Основные типы культуры. Понятие ценностей в культуре

Введение

Понятие культура относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура ума», «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура». В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью.

Человек самим своим существованием выделен из мира. Это вынуждает человека дифференцированно относиться к фактам своего бытия. Человек едва ли не постоянно находится в состоянии напряженности, которое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа "Что есть благо?". Человека интересует не просто истина, которая представляла бы объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. Индивид дифференцирует факты своей жизни по их значимости, дает им оценку, реализует ценностное отношение к миру. Общепризнанным фактом является различная оценка людьми, казалось бы, одних и тех же ситуаций.

Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Количественной характеристикой этого смысла является оценка, которая часто выражается в так называемых лингвистических переменных, т.е. без задания числовых функций. Чем занимается жюри на кинофестивалях и конкурсах красоты как не оценкой и лингвистических переменных. Ценностное отношение человека к миру и себе приводит к ценностным ориентациям личности. Для зрелой личности обычно характерны достаточно устойчивые ценностные ориентации. В силу этого пожилые люди часто медленно перестраиваются даже тогда, когда этого требуют исторические обстоятельства. Устойчивые ценностные ориентации приобретают характер норм, они определяют формы поведения членов данного общества.

Цель работы - исследование ценностей как категории культурологии.

Понятие и виды ценностей культуры

Ценность, термин, широко используемый в литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности. По существу, всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве "предметных ценностей" или объектов ценностного отношения, т. е. оцениваться в плане добра или зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д.; подобные оценки иногда могут быть шкалированными (отмечающими различные уровни соответствующего качества). Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как "субъектные ценности" (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека. "Предметные" и "субъектные" ценности являются, т. о., как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру.

В структуре человеческой деятельности ценностные аспекты взаимосвязаны с познавательными и волевыми; в самих ценностных категориях выражены "предельные" ориентации знаний, интересов и предпочтений различных общественных групп и личностей. Развитие рационального познания общества, в том числе исследование природы и генезиса ценностей, воздействует на всю сферу ценностных отношений, способствуя освобождению её от метафизической абсолютизации. Отвергая идеалистические представления о внеисторической и надсоциальной природе ценностей, марксизм подчёркивает общественно-практическую сущность, историчность и познаваемость ценностей, идеалов, норм человеческой жизни.

Каждая исторически конкретная общественная форма может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе которых развёртываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей -- как индивидуальные, так и коллективные. Усвоение этих критериев на уровне структуры личности (интернализация ценностей) составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе.

Интеграция, внутренняя противоречивость и динамизм общественных систем находят своё выражение в структуре соответствующих им ценностных систем и способах их воздействия на различные общественные группы. Важный элемент ценностных отношений в обществе -- системы ценностных ориентаций личности, представляющих собой устойчивые, не полностью осознаваемые отношения человека к различным элементам общественной структуры и самим ценностям; субъективно окрашенные оценки не совпадают непосредственно с общественно значимыми характеристиками соответствующих ценностей. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций занимает существенное место в социологических исследованиях воспитания, профессионального выбора, общественной и трудовой активности и др. проблем.

Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества; поскольку эти процессы связаны с изменениями в различных сферах человеческой жизни, их временные масштабы не совпадают с масштабами социально-экономических, политических и др. изменений. Так, эстетические ценности античности сохранили своё значение и после гибели породившей их цивилизации, известна длительность воздействия гуманистических и демократических идеалов, европейского Просвещения, истоки которых берут начало в античных и эллинистических культурах. Воззрения на историю общества как реализацию системы "вечных ценностей" или как последовательную смену одного типа ценностей другим (например, трансцендентно ориентированных -- светскими, а безусловных -- конвенциональными) равно неприемлемы для материалистического понимания истории. В то же время конкретно-исторический анализ генезиса и развития ценностных систем составляет важную сторону всякого научного исследования истории общества и культуры.

Современной эпохе свойственны глубокие потрясения и тяжкие утраты. Не прекращаются войны и конфликты, мир переполнен бесчисленными проявлениями зла, такими, как терроризм, разрушения, поджоги, похищения людей, убийства, наркомания, алкоголизм, сексуальный разврат, распад семей, несправедливость, коррупция, угнетение, преступные сговоры и клевета. Сегодняшнее человечество почти утратило высшие ценности, которые унесли вихри страшных потрясений. Нет взаимного доверия между людьми, падает авторитет родителей, учителей, правительств, принижается личное достоинство человека, забываются традиции и теряется уважение к жизни.

В широком смысле слова ценности можно разделить на материальные и духовные. Материальные ценности относятся к ценностям, определяющим повседневные потребности человека, например к вещам. В отличие от материальных, духовные ценности соответствуют умственной, эмоциональной и волевой способностям, или Истине, Добру и Красоте. Из этих двух видов ценностей аксиология Объединения в первую очередь имеет дело с духовными ценностями.

Ценность - это свойство объекта, удовлетворяющее желание субъекта. Духовные ценности включают в себя Истину, Добро, Красоту и Любовь. Истина, Красота и Добро - это ценности, соответствующие трем видам способностей души: умственным, эмоциональным и волевым. Иначе говоря, когда субъект воспринимает какой-либо элемент объекта как ценность, он оценивает его как истину, красоту или добро, пользуясь своими умственными, эмоциональными или волевыми способностями.

Материальная ценность есть ценность физической жизни, ценность, воплощающая желание души тела. Физическая жизнь - основа для развития души духа и выполнения Трех Благословений.

Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. Более того, чаще всего культуру как социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. «Культура есть выявление смысла мира в общности людей, в их практике и в идеалах, разделяемых ими сообща», - отмечал в своем пленарном докладе Ф. Дюмон. В современных социально-философских постижениях культуры основательно актуализируется ее аксиологическая природа.

Ценности, стало быть, родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности. Они соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.

Столь важные культурные императивы как справедливость, сосуществование, сотрудничество, мир и свобода лежали в основе человеческих действий на протяжении всей истории, - отмечал на Всемирном философском конгрессе Л. Сеа. Следовательно, с философской точки зрения нет основания называть ценностями новые идеи, которые возникают в диапазоне сознания.

Однако, с другой стороны, было бы неоправданно отождествлять ценность с субъективным образом, с индивидуальным предпочтением, возникающим в противовес аналитическому, всеобщему суждению. Разумеется, спектр ценностей в любой культуре достаточно широк, но не беспределен. Человек волен выбирать те или иные ориентации, но это происходит не в результате абсолютного своеволия. Иначе говоря, ценности обусловлены культурным контекстом и содержат в себе некую нормативность.

Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Понятия «добро» или «зло», «прекрасное» или «безобразное», «праведное» или «неправедное» могут быть названы ценностями, а связанные с ними взгляды, убеждения людей - ценностными идеями, которые могут оцениваться как приемлемые или неприемлемые, оптимистические или пессимистические, активно-творческие или пассивно-созерцательные.

Именно в этом значении те ориентации, которые обусловливают человеческое поведение, называют ценностными. Люди постоянно соизмеряют свои действия со своими целями, общепризнанными нормами. В истории сталкиваются различные идеалы, абсолюты и святыни. В каждой культуре обнаруживается ее ценностная природа, то есть наличие в ней стойких ценностных ориентаций.

Ценности также более подвижны, нежели культурно-исторические стандарты. В рамках одной культуры может произойти смена ценностных ориентаций. Американский культуролог Даниэль Белл в работе «Культурные противоречия капитализма» показал, что на протяжении исторической судьбы капиталистической формации радикально менялись ценностные ориентации от протестантской этики до модернизма, то есть совокупности новых жизненно-практических установок.

Наконец, хотелось бы оспорить и четвертое толкование ценности как прямой ассоциации со стилем поведения. Ценности далеко не всегда находят прямое отражение в социальной практике. Иначе говоря, можно иметь и умозрительные идеалы. Те или иные ориентации могут не подкрепляться реальными поступками и, следовательно, не получать воплощения в жизненном стиле. Скажем, индивид воспринимает доброту как безоговорочную ценность, однако реальных добрых поступков не совершает.

В современной философской литературе понятие ценности употребляется в различных значениях. При этом наиболее распространенным оказывается расширительное истолкование ценности, при котором трудно выявить специфику и содержание понятия.

При помощи понятийно-терминологического анализа, можно выделить четыре специфических подхода к определению ценности. Однако все они весьма противоречивы.

1. Ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира. Действительно ценность фиксируется и обозначается через определенные жизненные представления. Ее содержание раскрывается с помощью конкретного комплекса идей. Однако ценность ни в коей мере не может быть отождествлена с идеей, ибо между ними пролегает существенное принципиальное различие.

Идеи могут быть истинными или ложными, научными или религиозными, философскими или мистическими. Они характеризуются через тот тип мышления, который дает им нужный импульс. Главный критерий в данном отношении - степень истинности той или иной идеи.

Что же касается ценностей, то они тоже ориентируют человеческую деятельность в определенном направлении, однако не всегда с результатами познания. Например, наука утверждает, что все люди смертны. Это вовсе не означает, что каждый индивидуум воспринимает данное неопровержимое суждение как безусловное благо. Напротив, в сфере ценностного поведения человек как бы опровергает безоговорочность приведенного суждения. Человек в своем поведении может отвергать конечность своего существования. Более того, традиции некоторых культур опровергают идею смертности человека.

Человек сам определяет, что для него свято, какие святыни ему дороги. Однако многие духовные абсолюты у людей тождественны, одинаковы. О том, что у человека могут быть безмерно дорогие для него жизненные установки, знали давно. Однако общепринятого слова, которое закрепляло бы данное понятие, не было. Оно появилось только в XIX в. Незыблемую сокровенную жизненную ориентацию философы называли ценностью. Это и есть то, без чего человек не смыслит полноценной жизни. Исследователи подразумевают под ценностью то, что свято для конкретного человека, что для меня лично…

Личность далеко не всегда стремится жить по науке. Напротив, многие с опаской относятся к ее чисто умозрительным рекомендациям, хотят погрузиться в теплый мир мечты, презрев общезначимые реальности. Люди часто ведут себя так, словно они бессмертны. Человек черпает жизненную энергию в том, что по существу противостоит холодному научному постулату. Стало быть, ценность - это нечто иное, нежели одухотворяющая истина.

2. Ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение. Скорее всего, было бы неоправданно отождествлять ценность с субъективным образом, с индивидуальным предпочтением, возникающим в противовес аналитическому, всеобщему суждению. Разумеется, спектр ценностей в любой культуре достаточно широк, но не беспределен. Человек волен выбирать те или иные ориентации, но это происходит не в результате абсолютного своеволия. Иначе говоря, ценности обусловлены культурным контекстом и содержат в себе некую нормативность.

Факты, явления, события, происходящие в природе, обществе, жизни индивида осознаются не только посредством логической системы знания, но и через призму отношения человека к миру, его гуманистических или антигуманистических представлений, нравственных и эстетических норм. Хотя ценности более субъективны, а научные истины объективны, они далеко не всегда противостоят друг другу. Я, скажем, вряд ли могу доказать, что добро - это благо. Однако, с другой стороны, приверженность добру - глубинная человеческая потребность, а не только мой индивидуальный выбор. Познание и оценка не одно и то же, но это не означает, будто они фатально разъединены.

3. Ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами. Люди постоянно соизмеряют свои действия со своими целями, общепризнанными нормами. В истории сталкиваются различные идеалы, абсолюты и святыни. В каждой культуре обнаруживается ее ценностная природа, то есть наличие в ней стойких ценностных ориентаций.

Например, технократическое сознание предлагает людям следовать социально-инженерным рецептам. Общество в целом представляется им грандиозной машиной, где отлажены все человеческие связи. Однако люди поступают нередко вопреки этим императивам. Технократы с горечью констатируют: «Человек неуправляем!» Многие поэтому отказываются рассматривать науку как единственное и всесильное средство разрешения любых человеческих проблем. Они даже отвергают науку как способ достижения гармонии, на путях рационально спроектированного миропорядка.

Ценности также более подвижны, нежели культурно-исторические стандарты. В рамках одной культуры может произойти смена ценностных ориентаций. Американский культуролог Даниэль Белл в работе «Культурные противоречия капитализма» показал, что на протяжении исторической судьбы капиталистической формации радикально менялись ценностные ориентации от протестантской этики до модернизма, то есть совокупности новых жизненно-практических установок.

4. Ценность ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем. Представляется возможным оспорить и четвертое толкование ценности как прямой ассоциации со стилем поведения. Ценности далеко не всегда находят прямое отражение в социальной практике. Иначе говоря, можно иметь и умозрительные идеалы. Те или иные ориентации могут не подкрепляться реальными поступками и, следовательно, не получать воплощения в жизненном стиле. Скажем, индивид воспринимает доброту как безоговорочную ценность, однако реальных добрых поступков не совершает.

Многообразие трактовок центрального, для аксиологии понятия «ценность», обусловлено различиями в решении проблемы соотношения онтологического-гносеологического-социологического, объективного-субъективного, материального-идеального, индивидуального-общественного. Поэтому, применительно к характеристике ценностной системы, оно порождает многообразие аксиологических интерпретаций мира культуры, толкований структуры, положения и роли ценностей в социокультурном пространстве.

Тем не менее, базовой для аксиологии является проблема обоснования возможности существования ценностей в структуре бытия в целом и их связи с предметной реальностью. С этой точки зрения ценность как бы стягивает все духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущена через личность, через ее внутренний мир. Если идея, к примеру, - это прорыв к постижению отдельных сторон бытия, индивидуальной и общественной жизни, то ценность - это скорее личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека.

Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Понятия «добро» или «зло», «прекрасное» или «безобразное», «праведное» или «неправедное» могут быть названы ценностями. В свою очередь, вязанные с ними взгляды, убеждения людей - ценностными идеями, которые могут оцениваться как приемлемые или неприемлемые, оптимистические или пессимистические, активно-творческие или пассивно-созерцательные.

Именно в этом значении теориентации, которые обусловливают человеческое поведение, называют ценностными.

Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой - саму духовную деятельность. В любой культуре могут действовать нормы, которые выделялись из обычаев и приобрели самостоятельное существование, или специально разработаны для случаев специализированного поведения человека. Это могут быть нормы политические или экономические, технические или технологические, нравственные или правовые и т.д. Такие нормы могут не иметь ритуального или обрядового характера, но они санкционируются определенным образом и действуют также как и обычаи - запретительным или разрешительным образом.

Нравственность возникает после того, как уходит в прошлое миф, где человек внутренне сливался с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива. Так возникают первые нравственные регулятивы - долг, стыд и честь. С повышением внутренней автономности человека и формированием зрелой личности возникает такой нравственный регулятив как совесть. Таким образом, нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы. Развитая нравственность есть реализация духовной свободы человека независимо от внешней целесообразности природы и общества.

Мы часто употребляем выражения, основанные на слове «ценность». Обсуждаем жалуемся на недостаток духовных, критикуем политические. Но задумываемся ли мы о том, что значит само понятие «ценность»? Определение гласит, что под этим словом понимают значимость (материальную, политическую, духовную и пр.) некоторой группы объектов. Этим словом обозначают также:

  • качественные характеристики объектов, определяющие его важность;
  • денежное выражение стоимости чего-либо;
  • свойства явления, субъекта, объекта с точки зрения его вредности или полезности.

Чтобы не путаться в понятиях ценности, ученые предложили классификацию, учитывающую качественные и количественные характеристики понятия.

Согласно систематизации Г. Олпорта (а есть и другие типологии) все ценности делятся на

  • теоретические, придающие ведущее значение поиску истины и рациональному мышлению;
  • экономические, ставящие на первое место пользу и выгоду;
  • социальные, отдающие предпочтение человеческим проявлениям: толерантности, любви, преданности и т. п.;
  • эстетические, оценивающее все остальное с позиции красоты, гармонии;
  • политические, предпочитающие только власть;
  • религиозные, включающие слепое следование вере.

Однако не все согласны с такой типологией. Большинство ученых считают, что первостепенное значение для всех абсолютно народов имеют культурные ценности.

Что означает это понятие? Как трактуют его социологи и другие представители научного мира?

Культурные ценности - это достояние, принадлежащее определенной группе: социальной, этнической, и т. п. Все они могут быть выражены определенными формами искусства: устным творчеством, художественными изображениями, танцами, песенным творчеством, прикладными видами.

В нашей стране существует целая структура понятия «культурные ценности», зафиксированная в законодательстве. В соответствии с законами РФ в это понятие входят:

  • произведения культуры, искусства;
  • народные ремесла, промыслы;
  • эталоны поведения;
  • национальные или народные языки, местные диалекты, все говоры;
  • топонимы (названия географических объектов);
  • народный фольклор;
  • все методы, способы и результаты научных исследований;
  • здания, территории, технологии и т. п.;
  • объекты, представляющие культурную, историческую либо научную ценность.

Культурные ценности России (как, впрочем, и всех стран), охраняются государством. Именно оно регламентирует порядок ввоза или вывоза их объектов, определяет правила их приобретения, владения, продажи.

Однако культурные ценности, как считают некоторые специалисты, это не просто исторические ремесла, объекты или методики. Культурными являются только те ценности, которые оказывают определенное влияние на психику человека с целью донесения информации до потомков. Это может быть информация об идеологии, духовности, убеждениях - всех тех явлениях, о которых сложно рассказать другим способом.

Культурные ценности - понятие неоднородное. Они могут быть разными даже в одно время для различных слоев общества. Яркий пример тому: исторические храмы. Для большинства в нашей стране они были едва ли не главными культурными ценностями. Однако для молодой советской власти они были не только малоценными. Большевики считали их вредными, и потому разрушали. Так были утрачены уникальные произведения зодчества, характеризовавшие целые эпохи. Впрочем, утрачены были не только храмы: печальная судьба постигла многие народные промыслы, а также языки и культуру малых народов.

Для того чтобы не разрушались, а виды ремесел или искусства, являющиеся достоянием народов или народностей, не были утрачены, законодательство РФ и дает точное определение понятия «культурные ценности России».

Сегодня стало модно говорить о культуре. Некоторые утверждают, что общество год от года ее теряет, некоторые, наоборот, доказывают, что культура перерождается и становится все более многогранной. Так ли это? Давайте разберемся, что это - культурные ценности, и попробуем ответить на вопрос о том что же с ними происходит.

Что такое культура

На латыни слово "cultura" изначально обозначало "возделывание". Как же так получилось, что со временем термин поменял смысл? На самом же деле значение слова "культура" осталось тем же. Воспитание, развитие и образование - это и есть возделывание человеческой души.

Именно культура помогла человеку перейти из первобытного общинного племени сначала к аграрной, а впоследствии и к культурной революции. Сегодня понятие включает в себя различные области деятельности человека, являясь совокупностью навыков, умений и продуктов самовыражения. Культурные ценности - это неотъемлемая часть жизни общества. Давайте поближе с ними познакомимся.

Культурные ценности - что это?

Как ни странно, но трактовать это понятие можно по-разному. Первый вариант: культурные ценности - это нравственные и моральные устои человека. Именно по устоявшимся образцам поведения человек живет и думает. А вот когда эти границы моральных норм нарушаются, человек автоматически признается некультурным. Причем ему-то это никак жить не мешает, а вот окружающих порой может шокировать.

Второй вариант трактовки самый популярный. Культурные ценности - это здания, картины, объекты, технологии и предметы. Все то, что можно увидеть или понять. Все эти знания и материальный продукт деятельности человека помогли нашему обществу совершить быстрый скачок в своем развитии.

Третий вариант значения культурный ценностей - это продукт деятельности человека, который скрыт от нашего взгляда в головах людей. Сюда относятся знания, наука, навыки и научные ценности.

Ну и последняя трактовка культурных ценностей общества - это языки, традиции, ремесла, фольклор. Все то, благодаря чему мы и считаем себя цивилизованным обществом с богатой историей.

У различных стран одинаковые или разные культурные ценности?

Если посмотреть на трактовку самого термина, все становится понятно. Каждая страна имеет свою историю, свод законов и, как следствие, уникальную культуру. Соответственно, и ценности везде будут разными. Почему так произошло? Страны развивались в различных условиях, и религии в них были тоже разными.

А ведь именно верования человека и составляют огромный пласт культуры. Наша страна долгое время была языческой, и это не могло не отразиться на современном обществе. Русских много веков считали варварами, и сейчас такое же мнение у иностранцев, которые никогда не были в нашей стране, а только по выпускам новостей о ней знают.

Но это не означает, что у наших предков не было культуры. Языческая вера требовала не только строгого подчинения богам, но и создания капищ, тотемов и памятников. И когда на смену политеизму пришел монотеизм, люди не отказались от своего наследия. Они просто переделали византийскую веру, адаптировав ее под нашу страну. Таким образом и получилось, что в процессе различных эволюций и революций менялись люди и их сознание.

Культурные нормы - это что?

Обычно этим понятием обозначаются стандарты поведения. Причем, как и культурные ценности народов, нормы во всех странах разные. Выражаются они в виде наград и наказаний, регулируются государством. В нашей стране культурные нормы действуют не просто на словах. Они записаны в Конституции, которая в разумных пределах ограничивает права человека. Но в то же время она дает ему максимальную свободу действий в рамках разумного. В случае несоблюдения культурных норм человека ждет регламентированное наказание.

Культурные ценности человека

На земле много народов и национальностей. Каждый отдельно взятый человек обладает набором культурных ценностей и норм. Какие же они у него? Понятно, что в каждой стране свое понятие о культуре, но большинство ценностей все же схожи:

  • Стремление познать свою историю и понять суть происходящего с нами и нашей родиной. Эта ценность под названием "любовь к Отчизне" закладывается в каждого человека. Ведь только личность, которая знает свою историю, может создавать будущие страны.
  • Знание особенностей национального творчества. Фольклор, ремесла, традиции и обычаи редко изучают в школе. Эти знания человеку даются в семье. И только благодаря им человек может лучше познать, кто он есть и что делает в этом мире.
  • Религия является одной из основных культурных ценностей человека. Именно она устанавливает неписаные правила, не регламентированные конституцией, по которым стоит жить всем людям.

Культурные ценности государства

Граждане одной страны представляют единую группу, которую объединяет общая история и общее будущие. Ценности всего общества в целом включают в себя культурные нормы каждого отдельно взятого человека. А в чем же тогда разница? В глобальности мышления. Правители стран могут менять культурные ценности, если захотят. Но к таким переменам народ относится очень плохо, поэтому они происходят нечасто.

Главная задача любого государства - сохранить и приумножить культурные ценности. То есть оно должно помогать талантливым людям самореализоваться, ученым - делать открытия, а архитекторам - строить здания. Сегодня нематериальные культурные ценности отходят на второй план, а на первый как раз и выходит продукт деятельности людей, который приносит какую-то пользу обществу и государству.

Как защищают культурные ценности

Сегодня многие государства обеспокоены все увеличивающимся ростом вандализма. Именно поэтому многие из них объединились и поставили перед собой цель защитить культурные ценности. Таким образом, было принято решение охранять здания, картины, скульптуры. Да, это большая часть наследия любой страны. Именно по этим памятникам, дошедшим до нашего времени, можно судить о том, как жили наши предки.

Но ведь культура - это не только материальные ценности. Под этим термином понимается и наш менталитет и язык. И мало кто следит за чистотой своей речи. Сегодня в русском языке так много сленга, что говорить о культуре языка сложно. Это относится и к религии. Если церкви, мечети и другие религиозные сооружения охраняются и, как следствие, сохраняются, то вот сама вера изменяется год от года.

Перспектива развития культурных ценностей

Как уже писалось выше, мир не стоит на месте. Культура и культурные ценности меняются и преобразовываются. Но не стоит об этом сожалеть. Это естественный этап развития. Нужно верить, что все происходящее всегда к лучшему. Конечно, это не значит, что нужно своими собственными руками убивать памятники культуры прошлых веков.

Хотя иногда можно сильно удивиться, смотря, как быстро стрит-арт стали считать искусством. Это неплохо, когда художники расписывают серые скучные дома, но вот когда творить начинают на церквях или памятниках, бросает в дрожь. Чтобы этого не происходило, каждый человек должен понимать грань дозволенного и через нее не переступать.

Культурные ценности поколения XXI века в основном расположены в сети. Поэтому сложно представить, как в будущем будет происходить сбор, систематизация и сохранение такого вида творчества. Возможно, создадутся отдельные сервера, где будут храниться картины художников, песни и кинофильмы, именно они и станут перерождением современных музеев.

, художественные промыслы и ремесла , произведения культуры и искусства - синоним: культура

  • результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость - научные ценности, знания, наука
  • здания , сооружения , объекты, предметы (культа), технологии , уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты - исторические ценности
  • Энциклопедичный YouTube

      1 / 1

      Культурные ценности молодёжи. Мнение народа.

    Субтитры

    Термины, опубликованные в научной литературе России

    Всякая культурная ценность(КЦ), по своему составу может быть представлена в виде формулы:

    где ρ - степень вероятности подлинности предмета, α - его ценность, выраженная в нравственных ожиданиях эксперта .

    Универсальная культурная ценность (КЦ Σ), выявленная с учётом реалий общественного устройства, может быть представлена в форме:

    КЦ Σ = αρ + βq + γr;

    где α - ценность предмета (объекта) для государства , β – ценность предмета (объекта) для религиозной организации , γ – ценность (предмета) объекта для корпорации (сословия, самодеятельного профессионального союза, творческого объединения граждан, национального образования народов населяющих Российскую Федерацию) . Знаки ρ, q, r – соответствующие вероятности подлинности предмета.

    Первое условие существования ценности: её обособленность от окружающего мира, выделение сознанием человека нечто из гомогенной среды, т. е нечто должно объективно существовать, а не потенциально представляться.

    Второе условие существования ценности: закреплённость феномена в материальном носителе, объектная оформленность.
    Третье условие существования ценности (необходимое и достаточное): предмет обладающий ценностью должен иметь собственника, т. е. пройти операцию отчуждения.

    Выявление культурной ценности (Антиномия первого порядка) : «материальное - духовное» указывает на динамическую природу феномена культурных ценностей присущих материальной статической форме объекта реального мира.

    При разрешении антиномии содержание понятия первоначально, в момент выявления, концентрируется антитезисе (духовной составляющей), в то время как тезис (предмет - носитель духовности), представляет собой форму материального объекта, на которую посредством творческой деятельности членов социума переносится носится содержание из антитезиса .

    Музейный предмет – культурная ценность, качество, либо особые признаки которой делают необходимым для общества её сохранение, изучение и публичное представление .

    Процесс научной атрибуции культурной ценности: Субъект атрибуции (S A) соотносит некоторое количество визуально очевидных признаков и качественных показателей объекта атрибуции O A (a, b, c) некоторому количеству признаков (a i , b i , c i) объекта (О i), принадлежащему подмножеству представлений субъекта атрибуции - OSA, которое является проекцией мира универсума множества - О на сознание субъекта атрибуции.

    Если, по мнению субъекта атрибуции, имеется соответствие некоторого класса признаков объекта OA(a, b, c) э Оi(ai, bi, ci), то объекту атрибуции присваиваются имя и некоторые признаки объекта Оi(ai, bi, ci), который, вероятно, имеет место в реальном мире - O.

    Фактор вероятности (ρ) заключает в себе уровень нравственных ожиданий субъекта атрибуции, или степень сознания насколько его представления об эталоне сравнения (Оi) соответствуют реальному положению его в Универсуме - O, и отражает всегда неполное соответствие признаков объекта атрибуции OA(a, b, c) - известным признакам объектов сравнения Оi, Оj, Оk.... Оn-1.

    При этом не исключены варианты при которых объект атрибуции O A (a, b, c), или может относиться в данному классу объектов, или принадлежать к другому классу объектов, или являться представителем единичного класса объектов.

    Следствие 1: Атрибуция культурных ценностей, чаще всего имеет в своей основе алгоритм полуэффективного процесса , при том, что каждая процедура атрибуции стремится быть завершенной :

    А эn ⊃ А эn-1 .... ⊃ А ни ⊃ А фзк ⊃ А дх (1)

    Где Адх – атрибуция предмета при поступлении в музей, А фзк - атрибуция предмета фондово-закупочной комиссией, А ни - атрибуция в процессе научной инвентаризации, А эn , А эn-1 - атрибуция дополнительными экспертными мероприятиями (экспертиза на подлинность, экспертиза при организации выставок, экспертиза при реставрации и т. п.).

    Формула (1) показывает, что задача атрибуции предельна конкретна - провести идентификацию объекта атрибуции с некоторой степенью вероятности, а последовательность и зависимость атрибутивных действий указывает на глубинную цель атрибуции - выявить истинное имя предмета, получить которое можно только располагая всей полнотой знаний о культурной ценности и Универсуме .

    Следствие 2: Атрибутивные признаки относятся к объектам не числовой природы , что предполагают возможность установить рефлексивные симметричные отношения ранжирования, разбиений и толерантности . Это указывает на принципиальную возможность применения для обработки данных атрибуции математических и статистических методов, без использования которых научная атрибуция культурных ценностей не представляется возможной.

    Следствие 3: наличие структуры атрибуции культурных ценностей указывает на необходимость разработки алгоритма атрибуции на основе принципов структурно-функционального анализа, с учётом вероятности подлинности и коллективного согласия .