Полная биография шопена. Фредерик Шопен: биография, интересные факты, творчество

Фредерик Франсуа Шопен (фр. Frédéric François Chopin; польск. Fryderyk Franciszek Chopin, Фредерик Францишек Шопен). Родился 1 марта (или 22 февраля) 1810 года в деревне Желязова-Воля, близ Варшавы - умер 17 октября 1849 года в Париже. Польский композитор и пианист-виртуоз, педагог.

Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, поэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Среди сочинений Шопена 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-1844), фантазия (1842), 4 баллады (1835-1842), 4 скерцо (1832-1842), экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и другие произведения для фортепиано, песни.

Шопен, до отъезда на запад, жил на территории, являющейся частью Российской империи, в силу того, что Польша перестала существовать как государство еще в 1795 году, а Варшава, по итогам Наполеоновских войн, находилась на территории, отошедшей к Российской Империи.

В 1830 году прибыла весть о вспыхнувшем восстании за независимость в Польше. Шопен мечтает вернуться на родину и принять участие в боях. Сборы закончены, но по дороге в Польшу его застала страшная весть: восстание подавлено, руководителя взяли в плен. Шопен глубоко верил в то, что его музыка поможет родному народу добиться победы. «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!», - так он написал в своем дневнике. Последний концерт на публике Фредерика Шопена состоялся 16 ноября 1848 года в Лондоне. Композитор завещал, чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу.


Отец композитора - Николя Шопен (1771-1844), из простой семьи, в юности переселился из Франции в Польшу.

С 1802 года он жил в имении графа Скарбека Желязова-Воля, где работал воспитателем детей графа.

В 1806 году Николя Шопен женился на дальней родственнице Скарбеков Текле Юстине Кшижановской (1782-1861). Род Кшижановских (Кржижановских) герба Свинка ведёт своё происхождение с XIV века и владел деревней Кшижаново около Косцяна.

К роду Кшижановских принадлежал, в том числе, Владимир Кржижановски, племянник Юстины Кшижановской. По сохранившимся свидетельствам, мать композитора получила хорошее образование, владела французским языком, была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Своей матери Фредерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям.

Осенью 1810 года, спустя некоторое время после рождения сына, Николя Шопен переселился в Варшаву. В Варшавском лицее он, благодаря протекции Скарбеков, получил место после смерти преподавателя пана Маэ. Шопен был учителем французского и немецкого языков и французской литературы, содержал пансион для воспитанников лицея.

Интеллигентность и чуткость родителей спаяли всех членов семьи любовью и благотворно сказывались на развитии одаренных детей. Кроме Фредерика в семействе Шопенов было три сестры: старшая - Людвика, в замужестве Енджеевич, бывшая его особенно близким преданным другом, и младшие - Изабелла и Эмилия. Сёстры обладали разносторонними способностями, а рано умершая Эмилия - выдающимся литературным талантом.

Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно , он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.

В своём январском номере за 1818 год одна из варшавских газет поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе. «Автор этого „Полонеза“ - написала газета, - ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это - настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание».

Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды. Пианист Войцех Живный (1756-1842), чех по происхождению, начал заниматься с 7-летним мальчиком. Занятия были серьёзные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

Окончив училище и завершив продолжавшиеся семь лет занятия у Живного, Шопен начал свои теоретические занятия у композитора Йозефа Эльснера.

Покровительство князя Антона Радзивилла и князей Четвертинских ввело Шопена в высшее общество, которое было впечатлено обаятельной внешностью и изысканными манерами Шопена.

Вот что об этом говорил Ференц Лист: «Общее впечатление его личности было вполне спокойное, гармоничное и, казалось, не требовало дополнений в каких-либо комментариях. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подёрнуты задумчивостью; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка закруглённый; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомлённый, часто глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них была такая печать кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя… В общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят заботы, которые не знают слова «скука», не привязаны ни к каким интересам. Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза» .

Поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он побывал на концертах выдающихся музыкантов, способствовали его развитию.

С 1829 г. начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он её покидает навсегда 5 ноября 1830 года. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби - тоски по родине. К этому прибавилась в конце тридцатых годов любовь к , которая дала ему больше огорчения, чем счастья вдобавок к расставанию с невестой.

Проехав Дрезден, Вену, Мюнхен, он в 1831 году приехал в Париж. В пути Шопен написал дневник (так называемый «Штутгартский дневник»), отражающий его душевное состояние во время пребывания в Штутгарте, где его охватывало отчаяние из-за краха Польского восстания. В этот период Шопен пишет свой знаменитый «Революционный этюд».

Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. В концертах Шопен выступал редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро. Были композиторы, которые не признавали его талант, например, Калькбреннер и Джон Филд, но это не мешало Шопену приобрести множество преданных поклонников, как в артистических кругах, так и в обществе. Любовь к преподаванию музыки и пианизма была отличительной чертой Шопена, одного из немногих великих артистов, которые посвятили этому много времени.

В 1837 году Шопен почувствовал первый приступ болезни лёгких (с наибольшей вероятностью, это был туберкулез). С этим временем совпадает связь с Жорж Санд (Аврора Дюпен). Пребывание на Мальорке вместе с Жорж Санд негативно отразилось на здоровье Шопена, он страдал там от приступов болезни. Тем не менее, многие величайшие произведения, в том числе 24 прелюдии, созданы именно на этом испанском острове. Зато он много времени проводил в сельской местности во Франции, где у Жорж Санд было имение в Ноане.

Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 г. помимо того, что вызвал у него значительный стресс, лишил его возможности отдыхать в Ноане.

Желая покинуть Париж, чтобы сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, Шопен в апреле 1848 г. отправился в Лондон - концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. Успех, нервная, напряженная жизнь, сырой британский климат, а главное, периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких, - всё это окончательно подорвало его силы. Вернувшись в Париж, Шопен умер 5 (17) октября 1849 года.

О Шопене глубоко скорбел весь музыкальный мир. На его похороны собрались тысячи поклонников его творчества. Согласно желанию покойного, на его похоронах известнейшими артистами того времени был исполнен «Реквием» Моцарта - композитора, которого Шопен ставил выше всех других (а его «Реквием» и симфонию «Юпитер» называл своими любимыми произведениями), а также была исполнена его собственная прелюдия № 4 (ми-минор). На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится между могилами Луиджи Керубини и Беллини. Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну церкви Святого Креста.

Фридерик Шопен

(1810 - 1849)

В 30-40-е годы XIX века мировая музыка обогатилась тремя крупными художественными явлениями - появились национальные компо­зиторские школы на востоке Европы. Ведь до этого времени все наиболее значительные явле­ния в мировом музыкальном искусстве происхо­дили в трех культурных центрах - Италии, Франции и Австро-Германии. И вдруг на «окраине» Европы одна за другой стали возникать национальные композиторские. Эти новые национальные школы - русская, польская, чеш­ская, венгерская и другие - вливали свежую струю в давние традиции европейской музыки. Идеалы, надежды и страдания своего народа, его художественная жизнь и быт стали основой твор­ческого стиля представителей этих национальных школ. Вот таким воплощением духа польского народа стала музыка Фридерика Шопена.

Родина Шопена - Польша. Здесь прошли детство и юность музыканта. Вторая половина его жизни связана с Францией - роди­ной его отца.

Мать компози­тора - полька из обедневшей дворян­ской семьи. Отец - француз, сын лота­рингского крестья­нина, участник польского восста­ния.

Тело Шопена покоится в Пари­же. Сердце Шопена, согласно его последней воле, захоронено в Варшаве.

Детство. Фридерик Шопен родился в граф­ском имении под Варшавой Желязова Воля. Его мама, дальняя родственница владельцев имения, служила здесь экономкой, а папа был воспитателем господских детей. Но уже на первом году жизни мальчика семья переехала в Варшаву.

Музыка звучала в этом доме постоянно: отец играл на скрипке и флейте, а мама немного иг­рала на фортепиано и пела. Сначала родители подумали, что мальчик не любит музыку, пото­му что, когда мама начинала играть, ребенок начинал волноваться и плакать. Но оказалось, что причина этого - влечение к музыке. К пяти годам он уже умел неплохо играть на фортепи­ано. Серьезно учить его стал известнейший польский музыкант той поры Войцех Живный. В семь лет состоялся первый концерт мальчи­ка, имевший большой успех. Тогда же было издано первое сочинение Шопена - фортепианный Полонез. По этому поводу варшавская газета писала, что сын про­фессора французского языка - «подлинный гений».

Успехи мальчика были так велики, что ког­да ему исполнилось 12 лет, Живный сам отка­зался с ним заниматься. Он сказал, что ничего уже не сможет дать своему выдающемуся уче­нику. Больше учителей фортепианной игры у Шопена не было. Все, чего он достиг, - резуль­тат самостоятельного труда, внутреннего разви­тия и роста.

Из-за слабого здоровья он был определен в лицей в тринадцать лет. Фридерик поступил сразу в четвертый класс, потому что и дома он легко усваивал изучаемые предметы, овладел немецким и французским языками. В эти годы ярко проявилась многогранная одаренность Шопена. Он писал стихи, сочинял пьески для домашнего театра, сохранились его рисунки красками, говорящие о незаурядных художе­ственных способностях. Его мимический талант не раз вызывал восхищение знатоков. Один польский актер сказал, что в лице Шопена пропадает великий актер. То же самое о нем гово­рили позже уже в Париже.

В 1824 году в Варшаве была открыта кон­серватория, получившая название «Главная школа музыки». Ее директором стал замеча­тельный композитор, поборник польской на­циональной культуры Юзеф Эльснер. Вероят­но, Шопен брал у него уроки еще до поступле­ния в консерваторию в 1826 году. В лице Эльснера он нашел чуткого и умного учителя, сразу же почувствовавшего биение гения в творени­ях молодого музыканта. Он бережно развивал и охранял способности своего ученика. Когда некоторые музыканты начинали критиковать смелую творческую манеру Шопена, Эльснер отвечал: «Оставьте его в покое. Правда, он не идет обычной дорогой, но ведь и талант его также необычен».

Всего три года понадобилось молодому пи­анисту, чтобы закончить консерваторию. Со­хранились заметки учителя, в которых он дает характеристику юному музыканту: «Изуми­тельные способности. Музыкальный гений». Шопен был признан лучшим пианистом Польши. Большой известностью пользовались его сочинения. Самыми значительными среди них являются два Фортепианных концерта, концертные пьесы.

Друзья Шопена, его учитель советовали молодому музыканту совершить поездку за гра­ницу для дальнейшего совершенствования. Но денег на поездку не оказалось. Поэтому решено было сначала ненадолго поехать в Вену.

Первые гастроли . После окончания консер­ватории Шопен отправился в Вену. Он дал здесь два концерта, в которых выступил и как автор. Оба концерта прошли с огромным успехом. Вен­ские музыкальные критики писали о нем как о гении. Вырученных денег могло хватить на не­которое время проживания за границей. Мож­но было отправляться в путешествие, но Шо­пен откладывал поездку со дня на день. Поли­тическая обстановка в Польше обострялась все больше: польские патриоты готовили восстание против русского царизма. Но, наконец, день отъезда был назначен.

Поездка в Париж. 2 ноября 1830 года Шо­пен выехал в Париж. Накануне друзья устрои­ли прощальный вечер и вручили ему серебря­ный кубок с польской землей. Принимая его, Шопен сказал слова, оказавшиеся пророчески­ми: «Я убежден, что покидаю Варшаву и ни­когда в нее больше не вернусь, и что я говорю вечное «прощай» моей родине». Словам этим суждено было сбыться.

Спустя две недели после его отъезда в Вар­шаве началось восстание. Узнав об этом, Шо­пен хотел мчаться домой. Но друзья убедили его, что он должен служить родине своим ис­кусством, которое при сложившейся в Польше обстановке было бы обречено на гибель. Ему оставалось только тревожиться за участь своих родных, за исход восстания издали.

По дороге в Париж он решил вновь посе­тить Вену. Но на этот раз она не оправдала его надежд. Венские музыканты поняли, каким соперником для них является Шопен. Поэтому организовать концерт ему не удалось. Молодой музыкант выехал из Вены. Уже в дороге его настигла весть о разгроме восстания в Польше. Как истинный патриот он воспринял трагедию отечества. Страницы его дневника наполнены выражением отчаяния. Свои горе, гнев, возму­щение он излил в музыке.

Поражение восстания навсегда отрезало ему путь на родину. Осенью 1831 года он приехал в Париж, где оставался до конца своей жизни.

Шопен покорил Париж сначала как пиа­нист. Его исполнение было своеобразным и не­привычным. Так же, как и Лист, Шопен был признан одним из лучших пианистов мира.

Постепенно Париж покорила и музыка Шопена. В своих концертах он большей частью исполнял собственные сочинения. Прослушав одно из произведений Шопена - Вариации на тему из оперы Моцарта «Дон-Жуан», - немец­кий композитор Р. Шуман писал: «Шапки до­лой, господа, перед вами гений!»

Но основным источником дохода Шопена в эти годы была педагогическая деятельность. Он вынужден был давать уроки по несколько ча­сов в день. Эта работа отнимала очень много сил и времени, но отказаться от нее Шопен не мог, даже завоевав мировую известность.

В годы жизни в Париже Шопен имел воз­можность общения с выдающимися людьми сво­его времени. В числе его друзей были француз­ский художник Делакруа, немецкий поэт Гей­не, композитор Берлиоз, пианист и композитор Лист. Здесь же он близко сдружился со своими земляками. Он мог, отложив все дела, слушать рассказы о родине, о своих друзьях.

Общение с поляками было ему особенно до­рого потому, что он чувствовал себя в Париже очень одиноким. У него не было своей семьи. Уезжая из Варшавы, Шопен простился со сво­ей возлюбленной, певицей, ученицей консерватории. Но через год он узнал, что подруга предпочла ему богатого шляхтича.

Спустя несколько лет он сделал предложе­ние другой соотечественнице - графине Марии Водзиньской. Но ее родители побоялись соеди­нить судьбу своей дочери с высокоталантливым, но не высоковельможным музыкантом.

Счастье и горесть любви познал Шопен с Авророй Дюдеван, известной в литературе под мужским псевдонимом Жорж Санд. Это была талантливая писательница, художественно ода­ренная натура, обладавшая и музыкальными способностями. Она сыграла большую роль в жизни Шопена. Их роман длился девять лет. Дом, где поселились Шопен и Жорж Санд, стал одним из интереснейших салонов. Здесь можно было встретить Мицкевича, Бальзака, Гейне, представителей польской аристократии.

Концертная деятельность с годами стала занимать в жизни Шопена все меньше места. Артист иногда появлялся на большой эстраде, играл в аристократических салонах, но тяго­тился публичными выступлениями, «Толпа меня пугает», - признавался он Листу. Он любил играть перед близкими людьми, понимающими его и ему сочувствующими. Перед ними он раскрывался и как пианист-поэт и как вдохновенный творец. Он изумлял их бо­гатством своих импровизаций. Один из друзей утверждал даже, что лучшие произведения Шопена - «лишь отблески и отголоски его импровизаций».

Отказавшись от концертной деятельности, Шопен вынужден был усиленно заняться педа­гогической работой. Этот труд не только утомлял композитора, но отвлекал его от самого главно­го дела его жизни - сочинения. И все же имен­но в этот период пришла полная духовная зре­лость композитора, его развитие достигло сво­ей высшей точки. В это время рождаются са­мые глубокие и значительные произведения: баллады, сонаты, скерцо, лучшие полонезы, мазурки, ноктюрны.

Последние годы жизни . Годы, проведенные с Жорж Санд, принесли композитору много радости. И все же резкое различие их натур привело к разрыву. Но прежде, чем разлад с Авророй сделался явным, ему пришлось пережить потерю двух самых близких людей. В 1842 году умер от чахотки Ян Матушинский, близ­кий друг Шопена. Спустя полтора года он поте­рял горячо любимого отца. Облегчить его горе приехала сестра Людовика. Она принесла с со­бой какую-то частичку родного дома, семьи. Но с её отъездом Шопен вновь замкнулся в себе. Мир его внутренней жизни и переживаний был скрыт от окружающих. Но чем больше он чувствовал свое одиночество, тем горячее и искрен­нее становилась его музыка. Только в ней му­зыкант до конца раскрывал все сокровенное, что бережно таил от людей.

Разрыв с Жорж Санд подорвал его здоро­вье. Болезнь легких, которой он страдал с юно­сти, обострилась. Последние годы стали самы­ми мрачными в его жизни. Средства его иссяк­ли. Не только потребность в деньгах, но и без­различие к своей судьбе побудили его совершить поездку в Лондон.

Весной 1848 года он прибыл в Лондон. И сразу начались обязательные визиты, званые обеды, приемы. И здесь ему приходилось да­вать уроки, выступать на приемах. Это забира­ло последние силы.

В августе по приглашению своих учениц Шопен отправился в Шотландию, где тоже вы­ступал с концертами. Вернувшись в Лондон, он играл в концерте, устроенном в пользу поля­ков. Это было последнее выступление великого пианиста.

В конце ноября по совету врачей смертель­но больным он вернулся в Париж. Вновь была вызвана сестра Людовика. Ей он завещал свою предсмертную просьбу: «Я знаю, вам не разре­шат перевезти мое тело в Варшаву, отвезите туда, по крайней мере, мое сердце».

В ночь на 17 октября 1849 года Шопена не стало. В торжественных похоронах приняли участие лучшие артисты Парижа. В могилу Шопена высыпали горсть польской земли из кубка, который подарили ему друзья при прощании с родиной. Сердце Шопена было перевезено в Польшу и хранилось в костеле Святого Креста. Когда фа­шистские войска захватили Польшу, польские патриоты спрятали драгоценный сосуд. А после освобождения страны сосуд с сердцем Шопена был вновь возвращен в костел, где бережно хра­нится и сегодня.

Творчество Фридерика Шопена

Всю свою жизнь Шопен посвятил любимо­му инструменту. И творчество его ограничено рамками только фортепиано. За исключением нескольких произведений для других инстру­ментов и нескольких песен, все сочинения композитора связаны с фортепиано. Но, даже рабо­тая только для фортепиано, Шопен сумел до­биться такого разнообразия, какого другие ком­позиторы добивались, работая над разными жанрами музыкального искусства.

Мазурки Шопена

Перу Ф. Шопена принадлежат 52 мазурки. В них как бы раскрывается душа польского народа, его думы и чаяния, быт, нравы, чув­ства и стремления. Богатый мир человеческих чувств и мыслей выражен в мазурках Шопена очень искренно и правдиво.

Мазурка - излюбленный польский танец. Он родился в одной из областей Польши - Мазовии. Поэтому его правильнее называть мазур. Народная мазурка - танец, который танцуют два партнера, причем в нем нет зара­нее придуманных фигур. Его импровизируют. А вот когда мазурка появилась в дворянской, шляхетской среде, она превратилась в блестя­щий танец, символизирующий военную удаль.

Среди мазурок Шопена мы встречаем и бле­стящие бальные, и задорные крестьянские, и опоэтизированные нежные мелодии - настоя­щие миниатюрные поэмы. Шопен часто назы­вал их «obrazki». По-польски это означает «кар­тинки». Действительно, это настоящие картин­ки польской жизни. Кажется, сама душа Поль­ши поет в этих прекрасных творениях.

Мазурка до мажор (ор. 56 № 2). Эго насто­ящая картинка деревенского праздника, «с жи­вым чувством родины, земли, народа и его лу­чистой энергией». Так сказал об этой мазурке замечательный русский музыковед, академик Б. Асафьев. Поляки называли ее «мазуркой мазурок».

Представьте, что мы попали на праздник в польскую деревню. Конечно же, танцы сопро­вождает деревенский оркестр. Из каких же ин­струментов он состоит? Обязательная его участ­ница скрипка, не менее важен был контрабас. И, конечно, волынка.

В начале мазурки Шопена несколько так­тов «гудит» квинта, подражающая деревенско­му оркестру. А на ее фоне звучит веселая, за­дорная мелодия с острым синкопированным ритмом. На народных праздниках мазурки не все время танцевалась всеми танцорами. В середи­не танца вперед выходил главный танцор, в сольном танце показывая свое мастерство. На смену ему приходит танец девушек, более ли­ричный. Такую картину рисует средний раздел до мажорной мазурки. Но завершается все общим танцем.

Мазурка ля минор (ор. 68№ 2) носит со­всем другой характер. Это очень поэтичная ли­рическая картина родины. Как и положено, мазурка написана в трехчастной форме, где средний раздел также воп­лощает задорный деревенский танец.

Примером блестящей бальной мазурки яв­ляется Мазурка си- бемоль мажор (ор. 7 № 1). В отличие от предыдущих, она написана в форме рондо, рефреном которого является яркая, стре­мительная тема с четким ритмом. На смену этому разделу приходят две кон­трастные темы. Одна из них - так любимый Шопеном деревенский волыночный наигрыш.

Полонезы Шопена

Полонез - самый древний из польских танцев. В старину его называли «великим» или «пешим» танцем. Слово «полонез» французское, и в переводе означает «польский». В давние вре­мена он представлял собой праздничное церемониальное шествие рыцарей, и его танцевали только мужчины. Со временем в этом парадном шествии стали принимать участие все гости. Им открывали придворные балы. Длинной верени­цей шествовали красиво одетые танцоры, изящ­но приседая в конце каждого такта. В первой паре выступал хозяин бала с самой уважаемой гостьей.

Кроме придворного существовал и кресть­янский полонез - более спокойный и плавный.

В творчестве Шопена мы встречаем разные по характеру полонезы: и лирические, и драма­тичные, и бравурные, похожие на рыцарские. Особой известностью пользуется Полонез ля мажор (ор. 40 № 1). Это торжественное сочине­ние ярко подтверждает, что свои полонезы, так же как и мазурки, Шопен писал не для того, чтобы под них танцевали. Это яркие концерт­ные пьесы.

Главная тема полонеза - величественная, ликующе-победная. Средний раздел построен на развитии при­зывной фанфарной темы.

Слушание музыки : Ф.Шопен, Полонез №3. Мазурки №5, 34, 49.

Вальсы Шопена

Вальс - столь популярный танец, что рас­сказывать о нем еще раз нет смысла. Надо толь­ко отметить, что в первой половине XIX века он был популярен по всей Европе.

Впервые вальс стал концертной пьесой в творчестве Шуберта. Но его вальсы еще были очень похожи на бытовые танцы. С течением времени вальс превратился в самостоятельную форму и стал проникать в серьезную музыку: вальс становится частью симфонии, появляют­ся концертные симфонические пьесы в вальсо­вом ритме.

В творчестве Шопена вальсы тоже представ­ляют собой сольные концертные пьесы, выра­зительные и изящные, в которых широко ис­пользуются богатые и разнообразные приемы пианизма.

Из семнадцати вальсов Шопена мы с вами вспомним один из самых известных - Вальс до-диез минор.

В основе вальса три разнохарактерные валь­совые темы. Мягкая, грациозная тема, плавная и легкая, открывает вальс. Ее сменяет более быстрая, кружащаяся, легкая мелодия. Третья - напевная, медленная тема - рож­дает ощущение размышлений.

Двукратное повторение второй темы, в чере­довании с остальными напоминает типичную для многих танцевальных пьес форму рондо.

Ноктюрны Шопена

Ноктюрн - один из характерных жанров романтического искусства, французское слово nocturne в переводе означает «ночной». Термин этот появился в музыке XVIII века. В то дале­кое время этим словом называли пьесы, исполняемые на открытом воздухе, чаще всего духо­выми или струнными инструментами. Они были близки инструментальным серенадам или дивертисментам.

В XIX веке появился совсем другой нок­тюрн - мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образом ночи, ночной тиши­ной, ночными думами. Впервые фортепианные ноктюрны стал писать ирландский композитор и пианист, долго живший в России, Джон Филд. Мы находим ноктюрны в творчестве Глинки, Чайковского, Шумана. Но наиболее известны ноктюрны Шопена. Мечтательные или поэтич­ные, строгие или скорбные, бурные или страст­ные, они составляют значительную часть твор­чества композитора.

Шопеном написано двадцать ноктюрнов, и они значительно отличаются от ноктюрнов Д. Филда. В основе филдовских ноктюрнов, как правило, один музыкальный образ, манера из­ложения напоминает песню с аккомпанементом: правая рука ведет мелодию, остальные голоса ей аккомпанируют. У Шопена ноктюрны гораз­до глубже по содержанию. Они отличаются богатством музыкальных образов и силой твор­ческой фантазии. Большинство ноктюрнов Шо­пена строится на контрасте двух образов.

Одно из лучших произведений Шопена в этом жанре - Ноктюрн фа-диез мажор. Как льющаяся в ночной тишине песня, звучит за­душевная напевная мелодия. Полнота лирического чувства выливается в страстный порыв. Словно налетевший вихрь (может быть, отчаяния, страсти) прерывает меч­тательность песни. Насколько первый раздел формы спокоен и мечтателен, настолько взволнован средний раздел. После него совсем по-другому звучит в репризе мелодия первой части. И только в коде исчезает напряжённость темы и всё успокаивается.

Прелюдии Шопена

Слово «прелюдия» на латинском языке означает «вступление». В старинной музыке она действительно выполняла скромную роль вступления к чему-то важному: к пению хорала, к фуге, сонате или ещё какой-нибудь пьесе. С течением времени стали появляться самостоятельные прелюдии. А в творчестве Шопена прелюдия совершенно изменила свои назначение и цель. Каждая из его прелюдий – законченное целое, в котором запечатлён один образ или настроение.

Шопен был первым композитором, создавшим своеобразный цикл из 24 прелюдий, написанных во всех мажорных и минорных тональностях. Они похожи на альбом кратких музыкальных записей, отражающих внутренний мир человека, его чувства, мысли, желания.

Прелюдия ми минор – одна из самых лиричных в творчестве композитора. Её музыка рождает воспоминания о чём-то прекрасном, что было в нашей жизни, но навсегда ушло. Удивительное мастерство композитора, в такой простой фактуре передающего тончайшие оттенки человеческих чувств.

Ещё более поразительно мастерство Шопена в прелюдии ля мажор. В ней всего 16 тактов. Особенно ярко в ней проявилось умение Шопена в Малой форме сказать что-то большое и важное. Поразительна её мелодия, похожая на выразительную человеческую речь.

Еще меньше по размеру (всего 13 тактов) прелюдия до минор, которую многие восприни­мают как траурный марш. Скорбный, и в то же время торжественный характер музыки напо­минает проводы в последний путь не простого человека, а лидера, вождя народа.

Этюды Шопена

Слово «этюд» нам хорошо знакомо. С пер­вых месяцев овладения инструментом ученик начи­нает играть этюды. Сначала совсем простые. Затем переходит к более сложным.

По-французски etude- изучение. Они раз­вивают технику музыканта. Каждый этюд по­священ освоению какого-то технического при­ема: игра октавами, трели, терции, например. Изучением технических приемов, кстати, занимаются не только музыканты. Этим зани­маются и художники, и шахматисты, и многие другие. Этюды великих художников часто ока­зываются не просто упражнениями для выра­ботки какого-либо приема, а подлинными про­изведениями искусства. Их выставляют в музе­ях, ими восхищаются. Вот и в творчестве Шо­пена этюд получил новое значение.

У Шопена этюд перестал быть упражнени­ем. Он стал полноценным художественным жан­ром, как и другие концертные произведения, раскрывающим поэтические образы, мысли, настроения. Отныне этюды стали включаться в концертные программы как серьезные и выра­зительные произведения, наравне с сонатами, балладами и другими жанрами.

Особой популярностью пользуется знамени­тый Этюд до минор № 12, получивший назва­ние «Революционный». История его создания широко известна: по дороге в Париж Шопен узнал о разгроме польского восстания. Он был в отчаянии. Его горе, гнев вылились в звуках. Так появился этюд, который звучит как призыв к борьбе за свободу родины.

Все новое, что было внесено Шопеном в фор­тепианную музыку, оказало огромное влияние на дальнейшее ее развитие. Многие композито­ры, посвятившие себя фортепиано, считали Шопена своим учителем...

Рассказывая о великих пианистах, нельзя не упомянуть о биографии Шопена. Без него мир был бы намного беднее. Он прожил совсем мало – даже до сорока не дожил. Но те, кто жили в одно с ним время, канули в лету, а его имя осталось. И стало нарицательным как имя создателя жанра баллады для фортепиано.

Фредерик Шопен – это знаменитый польский композитор и пианист. Он родился в далеком 1810-м году, и с самых юных лет стал заниматься музыкой. Так, например, в семь лет он уже сочинял, а с восьми стал выступать с концертами.

Николя Шопен, отец ныне знаменитого Фредерика, был поляком французского происхождения. Сам он был сыном колесных дел мастера, Франсуа Шопена и Маргариты, которая была в свою очередь дочерью ткача.

Николя в юности переселился в Польшу, где стал работать на табачной фабрике. Сейчас доподлинно неизвестно, почему он решил покинуть Францию, но тем не менее, остается фактом, что в Польше он нашел свою вторую родину.

Эта страна так затронула сердце молодого человека, что он стал активно принимать участие в ее судьбе и бороться за ее независимость. Даже после разгрома восстания Костюшко, он остается в Польше и начинает заниматься педагогической деятельностью. Благодаря широкому научному кругозору и хорошему образованию, вскоре он завоевывает среди учителей Польши отменную репутацию. А в 1802-ом году селится в имении семейства Скарбков.

В 1806-ом году он женился на дальней родственнице Скарбков. По свидетельствам современников, Юстына Кжижановская была хорошо образованной девушкой, свободно изъясняющейся на родном для своего жениха языке. Кроме того, она была чрезвычайно музыкальной особой с хорошей техникой игры на фортепиано и красивым голосом. Поэтому первые музыкальные впечатления Фредерика были получены благодаря таланту его матери. Она же привила ему любовь к народным мелодиям.

Иногда Шопена сравнивают с . Сравнивают в том плане, что, как и Амадей, Фредерик с самых юных лет был буквально помешан на музыке. Эту любовь к творчеству, музыкальным импровизациям и игре на фортепиано регулярно отмечали знакомые и друзья семьи.

Еще когда мальчик учился в начальной школе, он написал первую музыкальную пьесу. Скорее всего, речь идет не о первом сочинении, а о его первой публикации, так как данное событие было даже освещено в варшавской газете.

Так было написано в январском номере 1818-го года:

«Автор этого „Полонеза“ – ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это - настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание».

Любовь к музыке у него граничила с помешательством. Он мог вскочить посреди ночи, чтобы в срочном порядке подобрать и записать навеянную мелодию. И именно потому на его музыкальное воспитание и возлагались такие большие надежды.

Его обучением занимался чешский пианист Войцех Живный, причем мальчику тогда едва исполнилось девять лет. Несмотря на то что Фредерик вместе с тем проходил обучение в одном из училищ Варшавы, занятия музыкой проходили очень обстоятельно и серьезно.

Это не могло не сказаться на его успехах: уже к двенадцати годам Шопен ничуть не уступал даже лучшим польским пианистам. И его учитель отказался от занятий со своим юным учеником, сказав, что больше ничему не может его научить.

Юные годы

Но к тому времени, как Живный прекратил обучение Шопена, прошло примерно семь лет их занятий. После этого Фредерик окончил обучение в училище и стал брать уроки теории музыки у Йозефа Эльснера, композитора.

В этот период юноша уже находился под покровительством Антона Радзивила и князей Четвертинских. Им понравились обаятельная внешность и изысканные манеры молодого пианиста и они поспособствовали тому, чтобы ввести юношу в высший свет.

С ним был знаком и . Молодой Шопен произвел на него впечатление юноши спокойного и не требующего каких-либо дополнительных комментариев. Его манеры были такие… аристократичные, что его воспринимали словно какого-то князя. Он произвел на многих впечатление своей утонченной внешностью и остроумием, а его чувство юмора свело на нет само понятие «скука». Разумеется, его присутствию были рады!

В 1829-ом году Фредерик уехал, как принято говорить сейчас, на гастроли. Он успел выступить в Вене и Кракове. И спустя совсем немного времени в его родной Польше вспыхнуло восстание. Но добиться свободы полякам не удалось. Восстание было жестоко подавлено Россией. В результате у молодого музыканта навсегда пропала возможность вернуться на родину. В порыве отчаянья он пишет свой знаменитый «Революционный этюд».

В какой-то момент он влюбился в писательницу Жорж Санд. Но их связь принесла ему больше душевных переживаний, нежели счастья.

Но, несмотря на это, музыкант сохранил глубинную духовную связь со своей родиной. Во многом он черпал вдохновение в польских народных песнях и танцах. При этом совершенно их не копировал. Что не помешало его произведениям стать народным достоянием. Асафьев написал о творчестве Шопена следующие слова:

«В творчестве Шопена, - писал академик, - вся Польша: ее народная драма, ее быт, чувствования, культ красоты в человеке и человечность, рыцарственный, гордый характер страны, ее думы и песни».

Он долгое время прожил во Франции, поэтому и закрепилась за ним французская транслитерация его имени. Свой первый концерт в Париже он дал будучи двадцати двух лет от роду. Это выступление оказалось крайне успешным, и слава Шопена росла необычайно быстро, хотя и не все пианисты и знатоки признавали его талант.

О несчастной любви

В 1837-ом году прекращается его связь с Жорж Санд, и он чувствует первые признаки болезни легких.
Вообще, кто был более несчастным в их союзе, – это вопрос довольно спорный.

Дело в том, что с точки зрения биографов Шопена, ничего, кроме горя, связь с Санд ему не принесла. С точки зрения писательницы, пианист был человеком малоуравновешенным, крайне ранимым и вспыльчивым. Еще его называли «злым гением» и «крестом» писательницы, так как она нежно и преданно заботилась о его здоровье, несмотря на его выходки.

Что касается виновника разрыва, то, по источникам приверженцев Шопена, это она бросила его в сложную минуту, а со стороны биографов Санд – она решила свести их сожительство в сторону дружбы, так как боялась за его здоровье. Должно быть, еще и за здравый смысл.

Изводила ли она его своими дурачествами, или же он сам просто был совсем уж замкнут – это вопрос, ответ на который покоится в глубине времен. Санд написала роман, в главных героях которого критики увидели образы ее самой и ее возлюбленного. Последний в итоге стал причиной преждевременной смерти главной героини; сам Шопен в негодовании отрицал, что вообще имеет отношение к образу того закоренелого эгоиста.

Выяснять сейчас, «кто виноват», не имеет ни малейшего смысла. Данный факт из биографии этих людей искусства я привел лишь затем, чтобы показать, что привычка перетягивать на себя одеяло и искать виновных даже в том, кого раньше любил, сводят на нет все лучшие черты благородных личностей, какими бы великими они ни были. А может, и не были они такими уж и величественными? Слишком велико почтение перед «Великими» пианистами и композиторами, чтобы осознавать истоки их гения. А в ряде случаев они платят за свой гений своими личностными качествами. А порой – и рассудком.

Окончание жизненного пути

Как бы то ни было, разрыв с Санд серьезно подорвал его здоровье. Он захотел сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, а потому переехал жить в Лондон. Там он стал выступать с концертами и заниматься преподавательской деятельностью.

Но как раз-таки сочетание успеха и нервного образа жизни окончательно доконали его. В октябре 1849-го года он вернулся в Париж, где и скончался. Согласно его воле, его сердце было перевезено в Варшаву и захоронено в одной из колонн Церкви Святого Креста. Шопен является едва ли не единственным польским композитором такого уровня и международного масштаба.

В основном он работал в жанре камерной музыки. Можно сказать, что именно этот жанр лучше всего отражал его замкнутую натуру. Потому как именно в качестве композитора он был бы и замечательным симфонистом.

В своих произведениях – балладах и полонезах – Шопен рассказывает о своей любимой стране – Польше. И если родоначальником жанра этюдов был

польский композитор и пианист-виртуоз, педагог

Краткая биография

Фридери́к Шопе́н , полное имя - Фридерик Францишек Шопен (польск. Fryderyk Franciszek Chopin, также польск. Szopen); полное имя во франц. транскрипции - Фредери́к Франсуа́ Шопе́н (фр. Frédéric François Chopin) (1 марта (по другим данным, 22 февраля) 1810, деревня Желязова-Воля, близ Варшавы, Варшавское герцогство - 17 октября 1849, Париж, Франция) - польский композитор и пианист. В зрелые годы (с 1831) жил и работал во Франции. Один из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма, основоположник польской национальной композиторской школы. Оказал значительное влияние на мировую музыку.

Происхождение и семья

Отец композитора - Николя Шопен (1771-1844), из простой семьи, в юности переселился из Франции в Польшу. С 1802 года он жил в имении графа Скарбека Желязова-Воля, где работал воспитателем детей графа.

В 1806 году Николя Шопен женился на дальней родственнице Скарбеков Текле Юстине Кшижановской (1782-1861). Род Кшижановских (Кржижановских) герба Свинка ведёт своё происхождение с XIV века и владел деревней Кшижаново около Косцяна. К роду Кшижановских принадлежал, в том числе, Владимир Кржижановски, племянник Юстины Кшижановской. По сохранившимся свидетельствам, мать композитора получила хорошее образование, владела французским языком, была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Своей матери Фредерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям.

Желязова-Воля, где родился Шопен, и Варшава, где он жил с 1810 до 1830, во время Наполеоновских войн до 1813 были на территории Варшавского Герцогства, вассального Наполеоновской Империи, а после 3 мая 1815 года, по итогам Венского конгресса - на территории Царства Польского (Królestwo Polskie), вассального Российской Империи.

Осенью 1810 года, спустя некоторое время после рождения сына, Николя Шопен переселился в Варшаву. В Варшавском лицее он, благодаря протекции Скарбеков, получил место после смерти преподавателя пана Маэ. Шопен был учителем французского и немецкого языков и французской литературы, содержал пансион для воспитанников лицея.

Интеллигентность и чуткость родителей спаяли всех членов семьи любовью и благотворно сказывались на развитии одарённых детей. Кроме Фридерика в семействе Шопенов было три сестры: старшая - Людвика, в замужестве Енджеевич, бывшая его особенно близким преданным другом, и младшие - Изабелла и Эмилия. Сёстры обладали разносторонними способностями, а рано умершая Эмилия - выдающимся литературным талантом.

Детство

Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.

В своём январском номере за 1818 год одна из варшавских газет поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе. «Автор этого „Полонеза“ - написала газета, - ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это - настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание».

Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды. Пианист Войцех Живный (1756-1842), чех по происхождению, начал заниматься с 7-летним мальчиком. Занятия были серьёзные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

Юность

Окончив училище и завершив продолжавшиеся пять лет занятия у Живного, Шопен начал свои теоретические занятия у композитора Юзефа Эльснера.

Дворец Острожских - местонахождение варшавского музея Шопена.

Покровительство князя Антона Радзивилла и князей Четвертинских ввело Шопена в высшее общество, которое было впечатлено обаятельной внешностью и изысканными манерами Шопена. Вот что об этом говорил Ференц Лист: «Общее впечатление его личности было вполне спокойное, гармоничное и, казалось, не требовало дополнений в каких-либо комментариях. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подёрнуты задумчивостью; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка закруглённый; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомлённый, часто глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них была такая печать кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя… В общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят заботы, которые не знают слова „скука“, не привязаны ни к каким интересам. Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза».

Поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он побывал на концертах выдающихся музыкантов, усердно посещал оперные театры и картинные галереи, способствовали его дальнейшему развитию.

Зрелые годы. За границей

С 1829 года начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он её покидает навсегда 5 ноября 1830 года. Эта разлука с родиной стала причиной его постоянной скрытой скорби - тоски по родине. В 1830 году прибыла весть о вспыхнувшем восстании за независимость в Польше. Шопен мечтал вернуться на родину и принять участие в боях. Сборы закончены, но по дороге в Польшу его застала страшная весть: восстание подавлено, руководителя взяли в плен. Проехав Дрезден, Вену, Мюнхен, Штутгарт, он в 1831 году приехал в Париж. В пути Шопен написал дневник (так называемый «Штутгартский дневник»), отражающий его душевное состояние во время пребывания в Штутгарте, где его охватывало отчаяние из-за краха Польского восстания. Шопен глубоко верил в то, что его музыка поможет родному народу добиться победы. «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!» - так он написал в своем дневнике. В этот период Шопен пишет свой знаменитый «Революционный этюд».

Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. В концертах Шопен выступал редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро, Шопен приобрёл множество преданных поклонников, как в артистических кругах, так и в обществе. Высоко оценил пианизм Шопена Калькбреннер, предложивший тем не менее ему свои уроки. Впрочем, эти уроки быстро прекратились, но дружба между двумя великими пианистами продолжалась много лет. В Париже Шопен окружил себя молодыми талантливыми людьми, которые разделяли с ним преданную любовь к искусству. В его окружение входили пианист Фердинанд Гиллер, виолончелист Франкомм, гобоист Бродт, флейтист Тюлон, пианист Стамати, виолончелист Видаль, альтист Урбан. Также он поддерживал знакомство с крупнейшими европейскими композиторами своего времени, среди которых были Мендельсон, Беллини, Лист, Берлиоз, Шуман.

Со временем Шопен сам начал вести преподавательскую деятельность; любовь к преподаванию фортепьянной игры была отличительной чертой Шопена, одного из немногих великих артистов, которые посвятили этому много времени.

В 1837 году Шопен почувствовал первый приступ болезни лёгких (с наибольшей вероятностью, это был туберкулёз). Много скорби вдобавок к расставанию с невестой ему принесла в конце тридцатых годов любовь к Жорж Санд (Аврора Дюпен). Пребывание на Мальорке (Майорке) вместе с Жорж Санд негативно отразилось на здоровье Шопена, он страдал там от приступов болезни. Тем не менее, многие величайшие произведения, в том числе 24 прелюдии, созданы именно на этом испанском острове. Зато он много времени проводил в сельской местности во Франции, где у Жорж Санд было имение в Ноане.

Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 г. помимо того, что вызвал у него значительный стресс, лишил его возможности отдыхать в Ноане. Желая покинуть Париж, чтобы сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, Шопен в апреле 1848 г. отправился в Лондон - концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. Последний концерт на публике Фредерика Шопена состоялся 16 ноября 1848 года в Лондоне. Успех, нервная, напряжённая жизнь, сырой британский климат, а главное, периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких, - всё это окончательно подорвало его силы. Вернувшись в Париж, Шопен умер 5 (17) октября 1849 года.

О Шопене глубоко скорбел весь музыкальный мир. На его похороны собрались тысячи поклонников его творчества. Согласно желанию покойного, на его похоронах известнейшими артистами того времени был исполнен «Реквием» Моцарта - композитора, которого Шопен ставил выше всех других (а его «Реквием» и симфонию «Юпитер» называл своими любимыми произведениями), а также была исполнена его собственная прелюдия № 4 (ми-минор). На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится между могилами Луиджи Керубини и Беллини. Композитор завещал, чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу. Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну церкви Святого Креста.

Творчество

Как отмечал в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона Н. Ф. Соловьёв,

«Музыка Шопена изобилует смелостью, изобразительностью и нигде не страдает причудливостью. Если после Бетховена явилась эпоха новизны стиля, то, разумеется, Шопен один из главных представителей этой новизны. Во всём, что писал Шопен, в его чудных музыкальных контурах виден великий музыкант-поэт. Это заметно в законченных типичных этюдах, мазурках, полонезах, ноктюрнах и проч., в которых через край льется вдохновение. Если в чём чувствуется известная рефлективность, так это в сонатах и концертах, но тем не менее и в них появляются удивительные страницы, как, например, похоронный марш в сонате op. 35, adagio во втором концерте.

К лучшим произведениям Шопена, в которые он вложил столько души и музыкальной мысли, можно отнести этюды: в них он внес, помимо техники, составлявшей до Шопена главную и чуть ли не единственную цель, целый поэтический мир. Эти этюды дышат то юношеской порывистой свежестью, как, например, ges-dur, то драматическим выражением (f-moll, c-moll). В эти этюды он вложил мелодические и гармонические красоты перворазрядные. Всех этюдов не перечтешь, но венцом этой чудной группы является этюд cis-moll, достигавший, по своему глубокому содержанию, бетховенской высоты. Сколько мечтательности, грации, дивной музыки в его ноктюрнах! В фортепьянных балладах, форму которых можно отнести к изобретению Шопена, но в особенности в полонезах и мазурках Шопен является великим национальным художником, рисующим картины своей родины.»

Автор многочисленных произведений для фортепиано. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, поэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Среди сочинений Шопена: 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-1844), фантазия (1842), 4 баллады (1835-1842), 4 скерцо (1832-1842), экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и другие произведения для фортепиано; а также песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

Шопен в 1849 - единственная сохранившаяся фотография композитора.

Наиболее интимным, «автобиографическим» жанром в творчестве Шопена являются его вальсы. По мнению российского музыковеда Изабеллы Хитрик, связь между реальной жизнью Шопена и его вальсами исключительно тесна, и совокупность вальсов композитора может рассматриваться как своеобразный «лирический дневник» Шопена.

Шопен отличался выдержанностью и замкнутостью, поэтому его личность раскрывается только тем, кто хорошо знает его музыку. Многие знаменитые артисты и литераторы того времени преклонялись перед Шопеном: композиторы Ференц Лист, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Джакомо Мейербер, Игнац Мошелес, Гектор Берлиоз, певец Адольф Нурри, поэты Генрих Гейне и Адам Мицкевич, художник Эжен Делакруа, журналист Агатон Гиллер и многие другие. Встречал Шопен и профессиональную оппозицию своему творческому кредо: так, один из его главных прижизненных конкурентов, Сигизмунд Тальберг, по преданию, выйдя на улицу после концерта Шопена, громко закричал и на недоумение своего спутника ответил: весь вечер было одно piano, так что теперь нужно хоть немного forte. (По свидетельствам современников Шопен совсем не мог играть форте, верхней границей его динамического диапазона было приблизительно меццо-форте.)

Произведения

Для фортепиано с ансамблем или с оркестром

  • Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Op. 8 g-moll (1829)
  • Вариации на тему из оперы «Дон-Жуан» Op. 2 B-dur (1827)
  • Rondo a la Krakowiak Op. 14 (1828)
  • «Большая фантазия на польские темы» Op. 13 (1829-1830)
  • Концерт для фортепиано с оркестром Oр. 11 e-moll (1830)
  • Концерт для фортепиано с оркестром Oр. 21 f-moll (1829)
  • «Andante spianato» и следующий «Большой блестящий полонез» Ор. 22 (1830-1834)
  • Соната для виолончели Op. 65 g-moll (1845-1846)
  • Полонез для виолончели Op. 3

Мазурки (58)

  • Op.6 - 4 мазурки: fis-moll, cis-moll, E-dur, es-moll (1830)
  • Op.7 - 5 мазурок: B-dur, a-moll, f-moll, As-dur, C-dur (1830-1831)
  • Op.17 - 4 мазурки: B-dur, e-moll, As-dur, a-moll (1832-1833)
  • Op.24 - 4 мазурки: g-moll, C-dur, A-dur, b-moll
  • Op.30 - 4 мазурки: c-moll, h-moll, Des-dur, cis-moll (1836-1837)
  • Op.33 - 4 мазурки: gis-moll, D-dur, C-dur, h-moll (1837-1838)
  • Op.41 - 4 мазурки: cis-moll, e-moll, H-dur, As-dur
  • Op.50 - 3 мазурки: G-dur, As-dur, cis-moll (1841-1842)
  • Op.56 - 3 мазурки: H-dur, C-dur, c-moll (1843)
  • Op.59 - 3 мазурки: a-moll, As-dur, fis-moll (1845)
  • Op.63 - 3 мазурки: H-dur, f-moll, cis-moll (1846)
  • Op.67 - 4 мазурки: G-dur, g-moll, C-dur, № 4 a-moll 1846 (1848?)
  • Op.68 - 4 мазурки: C-dur, a-moll, F-dur, № 4 f-moll (1849)

Полонезы (16)

  • Op. 22 Большой блестящий полонез Es-dur(1830-1832)
  • Op. 26 № 1 cis-moll; № 2 es-moll(1833-1835)
  • Op. 40 № 1 A-dur (1838); № 2 c-moll (1836-1839)
  • Op. 44 fis-moll (1840-1841)
  • Op. 53 As-dur (Героический) (1842)
  • Op. 61 As-dur, «Полонез-фантазия» (1845-1846)
  • WoO. № 1 d-moll (1827); № 2 B-dur (1828); № 3 f-moll (1829)

Ноктюрны (всего 21)

  • Op. 9 b-moll, Es-dur, H-dur (1829-1830)
  • Op. 15 F-dur, Fis-dur (1830-1831), g-moll (1833)
  • Op. 27 cis-moll, Des-dur (1834-1835)
  • Op. 32 H-dur, As-dur (1836-1837)
  • Op. 37 g-moll, G-dur (1839)
  • Op. 48 c-moll, fis-moll (1841)
  • Op. 55 f-moll, Es-dur (1843)
  • Op. 62 № 1 H-dur,№ 2 E-dur (1846)
  • Op. 72 e-moll (1827)
  • Op. posth. cis-moll (1830), c-moll

Вальсы (19)

  • Op. 18 «Большой блестящий вальс» Es-dur (1831)
  • Op. 34 № 1 «Блестящий вальс» As-dur (1835)
  • Op. 34 № 2 a-moll (1831)
  • Op. 34 № 3 «Блестящий вальс» F-dur
  • Op. 42 «Большой вальс» As-dur
  • Op. 64 № 1 Des-dur (1847)
  • Op. 64 № 2 cis-moll (1846-1847)
  • Op. 64 № 3 As-dur
  • Op. 69 № 1 As-dur
  • Op. 69 № 10 Н-moll
  • Op. 70 № 1 Ges-dur
  • Op. 70 № 2 f-moll
  • Op. 70 № 2 Des-dur
  • Op. posth. e-moll, E-dur, a-moll

Сонаты для фортепиано (всего 3)

Нотная обложка Траурного (похоронного) марша Фредерика Шопена, выпущенного впервые как отдельное произведение под этим названием. Брейткопф и Гертель, Лейпциг, 1854 (печатная доска Breitkopf & Härtel № 8728)

  • Op. 4 № 1, c-moll (1828)
  • Op. 35 № 2 b-moll (1837-1839), включающая Траурный (похоронный) марш (3-я часть: Marche Funèbre)
  • Oр. 58 № 3 h-moll (1844)

Прелюдии (всего 25)

  • 24 прелюдии Op. 28 (1836-1839)
  • Прелюдия cis-moll op","45 (1841)

Экспромты (всего 4)

  • Op. 29 As-dur (около 1837)
  • Op, 36 Fis-dur (1839)
  • Op. 51 Ges-dur (1842)
  • Op. 66 «Фантазия-экспромт» cis-moll (1834)

Этюды (всего 27)

  • Op. 10 C-dur, a-moll, E-dur, cis-moll, Ges-dur, es-moll, C-dur, F-dur, f-moll, As-dur, Es-dur, c-moll (1828-1832)
  • Op. 25 As-dur, f-moll, F-dur, a-moll, e-moll, gis-moll, cis-moll, Des-dur, Ges-dur, h-moll, a-moll, c-moll (1831-1836)
  • WoO f-moll, Des-dur, As-dur(1839)

Скерцо (всего 4)

  • Op. 20 h-moll (1831-1832)
  • Op. 31 b-moll (1837)
  • Op. 39 cis-moll (1838-1839)
  • Op. 54 E-dur (1841-1842)

Баллады (всего 4)

  • Ор. 23 g-moll (1831-1835)
  • Op. 38 F-dur (1836-1839)
  • Op. 47 As-dur (1840-1841)
  • Op. 52 f-moll (1842-1843)

Другие

  • Фантазия Op. 49 f-moll (1840-1841)
  • Баркарола Op. 60 Fis-dur (1845-1846)
  • Колыбельная Op. 57 Des-dur (1843)
  • Концертное Allegro Op. 46 A-dur (1840-1841)
  • Тарантелла Op. 43 As-dur (1843)
  • Болеро Op. 19 C-dur (1833)
  • Соната для виолончели и фортепиано Op. 65 g-moll
  • Песни Op. 74 (всего 19)(1829-1847)
  • Рондо (всего 4)

Обработки и переложения музыки Шопена

  • А. Глазунов. Шопениана, сюита (одноактный балет) из сочинений Ф. Шопена, соч. 46. (1907).
  • Жан Франсе. Оркестровка 24-х Прелюдий Ф. Шопена (1969).
  • С. Рахманинов. Вариации на тему Ф. Шопена, соч. 22 (1902-1903).
  • М. А. Балакирев. Экспромт на темы двух прелюдий Шопена (1907).
  • М. А. Балакирев. Переоркестровка Концерта для фортепиано с оркестром e-moll Ф. Шопена (1910).
  • М. А. Балакирев. Сюита для оркестра из сочинений Ф. Шопена (1908).

Память

lista rozdziałów

  • Fryderyk Chopin. Brzmi znajomo, prawda?
  • Nie tylko muzyka
  • Sercem zawsze w kraju

Никому не надо объяснять, кем был Фредерик Шопен, но у многих он ассоциируется, прежде всего, с книжной иллюстрацией памятника, установленного в парке Королевские Лазенки, который представляет композитора, задумчиво сидящего в тени ивы, растрёпанной ветром. А ведь Фредерик Шопен – это всемирно известный житель Варшавы, и если бы он жил в нынешнее время, то на Facebook у него, несомненно, были бы тысячи фанатов.

Вундеркинд

Фредерик Шопен появился на свет в 1810 году в селе Желязова-Воля. Точная дата его рождения неизвестна, так как в исторических хрониках появляются две даты: 22 февраля и 1 марта.

Когда Фредерику было несколько месяцев, семья Шопенов переехала в Варшаву. Они меняли место жительства несколько раз, но всегда поселялись в окрестностях улицы Краковское предместье, где и сегодня бурлит культурная жизнь Варшавы.

Фредерик рос в музыкальном доме, в котором часто можно было слышать пение и игру на музыкальных инструментах: фортепиано, флейте или скрипке. Поэтому неудивительно, что свои первые музыкальные пробы он начал делать уже в детстве. С шести лет Фредерик начал регулярно брать уроки игры на фортепиано. Его первым учителем был Войцех Живный, пианист чешского происхождения, который очень быстро распознал в нем талант.

Фредериком восхищались в салонах варшавской аристократии. Столичные газеты восторгались мальчиком, который сочинял свои первые произведения, не достигнув восьми лет!

Текла Юстина Шопен (1782-1861), мать Фредерика. Ян Замойский, холст, масло, 1969 г. Источник: НИФШ.

Николай Шопен (1771-1844), отец Фредерика. Ян Замойский, холст, масло, 1969 г. Источник: НИФШ.

Фредерик Шопен (1810-1849). Максимилиан Фаянс, литография по Ари Шефферу, XIX в. Источник: НИФШ.

Людвика Марианна Шопен (1807-1855), сестра Фредерика. Ян Замойский, холст, масло, 1969 г. Источник: НИФШ.

Юстина Изабелла Шопен (1811-1881), сестра Фредерика. Ян Замойский, холст, масло, 1969 г. Источник: НИФШ.

Эмилия Шопен (1812-1827), сестра Фредерика. Миниатюра на слоновой кости неизвестного автора. Источник: НИФШ.

Таинственная дата рождения

Несмотря на то, что нам очень много известно о биографии Шопена, мы не можем назвать точную дату его рождения. В источниках появляются две противоречивые информации. В Приходской метрической книге костёла в с. Брохув указана дата 22 февраля 1810 г., хотя более вероятна дата 1 марта, именно в этот день мама Фредерика поздравляла его с днём рождения. Но о том, как это было в действительности, мы уже не узнаем.

Переезды семьи Шопенов

Семья Шопенов много раз меняла место жительства, благодаря чему и сегодня легко обнаружить следы их пребывания во многих местах, в первую очередь, в окрестностях улицы Краковское предместье. После приезда в Варшаву семья Шопенов на некоторое время остановилась в каменном доме, в котором сейчас находится Главный научный книжный магазин им. Болеслава Пруса. Затем семья композитора переехала в Саксонский дворец, где Николай Шопен, работавший учителем в Варшавском лицее, получил служебную квартиру. Переезд лицея означал для семьи Шопенов очередную смену места жительства. В течение 10 лет они занимали большую и удобную квартиру, расположенную на территории кампуса Варшавского университета. Смерть Эмилии, младшей сестры Фредерика, стала семейной трагедией, которая вынудила семью покинуть место, вызывавшее болезненные воспоминания, и снять квартиру во дворце Чапских. Для Фредерика, которому тогда было семнадцать лет, это стало важным событием, поскольку он получил там свою первую отдельную комнату.

Ученик превзошёл мастера

Войцех Живный был первым учителем, который посвящал Шопена в тайны игры на фортепиано. Их отношения были очень близкими – учитель и ученик не только занимались повышением пианистических умений, но и играли в карты, беседовали о польской истории, импровизировали. Живный очень привязался к семье Шопенов и находился под сильным впечатлением таланта своего воспитанника. Через шесть лет обучения Фредерика он прекратил уроки, признав, что способности ученика превзошли его собственные педагогические возможности.

Ценные подарки

Великая певица Анджелика Каталани была так восхищена талантом маленького Шопена, что в знак признания подарила ему золотые карманные часы с дарственной надписью: «3 января 1820 г. – десятилетнему Фредерику». Сегодня часы можно увидеть в Музее Фредерика Шопена в Варшаве. Спустя несколько лет Фредерик сыграл в костёле Святой Троицы для царя Александра I на новом инструменте – эолимелодиконе. Повелитель, восхищённый игрой юного исполнителя, пожаловал ему перстень с бриллиантом.

Дебют восьмилетнего мальчика

24 февраля 1818 г. во Дворце Радзивиллов дебютировал восьмилетний мальчик, который привёл в восторг слушателей концертом на фортепиано. Юный Фредерик Шопен впервые в жизни выступал перед публикой. Организатором было Варшавское общество благотворительности, а кроме Шопена на сцене появились также другие польские и зарубежные артисты. Молодой композитор был, убеждён, что причиной такого успеха стал его новый кружевной воротничок…

Не только музыка

Фамилия «Шопен» у всех ассоциируется с музыкой, но при этом надо помнить, что жизнь Фредерика была заполнена занятиями, типичными для мальчиков его возраста. По окончании домашнего обучения он поступил в Варшавский лицей, который пользовался прекрасной репутацией. Там он не только получал всестороннее развитие, но также заводил друзей, отношения с которыми поддерживал всю жизнь.

Школьные товарищи очень любили Фредерика за его кроткий нрав, хорошее чувство юмора и актёрские способности: жестом и мимикой он прекрасно пародировал различных людей. Со школьными друзьями он сохранял отношения до конца своей жизни, о чём свидетельствует оставшаяся после него корреспонденция.

Каникулы он обычно проводил в деревне, где он прогуливался, охотился, участвовал в сельских забавах.

Спустя несколько лет, уже будучи студентом Главной школы музыки, Фредерик встречался с друзьями в модных в то время кофейнях, ходил на первые свидания, катался на коньках по замёрзшей реке.

К сожалению, довольно рано у Фредерика появились проблемы со здоровьем, которые требовали лечения и ограничивали жизнь юного Шопена. Но и к этому он умел подойти спокойно и с присущим ему чувством юмора.

Где учился Шопен?

Во времена Шопена было очень распространено домашнее обучение. Фредерик учился дома до 13-летнего возраста, а затем поступил в Варшавский лицей. Пошёл сразу в 4-й класс, а через три года начал учиться в Главной школе музыки при факультете наук и изящных искусств Королевского варшавского университета. На лекции он ходил через университетский кампус, а на практические занятия – в Консерваторию, которая располагалась в здании между Королевским замком и костёлом св. Анны.

Дружба с Титусом

Титус Войцеховский был одним из воспитанников пансиона Шопенов и сердечным другом Фредерика. Оба учились в Варшавском лицее и брали уроки игры на фортепиано у Войцеха Живного. В 1830 году они вместе уехали в Вену, а после разлуки обменивались письмами. Шопен посвятил другу вариации B-dur op. 2 на тему «Là ci darem la mano” из оперы «Дон Джованни» В. А. Моцарта.

Сельские слухи

Восемнадцатилетний Фредерик наверняка хорошо запомнил любовную интригу, в которую случайно был втянут во время пребывания на каникулах в селе Санники. Там он много времени проводил с гувернанткой Прушаков. В это время она забеременела и окружающие заподозрили, что отцом является Фредерик. Ситуация быстро прояснилась, а Шопен в конечном итоге стал крёстным отцом ребёнка. Всю историю он подытожил остроумно: «(…) с гувернанткой я выходил в сад на прогулку. Но только прогуляться и ничего более. Она не вызывает восторга. У меня, растяпы, не было аппетита, к счастью для меня».

Варшавские кофейни

Шопен обожал проводить время в варшавских кофейнях. В список его любимых входили театральная кофейня «Pod Kopciuszkiem», маленькая «Dziurka» и культовая «Honoratka». Почти ежедневно Фредерик появлялся также в кафе «U Brzezińskiej», куда приходил на утренний кофе или вечерний пунш. Композитор настолько любил это место, что даже в день отъезда из Польши забежал сюда с прощальным визитом.

Первая любовь

Констанция Гладковская была ровесницей Шопена и его первой любовью. Они познакомились, когда им было по 19 лет на концерте солисток варшавской Консерватории. Фредерика восхитила блондинка с прекрасным голосом. Впоследствии он неоднократно аккомпанировал ей, что вызывало одобрение учителей девушки. Трудно сказать, ответила ли Констанция взаимностью на чувство Шопена. Некоторые утверждают, что она чувствовала гениальность Фредерика и не хотела быть для него обузой. Знакомство молодых артистов продолжалось полтора года, до отъезда Шопена из Польши. По этому случаю Констанция спела арию из «Дева озера» Россини и написала стихотворение в его альбоме. После того, как Фредерик покинул отчизну, они ещё год писали друг другу письма.

Пиявки вместо аспирина

Фредерик, к сожалению, никогда не был совершенно здоров. Возможно, что для многих будет полной неожиданностью то, как его лечили от инфекции, приобретенной на похоронах Станислава Сташица. Шестнадцатилетнему тогда Фрицеку ставили пиявки. На протяжении столетий этот способ широко применялся при лечении различных заболеваний.

Сердцем всегда на родине

Вскоре после окончания Главной Варшавской школы музыки Фредерик начал новый этап своей жизни. В 1830 году он отправился в Вену, где его застала весть о начале ноябрьского восстания. Он сильно тосковал по родине, но семья убедила его не возвращаться. Фредерик уехал в Париж и быстро очутился в среде самых выдающихся личностей французской столицы. О его популярности свидетельствуют слова польского скрипача и композитора Антония Орловского: «Вскружил голову всем француженкам, чем вызывает ревность у мужчин. Он теперь в моде, и вскоре свет увидит перчатки а-ля Шопен».

Шопен жил в Париже вплоть до смерти. Скончался в возрасте 39 лет, по всей вероятности, от туберкулёза. Похоронен композитор на кладбище Пер-Лашез. Сердце же Шопена, согласно его воле, перевезла в Варшаву сестра композитора Людвика.

Женщины в жизни Шопена

Женщины всегда играли важную роль в жизни Шопена. Их связывали с Фредериком семейные узы, дружба или любовь. Одной из них была прекрасная Дельфина Потоцкая, которая ввела композитора в мир французской аристократии и была частым гостем в его парижском доме. В 1836 г. Шопен сделал предложение Марии Водзыньской, но их помолвка не завершилась браком, а пара рассталась при довольно неясных обстоятельствах. Сильное чувство питал Шопен также к писательнице Жорж Санд. Их союз длился восемь лет и сильно повлиял на творчество Фредерика.

Сердце Фредерика Шопена

Пожеланием Шопена было, чтобы после смерти его тело было отправлено в Польшу, но это было невозможно из-за политической ситуации. Благодаря усилиям близких Шопена его сердце было извлечено при вскрытии, помещено в герметический сосуд, законсервировано в спирте и перевезено из Франции старшей сестрой Людвикой. Сердце Шопена на веки почило в костёле св. Креста спустя 96 лет после смерти композитора. Осмотр, совершённый в 2014 г., показал, что несмотря на прошедшие почти 200 лет сердце Шопена по-прежнему находится в очень хорошем состоянии.