Портрет и его виды. Какие существуют виды портретов? История жанра и современность

Классический портрет – вид изобразительного искусства, изображающий человека или нескольких людей. Это похожее изображение человека на бумаге или холсте, преследующее цель не только выразить его внешность, но и показать эмоции, черты характера, жизненные ценности и так далее. Также стоит заметить, что рисование именно лица является максимально сложным в искусстве процессов. Талантливый художник должен выделить основные личностные аспекты, определить наиболее характерные особенности и эмоции человека, показать его ценности жизни.

Ответы на вопрос, какие бывают разновидности портретов, могут быть разными. Портреты принято различать по жанрам и поджанрам, тематике, технике исполнения. Они могут изображать человека по грудь, по пояс, в полный рост, или же показывать лицо крупным планом. То, какие есть портреты в живописи, отличается также по тому, как расположено лицо. По положению человек может быть показан в анфас или с лица, в повороте на три четвертых или в профиль.

Какие бывают жанры и поджанры портретов

Ответ на вопрос о том, какие бывают разновидности портретов, начинается с их разделения по жанрам. По жанрам выделяются интимные, парадные, камерные портреты. Отдельным жанром выделяют автопортрет, который предполагает изображение художником самого себя. Вообще портрет сегодня является самостоятельным жанром искусства, который не нуждается в его дополнительном описании.

Помимо всего этого выделяют и поджанры, в каких есть портреты в рисовании людей. В них воплощается направление, которое так или иначе связано с особенностями других жанров портрета. Если вы не знаете, какие бывают разновидности портретов, то информацию относительно этого очень легко можете найти на специализированных сайтах. Например, исторический портрет связан со старыми временами. Например, человек может быть одет в одежду в духе определенной исторической эпохи, может создаваться соответствующий антураж. Нередко используется костюмированный портрет, предполагающий необычную атрибутику и интересный образ, во многом напоминающий театральную постановку.

Какие есть техники написания портретов

Портреты, как и другие картины, могут сильно отличаться по технике выполнения. Какие бывают разновидности портретов по технике? Так, они могут быть написаны маслом на холсте, сухой кистью, мелками, карандашом и так дальше. Техника маслом на холсте является одной из самых популярных из всех, какие есть портреты. Процесс этот довольно трудоемкий, он предполагает большое терпение, аккуратность, внимательность известного художника. Стиль портрета маслом отличает очень богатая история, и сегодня он также очень известен на весь мир, как и то, какие есть портреты. Со временем становятся популярны так называемые оперативные техники работы, быстрые наброски, уголь, карандаш, сепия. Также популярна акварель, пастель, сухая кисть.

К жанру портрета принадлежат такие произведения изобразительного искусства, на которых изображен внешний облик определенного человека (либо группы людей). Любой портрет должен изображает индивидуальность, свойственную только лишь конкретному человеку (модели, портретируемому) и на котором изображены черты лица этого человека, его характер и внутреннее состояние.

Само наименование данного жанра проистекает начиная от старофранцузского изречения, обозначающего "повторять что-то черта в черту". Впрочем, наружное сходство отнюдь не один-единственный, да и, конечно же, никак не первенствующий признак художественной идеальности портрета.

Однако передачей внешности и наружной схожести вовсе не довольствуется намерение живописца. Мастерство в изображении портрета предполагает, чтобы одновременно с внешним подобием во внешности модели отображались его духовные интересы, социальное и общественное положение, типичные особенности того времени, в которое он живет.

Кроме того, создатель портрета, чаще всего, вовсе не равнодушный регистратор облика и личностных качеств портретируемого: собственное отношение мастера к модели, его личное миропонимание, его изобразительная манера накладывают дополнительно на портрет ощутимый отпечаток.

Искусство создания портретов и вообще портретный жанр уже насчитывает не одно тысячелетие. Действительное расцветание портретное искусство получило в эпоху Возрождения, в то время, когда высочайшей основой и ключевой важностью построения мира оказалась признана действенная и героическая человеческая личность.

В XVII веке в европейской живописном искусстве на самый первый план выставляется камерный, интимный портрет в противоположение портрету торжественному, парадному и официозному, обращенному на возвышение и возвеличивание портретируемых.

С начала XVIII века портретный жанр энергично начинает развиваться в среде русских художников.

Течение портретного жанра в изобразительном искусстве проходило не в едином направлении, а протекало по многим руслам, не смотря на это в нем довольно определено обнаруживается как совместная устремленность, так и изменение форм выражения, любая из коих обозначена некоторыми стилистическими свойствами. Следовательно, изменялись подход к натуре, тип портрета и его характер, а также живописно-стилистические приемы. Творческая работа определенных живописцев умещается в границы конкретного стилистического течения, для остальных оно совсем выходит за границы.

В первой половине XIX века основным героем в портретном искусстве начинает доминировать романтичная личность, многообразная в своих выражениях. Мечтательство и вместе с этим устремление к героическому порыву, жизненная подлинность лика и нарочитая выразительность позы.

В 1860-1870-е годы демократичное освежение российского художественного искусства, формирование реализма, со всей полнотой отразившееся в работе передвижников, напрямую затронуло и портретную живопись. Одно из центральных мест занял особенный вид портрета - портрет-тип, в котором модель, показывается во всем своем психологическом многообразии, воспринимался кроме того и по его важности в окружающем обществе, изображался в едином соединении его персональных и типических качеств.

Важным фактором, изменившим в завершении XIX века характер портретной живописи, был пленэр. В уходе к пленэру различные русские портретисты нашли все возможности для того, чтобы "пойти" к солнцу, воздушности, вариант для решения цветовых, световых и пространственных задач.

В такой степени искреннего ощущения духовного мира, такой доказательности ситуации, ясности, сочности и невинности цветового пятна не испытывало еще русское портретное искусство. И что конечно в приведенном случае особенно имеет важный смысл - поток света в произведениях молодых русских портретистов не только не растворял в своем содержании образ модели, как, например, зачастую случалось в творениях западного импрессионизма, а, наоборот, оказывал содействие раскрытию жизненной истины, творению одухотворенных и благородных поэтических образов в портретируемых.

Пленэр в значительной мере обогатил русское портретное искусство, однако, при всем этом, он скрывал в своем содержании некоторую опасность, в особенности для портретного жанра. Он добавил в нее фактор сиюминутности и мимолетности, что само по себе разумеется в случае чрезмерного пристрастия к цветовым и световым эффектам угрожало утратой в портрете человека. Не смотря на это в течении 1890-х гг. и в том числе и 2-ух первых десятков лет 20 в. ряд русских портретистов искусно применяли при рисовании в духе пленэр, так же и различные приемы импрессионистской школы.

Раздвижение стилевых границ раскрывало перед портретистами всё новые и новые выразительные возможности. В оценку модели подключались вспомогательные составляющие, дающие возможность наиболее многогранно описать портретируемого, поведать о ее образе бытия, вкусах и заинтересованностях, манере принаряжаться, держать себя.

Портрет в русской живописи окончания 19 - начала 20 в. - событие огромного художественного масштаба. Он очень разнообразен по своим формам и изобразительному языку, а также стилистическим отличительным чертам. Наиболее возвышенные проявления жанра известны своим творческим пониманием натуры, поэтичной художественностью, богатством выразительных возможностей и живописным артистизмом. И порой ежели натура портретируемого не открывается в них целиком и полностью, они все-таки наглядно охарактеризовывают время, обнаруживают качества ее внутреннего бытия и образных исканий. Глубочайшее ощущение эпохи, острота проявления периода времени - одна из особенно сильных сторон самых лучших живописных произведений в портретном жанре, сотворенных на границе столетий.

Портрет- изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.Портрет – это один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, его смысл именно в том, чтобы воспроизвести индивидуальные качества конкретного человека.

Просмотр содержимого документа
«Портрет в живописи?. Виды портрета человека.»

Портрет в живописи Виды портрета человека


Портрет - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности . Портрет – это один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, его смысл именно в том, чтобы воспроизвести индивидуальные качества конкретного человека.

Название этого жанра происходит от старофранцузского выражения, означающего "воспроизводить что-либо черта в черту".


карандашный

акварельный

ГРАВИРОВАННЫЙ

ПОРТРЕТ

СКУЛЬПТУРНЫЙ

ЖИВОПИСНЫЙ

( МАСЛО, ТЕМПЕРА, ГУАШЬ)

РЕЛЬЕФНЫЙ

(на медалях и монетах)


Акварельный

портрет

Карандашный портрет

Гравюра

Живописный портрет

(масло)

Скульптурный портрет

Рельеф


ВИДЫ ПОРТРЕТА:

  • камерный; психологический; социальный; парадный; автопортрет.
  • камерный;
  • психологический;
  • социальный;
  • парадный;
  • индивидуальный, двойной, групповой;
  • автопортрет.

Камерный портрет - портрет использующий поясное, погрудное или поплечное изображение. Фигура в камерном портрете обычно даётся на нейтральном фоне.


Психологический портрет призван показать глубину внутреннего мира и переживаний человека, отразить полноту его личности, запечатлеть в мгновении бесконечное движение человеческих чувств и действий.


Социальный портрет позволяет осмыслить содержание профессиональной деятельности, проведение свободного времени, дать оценку личности человека, исходя из характеристики среды, в которой он проживает.


Парадный портрет - портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.



Автопортрет - графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.


По формату портреты различают:

  • головные (оплечные);
  • погрудные;
  • поясные;
  • по бедра;
  • поколенные;
  • во весь рост.

Головной портрет

Поясной портрет

Портрет во весь рост

Погрудный портрет

Портрет по бедра


По повороту головы портреты бывают:

  • в анфас (фр. en face, «с лица»)
  • в четверть поворота направо

или налево

  • вполоборота
  • в три четверти
  • в профиль

Задание:

Ваша задача - создать живописный портрет. Это может быть автопортрет или портрет кого-либо из близких тебе людей.

Подумай, какие цветовые сочетания лучше выразят характер и состояние души.

Жанры
изобразительного искусства
Портрет
Виды и типы
портрета.
Описание портрета.
Автор:
© Куприна Евгения Владимировна
учитель МХК и истории
изобразительного искусства
МОУ школы № 124 г.о. Самара

Портрет

(от франц. – изображать,
передавать «черта в черту»)
– это изображение человека
или группы людей,
реально существующих,
либо существовавших в прошлом.

Важнейшая особенность портрета –
сходство
изображения
с оригиналом
не только ВНЕШНЕЕ,
но и ВНУТРЕННЕЕ

Анализ портрета

Задание № 1
Пример
Анализ портрета
1. Вид искусства, к которому
относится портрет
2. Назначение портрета
3. Количество персонажей
4. Персонажи на портрете
5. Положение персонажа
6. Разворот головы персонажа

Вид искусства, к которому относится портрет

Вид искусства,
Портрет бывает:
к которому относится портрет
графический
графика
фотографический
фотоискусство
живописный
живопись
скульптура
скульптурный
ювелирное
ювелирный
искусство

Назначение портрета

парадный портрет
камерный портрет

Количество персонажей в картине

портрет
одного
человека
портрет
двух
человек
портрет
трех
и более
человек
/двойной
или парный/
/групповой/

Персонажи портрета

детский
мужской
женский
смешанный

Положение персонажа в картине

в полный рост

Положение персонажа в картине

в полный рост
поколенный

Положение персонажа в картине

поясной
в полный рост
поколенный

Положение персонажа в картине

поясной
в полный рост
погрудный
поколенный

Положение персонажа в картине

поясной
в полный рост
погрудный
поколенный
голова

Положение персонажа в картине

сидящая натура
стоящая натура
лежащая натура

Разворот головы персонажа

в «три
четверти»
в «фас»
или
«анфас»
в
«профиль»

Анализ портрета

Перед нами
Анализ портрета
Атрибуты:
Живописный
Парадный
Парный семейный
портрет
Мужчины и женщины
Портрет поколенный,
мужчина изображен
стоящим, а женщина
сидит в кресле
Лицо женщины
изображено почти
«анфас», а лицо
мужчины – в «три
четверти»
макет здания
циркуль
коробка с рукоделием

АНАЛИЗ ПОРТРЕТА. Задания.

Источники материалов (текст и изображения):
Том 7. Портрет
Год выпуска: 2003 Формат: CD-ROM 3000 изображений
ISBN: 5-94865-008-1 Издательство: Directmedia Publishing
Том 20. Шедевры мировой живописи: 11 111 репродукций
Год выпуска: 2004 Формат: DVD-ROM 11111 изображений
ISBN: 5-94865-023-5 Издательство: Directmedia Publishing
Большая энциклопедия Живописи СТРАНЫ МИРА

Издательство: TRIADA
Большая энциклопедия Живописи ЛУВР
Год выпуска: 2002 Формат: CD-ROM
Издательство: TRIADA
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ зарубежного классического искусства
Год выпуска: 1999 Формат: CD-ROM
Издательство: «КОМИНФО»
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Год выпуска: 2004 Формат: CD-ROM
Издательство: «Дискавери»

1
2
4
3
5
6

Бюст Петра I.
К.Б. Растрелли,
Россия. 1723.
Бронза.

Портрет Яна Брейгеля
А. Ван Дейк, Фландрия. 17 в.

Портрет Петра I.
А. Овсов, Россия.
1725. Медь, эмаль

Ребенок с
кнутиком.
Ренуар О., Франция.
1885. Холст, масло

Портрет Екатерины II.
Левицкий Д.Г.,
Россия. 1783 г.
Холст, масло

Екатерина II на
прогулке.
Боровиковский В.Л.,
Россия.
Холст, масло

Парадный портрет
изображение человека в центре картины,
в рост, в парадной одежде, с атрибутами
власти или социального положения, в
торжественной обстановке
предназначен для просмотра большим
количеством зрителей

Камерный портрет
изображение человека на
нейтральном фоне, чаще поясное,
погрудное или оплечное
разновидностью является интимный
портрет в полный рост на
нейтральном фоне
изначально предназначался для
просмотра узким кругом зрителей

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Портрет в живописи. Виды портрета человека. Презентацию подготовила: Базанова Елена Михайловна

Портрет - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. Портрет – это один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, его смысл именно в том, чтобы воспроизвести индивидуальные качества конкретного человека. Название этого жанра происходит от старофранцузского выражения, означающего "воспроизводить что-либо черта в черту".

акварельный ПОРТРЕТ карандашный ГРАВИРОВАННЫЙ ЖИВОПИСНЫЙ (МАСЛО, ТЕМПЕРА, ГУАШЬ) СКУЛЬПТУРНЫЙ РЕЛЬЕФНЫЙ (на медалях и монетах)

Карандашный портрет Акварельный портрет Гравюра Живописный портрет (масло) Рельеф Скульптурный портрет

ВИДЫ ПОРТРЕТА: Камерный; Психологический; Социальный; Парадный; Индивидуальный, двойной, групповой. Автопортрет

Камерный портрет - портрет использующий поясное, погрудное или поплечное изображение. Фигура в камерном портрете обычно даётся на нейтральном фоне.

Психологический портрет призван показать глубину внутреннего мира и переживаний человека, отразить полноту его личности, запечатлеть в мгновении бесконечное движение человеческих чувств и действий.

Социальный портрет позволяет осмыслить содержание профессиональной деятельности, проведение свободного времени, дать оценку личности человека, исходя из характеристики среды, в которой он проживает.

Парадный портрет - портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.

Индивидуальный, двойной, групповой.

Автопортрет - графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.

По формату портреты различают: головные (оплечные) погрудные поясные по бедра поколенные во весь рост

Головной портрет Погрудный портрет Поясной портрет Портрет по бедра Портрет во весь рост

По повороту головы портреты бывают: в анфас (фр. en face , «с лица») в четверть поворота направо или налево вполоборота в три четверти в профиль

Задание: Ваша задача - создать живописный портрет. Это может быть автопортрет или портрет кого-либо из близких тебе людей. Подумай, какие цветовые сочетания лучше выразят характер и состояние души.