Принципы создания исторического романа в творчестве Вальтера Скотта «Айвенго. Школьная энциклопедия История создания романа

Биография Вальтера Скотта

Вальтер Скотт родился в Шотландии, в городе Эдинбурге, в семье адвоката. С самого раннего детства он увлекался историей. Будущий писатель обладал феноменальной памятью: он легко запоминал даты, события, имена, титулы.

После окончания школы писатель несколько лет работал в адвокатской конторе своего отца. В этот период он много читает, и многое - на языке оригинала. Вальтер Скотт в совершенстве владел французским, испанским, итальянским, немецким языками и латынью. В девяностые годы XVIII века Скотт увлекался немецким романтизмом. В литературу он вошел в первую очередь как поэт.

В 1811 году Вальтер Скотт приобрел 100 акров земли на южном берегу реки Туид, некогда принадлежавшие аббатству Мелроуз. На этом месте Скотт приступил к строительству особняка в старошотландском баронском стиле, назвав его Эбботсфорд (рис. 2).

Рис. 2. Особняк Эбботсфорд

Скотт превратил поместье Эбботсфорд в своеобразный музей прошлого Шотландии. Особняк был построен по проекту самого Скотта. Строительство было завершено в 1824 году. С 1826 г. вплоть до своей смерти в 1832 г. Вальтер Скотт постоянно жил и работал в Эбботсфорде.

В 1813 году, перебирая свои рукописи, Вальтер Скотт неожиданно наткнулся на рукопись романа, который он начал писать в 1805 году. Перечитав рукопись, он решил продолжить работу над ней. В минимальные сроки, буквально за год, Вальтер Скотт пишет свой первый исторический роман «Уэверли». С этого момента начинается всемирная слава писателя как автора исторического романа.

В Шотландии, в самом центре Эдинбурга, есть необычный памятник - это величественное сооружение состоит из стрельчатой арки шестидесятиметровой высоты, которая напоминает готический средневековый собор (рис. 3). Под аркой, на постаменте, к которому ведут ступени, статуя Вальтера Скотта из белого мрамора. Писатель сидит с книгой в руке. Рядом с ним - любимая собака, которая преданно смотрит на хозяина. В нишах башни - фигуры героев книг В. Скотта.

Рис. 3. Памятник Вальтеру Скотту

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный..» - эти строки из известного стихотворения А.С. Пушкина как нельзя лучше подходят Вальтеру Скотту. Он продолжает жить в своих великих произведениях.

Среди многочисленных произведений Скотта, пожалуй, наиболее популярным стал роман «Айвенго». Действие романа происходит в Англии в XII веке. Конфликт разворачивается между двумя враждующими лагерями: норманнами, завоевавшими Англию в конце XII века, и англосаксами, владевшими территорией страны уже несколько веков. Для романа, как и для всего творчества Скотта, характерно переплетение политической и любовно интриги. Сообщая сведения о средневековой Англии, автор рассказывает нам о рыцарской чести, любви, верности.

На фоне живописных исторических событий действует герой - Айвенго, верный кодексу чести, в любой ситуации поступающий согласно чувству долга и хранящий верность прекрасной возлюбленной. Он побеждает в поединках рыцарей-тамплиеров, сражается с Ричардом Львиное Сердце, принимает участие в крестовом походе, защищает беззащитных, борется за свою любовь.

Таким образом, через вымышленное повествование о храбром рыцаре Айвенго представлена историческая эпоха - жизнь Англии XII века.

Исторический колорит эпохи создается в романе с помощью следующих приемов:

1. прямой исторический комментарий,

2. детали эпохи (интерьер, одежда, традиции),

3. присутствие исторических персонажей.

Давайте проведем работу с текстом и подберем цитаты, в которых воссоздается эпоха. В первую очередь мы обратим внимание на прямой исторический комментарий, который является главным приемом в исторической прозе. Мы уже сталкивались с этим приемом в произведениях Пушкина и Гоголя. Однако если у названных авторов прямой исторический комментарий был довольно сжатым, то в романе Вальтера Скотта мы видим подробное изложение событий, автор рисует нам историческую ситуацию, сложившуюся в Англии XII века. Итак, обратимся к тексту. Вот что сказано о феодальной раздробленности.

«...по времени же - описываемые в ней события относятся к концу царствования Ричарда I, когда возвращение короля из долгого плена казалось желанным, но уже невозможным событием отчаявшимся подданным, которые подвергались бесконечным притеснениям знати. Феодалы, получившие непомерную власть в царствование Стефана, но вынужденные подчиняться королевской власти благоразумного Генриха II, теперь снова бесчинствовали, как в прежние времена; пренебрегая слабыми попытками английского государственного совета ограничить их произвол, они укрепляли свои замки, увеличивали число вассалов, принуждали к повиновению и вассальной зависимости всю округу …»

Противостояние англосаксов и норманнов (коренных жителей и завоевателей):

«Завоевание Англии норманнским герцогом Вильгельмом значительно усилило тиранию феодалов и углубило страдания низших сословий. Четыре поколения не смогли смешать воедино враждебную кровь норманнов и англосаксов или примирить общностью языка и взаимными интересами ненавистные друг другу народности, из которых одна всё ещё упивалась победой, а другая страдала от последствий своего поражения... Почти все без исключения саксонские принцы и саксонская знать были либо истреблены, либо лишены своих владений; невелико было и число мелких саксонских собственников, за которыми сохранились земли их отцов. Короли непрестанно стремились законными и противозаконными мерами ослабить ту часть населения, которая испытывала врождённую ненависть к завоевателям. Все монархи норманнского происхождения оказывали явное предпочтение своим соплеменникам ».

Положение простого народа:

«В ту пору английский народ находился в довольно печальном положении... Множество крестьян, доведённых до отчаяния притеснениями феодалов и беспощадным применением законов об охране лесов, объединялись в большие отряды, которые хозяйничали в лесах и пустошах, ничуть не боясь местных властей. В свою очередь, дворяне, разыгрывавшие роль самодержавных властелинов, собирали вокруг себя целые банды, мало чем отличавшиеся от разбойничьих шаек... Немудрено, что при таких тяжёлых условиях существования английский народ испытывал великие бедствия в настоящем и имел все основания опасаться ещё худших в будущем. В довершение всех зол по всей стране распространилась какая-то опасная заразная болезнь. Найдя для себя благоприятную почву в тяжёлых условиях жизни низших слоёв общества, она унесла множество жертв, а оставшиеся в живых нередко завидовали покойникам, избавленным от надвигавшихся бед ».

Таким образом, в подробных, прямых исторических комментариях Вальтер Скотт описывает ситуацию, сложившуюся в Англии XII века. Именно на фоне этой ситуации разворачиваются главные события романа. Говоря об историческом романе, мы также отметили большую роль описания обстановки и одежды героев. Вальтер Скотт уделяет этому большое внимание, он подробнейшим образом описывает внешний вид своих героев. Приведем пример.

«Одежда его состояла из одной кожаной куртки, сшитой из дублёной шкуры какого-то зверя, мехом вверх; от времени мех так вытерся, что по немногим оставшимся клочкам невозможно было определить, какому животному он принадлежал. Это первобытное одеяние покрывало своего хозяина от шеи до колен и заменяло ему все части обычной одежды. Ворот был так широк, что куртка надевалась через голову, как наши рубашки или старинная кольчуга. Чтобы куртка плотнее прилегала к телу, её перетягивал широкий кожаный пояс с медной застёжкой. К поясу была привешена с одной стороны сумка, с другой - бараний рог с дудочкой. За поясом торчал длинный широкий нож с роговой рукояткой; такие ножи выделывались тут же, по соседству, и были известны уже тогда под названием шеффилдских. На ногах у этого человека были башмаки, похожие на сандалии, с ремнями из медвежьей кожи, а более тонкие и узкие ремни обвивали икры, оставляя колени обнажёнными, как принято у шотландцев ».

Мы легко узнаем на иллюстрации свинопаса Гурта и убеждаемся, что художник довольно точно воспроизвел его внешность по описанию (рис. 4).

Рис. 4. А.З. Иткин. Иллюстрация к книге «Айвенго»

Назовем события романа.

1. Крестовые походы

2. Рыцарские турниры

3. Орден тамплиеров

4. Состязания лучников

5. Похищение Ровены (саксонки) норманнами

6. Пытка еврея Исаака

7. Суд над Ревеккой

8. Лесные разбойники

Итак, мы с вами рассмотрели роль исторического комментария и детального описания одежды в историческом романе. Не менее важную роль в произведении такого жанра играет исторический персонаж. Главным историческим лицом в романе Вальтера Скотта «Айвенго» стал английский король Ричард Львиное Сердце. Его образ в романе овеян ореолом таинственности и романтизма. Он появляется инкогнито, сначала под именем Черного рыцаря, а потом под именем Рыцаря Висячего Замка. Сначала он воспринимается читателями как простой странствующий рыцарь, которому дороже слава, завоеванная в одиночестве, нежели слава во главе огромного войска. Однако в этом образе есть как физическая, так и нравственная сила, и постепенно она раскрывается. Посмотрим, какую ему дает характеристику Ревекка, наблюдая за осадой замка.

«Он бросается в битву, точно на веселый пир. Не одна сила мышц управляет его ударами - кажется, будто он всю свою душу вкладывает в каждый удар, наносимый врагу. Это страшное и величественное зрелище, когда рука и сердце одного человека побеждают сотню людей ».

Такие черты, как мужество, щедрость и благородство, в действительности были свойственны королю Англии. Но, несомненно, далек от исторической истины образ Ричарда, который в романе В. Скотта выглядит как обаятельный, простой человек и мудрый воин, пекущийся об интересах своего народа, искренне любящий своих подданных. В историческом, подлинном Ричарде черты придворной воспитанности переплетались с отталкивающей жестокостью и алчностью феодала. История войн и набегов Ричарда полна отвратительных фактов, которые решительно противоречат привлекательному образу, созданному В. Скоттом. Подлинный Ричард Львиное Сердце не был так близок к простым людям Англии, не водил их на приступ феодальных замков, не судил так справедливо и мудро (рис. 5).

Мы с вами уже неоднократно читали разные исторические произведения и обращали внимание на роль художественного вымысла. Автор, рассказывая о событиях прошлого, прежде всего пытается выразить свое отношение и взгляд на эти события. Так произошло и с романом В. Скотта «Айвенго». Задача автора - не создать реальный исторический персонаж, а передать свое отношение к нему и, что более важно, - отношение к нему простого народа. Именно поэтому в основу романа положены не только исторические хроники, но и народные баллады. Мы знаем, что в фольклоре как раз и отражается истинный взгляд народа на события. Можно привести конкретный пример - эпизод, когда Черный рыцарь наталкивается в лесу на хижину монаха-отшельника, знакомится с ним, распевает с ним песни. Именно этот эпизод взят из народной баллады.

Рис. 5. Ричард Львиное Сердце

Вспомним, что основная тема романа «Айвенго» - это изображение борьбы между англосаксами - местным населением - и норманнскими завоевателями. Сам писатель выступает на стороне англосаксов. Именно поэтому с помощью художественного вымысла он хотел показать единение короля, местных феодалов и простого народа. Своих саксонских героев автор наделяет лучшими чертами - мужеством, честностью, благородством. Такими мы видим Седрика Сакса, Этельстана, Айвенго. Положительные герои романа противопоставлены норманнским рыцарям. Это люди без стыда и совести, способные на самые низкие и подлые поступки во имя достижения своих корыстных целей. Отвратительны сцены похищения Ровены, заточения Ревекки, пытки еврея Исаака. Трагична судьба Урфриды, которая стала жертвой произвола норманнов.

« - Родилась я, - сказала она, - совсем не такой жалкой тварью, какой ты видишь меня теперь, отец мой. Я была свободна, счастлива, уважаема, любима и сама любила. Теперь я раба, несчастная и приниженная. Пока я была красива, я была игрушкой страстей своих хозяев, а с тех пор как красота моя увяла, я стала предметом их ненависти и презрения. Разве удивительно, отец мой, что я возненавидела род человеческий и больше всего то племя, которому я была обязана такой переменой в моей судьбе? Разве хилая и сморщенная старуха, изливающая свою злобу в бессильных проклятиях, может забыть, что когда-то она была дочерью благородного тана Торкилстонского, перед которым трепетали тысячи вассалов?”

Образ Урфриды стал прямым доказательством многолетней истории унижения и притеснения саксов. Читая произведение, мы наталкиваемся и на другие примеры неуважительного отношения норманнов к саксам. Так, например, во время рыцарского турника принц Джон был очень недоволен, что победил Айвенго, а королевой любви и красоты была избрана саксонка Ровена.

На протяжении всего романа норманны называют саксов свиньями, глумятся над их идеалами и традициями. В ответ саксонский народ сочинил пословицу.

Норманнские пилы на наших дубах,

Норманнское иго на наших плечах,

Норманнские ложки в английской каше,

Норманны правят родиной нашей,

Пока все четыре не сбросим долой,

Не будет веселья в стране родной.

Чаша народного терпения переполнена, именно поэтому кульминацией романа стал эпизод взятия замка. В этой сцене автор показал единение короля, саксонских феодалов, слуг и даже лесных разбойников. Все объединились ради одной цели - дать отпор общему врагу.

Локсли

Робин Гуд - герой средневековых английских народных баллад, предводитель лесных разбойников (рис. 6).

Рис. 6. Робин Гуд

По преданию, действовал со своей шайкой в Шервудском лесу около Ноттингема - грабил богатых, отдавая добытое беднякам.

Робин Гуд родился в селении Локсли, отсюда и произошло его второе имя - Робин Локсли.

Историки до сих пор спорят, имел ли герой свой исторический прототип. Кроме того, даже если такой человек жил, скорее всего, он существовал в начале XIV века, в период правления Эдуарда Второго.

Однако Вальтер Скотт использует художественный вымысел и помещает своего героя в эпоху конца XII века. Против этого очень много фактов. Например, в романе идет речь о том, что Локсли участвует в соревновании стрелков. Историки утверждают, что в Англии такие соревнования стали проводиться не ранее, чем в XIII веке.

Интересна сцена прощания Черного рыцаря и предводителя лесных разбойников Локсли.

« - Сэр рыцарь, - ответил разбойник, - у каждого из нас свой секрет. Предоставляю вам судить обо мне как вам угодно. Я сам имею на ваш счёт кое-какие догадки, но очень возможно, что ни вы, ни я не попадаем в цель. Но так как я не прошу вас открыть мне вашу тайну, не обижайтесь, коли и я вам своей не открою.
- Прости меня, отважный иомен, - сказал рыцарь, - твой упрёк справедлив. Но может случиться, что мы ещё встретимся и тогда не станем друг от друга скрываться. А теперь, надеюсь, мы расстанемся друзьями?
- Вот вам моя рука в знак дружбы, - сказал Локсли, - и я смело могу сказать, что это рука честного англичанина, хотя сейчас я и разбойник.
- А вот тебе моя рука, - сказал рыцарь, - и знай, что я почитаю за честь пожать твою руку. Ибо кто творит добро, имея неограниченную возможность делать зло, тот достоин похвалы не только за содеянное добро, но и за всё то зло, которого он не делает. До свидания, храбрый разбойник!
»

Так простились король Англии Ричард первый и легендарный Робин Гуд - предводитель шайки лесных разбойников.

Финал романа оптимистичен: добро восторжествовало, враг повержен. Тем и отличается литературное произведение от исторической хроники. Поэтому А. Дюма - автор многих исторических романов, в частности известного всем произведения «Три мушкетера», утверждал: «История - это гвоздь, на который я вешаю свою картину».

Список литературы

1. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.

2. Самарин Р. / Вальтер Скотт и его роман «Айвенго» / Р. Самарин. - М., 1989. - с. 3-14.

3. Бельский А.А. / Вальтер Скотт // Краткая литературная энциклопедия: В 8 т. / А.А. Бельский - Т.6. - М.: Сов. Энциклопедия, 1971. - 900 с.

Домашнее задание

1) Напишите сочинение сравнительную характеристика Айвенго и Ричарда Львиное Сердце.

2) Ответьте на вопросы и выполните задания:

1. Опишите знакомство еврея и рыцаря, лишенного наследства.
2. Кто из рыцарей, которые являлись хозяевами турнира, участвовал в поединке?
3. Кто побеждал, кто проигрывал?
4. Каково отношение окружающих к еврею? Какой у него характер на самом деле?
5. Сколько денег отдал слуга рыцаря без наследства еврею за доспехи и коня?
6. Какой приз/награждение достается победителю первого дня турнира?
7. Как Ровена и рыцарь, лишенный наследства, приняли приглашение принца прийти в замок на пир в честь первого дня и почему?
8. Кто был признан победителем второго дня турнира? В чем он отличился?
9. Что произошло, когда Королева турнира одевала корону рыцарю, лишенному наследства? Почему?
10. Узнали ли его на турнире? И почему?
11. Опишите отношения Айвенго с его отцом
12. Кто из лучников победил, что говорил проигравший?
13. Почему Айвенго - рыцарь без наследства?
3) Дайте характеристику одному из героев романа. Подумайте над различиями между историческим персонажем и соответствующим ему героем. Постарайтесь подчеркнуть в своем ответе приметы той далекой эпохи. Не забудьте сказать и о том, каким вы видите отношение автора к герою.

Роман "Айвенго" - одно из лучших произведений Вальтера Скотта (1771 - 1832). Этот роман был создан более ста шестидесяти лет назад (1820), а события, о которых в нем рассказано, происходили в XII столетии. Однако и в наши дни "Айвенго" вызывает живой интерес у читателей многих стран мира. Роман написан с большим художественным мастерством, но причина его успеха кроется не только в этом, он знакомит нас с историей, помогает понять особенности жизни и нравов людей в далекие от нас времена.

"Время действия - царствование Ричарда 1, не только богато героями, - имена которых способны привлечь общее внимание, но отмечено еще глубокой враждой между саксами, обрабатывавшими ту землю, которой норманы владели по праву - победителей", - говорится в авторском предисловии к роману. Решив изобразить в своем произведении проблему норманского завоевания, конфликт двух племен, населяющих страну - победителей и побежденных, Скотт сам подчеркивает, что здесь на первом плане художественная, а не историческая правда, власть художественного воображения, а не логика фактов.

Обратившись к английской истории конца XII века, Скотт исходит, прежде всего, из фольклорных источников и обоснований.

Авторское предисловие 1830 г. раскрывает для читателя источник возникновения романа: он коренится в народной традиции, в анналах богатого английского фольклора. Герой этого произведения не исторически существовавший король, а идеализированный король народной фантазии, король, каким хотел бы видеть властителя угнетенный народ. Король старинной английской баллады миролюбив и скромен. Его природная жизнерадостность, доступность и простота помогают ему в общении с народом - он весело охотится в Шервудском лесу в часы досуга, разделяет трапезу случайного спутника, милостив и добр, помнит сделанное ему добро и строго блюдет интересы подданных. Именно так представлен в "Айвенго" Ричард "Черный Рыцарь".

Изображен смутный период английской истории - период двоевластия, междуцарствия, время, когда "законный" английский король томится в австрийском плену, а его подданные, желавшие его возвращения из долговременного плена, почти утратили надежду на это.

Скотт указывает на политический разброд в стране. Состояние анархии и растерянности, притеснение слабого сильным стало системой. Мелкопоместные дворяне или Франклины подпали под иго тирании могущественных баронов, положение широчайших масс населения заметно ухудшилось, к экономическим формам угнетения прибавилось еще национальное угнетение саксов со стороны норманских завоевателей.

Определяя характер быта, условия жизни смутной и переходной эпохи XII века, Скотт отмечает в самом начале романа, что "английский народ терпел великие бедствия".

Жестокое угнетение народа стимулировало рост побегов крестьян и йоменов. Скотт осознает причины роста и распространения так называемых разбойничьих шаек, ставших таковыми вследствие черной несправедливости и неправды английских законов.

Разбойники были большей частью йомены и простые крестьяне саксонского происхождения, доведенные до полного разорения суровостью законов о "сохранении лесов и охотничьих угодий", а потому и избравшие такой отчаянный и бродячий образ жизни.

Неудивительно, что крестьянин - раб, жизнь которого беспросветно тяжела, отнюдь не склонен считать "разбойников" своими врагами. По словам Гурта, он убедился твердо в том, что "настоящие воры и разбойники отнюдь не худшие люди на свете".

Люди английского народа с ненавистью говорят о принце Джоне, норманских феодалах; ненависть простонародья Англии к угнетателям и тиранам - чужим и своим - подчеркивается в произведении многократно.

Скотт рисует нападение на замок узурпатора феодала Реджинальда Фрон де Бефа как бы "со стороны" - о нападении и всех обстоятельствах последнего рассказывает раненому Айвенго сочувствующая нападающим Ревекка. Нападающие и защитники замка уподобляются Ревеккой грозному столкновению морских стихий. Во главе осажденных Бриан Буагильбер и де Браси, во главе осаждающих - Чёрный рыцарь и Локсли. Красное знамя, появившееся на западной башне замка, служит сигналом для осаждающих к общей атаке. Мужество Локсли и его товарищей решает исход сражения. Захватив замок, Локсли обращается к нападающим йоменам с характерной речью: "Йомены! Жилища тирана более не существует!... Великий подвиг мщения свершен".

Данная сцена, являющаяся одной из самых ярких в сюжете романа, подчеркивает величие восставшего народа, но в то же время говорит и о политической ограниченности взглядов писателя - во главе восстания Черный рыцарь - английский король, которому в верности готовы поклясться и Локсли и его вольные стрелки.

Представителем разрушительных антигосударственных тенденций, королем, оторванным от народа, является в романе Скотта принц Джон - Иоанн Безземельный, младший брат Ричарда, король-деспот, щедро раздававший направо и налево королевские земли, потворствовавший произволу норманских феодалов, ожесточивший как англо-саксонских феодалов, так и простой народ.

В противоположность Джону с его децентралистской тенденцией, Ричард Львиное сердце - собиратель и организатор английского государства. Деятельность его объективно прогрессивна, она преследует интересы нации и государства; она оправдана вдвойне и потому что, как представляется Скотту, Ричард I не только "законный король" по праву престолонаследия, но и "народный" король в том смысле как представляет себе институт королевской власти шотландский автор. Идеализация образа монарха, имевшая место в английском фольклоре, усилена автором романа.

Ричард Львиное сердце - опора государства, защитник подданных. Вся его деятельность направлена на благо Англии и благо народа. "Едва ли найдется человек, которому страна и жизнь каждого подданного была бы дороже, чем мне", - говорит в романе король.

Он - заступник обиженных и гонимых, защитник справедливого дела; он бескорыстен и честен, смел и решителен, силен и мудр, отважен и весел, отзывчив к беде любого и великодушен к врагам и побежденным. Он добывает победу честным путем-с помощью меча и копья.

Справедливый и гордый, он человечен и прост в обращении с подданными. Он не гнушается дружбы с монахом, запросто беседует с йоменом, играет на арфе, без предрассудков вступает в общение с разбойниками, ведет на приступ замка крестьян и лесных стрелков.

Ричард романа - это герой легенды, в ином случае рыцарского романа. Идеализацию образа сознавал и сам автор, не терявший чувства трезвого политического чутья в оценке деятельности "короля-героя".

Политическая проблема - становление мощного английского государства - решается в романе на примере показа острой борьбы за власть трех претендентов на английский королевский престол - Ательстана, принца Джона, Ричарда I Плантагенета.

Историческая обреченность первого подчеркивается в романе многократно. Ательстан Конигсбурский - потомок последних королей саксонской династии в Англии, равнодушен к чести своей родины (отказывается к огорчению почтительного Седрика взяться за копье в индивидуальном единоборстве), прожорлив, беспомощен и пассивен. Он не способен защитить интересы государства и народа, а потому его общественная значимость ничтожна.

Несостоятелен и обречен на поражение и другой претендент на королевский престол Англии - принц Джон, хотя и по другим причинам. В противоположность Ательстану он энергичен, смел, заносчив, честолюбив, цели его определены, и он настойчиво добивается их реализации, но деятельность его - есть деятельность в личных корыстных целях. Он враждебен народу; жизнь и быт подданных, его не интересуют, английская земли рассматривается им как вотчина, все его поведение диктуется личными интересами. Он - разрушитель, носитель децентралистских тенденций; его деятельность общественно вредна и опасна. .

Враждебность народу этого короля подчеркивается в романе путем прямых авторских замечаний, характеристикой его окружения (Мальвуазен, Фрон де Беф и др.) и даже описанием его внешности - предельно расточительной и крикливой.

Жизнь и быт Англии XII столетия раскрыты путем введения в роман разнообразных типов и характеров. Здесь действуют, борются, радуются или страдают десятки людей, каждый из которых типичен для своего класса и рода занятий.

"Одним из важнейших нововведений романа Скотта является роль, которую играет народ, масса, - пишет Мэгрон, - насколько старинный французский роман является аристократическим, настолько роман Скотта имеет тенденции демократические: мы видим, как со всех сторон врывается на его страницы народ".

Шут и свинопас, оживший герой Рабле, веселый монах, вольный стрелок Робин Гуд, аббат и храмовник, надменные рыцари принца Джона, гордый саксонский тан и его домочадцы, еврей - ростовщик и его обаятельная дочь - наделены специфическими чертами характера, обусловленными средой и профессией. Творческая удача - изображение народа, тех персонажей, которые ранее были презираемы, но приобрели отныне огромное значение.

Скотт - на прогрессивных позициях, гуманистически решая в романе расовую проблему, давая правдивое изображение страданий еврейского народа в Средние века и тем, сближаясь с основоположником английского реализма Шекспиром.

Фабулу романа составляет непризнанная любовь - Ревекки к Айвенго, а не любовная коллизия - Айвенго - Ровена. Последняя - бледна, анемична, условна, в то время как подлинной героиней романа является дочь еврея-ростовщика.

"Отверженная, непризнанная любовь Ревекки к рыцарю Айвенго, - писал Белинский, - будучи в отношении к целому роману, как бы эпизодом, тем не менее дает ему целость, как его основная идея, живит и согревает его, как свет солнечный природу".

Скотт верен объективным фактам истории, показывая травлю еврея в условиях Средневековья, даже со стороны социально униженного саксонского шута. Но он всем содержанием своего романа осуждает расовое неравенство, национальную ненависть к угнетенному народу. Характерно, что еврея Исаака травит и дразнит принц Джон, не стесняющийся занимать у еврея его - деньги, а на защиту еврея встает рыцарь Айвенго - сторонник Ричарда, человек, за плечами которого автор; показательно, что чувства и волю Ревекки насилует рыцарь-храмовник Буагильбер, а заступается за Ревекку крестьянин калека Хигт. Автор сочувствует этим людям.

Исаак у Скотта - классовый, а не расовый персонаж. Он - ростовщик и его - ростовщичество на первом плане. Правда, на его долю выпадает комическая роль, но этот комизм отступает на задний план в сценах, где изображается страдание Исаака - отца, и здесь проявляется свойственная Скотту художественная правдивость.

Ревекка опоэтизирована в романе и поставлена в центр повествования. Ее жизнь, ее приключения, ее любовь, непозволительная с точки зрения средневековой морали, ее великодушие и порыв объективно составляют стержень романа. Ее физическая привлекательность сочетается с нравственной: еврейка нежна, великодушна, отзывчива к человеческому горю, помнит добро и сеет добро сама, она человечна в лучшем смысле слова.

В ней воплотились лучшие черты народа и, прежде всего стойкость в жизненной борьбе. Ревекка сильна, смела, обладает твердой волей и силой характера, готова на смерть - так она ценит свое человеческое достоинство, честь, и это спасает ее в грозную минуту беседы с храмовникам.

Некоторая индивидуализация характера, более яркая в сравнении с иными "героями" романов Скотта обусловлена тем, что образ Ревекки, рисуется автором как образ трагический. Несчастье девушки в том, что она любит, не будучи любимой, и любима, сама не любя. В первом случае - это - Айвенго, во втором рыцарь храма - Буагильбер. Характерно - и само композиционное построение романа, при котором после встречи с любимым следует, как правило, встреча с нелюбимым Брианом. И это позволяет автору каждый раз раскрыть какие-то новые черты - психологического портрета героини.

Скотт любит и поэтизирует образ Ревеки - противопоставляя ей не менее колоритного и романтизированного человека с демоническими страстями - храмовника Бриана.

Крестоносец, одержимый любовным наваждением, в тоске готов продать и себя, и веру своих отцов. Ревекка же неизменно и последовательно сохраняет свое человеческое и национальное достоинство, заявляя, что никакие угрозы и даже угроза смерти не заставят ее пойти против совести и предать веру отцов.

Гуманистическое содержание романа, трезвость политического мироощущения Скотта проступает и в изображении рыцарей и рыцарства. Скотт с любовью прибегает к геральдике, дает понятие о рыцарском этикете, традициях, словом сознательно воссоздает весь необходимый внешний колорит эпохи, никогда не теряя, однако способности трезвой логической оценки происходящего.

"Айвенго" (“Ivanhoe”, 1819) - первый роман Скотта, посвящённый Англии. Роман "Айвенго" - одно из лучших произведений Вальтера Скотта. Этот роман был создан без малого двести лет назад, а события, о которых в нем рассказано, происходили в XII столетии. Однако при всём при этом "Айвенго" и в наши дни вызывает живой интерес у читателей многих стран мира. Роман написан с большим художественным мастерством, но причина его успеха кроется не только в этом, он знакомит нас с историей, помогает понять особенности жизни и нравов людей в далекие от нас времена.

Действие этого романа отнесено почти к самому началу английской истории, когда английская нация только начинала формироваться в качестве единого народа, и весьма ощущалось различие между коренным англосаксонским населением и так называемыми пришельцами-завоевателями, норманнами. "На других рубежах, - пишет Д.М. Урнов,- Вальтер Скотт продолжает разработку всё той же проблемы - столкновения местного и общегосударственного, патриархальности и прогресса. Народ, угнетаемый корыстолюбивыми феодалами, - таков стержневой образ романа, складывающийся из многих лиц, в числе которых - народный заступник Робин Гуд, выведенный под именем Локсли. Сам сюжет условен и как бы сковывает живой материал, который всё же мощной силой пробивается в эпизодах народных волнений, баронского самоуправства, рыцарских турниров" .

События, изображённые в "Айвенго", происходят в конце XII в., когда Англией правил король Ричард Львиное Сердце. Страна являлась в то время центром многих противоречий классового и национального характера. Конфликт романа сводится к борьбе мятежной феодальной знати, заинтересованной в сохранении политической раздробленности страны, против королевской власти, которая воплощала в себе идею единого централизованного государства. Этот конфликт весьма типичен для эпохи средневековья. Король Ричард Львиное Сердце в романе выступает носителем идеи централизованной королевской власти, свою поддержку черпая в народе. Символичным в этом плане является совместный штурм замка Фрон де Бефа королём и стрелками Робина Гуда. Народ вместе с королём против мятежной толпы феодалов -- таков идейный смысл этого эпизода.

"Здесь, - по мнению А. Бельского, - сказалась мечта народа о добром и справедливом короле, который не чурается общения с простым людом. Исторический Ричард был жестокий тиран, облагавший народ непомерными налогами. Но в данном случае Скотт стремился к созданию не столько образа реального исторического лица, сколько образа короля, близкого фольклорным традициям" .

Многие образы и сцены романа имеют фольклорное происхождение. Таков образ брата Тука - веселого монаха, любителя выпить и плотно поесть. Герой этот вносит в роман стихию народного юмора и бытового комизма, а жизнелюбие и беззаботное отношение к вопросам религии роднит его с шекспировскими персонажами.

Как отмечает А. Бельский, "на сюжетных мотивах английских народных баллад основан, по свидетельству самого Вальтера Скотта, эпизод пиршества брата Тука с путешествующим инкогнито королём" . Сам Вальтер Скотт в качестве источника легенды ссылается на публикацию под заголовком "Король и отшельник" в собрании произведений древней литературы, составленном объединёнными усилиями сэра Эгертона Бриджа и мистера Хейзлвуда, выходившим в виде периодического издания под названием "Британский библиограф", перепечатанную Чарлзом Генри Хартшорном, издателем книги "Старинные повести в стихах, напечатанных главным образом по первоисточникам", 1829 г. Речь шла о короле Эдуарде (судя по характеру и привычкам, Эдуарде IV). Само имя Айвенго было подсказано автору старинным стихотворением, где упоминались три поместья, отнятые у предка знаменитого Хемпдена в наказание за то, что он ударил Черного принца ракеткой, поссорившись с ним во время игры в мяч:

"Тогда был в наказанье взят

У Хемпдена поместий ряд:

Тринг, Винг, Айвенго. Был он рад

Спастись ценой таких утрат" .

Это имя, как признается Скотт, "соответствовало замыслу автора в двух отношениях: во-первых, оно звучит на староанглийский лад; во-вторых, в нем нет никаких указаний относительно характера произведения" . А Скотт, как известно с его же слов, был против "захватывающих" заглавий .

Чудовищное имя барона Фрон де Беф было подсказано Окинлекской рукописью, приводящей "имена целой орды норманнских баронов" . Сюжетом "Айвенго" во многом движет вражда между приближенным короля Ричарда рыцарем Айвенго и зловещим храмовником Брианом де Буагильбером. Важную роль в развитии сюжета играет также эпизод пленения Седрика Сакса и его спутников воинами де Браси и Буагильбера. Наконец, нападение стрелков Робина Гуда на Торкилстон, замок Фрон де Бефа, мотивируется их стремлением освободить пленных. Видно, что в событиях, показанных Скоттом, казалось бы, частного характера, отражаются конфликты исторического масштаба.

Фабулу романа составляет непризнанная любовь Ревекки к Айвенго, а не любовная коллизия Айвенго-Ровена. Последняя - бледна, анемична, условна, в то время как подлинной героиней романа является дочь еврея-ростовщика.

Скотт верен объективным фактам истории, показывая травлю еврея в условиях Средневековья, даже со стороны социально униженного саксонского шута. Но он всем содержанием своего романа осуждает расовое неравенство, национальную ненависть к угнетённому народу. Характерно, что еврея Исаака травит и дразнит принц Джон, не стесняющийся занимать у него деньги, а на защиту еврея встает рыцарь Айвенго - сторонник Ричарда, человек, за плечами которого автор. Показательно, что чувства и волю Ревекки насилует рыцарь-храмовник Буагильбер, а заступается за Ревекку крестьянин калека Хигт. Автор сочувствует этим людям.

Исаак у Скотта - классовый, а не расовый персонаж. Он - ростовщик и его ростовщичество на первом плане. Правда, на его долю выпадает комическая роль, но этот комизм отступает на задний план в сценах, где изображается страдание Исаака-отца, и здесь проявляется свойственная Скотту художественная правдивость.

Ревекка опоэтизирована в романе и поставлена в центр повествования. Её жизнь, её приключения, её любовь, непозволительная с точки зрения средневековой морали, её великодушие и порыв объективно составляют стержень романа. Её физическая привлекательность сочетается с нравственной: еврейка нежна, великодушна, отзывчива к человеческому горю, помнит добро и сеет добро сама, она человечна в лучшем смысле слова.

В ней воплотились лучшие черты народа и, прежде всего, стойкость в жизненной борьбе. Ревекка сильна, смела, обладает твердой волей и силой характера, готова на смерть - так она ценит своё человеческое достоинство, честь, и это спасает её в грозную минуту беседы с храмовником.

Некоторая индивидуализация характера, более яркая в сравнении с иными "героями" романов, Скотта обусловлена тем, что образ Ревекки, рисуется автором как образ трагический. Несчастье девушки в том, что она любит, не будучи любимой, и любима, при этом не любя. В первом случае это - Айвенго, во втором - рыцарь храма Буагильбер. Характерно и само композиционное построение романа, при котором после встречи с любимым следует, как правило, встреча с нелюбимым Брианом. И это позволяет автору каждый раз раскрыть какие-то новые черты психологического портрета героини.

Скотт любит и поэтизирует образ Ревеки - противопоставляя ей не менее колоритного и романтизированного человека с демоническими страстями храмовника Бриана.

Крестоносец, одержимый любовным наваждением, в тоске готов продать и себя, и веру своих отцов. Ревекка же неизменно и последовательно сохраняет своё человеческое и национальное достоинство, заявляя, что никакие угрозы и даже угроза смерти не заставят её пойти против совести и предать веру отцов.

Гуманистическое содержание романа, трезвость политического мироощущения Скотта проступает и в изображении рыцарей и рыцарства. Скотт с любовью прибегает к геральдике, дает понятие о рыцарском этикете, традициях, словом сознательно воссоздает весь необходимый внешний колорит эпохи, никогда не теряя, однако способности трезвой логической оценки происходящего.

«Айвенго» имел большой успех при появлении и, можно сказать, дал автору право самому предписывать себе законы, так как с этих пор ему позволяется изображать в создаваемых им сочинениях как Англию, так и Шотландию.

Образ прекрасной еврейки возбудил сочувствие некоторых читательниц, которые обвинили автора в том, что, определяя судьбу своих героев, он предназначил руку Уилфреда не Ревекке, а менее привлекательной Ровене. Но, не говоря уже о том, что предрассудки той эпохи делали подобный брак почти невозможным, автор позволяет себе попутно заметить, что временное благополучие не возвышает, а унижает людей, исполненных истинной добродетели и высокого благородства. Читателем романов является молодое поколение, и было бы слишком опасно преподносить им роковую доктрину, согласно которой чистота поведения и принципов естественно согласуется или неизменно вознаграждается удовлетворением наших страстей или исполнением наших желаний. Словом, если добродетельная и самоотверженная натура обделена земными благами, властью, положением в свете, если на её долю не достаётся удовлетворение внезапной и несчастной страсти, подобной страсти Ревекки к Айвенго, то нужно, чтобы читатель был способен сказать -- поистине добродетель имеет особую награду. Ведь созерцание великой картины жизни показывает, что самоотречение и пожертвование своими страстями во имя долга редко бывают вознаграждены и что внутреннее сознание исполненных обязанностей даёт человеку подлинную награду -- душевный покой, который никто не может ни отнять, ни дать.

Скотт создал новое худ. мышление литературы нового времени. Вперед двинулась философия истории. Скотт совершил перелом, открыл европейцам их собственную историю, прошлое, мир средневековья. Творческий метод – сложное сочетание преобладающего начала романтизма с ярко выраженными тенденциями реализма . Фантастика в романах связана с поверьями народов и особенностями его мировоззрения в каждую из описываемых эпох. Достоинство ист. романа Скотта – прием соединения описания частной жизни с историческими событиями . Скотт никогда не ставил личность над обществом, подчеркивал зависимость судьбы отдельного чел-ка от хода развития истории. «Айвенго» (1819), действие романа в конце 12 в., борьба между англосаксами и завоевателями нормандцами. Побеждают нормандцы, что исторически закономерно, победа означает победу нового общ. порядка. Рисует реалистическую картину жестоких феод. порядков и нравов. Средневековье в романе – кровавый и мрачный период. Образ короля Ричарда идеализирован, в этом консерватизм Скотта, это повлекло за собой романтизацию. Реалистично передан народ и его вожаки – Робин Гуд (Локсли). Но на мастерски воссозданном историческом фоне, при сравнении с галереей оригинальных и блестящих образов, проигрывают центральные герои – Айвенго, Ровена. Много исторических деталей, подробности – исторический колорит.

Родился в Эдинбурге в семье адвоката Вальтера Скотта (1729-1799). В семье из 12 детей выжило шестеро, Вальтер был 9-м по счёту ребёнком. В раннем возрасте переболел детским параличом, что привело к атрофии мышц правой ноги и пожизненной хромоте. Несмотря на физический недостаток, уже в раннем возрасте он поражал окружающих живым умом и феноменальной памятью. В колледже Скотт увлекся альпинизмом, окреп физически, и приобрел популярность среди сверстников как отличный рассказчик. Он много читал, в том числе античных авторов, увлекался романами и поэзией, особо выделял традиционные баллады и сказания Шотландии. В 1786 года Вальтер Скот поступил учеником в контору отца, а с 1789 по 1792 гг. изучал право, готовясь стать адвокатом. Вместе со своими друзьями организовал в колледже «Поэтическое общество», изучал немецкий язык и знакомился с творчеством немецких поэтов. В первые годы самостоятельной адвокатской практики Вальтер Скотт ездил по стране, попутно собирая народные легенды и баллады о шотландских героях прошлого. Он увлекся переводами немецкой поэзии, анонимно опубликовал свои переводы баллады Бюргера «Ленора». В 1791 году он познакомился со своей первой любовью - Вильяминой Белшес, дочерью эдинбургского адвоката. Скотт пять лет пытался добиться взаимности Вильямины, однако девушка держала его в неопределённости и в конце концов предпочла ему Вильяма Форбса, сына состоятельного банкира, за которого и вышла замуж в 1796 году. Неразделённая любовь стала для молодого человека сильнейшим ударом; частички образа Вильямины в последующем не раз проявлялись в героинях романов писателя.

Велика заслуга Скотта как создателя историч романа. Скотт вскрывает в своих произведениях пружины истории- сумел показать в своем творчестве историю как борьбу социальных сил, закономерность победы новых общественных форм над старыми. Обращаясь к истории, Скотт уделяет внимание народным движениям, его интересуют судьбы народа, и он делает народ и отдельных его представителей героями своих романов. Эти особенности делают его создателем жанра историч романа. Создавая свои романы, считал необходимыми условиями историч точность, стремился к предельной правдивости в передаче событий и характера эпохи.

Айвенго (1819) . События приурочены к 1194 году - через 128 лет после битвы при Гастингсе, в результате которой англосаксы были покорены норманнами. Английский народ переживает тяжелые времена. Король Ричард Львиное Сердце не вернулся из последнего крестового похода, взятый в плен коварным герцогом Австрийским. Между тем брат короля, принц Джон, вербует себе сторонников, намереваясь в случае смерти Ричарда отстранить от власти законного наследника и захватить престол. молодой пилигрим Уилфред Айвенго возвращается из крестового похода в родную Англию. он направляется в дом своего отца Седрика Сакса. с отцом он в ссоре, но дома осталась воспитанница Седрика, леди Ровена. по дороге к родному замку Уилфреда нагоняет отряд ордена храмовников под предводительством Бриана де Буагильбера, который направляется на турнир в Ашби де ля Зуш. Вся эта честная компания останавливается в замке Седрика, который не может отказать в гостеприимстве путникам. Айвенго проводит ночь в доме отца неузнанным. во время ужина на ночлег так же просится еврей Исаак из Йорка. за трапезой Буагильбер разглагольствует о своих подвигах в Палестине. Айвенго же с жаром защищает честь своего сюзерена и друга Ричарда Львиное Сердце. после ужина Айвенго советует Иссаку покинуть дом Седрика, чтобы избежать корыстного нападения на него Буагильбера. Турнир при Ашби в самом разгаре. организовал турнир принц Джон, который в отсутствие своего старшего брата Ричарда занял трон. Бриан де Буагильбер побеждает одного рыцаря за другим, и кажется нет никого, кто смог бы победить высокомерного рыцаря. еще немного, и именно Буагильбер получит приз из рук королевы турнира - прекрасной леди Ровены. Но... но тут на ристалище появляется рыцарь с гербом на щите в виде большого дуба и с девизом "лишенный наследства". Так как он не является зачинщиком турнира, он вправе выбирать, тупым оружием они будут биться, или острым. бесстрашный незнакомец вызывает на смертный бой храмовника. Кони расходятся по своим углам ристалища, герольды дают сигнал, и противники мчатся на встречу друг другу. копья разлетаются в щепки, но ни один из соперников не хочет уступать победу. происходит несколько сходок, прежде чем Буагильбер оказывается выбитым из седла. Однако, храмовники не собираются отдавать победу так легко. на следующий турнирный день, когда происходят командые сходки, Лишенного наследства теснят сразу несколько противников. и туго бы пришлось отважному рыцарю, если бы не помощь невесть откуда взявшегося черного рыцаря. Королева любви и красоты должна возложить венец победителя на чело Лишенного Наследства, однако, когда с него снимают шлем, она видит перед собой бледного от боли полученных ран, Айвенго. тем временем, принц Джон рассылает всем своим вассалам весть, о том, что Ричард уже в Англии, а значит, его, Джона, правление может вот-вот подойти к концу. чтобы предотвратить подобный поворот событий, принц обещает всем своим сторонникам щедрые награды, например Морису де Браси он предлагает в жены леди Ровену, которая происходит из древнего дворянского рода, к тому же богата и очень хороша собой. Морис, разумеется, в полном восторге и тут же решает напасть на отряд Седрика и захватить леди Ровену. Седрик, хоть и горд победой сына, но все-таки не может простить его своеволие, и с тяжелым сердцем собирается возвращаться в свой фамильный замок. весть о том, что раненного Айвенго увезла в свою палатку какая-то знатная дама, только подогревает его негодование. по дороге отряда, к нему присоединяется Иссак из Йорка со своей дочерью Ревеккой. они просят защиты вооруженного отряда, даже не ради своей безопасности, а ради их больного друга, который лежит в закрытых носилках. по дороге через лес, на отряд совершается нападение храмовниками и Седрика, Ровену, Иссаака, Ребекку, и раненного Айвенго (конечно же, тот раненный друг и есть Айвенго) берут в плен и уводят в укрепленный замок одного из храмовников, Фрон де Бефа надеюсь, тут она прервет и больше не будет спрашивать. но конец такой Заняв подобающее ему место на престоле, Ричард прощает своего беспутного брата. Седрик наконец дает согласие на свадьбу леди Ровены с сыном, а Ревекка с отцом навсегда покидают Англию. «Айвенго долго и счастливо жил с Ровеной. Они любили друг друга ещё более оттого, что испытали столько препятствий к своему соединению. Но было бы рискованным слишком подробно допытываться, не приходило ли ему на ум воспоминание о красоте и великодушии Ревекки гораздо чаще, чем то могло понравиться прекрасной наследнице Альфреда».