который уже решает вопрос о возбуждении исполнительного производства.

Судебный пристав, получивший документы, в 3х дневный срок решает вопрос о возбуждении исполнительного производства. Иными словами, путем нехитрых вычислений, можно сделать вывод, что с момента подачи взыскателем документов в отдел судебных приставов до момента возбуждения исполнительного производства должно пройти 6 рабочих дней, не больше по крайней мере.

В том случае, если в заявлении о возбуждении исполнительного производства взыскатель просил наложить арест на имущество должника, но пристав ему отказал, в постановлении о возбуждении исполнительного производства пристав должен указать мотивы своего отказа.

В случае, если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению (я уже говорил о том, что это может быть определение о наложении о принятии обеспечительных мер в котором будет будет указано на немедленное исполнение), то исполнительный документ, после поступления в отдел службы судебных приставов, немедленно передается судебному приставу, который в течение суток должен его исполнить.

Срок для добровольного исполнения решения суда

И вот она, очередная важная норма для должника. В том случае, если судебный пристав впервые возбуждает исполнительное производство в отношении должника, в постановлении о возбуждении исполнительного производства он обязан предоставить должнику срок для добровольного исполнения решения суда.

Я поясню подробнее этот момент. В постановлении о возбуждении ИП указывается срок, в течение которого он может добровольно погасить весь долг. Этот срок составляет всего 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Далее, в постановлении пристав описывает все кары небесные, которые ждут должника в случае, если он добровольно решение суда не исполнит. Я в таких случаях говорю так: если у должника реально есть деньги, но он их просто не хотел отдавать, то у него появляется возможность сэкономить 7% исполнительского сбора, поскольку в случае неисполнения добровольно решения суда в этот 5-ти дневный срок, судебный пристав-исполнитель начислит на сумму долга еще 7% исполнительного сбора. Этот сбор, как я писал выше, придется потом погашать должнику уже в рамках отдельного исполнительного производства. Но, при отсутствии денег у должника, ни 5-ти, ни 20 дней ему не хватит. Поэтому я расцениваю этот срок для добровольного исполнения как формальность.

К слову, срок для добровольного исполнения судебного акта пристав дает должнику только в том случае, если это первое исполнительное производство в рамках конкретного судебного акта. Если пристав возбуждает исполнительное производство в отношении того же судебного акта повторно, то срок для добровольного исполнения уже не предоставляется.

Кроме того, срок для добровольного исполнения судебного акта не предоставляется так же в случаях:

  • конфискации имущества;
  • обязательных работ;
  • выдворения из России иностранных граждан либо лиц без гражданства.

В общем, по тем требованиям, которые не связаны с деньгами.

Требование о предоставлении документов

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав может указать на необходимость для должника предоставить какие-либо документы. В этом случае, я настоятельно рекомендую предоставить приставу запрошенные документы, поскольку это позволит должнику избежать ареста зарплатных карт, пенсионных, социальных пособий и так далее.

Так же, приставу необходимо предоставлять по первому требованию документы, которые подтвердят наличие у должника имущества и доходов на которые не может быть обращено взыскание, сведения о денежных средствах, которые находятся на счетах, во вкладах, на хранении в банках и так далее. То есть, документы, которые позволят должнику сохранить свое имущество. В противном случае, пристав, не выясняя источник происхождения денег или имущества, сможет все это арестовать и, более того, обратить на него взыскание, поскольку полномочия пристава это позволяют.

Понятно, что если Вы не хотите, чтобы пристав нашел Ваши деньги, то документы, содержащие сведения о счетах, ячейках в банке и так далее, в Ваших интересах ему не представлять. Пусть ищет самостоятельно. Но совсем другое дело, когда Вц заинтересованы в предоставлении таких документов:

  • сведения о перечислении алиментов;
  • о перечислении на карту или счет в банке заработной платы;
  • о перечислении пенсии на банковскую карту;
  • о постановке на учет в качестве безработного;
  • документы о принадлежности имущества по месту Вашего жительства третьим лицам и так далее.

Кроме того, если судебный пристав накладывает на должника какие-либо ограничения: это временное ограничение на выезд за границу либо временное ограничение в пользовании специальным правом — правом управления транспортными средствами, а сегодняшний день такая мира существует для определённых категорий должников, то в своем постановлении пристав обязан это прописать.

Если кто-то из Вас уже проходил стадии исполнительного производства и погашал задолженность в принудительном порядке, то Вам должно быть известно об исполнительском сборе. Я буду о нем подробнее рассказывать в следующих статьях, но кратко уже сейчас можно его упомянуть. После полного погашения задолженности пристав выставляет должнику дополнительные требования о взыскании исполнительского сбора. Здесь именно такой порядок: сначала взыскатель получает свое, потом свое получает бюджет посредством пристава.

Причем, пристав имеет право инициировать взыскание исполнительского сбора как после окончания основного использованного производства путем возбуждением нового исполнительного производства, так и без возбуждения нового исполнительного производства, если постановление о взыскании исполнительского сбора и других расходов он вынес в пределах действия основного производства. Я думаю эти нюансы для Вас не существенны, поскольку, суть остается одна.

Во, пожалуй, и все, если говорить о самых интересных моментах. Вы можете всегда открыть Федеральный закон «Об исполнительном производстве», и перечитать статью 30, которая говорит о возбуждении исполнительного производства. Собственно, как раз то, что я Вам сегодня рассказал, но в сложных и запутанных формулировках. У Вас есть вопросы — задавайте их мне, постараюсь ответить по мере возможности. Завтра поговорим об отказе в возбуждении исполнительного производства: в каких случаях это происходит, по каким основаниям и какие последствия отказ в возбуждении ИП повлечет для взыскателя и должника.


Если вникнуть в суть исполнительного производства (ИП), приходит понимание, что это один из законных приемов обеспечить охрану материальных гражданских прав и интересов. В ситуациях, когда должник не может по объективной причине или не желает исполнять решение суда, за дело берутся судебные приставы.

Основания

Чтобы запустить механизм ИП, необходимо наступление некоторых юридически значимых событий. В «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ) они прописаны как основания возбуждения дела и включают в себя:

  1. Появление благодаря решению компетентных органов исполнительного документа (ИД). Для взыскателя есть два пути его получения: в почтовой корреспонденции либо при личном визите в суд. В особенных обстоятельствах, при которых промедление с реализацией решения может существенно ухудшить положение взыскателя, суд напрямую передает свое решение.
  2. Продемонстрированное волеизъявление взыскателя приступить к производству. Совершается посредством подачи письменного заявления при личной явке или заказным письмом через почтовую связь.
  3. Принятие мотивированного решения о начале ИП приставом, изучившим вышеупомянутую документацию.

Сроки

На окончательный результат и общую сумму понесенных затрат в ИП значительное влияние оказывает соблюдение/несоблюдение сроков.

Располагая знаниями о том, когда законно совершать те или иные процессуальные действия, можно держать под контролем ход ИП, а также избежать санкций и прочих неприятных следствий пропущенного срока.

Срок возбуждения исполнительного производства

В целях повышения шансов заявителя на получение причитающихся ему выплат, и одновременно не ставить должника в кабальные условия, законодатель лимитировал временной отрезок, когда правомочно открывать ИП, тремя годами ().

В этот период взыскателю разрешено обращаться с одним и тем же ИД к судебным приставам. Если он упустил эту возможность, то утрачивает и право предъявлять данный акт.

При открытии ИП по истечении этого периода, ситуация будет расцениваться как незаконное возбуждение дела. Если деяния государственного служащего в отношении участников процесса сочли неправомерными, они могут быть оспорены.

Срок вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства

Судебный исполнитель в своих возможностях начинать ИП жестко ограничен временными рамками. На принятие решения ему отведено три рабочих дня с даты поступления документации из канцелярии.

В свою очередь, канцелярия не может затягивать с выбором пристава для передачи документов дольше трех рабочих дней. Копия принятого по этому поводу постановления направляется сторонам процесса и в адрес органа, выдавшего ИД, в тот же либо на следующий день.

Одним из существенных элементов сути постановления является упоминание о предоставленной должнику возможности выполнить требования без принуждения. На это отводится до 5-ти суток со дня вручения должнику постановления.

Срок обжалования постановления о возбуждении исполнительного производства

В ходе юридических процедур целесообразно защищать свои права и интересы. В ситуации, когда кто-то из участников процесса считает, что его права ущемлены действиями сотрудника ССП, он может их оспорить.

С подобающим исковым заявлением ему надо обратиться в суд в течение 10 дней с момента обнаружения нарушения. Интересно, что жаловаться могут не только непосредственные участники процедуры, но и сторонние лица, обоснованно считающие, что в ходе производства были задеты их права.

Пропуск срока для опротестования без уважительного повода и отсутствие возможности восстановить срок препятствуют удовлетворению заявления.

Срок давности возбуждения исполнительного производства

В правоприменительной практике существует понятие срока давности, т. е. отрезка времени прошедшего после наступления юридически значимого факта, с завершением которого прекращаются его юридические последствия.

В ИП заявитель утрачивает право предъявлять исполнительный лист для начала судебным приставом процесса истребования по истечении трех лет. Подача ИД прерывает трехлетний срок.

Вышеуказанное правило справедливо не во всех без исключения случаях. Особые условия закреплены для документов, выплаты денежных средств, в соответствии с которыми, должны проходить с определенной периодичностью.

Их возможно предъявлять весь период, на который присуждены денежные выплаты, и полтора года после того момента, когда ожидалось их завершение.

Сроки возбуждения исполнительного производства по исполнительному листу

Самым распространенным ИД, выдаваемым судами общей юрисдикции, является ИЛ. Чаще всего их выдает суд по вступившим в силу решениям о возврате банковского долга.

Маршрут движения листа в ССП таков: вначале попадает в канцелярию, откуда не позднее 3-х рабочих дней перемещается к конкретному судебному приставу. Он, в свою очередь, обязан в течение 3-х рабочих дней решить, будет ли он начинать производство или нет.

Хронологически порядок возбуждения ИП представлен таким образом:

  1. На первоочередном этапе потенциальному взыскателю вручают ИД. В его интересах побыстрее вручить его приставам.
  2. Далее, руководствуясь советами к составлению заявлений в ССП, вышеуказанный участник, готовит его и вкупе с ИД относит в канцелярию того подразделения ССП, где предполагается начать процесс.
  3. За 3 рабочих дня вышеперечисленная документация перемещается из канцелярии к сотруднику службы судебных приставов.
  4. По прошествии 3 рабочих дней сотрудник ФССП выносит свое постановление.
  5. После этого в течение суток судебный пристав оповещает о резолюции всех участников, направляя в их адрес копии постановления. С внедрением электронного документооборота, осуществить это можно не только с помощью почтовой связи, но и посредством электронной почты с обязательной цифровой подписью.
  6. Добросовестному должнику предпочтительно воспользоваться прописанной в постановлении возможностью в течение 5 суток выполнить требования без принуждения. Отсчитывать этот срок полагается с документально подтвержденного дня получения должником копии постановления. В качестве санкции за уклонение от добровольного исполнения предусмотрен сбор в размере 7% от суммы, подлежащей истребованию.

Документы для возбуждения исполнительного производства

В ст.7 ФЗ прописан большой перечень исполнительных документов (ИД), основываясь на которые можно начать дело. Часть из них встречается крайне редко.

Исполнительные надписи нотариусов, запросы относительно незаконно перемещенных в РФ детей, на практике почти не встречаются.

Самыми частыми в употреблении являются:

  • исполнительные листы и приказы, вынесенные судами;
  • соглашение об уплате алиментов, удостоверенное нотариусом;
  • решения, выносимые должностными лицами и органами, разбирающими дела об административных правонарушениях;
  • документы, выдаваемые разнообразными государственными органами (налоговыми, пенсионными и страховыми фондами, комиссиями по трудовым спорам и проч.);
  • постановления, выносимые судебным взыскателем.

Не каждое письменное обращение к приставам может служить поводом к открытию ИП. Чтобы заявление не поспособствовало отказу в начале процедуры взыскания, необходимо соблюсти требования к заявлению о заведении дела:

В нем должна содержаться просьба открыть ИП.
Рекомендуется детализировать ожидаемые процессуальные действия пристава.
Указать необходимые сведения о материальном и финансовом положении должника.
Сообщить банковские реквизиты счета, предназначенного для перечисления истребуемых финансов.
Обращение должно содержать подпись заявителя либо действующего от его имени представителя. Доверенное лицо к заявлению прикрепляет документ, доказывающий представительские полномочия.

Пример заявления о возбуждении можно найти на сайте ФССП.

Чтобы начать ИП без проволочек, необходимо точно знать, куда подавать заявление с требованием о заведении взыскания. Подготовленное по всем правилам заявление надлежит направить в ССП, территориальная принадлежность которого совпадает с местом пребывания должника или истребуемого имущества.

Судебные исполнители совершают определенные процессуальные действия, руководствуясь отраслевыми нормативными актами. Довести до сведения всех участников процесса о принятии акта о начале ИП — очередной шаг судебного исполнителя.

Ведь от даты вручения копии постановления начинается отсчет срока для добровольного выполнения требований. Следовательно, до тех пор, пока приставы не уведомили должника о возбуждении ИП, он не считается лицом, обязанным подчиняться указаниям судебного исполнителя.

Отказ в возбуждении

Несмотря на предоставление всей необходимой документации, иногда процесс взыскания так и не начинается. Уполномоченный пристав может отказать в возбуждении ИП (), приведя доводы в пользу такого решения.

Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства

Мотивами для отказа в организации исполнительного дела могут послужить самые разнообразные факты:

  1. В материалах дела отсутствует заявление (тогда, когда оно необходимо).
  2. В содержании документов обнаружены ошибки или недостаток сведений, препятствующие дальнейшей работе (например, вернут заявление без сведений о банковских реквизитах для перечисления взыскиваемых средств).
  3. Неправильный выбор заявителем подразделения ССП.
  4. Завершение временного периода, предназначенного для обращения с ИД к исполнителям.
  5. Введение в заблуждение исполнителей путем предъявления документа, производство по которому было прекращено или завершено.
  6. Акт суда еще не вступил в силу (кроме актов, требующих безотлагательного исполнения).

Если пристав отказал в возбуждении исполнительного производства, взыскатель или должник вправе обжаловать его постановление. Если причины отказа возможно устранить, то, сделав это, взыскатель может еще раз предъявить ИД приставу.

Повторное возбуждение исполнительного производства

Бывают ситуации, когда должник готов выполнять требования, делает это, но испытывает нехватку ресурсов для их полного погашения. Когда требования были выполнены не полностью, взыскатель имеет право на повторное предъявление ИД.

Заявление о возбуждении исполнительного дела можно подать повторно в течение 3-х лет. Согласно повторное предъявление ИД прерывает трехлетний срок, и он начинает течь заново.

Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 10 марта 2016 г. видоизменил процедуру расчета временного периода, в который допустимо предъявлять исполнительные документы.

Изо всей протяженности трехлетнего периода надо исключать те временные отрезки, в течение которых велось производство. То есть те исполнительные листы, которые пребывали в службе судебных приставов на исполнении в совокупности больше 3-х лет, запрещены к дальнейшему предъявлению.

Заявление о повторном возбуждении исполнительного производства –

Заключение

Понимание тонкостей законодательства в сфере ИП помогает заметно сократить сопряженные с ним расходы и защитить от неправомерных действий других участников процесса.

Если возникают вопросы по теме статьи, задайте их в комментариях либо дежурному юристу сайта. Также звоните по указанным телефонам. Мы обязательно ответим и поможем.