Печорин и контрабандисты. Анализ главы «Тамань

Ответ оставил Гость

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» повесть «Тамань» стоит особняком. Открывая «Журнал Печорина», то есть его дневниковые записи, эта повесть вместе с тем открывает нам внутренний мир героя. «Чужая душа – потемки» – эта пословица как нельзя лучше характеризует общую мрачно-таинственную атмосферу «Тамани».

Хронологически эта повесть располагается самой первой, но в романе она – третья. Читатель уже знаком с Печориным, с его непонятными окружающим поступками и холодным сердцем. И тут Лермонтов помещает героя в экстремальную, удивительную, полуфантастическую ситуацию. Герой попадает в круг контрабандистов. Как же это произошло?

Печорин приезжает в Тамань «на перекладной тележке поздно ночью». Новое место сразу произвело удручающее впечатление на Печорина: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России». К тому же, после долгих поисков казенной квартиры, выяснилось, что свободных нет. Кроме одной, но там, как доложил Печорину десятник, «нечисто».

Григорий Александрович все-таки решил отправиться на эту «фатеру», так как выбирать не приходилось. Очутившись в странном месте, герой встречается с не менее странными людьми. Сначала он знакомится со слепым мальчиком. При знакомстве его не покидает чувство, что слепота мальчика – это обман. «В голове моей родилось подозрение, что этот слепой не так слеп, как оно кажется; напрасно я старался уверить себя, что бельмы подделать невозможно…»

В первую же ночь в «нечистом месте» начинают происходить удивительные события: Печорин невольно становится свидетелем ночного перевоза товара контрабандистами. Так впервые он видит Янко: «Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние 20 верст...» Янко – отважный разбойник, не боящийся бури.

На следующий день главный герой знакомится с еще одной участницей ночной сцены – девушкой, подругой Янко. Она не была красавицей, но «в ней было много породы», «в ее косвенных взглядах» было «что-то дикое и подозрительное», «в ее улыбке было что-то неопределенное». Печорин был зачарован. И более всего, не внешней красотой девушки, а какой-то внутренней тайной, постичь и раскрыть которую, ему было не под силу. И вправду, поведение девушки было довольно загадочно: «…быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности,…загадочные речи,…прыжки, странные песни».

Поведение девушки оправдывалось тем, что наш герой пытался выведать у слепого мальчика подробности об их контрабандной деятельности. Уговорив Печорина ночью совершить прогулку на лодке, ундина, как он ее называл, попыталась утопить Григория Александровича. Но ей это не удалось. Ундина и Янко, испугавшись возможного разоблачения, спешно скрылись.

Первое, что бросается в глаза при прочтении повести «Тамань», – это удивительно красивые описания природы. Так как эта повесть является частью «Журнала Печорина», мы понимаем, что рассказчик в ней – сам главный герой. Подобные пространные описания природы раскрывают нам печоринскую душу с новой стороны. Он тонко, почти поэтически чувствует красоту окружающего мира. И обладает определенным литературным талантом для того, чтобы найти точные определения для описания природы: «Берег обрывом спускался к морю… и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию…»; «Между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить».

Сочинения по литературе: Печорин и контрабандисты. Анализ главы «Тамань»

«Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?»

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены композиция, сюжет произведения и вся система образов.

История, изложенная в «Тамани», имеет жизненную основу. Лермонтов был в Тамани в 1837 году. Ему пришлось задержаться в ожидании корабля. Старая казачка Царицыха приняла Лермонтова за тайного соглядатая, который хочет обнаружить контрабандистов. Соседкой Царицыхи была красавица татарка, муж которой имел дела с контрабандистами. И слепой мальчик Яшка был. Все жизненные факты предстают перед нами в ином виде.

Повесть «Тамань» представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Она написана в форме дневника, и это не случайно. Если в начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина, то впоследствии на страницах дневника раскрываются тайные и явные мотивы поступков героя, анализируются их причины.

Нужно отметить, что в «Тамани» романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов. К примеру, возьмем описание портрета Янко: «Из лодки вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож». И эта деталь (нож) напоминает об опасной профессии контрабандиста. Как-то очень просто говорится об удали Янко. «Что, слепой, - сказал женский глосс, - буря сильна. Янко не будет». «Янко не боится бури», - отвечал тот. Вслед за этим диалогом Лермонтов рисует бушующее море. «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка». Описание разбушевавшейся стихии служит средством раскрытия удали Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Не ради любви он идет на подвиг, а ради наживы. Его скупость поражает: слепой мальчик получает в качестве награды мелкую монету. А старухе Янко просит передать «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь». Судьба не сводит Печорина и этого «честного» контрабандиста напрямую, но тем не мене Янко вынужден именно из-за него покинуть «обжитые края». Герои повести занимаются опасным промыслом – контрабандой. Лермонтов сознательно не уточняет, что именно они провозят через пролив и что увозят за море. «Богатые товары», «груз был велик» - больше мы ничего не знаем. Лермонтову важно создать у читателя ощущение опасной, необычной жизни, полной тревог.

Проследим взаимоотношения Печорина и контрабандистов. Поселившись в хате, где «нечисто», Печорин и не думает страшиться, можно даже сказать, ведет себя бездумно. В первую же ночь он «встал, накинул бешмет… тихо вышел из хаты, увидев, как мимо окна промелькнула тень». Зачем ему нужна эта чужая жизнь? Ответ очень прост. Ему все интересно, важно, нужно все «потрогать», наверное, этим привлекает характер Печорина. Он молод, ищет любви. Но таинственная девушка заманила его в лодку, он «почувствовал на лице ее пламенное дыхание» - и в ту же минуту «русалка» бросила в воду его пистолет. Уже нет «ундины», есть противник, с которым надо бороться.

В довершение ко всему слепой мальчик обобрал Печорина с ведома девушки, и это окончательно разрушает те грезы, в которых находился наш герой. Да, во многом виноват Печорин: в неопытности, неумении разбираться в людях. А какими последствиями обернулась фраза: «А если бы я, например, вздумал донести коменданту?» И старуха, и слепой мальчик, и девушка не могли объяснить поступков Печорина иначе, чем стремлением «донести коменданту». Ведь он ходит, высматривает, угрожает. Им не понять, что ему просто интересны эти люди, их жизнь. А это любопытство обернулось тем, что Печорин разрушил жизнь контрабандистов и, мало того, сам едва не погиб. И когда заплакал слепой мальчик, когда девушка навсегда уехала с Янко, тут Печорин ужаснулся от содеянного: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и, как камень, едва сам же не пошел ко дну».

Что касается художественной стороны повести «Тамань», то переоценить ее просто невозможно. Но хотелось бы все же поконкретней определить то, на чем основывается произведение. Это «три кита»: точность, образность, выразительность. А какой подбор «говорящих деталей»! Вот, к примеру, Печорин заносит в свой путевой журнал: «…две лавки и стол… на стене ни одного образа – дурной знак!» Глядя на эту бедную обстановку, можно сказать, что люди живут здесь временно, они в любую минуту готовы покинуть неуютное пристанище.

Или в сцене разговора девушки и слепого мы узнаем, что буря сильна, туман густеет. Казалось бы, что из того? Но это важно для контрабандистов: не во всякую погоду можно отправляться «на дело».

Интересен в повести прием антитезы. Вот каким представляет себе образ Янко слепой мальчик: «Янко не боится не моря, ни ветра». Этакий сказочный герой, бесстрашный богатырь. А Печорин видит Янко иначе: из лодки «вышел человек среднего росту, в татарской бараньей шапке», обыкновенный человек, вовсе не героического вида.

Интересен также прием сочетания возвышенного и низменного в повести. Здесь романтика соседствует с прозой жизни. Таинственная девушка напоминает Печорину романтическую героиню. Но «русалка» поет свою прекрасную вольную песню, стоя на крыше жалкой хаты. Слова девушки, обращенные к Печорину, загадочны, а причитания слепого мальчика жалки: «Куды я ходив?... С узлом? Яким узлом!»

Если говорить о сюжете, то он отдаленно напоминает сюжет «Бэлы». Русский молодой человек встречает местную девушку-«дикарку», влюбляется в нее. Сюжет характерен для литературы эпохи Лермонтова. Но в «Тамани» все нетрадиционно. Девушка должна была влюбиться в приезжего. Но все оказывается хитростью. Пейзажные зарисовки придают повести романтический колорит и, контрастируя с убогостью «нечистого места», открывают перед читателем чарующий мир красоты и неги.

Композиция повести отличается своеобразием. Произведение открывается и заканчивается суждениями героя, свидетельствующими о горечи приобретенного в этом событии опыта, о попытке равнодушно относиться к людям, с которыми судьба его сталкивает.

А. П. Чехов, при всей строгости своих оценок, говорил: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова…».

От себя хочется добавить, что порой становится грустно, когда в современном книжном многообразии очень трудно выбрать чтение для души. Все это рыночное «чтиво», которое повсюду нас окружает, кричит и лезет в глаза, просто раздражает. И, честное слово, одна маленькая повесть «Тамань» из «Героя нашего времени» уже стоит всего этого «книжного безобразия».

«Герой нашего времени» - повесть о человеке, вобравшем в себя все пороки обывателя той эпохи. Григорий Александрович Печорин – личность, потерявшая интерес к жизни. Он жаждет впечатлений, в погоне за которыми и отправляется на юг России. Материальные блага не удовлетворяют Григория, они только нагоняют скуку. Печорин ищет приключений и новых знакомств. Эти свои поиски он подробнейшим образом описывает в своем дневнике, который впоследствии и станет основным источником для написания романа.

«Тамань » - одна из глав «Журнала Печорина». Хронологически она открывает дневниковые записи героя, несмотря на то, что М.Ю.Лермонтов разместил ее третьей по порядку.

Волею судьбы герой оказывается в Тамани. Он вынужден остановиться на постой в не очень чистой и мрачной квартире с не менее мрачными и странными обитателями. Знакомство с ними начинается со встречи со слепым мальчиком, который, по словам автора, «не так уж слеп». Также здесь мы видим фигуры молодого парня по имени Янко, его девушки и дряхлой старухи – по всей вероятности, хозяйки дома.

Хозяева таинственного дома занимаются контрабандой, это незаконное предпринимательство является для них основным источником дохода и возможно единственным способом прокормиться. Печорин невольно становится свидетелем одного ночного происшествия, а именно перевозки контрабандного товара Янко – отважным бандитом, которому помогает слепой мальчик. Сей факт привлекает внимание Григория, и он пытается выведать у мальчика подробности их деятельности. Реакцией на чрезмерный интерес Печорина послужила попытка таманцев избавиться от нежелательного свидетеля. Девушка выманивает его на морскую прогулку и пытается утопить, но эта попытка заканчивается неудачей. Григорий оказался сильнее.

Испугавшись возможного разоблачения Янко со своей возлюбленной спешно покидают Тамань, оставив слепого мальчика со старухой на произвол судьбы. Григорий Печорин видит горькие слезы незрячего ребенка и только тогда понимает, что не имел никакого права мешать «честным контрабандистам», что своим интересом, своим мимолетным увлечением он разбивает человеческие судьбы и калечит души.

Как и в других главах, в «Тамани» действия Григория Печорина приводят лишь к трагическим последствиям. Он покидает полуостров, оставляя за собой искалеченные судьбы, но так и не удовлетворив свою прихоть.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Алексей Мересьев в Повести о настоящем человеке

    Образ летчика Алексея Мересьева обладает множеством положительных личных качеств героя. Безусловно, сильная черта его характера - настойчивость в достижении поставленной перед собой цели

  • Тема природы в лирике Есенина сочинение

    В данной статье представлен анализ природы в творчестве Сергея Александровича Есенина.

  • Характеристика и образ Раскольникова в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

    Раскольников – красивый молодой человек с аристократическими чертами лица. Он снимал крохотную каморку на чердаке пятиэтажного дома.

  • Это две крайности, конечно. Люди всегда стараются поддерживать в других и в себе надежды, как говорится, огонек. Отчаяние не одобряют, ведь это что-то вроде депрессии.

  • Сочинение рассуждение Душа человека

    Непризнанная, невидимая, неосязаемая часть человека. Тысячелетиями мировые умы спорят о том, что такое душа! Это Божий Дар или банальное осознание себя, как личности с наличием эмоционального фона?

Облик «скверного городишка» мало изменился с лермонтовских времен


Сегодня — памятный день в истории русской поэзии: 177 лет назад на дуэли был убит Михаил Лермонтов, 27-летний гений. Его литературное наследство, кажется, разобрано и исследовано до строчки, до камушка, дрожавшего под ногой поэта. Но кто мешает нам, обычным благодарным читателям Михаила Юрьевича, отправиться в приморский городок Тамань, ставший знаменитым именно благодаря поручику Лермонтову?

Конечно же, слово «воспел» не совсем подходит для нашего случая. Даже далекий от литературы житель сегодняшней Тамани наизусть процитирует вам эти малопривлекательные строки из лермонтовской повести: «Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России». И вовсе не потому, что считает эту характеристику справедливой, вовсе нет! Просто надо понимать: хоть и не понравилась Тамань Лермонтову почти два века назад, но он все же обратил на нее внимание и даже описал произошедшее с ним здесь в своей знаменитой повести. Той самой, которую Белинский назвал «жемчужиной русской прозы».

Вот и мы приехали в Тамань не столько нежиться на черноморском берегу, сколько для того, чтобы попробовать приобщиться к событиям, о которых рассказывается в «Тамани». Повествование, как известно, ведется от имени главного героя — Печорина. Но повесть во многом автобиографична. Лермонтов пробыл в Тамани всего три дня. Приехал из Ставрополя 24 сентября 1837 года. Отсюда он собирался совершить плавание до Геленд-жика, чтобы присоединиться к отряду, которому предстояло начать военные действия против горцев. В ту пору в Геленджике ожидали прибытия императора Николая I. Однако в Тамани Лермонтов узнал, что царь отменил готовившуюся операцию. Поэтому ссыльному офицеру ничего не оставалось, как вернуться в крепость Ольгинское и оттуда отправиться в Ставрополь. Печорин, кстати, приехал в Тамань, чтобы тоже отправиться оттуда на корабле в Геленджик. Цитируем: «Суда в пристани есть, — подумал я, — завтра отправлюсь в Геленджик».

Итак, Лермонтов пробыл в Тамани с 24 по 27 сентября. За это короткое время с ним произошло весьма романтичное происшествие, которое отчасти было описано в «Тамани». Обычно в город приезжали ближе к ночи. Лермонтов оказался здесь после девяти вечера. В темную пору добрался до Тамани и Печорин: «Я приехал на перекладной телеге поздно ночью». Как и Печорин, Лермонтов прибыл в Тамань вместе с казаком-денщиком. До сих пор точно не выяснено, с кем из местных жителей общался молодой офицер. Как писал один из первых исследователей его жизни и творчества П.И. Висковатый, в Тамани поэт повздорил с казачкой Царицыхой, принявшей его за соглядатая, якобы следившего за контрабандистами, с которыми она общалась. Произошедшее и легло в основу повести.

Позднее местные краеведы установили, что, скорее всего, Лермонтов поселился на подворье казака Федора Мысника, владевшего двумя хатами. Одна, выкрашенная белой известью, находилась немного в стороне от берега: «Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища». Другая хатка, стоявшая у самого морского обрыва, совсем обветшала: «На дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрыва спускался к морю почти у самых стен ее». Мысник кроме выпаса скота занимался рыбной ловлей. Он владел несколькими баркасами, которые нанимали у него контрабандисты.

Оба домика и лежавший на суше баркас мы увидели, когда, приехав в Тамань, отправились в Музей Лермонтова. Вместе с билетами купили в кассе тоненькую книжку со знаменитой повестью. Лермонтовский шедевр и служил нам путеводителем по музею. В одном из домиков стояли упоминаемые в повести «две лавки и стол да огромный сундук возле печи», которые «составляли всю ее мебель. На стене ни одного образа...». В повести помимо утонувшего в море пистолета исчезли «шкатулка, шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал». Они стали добычей контрабандистов.

То же самое добро украли и у самого Лермонтова. Правда, в его случае к этому списку следует добавить и находившиеся в шкатулке письма и деньги. Из пропавших денег 300 рублей принадлежали Мартынову, будущему убийце поэта. Родители Мартынова отправили их с Лермонтовым из Пятигорска. О произошедшем 5 октября 1837 года Мартынов писал отцу из Екатеринодара: «Триста рублей, которые вы мне послали через Лермонтова, получил, но писем никаких, потому что его обокрали в дороге, и деньги эти, вложенные в письме, также пропали; но он, само собою разумеется, отдал мне свои!»

Спустя годы родные Мартынова, оправдывая сына, утверждали, что поэт прочитал письма, в которых содержались нелестные для него характеристики, и не захотел отдавать их Мартынову. Этот факт, мол, и явился одной из причин роковой дуэли. Как бы там ни было, встреча с «честными контрабандистами» обернулась шедевром для русской литературы — и трагедией для нее же.

До наших дней в Тамани сохранились остатки Фанагорийской крепости, которую посетил Печорин. И, конечно же, там не мог не побывать Лермонтов, ведь он был обязан доложить о своем приезде и отметить подорожную. Крепость возводилась под руководством еще А.В. Суворова. Ныне у самых валов в его честь установлен монумент. Еще один посвящен флотоводцу Ф.Ф. Ушакову. С одной стороны, с валов, открывается великолепный вид на море, а с другой — на современное здание завода, выпускающего отличные сорта кубанских вин. По некоторым источникам, именно при строительстве крепости был обнаружен хранящийся в настоящее время в Эрмитаже знаменитый Тмутараканский камень с одной из первых надписей на древнерусском языке.

В Фанагорийской крепости Лермонтов останавливался во время своего второго посещения Тамани в 1840 году. Там он встретился с декабристом Николаем Ивановичем Лорером, передал ему письмо и книгу от его племянницы. Они увиделись в декабре 1840 года. До гибели поэта оставалось чуть более полугода. Лорер писал: «Я тогда еще ничего не знал про Лермонтова, да и он в то время не печатал, кажется, ничего знаменательного, и „Герой нашего времени“, и другие его сочинения вышли позже». Печальные строки, подтверждающие, что слава к Лермонтову пришла уже после его гибели...

Сохранился рисунок Лермонтова, который он сделал во время своего пребывания в Тамани. На нем изображена разместившаяся на крутом обрыве хата с камышовой крышей. Она стоит у самого моря. Рядом — лодка с веслом. Вдали виднеются трехмачтовый корабль и парусник. Слева от них — мыс с двумя вершинами, который ныне называют Лысой горой. Судя по всему, Лермонтов обратил внимание на домик, прогуливаясь 27 сентября 1837года вблизи крепости, располагавшейся в трех верстах от Тамани. Так что изображенный домик не тот, в котором писатель остановился во время приезда в Тамань.

Есть в Тамани еще одно место, которое легенды связывают с Лермонтовым. Скромная на первый взгляд, но открывающая великолепие своего архитектурного оформления при более внимательном рассмотрении, церковь Покрова Пресвятой Богородицы была основана казаками в 1793 году. Прямоугольная, окруженная с трех сторон портиками с дорическими колоннами, она напоминает античный храм — и одновременно похожа на корабль. Примерно по такому же принципу построены знаменитый храм Парфенон в Афинах и церковь Петра и Павла в Севастополе. Рядом с храмом — колокольня. Существует легенда, что одним из ее первых звонарей был слепой мальчик, ставший персонажем повести.

P.S. С тех пор как Лермонтов впервые посетил Тамань, облик ее мало изменился. Десятилетиями вытянувшиеся вдоль пыльных улиц домишки дремали в провинциальной тишине. Крупные магистрали, в том числе и дорога к паромной переправе в Крым, проходили в стороне. Но в мае нынешнего года все изменилось. Открылся мост через Керченский пролив, теперь рядом с городом проходит трасса, ведущая к мосту. И нынче многие, прежде чем отправиться дальше в Крым, решают навестить Тамань, о которой прочитали еще в школе. А заодно выяснить, почему же Лермонтов назвал ее так: «скверный городишко»...