Праправнучка матильды кшесинской. Николай II тайно женился на балерине Кшесинской

Праправнучка Матильды Кшесинской, балерина Элеонора Севенард поступила в труппу Большого театра, сообщило РИА «Новости». За свою недолгую карьеру девушка завоевала престижные награды, например, стала лауреатом конкурса Минкультуры «Молодые дарования России». Свою знаменитую прапрабабушку девушка считает примером упорства и трудолюбия. Что известно об Элеоноре Севенард - в материале «360».

Фото: ВКонтакте / Элеонора Севенард

Элеонора Севенард родилась 22 сентября 1997 года в Санкт-Петербурге. Еще в детстве девушка решила пойти по стопам своей прапрабабушки - балерины Матильды Кшесинской. В доме семьи Севенард хранились костюмы знаменитой родственницы. Сама Элеонора заявляла, что родство Кшесинской не стало решающим в выборе ее профессии - стать балериной она захотела сама. При этом свою знаменитую прапрабабушку девушка считает примером упорства и трудолюбия.

Образование Элеонора получила в Академии русского балета имени Вагановой. Еще в студенческие годы она участвовала в спектаклях Мариинского театра. Девушка завоевала любовь и зарубежных зрителей, гастролируя в Литве и Японии.

С 2015 года Севенард исполняла партии Маши в балете «Щелкунчик». На сцену Мариинского театра в этой роли она выходила десять раз. В этом году она приняла участие в лондонском гала-концерте «Иконы русского балета» и слетала в Париж на «Гала балетных школ XXI века».

За свою недолгую балетную карьеру Элеонора удостоилась множества наград. В ее арсенале II премия конкурса «Vaganova - PRIX», первая премия III всероссийского конкурса «Русский балет» и премия Фонда Натальи Дудинской и Константина Сергеева. Кроме того, девушка стала лауреатом конкурса Минкультуры «Молодые дарования России».

В 2017 году Элеонора закончила Академию русского балета и поступила в труппу Большого театра. Ее руководителем стала народная артистка СССР Светлана Адырхаева. В ноябре этого года балерина примет участие в бале дебютанток Tatler. Севенард называют фавориткой народного артиста России Николая Цицкарзде. «Она лучшая выпускница школы этого года», - заявил он «Ридусу».

«Танцует крепко»

«Я рад, что балетная династия в нашей семье продолжается молодым поколением», - рассказал «360» отец Элеоноры, депутат Госдумы третьего созыва Константин Севенард. Семья поддерживает девушку в выборе профессии и оказывает ей всяческую поддержку. Для балерины большая честь попасть в труппу Большого театра, подчеркнул Севенард.

Элеонора Севенард - очень хорошо выучена, сообщила «360» заведующая балетной труппы Мариинского театра Татьяна Бессарабова. «Танцует крепко. Работоспособная и целеустремленная, что немаловажно для нашей профессии», - сказала она. Элеонора четко знает чего хочет, поэтому профессиональная судьба у нее может сложиться очень благоприятно.

При этом нашлись и критики таланта восходящей звезды Большого. «Отсутствуют у нее и такие востребованные сегодня в балете удлиненные линии (что, видимо, было передано по наследству, поскольку их не было и у прапрабабушки», - пишет культурный обозреватель «Московского комсомольца» Павел Ященков, оценивая победу девушки в конкурсе «Русский балет». По его словам, Элеонора хоть и хорошо вращается, но имеет проблемы с «природной мягкостью».

У Матильды Кшесинской и Николая II, как известно, был роман. А, возможно, и общие дети… В 1959 году 90-летняя Кшесинская написала из Франции письмо родственнику – молодому инженеру Юрию Севенарду, в котором умоляла о встрече – чтобы сообщить ему нечто очень важное. Но встреча не состоялась.

Об истории любви наследника российского престола Николая Александровича Романова и молодой талантливой балерины Матильды Феликсовны Кшесинской в последнее десятилетие написано немало. Принято считать, что роман завершился незадолго до официального бракосочетания Цесаревича. «Жениться по любви не может ни один, ни один король», в конце XIX века строгие правила династических браков в Российской Империи соблюдались неукоснительно.

Однако есть немало свидетельств того, что уже после женитьбы и коронации Николай II неоднократно встречался с балериной. Кшесинская пользовалась несомненной и энергичной поддержкой самодержца. Николай явно принял ее сторону в конфликте с директором императорских театров князем С. М. Волконским, в результате чего тот был вынужден уволиться с государственной службы.

«Примабалеринаассолюта» пользовалась глубоким уважением и почтением со стороны многих великих князей, близких родственников царя. А после брака старшей сестры Юлии Кшесинской, вышедшей замуж за адъютанта Николая II барона А. Л.Зедделера, Матильда получила беспрепятственную возможность напрямую обращаться к императору в любое время, и он к ней.

Тайна Константиновского дворца

Дача Матильды Кшесинской и императорский Константиновский дворец в Стрельне соседствовали и были разделены лишь небольшим каналом. В настоящее время территория дачи балерины и дворцовый парк вместе с дворцом составляют государственный комплекс Константиновский дворец, в котором размещались главы государств, приглашенные на празднование 300-летия нашего города.

Известно, что император бывал в Константиновском дворце одновременно с пребыванием Матильды Кшесинской на своей даче. Могли ли не встречаться люди, некогда так горячо любившие друг друга? Вот как описывает один из эпизодов балерина в своих мемуарах: «Ники через великого князя Сергея Михайловича дал мне знать, что в такой-то день, в таком-то часу будет проезжать верхом вместе с императрицей мимо моей дачи. Он просил, чтобы в это время я была в саду. Я выбрала скамейку, которую нельзя было не заметить со стороны дороги. В назначенный день и час Ники проследовал с императрицей мимо моей дачи и, разумеется, прекрасно меня видел. Они двигались не спеша, и я отвесила им низкий поклон, который был любезно принят. Этот случай свидетельствует о том, что Ники отнюдь не скрывал своего отношения ко мне, если открыто выразил свою симпатию, да еще в такой утонченной форме. Я продолжала его любить».

В сентябре 1910 года император проживал в Константиновском дворце без семьи. Матильда Кшесинская всю осень 1910 года и зиму 1911 года в основном провела на даче в Стрельне, редко появляясь в столице.

А весной и летом (до июля 1911 года) Матильда Кшесинская вообще исчезает из поля зрения светского общества Санкт-Петербурга. В это время она жила в имении род-ственников своей подруги Симы Астафьевой в Старицком уезде Тверской губернии. Имение принадлежало дворянам Севенардам, именно тогда в первый раз пересеклись пути двух фамилий: Кшесинских и Севенардов.

Здесь же жил ее брат И.Ф. Кшесинский, незадолго до того покинувший должность преподавателя театрального училища, со своей мо-лодой женой. Они провели в имении Севенардов все лето и осень 1911 года и возвратились в Санкт-Петербург лишь в ноябре с девочкой Целиной, которая в метриках значится, как родившаяся в октябре, хотя молодоженов наблюдали с маленьким ребенком почти все лето.

«Я продолжала его любить»

А Матильда Кшесинская уже в июле 1911 года возвращается в столицу, где появляется практически на всех публичных мероприятиях. Апогеем ее бурной деятельности является триумфальное выступление в «Русских сезонах» в Лондоне в октябре ноябре 1911 года, когда сам Вацлав Нижинский партнер Матильды Кшесинской, устроил сцену ревности С. П. Дягилеву и рвал от злости на себе костюм, поскольку лондонцы партнершу принимали восторженней, чем его.

А вот как вспоминала эта незаурядная женщина один из красносельских спектаклей в июле 1912 года: «Когда я выходила на сцену, мое сердце прыгало, и я знала, что буду иметь успех, и была бесконечно счастлива танцевать перед Государем. Когда после окончания «Русской» меня стали вызывать, моему счастью и радости не было пределов.

После спектакля, когда Ники отъезжал от театра, он смотрел в окно моей уборной, где я стояла, как стояла двадцать лет тому назад молоденькой девочкой, а он царевичем теперь император самой могущественной страны мира...».

Сценическая жизнь оставляла мало свободного времени, но судьба маленькой Целины, официально считавшейся дочерью брата, находилась под пристальным вниманием Матильды Кшесинской. В особняке на Кронверкском проспекте и на даче в Стрельне девочка чувствует себя как дома, поскольку Матильда Феликсовна не делает различия между ней и сыном Володей. Все праздники и торжества отмечаются только вместе, а брат балерины с женой и маленькой Целиной почти непрерывно живут на даче в Стрельне. На случайно найденных уникаль-ных пленках 1914 года сохранились кадры, где маленькой трехлетней девочке Целине адъютантом Николая II оказываются в соответствии со строгим этикетом того времени царские почести.

Письма из Парижа

В 1920 году М.Ф. Кшесинская покинула Россию, и с тех пор она постоянно жила во Франции, однако вплоть до 1937 года не теряла связь со своим братом. И каждое ее письмо содержало глубокую боль и огромную любовь, в первую очередь, к молодой Целине Кшесинской. В ответных письмах И.Ф. Кшесинский рассказывает не столько о себе, своей жене и сыне Роме, сколько о Целине. О ее балетных успехах, о том, что все говорят в один голос: «Как она похожа на сцене на великую Матильду... Да она еще более талантливая...», о том, что она полюбила и вышла замуж за молодого инженера Константина Севенарда, о том, что у них родился сын Юра, о том, что Целина навсегда покинула сцену.

В своих последних письмах к брату М. Ф. Кшесинская уговаривала его приехать к ней в Париж или каким-то образом переправить к ней Целину... Но обстановка в стране становилась все более сложной. В письме, датированным 1937 годом, И.Ф. Кшесинский попросил сестру больше ему не писать, так как это уже становилось опасным и для него, и для членов его семьи.

Уже в эпоху «оттепели», в 1959 году, М.Ф. Кшесинская в письме директору Дома-музея Чайковского в Клину В. К. Журавлеву писала о том, что хотела бы узнать о судьбе своего брата и о его семье. И только в начале 1960х годов она каким-то чудом получила адрес молодого инженера Юрия Константиновича Севенарда и написала ему письмо, в котором умоляла встретиться с ней. Чтобы эта встреча состоялась, престарелая Матильда Феликсовна Кшесинская, которой уже было за 90 лет, готова была приплыть на пароходе в Одессу.

Встреча не состоялась

В письме Кшесинская писала о том, что должна сообщить Ю.К. Севенарду нечто очень важное и просила сохранить это письмо в тайне. Молодой инженер, руководивший тогда перекрытием Енисея, весьма туманно представлял себе, кто такая Матильда Кшесинская, и какое она имеет к нему отношение. Он показал письмо своему отцу Константину Владимировичу Севенарду, который в то время руководил строительством Красноярской ГЭС. Отец сжег письмо и попросил сына никак не реагировать на письмо М. Ф. Кшесинской.

Но если бы Ю.К. Севенард и согласился встретиться с родственницей, то советские компетентные органы не допустил и бы этой встречи. Мало того, что сама М.Ф. Кшесинская считалась «опасной эмигранткой»; ее сын, светлейший князь Владимир Андреевич Романов, был очень популярным человеком среди молодежи русской эмиграции в Париже. Он возглавлял движение младороссов, и одним из пунктов программы этой организации было построение в России конституционной монархии. Когда светлейшему князю задавали вопрос, не себя ли он имеет в виду под человеком, который мог бы стать новым российским царем, тот отвечал, что в России есть люди, в чьих жилах течет кровь последнего императора.

Светлейший князь В. А. Романов был найден убитым в 1974 году, через три года после смерти своей великой матери М.Ф. Кшесинской, светлейшей княгини Романовской-Красинской. Архивы матери и сына бесследно исчезли. Однако копии некоторых документов из этих архивов, в том числе письма И.Ф. Кшесинского сестре, странным образом появились в библиотеке Центра Авраама Линкольна в Нью-Йорке.

Итак, встреча М. Ф. Кшесинской и Ю. К. Севенарда не состоялась, и многие вопросы осталась открытыми.

Кем же вы были, Целина Кшесинская, так похожая на сцене и в жизни на свою «тетю»? Возможно, вы были последней дочерью последнего императора России.

Валентин БОБРОВ,

член Санкт-Петербургского общества творческих музейных работников, заслуженный работник культуры РФ

На Новой сцене Большого театра уже в третий раз состоялся Всероссийский конкурс молодых исполнителей «Русский балет». Задуманный и проведенный впервые супругой нынешнего премьера российского правительства Светланой Медведевой в 2013 году, он и сегодня представляет лучших учеников российских балетных школ и проходит при поддержке Министерства культуры и Фонда социально-культурных инициатив.

Из 44 заявок жюри заочно в закрытом режиме по записям провело первый тур и отобрало для участия 29 школьников из 13 школ. Помимо московской и Санкт-петербургской академий, в их число вошли воспитанники училищ из Перми, Новосибирска, Воронежа, Казани, Краснодара, а также ученики красноярского, бурятского, башкирского, якутского колледжей. В конкурсе приняли участие и ученики двух московских школ. Кроме училища имени Леонида Лавровского, здесь было представлено и Московское хореографическое училище при академическом театре танца «Гжель», которое, помимо всего прочего, может похвастаться и таким своим выпускником, как Денис Родькин, в качестве премьера Большого театра ставшим (вместе с примой Большого Анной Никулиной) и ведущим уже второй церемонии конкурса.

Проблемы у участников конкурса вырисовываются все те же, что преследуют конкурсантов на такого рода соревнованиях из года в год: «школярское» исполнение, хроническое отсутствие чувства стиля, да и трудности с техникой частенько давали о себе знать: кто падал, кто не мог стабильно скрутить фуэте… И все это чуть ли не через одного исполнителя…

Особые претензии надо высказать к форме многих участников. Жюри кажется не обратило на это обстоятельство достаточного внимания. В противном случае никогда бы не получила «золото» «сбитая» (еще в прошлом году этих проблем у девушки не было) с неокультуренной стопой, но хорошо вращающаяся и в общем очень техничная студентка бакалавриата Вагановской академии Элеонора Севенард (на сайте Большого театра почему-то поименованная как Севенардзе). У девушки, которая, как говорят, является праправнучкой балерины , к тому же есть некоторые проблемы с природной мягкостью, отсутствуют у неё и такие востребованные сегодня в балете «удлиненные линии» (что видимо было передано «по наследству», поскольку не было их и у прапрабабушки). Так что на данный момент «серебро» – её предел.

С несколько большим основанием, могла бы претендовать на «золото» серебряная лауреатка конкурса итальянка Камилла Мацци, представлявшая московскую академию, поскольку находится она в гораздо лучшей форме чем её получившая золото конкурентка. Но в упрек этой участнице можно поставить излишнюю манерность. А вот бронза представительницы пермского училища Анны Григорьевой вообще под вопросом. Тут проблемы не только с формой, но и с чистотой исполнения. Гораздо выигрышней на её фоне смотрелась длинноногая и длиннорукая, а кроме того выразительная с актерской точки зрения второкурсница училища «Гжель» Ирина Захарова, которая в число номинантов тем не менее не попала (как не попала туда и другая представительница этого училища Анастасия Шеломенцева, качественно исполнившая вариацию Медоры из балета «Корсар»).

Честно говоря, членам жюри в этом году, не особо и позавидуешь, ведь по мальчикам принимать им пришлось по настоящему «соломоново» решение: выбрать обладателя Гран-при на этом конкурсе было реально трудно, его были достойны абсолютно все юноши ставшие лауреатами.

Особенно обидно за выпускника Московской академии (а теперь и артиста Большого театра) русско-японского танцовщика Марко (или Маруку как указано в программке, парень получил недавно японское гражданство) Чино удостоенного решением жюри всего лишь третьего места. Неоднократный победитель множества конкурсов он хотя и танцевал на конкурсе с больной ногой (что разумеется сказалось на качестве исполнения), все же и на «Русском балете» «попал в десятку» прекрасно исполнив с Камиллой Мацци па-де-де из балета Чайковского «Спящая красавица». Отличная выучка танцовщика, прекрасные внешние данные, его пластика, органичность и стильность исполнения, партнерские качества, делали его танец никак не уступающим в качестве и отделанности танцу своих конкурентов.

Чуть лучше остальных призеров, практически безупречно, не допустив ни единой ошибки (хотя выступать приходилось в экстремальных условиях, после падения на сцену партнерши во время исполнения па-де-де из балета «Дон Кихот») показался на конкурсе Арсентий Лазарев из Новосибирска, получивший тем не менее серебро, но ставший настоящим открытием этого конкурса. Однако и выступление Дениса Захарова, представлявшего московскую академию и получившего в результате Гран-при, также можно признать стилистически точным и безошибочным. Второкурсник МГАХа обладает удлиненными линиями, красивыми стопами, а по манере исполнения чем-то напоминает молодого .

Прекрасно выступил на конкурсе и обладатель благородного облика, роскошный по фактуре Егор Геращенко (золотая медаль). Воспитанник московской школы получивший отличную выучку у своего сегодняшнего педагога Николая Цискаридзе уже в Вагановской академии в Санкт-Петербурге, куда он перешел из Московы, помимо романтичной внешности принца Зигфрида (что удачно подчеркивали расшитый серебром колет и прическа), продемонстрировал красивые стопы, хорошие вращения и прыжки с приземлением в безупречную пятую позицию… А самое главное «эффект сценического присутствия», очаровав своей манерой московского (собственно «родного» ему) зрителя. Геращенко смотрелся «записным» премьером и показал наиболее уверенное и «взрослое» из всех участников выступление в дуэте, прекрасно станцевав с Элеонорой Севенард черное па-де-де из «Лебединого озера».

Что же до самого жюри, то решение оно демонстративно (конкурс снимали для телевидения), принимало отнюдь не в «кабинетах»: оценки выставлялись «онлайн», то есть прямо во время выступления, и с периодичностью в каждые 5 номеров бюллетени отдавались секретарше, для того чтобы их потом обработал компьютер. Он то собственно и выносил, в зависимости от количества баллов набранных участниками, уже окончательный вердикт. Вроде как все прозрачно, что однако совершенно не исключает возможности сговориться заранее.

Что примечательно: в отличии от прошлых двух состязаний, нынешнее, его организатор госпожа Светлана Медведева, не удостоила своим присутствием, прислав вместо себя лишь длиннющее, зачитанное на церемонии награждения, послание. Не прибыла на конкурсе на этот раз и другая высокопоставленная любительница балета вице-премьер Ольга Голодец. Из высших чиновников только министр культуры Владимир Мединский подоспел в Большой к самому концу соревнования, для того чтобы вручить вместе с легендарным председателем жюри награды победителям.

Павел Ященков, mk.ru

Имя начинающей балерины Элеоноры Севенард за последние два дня облетело практически все российские СМИ. Поводов познакомиться с ней поближе выдалось сразу несколько. Во-первых, Элеонора является внучатой племянницей знаменитой балерины Матильды Кшесинской, о жизни которой скоро выйдет фильм Алексея Учителя "Матильда". Во-вторых, на днях в Большом театре состоялось ее дебютное выступление в спектакле "Дон-Кихот". Ну и в-третьих, сегодня Элеонора празднует день рождения - ей исполняется 19 лет. Мы поздравляем Элеонору - и с днем рождения, и с дебютом, желаем ей больших творческих успехов, а вам предлагаем узнать несколько интересных фактов о ней.

Матильде Кшесинской Элеонора, как уже отмечено, приходится внучатой племянницей. Ее отец Константин Севенард - сын Юрия Севенарда, который, в свою очередь, приходится сыном Целины Кшесинской, а она - дочь брата Матильды Кшесинской.

В семье часто говорили о Матильде Феликсовне, у нас хранились костюмы Кшесинских. Сейчас мы передали их в музей Академии. Думаю, это тоже сыграло роль в моем решении выбрать путь танцовщицы, - рассказывала в прошлом году Элеонора в интервью Voci dell"Opera.

Элеонора Севенард

Матильда Кшесинская

Родители Элеоноры к балету отношения не имеют. Отец Константин Севенард занимается строительным бизнесом; избирался в Законодательное собрание Санкт-Петербурга и в Государственную думу 3-го созыва. Мама Элеоноры - историк.


Мама Элеоноры Севенард

Бабушка Элеоноры Севенард

Элеонора начала заниматься балетом с 4-х лет. Но в Академию Русского балета имени А. Я. Вагановой, которую Элеонора окончила в этом году, ее привела мама. На тот момент Элеоноре было 10.

Элеонора на выпускном Академии в Екатерининском дворце Диана Вишнева и Элеонора Севенард

Еще будучи ученицей Академии, она начала участвовать в спектаклях Мариинского театра (например, исполнила роли Маши в балете "Щелкунчик") и ездить на гастроли, в частности, в Литву и Японию.

Любимые артисты Элеоноры - Майя Плисецкая, Екатерина Максимова и Владимир Васильев.

В Академии Элеонора проходила обучение под руководством Татьяны Удаленковой. Также ее преподавателем был ректор Академии Николай Цискаридзе.

Он очень требовательный преподаватель, иначе никак нельзя. Я рада, что у меня есть такая возможность, ведь после репетиций с ним ты выходишь с полученными знаниями, целями и задачами, которые ты должен исправить на следующей репетиции. И, самое главное, на репетициях с Николаем Максимовичем у тебя появляются силы, желание работать и совершенствоваться, - рассказывала в интервью Элеонора.

Татьяна Удаленкова и Николай Цискаридзе

На счету Элеоноры - несколько почетных наград. В прошлом году она завоевала вторую премию 7-го Международного балетного конкурса Vaganova-PRIX (старшая группа), премию Фонда Наталии Дудинской и Константина Сергеева и стала одним из лауреатов Общероссийского конкурса министерства культуры РФ "Молодые дарования России". А в 2017-м Элеонора была удостоена первой премии 3-го Всероссийского конкурса молодых исполнителей "Русский балет".

После окончания Академии Элеоноре предлагали войти в труппу Мариинского театра, где ей было многое знакомо, или в труппу Большого. Но наследница Кшесинской выбрала все же московский театр - теперь она тренируется под руководством Светланы Адырхаевой. Об этом стало известно на прошлой неделе.

Элеонора Севенард после дебютного выступления на сцене Большого театра, 20 сентября