Ослик из фильма кавказская пленница. Ослик из «Кавказской пленницы» снимается в «Спецназе»! Разоблачение недобросовестных дельцов


День смеха в этом году совпал с юбилеем одной из самых любимых советских кинокомедий. 1 апреля 1967 года в прокат вышла "Кавказская пленница, Или Новые приключения Шурика", ставшая на долгие годы желанной гостьей сначала в отечественном кинопрокате, а затем и на телевидении. .....

15 июня 1965 года в творческое объединение «Луч» при киностудии «Мосфильм» поступила сценарная заявка от Якова Костюковского и Мориса Слободского. Вдохновленные успехом кинокомедии «Операция “Ы”», они попросту придумывали новые похождения Шурика — Александра Демьяненко. Будущий сценарий носил название «Шурик в горах» и состоял из двух новелл. В первой — «Кавказская пленница» — речь шла о том, как студентка Нина приехала на каникулы к своим родственникам на Кавказ, но была похищена местным начальником Ахоховым. Но Шурик вызволяет девушку из рук похитителя.

Во второй новелле — «Снежный человек и другие» — сюжет был такой: научная экспедиция под руководством видного ученого ищет в горах снежного человека. Но группа даже не догадывается, что за снежного человека себя выдает троица в лице Труса, Балбеса и Бывалого, чтобы сбить со следа милицию. Однако Шурик и Нина разоблачают прохиндеев.

26 октября сценарно-редакционная коллегия вновь собралась на заседание, чтобы обсудить сценарий под названием «Шурик в горах». На этот раз он представлял собой сценарий полнометражного фильма (новелл в нем уже не было), сюжет которого строился вокруг похищения девушки.

Когда сценарий был утвержден, неожиданно возникли проблемы с актерами. Сразу два участника легендарной троицы — Юрий Никулин и Евгений Моргунов — отказались от участия в съемках «Кавказской пленницы». Многое в сценарии, по их мнению, было натянутым. Никулин заявил: «Мне это не нравится. Это — спекуляция на тройке». Леонид Гайдай принялся убеждать его, что совместными усилиями они переделают сценарий, внесут в него массу собственных трюков.
Невероятно популярные после «Операции «Ы» артисты все чаще не могли найти общий язык. Современники вспоминают выходки зазвездившегося Моргунова, которому ничего не стоило отказаться от съемок в разгар рабочего дня. Так что нередко вместо него в кадре появляется похожий по телосложению дублер.

Тем не менее, на съемочной площадке Гайдая работалось легко. Режиссер поощрял импровизацию и творческую непокорность. Он подготовил для актеров ящик шампанского и за каждый придуманный трюк вручал бутылку. Таким «призом» были награждены и Никулин за эпизод с почесыванием ноги, и Вицин за сцену «прививки» Бывалого…



Рабочий момент съёмок фильма "Кавказская пленница"

По первоначальному замыслу «Кавказская пленница» должна была начинаться так. К забору подходит Бывалый (Моргунов) и уверенно выводит большую букву «Х». Затем появляется Балбес (Никулин) и пишет такую же большую «У». Раздается трель милицейского свистка. Трус (Вицин) перелезший через забор быстренько дописывает: «…дожественный фильм». Заставку эту потом вырезали, сочтя за хулиганство.

Первоначальная заставка к фильму “Кавказская пленница”

И в начале фильма появился Шурик на осле.
Ослица Люся знаменитой стала в 1966 году, когда на экраны вышел фильм “Кавказская пленница”. Кинокартина снималась в Крыму, и ассистенты режиссера Гайдая присмотрели именно эту копытную симпатягу в напарницы Шурику - Демьяненко.
Люся умерла три года назад. А ведь вроде совсем недавно я частенько с сыном бывал в детском парке, и он катался на этой ослице.
Кстати Люся родилась 15.04.1948 г. в Средней Азии. Средняя продолжительность жизни ослов - от 30 до 40 лет, но долгожители доживают до 60. Вот и получается что Люся прожила свою жизнь до своего векового предела.
Последний раз она в 55 лет тряхнула стариной и снялась в ” 9 роте”

В «Кавказской пленнице» немало актерских удач. Прекрасно сыграл роль Саахова Владимир Этуш. В противовес веселой тройке для создания большего комического эффекта он был на экране все время серьезен. «Гайдай хотел, чтобы Саахов был гротесковым, пародийным, — рассказывал Этуш. — Я понимал его. Но не мог с этим согласиться. Важен в этом смысле был наш спор с Гайдаем по поводу сцены, когда Саахова, незадачливого жениха, героиня фильма Нина обливает вином. Гайдай предлагал в этом эпизоде максимум эксцентрики. Я же предложил серьезность. Ведь мой Саахов серьезен, он не понимает, как можно отвергать его ухаживания. Сцену отсняли, и единственной уступкой Гайдаю остался цветок за ухом, который, однако, лишь подчеркивал мою серьезность, и это — я был счастлив убедиться — дало нужный комический эффект…»

Картина Леонида Гайдая заняла четвертое место среди абсолютных лидеров советского проката — в год выхода на экраны ее посмотрели более 76 миллионов зрителей. Знаменитая кинотроица в исполнении Георгия Вицина, Евгения Моргунова и Юрия Никулина плюс примкнувшие к ним Александр Демьяненко, Фрунзик Мкртчян и Владимир Этуш переиграли таких мастеров комедии, как Луи де Фюнес и Жан Маре.

На "Кавказскую пленницу" было продано на 30 миллионов билетов больше, чем на популярные французские кинокомедии "Фантомас" и "Фантомас разбушевался".

Больше аудитории оказалось потом только у таких советских кинохитов, как "Пираты ХХ века", "Москва слезам не верит" и у еще одной гайдаевской ленты — "Бриллиантовой руки".

Искрометная комедия подарила народу множество фраз, которые быстро стали крылатыми: "Птичку жалко...", "Мементо мори. — Моментально, в море", "Короче, Склихасовский!..", "Бамбарбия, кергуду", "Жить, как говорится, хорошо. — А хорошо жить — еще лучше", "Я, извините, переоденусь. — Не беспокойся, в морге тебя переоденут!" Традиционно не обходятся без "Кавказской пленницы" и российские каналы, для которых этот фильм — один из проверенных способов в нужный момент привлечь массового зрителя к экрану телевизора.

В чем же секрет такого многолетнего успеха? Ведь фильмы, в отличие от книг и театральных спектаклей, довольно быстро устаревают. Вряд ли современный зритель понимает, в чем, собственно, хохма в диалоге героев Никулина и Фрунзика Мкртчяна: "Это, как его, волюнтаризм. — В моем доме не выражаться!" Слово как слово. А между тем "волюнтаризмом" клеймили в СССР период правления Никиты Хрущева, снятого с должности первого секретаря ЦК КПСС за несколько лет до выхода фильма. Такой вот кинокукиш в кармане от Гайдая.

Известный кинорежиссер Владимир Наумов полагает, что дело прежде всего — в таланте создателя "Кавказской пленницы". В интервью РИА Новости Владимир Наумович рассказал, что его коллега видел мир с неожиданной стороны: "Иногда совершенно серьезные вещи он подавал с другой стороны, иронической и комической. Он старался повернуть событие так, чтобы оно воспринималось весело и смешно".

Кроме того, по словам Наумова, картины Гайдая — светлые, "несущие ауру очищения и добра и поэтому, их хорошо смотреть даже тем людям, которым комедийный жанр не по душе".

Социолог СМИ и главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей полагает, что "Кавказская пленница", как и другие киноработы Гайдая, до сих пор привлекают к себе зрителей своим мощным позитивным зарядом.

Смеха хватает и сейчас — почти на всех телеканалах, считает Дондурей. "Но дело не в смехе и даже не в слезах. А в том, что тогда люди примерно представляли себе, зачем и ради чего они живут. А сегодня ничего этого нет, кроме денег", — подчеркнул эксперт. По его словам, картины Гайдая, при всей своей комедийной несерьезности, рассказывали, прежде всего, о человеческом благородстве.
Надо отметить, что Леонид Иович застал время коммерциализации, попытавшись отразить его в своих комедиях. Однако две его последние работы — "Частный детектив, или Операция "Кооперация" (1989) и "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" (1992) и близко не имели столь заметного зрительского успеха, как его ранние фильмы.

Владимир Наумов констатирует, что изменилось время — политическую цензуру заменили деньги. "Сейчас дали снимать все, что угодно, кто хочет, тот и снимает. Но очень трудно получить финансирование на какой-нибудь стоящий проект", — посетовал кинорежиссер.

Поклонникам картины стоит только порадоваться тому, что у Генерального секретаря ЦК КПСС оказалось неплохое чувство юмора и "кукиш" Гайдая его не смутил. Скорее, даже позабавил. Осталась в фильме и довольно крамольная по тем временам фраза о том, что, мол, в соседнем районе украли члена партии. Вначале ее должен был произносить герой Мкртчяна, личный водитель товарища Саахова и главный руководитель похищения девушки Нины, но после резкого протеста киночиновников хитрый Гайдай поручил произнести реплику Никулину. В итоге тот произнес ее, сплевывая арбузные косточки, столь по-дурацки, что стало понятно — это же Балбес, что с него возьмёшь?

Чинуши всегда стараются перестраховаться и запрещают то или иное произведение, чтобы, на всякий случай, не навлечь на себя гнев высокого начальства. Однако начальство часто оказывается либеральнее своих зашоренных подчиненных.

Подобным образом было, например, допущено к прокату "Белое солнце пустыни" Владимира Мотыля, которое поначалу категорически не понравилось руководству "Мосфильма". А вот Брежнев, посмотрев картину, оказался в восторге, и это решило судьбу одного из лучших отечественных фильмов. Можно вспомнить и знаменитую комедию Николая Гоголя "Ревизор", которая сначала была запрещена цензорами. И только благожелательный отзыв Николая I позволил пьесе занять свое заслуженное место в ряду русской классики.

Впрочем, и либерализм начальства имеет свои границы. Когда на волне популярности "Кавказской пленницы" Гайдай предложил снять вторую серию, в которой Трус, Бывалый и Балбес вместе с товарищем Сааховым и его личным шофером попадают на образцово-показательную зону, на такую идею у руководства не хватило чувства юмора.

От "ляпов" не застрахован ни один, даже самый прославленный режиссер. Не стала исключением и картина Леонида Гайдая, отмечающая в эти дни 45-летие. Впрочем, в подобных "народных" фильмах любой промах - это не ошибка, а лишь очередная "изюминка".

Амнезия Шурика

РИА Новости РИА Новости

Вицин, Никулин и Моргунов в фильме "Кавказская пленница"

Уже в самом названии фильма кроется известная нестыковка. Лента называется "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", и задумывалась она как продолжение нашумевшей "Операции Ы". Все верно - и Шурик тот же, и "великолепная троица". Непонятно только одно: как же главный герой не узнал в "кунаках" бандитов, покушавшихся на склад в первом фильме?

Карандаш-призрак

В эпизоде с уроком твиста на столе у героя Вицина, пересчитывающего деньги, лежит двусторонний карандаш, который сначала обращен красной стороной к Трусу, а спустя долю секунды - уже чудесным образом поворачивается синей.

Лже-рыба

Внимательный игрок в домино, просмотрев эпизод с сеансом одновременной игры, может заметить, что, в сущности, ни о какой рыбе, вопреки словам Балбеса, речи идти не может. Во-первых, в двух местах лежит кость "5:4", во вторых отсутствует кость "5:1".

Ботинки в реке

В сцене, где Нина вытаскивает Шурика из горной реки тот, прежде чем забраться в спальный мешок, сбрасывает ботинки. Продолжение всем известно: упакованный Шурик начинает прыгать по поляне и, в конце концов, сваливается с обрыва прямо в горную реку. Спортсменка и комсомолка вытаскивает его из воды. Но из реки Шурик выбирается в обуви.

Две гвоздики и прожорливая комсомолка

РИА Новости РИА Новости

Варлей, Никулин, Вицин и Моргунов в художественном фильме "Кавказская пленница"

Наибольшее число "ляпов" пришлось на сцены, снятые в доме товарища Саахова. Начать хотя бы с того, что глазок, в который за Ниной подглядывает герой Фрунзика Мкртчана, уже через минуту исчезает со стены. Еще одна "нестыковка" - поднос с едой. Трус, Балбес и Бывалый приносят Нине роскошный обед из фруктов и коврижек. А когда исполнение песни о султане окончено, зритель отчетливо видит, что поднос совершенно пуст. Выходит, что оголодавшая комсомолка "смела" целый стол с яствами за считанные минуты.

Марлевая повязка

Сцена, где Моргунову делают укол при помощи шприца, больше похожего на насос, тоже отмечена забавной нестыковкой. Друг Шурика, у которого не получается вытащить шприц из филейной части тела Бывалого, плюет на руки…через марлевую повязку.

"Настоящие" сосульки и "дикий" медведь

Гималайские медведи, подобные косолапому, выпрыгивающему из пещеры прямо на героев фильма, в данном регионе не обитают. Наверное, именно поэтому на "диком звере" отчетливо виден ошейник.

Не укроется от глаз внимательного зрителя и следующий факт: когда Вицин , Никулин и Моргунов в пылу погони забираются в рефрижератор, наружу они выходят покрытые "инеем". Выглядит все довольно натурально, за исключением сосулек на шляпе у Труса, раскачивающихся при каждом его движении.

Тень от микрофона

В эпизоде с "Лебединым Озером" справа от стоящего на коленях товарища Саахова отчетливо видна тень микрофона.

Высадили Шурика

РИА Новости

Демьяненко в фильме "Кавказская пленница"

В финале фильма, когда Шурик верхом на осле провожает Нину, к ним подъезжает автобус. На мгновение он скрывает героев, все ноги, включая ослиные, исчезают, и автобус уезжает. А спустя секунду на экране вновь появляется Шурик, едущий верхом вслед за удаляющимся автобусом. Как и почему молодого человека вместе с ослом высадили из транспортного средства, заставив добираться своими силами, зрителю остается только гадать.

Цензура и маленькие хитрости

Идея фильма родилась после того, как Гайдай прочитал в одной из газет историю о похищении девушки влюбленным джигитом в закавказской республике. Гайдай сразу хотел снимать своего друга Юрия Никулина и придумал для него роль. Но тот пошел в отказ: "В наши дни воруют невесту? Глупость! Сниматься не буду". Гайдаю удалось уговорить Никулина, пообещав вместе улучшить сценарий.

РИА Новости

Мкртчян, Этуш, Никулин и Моргунов в фильме "Кавказская пленница"

Советская цензура запретила следующую вступительную сцену фильма , которую придумали Гайдай и Никулин: Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву "Х". Следом появляется Балбес и дописывает букву "У". Увидевший это безобразие милиционер заливается трелью свиста. Но Балбес, не растерявшись, дописывает: "Художественный фильм".

Примечательно, что у Натальи Варлей не получилось озвучить свою героиню Нину. "Пленница" говорит голосом Надежды Румянцевой.

Фокус с поворотом головы Вицина на сто восемьдесят градусов снимали в несколько приемов. Первый: Вицин, опустив папаху на лицо, шевелит пальцами рук, сложенными на груди, - камера снимает, останавливается. Второй: Вицин надевает пиджак задом наперед, папаха на лице, пальцы шевелятся - камера снимает, останавливается. А эти кадры "разбиваются" еще одним куском, где снят затылок Георгия Михайловича: сначала под папахой, а потом когда ее сдвигают кверху.

РИА Новости

Вицин, Никулин и Моргунов в художественном фильме "Кавказская пленница"

Интересно и то, что в сцене торга в кабинете Саахова герой Мкртчяна говорит фразу - "Но ведь ты же не козу получаешь!". В этой фразе слово "получаешь" озвучил другой актер.

В сцене, где троица Вицин-Моргунов-Никулин пьёт пиво, Вицин будучи заядлым трезвенником, глотнул-таки настоящего пива.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Перед съемками картины о приключениях студента Шурика на Кавказе киногруппа поехала в Тбилиси и Цхинвал, чтобы изучить жизнь горцев.

– Мы встречались с местными жителями, правда, мало что из этих встреч вынесли – заканчивалось все обильными возлияниями, – вспоминает редактор фильма Анатолий Степанов. – Это и нашло отражение в фильме. Тосты, которые звучат в картине, – импровизация на темы тех, что мы услышали в этой поездке. А шофер-армянин, который нас возил, во многом стал прототипом Джабраила: Гайдай подметил его пластику, интонацию, а актер Фрунзик Мкртчян потом изобразил в фильме. А сами съемки проходили не на Кавказе, а в Крыму, он более приспособлен для этого, рядом Ялтинская киностудия, не нужно возить с собой огромное количество киноаппаратуры.

В закадровом тексте говорится, что в фильме специально не указано место действия, чтобы не быть несправедливым к другим горным районам. Актер Артем Карапетян, который читает текст от автора, озвучил также торговца на рынке, произносящего тост о кибернетике: исполнитель этой роли Эммануил Геллер не смог изобразить акцент. «Сделать это очень трудно: мало просто исковеркать слово, нужно привнести в речь особенности родного языка, – рассказывает Артем Карапетян. – У меня в этой сцене усредненный кавказский акцент, но ближе он все-таки к грузинскому».

Загс на «Мосфильме»

Когда киногруппа приехала на выбор натуры в Крым, обнаружила, что его дороги слишком плохи, чтобы показывать их на экране. Поэтому на съемки привезли с собой… дорожные столбики – для красоты. «Их было штук 50, и мы перевозили их с одного места съемок на другое, – вспоминает второй оператор Евгений Гуслинский. – А в сцене, где столбики падают, их тянули за леску».

Сцену первой встречи Шурика с Ниной снимали в поселке Куйбышево. Ослика для съемок (на самом деле это была ослица по имени Люся) нашли у местных жителей. После съемок она была передана в зооуголок Детского парка в Симферополе, а в недавнем прошлом снялась в фильмах «Спецназ» и «9 рота». На съемках «Кавказской пленницы», чтобы заставить Люсю стоять на месте, в торбы, которые она везет, положили очень тяжелый груз. А у осликов есть особенность: если взвалить на животное ношу хоть немного тяжелее той, что оно может нести, – не двинется с места. Потом груз вынули, и ослица сама пошла за Натальей Варлей, играющей Нину. Перед съемками они подружились: Люся знала, что у актрисы всегда найдется для нее кусочек сахара.

Рядом с горным массивом Демерджи снимали камень, на котором Нина танцует, напевая песенку про медведей. В ста метрах от него находится дерево грецкого ореха, на котором в фильме сидит Юрий Никулин, играющий Балбеса. Дереву около 600 лет, окружность его ствола – 296 сантиметров. Сейчас рядом с ним висит табличка «Никулинский орех», на фоне которой любят фотографироваться туристы.

А загс, в открытии которого принимает участие Нина, снимали в двух местах: в Алуште и на «Мосфильме». «Чтобы не везти в Крым большую группу людей, загс выстроили на центральной площади киностудии, – говорит Евгений Гуслинский. – А другую сторону двора снимали в Крыму, герои стоят на фоне горы – это придало сцене южный колорит».

Опасная река

Горную речку, в которой тонет Шурик, снимали не в Крыму, а под Сочи, на реке Мзымта. Течение в ней было настолько быстрым, что страховщики не смогли вовремя поймать спальный мешок с актером Александром Демьяненко, догнать его удалось лишь через несколько десятков метров. Речка была еще и ледяная, поэтому в сцене, где Нина прыгает в воду за Шуриком, сначала хотели снимать местных ребятишек, которые купались даже в холодную погоду. Но потом нашлась девушка, представившаяся мастером спорта по плаванию. На нее надели костюм героини, подстригли под Нину. Она прыгнула в воду и… пошла ко дну. Оказалось, что девушка вовсе не спортсменка и даже не умеет плавать, но ей очень хотелось сняться в кино. После этого Наталья Варлей снималась сама. После съемок ее растирали спиртом и кутали в одеяло.

Когда фильм был готов, он чуть не лег на полку из-за… фамилии товарища Саахова. «Сначала у него была другая фамилия, состоящая из двух междометий, – Ахохов, – вспоминает Анатолий Степанов. – Мы так радовались этой выдумке, но потом узнали, что человек с такой фамилией был секретарем компартии одной из республик. Тогда был придуман Саахов. На «Мосфильме» был секретарь парткома по фамилии Сааков, который на одном из заседаний бурно клеймил Гайдая. И тот взял для героя его фамилию, изменив одну букву. Потом из-за этого был жуткий скандал, картину запретили. Но ситуацию спас Юрий Никулин. Он был на приеме у министра культуры Екатерины Фурцевой и, глядя на нее своими наивными глазками, спросил: «Что же происходит на «Мосфильме»? Из-за отдаленного сходства с фамилией секретаря парткома запрещают картину!» Екатерина Алексеевна возмутилась: «Это безобразие!» Немедленно позвонила куда нужно, и фильм был выпущен».

Алле-оп!

Актрису на роль Нины долго не могли выбрать. «Тогда обратились за помощью к нашему администратору Сергею Каграманову – маленькому горбуну, веселому, разбитному и, как считалось, большому сердцееду, – говорит Анатолий Степанов. – Гайдай показал ему пробы и сказал: «Назови актрису, и я ее утвержу!» Сережа сказал: «Варлей!» И Гайдай сдержал обещание».

Съемки погони Шурика за Трусом, Балбесом и Бывалым, похитившими Нину, были опасными, особенно момент, когда Балбес вылезает из машины и пытается перерезать веревку, которой Шурик заарканил их автомобиль. «Юрий Никулин лежал на доске, которую подсунули ему под одежду, – рассказывает Евгений Гуслинский. – А я с камерой разместился на листе фанеры, которую прикрепили к машине чуть ниже. Было страшно: резкий поворот – и я слечу в пропасть. Но, к счастью, все обошлось».

Операторский прием замедленной съемки в сцене, когда Трус, Балбес и Бывалый выходят из рефрижератора, – результат… оплошности. «Я не успел поставить нужную скорость, а режиссер говорит: «Быстро бери камеру и снимай!» – вспоминает Евгений Гуслинский. – Но замедленная съемка получилась кстати, и решили так и оставить». Водителя фуры сыграл Николай Гаро, ставший впоследствии кинопродюсером. «Я приехал в Крым к своей будущей жене, которая работала на «Кавказской пленнице» монтажницей, – вспоминает он. – Леонид Иович меня поймал: «Снимись в эпизоде!» Эта сцена сначала была больше: мой герой ехал в кабине, включал приемник, напевал мелодию. Кстати, из барана, которого в кадре вытаскивает из рефрижератора Юрий Никулин, потом приготовили вкусный шашлык».

Екатерина Салтыкова

«Кавказская пленница» - культовый фильм советских времен, который многие с удовольствием просмотрели уже десятки раз. Его давно растащили на цитаты, а песню о медведях, которые крутят земную ось, с удовольствием подпевают миллионы зрителей.

Крымские Кавказские горы

Кинематограф имеет весьма отдаленное отношение к действительности: кто-то скажет: обман, кто-то - иллюзия. Так что ничего удивительного в том, что место, где снимали «Кавказскую пленницу», географически расположено далеко от кавказских вершин, нет. Практически на протяжении всего фильма зрителям демонстрируются крымские пейзажи.

Единственное, чего не нашлось на полуострове, так это достаточно полноводной горной реки, которую должен был форсировать застрявший в спальном мешке Шурик. Благодаря этому и можно встретить в перечислении мест, где снимали «Кавказскую пленницу», Сочи - на самом деле сам город в фильме не фигурирует. Сцена чудесного спасения главного героя происходит на между курортом Красная Поляна и Адлером. Эти кадры - одни из немногочисленных эпизодов фильма, имеющие отношение к географическому Кавказу.

Еще один момент, снятый возле речки, - разбивающаяся бочка, на которой мчались по горной дороге Шурик с Эдиком, пытаясь спасти похищенную Нину. Практически вся остальная «натура» отснята на ЮБК.

Знаменитый орех

В роли кавказских вершин в картине фигурирует крымский горный массив Демерджи (находится в 10 километрах от Алушты). Тут, на территории, где снимали «Кавказскую пленницу», растет и знаменитый гигантский орех, с развилки которого Никулин швырялся подручными «снарядами», неосторожно подбив глаз собственному же соратнику - Моргунову.

Дерево - гордость местных жителей, настоящий сторожил. Ему уже более полусотни лет, а ствол в обхвате достигает трех метров. Табличка неподалеку гласит: «Никулинский орех», и сфотографироваться на нем считают делом чести многочисленные туристы.

Разоблачение недобросовестных дельцов

В паре шагов находится и двухметровая каменная скала, на которой (по утверждению местных предприимчивых граждан) Нина пела Шурику песню про медведей. Такое надувательство долго не давало покоя многочисленным знатокам и поклонникам фильма: они утверждали, что это место не имеет ни малейшего отношения к тому камню, где снимали «Кавказскую пленницу»: в Крыму, к счастью, очень узнаваемые пейзажи.

По ним относительно недавно и обнаружили «аутентичный валун»: он тоже расположен относительно недалеко от «Никулинского ореха», всего в ста метрах. Но вкарабкаться на него сейчас было бы проблематично: местность заросла шиповником и ежевикой. С их колючками туристы не горят особенным желанием знакомиться ближе.

Паломничество туристов

Каждый крымчанин с гордостью расскажет, в каком городе снимали «Кавказскую пленницу»: места пребывания знаменитых героев в Алуште давно превратились в туристическую достопримечательность. Местные жители пересказывают бесконечные байки и легенды, связанные с фильмом. Эти мифы сочны и колоритны, но далеко не все они соответствуют действительности.

Так, некоторые энтузиасты утверждают, что одно из зданий, где снимали «Кавказскую пленницу», - алуштинский ресторан «Солнечный» (сейчас в нем находится клуб UNDERWORLD). Именно там, дескать, коварные «друзья» жениха договариваются с Шуриком о краже невесты. На самом деле большинство сцен в помещении снимались в мосфильмовских павильонах, и эта - не исключение. Обстановка, показанная в фильме, действительно напоминает интерьер упомянутого ресторана, но, тем не менее, это всего лишь декорации.

Узнаваемые места

Несколько лет назад в Симферополе сняли фильм «По следам «Кавказской пленницы». В нем события 50-летней давности задокументированы очень точно и достоверно.

Так, эпизод, в котором товарищ Саахов знакомится с главной героиней, снят действительно в Алуште. В кадре видны ступеньки, где снимали «Кавказскую пленницу»: они соединяют переулок Крапивный с улицей Багликова. Дом, в который вбегают Шурик с Эдиком, переодетые санитарами, был в те времена жилым и находится справа от алуштинской Генуэзской башни (ее видно в кадре). В эпизоде, где раскаявшийся главный герой рассказывает несостоявшемуся жениху о своем нечаянном участии в похищении Нины, на заднем плане виден пансионат «Северная Двина». Знаменитая сцена с распиванием хмельных напитков снималась неподалеку от местного парка аттракционов, а уроки твиста Моргунов давал на танцплощадке пансионата «Чайка».

Алушта пестрит памятными местами, где снимали «Кавказскую пленницу»: фото разнообразных реликвий, связанных с фильмом, можно встретить на многочисленных форумах и в социальных сетях. Туристы нашли и запечатлели даже лестницу, с которой Шурик прыгал на осла: она обнаружилась в одном из алуштинских дворов, хозяйка ею очень гордится.

Участие горожан и ослица-кинозвезда

Очевидцев событий и их потомков в городе великое множество. Скрупулезные исследователи насчитали в массовочных сценах почти полтысячи местных жителей. Согласно одному из рассказов, мальчишки, заглядывающие в танцзал, где желающие приобщиться к западной культуре отплясывают твист, действительно оказались на случайно. Сначала ребята получили выволочку, но в результате сцену оставили: импровизация Вицина, который съел «неучтенный билетик», а потом замахнулся на докучливых пацанов, понравилась Гайдаю.

Съемки начались 1 июня в окрестностях Алушты: первые два дня снимали путешествие Шурика на его колоритном упрямом скакуне. Еще десять лет назад ослица Люся, звезда «Кавказской пленницы», была еще жива. Утверждают, что именно она снималась в фильме «9 рота». Насколько это правда, неизвестно: по человеческим меркам ей уже далеко за сто, ведь в среднем продолжительность ослиной жизни составляет около 30-40 лет, и только некоторые особи доживают до преклонного шестидесятилетнего возраста. Согласно некоторым источникам, ослица-кинозвезда родилась в 1947 году. На момент съемок в «9 роте» ей должно было быть уже 58 лет.

Поселок Лучистый

3 июня снимали эпизод с прощанием главных героев на базе, а 4-го - сцену, в которой «студентка, комсомолка и просто красавица» демонстрирует альпинистские таланты. Скалы, с которых спускается Нина, находятся неподалеку от Лучистого (поселок возле Алушты, где снимали фильм «Кавказская пленница»). В этом же селе Шурик влезал в а Нина над ним смеялась.

Потом уже начинаются киношные мистификации: покатившись по крымскому склону, главный герой оказывается в уже упомянутой кавказской речке Мзымте. Варлей вспоминала, что температура воды в ней была около 7 градусов, поэтому они с Демьяненко так натурально трясутся от холода.

Еще через несколько минут появится среди мест, где снимали «Кавказскую пленницу», Абхазия: в сцене похищения Нины, когда Трус, Балбес и Бывалый встречают милиционера на мотоцикле и удачно выдают извивающуюся девушку за барашка, некоторые любители фильма вроде бы опознали дорогу, ведущую к озеру Рица. По информации из других источников, эта сцена снята в селе Лучистом, даже указана конкретная дата - 7 июля, и не имеет к Абхазии никакого отношения.

Симферопольский забор

8 июня съемочная группа находилась в Симферополе: на пленку запечатляли побег Шурика из сумасшедшего дома. Приметный забор, через который с помощью хитроумного приспособления (и сочувствующих пациентов) перепрыгивает герой, - ограждение консервного завода имени 1 Мая. Его с удовольствием опознают по характерным столбикам и местные жители, и туристы.

Уже на следующий день киношники вернулись в облюбованную Алушту и продолжили съемки заточения Демьяненко: сцены в больничном саду снимались здесь.

Окрестности Алушты

В кино частенько снимают сначала финал, а потом начало: нет ничего удивительного, что к эпизоду знакомства с Эдиком, проклинающему день, когда он «сел за баранку этого пылесоса», приступили только в середине июня (13 числа), уже после побега Шурика из психдиспансера. Местные краеведы утверждают, что сцена, где за красавицей Ниной следует сначала заупрямившийся осёл, а потом и заглохшая санитарная машина, происходит на шоссе между Высоким и Куйбышево. Гора, виднеющаяся на дальнем плане, называется Утюг - по ней местность и опознали.

Ближайшие окрестности изобилуют местами, где снимали «Кавказскую пленницу» Гайдая: фото со съемок демонстрируют пейзажи близ Алушты и Алупки (Моргунов засыпает во время преследования беглянки на «серпантине» Ай-Петри).

Съемочная страда

В поселке Куйбышево знакомятся Нина и Шурик, потом в селе Никита снимают «альпинистскую базу», на которой главный герой сначала ищет, а потом похищает девушку.

Уже 27 июня группа переезжает в Лучистое, и после этого крымские съемки проводятся только здесь или в Алуште. Актеры и другие участники с удовольствием вспоминали эти времена. Многочисленные экспромты, неожиданные смешные сцены, импровизированные шутки - истории их создания давно стали достоянием общественности и обросли многочисленными легендами.

В последний день лета, 31 августа, съемочная группа уехала в Москву, где снимали фильм «Кавказская пленница» уже в павильонах (например, сцены в коридорах больницы, кабинет Саахова, милицейский участок, произнесение тостов в ресторане).

В середине октября (с 7-го по 14-е) 12 участников фильма находились в Алуште: нужно было доснять некоторые недостающие фрагменты. В это время был закончен финал картины (Нина и Шурик идут к остановке, ослик бежит за уезжающей маршруткой) и несколько сцен открытия Дворца бракосочетаний (смеющаяся Нина стоит в толпе зрителей). Многие пытаются найти соответствующую постройку в Алуште и даже утверждают, что это здание местной милиции, но на самом деле в городе снимали только толпу, а все остальное - надлежащим образом оформленный двор киностудии.

Ремейк

В 2014 году на экраны вышел ремейк известной комедии, за что генеральный продюсер картины Федор Бондарчук вместе с режиссером Максимом Воронковым удостоились шквала уничтожающей критики. Если Гайдай предпочел снять свой фильм в Крыму, то местом, где снимали «Кавказскую пленницу-2», являются горы, фигурирующие в названии. В этом нет ничего удивительного (ехидно отмечают комментаторы), если учесть, что заказчиком и главным спонсором съемок являлась компания «Курорты Северного Кавказа». Следуя передовому европейскому опыту, предприятие решило таким образом привлечь туристов: продемонстрировать пленительные горные виды, создать положительный имидж региона и т. д., и т. п.

Съемки происходили в том числе и неподалеку от поселка Орджоникидзевского (Карачаево-Черкессия). Теперь у местных жителей тоже есть достопримечательность: шаткий деревянный мостик через речку Кубань, где снимали «Кавказскую пленницу-2». В процессе съемок многие по незнанию называли фильм продолжением знаменитой комедии. Разумеется, это не так: сценарий практически полностью повторяет оригинал - создатели картины предлагают зрителям смеяться над шутками, известными с детства, однако качество их исполнения, к сожалению, не идет ни в какое сравнение с тем, что было отснято почти полвека назад.