Почему гибелью матрены не заканчивается рассказ. Матрёнин двор

Родственники даже после смерти героини не находят о ней доброго слова и всё из-за пренебрежения Матрены к собственности: «…и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно…». В характеристике Матрены, как её обосновывает Солженицын, доминируют слова «не было», «не имела», «не гналась», - сплошное самоотречение, самоотверженность, самоограничение. и не ради похвальбы, не из-за аскетизма… Просто у Матрены – другая система ценностей: у всех есть, «а у нее не было»; все имели, «а она не имела»; «не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни»; «она не скопила имущества к смерти. грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…» - вот и всё, что осталось от Матрены на этом свете. да и из-за оставшегося жалкого имущества – избы, горницы, сарая, забора, козы, - едва не передрались все Матренины родственники. Примирили их лишь соображения хищника – если обратиться в суд, то «суд отдаст избу не тем и не другим,- а сельсовету»

Выбирая между «быть» и «иметь» Матрена всегда предпочитала быть: быть доброй, отзывчивой, сердечной, бескорыстной, трудолюбивой; предпочитала отдавать окружающим её людям – знакомым и незнакомым, а не брать. а те, кто застрял на переезде погубив Матрену и ещё двоих, - и Фаддей и «самоуверенный толстомордый» тракторист, сам погибший,- предпочитали иметь: один хотел за один раз горницу перевезти на новое место, другой – за одну «ходку» трактора заработать. Жажда «иметь» оборачивалась против «быть» преступлением, смертью людей, попранием человеческих чувств, нравственных идеалов, погибелью собственной души.

Так один из главных виновников трагедии – Фаддей – трое суток после происшествия на железнодорожном переезде, до самых похорон погибших, занимался тем, что пытался вернуть себе горницу. «дочь его трогалась разумом, на зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице – убитая им женщина, которую он любил когда-то, Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов, держась за бороду. Высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была – спасти бревна горницы от огня и козней Матрениных сестер». Считая Фаддея несомненным убийцей Матрены, рассказчик – после смерти героини – говорит: «сорок лет пролежала его угроза в углу, как старый тесак,- а ударила-таки…».

Противопоставление Фаддея и Матрены в рассказе Солженицына приобретает символический смысл и превращается в своего рода авторскую философию жизни. сопоставив характер, принципы, поведение Фаддея с другими тальновскими жителями, рассказчик Игнатич приходит к неутешительному выводу: «…Фаддей был в деревне такой не один». Более того, само это явление – жажда собственности – оказывается, с точки зрения автора, национальным бедствием: «Что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». А душу, совесть, доверие к людям, дружелюбное к ним расположение, любовь потерять и не стыдно, и не глупо, и не жалко – вот, что страшно, вот что неправедно и грешно, по убеждению Солженицына.

Жадность к «добру» (имущественному, материальному) и пренебрежение к настоящему добру, духовному, нравственному, нетленному, - вещи, накрепко между собой связанные, одна другую поддерживающие. И дело тут не в собственности, не в отношении к чему-то как к своему, лично выстраданному, выношенному, продуманному и прочувствованному. Скорее наоборот: духовно-нравственное добро состоит в передаче, дарении чего-то своего другому человеку; приобретение же материального «добра» - это алкание чужого.

Все критики «Матрениного двора», конечно, понимали, что рассказ писателя, с его Матреной, Фаддеем, Игнатичем и «древней», всё знающей старухой, воплощающей вечность народной жизни, её конечную мудрость (она изрекает только появившись в доме Матрены: « Две загадки в мире есть: «как родился – не помню, как умру – не знаю», а потом – уже после похорон и поминок Матрены – взирает «сверху», с печи, «немо, осуждающе, на неприлично-оживленную пятидесяти- и шестидесятилетнюю молодежь), это и есть «правда жизни», настоящие «народные характеры», столь отличные от привычно-показываемых благополучными в однотипной советской литературе.


Похожие материалы:

Новаторство писателей и дань классике
«Перестал учиться у классиков, - считает Ю.Бондарев, - перестал писать». Свою любовь к русской классике, глубочайшее уважение к корифеям отечественной литературы Ю.Бондарев пронесёт через всю жизнь. Он пишет о Льве Толстом: «Не представля...

Запись планов
Чтобы избежать нерационального переписывания, главные заголовки сложного плана выделяют из подробного простого, подчеркивая часть пунктов. Если сделать этого нельзя, заголовки выписывают в отдельные графы (тем самым как бы вписывают межд...

Философские труды Дидро
Начал Дидро с откровенного признания христианского бога. Здесь сказалось влияние господствовавшей идеологии на неопытный и неискушенный еще ум юного мыслителя (вольный перевод и комментарий к книге английского философа Шефтсбсри, которую...

Рассказ Солженицына - это отображение русской действительности 50-ых годов 20 столетия, когда властвовал тоталитарный режим. Трудно было жить тогда простому народу. Особенно трагичной часто была женская доля. И поэтому автор делает главным персонажем женщину.

главная героиня, престарелая женщина, живущая в глухой деревне. Жизнь там далека от идеала: тяжкий труд, отсутствие благ цивилизации. Но для женщины это не важно, она видит смысл жизни в помощи другим людям. И работы она не боится – всегда помогает вскопать чужой огород, или работает в колхозе, тогда как сама отношения к нему не имеет.

Образ героини удивляет своей чистотой. А ведь этой женщине пришлось многое преодолеть: и войну, и потерю детей. Но она осталась верной своим принципам, не озлобилась, а наоборот стала еще открытие для людей. Матрёна – уникальна, ведь таких бескорыстных людей, как она, почти не осталось, по мнению автора.

Бескорыстием героини часто пользовались окружающие. Они просили о помощи, а когда получали, что хотели, то ещё и насмехались над ее простодушием. Односельчане считали Матрёну глупой, ведь не могли понять ее искренних порывов.

Самое ужасное, что корыстным оказался и давний возлюбленный Матрёны, Фаддей, с которым в молодости они хотели пожениться. Это был статный с виду старичок, но душа его почернела, как и его борода.

Используя чувство давней вины Матрёны перед ним за то, что она вышла замуж за его брата, он решил извлечь для себя выгоду. Как-то оно пришел к ней в дом с требованием отделить от избы горницу и отдать приемной дочери Кире. Вначале старушка возмутилась, ведь отделять горницу от всей избы – не безопасно, может разрушиться весь дом. Но Фаддей настаивал на своем. Матрёна в результате согласилась, ведь чувствовала вину перед ним и очень любила Киру.

После согласия Матрёны отделить горницу, и с сыновьями взялись перевозить бревна. Вызвалась им помочь и Матрёна. Так вот собственноручно помогала героиня разрушать свой дом. И хотя он был ей дорог, но Фаддей и Кира были дороже. Ради них она решилась даже подойти к железной дороге, которую всегда опасалась и, как оказалось, не зря. Ведь сани с бревнами застряли на дороге - и Матрёну задавил поезд. Так глупо заканчивается все для последней праведницы этой деревни.

Матрёна всегда жила по принципу: ни добра, ни труда своего не жалеть для других. Но ее усилий так и не оценили. Трагический финал еще раз подчеркивает очерствелость общества. Александр Солженицын хотел показать, насколько уникальной чертой является добродетельность и то, что люди разучились ее уважать.

Взаимоотношения героини и окружающих носят практичный характер со стороны окружающих и бескорыстный со стороны Матрёны.

Меню статьи:

Вы, пожалуй, не раз встречали таких людей, которые готовы трудиться во всю силу во благо других, но при этом остаются изгоями в обществе. Нет, они не деградированы ни морально, ни психически, но какими бы ни были их поступки хорошими – их не ценят. Об одном таком персонаже рассказывает нам А.Солженицын в рассказе «Матренин двор».

Речь идет о главной героине повествования. С Матреной Васильевной Григоревой читатель знакомиться в уже преклонном возрасте – ей было около 60 лет, когда мы впервые ее видим на страницах рассказа.

Аудио версия статьи.

Дом и двор ее постепенно приходят в запустение – «изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-томогучие, и проредилась их обвершка».

Хозяйка их часто болеет, несколько дней не может встать, но когда-то все было по-другому: все строилось с учетом большой семьи, качественно и добротно. Тот факт, что сейчас здесь живет лишь одинокая женщина уже настраивает читателя на восприятия трагизма жизненной истории героини.

Молодость Матрены

О детстве главной героини Солженицын ничего не рассказывает читателю – основной акцент рассказа заключен на периоде ее молодости, когда и были заложены основные факторы ее дальнейшей несчастливой жизни.



Когда Матрене было 19 лет, к ней посватался Фаддей, на тот момент ему было 23. Девушка согласилась, но свадьбе помешала война. Вестей о Фаддее не было долго, Матрена его верно ждала, но ни вестей, ни самого парня не дождалась.В се решили, что он погиб. Его младший брат – Ефим предложил Матрене выйти замуж за него. Матрена не любила Ефима, поэтому не соглашалась да и, пожалуй, надежда на возвращение Фаддея не покинула ее окончательно, но ее все же уговорили: «умная выходит после Покрова, а дура – после Петрова. Рук у них не хватало. Пошла я». И как оказалось зря – на Покрову вернулся ее возлюбленный – он попал в венгерский плен и поэтому о нем не было никаких известий.

Новость о женитьбе брата и Матрены для него стала ударом – он хотел было изрубить молодых, но понятие того, что Ефим – его брат, остановила его намерения. Со временем он простил их за такой поступок.

Ефим с Матреной остались жить в родительском доме. В этом дворе и сейчас живет Матрена, все постройки здесь сделаны свекром.



Фаддей долго не женился, а потом нашел себе другую Матрену – у них шестеро детей. У Ефима же тоже родилось шестеро детей, но ни один из них не выжил – все умерли до трехмесячного возраста. Из-за этого, все в селе начали считать, что на Матрене сглаз, ее даже возили к монахине, но положительного результата добиться не удалось.

После смерти Матрены Фаддей рассказывает о том, что его брат стыдился жену. Ефим предпочитал «одеваться культурно, а она - кое-как, всё по-деревенски». Когда-то братьям пришлось вместе работать в городе. Ефим там изменял своей жене: сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел

Новое горе пришло к Матрене – в 1941 Ефима забрали на фронт и он оттуда уже не вернулся. Погиб Ефим или нашел себе другую – наверняка не известно.

Так и осталась Матрена одна: «не понятая и брошенная даже мужем своим».

Жизнь в одиночестве

Матрена была доброй и общительной. Она поддерживала общение с родней мужа. Жена Фаддея тоже часто приходила к ней «жаловаться, что муж её бьёт, и скаред муж, жилы из неё вытягивает, и плакала здесь подолгу, и голос-то всегда у неё был на слезе».

Матрена жалела ее, ее саму муж ударил только однажды – в качестве протеста женщина ушла прочь – после такого уже не повторялось.

Учитель, живущий на квартире с женщиной, считает, что, вполне вероятно, жене Ефима повезло больше, чем супруге Фаддея. Жена старшего брата всегда была жестоко бита.

Жить без детей и мужа Матрене не хотелось, она решается попросить у «у той второй забитой Матрены - чрева ее урывочек (или кровиночку Фаддея?) - младшую их девочку Киру. Десять лет она воспитывала ее здесь как родную, вместо своих невыстоявших». На момент повествования, девушка живет вместе со своим мужем в соседней деревне.

Матрена усердно работала в колхозе стоимости «не за деньги – за палочки», в общей она проработала 25 лет, а потом все-таки ей, несмотря на хлопоты, оформить себе пенсию.

Матрена усиленно трудилась – ей нужно было и торф заготовить на зиму и брусники насобирать (в удачные дни, она «приносила по шесть мешков» за день).

брусники. Еще нужно было заниматься заготовкой сена для козы. «Брала она с утра мешок и серп и уходила (…)Набив мешок свежей тяжёлой травой, она тащила её домой и во дворике у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена – навильник». Кроме того, она еще и умудрялась помогать другим. По своему характеру, она не могла никому отказать в помощи. Часто случалось так, что кто-то из родственников или просто знакомых просили ее помочь выкопать картошку – женщина «покидала свой черёд дел, шла помогать». После сбора урожая, она вместе с другими женщинами, впрягалась в соху вместо лошади и пахала огороды. Денег за свою работу она не брала: «уж поневоле ей вопрятаешь».

Раз в полтора месяца у нее случались хлопоты – нужно было готовить ужин для пастухов. В такие дни Матрена шла за покупками: «покупала рыбные консервы, расстарывалась и сахару и масла, чего не ела сама». Такие были здесь порядки – нужно было кормить как можно лучше, иначе бы ее выставили посмешищем.

После оформления пенсии и получение денег за сдачу жилья жизнь Матрены становится значительно проще – женщина «заказала себе новые валенки. Купила новую телогрейку. И справила пальто». Ей даже удалось отложить 200 рублей «себе на похороны», которых, к слову, не пришлось долго ждать. Матрена принимает активное участие в переносе горницы из своего участка родственникам. На железнодорожном переезде она бросается помочь вытащить застрявшие сани – идущий поезд сбивает ее и племянника насмерть. Скинули мешок, чтоб обмывать. Всё было месиво – ни ног, ни половины туловища, ни левой руки. Одна женщина перекрестилась и сказала:

– Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться.

После смерти женщины все быстро забыли ее доброту и начали буквально в день похорон делить ее имущество и осуждать жизнь Матрены: «и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал – некого было дозвать огород вспахать на себе сохою)».

Таким образом, жизнь Матрены была полна неприятностей и трагедий: она лишилась и мужа и детей. Для всех она была странной и ненормальной, потому что не пыталась жить как все, а сохранила веселый и добрый нрав до конца своих дней.

Год: 1959 Жанр: рассказ

1959 год. Александр Солженицын пишет рассказ «Матренин двор», который опубликуют лишь в 1963 году. Суть сюжета текста произведения в том, что – Матрена, главная героиня живет как все в то время. Она одна. Пускает к себе в избу квартиранта-рассказчика. Она никогда не жила для себя. Вся ее жизнь – это помощь кому-либо. В финале произведения рассказано о нелепой смерти Матрены.

Главная мысль замечательного произведения А.И.Солженицына «Матренин двор» в том, что автор акцентирует внимание читателя на укладе жизни деревни, но этот уклад заключает в себе духовную бедность и моральное уродство людей. Жизненная правда Матрены – праведничество. Солженицын задается вопросом: «Что же передолит на весах жизни?» Наверное, именно по этой причине первоначально рассказ был назван «Не стоит село без праведника».

Читать краткое содержание Матренин двор Солженицына по главам

Глава 1

Автор-рассказчик в 1956 году возвращается из «мест не столь отдаленных» в Россию. Его никто не ждет, и торопиться ему ни к чему. У него возникает большое желание быть учителем где-нибудь в таежной глубинке. Ему предлагают поехать в Высокое Поле, но там ему не поглянулось, и он добровольно попросился в местечко «Торфпродукт».

На самом деле – это село Тальново. В этом населенном пункте автор на рынке встретил добрую женщину, которая помогла ему найти кров. Так он стал квартирантом Матрены. У Матрены в избе жили мыши, тараканы да колченогая кошка. А еще на табуретках стояли фикусы, и они тоже были членами семьи Матрены.

Ритм жизни Матрены был постоянен: она вставала в 5 утра, потому что не надеялась на часы (им было уже около 27 лет), кормила козу и готовила завтрак квартиранту.

Матрене рассказали, что вышел указ, согласно которому можно получать пенсию. Она стала добиваться пенсии, но контора была далеко, а там, то печать не в том месте, то справка устарела. В общем, все не получалось.
В целом в Тальново жили люди в бедности. И это несмотря на то, что село окружали торфяники. Но земли принадлежали тресту, и чтобы не замерзнуть зимой, люди были вынуждены воровать торф и прятать его в укромных местечках.

Матрену часто просили односельчане о помощи на приусадебном участке. Она никому не отказывала и оказывала помощь с удовольствием. Ей нравился рост живых растений.

Раз в 6 месяцев подходила очередь Матрены кормить пастухов, и это мероприятие вгоняло Матрену в большой расход. Сама она питалась скудно.

Ближе к зиме Матрене насчитали пенсию. Соседки стали ей завидовать. Матрена справила себе новые валенки, пальто из старой шинели и 200 рублей спрятала на похороны.

Наступило Крещение. В это время к Матрене пришли ее младшие сестрицы. Автора удивило, что до этого они к ней не приходили. Матрена, получив пенсию, стала радостней и можно сказать «душой расцвела». Единственное омрачение было, что в церкви кто-то забрал ее ведерко со святой водой, и она осталась и без ведра и без воды.

Глава 2

Всех соседок Матрены интересовал ее постоялец. Она же в силу своей старости пересказывала их вопросы ему. Рассказчик поведал Матрене, что был в тюрьме. Матрена тоже не особо охотно о своей жизни рассказывала. О том, что вышла замуж, что детей родила 6, но все они в младенчестве умерли. Муж с войны не воротился.

Как-то раз к Матрене пришел Фаддей. Он просил за своего сына перед рассказчиком. Вечером автор узнает, что Фаддей – брат умершего мужа Матренушки.

В этот же вечер разоткровенничалась Матрена, рассказала как любила Фаддея, как вышла замуж за его брата, как Фаддей вернулся из плена и она повинилась перед ним. Как Фаддей позже женился на другой девушке. Эта девушка родила Фаддею шестерых деток, а Матрены ребятишки не заживались на этом свете.

Потом, по словам Матрены, началась война, муж пошел воевать и больше не вернулся. Тогда Матрена взяла племянницу Киру и воспитывала ее целых 10 лет, пока девочка не повзрослела. Так как у Матрены было слабое здоровье, то она рано задумывалась о смерти, соответственно написала завещание и в нем отсулила горницу-пристрой Кире.

Кира приезжает к Матрене и рассказывает о том, что чтобы получить землю в собственность надо на ней построить что-нибудь. Вот и Фаддей начал уговаривать Матрену, чтобы пристрой перевезти к Кире в село. Матрена долго сомневалась, но все-таки решилась. Тогда Фаддей с сыновьями начали отделять горницу от избы.

Погода была ветреная и морозная, поэтому горница в разобранном виде пролежала у избы Матрены довольно долго. Матрена горевала, да еще и кошка ко всему впридачу пропала.

В одиен прекрасный день автор пришел домой и увидел, как Фаддей грузит на сани горницу, чтобы перевезти ее на новое место. Матрена решила проводить горницу. Поздно ночью автор услышал голоса и узнал страшную весть, что на переезде паровоз налетел на вторые сани и сын Фаддея и Матрена погибли.

Глава 3

Рассвело. Привезли тело Матрены. Идут приготовления к похоронам. Сестры ее горюют «от людей». Только Кира грустит искренне, да жена Фаддея. На поминках старика не было – он пытался доставить сани с досками и бревнами домой.

Матрену похоронили, избу ее забили досками, а рассказчик был вынужден переехать в другой дом. Вспоминал он Матренушку всегда добрым словом да с лаской. Новая хозяйка всегда осуждала Матрену. Рассказ заканчивается словами: «Все мы жили рядом с ней, и не поняли что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша».

Александр Исаевич Солженицын «Матренин двор»

Картинка или рисунок Матренин двор

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Железников Путешественник с багажом

    Пионер Сева Щеглов всю жизнь живет в совхозе. Поскольку совхоз считался лучшим на Алтае, Сева получает путевку в «Артек». Мальчик считает, что не достоин этой путевки, потому что он много врет окружающим и дает обидные прозвища. Но отказаться он не может

  • Краткое содержание Кто виноват? Герцен

    Произведение классика состоит из двух частей и представляет собой один из первых русских романов социально-психологической тематики.

  • Краткое содержание Домострой Сильвестра

    Это сборник основ уклада жизни любого православного человека. В нем дается понятие семьи, как малой церкви, о мирском строении и жизни праведной. Содержаться наставления для каждого члена семьи и на каждый случай.

  • Краткое содержание Зверобой, или Первая тропа войны Купера

    Произведение «Зверобой, или Первая тропа войны», написанное американским классиком приключенческой литературы Джеймсом Фенимором Купером, является первым романом из пяти о кровавой истории завоевания Америки белыми людьми.

  • Жуковский

    В.А. Жуковский является одним из создателей русского романтизма, который в произведениях автора проявлялся в виде переработок творений зарубежных писателей.

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это - рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово...

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа - Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата - Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим - брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна - «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» - Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда - нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.

Пересказал