Основные достопримечательности эрмитажа. Что посмотреть в Эрмитаже? Три экскурсии по лучшему музею Европы

Общая информация

Впечатление от посещения Государственного Эрмитажа сложно описать словами. С первых же шагов по торжественной Иорданской лестнице ошеломляют царящие здесь роскошь и великолепие. Само время, кажется, застыло в величественных залах среди огромных малахитовых ваз, египетских саркофагов, греческих амфор, картин величайших европейских живописцев и скульптур знаменитейших мастеров. Здесь хранятся такие всемирно признанные шедевры, как «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Мадонна Коннестабиле» и «Святое семейство» Рафаэля, «Лютнист» Караваджо, картины Тициана, Мурильо, Эль Греко и многих других известнейших живописцев. Эрмитаж в Санкт-Петербурге обладает одной из лучших в мире коллекций французской живописи конца XIX - начала XX в.

Эрмитаж

История Эрмитажа

Строительство комплекса началось с возведения в середине XVIII века по заказу Елизаветы Зимнего дворца. Архитектор Франческо Растрелли трудился над зданием с 1754 по 1762 год. Первоначальный проект был выдержан в пышном барочном стиле, но значительную часть интерьеров в дальнейшем изменили в соответствии с требованиями классицизма.

Пришедшая к власти вскоре после окончания строительства Екатерина II не только санкционировала появление Большого и Малого Эрмитажа и Эрмитажного театра, но и заложила в 1764 году основу коллекции будущего музея. Первыми экспонатами стали фламандские и голландские полотна современных титулованной покупательнице мастеров. В это же время Юрием Фельтеном был построен двухэтажный барочно-классицистический дом для развлечений императрицы. Через пять лет к нему был присоединен спроектированный Жан-Батист-Мишелем Валлен-Деламотом корпус, с которым его соединяла галерея висячих садов. Ансамбль назвали Малым Эрмитажем.

В 1771-1787 годах на берегу Невы по проекту Фельтена построили и Большой Эрмитаж, поскольку коллекции книг и картин разрослись и не помещались в старых помещениях. Через 5 лет Джакомо Кваренги, создатель Эрмитажного театра, завершил пристрой к нему. При Екатерине в фонды музея поступали работы крупнейших итальянских мастеров, Рембрандта, на втором этаже Зимнего дворца был оформлен роскошный Георгиевский зал.

Эрмитаж в XIX веке

После завершения войны с французами Эрмитажу досталась коллекция Жозефины Богарне, супруги Наполеона. Отечественная война 1812 года наложила отпечаток на облик Эрмитажа: в царствование Николая I делалось все, чтобы увековечить память героев сражений. В залах комплекса появлявились портреты полководцев, рельефы с патриотической символикой.

В николаевский период над внутренним убранством Эрмитажа работал Александр Брюллов, брат знаменитого живописца. Он оформлял интерьеры Зимнего дворца, вместе с Василием Стасовым восстанавливал Петровский и Фельдмаршальский залы после разрушительного пожара 1837 года.

В 1852 году группа архитекторов построила Новый Эрмитаж специально для живописных коллекций, воплотив основные детали проекта немца Лео фон Кленце. Над интерьерами Большого Эрмитажа и Зимнего дворца в это время работал Андрей Штакеншнейдер. В 60-80-х годах коллекции музея пополнили работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, образцы европейского декоративно-прикладного искусства, сюда было переведено собрание оружия из царскосельского Арсенала.



История комплекса в XX веке

Во время Первой мировой в Эрмитаже был организован госпиталь. После Февральской революции здесь заседало Временное правительство, которое было арестовано прямо во дворце во время большевистского переворота. 12 ноября 1917 года Эрмитаж стал государственным музеем. До Второй мировой войны коллекция существенно выросла за счет национализации частных собраний и объединения разных музеев, ценные экспонаты пришли из союзных республик. Во время войны собрание эвакуировали в Свердловск, с ноября 1945 года все снова было возвращено на свои места.

С 1981 года посетителей Эрмитажа в Санкт-Петербурге начал принимать дворец Меншикова с экспозицией, посвященной культуре и быту петровского времени. В Эрмитажном театре в 90-е открылся «Зимний дворец Петра I». Часть экспозиций переехала в Главный штаб.



Современное состояние

В XXI веке Государственный Эрмитаж открывает свои представительства за рубежом и в российских регионах: это выставочные центры в Лондоне и Лас-Вегасе, Амстердаме, Казани, Ферраре, Выборге. Реконструируется Большой парадный двор, открывается новый вход в Эрмитаж. В ведение комплекса переходит собрание музея Ломоносовского фарфорового завода.

Коллекции музея

Осмотреть всё собрание за один визит физически невозможно, поэтому посетителям предлагают самостоятельно разрабатывать маршруты в соответствии со своими интересами. С архитектурной точки зрения наиболее привлекательны интерьеры Зимнего дворца, живописные шедевры сосредоточены в залах Большого и Нового Эрмитажа.

Зимний дворец

Основная экспозиция первого этажа Зимнего дворца – древнее искусство и археология, второго – живопись Англии и Франции XVI-XVIII вв. и интерьеры различных эпох, третьего – классическое искусство стран Азии. Отдельного упоминания заслуживают залы второго этажа: Тронный, Александровский, Большой, Концертный, камерные помещения императрицы Марии Александровны и семьи последнего императора.

Триптих "Поклонение волхвов". Ниделанды. XV век

Малый Эрмитаж

С Зимним дворцом здание соединяет Сивков переход с площадкой, где хранятся древнеримские мозаики, саркофаги и рельефы. В названии зала увековечено имя Александра Сивкова, архитектора Эрмитажа советского периода, объединившего все здания в общее музейное пространство. Павильонный зал, окна которого выходят на Неву, в середине XIX века был оформлен Штакеншнейдером, не пожалевшим для стен и потолка позолоты и хрусталя. Здесь экспонируются четыре копии Бахчисарайского фонтана, мозаики и часы «Павлин». Бронзовый часовой автомат работы английских мастеров XVIII века до сих пор функционирует – его «пение» можно услышать каждую среду, в 19 часов. В Романовской галерее, со стороны Зимнего дворца, хранятся средневековые экспонаты, украшенные эмалями, резьбой по дереву и слоновой кости, фаянсовая посуда. Галерея приводит посетителей в зал голландской и фламандской живописи. В противоположной Романовской, Петровской галерее хранятся немецкие картины и скульптуры XV-XVIII вв.

Часы "Павлин"

Старый (Большой) Эрмитаж

С первого этажа Старого Эрмитажа на второй, выставочный ведет Советская лестница из белого и розового мрамора. Она была возведена по проекту Штакеншнейдера в середине XIX века на месте бывшего Овального зала, от которого остался духоподъемный плафон с изображениями богини Минервы и русского юношества. Название, вопреки расхожему мнению, не имеет к СССР никакого отношения: в этом здании еще в XIX веке располагался Государственный совет.

Большой Эрмитаж вовсе не велик по сравнению с внушительным Зимним дворцом и Новым Эрмитажем. Скромные объемы компенсируются ценностью коллекций – именно здесь, в Невской анфиладе, хранятся шедевры итальянского Возрождения: фрески Фра Беато Анджелико, рельефы Антонио Росселино, алтарь Сандро Боттичелли, «Святой Себастьян» Пьетро Перуджино, «Оплакивание Христа» Веронезе, «Святой Георгий» Тинторетто. В зале Леонардо да Винчи воспроизведены французские интерьеры XVII века. Здесь выставлены знаменитые леонардовские «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». В зале Тициана можно увидеть «Данаю» и «Святого Себастьяна».

Фрагмент фрески Фра Беато Анджелико "Мадонна с Младенцем, св. Домиником и св. Фомой Аквинским"
еонардо да Винчи "Мадонна Бенуа", 1478-1480
Леонардо да Винчи "Мадонна Литта", 1490-1491

Новый Эрмитаж

Поскольку на набережной реки Невы уже не оставалось подходящего места, главный фасад Нового Эрмитажа выходит на Миллионную улицу. Он украшен знаменитыми мощными гранитными фигурами атлантов работы скульптора Теребенева. Это именно про них поется в известной песне Александра Городницкого:

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо,
На каменных руках.




Проект Лео фон Кленце предусматривал полную гармонию между экспонатами и дизайном стен, потолков, паркета. Именно поэтому многие залы украшены медальонами, мозаиками в стиле различных исторических эпох. На первом этаже здания представлены образцы античного искусства. К выставочным залам ведет Главная лестница из белого мрамора, окруженная гранитными колоннами. Древнейшие находки расположены в колоритном Двенадцатиколонном зале с мозаичными полами, настенными росписями, имитирующими древнеримские, и зелеными гранитными колонными.

В центре зала Большой вазы стоит изготовленная в 1843 году 19-тонная Колыванская ваза из зеленовато-серой яшмы. По периметру помещения расставлены мраморные скульптуры эпохи императора Траяна. В сводчатом зале Юпитера экспонируется огромная статуя Громовержца, вывезенная из загородного дома императора Домициана. В античном дворике со статуями воспроизведено убранство домов знатных римлян и греков. Мраморные фигуры украшают и зал Диониса. В греческих залах времен классики представлены копии работ знаменитых скульпторов: Фидия, Мирона, Поликтета, подлинные вазы.

Колывановская чаша "Царица чаш"

На втором этаже Нового Эрмитажа хранятся самые ценные живописные собрания. В зале Рембрандта собраны 23 работы голландского мастера, в том числе «Возвращение блудного сына» и защищенная после нападения вандала особо прочным стеклом «Даная». В зале Рафаэля представлена итальянская керамика, работы учеников знаменитого живописца и его шедевры «Мадонна Конестабиле» и «Святое Семейство».

Центр здания образует анфилада из трех залов с верхним освещением, так называемых «просветов». Малый итальянский просвет украшает цветная лепнина и работы российских камнерезов. В Большом зале хранятся крупноформатные картины итальянских художников, сохранилась оригинальная мебель, выполненная по эскизам Монферрана и фон Кленце. В Испанском просвете экспонируются произведения Веласкеса, Сурбарана, Мурильо.



Здание возведено на месте бывшего Зимнего дворца Петра I. Архитекторам удалось восстановить часть цокольного и первого этажа в помещениях под сценой. Осмотреть кабинет, столовую и парадный двор с санями Петра I можно со стороны Дворцовой набережной.

Интерьер фойе театра выдержан в серовато-голубых тонах, подчеркивающих пышность тяжелых люстр, изысканность медальонов, лепнины и потолочных картин. В зрительном зале, как в античном амфитеатре, установлено 6 полукруглых рядов скамей. Здесь, в идеальных для камерной оперы акустических условиях, проходят спектакли и концерты силами собственного оркестра и приглашенных из Мариинского театра певцов.

Дворец Меншикова

Барочное здание, первое капитальное строение Санкт-Петербурга из камня, стоит на Университетской набережной. Пока Меншиков был в силе, во дворце, центре огромной усадьбы, проходили основные развлекательные мероприятия царского двора. Впоследствии невостребованное здание обветшало до такой степени, что в ХХ веке реконструкция растянулась на несколько десятилетий. Некоторые помещения не восстановлены до сих пор. После передачи здания Эрмитажу в 1981 году в нем решено было воссоздать интерьеры первой трети XVIII века – анфилады парадных залов, Ореховый кабинет.

Убранство покоев

Здание Главного штаба

Последнее приобретение музея – два здания, объединенные полукруглой триумфальной аркой, творение архитектора Карло Росси в честь победы Российской империи в войне 1812 года. Новое отделение музея представляет собой строгое трехэтажное здание с вытянутыми фасадами, монотонность которых нарушают только белоснежные коринфские колоннады. Долгие годы Главный штаб выполнял только официальную функцию, сейчас в части строения по-прежнему заседают представители военных ведомств. В настоящий момент залы здания реконструируются в соответствии с задачами музея – сюда переедет часть коллекций европейской живописи из Зимнего дворца.

Здание Главного штаба

Туристам

Находящийся в Санкт-Петербурге государственный музей Эрмитаж считается одним из крупнейших в нашей стране, а также во всем мире. Что посмотреть в Эрмитаже человеку, впервые его посетившему? Ответ не так прост, ведь Эрмитаж состоит из пяти основных зданий главного комплекса, где размещены экспонаты музея, четырех зданий, находящихся вне Дворцовой набережной, и двух служебных построек. В таблице приведены все здания Эрмитажа, включая служебные, с указанием годов постройки и архитекторов, их создавших.

Здания музеев на Дворцовой набережной Годы постройки Архитектор
Зимний дворец 1754-1762 Б.Ф. Растрелли
Малый Эрмитаж 1764-1775 Ж.Б. Валлен-Деламот, Ю.М. Фельтен, В.П. Стасов
Большой Эрмитаж 1771-1787 Ю.М. Фельтен
Эрмитажный театр 1783-1787 Дж. Кваренги
Новый Эрмитаж 1842-1851 Лео фон Кленце, В.П. Стасов, Н.Е. Ефимов
Здания вне Дворцовой набережной
Меншиковский дворец 1710-1720 Дж.-М. Фонтана, И.-Г. Шедель
Музей Императорского фарфорового завода 1844 С.Г. Берников, И. Григорьев
Восточное крыло Главного штаба 1819-1829 К.И. Росси
Реставрационно-хранительский центр «Старая деревня» 1990-2006 Архитектурная мастерская Трофимовых
Служебные здания
Запасной дом Зимнего дворца 1877-1878 Н. Беккер
Эрмитажный гараж 1911 Н.И. Крамской

Начало Эрмитажа

Знаменитый музей начинался как личная художественная коллекция императрицы Екатерины Второй. Создательнице российского варианта идеологии «просвещенного абсолютизма» понадобилось утверждение в глазах Европы первой части этой идеологемы, которая ретушировала бы часть вторую (абсолютизм), выглядевшую очень непрезентабельно. Долгое время коллекция была доступна только для избранных, вполне оправдывая свое название: «эрмитаж» по-французски – место уединения. Открытие для широкой публики состоялось только в середине 19 века.

В 1852 году, в конце царствования императора Николая Второго, в специально построенном здании Нового Эрмитажа была публично выставлена вся накопившаяся к тому времени богатая коллекция: экспонаты из древней (Египет, Восток, античность) и средневековой истории, а также русские памятники начиная с 8 века. Через тридцать лет после открытия Эрмитажа годовая посещаемость музея достигала 50 тысяч человек в год, а экспозиция постоянно увеличивалась.

Эрмитаж сегодня

После революции национализация частных коллекций сильно обогатила Эрмитаж. Сокровища культуры, которые до этого были доступны немногим, стали достоянием всех. Несмотря на то что часть картин в 20-е годы была продана за границу (Советскому Союзу нужны были деньги для индустриализации), эрмитажные коллекции пополнились за счет экспонатов, вывезенных из Европы после Второй мировой войны. Правда, часть этих коллекций была передана в 1958 году ГДР, а в 2002-м объединенная Германия получила обратно хранившиеся в Эрмитаже витражи франкфуртского храма Мариенкирхе.

Эрмитаж сегодня – это:

  • более миллиона произведений прикладного и изобразительного искусства;
  • более 1100000 памятников нумизматики;
  • более 750 тысяч археологических памятников;
  • почти 14 тысяч образцов оружия;
  • более 200 тысяч других экспонатов.

Экспонаты размещены в залах и павильонах общей площадью 233345 квадратных метров. Понятно, что обозреть все это богатство невозможно ни за день, ни за неделю. Обычно посетители смотрят только самое знаменитое из того, чем славен Эрмитаж, а специалисты выбирают для ознакомления эпоху, страну и область искусства или истории. Экспонаты музея показывают путь развития мирового искусства начиная с палеолита и до конца прошлого века. Что же выбрать для ознакомления человеку, впервые посетившему Эрмитаж?

Постоянные экспозиции

Перечень постоянных экспозиций Эрмитажа насчитывает 36 наименований. Здесь широко представлены тематические картинные галереи (например, портреты представителей императорского рода Романовых), искусство народов Южной Сибири, разных европейских стран. Для любителей интерес представляет убранство русского интерьера рубежа 19-20 веков и покои императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце. А лоджии Рафаэля, сделанные по распоряжению Екатерины Второй в конце 18 века, имитируют галерею Папы Римского в Ватикане.

К постоянным экспозициям относятся и парадные залы Зимнего дворца, которые во многом сохранили изначальную отделку. По ним можно судить, каким был интерьер здания в 19 веке. Коллекция прикладного искусства средневековой Западной Европы познакомит посетителей с предметами церковной утвари, мебели, а также с витражами, изделиями из металла, керамики, кости. Особое значение имеют многочисленные коллекции картин, которые выставляются, сгруппированные по странам и эпохам.

Искусство античного мира

В Эрмитаже представлено 106 тысяч памятников из мира Античности. Географически они относятся к Древней Греции, Древнему Риму, Этрурии и Северному Причерноморью, где было много греческих колоний. Самые старые экспонаты принадлежат к Эгейской цивилизации – 3 тысячелетию до новой эры. Наиболее поздние датируются 4 веком новой эры – временем заката Римской империи и начала становления христианства.

Античные скульптуры классического (5-4 в. до н.э.) периода насчитывают 70 экземпляров. Около 20 из них – греческие оригиналы, а остальные – более поздние римские копии. Искусство эпохи эллинизма (4-1 в. до н.э.) представлено несколько шире (свыше 200 экспонатов). Все античные коллекции размещены в здании Нового Эрмитажа.

Искусство Востока

Около 180 тысяч экспонатов представляют искусство Востока с древности до наших дней. Экспозиции занимают более 50 залов. Они знакомят посетителей с культурой Древнего Египта, Месопотамии, Индии, Ближнего и Дальнего Востока, Кавказа, Византии, Центральной Азии. Здесь вы можете узнать о том, какими были Азия до возникновения ислама и Армения Тиграна Великого, древняя Колхида и страны Индокитая, Монгольская империя вообще и Золотая Орда, один из ее осколков, в частности.

Находящееся в Эрмитаже собрание японского искусства является крупнейшим в России. Преимущественно это памятники двух с половиной веков, предшествующих революции Мэйдзи, – эпохи Токугава (1603-1868 гг.). Самой ценной частью японской экспозиции является коллекция нэцке – миниатюрных фигурок, использовавшихся как элемент традиционного национального костюма. Кроме этого, представлены оружие, фарфор, образцы тканей и одежды.

Искусство Европы

Пласт европейского искусства колоссален, и в Эрмитаже он представлен огромным количеством экспонатов. Разнообразие сюжетов, техник, стилей, направлений и исполнителей настолько велико, что некоторые крупные экспозиции пришлось делить на более мелкие. Как, например, изобразительное искусство Нидерландов. Специалисты различают искусство Нидерландов 15-16 веков, живопись Фландрии (провинция Нидерландов), живопись Голландии. Итальянская школа подразделяется на венецианскую школу эпохи Возрождения, искусство Италии 13-16 и отдельно – 16-18 веков. Рассмотрим этот пласт более подробно.


Малахитовый зал

Зал расположен в Зимнем дворце, он был отделан малахитом в первой половине 19 века, когда на Урале разрабатывались крупные месторождения полудрагоценного камня. Сегодня это единственный сохранившийся в мире интерьер, оформленный малахитом. Ранее зал был частью покоев жены Николая Первого – императрицы Александры Федоровны. В отделке широкое распространение получила техника, названная «русской мозаикой». Тонкие пластинки малахита наклеивались на каменную основу, а стыки пластин заполнялись малахитовой пылью и шлифовались. Эта трудоемкая техника в таких объемах не применялась больше нигде в мире.

На убранство гостиной Александры Федоровны ушло 133 пуда малахита – более 2 тонн! Это не только отделка стен, но и вазы, торшеры, канделябры, столешницы. Зал по праву считается жемчужиной Эрмитажа. Расположен он на втором этаже северо-западной части Зимнего дворца. В 1917 году, в промежутке между Февральской и Октябрьской революциями, в нем проходили заседания Временного правительства.

Государственный Эрмитаж занял первую строчку рейтинга лучших музеев Европы, который составил популярный туристический портал TripAdvisor. Список был сформирован на основе отзывов и рецензий о 509 культурных учреждениях мира. В рейтинге Эрмитаж обошел музей Орсе в Париже и Академию изящных искусств Флоренции.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Чтобы не потеряться в такой «сокровищнице», сайт составил три маршрута - на час, три часа и целый день - которые помогут туристам не заблудиться в залах лучшего музея Европы.

Экспресс: Эрмитаж за час

Обойти все залы современного Эрмитажа за час невозможно, даже если бежать, не глядя по сторонам и не останавливаясь у картин и скульптур. Однако иногда посетители музея ставят перед собой такую задачу - чаще всего это гости Северной столицы, которым за пару дней нужно и в Петергоф съездить, и в театре побывать, и по Неве на катере покататься.

Ограничившись одним часом, придется отказать себе в удовольствии от неспешной прогулки. Чтобы проще было ориентироваться в коридорах и залах, можно скачать на смартфон официальное приложение музея - так вы сможете свободно перемещаться без экскурсионной группы.

Если вы располагаете совсем небольшим количеством времени, то лучше всего выбрать несколько наиболее ярких экспонатов и проложить оптимальный маршрут с помощью одного из информационно-справочных киосков - машина сама выберет кратчайший путь между выбранными точками и выдаст вам распечатанную карту с текстовой навигацией. Вот самые популярные экспонаты музея.

«Мадонна Литта»

"Мадонна Литта" - картина, на которую съезжаются посмотреть туристы со всего мира. Фото: www.russianlook.com

Одна из двух картин Леонардо да Винчи в Эрмитаже. Экспонируется в зале да Винчи на втором этаже. «Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта)» была написана в 1490-1491 годах в Милане. Один из шедевров Ренессанса. Картина поступила в Эрмитаж в 1865 году из собрания герцога Антонио Литта в Милане. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре.

«Мадонна Бенуа»

"Мадонна Бенуа" также известна как "Мадонна с цветком". Фото: www.russianlook.com

Второй шедевр Леонардо в коллекции Эрмитажа. Картина «Мадонна с цветком» поступила в собрание из семьи Бенуа, с чем и связано ее расхожее название. Написанная в 1478 году, она стала одной из первых независимых работ молодого да Винчи. В одном из соседних залов можно полюбоваться знаменитой «Данаей» Тициана.

«Возвращение блудного сына»

Рембрандт часто использовал библейские и мифологические сюжеты. Фото: www.russianlook.com

Картина хранится в зале Рембрандта наряду с 23 другими полотнами великого голландского мастера. Полотно датируется 1668-1669 годами и повествует о евангельской притче. Этот сюжет художник использовал не раз, а эрмитажную картину написал незадолго до смерти. Также в этом зале на втором этаже Зимнего дворца можно увидеть другие его полотна: «Флора» (1634), «Даная» (1636), «Жертвоприношение Авраама» (1635) и «Снятие с креста» (1634).

«Вакх»

"Вакх" - одна из картин, благодаря которым появилось выражение "рубенсовские формы". Фото: Creative commons

С голландским живописцем соседствуют мастера Фландрии, и один из самых известных - Питер Пауль Рубенс. В коллекции Эрмитажа хранится 22 картины и 19 эскизов, сделанных художником. Всем знакомый «Вакх» датируется 1638-1640 годами и поступил в музей в 1772 году из собрания Пьера Кроза в Париже. С «Вакхом» рядом вы увидите картины «Союз Земли и Воды» (1618), «Персей и Андромеда» (начало 1620-х) и «Возчики камней» (около 1620).

Три часа и три миллиона

В Государственном Эрмитаже более трех миллионов экспонатов - чтобы вдумчиво разглядеть их все, потребуется ходить не один месяц и объехать не одно здание. Поэтому, даже имея в запасе три часа на свободное посещение Эрмитажа, лучше заранее продумать пункты, обязательные для посещения. Проще всего выбрать один из этажей - ему будет соответствовать один исторический период. Короткий маршрут по залам поможет проложить все тот же информационно-справочный киоск.

Есть и другой вариант - выбрать самую интересную коллекцию и сосредоточиться на ней. Как правило, после залов да Винчи и Рембрандта больше всего желающих - у входа в эрмитажную Галерею драгоценностей. Правда, туда можно попасть только с экскурсионной группой.

Галерея драгоценностей была названа так еще при Екатерине Великой. Состоит она из Золотой и Бриллиантовой кладовых.

Золотая кладовая включает около полутора тысяч золотых предметов из Евразии, Античного Причерноморья и Востока, изготовленных с VII в. до н.э. по XIX в. н.э. Вот самые интересные из них:

Нащитная бляха в виде фигуры оленя (около 600 г. до н.э.)

Анималистические мотивы характерны для скифского искусства. Фото: creaitve commons / sailko

Относится к коллекции «Золото скифов». Обнаружена в станице Костромской при раскопках Костромского кургана. В основе коллекции - находки из курганов Прикубанья, Поднепровья, Крыма. Еще одна жемчужина коллекции, вошедшая во все учебники истории - золотой гребень с изображением сражающихся воинов (конец V - начало IV вв. до н.э.), найденный в кургане Солоха в Приднепровье.

Погребальная маска царя (III в.) - один из самых ярких экспонатов греческого зала «Золотой кладовой». Она была обнаружена в Керчи, в некрополе Пантикапея. Там же выставлены пара золотых серег с фигуркой Артемиды (325-300 гг. до н.э.), рог с наконечником в виде полуфигуры собаки (середина V в. до н.э.), диадема с геракловым узлом (II в. до н.э.) и многое другое.

Также в «Золотой кладовой» можно увидеть шедевры гуннского ювелирного искусства времен Великого переселения народов (украшения одежды и головного убора, убранство конского снаряжения), роскошную утварь, сосуды, оружие Востока.

Вторая часть галереи - «Бриллиантовая кладовая» - посвящена развитию ювелирного дела. Здесь представлены украшения из Византии, Киевской Руси и средневековой Европы, созданные с III тысячелетия до н.э. до начала XX столетия. В частности - предметы, созданные европейскими ювелирами в XVI-XVII веков и XVIII-XIX веков, и, наконец, работы петербургских ювелиров - предметы из обихода императорской семьи. В собрании кладовой хранятся памятники церковного искусства, дипломатические подарки русскому двору, изделия легендарной фирмы Карла Фаберже.

Букет цветов (1740), мастер Иеремия Позье. Яшма, агат, тигровый глаз, кремень, альмадин, берилл, бирюза, коралл, опал, корунды, аквамарины, топаз, аметист, бриллианты, алмазы, бриллианты, рубины, сапфиры, изумруды. Упоминается среди вещей Екатерины II.

Драгоценный букет прикалывали к корсету. Фото: Creative commons / shakko

День в Зимнем

Провести весь день в Эрмитаже - довольно распространенная практика среди туристов, путешествующих вне группы и готовых свободно распоряжаться временем. Петербуржцы так щедро относятся к своему времени реже, однако 250-летие великого музея может стать дополнительным стимулом к тому, чтобы посвятить целый день любимым произведениям искусства.

Можно начать с первого этажа - там вас ждут египетские боги, саркофаги и вазы, история Античного мира и мумия скифского вождя.

Египетский зал - одно из любимых мест в экскурсии у школьников. Фото: Creative commons / Thomas Ault

Затем по Иорданской лестнице можно подняться в Фельдмаршальский зал и завернуть в портретную галерею Романовых. Далее - Малахитовый зал, библиотека Николая II и экспозиция «Русский интерьер XIX - начала ХХ веков».

В юго-восточной части второго этажа, осмотрев Белый зал, можно подняться наверх, чтобы увидеть работы западноевропейских художников XIX-XX веков и отдельно - порядка 250 полотен французских импрессионистов. Здесь вас ждут семь картин Клода Моне - от «Дамы в саду» (1867) до «Моста Ватерлоо» (1903), два парижских вида Писсаро, три пейзажа Сислея, пастели Дега. Здесь же - Сезанн и Гоген, Ван Гог и 37 полотен Анри Матисса, среди которых «Танец» и «Музыка» (оба 1910). Рядом - 31 картина Пикассо, от ранней «Любительницы абсента» (1901) до «Женщины с веером» (1908).

В Эрмитаже представлены 37 полотен Анри Матисса. Фото: Creative commons

После можно снова спуститься на второй этаж и пройти по царским залам для торжественных приемов - Гербовому залу, галерее 1812 года и Георгиевскому залу. Затем можно посетить Малый Эрмитаж и под конец дня, когда поток посетителей из самых популярных залов схлынет, дойти до легендарных Тициана, да Винчи, Рафаэля и Рембрандта. На прощание можно спуститься в залы греческого и римского искусства.

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Государственный Музей Эрмитаж , расположенный на в , вдоль набережной Невы, является одним из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев, ежегодно принимая сотни тысяч гостей из разных стран. Этот уникальный музейный комплекс включает в себя несколько зданий, в том числе и знаменитый Зимний дворец. Всего, тут размещается около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, самые древние из которых датируются каменным веком. Величайшие шедевры минувших эпох, доставленные сюда с разных точек планеты, ежедневно доставляют массу удовольствия ценителям прекрасного, с интересом рассматривающих картины, скульптуры и другие музейные исторические ценности.

История возникновения Эрмитажа берёт своё начало в 1764 году, когда императрица Екатерина II открыла собственное частное собрание произведений искусства на основе картин, переданных ей из Берлина в качестве погашения контрибуции после Семилетней войны. С течением времени коллекция увеличивалась, размещаясь в уединённых апартаментах дворца, впоследствии названного Эрмитажем. Для широкой публики музей открылся в 1852 году и уже тогда его посещаемость превышала 50 тысяч человек в год. В XIX столетии сюда регулярно стали поступать произведения русских живописцев, а важными источниками пополнения фондов являлись закупки у отечественных коллекционеров и подарки от истинных любителей прекрасного.

Сегодня Эрмитаж может похвастать значительным количеством картин, относящихся к мировым шедеврам, включая работы Леонардо да Винчи, Корреджо, Рембрандта, Дюрера, Пьерро делла Франчески, Дуччи, Джотто и других гениальных мастеров. Многие уникальные картины были безвозвратно потеряны в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века, когда советское правительство посчитало необходимым устроить распродажу культурного наследия с целью получения иностранной валюты для проведения в стране процесса индустриализации. Помимо мировой живописи, в музейных залах выставлены коллекции нумизматики и античных древностей, включая греческие золотые изделия и ткани, деревянные саркофаги, памятники и скульптуры. Большое внимание уделяется эпохе средневековья, в том числе холодному и огнестрельному оружию, рыцарским доспехам, макетам исторических сооружений.

Всего, в музейный комплекс включено 5 зданий: Зимний дворец, Малый, Большой и Новый Эрмитажи, а также Эрмитажный театр, созданный по проекту архитектора Кваренги. Главный вход располагается со стороны Дворцовой площади. Летом и в выходные дни, количество посетителей резко увеличивается, поэтому чтобы не стоять в очереди за билетами, лучше подходить к самому открытию. Гражданам России при себе рекомендуется иметь паспорт, дабы не оплачивать билет по одному тарифу с иностранцами. Фото и видеосъёмка производятся за дополнительную плату.