Описание картины первые зрители сыромятникова краткое содержание. Урок русского языка

Описание картины «Первые зрители» можно предварить несколькими строчками о ее авторе - Екатерине Васильевне Сыромятниковой, которая до сих пор проживает в Москве, и сейчас ей 99 лет. Родилась художница в 1914 году в городе Харькове.

Славная династия

Тонкий мастер пейзажа и натюрморта, она передала свой талант дочери и внукам, образовав прекрасную художественную династию. Ее дочь и зять - заслуженные
художники России. Бабушка, дочь (Кира Юрьевна Рябинина, мастер по фарфору) и внучка (художница Екатерина Лукьянова) в разные времена окончили институт имени В. И. Сурикова. Замечательная, талантливая семья. Произведения этих художников охотно покупаются, картины бабушки полностью находятся в частных отечественных и зарубежных коллекциях. Очень мало сведений об этой замечательной художнице можно почерпнуть из доступных источников, хотя в 70-х годах был составлен каталог ее работ. Но и по доступным к ознакомлению картинам - «Вид с Воробъевых гор», «Пионы» и «Комнатные цветы» можно судить о таланте автора. Однако одну самую известную, потому что ее репродукция помещена в учебник для 6-го класса, знают многие. Ее предлагают к написанию школьных сочинений. Этим она очень напоминает картину Федора Решетникова об очередной двойке.

Картина в комнате и краски, и кресло мягкое в углу…

Можно начинать описание картины. Сыромятникова «Первые зрители» написала в начале творческого пути. Может быть, у некоторых художников того периода было ощущение покоя и радости, но многие полотна, отображающие жанровые сценки и относящиеся к пропитаны этими чувствами. Картина знакома с детства, но почему-то при взгляде на нее спустя приличное время вспомнились финальные кадры фильма «Весна на Заречной улице». То же распахнутое окно, то же обилие воздуха, те же березы за окном, покрытые молодой зеленью, то же ощущение, что впереди у этих ребят еще многое… Продолжим описание картины. Сыромятникова «Первые зрители» рисовала, очевидно, на даче. Может быть в Переделкине, а может быть, и в другом районе Подмосковья. Время, отображенное на полотне, - начало лета.

Возможный сценарий

У мальчишек каникулы. Скорее всего, они шли на речку знакомым маршрутом. Можно предположить, что каждый день они видели распахнутое окно, а за ним, в глубине комнаты - художника, рисующего какую-то картину, повернутую к ним торцом. Конечно, им было любопытно, что интересного нашел мастер в пейзаже, знакомом им до последнего листика. И вдруг, в один из дней, за распахнутым окном что-то изменилось - хозяина комнаты нет, а полотно повернуто к ним лицом. Естественно предположить, что, воспользовавшись моментом, ребята подошли поближе. Мальчика помладше возрастом, заинтересовала комната столичного гостя, а его друг потрясен - на картине изображены они сами. Конечно же, это вольное описание картины. Сыромятникова «Первые зрители» могла и не посвящать местным жителям. Но то, что сюжет таинственной картины перекликается с полотном Екатерины Васильевны, несомненно. Та же тишина, обилие свежего воздуха, солнца и зелени. В мировой живописи распахнутое окно встречается довольно часто. Есть замечательная картина художника Эндрю Уайета «Ветер с моря». Прекрасное полотно! Но окно там распахнуто в американскую действительность. А у нас - Подмосковье.

Полотно, дарящее радость

Картина настолько хороша, что вдохновила поэта Игоря Брумера на тонкое и лирическое стихотворение «Картина. Комната. Мальчишки». Хочется привести его целиком, но в статье не получится. А ведь не очень часто полотнам художников посвящаются стихи. Тем более художникам, о которых и найти-то ничего невозможно, кроме того, что цикл «Обнаженная женская фигура» был полностью раскуплен в Японии, куда на выставку советские художники привезли свои полотна.

Хочется продолжать и продолжать описание картины. Сыромятникова «Первые зрители» посвятила и творчеству художника. Глядя на полотно, так и видишь мастера, закончившего произведение, вытирающего тряпкой руки и улыбающегося своей картине. А тут и соседские мальчишки идут на речку. Художник тут же решает проверить реакцию первых зрителей, разворачивает полотно и прячется. Изящная, ясная, ироничная и радостная картина «Первые зрители». Сыромятникова вообще не изображала на своих полотнах кипение страстей. Хорошо, что полотна размещена в школьном учебнике, и дети по ней пишут сочинения.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Сыромятниковой Екатерины Васильевны

Екатерина Васильевна Сыромятникова – известная советская художница, работы которой демонстрировались на персональных выставках, как в России, так и за рубежом. Многие картины перешли в частные коллекции.

Династия

Екатерина Васильевна родом из Украины. Она появилась на свет 24 ноября 1914 года в Харькове. Прекрасно владевшая мастерством написания пейзажей и натюрмортов, художница смогла передать свои необыкновенные способности не только дочери, но и внукам. В итоге стала у истоков самой настоящей художественной династии.

Примечательно, что представители этого славного поколения прошли обучение в московском институте, носящем имя знаменитого русского живописца, непревзойденного создателя масштабных исторических полотен . Речь идет, в частности, о дочери Кире Рябининой и внучке Екатерине Лукьяновой. Кстати, и зять, так же как и Кира Юрьевна, отмечен званием заслуженного художника России.

Их произведения всегда активно раскупались почитателями художественного творчества. Иметь в собственности такие картины считали за честь не только отечественные, но и зарубежные коллекционеры.

Работы

Полный каталог работ Екатерины Сыромятниковой был составлен еще в 70-е годы прошлого столетия. В то же время о жизни выдающегося мастера живописи, а также о ее творчестве в открытом доступе можно найти довольно скудную информацию.

Несмотря на скупые сведения о художнице, с некоторыми картинами все же можно ознакомиться. И сразу разглядеть талант автора. Достаточно посмотреть хотя бы на «Вид с Воробьевых гор», «Комнатные цветы», «Пионы».

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Но самым известным произведением Екатерины Васильевны стало, пожалуй, полотно «Первые зрители». Его Сыромятникова написала в самом начале своего творческого пути, однако картина сразу же была официально возведена в ранг образчика изобразительного искусства.

Не следует забывать о том, что творила художница в основном в советскую эпоху. Тогда очень ценились картины, написанные в мягких тонах и напоминающие гражданам о счастливом детстве. Например, работы , одна из которых, под названием «Опять двойка», размещалась в школьных учебниках, о ней писались сочинения. Такая же история произошла и с картиной «Первые зрители». Екатерина Васильевна, по всей видимости, написала ее на даче в начале лета. По крайней мере, есть информация о том, что в 1929 году, когда было создано это полотно, Сыромятникова отдыхала в подмосковной деревне Лигачево.

Распахнутое окно, милые березки немного поодаль и двое мальчишек, заглянувшие с улицы внутрь комнаты. Несомненно, их внимание привлек мольберт, обращенный к окну. Очень интересная получилась картина, и в некоторой степени даже таинственная. Невзирая на то, что в мировой живописи много примеров работ, на которых изображен вид из открытого окна, русской художнице удалось создать свой, непохожий на другие, шедевр. Картина заняла подобающее ей место в главном музее национального русского искусства – Третьяковской галерее.

Художественная работа Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» необычайно реалистичная и жизненная. На первый взгляд, читатель наблюдает за совершенно обычной бытовой зарисовкой, которая никого не удивит и возможно, не привлечет должное внимание. Однако если внимательно всмотреться в художественное полотно, можно разглядеть его особенность.

В картине «Первые зрители» художник совмещает несколько стилей, тем самым, превращая ее в уникальное произведение искусства. На заднем плане мы видим прекрасный пейзаж, который передан в ярких красках. Середину полотна заполняют портреты любопытных мальчишек, которые заглядывают через открытое окно. А на переднем плане искусно передано описание мастерской, в которой художник творит свои работы.

За окошком лето! Погода теплая и солнечная! Березки, которые изображены на полянке, раскинули свои ветви и расправили листочки. В такой отличный день два друга решили прогуляться по деревне. И тут на их пути появился небольшой домик. Окошко было открыто, однако внутри домика никого не было. Поэтому, любопытные мальчишки и решили позаглядывать, узнать, что же там внутри.

Оказывается, это художественная мастерская. Наверное, художник вышел ненадолго на прогулку, оставив все свои рабочие инструменты. Именно они и привлекли внимание проходящих мальчишек. Ведь такие приспособления как мольберт, кисти и палитру, набросанные эскизы работ главные герои видят впервые.

Один из мальчишек рассматривает картину, которая повернута к окну. Мы не можем увидеть то, что на ней изображено. Но это не столь важно! Второй мальчишка рассматривает то, что расположено в комнате. Как же это все незнакомо и невероятно интересно. Данное полотно излучает свет! Оно передано в мягких, приятных палитрах. И это привлекает внимание зрителей, пробуждает интерес к тому, что там изображено.

Тема: Подготовка к сочинению - описанию по картине

Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

Цели урока:

Образовательная

Продолжить формировать умение составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.

Развивающая

Развивать и обогащать речь учащихся словами, связанными с темой картины, и средствами выражения замысла художника.

Воспитательная

Воспитывать интерес к произведениям искусства, в частности, к творчеству Е.В.Сыромятниковой.

Запись на доске:

а) число, тема урока;

б) запись слов: выставка, живопись, живописец, картина, кисть, мастерская, мольберт, палитра, подрамник, холст, этюдник, этюд;

в) план сочинения.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: Сочинение- описание по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

Мы будем учиться составлять текст по картине, подбирать нужные для сочинения слова, вспомним композицию рассказа-повествования.

Но картина, о которой мы будем с вами говорить сегодня, не совсем обычная. А вот в чём её необычность, нам предстоит выяснить.

Обратите внимание на то, что и картина, по которой мы будем работать, называется «Первые зрители».

    Знакомство с творчеством художника.

Мы всегда перед началом работы над сочинением по картине узнавали как можно больше об авторе, то есть о художнике. По сложившейся традиции познакомимся с самим автором.

Слово о художнике

Сыромятникова Екатерина Васильевна 24 ноября 1914 года в Харькове. Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. В.И. Сурикова до 1948 года. Постоянный экспонент московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок.

После выставки «Советское современное искусство», проходившей в Японии в 1976 году, все ее работы были приобретены в частные коллекции. Там же состоялась выставка целой серии работ. Был издан каталог. Работы художницы находятся в частных собраниях в России и за рубежом.

Е.В.Сыромятникова – личность многогранная, творческая. Большая часть её работ выполнена в стиле реализма, однако от произведения к произведению стиль работ неуловимо менялся, создавая особое настроение.

Картина Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» посвящена творчеству, точнее, сотворчеству. Создателю любого произведения, будь то роман, музыкальная пьеса или живописное полотно, требуется зритель, который и смог бы оценить творение.

Наиболее важные сведения об авторе картины мы можем включить в начало сочинения.

Вспомните, как называется первая часть сочинения?

(Вступление).

Что будем писать в первом пункте плана?

( I . Екатерина Васильевна Сыромятникова – личность художника.

или: Е.В.Сыромятникова – автор картины «Первые зрители»).

Сначала я хочу, чтобы вы объяснили лексическое значение слов, которые используют в своей речи художники.

Как называются слова, используемые людьми той или иной профессии?

( Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности.)

Сейчас мы будем рассматривать репродукцию картины «Первые зрители» и попутно объяснять лексическое значение слов, которые будем использовать в сочинениях.

4. Работа над репродукцией картины «Первые зрители».

Составление примерного плана сочинения.

а) - Рассмотрите внимательно картину и перечислите всё, что на ней изображено.

(Комната художника (или мастерская); два мальчика, заглядывающие в окно; за окном – берёзы, лес; огромное окно, распахнутое настежь; занавески; мольберт с холстом; деревянный табурет; палитра и кисти; этюдник; букет ромашек; кресло.)

Что такое мольберт ?

( Мольберт – подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, доску, картон.)

Что такое палитра ?

( Палитра – небольшая тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок с отверстием для пальца. А также палитрой называют подбор красочных сочетаний в картине художника.)

Как вы понимаете значение слова подрамник ?

( Подрамник – остов, на который натягивается холст для живописной работы.)

б) - Опишите некоторые детали обстановки комнаты художника.

(В углу у окна, затенённое, стоит старинное кресло с изящными деревянными подлокотниками и гнутыми ножками. Тонкая светлая занавеска отодвинута до самого края полностью распахнутого окна и слегка колышется. На полу стоит керамическая ваза с букетом полевых ромашек. Можно заметить и этюдник, прислонённый к стене под окном.)

Что такое этюдник?

( Этюдник – специальный плоский деревянный ящик для хранения красок, кистей и палитры и местом для помещения этюда. Некоторые этюдники имеют выдвижные ножки, что очень удобно при рисовании на природе.

Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры. Этюд – это подготовка к большому произведению.)

в) - Мы не видим того, что изображено на холсте художника. А как вы думаете, что он мог нарисовать?

(Точно ответить на вопрос нельзя, но можно предположить. Скорее всего – природу, возможно, ту, что видна из окна. Возможно, букет полевых ромашек, стоящий около мольберта.)

Что мог наблюдать художник из своего окна?

(Через открытое окно комнаты художника виднеется прекрасный пейзаж. Мы видим белые с коричневым стволы берёз, их молодую свежую зелень. За берёзами – поляна, трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес. Он словно окутан дымкой.)

г) - В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины.

Что так заинтересовало ребят в комнате художника?

(Темноволосый мальчик в красной рубашке перекинулся через подоконник и заглядывает в правый угол, невидимый для зрителей. Видимо, он нашёл там что-то интересное для себя. Может быть, это кошка живописца, а может – другая картина. Другой мальчик – он постарше, брюнет, на нём бело-голубая футболка – с любопытством рассматривает обращённый к нему холст – на губах лёгкая улыбка, в глазах словно бы застыл неподдельный интерес к работе мастера.)

д) - Что изображено за окном?

(За окном – ясный летний день, видны белоснежные тонкие стволы покрытых сочной листвой берёз, вдали темнеет лес. Возникает ощущение тёплого солнца, ласкового ветерка; слышится задорный птичий щебет, шёпот листьев.

Не будем забывать о плане сочинения. Как называется вторая часть?

(Основная часть).

Что запишем во второй части?

( II . Описание картины:

б) картина художника;

в) вид за окном;

г) первые зрители.

е) - Попытайтесь передать общее настроение картины.

(Общее настроение картины можно сравнить только с пейзажем за окном – летнее, приподнятое, жизнерадостное.)

Что мы должны отразить в сочинении, то есть сделать идеей своего сочинения?

(Пока у художника есть зрители, пусть даже такие юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей.)

Как называется третий пункт плана?

(Заключение).

Как мы его назовём?

( III . Общее настроение картины и её идея.)

Из ваших высказываний можно сделать следующий вывод.

Во-первых, картина Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» необычна прежде всего по жанру. Здесь есть и пейзаж за окном, и интерьер комнаты, и портрет мальчиков.

Во-вторых, мы можем придумать рассказ-повествование от трёх разных лиц: самой Е.В. Сыромятниковой ; неизвестного художника , хозяина мастерской, и заглядывающих в окно мальчиков .

I . Е.В.Сыромятникова – автор картины «Первые зрители»

II . Описание картины:

а) обстановка комнаты художника;

б) картина художника;

в) вид за окном;

г) первые зрители.

III . Общее настроение картины и её идея.

5. Подбор и систематизация материала к сочинению

6. Устное составление варианта сочинения

Перед нами картина Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители». Эта картина интересна по жанру: здесь есть и пейзаж за окном, и интерьер комнаты и портрет мальчиков.
За окном мы видим березовую рощу в жаркий летний день. Погода стоит солнечная, безветренная. Возможно, именно этот пейзаж писал неизвестный нам художник на своем полотне.
А может быть там изображен натюрморт с букетом ромашек? А может быть чей-нибудь портрет? Точно сказать нельзя. Очень хочется заглянуть за мольберт и увидеть то, что видят мальчики.
Наверное, ребята живут где-то рядом и интересуются работой художника. Они выбрали момент, когда мастер вышел из комнаты, и подбежали к окну. Старший мальчик внимательно рассматривает картину. А младшему больше интересна сама комната. Ведь это не просто комната, эта мастерская художника. Здесь есть мольберт с картиной, палитра с красками, а под окном стоит папка с эскизами. В комнате чисто и светло. У окна стоит старинное кресло с резными ножками и подлокотниками. Наверное, сам художник или его гости садятся в кресло, чтобы рассматривать новые работу.
Эта картина особенно интересна тем, что в ней есть тайна, загадка. Каждый зритель обязательно задумывается, что изображено на полотне, которое мы не можем видеть. Каждый может представить себе что-то свое, то, что подсказывает его фантазия.
Мне нравится картины, которые заставляют остановиться и задуматься.

7. Написание на черновик

8. Редактирование

9. Переписывание набело.

10 . Подведение итогов урока. Рефлексия.

    Что я сегодня узнал нового на уроке.

    Чему я сегодня научился.

    Какую информацию я хочу еще получить.

Урок: Сочинение по картине И.В.Сыромятниковой «Первые зрители»

Цель урока:

Подготовить учащихся к написанию сочинения

Задачи:

Образовательная

    Продолжить формировать умение составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.

    Продолжить знакомить учащихся с особенностями художественного описания картины.

Развивающая

    Развивать и обогащать речь учащихся словами, связанными с темой картины, и средствами выражения замысла художника.

    Развивать мышление, устную и письменную речь, творческое воображение детей.

Воспитательная

    Воспитывать интерес к произведениям искусства, в частности, к творчеству Е.В.Сыромятниковой.

Запись на доске:

а) число, тема урока;

б) домашняя работа.

Ход урока.

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня, ребята на нашем уроке присутствуют уважаемые гости, учителя русского языка и литературы нашего района.

Ребята, сегодня на нашем уроке мы с вами посетим картинную галерею. Предлагаю вашему вниманию вот эти картины, они вам знакомы? А напомните мне авторов и название этих картин.

( Александр Михайлович Герасимов «После дождя» фрагмент картины Мокрая терраса; Татьяна Ниловна Яблонская «Утро» девочка делает утреннюю гимнастику; Николай Петрович Крымов «Зимний вечер» )

Сегодня мы продолжим экскурсию по нашей картинной галерее и познакомимся с новой картиной.

Давайте подойдем поближе к этой картине.

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Это все верно. Но картина эта не совсем обычная, а вот в чем ее необычность, нам и предстоит выяснить.

Следовательно, тема нашего сегодняшнего урока звучит так, «Подготовка к написанию сочинения по картине Екатерины Васильевны Сыромятниковой «Первые зрители».

Мы всегда перед началом работы над сочинением по картине узнаем как можно больше об авторе, к сожалению портрета Екатерины Васильевны мне найти не удалось.

По сложившейся традиции познакомимся с самим автором.

Сыромятникова Екатерина Васильевна родилась 24 ноября 1914 года в г.Харькове, который находится в Украине, второй город после Киева, граничит с Донецкой и Луганской областями.

Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. Василия Ивановича Сурикова до 1948 года.

Она изображала на своих картинах русскую природу, картины русской жизни, любила писать портреты детей.

Это жизнелюбивый, яркий человек, умеющий находить необычное в самом обычном.

После выставки «Советское современное искусство», проходившей в Японии в 1976 году, все ее работы были приобретены в частные коллекции. Там же состоялась

выставка целой серии ее работ. Работы художницы находятся в частных собраниях в России и за рубежом.

Е.В.Сыромятникова – личность многогранная, творческая. Большая часть её работ выполнена в стиле реализма.

Ребята, а вы знаете, что такое реализм?

Давайте обратимся к толковому словарю русского языка Ожегова. (Галиябану зачитывает)

Реализм – это течение в искусстве, которое, прежде всего, относится к литературе и живописи. Представители данного направления старались максимально точно и правдиво передать окружающую действительность. Реализм в живописи предполагает наиболее реалистичное изображение окружающего мира. Среди крупнейших представителей стиля реализма в искустве19-20 вв. были Илья Ефимович Репин «Бурлаки на Волге» В.И. Суриков «Боярыня Морозова», И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору», Василий Григорьевич Перов «Плач Ярославны».

Работа над репродукцией картины «Первые зрители».

Составление примерного плана сочинения.

Глядя на картину « Первые зрители», мы видим, что она полна света, ярких красок, свежести и тепла летнего дня.

- Но, самое интересное, что здесь, ребята – то, что это картина в картине.

Мы с вами смотрим на картину художника Сыромятниковой , а ребята – герои этого полотна – смотрят на картину неизвестного намхудожника .

Причём, мы этой картины не видим. Мы можем только догадываться, что же изобразил на ней художник.

Вспомните, как называется первая часть сочинения?

( I .Вступление).

Ребята, как вы думаете, что мы будем писать в первом пункте плана?

Наиболее важные сведения об авторе картины мы можем включить в начало сочинения, т.е. Екатерина Васильевна Сыромятникова – автор картины «Первые зрители»).

А сейчас откроем наши рабочие тетради, запишем число, классная работа, и в процессе работы над картиной будем записывать опорные слова к нашему сочинению к каждому абзацу, т.е слова-помощники.

(Многогранная личность, Сыромятникова Екатерина Васильевна, художник, живописец, автор картины, мастер кисти)

Ребята, внимательно рассмотрите картину и перечислите всё, что на ней изображено.

( Картина многоплановая.

Мы видим мастерскую художницы с мольбертом , палитрой и яркими красками на табурете, разными кистями, старинным красивым креслом и папкой с эскизам и у окна.

На заднем плане из широкого открытого окна видна лесная опушка в лучах летнего тёплого солнышка. А в центре - мальчики – герои картины.)

- Вы в ответе услышали новые слова. Обратимся к нашему рабочему словарику, чтобы объяснить лексическое значение слов, которые мы будем использовать в сочинении.

- Что такое мольберт ?

( Мольберт – подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, доску, картон.)

Что такое палитра ?

( Палитра – небольшая тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок с отверстием для пальца.А также палитрой называют подбор красочных сочетаний в картине художника.)

Как вы понимаете значение слова подрамник ?

( Подрамник – рамка, на которую натягивается холст для живописной работы. )

Опишите некоторые детали обстановки комнаты художника.

( В углу у окна, затенённое, стоит старинное кресло с изящными деревянными подлокотниками и гнутыми ножками. Тонкая светлая занавеска отодвинута до самого края полностью распахнутого окна и слегка колышется. На полу стоит керамическая ваза с букетом полевых ромашек. Можно заметить и этюдник, прислонённый к стене под окном.)

Что такое этюдник?

( Этюдник – специальный плоский деревянный ящик для хранения красок, кистей и палитры и местом для помещения этюда. Некоторые этюдники имеют выдвижные ножки, что очень удобно при рисовании на природе.

Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры.Этюд – это подготовка к большому произведению.)

Мы не видим того, что изображено на холсте художника. А как вы думаете, что он мог нарисовать?

( - Может быть, это пейзаж, который виден из окна – белоствольные берёзки и тёмный лес вдали?

- Может, это натюрморт (картина, на которой изображены фрукты, цветы, н-р ваза с полевыми цветами) – букет полевых ромашек, который стоит на полу ?

- А может, художник нарисовал их самих – непоседливыхмальчишек ?)

Что мог наблюдать художник из своего окна? Что изображено за окном?

( Через открытое окно комнаты художника виднеется прекрасный пейзаж. Мы видим белые берёзки, их молодую свежую зелень. За берёзами – поляна, трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес. Он словно окутан дымкой. )

Возникает ощущение тёплого солнца, ласкового ветерка.)

В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины.

Что так заинтересовало ребят в комнате художника?

(Мальчики заглядывают в раскрытое окно мастерской.

На лицах их написаны любопытство и живой интерес.

Старший мальчик больше смотрит на картину, а младшего больше привлекает сама обстановка мастерской.

Мальчики рады и горды, что приобщились к тайне. Ведь настоящее мастерство – это всегда тайна.)

Не будем забывать о плане сочинения. Как называется вторая часть?

(Основная часть).

Что запишем во второй части?

( II .Описание картины:

а) обстановка комнаты художницы;

б) картина на морльберте;

в) вид за окном;

г) первые зрители.)

Мы должны отразить в сочинении, то есть сделать его идеей.

Что пока у художника есть зрители, пусть даже такие юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей.)

Запишем в рабочую тетрадь слова-помощники для написания основной части

(Редкий, необычный сюжет; просторная светлая комната; старинное кресло, деревянные подлокотники, гнутые ножки; распахнутое настежь окно; тонкая светлая занавеска; мольберт, повёрнутый к окну; керамическая ваза, букет полевых ромашек; белоствольные берёзы, свежая зелень; изумрудная трава; неподдельный интерес)

Попытайтесь передать общее настроение картины.

(Общее настроение картины можно сравнить только с пейзажем за окном – яркое, красочное, летнее, приподнятое, жизнерадостное.

Когда мы смотрим на картину, то мне хочется попасть туда и взглянуть вместе с этими мальчишками на то самое полотно, которое художница только что создала, ведь это так интересно.)

Как называется третий пункт плана?

(Заключение).

Как мы его назовём?

Слова-помощники

(Яркое, красочное, летнее, приподнятое, жизнерадостное настроение)

( III .Общее настроение картины и её идея.)

Помните, ребята, в начале нашего урока мы обратили внимание на то, что картина не совсем обычная.

Вот сейчас мы с вами и выясним, в чем ее необычность.

В этом нам помогут рамочки.

Прикладываем к верхней части, что мы видим (пейзаж)

Опускаем (портрет)

Интерьер

Натюрморт

Какой можно сделать вывод ? Что картина Сыромятниковой «Первые зрители» необычна прежде всего по жанру. Здесь есть и пейзаж за окном, и интерьер комнаты, и портрет мальчиков.

А вот что, ребята, увидел на этой картине поэт Игорь Брумер

Звучит спокойная музыка. Дети рисуют элементы картины.

Картина. Комната. Мальчишки,
почти залезшие в окно.
И не читают они книжки,
и не идут смотреть кино.

Картина в комнате и краски,
и кресло мягкое в углу,
но взгляд не оторвать от сказки,
от той прекраснейшей завязки,
что расплескалась по холсту.

В картине комната и тихо,
и звука не произнести.
Мы затаим дыханье, - слышишь,
чтоб красоту не извести.

Чтоб свежесть красок не поблекла,
ещё таких сырых, живых.
Чтоб нам чудес открылась дверка,
чтоб любоваться нам на них.

7. Оценивание.

8. Домашнее задание. Написать сочинение на черновике.