Презентация на тему александровский сад. Показать содержимое по тегу: Александровский сад

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Александровский сад Москва Подготовлено ученицей 3 «Л» класса Алесинской Екатериной Сентябрь 2014г.

Когда-то на месте нынешнего Александровского сада протекала речка Неглинка. После пожаров 1812 года ее русло убрали под землю, а сверху разбили зеленый сад. Александровский сад всегда был и остается излюбленным местом прогулок москвичей и гостей столицы. Пешие прогулки можно совершать по трём аллеям, проложенным параллельно Кремлёвской стене Главный вход в Александровский сад находится в Кремлевском проезде.

В самом начале Александровского сада у кремлёвской стены расположен мемориал Могила Неизвестного Солдата с Вечным огнем, главный памятник героям Великой Отечественной войны. Рядом с могилой в почетном карауле стоят солдаты. Каждый час можно наблюдать торжественную церемонию смены караула.

В саду расположено множество исторических объектов - Кутафья башня Кремля Обелиск к 300-летию Российского Императорского Дома Романовых, на котором выбиты имена всех русских царей.

Грот «Руины», также известный как «Итальянский грот». Грот в саду задуман как напоминание о войне 1812 . Для постройки Итальянского грота была насыпана искусственная земляная гора, для которой вместо камней использовали каменные ядра, лежавшие в Кремле в большом количестве, которые в древности употреблялись вместо чугунных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заочная экскурсия, посвящённая двухсотлетней годовщине войны 1812 года и победе в ней русского народа, «России славные сыны…»

Это материалы для заочной экскурсии по местам, связанным с событиями войны 1812 года: Смоленск, Старая Смоленская дорога. Это поэтическое и прозаическое слово, отразившее настроение нарда, дух защитни...

Методическая рекомендация: «Сценарий музыкальной композиции для торжественной линейки, посвященной 66 годовщине со Дня Победы в Великой отечественной войне. История в песнях»

Сценарий торжественной линейки в школе, который включает в себя текст ведущего,подробный план расстановки детей,музыкальную композицию на тему военных песен,приложение с нотным и текстовым материалом....

Методическая разработка урока английского языка в 6 классе в рамках образовательного модуля «Народ -победитель», посвящённого 70-летней годовщине со дня победы в ВОВ

ТемаОсвобождение территории России от немецко-фашистских захватчиковОсновное содержаниеЛексический материал по темеЦельВоспитывать чувство любви и патриотизма к РодинеЗадачиОбразовательные: 1) трениро...

СЦЕНАРИЙ МИТИНГА, ПОСВЯЩЁННОГО 70 ГОДОВЩИНЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА ВОВ И ПРИЁМУ КОПИИ ЗНАМЕНИ ПОБЕДЫ В РАМКАХ ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ «ЧАСОВОЙ У ЗНАМЕНИ ПОБЕДЫ В КАНАШСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ»

Сценарий приурочен к торжеству в рамках Недели памяти, посвященной 70 - летию Победы в ВОВ. (05.05. - 09.05. 2015 года)...

краткое содержание других презентаций

«Памятники Отечественной войны 1812 года» - Памятники Отечественной войне 1812 года в Санкт-Петербурге. Памятники расположены возле Казанского собора. Казанский собор. Памятники фельдмаршалам М.И.Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Александровская колонна. Обзор петербургских памятников войне 1812 года. Карл Росси. Собор посетил Михаил Илларионович Кутузов. Памятники являются неотъемлемой частью исторического центра северной столицы. Триумфальная Арка Генерального штаба.

«Война 1812 в картинах» - А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях». Французский вороний суп. Отечественная война 1812 года в искусстве. Военная галерея Зимнего дворца. Сатирическая карикатура. Денис Давыдов. Архитектура и скульптура Владимирского края. Генерал Багратион. Здание панорамы «Бородинская битва». Образ Наполеона. Пожар Москвы. Наполеон в зимнем одеянии. Е. Коссак «Отступление Наполеона из России». Отечественная война 1812 года в архитектуре и скульптуре.

«Памятники войны 1812 года» - Борис Орловский. Военная Галерея. Нарвские триумфальные ворота. Памятник победы в Отечественной войне. Портреты фельдмаршалов. Дворцовая площадь. Статуи «российских героев». Проект. Арка Главного штаба. Александровская колонна. Главный штаб. Памятники Отечественной войны 1812 года в Петербурге. Казанский собор - один из крупнейших храмов Петербурга. Мини - Петербург. Конная группа. Павильоны Росси у Аничкого дворца.

«Памятники 1812 года» - Памятники М. И. Кутузову. Музеи, архитектурные и мемориальные памятники. Музеи. Кинематограф. 1 рубль 1987 г. Архитектура. Скульптура. Живопись и графика. Марки. Вступление. Литература. Значки. Памятные знаки и доски. Монеты.

«Войне 1812 года 200 лет» - Историк А. Михайловский-Данилевский. Спасо-Бородинский монастырь. Музей войны 1812 года. Французская армия заняла Москву. Триумфальная арка в Москве. Памятник на командном пункте М. Кутузова. Манеж. 200 лет Отечественной войне 1812 года. Военная галерея 1812 года в Зимнем дворце. Топонимы. Казанский кафедральный собор. Кутузовская изба. Памятник П.И. Багратиону. Храм Христа Спасителя. Государственный бородинский военно-исторический музей-заповедник.

«200_лет Отечественной войне 1812 года» - Исследование протоиерея Александра Ильяшенко. Наполеон. Война для России того времени. Что такое за явление – Наполеон. Евгений Понасенков. Огромные не боевые потери. Посол Франции в России. Александр Первый. Война 1812 года была одной из самых кровопролитных. Празднование юбилея. Натиск превосходящих сил противника. Коалиции Росиийской империи. Император Александр. Морозы не оказали никакого влияния на исход войны.

Старейший мемориальный центр

Александровский сад

В древности на этом месте, возле северной стены Кремля, протекала река Неглинная. Она верно служила городу, по берегам ее стояли кузницы, мельницы, бани, плотины превратили ее русло в этом месте в каскад прудов. Зимою здесь катались на ледяных горах. Но постепенно Неглинка оказалась местом сброса нечистот, и тогда в начале XIX в. ее, одной из первых, забрали в трубу, так что москвичи почти забыли о ней. Впрочем, в восьмидесятые годы туда спускался король московских репортеров Владимир Алексеевич Гиляровский, посвятивший подземному путешествию очерк «Тайны Неглинки», наделавший много шуму. После этого подземное русло было подвергнуто очистке. Сегодня кусочек этой знаменитой трубы можно видеть с Большого Каменного моста. Забранный решеткой обрез трубы точно обозначает устье Неглинной, место ее впадения в полноводную Москву-реку.

Мы говорим сегодня Александровский сад, а когда-то говорили сады , во множественном числе. Впрочем, и теперь, двигаясь вдоль главной оси Александровского сада, явно ощущаешь, что он состоит из трех частей: Верхнего сада (длиной 350) от Угловой Арсенальной башни до Троицкого моста, Среднего - от Троицкой до Боровицкой башни (его длина 382 м) и Нижнего, самого короткого (132 м). Первым открылся для гуляющих Верхний сад, затем Средний, а последним, в 1823 г. – Нижний. Сегодня Нижний сад закрыт для посетителей, поскольку прогулочных аллей в нем нет, но ухаживают за ним садовники не менее тщательно, ведь это один из немногих зеленых оазисов в самом центре пропитанной бензиновым дымом Москвы. Вдоль стен Кремля и Манежной площади проложены три аллеи, между ними ухоженные газоны, посадки деревьев и кустарников, цветочные клумбы.

Но Александровский сад не просто место для гуляний. Это один из наиболее знаменитых мемориальных парков Москвы, призванный напоминать о целом ряде важнейших событий отечественной истории.

Александровский сад был устроен по воле российского императора Александра I «Благословенного», имя которого после 1814 г. во многом ассоциировалось с избавлением Европы от Наполеона. Император сделал распоряжение по поводу устройства садов вдоль северной стены Кремля в бытность свою в Москве в 1820 г., когда еще все в городе жило одним стремлением - возродить первопрестольную после наполеоновского пожара и разрушения. Приступивший к проектированию сада архитектор Осип Иванович Бове навеки прославился в среде благодарных москвичей как один из главных проектировщиков новой, послепожарной Москвы. Он возглавлял так называемую «фасадическую часть» Комиссии для строения Москвы, специально созданной для возрождения города и за двадцать лет давшей городу и новый облик Красной площади, и Театральную площадь, и Бульварное кольцо и многое другое. Поэтому глубоко символично, что создаваемый в самом сердце Москвы, у стен Кремля сад получил мемориальное значение - в память победы над Наполеоном и в знак возрождения Москвы. И получил имя императора, въехавшего в Париж на белом коне во главе 80-тысячного союзного войска в победном марте 1814 года - Александровский сад . Примечательно, что даже советская власть, постаравшаяся в 1920‑е гг. вытравить из российской топонимики все, связанное с именами царей, не покусилась на название Александровского сада - он всегда оставался таковым.

За три года работ, с 1820 по 1823 гг. была освоена территория площадью почти 10 га. Помимо самого названия, о мемориальном значении сада напоминают изготовленные по чертежам архитектора Е. Паскаля огромные чугунные ворота на небольших колесиках, открывающие собою главный вход в сад - со стороны Кремлевского проезда и Исторического музея. Ворота, наполненные символикой военного триумфа, смотрят теперь на поставленный к 50-летию победы в Великой Отечественной войне памятник любимому народному герою маршалу Г. К. Жукову (работа скульптора В. Клыкова). Само по себе это выглядит символично, тем более, что это не первое место в Москве, в котором сошлись вместе памятники двум Отечественным войнам, первой и Великой.

В сторону Манежной площади ограду сада продолжает кованая решетка, выполненная по рисунку выдающегося зодчего ампирной Москвы Ф.М. Шестакова. Еще более знаменитым памятником победы над Наполеоном и одновременно памятником возрождения Москвы после великого разорения и пожара 1812 года стал помещенный на главной площади Александровского сада грот «Руины». Впрочем, сегодня уже экскурсоводам, приводящим сюда группы туристов приходится напоминать, что грот не только украшение парка - он напоминание…Сама по себе традиция устроения декоративных пещер-гротов (от итальянского слова «grotto») действительно и прежде проявляла себя в ландшафтной архитектуре, здесь случай особый. Приглядитесь к крыльям грота, они выложены обломками московских зданий, разрушенных наполеоновской армией. Несмотря на работу времени, придавшего этим камням довольно «археологический» вид, легко прочитываются кусочки стволов и капители колонн и даже украшавшего их растительного орнамента. Так что, перед нами предстает памятник труду москвичей, возродивших свою первопрестольную столицу краше прежнего и личному творческому усердию замечательного зодчего Осипа Ивановича Бове.

Эта, центральная, часть Верхнего сада во все времена привлекала множество гуляющих, а в самом гроте «Руины» когда-то играл оркестр – неотъемлемый элемент городских садов прежней России. Для стиля ампир, которым проникнут облик Александровского сада, как и самой послепожарной Москвы, характерно не только увлечение военной эмблематикой, которую мы встречаем и на фасаде грота, и на чугунных воротах. Ампир относит нас к эпохе античности, и именно этим объясняются формы странного сооружения, обычно выкрашенного зеленой краской, возле средней аллеи Верхнего сада, неподалеку от Троицкого моста. Перед нами вентиляционная отдушина протекающей под землей реки Неглинной, стилизованная в формах античного жертвенника! Вот так соединялись утилитарное и декоративное в эпоху классической архитектуры. Зодчие последовательно заботились о том, чтобы все радовало глаз в парке.

Но не только памятник маршалу Жукову у входа в Александровский сад напоминает здесь о последней большой войне. В декабре 1966 г., когда страна отмечала двадцатипятилетие разгрома немецко-фашистских войск под Москвою здесь был устроен один из главных военных мемориалов города - Могила Неизвестного солдата. Он задуман как памятник всем павшим воинам, в первую очередь тем, чьи имена так и остались неустановленными. Останки одного из таких бойцов, лежавшие в братской могиле на 41-м километре Ленинградского шоссе, где когда-то шли тяжелейшие бои, были торжественно перенесены к кремлевской стене и захоронены. Место захоронения отмечает гранитное надгробие со скульптурным изображением лавровой ветви, каски и знамени, в центре расположенной поверх надгробия красной звезды горит Вечный огонь. Интересно, что зажжен он был от факела, доставленного из Ленинграда, с известного военного мемориального комплекса «Марсово поле». Произошло это 8 мая 1967 г., когда мемориал был торжественно открыт. Бронзовая надпись на надгробии передает саму идею композиции: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Чуть далее, вдоль специально замощенной аллеи выстроились десять гранитных блоков, под которые поместили землю, доставленную из городов-героев. Их имена нанесены на поверхность блоков: Ленинград, Киев, Волгоград, Одесса, Севастополь, Минск, Керчь, Новороссийск, Тула, крепость-герой Брест.

Здесь бывает особенно многолюдно в день Победы, но и в другое время сюда приходят учащиеся, выпускники военных училищ, ветераны, официальные делегации. Возлагают цветы. За воротами Александровского сада по выходным дням можно увидеть кортежи свадебных автомобилей. Ведь Могила Неизвестного солдата – одно из мест, которое любят посещать москвичи-молодожены в день бракосочетания. Черта характерная для страны, которой пришлось так много воевать и так много терять. В 1997 г. специальным президентским указом именно сюда был переведен от мавзолея В. И. Ленина так называемый Пост № 1, главный солдатский пост в Российской Армии.

Мемориальное значение Александровского сада не исчерпывается военной темой. Место это оказалось притягательным и для желающих увековечить иные события русской истории. В самом центре Верхнего сада, на площадке неподалеку от грота стоит уникальный памятник, как бы вобравший в себя все метаморфозы российской политической истории XX века. Точнее будет сказать - два памятника, волею исторических событий слившихся в одном монументе. Мы имеем в виду высокий серый четырехгранник-обелиск с заостренным верхом, появившийся в Александровском саду в 1914 г. История его такова.

Приближался 300-летний юбилей царствования Дома Романовых и россияне готовились встретить его с особой торжественностью. Особенная роль в торжествах отводилась Костроме и Москве, городам непосредственно связанным с воцарением Михаила Романова в 1613 г. 17 января 1911 года на заседании Комиссии о пользах и нуждах общественных в Московской Городской Управе был поднят вопрос о сооружении в связи с годовщиной памятного обелиска по образцу имеющегося в Троице-Сергиевой лавре. В следующем году был проведен конкурс проектов. В результате долгих дебатов комиссия в конце концов остановила свой выбор на получившем вторую конкурсную премию проекте архитектора С. А. Власьева. (Проект-победитель конкурса оказался слишком дорог). Стоимость обелиска составила без малого 50 тыс. рублей, сумма по тем временам немалая. Сначала хотели приурочить открытие памятника к юбилейной дате 21 февраля 1913 г., дню, когда на Соборе был избран Михаил Романов, затем к приезду императорской четы в Москву в конце мая 1913 г., но, в итоге, царь в мае лишь знакомился с проектом, будучи в Городской Думе и одобрил его. Торжественная закладка состоялась лишь в 18 апреля следующего, 1914, года и 10 июля памятник был открыт. Официальное его название было: Романовский обелиск в память 300-летия царствования Дома Романовых.

Обелиск был выполнен из серого финского гранита и увенчан двуглавым орлом, ниже которого располагался герб Романовых - лев со щитом и мечом. Еще ниже были перечислены имена Романовых и гербы губерний и областей Российской Империи, а также гербы Великих княжеств. Первоначально стоял он у входа в Верхний сад.

Но вскоре грянули одна за другой Февральская, а затем и Октябрьская революции. В России стали сносить памятники «царям и их слугам», как это тогда называлось. Романовский же обелиск решили, по предложению В. И. Ленина, оставить, но трансформировать его содержание с точностью до наоборот. И вот в 1918 г. монархический памятник стал революционным: на месте имен Романовых были вырезаны имена революционных мыслителей всех времен и народов, а остальные атрибуты прежней власти ликвидированы. Следы от затертых гербов хорошо видны на поверхности нынешнего обелиска. В 1966 году монумент был перенесен в центр Верхнего сада, к гроту «Руины», где и находится теперь.

И еще одно событие имеет отношение к Александровскому саду. В 1872 г. здесь была устроена знаменитая Политехническая выставка, на которой были показаны все главные достижения техники, транспорта, строительства тех времен. Именно от нее ведет свое начало Политехнический музей в нашем городе. Открытие выставки было приурочено к 200-летию со дня рождения покровителя наук императора Петра I.

А. В. Святославский, к.и.н.

Cлайд 2

«Отечество нам Царское Село» Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.

Cлайд 3

Cлайд 4

Екатерининский парк, расположен к юго-западу от Екатерининского дворца., четко разделяется на две части - Старый и Английский сад. Старый сад отличается строгой симметричностью,формами деревьев и кустарников аккуратными лужайками. Центральная аллея Старого сада называется Эрмитажной - она соединяет Екатерининский дворец с павильоном Эрмитаж.

Cлайд 5

Екатерининский парк Так или иначе, но именно голландские мастера садово-паркового дела Я. Роозен и И. Фохт распланировали в 1720-х годах Старый сад на трех уступах перед царицыным дворцом. В это же время на третьем уступе были устроены Зеркальные пруды, а на речке Вангазе, стекавшей с холма, - еще два пруда: Верхний (Большой) и Мельничный, позже вошедший в систему Каскадных, или Нижних, прудов. В середине XVIII века сад был расширен, перепланирован и украшен скульптурой. Ф.-Б. Растрелли спроектировал павильоны «Эрмитаж» и «Грот», а также Катальную гору; Большой пруд с расположенным на острове люстгаузом (увеселительным павильоном) приобрел форму шестиугольника и был обведен аллеями. Наконец, в 1770-х годах архитекторы В. И. и И. В. Нееловы построили в саду комплекс Адмиралтейства, Эрмитажную кухню, Верхнюю и Нижнюю ванны. Вдоль границы сада до самых Нижних прудов протянулся Продольный (Каскадный) канал с двенадцатью плотинами.

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Екатерининский дворец ослепляет своей пышностью и великолепием. Его лазоревые фасады протянулись на 300 метров, северный корпус увенчан пятью золочеными куполами Дворцовой церкви В годы войны здание было практически полностью уничтожено. Сейчас во дворце открыто больше половины залов. Самый знаменитый «янтарная комната»

Cлайд 9

Своим рождением Екатерининский дворец обязан блистательным хозяйкам, трем женщинам-императрицам - Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II, которые уделяли его строительству огромное внимание. В роскошных залах Екатерининского дворца жили, работали, устраивали дипломатические приемы иностранным послам и парадные балы и маскарады все российские монархи. проводили здесь не только летнее, но и зимнее время.

Cлайд 10

Кавалерская столовая Рядом с Большим залом расположена Кавалерская столовая, также созданная по проекту Ф.-Б. Растрелли. Размеры ее невелики, поэтому на стенах архитектор разместил зеркала и ложные зеркальные окна, что сделало зал просторнее и светлее. Решение интерьера характерно для стиля барокко: в нем доминирует золоченый резной орнамент из стилизованных цветов и раковин; великолепны позолоченные композиции над дверьми - десюдепорты. После того, как во время ремонта зала в 1860-х годах резьбу посеребрили, зал получил название Серебряной столовой. Таким интерьер просуществовал до войны. При послевоенной реставрации столовая вновь получила золоченое убранство, задуманное придворным архитектором Елизаветы Петровны.

Cлайд 11

Cлайд 12

Янтарная комната Янтарная комната – «Восьмое чудо света» - - уникальный и единственный пример использования янтаря, как материала для отделки комнаты. Создана немецкими мастерами и подарена Петру I. Янтарная комната бесследно исчезла во время Великой Отечественной войны. Долгие годы специалисты,власти и простые люди занимались ее поисками. . К 300-летию Санкт-Петербурга всему миру предстала «обновленная», воссозданная за 24 года по чертежам и эскизам Янтарная комната.

Cлайд 13

Cлайд 14

Императорский Царскосельский лицей Царскосельский лицей, высшее закрытое учебное заведение в России для детей дворян; предназначался для подготовки высших государственных чиновников. В лицей принимались дети 10–12 лет, число воспитанников составляло от 30 до 100 человек В Лицее изучались науки: закон божий, этика, логика; русский, латинский, французский, немецкий языки, риторика; история российская и всеобщая, физическая география; математика, начала физики,изящные искусства и гимнастические упражнения чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение.

Cлайд 15

В Императорский Царскосельский лицец А.С. Пушкина привезли в возрасте 12 лет. Учащихся не отпускали из Лицея, лишь в особых случаях. Учился А.С.Пушкин средне.. Любимый предмет - французский. А вот грамота родной речи давалась не просто На четвертом этаже находились комнаты лицеистов – небольшие узенькие "кельи", как называл их Пушкин, очень скромно обставленные: конторка, комод, железная кровать, стол для умывания, зеркало. Пушкин жил в комнате № 14. Потом, много лет спустя, уже взрослым человеком, прославленным поэтом, письма к бывшим лицеистам он всегда подписывал "№ 14". Пушкин был чрезвычайно привязан к своим школьным товарищам, и эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь. Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я.

Cлайд 16

Cлайд 17

Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом. В 6 часов утра объявлялся общий подъем, затем воспитанники шли на утреннюю молитву, после чего повторяли задания своих преподавателей. С 8 до 9 часов проводился урок в классах, а с 10 до 11-ти - завтрак и прогулка в парке. С 11 до 12 часов в Лицее предусматривался второй урок в классах, а с 13 часов - обед и короткий перерыв. Кроме того, в штате Лицея находились врач, бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, несколько сторожей, кухарок, прачек и других вспомогательных работников. .

Cлайд 18

Александровский парк Александровский парк Музея-Заповедника «Царское село». Центральный вход в парк находится как раз напротив Большого дворца. Попасть в него можно с двух сторон: через ворота, расположенные напротив Александровского дворца, или пройдя по тропинке через арку Большого Каприза. Но несмотря на близость к Екатерининскому парку, Александровский парк очень сильно от него отличается: это объясняется и историческими, и природными факторами. Александровский парк подразделяется на пейзажный парк и Новый сад.

Cлайд 19

Cлайд 20

Здесь есть и широкие аллеи, и узкие тропинки, мосты и исторические руины. Много мест, где можно уединиться и созерцать красоты. Со временем планировка регулярной части парка менялась: появлялись живописные пруды с сполуостровками, "насыпная гора "Парнас", Китайский театр, Крестовый мост. Новый сад представляет собой обширный квадрат пересеченный крестообразно аллеями, и разделяющими эту часть парка на четыре равных квадрата. Новый сад стал называться Крестовым.

Cлайд 21

Александровский дворец Дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада два ряда колонн. Николай I очень любил Александровский дворец и уделял его благоустройству особое внимание. В первые месяцы Великой Отечественной войны из Александровского дворца-музея были эвакуированы люстры, ковры, некоторые предметы мебели, мраморные и фарфоровые изделия XVIII века. Основная часть дворцового имущества была оставлена в залах. Источники информации: http://www.tzar.ru/museums/palaces http://images.yandex.ru/ http://gorod-pushkin.info/park-pushkin http://www.ek-park.ru/ http://www.spbin.ru/encyclopedia/suburbs/pushkin_catherinepark.htm http://xn----7sbb4bxah.xn--p1ai/23.html http://tzar.ru/museums/palaces/c_atherine/amber_room

Cлайд 26

До новых встреч! А на последок стихотворение А.С.Пушкина. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.